Культурные преобразования петра 1 способствовали развитию отечественной. Культурные преобразования Петра I Великого
Тюменский Государственный
Нефтегазовый Университет
Институт Транспорта
Специальность: Подъемно-транспортные, строительные,
дорожные машины и оборудование
ПО КУЛЬТУРОЛОГИИ
РЕФОРМЫ ПЕТРА I В ОБЛАСТИ
КУЛЬТУРЫ И БЫТА И ИХ ОЦЕНКА.
Принял преподаватель
Введение
Культура Петровского времени
1.1 Реформы в области политики
1.2 Реформы в области науки и образования, культуры
1.3 Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи
Быт Петровского времени
Заключение
Введение
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник,
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник!
А.С.Пушкин
В этих строках выражена самая суть характера Петра 1 – царя-реформатора. Еще с детства Петр отличался любознательностью, и поражал всех живостью и непоседливостью. Юный монарх отличается от своих братьев Федора и Ивана и отменным здоровьем. В 1682 году по предложению патриарха Иоакима, поддержанного частью бояр и стрельцами, 10-летнего Петра объявили царем. Однако мать царя Петра Алексеевича, царица-регентша, и ее помощники не смогли удержать власть, т.к. не обладали достаточными государственными способностями, и уже осенью 1682 года реальная власть перешла к Софье Алексеевне, дочери царя Алексея от первого брака, сестре Петра.
В годы правления Софьи Петр номинально оставался царем, однако никакой роли в политических делах не играл. Рос мальчик-царь в обстановке постоянной борьбы боярских группировок за власть, тогда же против властей выступили стрельцы и солдаты. Основное внимание в юные годы он отдавал воинским играм, ”потехам”. По приказу юного царя в окрестностях села Преображенское на реке Яуза построили Пресбург - “потешную фортецию”, которую осаждали по всем правилам воинского искусства. В батальоны своих “потешных”, помимо знатных, Петр собирал холопов и “ простецов”, лишь бы были они людьми шустрыми, веселыми и исполнительными.
Недалеко от Преображенского располагалась Немецкая слобода –Кокуй, где были сосредоточены иноземцы, мастера всякого рода, военные специалисты. Петр, вызывая нередко удивление и осуждение, сближается с иноземцами. С помощью новых учителей иностранцев Петр усвоил основы арифметики и геометрии, артиллерии и фортификации, узнал правила вождения судов, возведения крепостей, мог высчитать полет пушечного ядра.
Подраставший царь, занятый “потешными” играми и учением, с явным неудовольствием и раздражением следил за действиями сестры- правительницы. Таков был его характер: упрямый, самостоятельный, резкий. В 1689 году при поддержке своих “потешных”, почти всех стрелецких и солдатских полков, большинства дворян, юный царь Петр берет власть в свои руки. Начинается самостоятельное правление Петра.
Культура Петровского времени.
Реформы в области политики.
Петровская эпоха известна как эпоха бурной реформаторской деятельности в России. Эпитеты “первый”, “впервые” часто употребляют по отношению к Петровской эпохе.
Детство и юность Петра прошли среди иноземцев, и у них было чему поучиться. Петр был чрезвычайно любознателен, за какое бы дело ни брался, он вникал во все его тонкости. В первой своей заграничной поездке в 1697-1698 гг., он сумел увидеть многое. И это чрезвычайно поразило Петра. Европа и Россия конца 17 века разительно отличались во многих областях науки, культуры, искусства, военного дела. Российская армия состояла из неграмотных крестьян, искусство развивалось под большим влиянием церкви: в архитектуре в основном преобладают церкви, в живописи – иконы. В ремеслах и науке также велико влияние церкви. “Ревнители древлего благочестия” всячески противились всему новому, и поэтому Россия отставала по многим показателям от ряда стран Западной Европы.
В Голландии царь побывал в музеях, госпиталях, воспитательных домах, театрах. В Англии осмотрел лондонский Тауэр, Гринвичскую обсерваторию, посетил Английскую королевскую академию наук и Оксфордский университет. В Дрездене ему показали королевскую кунсткамеру, в Вене кунсткамеру и библиотеку. За границей Петр начал собирать различные произведения искусства и раритеты.
С большим уважением относился Петр к знаниям и знающим людям. Петр понимал, что без знаний, опыта и помощи Европы не обойтись, поэтому всячески старался привлечь западных специалистов для работы в России, не скупясь ни на деньги, ни на щедрые посулы. Важное условие, которое Петр ставил приглашенным иностранцам – обучение русских. Работа рука об руку с опытными иностранными мастерами была отличной школой для русских военных, ученых, архитекторов, скульпторов и живописцев.
Россия конца 17 начала 18 вв.- вожделенна для иностранцев. Сотнями и тысячами стремились они сюда в надежде разбогатеть, сделать карьеру, реализовать свои творческие способности. Ехали архитекторы, художники, скульпторы, ювелиры, военные, инженеры, ученые и просто мастеровые. Приезжали из Швейцарии, Германии, Англии, Голландии, Франции, Италии. Многие находили в России вторую родину, заводили семью, а главное – трудились на благо России. Наверное, не было во всей Европе места более благодатного для творчества, чем Россия.
Приглашая иноземцев в Россию, царь-реформатор надеялся осуществить дерзкие планы – расширить границы присоединением Сибири, подойдя к побережью Ледовитого и Тихого океанов, и завоевать выход к Балтийскому морю. Генетический сплав русского и иноземного на российской почве даст удивительный результат, изменит развитие России и породит впоследствии целую плеяду талантливых людей.
Изменение Петром 1 внутренней и внешней политики повлекло за собой колоссальные изменения во внутренней жизни России, и затронуло все области науки, культуры, искусства, а также быт всех без исключения слоев населения.
Реформы в области науки и образования, культуры
Слово “учиться” стало лейтмотивом всех петровских преобразований. Петр с большим уважением относился к наукам и учению. По некоторым сведениям, Петр 1 в совершенстве освоил 14 специальностей, мог своими руками от начала до конца построить морское судно. Во время второго заграничного путешествия в 1717 г. Ему было присвоено звание почетного члена французской Академии наук. Задумал Петр создать и Российскую академию. В 1724 г. он подписал указ о ее основании: ”…учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги ”.
Что было особенно важным, что Российская академия находилась на содержании государства, в то время как иностранные академии вынуждены были сами изыскивать средства для существования. Петр ассигновал на Академию наук 25 тысяч рублей в год и обещал академикам “довольное жалованье”, квартиру, дрова, свечи. Самих же академиков приглашали из-за границы. В их числе были ученые с мировым именем – математики Леонард Эйлер и Даниил Бернулли. Впоследствии Эйлер, автор более 800 работ, признавался: ”я всем обязан своему пребыванию в Петербургской Академии”. В состав Академии помимо научно-исследовательской части входили библиотека, Кунсткамера, обсерватория, типография, анатомический театр, ботанический сад и граверная палата. Академический университет явился первым светским учебным заведением стремя факультетами: юридическим, медицинским, философским. Создание Академии положило начало не только науке, но и высшему светскому образованию в России.
Образование Петр ставил во главу всех реформ. В Москве одна за другой открывались школы – навигацкая, инженерная, артиллерийская, медицинская, немецкая. Еще со времен первой поездки за границу, Петр вынашивал план создания морской школы в России. В 1701 г. его указом открывается в Москве Навигацкая школа. В составлении программы принимал участие сам царь, упор делался на математические и морские науки – арифметика, геометрия, тригонометрия, астрономия, навигация. Дворяне в новое учебное заведение поступали неохотно, поэтому приходилось их брать “с принуждением”. Около пятисот учеников школы получали ”кормовые деньги”, а те, кто победнее, еще и одежду. Школа просуществовала до 1715 г. и передала эстафету открывшейся в Петербурге Морской Академии.
В 1703 г. открылась Немецкая школа, которую можно считать первой российской гимназией. Обучались в ней дети мелких царских чиновников. Возглавил школу немецкий пастор Эрнест Глюк, попавший в плен во время Северной войны. Любопытно, что до его пленения в его доме в Мариенбурге воспитывалась Марта Скавронская, будущая русская императрица Екатерина 1 – жена Петра.
