Дом в стиле райт внутри. Органическая архитектура
Органическая архитектура — это целая философия, в основу которой положены идеи гармонического сосуществования человека и окружающей среды. Основоположником этого стиля стал американский архитектор Ф. Л. Райт, который создал свою школу, где будущие зодчие обучаются и в 21 веке.
Органический архитектурный стиль
Любая архитектура создается по определенным физическим и эстетическим природным законам, а также по правилам геометрических построений в Евклидовой системе координат. В отличие от объектов традиционных, построенных в прямоугольных формах, в органических за основу взята концепция вписывания здания в единый живой комплекс с окружающим ландшафтом и природой.
Задача органической архитектуры (organic architecture, лат.) в том, что форма сооружения и его размещение должны находиться в гармонии с естественным пейзажем. Допускается использование только природных материалов.
В этой архитектуре присутствует 3 основных аспекта:
- экологичные материалы, безопасные для человека;
- бионическая форма объекта;
- использование натурального ландшафта.
Основоположником этого стиля является американский зодчий Фрэнк Ллойд Райт, развивший и дополнивший теорию своего наставника Луиса Салливана.
Ф. Л. Райт и его объекты
Фрэнк Ллойд Райт (1867-1959 ) за 70 лет творчества создал и воплотил в реальность теорию композиции архитектуры как органического целостного пространства, которое совершенно неотделимо от окружающей его среды. Идея его непрерывности основана на принципе свободной планировки и широко применяется современными зодчими.
По проектам Ф. Л. Райта были построены загородные особняки и жилые дома, а также и общественные здания, при создании которых он использовал принцип перетекания пространств. Всего за свою творческую жизнь он успел спроектировать 1141 здание, среди которых не только жилые дома, но и церкви, школы, музеи, офисы и др. Из них 532 проекта было реализовано, а 609 находятся на незавершенной стадии.
Кроме Ф. Л. Райт занимался проектированием мебели, тканей, художественного стекла, посуды и серебра. Он прославился также в качестве педагога, писателя и философа, написав 20 книг и множество статей, активно пропагандировал свои идеи, читая лекции в различных регионах США и Европы.
Один из проектов Райта, посвященный разработке децентрализации американских городов на примере Бродэйкра, продолжает обсуждаться учеными и писателями 21 века.
Основные используемые строительные материалы: камень, кирпичи, дерево и бетон. Естественная их фактура — это дополнительный декоративный прием, с помощью которого создается впечатления целостности и естественности объекта и природы. Например, бетонная стена вписывается как скала посреди леса. Каменный фасад часто делается из шероховатых блоков, полы — из неотшлифованного гранита; если бревна, то только грубые и неотесанные.
Одна из основных идей органической архитектуры — интегральность, или цельность, призвана создать впечатление от построенного объекта как единого целого, не разделенного на детали. Приветствуется минимализм и стремление к простоте, плавное перетекание одной комнаты в другую. Именно Райту принадлежит мысль собрать в единое целое столовую, кухню и гостиную с применением открытой планировки.
Вместо большого количества декора и разнообразия в цветовом оформлении применяется ограниченное количество материалов при большой площади здания и прием максимальной степени остекления.
Принципы архитектуры Райта
Новое учение об эволюции архитектуры было сформулировано Л. Салливаном с учетом положений биологической науки в 1890-е годы. Позднее оно воплотилось и было доработано его последователем, Ф. Л. Райтом, в 20 веке.
Основные принципы органической архитектуры, сформулированные Райтом:
- применять по возможности прямые линии и обтекаемые формы при проектировании здания, пропорции которого должны быть максимально приближены к человеческим для комфортной жизни в нем;
- разрабатывать минимально необходимое число комнат в доме, которые вместе должны образовывать замкнутое пространство, пронизанное воздухом и свободно просматривающееся;
- связывание структурных частей здания в единое целое, придание ему протяженности по горизонтали и подчеркивание плоскости, параллельной земле;
- лучшую часть окружающего ландшафта оставить вне объекта и использовать для вспомогательных функций;
- нельзя придавать дому и комнатам форму коробки, а использовать перетекание одного пространства в другое с минимальным количеством внутренне разделенных помещений;
- вместо фундамента с хозяйственными комнатами в основании здания должен быть низкий цоколь;
- входные проемы должны соответствовать пропорциям человека и размещаться естественно по схеме здания: вместо стен можно применять прозрачные ограждающие ширмы;
- при строительстве стремиться к использованию только одного материала, не применять комбинирование различных природных фактур;
- освещение, отопление и водоснабжение проектируются в виде компонентов самого здания и его строительных конструкций;
- внутренний интерьер и предметы обстановки должны иметь простую форму и быть совмещены с элементами здания;
- не использовать декоративное оформление в интерьере.
