Про планеты солнечной системы для детей. Развивающее занятие в старшей группе на тему «Солнечная система
Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление.
Формировать познавательное отношение к миру.
Расширять кругозор.
Воспитывающие:
Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,
Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.
Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,
Предварительная работа:
Беседа о строении солнечной системой;
Знакомство с понятиями Вселенная, космос;
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;
Разучивание стихотворений о планетах;
Беседа о планетах и их основных характеристиках;
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе «Планеты солнечной системы»
Цель: Систематизировать знания о строении Солнечной системы.
Задачи:
Обучающие:
Уточнить знания детей о строении солнечной системы: размеры планет, их расположение по отношению к Солнцу, некоторые особенностях.
Развивающие:
Развивать внимание, память, мышление.
Формировать познавательное отношение к миру.
Расширять кругозор.
Воспитывающие:
Вызвать в детях чувство сострадания и стремление оказать помощь тем, кто попал в сложную ситуацию,
Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение.
Оборудование: картинки (эмблемы) солнца и планет солнечной системы, презентация о солнечной системе, маленькое ведерко и мячики,
Предварительная работа:
Беседа о строении солнечной системой;
Знакомство с понятиями Вселенная, космос;
Рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;
Разучивание стихотворений о планетах;
Беседа о планетах и их основных характеристиках;
Ход.
Воспитатель. Ребята сегодня мне пришло необычное письмо «Электронное» (слайд 2). А написал нам ваш любимый герой мультиков Лунтик (слайд 3).
Лунтик . Здравствуйте ребята! Я прилетел к вам с «планеты» Луна. Хочу отправиться в космическое путешествие, но никак не могу собраться в дорогу. Помогите мне пожалуйста?
Воспитатель . Ребята скажите, пожалуйста, а Луна это планета?
Дети . Нет. Это спутник земли.
Воспитатель . Ребята, я думаю, Лунтик очень мало знает о космосе и ему действительно нужна помощь. Поможем ему?
Дети . Да.
Воспитатель . Отгадайте загадку?
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель,
По-английски: «астронавт»
А прусски …………. (Слайд4)
Дети . Космонавт
Воспитатель . Кто был первым космонавтом на планете? (ответы детей) (слайд 5)
Как вы думаете, каким нужно быть космонавту? (смелым, решительным, умелым, много знать, выносливым, ловким, дружелюбным, добрым здоровым, сильным, умным, терпеливым, воспитанным и т. д.)
Воспитатель
. Как назывался корабль, на котором отправился в космос Ю.А.Гагарин? («Восток»)
Воспитатель
. Вы так много знаете о космосе. А хотели бы вы сами совершить космическое путешествие? (ответы детей). Я предлагаю вам отправиться в космическое путешествие. Давайте сделаем зарядку космонавта.
Физминутка «Космонавты»
Будем очень мы стараться, (дети делают рывки согнутыми руками перед грудью)
Дружно спортом заниматься:
Бегать быстро, словно ветер, (Бегут на носочках)
Плавать лучше всех на свете. (Делают гребки руками)
Приседать и вновь вставать (Приседают)
И гантели поднимать. (Выпрямляют согнутые руки вверх)
Станем сильными, и завтра
Всех возьмут нас в космонавты! (Руки на поясе)
Д/И «Собираемся в космос» (слад 6).
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, об особенностях жизни и работы космонавтов в связи с нахождением в безвоздушном пространстве.
Дети выбирают предметы которые возьмут с собой в космос (Ракета, скафандр, телескоп, еда космонавта и карта).
Воспитатель
. Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд 11). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что то с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
Воспитатель . Давайте, проведем опыт.
Этот шарик –это планета, если положить его в ведро, то он… .,
А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.
Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Если планеты не будет двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.
Воспитатель
. Чего не хватает на ваших картах? (солонца и планет)
Приступаем к выполнению задания. Будем путешествовать по планетам солнечной системы и составлять карту.
Воспитатель
. На чем же мы отправимся в космос? (на ракете)
Физминутка «Ракета» (слайд 12)
А сейчас мы с вами, дети, улетаем на ракете.
На носки поднимись, а потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре - вот летит ракета ввысь.
Воспитатель
. Внимание! Мы приближаемся к первому объекту.
Воспитатель : Наши дети очень много знают о планетах и с удовольствием расскажут тебе, Лунтик, о них.
Д/И «КАРТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ»
Дидактическая задача: закреплять знания детей о космосе, строении солнечной системы, о планетах солнечной системы и их особенностях.
Дети по очереди берут картинки с изображением планет и крепят их на соответствующие места макета. В центр - “Солнце”, остальные «планеты» - каждая на свою орбиту.
Первый ребенок:
Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг. (Слайд 13)
Я, Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Моя поверхность раскалена. Вокруг меня вращаются девять планет и получают от меня свет и тепло.
Второй ребенок: (Слайд 14)
Меркурий – ближайшая к Солнцу планета,
Залит он лучами горячего света
Так много ему достается лучей,
Что эта планета других горячей.
