Работа над родственными словами с дошкольниками. Логопедическое занятие с дошкольниками
Проект
Творческо-исследовательский
проект
« Слова-родственники»
Учитель-логопед:
Петрова Н.А.
Воспитатели:
Белькова Е.П.
Голованова Т.В.
г. Каменск-Уральский
Проект «Родственные слова»
- проект, направленный на формирование у
дошкольников словообразовательных навыков.
Тип проекта:
1.
Информационно-ориентированный
2.
Детско-родительский
3.
Краткосрочный
Участники проекта:
дети старшей группы,
учитель-логопед
воспитатели группы
родители воспитанников
Место проведения:
МБДОУ «Детский сад № 2 комбинированного вида»
Вид проекта:
групповой, семейный.
Срок реализации:
краткосрочный (III-IV недели ноября).
Принципы, положенные в основу проекта:
Принцип
занимательности и игры
необходим для вовлечения детей в
целенаправленную речевую деятельность, сохранение интереса к родному языку.
Принцип
новизны
позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая
интерес к речевой деятельности, максимально активизируя речевую активность
Принцип
комплексного подхода
позволяет разносторонне воздействовать на ребенка,
способствует формированию словообразовательных навыков и вовлечение его, в
речевое общение.
Принцип
интеграции
знаний в единое поле деятельности и дальнейшему обучению в
школе.
Принцип
сотрудничества
позволяет создать атмосферу доброжелательной, речевой
обстановки как в детском саду, так и в домашних условиях, с родителями.
Актуальность реализации проекта:
Мной отмечено, что дети старшего возраста имеют недостаточный словарный
запас. При обследовании выясняется, что они не понимают, не знают значения многих
слов, часто не умеют правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно
и качественно отличается от нормы речевого развития.
Формирование лексики у ребенка тесно связано с процессами словообразования,
так как по мере развития словообразования словарь ребенка быстро обогащается за счет
производных слов.
В развитии логического мышления и памяти ребенка в осмысливании
семантических связей между словами, в обогащении активно используемой ребенком
лексики, в подготовке к ощущению, а затем и осознанию состава слова огромную роль
играет словообразование родственных слов.
Данный проект направлен на совершенствование устной речи будущих
школьников; способствует улучшению грамотности речи дошкольников.
Работа по формированию словообразовательных навыков способствует:
первоначальному ознакомлению ребёнка с морфологическим составом слова, учит более
точному и глубокому пониманию смыслового значения слов. Дошкольники овладевают
навыком подбора однокоренных родственных слов, активно обогащается словарный
запас. Большой словарный запас, и правильное понимание смыслового значения слов
помогает дошкольнику быстро и безошибочно подбирать однокоренные проверочные
слова и научиться применять на практике грамматические правила.
Цель проекта:
Формировать предпосылки к успешному обучению в школе старших дошкольников;
повышать педагогический потенциал родителей.
Задачи
:
1.
Ознакомить детей с понятием «родственных слова»; систематизировать словарный
запас по группам родственных слов.
2.
Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные
навыки.
3.
Развивать память, мышление, внимание, творческие способности, связную речь в
процессе составления предложений и текстов с родственными словами.
4.
Привлечь родителей к совместной с детьми деятельности; доказать им необходимость
приобретения детьми знаний и умений по данной теме.
5.
Воспитывать инициативность, интерес к родному языку.
Предполагаемые результаты проекта
: формирование у детей интереса к родному
языку, обогащение словаря детей, вовлечение родителей в проектную деятельность
детей, создание совместно с детьми и родителями «книжка-малышка родственных слов».
Этапы работы над проектом.
1 этап. Организационный
Исследование уровня речевых знаний по словообразованию.
Выявление проблемы.
Формулировка задач проекта.
Составление плана совместных мероприятий.
Подбор и изучение методической, художественной литературы.
Изготовление
методических пособий, разработка дидактических игр и речевых
упражнений, памяток.
2 этап. Практический
Организация совместной деятельности учителя-логопеда, детей, воспитателей,
родителей.
Организация развивающей, познавательной, предметной среды.
3 этап. Заключительный
Проведение презентации книжек-малышек; памяток для родителей.
Презентация продукта проектной деятельности
Упражнения и игры
Игра с мячом «Назови родственное слово»
Взрослый называет слово и бросает ребенку мяч. К заданному слову ребенок
должен подобрать родственное слово и вернуть мяч. Игра активизирует мыслительные
способности детей, учит использовать накопленный материал по теме, самостоятельно
устанавливая между словами смысловые связи.
2.
«Узнай слово по его описанию»
Педагог предлагает ребенку картинки с изображениями, например, сад, рассада,
садовник, садовые инструменты и т. д. Задание: узнай слово по его описанию:
Участок земли, засаженный деревьями, кустами, цветами. (Сад)
Человек, который ухаживает за садом. (Садовник)
Молодые растения, приготовленные для посадки в землю. (Рассада)
Инструменты, которыми работают в саду. (Садовые)…и т.д.
Игра позволяет расширить активный словарь новыми словами.
3. Детям предлагается закончить объяснение слова:
Строитель – тот, кто …
Рыбак – тот, кто …
Учитель – тот, кто …
Овощевод – тот, кто …
Садовник – тот, кто …
4. Назвать родственное слово по данному объяснению.
