Кто такой эгоист. Что такое эгоизм, кто такой эгоист
Добрый день. У меня короткий, но очень интересный для меня вопрос. Как стать эгоисткой?
Кто такой эгоист, и как это должно проявляться.
Большое спасибо.
Майя, Москва, 26 лет
Ответ арт-психолога:
Здравствуйте, Майя!
Вопрос очень интересный. Эгоизм – это противоположность альтруизма. Слова «эгоист», «эгоизм», как правило, произносятся с негативным оттенком, уличая человека в самолюбие, излишнем себялюбие, своекорыстие. Такой человек заботится исключительно о самом себе, своих потребностях, интересах, оставляя без внимания потребности, интересы других. Его жизненный девиз: «Было бы мне хорошо, а там - хоть волк траву ешь!». В такой логике представления об этом понятии уместно, на мой взгляд, следующее определение: эгоист – это человек с гипертрофированным «Эго» (от лат. ego - Я). Свое «Я» человек ставит на первое место, превыше всего. Как стать таким человеком, думаю, понятно. Это не так уж и сложно человеку с сильно заглушенным голосом совести, с потерянным самоуважением, отложенной в темный ящик способностью любить, понимать и уважать других. Если Вы решите развивать в себе это качество, то хочу предупредить Вас о законе бумеранга. Все всегда возвращается, и с лихвой. Однако у меня есть предположение, что Вы говорите о выражении «здоровый эгоизм». Его часто используют, когда говорят о «здоровом Эго» («Я») и подразумевают любовь и уважение к себе, четко простроенные личностные границы, в свою очередь, предполагая такую же обратную направленность по отношению к другим людям. Мне лично импонирует слово «гармония» или баланс между «давать-получать» и «разумом-телом и душой». Думаю, что к этому стоит стремиться, а все остальное от Лукавого…
С уважением, Фузейникова Ирина, арт-психолог
Эгоизм как качество личности – склонность к проявлению ложного Эго в уме, чувствах, разуме, действиях и поступках.
Проявления человеческой души обнаруживаются в сознании, уме, чувствах, разуме и Эго. Например, сознание пропитывает каждую клеточку человеческого организма, даря ему жизнь, и проявляется через глаза. Эго – это ощущение себя как личности, его следы легко находятся во всех проявлениях души, то есть все тело пропитано не только сознанием, но и силой ощущения себя как личности. Поэтому человек отождествляет себя с телом, хотя тело – это лишь форма для деятельности души. Происходит своеобразный самообман – человек путает форму с содержанием, душа остается молодой, несмотря на возраст тела.
Итак, у души из-за Эго существует ощущение себя как личности. Это чувство работает сугубо в двух направлениях: или жить ради кого-то или только ради себя. В первом случае душа даже теоретически не может вообразить, как можно найти счастье, живя только ради удовлетворения своих желаний. Ей представляется, что настоящее счастье достигается, когда ты принес радость другим людям, сделал им что-то приятное и полезное. Какая радость, если рад только ты один?
В отличие от духовного мира в материальном мире душе приходится адаптироваться к условиям, когда большинство людей живет ради себя. Инструментом адаптации служит ей ложное Эго , пропитывающее ум, разум и чувства человека ощущением себя как личности, желающей жить для себя. Ложное Эго захватывает духовные атрибуты души, оставляя в покое лишь саму душу. Ложное Эго заявляет: «Это моя рука, мой ум, мои чувства, мой разум, мой муж, моя машина, мой дом, моя страна и, наконец, моя Земля». Словом, ложное Эго охватывает все стороны жизни человека. Однако если человек живет только под влиянием ложного Эго, он не способен достигнуть счастья, ибо его следует искать в сфере взаимодействия двух Эго.
Там, где истинное Эго берет вес над ложным, возникает благость. Людей, ищущих счастья в бескорыстной любви, помощи людям, можно встретить повсюду, следует лишь внимательно приглядеться к окружающему миру, выйдя за рамки эгоистичного мирка своих знакомых. Там, где истинное и ложное Эго находятся в состоянии борьбы или какого-то паритета, там процветает страсть. Такие люди находятся в страсти. И, наконец, третья категория людей – людей в невежестве, живущих сугубо для себя, наплевав на окружающий мир. Люди в невежестве полностью находятся под влиянием ложного Эго, истинное Эго у них раздавлено, придушено, живет в затравленном и рабском положении. Еще И. С. Тургенев подметил: «Есть три разряда эгоистов: эгоисты, которые сами живут и жить дают другим; эгоисты, которые сами живут и не дают жить другим; наконец, эгоисты, которые и сами не живут и другим не дают».