В 1714 г. Петр 1 подписал указы об обязательном обучении дворянских детей цифири и геометрии. Стали создаваться цифирные школы, где помимо дворян обучались дети приказных, служилых и посадских людей. Время от времени царь устраивал в Москве или Петербурге смотры служивших и неслуживших взрослых дворян и недорослей, и нередко сам распределял их по полкам и школам, а также определял, кому учиться в России, а кому за границей. При Петре появился обычай посылать дворян учиться за границу. Для многих это было тяжелым испытанием: будущий известный дипломат Петр Толстой отправился учиться в Италию в 52 года, будучи уже дедушкой. Во Франции русские гардемарины голодали, т.к. жалованье приходило с большим опозданием. Царь был тверд в своем намерении заставить дворян учиться.
В петровское время юноши, закончив учебу к пятнадцати годам, обязаны были поступить на военную или гражданскую службу. Дворян на службу принимали по их годности, принимая во внимание внешний вид, способности, происхождение и состоятельность. По требованию Петра дворяне начинали служить с “фундаменту”, т.е. в армии и на флоте – рядовыми, в гражданском учреждении – низшим чиновником.
В 1722 г. была введена “Табель о рангах”, в соответствии с которой различались три вида службы: военная, штатская и придворная. Первые две делились на 14 рангов или классов. На военной службе низшим чином считался фендрик, позже прапорщик или корнет, высшим – генерал-фельдмаршал. На гражданской – коллежский регистратор и действительный тайный советник, или канцлер. Петр стремился пополнять ряды дворян за счет талантливых выходцев из других сословий. Недворянин, дослужившийся до прапорщика в армии, автоматически получал потомственное дворянство. “Табель о рангах” уравняла старое родовитое дворянство, кичившееся своим происхождением, и новую, безродную знать.
При Петре 1 появился и первый российский музей – Кунсткамера. Ее экспонатами поначалу служили различные древние предметы и редкости, собранные царем во время заграничного путешествия. Во время второго путешествия царь приобрел в Данциге для Кунсткамеры коллекцию минералов и раковин, в Амстердаме – заспиртованных животных, рыб, змей и насекомых. Там же он приобрел уникальную анатомическую коллекцию. Собрание Кунсткамеры пополнялось также и отечественными редкостями. Петр издал указ с призывами к населению доставлять “ каменья необыкновенные, кости человеческие и скотския, рыбьи или птичьи, не такие, какие у нас ныне есть… старые надписи на каменьях, железе или меди, или какое старое, необыкновенное ружье, посуду и прочее все, что зело старо и необыкновенно…”. Присылавших диковины для музея поощряли солидным вознаграждением. Кунсткамера впервые была открыта для обозрения в палатах Кикина в 1719 году. Вскоре для Кунсткамеры на Васильевском острове выстроили отдельное здание. Здание Кунсткамеры венчает высокая башня, где размещалась одна из самых первых российских обсерваторий. По сей день в ней хранится Готторпский глобус диаметром в три с половиной метра. Сделан он был в Германии и подарен Петру 1 герцогом Голштинским. Снаружи глобус изображает Землю, а внутри – небесную сферу. Есть в нем дверца, через которую зрители проникали внутрь, и, усаживаясь на скамью, наблюдали за вращением. В движение глобус приводился водяным двигателем. Один оборот, как и в природе, совершался за сутки. Понимая значение музея для просвещения россиян, Петр 1 велел сделать вход бесплатным, “…если кто придет с компанией смотреть редкости, то угощать их на мой счет чашкою кофе, рюмкою вина или водки”. На эти цели из казны выделялась немалая по тем временам сумма – 499 рублей в год.
“ Я хочу, чтобы люди смотрели и учились” - говорил Петр 1.
В конце 1702 г. (точная дата неизвестна) произошло событие, значение которого трудно переоценить: вышел первый номер первой русской печатной газеты “Ведомости”. Первый дошедший до нас номер, датированный 2 января 1703 г., вышел большим для своего времени, тиражом – около 1000 экземпляров. Номер содержал немало информации о внутренней жизни России. Петр сам выбрал известия для публикации в первом номере. Первая русская печатная газета мало чем походила на современную, и представляла из себя 4 небольших листка бумаги, собранные в тетрадь, размером чуть больше ладони взрослого человека. На Красной площади каждого прочитавшего номер “Ведомостей” угощали бесплатным обедом. Так власти пытались приобщить народ к чтению газет.
В 1708-1710 гг. в России перешли на новый шрифт, который с некоторыми изменениями по сей день используется. Петр 1 лично отобрал окончательный вариант нового шрифта. Нововведения коснулись и правописания. Из алфавита были изъяты некоторые буквы – омега, пси, ижица и другие. Числа, писавшиеся буквами, стали обозначать арабскими цифрами. В 1703 г. вышли первые книги с арабскими цифрами, среди них был и первый русский учебник “ Арифметика, сиречь наука числительная”, написанный Леонтием Магницким, преподавателем Навигацкой школы.
Петр прекрасно понимал, что без книг невозможно распространение знаний, поэтому всячески способствовал их печатанию. В 1700 г. была выдвинута целая программа издания книг. Петр часто сам указывал, какую книгу следует перевести на русский язык. При этом он давал такие рекомендации переводчикам: не столь важно придерживаться близости к тексту, сколь важно передать его главное содержание. В петровское время книги даже стали оформлять по-новому: нумеровать страницы цифрами, ввели титульный лист, оглавление, предметный и именной указатели, в книгах появились чертежи и иллюстрации. Тексты стали разбивать на абзацы. Изменился также и формат книг – книги нового времени были невелики по размеру. В 1708 г. по указанию Петра были напечатаны первые карманные книги. За первую четверть 18 века книг вышло больше, чем за 150 предшествующих лет.
Рост выпуска книг, большой интерес к знаниям стимулировали и развитие библиотечного дела. В 1714 г. в Петербурге была основана публичная библиотека. В 1725 г. библиотека насчитывала 11 тысяч книг, включая древние. Существовало в Петровские времена и немало личных библиотек, более полутора тысяч книг было и у самого Петра. В основном это были издания необходимые царю в повседневной работе, три четверти собрания составляли книги нерелигиозного содержания. Большинство из них имели отношение к морскому делу, военному искусству, истории, архитектуре и садово-парковому делу.
В центре внимания светской культуры Петровского времени главенствует человек. В средневековой культуре он играл второстепенную роль, по сравнению с богами или святыми. Особенно это проявилось в литературе. Среди читающей публики пользуются популярностью небольшие приключенческие истории. Произведения как в зеркале отражают свою эпоху и ее героев – умных, смелых образованных, везде добивающихся успеха.
Реформы в области архитектуры, скульптуры, живописи.
“ Его царское величество, по взятии Шлотбурга, в одной миле оттуда ближе к восточному морю, на острове новую и зело угодную крепость построить велел, в ней же есть шесть бастионов, где работали двадцать тысяч человек подкопщиков, и тое крепость на свое государское именование прозванием Питербурхом обновить указал”. Таково первое сообщение в “Ведомостях” о строительстве Петербурга. Город был заложен 16 мая 1703 года. Первоначально Петербург закладывался как крепость, первый кирпич в основание будущей каменной цитадели заложил сам царь Петр. Под камень тот поместили золотой ковчежец с частицей мощей апостола Андрея Первозванного. Руководить работами было поручено Доменико Трезини. Перед приездом в Россию Трезини находился на службе у датского короля, и был завербован русским послом Измайловым. Любопытно, что при заключении договора Трезини оговорил возможность беспрепятственного выезда из России по окончании работ, но так и не захотел уехать, оставшись в России до конца своих дней, и полностью посвятив себя строительству Нового города.
Петербург - один из красивейших городов мира. Запоминающиеся высотные доминанты, логичная пространственная композиция, строгая планировка сети прямых улиц, просторные площади, величественный облик зданий, зелень многочисленных парков и садов, гладь рек и каналов, гранитные набережные, мосты, узорчатые ограды, выдающиеся произведения монументальной скульптуры придают Петербургу уникальный характер целостного архитектурно-строительного ансамбля; сооружения центральных, исторически сложившихся районов города, связанные рядовой застройкой, а также дворцово-парковые комплексы являются как бы единым художественным произведением.
