Современные методы и средства ямочного ремонта дорожных покрытий. Технология укладки асфальтового покрытия Ямочный ремонт асфальтового покрытия зимой
Проблема ямочного ремонта, к сожалению, стоит перед всеми дорожно-эксплуатационными предприятиями. Причина – дороги наши, в основном, старые. Построены ещё в прошлом веке по старым требованиям. А интенсивность и нагрузки растут в геометрической прогрессии. Простая замена верхнего слоя покрытия неэффективна. Требуется усиление несущей способности дорожной одежды, а это, кроме покрытия, щебёночное основание, подстилающий слой и даже замена пучинистого грунта под телом дороги.
Кроме всего этого необходим водоотвод, вода – главный враг дороги. Как говорила моя бабушка – вода сильна, она и мельницу ломает. Например, ваш покорный слуга, проехав 23 декабря от Юрьевца до «Глобуса» по федеральной дороге, ухитрился поймать колёсами три “ловушки”. С учётом того, что размер резины на моей машине не самый маленький, удары были достаточно чувствительные. А что будет с обычными малолитражками класса «жигулей»?
Уважаемые коллеги – федералы! С вашим очень немалым финансированием уже пора бы поработать головой и предпринять действенные меры для ликвидации “ловушек”. Иначе вы не только проклятия будете получать, но и приличные штрафы от ГИБДД, и наверняка иски от владельцев покалеченных автомобилей.
Не забывайте, вы существуете на наши очень немаленькие денежки, которые мы платим в виде налогов, акцизов и прочих сборов.
Работая в Мурманской области, я также выполнял ямочный ремонт в зимнее время. Перепробовали больше десятка разных способов и смесей. Могу сказать точно: ремонт холодными смесями малоэффективен, любая заплатка держится от недели до двух месяцев. Рассматривая технические характеристики различных смесей, пришёл к выводу: наиболее эффективным должен быть литой асфальтобетон. Я с ним не работал, каких-то особенностей работы с ним могу не знать, но, консультируясь со своими коллегами из других регионов, отзывы слышал неплохие. И вот недавно поступила информация о приобретении Центром управления городскими дорогами новой установки для производства ямочного ремонта. Хотя литой асфальт – не новинка в дорожной отрасли, вживую сталкиваюсь с ним впервые. В конце девяностых – начале нулевых питерские коллеги отговорили меня приобретать такую установку из-за большого количества ожогов рабочих. Смесь подавалась при температуре 260 – 280 градусов, при соприкосновении с водой происходило её закипание и выброс пара с кипящим битумом. В Питере в то время такие установки использовали только на трамвайных путях. Но технологии меняются, и меня уже подгонял чисто профессиональный интерес.
Выезжаем на улицу Верхняя Дуброва напротив дома 43. За нами следом подходит КАМАЗ с установкой и «Соболь» с бригадой рабочих. В развалившемся покрытии видны остатки известнякового щебня. Не он ли стал причиной разрушения покрытия?
Дорожные рабочие оперативно вычищают грязь и снег из ямы жёсткими мётлами, выдувают остатки переносным воздуходувом. Сразу же из бункера подаётся смесь, которая доразравнивается вручную.
Уплотнение виброплитой или катком не производится, смесь достаточно жидкая, поэтому происходит самоуплотнение. В глаза бросается, как выкипают остатки воды и выходят из свежеуложенной смеси паром. Бурление и выпаривание воды происходит ещё минут 15, и не мудрено – температура смеси на выходе за 200 градусов.
После остывания смеси открывается движение. Насколько надёжна выполненная заплатка, судить не берусь – время покажет. Постараюсь понаблюдать за ней в дальнейшем. Но как рассказывают рабочие, старое покрытие рядом разваливается, а новая заплатка держится.
Возмущает откровенное хамство некоторых водителей. Место работ видно издалека, но они летят на дикой скорости, место производства работ объезжают с лихим заносом, как будто там не люди работают. Уважающие только себя господа, помните: дорожные рабочие выполняют очень нужную для всех работу за не очень высокую зарплату, у них тоже есть дети и семьи, которых надо кормить. Они не носят форму и погоны, не являются госслужащими. Очень часто они – единственные кормильцы в семье. Если с ними что-то случится, вы не только испортите свою жизнь, но и обречёте на нищету их семьи, ведь пенсии по потере кормильца выплачиваются нищенские.
