Проект прилет птиц. Интеграция образовательных областей
Елена Евсеенко
Познавательный проект «Пришла весна, прилетели птицы.»
Познавательный проект «Пришла весна ,прилетели птицы .»
Образовательное учреждение : МБДОУ ДС КВ №5 ст. Ясенская МО Ейский район.
Вид проекта : познавательно- творческий .
Цель проекта :
Формирование у детей представлений об особенностях жизни перелетных птиц
Развитие познавательного интереса к родной природе
Воспитание бережного и заботливого отношения к птицам
Развитие у детей устойчивого интереса к русской народной культуре в процессе ознакомления с народными обычаями и традициями.
Задачи проекта :
Расширить и закрепить представления о внешнем виде и о частях тела перелетных птиц
Расширить и закрепить представления о жизни перелетных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания : чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелета
Развивать логические умения : доказательство, синтез, анализ
Устанавливать причинно-следственные связи, учить делать выводы
Воспитывать интерес к живой природе, развивать любознательность
Вызвать у детей желание знакомиться с устным народным творчеством
Развивать художественно-творческую деятельность
Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием.
Предполагаемый результат :
Выставка детских работ (лепка, аппликация, рисование,)
Совместные работы родителей и детей
Речевое творчество детей
Дидактические игры и пособия
Досуг «День птиц »
Актуальность : позволит расширить и углубить знания детей о птицах , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме.
Участники проекта : дети старшей группы (5-6 лет, родители, воспитатели.
Продолжительность : краткосрочный.
Планирование деятельности.
Д/и «Назови перелетных птиц » , "Угадай по описанию", «Назови птенцов перелетных птиц » , «Ай да птица , что за птица !» , «Назови одним словом» , «Назови ласково, «Птицы и их детеныши » ," Раздели птиц на перелетных и зимующих", «Составь рассказ о птице , «Сколько птичек?» , «Чей хвост длиннее?» , «Четвертый лишний» .
Чтение рассказов Д. Н. Мамин-Сибиряк «Серая шейка» , Г. Снегирев «Птицы наших лесов » , В. Бианки «Синичкин календарь» , «Чей нос лучше» , Разучивание наизусть стихотворения «Перелетные птицы » , рассказы о птицах - «Скворцы» Куприн А. И., «Жаворонок» Соколов-Микитов Иван Сергеевич, В. Берестов "Птицы ", А. Яшин "Покормите птиц зимой ".
П/и «Птицы , гнезда, птенцы» , «Стайка» , «Птица раз , птица два » , «Птички в гнездышках» , «Птица и кошка » , «Перелет птиц » , "Воробушки и автомобиль" «Поймай и назови» (с мячом, «Лягушка и цапля» , "Лиса в курятнике"«Гуси-лебеди» , «Охотники и утки» , «Птички и бабочки» .
Загадки о перелетных птицах .
Составление рассказа по картине А. К. Саврасов «Грачи прилетели »
Консультация для родителей "Кормушки своими руками".
Аппликация «Скворечник для скворца» .
Рисование «Жаворонок»
Лепка "Птицы на кормушке "
Выставка книг по теме «Перелетные птицы » с иллюстрациями.
Беседа "Что мы знаем о птицах "
Раскрашивание силуэтов птиц .
Пальчиковая гимнастика "Воробушки и птички","Птенцы в гнезде".
Разучивание поговорок "Всякая птица своим пером гордится","У каждой пташки свои замашки".
Беседа : «Почему перелётные птицы осенью покидают нас ?»
Наблюдение за перелетными птицами .
Ручной труд оригами "Лебедь"
Создание альбома для рассматривания «Перелетные птицы »
Методическая литература.
И. М. Молчанова. Экологические беседы для старших дошкольников.
О. В. Епифанова. Развитие речи. Окружающий мир.
О. В. Мариничева. Учим детей наблюдать и рассказывать : времена года.
В. Н. Волчкова. Экология. Конспекты занятий.
Организация деятельности детей на прогулке. Старшая группа. Т. Г. Кобзева, Г. С. Александрова, И. А. Холодова.
Агеева И. Д. 500 загадок-складок для детей.
Кравченко И. В., Долгова Т. Л., Прогулки в детском саду. Старшая и подготовительная к школе группы : Методическое пособие / Под ред. Г. М. Киселёвой, л. И. Понаморёвой. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 208 с.
Елисеева Л. Н. Хрестоматия. Пособие для воспитателя детского сада.
Публикации по теме:
Конспект занятия «Пришла весна, прилетели птицы» Цель занятия: Развивать художественное восприятие, видение содержания и средств выразительности живописи; цветосочетание весенней природы,.