Воспитатель. Меркурий – меньше нашей планеты, поверхность его каменная, здесь нет атмосферы. Как вы думаете, почему на этой планете очень жарко? (потому что она находится рядом с Солнцем). Как вы думаете, есть ли жизнь на этой планете? Выполните задание, поместите Меркурий на карту. На какой орбите находится Меркурий.
Воспитатель.
Внимание, внимание, мы приближаемся к самой красивой планете солнечной системы.
Третий ребенок: (Слайд 15)
В честь богини красоты
Названа, Венера, ты.
В облаках летаешь,
Красотою озаряешь.
Воспитатель:
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и расположите на карте. (дети выполняют задание)
Четвертый ребенок: (Слайд 16)
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивленно…
Воспитатель.
Вы догадались, что это за планета?
(Земля)
- Почему она голубого цвета? (это воздух имеет голубой цвет)
- Можно нашу планету назвать живой? Почему?
Воспитатель.
Мы немного залюбовались нашей планетой, а космический корабль уже приближается к следующей планете.
Пятый ребенок: (Слайд 17)
Я – Марс.
Над планетой красной кружат
Камни, страх и ужас
Нет горы нигде на свете,
Выше, чем здесь, на планете.
Воспитатель: На Марсе нет жизни. Марс – это пустыня, покрытая оранжево-красным песком. Поместите марс на наши карты.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Путешествие наше очень долгое. Да и какое путешествие без выхода в открытый космос. Вы хотите побывать в открытом космосе? Проверьте свои скафандры. Помните, что все движения в космосе плавные, там человек не ходит, а плавает, летает, передвигается очень медленно. (дети двигаются под музыку)
Внимание, внимание, возвращаемся на корабль. Занимайте свои места.
Наш экипаж приближаемся к самой огромной планете. (слайд 14)
Шестой ребенок: (Слайд 18)
Юпитер больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
Воспитатель.
Юпитер в 11 раз больше земли – это просто гигант.
Найдите эту планету.
На какой орбите расположен Юпитер?
Седьмой ребенок: (Слайд 19)
Сатурн непременно узнаешь в лицо,
Его окружает большое кольцо.
Когда-то давно там замерзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
Воспитатель.
Сатурн – красивая планета,
с кольцами камней и льда
На какую орбиту вы их поместите?
Воспитатель: Экипаж, внимание, мы приближаемся к следующей планете!
Восьмой ребенок: (Слайд 20)
Я Уран.
Я уже который век
Среди братьев-римлян грек,
И сквозь космоса тоску
Мчусь я, лежа на боку.
Воспитатель: Уран - это единственная планета, которая вращается лёжа на боку. Этакий лежебока!
Приготовились….Наше путешествие продолжается.
Девятый ребенок: (Слайд 21)
Я – Нептун.
На планете синей-синей
Дует ветер очень сильный.
Год на ней велик весьма -
Длится 40 лет зима.
Воспитатель:
Нептун кажется голубым потому, что ее окружает газ метан.
Внимание всех членов экипажа, наше путешествие подходит к концу и мы приближаемся к последней планете.
Как она называется.? (Плутон)
Десятый ребенок: (Слайд 22)
Я - Плутон.
Нужно 5 часов, чтоб свету
Долететь до сей планеты,
И поэтому-то я
В телескопы не видна!
Воспитатель: Плутон – самая удаленная от Солнца планета. Это очень маленькая и самая холодная планета Солнечной системы. Расположите последнюю планету на вашей карте.
Воспитатель:
Посмотрите, мы справились и составили карту Солнечной системы. Сравните свои карты с солнечной системой.
Воспитатель:
Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты. Давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии. Ответьте на вопросы.
Сколько планет в солнечной системе?
Как называется самая близкая к солнцу планета?
Какая планета самая маленькая?
Какая самая большая?
Какую планету окружают кольца?
Назовите обитаемую планету солнечной системы?
Молодцы, вы ответили на все вопросы, составили замечательные карты, по которой может отправиться в путешествовать наш друг Лунтик. Я обязательно сегодня отправлю Лунти карту «Солнечной системы» (слайд23).
Направление: «Познавательно – речевое развитие»
Образовательные области : (познание, физическая культура, здоровье, социализация, труд)
Ход занятия:
1ч. Дети сидят за столами.
Восп.: Сейчас я загадаю вам загадку, а вы попробуйте ее отгадать.
Загадка:
По темному небу
Рассыпан горошек,
Цветной карамели
Из сахарной крошки.
И только тогда,
Когда утро настанет
Вся карамель
Пропадет и растает.
Дети: Звезды.
Восп.: Молодцы. Правильно.
Воспитатель демонстрирует карту звездного неба.
Восп.: Дети, как Вы думаете, что это? (показывает карту)
Дети: Карта ночного звездного неба.
Восп.: Посмотрите, сколько здесь звезд, попробуйте их сосчитать и вы сразу запутаетесь. А где находятся звезды?