Например, совсем недавно в Мурманской области были сбиты насмерть два дорожных рабочих, очищавших от снега светоотражатели на барьерных ограждениях. Вечная им память.
Уважаемое руководство ГИБДД, машина с мигалками снижает скорость движения в два раза, вы же общее дело делаете – не ограничивайтесь только предписаниями и протоколами, помогите дорожникам.
Литой асфальтобетон – это горячая, подобранная лабораторным путём смесь из специального сорта битума, песка и щебня. Смесь изготавливается на АБЗ, заливается в установку и отправляется на место производства работ. Установка для производства ямочного ремонта – это термобункер объёмом около 6 кубов, в котором непрерывно происходит перемешивание смеси и поддерживается заданная температура при помощи горелки.
Преимущество данной технологии – обрубка краёв ямы не производится, что значительно увеличивает производительность. Установка смонтирована на шасси автомобиля КАМАЗ. Когда-то подобная прицепная установка на предприятии была, но она вышла из строя из-за преклонного возраста. Объём бункера был очень маленький, хватало его буквально на пару часов работы, поэтому и эффективность работы была очень низкая. Новая же техника куплена совсем недавно на средства муниципального бюджета. Рабочие уважительно отзываются о главе администрации города Андрее Шохине, который в самые тяжёлые времена находит деньги для обновления техники на предприятии.
Для меня такое слышать непривычно. На моей родине после снятия нашего губернатора двое пришедших после него не оказывали вообще никакой помощи дорожноремонтным предприятиям, а потом их просто развалили, продав с молотка. А во Владимирской области и областная, и городская администрация ещё технику покупают. Естественно, такое положение сказывается на благополучии предприятия.
Контроль за производимыми работами осуществляет начальник службы объектов благоустройства ЦУГД Дмитрий Ребизов. Он рассказал нам о предприятии и выполняемых им задачах.
Центр управления городскими дорогами занимается обслуживанием всех улиц Владимира. Общая площадь обслуживаемых дорог – 3,8 миллиона квадратных метров. Переводить в километры не берусь из-за разной ширины проезжей части, но цифра получится приличная. Работает на предприятии 450 человек. Естественно, все дороги разделены по срокам очистки от снега на перво- и второочередные. На балансе предприятия имеется 8 грейдеров, 8 погрузчиков, 14 тракторов, 3 тротуарных пескоразбрасывателя, 30 КДМ, 8 лаповых погрузчиков снега и даже 1 шнекороторный снегоочиститель на базе трактора МТЗ.
Практически вся техника работает в двухсменном режиме, при острой необходимости переходит в круглосуточный. Только одного песка для подсыпки дорог завозится 35 тысяч кубометров. Периодически благодаря усилиям администрации города техника обновляется. Я во Владимире человек новый, уверен, что нареканий на предприятие ещё немало есть и будет, но то, что работа его улучшается, можно сказать однозначно. Для примера могу отметить обслуживание дороги Юрьевец – Мосино. За последние пять лет этой зимой пока оно наиболее качественное.
Я бы предложил подумать об обработке центральных улиц с высокой интенсивностью движения при температуре воздуха до минус 10-12 градусов чистой солью, без песка.
Что это даёт? Экономия на песке и транспортных затратах. Сколько песка (кстати, не лучшего качества по гранулометрическому составу и достаточно немалым процентом пылевидных и глинистых частиц) завезёшь в город, столько же надо и вывезти в смеси со снегом. К этому ещё добавляются работы до половины лета по ручной уборке остатков песка.
Не сыпешь песок – не забиваются дренажные колодцы и трубы, практически не требуется ручная очистка решёток на дренажных колодцах. Улицы и автомобили становятся несравненно чище. При достаточно высокой температуре воздуха, как в последние годы, количество циклов снегоочистки уменьшается, а технику можно использовать на второстепенных улицах для более качественной и своевременной уборки. При небольших количествах осадков и слабых морозах обработанный солью снег в виде воды просто стекает с дороги. Ну, работа с чистой солью – это целая наука, вернёмся к нашим ямам.