Архитектурный стиль и человеческие потребности
Знаменитый психолог А. Маслоу разработал общую иерархию потребностей человека, названную пирамидой:
- физиологические (правильное питание, чистый воздух и среда);
- ощущение безопасности;
- семейные;
- социальное признание и самоуважение;
- духовные.
Целью создания любого объекта в органическом стиле в архитектуре является реализация всех уровней пирамиды Маслоу, особенно самого важного из них — саморазвития человека, для которого будет построен дом.
По концепции Ф. Л. Райта, большое значение при проектировании и строительстве дома придается личному общению с заказчиком и созданию для него такого жилого пространства, которое бы удовлетворяло все его духовные, социальные, семейные, физиологические потребности и обеспечивало необходимую безопасность.
Архитектурная карьера и «Дома Прерий»
Карьера Ф. Л. Райта начиналась в Чикагской архитектурной компании «Адлер и Салливан», основанной идеологом чикагской школы. Затем, в 1893 г., он основал собственную фирму, в которой занялся проектированием своих первых домов. Уже в начальных его работах прослеживается четкое восприятие пространственности, при котором он все дома «распластывает» вдоль земли.
В начале своей деятельности Райт занимается постройкой частных особняков по заказам клиентов. Большую известность ему принесли «Дома Прерий», которые были построены в 1900-1917 гг. и созданы с применением принципов органической архитектуры Райта. Объекты архитектор создавал, пользуясь идеалом единения здания и природы.
Все дома выполнены с открытым горизонтальным планом, скаты крыш вынесены за пределы здания, отделаны необработанными природными материалами, на участке разбиты террасы. По типу японских храмов фасады их ритмично расчленены каркасами, многие дома построены в форме креста, где центром является камин, а вокруг — открытое пространство.
Внутренние интерьеры архитектор также проектировал самостоятельно, в том числе мебель и декор, преследуя цель органичного вписания их в пространство дома. Самые известные дома: Уиллитса, Мартина, дом Роби и др.
В начале 20 в. большой популярности Ф. Л. Райт добился в Европе, где он выпустил в 1910-1911 гг. две книги о новом органическом стиле в архитектуре, что и положило начало его распространению среди европейских зодчих.
«Талиесин»
Собственное жилище, или «Талиесин» (Taliesin), Ф. Л. Райт построил в своем стиле в 1911-м, и он стал самым длительным его проектом, который неоднократно достраивался и переделывался. Возводился дом из местного известняка среди холмов северо-западной части Висконсина, в долине, которая ранее принадлежала родственникам его семьи. Название произошло от имени древнего валлийского друида и переводится как «светящийся пик».
«Талиесин» был спроектирован по всем принципам органической архитектуры на склоне холма в окружении деревьев. Здание воплощает идею гармоничного единения человека и природы. Горизонтально расположенные оконные проемы чередуются со стелющимися рядами крыш и деревянными перилами, которые служат межэтажным ограждением. Интерьер дома был создан самим хозяином и украшен коллекцией китайского фарфора, старинными японскими ширмами и скульптурами.
В «Талиесине» дважды случались пожары - в 1914 и 1925 гг., и каждый раз дом перестраивался. Во второй раз вместе с Райтом в возрождении дома участвовали уже студенты, которые обучались в его школе.
Архитектурная школа Райта
Официальное название созданного в 1932 г. учебного заведения - «Архитектурная школа Ф.Л. Райта», но при жизни организатора оно именовалось талиесинским товариществом, в которое съезжалась молодежь, желающая обучаться принципам органической архитектуры 20 века. Здесь же были устроены мастерские, в которых будущие специалисты учились сами обрабатывать известняк, рубить деревья и изготавливать необходимые детали для строительства.