Счастье – это бескорыстный путь к какой-то высокой цели ради других людей. Например, настоящая любовь может быть только бескорыстной. Мать любит свое новорожденное дитя бескорыстно без всяких мыслей: «Сначала ты мне сделай хорошо, тогда и я тебе сделаю хорошо, но ты сделай первый». Отношения, основанные на принципе: «Ты – мне, я – тебе», далеки от истинного понимания любви. Когда один из супругов понимает, что его используют, он очень обижается на корыстолюбие своей половинки. Великий педагог, человек в благости В. Сухомлинский писал по этому поводу: «Влюбленный в себя не может быть способным на подлинную любовь. Эгоизм — это страшный порок, отравляющий любовь. Если ты эгоист, лучше не создавай семьи».
Важнейшая функция ложного Эго – вызывать боль . «Как от сердца оторвал», — говорим мы, когда приходится что-то отдавать другим. Н. Островский заметил: «Эгоист живет только в себе и для себя, и если поковеркано его «я», то ему нечем жить». Поскольку ложное Эго пропитывает все тело и духовные атрибуты души, постольку боль возникает в теле, уме, чувствах и разуме. Если человек ожег руку, автоматически возникает боль. Боль – это сигнал ложного Эго с требованием защиты. Оно дает звонок: «Ты поступаешь неправильно со своим телом. Срочно прими меры!» Например, боль в разуме означает нежелание слушать. Человека настолько переполняет ложное Эго, что ему больно слушать слова другого. Он бросается в спор, перебивает, доказывает, возмущается и оправдывается. Даже на лекции он «сидит, как на иголках» — ложное Эго вызывает боль в разуме, и ему больно слушать лектора.
Вторая функция ложного Эго – это вызывать антагонизм , сопротивление. Если человек идет во внешний мир с единственным желанием «Я хочу «перетянуть одеяло на себя»», мир, по понятным причинам, сопротивляется. Другие люди тоже чего-то хотят. Иными словами, сопротивление возникает при взаимодействии разных ложных Эго. Когда обе стороны общаются с позиций истинного Эго, конфликт невозможен. Как только одна сторона «включает» ложное Эго, мгновенно просыпается ложное Эго у противоположной стороны, сразу возникает неприятие, недоверие и нежелание слушать. Поначалу стороны терпят проявления эгоизма, затем начинают спорить, переругиваться и конфликтовать в различных формах. Иными словами, любая форма корысти вызывает антагонизм, сопротивление и столкновение ложных Эго. Природа человека так устроена, что в нее «встроена» потребность получать счастье, отдавая свою любовь другим людям. Если человек живет в невежестве, потворствует своим желаниям и страстям, он, тем самым, разрушает себя как личность.
Обе функции действуют враждебно относительно человека, поэтому и принято считать эгоизм первым врагом личности. Так, антагонизм окружающего мира не зависит от воли и желаний человека. Чем больше эгоизм, тем сильнее внешний мир сопротивляется с человеком, и он ничего не может с этим поделать. Разрушительная деятельность ложного Эго лишает человека возможности достичь счастья. Счастье – это положительный результат от разницы сил Истинного и ложного Эго. Несчастье – это положительный результат между ложным и истинным Эго. Людвиг Фейрбах, видя разницу между истинным и ложным Эго, писал: «Различайте между злым, бесчеловечным и бессердечным эгоизмом и эгоизмом добрым, участливым, человечным; различайте между незлобивым, невольным себялюбием, находящим удовлетворение в любви к другим, и себялюбием произвольным, намеренным, находящим удовлетворение в равнодушии или даже в прямой злости по отношению к другим». Ученый, самозабвенно работающий над открытием, которое способно принести много пользы человечеству, имеет куда более изысканный вкус счастья, чем любовница, выпросившая деньги на шубу у своего «папика».
Эгоизм и альтруизм – две стороны одной медали или два полюса. Альтруист — человек, который бескорыстно помогает другим, основываясь на действии истинного Эго. Если быть последовательным, то он проявляет здоровые формы эгоизма. Тем не менее, человек всегда находится в какой-то определенной точке на шкале «Эгоизм – Альтруизм».
Петр Ковалев 2013 год
Эгоизм - качество, порицаемое обществом: это слово происходит от латинского ego - «я». И означает стремление человека к личной выгоде. Но разве оно не естественно? Стоит разобраться в том, кто такой эгоист, и так ли плохо им быть.