Петербург основывался как крепость, вокруг которой и близ домика Петра (один из первых образцов "типового" жилого дома Санкт-Петербурга) на Городском (ныне Петроградском) острове начал формироваться город. Первоначально крепость называлась Санкт-Петербургской, а позже получила название Петропавловской, произошедшее от находящегося в ней собора Петра и Павла. Поначалу храм был деревянным, позже Трезини перестроил его, сделав каменным. В Петровское время собор был нетипичен для русского зодчества, т.к. он имеет форму базилики – здания, сильно вытянутого с запада на восток, характерного для архитектуры Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русского храмового зодчества полукруглые выступы – апсиды. На храме установлен золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней. Высота шпиля 120 метров, что позволило собору долгие годы считаться самым высоким зданием России. В 20-е годы на колокольне установили куранты в 35 колоколов, купленные в Голландии. Как внешнее убранство было нетипично для русского зодчества, так внутреннее поражало своей необычностью. Стены украшали картины, написанные в новой реалистичной манере, стены и своды расписаны под мрамор и украшены ордерными элементами. Пожалуй, главное отличие архитектуры нового времени от русского средневековья состояло в использовании архитектурного ордера. Ордер в переводе с латыни означает строй, порядок. Действительно, архитектурные сооружения петровского времени имеют четкий конструктивный порядок, состоя из несущих стен, колонн и несомых сводчатых и плоских потолков и перекрытий. Любое более или менее значимое здание сооружается с использованием ордерных элементов, а изучение классических ордеров ложится в основу архитектурного образования.
В мировой истории градостроительства найдется очень мало примеров создания крупных городов всего за два-три десятилетия. Петербург занимает особое место в этом ряду. Масштабное строительство новой русской столицы, а так и задумал царь Петр Алексеевич, невозможно было без четкой организации и команды лучших зодчих, знакомых с мировыми достижениями архитектуры. Строительство приобрело большой размах и велось планомерно под руководством архитекторов, приглашенных Петром I из Италии (Д. Трезини, Дж. М. Фонтана, Н. Миккети), Франции (Ж. Б. Леблон), Германии (Г. Шедель, А. Шлютер, И. Ф. Браунштейн, Г. И. Маттарнови, Т. Швертфегер), и русских мастеров, обучавшихся в Москве или вернувшихся из Голландии (М. Г. Земцов, Г. Н. Усов, И. К. Коробов). В 1706 году для руководства строительством была учреждена "Канцелярия городовых дел". В 1714 году для концентрации строительных усилий был принят указ, воспрещающий возводить каменные дома где-либо в государстве, кроме Петербурга. В 1715 – 17 гг. созданы планы центра Петербурга на Васильевском острове: один с прямоугольной сетью улиц и каналов (арх. Д. Трезини; этот план лежит в основе существующей планировки), другой, основанный на абстрактной идеальной схеме овального в плане города-крепости (арх. Леблон; этот план был отвергнут Петром). В 1716 году созданы "образцовые" проекты жилищ, ставившихся по линии улицы (арх. Леблон и Трезини): кирпичных - для "именных" и зажиточных; на деревянном каркасе с заполнением глиной и росписью стен под кирпич - для "подлых", т. е. для рядовых горожан. На Троицкой площади и вокруг Троицкой церкви, складывался городской центр, были возведены обширные деревянные и мазанковые здания Сената, Таможни, Монетного двора. От домика Петра I вверх по Неве на площади располагались дома вельмож, высших военных и гражданских чинов, духовенства. Адмиралтейская крепость стала вторым центром застройки, градостроительным ориентиром при формировании новых улиц, расходившихся лучами, что легло в основу последующего плана. К 1725 году в застройке города, организации его пространственно-планировочной структуры, охватившей все основные острова и материковую часть, особую роль стали играть общественные здания. Кроме Петропавловской крепости и Адмиралтейства, которые явились доминантами в панораме новой столицы, привлекали внимание Меншиковский дворец и строившаяся Кунсткамера - первое монументальное здание близ стрелки Васильевского острова, высотная композиция которой перекликалась со шпилями Петропавловской крепости и Адмиралтейства. По соседству с ней выделялось своими размерами и мерными композиционным ритмом повторяющихся секций здания Двенадцати коллегий.
Центр Петербурга застраивался домами знати, но для царя были возведены два дворца – Зимний и Летний с огромным парком. В окрестностях Петербурга на самом берегу моря Петр заложил в 1714 году дворец Монплезир, что в переводе с французского “Мое удовольствие”. Петергоф расположен на берегу Финского залива. Четыре начала составляют чудо Петергофа – архитектура и скульптура, зелень и вода. Петр хотел, чтобы Петергоф был подобием Версаля. Однако, Петергоф превзошел Версаль. Одну из главных достопримечательностей составляют фонтаны. С фонтанным искусством в России познакомились именно в петровское время. По сей день поражают воображение дворцы Петергофа, его садово-парковый ансамбль и каскад фонтанов.
Помимо Петербурга велось строительство в Москве и других городах Российской империи. Вследствие пожара в Москве в 1699 году было запрещено возводить деревянные постройки на пожарищах. Вместе с тем формальное художественное сближение архитектуры каменных зданий Москвы с западноевропейским зодчеством, начавшееся в конце XVII века стало еще более заметным в начале XVIII века. Примером этому могут служить: дворец Ф. Я. Лефорта на Яузе (1697 – 1699 гг.); Старый Монетный Двор (1697 г.); церковь Успения на Покровке (1695 – 1699 гг.); церковь Знамения в Дубровицах (1690 – 1704 гг.). Это свидетельствует о том, что отечественные зодчие знали ордерную тектоническую систему и могли искусно сочетать ордерные и иные элементы с русскими традиционными приемами. Примером такого сочетания может служить Лефортовский дворец в Немецкой слободе, выстроенный одним из московских архитекторов. Фасады дворцы разделены мерным ритмом пилястр большого коринфского ордена. По сторонам въездной арки их ритм меняется, и они формируют пилястровый портик с фронтоном. Плановая система в тоже время представляет собой композицию замкнутого каре, принятую на Руси для торговых и иных дворов.
В петровское время были созданы не только выдающиеся памятники архитектуры и градостроительного искусства – Петропавловская крепость и ее собор, Александро-Невский монастырь, Петербург и Петергоф. В начале 18 в. В России сформировались основные принципы зодчества нового времени – ордерность, “регулярность”. Русская архитектура стала развиваться в рамках общеевропейских художественных стилей.
Скульптура в средние века не была широко распространена в России. Каменные барельефы древнего Владимира, народная резьба по дереву, глиняная игрушка – вот, пожалуй, и все, что можно отнести к скульптуре в допетровское время. Знакомство русских с западной скульптурой произошло задолго до Петра 1. Однако как уже говорилось ранее, огромное влияние на развитие искусства и культуры оказывала церковь. Ее мнение было решающим. Первое же “узаконенное” появление трехмерной скульптуры в России относится к 1695 году. Тогда в Москве была сооружена Триумфальная арка в честь взятия Азова. Арку венчали вырезанные из дерева фигуры Марса и Геракла.
Даже в новое время скульптура непросто приживалась на русской почве – публика не готова была ее воспринять. Тем не менее, уже при Петре 1 статуи стали появляться во дворцах, парках, храмах, на триумфальных арках. Одним из наиболее интересных примеров является Петропавловский собор. Важное отличие в убранстве данного храма являет собой скульптура, которую Древняя Русь почти не знала. Лепные фигуры ангелов смотрят из-под сводов. Главная же достопримечательность - иконостас, подаренный Петром 1. Со времен Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной. Он выполнен в виде нарядной триумфальной арки и украшает его главным образом скульптура, а не живопись.
Постепенно все большую роль скульптура стала играть и в оформлении внутреннего убранства интерьеров. Помимо статуй появилась лепнина. Без них уже не обходилось убранство ни одного дворца.
Не имея за своими плечами многовековой традиции скульптуры, Россия не сразу освоила этот вид искусства. Поначалу пробел восполняли иностранные мастера. Одним из самых ярких представителей был итальянский скульптор Бартоломео Карло Растрелли. Наше представление о Великом Петре сложилось во многом благодаря скульптурам Растрелли. Его, как и многих работавших в России иностранцев, занимала необыкновенная личность русского царя – преобразователя. В 1719 г. скульптор снял с лица Петра гипсовую маску, которая послужила образцом для работ не только самого Растрелли, но и для головы знаменитого “Медного всадника” Фальконе. Незадолго до смерти Петра мастер выполнил бронзовый бюст царя.
Скульптор и создаваемая им статуя стали символами Петровских преобразований. На личном штандарте царе был изображен ваятель, высекающий женскую фигуру.
Скульптура при Петре 1 заняла важное место при оформлении дворцов парков, фонтанов, храмов, и навсегда вошла в нашу жизнь. Благодаря Петру 1 в конце 18 века в русских городах получили распространение скульптурные монументы, без которых сегодня мы не мыслим архитектуры наших городов.
