Виды вербального и невербального общения. Подробнее о вербальном общении
Жизнь в социуме сформировала потребность в коммуникации. Между людьми постоянно происходит вербальное и невербальное общение. Сведения передаются не только с помощью слов или специальных знаков - букв, но и благодаря изменению позы, выразительности взгляда, мимики или жестов. Сравним эти виды коммуникации.
Вербальное и невербальное общение: определение
Общение - естественная потребность человека наравне с приемом пищи и сном. Из звуковых сигналов, телодвижений, мимики, которые демонстрирует собеседник, человек составляет мнение о его намерениях, настроении. В этих знаках «прочитывается» эмоциональный отклик на те или иные слова и действия.
Таким образом, общение - это взаимодействие людей или созданных ими групп, в процессе которого происходит обмен информацией - коммуникация. Это своеобразный межличностный контакт, в процессе которого один человек узнает что-то об окружающем мире, людях вокруг, их эмоциональном состоянии, чувствах, мыслях.
Рассмотрим, какие виды общения были выработаны людьми. Люди постоянно обмениваются такими знаками, зачастую даже не задумываясь, что о чем-то рассказывают миру. Общение происходит не только посредством выражения мыслей и эмоций в словах. Есть еще невербальная коммуникация. Она не менее содержательная, чем устные или письменные сообщения.
Например, люди с легкостью по изменению позы собеседника или выражению его лица понимают заинтересованность в общении или наоборот, что информация не интересна. Мамы без слов понимают, что новорожденный хорошо себя чувствует, когда он улыбается или с любопытством что-то рассматривает, влюбленные без слов чувствуют настроение друг друга. Так происходит общение между людьми.
Историки и лингвисты утверждают, что первые формы коммуникации в сообществе людей были невербальными. Невербальное общение - это система внеречевых способов передачи информации. К ним относится:
- выражение лица;
- взгляд;
- жесты;
- изменение позы, телодвижения;
- мизансцены;
- интонация.
Эти способы передачи информации свойственны всем представителям животного мира: наклон головы, особый поворот тела, взмах лапой (у человека - рукой), выражение глаз, изменение мимики - сигналы, с помощью которых животные и первобытные люди сообщали о намерениях, защищались или проявляли интерес к кому-то или чему-то.
Многие удивятся, узнав, что в жизни современного общества невербальные средства общения составляют 60% коммуникативного «трафика». Люди больше сообщают друг другу выражением глаз, улыбками или грустью на лице, взмахами рук, изменением положения тела, чем словами.
30% информативности общения припадает на интонирование речи, изменение тембра, высоты и силы голоса, и только 10% составляет вербальная коммуникация.
Вербальное общение происходит посредством слов. Это может быть устная или письменная речь. К слову, язык глухонемых, основа которого - жесты и мимические изменения, также относится к вербальной форме коммуникации, поскольку это специальная форма, в которой представлены слова.
Мысли и чувства люди выражают с помощью специальных символов - звукового набора, который реализуется через устную речь или через буквы в письменных сообщениях.
- точность;
- ясность;
- содержательность;
- доступность;
- четкость произношения;
- соблюдение правил грамматики, орфографии и пунктуации для письма и культуры речи для говорения.
Несмотря на то что вербальное общение - результат культурного развития человеческого общества, эта форма коммуникации не всегда точно и полно выражает мысли и переживания человека. Многие, например, испытывали трудности с выражением сочувствия человеку, который переживает потерю близкого.
Вербальные формы предоставляют скупые, лишенные эмоций наборы слов. Их важно дополнить объятиями, искренним, сочувственным выражением лица, пожиманием руки, поглаживанием. Так же и с выражением радости. Как бы сухо выглядело сообщение о рождении ребенка, если бы оно не дополнялось счастливыми улыбками, радостными всплесками рук и пр.
Вербальное и невербальное общение: отличия
Поскольку невербальное общение «старше» вербального, к тому же его проявления импульсивны и неконтролируемы, поэтому именно мимика, жесты и позы человека дают больше информации о его душевном состоянии, поведении, намерениях, чем его слова.
Показательный в этом плане американский сериал «Обмани меня». Главный герой фильма доктор Лайтман разработал методику чтения невербальных сообщений, благодаря которой можно распознать, лжет ли собеседник. Часто люди говорят одно, а на самом деле чувствую другое. Они скрывают истинные чувства и переживания. Наблюдение за поведением собеседника, сопоставление сказанного с тем, что спонтанно отображается на лице, в движениях помогает составить картину истинных намерений и переживаний человека.
