Вертикальные ветровые турбины. Что такое новая ветровая турбина и какого вида она бывает? Новые типы ветряных закрытых турбин
Вновь созданная ветровая турбина относится к возобновляемым источникам энергии в виде вертикально – осевых ветровых турбин (международная аббревиатура VAWT) карусельного типа
В современном мире сделали ставку на возобновляемые источники энергии, в том числе на ветроэнергетику. Преобладают ветрогенераторы пропеллерного типа, с горизонтальной осью вращения. Такие генераторы требуют мощных опорных башен и повышающих редукторов, что увеличивает сроки окупаемости. К тому же, такие агрегаты являются мощными низкочастотными источниками шума. Эти обстоятельства ограничивают круг покупателей и заставляет искать альтернативу традиционным ветряным электрогенераторам.
Вновь созданная ветровая турбина относится к возобновляемым источникам энергии в виде вертикально – осевых ветровых турбин (международная аббревиатура VAWT) карусельного типа.
Преимуществом роторов вертикального типа является, прежде всего, более низкий срок окупаемости, а также то, что они допускают работу в широком диапазоне скоростей ветра. В то время как роторы с горизонтальной осью переводятся в защитный режим авторотации при некоей предельной скорости ветра, превышение которой чревато разрушением конструкции.
В таком режиме пропеллер отсоединён от мультипликатора и генератора, электроэнергия не вырабатывается. А роторы с вертикальной осью испытывают значительно меньшие механические напряжения при равной скорости ветра, нежели роторы с горизонтальной осью. К тому же последние требуют дорогостоящих систем ориентации по направлению ветра.
В то время как роторы с вертикальной осью могут работать при любом направлении ветра. Также преимуществом вертикальных роторов является их малошумность и возможность установки в городских застройках, в том числе и на крышах зданий.
В рамках данного проекта предложен принципиально новый подход к конструкции вертикальных ветрогенераторов электроэнергии. Он основан на использовании низко расположенного прочного ротора, на периферии которого закреплено множество парусов – крыльев.
Ротор снабжён опорными стойками колёсных шасси, что позволяет ему вращяться вокруг неподвижной оси с устойчивой порой на фундамент за счёт колёс шасси. Множество парусов – крыльев создают за счёт аэродинамических сил большой вращательный момент. Что делает данную конструкцию рекордной по удельной мощности. Диаметр ротора может составлять 10 метров.
При этом на таком роторе возможна установка крыльев площадью более 200квадратных метров, что позволит генерировать до ста киловатт электроэнергии. При этом вес таких агрегатов настолько мал, что его возможно устанавливать на крышах зданий и обеспечивать их за счёт этого автономным электроснабжением. Или же возможно обеспечить электроэнергией большую ферму в степи, куда не проложена линия электропередачи. Увеличение мощности до сколь угодно большой величины достижимо тиражированием таких агрегатов. То есть, ставя много однотипных ветроустановок, достигаем нужной мощности.
В ходе Интернет - мониторинга выявлена американская компания, производящая VAWT для резиденций, заправочных станций электромобилей, а также для Министерства обороны США (электронный ресурс http://www.vortexis.com/vortexis-engineering.html)
При отдалённом внешнем сходстве американской VAWT с нашей турбиной, имеются следующие принципиальные отличия:
1. У аналога вращается внутренняя часть VAWT. А внешняя часть - это статор (неподвижный направляющий аппарат). У заявляемого объекта вся система - единый ротор. Хотя возможно дополнительно комплектовать нашу турбину статорными плоскостями – ветроконцентраторами.
2. Поскольку мощность зависит от крутящего момента, который прямо пропорционален радиусу ротора, при прочих равных условиях у нашей турбины радиус больше (при одних и тех же габаритах).
3. Наша турбина содержит горизонтальную крыльчатку, в отличие от аналога, которая снимает мощность с восходящего вихря внутри ротора.
4. У аналога нет наклонных антикрыльев. В нашей системе они есть, в количестве от 9до 18. Эти антикрылья, как показало сравнение старой модели с девятью антикрыльями и новой с вдвое большим количеством антикрыльев, увеличили мощность на 10 %.
5. Указанная компания не может делать большие VAWT. Заявитель проектирует турбину мощностью до 50...80 кВт, что на полтора порядка превосходит показатели описанного аналога.