Как и в архитектуре и скульптуре в живописи происходят революционные перемены. Основным художественным методом становится реализм. Кардинально изменяются способы изображения. Русские художники начинают постепенно отходить от традиционной, иконописной манеры письма. Они приобщаются к новой живописи, известной в Западной Европе еще с эпохи Возрождения, где проблемы формы и пространства решались иначе. Древнерусские художники не стремились передать объем предметов и глубину окружающего пространства. Живописцы нового времени, наоборот, осваивают искусство светотени, а для создания трехмерного пространства обращаются к линейной перспективе – одному из величайших достижений изобразительного искусства эпохи Возрождения.
Основной постулат линейной перспективы гласит: параллельные прямые, уходящие вдаль, пересекутся в одной точке на линии горизонта. Любой из нас наблюдал этот эффект стоя на железнодорожных путях. Древнерусские художники не следовали этому правилу. Художники нового времени, взявшие на вооружение линейную перспективу, создавали на плоскости холста убедительную иллюзию глубины пространства.
Помимо линейной художники стали пользоваться и световоздушной перспективой. Принято считать, что первым этот прием открыл Леонардо да Винчи. Он обратил внимание на то, что по мере удаления от зрителя предметы не только становятся все менее различимы, но и погружаются в дымку. Этот оптический эффект создается благодаря толстому слою воздуха, насыщенного пылью.
По-другому художники стали относиться и к проблеме времени в живописи. В средние века иконописец мог на одной иконе изобразить два или три разновременных действия с одними и теми же персонажами. В новое время на картине изображают событие в момент его свершения, вместе с тем живописец пытается преодолеть статичность средневековой живописи и создать иллюзию движения.
В петровское время начали формироваться жанры живописи, такие как батальный, портретный, пейзажный, бытовой, натюрморт. Сам Петр отдавал предпочтение морским пейзажам. Формально, самым “высоким” среди жанров считается исторический, самым же распространенным портрет.
Изменяется и техника письма, появились новые материалы. Раньше иконописец писал на доске. Теперь же картины выполняются на холсте, темперу – краску, замешанную на яичном желтке, сменяют масляные краски. Готовую картину, в отличие от иконы, вставляют в раму. Она играет важную роль в восприятии произведения.
Именно в петровское время появился в России выдающийся живописец, вставший вровень с европейскими мастерами, - Иван Никитин. Петр заметил талантливого юношу и в 1716 г. отправил его вместе с братом учиться в Италию. Петр высоко оценил талант Никитина и по возвращении его в Россию подарил художнику дом близ Зимнего дворца, и назначил его “двора его величества живописцем”. Художник целиком посвятил себя портретной живописи, и выполнил много великолепных работ, которые донесли до наших дней характер изображенных личностей, их быт.
Реформы в живописи в петровскую эпоху позволили перейти от иконописи к реальному изображению, живопись стала светской, жанровой, реальной, и сегодня мы имеем возможность увидеть портреты не только самого царя Петра Алексеевича, но и многих его современников.
Быт Петровского времени.
Самый устойчивый компонент жизни людей – это быт, но и он испытал серьезные изменения в петровскую эпоху. Поставив целью сформировать породу новых людей, Петр стремился привить дворянам хорошие манеры, дать им светское воспитание и образование.
С начала 18 в. многое изменилось как в устной, так и в письменной русской речи. Издавались книги с правилами хорошего тона, рекомендациями по этикету, поведению в различных сферах жизни. Появились обращения на “ Вы”, “ Милостивый государь”, “ Господин”. Письма заканчивали подписями:” Ваш покорный слуга”, “ Остаюсь к услужению готовый”. Русский язык в петровскую эпоху обогатился множеством новых слов, преимущественно иностранного происхождения.
В царствование Петра в обиход вошел юлианский календарь. Летоисчисление стали вести от Рождества Христова. В связи с этим событием началом года теперь считалось 1 января, а не 1 сентября: ” Указал великий государь впредь лета счислять в приказах и во всяких делах и крепостях писать с нынешнего генваря с числа 1 от Рождества Христова 1700 года “. Таким образом, вместо 7208 года в России начался 1700 год. Отныне 1 января предписывалось поздравлять друг друга с Новым годом, украшать дома ветками и деревьями сосновыми, еловыми и можжевеловыми. В честь праздника устраивали пушечную пальбу и фейерверки. Впервые в России увидели фейерверки именно при Петре. Устраивались они по большим праздникам: в новогоднюю ночь, в день рождения царя, в честь военных побед.
В январе 1700 г. выходит царский указ об упразднении старомодного русского платья, мужчинам и женщинам велено было переодеться в венгерское и немецкое платье. В городе на видных местах вывешены были образцы новой одежды, пошив и продажа старой запрещались. Новая мода приживалась трудно.
Не менее трудно было Петру заставить горожан брить бороду, считавшиеся на Руси признаком мужественности и символом православия. Непокорным боярам царь стриг бороды собственноручно. Правда, имея деньги можно было откупиться от принудительного бритья.
Во времена Петра1 появились и первые модники. Наряд русского дворянина изменился до неузнаваемости, неизменным элементом мужского платья стала белая рубашка и галстук в виде ленты, поверх одевался камзол и кафтан. Кафтан носили незастегнутым - нараспашку. В те времена законодательницей мод считалась Франция, поэтому многие предметы туалета имели французские названия, например “кюлоты” – короткие мужские штаны, к ним полагались белые шелковые чулки. Модной обувью считались тупоносые туфли на небольшом каблуке с большими металлическими пряжками, или сапоги – ботфорты - с широкими раструбами в верхней части голенищ. В Оружейной палате Московского Кремля среди предметов одежды хранится пара грубых кожаных ботфорт, принадлежавших Петру. Существует мнение, что царь, владевший многими ремеслами в совершенстве, сшил их собственноручно.
Тогда же вошел в моду и парик. При всем своем неудобстве он имел и немалые преимущества: долго сохранял форму, скрывал лысину, и придавал своему владельцу представительный вид.
Однако, как ни богаты и красивы были мужские наряды, им было трудно тягаться с женскими. Дама, одетая в нарядное платье, напоминала изящную фарфоровую статуэтку.
По-новому стало исчисляться и время суток. Куранты, установленные на Спасской башне в начале 17 в. имели циферблат с 17 делениями, вращался циферблат и подводил одну из цифр к стрелке. Количество дневных и ночных часов в сутках колебалось от 7 до 17. При Петре количество часов в сутках стало неизменным – 24. В начале 18 в. куранты в Кремле заменили голландскими, с подвижными часовой и минутной стрелками, и циферблатом с 12 делениями.
К концу 17 началу 18 вв. постепенно меняется быт как простых, так и знатных, зажиточных людей. Меняется на западный манер одежда, пища, жилище. Бояре и дворяне стригут волосы и бороды, заводят иностранные книги и музыкальные инструменты, игрушки, входит в моду курение табака.
Заключение
Правление Петра 1 окончилось в 1725 году. Петровские реформы затронули все стороны российской жизни, включая культуру и быт. Просвещение, образование, наука, искусство, быт развивались на протяжении 18-19 вв. под знаком преобразований, начатых Петром 1. Он – герой своего времени, и таких героев петровская эпоха породила немало. Петр 1 и его сподвижники совершили невероятное – за короткий исторический отрезок времени неузнаваемо преобразили Россию: построили новые города, создали развитую промышленность, сильную армию и флот, разгромили непобедимых шведов, добились выхода к морю, вырвали Россию из средневековой тьмы и направили нашу страну по пути европейского развития.
Список использованной литературы
1. Ю.С. Рябцев учебное пособие “История русской культуры 18-19 веков”
2. А.Н. Сахаров учебник “История России с древнейших времен до конца 17 века”
3. В.И. Пилявский История Русской архитектуры.
Историк XIX века Михаил Погодин писал: «Мы просыпаемся. Какой нынче день? — 18 сентября 1840 года. Петр велел считать годы от Рождества Хрис-това, Петр Великий велел считать месяцы от января. Пора одеваться — наше платье сшито по фасону, данному первоначально Петром, мундир по его форме. Сукно выткано на фабрике, которую завел он, шерсть настрижена с овец, которых он развел. Попадается на глаза книга — Петр Великий ввел в употребление этот шрифт и сам вырезал буквы. Вы начнете читать ее — этот язык при Петре сделался письменным, литературным, вытеснив прежний, цер-ковный. Приносят вам газеты — Петр Великий начал их издание. Вам нужно купить разные вещи — все они, от шейного платка до сапожной подо-швы, будут напоминать вам о Петре Великом. Одни выписаны им, другие введены им в употребление, улучшены, привезены на его корабле, в его гавань, по его каналу, по его дороге. За обедом, от соленых сельдей до картофеля, кото-рый сенатским указом указал он сеять, до виноградного вина, им разведенного, все блюда будут говорить вам о Петре Великом. После обеда вы едете в гости — это ассамблея Петра Великого. Встречаете там дам, допущенных до мужской компании по требованию Петра Великого. Пойдем в университет — первое светское училище учреждено Петром Великим. <…> Мы не можем открыть своих глаз, не можем сдвинуться, не можем оборотиться ни в одну из сторон без того, чтобы не встретился с нами Петр: дома, на улице, в церкви, в учи-лище, в суде, в полку, на гулянье, все он, всякий день, всякую минуту, на всяком шагу!»
