Гунны - это кочевой народ. Атилла - вождь гуннов
Гунны. Возможно, никакое другое племя варваров не внушало такого страха народам запада, как они. Гунны появились буквально из ниоткуда и, проделав путь через венгерские равнины, они вошли в Галлию, подобравшись вплотную к северным границам Рима. Другая их ветвь примерно в то же время пересекла Кавказ и разорила Армению. И, в конце концов, именно гуннские вожди во главе с вождем Аттилой стали той самой каплей, которая подтолкнула Римскую империю к гибели, тем самым навсегда вписав свое племя в историю.
Гунны были кочевниками из степей Центральной Азии, но точное их происхождение до сих пор остаётся загадкой. Часто говорят, что они были теми самыми знаменитыми хунну, которые обитали к западу от Китая и сильно досаждали последнему своими постоянными набегами, вынуждая строить многочисленные защитные сооружения, которые в будущем слились в единую стену. Но эта версия сегодня вызывает массу споров. Её приверженцы уверены, что разделение на гуннов и хунну - это результат исторической путаницы, которая возникла из-за значительных различий между китайской ветвью и той, которая ушла на запад. Но ни одна из гипотез происхождения гуннов сегодня не является полностью доказанной, а их сторонники не имеют убедительных материальных доказательств своей правоты. Впрочем, даже если это правда, то, скорее всего, хунну были лишь одним из народов, который позже вольётся в так называемую гуннскую конфедерацию.
В римских источниках о них впервые упоминает историк Тацит в 91 году нашей эры, рассказывая о диком воинственном народе, живущем в регионе вокруг Каспийского моря. Другими историками того времени гунны изображались как дикое племя грязных и необразованных дикарей, которые ничем не отличаются от скота, который они пасут. Впрочем, это мнение очень быстро изменилось. К примеру, уже Аммиан Марцеллин и Приск (позднеантичные историки) изображали их в гораздо лучшем свете. Приск вообще одно время был частым гостем у Аттилы и долгое время проживал в гуннских посёлках, описывая образ жизни этих людей.
Становление гуннской государственности
Если тайна происхождения гуннов до сих пор остаётся нераскрытой, то об основании первого гуннского государства известно гораздо больше. Своё государство этот народ создал на землях внутренней Монголии, юга Сибири, Алтая и Забайкалья примерно в III веке до н. э. Его основателем, а заодно и первым «официальным» правителем гуннов был царь Туман. Впрочем, по-настоящему объединить дикие племена в некое подобие конфедерации с верховным вождём во главе удалось его сыну Модэ, во время правления которого они полностью ассимилировались и превратились в один этнос. Примечательно, что последний не унаследовал власть от отца, а зарезал теряющего силы старца и занял его место.
Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете | Depositphotos — © denistopal
Из всех видов деятельности гунны предпочитали войну и скотоводство. Причём война была в приоритете. Гуннам не была известна письменность, поэтому не осталось ни одного их художественного или литературного произведения той поры. Зато в военном деле гунны были очень сведущи. Несмотря на низкий уровень культуры, они были способны не только успешно перенимать различные военные технологии, захваченные у врагов, но совершенствовать их.
В изначальном месте образования гуннского государства свободных земель для потомков царя оставалось все меньше, поэтому вскоре конфедерация распалась, а составляющие её народы разделились. Одна часть практически осталась на месте, перебравшись лишь немного ближе к границам Китая, а вторая держала путь в неизвестные западные земли. И, в конечном итоге, именно им удалось добиться небывалого могущества и увековечить себя в летописях.
Исход гуннов на запад
Путь с востока на запад длился два столетия. Ряды гуннов постоянно пополнялись за счёт ассимиляции других кочевых племён, которые встречались у них на пути. Позднее гунны и вовсе осели в Восточной Европе, соблазнившись её обширными плодородными землями и отсутствием конкурентов, которые могли бы представлять какую-либо серьёзную опасность. Но в IV веке этому относительному затишью пришёл конец, когда Европу охватило Великое переселение народов.