Распространённое мнение
Обвиняя кого-то в эгоизме, обычно имеют в виду, что человек думает только о себе. И преследует свои интересы в ущерб чужим, расталкивает всех локтями на пути к своим целям и "идёт по трупам". Вот, кто такой эгоист, по мнению большинства. который никого, кроме себя, любить не способен. Поэтому он берёт и отбирает гораздо больше, чем отдаёт, и никогда не помогает другим. Смысл его жизни - создать наилучшие условия для себя.
Альтруизм
Какое обидное слово - эгоист! Антоним к нему - альтруист - кажется, более положительная характеристика, которая звучит не так часто. Альтруист заботится об окружающих (бескорыстно и самоотверженно) то есть запросто приносит свои интересы и цели в жертву чужим. Им движут лучшие побуждения: сострадание, гуманизм, милосердие и так далее.
Борьба и единство противоположностей
Альтруист снимет с себя последнюю рубашку, лишь бы помочь ближнему. Например, женщина, которая одновременно работает, полностью организует домашнее хозяйство и занимается детьми, то есть всецело отдаёт себя семье. Её муж-эгоист считает эту ситуацию вполне естественной и искренне недоумевает, почему его вторая половина иногда бывает не в духе: она же заботится о нём, любимом. Они замечательно дополняют друг друга, не правда ли?
Крайности
Неизвестно, страдают ли крайние эгоисты от обещанного им одиночества или неодобрения окружающих, но от избытка всего, что они себе «нахапали» - да. Вот, кто такой эгоист - вовсе не такой каким ему хотелось быть любой ценой. Альтруист, впрочем, не счастливее: может быть, уверенность в собственных высоких моральных качествах и позволяет ему самоутвердиться, но в своём стремлении бесконечно отдавать он раздаст другим всего себя - увы, не бесконечного. Кстати, вместо благодарности он наверняка получит только звание бесхребетной тряпки. И даже если его последняя рубашка достанется не жадине-эгоисту, а такому же альтруисту, дошедшему до крайности и до нищеты, это не пойдёт на пользу обществу в целом: количество людей без рубашки в нём останется прежним.
Кто такой эгоист разумный?
У каждого человека есть собственные желания и потребности, и в здоровом развивающемся обществе они все должны быть учтены и согласованы между собой. Разумный эгоизм, который также называют общественным индивидуализмом, предполагает именно это: человеку следует исполнять собственные желания и достигать своих целей, заботиться о своём благополучии, но так, чтобы не ущемлять при этом интересы других людей. Такая мирная жизнь наверняка принесёт ему больше желанной радости, чем постоянная борьба со всеми и каждым за лучшее место под солнцем. Альтруисту тоже лучше быть разумным и заботиться о ближних, не упуская собственной выгоды: он может что-то дать им, только тогда, когда сам здоров, богат и счастлив.ЭГОИСТ
ЭГОИСТ
себялюбец, человек, думающий только о себе, своих удобствах и выгодах.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Павленков Ф. , 1907 .
ЭГОИСТ
франц. egoiste , от ново-латин. egoismus , эгоизм. Себялюбец.
Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней.- Михельсон А.Д. , 1865 .
ЭГОИСТ
человек, у которого чувство себялюбия стало крайностью; ставящий впереди всего свои личные интересы, думающий и заботящейся только о себе.
Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке.- Попов М. , 1907 .
ЭГОИСТ, ЭГОИСТКА
(фр. - egoiste , от ново-лат. egoismus - эгоизм). Себялюбец, себялюбица.
Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н. , 1910 .
Эгои́ст
(фр. egolste лат. ) человек, отличающийся эгоизмом.
Новый словарь иностранных слов.- by EdwART, , 2009 .
Эгоист
[фр. egoоste ] – человек, ставящий выше всего свои личные интересы
Большой словарь иностранных слов.- Издательство «ИДДК» , 2007 .