«Пришла весна - прилетели птицы». Конспект НОД в области «Познавательное развитие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №144» города Чебоксары Чувашской Республики..
Мы вставали ночкой даже, Из окна смотрели в сад. Ну когда же, ну когда же Гости наши прилетят? Ну когда же гулкой стаей Защебечут у окна?.
С наступлением весны,природа начинает пробуждаться. На деревьях набухают почки и через какое то время появляются первые листочки и цветочки. В.
Конспект контрольно-учетного (итогового) занятия «Пришла весна, прилетели птицы» Цель: закрепить представления детей о весне, весенних признаках, перелетных птицах Задачи: 1. Обобщить знания детей о перелетных птицах,.
Вестники весны (дополнение)
Песня весны (певчий дрозд)
В дополнение к записи "Вестники весны" предлагаю небольшую подборку
фото птиц, не вошедших в пост. Здесь и оседлые птички, радующие нас весной
своим пением, и перелётные, несущие на своих крыльях весну в наши края...
Обыкновенная овсянка -
Овсянка — оседлая птица. Прыгающую по дороге овсянку можно встретить
во время прогулки за город. Взлетев на куст или дерево, она поет свою
простую, но приятную песенку: «ци-ци-ци-ци-ци».
Щегол
Пёстрая, красивая птичка! Стайка щеглов, сидящая где-либо на кусте, кажется
красивыми цветами. Но если спугнуть их, «живые цветы» быстро вспархивают
и улетают. Щеглы - оседлые и нерегулярно кочующие птицы. Звонкая песенка
щегла звучит в очень быстром темпе и довольно приятна.
Клёст
Клесты гнездятся у нас и летом, и зимой.
Утки
Частично перелётный вид... Во многих крупных городах, в том числе в Москве
и Санкт-Петербурге, сформировались популяции оседлых урбанизированных
уток, гнездящихся в самом городе или его окрестностях.
Кряква
Огарь
Чернеть
Ворона
Ворону привыкли считать оседлой птицей, так как круглый год все видят ее
в одном и том же месте. На самом деле вороны все время, пока не гнездятся,
совершают перекочевки, а с наступлением холодов производят настоящие
перелеты на юг или юго-запад. Все вороны похожи друг на друга, но те птицы,
которых вы видите зимой, могли гнездиться где-либо далеко на севере или
северо-востоке.
Серая ворона
Чёрная ворона
Кукушка
Кукушки ведут преимущественно одиночный образ жизни, гнёзд не строят,
яиц не насиживают. Самки подкладывают свои яйца в гнёзда птиц других видов.
В России первые птицы появляются только в конце апреля.
Жаворонок
Жаворонок - один из наиболее ранних вестников весны. Еще круго много
снега и только лишь на полях кое-где начинают показываться проталинки.
Выйдя в поле ранним утром, можно услышать где-то высоко-высоко звонкую,
длинную песню.
Полевой жаворонок
Хохлатый жаворонок
Чайки
На большей части ареала это перелетная птица. Весной чайки прилетают рано,
когда начинают вскрываться водоемы и еще не полностью сойдет снег.
Серая цапля
Первые цапли прилетают весной очень рано. Еще кругом лежит снег и ночью
бывают заметные заморозки, а цапли уже появились.
Дикие гуси
Гуси живут парами, а во время перелетов собираются в большие стаи.
В родных краях гуси появляются с первыми проталинами.
Белый аист
В России прилёт аистов происходит в конце марта — начале апреля.
Журавли
В апреле прилетают в родные края всеми любимые птицы - журавли.
Сойка
На большей части ареала сойка - кочующая птица; часть птиц местами перелетная,
а на юге оседлая.
Пустельга
Пустельга может быть как оседлой птицей, так и кочующей, а также перелётной.
Горихвостка
Одна из самых красивых птиц европейской части России. Зимует в Африке
и Южной Аравии. Весной прилетает в середине апреля - начале мая.
Чечевица
В конце апреля прилетает чечевица. Самцы отличаются ярко-красными
головкой и грудью, розовым брюшком и буровато-серой спинкой. Чечевицу
быстро научишься узнавать по голосу. Её песенка: «тю-ити-тви-тю» — очень
напоминает фразу: «Витю видел?»
.
Зимородок
Эта птичка перемещается только с помощью крыльев, так как лапки короткие
и не предназначены для длительного перемещения. В конце апреля — начале
мая зимородок прилетает в среднюю полосу России.
Коростель
Небольшая птичка рыжевато-бурой окраски. Большую часть жизни коростель
проводит на земле в зарослях высоких трав. В средней полосе России они
появляются в середине мая.
