Что святят на пасху из продуктов. Другие Пасхальные приметы
Одним из самых популярных в наших кругах праздников является Пасха. Она отмечается только раз в году, что делает ее неким эксклюзивом типа Нового Года для многих. Люди забывают о том, что Пасха является в первую очередь религиозным праздником, а потому нужно подходить к его отмечанию не формально, а со всем благоговением и трепетом. Перед отмечанием желательно попоститься, чтобы с чистой душой и сердцем разговеться и начать кушать все, что можно и пить все.
Что такое Пасха?
Пасха – это православный праздник, который означает Воскресение Господа Иисуса Христа из мертвых. Он специально пришел в этот мир, чтобы кровью искупить все грехи, ранее совершенные людьми. Его пришествие предрекалось почти всеми пророками в той или иной форме, подтверждение чему можно найти в Библии. Этот день самый торжественный и светлый из всех остальных 364-365 в году.
Ведь аналогичных событий невозможно представить. И недаром многие православные люди в данный праздник даже ночью не спят и стоят на Пасхальной Всенощной, молятся и слушают торжественные песнопения. Сама служба очень длинная. Начинается еще до начала самого праздника, часов в 11 ночи, а заканчивается где-то около трех. Многие люди приходят святить все ночью, ближе к этому времени, и начинают праздновать ближе к утру.
Когда отмечается Пасха?
Пасха отмечается в первое воскресение после полнолуния, случившегося вслед за днем весеннего равноденствия. То есть, раньше 20-21 марта Пасхи не бывает никогда. Причем это не по григорианскому календарю, а юлианскому. Эта особенность характерна для всех основных христианских конфессий: католиков, православных. Просто день равноденствия разный по различным календарям. Более правильная дата у католиков. Они имеют григорианский календарь, который точнее.
Что необходимо нести в этот день?
Ассортимент еды, которую люди могут приносить для освящения на Пасху, совершенно разнообразный. В этот праздничный день православные могут приносить и ароматное мясо, и красивую рыбу, и крепкое вино. Также часто кладут в корзинку выросшие в теплице яблоки. Хотя они еще не созревают, но сейчас купить фрукты нет никакой проблемы в магазине даже ранней весной. А если Пасха поздняя, так количество овощей и фруктов может существенно увеличиваться.
Но естественно, самым главным блюдом, которое кладут в пакет или корзинку, является пасхальный кулич. Вторым символом Воскресения Христового являются крашенные яйца. Традиции такие, что этими яйцами люди бьются. Это народная забава на то время, пока они не закончатся. Люди очень изобретательные, потому часто могут приносить и воду, и спиртные напитки и даже иконки, которые они думают, что от этого освящаются. На самом деле нет, но об этом более подробно далее.
Пасхальный кулич
Существует множество интересных рецептов пасхальных куличей. Удивительно, но такое простое на первый взгляд блюдо имеет множество особенностей приготовления, влияющих на его вкус и аромат. Например, можно делать присыпку сверху, а можно использовать покрытие кекса из белка. Также рецептура теста может отличаться. Куличи делаются как из теста, так и творога. Туда могут добавляться сухофрукты, орехи, изюм (это вообще классика) и другие интересные ингредиенты.
Такое разнообразие рецептов и постоянное создание новых хозяйками приводит к предпасхальной гонке, кто вкуснее блюдо приготовит. Постоянно обмениваются кексами. Хотя некоторые и не переживают вовсе – покупают готовую пасхальную выпечку в магазинах, святят ее. И это тоже неплохой вариант. Хотя если дома печь, то в помещении еще долго будет стоять прекрасный аромат хлебных изделий. Некоторые во время освящения вставляют в кулич свечу. Хотя совершенно необязательно это делать.
Яйца
Обычай использовать крашенные яйца как символ Пасхи связывается с историей. Когда Мария Магдалина пришла к императору Тиберию рассказывать, что Христос Воскрес, тот ответил, что это невозможно, и что если это так, то яйцо, которое она держит в руке, пусть мигом покраснеет. Собственно, так и произошло. Поэтому принято красить яйца в разные цвета в этот день и идти святить их.