Дети: Во Вселенной, в космосе,в Галактике, в космическом пространстве.
Восп.: А кто знает, что такое Галактика?
Дети: Это огромное скопление звезд. Наша Галактика называется Млечный путь.
Восп.: Кто может сказать, что такое звезды?
Дети: Звезды – это большие шары, состоящие из газа и пыли.
Восп.: Правильно. Вселенная бесконечна, одни звезды – крупные, они ближе к нам, другие – мелкие, еле заметные, очень далеко находятся от нас, поэтому и кажутся очень маленькими. Никто на Земле пока не знает, есть ли жизнь на Звездах. Но все – равно на звездное небо интересно смотреть, наблюдать за падающими звездами.
На самом деле, Звезда – это огромный газовый шар. Она рождается из газа и пыли, а угасает, когда заканчивается топливо. Названия каких звезд и созвездий вы
Дети: Созвездие Большой Медведицы, Малой Медведицы, Полярная звезда, Андромеда.
Восп.: Молодцы. Мы с вами поговорили о звездах, а теперь. Поговорим о Солнце.
(прикрепляет солнце на магнитную доску)
2ч. Восп.: Как вы думаете, что такое Солнце?
Дети: - Солнце – это большая звезда.
Солнце – это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.
Солнце – намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.
На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
Восп.: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите на эту карту (показывает карту Солнечной системы).
Это Солнце и его планеты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.
Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?
Дети : Девять.
Восп.: Названия каких планет вы знаете?
Дети: Меркурий, Земля, Сатурн.
Восп.: Какая планета самая ближайшая к солнцу?
Дети: Меркурий.
Восп.: Какая по счету находится планета Земля?
Дети: Третья от Солнца.
Восп.: Какая планета считается самой красивой?
Дети: Сатурн.
Восп.: Молодцы.
3ч. Восп.: А теперь давайте попробуем создать свою Солнечную Систему (на магнитную доску прикрепляет Солнце).
Какая самая ближайшая планета от Солнца?
Дети: отвечают:
1 реб.: Меркурий – самая ближайшая к Солнцу планета. На этой планете очень, очень жарко.
Восп.: Какая следующая планета?
2 реб.: Венера – на этой планете плотная оболочка, которая удерживает тепло. Для людей – очень жаркая планета.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Хорошо. Какая следующая планета?
3 реб.: Земля – это наш дом. Единственная планета, на которой существует жизнь.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Отлично. Какая планета будет следующей?
4 реб.: Марс – эта планета красного цвета. Марс – холодный, сухой и скалистый.
(прикрепляет планету на свою орбиту)
Восп.: Что вы скажете о следующей планете?
5 реб.: Юпитер – самая большая планета в солнечной системе. Состоит из жидкости, газа и металла.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Кто назовет следующую планету?
6 реб.: Сатурн – легко узнать по светящимся кольцам. Самая красивая и необыкновенная планета.
(прикрепляет свою планету на доску)
Восп.: Какая планета будет следующей?
7 реб.: Уран – это ледяной гигант, который состоит из газа. Очень тяжелая планета, тяжелее Земли, у нее нет твердой оболочки.
(прикрепляет на доску)
Восп.: Хорошо. А что насчет следующей планеты?
8 реб.: Нептун – эта планета похожа на штормовое море, но только на газовое с неспокойной атмосферой.
(прикрепляет планету на доску)
Восп.: Ну, и, последняя планета?
9 реб.: Плутон – планета, которую открыли совсем недавно. Это маленький замерзший шарик, который называется карликовой планетой – расположена дальше всех от солнца.
(прикрепляет на доску)
Восп.: Молодцы. Вот мы и создали свой макет Солнечной Системы и его планет. Как красиво у нас получилось.
4ч. Физкультминутка.
Восп.: А теперь давайте немножко отдохнем и сделаем зарядку.
Ребята, встаньте рядом со своими партами. Начали.
Дети: выполняют зарядку:
По порядку – правая рука вверх,
Все планеты – левая рука вверх,
Назовет любой – правая рука виз,
Из нас – левая рука вниз,
Раз – Меркурий – правая рука на пояс,
Два – Венера – левая рука на пояс,
Три – Земля – правая рука на плечо,
Четыре – Марс – левая рука на плечо,
Пять – Юпитер – правая рука вверх,
Шесть – Сатурн – левая рука вверх,
Семь – Уран – правая рука на плечо,
За ним – Нептун – левая рука на плечо,
Он восьмым – правая рука на пояс,
Идет по счету – левая рука на пояс,
А за ним – правая рука вниз,
Уже потом – левая рука вниз,
И девятая планета – маршируют на месте,
Под названием – Плутон – маршируют на месте.
Восп.: Молодцы. Занимаем свои места.
Дети: Садятся за столы.
5ч. Восп.: Сегодня мы много говорили о Солнце, и попробуем сделать Солнечные часы, чтобы наблюдать за изменениями движения Солнца. Для этого нам понадобятся картон, карандаш и ножницы.
