Гараж из пеноблоков своими руками — практический опыт, открывающий доступ к новым целям. Фундамент под гараж из пеноблоков Пеноблок для гаража какой выбрать
Пенобетон – материал, часто используемый в сфере строительства, благодаря его положительным свойствам. При выборе «золотой середины» между качеством и стоимостью материалов предпочтение отдается именно в пользу пеноблоков.
Почему именно пеноблок?
Пенобетон характеризуются большим количеством достоинств, но и без недостатков обойтись невозможно. Привлекает материал удивительными технико-эксплуатационными возможностями, а также сравнительно невысокой стоимостью. Кроме того, имеется масса проектов постройки гаража из пеноблоков своими руками.
Преимущества
- Повышенная прочность . Показатель прочности измеряется уровнем сжатия, который для данного материала варьируется между 3,5 и 5 МПа. Таким образом, пенобетон можно использовать при строительстве зданий, высотой в три этажа.
- Теплоизоляция . В плане теплопроводности пеноблок можно сравнить с деревом. При этом он демонстрирует гораздо лучшие показатели, нежели глиняный кирпич. Иными словами, тонкая стена из пенобетона проводит такое же малое количество тепла, как и более толстая кирпичная стена.
- Звукоизоляция . Пеноблоки состоят из множества пор, которые заполняются воздухом. Благодаря этому существенно повышаются звукоизоляционные свойства материала.
- Блоки из пенобетона обладают различной плотностью (в зависимости от производителя). В среднем этот показатель колеблется в пределах 400-1600 кг/м2 — немногим больше плотности древесины. Невысокий показатель дает возможность уменьшить денежные расходы на хранение материала, а также существенно упрощает работу с ним.
- Устойчивость к влаге . Минимальное количество открытых пор в структуре материала обеспечивает его влагостойкость. Например, высококачественные пеноблоки, изготовленные в соответствии со стандартными требованиями, могут держаться на воде минимум в течение недели.
- Устойчивость к замерзанию . Низкие температуры пенобетону не страшны, благодаря мелким порам в его структуре, по которым движется вода при замерзании. Свойства стройматериала сохраняются в полной мере даже при сильном холоде.
- Огнеупорность . Одна из ключевых положительных особенностей блока – устойчивость к горению. Препятствовать возгоранию материал способен в течение 8 часов, при этом выделяемые вещества не принадлежат к категории токсичных.
- Однородная структура . По сравнению с другими строительными материалами, вроде керамического кирпича, железобетона и др., у пенобетона структура имеет однородный характер и состоит из мелких пор по всей толщине. Таким образом, обрабатывать материал можно любым удобным способом – при помощи пилы, сверла и т.п., не опасаясь за его состояние.
Некоторые особенности материала могут быть и положительными и отрицательными одновременно. Недостатки пеноблоков существенно уступают преимуществам, но и забывать о них нельзя.
Недостатки
- Воздухонепроницаемость . Говоря об устойчивости пенобетонных блоков к влаге, нельзя забывать о том, что их плотная однородная структура, монолитность воспрепятствуют проникновению воздуха. Данное свойство мешает пеноблокам «дышать».
- Медленный набор прочности . В сравнении с другими стройматериалами, пенобетон набирает прочность в замедленном темпе, хотя твердение его не прекращается и после 5, 10 лет и т.д. Производители не заинтересованы в том, чтобы выдерживать пеноблок до необходимого уровня прочности, поскольку для этого нужны дополнительные средства.
- Низкое качество . Спрос на материал породил множество мелких производителей, которые стремятся продать, как можно больше продукции и не слишком обеспокоены его качеством.
- Усадка . Материалу свойственен процесс усадки, который интенсивно протекает на протяжении первого месяца после монтажа.
Проект гаража и расчет материалов
Проектирование – первый этап строительства любого здания. Первоначально необходимо определить структуру почвы и ее особенности, выяснить глубину, на которой протекают грунтовые воды на протяжении каждого времени года. Эти показатели определяют общий проект гаража, а также подходящий тип фундамента.
Для проектирования предусмотрено много специальных программ, освоить которые достаточно просто. Они позволяют и произвести максимально точный расчет материалов, требуемых для строительства гаража. Для этого нужно лишь задать желаемую толщину стены и параметры одного блока.
Вся прелесть самостоятельной разработки проекта заключается в том, что можно воплощать в жизнь любые идеи.
Перед созданием проекта нужно определить все функции будущего гаража. Помимо главного назначения, он может служить хранилищем продуктов, подвалом и т. п. Также в гаражах размещаются смотровые ямы и рабочие зоны. Эти моменты оказывают влияние на размеры здания, высоту стен, фундамент. Интернет полон разработанными проектами гаражей, но пользоваться ими можно, если они совпадают с конкретными особенностями почвы и грунтовых вод .
