Расшифровка phd - что это такое на русском. Российские вузы начнут присваивать степень PhD
В России принята двухступенчатая система аттестации с присуждением ученых степеней: кандидат наук и доктор наук по номенклатуре
специальностей научных работников, утвержденной в приложении № 1 к приказу Министерства промышленности, науки и технологий Российской
Федерации от 31.01.2001 № 47. Кандидат наук - ученая степень, присуждаемая в Российской Федерации (СССР) с 1934 г. лицам, имеющим высшее образование, сдавшим кандидатский минимум и защитившим кандидатскую диссертацию. Доктор наук - ученая степень, которая впервые стала присуждаться Болонским университетом в Италии в 1130 г. Спустя ровно сто лет эту степень начал присуждать Парижский университет. В университетах России ученая степень доктора наук впервые была введена в 1819 году. После 1917 г. произошел 17-летний перерыв и только с 1934 г. ученую степень доктора наук стали присуждать кандидатам наук бывшего СССР, которые на основе самостоятельной научно-исследовательской работы, содержащей теоретические обобщения и решение научных проблем, представляющих значительный вклад в науку и практику, публично защитили докторскую диссертацию.
Несмотря на всю основательность подготовки российских кандидатов и докторов наук, российские ученые степени не сопоставимы с учеными
степенями, существующими в международной системе образования. В большинстве стран они не признаются, что влечет за собой необходимость переаттестации, если кандидат или доктор наук планирует работать за рубежом.
По инициативе Совета Европы и ЮНЕСКО в Европейском регионе была создана международная программа по развитию единого информационного пространства - «Мост между Востоком и Западом» (Bridge between East and West). Для ее реализации, по инициативе Короля Бельгии Альберта II в соответствии с королевским декретом №7/CDLF/14.352/S от 19 сентября 1999 г. учреждена Европейская Академия Информатизации (AEI, Belgium) под руководством академика Эдуарда Владимировича Евреинова, который впервые предложил концепцию образования для подготовки высококвалифицированных специалистов, получившую название «Глобальная Система Образования» (ГСО).
ГСО была задумана как система, содействующая созданию единого эталона при сравнении различных образовательных систем, действующих в разных странах мира. Европейская Академия Информатизации (AEI, Бельгия), совместно с Ассоциацией Высших Аттестационных Комиссий и Высших Аттестационных Комитетов (International Association of High Attestation Commissions and Committees - IAHACC) ведет большую научно-исследовательскую и методическую работу по разработке и внедрению международных стандартов в области высшего и последипломного образования. Наличие единого международного эталона в области образования значительно упрощает процедуру признания и установления эквивалентности дипломов и ученых степеней в мировом научном сообществе, поскольку, в этом случае, отпадает необходимость устанавливать эквивалентность дипломов одной страны с дипломами всех других стран.
В рамках Глобальной Системы Образования по инициативе Международного Центра Информатизации (CII , Belgium), Европейской Академии Информатизации (AEI, Belgium) и Всемирного Информационно-Распределенного Университета (WIDU), учрежден Всемирный Университет Развития Науки, Образования и Общества - WUDSES (государственная аккредитация в Бельгии: «Moniteur Belge» от 05.05.2002, запись No.8421, стр.4676), который предлагает программы подготовки высших научных кадров в Европейском регионе и странах СНГ в форме дистанционного, заочного обучения и экстерната.
WUDSES наделен полномочиями, необходимыми для подготовки и присуждения ученых степеней доктора (PhD) и гранд доктора философии (Grand PhD), ученых званий коллеги профессора (Associate Prof.) и полного профессора (Full Prof.).
Двухуровневая подготовка высших научных кадров в концепции ГСО (докторский уровень и гранд докторский уровень) наиболее полно соответствует системе аттестации, принятой в России. В рамках концепции ГСО предложена следующая схема нострификации (приравнивания):
Кандидат наук - Доктор Философии (PhD)
Доктор наук - Гранд доктор Философии (Grand PhD)
Что такое PhD
PhD (лат. Philosophiæ Doctor ) - учёная степень (PhD degree ), которая присуждается соискателю после подготовки и защиты квалификационной работы – докторской диссертации (PhD thesis ) как в области естественных, так и гуманитарных или социальных наук. Непосредственно с философией ученая степень связана только исторически: она присуждается почти во всех научных областях, например, доктор философии по литературе или доктор философии по физике.