Чем же отличается невербальное общение от вербального?
Таким образом, вербальное сообщение становится полноценным и более точно выражает переживания собеседника, если дополнено невербальными знаками. Кстати, именно поэтому современная письменная речь часто сопровождается специальным набором символов - смайликами, которые передают эмоциональную составляющую сухого сообщения, выраженного посредством букв.
Невербальные знаки интуитивно понятны и легко «прочитываются» людьми. Вряд ли кто-нибудь спутает скуку на лице собеседника с заинтересованностью, миролюбие, которые демонстрирует положение тела, с агрессией.
Учитесь распознавать и другие невербальные знаки. Они помогут определить, когда люди лгут, когда неискренни, когда чего-то боятся или попросту безразличны. Эти умения помогут понять, когда вами манипулируют дома или на работе.
Развивайте вербальное общение, чтобы красиво и точно излагать мысли. Это признак образованного и культурного человека.
Общение, будучи сложным социально-психологическим процессом взаимопонимания между людьми, осуществляется по следующим основным каналам: речевой (вербальный - "устный, словесный") и неречевой (невербальный) каналы общения. Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ воздействия на собеседника.
В структуру речевого общения входят:
- 1. Значение и смысл слов, фраз ("Разум человека проявляется в ясности его речи"). Играет важную роль точность употребления слова, его выразительность и доступность, правильность построения фразы и ее доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
- 2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи. Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размеренная манера речи.
- 3. Выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыкание, плач, шепот, вздохи и др.; разделительные звуки - это кашель; нулевые звуки - паузы, а также звуки назализации - "хм-хм", "э-э-э" и др.
Рис. 6.6.
Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют - 7%, звуки интонации - 38%, неречевое взаимодействие - 53%.
Невербальные средства общения изучают следующие пауки.
- 1. Кинестика изучает внешние проявления человеческих чувств и эмоций; мимика - движение мышц лица, жестика - жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика - моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
- 2. Такесика изучает прикосновение в ситуации общения: рукопожатие, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и пр.
- 3. Проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении. Выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:
- - интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделение адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;
- - личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;
- - социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;
- - публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей - в лекционной аудитории, на митинге и пр.
Мимика - движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние, способно дать истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Так, замечено, что человек пытается скрыть свою информацию (или лжет), если его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.
По своей специфике взгляд может быть: деловой, когда он фиксируется в районе лба собеседника, это предполагает создание серьезной атмосферы делового партнерства; светский - когда взгляд опускается ниже уровня глаз собеседника (до уровня губ), это способствует созданию атмосферы светского непринужденного общения; интимный - когда взгляд направлен не в глаза собеседника, а ниже лица - па другие части тела до уровня груди. Специалисты утверждают, что такой взгляд говорит о большей заинтересованности друг другом в общении; взгляд искоса - говорит о критическом или подозрительном отношении к собеседнику.
Восприятие другого человека происходит на основе анализа его внешности, походки, жестов и других сигналов (рис. 6.7).
Рис. 6.7.
Лоб, брови, рот, глаза, нос, подбородок - эти части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, удивление, страх, отвращение, счастье, интерес, печаль и т.п. Причем легче всего распознаются положительные эмоции: радость, любовь, удивление, труднее воспринимаются человеком отрицательные эмоции - печаль, гнев, отвращение. Важно заметить, что основную познавательную нагрузку в ситуации распознавания истинных чувств человека несут брови и губы.
Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, как и в речевом, есть слова, предложения. Богатейший "алфавит" жестов можно разбить на следующие пять групп.
- 1. Жесты-иллюстраторы - это жесты сообщения: указатели ("указывающий перст"), пиктографы, т.е. образные картины изображения ("вот такого размера и конфигураций"); кинетографы - движения телом; жесты-"биты" (жесты-"отмашки"); идсографы, т.е. своеобразные движения руками, соединяющие воображаемые предметы вместе.
- 2. Жесты-регуляторы - это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. К ним относят улыбку, кивок, направление взгляда, целенаправленные движения руками.