Этапы строительства
Строительство гаража из пеноблоков включает несколько этапов:
- Разметка территории.
- Монтаж фундамента.
- Возведение стен и установка ворот.
- Монтаж крыши.
- Монтаж пола.
Разметка территории
Разметка территории занимает небольшое количество времени. В уголках требуемой территории вбиваются колья, толщина которых равна не менее 5см. Далее между кольями натягивается шнур, при этом нити должны образовывать прямой угол – 90° . Разметка участка – это отображение на местности созданного ранее проекта.
По окончанию разметки необходимо определить месторасположение ворот и проследить, чтобы их открыванию не мешали окружающие объекты.
Монтаж фундамента
Ранее неоднократно упоминалось о том, что ключевое влияние на тип фундамента оказывает почва. Стены из пенобетона отличаются сравнительной легкостью, поэтому в громоздком тяжелом фундаменте не нуждаются. Если на территории будущего гаража почва имеет однородную и плотную структуру, а грунтовые воды при этом протекают на глубине более 2-х метров, то можно ограничиться простым ленточным фундаментом (железобетонным контуром), глубина залегания которого составляет не более полуметра.
В случае если грунт не настолько идеален и существует риск его периодических сдвигов, то лучше всего в качестве фундамента использовать бетонную плиту. При движении почвы стены из пеноблоков не будут подвергаться нагрузке.
Монолитный фундамент подходит, только если в проекте гаража не предусмотрено наличие подвала либо смотровой ямы. В данном случае можно монтировать ленточный фундамент, расположенный гораздо глубже либо же прибегнуть к использованию свайно-ленточного фундамента. Его особенность состоит в том, что основной упор стен осуществляется на сплошной ленточный фундамент, а при помощи заглубленных свай происходит сцепление конструкции с плотными слоями грунта.
Возведение стен и установка ворот
Ворота нужно вмонтировать до возведения пенобетонных стен, так как в дальнейшем их нужно будет отчасти вмуровать в стены. Предварительно к воротам привариваются арматурные прутья (длина – 40 см ), не менее четырех штук с каждой стороны. Желательно, чтобы прутья совпадали с местами соединения блоков. Также ворота обрабатываются грунтовкой и краской. В процессе установки нужно тщательно следить за ровным расположением ворот при помощи уровня, отвеса, раскосов.
Видео о технологии постройки гаража из пеноблока:
Процесс возведения стен следует начинать с углов гаража. Оптимальная ширина стены равна около 20 см , для этого нужно подбирать соответствующие блоки. Каждый блок будет расположен длинной частью вдоль, поскольку при такой технике строительстве используется меньшее количество материала. Чтобы избавить себя от тщательного измерения углов в процессе кладки, можно обзавестись специальными угловыми пеноблоками. В качестве вяжущего вещества применяется стандартный раствор, состоящий из цемента и песка или клей для пенобетона . Клей обладает дополнительными преимуществами, так как расходуется экономно и отличается теплоизоляционными свойствами.
После установки угловых блоков можно приступать к возведению стен, предварительно натянув между уголками шнур. Для укрепления стен используется специальная сетка из арматуры, которая монтируется через каждые два ряда стройматериала.
Наиболее трудоемкий этап в процессе возведения стен – это кладка пеноблоков на участке, который располагается над воротами гаража. На этом этапе необходимо монтировать перемычку. Требуется изготовить каркас, соответствующий размерам гаражных ворот. Каркас устанавливается с внутренней части гаража с помощью цементного раствора и прислоняется прямо к пенобетонной стене. Далее балка в виде двутавра монтируется на верхней части каркаса и ворот. Ее устанавливают так, чтобы края углублялись в стены минимум на 20 см .
Монтаж крыши
Для пенобетонной конструкции идеально подходит крыша односкатного или двускатного типа. Односкатная крыша – наиболее простой и дешевый вариант. Для ее установки используются балки, опирающиеся на пенобетонные стены. Угол скоса варьируется в пределах 25-60° . Дабы защитить стены от дождя и снега, нужно использовать балки, выступающие за пределы конструкции, примерно, на 40 см. при этом нужно соблюдать расстояние между балками – около 80 см . Пустые участки между балками следует заложить кирпичом. Сверху на балки достаточно плотно укладываются доски, а далее расстилается рубероид, утепляющий материал и кровельное покрытие.