Ни об одном позднейшем правителе России нельзя сказать ничего подобного. Даже теперь, в XXI веке, мы не можем опровергнуть Погодина. Мы до сих пор находим начала, истоки, причины, уводящие нас к Петру — истинному деми-ургу, основателю русского культурного существования.
Многие явления культуры были именно инициированы Петром, они были привнесены в русскую жизнь по его воле, по его инициативе. Более того, озирая все, что он создал, учредил, изменил всего за четверть века, отмечая эту не-обыкновенную кучность, густоту привнесенных в русскую жизнь куль-турных новаций, мы не можем не признать, что, придя в мир, Петр как будто реализо-вывал некую программу. Первым, кто это заметил, был Петр Чаадаев, который в «Апологии сумасшедшего» писал: «Наше громадное развитие есть только осуществление этой великолепной программы. <…> Высокий ум этого необык-новенного человека безошибочно угадал, какова должна быть наша исходная точка на пути цивилизации и всемирного умственного движения».
Уже современники поражались, глядя на Петра: внешне и внутренне он казался выходцем из какого-то другого мира, непривычного для традиционной России. Кому-то он казался вообще Антихристом, кому-то — нерусским, подмененным, иностранцем. Между тем его культурные инициативы были непосред-ственно связаны с тогдашней жизнью России и личным опытом Петра.
Во-первых, политическая судьба юного Петра была очень драматична, если не сказать трагична. Она принесла ему столько страхов, разочарований, огор-чений, что в культурной ориентации на Запад, в отрицании традици-онного московского порядка он видел собственное спасение. И видел будущее вру-ченной ему державы, скорейшее преодоление ею видимого всем отстава-ния. Он говорил, что легче строить новое, чем чинить старое, и действовал резко, спрямляя путь своей страны в историю.
Как выразительно писал тот же Чаадаев, «…он хорошо понял, что… нам незачем задыхаться в нашей истории и незачем тащиться, подобно западным народам, чрез хаос национальных предрассудков, по узким тропинкам местных идей, по изрытым колеям туземной традиции, что мы должны свободным порывом наших внутренних сил, энергическим усилием национального сознания овла-деть предназначенной нам судьбой. И вот он освободил нас от всех этих пере-житков прошлого… он открыл наш ум всем великим и прекрасным идеям, какие существуют среди людей…».
Культурные инициативы Петра были следствием его решительного отрицания культуры Московии, современной ему России с характерным для нее глубоким уважением к отеческой старине, традициям, православной вере, стародедов-ским обычаям. Отсюда привычное для Петра постоянное принижение москов-ского, старорусского начала, высмеивание его как дикости, суеверия. Отсюда и его противопоставление старины и новизны, регулярного Петербурга с его прямыми улицами и хаотичной Москвы с ее тупичками, которые несли ему опасность, угрозу, России — и Запада. Это противопоставление проходит по всей его жизни.
Во-вторых, все его начинания были проникнуты популярной в Европе фило-со-фией рационализма, были следствием, отражением распространенного тогда культа опытного знания. Началами рационализма проникнуты петровские преобразования во многих областях русской культуры. Достаточно взглянуть на следы Петровских реформ — например, реформы алфавита — и вспомнить, к примеру, ту памятную страничку , исчерканную резким пером Петра: из мно-гочисленных написаний букв русского алфавита XVII века он вычеркнул все те, которые были сложны, требовали усилий при воспро-изведении, и оставил лишь те, что были просты, удобны в повседневной жизни. Порой кажется, что правку эту делал современный человек — человек рацио-нального XX века. Внедряя эти принципы рационализма, точности, систем-ности, он их противо-поставлял тому, что не любил в московской Руси, тому, что он называл «мос-ковский авось», «московский тотчас».
В-третьих, многие культурные инициативы Петра были окрашены его лич-ными вкусами, его интересами, его пристрастиями — а он был человек очень страстный. Известно, что его вечной любовью, истинной страстью была Голландия. Он вообще мечтал там жить. Им овладела мечта создать на берегах Невы любимый им город, Амстердам. Он так и называл Петербург — «второй Амстердам». Он хотел построить на прокопанных каналах копию этого прелест-ного города с его фахверками, шпилями, разводными мостами. И это, конечно, отразилось на архитектуре Петербурга и на жизни его обитателей. Да и в мело-чах он хотел походить на голландского богатого бюргера, жить в уютных низких комнатах с кафельными простенками и печами, читать, сидя перед камином, голландские газеты, покуривать голландскую трубочку.
Порой кажется, что в этом увлечении Петра всем голландским не было меры. Известен анекдот о том, что Петр сам тачал сапоги и носил их, но на самом деле мы знаем, что все это он заказывал в Голландии, а ткани — во Фран-ции. Порой кажется, что он ел только заграничную еду и не пил, не ел ничего рус-ского. В 1712 году — во время Северной войны со Швецией — он про-сил через русских дипломатов, которые встре-ча-лись со шведами в Гамбурге, чтобы шведы разрешили пройти в новый город Петербург хотя бы одному кораблю с провизией из Голландии, — так тяжко он страдал без голландской селедки, без устриц, угрей, спаржи, а главное — без обожаемого им голланд-ского сыра.
Все это — и философия рационализма, и отношение к старине, и любовь к Голландии, к тому же сыру — развернуло Петра к Западу, к европейской культуре, европейской традиции, которую Петр во многом уже считал своей. Это восприятие не было слепым, бездумным: как рационалист, прагматик и даже циник, он не идеализировал западную цивилизацию, он вообще-то не очень любил Запад с его демократией. Он осмысленно, целеустремленно и даже деловито отбирал в этой огромной лавке культурных ценностей Запада то, что, как ему казалось, подходит для России. В дальнейшей исторической перспективе Россия усвоила многие куль-турные инициативы Петра. И в этом смысле нельзя не сказать, что, кажется, он угадал.
Петр сделал очень много для переноса в Россию совершенно необходимых ей культурных и интеллектуальных ценностей, начиная с закупок каких-то важ-ных предметов, произведений искусства, и заканчивая отправкой молодых людей за границу для получения и военно-морского, и художественного об-разования. И это стало впоследствии распространенным обычаем: каждый выпускник Академии художеств был обязан поехать в Италию и там стажиро-ваться.
Нельзя забыть и о том, что Петр приглашал множество иностранных мастеров и ученых в Россию. Были целые, как писали в литературе, «десанты» — фран-цузские, голланд-ские, немецкие. Великий математик Леонард Эйлер писал, что если бы не Петер-бург--ская академия наук, в которую его пригласили, то на Западе он бы так и остался кропателем. Потому что Россия — это была terra incognita , неизве-данная земля, о которой никто не знал — ни географи-ческих карт, ни коллекций. И множество ученых поехали сюда так, как они ехали в Аме-рику. И это все благодаря Петру.
Без сомнения, Петербург сыграл особую роль в приобщении России к культуре. Он вообще строился как западный город. Статус административной, военной, морской столицы делал неизбежным сосредоточение в Петербурге разных образованных специалистов со связями на Западе, с широ-кими культурными потребностями, с обширными знаниями. К тому же почти сразу город стал крупнейшим центром образования. Уже в XVIII веке кварталы, близкие к Неве, на Васильевском острове, назывались «Францужеская слобода» и напоминали университетские городки Запада.
Здесь можно было увидеть самых разных студентов. Кроме кадетов сухопут-ного и морского корпусов, здесь можно было увидеть студентов Академии художеств, учеников гимназии, Академии наук. Здесь встречались студенты Горного училища с 22-й линии (там все говорили только по-немецки), учи-тельской семинарии; здесь были ученики Благовещенских и других школ с Большого проспекта. Появилось и множество частных учебных заведений. Не случайно здесь, в месте обитания русской интеллигенции, петербургской интеллигенции, был открыт Петербургский университет, а потом знаменитая гимназия Мая, женские Бестужевские курсы.