- 3. Жесты-эмблемы - это своеобразные заменители слов или фраз в общении. Например, сжатые вместе руки по манере рукопожатия на уровне руки означают во многих случаях - "здравствуйте", а поднятые над головой - "до свидания".
- 4. Жесты-адапторы - это специфические привычки человека, связанные с движениями рук. Это могут быть: а) почесывания, подергивания отдельных частей тела; б) касания, пошлепывания партнера; в) поглаживание, перебирание отдельных предметов, находящихся под рукой (карандаш, пуговица и т.п.).
- 5. Жесты-аффекторы - жесты, выражающие через движения тела и мышц лица определенные эмоции.
Существуют и микрожесты: движения глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту, подергивания губ и пр.
Практика показывает, когда люди хотят показать свои чувства, они обращаются к жестикуляции. Вот почему для проницательного человека важно приобрести умение понимать ложные, притворные жесты. Особенность этих жестов заключается в следующем: они преувеличивают слабые волнения (демонстрация усиления движений руками и корпуса); подавляют сильные волнения (благодаря ограничению таких движений). Эти ложные жесты, как правило, связаны с конечностями.
При общении часто возникают следующие виды жестов:
- - жесты оценки - почесывание подбородка; вытягивание указательного пальца вдоль щеки; вставание и прохаживание и др. (человек оценивает информацию);
- - жесты уверенности - соединение пальцев в купол пирамиды; раскачивание на стуле;
- - жесты нервозности и неуверенности - переплетенные пальцы рук; пощипывание ладони; постукивание по столу пальцами; трогание спинки стула перед тем, как на него сесть, и др.
- - жесты самоконтроля - руки сведены за спину, одна при этом сжимает другую; поза человека, сидящего на стуле и вцепившегося руками в подлокотник, и др.;
- - жесты ожидания - потирание ладоней; медленное вытирание влажных ладоней о ткань;
- - жесты отрицания - сложенные руки на груди; отклоненный назад корпус; скрещенные руки; дотрагивание до кончика носа и др.;
- - жесты расположения - прикладывание руки к груди; прерывистое прикосновение к собеседнику и др.;
- - жесты доминирования - жесты, связанные с выставлением больших пальцев напоказ, резкие взмахи сверху вниз и др.;
- - жесты неискренности - жест "прикрытие рукой рта", "прикосновение к носу" как более утонченная форма прикрытия рта, говорящая либо о лжи, либо о сомнении в чем-то; поворот корпуса в сторону от собеседника, "бегающий взгляд" и др.
Умение понимать популярные жесты (жесты собственности, ухаживания, курения, зеркальные жесты, жесты-поклоны и др.) позволит лучше разбираться в людях. (Дж. Ниренберг, Г. Калеро. Как читать человека словно книгу. М., 1990.)
Виды и правила слушания, восприятия и понимания другого человека представлены на рис. 6.8.
Рис. 6.8.
Правила эмпатического слушания:
- 1. Освободить душу от собственных переживаний и проблем, отказаться от предубеждений относительно собеседника, настроиться на чувства собеседника.
- 2. В своей реакции на слова партнера вы должны в точности отразить переживание, чувство, эмоцию, стоящую за его высказыванием, показать, что вами чувство собеседника не только правильно понято, но и принято (не осуждая, не критикуя, не поучая его).
- 3. Надо только отразить чувство партнера, но не интерпретировать его поступки и скрытые мотивы поведения, не объяснять ему причину возникновения у него этого чувства, не поучать его.
- 4. Необходимо держать паузу. После вашего ответа собеседнику обычно надо помолчать, подумать, разобраться в своих переживаниях. Не забивайте его своими дополнительными соображениями, разъяснениями, уточнениями. Правила "Я-высказываний" (способ самовыражения, осознание своих чувств, возникающих в напряженных ситуациях, и называние их партнеру, осознание своей ответственности за решение проблемы): 1 -описание ситуации, вызвавшей напряжение; 2 - точное название своего чувства в этой ситуации; 3 - называние причин этого чувства ("я испытываю такое раздражение, когда ты говоришь, что...") (рис. 6.9, 6.10).
Общение – это взаимодействие двух или более людей, представляющее собой обмен информацией познавательного или эмоционально-оценочного характера. Обеспечивают этот обмен невербальные и вербальные средства общения.
Кажется, что может быть проще общения посредством речи? Но на самом деле этот процесс непростой и неоднозначный.