Мухоловка
Отменные ловцы мух, причем птицы с необыкновенной ловкостью настигают
добычу прямо в воздухе. Прилетают мухоловки в конце апреля — мае. Гнёзда
строят в различных углублениях или в дуплах деревьев, в трещинах стен или
скал, на толстых ветвях или на балочном перекрытии зданий.
Серая мухоловка
Мухоловка - пеструшка
Ласточки
Кто не знает ласточек? Эти птицы пользуются не только большой известностью,
но и заслуженной любовью. С каким нетерпением ожидают весеннего прилета
ласточек труженики сельского хозяйства: прилетели ласточки — значит, наступила
весна, можно приступать к полевым и огородным работам.
Ласточка деревенская
Ласточка городская
Ласточка береговая
Сизоворонка
Одной из последних, в конце мая, прилетает самая нарядная птица — сизоворонка.
Она с голубя величиной, ярко-зеленовато-голубая, с коричневой спиной и синими
крыльями. Эту птицу ни с кем не спутаешь.
Стрижи
Стрижи первыми улетают на юг и последними возвращаются на родину.
Отлетая на юг не позже конца августа, они появляются весной, 20—25 мая.
С появлением стрижей прилет птиц можно считать законченным.
Наш мир удивителен и многообразен, но мы часто проходим мимо многого, не замечая. Только тогда, когда мы научимся все замечать, жизнь наша наполнится чудесами, и мы будем любить все, что создано на земле и относится ко всему бережно. Главное, что должен научиться понимать ребенок: Быть добрым – это счастье! Поэтому надо как можно раньше приучать его любить животных, птиц, лес, поле, солнце, и синее небо. Весь мир окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, и именно в мире природы начинает он свое путешествие в познание.
Тип проекта: краткосрочный Участники проекта: воспитатели, дети и их родители Ожидаемые результаты: Расширение кругозора детей о зимующих птицах. Сближение детей и родителей в процессе совместной работы. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков. Активное участие воспитанников и родителей к помощи птицам в трудных зимних условиях.
Выполнение проекта: Загадки о зимующих птицах; Наблюдение за птицами на участке; Чтение и заучивание стихов про птиц; Игра «Собери птичку» из 2 – 3 частей; Занятие «Веточка рябины», лепка; Игра с персонажем «У кормушки»; Работа с родителями: Изготовление кормушек, приобретение корма для птиц, засушивание ягод рябины.
Работая над проектом учащиеся узнают многое о жизни перелётных птиц: где они зимуют, когда прилетают, где и как строят гнёзда, как заботятся о своём потомстве. Также ребята узнают, какую помощь мы можем оказать птицам весной.
«Визитка»
Информационно-аналитический центр ИРО г. Ярославль Смирнова А.Н., Потехин Н.В.
Визитка проекта
Тема проекта: | Перелетные птицы |
|||
Творческое название: | Весну на крыльях принесли |
|||
Типология проекта: | информационный |
|||
Ученики 1 класса | Продолжительность проекта | краткосрочный среднесрочный долгосрочный |
||
Предметная | Окружающий мир |
|||
Образовательные цели: | Способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде. Способствовать освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.) |
|||
Развивающие цели: | Способствовать формированию информационной культуры. Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире. |
|||
Воспитательные цели: | коммуникативной культуры. Способствовать формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны. |
Основополагающий вопрос: | Куда летят птицы? |
|
Частные вопросы | Темы исследований |
|
Почему многие птицы весной прилетают? | Какие птицы весной прилетают к нам? (кроссворд) Где зимовали наши птицы? (буклет) |
|
Как изменяется жизнь птиц с приходом весны? | Сроки прилёта птиц (презентация). Как птицы строят гнёзда (презентация). Забота птиц о своем потомстве (сообщение). |
|
Как человек помогает птицам весной? | Правила поведения в природе (буклет). Строим домики для птиц (буклет) |
Этапы проекта:
Название этапа | Сроки | Ученик | Педагог |
Подготовительный | 20 минут | ||
Проектировочный | 45 минут | Координация работы. |
|
Практический | 3 часа | Координация работы. |
|
Контрольно-коррекционный | 1,5 часа | Самооценка. | Координация работы. |
Заключительный | 1 час |
Аннотация проекта:
Просмотр содержимого документа
«КРОССВОРД»
Перелётные птицы
Просмотр содержимого документа
«Внекл. занятие к дню птиц»
Внеклассное занятие
«Весну на крыльях принесли…»
Цель: повторение знаний о птицах, расширение кругозора детей.
Ход мероприятия:
Учитель: Миллионы лет назад появились на Земле первые пернатые. И доселе мрачный мир, населённый лишь динозаврами, огласило птичье пение. А ещё через миллионы лет зашагал по планете человек, способный оценить это пение. Поднял человек голову вверх, посмотрел в голубое небо, а в небе жаворонок! Поёт, заливается, трепещет крылышками. Посмотрел человек в сторону, там орёл парит свободно, легко!