Что касается технической эффективности. Наш прототип при высоте лопастей 800мм и поперечном габарите 800 мм при скорости ветра 11 м/с развил механическую мощность 225 Вт (при 75 оборотах в минуту). При этом он отстоял от поверхности земли на высоте менее метра. По данным ресурса http://www.rktp-trade.ru сопоставимую мощность (300 Вт) развивает пятилопастной вертикальный ветряк, установленный на шестиметровой мачте, причём он имеет пять 1200 – мм лопастей, установленных на габаритном диаметре 2 000 мм.
То есть, если принять ометаемые ветром площади сравниваемых ветряков равными, то получится, что прототип энергоэффективнее известного ветряка в 2,5…3 раза, с учётом того, что у земли ветер слабее из-за близости к граничной поверхности и имеет выраженный турбулентный характер. Из этого, зная, что описанный аналог имеет коэффициент использования энергии ветра (КИЭВ) равный 0,2, можно оценить КИЭВ прототипа как 0,48, что намного выше, чем у VAWT типа «Савониус» и «Дарье» и соответствует лучшим мировым образцам горизонтально – осевых ветрогенераторов.
При этом материалоёмкость и себестоимость у прототипа несопоставимо ниже, чем у пропеллерных мачтовых ветряков, имеющих механизмы ориентации на ветер и высоко расположенный энергомодуль с дорогим повышающим редуктором планетарного типа.
Сравнительная оценка эффективности роторов ветровых турбин различных типов приведена ниже в таблице 1.
Таблица1
Тип ротора |
Расположение оси вращения |
Коэффициент использования энергии ветра (КИЭВ) |
Источник |
Примечания |
Ротор Савониуса |
Вертикальное |
0,17 |
Р.А. Янсон. Ветроустановки. Под редакцией М.Ж. Осипова. М.: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2007г., стр.23, рис.13 |
Разработан около восьмидесяти лет назад, схема - рис. 7 (д) на стр.17 упомянутого источника |
Ротор Н-Дарье с широко разнесёнными лопастями |
Вертикальное |
0,38 |
Там же |
Разработан около века назад, схема - рис. 7 (а) на стр.17 упомянутого источника |
Многолопастные сопротивления |
Вертикальное |
0,2 |
Там же, а также конкретный коммерческий продукт на сайте http://www.rktp-trade.ru |
К этому типу относится и широко известный в Астане ротор Болотова. |
Двухлопостные пропеллерные |
Горизонтальное |
0,42 |
Там же |
Самый распространённый в мире тип ветродвигателей на сегодня |
Ротор нашей турбины (формально Н-Дарье, но с плотно сомкнутыми лопастями, на которых установлены наклонные антикрылья и горизонтальная крыльчатка) |
Вертикальное |
0,48…0,5 |
Натурные замеры скорости ветра анемометром, крутящего момента ротора динамометром, оборотов ротора тахометром |
КИЭВ определён косвенными методами. Необходим прямой замер электрической мощности на электрогенераторе, который предстоит приобрести. |
Т.о, заявляемый объект не только нов и неочевиден, но и соответствует лучшим мировым стандартам по КИЭВ, превосходя мировые стандарты по сопутствующим затратам и сроку окупаемости.
В дальнейшем планируется сконструировать, изготовить и испытать полноразмерный пилотный образец. Планируется наладить массовый выпуск таких установок после отладки пилотного образца, с оснащением такими установками не элекрифицированных районов в сельской местности и новых зданий в городах. опубликовано
Ветер - это форма солнечной энергии. Ветры вызваны неравномерным нагревом атмосферы солнцем, нерегулярной структурой поверхности земли и ее вращением. Траектории потока ветра измененяются ландшафтом земли, массами воды и растительностью. Люди используют ветер или энергию его движения во многих целях: для парусного спорта, запуска бумажного змея и даже для производства электроэнергии. Термины «энергия ветра» и «мощность ветра» описывают процесс использования ветра для генерации механической энергии или электричества. Ветряные турбины (ветрогенераторы) преобразуют кинетическую энергию ветра в механическую, которая может быть использована для ряда специфических задач, таких, как размол зерна или перекачивание воды.