Требования к абитуриентам
Требования университетов и научно-исследовательских центров к абитуриентам весьма отличаются, но самым распространенным является образование не ниже магистра (Master Degree ). Но многие англоязычные университетские программы рассчитаны именно на бакалавров, которые получают магистерскую академическую степень, а затем продолжают подготовку в докторантуре. Россиянам и жителям СНГ рекомендуется подавать заявку на такие программы с дипломом специалиста или магистра. Во многих вузах есть возрастные ограничения от 23 до 35 лет, но люди за 40 также могут быть приняты на данные программы в некоторых университетах. Кроме того, большинство университетов требуют предоставить результаты языковых и квалификационных экзаменов и тестов. Обязательным условием является сдача тестов TOEFL, GMAT и . Иногда необходимы рекомендательные письма от научных руководителей дипломных и иных студенческих научных проектов. Обучение по данным программам последипломного образования длится от 3-х до 6 лет.
Какие перспективы открывает степень PhD
При успешном завершении программ, выпускник получает степень доктора философии. В большинстве случаев, степень кандидата наук является высшей академической степенью по многим специальностям и обеспечивает самую высокую квалификацию в определенной области знаний. Обладатель ученой степени PhD может проявить себя не только в научной карьере, работая в исследовательском центре, но и на преподавательской деятельности – начать с ассистента профессора и вскоре стать профессором с пожизненным контрактом. Также есть возможность заниматься бизнес-консультациями или сотрудничать с аналитическими отделами компаний, стать руководителем отдела предприятия или корпорации. Степень PhD гарантирует трудоустройство, так как на рынке труда в западных странах спрос на таких кандидатов стабильно высок. Однако в странах СНГ такие выпускники не востребованы, за границей их знания оценят выше, поэтому обладатели степени PhD остаются работать за рубежом и не возвращаются на родину.
В чем преимущества онлайн-PhD программ
Программы PhD для дистанционного обучения разработаны университетами для выпускников вузов, молодых специалистов и магистров, которые вынуждены работать и не могут полноценно посещать традиционные курсы в аспирантском колледже или стажироваться при научно-исследовательском центре. Дистанционные программы последипломного образования предоставляют многие преимущества обучающимся: не нужно регулярно посещать университет, можно изучать предметы и дисциплины в удобное для слушателей время и в любом географическом месте при наличии широкополосного доступа в Интернет. Поэтому те аспиранты, которые не могут постоянно отпрашиваться с работы, а также семейные студенты, которые не могут позволить себе переехать в другую страну на время обучения, весьма высоко оценивают данные достоинства такого подхода к получению ученой степени. Успешное окончание почти всегда положительно сказывается на карьере. Особенно это касается тех, кого интересуют вопросы управления, консультирования, проведения исследований и организации компании. В этом случае ученая степень может послужить хорошим импульсом для карьерного роста.
Ученая степень доктор философии (лат. Philosophiæ Doctor , PhD) является высшей академической степенью во многих европейских странах, которую присваивают выпускникам программ последипломного образования после защиты докторской диссертации (англ. Ph.D. Thesis ). В США существующая в некоторых университетах степень доктора наук (Sc.D. - Doctor of Science) также считается равной Ph.D. Успешное окончание дистанционной или заочной программы PhD почти всегда способствует карьерному росту квалифицированных молодых специалистов. Многие университеты по всему миру предлагают дистанционные и заочные программы PhD.
Есть ли выгода от участия в заочных PhD программах
Для успешного окончания заочной программы (part-time ) PhD требуется такое же количество академических часов, как и в станционарной (очной) докторантуре, однако продолжительность обучения может быть больше за счет длительного образовательного направления. Понятие заочной программы относится к форме обучения, при которой студенты имеют менее насыщенный учебный график и меньше часов и занятий в неделю, соответственно продолжительность программ увеличивается, сохраняясь неизменной в плане осваиваемых знаний. Данная образовательная практика предоставляет возможность докторантам заочных программ углубиться в предмет исследования и применять полученные результаты в своей профессиональной деятельности. По завершении заочной программы выпускники получают диплом такого же образца, что и выпускники очных программ.
Условия обучения
Структура и продолжительность программ дистанционной докторантуры часто зависят от региональных образовательных стандартов страны, в которой расположен университет. Поступив в онлайн-докторантуру, студенты должны пройти с помощью сетевых технологий курсы, составляющие академический минимум по своей специализации, а также подготовить самостоятельную квалификационную работу, которая должна представлять собой оригинальное исследование и иметь академическую ценность. Во многих странах продолжительность обучения на программах PhD зависит от самого докторанта и от того, с какой скоростью продвигается работа над диссертацией.