Ежегодно 1 апреля весь мир отмечает Международный день птиц. В этот день в 1906 году была подписана конвенция об охране птиц. Сегодня мы немножко ближе познакомимся с миром птиц.
Опять весна на белом свете! Весной пробуждается природа, и птицы первыми напоминают нам об этом.
Дети:
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою.
На солнце тёмный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий,
И песню раннюю запел
В лазури жаворонок звонкий.
Полюбуйся: весна наступает,
Журавли караваном летят,
В яркой зелени день утопает,
И ручьи по оврагам шумят.
Скоро гости к тебе соберутся.
Сколько гнёзд понавьют, посмотри!
Что за звуки, за песни польются
День-деньской от зари до зари.
Учитель: Не в театре телевизионном,
А средь наших школьных стен,
Начнём сейчас традиционный
Наш «БиоКВН».
Мы будем рады, если вы в сраженьях
Покажете находчивость свою.
Уменье, знанья и веселье
Позволят вам сыграть вничью.
Приветствие.
Команды называют себя, приветствуют соперников.
«Кто лучше всех выводит трели?»
Конкурс состоит из двух частей:
1 часть : Как «разговаривают» эти птицы?
Голубь … (воркует)
Глухарь …(токует)
Утка … (крякает)
Филин … (ухает)
Гусь … (гогочет)
Журавль … (курлычет)
Воробей … (чирикает)
Ворона … (каркает)
Индюк … (кулдыкает)
Кукушка … (кукует)
Кроссворд «Птичья столовая»
Учитель: За окном весна, тепло, но не так давно ещё трещали морозы и бушевали метели. Холода наступают неожиданно и застают врасплох не только людей, но и птиц.
« Это интересно…»
Как дятел держится на дереве? (Двумя цепкими пальцами вверху и двумя внизу.)
Какую из самых красивых лесных птиц зовут и лесной флейтой, и лесной кошкой? (Иволгу, она издает такие звуки).
Почему для привлечения птиц в сад в нем сажают кусты боярышника? (Ветки боярышника усеяны острыми шипами-колючками; защищая себя, растение защищает и тех, кто прячется в его ветвях.)
Кто кукует у кукушки: самец или самка? (Самец.)
Какая птица движется вниз головой? (Поползень.)
Какие птицы не строят гнезд для высиживания яиц? (Кукушка подкладывает яйца в чужие гнезда.)
Какие птицы прилетают первыми, какие последними? (Грач; иволга.)
Какие птицы чаще машут крыльями: большие или маленькие? (Чем больше птица, тем реже она машет крыльями. Пеликан - 1 взмах в секунду; аист - 2; ворона - 3-4, воробей - 13; колибри - 21-23.)
Каких птиц больше всего на свете? (Скворцов, воробьев.)
Для чего птицы глотают камешки? (У птиц нет зубов. Камни помогают измельчать твердую пищу.)
Какая птица в искусстве перевоплощения превзошла многих обитателей нашей планеты? (Выпь. Она может “прикинуться” корягой, сучком, пнем.)
Назовите птицу - символ тоски по родному дому. (Журавль - курлыканье.)
Какая птица символизирует доброту, счастье, дом? (Аист.)
Почему птицы осенью улетают на юг? (Им, насекомоядным, зимой чего есть.)
Почему цапля, прежде съесть рыбку, подкидывает ее? (У многих рыб плавники колючие.Цапля подбрасывает рыбку, ловко ловит так, что рыбка проскакивает сквозь глотку головой вперед, нигде не застревая. Рыбка не успевает расширить плавники.)
«В народе говорят …»
Учитель: Я читаю начало приметы, а вы должны назвать конец.
(много), низко... (мало).
(холодная, долгая).
(ранняя).
(теплой).
Кулик оставляет болото и летает по полю – к … (ясной погоде).
Чайка села на воду – жди … (хорошую погоду).
Подведение итогов.
Просмотр содержимого документа
«Загадки о перелётных птицах»
ЗАГАДКИ
Черный, проворный,
Кричит «крак»,
Червякам враг.
(Грач.)
На шесте - дворец,
Во дворце - певец.
А зовут его...
(Скворец.)
Кто на елке, на суку
Счет ведет «ку-ку... ку-ку»?
(Кукушка.)
Кто без нот и без свирели
Кто же это?
(Соловей)
Это старый наш знакомый:
Он живёт на крыше дома –
Длинноногий, длинноносый,
Он летает на охоту
За лягушками в болото. (Аист)
Гнездо своё он в поле вьёт,
Где тянутся растения.