Еще один «Талиесин Вест» был основан в Аризоне, где были построены мастерские, учебные и жилые здания для учеников, а позднее — библиотека, кинозал и театры, столовая и другие необходимые здания. Гости называли этот комплекс «Оазисом среди пустыни». Многие ученики Райта продолжали работу над различными проектами зодчего, другие — уезжали и основывали собственные архитектурные фирмы.
В 1940 г. был основан фонд Ф. Л. Райта, который и поныне руководит его архитектурной школой и готовит студентов для получения степени магистра архитектуры.
Личная жизнь архитектора
У основателя нового архитектурного стиля, Ф. Л. Райта, была бурная личная жизнь: за прожитые 92 года он успел 4 раза жениться и имел много детей. Первой его избранницей в 1889 г. стала Кэтрин Ли Тобин, которая родила ему 6 детей.
В 1909 г. он оставил семью и уехал в Европу вместе с будущей супругой Мэймах Ботвик Чейни. После возвращения в США они поселяются в построенном собственном доме «Талиесине». В 1914 г. психически больной слуга в отсутствие хозяина убивает его жену и 2 детей и сжигает их дом.
Спустя несколько месяцев после трагедии Ф. Л. Райт познакомился со своей почитательницей М. Ноэль и женился на ней, однако их брак просуществовал только год.
С 1924 года и до конца своей жизни он был рядом со своей 4-й женой, Ольгой Ивановной Лазович-Гинценберг, с которой они расписались в 1928-м. У них родилась дочь. После его смерти в 1959-м «Ольгиванна» многие годы руководила его фондом.
Дом над водопадом
Мировую известность Ф. Л. Райту принес построенный им на заказ семьи Кауфман загородный дом в Пенсильвании, сооруженный над водопадом. Проект был реализован в 1935-1939 гг., когда архитектор начал в строительстве применять железобетонные конструкции и научился соединять их с романтикой окружающего ландшафта.
Узнав о решении зодчего возводить здание практически над водопадом, инженеры-строители однозначно пришли к выводу, что оно не простоит долго, т. к. по проекту вода струилась прямо из-под фундамента. Идя навстречу требованиям клиента, Райт дополнительно укрепил дом стальными опорами. На современников это сооружение произвело громадное впечатление, что помогло архитектору повысить интерес к себе у заказчиков.
Здание представляет композицию из железобетонных террас, вертикальные поверхности сделаны из известняка и размещены на опорах над водой. Дом над водопадом стоит на утесе, часть которого осталась внутри и используется в качестве детали интерьера.
Дом-аттракцион, который до сих пор удивляет использованными строительными технологиями, реконструировался в 1994 и 2002 гг., когда для прочности в него были добавлены стальные опоры.
Общественные здания по проектам Ф.Л. Райта
В 1916-1922 гг. архитектор принимает участие в строительстве отеля «Империал» в Токио, в котором он широко использовал идеи целостности конструктивных элементов, что помогло зданию устоять во время землетрясения 1923 г.
В 1940-50-е годы Райт использует свой стиль для строительства общественных зданий в США. Самыми известными примерами органической архитектуры считаются штаб-квартира «Джонсон Вакс», расположенная в г. Расин (шт. Висконсин) и Музей С. Гуггенхайма в Нью-Йорке (1943-1959).
Конструктивная основа центрального зала компании «Джонсон Вакс» — «древовидные» колонны, расширяющиеся кверху. Такая же структура повторяется и в помещении лаборатории, где все комнаты сгруппированы вокруг «ствола» с лифтами, а плиты перекрытий скомбинированы в виде квадратов и кругов. Освещение осуществляется через прозрачные стеклянные трубки.
Апофеозом архитектурного творчества Райта стало здание музея которое проектировалось и возводилось на протяжении 16 лет. В основе проекта лежит перевернутая спираль, а внутри строение похоже на раковину со стеклянным двориком в центре. Осмотр экспозиции по задумке зодчего должен проходить сверху вниз: поднявшись на лифте под крышу, посетители затем спускаются постепенно вниз по спирали. Однако в 21 в. руководство музея отказалось от этой идеи, и экспозиции теперь осматриваются стандартно, начиная от входа.