Так как же ветряные турбины производят электричество? Попросту говоря, ветряная турбина работает противоположно вентилятору. Вместо того, чтобы использовать электричество, чтобы создавать ветер, как вентилятор, ветрогенераторы используют ветер, чтобы производить электричество. Ветер поворачивает лопасти, которые вращают вал, соединенный с генератором, производящим электроэнергию.
Этот вид сверху на «завод энергии ветра» показывает, как группа ветрогенераторов может производить электроэнергию для потребительских сетей. Через линии передачи и распределения она поступает в дома, предприятия, школы и так далее.
Типы ветряных турбин
Современные турбины разбиваются на две основных группы: горизонтально-осевые и вертикально-осевые, похожие на «взбивалки» модели Darrieus, названной в честь ее французского изобретателя. Горизонтально-осевые турбины, в типичном случае, имеют две или три лопасти. Эти трехлопастные турбины работают «против ветра», с лопастями, смотрящими на ветер.
Турбина GE Wind Energy мощностью 3.6 мегаватта - одна из крупнейших среди когда-либо устанавливавшихся:
Турбины большего размера более эффективны. И в ценовом отношении тоже.
Размеры ветряных турбин
Диапазон размеров турбин «сервисного» масштаба простирается от 100 киловатт до нескольких мегаватт. Большие турбины группируются вместе в «ветряные фермы», которые осуществляют оптовые поставки электроэнергии в электросети.
Небольшие одиночные турбины мощностью ниже 100 кВт используются для электроснабжения домов, телекоммуникационных антенн или питания водоперекачивающих насосов. Маленькие турбины иногда применяются в комплексе с дизельными генераторами, аккумуляторами и солнечными батареями. Эти системы называют «гибридными ветровыми системами» и находят применение в отдаленных местах, где подключение к электрической сети невозможно.
Внутри ветряной турбины
Anemometer |
Анемометр |
Измеряет скорость ветра и передает данные скорости контроллеру. |
Blades |
Лопасти |
Большинство турбин имеет или две или три лопасти. Ветер, проходящий сквозь лопасти, заставляет их «взлетать» и вращаться. |
Brake |
Тормоз |
Дисковый тормоз, с механическим, электрическим или гидравлическим приводом для остановки ротора в критических ситуациях. |
Controller |
Контроллер |
Управляющий контроллер запускает машину на скоростях ветра приблизительно 8…16 миль в час и отключает машину приблизительно при 55 милях в час. Турбины не работают на скоростях ветра выше 55 миль в час, потому, что сильный ветер может их разрушить. |
Gear box |
Коробка передач |
Механически соединяет низкоскоростной вал турбины с высокоскоростным, увеличивая скорость вращения с 30…60 оборотов в минуту, до 1000…1800 оборотов, то есть до скорости, требуемой большинству генераторов для выработки электроэнергии. Коробка передач - дорогостоящая (и тяжелая) часть ветровой турбины и инженеры исследует генераторы «прямого привода», которые работают на более низких вращательных скоростях и не нуждаются в коробках передач. |
Generator |
Генератор |
Обычно стандартный индукционный генератор, который вырабатывает электроэнергию переменного тока частотой 60 Герц (для США). |
High-speed shaft |
Высокоскоростной вал |
Приводит в действие генератор. |
Low-speed shaft |
Низкоскоростной вал |
Ротор вращает этот вал со скоростью порядка 30…60 оборотов в минуту. |
Nacelle |
Гондола |
Гондола находится наверху башни и содержит в себе коробку передач, низко- и высокоскоростной валы, генератор, управляющий контроллер и тормоз. Некоторые гондолы достаточно велики для того, чтобы на них мог сесть вертолет. |
Pitch |
Разворот лопастей |
Лопасти Поворачивает к ветру или под углом к нему, чтобы управлять скоростью вращения ротора и препятствовать вращению при ветрах, которые слишком сильны или слишком слабы для выработки электроэнергии. |
Rotor |
Ротор |
лопасти и ступица вместе называют ротором. |
Tower |
Башня |
Башни сделаны из стальной трубы (показаны здесь), бетона или имеют ажурную конструкцию. Поскольку скорость ветра увеличивается с высотой, более высокие башни позволяют турбинам захватить больше энергии ветра и произвести больше электроэнергии. |
Wind direction |
Направление ветра |
Есть так называемые турбины «против ветра», потому, что при работе они повернуты «лицом» к ветру. Другие турбины разработаны, чтобы работать с «подветренной» стороны, отворачиваясь от ветра. |
Wind Vane |
Флюгер |
Определяет направление ветра и передает данные в управляющий контроллер для ориентации турбины в соответствии с направлением ветра. |
Yaw drive |
Привод гондолы |
Турбины типа «против ветра» должны быть направлены на ветер и привод гондолы используется для коррекции направления ротора при изменениях направления ветра. «Подветренные» турбины не требуют привода ротора, так как ветер дует им в «спину». |
- На счет лопастей (с горизонтальной осью), мне понравилась статья из журнала «Моделист-конструктор», 1993год, №8. http://publ.lib.ru/ARCHIVES/M/%27%27Modelist-konstruktor%27%27/%27%27MK%27%27,1993,N08.%5Bdjv-002%5D.zip Там доходчиво расписан и принцип действия и как его сделать.