Так формировалась питательная среда для развития русской культуры и науки. И благодаря Петру рос этот гумус культуры, без которого невозможно развитие нации. Можно привезти книги, приборы, но важно, чтобы были люди, кото-рые могли ими пользоваться, которые были проникнуты идеями культуры. Эманация этой петербургской субкультуры волнами расходилась с берегов Невы по всей Российской империи, формируя в целом русскую национальную культуру, которая уже немыслима была без Петра, его любимой столицы, без имперского периода в истории России.
С Петром и его культурными инициативами наступила новая эра русской национальной и имперской культуры. Но, приникая к источникам других культур, он яростно уничтожал свою, унаследованную от предков культуру, которой к этому времени было уже почти тысяча лет.
Можно довольно уверенно сказать, что Петр ненавидел Москву. Даже царский дворец в Кремле он бросил (в итоге он обрушился, и приезжаю-щие потом русские императрицы останавливались в Лефортово или в Головин-ском дворце), потому что он ненавидел этот Кремль, этих бояр, этих стрельцов, имя которых он вообще запретил упоминать. И, конечно, правление его се-стры Софьи, когда она фактически захватила в 1682 году власть и семь лет правила Россией. Эти семь лет были наполнены для Петра страхом за свое физическое и политическое существование, поэтому было естественным неприятие этих длинных бород, этих длинных платьев, всего, что было связано с Москвой. Кроме того, это происходило в силу обстоятельств его политической жизни: он был выбро-шен из закрытого мира традиционного Кремля, он поселился в Преобра-женском — и не прошел той школы, которую проходили в этом замкнутом пространстве Кремля, в этом запретном городе все его предшест-вен-ники. Петербург для него был альтернативой Москве, альтернативой всему старорусскому.
Для Петра старина была синонимом всего вредного, плохого, смешного, неудобного, нерегулярного. С его реформ в общественном сознании запечат-лелось (и это, надо сказать, во многом благодаря его пропаганде) представ-ление о том, что допетровская культура плоха, примитивна, малоинтересна.
В сущности, до недавнего времени, до коллекций икон художников Грабаря, Корина, до повести «Черные доски» Солоухина, до фильма «Андрей Рублев» Тарковского, до исследований академика Дмитрия Лихачева повсеместно царило убеждение, что древнерусская культура вторична и тупикова.
Причем такое отношение к допетровской старине из Российской империи пере-кочевало в советскую империю. И были еще живы люди, которые помнят «открытие» Андрея Рублева или Дионисия — ведь эти росписи, эти иконы были замазаны, «подправлены» синодальными богомазами. Сино-даль-ный период Русской православной церкви нанес серьезный ущерб куль-туре, которая была унаследована от предков.
И самое главное, что прервалось немало культурных традиций, инициатив, которые составляли сущность русской культуры. Кажется, что Петр — и это хорошо видно по его указам — будто ломал русскую культуру через колено, поступал с ней, как завоеватель. Достаточно почитать его указы: это как будто комендант оккупированного города.
В некотором смысле даже Реформация на Западе не была столь радикальна в отношении культуры, как культурная политика Петра в России. И, как-то невольно сравнивая Россию и Японию времен , когда прошли грандиозные реформы, сделавшие, в сущности, Японию совре-менной, понимаешь, что модернизируя страну, ее экономику, армию, создавая флот и активно общаясь с иностран-цами, перенимая дости-жения их культу-ры, Петр все-таки, наверное, имел возможность сохранить традиционные, старин-ные формы одежды, обычаи, песни.
Но даже не это самое важное. Дело в том, что в Петровскую эпоху и благодаря Петру произошел тот важный тектонический разлом в культуре, в ментально-сти русских людей, который столетиями не дает нам покоя. Раньше, до Петра, народная культура была широко распространена в русском обществе, включая и его верхи. Песельники, сказочники, шуты были вхожи в дом как боярина, так и простолюдина, царя и холопа. Общие праздники и обычаи предков равно почитались на всех уровнях, во всех стратах русского общества. Теперь же, с Петра, с введением западных одежд, праздников, обычаев интеллектуальная и власт-ная элита, часть русского общества, все дальше и дальше отходила от народа, становилась чуждой ему, вызывая неприятие, насмешку своими париками, непонятным выговором сначала на немецком, а потом на француз-ском языке.
Одновременно происходил очень важный перелом: культурный переворот Петра в сочетании с ужесточением крепостного права отделил элиту от народа. Да, они встречались под сводами церкви, но, что интересно, стояли отдельно. Последствия этого культурного раскола были в целом драматичны. Потому что народ, лишенный своих вождей-интеллектуалов, зачастую устраивал страшные бунты — те самые, как писал Пушкин, «бессмысленные и беспощадные». А у элиты — по крайней мере, у той ее части, которая рефлек-сировала, которая понимала проблемы народа — появился комплекс неполно-ценности, некая вина перед своим народом, который страдает, который живет в грязи, — а мы, мол, такие образованные, живем гораздо лучше него. Произо-шло то страшное, что называется разрывом преемственности культуры.
Во многом это было связано с церковной реформой Петра, который попросту отменил патриаршество и ввел коллективное управление Церковью — Священ-ный синод. Этот синодальный период, который длился почти 200 лет и закон-чился в 1917 году выборами нового патриарха, вообще считается мрачным периодом в истории Русской церкви: она стала во многом такой «духовной конторой» при самодержавном режиме. Есть, правда, и свои проблемы в обсу-ждении этой темы: византийская система пра-во-славия была устроена именно таким образом, что патриархов и еписко-пов назначал басилевс, и это было перенесено в Россию.
Но самое главное другое. Петр во многом сделал русское государство светским. И появилась невиданная веротерпимость, которой не было раньше. На главной улице Петербурга, на Невском проспекте, стоит множество иноверческих цер-квей — ни в одной столице мира подобного нет. И эта веро-терпимость была связана не только с западными пристрастиями Петра. Он, в принципе, был близок к введению протестантизма в России — в своем стремлении сделать Церковь не только проводником своих политических взглядов, но и центром распро-странения культуры. Он с горечью смотрел на русских священников — необра-зованных, не умеющих читать проповеди, а проповедь — это одна из важней-ших составных частей деятельности Церкви.
Он стремился образовать священников: для этого он приглашал из Киево-Могилянской академии деятелей Церкви и давал им первые места. Но вот эта казенность Русской церкви (ее «опобедоносивание») в конечном счете сыгра-ла дурную шутку и с самой Церковью: она перестала быть медиумом, носите-лем духовных ценностей, которые характерны для христианства.
Но и это кажется не самым печальным следствием Петровских реформ, в том числе культурных. Меняя культуру, привнося в нее новое, Петр после-довательно отвергал многие социальные институции, источники, которые питали культуру западную. Он провел грандиозные государственные реформы, он изменил социальный облик русского общества — но, выбирая на Западе то новое, что он хотел привнести в Россию, он как бы аккуратно отрезал от за-пад-ных образцов государственного и социального устройства все, что было связано с двумя важнейшими элементами, на которых зиждется европейская культура, — парламентаризмом и местным самоуправлением.
Даже в одном из указов, когда ему предложили ввести шведскую систему местного управления, в которой главную роль играл пастор и наиболее состоятельные крестьяне, на этом проекте было написано: «Среди русских мужиков умных нет». И это говорится о народе, который за сто лет до это-го, в сущности, спас Россию, говорится о земле, которую возглавили Минин и Пожарский и дали новую династию.
Петру нравились западные газеты, он перенял их, привозил их вместе с печат-ными станами — но оставлял на западном прилавке свободу печати. Понимая, что с английскими и гамбургскими газетами ему не справиться, он находил различные способы давления на них — ну, например, ограничивая гамбургских купцов в Петербурге. Или добиваясь, чтобы какие-то статьи были запрещены к печати — особенно те, которые, как ему казалось, дискредитировали его правление (как мы знаем, далеко не гуманное).
Ко многим западным законам, которые Петр сам исчеркивал, он как бы приве-шивал дубинку или плетку, которых в этих уставах и законах не было, чтобы угрозами и жестокими наказаниями предупредить тех, кто их нарушает.
Все это Петр называл «спускать с русским обычаем». А русский обычай ему известен: неизменность самодержавия, этатизм, дирижизм, то есть управление экономикой, государством. И в разных формах — крепостничество.
Даже русское дворянство, которое во многом было создано Петром, поначалу представляло собой тоже форму крепостничества, рабства. Молодой русский дворянин не обладал никакими правами: он должен был учиться, ему запреща-лось жениться, была масса всяких ограничений.