Вторжение гуннов в Западную Европу началось после того, как воинственные соседи римлян готы, оставив попытки продвинуться на запад, отправились покорять причерноморские регионы. Ведь Римская империя, хоть уже и не была такой могущественной, как раньше, но всё ещё успешно теснила европейских варваров от своих границ и не давала им продвигаться дальше на запад. Готы быстро добрались до Северного Причерноморья и Кавказа. Тут-то на их пути и встретились гунны и два народа столкнулись лбами.
Нужно отметить, что культура гуннов и готов была очень родственной. Сходство оказалось столь выраженным, что готы поначалу приняли гуннов почти за родственников, только более диких, воинственных и примитивных. Их хронисты даже выдвинули предположение, что гунны произошли от трёх готских колдуний, которые были изгнаны из племени в восточные пустыни и сошлись там со злыми духами.
По словам готского историка Иордана, это племя было «малорослым, отвратительным и сухопарым», а причислить его к роду людскому можно было лишь благодаря тому, что его представители обладали подобием человеческой речи. Но как бы там ни было, а новый соперник оказался готам не по зубам. И уже в 375 готское воинство готского вождя Германариха было полностью разгромлено предводителем гуннов Баламбером. Поэтому, не встречая больше серьёзного сопротивления, уже к концу IV века н.э. гунны уже прочно обосновались на околицах Римской империи.
Границы государства гуннов в период пика могущества
Вторжение гуннов в Римскую империю
На то время Римская империя была уже фактически поделена на Западную и Восточную части, каждой из которых управлял свой император. И отношения между ними, мягко говоря, были не очень дружественными. Предводители гуннов быстро сориентировались в ситуации и проявив завидную дальновидность, обернули её в свою пользу.
Началось всё с того, что с V века отношения между Константинополем и Римом накалились до предела, и первый даже начал угрожать Вечному городу войной. Полководец Западного Рима Аэций, который тогда уже был едва ли не лучшим другом вождя гуннов Руа, не нашёл лучшего решения, как привлечь это племя для защиты своей страны. Увидев такую грозную силу, император Восточной Римской империи свернул свою кампанию и спешно ретировался. С гуннами же было решено заключить договор о дружбе и ненападении. Подкрепили этот союз, обменявшись заложниками. Сам предводитель гуннов отправил в Рим своих племянников, одним из которых был юный Аттила.
Рекомендуем |
И хотя римская знать считала это своей победой, на самом деле она недооценила хитрость владыки гуннов, за что в скором времени сильно поплатилась. Правители Рима были уверены, что смогут воспитать отпрысков вождя варваров так, чтобы они всей душой полюбили Рим и стали для него верным союзником в борьбе с восточным соседом. К юным варварам приставили лучших учителей для того чтобы цивилизовать их и обеспечить самую роскошную жизнь в надежде навсегда привязать к Риму.
Лучшим из учеников стал Аттила. Римские обычаи были ему противны, но к наукам он проявил самый живой интерес. Будучи умным и внимательным учеником, Атилла быстро подметил все особенности ведения войны имперским войском и усвоил слабости римлян. Когда настало время возвращаться домой, он уже понимал, как можно сломить непобедимый Рим.
Восхождение императора гуннов
После смерти вождя Руа (434 год) во главе гуннов стали братья Аттила и Блед. Аттила в то время был уже зрелым опытным полководцем и государственным мужем, поэтому, получив власть, он активно приступил к расширению государства, обратив своё внимание на восток.