Нужно ли сдавать GRE-тест
(англ. Graduate Record Examinations ) - тест, который необходимо сдавать для поступления в аспирантуру, магистратуру или иной последипломный курс в вузе США, англоязычных и ряда других стран (в том числе Швейцария). В большинстве случаев заявления на поступление не будут рассмотрены до направления результатов данного теста. Существует два типа экзамена - общий тест (general test ), и специализированные (subject ) тесты: физика, химия, математика, биология, психология. General test ограничивается школьной программой по математике, в то время как subject тесты по охвату материала сравнимы с третьим-четвёртым курсом вуза. При поступлении на большинство программ требуется сдавать только General test , который, помимо математики, включает проверку знания английского языка. Большое внимание уделяется словарному запасу студента. Тест GRE рассчитан на носителей английского языка, тем не менее, его прохождение требуется для всех поступающих в аспирантуру в Америке. Отдельные бизнес-школы не заостряют внимание на результатах языковой секции, поскольку возможность принимать на обучение иностранных студентов является для них приоритетной. Поэтому большинство иностранных студентов, получивших низкий балл на GRE, сдают тест TOEFL , где языковая секция проще для прохождения.
Стоимость обучения
Стоимость обучения сильно различается от университета к университету. Рейтинг университета, местоположение, тип программы и направление могут серьезно влиять на стоимость онлайн-программ DBA. Некоторые учебные заведения предоставляют своим студентам возможность получения стипендии, дают рекомендации на участие в грантах и оказывают поддержку. Очень важно связаться с университетом, чтобы получить дополнительную информацию о стоимости обучения на онлайн-программах DBA.
Ph.D. Thesis )Кроме степени доктора философии, которая вручается людям, занимающимся научными исследованиями, есть ещё три докторские учёные степени:
- Доктор искусств (англ. Doctor of Arts ) - обычно присваивается как свидетельство глубоких знаний в определённой научной области, но не исследовательской деятельности.
- Доктор педагогики (англ. Doctor of Education ) - присваивается специалистам в области педагогики.
- Доктор социальной работы (англ. Doctor of Social Science ) - присваивается специалистам в области социальной работы, социальных знаний, социальной науки.
История
Впервые появилась в 12-13 веках в Великобритании , Италии и Франции .
Несмотря на название, в настоящее время степень не имеет никакого практического отношения к философии (только историческое) и присуждается почти во всех научных областях, например: доктор философии по литературе или доктор философии по физике .
Такое положение связано с традициями, восходящими к временам средневековых университетов, стандартная структура которых обычно предполагала наличие факультетов философии, юриспруденции, теологии и медицины. Поэтому помимо степени доктора философии существуют и ограниченный ряд других докторских степеней того же ранга; врачам присуждается степень доктор медицины , юристам - доктор права , богословам - доктор богословия , а всем остальным - доктор философии .
Положение в разных странах
Одновременно в ряде западных стран послевузовское образование в той же мере, что и в Российской Федерации, характеризуется двумя ступенями, требующими каждая защиты отдельной диссертации. Например, в Бразилии , Канаде первая послевузовская ступень - это титул мастера (магистра) наук (Master of Science, M.Sc.), тогда как вторая ступень - это звание доктора философии (Ph.D.). В этом случае, та докторская степень, которая получается со статусом доктора философии , не аналогична степени доктора наук в Российской Федерации, хотя и является второй степенью послевузовского образования . Ученая степень доктора наук в Российской Федерации предполагает решение крупной научной проблемы или приоритетные исследования в новом научном направлении и соблюдения установленных в Российской Федерации требований .
Франция
Во Франции учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (фр. Docteur
Германия
В Германии учёной степени доктора философии нет. Аналогом этой степени является степень доктора соответствующей специальности (нем. Doktor ). В частности, эта степень официально приравнивается к российской степени кандидата наук.
См. также
Примечания
Литература
- Власов А. В., Филиппов Ю. М. Россия и Казахстан: реформа высшей школы (продолжение) //АПН-Казахстан, 12.01.2006 г.
- С. Колеников Академические степени (США) // Abroad.ru
- А. Миндагулов О западной концепции доктора философии (Ph.D) // Известия-Казахстан, 10.11.2006 г.