Его и песни и полёт
Вошли в стихотворения. (Жаворонок)
Длинноногий, длинношеий,
Длинноклювый, телом серый,
А затылок голый, красный,
Ходит по болотам грязным,
Ловит в них лягушек,
Бестолковых попрыгушек. (Журавль)
Угадайте, что за птичка –
Тёмненькая невеличка.
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
Просмотр содержимого документа
«Правила поведения на природе»
Правила поведения на природе
На природе не следует ничего ломать, рвать просто так.
Заботливо относиться к деревьям и кустарникам, которые растут на склонах, они укрепляют почву.
Для костра собирают только сухостой.
Заботливо относиться к живым существам леса, все они приносят пользу. В природе нет ничего лишнего и ненужного!
Во время собирания ягод и плодов не повреждать деревья и кусты, не срывать недозрелых плодов и ягод. Брать от природы только то, что можно употреблять.
Собирать грибы, осторожно срезать ножом, чтобы не повредить грибницу. Оставлять нижнюю часть ножки в земле.
Не сбивать несъедобные грибы, они нужны жителям леса: белочкам, ежикам, птичкам. Даже мухоморы нужны деревьям, они питают корни деревьев.
Правильно собирать лекарственные растения, оставляя корни в земле.
Не загрязнять озер, речек, не бросать в них камни, мусор и остатки пищи. Не разрушать источников и колодцев.
Не делать надписей на деревьях.
Не рвать цветы в большие букеты.
Не разрушать муравейники, муравьи – санитары леса. Помните: вы пришли в гости к природе. Не делайте ничего такого, что считали бы неприличным делать в гостях.
Просмотр содержимого документа
«Приметы»
В НАРОДЕ ГОВОРЯТ…
Гуси высоко летят - воды будет... (много), низко... (мало).
Если дикие утки прилетели жирные - весна будет... (холодная, долгая).
Коли грачи прямо на свои гнезда летят, будет... (скорая весна, талая вода сбежит быстро, тепло установится).
Ранний прилет журавлей - весна... (ранняя).
Ранний прилет грачей и жаворонков - к весне... (теплой).
Вороны купаются в лужах ранней весной - к... (теплу).
Птицы купаются в пыли – к …(дождю).
Чибисы с вечера кричат – хорошую погоду нам сулят.
Ласточки шныряют – на …(дождь).
Кулик оставляет болото и летает по полю – к ясной погоде.
Чайка села на воду – жди хорошую погоду.
«Как птицы строят гнёзда»
Цель
Я хочу узнать
- где птицы вьют гнёзда
- что птицы используют для строительства своих гнёзд
- Гнездо соловья чашевидное, строится на земле или на невысоких кустах. Состоит снаружи из сухих прошлогодних листьев, плотно прилегающих друг к другу. Внутри гнездо выстлано тонкими, сухими травинками и стебельками.
Птицы, которые строят гнёзда прямо на земле
варакушка
Жаворонок полевой
В дуплах гнездятся горихвостки и мухоловки
На вершинах деревьев устраивают свои гнезда из сухих веток грачи
Они гнездятся большими колониями
Интересное гнездо у иволги
Оно похоже на округлую не очень глубокую корзиночку, которая подвешена к развилке ветвей дерева.
На стенах строений гнездятся городские ласточки . Их гнездо закрытое, с узким отверстием вверху. Оно слеплено из земли и грязи, смоченных слюной. Внутри – сухие травинки и перья.
Гнёзда в норах
Такие гнёзда устраивают береговые ласточки. Они роют их сами в песчаных обрывах. Глубина норы может достигать 1,5 м.
Плавучие гнезда
Они представляют собой кучу сложенной на воде водяной растительности. Иногда подводная часть гнезда опирается на дно.
Птенцы лысухи появляются именно там .
- Птицы строят свои гнезда в самых разнообразных местах: на деревьях и кустах, в травянистых зарослях, в дуплах, земляных корнях и кучах хвороста, используют постройки человека.
- В качестве строительного материала они используют стебли и листья трав, корни, листья, ветки и сучья деревьев и кустарников, водоросли, мох,лишайник, землю, вату, тряпки и т.д.
- Анашкина Е. Н. О чем поет кукушка? Наблюдаем за птицами/Художник М. В. Душин - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2004. - 256 с: ил. - (Экскурсии в природу).
- Михеев Л.В. Как птицы строят гнёзда – Издательство «Лесная промышленность», Москва,1968.