Стиль органической архитектуры в 21 веке
Возрождению современной органической архитектуры в проектировании и строительстве зданий способствуют зодчие из многих стран Европы: Германии, Норвегии, Швейцарии, Польши и др. Все они придерживаются разработанных Ф. Л. Райтом принципов органичного единения пространства и природы, обогащая своим творчеством современные архитектурные течения и воплощая философские и психологические идеи возведения реальных сооружений в качестве живых объектов, предназначенных для комфортной и гармоничной жизни людей.
Особая история декора Райта
Дизайн интерьера в стиле Райта является одним из наиболее противоречивых направлений декорирования. Несмотря на то, что Райт жил в 19 веке (Фрэнк Ллойд Райт (Frank Lloyd Wright, 8 июня 1867 - 9 апреля 1959) - американский архитектор-новатор), все его идеи до сих пор считаются передовыми и выглядят очень современно. Он намного десятилетий обогнал свое время, выдвинув свежие и немного футуристические концепции оформления жилого пространства. Несмотря на то, что Райт обогнал свое время на множество лет, его идеи оформления жилого пространства оказались приемлемыми и легко прижились в современном обществе. Сегодня данное течение становится популярным в среде интеллектуалов и людей, разбирающихся в сути простых вещей.Направление Райта характерно тем, что впервые домашняя мебель стала расцениваться в качестве отдельного элемента дизайна интерьера. Изящные и строгие гарнитуры с легкостью вплелась в общую концепцию декора. Мебель стала характерным предметом, с помощью которого можно опознать узнать почерк дизайнера.
Классические решения в стиле Райта
Это направление четко структурировано и предлагает целый ряд классических решений. Например, плавающие кофейные столики это двухэтажные удобные столики, разделенные на 8 секций. С их помощью идеально пить кофе и размещать целый ряд необходимых вещей. Еще один интересный прием? стулья оригами. Мебель, выполненная в восточном стиле. В ней преобладают широкие углы и массивные ножки. Геометрия задней спинки представляет собой очертания японских фигур оригами.Райта предполагает максимальную степень свободы пространства. Он сочетает в себе строгую геометрию линий и максимальную свободу. Большое внимание уделяется организации правильного микроклимата, зонированию площадей, созданию конвекционных потоков тепла и свежего воздуха. Центр семейной жизни в такой квартире – это, конечно, гостиная с камином. Приятная фактура мебели, правильная расстановка отдельных элементов и их комфортность позволяет использовать возможности стиля с наибольшей отдачей.
Отделка помещения может быть выполнена как деревянными элементами, так и гипсокартонном, асбестом, шпаклевкой, краской и камнем. Как и рустикальный стиль Райта предлагает универсальное решение в декорировании на основе региональных органических материалов. Дерево, камень, глина, бетон, железо и стекло являются одними из наиболее привлекательных материалов для создания интерьера в данной стилистике.
На грани цвета
Цветовая гамма стиля разнообразна и включает в себя самые различные сочетания. Грань между тонами может быть практически незаметна. В одном элементе декора могут быть использованы несколько тонов серого цвета, лазурного или цвета беж. Такие едва различимые границы позволяют наполнять пространство не только цветом, но и игрой формы и тени.Для направления характерны тусклые цвета. Именно с их помощью можно получить превосходную форму и не отвлекаться от главного - функционала и практичности квартиры. Использование всех тонов серого цвета, палитры белого, коричневого цвета делает вещи натуральными и реалистичными. Такие предметы не только вызывают симпатию и желание ухаживать ха ними, но и искренне помогают поддерживать порядок и уют в вашей квартире. ИНЕКОстрой; - интерьеры с правильным характером.
Природа – неисчерпаемый источник вдохновения не только для поэтов и художников, но и для зодчих. Многих она воодушевила на создание шедевров, а новатор Фрэнк Ллойд Райт, окрыленный красотами прерий, создал целую школу дизайна.