Сколько брать? Интересный вопрос. Все зависит от количества членов вашей семьи. Не нужно брать слишком много, потому что могу испортиться. Но и если недостаточное количество взять, какая радость от праздника. Можно по два-три яйца на члена семьи приготовить, и это будет в самый раз. В Украине нередко делают узоры на яйце, кроме разукрашивания его. Также можно купить специальные наклейки, которые с легкостью снимаются. Красить желательно натуральными продуктами, а не магазинными красителями. Последние достаточно вредные. Почитайте состав тех смесей.
Не забудьте про корзинку
Не забудьте об обеспечении красивой формы всего стоящего на освящении. То есть, вместо кулька лучше использовать корзинку. Под низ положите чистое и красивое полотенце, на которое кладем все блюда, которые мы хотим освятить. Его же краями лучше еду сверху прикрыть. Это будет красиво выглядеть, так помимо всего еще и не натрясут в еду ничего. Если полотенце, подкладываемое под еду, слишком маленькое, и нельзя его краями прикрыть пищу сверху, можно это сделать и платком или тем же самым полотенцем. Когда батюшка будет святить еду, необходимо поднять края полотенца, чтобы вода попадала на продукты.
Также не забудьте о том, что нужно будет немного пожертвовать, если хотите. Никто ничего заставлять делать не будет, но это так принято. Хотя бы пару рублей, а уже многое значит. Необязательно деньги класть. Можно положить в специальные корзинки, которые церковнослужители будут разносить, куличи и яйца. Там на месте сориентируетесь.
Чего нельзя нести?
В принципе, можно приносить любые блюда. Хотите – мясо. Желаете принести сало – и его можно освятить. Многие люди приносят буженину запеченную. Вкуснятина. Но некоторые люди приносят кресты, иконы и другие культовые предметы. Так вот, от того, что батюшка покропит святой водой по ним, они освященными не станут. Хотя люди достаточно наивны. В требнике (это специальная книга, по которой батюшки все обряды делают) освящению пищи на Пасху посвящен один обряд, а освящению крестов – другой. То есть, заказывать их нужно отдельно.
Сначала приходим в церковную лавку, там договариваемся о цене. Вместе с едой непродовольственные предметы не рекомендуется приносить для освещения. Это глупо. Что касается икон, то и они другими молитвами святятся. Причем там еще есть разделение на то, кому посвящены данные иконы.
Спиртные напитки – можно или нет?
Также важным вопросом есть, можно ли приносить на освящение спиртные напитки и, в частности, вино? Ведь считается, что пьянство – это грех. Конечно, можно. Мы ведь приносим еду на освящение, хотя чревоугодие является грехом. Все зависит от количества. Неумеренно потреблять продукты питания, в том числе и спиртные напитки, нельзя в любом случае. А напиваться во время Пасхи – это воскресшего Христа не уважать.
Но Великий Пост закончился, употреблять спиртные напитки по церковному закону разрешается. Более того, на Вербное Воскресение также можно было пить алкоголь. Вино является таким же продовольственным товаром, как пасхальный кулич или крашенные яйца. Многих смущает, что это спиртной напиток. Но культурно употреблять – это не грех. Даже сам Иисус Христос пил вино и превратил в него воду во время бракосочетания. Когда закончились запасы хорошего вина, Бог из воды сделал наилучшее, которое можно было и не давать поддатым гостям. Так что спиртные напитки разрешается употреблять. И святить также можно.
Выводы
Важно не забывать, что православная вера выражается не в количестве раз, которые вы пришли святить кулич или воду на Крещение. Необходимо постоянно молиться, поститься, исповедоваться, причащаться (хотя бы раз в год, во время Великого Поста). Последнее лучше делать как можно чаще. Именно в том, насколько часто причащается человек, и выражается его православность. Но и здесь есть исключения.
Только тогда вы можете считаться полноценными христианами, когда не будете игнорировать закон. Об этом батюшки постоянно говорят. Тем не менее, часто можно услышать вопросы «А скоро батюшка будет?», хотя не нужно их задавать. Молиться надо и ждать батюшку, а не думать о том, когда служба кончится или почему священнослужитель так долго не приходит.