- Чем смотреть такую прессу, лучше прочитать (вдумчиво) книгу Фатеева "Ветродвигатели и ветроустановки"
- Касаемо промышленных ветротурбин dzen +1 [B]Три лопасти как компромис между С одной стороны стремлением обеспечить конструктивную прочность лопастей и снизить динамические нагрузки, удешевить ВЭУ путём уменьшения количества лопастей, обеспечить допустимый уровень аэродинамических шумов и вибраций, усиливающихся с ростом скорости движения концов лопастей и с другой стороны стремлением к увеличению КПД ветротурбины, растущего с увеличением оборотов ветротурбины и числа лопастей. [I]Учебник «Ветродвигатели и ветроустановки» Фатеева Е.М.
- 3-лопастная турбина имеет постоянный момент инерции относительно оси ориентирования,независимый от положения лопастей, следовательно при ориентировании ветряка не возникает вибраций. 2-лопастная при ориентировании трясется.
- RE: Почемы 3 лопасти / Виталий71 Нууу, впервих кпд как раз самои болшои у одлолопастника, но он динамически несбалансируемий. А у двухлопастника звук вопиюсчий, зато трехлопастник - ето последний с высоким коефициентом, так как увеличение лопастеи сверх 3...5 НЕ ИЗМЕНЯЕТ кпд, зато крепко снизает СКОРОСТЬ вращения, значит материалоэмкость
- В зависимости от быстроходности ветряка, для максимума КИЭВ, есть оптимальный коэффициент заполнения ветротурбины и от количества лопастей мало зависит, идеальная турбина-бесконечное количество бесконечно-узких лопастей. Наиболее сбалансированны 3, 6, 12, 18, ... , 3 минимальное число.
- А меня звук двухлопастника не напрягал, хоть я и не ту кромку заточил по невниманию.
- это про гигаваттник??? Но обычный (непойманный) ветер тоже вызывает широкий спектр звуковых колебаний (ИНЧ в том числе), хаотически давя на листья, ветви деревьев, окна и стены зданий. И даже в чистом поле ветер человеку на уши давит. Гроза и землетрясения тоже генераторы инфразвука. Насекомые и некоторые растения (перекати-поле) могут быть унесёнными потоками воздуха. Запретить это всё срочно!!! :)))
- Да бредни это, слухи,которые финансово поддерживались в 80 годы владельцами теплоэлектростанций. Прблема мегаваттных ветряков,то что птицы (особенно по холоду) облепляют и обгаживают их, при наличии дырок вовнутрь,патаются свить гнезда внутри. Гнезда в ветряках сам видел.
- Господа добрый день. Интересные у вас беседы однако прошу прощения у меня вопрос, а кто нибудь собирал турбину Горлова (http://www.quietrevolution.com/) я сделал но она и при сильном ветре не крутит если кто знает в чем секрет (где то есть изюменка а где не знаю)
- Похоже ещё один человек хочет наступить на грабли. Есть простая истина, подтверждена теоретически и практически, причём не раз - все вертикалки делаются для красоты, но не как не для работы.
- Эта т.н. турбина горлова - обычный ротор Дарье, скрученный в спираль для снижения резких кратковременных нагрузок. Но кроме снижения нагрузок, сильно падает КИЭВ и поэтому, чтоб она закрутилась, надо делать очень качественные лопасти и иметь сильный ветер. Ну и использовать ее хорошо только для красоты или раскрутки каких нибудь инвесторов на деньги.