Восп.: Показывает ход работы:
Действие воспитателя |
Действие детей |
Вырежем ровный круг из картона. |
Вырезают |
Наметим карандашом центр и проткнем его. |
Намечают, Протыкают |
Вставим в середину карандаш. |
Вставляют карандаш |
Восп.: Часы готовы. С помощью них мы будем наблюдать за изменением положения солнца, в этом нам поможет тень, которую отбрасывают все предметы, освященные солнцем.
Эксперимент:
Воспитатель лампой (солнцем) светит на карандаш, от него отражается тень. Отмечаем карандашом на круге. Солнце движется – тень появляется в другом месте. Вот так вы сможете наблюдать за движением солнца.
Дети: Выставляют на стол часы и выполняют работу.
Восп.: А сейчас Варя прочитает нам стихотворение «Земля».
Варя:
Давайте будем любить планету
Другой такой ведь на свете нету.
Развеем над нею и тучи и дым,
В обиду ее никому не дадим.
Воспитатель подводит итоги:
Восп.: Молодцы. Сегодня мне понравилось как вы занимались, правильно отвечали на вопросы. Много знаете о Солнце и его планетах.
Я хочу наградить вас медалями, чтобы вы помнили о нашем интересном и познавательном занятии.
(раздает медали)
Восп.: Дети, а что больше всего вам понравилось на нашем занятии?
Задачи:
- Образовательные : расширять знания детей о Солнце, как о звезде, о планетах, строении Солнечной системы; учить задумывать содержание и выполнять свой замысел в рисунке, совершенствовать технику рисования фантазийных образов.
- Развивающие : развивать логическое и ассоциативное мышление, зрительную, слуховую память, внимание, любознательность, продуктивное воображение; мелкую моторику рук; активизировать словарь.
- Воспитательные : умение работать сообща; воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность; эстетическое отношение к природе через рисование планет.
Материалы:
- Демонстрационный: посылка, письмо, видеоматериалы о Солнечной системе; изображения планет; карточки с названиями планет Солнечной системы; картинки с изображением планет по размерам; таблица с занимательным кроссвордом; музыкальное сопровождение.
- Раздаточный: бумажные тарелки разного размера, восковые мелки, акварельные краски, палитра, кисточки, поролоновые подушечки, баночки с водой, салфетки, листы бумаги на каждого ребенка.
Предварительная работа:
- Беседы и чтение познавательной и художественной литературы о космосе;
- рассматривание иллюстраций и видеоматериалов;
- дидактические игры;
- опыты и наблюдения;
- освоение техники акварели.
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, Вы любите путешествовать? (ответы детей).
Тогда куда сегодня мы пойдем, полетим или поплывем? (Ответы детей).
Вы знаете, я даже растерялась, какой же будет курс нашего путешествия?
Воспитатель говорит детям, что когда она пришла утром в группу, почтальон принес странную посылку (показывает детям), на которой написано: “Для детей подготовительной группы, открыть во вторник утром”.
Какой сегодня день недели? А какое сейчас время суток?
(Ответы детей).
Все правильно, тогда можно открывать.
Ребята, здесь письмо!
Воспитатель читает письмо.
“Дорогие друзья!
Я составил для Вас занимательный кроссворд.
Уверен, что вы его быстро и легко решите.
А выделенное по вертикали слово поможет определить цель вашего путешествия. Удачи. Знайка.”
Воспитатель прикрепляет на доску кроссворд, предлагает его разгадать. Читая задания, просит детей вписывать в таблицу правильные ответы.
Выполнив все задания, дети читают ключевое слово - “КОСМОС”.
Воспитатель : И так, наше сегодняшнее путешествие будет... космическим.
Ребята, как Вы думаете, почему именно это слово зашифровал Знайка?
(Ответы детей).
Конечно, сегодня 12 апреля – день космонавтики. Более 50 лет назад в этот день наш космонавт Юрий Гагарин совершил свой первый полет в космос.
В космосе много тайн и загадок. А Вы умеете разгадывать загадки?
(Ответы детей).
Воспитатель загадывает детям загадку:
“Голубая, круглая,
В небе проплывает,
На ней мы все живем,
Как ее называют?”
Это – ... наша планета Земля. Но она не одинока во Вселенной.
Воспитатель вместе с детьми просматривает видеоматериалы о
Солнечной системе, рассказывая о ней.
Воспитатель : Ребята, присмотритесь внимательно к Солнцу. Это – огромная звезда, состоящая из раскаленных газов. Солнце находится так далеко, что его лучи достигают Земли только через 8 минут. Оно такое большое, что может вместить в себя свыше миллиона Земель. Вблизи Солнца можно разглядеть несколько крохотных звездочек, они сопровождают его со всех сторон. Но для этого необходимо вооружиться телескопами. Давайте сделаем их из листов бумаги, путем скручивания в трубочку.
Дети делают телескопы и смотрят в них.