Здравствуйте, дорогие читатели. Перед праздником, многие часто задаются вопросом, как собрать пасхальную корзинку, что можно освятить, а что нельзя, что положить в пасхальную корзинку? Давайте разберемся, сегодня, в этих вопросах. Праздник Пасхи, изначально, имел языческие корни. Славяне отмечали приход весны. Уже позже после крещения Руси, Пасха обрела христианский смысл, воскрешение Иисуса Христа. Православие никак не могло справиться с языческими праздниками, поэтому, вводились христианские праздники и обряды, а языческие ритуалы порицались. Но, их все равно не удалось искоренить до конца, и подобные традиции живы до сих пор в памяти народа. И многие путают народные традиции с христианскими. Но, сегодня Пасха — это уже всем известный праздник и символ Воскрешения. С детских лет нам знакомы традиции этого дня. Крашеные яички, вкусные куличи, торжественное настроение и посиделки всей семьей.
И все помнят этот замечательный вкус куличиков. А многие ходили по деревням христосоваться, получая от соседей в подарок яички (писанки, крашенки), монетки и конфеты.
В общем, к Пасхе все готовились заранее. В преддверии праздника еще раз вспомним все традиции, чтобы ничего не упустить.
Как собрать пасхальную корзинку — что можно святить в церкви на Пасху
Мастерицы и рукодельницы сами делают этот прекрасный атрибут из подручных материалов, но, если нет времени, то можно воспользоваться и обыкновенной: покупной.
Корзинка – это особая творческая традиция.
Корзинка нужна для того, чтобы освятить в церкви основные атрибуты праздника. Также, она подойдет в качестве подарка близким людям в этот светлый праздничный день.
Традиционно святить полагалось те продукты, от которых вы отказывались в период поста. Священник давал таким образом благословение на употребление продуктов.
Что положить в пасхальную корзину?
1. Украшения. Идеально подойдет расшитый рушник. Следует накрывать корзинку полотенечком.
2. Свечка. Это символ вашей связи с Богом. Она зажигается в процессе освящения и после, по возможности, стоит ее донести до дома. Но, это не всегда возможно в реалиях города. Поэтому, можно просто поставить свечку дома после освящения.
3. Пасхальный кулич. Лучше всего его приготовить самостоятельно, так он будет выполнен из самых качественных ингредиентов.
Не забывайте, выпечка куличей — это часть традиции, а сам кулич – символ богатства и благополучия. Традиционно разрезался кулич поперек, чтобы сохранить верхнюю часть.
4. Крашеные яички. К процессу украшения можно привлечь детей, так вы сможете привить им любовь к традиции. Яичко традиционно красилось в красный цвет. Скорлупа — символ камня, что закрывал вход в скалу с погребенным Христом. Красный цвет – это символ пролитой крови, но, также и символ царского достоинства.
Сейчас, продается очень много искусственных красителей и наклеек для пасхальных яиц, но мы, предпочитаем , луковую шелуху, сок черники и прочие.
5. Творожная (твороженная) паска. Это — условный символ царствия небесного.
6. Немного мясной продукции , например — домашняя колбаса, или кусочек сала. Но, здесь момент относительно спорный, так как именно в сам храм мясо заносить не следует.
7. Домашний хрен. Его кушают с вареными яичками.
8. Кагор. Это вино, которое используется для причастия.
9. Соль. Это неизменная защита от негатива, особенно — освященная. Также, признак гостеприимства, ведь встречают гостей хлебом и солью.
Нельзя освящать
1. Любой другой вид алкоголя, кроме вина.
2. Предметы роскоши и другие материальные ценности.
3. Кровяную колбасу.
4. Различные фрукты и овощи. Освящаются на Спас!
Какой-то продукт из нее (из корзинки) следует/можно отдать у церкви в качестве подаяния, на выходе из здания.
Ни в коем случае не следует выбрасывать освященные продукты. Их следует скушать с близкими людьми за праздничным столом.
Виды крашеных яиц
А знали ли вы, что все окрашенные яйца имеют свои особые названия и даже классификацию?