- http://club.foto.ru/gallery/photos/index.php?cat_id=34&day=28&month=4&year=2005&sort=date лысуха в гнезде 7.05.2012
- http://club.foto.ru/gallery/34/photos/?sort=views&day=1&month=6&year=2007 гнездо ласточки береговой 7.05.2012
- http://www.topguns.ru/birds/20500/fullsize овсянка 9 .05.2012
- http://www.photosight.ru/photo/alone/2715329/ варакушка 9 .05.2012
- http://forum.ixbt.com/post.cgi?id=print:20:25512&page=9 пеночка у гнезда 9 .05.2012
Просмотр содержимого презентации
«Презентация проекта»
ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ
Горюнова Марина Алексеевна, учитель начальных классов
© МБОУ НОШ-детский сад № 9
г. Данилов
Творческое название
Весну на крыльях принесли
Основополагающий вопрос
Куда летят птицы?
Проблемный
вопрос
Как смена времён года влияет на жизнь птиц?
- Типология - информационный
- Категория уч-ся – 1 класс
- Предмет – окружающий мир
- Длительность – 1 месяц
Цели проекта
Образовательные
- Способствовать осознанию целостности окружающего мира, освоению основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
- Способствовать освоению доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др.)
Цели проекта
Развивающие
- Способствовать формированию информационной культуры.
- Развивать навыки устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Цели проекта
Воспитательные
- Способствовать формированию коммуникативной культуры.
- Способствовать формированию уважительного отношения к России, родному краю, природе нашей страны.
Аннотация
Данный проект рассчитан на обучающихся 1 класса. Эта тема изучается на уроках окружающего мира Н.Ф. Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века»). Продолжительность проекта составляет 1 месяц. Защита проекта состоится на итоговом внеклассном занятии «День птиц».
Частные вопросы и темы исследований
Частные вопросы (в рамках учебной темы)
Темы исследований
1. Почему многие птицы весной прилетают?
- Весенние изменения в природе (экскурсия в весенний парк).
- Весенние изменения в природе (экскурсия в весенний парк).
- Какие птицы весной прилетают к нам?(кроссворд)
- Где зимовали наши птицы?(буклет)
2. Как изменяется жизнь птиц с приходом весны?
- Сроки прилёта птиц (презентация)
- Как птицы строят гнёзда (презентация)
3. Как человек помогает птицам весной?
- 3. Забота птиц о своем потомстве (сообщение) 4. Птичьи голоса(тест).
- Правила поведения в природе(буклет).
- Строим домики для птиц(буклет)
Этапы проекта
Название этапа
Сроки
1.Подготовительный
Ученик
20 минут
2.Проектировочный
Педагог
Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.
45 минут
3.Практический
3 часа
Создание проблемной ситуации.
Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.
4.Контрольно-коррекционный
5.Заключительный
1,5 часа
Координация работы.
Сбор материала. Создание презентаций и публикаций. Работа над веб-сайтом.
Координация работы.
Самооценка.
1 час
Координация работы.
Представление (презентация) проекта.
Координация работы. Создание портфолио проекта.
- Визитка проекта
- Веб-сайт
- Дидактические материалы
- Методические материалы
- Примеры работ учащихся
Анашкина Е.Н. Птицы Ярославской области. Определитель для начинающих. – Ярославль: ООО «Хитон», 2008.
Благосклонов К.Н. Охрана и привлечение птиц полезных в сельском хозяйстве. Учпедгиз. Москва. 1955.
http://www.kalitva.ru/2007/05/26/kak_i_zachem_pticy_vjut_gnezda.html как и зачем птицы гнёзда вьют 24.04.2012
http://www.newizv.ru/2006-03-08/ утки 9.05.2012
http://900igr.net/fotografii/okruzhajuschij-mir/Pereljotnye-ptitsy/020-Kochujuschie-ptitsy.html пернатые
http://virzoo.narod2.ru/ptitsi/lebed/ стая лебедей
Просмотр содержимого презентации
«Сроки прилёта»
Сроки прилёта птиц
Семёнов А., 1 класс
Первыми в родных краях появляются скворцы . Нередко это происходит в конце февраля , но если весна запаздывает, то несколько позже - в начале марта .
за скворцами прилетают вальдшнепы, чибисы, жаворонки, седой дятел.
Вторая половина марта -время прилёта крякв, белых трясогузок,
дроздов.
В конце марта возвращаются серые цапли и журавли,
зяблики, зарянки.
В начале апреля
прилетают белые аисты, гуси, жёлтые трясогузки, чернолобые
сорокопуты. За ними следует сплюшка, горная трясогузка.
В середине - конце апреля настаёт че-рёд кукушек, камыш-ниц, горихвосток, а в конце апреля – козо-доев, городской и
сельской ласточек.
В конце апреля - начале мая прилетают
горлицы, золотистые щурки, перепела, мухоловки, славки.
Последними (в первой декаде мая) прилетают соловьи, иволги,
стрижи, береговые ласточки вертишейки.