Вербальное общение – это процесс обмена информацией между людьми (или группами людей) при помощи речевых средств. Проще говоря, вербальное общение – это общение посредством слов, речи.
Конечно, кроме передачи конкретной “сухой” информации, во время вербального общения люди взаимодействуют друг с другом эмоционально и воздействуют друг на друга, передавая свои чувства и эмоции на словах.
Кроме вербального, выделяют и невербальное общение (передача информации без слов, посредством мимики, жестов, пантомимики). Но это различие условное. На практике вербальная и невербальная коммуникация непосредственно связаны друг с другом.
Язык тела всегда дополняет, “иллюстрирует” речь. Произнося определенный набор слов и стараясь передать через них какую-то свою идею собеседнику, человек говорит с определенной интонацией, выражением лица, жестикулируя, изменяя позу и так далее, то есть всячески помогая себе и дополняя речь невербальными средствами общения.
Несмотря на то что речь – это универсальное, богатое и выразительное средство информационного обмена, посредством нее передается очень мало информации – менее 35% ! Из них только 7% приходится непосредственно на слова, остальное – интонация, тон и другие звуковые средства. Более 65% информации передается с помощью невербальных средств общения!
Приоритет невербальных средств общения объясняется психологами тем фактом, что невербальный канал общения более простой, эволюционно более древний, спонтанный и плохо поддающийся контролю (ведь невербалика бессознательна ). А речь – это результат работы сознания . Человек осознает смысл своих слов во время их произнесения. Перед тем, как что-то сказать, всегда можно (и нужно) подумать, а вот проконтролировать выражение своего лица или спонтанный жест на порядок тяжелее.
Значимость вербального общения
При личностном , эмоционально-чувственном общении преобладают (являются более приоритетными и важными) невербальные средства общения. В деловом взаимодействии важнее умение правильно, четко, ясно передавать свои идеи вербально, то есть умение грамотно выстраивать свой монолог, вести диалог, понимать и правильно интерпретировать в первую очередь речь другого человека.
Умение грамотно выражать себя, свою личность посредством речи очень важно в деловой среде. Самопрезентация, собеседование, длительное сотрудничество, решение разногласий и конфликтов, нахождение компромиссов и прочее деловое взаимодействие предполагает умение эффективно общаться посредством слов .
Если личные отношения невозможны без эмоций и чувств, то деловое общение является по большей части безэмоциональным. Если в нем присутствуют эмоции, то они либо скрываются либо выражаются в максимально сдержанной, этичной форме. Ценятся главным образом, грамотность речи и культура вербального общения.
Но и в делах сердечных очень важно умение разговаривать и договариваться ! Длительные любовные, дружеские отношения и, конечно же, крепкая семья строятся на умении говорить, слушать и слышать друг друга.
Вербальные средства общения
Устная речь – основное и очень важное средство вербального общения, но не единственное. В качестве отдельных вербальных средств общения выделяются также речь письменная и внутренняя речь (диалог с самим собой).
Если невербалике учиться не нужно (это врожденные умения), то вербальные средства общения предполагают выработку определенных умений , а именно:
- воспринимать речь,
- слушать и слышать что говорит собеседник,
- грамотно говорить (монолог) и вести беседу (диалог),
- грамотно писать,
- вести внутренний диалог.
Особо
ценятся такие коммуникативные навыки
как:
- умение говорить тезисно, четко формулируя мысль,
- умение говорить коротко, по делу,
- умение не отклоняться от темы, избегать большого количества “лирических отступлений”,
- способность вдохновлять, побуждать, убеждать, мотивировать речью,
- способность заинтересовывать речью, быть интересным собеседником,
- честность, привычка говорить правду и не произносить непроверенную информацию (которая может оказаться ложью),
- внимательность во время общения, способность максимально точно пересказать услышанное,
- умение объективно принимать и верно понимать сказанное собеседником,
- способность “переводить” слова собеседника, определяя для себя самую их суть,
- умение учитывать уровень интеллекта и прочие индивидуально-психологические особенности собеседника (к примеру, не употреблять терминов, значения которых собеседнику наверняка не известны),
- настроенность на позитивную оценку речи собеседника и его личности, умение даже в негативных словах находить добрые намерения человека.
Есть множество других коммуникативных навыков и умений, которые важно приобретать всем, кто хочет быть человеком успешным в профессии и счастливым в личной жизни.