Воспитатель : Оказывается, это не огненные шары, как все звезды, а темные твердые каменные шары, освещенные солнцем, - планеты.
Планеты сами не светятся. Они “светят” только потому, что горит Солнце. Потухнет Солнце – сразу же потухнут и все планеты.
Планета в переводе с греческого – “блуждающая звезда”.
Как Вы думаете, чем же планеты отличаются от звезд? (ответы детей).
Звезды состоят из раскаленных газов, а планеты – из твердых, жидких частиц и газов.
У Солнца есть дружная семья, в которой оно – глава. Это – 9 планет, вращающихся вокруг Солнца. Все вместе они образуют систему, которая называется Солнечной. Планеты ходят не хороводом, а у каждой свой путь, свой круг, и не одна планета никогда не уйдет от Солнца, их удерживает сила солнечного притяжения. Скорость движения планет разная. У большинства из них есть луны. Луна – твердый шар, который крутится вокруг планеты, сияет не своим, а отраженным солнечным светом.
Сейчас люди осваивают всю Солнечную систему: запускают космические автоматы к планетам, готовят ракеты и космонавтов для путешествия к ним и здесь их ждет много удивительных открытий.
Давайте и мы познакомимся с этими планетами поближе. Для этого я предлагаю Вам отправиться в воображаемое космическое путешествие на ракете. Произносим волшебные слова: “Раз, два, три - ракета в космос унеси!”
(Дети произносят слова).
Воспитатель : И вот мы уже в бескрайних просторах космоса.
Под плавную музыку ребята выполняют различные упражнения, имитируя движения космонавтов в невесомости.
Воспитатель : Приземлимся на родную Землю и посмотрим с нее на другие планеты.
(Дети садятся на ковер).
Сейчас мы с Вами попробуем найти планеты и выложить Солнечную систему.
Перед детьми на мольбертах выставлены карточки с изображением Солнца и планет Солнечной системы, их названиями.
Воспитатель просит детей внимательно слушать и смотреть: по данному ей описанию попробовать найти каждую из планет Солнечной системы, подобрать карточку с ее названием, правильно расположить.
Планета твердая, каменистая, очень похожая на Луну, но самая быстрая и поворотливая (Меркурий).
Очень яркая планета, она отражает солнечный свет, поэтому кажется светящимся шаром. Ее поверхность скрывают белые, плотные, ядовитые облака. Названа в честь богини (Венера).
Прекрасный голубой шар с белыми пятнами. Это единственная, известная нам, обитаемая планета, на которой есть вода и воздух (Земля).
По цвету похожа на огонь, на пламя костра. Иногда ее называют Красной планетой, состоит из красного камня (Марс).
Сплошной горячий океан, на планете нет суши, но есть луны – 4 крохотные звездочки (Юпитер).
Самая красивая планета, видна как яркая белая звезда. Вокруг имеются огромные кольца из кусков камня и льда. У нее 10 лун, причем одна почти такого же размера, как Меркурий (Сатурн).
Состоит из газов. Планета синего цвета, названа в честь древнегреческого бога морей (Нептун).
Планета окружена 9 кольцами, ядро состоит главным образом из льдов и горных пород (Уран).
Состоит из камня и льда, ее обнаружили последней (Плутон).
В Солнечной системе еще много неоткрытых малых планет, они называются астероидами.
По мере необходимости воспитатель оказывает помощь.
Воспитатель : Молодцы! Вы хорошо справились с заданием.
После того, как все планеты выложены, дети их рассматривают, и отвечают на вопросы воспитателя:
- Чем отличаются планеты друг от друга?
- Что у них общего?
- Солнце греет планеты своими лучами. Одни планеты ближе к Солнцу, другие – дальше. Значит, на всех планетах разная погода.
- Найдите самые ближние к Солнцу планеты.
- На какой планете будет больше света и тепла – на самой ближней к Солнцу или самой дальней от него?
- Назовите самую холодную планету.
- На какой планете будет не жарко и не холодно?
- Что можно сказать о планете Земля?
Организуется игра “Живая Солнечная система”.
Дети берут карточки с изображением планет солнечной системы, выстраиваются вокруг Солнца, начинают движение каждый по своему кругу, произнося считалочку:
- Раз – Меркурий.
- Два – Венера.
- Три – Земля.
- Четыре – Марс.
- Пять – Юпитер.
- Шесть – Сатурн.
- Семь – Уран.
- Восемь - Нептун.
- Девять - маленький Плутон.
- Солнце – главный чемпион.
(Поочередно дети поднимают карточку с изображением соответствующей планеты).
(Дети садятся).
Воспитатель : Все планеты разного размера. Детям демонстрируется видео “Сравнение планет по размерам”.
Давайте проверим, так ли хорошо Вы все запомнили. Детям предлагается разложить карточки с изображением планет:
В одну линию от самой большой до самой маленькой.
- Найти самые большие планеты
- Найти гигантскую планету.
- Найти самую маленькую планету.