Гранкина Татьяна ПетровнаУчебное заведение: МДОУ №75 "Тюльпан" г. Волжский Волгоградская область
Краткое описание работы: Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.Через совместные праздники, проекты воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей.
Дата публикации: 2017-06-19 Проект «Сороки — птицы летите, весну принесите» Гранкина Татьяна Петровна Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов. Через совместные праздники, проекты воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей.
Просмотреть свитедельство о публикации
Проект «Сороки — птицы летите, весну принесите»
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: творческо-поисковый.
По содержанию : социально — педагогический.
Участники проекта : дети, воспитатель группы, муз работник, родители.
По времени проведения : средней продолжительности.
По характеру контактов : в рамках ДОУ.
Актуальность
В настоящее время подрастающее поколение отторгается от отечественной культуры, от отечественно-исторического опыта поколений.
Зачастую забыты красивые народные традиции нашего народа. Но так важно сохранить народную культуру, не потерять её прелесть для будущих поколений. Так как наш детский сад №75 «Тюльпан» работает по программе
«Воспитание маленького волжанина» под руководством автора Елены Сергеевны Евдокимовой. Одним из трех направлений этой программы является «История и культура поволжья»
Поэтому и проводятся в детском саду совместные праздники, проекты, где воспитанники детского сада постигают традиции национальной культуры, становятся участниками обрядов, игрищ, примеряют на себя роли народных персонажей. Помогают этому красочные народные костюмы, специально созданная среда русского национального быта, музыкальный и художественно-творческий материал.
Организуя проект «Сороки – прилет птиц», я поставила перед собой цель познакомить детей с обычаями и традициями празднования народного календарного праздника «Сороки» через заклички, поговорки, пословицы, приметы, русские народные игры, ввести детей в обстановку старинных русских обрядов.
Цель проекта: приобщение детей к истокам русской народной культуры.
Задачи проекта:
1. Познакомить детей с русским календарным праздником, который отмечается в весеннее время года, 22 марта.
2. Воспитывать у детей чувство причастности к русской культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием;
3. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций.
4. Расширять знания детей о перелетных птицах.
5. Активизировать речь детей словами, взятыми из народной культуры.
Методы и формы проекта:
Методы:
Для реализации проекта я использовала разные виды методов.
Словесные: беседы, рассказ.
Игровые: дидактические и подвижные игры.
Наглядные: плакаты, макеты, альбомы, мультимедийные пособия.
Формы:
Тематические занятия, досуги беседы, наблюдения, игры, моделирование ситуаций, разучивание стихов, загадок, закличек, потешек, консультативная работа с родителями (ширма, создание буклетов) дидактические, подвижные и сюжетно-ролевые игры, свободно-самостоятельная деятельность,индивидуальная работа с использованием дидактических материалов.
Этапы реализации проекта
1 этап — подготовительный:
— обсуждение проекта,
— выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта;
— подбор методической литературы, песен, танцев, игр, потешек.
2 этап – основной: совместная деятельность музыкального руководителя, воспитателей, детей и родителей.
— лепка «Грачи»
— лепка из соленого теста «Жаворонушки»
— аппликация «Птицы прилетели»
— беседы с детьми на темы: «Весна-красна», «Прилет птиц» и др.
— рассматривание иллюстраций о весне, о птицах.
— заучивание песен, потешек, закличек о весне, о птицах.
— совместное рисование родителей с детьми «Птицы летите,весну,принесите»
— создание буклетов для родителей.
— исполнение родителями красной книги птиц по Волгоградской области.
— изготовление ширмы на тему «Весенние праздники»
— выпечка родителями фигурок птичек из теста.
3 этап – заключительный:
— развлечение совместно с участием родителей
— презентация проекта педагогам и родителям внутри ДОУ.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей и их родителей общими эмоциями, способствуют формированию коллективных отношений. Приобщение ребёнка к народной культуре следует начинать с раннего детства. Фольклор является уникальным средством для передачи народной мудрости и воспитании детей на начальном этапе их развития. В результате приобщения малышей к фольклору я на практике убедилась, что народное творчество является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. От того, как наши дети будут доброжелательны, как будут сформированы в них привычки нравственного поведения, во многом зависит успешность ребёнка в жизни, становления его, как личности.
Возможность тиражирования :
Опыт моей работы можно представлять на открытых занятиях для педагогов ДОУ, как внутри своего детского сада, так и за его пределами.
Тема: Праздник птиц «Жаворонушки»
Цель: Донести до сознания детей, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать детей в русских народных традициях. Приобщать через игру к фольклору, отражающего жизнь народа, его опыт, духовный мир и чувства наших предков.