Аттила. Фрагмент фрески Делакруа, ок. 1840 г.Границы Восточной империи тогда представляли собой лёгкую добычу, и гунны начали полномасштабное наступление. Летом 441 года Аттила и Блед пересекли пограничные регионы и разграбили провинции Иллирии, которые на то время являлись очень богатыми римскими торговыми центрами. В 445 году после смерти брата Аттила становится полновластным правителем уже почти сформировавшейся гуннской империи (поговаривают, что Блед отправился на тот свет не без помощи своего родственника, хотя официальных обвинений последнему выдвинуть, конечно, никто не посмел). Он продолжает вторжение на восток, грабя и уничтожая римские города, и останавливается буквально в 20 милях от Константинополя.
Закончился поход Аттилы тем, что в 447 году римлянам пришлось заключить унизительный мир с гуннами, согласно которому им пришлось платить вождю огромную дань золотом. Нужно отметить, что Аттила здесь проявил удивительное миролюбие, поскольку ему ничто не мешало двинуться дальше и полностью стереть Константинополь с лица земли. И даже неудавшееся покушение, заказанное Феодосием, не изменило настроения Аттилы. Ему было достаточно денежной компенсации и унижения императора.
К 451 н. э., империя Аттилы простиралась от регионов современной России вниз через Венгрию и через Германию во Францию. Он получил регулярную дань от Рима и при этом не забывал совершать набеги на римские территории, продолжая грабить и уничтожать провинциальные города.
Падение империи Атиллы
Если в период борьбы с Восточной Римской империей Аттила сохранял хотя бы видимость хороших отношений с Западом, то после фактической капитуляции Константинополя вождь гуннов решил подчинить Запад так же, как и Восток и для этого планировал сперва уничтожить раздираемую войной с германскими племенами Галлию, а затем уже и покорить оставшиеся территории Западной Римской империи. Но осуществить эти плану ему так и не удалось.
Почувствовав себя достаточно могущественным (и, скорее всего, получив сведения о поражении сил римлян в Африке в войне с вандалами) Аттила начал наступление. Сперва он пробовал вести переговоры с Римом и в обмен на свою лояльность потребовал руку принцессы Гонории и половину империи в качестве приданого. Неудивительно, что сторонам так и не удалось договориться, и в 451 году в Галлии произошло знаменитое сражение на Каталаунских полях, прозванное позже «битвой народов». Гунны наступали вместе со своими союзниками гепидами и другими германскими племенами, а на стороне римлян сражались вестготы, которые уже сами немало пострадали от гуннов. В этом сражении Аттиле противостоял его бывший друг и наставник Флавий Аэций. Жесточайшая битва так и не закончилась победой ни одной из сторон. Два полководца потеряли в бою почти всех воинов и остались при своих - Аэцию удалось отразить нашествие гуннского царя, но набеги на западные провинции продолжались вплоть до смерти последнего в 453 году.
Конец же величайшего из гуннских вождей был совершенно бесславным. Согласно сведениям позднеантичного историка Приска (а его сведения можно считать достоверными, поскольку умный и образованный хронист и дипломат быстро нашёл общий язык с Аттилой и долгое время жил у него при дворе), взяв себе новую молодую жену, Атилла «отпраздновал первую брачную ночь со слишком большим количеством вина». Отдыхая после любовных утех и чрезмерных возлияний, он заснул, лёжа на спине, и в это время у него случился «прилив лишней крови к голове». Будь Атилла в сознании, он отделался бы одним носовым кровотечением, но в этом случае кровь излилась в горло и убила его.
После смерти Аттилы править империей стали его сыновья. Но не обладая грозным нравом своего отца и даже толикой его ума, они быстро потеряли контроль над государством, которое постепенно начало распадаться. Впрочем, ослабленная кровопролитной войной Западная Римская империя тоже не смогла оправиться от удара и уже спустя несколько лет великий Рим пал и был разграблен вандалами.
Иллюстрация: depositphotos — © denistopal
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .
Гунны – древнее кочевое племя, которое в поздней античности (370-е годы) вторглось в пределы Восточной Европы.
По происхождению гунны были азиатами, а их язык, по мнению большинства учёных, относился к тюркской группе.
Также большинство исследователей признали, что гунны были потомками центральноазиатских хунну, известных по их войнам с Китайской империей.