Монтаж пола
Пол гаража должен быть особенно устойчивым, поскольку под огромным давлением автомобиля возможны его обвалы, усадки и прочие дефекты. Наилучший вариант – бетон, который является верхним слоем. Под ним тщательно утрамбовываются слои гравия, песка и щебня в порядке очередности, толщина бетона составляет 20см и более.
Вентиляция помещения
Вентиляция должна присутствовать в гаражном помещении обязательно. Обычно прибегают к трем способам: механическом, естественном и комбинированном.
- Механическая вентиляция осуществляется при помощи вытяжной системы, работающей на основе вентилятора, а также приточной вентиляции.
- Естественная вентиляция помещения обеспечивается установкой решеток со стороны ворот, через которые проходит воздух с улицы. Это наиболее дешевый способ, но в плане эффективности отдается предпочтение механической вентиляции.
- Комбинированная вентиляция – использование первого и второго методов одновременно.
Утепление гаража
Под утепление гаража подразумевается утеплительная конструкция, которая устанавливается на стенах, крыше и воротах. Следует отдать предпочтение в пользу недорогих утеплительных материалов для стен вроде пенополистерола и т.п. Для утепления монтируется стенка, на которой и крепится материал.
Для утепления крыши на стропила прибивается каркас из дерева, предназначенный для удержания утеплительного материала. Ворота чаще всего завешивают теплой тканью .
Для возведения гаражей используют различные виды блоков, отличающиеся уменьшенным весом, пористой структурой, прочностью и теплоизоляционными свойствами. Весомый плюс блочного материала – возможность самостоятельной кладки стен и ускоренные темпы работ. Из расширенной номенклатуры блоков сложно выбрать материал для строительства. Одни хозяева автомобилей возводят гараж своими руками из керамзитобетонных блоков. Другие используют пеноблоки, шлакоблоки, . Рассмотрим свойства бетонных блоков. Остановимся на нюансах технологии.
Какие блоки для гаража лучше для строительства?
Перед началом строительства гаража следует выбрать стройматериал для гаражной коробки.
Различные виды блоков используют для возведения гаражей
С кирпичом, железобетоном и листовым металлом, традиционно применяющимися для сооружения гаража, сегодня уверенно конкурируют композитные блоки, обладающие повышенными эксплуатационными свойствами и следующим комплексом достоинств:
- необходимым запасом прочности;
- небольшим весом;
- увеличенным объемом;
- практичностью;
- приемлемой ценой.
Однако блоки изготавливаются специализированными предприятиями из различных видов сырья по индивидуальной технологии, что влияет на свойства блочного стройматериала.
Различные виды блоков отличаются следующими рабочими характеристиками:
- способностью сохранять структуру при замораживании;
- уровнем гигроскопичности;
- теплоизоляционными характеристиками;
- прочностными свойствами.
По индивидуальной технологии из различных видов сырья изготавливаются специализированными предприятиями блоки
Сегодня используют следующие виды блоков для гаража:
- Пенобетонные композиты.
- Шлаконаполненные блоки.
- Газобетонные изделия.
- Газосиликатные материалы.
- Блоки из бетона и керамзитных гранул.
Принимая решение о возможности применения определенного вида блоков для постройки стен гаража, следует тщательно проанализировать свойства материала. Рассмотрим детально эксплуатационные характеристики композитных блоков и оценим возможность их применения для строительства гаражного помещения.
Пенобетон
Изготовление пенобетонных блоков осуществляется путем введения в бетонную смесь пенообразователя, а также наполнителей, с последующей заливкой смеси в формовочные емкости. Пенобетон твердеет в естественных условиях. Упрощенная технология производства позволяет осуществлять изготовление блоков в условиях небольших предприятий. Для подачи пенообразующего компонента в рабочую смесь используется специальный агрегат. После застывания пенобетонных блоков формируется пористая структура, образованная равномерно распределенными воздушными пузырьками.
Повышенной прочностью обладают пеноблоки
- ленточный, обустраиваемый на стабильных почвах;
- плитный, сооружаемый на пучинистом грунте.
Алгоритм возведения фундамента следующий:
- Готовится приямок, соответствующий выбранному типу фундамента.
- Засыпается на дно котлована смесь песка и щебня.
- Производится уплотнение подсыпки.
- Монтируется опалубочная конструкция.
- Собирается арматурная решетка.
- Выполняется заливка бетонного раствора.
После бетонирования следует разровнять поверхность основы и не подвергать ее нагрузкам на протяжении месяца.
Заливаем фундамент
Кладем блоки с помощью специального клея
Кладка блоков выполняется на гидроизолированный фундамент. Порядок действий:
- Положите на клей угловые блоки.
- Отбейте уровень ряда с помощью шнура.
- Уложите нижний ряд блоков.
- Произведите укладку следующего ряда со смещением 30 см.