Крашенки – яички, которые однотонно окрашены.
Писанки – это яичко с изображением традиционного орнамента. В его росписи существуют собственные правила и традиции. Такое яйцо не варится, а расписывается сырым.
Малеванка – яичко, расписанное по фантазии автора, без соблюдения традиций писанок.
Крапанка – яичко окрашенное в один основной цвет с нанесенным рисунком в виде пятнышек и полосочек.
Шкрябанок (шкрябанка) – яичко окрашивается в один цвет, после чего на нем «нацарапывается» узор.
Яйчата – это искусственные декоративные яички.
Народные приметы, традиции и ритуалы
Церковь данные суеверия, разумеется, не признает, но, зато признает народная крестьянская мудрость.
1. Девушки не касались руками соли, а то руки потеть будут.
2. Чтобы быть всегда красивой и свежей, принято было в пасхальные дни умываться исключительно «водичкой с красного яичка» — протирать щеки окрашенным яйцом.
3. Девушки стояли на топоре, считалось, что это обеспечит крепость тела.
4. Считается, что детки, рожденные в Пасху, будут здоровыми и счастливыми.
5. В праздничную ночь следует набрать воду из колодца и обрызгать ею дом, что защитит ваше жилище от любого зла.
6. Во время богослужения, молодые незамужние девушки просили у Бога — суженного.
7. Все с праздничного стола сохранялось после Пасхи и не выкидывалось. Множество традиций было у крестьян. Косточки и другие остатки «прикапывались» на огородах, чтобы защитить урожай. А во время грозы — кидались в костер, чтобы уберечь дом от молнии. А для обеспечения хорошего урожая, глава семьи съедал верхнюю часть куличка при посеве на пашне.
8. Чтобы прогнать из дома ссоры и неудачи, выжгите пасхальной свечкой крест на входной двери.
9. Если девушка не может забеременеть, то нужно ей, во время праздничной трапезы, поставить, рядом со своей, пустую тарелочку и положить туда немного кулича, и сказать: «Кулич для деток!». После — его скармливали птичкам.
10. Если семья испытывает финансовые трудности, то следует, обязательно, в Светлый Праздник, подать нищим несколько монет.
Помните: главное в пасхальной традиции – это вера в Бога и забота о ближних. Основные приготовления продуктов следует закончить до страстной пятницы.
А все обряды следует делать искренне, с хорошими помыслами и в отличном светлом настроении.
Очень важно – это служба и молитва, а перед ней — соблюдение поста. Постарайтесь вспомнить с вашими близкими истинное значение этого Праздника. Традиционно в этот день праздник отмечается с семьей.
Сегодня ночью наступает самый великий праздник всех православных христиан - Христово Воскресенье или Пасха!
Уже сегодня православные верующие и псевдоверующие пойдут в церковь святить продукты к пасхальному столу.
И чего только не увидишь в пасхальных корзинах и пакетах! Понятно, что куличи и яйца есть у всех.
Но помимо этих продуктов есть еще множество съестного и не съестного. Почти у всех обязательно есть мясо или сало, колбасы и целые запеченные куры, вино и водка, хрен, чеснок, деньги и ключи от машин и квартир, кто кладет детские вещи и памперсы, кто-то обручальные кольца и украшения.
Люди не понимают, что все это пустое. Даже в самые великие праздники освящение автоматически не работает, если человек не живет по заповедям и верует в Господа только по большим праздникам и только переступив порог церкви. В большинстве своем освящение продуктов - это показуха, дань моде, псевдовера.
Я как-то писала уже, как некоторые "верующие" после обряда освящения своих тормозков, отойдя пять метров от церкви, начинают громко рассказывать свои истории, материться.
Что же на самом деле должно быть в пасхальной корзине?
Главные продукты, символы Пасхи - кулич сдобный или творожный и яйца.
Именно в этих продуктах заложена христианская символика. Кулич - символ Христа, который принес себя в жертву за весь род человеческий.
Яйца, согласно церковным канонам, можно красить только в красный цвет. Ярко разрисованные яйца все же лучше всего оставить дома для красоты, освящать их не стоит.