Посуда, которая нужна для селедки, – … (селедочница)
Посуда, где хранят хлеб, – … (хлебница)
Посуда, где хранят перец, – … (перечница)
Тот, кто очень добрый, – … (добряк)
Тот, кто очень сильный – … (силач)
Тот, кто очень храбрый – … (храбрец)
Тот, кто очень мудрый – … (мудрец)
Тот, кто варит – … (повар)
Тот, кто помогает – … (помощник)
Тот, кто пасет, – … (пастух)
5. Придумать слова-действия, родственные слову «летел»
(ходил, ехал и др.)
Прилетел, улетел, облетел, залетел, налетел, слетел, влетел, отлетел, подлетел,
перелетел.
Данные упражнения развивают мышление детей, так как помогают решить
проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему
родственное. Таким образом, уделяется внимание осознанию детьми возможных
родственных связей между словами.
6. Упражнение «Родственники»
Учить образовывать родственные слова по
опорным схемам.
Главное слово (сад)
Слово-действие (сажать, посадить)
Слово-предмет, но не главное (саженец, рассада, посадки)
Слово-признак (садовый)
Слово, которое говорят, когда предметов много (сады)
Слово, обозначающее «большой» (садище)
Слово, обозначающее уменьшенный предмет (садочек, садик)
Слова, образующиеся от взаимодействия человека с главным словом (садовод, садовник)
Сложное слово (садоводство, садовод).
7. «Четвертый лишний»
Формирование умения сравнивать слова по смыслу и по
звучанию, классифицировать их, находить в цепочке родственных слов «лишнее».
Садик, садовод, салат, сад.
Грибок, погреб, грибник, грибной.
8. «Закончи предложение»
Учить подбирать родственные слова в соответствии со
смыслом предложения. Развивать внимание, воображение.
Как-то раннею порой вдруг полился дождь… (грибной).
И из дома в тот же миг в лес отправился… (грибник).
Чтобы принести улов, взял корзину для…(грибов).
Долго шел он в глушь лесную – поляну там искал…(грибную).
Вдруг под елочкой на кочке видит маленький…(грибочек)
И обрадовался вмиг наш удачливый…(грибник).
Как ему не веселиться, если здесь, в земле…(грибница).
Стал заглядывать под елки, под березы и дубы,
Собирать в свою корзину все съедобные…(грибы).
А когда собрал их много, то отправился домой,
И мечтал он все дорогу, как он сварит суп…(грибной).
Много он собрал грибов, и грибочков, и грибков,
А тому, кто долго ищет, попадется и…(грибище).
9. Подбор родственных слов к заданному главному слову:
Петух
- петушок, петушиный, петушиться, петушатина, распетушился.
Рыба
- рыбка, рыбёшка, рыбища, рыбный, рыбья (голова), рыбонька, рыбак, рыбалка,
рыболовная (сеть).
Мышь
- мышка, мышонок, мышиная (нора), мышеловка, мышкует (лиса ловит мышей).
Мороз
– морозить, морозилка, морозильная (камера), заморозить, морозец (лёгкий
мороз), мороженное, заморозки, обмороженный (повреждение тела от сильного мороза).
Конь
- коньки, конёк, конюшня, конный (плуг), конское (ржание), конница, конезавод,
конина, конокрад, конюх.
10. Подбор главного слова в предложенном списке родственных слов (на слух):
Птичка, птичий,
птица
, птичник, птицелов, птичница, птицефабрика.
Хвостик, хвостище, хвостатый, хвостатенький,
хвост
, хвостишко, бесхвостый,
длиннохвостый, короткохвостый.
Зайчик, зайчишка, зайчонок, заячий,
заяц
, зайчатина.
11. Выбор главного слова к названным родственным словам (можно использовать
мяч):
Волчонок, волчище, волчишка, волчий –
волк.
Голосовой, голосистый, голосок, голосище, голосить, отголосок
– голос.
Прыжок, прыгающий, прыгучий, перепрыгнуть, запрыгивать
- прыгать.
Зубной, зубик, зубастый, зубочистка –
зубы.
Добрый, доброта, добренький, подобреть, добродушный –
добро.
Спортивный, спортсмен, спортзал, спортсменка, спорттовары –
спорт.
Стучать, стучащий, перестук, застукать, настучать –
стук.
12. Выбор слова, не являющегося родственным приведенным однокоренным
словам:
Ворона, ворон, воронята, проворонить,
воровать,
вороний.
Груз, грузовик, грузчик,
грузди,
грузовой.
Карта, карточка,
куртка
, картишки, картина.
Ледокол, лед, ледышка,
ладошка
, ледянка, ледяной.
13. Разделение двух смешанных групп родственных слов к предложенным двум
главным словам (каждому ребёнку предлагается по одному слову):
«Круг» и «Кружево»:
круглый, кружок, кружевце, кружиться, кружочек, кругом,
кружевница, кругосветное (путешествие), круговорот (воды), кружевоплетение,
окружение.
«Нога» и «нож»:
ножка, ноженька, ножны, ножевое (ранение), ножик, ножище,
босоножки, ножичек, ножницы, ножная (машинка)
14. Подбор родственных слов к названию выбранной предметной картинки.
15. Выбор из стихотворного отрывка родственных слов к заданному слову:
Только жив ли петушок,
Золотой наш гребешок?
Вижу гребень петушиный
На пригорке, под осиной.
Что ты Петя, не встаёшь?
Что ты песен не поёшь?