Барьеры вербального общения
Каким прекрасным собеседником не получилось бы стать, нужно учитывать, что человеческая речь несовершенна.
Вербальное общение – это взаимный обмен информацией, в котором всегда есть несколько преград. Смысл слов теряется, изменяется, неверно истолковывается, намеренно меняется и так далее. Все потому, что информация, исходящая из уст одного человека, приходя ко второму, преодолевает несколько барьеров.
Психолог Предраг Мицич в книге “Как проводить деловые беседы” описал схему поэтапного оскудения информации при вербальном общении.
Полная информация (все 100%), которую нужно передать собеседнику, содержится только в сознании говорящего. Внутренняя речь более разнообразна, богата и глубока, нежели внешняя, поэтому, уже во время преобразования ее во внешнюю речь, теряется 10% информации.
Это и есть первый барьер вербального общения, который Мицич назвал “Пределом воображения”. Человек не может высказать все то, что хочет, посредством слов по причине их ограниченности (по сравнению с мыслями).
Второй барьер – “Барьер желания”. Даже идеально сформулированную про себя мысль не всегда удается высказать вслух так, как хочется в силу разных причин, как минимум, из-за того, что приходится подстраиваться под своего собеседника и учитывать ситуацию общения с ним. На этом этапе теряется еще 10% информации.
Четвертый барьер чисто психологический – “Барьер отношения” . То, что и как слышит один человек, внимая другому, зависит от его отношения к нему. Как правило, из 70% услышанной информации понимает собеседник только 60% именно по той причине, что к необходимости логически осмысливать услышанное, примешивается личное отношение к говорящему.
И наконец, последний барьер – “Объем запоминания” . Это не столько барьер непосредственно вербального общения, сколько человеческой памяти. В памяти в среднем остается примерно только 25-10% услышанной от другого человека информации.
Вот так из 100% информации, первоначально находившейся в сознании одного человека, другому передается лишь 10%.
Вот почему так важно максимально точно и полно передавать свою мысль, доносить ее четко и недвусмысленно, излагать ее в словах, понятных для собеседника, стараться чтобы он услышал, понял и запомнил сказанное.
Что в первую очередь отличает нас от других биологических видов? Двигает общественный и личностный прогресс? Позволяет шире познать мир, делая нас теми, кто мы есть – созданиями с развитым интеллектом и мышлением?
Конечно же, это общение – обмен информацией и взаимодействиями между двумя или несколькими индивидуумами.
Общение делится на две группы: вербальное и невербальное. А ещё - на индивидуальное и массовое. Взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации помогает разнообразить разговор, придать ему нужный характер. Обе эти формы одинаково важны при живом общении.
К этой группе относится передача информации с помощью слов – речь. Выделяются речевые взаимодействия двух видов:
Устный разговор:
- слушание – восприятие речи говорящего;
- говорение – использование речи для передачи сообщений слушателю.
Беседа в письменной форме:
- чтение – восприятие информации с носителя;
- письмо – фиксация мыслей/знаний на бумажном или электронном носителе.
Речь возможна благодаря главному инструменту общения – языку. Языком называется система знаков и символов, разными комбинациями которых передаётся информация о конкретном предмете/явлении. Для использования языка нужны мышление и интеллект.
Особенности языка состоят в том, что он разнообразен и многогранен. Так, есть нелитературные и литературные его формы и виды, использующиеся людьми в зависимости от конкретной жизненной ситуации.
- Литературная речь подразумевает чёткие правила, которым нужно следовать. Она считается образцовой языковой классикой.
- Нелитературная речь свободнее и не стеснена условностями. К ней относятся диалекты и просторечные формы языка и те слова, которые мы используем в быту.
Функции языка
- Эмоциональная. Людям свойственно выражать свои чувства и получать эмоциональную разрядку посредством речи в общении. Эмоциональная функция выполняется и невербальными средствами.
- Коммуникативная. Когда мы говорим об общении или передаче информации, то чаще всего имеем в виду язык.
- Познавательная. Язык даёт индивидууму возможность приобщиться к знаниям других и самому передать эти знания кому-то ещё. Изучение иностранного языка развивает интеллект и логическое мышление.
- Этническая. Язык нужен для объединения людей в группы по национальному признаку.