- Армируйте кладку через три ряда.
После возведения коробки залейте армопояс.
Возведение стен гаража
Заливаем пол бетонным раствором и сооружаем смотровую яму
и сооружение ямы осуществляется следующим образом:
- Очищается поверхность пола.
- Размечается контур ямы.
- Извлекается грунт.
- Засыпается в приямок слой песка и гравия.
- Заливается пол ямы.
- Сооружаются кирпичные стены приямка.
- Формируется подушка по площади пола.
- Кладется арматурная сетка.
- Заливается бетон.
После бетонирования увлажняйте поверхность бетона для предотвращения растрескивания.
Особенности возведения крыши
Для блочного гаража используются различные конструкции крыши:
- из металлического профиля, прикрепленного к армопоясу. Двутавровые балки заливаются бетоном после установки опалубки;
- из железобетонных плит. Готовые панели кладутся краном на армопояс, поверхность которого покрыта раствором цемента.
Особенности возведения крыши
При желании соорудить чердак или мансарду, несложно балками, на которые укладывается кровельный материал.
Устанавливаем ворота и выполняем работы по внутреннему устройству
Осуществляя монтаж въездных ворот, обратите внимание на следующие моменты:
- вертикальность установки;
- надежность крепления к стенам;
- легкость открытия.
Покрасьте ворота для защиты металла от коррозии.
На заключительном этапе строительства выполняют следующие работы:
- Подключают кабеля энергоснабжения.
- Устанавливают осветительные приборы и розетки.
- Выполняют защитно-декоративную отделку блочных стен.
Используя различные виды теплоизоляционных материалов, несложно утеплить гаражные стены на завершающей стадии строительства.
Заключительная часть
Самостоятельно построенный гараж из блочного бетона обеспечит сохранность и благоприятные условия хранения автомобиля. Следует правильно подобрать блочный стройматериал и неукоснительно соблюдать технологию. Выполнение работ своими силами позволит сэкономить финансовые ресурсы и овладеть строительными навыками.
Построить гараж своими руками проще, чем жилой дом. Необходимо составить грамотный проект, выбрать основные материалы и рассчитать смету. Только нужно еще и найти баланс между невысокой стоимостью и надежностью постройки, поэтому многие владельцы авто подбирают для таких задач пеноблоки. С ними достаточно легко работать самому, но если опыта нет, лучше нанять подрядчиков.
В типовой проект обычно включают стандартные пункты:
- Фундамент подходящего типа (подрядчики предпочитают заливать плитный).
- Возведение коробки из стеновых блоков 600х300х200 мм с использованием специального клея и армированием кладки в каждом третьем-четвертом ряду.
- Одно- или двухскатная крыша без утепления, но с обязательным устройством паробарьера и покрытием из Ондулина.
Облицовку, окна и двери, а также ворота обычно выбирают и рассчитывают отдельно после проектирования. На блоки и закупку прочих материалов по этому списку потребуется около 9 000-10 000 рублей в пересчете на 1 м2 площади гаража. Еще на 6 000-8 000 за квадрат потянут услуги подрядчиков. В среднем придется отдать от 15000 до 18000 рублей за кв. метр постройки.
Базовый пакет услуг при строительстве под ключ любая фирма готова расширить по желанию заказчика (за отдельную плату). Обычно сюда входит возведение перегородок из пенобетона, мансарды, устройство смотровой ямы или погреба и пр. Но за счет дополнительных пунктов сметы итоговая сумма серьезно увеличивается.
К типовым постройкам под ключ компании нередко предлагают всякие «плюшки», вроде замены первоначального перечня материалов на более дорогие варианты. Это касается кровельного покрытия: вместо мягкого Ондулина можно выбрать металлопрофиль (даст удорожание проекта примерно на 700 руб/м2) или черепицу – здесь уже верхняя граница размыта, но в среднем разница по смете составит 2 000-2 500 руб/м2. Если вы сразу строите дом из пеноблоков с гаражом, крышу на совмещенных объектах желательно выполнить из одинаковых или хотя бы сочетающихся изделий.
Усовершенствование и дополнение кровельной конструкции тоже оплачивается отдельно. Можно заказать подшивку свесов (1000 руб/м2) и проектирование ливневого водостока – еще плюс 15 000-20 000 за полный комплект.
Что влияет на цену и как сократить затраты?
Хорошо сэкономить можно только на самых расходных статьях – материалах. Достаточно отследить сезонность цен и приобрести все необходимое зимой, когда они пойдут на спад. В этот период поставщики не радуют широким ассортиментом пеноблоков, но обычно это и не требуется.