Петушатина – хорошая еда.
Где ворота? Подавайте их сюда.
Разошёлся наш петух,
Распушил атласный пух.
А пока он петушился,
Из кустов ползёт лисица. (С. Маршак)
16. Называние в стихотворном отрывке слов-родственников:
У щуки щучья чешуя, и щучьи плавники.
Плывёт щурёнок, как и я, вдоль берега реки.
В день ветреный, всегда бывает ветер.
Ветровку я себе давно приметил.
Когда же дует лёгкий ветерок, то
Можно отправляться на каток.
Все рыбы и рыбки живут лишь в воде,
И плавают вольно везде.
Рыбачить приходят порой рыбаки,
Чтоб рыбной покушать ухи!
17. Составление предложения с одним из слов-родственников.
18. Придумывание рассказа с предложенными словами-родственниками:
- по наводящим вопросам;
- самостоятельно.
1. Педагог знакомит детей с изготовленной книжкой-малышкой с родственными
словами к слову «ель» и предлагает им составить рассказ со словами из этой книжки по
наводящим вопросам.
- Где росла ель? (в лесу)
- Зачем её срубили? (скоро новый год)
- Куда привезли ёлку? (в детский сад)
- Чем украсили ёлку? (ёлочными игрушками)
- Что делали дети на празднике вокруг ёлки? (пели, танцевали, водили хоровод)
Примерный рассказ:
Стояла в лесу ель. Её срубили пред новым годом, отряхнули еловые лапы от снега и
принесли в детский сад. Поставили ёлку в зале, нарядили елочными игрушками,
гирляндами. На празднике дети веселились у ёлочки вместе с дедом Морозом и
Снегурочкой.
2. Ознакомление детей с книжкой-малышкой и родственными словами к слову: петух.
С помощью вопросов педагога дети составляют рассказ, используя заданные
родственные слова. Несколько детей повторяют получившийся рассказ.
- У кого жил петух?; – Как он (она) к нему относилась (относился)?
-Как ласково называла?; - С кем петух мог драться - петушится?
Примерный рассказ:
У Маши жил петух. Она его очень любила и ласково называла Петя-петушок. Девочка
кормила его крупой, червячками и хлебными крошками. Когда во двор приходил
соседский петух, Машин петушок начинал с ним драться-петушиться. Маша разгоняла
петушков, а потом собирала лежащие на земле петушиные перья.
Результат:
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и
выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача: уточнение и расширение
пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков
словообразования, развиваются мыслительные способности детей, так как
вырабатывается привычка задумываться над значением слов.
Памятка для родителей: «Раз словечко, два словечко…»
Уважаемые родители!
В процессе подготовки к школьному обучению дошкольник должен овладеть
навыками подбора однокоренных родственных слов. Это умение позволит ему в
дальнейшем быстро правильно подбирать проверочные слова в ходе практического
применения правил орфографии. Работа над словообразованием важна в плане
первоначального ознакомления ребёнка с морфологическим составом для овладения
разбором слова по составу и быстрого понимания правил написания тех или иных
букв в приставках, суффиксах и корнях слов.
Выполнение заданий данной памятки.
1. Прочитайте ребёнку весь список родственных слов, попросите найти главное слово,
от которого образовалось остальные.
2. Назовите только главное (выделенное) слово и попросите придумать к нему слова-
родственники. В случае затруднения окажите помощь наводящими вопросами: голова
рыбы, скажи по-другому – какая голова (рыбья), или суп из рыбы – какой? (рыбный)
Задание № 1. Назови главное слово или придумай слова – родственники к названному
слову.
Голодание, голодный, голодать, голод, проголодаться, голодающий, голодовка.
Грачонок, грачата, грачиха, грач, грачиные, грачовник.
Дворец, дворник, дворняжка, двор, дворик, дворцовый, дворовой.
Доброта, подобреть, добрый, добро, доброжелательный, добряк, задобрить.
Звездопад, звездолёт, звёздное, созвездие, звезда, звёздочка.
Ломик, домище, домовой, домишко, домашний, бездомный, дом, домработница,
домохозяйка.
Жареный, пожар, пожарный, жарить, жара, жар, жарища, жар-птица,
жаропонижающее.
Зверюшка, зверьё, зверинец, звериный, зверюга, озвереть, зверь, зверёк, зверёныш,
зверолов, звероферма.
Звонкий, звонок, перезвон, звонарь, звонко, звон, дозвониться, звоночек.
Земляника, земляной, земной, приземлиться, подземный, земля, землекоп,
землетрясение, подземелье.
Задание № 2. Какое слово не является родственным?
Листопад, лист, лиственный, листочек, лисичка, листва, листок.
Мороженое, морозить, мороз, морозная, замораживать, заморозки, мокрый.
Игрушки, игра, игровой, проигрывать, игрушечный, икра, выигрыш.
Лес, лесник, лесной, лесочек, лев.
Овощ, осень, овощной, овощерезка.
Рыбный, рыбак, рыба, рыбёшка, рысь, рыболовный, рыбак.
Гриб, грибной, грива, грибочек, грибник.
Гора, горный горка, горе, пригорок.
Боль, большой, больница, больной, болеть.
Море, моряк, морской, морщины, мореплаватель, морячка.
Сахар, сахарница, сахарный, сухари, сахарок.
Беседа, беседка, беседовать, соседка, беседующий, собеседник.