Разделить планеты на три группы: малые, средние, гиганты.
Воспитатель : Очень хорошо, ребята! Спасибо Вам за это замечательное путешествие, в котором мы узнали много нового, интересного и полезного о Солнечной системе. Но нам пора возвращаться в группу. Занимаем места в ракете, говорим волшебные слова: “Раз, два, три – ракета в группу нас верни!”.
(Дети произносят слова).
Воспитатель : Теперь я приглашаю Вас занять свои места в ИЗО-студии и отразить свои впечатления о путешествии в рисунке.
Воспитатель предлагает пофантазировать: какого цвета будет их планета, чем покрыта, кто может ее населять и превратить бумажную тарелочку в свою необычную планету. Чтобы планеты светились в космосе, их нужно сделать яркими и чистыми цветами.
Воспитатель напоминает детям о приеме рисования “по сырому”. Этот способ позволяет получить интересные цвета и оригинальные оттенки, а также плавное перетекание одного тона в другом.
Дети выбирают материалы и начинают рисовать фантастические картины планет по своим замыслам. Во время рисования звучит негромкая, легкая инструментальная музыка.
При необходимости воспитатель оказывает детям индивидуальную помощь, побуждает тех, кто работает быстрее, вносить дополнения в рисунок.
Анализ занятия
Воспитатель, собирая работы, одобряет их, особенно отмечая оригинальность и проявленное творчество. Дети рассматривают работы друг друга, рассказывают о своих планетах, дают им названия. Из выполненных детских работ выкладывается большое панно “К планетам Солнечной системы”.
Дети приводят в порядок свои рабочие места, моют руки.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация.
Цель: систематизировать знания о строении Солнечной системы.
Развивающие задачи:
1. Развивать воображение, фантазию, логическое мышление путем создания проблемной ситуации, умение находить закономерность.
2. Развивать диалогическую речь (высказывать и доказывать свою точку зрения).
3. Развивать мелкую моторику, зрительно-моторную координацию.
4. Развивать память, слуховое внимание.
5. Учить ориентироваться на плоскости, действовать по словесной инструкции.
6. Развивать связную речь.
7. Развивать умение отгадывать загадки.
8. Развивать общий кругозор.
9. Вызвать интерес к космическому пространству.
Образовательные задачи:
1. Расширять знания о небесных телах (работа с картой солнечной системы, рассказ о космосе, планете).
2. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, метеорит).
3. Закрепление называния геометрических фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, трапеция, овал.
4. Упражнять в счете в пределах 10 (20).
5. Упражнять в правильности употребления предлогов и падежных окончаний в речи детей.
6. Упражнять умение детей выделять заданный предлог в предложении.
Воспитательные задачи:
1. Включить каждого ребенка в деятельность и создать благоприятную атмосферу в группе (создание положительного эмоционального фона, настрой на совместную деятельность).
2. Развивать у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, чувствования группы) проявлять умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня на занятие пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
II. Эмоциональная настройка.
Воспитатель: Ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я — твой друг и ты — мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
и садятся на свои места.
Воспитатель: Ребята, сегодня по электронной почте получила необычное письмо!(читает ребенок).
Земляне помогите! Наши планеты сошли с орбит. Ждем вашей помощи,
Чтобы помочь нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы!
Воспитатель: Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. Возьму-ка я старую карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедим? (нет) почему?
Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедим?(нет) почему?
Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим?(на ракете). А почему именно ракета? (ответ детей) Давайте узнаем скольки-ступенчатая наша ракета. Чтобы узнать надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов?(3 слога).
Воспитатель: Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.
Воспитатель проводит с детьми гимнастику:
Завести моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты(кончики пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты (присесть)
Пуск!(резко подпрыгивать и руки в верх).
Музыка (прилет в космос)
1. МЕРКУРИЙ
Воспитатель: Внимание. Посмотрите в иллюминаторы к какой планете мы приближаемся?(дети читают название на слайде)
Ребята, что вы сами знаете о планете Меркурий.
В.молодцы! Меркурий- самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. А вчера на мою планету упало много метеоритов.
Воспитатель: Вы знаете, что такое метеорит?
Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.
Воспитатель: Почему такие разные кратеры? (зависит с какой высоты упал метеорит). Молодцы, справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Берем курс на Следующую планету.
2. ВЕНЕРА
Воспитатель: Мы прибыли на какую планету? (читают слайд Венера). Что вы знаете о этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая горячая планета. Окружена плотной атмосферой, богатой сернистым газом.
Мы будем приземлятся на планету? Почему?
Воспитатель: Ребята, чтобы продолжать путешествие, вам нужно справиться с заданием.
Какие сказочные космические существа летают вокруг Венеры? (инопланетяни)
Рассмотреть рисунки и найти различия в изображении инопланетян.
Воспитатель: Молодцы! Отправляемся дальше.
3. ЗЕМЛЯ
Воспитатель: Мы пролетаем мимо (над) нашей планеты. Как называется планета на которой мы живем? (Земля).Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).