Синонимы :
Антонимы :
Смотреть что такое "ЭГОИСТ" в других словарях:
эгоист - а, м. égoïste. 1. Философ, утверждающий существование только собственной души. 80 е гг. 18 в. Бирж. 155. Человек, который думает, что только его душа имеет бытие. Аничков 1777 8. // Развитие 1990 37. 2. Человек, кому присущ, свойствен эгоизм;… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Себялюбец, себялюб, самолюбец; эгоистик, тахарь, себятник, плейер, шкурник, сухарь, эгоцентрист, волчара, эгоцентрик Словарь русских синонимов. эгоист себялюбец; себялюб, самолюб (разг.); самолюбец (устар.) Словарь синонимов русского языка.… … Словарь синонимов
ЭГОИСТ, эгоиста, муж. Человек, отличающийся эгоизмом. «Эгоист первой руки и наделал зла такую кучу, что диво, как еще земля держит.» Достоевский. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
ЭГОИСТ, а, м. Человек, отличающийся эгоизмом, себялюбец. Чёрствый э. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
1) машина на двоих; 2) водитель, паркующий авто в удобном для него месте, создавая неудобства для окружающих. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 … Автомобильный словарь
эгоист - ЭГОИСТ, а, ЭГОИСТИК, а, м. Портативный магнитофон с наушниками (плейер); человек, слушающий такой магнитофон … Словарь русского арго
Эгоизм (от лат. ego «я») 1) психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп.… … Википедия
эгоист - до мозга костей эгоист настоящий эгоист ужасный эгоист … Словарь русской идиоматики
эгоист - ЭГОИСТ1, а, м Человек, проникнутый себялюбием, думающий только о собственной пользе, выгоде и предпочитающий свои интересы интересам других людей; Син.: себялюбец, себялюб, самолюбец; Ант.: альтруист. // ж эгоистка, и, мн род. ток, дат. ткам. …… … Толковый словарь русских существительных
Самотник, себялюб Эгоизм себялюбие Ср. Дух товарищества, дух взаимопомощи и сострадания... придает всякой среде теплоту и жизненность, с утратой коих люди перестают быть людьми и становятся холодными эгоистами, неспособными ни к какому делу,… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона
Книги
- Романтический эгоист , Фредерик Бегбедер. "Романтический эгоист" Бегбедера - это, по его собственным словам, "Лего из Эго" : под маской героя то исповедуется сам автор, то наговаривает на себя выдуманный писатель, пресыщенный славой.…
англ. egoism; нем. Egoismus. Ценностная ориентация; морально-этический принцип, характеризующий поведение человека, стремящегося к удовлетворению лишь собственных потребностей и интересов, пренебрегающего чужими интересами, относящегося к др. человеку как к объекту и средству достижения своекорыстных целей. Одна из форм проявления индивидуализма; противопоставляется альтруизму.
Отличное определение
Неполное определение ↓
ЭГОИЗМ
лат. ego - Я) - принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Э. прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. "Как возможен альтруизм без эгоизма? Жертвующие жизнью суть альтруисты, а принимающие жертву, они - кто?", - писал в свое время Н. Федоров.
Феномен Э. полисемичен и многофункционален. В этических концепциях его сущность выводили либо из природы человека, его стремления к счастью (эвдемонизм), наслаждению и удовольствию (гедонизм); либо из потребности получить общественное признание (утилитаризм и прагматизм); либо из совокупности этих факторов (теории "разумного Э."). Б. Спиноза полагал, что человек руководствуется не моральным законом добра, а стремлением к самосохранению и личной выгоде, что свои земные интересы человек может отстоять без Бога. И. Кант относил Э. человека к "радикально злому", к стремлению сконцентрировать все цели на самом себе, собственной выгоде и пользе. А. Шопенгауэр называл Э. реальной пружиной поведения человека, проявлением его исконной природы. Французские философы 18 в. утверждали, что "разумное себялюбие", правильно понятый собственный интерес являются основой социальных добродетелей и успехов. По К.А. Гельвецию, противоречия между общественным и личным интересом порождены корыстью и невежеством людей, несовершенством законов, что преодолевается просвещением и моралью, "гуманностью". В этике Н. Чернышевского "разумный Э." означает сознательное и свободное подчинение человеком своих целей общему делу, от успеха которой выигрывает сам индивид. Феноменологически Э. отражает различные интенции человека. С одной стороны, тщеславие (стремление добиться успеха, славы, вызвать всеобщее восхищение), честолюбие (жажда первенства и признания), попытки реализовать право на счастье и самовыражение. "Моралисты говорят об эгоизме, как о дурной привычке, не спрашивая, может ли человек быть человеком, утратив живое чувство личности", - писал об этих желаниях А. Герцен. С другой стороны, Э. предполагает себялюбие, доходящее до эгоцентризма, корыстолюбие, равнодушие и пренебрежение к другим людям. Известны также формы группового Э. как стремления отстоять частный интерес коллектива в ущерб иным коллективным интересам. Естественно присущее природе человека моральное качество Э. должно и может быть компенсировано участливым отношением к другому, различными формами нравственной взаимности, пониманием.