Райт и парадигма органичности
Человек, чьим именем назвали множество домов, родился в 1869 году в Висконсине. Школу будущий великий архитектор не посещал, получая образование дома, инженерный факультет так и не закончил. Несмотря на это (или напротив, благодаря подобным обстоятельствам), таланты юноши развились в полной мере.
Фрэнк Ллойд Райт
обладал писательским даром, неплохо рисовал, коллекционировал предметы искусства, преуспел в дизайне мебели и тканей, а главное – отличался свежим, неизбитым взглядом на привычные предметы. Настолько неизбитым, что замыслы Райта вполне оценили лишь годы спустя. Он утверждал, что архитектура обязана предвидеть будущее, и его собственная профессиональная стезя доказала это утверждение.
В 1893 году Райт основал строительное бюро, чтобы воплощать нетривиальную идею – мечту об органической, естественной архитектуре. Зодчий-самоучка был уверен: современное строение должно буквально «вырастать» из земли, быть частью окружающей среды, её гармоничным развитием.
«Я мечтаю, чтобы здания вписывались в пейзаж и украшали его, чтобы архитектура обрела свободу», заявил он в одном из своих интервью. И, можно сказать, Райт посвятил свою жизнь решению этой задачи: он освобождал архитектуру из плена неестественности, излишка деталей и украшений, громоздкости форм, однообразия конструкций.Постройки Райта сильно отличались от традиционных в ту пору . Его манеру нельзя было спутать с чьей-либо другой, невзирая на то, что дома, придуманные Райтом, никогда не повторялись.
Концептуальные особенности стиля прерий
Архитектуру прерий выделяют броские приметы:
Горизонтальность, приземистость
Здания Райта тянутся вдоль, а не ввысь. «Дом не должен возвышаться на холме. Он должен быть или холмом, или его частью».
Даже постройки выше двух этажей, если речь о стиле прерий, сливаются с рельефом, припадая к земле, будто кусты, валуны и травы.
Первые дома, спроектированные Райтом, были крестообразной формы или в виде буквы Т. Позже конструкция упростилась, не теряя надежности; сегодня, дома имеют в основе либо простейший прямоугольник, либо экономный Г-образный силуэт.
Дома в стиле прерий не воспринимаются высокими, независимо от количества этажей. Этому способствуют упор на форму прямоугольника, доминирование горизонтальных линий, широкие карнизы по периметру дома, заметные выступы кровли и скрытый цоколь.«Взяв за масштаб рост человека, я уменьшил высоту здания, – рассказывал Райт о собственном стиле. – Не веря в иную меру, кроме человеческой, я ввел её в пространственность и распластал в длину массу постройки».
Угловатость, строгость линий
Принцип органичности Райт подсмотрел не только у природы. Его сильно впечатляли , облик восточных храмов и , который в те годы начинал восхождение на архитектурный пьедестал.
У минимализма Райт «одолжил» лаконизм, линейность и бескомпромиссность геометрии.Резкую отчетливость прямоугольных фасадов он акцентировал при помощи ортогональных эркеров, пристроек в виде выступов, квадратных колон. Впрочем, несмотря на строгость, угловатость контуров, дома прерий не выбиваются из окружающей среды, не нарушают первую, самую важную заповедь – гармонии с пейзажем.
Сегменты и секции
Дома в стиле Райта целостны, но выглядят так, будто их сложили из отдельных, плоских «коробок». Горизонтально дом делят перепады накрытия, вертикально – колонны и выступы. Самостоятельность сегментов подчеркивают при помощи различия фактур: один выделяют, допустим, кирпичной кладкой, а другой бетоном.
Широкая, плоская кровля
Крыша – очень важный компонент органической архитектуры
. Это выразительное средство, которым подчеркивают горизонтальность постройки. А также если дом предполагает два этажа и более, его делят на фрагменты.Чаще всего кровли «райтовских» зданий 3 или 4-х скатные, с широкими свесами. В ритмике, заданной крышами, отчетливо видны японские мотивы.
Террасы и открытость планировки
Широкая терраса – непременный атрибут жилых построек Райта. Нередко террас даже две.
Внутри такие дома тоже привольны: минимум перегородок, все помещения перетекают друг в друга, создавая эффект бесконечности. Комнат меньше, но пространства больше – вот ключевой принцип внутренней планировки.