Ой ребята на нашей ракете появился гость. Если вы отгадаете мою загадку, вы узнаете, кто это за гость.
Воспитатель загадывает загадку.
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел —
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
(Приготовить цветы).
Игра «Цветочная поляна».
Воспитатель: Где же нам поселить нашу бабочку? (На цветке). Если бабочка захочет есть, где она найдет нектар? (На цветке). Выглянет теплое солнышко, где она будет летать? (Над цветком). Подует холодный ветер, куда она спрячется? (Под цветок).
Воспитатель: Молодцы! Берем курс на следующую планету.
4. МАРС
Воспитатель: Как она называется? (Марс).
Ребята, вы знаете, как эту планету называли раньше?(Планетой войны) верно.
На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп.
Словесная игра:(1, 3, 5)
Спутник, ракета, космонавт, комета, планета, звезда.
Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие продолжается.
5. ЮПИТЕР
Воспитатель: Мы прилетели на планету (Юпитер). Что вы знаете о этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно. Чтобы нам выбрать правильный путь нам надо расположить звезды по порядку (от 1 до 20). Молодцы!
Воспитатель: Берем курс на Следующую планету (Сатурн).
6. САТУРН
Воспитатель: Что вы знаете о этой планете?
Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.
Ребята, смотрите, инопланетяне послали нам послания, буквы перепутаны давайте их попробуем разгадать. (схема рисунков)
Воспитатель: Молодцы!
7. УРАН
Воспитатель: Уран — это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Игра антонимы: планеты бывают разные:
Далекие и близкие
Холодные и теплые
Большие и маленькие
Твердые и мягкие
Тяжелые — легкие
8. НЕПТУН
Воспитатель: Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
Ребята вы уже говорили что в космосе летают сказочные инопланетяне. Давайте сейчас каждый из вас превратится в космического героя.
Музыка (танцуют свободно по своему выбору).
Воспитатель: Чтобы взлететь нужно отгадать загадки. Готовы: (в книге картинки)
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб
Нужен мощный ….телескоп.
Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет
Нам расскажет обо всем
умный дядя …астроном
Астроном- он звездочет
Знает все наперечет
Только лучше всех видна
В небе полная …луна
До луны не может птица
Долететь и прилуниться
Но зато умеет это
Делать быстрая…ракета
У ракеты есть водитель
Невесомости любитель
По-английски: астронавт
А по-русски…космонавт.
9. ПЛУТОН
Воспитатель: Ребята, а теперь нас ждет самая далекая планета – Как она называется (Плутон). Мы приближаемся. Как вы думаете холодная эта планета или теплая?
Дети: Это очень холодная планета.
Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца и она очень маленькая.
Ребята, давайте подарим жителям этой планеты звезду чтоб она их согревала. Для этого надо разгадать кроссворд и узнать название зашифрованной звезды: (звезда-СОЛНЦЕ)
1. Планета Солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за ее красный цвет (МАРС)
2. Самая далекая от солнца и самая маленькая планета Солнечной системы (ПЛУТОН)
3. Спутник Земли (ЛУНА)
4. Вторая от солнца планета Солнечной системы, соседка Земли (ВЕНЕРА)
5.Чем знаменита планета Сатурн (КОЛЬЦО)
Воспитатель: Молодцы. Но чтобы вернуться домой, нам нужно заправить ракету звездной пылью, давайте снимем немного звезд с неба. Чтобы звездной пыли хватило долететь домой нужно 6 звезд, 3 мы уже сняли. Сколько нам нужно еще взять звездочек? (правильно 3 звезды). Воспитатель снимает со звездной карты звездочки, давая возможность детям посчитать их.
Ракета заправлена, маршрут определен. Давайте сядем в специальные кресла космонавтов. Закроем глаза и вместе начнем отсчет от 10 до 0.
Обратный отсчет.
Воспитатель: С возвращением на планету Земля. Ребята, раздался сигнал тревоги, к нашей планете приближаются осколки астероида. (А вы знаете что такое астероид)
Предлагаю детям подойти к столу и посмотреть что там такое. На столе ватман, на нем приклеено Солнце.
Воспитатель: Чего не хватает? (планет) Мы спасемся, если в правильном порядке расставим планеты на свои орбиты.
Дети приклеивают планеты соотнося с цифрой.
Вам понравилось космическое путешествие?
Ответы детей.
Воспитатель: А на каких планетах вы бывали? (Музыкальный слайд)
Дети называют по порядку все планеты.
Назовет любой из вас:
Раз – Меркурий
Два –Венера
Три –Земля
Четыре –Марс
Пять –Юпитер
Шесть –Сатурн
Семь –Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием – Плутон.
Воспитатель: Молодцы. Я знаю, что вы показали себя смелыми и дружными ребятами.
Ольга Осокина
Конспект НОД в старшей группе «Солнечная система»
Образовательная область : «Познание»
Цель : создание условий для формирования представлений детей о солнечной системе .