И, конечно, мы с сожалением должны признать, что Петр своими реформами способствовал консервации многих явлений Средневековья, которые начали размываться до начала его царствования. Все-таки русский XVII век был во многих смыслах свободнее, чем Петровская эпоха. Я приведу такой пример: петровское законодательство запрещало слова «вольный», «свободный». А это, как вы понимаете, очень много значит.
Речь идет о резком усилении крепостного права, о складывании жесткой политической системы, в которой господствовала ничем не ограниченная самодержавная власть — и бюрократия. Вообще, петровский период характерен тем, что могучее государство, самодержавное, развивалось вне поля закона. И поэтому оно было подвержено и дворцовым переворотам, и всему, что было связано с фаворитизмом. В поле права монарх мог быть защищен законами — здесь же этого не было.
В целом можно сказать, что Петровская эпоха, учитывая все социальные, госу-дарственные преобразования, резко сузила возможности для несамодер-жав-ного, некрепостнического, неимперского, неполицейского развития России. Благодаря петровскому «прогрессу через насилие» (этот термин часто употреб-ляется в литературе) из многих вариантов движения в будущее у Рос-сии остал-ся только один путь, по которому, в сущности, она идет до сих пор. Петр как бы вытоптал всю поляну альтернатив — точек бифуркации, по кото-рым Россия могла развиваться. И это, конечно, сказалось на русской культуре, которая во многом была и сервильна, и подавляема властью.
Россия вообще тяжело переживала внесенные Петром изменения. Ч то-то из его культурных инициатив осталось только благими пожеланиями и засохло на корню, что-то исказилось в русском контексте, адаптировалось, измени-лось — но многое и каким-то естественным образом, даже удивительным порой, вошло в русскую жизнь, стало своим, нашим.
Исторические предпосылки и особенности развития русской культуры в конце XVII- первой четверти XVIII века . Ускорение темпов культурного развития. Инновационные процессы в русской культуре. Становление светской культуры. Усвоение гуманистических ценностей, рационалистического мировоззрения и идеологии просвещения Европы.
Преобразования в области просвещения . Возникновение светской школы. Указы Петра об обязательном обучении дворян и приказных 1714 года. Отправка волонтеров на обучение за границу. Введение гражданского печатного шрифта. Развитие книгопечатания. Первая русская печатная газета “Ведомости”. Основание и просветительская деятельность Кунсткамеры, Артиллерийского и Военно-морского музеев, Публичной библиотеки.
Возникновение науки . Основание Академии наук. Формирование научных кадров. Деятельность Л.Эйлера, Д. Бернулли, К. Вольфа, А. Шлецера. Появление плеяды отечественных инженеров (В.Корчмин, Г. Скорняков-Писарев, В. Геннин), механиков (А.К. Нартов), медиков (П.В. Постников), астрономов и математиков (Я.В. Брюс, А.Д. Фарварсон, Л.Ф. Магницкий), гидростроителей (М.И.Сердюков), корабельных мастеров (Ф. Скляев). Геологические изыскания и географические исследования Урала, Сибири и Дальнего Востока, побережья Каспийского и Аральского морей. Первая академическая экспедиция в Сибирь под руководством Д.Г. Мессершмидта. Открытие морского пути на Камчатку. Исследования Курильских островов (Д.Я. Анциферов, И.П. Козыревский, И.М. Евреинов, Ф.Ф. Лужин). Подготовка первой Камчатской экспедиции под руководством В. Беринга. Картография. Исторические сочинения Петра I, П.П. Шафирова. “Книга о скудости и богатстве” И.Т. Посошкова - первое экономическое исследование в России.
Общественная мысль . Теория “естественного права” и “общего блага” в сочинениях Ф. Прокоповича как рационалистическое обоснование абсолютизма. Современники о реформаторской деятельности Петра I (В.Н.Татищев, П.П. Шафиров, И.Т. Посошков, А.К. Нартов).
Быт и нравы. Европеизация быта. Преследование бород и старорусского покроя одежд. “Юности честное зерцало” как руководство хорошего тона и поведения в обществе. Ассамблеи и публичные празднества. “Всепьянейший собор” и секуляризация быта. Введение нового летоисчисления.
Новые черты русского искусства : отчетливо светский характер, синтетичность, подчинение потребностям государства.
Архитектура . Введение новых принципов градостроительства. Переход от радиально-кольцевой к регулярной планировке города. Строительство Санкт-Петербурга. Создание дворцово-парковых ансамблей. Основные архитектурные стили первой четверти XVIII века. Характеристика творчества Ж.Леблона, Д.Трезини, Г. Матарнови, Г. Шеделя, А. Шлютера, И.П. Зарудного.
Живопись . Появление новых жанров в живописи: портрет, пейзаж, батальная живопись. Новые живописные техники. Характеристика творчества А. Матвеева, И.М.Никитина. Русская гравюра. А.Ф.Зубов.
Оценка культурных преобразований Петра в российской историографии. Проблема цивилизационного раскола российского общества в петровскую эпоху и его влияние на последующее развитие страны.
Значение и последствия петровских реформ. Их оценки в исторической литературе. Личность Петра I и его роль в российской истории.
Тема 2. Внешняя политика в первой четверти XVIII в.
Польша, Швеция, Турция, Иран.
Основные направления внешней политики. Европейское направление. Борьба за выход к Балтийскому морю. Северная война 1700 – 1721 гг. С оотношение сил противников, ход военных действий, основные этапы. Поражение под Нарвой и его причины. Начало наступления русских войск в Прибалтике. Взятие Шлиссербурга, Нарвы, Дерпта. Действия шведов против Дании и Польши Распад Северного союза. Альтранштадский мир. Вторжение шведских войск на Украину. Измена И.Мазепы. Битва у деревни Лесной. Полтавское сражение. Торунский договор. Восстановление Северного союза. Сражение при Гангуте. Вторая поездка Петра I за границу, ее цель и итоги. Аландский конгресс 1718 года. Разгром шведской эскадры у о. Гренгам. Ништадтский мир 1721 года и его условия. Присоединение части Прибалтики к России. Историческое значение победы России в Северной войне. Изменение международного и геополитического положения России. Модернизация дипломатического ведомства России . Коллегия иностранных дел. Открытие в Европе российских консульств и представительств.
Восточное направление внешней политики России . Борьба с Турцией за утверждение России на Черном море. Азовские походы 1695 – 1696 гг. Русско-турецкие отношения в годы Северной войны. Дипломатическая деятельность П.А Толстого в Константинополе. Прутский поход 1710 – 1711 гг. и его итоги. Активизация внешней политики России в Закавказье. Каспийский поход 1722-1723 годов. Петербургский мирный договор с Ираном и Константинопольский мирный договор с Турцией. Хивинский поход 1724 г.
Усиление международного влияния России.
Раздел 2. Россия в эпоху дворцовых переворотов (1725-1762 гг.)
петр реформа военный налог
Петр I видел, что низкий культурный уровень господствующего дворянского класса мешает делу успешного осуществления реформ по укреплению централизованного дворянского государства.
Ломая старые традиции, Петр приступил к созданию грамотного корпуса офицеров и чиновников из дворян.
Дворянин должен был с детства учиться, чтобы быть подготовленным выполнить «государеву службу». С десяти до пятнадцати лет он обязан был учиться на дому, в военных или гражданских «цифирных» школах. «Государеву службу» дворяне начинали с пятнадцати лет и служили до полной утраты работоспособности. Когда дворянский «недоросль» являлся на службу, ему устраивался экзамен, если он не кончал школу, после чего, в зависимости от обнаруженных знаний, дворянин определялся на ту или иную должность. Часто проверку знаний «недорослей» производил сам Петр. Известный минимум грамотности стал обязательным для дворянина, без него он не мог рассчитывать на продвижение по службе. Более того, дворянину, желающему жениться, необходимо было предъявлять справку о полученном образовании,
Для обучения дворян Петр создал целую сеть учебных заведений, в первую очередь военных. Разночинцы допускались к обучению в школах, но они могли и не учиться. Обязательной учеба была только для дворян.
В 1701 г. в Москве была основана «навигацкая» школа, где обучали морскому делу. Впоследствии «навигацкая» школа была переведена в С.-Петербург и преобразована в Морскую академию.
В том же 1701 году была открыта артиллерийская школа. В ней до открытия специальной школы готовили также и офицеров инженерной службы. В 1712 г. в Москве начала работать специальная инженерная школа. В 1707 г. при госпитале в Москве была основана первая медицинская школа.
В 1714 г. во всех губерниях организуются «цифирные» школы.