Задание № 3. Для какого слова названное слово является родственным?
Гусь и гусли: гусак, гусыня, гусёнок, гусляр, гусиные, гусельки, гуслярный, гуськом.
Купать и купить:
купание, покупка, купаться, купальник, покупать, купленный,
купальщица.
Рано и рана: ранище, раненый, рановато, ранить, израненный, пораньше, ранка, рань.
Носить и нос:
носатая, носорог, носилки, носки, утконос, носильщик, носишко,
носовой, поднос, приносить, носочки.
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
(Показано на городском методическом объединении логопедов.
Цель:
1. Воспитывать сочувствие и доброе отношение к окружающим и природе.
2. Развивать образное и логическое мышление.
3. Закреплять полученные графические навыки.
4. Развивать монологическую и диалогическую речь.
5. Активизировать словарь по теме: « Семья ».
6. Познакомить с понятием « родственные слова ».
7. Учить выделять в слове корень. Различать сходные по написанию, но разные по смыслу корни слов.
8. Показать, как образуются новые слова.
9. Закреплять навык слогового чтения слов.
Оборудование: таблицы на тему «Сад, лес, вода», перфокарты на тему «Лес, сад», муляжи грибов, корзинки; костюмы лесовичка, садовника, воды; различные картинки по теме, таблицы, ведерки и картонные рыбки, удочка…
Ход занятия
I.Дети стоят около логопеда, который предлагает отгадать ребус: ЯЯЯЯЯЯЯ (7я). Семья.
Уточняется лексическое значение слова «семья». Затем логопед делает вывод, что семья – это близкие родственники, живущие вместе.
Дети составляют короткие описательные рассказы про свою семью.
Логопед спрашивает о других родственниках (бабушка, дедушка, тетя, дядя…)
Логопед: У всех людей есть семья. А у кого еще есть? (у птиц, рыб, животных) . Докажите это.
Дети читают стихи, выученные на прошедших занятиях (см. приложение)
Логопед соглашается с детьми. Объясняет, что семья бывает не только у людей, животных. Птиц, но и у слов. И дети сегодня в этом убедятся.
В это время появляется плачущий медвежонок, он приговаривает:
Медвежонок: Бедный я, несчастный я, Где же, где моя семья.
Дети задают ему вопросы. (Почему ты плачешь? Что случилось?)
Медвежонок отвечает, что он потерялся, не может найти свою семью.
Логопед предлагает детям помочь. (А тот все приговаривает)
Звучит музыка. Гайдн «Детская симфония».
Дети отправляются на поиски.
II. Перед нами САД. Детей встречает садовник, который поливает цветы. Они интересуются, не встречал ли тот родственников медвежонка. Садовник отвечает, что у него другие родственники, что он не простой, а волшебный садовник, т.к. выращивает в саду слова.
Дети интересуются, разве бывает такое?
Садовник: «Бывает, хотите расскажу?» Рассказывает сказку (см. приложение), которая сопровождается показом картинок. Дети читают слова, объясняя лексическое значение слов: садовник, садик, садовод, посадки, садовый. Делается вывод, что все слова выросли из слова САД. Это слова – родственники. Сад- это корень.
Садовник: «Так же, как и у цветов, у деревьев и кустов, корень есть всегда у слов».
Он дарит детям волшебный цветок, который поможет идти дальше. Дети рассматривают его, образуя от корня «цвет» новые слова (цветы, цветок, цветник, цветной). Благодарим и двигаемся дальше под музыку Шостаковича («Вальс- шутка»).
Дети идут осторожно по камешкам, чтобы не замочить ноги. Их встречает тетушка-вода, которая загадывает про себя загадку. Вода рассказывает детям о том, что с ней произошло (см. приложение). Просит детей отгадать, кто был лишний. Дети смотрят на таблицу и определяют, что лишнее слово «водитель». Логопед обращает внимание на то, что в воде много рыбы, какая она красивая. Вода предлагает в каждой семье найти чужака:
море, моряк, мороз, морской
Рыба, рыбка, рыбак, рычать
Под музыку дети ловят рыбу на удочку, собирают в ведерки, а лишнее убирают. Затем нужно собрать слова по частям: вод + ян +ой, вод + ичк + ка
Логопед напоминает детям о цели путешествия, предлагает двигаться дальше, используя 3 лесенки. Используя картинки: лист, дом, кот, нужно определить корень слов на каждой лесенке и прочитать полученные слова (коты, котик, котята, дома, домик, домовой, листы, листок, листать).
Под «Марш» Шостаковича дети входят в лес. Их встречает лесовичок. На вопрос детей о родственниках медвежонка, он предлагает поискать под елью. Там дети находят только грибы. Составляют из букв слова- названия грибов. Лесовичок читает детям стихотворение (см. приложение).
Дети находят слова- родственники
Лесовичок просит детей помочь ему собрать грибы. Под музыку проводится игра с закрытыми глазами. После игры, пройдя несколько шагов, дети замечают вывеску «медведь, медведица медвежонок», а рядом медведицу, которая ищет сына. Дети возвращают медвежонка, взамен получают бочонок с медом.
Лесовичок просит детей навести порядок в лесу, просит заполнить гнезда словами:
Город - городок - городской - города, гора - горный - горочка - гористый - горка
Рис - рисовый - рисинка - рисовод, рисовать - рисование-рисунок-рисуночек
Каждый ребенок вставляет слово в нужное гнездо.