Цена отделочных работ и утепления
Относительно недорого предоставляются услуги по отделке готового гаража из пенобетона. Но из-за внушительного перечня работ все вместе они могут вылиться в немаленькую сумму, которая увеличит расходы на строительство до 20-30 %:
- Самая дешевая обшивка внутренних стен обойдется в 600 руб за квадрат поверхности, потолка – в 700.
- Настил чернового деревянного пола – 800-850 руб/м2.
- Обшить снаружи сайдингом стоит около 1500 руб за каждый м2, облицовка декоративным кирпичом обойдется в 2700-4300 рублей при том же объеме работ.
- Также можно заказать дополнительное утепление минватой, чтобы машина и зимой находилась в нормальных условиях. Это примерно 550-600 рублей за 1 м2 пола и еще 650-700 руб/м2 для наружных стен из пеноблоков.
От дорогой наружной отделки можно отказаться, однако кладку от внешнего воздействия защитить все-таки необходимо. Здесь хватит обычной штукатурки с дополнительным покрытием водонепроницаемой (например, акриловой).
Пенобетонные блоки обладают хорошими теплоизоляционными характеристиками – выбор такого материала для стен изначально позволяет сэкономить на обкладке постройки слоем минваты или пенопласта. Конечно, если в регионе суровые зимы, а сам гараж планируется сделать отапливаемым, утеплять его все равно придется. Но расход изоляции для кладки будет уже существенно ниже. А если строительство ведется вдали от жилого дома и бани, можно заменить дорогую базальтовую вату в проекте более доступным ПСБ.
Большой гараж с мансардой из пеноблоков требует применения дорогих и прочных камней автоклавного твердения. Но если это постройка всего в один этаж, достаточно выбрать материалы, произведенные по стандартной технологии с естественной сушкой. Сэкономите 10-15 % на их покупке.
Как снизить стоимость фундамента и пола?
В постройке из пенобетона важную роль играет тип основания, но его подбирают после обследования грунта. Если на участке почвы достаточно устойчивы, а проект не включает в себя наличие подвала под гаражом, хватит мелкозаглубленного ленточного фундамента. При высоком уровне залегания ГВ, подвижном или пучинистом грунте есть смысл выбрать свайно-ростверковую конструкцию или монолитную плиту. Первый вариант более доступный по цене, второй обойдется дороже, зато не позволит подвижкам почвы разрушить хрупкие пенобетонные блоки.
Фундамент должен соответствовать условиям на конкретном участке, но излишний запас прочности ни к чему. От отделки или заливки пола цементной стяжкой можно отказаться, как и от дорогой теплоизоляции, заменив ее толстой подушкой керамзита. После этого достаточно будет сделать плотную засыпку из мелкой гравийной смеси и для надежности пролить ее жидким раствором цемента.
Если вы не автослесарь и не проводите под машиной все выходные, делать смотровую яму бессмысленно – она лишь удорожит проект из пеноблоков. Наличие подвала тоже стоит поставить под сомнение. В нем есть необходимость только у заядлых огородников, которые кормятся с земли и хранят припасы в больших объемах.
Стоимость блоков
Количество пеноблока для постройки гаража зависит от размеров объекта и толщины стен. Последнюю определяют климатические условия в регионе и необходимость теплозащиты.
Многие автолюбители, приобретя машину, задумываются над необходимостью постройки гаража. Однако не все представляют, какие материалы могут использоваться для данного сооружения. В предлагаемом материале рассматривается, как построить своими руками гараж из пеноблоков, с учетом особенностей составления проекта и поэтапного выполнения работ.
Пенобетон – строительный материал, отдельная разновидность шлакоблока. Его характерная особенность – пористая структура, что достигается добавлением в состав, наряду с песком, цементом, различными присадками, пенообразующих компонентов. В результате материал вспенивается, занимая больший объем по причине значительного количества внутренних полостей.
Таким способом получают пенобетон или его отдельную разновидность – газобетон. Различия между ними определяются свойствами пенообразующих добавок. Если процесс пенообразования сопровождается выделением газов (кислород, водород, ацетилен), получается газобетон. При изготовлении пенобетона используются вещества, вызывающие вспучивание остальных компонентов и насыщение структуры материала воздухом.
В результате подобной технологии изготовления пенобетон получает дополнительные преимущества, по сравнению с кирпичом или обычным шлакоблоком:
- меньшую массу, в связи с чем не допускается значительной нагрузки на фундамент;
- уменьшение массы облегчает выполнение строительных работ – подъем и перемещение материалов;
- в связи со значительными размерами ускоряется темп строительства;
- хорошо поддается обработке резанием, сверлением, фрезеровкой;
- экологически чистый материал, не наносящий вред окружающей среде;
- нет необходимости сооружать высокий цоколь по причине закрытых пор;
- не вызывает усадки строительных конструкций, поэтому отделку можно начинать сразу после возведения стен;
- хорошо сохраняет тепло и поглощает шум.