- Mapьянoвич А. T. Ученые степени и звания в странах Запада // Элитариум: Центр дистанционного образования, 27.09.2010 г.
- Ю. Морозов Выше ли западный PhD чем кандидат наук в России/СССР? или Как флопник (flopnik) победил спутник // Социодинамика, 15.03.2007 г.
- Paйзбepг Б. A. Ученые степени и звания: кто есть кто // Элитариум: Центр дистанционного образования, 17.02.2006 г.
- Е. Солодовникова Кем лучше быть: доктором наук или phd? // Медиа-группа «Объектив», 06.06.2007 г,
- М. Яковлев Нужна ли аспирантура? //журнал «Работа и зарплата», 30.01.2006
- Е. Г. Будет ли у нас своя степень PhD? // «Санкт-Петербургский университет» . - 2010. - № 6 (3813).
Квалификации , степени и звания в науке и образовании | |
---|---|
Выпускники вузов | |
Учёные степени | |
Учёные звания |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое "Доктор философии" в других словарях:
- (лат. Philosophiæ Doctor, Ph.D., PhD, обычно произносится как пи эйч ди) учёная степень, присуждаемая во многих странах Запада. Квалификационной работой соискателя степени является докторская диссертация (англ. Ph.D. Thesis) Несмотря на название … Википедия
Высшая ученая степень, присуждаемая с 12 13 вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам … Большой Энциклопедический словарь
- «ДОКТОР ФИЛОСОФИИ», СССР, ЦТ, 1976, цв., 84 мин. Телеспектакль. По пьесе Бранислава Нушича. В ролях: Владимир Этуш (см. ЭТУШ Владимир Абрамович), Иван Дыховичный (см. ДЫХОВИЧНЫЙ Иван Владимирович), Лия Ахеджакова (см. АХЕДЖАКОВА Лия Меджидовна),… … Энциклопедия кино
доктор философии - — Тематики электросвязь, основные понятия EN doctor of philosophyPМСЭ T H. D … Справочник технического переводчика
Высшая учёная степень, присуждаемая с XII XIII вв. в Великобритании, Италии и других странах, как правило, после защиты магистром соответствующей диссертации по гуманитарным и социальным наукам. * * * ДОКТОР ФИЛОСОФИИ ДОКТОР ФИЛОСОФИИ, высшая… … Энциклопедический словарь
Проф. Шляхетск. кадет. корпуса; р. 20 сент. 1787 г., † 18?? г. {Половцов} … Большая биографическая энциклопедия
Этим вопросом, общественность далекая от западных научных степеней, стала часто задаваться после просмотра популярного американского сериала «Теория большого взрыва». У одного из главных персонажей, доктора Шелдона Купера, было целых две степени PhD, а поскольку его интеллектуальные способности являются действительно выдающимися (IQ (коэффициент интеллекта)Шелдона Купера - 187, при том, что максимальный балл для людей старше 18 лет — 180, а средний балл кандидатов наук - 125), то в народе сложилось мнение, что степень PhD — это для избранных и ее наличие это безусловный показатель ума. Но так ли это на самом деле?
Квалификационной итоговой работой в российском университете на получение степени бакалавра и магистра, является дипломная работа. И пока для для одних, дипломная работа на заказ — это возможность получить заветную корочку, без лишних усилий, для других — это возможность заработать деньги своей головой. Квалификацию PhD (ученую степень) соискатель получает после написания и защиты докторской диссертации, в США такую работу называют — Ph.D. Thesis. PhD — это учёная степень, которая присуждается в англоязычных странах: например, США, Канада, Англия, Австралия. Аналогом степени PhD в России (в соответствии с Международной стандартной классификацией образования) является степень кандидат наук . Однако, в США, эта степень является высшей, в отличии от России, где есть еще и доктор наук. Это, кстати, является проблемой, так как англоязычного аналога российскому доктору наук нет. При переводе и оформлении документов, часто приходится изворачиваться, чтобы объяснить кто ты есть. Более подробно об этом можно прочитать в статье . Правда в последнее время, ряд университетов США присваивают степень Doctor of Science, D.Sc по определенным специальностям, и ее в общем-то можно считать аналогом нашей степени доктора наук.
Самый главный вопрос, тяжело ли получить степень PhD? Изучив множество примеров типичных , которые, кстати, лежат в открытом доступе, я могу сказать, что нет, не так уж и сложно. И возможно даже несколько легче, чем в России.