Яйцо – это символ телесного воссоздания во Христе, символ ликующей радости Воскресения из мертвых, победы Жизни над смертью.
Не запрещается освятить соль.
И все. Больше ничего. Пасхальную корзину можно дополнить красивым полотенцем и свечой.
Любые алкогольные напитки освящать запрещается, так же, как и мясные продукты.
Мясо и колбасы в любом виде строго запрещено вносить за церковные ворота, а не то что в помещение церкви. «Мясо, принесенное в церковь, считается осквернением, потому что своей смертью Христос положил конец кровным жертвоприношениям»
.
На пасхальном богослужении читается молитва и о мясе, но в ней говорится о разрешении употреблять мясные продукты после поста, а не освящать их.
Если освященная пища испортилась, ее ни в коем случае нельзя выбрасывать или отдавать животным.
Такие продукты лучше сжечь и выбросить пепел в непопираемое место, например в реку, или посыпать ими землю в цветочном горшке.
Освящение куличей не самое главное в день Воскресение Христова.
Намного важнее вера в душе и соблюдение заповедей в повседневной жизни. Так же необходимо придерживаться поста, отстоять полунощницу, исповедаться и причаститься.
По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Вскоре по вознесении Христа Спасителя на небо Мария Магдалина явилась для Евангельской проповеди в Рим. В те времена было принято, приходя к императору, подносить ему подарки. Состоятельные приносили драгоценности, а бедные люди то, что могли. Поэтому Мария Магдалина, не имевшая ничего, кроме веры в Иисуса, протянула императору Тиберию куриное яйцо с возгласом: “Христос Воскресе!”.
Император, усомнившись в сказанном, заметил, что никто не может воскреснуть из мертвых и в это так же трудно поверить, как в то, что белое яйцо может стать красным. Тиберий не успел договорить эти слова, а яйцо стало превращаться из белого в ярко-красное.
Предание способствовало тому, что обычай этот прижился.
Крашеные пасхальные яйца у носителей веры во Христа всегда служили символом Воскресения Иисуса, а с ним и очищения во имя новой лучшей жизни. Красная окраска пасхальных яиц символизировала кровь Христа и одновременно служила символом Воскресения.
Считалось, что освященное пасхальное яйцо может потушить пожар, с его помощью искали пропавшую или заблудившуюся в лесу корову, яйцом проводили по хребту скотины, чтобы она не болела и шерсть у нее была гладкой. С пасхального яйца умывались, им гладили по лицу, чтобы быть красивым и румяным. Скорлупу и крошки от разговения смешивали с зернами для посева, ими же посыпали могилы усопших родственников.
Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века.
Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием.
Пасха на Руси сопровождалась и обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это – освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение пасхальных яиц… На Пасху в кадку с зерном пшеницы помещали пасхальное яйцо и берегли эти семена для посева.
Пасха совпадает со временем, когда весна вступает в свои права. К этому же дню в знак цветения издревле красили вареные яйца в разные цвета. Это были как бы цветы Ярилы-Бога, символизирующие Весну, Тепло, Огонь, Жизнь, Любовь.
, настоятель Богоявленского кафедрального собора в Елохове, г. Москва:
Освящать продукты к пасхальному столу никто не принуждает – это благочестивая традиция. Но освящение – это не просто нечто, что ты делаешь для себя. Человек приходит в храм с чем-то, в данном случае это традиционные пасхальные яства – творожные пасхи, крашеные яйца, куличи, мясо – с благодарностью к Богу за то, что это всё у него есть.
Ведь всё, что человек потребляет – дано ему от Бога. Потому часть принесенных продуктов мы оставляем в храме.
Мы помним обращение Христа, которое прозвучит на Страшном Суде: «Я был голоден, и вы накормили Меня» (Мф. 25: 35), потому, что «то, что вы сделали одному из наименьших Моих братьев, вы сделали Мне» (Мф. 25:40).
Оставляя в храме часть пищи, человек оставляет её для ближнего. Находящийся в крайней нужде может прийти в храм и получить творожную пасху, кулич, крашеные пасхальные яйца. Вот это и есть важная часть традиции освящения пищи.