Встаёт вопрос: а нужно ли вообще латать ямы на дорогах? Дороги, в основном старые. За ближайшие год–два привести их в нормативное состояние с приличным запасом прочности – задача нереальная и вряд ли выполнимая. Поэтому хочешь – не хочешь, необходимо поддерживать в работоспособном состоянии существующую дорожную сеть. Ямочный ремонт – это, конечно, не панацея. Но что лучше: ездить без приключений или рисковать состоянием автомобиля и своим здоровьем? По данным статистики, в стране происходит немало аварий с тяжёлыми последствиями из-за ненормативного состояния дорог. Поэтому дорожники должны ликвидировать каждую ямку и трещину круглогодично, даже неоднократно, чтобы не допустить их углубления и роста в размерах.
Вторым по распространенности после горячих смесей материалом для ямочного ремонта является литой асфальтобетон. По составу он отличается от них большей долей битума и использованием мелкого минерального заполнителя. По сути, он является аналогом природного асфальта.
Достоинством ремонта с помощью литых асфальтобетонных смесей является большая прочность и морозостойкость заделанных участков, а также возможность производства работ в зимнее время. Расскажем подробно и поэтапно о технологии использования литого асфальтобетона в ямочном ремонте дорог с нарезанием карт.
Нарезание карт для ямочного ремонта литым асфальтом не отличается от этого же этапа работ при использовании любого другого материала и производится теми же инструментами и оборудованием. Требования к нарезанным картам практически те же - вертикальность кромок, полное удаление поврежденного асфальта, отсутствие острых углов. Но есть и два нюанса:
- Площадь карт ограничивается до 2-3 квадратных метров. Это связано с тем, что литой асфальт имеет более гладкую поверхность и удлиняет тормозной путь. Особенно опасно, если автомобиль при торможении попадает колесами одной оси на протяженные участки с различным коэффициентом трения, его автоматически заносит юзом. Также нежелательно использовать литой асфальтобетон на поворотах. Однако есть и способ обойти это ограничение — перед окончательным застываем состава покрыть карту мелким щебнем.
- Литой асфальт может надежно сцепляться и с влажными поверхностями. Поэтому, если нет возможности, не обязательно досушивать карту до конца. Но воду все равно нужно удалять полностью, так как пузырьки пара нарушают структуру затвердевшего ремонтного состава.
Требования к нарезанной карте: площадь до 2-3 квадратных метров, вертикальность кромок, отсутствие острых углов.
Нужно заметить, если смесь не привозится с завода, а разогревается на месте в рециклере, то желательно нарезку и очистку карт производить во время ее разогрева. Таким образом, правильно распределив рабочих, чтобы они могли подготавливать нужное количество карт, которое заполняется одной загрузкой рециклера, можно полностью избежать простоев.
Укладка литого асфальтобетона
В отличие от использования других материалов для ямочного ремонта, дно и стенки карт перед укладкой литого асфальта не нужно подгрунтовывать. Его укладка предельно проста. Получив литой асфальт, который перевозится в термосе-бункере, контролируем температуру, она должна быть не менее 190-220 градусов. Машины для транспортировки этой смеси обычно снабжаются специальными лотками, из которых можно выгрузить необходимое количество литого асфальта прямо в нарезанную карту. Затем состав разравнивается лопатами и гладилками и остается до окончательного отвердевания. Движение по отремонтированному участку дороги можно открывать через час, а в зимнее время и раньше.
При этом нужно учесть, что перегретый литой асфальт обладает повышенной пластичностью и его поверхность стремится стать строго горизонтальной. Дорожное же полотно имеет небольшой поперечный уклон. Чтобы в отремонтированном месте не скапливалась вода, температура укладываемого материала должна строго соответствовать его паспорту, а гладилками требуется придать одинаковый уровень с остальной поверхностью дороги.
Процесс укладки литого асфальта прост: выгрузить литой асфальт в карту, разровнять гладилками или лопатами.
Подготовка литого асфальтобетона в рециклере
Но чаще всего, особенно в зимнее время, смесь не привозят с асфальтного завода, а готовят на месте работы в рециклерах. Это устройства, обеспечивающие нагрев и перемешивание смеси. Чаще всего они имеют колесный ход и прицепное устройство для буксировки.
Подготовку смеси в этом агрегате можно разделить на несколько этапов.
- Заготовленный асфальтобетон загружают, провернув барабан так, чтобы загрузочный люк оказался вверху. Рекомендуется вводить в состав дополнительно небольшое количество чистого битума.