- Аккумулятивная. Благодаря владению языком нам доступно накапливание и хранение информации об окружающем мире. Это сведения, почерпнутые из книг, фильмов, полученные от других людей и др.
- Конструктивная. Язык помогает человеку грамотно выражать собственные мысли, придавая им чёткую осязаемую форму, структурировать мыслительные процессы.
- Контактоустанавливающая. Язык играет роль и тогда, когда общение на нём не несет полезной информации для собеседников – в этом случае он помогает установить контакт для дальнейших отношений.
Владение навыками вербального общения – ключ к успешным межличностным коммуникациям. Развивать нужно не только интеллект, правильность и грамотность речи, читая классическую литературу и изучая родной и иностранные языки. Важно уметь говорить в том смысле, в котором это преподносит психология – учиться случать собеседника, устранять барьеры и боязнь контактировать с другими людьми, выражать понимание и сочувствие. Человек, умело использующий навыки вербальных коммуникаций, легко найдёт общий язык с какой угодно, даже самой непростой по характеру личностью.
Невербальное общение
Невербальную форму коммуникации называют ещё «язык тела» или «язык жестов». Она включает в себя всю информацию, которую мы передаём собеседнику или собеседникам без участия речи, а также взаимодействия с ними, несущие определенную эмоциональную окраску. Например, рукопожатие (выражает дружелюбие и готовность к сотрудничеству), поцелуй (любовь), похлопывание по плечу (фамильярный дружеский жест) и др.
Особенности невербального вида
Невербальное общение происходит только при беседе лицом к лицу. Разговор в социальных сетях через личные сообщения лишён этой коммуникативной составляющей.
Психология обращает особое внимание на эту форму общения – она говорит о человеке больше, чем может рассказать вербальная.
Для педагогического общения очень значимы невербальные средства. Они помогают педагогу привлекать и удерживать внимание учеников, вырабатывают его стиль преподавания. Обучающиеся при активном и уместном использовании жестов и мимики в процессе педагогического общения лучше усваивают материал и используют мышление, они становятся более открытыми и легче идут на контакт.
Средства невербальных коммуникаций
- Жесты. Играют не последнюю роль в сочетании со словами. Служат и самостоятельным средством общения: мы показываем большой палец, когда хвалим или выражаем одобрение. Количество жестов в процессе беседы – показатель темперамента человека. У разных народов это количество сильно различается: самыми эмоциональными признаны исследователями жители жарких стран, северяне же куда более сдержанны. Мы много жестикулируем в процессе неформального общения. В деловых ситуациях это мало уместно.
- Мимика. Движения лицевых мышц несут много информации – ведь они помогают понять истинные чувства собеседника, его личностные особенности, характер мышления, уровень интеллекта, служат выражением его планов. Лицом «сказать» можно всё что угодно. Все части его удивительно точно координируются друг с другом в процессе выражения эмоций. Наибольшая смысловая нагрузка приходится на губы и брови – на них стоит обращать внимание при разговоре.
- Взгляд. Определяет заинтересованность индивидуума в разговоре. Если человек, не отрывая глаз, внимает говорящему, ясно, что ему действительно важна эта информация. А еще продолжительный зрительный контакт иногда выражает враждебность или вызов. Постоянное отведение взгляда означает скуку, возможное желание прекратить беседу или же является своеобразным детектором лжи – установлено, что человек, говорящий неправду, смотрит собеседнику в глаза менее трети времени разговора.
- Поза и походка. Психология определяет характер, самооценку, возраст, настроение, самочувствие по этим показателям. Непринуждённые позы свойственны самоуверенным людям с высоким социальным статусом. Движения необщительных и замкнувшихся в себе личностей в особенности скованны, нерешительны.
Тяжёлая походка характерна для людей, которых обуревает гнев или другие отрицательные эмоции, лёгкая, воздушная - свидетельствует о безоблачном настроении человека.
Функции невербального общения
- Подчеркнуть сказанную информацию. Так, человек, высказавший решительный протест, может негодующе встряхнуть головой. А ещё мы киваем, выражая полное согласие с собеседником – одно из проявлений взаимодействия вербальных и невербальных средств передачи информации.
- Дополнить произнесённое. Когда мы описываем крошечный предмет, то сближаем пальцы руки на небольшое расстояние.
- Показать истинное душевное состояние человека или отношение к собеседнику. Иногда люди ведут себя и разговаривают, как обычно в компании, хотя в душе у них тяжело. Внимательные товарищи замечают это по выражению лица или движениям.