Так что речь не о магии, не о претворении какого-то вещества в нечто особое, а о благодарности Богу, о нашей жертве Богу в лице тех людей, которые не имеют возможности приобрести себе эти продукты в силу различных обстоятельств.
Ситуация, когда мы приходим в магазин, и нам предлагают купить уже освященные здесь же куличи – это не православная традиция: у человека отнимается возможность прийти в храм с благодарственной жертвой. Или, например, в ресторане сообщается: «У нас все блюда освящены». Для чего? Речь об идоложертвенной пище?
Традиция благотворительности, чистосердечного участия в жизни ближнего живет в освящении различной пищи – яблок, меда, пасхальных яств. Кстати, такая традиция есть и в исламе, когда на мусульманские праздники каждый бедный человек получает часть бараньего мяса, которое было принесено в жертву по древней традиции.
Мы же заменяем это другими яствами, но это отсылает нас к тем древним, ветхозаветным традициям, которые уже не имеют силы в Рождестве и Воскресении Христовом, но, преображенные, дают возможность поучаствовать в жизни ближнего.
На самом деле освящение в Великую Субботу – не традиционное явление, а некая нужда наших многолюдных приходов. Традиционно яства освящались после ночного пасхального богослужения. То есть для тех, кто пришел в храм помолиться, а не только освятить.
Ситуация, когда освящать приходится в субботу, не плохая: человек имеет возможность приложиться к Плащанице, помолиться в храме, услышать во время освящения уже Пасхальные песнопения.
Но, с другой стороны, получается немного странно: ещё Великая суббота, еще Христос символично лежит в Плащанице посередине храма, а уже поются Пасхальные Песнопения. Многие незнающие люди потом возвращаются домой и начинают разговляться.
Это – пережиток советского времени, когда было мало храмов, когда многие не могли прийти на ночное Пасхальное богослужение.
В небольших сельских храмах, даже в Подмосковье, многие прихожане как раз освящают принесенные яства после ночного богослужения или после литургии утром.
Если же освящение происходит в субботу, а человек не смог прийти – ничего страшного. Факт, что он ест освященную еду или неосвященную, никак не приближает его к Богу и не отдаляет от Него. Об этом говорит и апостол Павел.
То, что на освящение в Великую субботу приходит много людей, которые в храм не ходят и церковной жизнью не живут – это замечательная возможность миссионерского служения.
Мы готовимся к этому дню, выпускаем специальные листовки, материалы, которые потом раздаются людям, чтобы они могли прочитать и понять: освящение – малая часть нашей духовной традиции, которая основана на твоем присутствии, ты должен себя отдать Богу.
Так что все штатные миссионеры у нас в храме обязаны в Великую Субботу выйти на дежурство, привлекать волонтеров к раздаче миссионерских листков, к разговорам, к общению с людьми.
Так что Великая Суббота – праздник для миссионеров, ведь появляется такая возможность говорить с людьми о Главном!
Спаситель говорит, что нивы «побелели и готовы к жатве» (Ин., 4:35). Когда дворы храмов заполняются людьми, пришедшими освящать пасхальные яства, – это та нива, с которой надо работать.
У каждого своя мера религиозности
Протоиерей Максим Первозванский , главный редактор журнала «Наследник»:
Меня удивляет вопрос – обязательно ли освящать пасхальные яства? Так же можно спросить: а жениться человеку обязательно? Мне кажется, такая постановка вопроса некорректной.
В Церкви в этом смысле нет ничего обязательного. Господь по любви к нам дал нам возможность жить. И вполне естественно, что мы стараемся в этой жизни всё освятить – посвятить Богу. Православные стремятся освятить все, что можно освящать.
Всякий раз, когда мы вкушаем пищу, мы её освящаем – крестным знамением и молитвой.
Когда приближается Пасха после 49 дней поста, вполне естественно, что люди стремятся, чтобы на праздничном столе была пища, освященная в храме.
Точно так же, как существует вход в пост, когда читается молитва на начало Святой Четыредесятницы, так есть и выход из поста, в том числе – пищевого, каким и является освящение яиц, куличей и пасох.