Огромные панорамные окна
К ним располагает и горизонтальная направленность постройки, и ровные четырехугольники стен. К тому же панорамное остекленение – лучший способ усилить связь дома с окружающей его природой. Огромные стекла, во-первых, обеспечивают достаточный уровень освещенности в дневное время, во-вторых, отражают пейзаж снаружи.Нередко окна оснащают раздвижными механизмами, благодаря чему, если надо, они преобразуются в выход на террасу.
Условность границы между пространством наружным и внутренним – ещё один признак архитектуры прерий.
Перемычек в стенах из стекла лишь самое необходимое количество, а обрамляют панорамные окна либо бетонными полосами, либо деревянными досками. Дверные проёмы тоже размашистые, прямоугольные. Арок в домах прерий вы не увидите.
Натуральность и комбинированность отделки
Первые особняки Райта были построены исключительно из природных материалов. Бетон, кирпич и стекло сочетались с естественным камнем, керамическими блоками и деревянным брусом, поскольку эклектичность отделки тоже особенность этой стилистики.Разнородность материалов используется для того, чтобы разграничить дом на сегменты, выделить каждый из них. Допустим, рваным камнем обозначают одну часть помещения, а гладким бетоном или декоративным кирпичом следующую.
Что касается кровельного материала, то предпочтение отдается натуральной черепице и профнастилу.
Сдержанность палитры
Приоритетные краски архитектуры прерий – оттенки коричневого, серого цвета, реже и в малых количествах встречается белый.
Сочетания красок подобраны так, чтобы отчеркивать линии дома, его углы и секции, не раздражая при этом глаз.Крыша, как правило, темнее стен (этот приём ещё больше вытягивает постройку вдоль), а изнанка свесов либо бежевая, либо белая.
Дома, которые меняют жизнь
Вы скажете: попытки сплотить архитектуру и природу характерны не только для манеры, придуманной Райтом. То же, к примеру, проповедовал и . В чем же все-таки неординарность стиля прерий?
Скандинавский дизайн, который также стремится к единству с природой, ставит во главу угла комфорт, функциональность и практичность, модерн – художественность подачи. А строения Райта продолжают ландшафт, черпая из него всё необходимое.
Дома прерий вмещают в себе простор и уют, масштабность и лёгкость, скромность и элегантность.Райт вспоминал, что когда его фирма начала строить жилища, к ним хлынули письма от признательных клиентов. Заказчики благодарили архитектора и утверждали: несуетливая и вольная эстетика домов, спроектированных Райтом, изменила их характер, кардинально повлияла на судьбу.
В последние десятилетия стали популярны дома в стиле Райта. Сочетание функциональности, простора и единства с природой - вот то, что отличает данный стиль от других.
Ллойд Райт, родоначальник стиля, утверждал, что дома должны быть единым целым с природой. По его мнению, красивый дом не может нарушить пейзаж. Еще одно утверждение архитектора - дома не должны быть одинаковы, как и нет одинаковых людей. Именно на этих утверждениях и выстроен стиль Райта, который также называется ориент.
Немного истории
Фрэнк Ллойд Райт не просто основал собственный стиль. Он создал новое направление философии архитектуры. Его проектам свойственна идея непрерывности пространства. Это можно рассматривать как его несогласие с классическими принципами в зодчестве.
Влияние на мышление Райта оказала восточная, а точнее которую он изучал в 1890 годах. Это научило его устранять ненужное в проектах и исключать неважное. Под влиянием японской архитектуры он разрабатывает свою систему перетекающих друг в друга внутренних пространств.
Дома в стиле Райта (фото см. выше) отличаются друг от друга, но имеют общие черты. Архитекторы не создают одинаковые копии домов. Они только сохраняют их стилистические особенности.
Общие черты стиля Райта
Дома в стиле Ллойда Райта прекрасно подходят для загородного строительства. Вдохновением для создания архитектурных шедевров послужили восточные традиции, выражающиеся в навесных крышах, сильно выступающих за пределы фундамента, а также степи Америки с их необъятными просторами, которые словно сливаются с горизонтом. Отсюда и основные черты, свойственные стилю.