Гунны в Европе
Вторжение гуннов коренным образом изменило историю европейской цивилизации. Оно явилось началом так называемого Великого переселения народов – процесса, при котором «варварские» европейские племена, в первую очередь германцы, расселялись по разным местам континента и вторгались в пределы Римской империи.
В результате некогда целостная империя была поделена на несколько географических частей, разделённых между собой поселениями варваров, которые в некоторых случаях образовывали собственные государства.
С другой стороны, многие германские племена желали войти в число римских граждан, поэтому правительство разрешало им селиться в окраинных областях империи, в обмен на что они обязывались охранять границы от других варварских племён.
Тем не менее гуннам удалось подчинить себе ряд европейских народов, которые с большим трудом смогли освободиться от их владычества. Точнее – государство гуннов ослабело и распалось после смерти Аттилы – самого могущественного и знаменитого гуннского правителя, и это позволило германцам обрести свободу.
Первыми пострадали от натиска гуннов аланы и германские племена:
- Остготы;
- Бургунды;
- Герулы.
Азиатские кочевники организовали настоящие «гонки народов на выживание». Конечным итогом этого процесса, в частности, стало падение Западной Римской империи и закрепление славян и германцев на всей территории Европы.
Происхождение гуннов
В то время как большинство учёных признаёт гуннов древнетюркским племенем, некоторые исследователи склонны сближать их с монгольскими и маньчжурскими народами. О тюркском происхождении гуннов свидетельствуют языковые данные, однако материальная культура слишком отличается от традиционной тюркской.
Например, для всех древних тюрков характерно круглое жильё «иб», которое впоследствии стало прообразом юрты; гунны же проживали в землянках, имеющих Г-образную лежанку.
Правители
Первым известным гуннским правителем является Баламбер. Именно он в IV веке подчинил остготов, а вестготов заставил отступить во Фракию. Тот же царь опустошил Сирию и Каппадокию (в то время – римские провинции), а затем обосновался в Паннонии (территория нынешней Венгрии) и Австрии. Сведения о Баламбере носят легендарный характер.
Следующий известный правитель – Ругила. При нём гунны заключили с Восточной Римской империей перемирие, однако Ругила грозился нарушить его, если император Феодосий II не выдаст ему беглецов, преследуемых гуннами. Привести в действие свою угрозу Ругила не успел, поскольку вовремя скончался.
После него править кочевниками стали его племянники – Бледа и Аттила. Первый в 445 году погиб по невыясненной причине во время охоты, и с того момента Аттила сделался единоличным правителем гуннов. Этот правитель, по выражению одного римского автора, был «рождён, чтобы потрясти мир».
Для имперских властей Аттила был настоящим «бичом божьим», его образ использовали для запугивания народных масс, населявших отдалённые провинции обеих Римских империй (Восточной и Западной) и думавших о завоевании независимости.
В VI – VIII веках на территории Дагестана существовало некое «царство гуннов (савир)». Столицей его был город Варачан, однако большая часть жителей государства продолжала сохранять кочевой быт. Правитель государства носил тюркский титул Эльтебер. В VII веке очередной правитель Алп-Илитвер, приняв посольство из христианской Кавказской Албании, сам соизволил перейти в христианство.
После VIII века достоверных сведений о судьбе дагестанского «царства гуннов» не имеется.
Образ жизни
Гунны были абсолютными кочевниками. Римский историк Аммиан Марцеллин сообщает, что они никогда не строили себе каких-либо строений и даже в завоёванных городах старались не заходить в дома; по их поверьям, спать в помещении было небезопасно. Большую часть суток они проводили на лошадях, часто даже ночуя на них.
Впрочем, римский посол к гуннам Приск писал, что у Аттилы и некоторых его военачальников имеются огромные и богато украшенные дворцы. Гунны практиковали многожёнство. Основой социального строя у них была большая патриархальная семья.