Понятно, что не причаститься на Пасху – гораздо хуже, чем не освятить куличи. Кстати, освятить куличи можно и в храме после ночной литургии, если не удалось сделать это в Великую субботу.
Дискуссии людей, находящихся внутри Церкви о том, насколько важно или совсем не важно освящать пасхальные яства, появилась не вчера. Она уже давно существует между, очень условно говоря, «протестантами от православия» и теми, кто, возможно, даже чрезмерное внимание придает обрядовой стороне.
Эта дискуссия существует уже больше ста лет, а на западе со времен Реформации: зачем вообще нужны бороды и облачения священников, для чего нужны храмы с золотыми куполами и так далее. Дальше можно договориться до того, а зачем нужны иконы, святая вода, просфоры…
Поскольку мы состоим из души и тела, то наше тело тоже участвует в духовной жизни. Те же самые протестанты, отказавшись вроде бы от обрядов, все равно придумали потом свои, только более усеченные, как бы извиняющиеся: «Простите, но у нас все-таки есть какие-то обряды».
Обряд никогда не является самоценностью. Он – некая форма, которая выражает определенное содержание. Иногда, когда люди перестают чувствовать это содержание, оставляя только внешнюю форму, – это становится неправильным.
Освящение пасхальной пищи – тоже одна из форм. Она не является обязательной, это не элемент Символа веры, нигде не сказано «верую в освящение куличей и пасох, чаю пасхального стола». Хотя все мы, когда пост близится к концу, чаем, ожидаем и вкусной творожной пасхи, и куличей.
Но вполне можно представить себе православную культуру, где нет ни куличей, ни творожных пасох, ни освящения в Великую субботу. Тем более, что даже чисто литургически освящение в субботу не совсем правильно.
Понятно, что по чину литургия Великой субботы должна заканчиваться где-то к вечеру, после люди не расходятся из храма, происходит освящение вина и хлеба, чтобы люди, не выходя из церкви, могли подкрепиться. После чего люди дожидаются полунощницы, пасхального Крестного хода… А освящение куличей и пасох полагается после ночной пасхальной службы.
Но выдержать этого в современной жизни никто не может. И потому сегодня исторически сложилось иначе, и люди пасхальные яства освящают заранее. И мне кажется это правильным.
Да, традиция меняется: когда-то были строго расписаны дни, когда пеклись куличи, красились яйца. Современному человеку это не удобно.
Я не удивлюсь, если через сто лет не будет ни куличей, не пасох. А традиция красить яйца, думаю, останется.
Когда в Великую субботу освящать праздничную пищу приходят тысячи людей, которые в храм в течение года не ходят, я радуюсь. Так же, как когда вижу толпы людей у Крещенской купели.
Мера религиозности у каждого своя. Среднестатистический воцерковленный православный ходит в храм примерно три воскресенья из четырех в месяц и один раз в месяц причащается. Есть верующие, которые удивляются: «Как это можно – причащаться всего один раз в месяц?! Надо подходить к Чаше каждое воскресение!»
А кто-то не может не ходить в храм каждый день, а причащаются они четыре раза в неделю. И они могли бы сказать тем, кто причащается раз в месяц: «Ну, это разве религиозная жизнь?!»
Человек пришел раз в год и причастился в день праздника Входа Господня в Иерусалим? Слава Богу! Аллилуйа!!!
Если брать еще более низкий градус духовной жизни – человек приходит освящать куличи. Но он все-таки приходит к храму, делает хоть какой-то шаг. И это – здорово!
Помню свою советскую молодость, когда я работал в научно-исследовательском институте, и мой научный руководитель, никакого отношения к христианству не имеющий, на Светлой седмице приносил кулич и говорил со значением: «Освящённый!» – освящали кто-то из его домашних. У нас всех было ощущение, что мы прикасаемся к чему-то такому важному…
Протоиерей Константин Мадзяновский рассказывает о том, какие можно святить продукты на Пасху, чем следует заняться в праздник и зачем обмениваться яйцами.