- Затем люк закрывается и зажигается форсунка. Барабан должен постоянно поворачиваться, делая по несколько оборотов то в одну, то в другую сторону. Во время работы рециклера нужно внимательно следить за температурой смеси.
- Когда литой асфальт нагревается до необходимого значения, горелку выключают.
- Рециклер подгонят к подготовленным картам, барабан переворачивают люком вниз. Открывая заслонку, выгружают нужное количество материала, затем начинают укладку смеси.
Все процессы укладки проводят точно так же, как и при доставке готовой смеси с завода. При переездах рециклера от карты к карте продолжают перемешивать нагретую смесь, вращая барабан. Если температура падает, на небольшое время снова включают горелку.
В зимний период литой асфльтобетон готовят на месте проведения работ в рециклере.
Как и при любом другом методе заделки выбоин, только полное и правильное соблюдение всех технологических требований при ремонте с использованием литого асфальтобетона позволяет добиться высокого качества.
Наверняка многие из нас видели, что дороги ремонтируют в любое время суток и при любых погодных условиях. Очень часто асфальт укладывается в проливной дождь, а ямы на дорогах ремонтируют с наступлением морозов. Конечно, мы возмущаемся: нашли, когда ремонтировать! Однако, как оказывается, мы не всегда правы.
На самом деле существует множество способов укладки и ремонта асфальтовых дорог. Одни способы не допускают проведения строительных работ в дождь, другие не могут проводиться при отрицательных температурах, а третьи, как оказалось, как раз и предназначены для ремонта дорог в мороз и при любых климатических осадках. Речь идет о ремонте дорог таким современными материалами, как холодный асфальт и литой асфальтобетон
Данный вид материала для ремонта дорог пользуется огромной популярностью именно из-за возможности проведения работ в любую погоду. Кроме того, технология укладки холодного асфальта очень проста и состоит из нескольких этапов.
Преимущества и недостатки холодного асфальта
Как у любого продукта, у данных смесей есть как свои преимущества, так и недостатки перед другими способами ремонта дорог. Давайте начнем с плюсов данного материала.
- Может использоваться в любую погоду.
- Предназначен для проведения работ при отрицательных температурах.
- Легко укладывается.
- Не требует специальных навыков и использования специальной техники.
- Ремонт не требует высоких затрат.
- Движение по отремонтированному участку может осуществляться сразу по окончании ремонтных работ.
Основным недостатком холодного асфальта можно назвать его высокую стоимость по сравнению с горячим асфальтом. Однако так как холодный асфальт применяют для ямочного ремонта дорог, его использования оказывается экономически эффективнее. Представьте, чтобы отремонтировать яму во дворе нужно: а) купить мешок холодного асфальта за 520 рублей , очистить яму обычным веником, засыпать смесь и проехать по ней несколько раз на машине; б) привезти бригаду рабочих, оконтурить яму с помощью спецтехники, доставить в специальном автомобиле горячую асфальтовую смесь , утрамбовать смесь виброплитой или обычным катком. Очевидно, что только доставка на место проведения работ спецтехники обойдется в несколько раз дороже. Еще одним недостатком можно назвать сроки стабилизации смеси. Несмотря на то, что движение по отремонтированному участку допускается сразу стоит отметить, что если движение слишком интенсивное (например, автомагистрали), вяжущее может «унестись» на колесах транспортных средств. Именно поэтому холодный асфальт используют для быстрого ремонта дорог 3 и 4 категории, а также для ремонта тротуаров и дворовых дорог.