- Заменить слова. Жест пожатия плечами, означающий «я не знаю» не требует дополнительных речевых пояснений.
- Сделать акцент. Упоминая в процессе рассказа весомые сведения или показывая нечто важное в подготовленной презентации, мы поднимаем указательный палец вверх, привлекая дополнительное внимание собеседников к произнесённой фразе.
Так проявляется взаимодействие вербальных и невербальных средств передачи информации.
Люди следят за своей речью и тем, что они сообщают собеседникам. Куда сложнее постоянно контролировать мимику, жесты, походку. Не всем из нас это удаётся. Тем не менее это помогает понять истинные чувства и побуждения человека, что используется в психологии.
Психология говорит нам, что в общении важно выдерживать правильное соотношение средств вербальной и невербальной коммуникации. Аудитория вряд ли проникнется монотонным безэмоциональным прочтением доклада или презентации, не уделив выступающему должного внимания. Но и в крайности кидаться не нужно: есть люди, мысли и эмоции которых опережают возможности речевого аппарата. Они бурно жестикулируют, проглатывают слова, заставляя собеседника уставать от такой экспрессивности.
Кроме того, стоит учитывать и ситуацию, в которой к месту та или иная форма общения, как и особенности и интеллект собеседника.
Вербальный и невербальный язык общения существуют вместе и помогают выразиться не только словесно, а и эмоционально. Каждый народ на земле имеет свои определенные жесты, которые в разных культурах могут обозначать совершенно противоположные вещи. Но, несмотря на это, их можно разделить на несколько групп, которые выражают приветствие, запрет, недоверие, одобрение или оскорбление. Также можно выделить:
- иллюстрирующие жесты – указания, отмашки и др.;
- регулирующие жесты – кивки, махи головой и др.;
- жесты-эмблемы – сжатые руки, обозначающие приветствие и т.п.;
- адаптирующие жесты – прикасания, поглаживания, перебирание предметов и др.;
- жесты-аффекторы – выражают эмоции;
- микро жесты – покраснение лица, подергивание губ и т.п.
Еще одно значимое средство вербального и невербального общения – . Благодаря ей человек как бы подтверждает или опровергает сказанные слова. Психологи утверждают, что когда вы не видите лицо собеседника, то теряете до 15% необходимой информации. В этом случае будет уместно вспомнить столь популярный на сегодняшний день вариант общения – социальные сети, чат и т.п. Очень часто написанное слово может нести совершенно разную информацию, а все, потому что вы не видели мимику человека, который это писал. Она помогает выразить эмоциональное состояние, например, радость, гнев, разочарование и т.п.
Кроме этого вербальные и невербальные способы общения обязательно должны учитывать позу человека. Например, когда ваш собеседник во время разговора скрещивает руки либо ноги, то это может свидетельствовать о том, что он пытается закрыться от вас, так как попросту не доверяет либо боится. Таким образом, если обращать внимание на позу человека, то можно узнать много скрытой информации.
Особое внимание необходимо уделить взгляду, он бывает разным:
- Если взгляд фиксируется возле лба собеседника, то он подразумевает серьезную беседу и называется деловым.
- Если взгляд собеседника располагается между линией глаз и губ, то такой вариант называется светским.
- Если взгляд собеседника остановился в зоне груди, шеи или губ, то, скорее всего, он означает сексуальную заинтересованность и называется интимным.
- Если собеседник смотрит на вас искоса, то это означает, что он подозрительно к вам относиться.
Даже учитывая значительное отличие вербального и невербального общения, можно сделать вывод, что человек не сможет получить все необходимое и желаемое, если будет пользоваться только одним из вариантов. Как говориться, одними жестами невозможно выразить всю информацию, а слова без мимики и жестов являются совершенно пустыми.
Психологи утверждают, что при знакомстве человек больше всего обращает внимание на невербальное общение, и если, к примеру, мимика его не устраивает, то чтобы собеседник не сказал, для него это уже будет неважно.
Особенности вербального и невербального общения
Во время беседы человек использует ум и логику, чтобы понять поступающую информацию, а вот для восприятия невербального общения нужна интуиция. Зачастую многим людям словами можно солгать, а вот эмоции, то есть мимику и жесты, скрыть практически невозможно.