Обычная американская диссертация имеет объем 100-130 страниц, это с учетом рисунков, изображений, таблиц и схем; но без списка литературы и приложений. Если в России немыслимо представить диссертацию без анализа и сбора оригинального материала и собственных наработок, то в Америке нередко можно встретить только анализ имеющихся баз данных. Российские дипломные работы на получение степени магистра, по большому счету могут быть представлены как PhD-диссертации. Это не означает, что высшее американское образование хуже, чем наше. Просто мы немного оторваны от современных реалий, и даже не пытаемся идти в ногу со временем. Много воды в рефератах, курсовых, дипломных — это уже привычка, которую преподаватели поощряют из поколения в поколение. Но больший объем работы, не всегда больше знаний.
В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень Доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.
В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.
Виды степеней
Аспирантские программы в Великобритании отличаются широким разнообразием и могут быть получены через:
- Традиционные исследовательские программы (PhD, DPhil),
- Программы, сочетающие исследовательскую деятельность с и практическими занятиями (New Route PhD),
- Профессионально-ориентированные программы (DBA, DEng, DEd),
- Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice),
- Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication).
Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.
Что дают слушателям докторские программы?
Предлагаемые британскими вузами программы уровня PhD, в зависимости от своего типа, дают возможность:
- Расширить или углубить специализацию и знания, проводить междисциплинарные исследования, получить знания и навыки в новых предметных областях (программы Integrated PhDs, The New route PhD);
- Проводить научные исследования на самом высоком академическом уровне, стать одним из ведущих мировых экспертов в какой-либо узкоспециализированной области, подготовиться к академической карьере (традиционные PhD);
- Многократно усилить личностный потенциал и развить переносимые навыки (transferable skills).
Исследовательские (Research) программы
Цель и организация
Цель данных программ – проведение фундаментальных исследований в выбранной области, представление оригинальных и имеющих научную ценность выводов, написание и защита диссертации. В научных и технических предметах работа над диссертацией зачастую становится частью большого исследования, проводимого университетом. Это позволяет студенту стать частью действующей исследовательской группы и получить ценный для последующей карьеры и личного роста опыт и глубокое знание предмета. Исследовательские программы могут включать небольшие преподаваемые модули, посвященные статистике, специальным программам и оборудованию для ПК, отбору и использованию исследовательских методов, написанию научных работ и представлению данных.
Методы обучения
- В основном – самостоятельная работа, демонстрирующая высокую степень интеллектуальной независимости студента, его навыки самоорганизации, ведения проектов, умение планировать свое время.
- Работа с научным руководителем (одним или двумя): встречи раз в несколько недель для обсуждения промежуточных результатов возникших трудностей. Формат кураторства зависит от предмета.
Исследовательские программы также направлены на развитие необходимых для исследовательской работы навыков: ведение проектов, планирование, самоорганизации и других необходимых в выбранной предметной области навыков.
Значительно внимание в процессе обучения уделяется интеграции студентов в научное сообщество, усвоение способов его функционирования и обмена информацией – т.е. «профессиональная» подготовка ученого: участие в семинарах, конференциях, публикации.
Система оценки
Успешное завершение учебных модулей PhD-программы может быть обязательным требованием для получения степени, однако учебные модули не имеют существенного веса в итоговой оценке работы. Все решает диссертация и ее успешная защита, а также сдача устного экзамена по специальности.
Присуждаемые степени
Исследовательские программы ведут к получению степени Доктора философии (Doctor of Philosophy – PhD, DPhil).
Учебно-исследовательские программы
Цель и организация
К учебно-исследовательским программам докторского уровня в британских вузах относятся в первую очередь New Route PhD – интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.
Успешные выпускники таких программ – это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.
Плюсами программ New Route PhD являются:
- Исследовательская программа, индивидуально подобранная для каждого студента;
- Целевая подготовка с целью эффективного развития исследовательских навыков;
- Развитие общих навыков, включая лидерство и предпринимательский дух;
- Высокие шансы завершения программы в установленные сроки;
- Выпускник способен выступать в качестве независимого исследователя.
Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.
The New Route PhD также позволяют студенту:
- Проходить во время обучения необходимую для дальнейшей карьеры практику – то есть, фактически, работать по специальности во время учебы (например, преподавать);
- Проводить часть исследований в своей стране, на базе оснащенного должным образом университета - опция называется “joint supervision/ registration”, “split PhD” или “part time PhD” и предлагается многими университетами. Этот вариант обучения согласовывается в индивидуальном порядке путем утверждения ВУЗа для исследований, кандидатуры «местного» научного руководителя и учебного плана.