Преимущества и недостатки литого асфальта
В соответствии с ГОСТ Р 54401-2011 «Асфальтобетон дорожный литой горячий. Технические требования» смесь асфальтобетонная литая - «литьевая смесь, с минимальной остаточной пористостью, состоящая из зерновой минеральной части (щебня, песка и минерального порошка) и вязкого нефтяного битума (с полимерными или другими добавками, или без них) в качестве вяжущего вещества, укладка которой производится по литьевой технологии, без уплотнения, при температуре смеси не менее 190°С». Литой асфальтобетон в зависимости от температуры, а также величины и времени приложения нагрузки, проявляет себя как упруго-эластичный и вязко-пластичный материал. Отличие литых полимерасфальтобетонов в том, что они производятся с применением битумов, модифицированных добавками полимеров, полимерно-битумного вяжущего. (ВИКИПЕДИЯ)
Основные преимущества
укладка асфальта при любой температуре
не требуется каток для разравнивания
износоустойчивость
долговечность
не требует подготовки рельефа
лучшее сцепление колес с дорогой
Недостатки
высокая стоимость
доставка только в специальных бункерах - кохерах
Подводя итог, стоит отметить, что существует множество способов ремонта дорог, которые обладают своими плюсами и минусами и своими особенностями. Отвечая на вопрос, можно ли ремонтировать дороги зимой, мы показали, что существуют специальные технологии, позволяющие осуществить срочный ямочный ремонт при любых погодных условиях. Так что если Вам необходимо срочно отремонтировать дорогу перед своим домом, а ждать лета не хочется, можете смело использовать холодный асфальт, в случаях, когда площади большие и к качеству покрытия предявляются высокие требования, то лучше использовать
Зачем ремонтировать дороги зимой? Многие волжане часто недоумевают: «Почему нельзя дождаться весны и обязательно ли латать дороги зимой?». Как оказывается, на то есть весомые причины. Прежде всего – сохранить дороги до весны, чтобы потом было что ремонтировать. Конечно, ямочный ремонт – не панацея: он не может заменить полноценный ремонт картами. Но зато позволяет провести хотя бы аварийные работы и не допустить масштабных разрушений. Кроме того, для зимнего ремонта сегодня существует специальная, «безопасная», технология укладки – литым асфальтобетоном. Он может использоваться для ремонта дорог не только в сырую погоду, но и даже при отрицательных температурах.
Что такое литой асфальт?
Литой асфальтобетон – это смесь битума и минерального порошка, разогретая в специальных условиях до температуры 200-250 градусов. Он представляет собой один из «гостовских» видов асфальтобетона (ГОСТ Р 54401-2011). От обычного асфальта литой отличается особой эластичностью, сохраняя при этом свою прочность и упругость. Благодаря этим свойствам, «литье» можно применять даже при суровых минусовых температурах – до -20 градусов. А при укладке литого асфальта «в лужу» остаточная влага выпаривается вместе кипящей смесью. Поэтому ему не страшны ни дожди, ни снега, ни заморозки. Для сравнения: работать с обычным асфальтом проблематично уже при «нуле».
Когда именно яму пора ремонтировать литым асфальтом?
Для того чтобы яма попала в фокус внимания дорожников, она должна обладать определёнными параметрами: 60 сантиметров – в длину, 15 сантиметров – в ширину и 5 сантиметров – в глубину. Или коротко: «60–15–5». Однако волжские дорожники говорят, что в этом смысле они работают «на опережение»:
– Мы не дожидаемся, пока яма достигнет «гостовских» параметров, а делаем латки намного раньше, – уверяет директор МБУ «Комбинат благоустройства» Павел Целковский.
Получается, как у дантиста: лучше вовремя вылечить небольшой кариес и поставить пломбу, чем потом потерять весь зуб.
Почему маленькие ямы перед ремонтом превращаются в большие?
Как поясняют дорожники, ремонтируется не только сама яма, но и вся область «поражения» – в том числе, и трещины вокруг нее. В итоге, площадь ямы после фрезеровки может в разы превосходить начальные параметры. Однако в таком «полуготовом» виде, по заверениям дорожников, яма пребывает не более 1 суток. Затем она заливается литым асфальтом.
Как происходит ремонт литым асфальтом?
Разумеется, к ремонту литым асфальтобетоном ямы предварительно готовят. Так, асфальт фрезеруется и продувается от лишней пыли и мусора. В яму наливают разогретую смесь литого асфальта. Даже если в ней есть жидкость – литой асфальт не боится воды. Часть жидкости при этом вытесняется естественным путем, а остатки – выпариваются из-за высокой температуры «литья». Залитая смесь разравнивается дорожниками вручную. Застывает новый асфальт достаточно быстро – от 20 минут до 1 часа.
Как долго служат дороги, отремонтированные «литьем»?