Старые люди говорят, что издавна полагалось проводить святую ночь с субботы на воскресенье в ночных бдениях, если уж не вышло пойти в церковь, потому что спать грешно. И что куличи, принесенные в храм после службы, в 6-7 утра, не считаются освященными. Так ли это?
Пасха празднуется независимо от того, в какой ситуации оказался человек – допустим, он за границей, где не то что православного, а вообще христианского храма нет. Тогда верующий должен молиться дома, читать молитвенник. Конечно, спать не запрещается, но по крайней мере первый час после полуночи желательно пободрствовать – в 00.00 приходит великий праздник, и как-то неправильно спать в момент, когда весь православный мир ликует и поет "Христос Воскресе". Нужно понимать, что куличи считаются освященными, потому что сам день святой, и ничего страшного, если их приносят в храм, даже когда окропление водой уже началось. Мы же не знаем, в конце концов, – может, человек с ночной смены бежит. В какой бы час ни возникло желание отправиться в церковь, не стесняйтесь, что уже поздновато и все расходятся по домам – вставайте и идите. Пусть господь сам разбирается, как кого наградить за его духовные труды и старания.
Getty Images/Fotobank
А каков "правильный" набор продуктов пасхальной корзинки? Предметы вечных споров – бутылки вина и мясо, приправленное чесноком (который считается "чертовым зельем").
Во времена Византии и еще долго после ее падения греческие патриархи осуждали освящение не то что колбас, но и куличей, не воспринимали наши обычаи носить в храмы еду. Но кулич символизирует хлеб жизни (зерно, умирая, рождает новый колосок), и Христос сам называет себя хлебом жизни, поэтому мы и печем куличи. И украинская церковь считает, что ничего плохого в этом нет. К тому же в церкви благословляется не только кулич как образ Христа, но и трапеза пасхальная, так же как священник благословляет людей перед тем, как они садятся за стол. Так что колбасы, пироги и буженина в корзинках полностью оправданы. В чтении при освящении говорится о куличах, о яйцах – о пище, но ни слова об алкоголе, поэтому ради Бога – не носите вино и водку в церковь, они не вписываются в благочестивые традиции. А чеснок наделяют магическими свойствами люди, верящие в мифологию, а не силу молитвы, но вера и поверья, как известно, ничего общего не имеют. Так что приправляйте блюда на здоровье.
Читайте также: ВРЕМЯ ПЕЧЬ ПАСХУ. КУЛИЧ ПО 100-ЛЕТНЕМУ РЕЦЕПТУ: РИТУАЛ И ТОНКОСТИ ПРИГОТОВЛЕНИЯ
Кстати, скорлупу освященных крашенок следует закопать или сжечь, а если пропадают освященные продукты, скормите их птицам. В крайнем случае можно отдать собаке, но не свиньям – негоже, чтобы еду, благословленную в церкви, топтало нечистое животное.
А чем лучше заняться в Святое Воскресенье? Можно ли сходить на кладбище к могилкам родных?
Getty Images/Fotobank
Полагается ли что-то дарить друг другу на Пасху?
Можно обмениваться куличиками, ходить в гости друг к другу. А еще лучше – проведать больных, одиноких, обездоленных людей – одним словом, сделать что-то не ради себя, а во благо ближних, подарить свое время и внимание. Это и будет лучшее служение, жертва Богу в этот великий день. Было бы хорошо съездить в детский приют, сотворить доброе дело. Есть еще древний обычай дарить друг другу писанки и крашенки, уходящий корнями в седую историю. Когда Мария Магдалина явилась к императору с вестью, что Христос воскрес, он не поверил ей: "Христос так воскрес, как это яйцо красное!" – сказал он, и яйцо тут же покраснело. В своей сути оно символизирует жизнь, которая рано или поздно пробивается из-под скорлупы – так же и Христос разорвал оковы смерти, чтобы жить, и это основа нашей веры. Как сказал Апостол Павел, если Христос не воскрес, то вера наша напрасна. Кстати, седьмой день недели не просто так называется, а в честь воскресения: каждое воскресенье – это маленькая Пасха, напоминание о ней.
Татьяна Малиновская
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)