- То есть никто не знает что надо чтоб она закрутилась?
- Качественные лопасти и сильнейший ветер.
- Профиль лопастей должен быть точный, плоские ленты не пойдут. Плюс хороший ветер и разгонять её надо до рабочей скорости, сама турбина не разгонится даже при хорошем ветре. Против ветряка с горизонтальной осью её КИВ почти в 3 раза меньше. Вот выглядит красиво, ничего не скажешь:)
- аэродинамический профиль крыла? А для разгона можно использовать ротор Савониуса.
- Доказано расчетами и практикой, что профиль лопасти (хорда), должна быть приближена к идеальной, передняя плоскость отражающая ветровой поток по углу атаки где создается избыточное давление может быть плоской, а вот тыловая плоскость лопасти, чтобы создать по больше разницу давлений воздуха за лопастью нежели перед ею, должна быть выпуклой не равномерно создавая разряженность воздушных масс Может что не так?
- Да посмотрите любой атлас аэродинамических профилей и увидите какие они-эти профили.
- Да, я в курсе о них.
- В крупных турбинах (относительно) управление лопастями идет опосредовано, извне. По крайней мере в Крыму на ВЭС управление было с персоналки в зависимости от нагрузки, оборотов, etc.
Ветряные турбины в качестве источника электроэнергии используются уже не одно десятилетие. Впервые подобные конструкции человек начал эксплуатировать, когда обуздал силу природы и стал возводить мельницы. Сегодня для производства электроэнергии используются ветрогенераторы турбинного типа уже третьего поколения. Причем сами конструкции приобретают в последнее время все более необычные формы.
Современная ветряная турбина состоит из следующих элементов:
- Анемометр. Он отвечает за измерение скорости ветра и передает соответствующую информацию контроллеру турбинного ветрогенератора.
- Лопасти. Ветер, попадая на эти элементы, заставляет их вращаться. В результате в действие приводится турбина, которая вырабатывает электроэнергию.
- Тормоз. Он дополняется механическим, гидравлическим и иными приводами. Тормозная система в ветровой турбине необходима для остановки ротора при возникновении критических ситуаций.
- Контроллер. Отвечает за управление всей установки. Он в автоматическом режиме запускает ветряные турбины и останавливает их ход.
- Индукционный генератор. Устройство генерирует электроэнергию. Оно дополняется высокоскоростным валом.
- Гондола. Она располагается в верхней части ветряной турбины. В корпусе гондолы скрывается большинство элементов конструкции установки, включая тормоз и контроллер.
В зависимости от типа конструкции ветряная турбина может дополняться другими элементами. В частности, современные установки оснащаются обтекателем, который улавливает ветер и усиливает мощность последнего.
Достоинства турбин
Ветряная турбина современного типа обладает следующими преимуществами в сравнении со своими предшественниками:
- Способна работать при высокой скорости ветра. Турбины современного типа функционируют, когда ветровые потоки движутся с превышением критических показателей (25–60 м/сек).
- Не создает инфразвуковых волн. Этим недостатком обладали ветротурбины предыдущих поколений.
- Простой монтаж. Основу конструкции создают еще на производстве. На месте устанавливаются отдельные элементы и монтируется гондола на мачту.
- Применение инновационных материалов. Они не только увеличивают срок эксплуатации установки, но и обеспечивают легкость монтажа.
Ветровые установки в основном монтируются вдоль морского и океанского побережья либо непосредственно на воде. Такой подход позволяет добиться практически круглогодичной работы турбины.
Современные разработки
К числу недостатков, которыми обладают лопастные установки, относят следующее:
- они нарушают естественный тепловой баланс;
- относительно низкий КПД, не превышающий 30%;
- занимают большую площадь;
- представляют опасность для птиц.
Указанные недостатки заставляют разработчиков по всему миру искать новые технологические решения, позволяющие получать ветровую энергию. Среди последних достижений можно выделить:
1. Парящую турбину.