Материал производится немного с большими габаритными размерами по отношению к шлакоблоку. Стандартные размеры – 0,6х0,3х0,2 метра.
Составление проекта
Перед началом строительства необходимо разработать проект или воспользоваться готовым типовым решением.
При отсутствии опыта и соответствующего образования достаточно изобразить на бумажном листе будущее строение в различных видах – горизонтальной, фронтальной и профильной проекции, с учетом глубины фундамента, высоты стен, конструкции кровли и других предполагаемых особенностей.
Стандартные размеры гаража для одного автомобиля – 6 на 4 метра. Если предполагается строительство гаража на 2 машины , габариты строения увеличиваются соответственно.
При планировании будущей постройки следует учесть, предусматривается ли устройство следующих дополнительных составляющих:
- смотровой ямы;
- погреба для хранения продуктов и консервации на зиму;
- стеллажей для запчастей, материалов и инструмента;
- дополнительной площади для установки вспомогательного оборудования и прочих.
Если гараж предполагается совместить с домашней мастерской или комнатой для отдыха, в целях экономии пространства рекомендуется запланировать двухэтажную постройку.
Расчет количества пеноблоков
Когда определятся общие размеры строения, нетрудно подсчитать необходимое количество пеноблоков. Габариты одного блока известны, подсчитывается, сколько их потребуется для одного ряда, затем умножается на количество рядов, исходя из высоты одного элемента. Общая высота одноэтажного здания проектируется в пределах трех метров.
Инструменты
Для выполнения работ потребуется подготовить следующие инструменты:
- штыковую и совковую лопату, лом – для земляных работ при устройстве фундамента;
- строительный и водяной уровень, отвес;
- бетономешалку – для приготовления раствора и бетона;
- деревообрабатывающий инструмент – чтобы обработать деревянные элементы – стропильные конструкции и прочее;
- молоток и гвозди – для сборки конструкций опалубки;
- болгарку – подрезать пеноблок и другие материалы;
- строительный инструмент – кельгу, приспособления для штукатурки.
Представлен примерный список, возможно, его потребуется дополнить, в зависимости от индивидуальных особенностей отдельно взятого строительства.
Как построить гараж из пеноблоков своими руками
Для правильного выполнения работ необходимо учитывать важные нюансы строительства, исходя из отдельных этапов. Далее представлен порядок производства постройки для каждого этапа.
Выбор и постройка фундамента
Чтобы определиться с необходимой глубиной траншеи под фундамент, требуется провести предварительное исследование почвы. Указанный параметр зависит от глубины залегания грунтовых вод, характеристики грунта. Учитывая, что пеноблок – легкий материал, для обычного грунта достаточно восьмидесяти сантиметров.
Порядок устройства фундамента следующий:
- после предварительной разметки выкапывается канава шириной не менее трехсот пятидесяти миллиметров (с учетом габаритов пеноблока) на вышеуказанную глубину;
- утрамбовывается дно;
- насыпается песочно-щебневая подушка по основанию траншеи;
- устанавливается опалубка и монтируется каркас из арматуры;
- опалубка заливается бетоном, необходимо исключить образование внутри материала воздушных полостей посредством вибрации.
До высыхания бетона освободится время для обустройства смотровой ямы, если она предусмотрена проектом.
Смотровая яма
Смотровая яма – очень удобный конструктивный элемент для выполнения технического обслуживания и ремонта автомобиля. Она обеспечивает свободный доступ к конструктивным элементам и узлам машины, расположенным снизу.
К ее постройке можно приступать после выполнения наружного фундамента. Для этого определяются необходимые размеры, учитывая габариты авто, выкапывается канава, аналогично наружному фундаменту, бетонируются стены ямы, верхняя часть очерчивается металлическим профилем – уголком или швеллером.
Необходимо заблаговременно определиться с ее месторасположением, чтобы было удобно разместить над ней автомобиль. Оптимальное место – сразу за воротами. Для безопасного спуска устраивается стационарная или съемная лестница, выполняются съемные щиты, позволяющие перекрыть проем, когда яма не используется.
Армопояс для пенобетона
Армопояс выполняется по верху фундамента в виде цокольной его части. Для этого устанавливаются опалубочные конструкции высотой около трехсот миллиметров, внутри сооружается армированный каркас и заливается бетон.