Логопед: «Нам пора возвращаться, мы помогли медвежонку найти семью, а также узнали, что у слов есть родственники, а главное в слове - корень. (Под музыку дети возвращаются назад). Как вы это запомнили, мы сейчас проверим».
Дети выполняют задание на перфокартах. На яблоне слова с корнем – сад, на елке – с корнем лес.
Логопед прощается с детьми, благодарит за путешествие.
Приложение
Стихи:
Грачиха говорит грачу:
«Слетай с грачатими к врачу, Дети называют членов "семьи" грач - грачиха - грачата
Прививки делать им пора
Для укрепления пера ».
«Га - га - га», - гогочет гусь:
«Я семьей своей горжусь, гусь – гусыня - гусята
На гусят и на гусыню
Я гляжу, не нагляжусь».
Сказка садовника:
Много лет назад появилось на свете слово «воз». Нашли его люди и думают, что же с ним делать. А слово говорит: «Посадите меня, я разрастусь в большое красивое дерево». Люди так и сделали. Стало это слово расти, сначала один росток пустила, потом другой, третий.… Много родственников появилось, все они похожи. Вот какое выросло дерево. Посмотрели люди, сравнили и увидели, что есть у слов одна общая часть и решили назвать корнем. И правильно сделали: от нее как от корня дерева образуются (растут) новые слова родственники. Корень как сердце в слове (рассказ сопровождается показом таблицы).
Рассказ тетушки - воды.
Был у меня день рождения. Пригласила я своих родственников. Собрались все. Водичка по камушкам играет, водомерка по водорослям прыгает, вылез даже сам водяной. Водолаз на солнышке греется, водовоз приехал в гости, бурный водопад с водицей беседу завели, а водитель пришел с гармошкой. Посмотрела я на гостей и сразу заметила чужого, не из нашей семьи. Велела я ему уходить прочь. А вы догадались, кто лишний?
Бальбина И.В., учитель-логопед
Денисова А.А., учитель-логопед
14 апреля состоялся Марафон специальных учителей, на котором выступили наши коллеги. Предлагаем вашему вниманию материалы их выступления.
Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью - необходимое условие формирования успешной личности. К школе у детей должно быть сформировано умение быстро и правильно подбирать однокоренные слова, связанные друг с другом по смыслу. Они должны достаточно быстро создавать целые цепочки таких слов.
Ограниченный словарный запас детей, приблизи-тельное понимание ими семантики многих слов, отсутствие «чутья» на смысловую и языковую схожесть родственных слов приводят к тому, что многие дети школьного возраста не могут успешно применять правила грамматики, они с трудом усваивают основной морфологический принцип орфографии, который требует умения быстро и безошибочно подбирать однокоренное (родственное) проверочное слово.
Устранить эти речевые недочеты можно только при система-тической и планомерной работе по обогащению, уточнению и активизации их словаря. Огромную роль в развитии словаря, в его обогащении, в осмыс-лении семантических связей между словами играют упражнения с родственными словами. В процессе игр с родственными словами дети усваивают значитель-ное количество новых слов, новые грамматические формы и те смысловые оттенки, которые связаны с изменением формы слов. Одновременно с этим дети учатся употреблять новые слова в своей речи, составлять с ними словосочетания и предложения.
Последовательность ознакомления детей 6-7 с родственными словами:
1 этап.
Выделение в каждой группе родственных слов главного слова, несущего основной смысл и являющегося основой, от которой образованы все слова данной группы.
Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников». Слова-родственники не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу.
Игры и упражнения.
Игра «Добавь словечко» (с опорой на картинки)
Подбор родственных слов к слову ДОМ.
И с крылечком, и с окном
На пригорке стоит (дом) .
Дом огромный, с медведище
Называется … (домище) .
Если в доме жил бы гномик,
Называл бы дом свой … (домик) .
Совсем крошечный, для мышки
Назовем мы дом … (домишко) .
Здесь за печкой, за трубой
Живет старый … (домовой) .
Выпил чай, съел торт вчерашний
И надел халат … (домашний) .
К слову дом прибавь хозяйка.
Кто же мышь? … (домохозяйка) .
Игра «Отгадай слово»
Небольшая, мелкая рыба. (Рыбка, рыбёшка)
Огромная рыбина? (Рыбища)
Рыбная ловля. (Рыбалка)
Ловить рыбу. (Рыбачить)
Человек, занимающийся рыбной ловлей. (Рыбак)
Назови его ласковою (рыбачок)
Что такое уха?(рыбный суп)
Игра «Что это?»
Лес - это … (место, где растет очень много деревьев).
Лесок- это … (маленький лес).
Лесной - это … (то, что находится в лесу).
Лесник - это… (человек, который охраняет лес).
Лесовик - это … (сказочный герой, который живет в лесу).
Игра «Отгадай загадку»
Отгадать загадки и найти в тексте слова-родственники к слову-отгадке.
Из-под снега в лесочке
Появились цветочки.
Снежок, растай!
Нам проталинку отдай! (подснежник)
Вот осиновая роща,
Под осинкой я расту
В ярком красненьком берете…
Меня заметишь за версту. (подосиновик)
Игра «Слова, которые спрятались»
Найти похожие слова, которые «спрятались» в стихотворении.
Дождь осенний задождил,
Всю листву дождем умыл.
Мы по лужам дождевым
Скачем по дорожке,
На плечах- дождевики,
На ногах- сапожки.