New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально студенты поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.
Методы обучения
The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.
Система оценки
Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.
Присваиваемые степени
В настоящее время программы New Route PhD существуют в 34 британских вузах и по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.
Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).
Профессионально-ориентированные программы (Professional Doctorates)
Цель и организация
Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие студента, связанное с конкретной профессией.
Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.
Методы обучения
Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной студентом профессиональной области.
Система оценки
Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.
Присваиваемые степени
Профессионально-ориентированные докторские программы как правило ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.
Основное отличие программы Доктора образования (DEd) от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.
Степень Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.
Степени PhD, присуждаемые по результатам профессиональной деятельности
Этот тип относится к чисто исследовательским программам.
Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice) распространено в сфере изобразительного и художественного искусства. Диссертация может представлять собой анализ креативного процесса или творческий проект. В результате присуждаются такие степени как PhD, Doctor of Music (DMus), Doctor of Musical Arts (AMusD) и др.
Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication) практикуется членами профессорско-преподавательского состава. Диссертация представляет собой опубликованную работу, а также критический отзыв о работе объемом 5000-10000 слов. Степень PhD по результатам диссертации, а также ее успешной устной защиты.
Cрок обучения на докторских программах
Таблица наиболее популярных степеней
Степень | Входные требования | Длительность | Тип программы | Формы итогового контроля |
---|---|---|---|---|
Доктор философии (PhD, DPhil) | Исследоват. программы | Написание итоговой диссертационной работы + устный экзамен (устная защита) | ||
New Route PhD | Диплом об окончании магистратуры. Возможен прямой перевод с магистерской программы | 3-4 года full time, 5-6 лет – part-time | Исследоват. и учебные модули | |
Professional Doctorates (DEng, DEd, DBA, DClinPsych) | Диплом об окончании магистратуры. Профессиональный опыт в соотв. сфере | 3-4 года full time, 5-7 лет – part-time | Исследоват. и учебные модули | Промежут. контроль, прохождение экзаменов, написание диссертации |
PhD by Practice (PhD, DMus, AMusD), PhD by Publication) | Присуждение степени PhD как результат выдающейся профессиональной деятельности | Исследоват. программы | Подготовка диссертационного проекта и его защита |
Подготовка и защита диссертации
Ключевым элементом успешного завершения докторской программы является подготовка и защита исследовательского проекта – диссертации (Doctoral thesis). Диссертация представляет собой результаты самостоятельной исследовательского работы аспиранта в тесном сотрудничестве с научным руководителем.
Программы и факультеты устанавливают свои требования по объему диссертационного проекта, который в области социальных и гуманитарных наук, как правило, составляет 80,000-100,000 слов, а в сфере точных наук – 40,000-50,000 слов.
Примерная структура диссертационной работы выглядит так:
- Титульный лист,
- Резюме,
- Выражение благодарности,
- Содержание,
- Введение, формулировка проблемы исследования,
- Цели, задачи и гипотезы исследования.
- Обзор литературы,
- Методология исследования,
- Основная аналитическая часть – результаты исследования, структурированные по главам,
- Выводы, рекомендации, направления дальнейшей работы,
- Ссылки,
- Библиография,
- Приложения.
В Великобритании защита диссертации называется viva voce , т.е. устный экзамен (от латинского «живым голосом»). На защите присутствуют два или более экзаменаторов и кандидат. Один из экзаменаторов является представителем университета, в котором обучается кандидат (но не является его научным руководителем), остальные экзаменаторы – внешние, представляющие другие университеты. Присутствие основного научного руководителя на защите не обязательно, и он не имеет права задавать вопросы во время экзамена.
В большинстве вузов такие защиты проходят за закрытыми дверями, однако некоторые университеты, например, Оксфорд , разрешают присутствие членов университета на защитах докторских диссертаций на соискание степени DPhil.
Стоимость обучения на докторских программах
Британские вузы самостоятельно устанавливают стоимость обучения для двух типов студентов: для студентов из Великобритании и стран-членов Европейского союза - “home fee” и для зарубежных студентов (из всех остальных стран) “overseas fee”. Российские абитуриенты попадают в последнюю категорию.
Подготовлено по материалам
Quality Assurance Agency (QAA), British Council, портала Newroutephd, Park, C. “New Variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK”, Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 27, No. 2, July 2005, pp. 189–207.