Если предусмотрена двухэтажная постройка, правила строительства включают возведение промежуточного армокаркаса по верхней части первого этажа. Это требуется для устройства опоры для плиты перекрытия. Подобная конструкция позволит обеспечить жесткость постройки.
Аналогичный пояс на верхнем этаже станет надежной опорой для кровельных элементов.
Возведение стен
Один из наиболее ответственных этапов – возведение стен. Правильно начинать кладку с углов, тщательно выдерживая горизонтальность и вертикальность рядов. Выставив угловые блоки и обеспечив полное совпадение по высотным отметкам, между ними натягивают шнур, по которому кладут остальные участки.
Через каждые пару рядов между кладкой прокладывается арматура для обеспечения необходимой жесткости. Следующий ряд выкладывается вперевязку, чтобы не совмещались стыки блоков.
Возведение кровли
Наиболее простой вариант – односкатная крыша в виде железобетонной плиты с уклоном к заднему фасаду – не самый лучший вариант для пенобетонного здания. В этом случае нагрузка окажется чрезмерная, поэтому рекомендуется выполнить кровельные конструкции из стальных двутавровых балок.
Порядок производства работ следующий:
- стальные балки укладываются сверху по ширине постройки на расстоянии 0,8 метра. Длина балок выбирается на полметра больше, по сравнению с шириной гаража , чтобы обеспечить наличие свесов;
- нижние полки заполняются доской толщиной сорок миллиметров, сверху настилается рубероид, с небольшим запасом по сторонам;
- пространство до верха балок заполняется легким изолирующим материалом, подойдет шлак, минеральная вата;
- сверху выполняется цементная стяжка толщиной около трех сантиметров;
- после высыхания раствора на поверхность накладывается битумная мастика и настилается рубероид. Полосы укладываются поперек строения, начиная с нижней части, с небольшим нахлестом.
Завершающий штрих кровельных конструкций – козырек над входом. Выполняется из металлического уголка и накрывается легким кровельным материалом.
Балка над проемом ворот
Чтобы не допустить опирание конструкций стен сверху на ворота, над проемом устанавливается балка, которая станет надежной опорой рядам, расположенным выше. Это выполняется двумя способами – заливкой бетона с заложенной арматурой или закладкой стальной балки необходимой длины. Если отсутствует двутавр, альтернативный вариант – выполнить сварной каркас из уголка.
Установка ворот
Ворота должны быть установлены перед возведением стен, и впоследствии они окажутся встроенными в конструкцию здания. Их необходимо предварительно покрасить. Снизу, от фундамента, прокладывается слой водоизолирующего материала.
Установка ворот должна быть произведена со строгим соблюдением вертикальности и горизонтальности посредством уровня и отвеса. Конструкцию предварительно закрепляют временными опорами, регулировку положения выполняют деревянными клиньями. По мере возведения стен, через пару рядов к наружным вертикальным боковинам ворот приваривают металлические стержни, чтобы они располагались между кладкой. Это позволит обеспечить монолитность конструкции.
Обустройство пола
Это завершающий этап строительства. Для заезда автомобиля наилучшее решение – выполнить бетонное основание. Предварительно засыпается подушка из песка и щебня, выравнивается и утрамбовывается, поверху заливается бетонная стяжка толщиной около двухсот миллиметров.
Постройка гаража из пеноблока – оптимальное решение при выборе материала. Этот материал, помимо прекрасных строительных качеств, отличается разумной ценой, что позволит существенно сэкономить на возведении строения. Главное – основательно подойти к организации выполнения работ и обеспечить строгое соблюдение технологии.
С точки зрения практичности хозяйственные постройки из этой разновидности ячеистых бетонов – оптимальный вариант. Учитывая небольшой вес пеноблоков, можно существенно сэкономить на фундаменте гаража, стоимость которого обычно равняется ⅓ от общих расходов на строительство. Плюс – не придется тратиться на грузоподъемное оборудование и оплату услуг наемных специалистов.
Постановка вопроса в форме «сколько стоит » не совсем полная, поэтому сразу придется уточнять ряд моментов:
- в какой местности будем строить из пеноблоков– от этого во многом зависит не только тип, но и глубина «закладки» фундамента, необходимость обустройства системы дренажа и тому подобное + ценовая политика в регионе;
- особенности конструкции – габариты, вид перекрытия и кровли (их общий вес);
- нужно просто стояночное место, или же полноценный гараж со смотровой ямой, погребом, принудительной вытяжкой, подключением к контуру отопления и водопроводу.
Нюансов достаточно много, поэтому учесть их все просто нереально. Чтобы определиться с конечной (причем чисто ориентировочной) стоимостью такого строительства, необходимо понять, что понадобится, по какой цене требуемые материалы продаются и на чем можно разумно сэкономить. Вот с этим и следует детально разобраться.