День дождливый, ну и пусть!
Не страшны тоска и грусть!
Мы дождинки на лету
Соберем в ладошки,
Пусть осенний дождик льёт,
Пляшут наши ножки… .
2 этап.
Исключение «лишнего» слова, не подходящего по смыслу к группе родственных слов.
Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть такие слова: газ - газета, лес - лиса, дом - домино, то есть при словообразовании они проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова.
Игры и упражнения.
Игра «Лото»
Ребёнку предлагается карточка, разделенная на две части. В левой половине карточки изображение, например, «сапожник». Уточняется значение данного слова. Затем ребёнку предлагают назвать две предметные картинки (ботинок и сапог), выбрать из двух картинок ту, которая похожа по звучанию с картинкой на карточке и положить свою в правую части большой карточки.
Игра «Лишний гость»
Послушайте рассказ «Родственники»:
Вы кто такие?
Я Гусь, это - Гусыня, это наши Гусята. А ты кто?
А я ваша тётя - Гусеница.
Кто лишний? Есть ли в этом рассказе однокоренные слова?
Игра «Найди лишнюю картинку»
Педагог предлагает детям картинки с родственными словами, среди которых одна лишняя. Дети должны догадаться и назвать её. Объяснить, почему она лишняя
Игра «Четвёртый лишний».
Послушайте слова. Определите, какое слово лишнее и объясните почему?
Садик, садовод, сад, салат.
Садовник, всадник, рассада, сады.
Назвать лишнее слово, используя картинный материал
3 этап.
Группировка родственных слов путем разделения по смыслу каждой из групп слов на 2 разные родственные «семьи»
Игры и упражнения.
Игра «Раздели на группы»
Дети делят предложенные слова на 2 группы (по картинкам; без картинок)
Лес и лист:
лес, лист, лесной, листик, лесник, лесистый, листок, листва;
Гора и горе:
гора, горе, горка, горевать, горный, гористый, горюшко;
4 этап. Образование детьми родственных слов по данному педагогом образцу
Игры и упражнения.
Игра «Цветок»
Дети образуют родственные слова при помощи вопросов логопеда, зарисовывают слова элементами мнемотехники в виде.
Оборудование: лист бумаги, карандаш, готовые схемы мнемотехники для образца.
Игра «Цепочка слов» или мнемодорожка.
Дети образуют родственные слова с помощью вопросов, записывают элементами мнемотехники, составляют рассказ.
Слова: снег, снежинки, снежный сугроб, снеговик, снегурочка, снежки, снегири, подснежник.
Рассказ «Зима». Зимой выпал белый пушистый снег. Лёгкие и узорные снежинки падали на землю и образовывали снежные сугробы. Дети вышли на улицу и стали лепить снеговика. Кто-то слепил красивую Снегурочку. Кто-то играл в снежки. На заснеженные деревья прилетели красногрудые снегири. Весной, когда снег растает, появятся первые цветы - подснежники.
Игра «Дерево родственных слов»
Задание: Кто больше подберёт родственных слов к слову…
Дети по очереди называют слова - родственники, используя в качестве листочков для дерева элементы мнемотехники.
Работа с пословицами.
Выделение родственных слов в каждой пословице.
Ученье - свет, а неученье - тьма.
Маленькое дело лучше большого безделья.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
В процессе лексико-грамматических игр и упражнений с родст-венными словами перед детьми раскрывается богатство родного языка и его выразительных средств. Упражнения по подбору родственных слов не только повысят эмоциональный и интеллектуальный уровень ребенка, но и станут залогом более успешного его обучения в школе.
1. Александрин И.Н. Изучение родственных слов при работе с детьми с общим недоразвитием речи/ Логопед 2008 №01
2. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Родственные слова. М, 2001.
3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников. СПб., 1999.
4. Парамонова Л.Г. Развитие словарного запаса у детей. СПб., 2007.
5. Ткаченко Т.А. В первый класс — без дефектов речи. СПб., 1999.
Организация: ГБДОУ д/с №70
Населенный пункт: г. Санкт-Петербург
АКТУАЛЬНОСТЬ . Дети старшего дошкольного возраста с ОНР 3-го уровня речевого развития имеют недостаточно развитый словарный запас. Они не до конца понимают, а иногда и не знают значения многих слов, часто не могут правильно употребить слова, т.е. их словарный запас количественно и качественно отличается от нормы речевого развития.
Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР 3-го уровня – обогащение словарного запаса за счет развития навыков словообразования. Детей учат устанавливать родственные связи между однокоренными словами.
Использование родственных слов делает речь ребенка богаче и выразительнее. Таким образом, решается коррекционная задача по уточнению и расширению пассивного и активного словарного запаса за счет развития практических навыков словообразования, развиваются мыслительные способности детей, т.к. вырабатывается привычка задумываться над значением слова, развивается память и языковое чутьё. Тем самым закладывается основа для орфографически грамотного письма.
ЗАДАЧИ, ФОРМЫ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ . На фоне относительно развернутой речи у старших дошкольников с ОНР 3-го уровня наблюдается неточное употребление многих лексических значений слов. В активном словаре преобладают существительные и глаголы. Недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Неумение пользоваться способами словообразования создает трудности в использовании вариантов слов, детям не всегда удается подбор однокоренных слов, образование новых слов с помощью приставок и суффиксов. Проявления неточности или неправильного употребления слов в речи у детей с ОНР многообразны. В одних случаях дети употребляют слова в излишне широком смысле, в других – проявляется слишком узкое понимание значения слова. Иногда дети с ОНР используют слово лишь во в определенной ситуации, слово не вводится в контекст при оречевлении других ситуаций. Таким образом, понимание и использование слова носит еще и ситуативный характер.