Конструктивно она напоминает воздушный шар, наполненный гелием. Внутри на горизонтальной оси установлена турбина с тремя лопастями. Такая система сегодня эксплуатируется на Аляске. Парящая турбина располагается на высоте, недоступной для современных ветровых установок. Такая система способна функционировать практически в автономном режиме (участие персонала сведено к минимуму).
2. Вертикальные турбины.
Их лопасти повторяют расположение плавников у рыб. За счет такой конструкции турбины способны вырабатывать достаточное количество электроэнергии, находясь при этом на близком расстоянии друг от друга. Длина вертикальных установок составляет 9 м. Для эффективной работы системы необходим монтаж как минимум двух близкорасположенных турбин. Согласно предварительным исследованиям, новый тип установок в сравнении с лопастными аналогами вырабатывает в 10 раз больше электроэнергии, занимая равную площадь.
3. Углеродистые «стебли».
В ОАЭ реализуется новый проект по генерации чистой электроэнергии. Он предусматривает монтаж 1203 углеродистых «стеблей» на 20-метровом основании. Высота данной конструкции составляет 55 м. Каждый отдельный элемент системы находится на расстоянии 10 м друг от друга.
Толщина отдельного стебля в основании равна 30 м. Внутри их располагаются слои, состоящие из чередующихся между собой электродов и пьезоэлектрического материала. Под давлением последний генерирует электричество. Энергия возникает в момент, когда стебли качаются на ветру. Данная система обеспечивает выработку того же количества электроэнергии, что и другие ветряные установки, занимающие равную площадь.
Нечто похожее создали тунисские ученые. Их система отличается от углеродистых «стеблей», используемых в ОАЭ, тем, что в ее верхней части располагается бесшумный генератор, напоминающий спутниковую тарелку.
В Голландии предложили устанавливать на каждый дом небольшую конструкцию, способную под действием силы ветра генерировать электричество. Этот ветрогенератор имеет турбину, повторяющую форму панциря улитки. Она, захватывая поток ветра, разворачивается и меняет направление его движения. Производительность такого ветрогенератора достигает 80% от теоретических показателей, которые потенциально могут демонстрировать подобные установки.
В последние годы появились разработки, предназначенные для монтажа на плавательных судах. В целом, количество систем, способных заменить собой лопастные ветрогенераторы, постоянно увеличивается. Возможно, в будущем они смогут решить все задачи, стоящие перед ветряной энергетикой.
Современный кинетический ветрогенератор позволяет воспользоваться силой воздушных потоков, преобразовав ее в электричество. Для этой цели существуют заводские и самодельные модели устройств, которые применяют как в промышленности, так и в частных хозяйствах.
Мы расскажем о том, как устроены ветряки этого типа, познакомим с особенностями устройства и конструктивными вариантами. В предложенной нами статье приведены слабые и сильные стороны ветряной энергетической установки. Самостоятельные мастера у нас найдут полезные схемы и рекомендации по сборке.
В основу функционирования ветрогенератора положена трансформация кинетической энергии ветра в механическую энергию ротора, которая затем преобразуется в электроэнергию.
Принцип работы достаточно прост: вращение лопастей, закрепленных на оси устройства, приводит к круговым движениям роторгенератора, благодаря чему вырабатывается электроэнергия.
Ветроэнергетика является одной из наиболее перспективных отраслей возобновляемой энергетики. Современные конструкции позволяют экономически эффективно применять силу воздушных потоков, используя ее для выработки электричества
Получаемый нестабильный переменный ток «стекает» в контроллер, где он преобразуется в постоянное напряжение, способное зарядить батареи. Оттуда питание поступает на инвертор, где оно трансформируется в переменное напряжение с показателем 220/380 В, которое и подается потребителям.
Мощность ветрогенератора напрямую зависит от мощности потока воздуха (N), рассчитывается согласно формуле N=pSV 3 /2, где V – скорость ветра, S – рабочая площадь, p – плотность воздуха.
Устройство ветряного генератора
Различные варианты ветрогенераторов значительно отличаются друг от друга.