Стоимость материалов
*Применительно к московскому региону.
Пеноблоки
- Стеновые – понадобятся изделия с плотностью (D) 400 – 1 000. Их средняя цена от 2 400 до 2 900 руб/м3 при габаритах 60 х 30 х 20 см. Для типового проекта гаража достаточно не более D Стоимость 1 блока – около 90 рублей.
- Перегородочные – 2 750 – 2 850 рублей за «куб» для изделий 60 х 30 х 10 см. Вопрос – нужны ли в гараже отсеки и смежные помещения?
Цены указаны при условии самовывоза. Если нет своего транспорта, то доставка блоков оплачивается отдельно.
Что учесть – ячеистый бетон отличается определенной хрупкостью. При перевозке данного строй/материала бой неизбежен. Поэтому при определении объема закупки следует добавить порядка 10% от расчетного значения. Необходимое количество пеноблоков определить несложно в зависимости от проекта, так как они характеризуются правильной геометрией.
Остальные стройматериалы
Выбор тех или иных материалов – личное дело каждого. Поэтому рассмотрим лишь некоторые, наиболее типичные варианты того, что может понадобиться.
- Цемент – можно использовать М300 (марку «на все случаи»). Упаковка 50 кг стоит примерно 200 рублей.
- Песок – продается «кубами». В среднем 1 м³ обойдется в 180 рублей.
- Наполнитель (для раствора). Гравий – от 1 150, щебень – от 1 900 (руб/м³).
- Брус – он будет нужен при обустройстве мауэрлата. Цена за 1 п.м. – 14 рублей и выше (зависит от сечения, степени просушки и породы древесины).
- Пенополистирол – для внутреннего утепления наиболее приемлемый вариант. Крепление – методикой приклеивания к основе. Этого хватит, чтобы обеспечить качество фиксации без дополнительной постановки спец/дюбелей. Цена – от 1 280 руб/м².
Что учесть – монтаж минваты потребует устройства обрешетки, а она несколько «скрадет» полезную площадь. Да и сам процесс займет довольно много времени, так как для фиксации реек на пенобетоне понадобятся анкера. Простым высверливанием под гильзы для саморезов не обойтись – блоки рыхлые и хрупкие. Обычный пенопласт использовать также не стоит хотя бы из-за мышей – погрызут довольно быстро.
Гидроизоляция – от 36 руб/м² (стеклоизол). Рубероид для изоляции гаража приобретать смысла нет – и крепить сложно, и срок пригодности небольшой (от силы года 4).
На чем можно сэкономить
- Время приобретения. В частном секторе строительство отличается сезонностью, поэтому и цены на материалы несколько «гуляют». В зимний период, когда спрос падает, они несколько меньше. Если купить все необходимое заблаговременно, то можно на этом выиграть.
- Не делать бетонный пол. Достаточно уплотнить грунт и произвести засыпку мелкой щебенки или керамзита. В крайнем случае, сверху пролить цементным «молочком». Для гаража вполне хватит.
- Ограничится простым оштукатуриванием снаружи. Главная задача облицовки – защитить пенобетон от влаги. В сочетании с гидроизоляцией штукатурного слоя будет достаточно. А на окраску много денег не понадобится.
- Не обустраивать смотровую яму (). Во-первых, она нужна лишь специалисту. Во-вторых, сейчас даже в небольших населенных пунктах можно найти специализированные автомастерские, поэтому с обслуживанием/ремонтом ни у кого проблем не возникает.
- Фундамент. Кладка из блоков ячеистого бетона имеет незначительный вес. С точки зрения практицизма для такого гаража нет смысла возводить ленточное основание. Его монтаж потребует значительных расходов, особенно на цемент. Есть более приемлемые варианты – фундамент на сваях или столбах (например, трубы асбестоцементные с заливкой в их полости раствора). И быстрее, и дешевле.
Стены из пеноблоков «дышать» не будут (особенности самого материала + гидроизоляция). Следовательно, в гараже постоянно будет избыточное скопление конденсата. Как это скажется на долговечности автомобиля, межремонтных сроках, говорить излишне. Поэтому придется обеспечить надежную естественную вентиляцию, как минимум. Максимум – принудительную вытяжку.
Если требуются лишь предварительные расчеты, чтобы определиться с примерными затратами на строительство, то можно ориентироваться на такие данные (фундамент + стены + кровля) – порядка 14 000 руб/м². Чем больше размеры гаража, тем дороже получится его сооружение.
Гараж «под ключ» (из пеноблоков) обойдется примерно в 360 000 рублей (4 х 6, отдельностоящий).