Среди многочисленных вербальных парафазий у детей с ОНР наиболее распространенными являются замены слов, относящихся к одному семантическому полю. Процесс поиска слова осуществляется не только на основе семантических признаков, но и на основе звукового образа слова. В процессе поиска слова из-за недостаточной закрепленности значения слова и его звучания происходит выбор слова, сходного по звучанию, но относящегося к другому семантическому полю.
Характерной для детей с ОНР является вариативность лексических замен, что свидетельствует о большей сохранности слухового контроля, чем произносительных образов слов. На основе слуховых образов ребенок пытается воспроизвести правильный вариант звучания слова. У детей с ОНР процесс поиска слов осуществляется очень медленно, недостаточно автоматизировано. При реализации этого процесса отвлекающее влияние оказывают ассоциации различного смыслового и слухового характера.
Дети с ОНР не умеют оперировать морфологическими элементами при словообразовании, что особенно ярко проявляется при выполнении заданий, связанных с подбором однокоренных слов. Подбор таких слов оказывается крайне бедным, стереотипным. Иногда подбираются слова, близкие по звучанию, но разные по значению. Н.Н.Трауготт отмечает, что у детей с речевым недоразвитием отсутствует «чувство языка», благодаря которому ребенок с нормальным речевым развитием спонтанно овладевает всей сложной системой грамматики русского языка.
Несформированность лексико-грамматического строя речи может сохраняться и проявляться у детей с ОНР и в младшем школьном возрасте, что проявляется в аграмматизмах на письме.
Работу над родственными словами следует проводить на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, а также дома с родителями.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С РОДСТВЕННЫМИ СЛОВАМИ
1 ЭТАП. НАБЛЮДЕНИЯ, ПОДВОДЯЩИЕ К ОСОЗНАНИЮ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ
Логопед объясняет сущность слов-«родственников», их похожесть друг на друга общей частью. Дети подводятся к пониманию того, что многие слова могут иметь «родственников», которые не просто имеют похожую часть, но и должны быть связаны по смыслу. Для этой цели используется различный речевой и картинный материал.
2 ЭТАП. УПРАЖНЕНИЯ В ОПРЕДЕЛЕНИИ РОДСТВЕННЫХ СЛОВ В ТЕКСТЕ.
Сюжетные иллюстрации во время чтения текста логопедом выставляются на доске, а предметные картинки находятся у детей. После повторного чтения дети самостоятельно выделяют слова-«родственники», предметные картинки при этом играют вспомогательную роль. По мере нахождения родственных слов в тексте предметные картинки выставляются детьми на доске. Задание усложняется, если предметные картинки не раздаются детям. В этом случает логопед показывает предметную картинку после того, как ребенок назовет родственное слово, тем самым подкрепляя правильный ответ. При определении родственных слов в тексте целесообразно использовать загадки. Работа с загадкой всегда интересна для детей, потому что в ней дается поэтическое, метафорическое описание предмета, уделяется внимание каким-то отдельным чертам, по которым он может быть узнан. При этом выясняется, что загадка имеет еще один секрет – слова-«родственники», которые в ней спрятаны, и их нужно услышать и назвать. После того, как дети начнут легко узнавать родственные слова, научатся выделять их из текста, целесообразно приступать к следующему этапу в работе над родственными словами.
3 ЭТАП. ГРУППИРОВКА РОДСТВЕННЫХ СЛОВ И ИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ ПОДБОР
На начальной стадии детям предлагается закончить рифмованные строчки нужными словами –«родственниками». Подбирается речевой материал по изучаемым лексическим темам. Умение быстро подбирать родственные слова говорит о том, что дети глубже начинают осознавать их значение, смысловые связи между ними. В упражнениях на словообразование простые формы дети называют сами, а сложные – сначала логопед, а потом дети. Тексты проговариваются с помощью детей несколько раз, потом предлагается назвать из него родственные слова. Выполняя такие задания, дети многократно слышат словесные цепочки из родственных слов, что позволяет им лучше запомнить лексический материал.
Дети с ОНР часто подбирают родственные слова по одним внешним, звуковым признакам, не вдумываясь в значение слов. Для них родственными могут быть слов: лес-лиса, дом-домино …, т.е. при словообразовании они не проводят дифференциацию между родственными и похожими по звучанию словами, но имеющими другой смысл. Поэтому детям предлагают послушать цепочку слов и назвать слово, которое не подходит. Называя лишнее слово, дети подбирают к нему настоящие родственные слова, тем самым вырабатывая привычку задумываться над значением слова. Специально подобранные игры этого этапа активизируют мыслительные способности детей, учат использовать накопленный по теме речевой материал, самостоятельно устанавливать между словами смысловые связи. При этом логопед имеет возможность увидеть, как быстро дети подбирают родственные слова, много ли их знают, насколько осознанно идет их подбор. На данном этапе также учат детей закончить объяснение слова, назвать слово по данному объяснению. Данные упражнения помогают решить проблемную задачу: объяснить значение слова, которое позволяет подобрать к нему родственное.