Для привода ветрового генератора изготовлена турбина роторного типа с вертикальной осью вращения. Этот тип ротора очень прочен и долговечен, имеет относительно небольшую скорость вращения и легко может быть изготовлен в домашних условиях, без канители с аэродинамическим профилем крыла и другими проблемами, связанными с изготовлением рабочего винта для ветрогенератора с горизонтальной осью вращения. Более того, такая турбина работает практически бесшумно и вне зависимости от того, куда дует ветер. Работа практически не зависит от турбулентности и частой смены силы и направления ветра. Для турбины характерны высокие пусковые крутящие моменты, работа при относительно низких скоростях. Эффективность этой турбины небольшая, но для питания устройств небольшой мощности этого достаточно, все окупается простотой и надежностью конструкции.
Электрогенератор
В качестве генератора используется доработанный компактный автомобильный стартер на постоянных магнитах. Выходные данные генератора: переменный ток мощностью 1,0…6,5 вт (в зависимости от скорости ветра).
Вариант переделки стартера в генератор описан в статье:
Изготовление турбины ветрогенератора
Эта ветровая турбина практически ничего не стоит и проста в изготовлении.
Конструкция турбины состоит из двух или более полуцилиндров установленных на вертикальном валу. Ротор вращается за счет различного сопротивления ветру каждой из лопастей, повернутых к ветру с различной кривизной. Эффективность ротора несколько повышается за счет центрального зазора между лопастями, так как некоторое количество воздуха дополнительно воздействует на вторую лопасть при выходе из первой.
Генератор закрепляется на стойке за выходной вал, через который выходит провод с полученным током. Такая конструкция позволяет исключить скользящий контакт для съема тока. Ротор турбины устанавливается на корпус генератора и фиксируется на свободные концы монтажных шпилек.
Из алюминиевого листа толщиной 1,5 мм вырезается диск диаметром 280…330 мм или квадратная пластина, вписанная в этот диаметр.
Относительно центра диска размечаются и сверлятся пять отверстий (одно в центре и 4 по углам пластины) для установки лопастей и два отверстия (симметричные центральному) для закрепления турбины на генератор.
В отверстия, расположенные по углам пластины, устанавливаются небольшие уголки из алюминия, толщиной 1,0…1,5 мм, для закрепления лопастей.
Лопасти турбины изготовим из консервной банки диаметром 160 мм и высотой 160 мм. Банка разрезается вдоль оси пополам, в результате чего получаются две одинаковые лопасти. Края банки после разреза, на ширине 3…5 мм, загнуты на 180 градусов и обжаты для усиления края и исключения острых режущих кромок.
Обе лопасти турбины, со стороны открытой части банки, соединены между собой П-образной перемычкой с отверстием посередине. Перемычка образует зазор шириной 32 мм, между центральной частью лопастей, для повышения эффективности работы ротора.
С противоположной стороны банки (у дна), лопасти соединены между собой перемычкой минимальной длины. При этом зазор шириной 32 мм сохраняется на всей длине лопасти.
Собранный блок лопастей устанавливается и крепится на диск в трех точках - за центральное отверстие перемычки и установленные ранее алюминиевые уголки. Лопасти турбины закрепляются на пластине строго одна против другой.
Для соединения всех деталей можно использовать заклепки, саморезы, винтовое соединение М3 или М4, уголки или применить другие способы.
В отверстия, с другой стороны диска, устанавливается генератор и фиксируется гайками на свободные концы монтажных шпилек.
Для надежного самозапуска ветрогенератора необходимо добавить в турбину второй аналогичный ярус лопастей. При этом лопасти второго яруса смещаются по оси относительно лопастей первого яруса на угол 90 градусов. В итоге получится четырехлопастной ротор. Это гарантирует, что всегда есть, по крайней мере, одна лопасть, которая в состоянии поймать ветер и дать турбине толчок для вращения.
Для уменьшения размеров ветрогенератора, второй ярус лопастей турбины можно изготовить и закрепить вокруг генератора. Изготовим две лопасти шириной 100 мм (высота генератора), длиной 240 мм (аналогично длине лопасти первого яруса) из алюминиевого листа толщиной 1,0 мм. Лопасти изогнем по радиусу 80 мм, аналогично лопастей первого яруса.
Каждая лопасть второго (нижнего) яруса закрепляется с помощью двух уголков.
Один установлен в свободное отверстие на периферии диска, аналогично креплению лопастей верхнего яруса, но со сдвигом на угол 90 градусов. Второй уголок закрепляется на шпильку устанавливаемого генератора. На фото, для наглядности крепления лопастей нижнего яруса, генератор снят.