Конечно, ямочный ремонт – не панацея для дорог. Но зимой, в отсутствии ремонта картами, он является единственно возможным. По наблюдениям «Комбината благоустройства», работающего с литым асфальтом уже более 10 лет, качество таких латок довольно высокое – они держатся, минимум, 5 лет. Так, латки, сделанные литым асфальтом в прошлые годы, сегодня чувствуют себя отлично. Это, например, прошлогодние латки на ГЭС и на улице Коммунистической, а также более «возрастные» латки на перекрестке улицы Сталинградской и проспекта Ленина. Вспомним также «показательный» ремонт укладки асфальта прямо «в лужу» на улице Советской пару лет назад ().
Почему на некоторых участках латки ставят из года в год?
Вместе с тем, есть и такие проблемные участки, на которых латки приходится класть чаще. Например – дорога на мостовом переходе Волжской ГЭС. Разрушение асфальта здесь связано с рядом факторов, и порой кажется, проще заново переложить весь участок.
Павел Целковский:
- Уже много лет на ГЭС существует три проблемных участка дороги – латки на них приходится ставить каждый год. Причины кроются в неправильном расположении ливневок, большом потоке большегрузов и подвижности асфальтового полотна, что приводит к более быстрому разрушению на данных участках.
Сколько всего дорог отремонтируют в Волжском за эту зиму?
Ремонт дорог картами волжские дорожники отложили до весны. А вот ремонт литым асфальтом в городе идет полным ходом, но «точечно»: там, где есть необходимость в латках. К середине зимы волжские дорожники отремонтировали «литьем» около 2,5 тысяч квадратных метров асфальта. Среди основных улиц, на которых появились латки – улицы Коммунистическая, Пушкина, Карбышева, Александрова, Кирова, Карла Маркса, Волгодонская, 40 лет Победы, а также участки дороги через ГЭС. Всего за эту зиму дорожники намереваются отремонтировать литым асфальтом около 9 тысяч квадратных метров дорог.
- Благодаря оперативному ремонту литым асфальтом, аварийных ям в Волжском сегодня почти не осталось, – говорит Павел Целковский.
Как ремонтируют дороги зимой за пределами Волжского?
Впервые литой асфальтобетон уложили во французском Лионе почти 200 лет назад – в 1829 году. Сегодня ремонт литым асфальтом практикуют многие российские города, причем, не только крупные. В Европе некоторые автострады вообще целиком ремонтируются по технологии литого асфальта. Такой ремонт дороже обычного, но более долговечен. Например, в Чехии ямочный ремонт допускается исключительно как временная и вынужденная мера. Через пару недель участок дороги с латками обязательно полностью ремонтируют, укладывая 100% новое покрытие. Стыков при этом тоже нет – их прогревают специальной горелкой до пластичного состояния, и автолюбители не чувствуют перепадов.
Согласно официальным нормативно-правовым документам (СНиПам), регламентирующим стандарты укладки асфальта, осуществлять асфальтирование дорог можно лишь при температуре от +5 С°. Как же проводить срочный ремонт дорог в зимний период? На выручку дорожным службам приходят новые технологии.
Асфальт в морозы обходится дороже
В холодном российском климате температурный режим укладки асфальта то и дело нарушается, что приводит к значительному ухудшению качества созданного дорожного покрытия и увеличению затрат на сезонный и капитальный ремонт. Стремясь закончить работы в срок, компании-подрядчики осуществляют дорожное строительство при минусовых температурах и повышенной влажности. После застывания смеси влага, попавшая в мельчайшие поры и трещинки нового покрытия, быстро превращается в лёд под воздействием низких температур. Объём замёрзшей воды увеличивается примерно на 8-9%, из-за чего в периоды сильных холодов можно наблюдать лопнувшие водопроводные трубы и различные ёмкости с жидкостью. Тот же эффект расширения приводит к тому, что наполненные льдом трещины в асфальтобетоне увеличиваются в размере и разрушают дорожное покрытие изнутри.
Дополнительную проблему также представляет собой сцепление между отдельными слоями покрытия, уложенного при низкой температуре или под дождём. Как отмечают эксперты, даже постоянное прогревание и подсушивание грунтовой основы при помощи специальных устройств не позволяет на 100% избавиться от влаги, препятствующей качественной адгезии слоёв дорожных одежд. В соответствии с современными стандартами, единственным видом асфальтирования, который может производиться при практически любых погодных условиях (исключая сильные морозы), остаётся ямочный ремонт с применением специальных смесей.