4 ЭТАП. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РОДСТВЕНЫХ СЛОВ В СОБСТВЕННОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ
На этом этапе учат детей составлению предложений, пересказыванию текстов, составлению рассказов с установкой на то, что слова-«родственники», которые дети должны найти самостоятельно. Задание на самостоятельное составление рассказов с использованием заданных слов-«родственников» можно предложить для выполнения дома с родителями. Ребенок вместе со взрослыми составляет небольшой рассказ с использованием родственных слов, которое записывается и красочно оформляется.
Используемые упражнения и игры по овладению детьми родственными словами, подбираются с учетом закономерностей онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологии в старшем дошкольном возрасте.
Игры и упражнения должны предусматривать постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.
Целесообразный подбор дидактического речевого материала и строгая система заданий и упражнений к нему позволяет добиться необходимого коррекционного эффекта при ознакомлении детей с родственными словами. В этом случае языковой материал становится для детей источником знаний, средством, способствующим развитию речевых навыков. У них вырабатывается умение выделять родственные слова по двум признакам: они близки по смыслу и имею общую часть.
ЛИТЕРАТУРА:
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников.-М., 1981
- Жукова Н.С. Отклонения в развитии детской речи.-М., 1994
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвитя речи у дошкольников.-М., 1990
- Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников.-СПб., 1999
- Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стертой формой дизартрии.-СПб.,1994
- Логопедия. Под ред. Волковой Л.С., М., 1989
- Трауготт Н.Н. Как помочь детям, которые плохо говорят.-СПб., 1994
- Ткаченко Т.А. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет.-М., 2001
Использование речевых игр с дошкольниками своими руками
Утюжникова Светлана Сергеевна,учитель-логопед,МАДОУ д/с"Буратино",районный центр КыраСлово есть первый признак сознательной,разумной жизни.
Слово есть воссоздание внутри себя мира.(К.С.Аксаков)
Успешное речевое развитие зависит от восприятия детьми окружающего мира и от предметной деятельности.Предлагаю речевые упражнения,которые будут полезны педагогам,детям,весь иллюстративный материал рисовали сами,с помощью акварели сделали цветным.В игровой форме дошкольники познакомятся со словообразованием,научатся образовывать новые слова,понимать значение и происхождение сложных слов,выделять родственные слова.Под словообразованием понимается образование от одних слов других однокоренных слов с новым смысловым значением.
Цель: развитие словарного запаса у детей;
Задачи:
-научить отличать "родственные" по смысловому значению слова;
-обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов;
-воспитать простейшие навыки словообразования;
Оборудование: предметные картинки своими руками;
Рассмотрим наиболее простые,доступные для детей способы образования новых слов.
Варианты игр с использованием картинок
Игра "Большой-маленький"Цель: учить детей правильному образованию и употреблению уменьшительно-ласкательных форм имен существительных;
Ход игры:
Детям показываются картинки с изображенными на них большими и маленькими предметами и по этим картинкам задаются вопросы,стимулирующие их к самостоятельному образованию слов с нужными уменьшительными суффиксами.Подберите для каждого большого предмета такой же,но маленький.Назовите маленькие предметы ласково.
Например:
Вот это большой дом.А как сказать про маленький?(домик);
Дом-домик
На картинке большой шар.А как сказать про маленький?(шарик);
Шар-шарик
А про маленький гриб?(грибочек);
Гриб-грибочек
Игра"Найди родственников"
Цель игры:
развитие у детей представлений о родственных связных слов,овладение навыком подбора родственных слов,уточнение и активизация словарного запаса;
Ход игры:
Разложите картинки.Предложите детям назвать картинки.Затем попросите для каждой картинки найти пару-картинку,которая называется родственным словом.Подберите пары слов по смыслу например:
Чай-чайник
Лист-листья
Хлеб-хлебница
Снег-снеговик
Море-моряк
Рыба-рыбак
Картинка поможет проверить выполнения задания.Для того чтобы установить родство слов,необходимо понимать их,уметь объяснять значения.Попросите детей составить предложения по картинкам.Можно придумать предложения по отдельным картинкам или используя пары родственных слов.
Игра "Словообразование"
Отгадай загадки.Найди и назови картинки-отгадки.
Объясни,из каких слов составлено каждое слово-отгадка.
Вот стальная птица
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(самоЛЁТ)
Красивые колёсики
Там их обычно два.
Ещё на нём подножка есть.
Что это,детвора?(самоКАТ)
Руки в боки,как начальник,
Раньше всех на стол встает,
Сам себе плита,и чайник-
Сам заварит,сам нальет.(самоВАР)
Есть у нас в квартире робот,-
У него огромный хобот,
Любит робот чистоту,
И гудит,как лайнер:"Туу-у"
С большой охотой пыль глотает,
Но не болеет,не чихает...(пылеСОС)
Игра"Слова-братишки"
Рассмотри и назови картинки.
Где подберезовик?
Где подосиновик? Чем эти слова похожи друг на друга?
Осинки растут в осиннике
И тянутся к небу синему.
Под осинами-подосиновики,
Такие грибы красивые!
Березовые рощи нарядны и светлы,
Березки много света с собою принесли.
Березоньки красивы,растут в березняке,
А березняк тот светлый спускается к реке.
Таким образом,дети в игровой форме познакомились со словообразованием,развивали свой словарный запас,это было интересно,познавательно и увлекательно.