Горизонтальные линии обязательны для домов данного направления архитектуры. Все здания (даже двухэтажные) словно стелются по земле. Отсюда эффект «приземленности».
Плоские навесные крыши - еще один штрих, отличающий все здания. Крыша обязательно широко выступает от стены и помогает создать «горизонтальный силуэт». Часто между этажами также имеются выступы, которые располагают к созданию длинных балконов.
Сегментированность. Выступающая крыша между этажами, горизонтальные линии кровли и строгие линии минимализма зрительно делят все здание на вытянутые сегменты. Эффект усиливают колонны, которые часто встречаются в проектах. Глядя на современный дом в стиле Райта, можно подумать, что его собрали из отдельных частей (кубиков).
Большие окна, от пола до потолка. Обычно они украшены обрамлением. Это помогает зданию вписаться в ландшафт, стать частью природы. Обилие света делает помещения еще более просторными.
Использование природных материалов. Камень и дерево встречается так же часто, как и стекло с бетоном. Дом делится на зоны благодаря использованию различных материалов. В последнее время все чаще используют сайдинг.
Интерьер домов
Проекты домов в стиле Райта предполагают неповторимые интерьеры. Ярким примером этого может служить «нетрадиционное» разделение площадей жилья. При этом совмещенные кухня с гостиной, а также ванна и санузел могут занимать самую большую площадь. Архитектор предпочитал использовать меньшее количество комнат, но больших размеров. Никакого деления здания на множество мелких помещений он не признавал.
Особенность стиля - просторные помещения с высокими потолками, которые плавно сменяют друг друга. Открытое пространство комнат наполняется естественным светом через панорамные окна. Деление на зоны происходит за счет использования в качестве перегородок мебели. В качестве границы используются различные материалы для отделки стен.
Особенности внутреннего оформления
Интерьер комнат распланирован таким образом, что пространство и меблировка помещения составляют единое целое. Предпочтение отдается невысоким предметам. Невысокие вертикальные линии будут прекрасно смотреться на фоне больших окон.
Выбирают простую, удобную и функциональную мебель. Ее оттенок должен вписываться в цветовую палитру, но отличаться от цвета стены. Расставляют ее без ниш и незаполненных пространств.
Внешнее оформление здания (сегментированность, угловатость), продолжается и в обстановке комнат. Яркий пример этого - квадратные светильники, которые дополнительно подчеркивают пространство.
Сочетание различных материалов характерно и для внутренней отделки. К примеру, рядом с классической кухней может располагаться отделанная камнем столовая.
Интерьер дома в стиле Райта оформляется спокойными, нейтральными цветовыми решениями. Никаких ярких хаотичных рисунков и вычурных узоров.
Об американских прериях напоминают и минимализм. Все дома поражают простотой и уникальностью.
Проекты домов в стиле Райта
Чтобы представить себе проект дома в стиле прерий, стоит обратить внимание на его отдельные элементы.
Крыша всегда широкая трех- или четырехскатная и имеет небольшой уклон. Он виден с любой стороны. Карнизы широкие, значительно вынесены от стены.
Сверху соединяются непосредственно с крышей. Они располагаются симметрично группой, в центре либо по периметру. Окна всегда имеют оформление, к примеру, вертикальные импосты, отделанные в тон фасаду, а снизу идет полоса под бетон или дерево.
Фасад делится горизонтально за счет использования различных материалов. Декоративными полосами отделываются парапеты, окна, навесы и другие части фасада.
Особенности планировки
Дома в стиле Райта (до 150 кв. м в том числе) очень просторны и наполнены светом. Это отличает их всех других зданий.
Планировка дома направлена в первую очередь на комфорт проживания. Помещения просторные, удобно соединенные между собой. Они плавно переходят друг в друга, пространство «непрерывно».
Еще одной особенностью дома в стиле Райта является большая открытая терраса. Без нее не обходится ни один загородный дом.
Современное видение домов в стиле Райта
Архитекторы современности используют основные идеи, которые определил Райт. К ним можно отнести широкие карнизы, пологую крышу, консольные планы и обширное пространство интерьера. Фасады практически не украшаются. Центр здания, каминная комната, - символ единства семьи. Геометрия домов выстроена из прямоугольников. Она усложняется за счет остекленных галерей, балконов, колонн, клумб. Окна позволяют сделать чердачные помещения светлыми, а фасады - ритмичными.