Для детей духовенства Петр I приказал открыть в каждой епархий епархиальные школы В 1725 г. было уже 46 епархиальных школ.
Петр провел всю подготовительную работу для основания в России Академии наук с гимназией и университетом при ней. Академия наук была открыта в С.-Петербурге после смерти Петра I в 1726 г.
Одновременно с организацией школ составлялись необходимые учебники, развивалось книгоиздательство. Вышли букварь и грамматика Поликарпова, учебник арифметики Копиевского и Магницкого, греческого, латинского, славянского языков, «таблицы логарифмов и синусов» Магницкого и Фарварсона. При непосредственном участии самого Петра I секретарь Макаров составил «1 историю Свейской войны». Иван Посошков написал свой замечательный труд «О скудности и богатство.-. Появилось в печати много оригинальных и переводных трудов. 2 января 1703 г. в Москве вышел первый номер газеты «Ведомости» -- первенец русской периодической печати.
Рост различных учебных заведений и резко возросшая потребность в печатных изданиях потребовали реформы печатного и письменного шрифта. Громоздкий и сложный славянский шрифт был неудобен и трудночитаем. В 1708 г. он был заменен новым «гражданским» русским шрифтом, который составил сам Петр I.
Нет ни одной отрасли культуры, где не оставила бы след бурная деятельность царя-преобразователя.
С 1700 г. вводится новое, европейское летосчисление; новый год устанавливается с 1 января, а не с 1 сентября, как было ранее в России.
Петр 1 создавал музеи, библиотеки, театры.
Он придавал большое значение вопросу изучения своей страны, ее географии и природных богатств. При нем было произведено картографическое описание Каспийского моря и составлена его первая карта. Петр посылал экспедиции по обследованию Великого Северного пути и по отысканию дороги в Индию через Среднюю Азию, организовал экспедицию Беринга.
Петр I не ограничивался подготовкой дворян в основанных им школах, он посылал их учиться и за границу.
Следует отметить, что дворяне, побывавшие за границей, часто слепо подражали западноевропейским обычаям, нравам, коверкали русский язык, пренебрегали всем русским, восхищаясь иностранным.
Круто и решительно насаждал Петр кульгуру, новый быт и обычаи. Он боролся с консерватизмом и косностью, «не останавливаясь перед варварскими средствами борьбы против варварства».
В годы правления Петра I культурный уровень страны значительно вырос. Развилась светская наука, господствовавшее ранее в науке богословие отошло на второй план. Условия для дальнейшего развития науки и культуры/ освобожденных от мертвящего влияния церкви, значительно улучшились.
«Реформа Петра, взволновавши давнишний застой Руси, разорвавши узы, которыми связывали всех остатки местничества и другие боярские предрассудки и обычаи, давши больше простора всем классам, значительно ускорили ход самой образованности».
В годы правления Петра I большие перемены произошли в области просвещения, культуры, науки. Они были обусловлены глубокими изменениями в социально-экономической жизни страны, расширившимися связями с европейскими государствами. Развивающейся промышленности, реформируемой армии, новому государственному устройству требовались специалисты различного профиля: моряки, инженеры, архитекторы, картографы, просто грамотные люди.
Были открыты школы: Навигацкая, которая с 1715 г. стала приготовительным классом для созданной Морской академии в Петербурге, Артиллерийская, Инженерная, Медицинское училище, школа для подготовки переводчиков при Посольском приказе. Много молодых людей отправлялось на учебу за границу. Для детей провинциальных дворян и чиновников были созданы 42 «цифирные» школы, где 2 тысячи недорослей обучались грамоте, арифметике. По государеву указу 1714 г. запрещалось жениться тем дворянам, которые не окончат хотя бы «цифирной» школы. В горных школах учились дети мастеровых, а в гарнизонных - солдатские дети. Из предметов на первом месте были математика, астрономия, инженерное дело, фортификация. Богословие преподавали только в епархиальных школах, где обучались дети духовенства.
Появились новые учебники, самый знаменитый - «Арифметика» Магницкого (1703), по которой обучались почти весь XVIII в.
Страница из "Арифметики"
Вместо церковно-славянского был введен (1708) гражданский шрифт, похожий на современный, и арабские цифры.
В 1702 г. в России стала издаваться первая печатная газета «Ведомости», сообщавшая о ходе военных действий, событиях за рубежом, о строительстве заводов. В 1700 г. Петр приказал считать началом года не 1 сентября, а 1 января и одновременно ввел отсчет лет от Рождества Христова, а не от Сотворения мира.
При Петре I началось создание первого в России музея - Кунсткамеры, положившей начало сбору исторических и естественнонаучных коллекций. Царь повелел доставлять туда «старинные и необыкновенные вещи»: скелеты вымерших животных, древние рукописи, старинные пушки, заспиртованных монстров, анатомические коллекции. Здесь же имелась богатая библиотека, книжный фонд которой включал 11 тысяч томов. В 1719 г. Кунсткамеру открыли для свободного посещения.
Огромное значение для развития науки имело создание Петербургской академии наук, открытой в 1725 г. Ее важнейшей особенностью было то, что она создавалась государством и с самого основания находилась на его содержании в отличие от стран Западной Европы, где академии сами изыскивали средства на свое содержание. Создается ряд работ по истории: «Гистория Свейской войны», соавтором которой был Петр I, «Ядро российской истории» Манкиева.
Петр I мечтал проложить торговый путь из Индии в Европу через российскую территорию. Многочисленными научными экспедициями были составлены карты западного побережья Каспийского моря. Аральского, Азовского морей, бассейна Дона. Русские побывали на Камчатке и Курилах. Появился «Атлас Всероссийской империи» И. К. Кирилова, проводились геологические изыскания. С. У. Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири». Незадолго до смерти Петр подписал инструкцию командору В. И. Берингу, который должен был установить, существует ли пролив между Азией и Америкой.
При Петре Великом в гражданском строительстве начали широко использовать камень. В эти годы в Петербурге были построены здания Адмиралтейства,
Гостиного двора, Кунсткамеры и другие сооружения. Застройка города велась по плану, разработанному архитекторами. Улицы пересекались под прямым углом, типовые здания стояли вплотную друг к другу, дворцы знати возводились в 2-3 этажа, фасадом на улицу, каждый из них имел свой облик.
Петр I пригласил знаменитого итальянского архитектора Доменико Трезини, который построил Летний дворец царя, здание Двенадцати коллегий
и Петропавловский собор. Это было удлиненное прямоугольное здание, так называемый зальный тип, с башней-колокольней и шпилем. Высота шпиля - 112 м, выше колокольни Ивана Великого.
В Петербурге сложился особый архитектурный стиль, который называется русским барокко. Органическое соединение западных и русских художественных традиций в единый стиль сделало Петербург одним из красивейших городов мира. Начиная с 1720-х годов доминирующую роль в градостроительстве начинают играть русские зодчие. И. К. Коробов построил в Москве Гостиный двор, архитектор И. П. Зарудный - церковь «Меншикова башня». Под руководством русского архитектора П. М. Еропкина был составлен генеральный план Петербурга.
В начале XVIII в. на смену иконописи приходит светская живопись. Художники-портретисты стремились передать индивидуальность характеров, внутренний мир героев. Таковы портреты Ивана Никитина, которому сам Петр помог стать художником, отправив его учиться в Италию, а затем сделал придворным художником. Кисти художника принадлежит множество портретов современников: канцлера Головкина, купца Г. Строганова, писал он и царя.
Художник Андрей Матвеев по указу царя проходил обучение в Голландии. Он создал религиозную композицию в Петропавловском соборе. Самая известная картина художника - «Автопортрет с женой».
До Петра I в России не было общедоступного театра. Правда, при царе Алексее Михайловиче недолго действовал придворный театр. По распоряжению Петра I в Москве на Красной площади была построена «комедиальная храмина», где немецкие актеры ставили спектакли. В театре при Славяно-греко-латинской академии шли любительские спектакли на библейские или античные темы.
Изменился круг чтения, особенно у горожан, в литературе появился новый герой - смелый, образованный путешественник. Таков, к примеру, герой «Гистории о российском матросе Василии Кариотском».
Вице-президент Синода Феофан Прокопович в своих произведениях прославлял победы русского оружия, Петра Великого, власть которого объявлял «никаким законам не подлежащей», т. е. безграничной. Были опубликованы письма боярина Федора Салтыкова из Англии Петру I, в которых он излагал мысли о том, что государство должно заботиться о развитии торговли, промышленности, об интересах дворянства, о просвещении народа.