Задачи :
1. Расширять представления детей о небесных телах, составляющих солнечную систему .
2. Закреплять знания детей о классификации (расположении) планет солнечной системы .
3. Способствовать развитию мыслительных операций (умозаключение, сравнение) .
4. Упражнять в умении вести диалог, совершенствуя виды речевого общения.
5. Воспитывать уважение к товарищам при взаимодействии друг с другом.
Стук в дверь, вносится посылка.
Ребята посмотрите здесь клубочки, они все круглой формы и разные по величине, и их всего 9. Прямо, какая- то загадка, спиц нет? Что они нам могут напомнить? С чем мы можем их сравнить? (рассуждения детей)
Я знаю, что вы все любите путешествовать, где вы уже бывали?
А я вам сегодня предлагаю отправиться путешествовать в космос. Согласны?
О чём бы вы хотели узнать в путешествии?
Наверное, мне надо достать моё нарядное бальное платье как у золушки? А как надо собраться для путешествия в космос? (ответы детей)
Внимание! Одеть скафандры! Пройдём в космическую ракету, пристегнуть ремни. К полёту, готовы? Начинаем отсчёт : 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1 пуск)
Внимание! Внимание! Вас приветствует бортовой компьютер! Наш корабль находиться в солнечной системе . Ознакомьтесь с её достопримечательностью. В центре Солнечной системы находиться Солнце .) Солнце -это звезда - огромный раскалённый шар. Этот шар излучает тепло и свет, который так необходим всему живому -людям, животным, растениям.
У звезды Солнце есть своя семья , только это не сыночки и дочки, а планеты. Сколько вы знаете планет Солнечной системы ? (9) Все они разные по величине и все они намного меньше Солнца . В этой семье всегда царит порядок. Никто не мешает друг, другу, никто никого не толкает. Каждая планета имеет свой путь, по которому кружит вокруг Солнца и никуда с него не уходит. Как называется путь, по которому движется планета? (орбита)
Продолжаем наше путешествие : В солнечной системе есть две самые маленькие планеты : Как называется планета, которая находиться ближе всех с Солнцу ? (Меркурий) , так как она находиться ближе всех к Солнцу , температура там выше, чем огонь в печи. А самая маленькая и холодная планета как называется? (Плутон) ) Как вы думаете почему она холодная? (Находиться дальше всех от Солнца , солнечные лучи до него не доходят) Сможет ли на этой планете кто-то жить? Почему?
Внимание мы приближаемся ко второй планете от солнца , к Венере) на эту планету учёные отправляли космические лаборатории, и оказалось, что на этой планете и днём и ночью бушуют грозы. А атмосфера (воздух) состоит из ядовитых газов. Как вы думаете на этой планете жить можно? Почему?
Мы приближаемся к самой большой планете солнечной системы . Это Юпитер) На этой планете нет твёрдых поверхностей, она состоит из газа, который образует вещество похоже на желе. На нашем пути появилась ещё планета гигант) Как называется эта планета? (Сатурн)
Эта планета состоит из жидкости и газа, планета известна своими великолепными кольцами, каждое из колец Сатурна состоит из газов, частиц льда, камней, и песка.
Как вы думаете, на этих планетах может, что-нибудь расти или жить? Почему?
Смотрите, ещё 2 далёкие планеты встретились на нашем пути. Уран) Нептун) - эти планеты находятся от Солнца далеко , поэтому солнечные лучи до них добраться не могут, и температура на этих планетах очень холодная, можно превратиться в ледышку.
Смотрите мы приближаемся к ещё одной интересной планете -Марс, её иногда называют Красной планетой, потому что она состоит из красного камня. На эту планету учёные отправляли космические корабли, которые обнаружили, что воды на ней нет, а атмосфера (воздух) состоит из газа.
Осталась ещё одна планета. Как она называется? (Земля) ) Что вы мне можете рассказать об этой планете? Да дорогие земляне вы обладаете информацией о планете. Земля - это третья планета от Солнца , где есть жизнь.
Давайте немного поиграем «Утро настало, солнышко встало » . Утром солнышко встаёт , поднимается из-за горизонта. Просыпается всё живое на земле, все тянуться к солнцу . Радуются насекомые, порхают, кружатся в воздухе. На лесной опушке прыгают зайчишки.
Улыбаются друг другу мальчишки и девчонки. Всех обогрело солнышко , а вечером снова ушло спать.
А теперь нам пора возвращаться на землю из нашего путешествия. Внимание, пристегните ремни!)
Теперь я поняла, почему клубочки нам напомнили планеты. Их 9 и 9 планет. Давайте представим что клубочки это планеты солнечной системы , их надо поместить туда, где они должны быть расположены вокруг солнца на нашем звёздном небосклоне, (раскладывают клубочки)
А сейчас я вам предлагаю изобразить в нашей мастерской, те планеты, которые вам больше всех понравились, но сначала мы разомнём наши пальчики. (Запоминайка) )