Дома в стиле Райта состоят только из прямоугольных и квадратных помещений, которые отличаются размером и высотой потолков. Сетка плана содержит только прямые углы. Исключением являются где использовались окружности.
Влияние архитектуры Ллойда Райта на строительство жилья неоспоримо. Она пытается соединить в себе современные достижения и природу.
Идея органической архитектуры
, являющейся одним из направлений конструктивизма
и рационализма
, была выдвинута американским архитектором и теоретиком искусства Фрэнком Ллодом Райтом (1869 - 1959)
. Она получила всемирное признание и практическое воплощение во многих странах.
Ф. Л. Райт отводил роль архитектуре как объединяющему началу между человеком и окружающей средой. По его мнению, она должна была в первую очередь "обслуживать" жизнедеятельность человека, а уж потом быть символом отвлеченных понятий "добра" и "красоты". Здание не должно подавлять ландшафт, а естественным образом вырастать из него, сливаясь с ним и образуя органическое единство.
Самой знаменитой постройкой Ф. Л. Райта в стиле органической архитектуры, признаваемой искусствоведами и историками шедевром архитектуры, в наибольшей степени воплощающим главную идею этого стиля - слияние с природным ландшафтом, стала вилла Э. Кауфмана "Над водопадом" , построенная в 1936 - 1939 годах в штате Пенсильвания:
Грубая кладка стен из колотого камня естественным образом продолжала скалы, сливаясь с небольшим водопадом, могучими деревьями и небольшим ручьем. Железобетонные балки, закрепленные в скале, поддерживали сложную систему нависающих террас. Лестница в центре дома спускалась прямо к водопаду. Таким образом, у обитателей этого жилища появилась реальная возможность жить как бы внутри замечательного пейзажа, а не только любоваться им со стороны. Архитектура этого сооружения в прямом смысле слова "растворилась" в природе.
Вот еще несколько видов виллы "Над водопадом":
Интерьер:
В круг интересов Ф. Л. Райта входили частные загородные виллы, а также массовые городские застройки. Но в отличие от Ле Корбюзье, он в понимание функциональности включал не только целесообразную планировку помещений и выбор конструкций, но и связь с природой, климатом, сложившимися традициями и местными строительными материалами.
Под влиянием японской архитектуры он выработал свой так называемый "стиль прерий"
- легкие, нависающие карнизы, низкие открытые террасы, размещенные в уединенных садах вблизи природных водоемов.
Всего за десятилетие Райт создал более 100 частных домов, в каждый из которых привнес уникальное архитектурное решение, доказав тем самым, что конструктивизм может быть интересным и разнообразным (а вообще авторству Райта принадлежит более 300 различных сооружений).
Вот несколько самых интересных построек этого архитектора:
Grady Gammage Memorial Auditorium
в Аризонском университете (1962 - 1964):
Imptrial Hotel
в японском городе Нагоя (1916 г.):
Taliesin East (1937 г.) в Висконсине:
и Taliesin West (1937 г.) в Аризоне:
The Westcott House в Спрингфилде, Огайо (1908 г.):
Одно из самых известных зданий в Нью-Йорке - Музей современного искусства Соломона Гуггенхайма - также является работой Ф. Л. Райта, причем последней его работой; он был закончен в 1959 году, в год 90-летия архитектора и год его смерти:
Впрочем, очевидно, что в этом проекте Райт отошел от органического стиля, перейдя к интернациональному стилю Ле Корбюзье. И пусть это здание считается "апофеозом творчества Райта", оно мне намного менее симпатично, нежели его постройки в стиле органической архитектуры.
Хотя, задумка Райта была очень интересной. Посетители музея должны были осматривать экспозицию сверху вниз, сначала поднявшись на лифте на верхний этаж, а потом постепеннно спускаясь по центральному спиральному пандусу. Этот замысел архитектора не был осуществлен: в настоящее время осмотр экспозиции происходит снизу вверх.
![Bookmark and Share](http://s7.addthis.com/static/btn/v2/lg-share-en.gif)