Оборудование: Три обруча и два руля для игры «Воробышки и автомобиль», мягкие модули для игры «Строим дом», две чашки с пшеном и конфеты для игры «Покорми птиц». Магнитофон с аудиокассетами народной музыки. Скворечники, сделанные руками пап и дедушек. Видео презентация со слайдами о весне и птицах.
Предварительная работа:
1. Заучивание с детьми закличек, стихов о птицах.
2. Рассматривание картинок с изображением птиц.
3. Загадывание загадок.
4. Игры «Какая это птица», «Догони птичку».
5. Работа с папами и дедушками по изготовлению кормушек и скворечников.
6. Работа с мамами и бабушками по изготовлению фигурок, изображающих птиц « Жаворонушков» из теста.
Ход развлечения.
Дети заходят в зал и рассаживаются на стульчики.
Ведущий: На Руси было несколько праздников, связанных со встречей весны. Один из них «Жаворонушки» и отмечается этот праздник 22 марта В этом месяце из теплых краев начинали возвращаться перелетные птицы, считалось, что именно они на своих крыльях и приносят весну. Желая их поторопить, хозяйки пекли из теста фигурки птичек с крылышками и глазками из коринки или черемухи – «жаворонков». Их раздавали все членам семьи. Нужно было выйти на улицу и, подбрасывая вверх птичку из теста, приговаривать закличку.
Ребята, давайте расскажем, какие мы знаем заклички.
1 ребенок: Жаворонушки, перелетушки, прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную принесите нам!
2 ребенок: Жаворонушки, мои матушки,
Прилетите ко мне, принесите ко мне Весну красную
3 ребенок: Жаворонки-жавороночки,
Прилетайте к нам.
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима наскучила,
Руки-ноги отморозила!
Ведущий: Заклички рассказали, птичек позвали
Глядите, а вот и они, жаворонушки — перелетушки прилетели.
(показ слайдов про птиц)
Они хотят с нами поиграть. Давайте и мы с вами изобразим
Птиц.
♫ Игра «Какая это птица».
Ведущий: А наши ребятки выучили потешки про птичек.
Ребенок: Летели две птички,
Собой невелички.
Как они летели,
Все люди глядели.
Как они садились –
Все люди дивились.
Ребенок: Прилетели птички,
Птички-невилички,
Весело скакали,
Зернышки клевали.
♫ Пляска «Птички — невилички».
Дети садятся на стулья.
Ведущий: Ребята, пока мы с вами плясали, да по птичьи кричали,
Мишенька – медведь проснулся.
Медведь: Что за шум в моем лесу? Кто здесь веселиться?
(мама Маши)
Ведущий: Это мы с ребятами пришли, весну закликать,
Солнышко в гости звать.
Медведь: Ишь чего удумали, спать хочу, ступайте домой, а я пойду еще
Чуть-чуть посплю, сон хороший досмотрю
Ведущий: Мишка, мишка, хватит спать, пора с нами поиграть.
♫ Игра «Раз, два, три, ты нас Мишка догони».
Ведущий: А теперь, Мишенька,
Давай весну с нами закликать, птиц в гости приглашать.
Крепко за руки беритесь, вокруг Мишки становитесь.
Мы на луг пойдем, хоровод заведем.
♫ Хоровод «Мы на луг пойдем».
Медведь: А песни петь вы умеете?
Ведущий: Выходите, ребята, споем громко песенку
♫ Песня «Воробьи»
Медведь: Молодцы, песенка хорошая. А к прилету птиц вы приготовились, домики- скворечники построили?
Ведущий: Конечно, наши ребята вместе со своими папами и дедушками постарались. Посмотри и послушай, как они это делали.
♫ Песня «Мы плотники»
Медведь: Да, очень хорошие скворечники. Ну вот беда, в моем лесу ни одного скворечника нет.
Ведущий: Не расстраивайся, Миша, ребята тебе помогут. Дети зовите своих мам и пап. Вместе дружною семьей мы построим дом большой.
♫ Игра с семьями «Строим дом» (строим из модулей)
Медведь: Замечательные домики построили для птичек. Я думаю моим птичкам понравится.
Ведущий: Мишенька, а наши ребята еще играть умеют. Хочешь с нами поиграть. Игра называется «Воробышки и автомобиль». Тебе дадим руль, будешь изображать « автомобиль», а ребята-воробышки.
♫ Игра «Воробышки и автомобиль» (играют дети с родителями)
Медведь: Ух, как я наигрался, даже проголодался.
Птицы тоже есть хотят, желторотики пищат.
(просмотр видео слайдов)
♫ Игра для родителей «Накорми птиц»
Ведущий: Шире, шире, хоровод! Собирайся, народ.
Будем весело плясать, народный праздник отмечать!
. .