"Холодные технологии": соответствует ли качество цене?
Использование холодных асфальтовых смесей на сегодняшний день является одной из самых современных технологий аварийного ямочного ремонта в холодное время года. В отличие от традиционного горячего асфальта, холодный асфальтобетон содержит эластичные битумы, вязкость которых повышается при понижении температуры окружающей среды. Формула представленных на рынке брендов постоянно улучшается, включая в себя специальные композитные добавки, улучшающие сцепление смеси с основой и гарантирующие повышенное удобство укладки и долговечность. Под давлением в процессе укатки и дальнейшей эксплуатации дороги холодный асфальт окончательно полимеризуется и приобретает значительную твёрдость.
Рассмотрим преимущества и недостатки холодных смесей в сравнении с обычным горячим асфальтом.
Плюсы
- Готовые холодные смеси могут храниться без потери своих свойств до 1 года, что позволяет постоянно иметь готовый материал для проведения срочных работ;
- Температурный минимум при укладке холодного асфальтобетона составляет от -20 С° до -25 С° по данным разных поставщиков;
- Трасса, отремонтированная холодным способом, может быть открыта для движения сразу после укладки. Под весом транспорта холодная смесь окончательно уплотняется и становятся более долговечной;
- Для укладки холодного асфальта не требуются дорогостоящие услуги спецтехники и специальные транспортные средства для перевозки материала.
Минусы
- "Холодная укладка" может применяться только для мелких выбоин и ям;
- "Заплатка" из холодной смеси легко поддаётся сдвигу и быстрее разрушается на участках торможения - перекрёстках, пешеходных переходах и т.п.;
- Участки свежего асфальта, прилегающие к неиспользуемым зонам дороги (полосы у края бордюра, вокруг люков и других технических объектов), недостаточно уплотняются колёсами машин и быстрее разрушаются;
- Цена холодных смесей во много раз превышает цену обычного горячего асфальта (стоимость 1 тонны импортного холодного асфальтобетона составляет около 60 тыс. рублей, 1 тонны стандартного - около 2,5 тыс. рублей).
Горячее литьё: недешёвая альтернатива
Литой асфальт отличается от стандартного наличием твёрдого битума повышенной вязкости и минеральных включений (песка, мелкого щебня). Работа с горячими смесями ведётся при температурах от +200 С°, благодаря чему ямочный ремонт автотрасс можно производить при повышенной влажности и низких температурах. Стоимость материала несколько ниже, чем цена холодных смесей, однако, для укладки литого асфальта требуются дополнительные расходы на аренду специальной техники. Из-за излишней пластичности в жаркий летний сезон горячее литьё считается методом временного аварийного ремонта.
По сравнению с обычным горячим асфальтом литой обладает следующими преимуществами и недостатками:
Плюсы
- После заливки горячая смесь уплотняется сама в процессе застывания, благодаря чему не требуются услуги асфальтового катка;
- Литой асфальт имеет исключительные адгезионные свойства и образует прочное сцепление с основой даже при низких температурах и повышенной влажности;
- Возможность осуществлять срочный ремонт при минусовых температурах и во время выпадения осадков.
Минусы
- Для перевозки горячей смеси требуется дорогостоящая дорожная техника (бойлеры и кохлеры), позволяющая поддерживать стабильно высокую температуру материала и постоянно перемешивать его;
- Ремонт дорог с помощью литого асфальта требует больших затрат энергии (необходимая температура при укладке составляет около +200 С°);
- В тёплый сезон “заплатки” могут нагреваться на солнце до +60 С° и продавливаться под колёсами автомашин.
Подводя итоги , можно отметить, что на сегодняшний день наиболее современным и универсальным методом ямочного ремонта при любых погодных условиях является применение холодных асфальтовых смесей. По мнению некоторых экспертов, уже в ближайшие годы дальнейшее усовершенствование формулы холодного асфальта позволит эффективно осуществлять аварийный ремонт дорог даже при сверхнизких температурах. А вот качественное строительство автомобильных дорог в холодный сезон по-прежнему остаётся делом будущего - на данный момент на рынке отсутствуют материалы и технологии, позволяющие при повышенной влажности воздуха и минусовых температурах создать долговечное асфальтовое покрытие, соответствующее всем необходимым стандартам.