Сообщается, что гунны были хорошо знакомы с кулинарией, однако кочевая жизнь научила их быть неприхотливыми в еде. По-видимому, гунны умели варить пищу, однако отказывались это делать по причине нехватки времени.
Религия
Гунны были язычниками. Верховным богом они признавали общетюркского Тенгри. У гуннов были амулеты с изображением фантастических животных (прежде всего драконов), имелись капища и серебряные идолы. По сообщению Мовсеса Каланкатваци (армянского историка VII века), гунны обожествляли солнце, луну, огонь и воду, поклонялись «богам дорог», а также священным деревьям.
Деревьям и богам они приносили в жертву лошадей; однако человеческих жертвоприношений гунны не практиковали, в отличие от их предполагаемых предков хунну. Восприятие гуннов Европейскому населению, даже «варварскому», гунны внушали настоящий ужас. Из-за своих монголоидных признаков они казались благородным римлянам не людьми, а некими чудовищами, намертво приросшими к своим уродливым лошадям.
Германские племена возмущались натиском кочевников-гуннов, которые не были знакомы даже с земледелием и щеголяли своей дикостью и необразованностью.
I.
В гуннах обыкновенно видят тюркский народ сюнну или хьюнг-ну (Huing-nu), упоминаемый в китайских хрониках еще за несколько столетий до Р.Х. Под натиском империи Хань гунны якобы постепенно откочевывали из Внутренней Азии на запад, включая покоренные народы - угров, монголов, тюркские и иранские племена - в свою орду. Около 370 г. они переправились через Волгу, разгромили аланов и затем набросились на остроготов.
Этой точки зрения придерживаются главным образом ученые «евразийской» школы для иллюстрации своих концептуальных построений. Однако письменные источники и археология говорят, что исторические судьбы сунну оборвались в начале н. э. где-то на территории Средней Азии. Все первое столетие н. э. - это эпоха непрерывного упадка некогда могущественного племенного объединения. Голод, бескормица и внутренние распри привели к тому, что в середине I в. держава сюнну, охватывавшая Южную Сибирь, Монгольский Алтай и Манчьжурию, распалась. Часть сюнну откочевала на запад, в некую страну «Канцзюй» (предположительно на территории Киргизии). Здесь один их отряд численностью в 3000 воинов, возглавляемый шаньюем Чжи-Чжи, был разгромлен китайцами и полностью уничтожен (убито 1518 человек и попало в плен свыше 1200). Другие орды сюнну, мигрировавшие в этот район, в течение I в. были подчинены племенным союзом сяньби. Характерно, что источники ничего не сообщают о дальнейшем продвижении сюнну на запад. Бегут «неизвестно куда» только их вожди - шаньюи, а основная масса племени остается на месте. Так, наиболее крупая орда сюнну, насчитывавшая 100 000 кибиток, после своего поражения в 91 г. «приняла название сяньби», то есть влилась в это племенное объединение. Археологических памятников сюнну западнее Средней Азии не обнаружено. Таким образом, родство гуннов и сюнну/хьюнг-ну основывается евразийцами исключительно на некотором сходстве их имен. Поэтому правы те исследователи, которые полагают, что «их отождествление (с народом хьюнг-ну. - С. Ц.), некритично принимаемое многими учеными... в действительности не обосновано и противоречит данным лингвистики, антропологии и археологии…» [Свод древнейших письменных известий о славянах. Составители: Л. А. Гиндин, С. А. Иванов, Г. Г.Литаврин. В 2-х т. М., 1994. Т. I, 87-88].
Вопрос об этнической и языковой принадлежности гуннов доныне остается дискуссионным. Я придерживаюсь мнения, что европейские гунны IV-V вв. должны быть отождествлены с племенем хунну, о котором уже в середине II в. писал Птолемей, помещая его на территорию «между бастарнами и роксоланами», то есть значительно западнее Дона, вероятно, где-то между Днестром и Средним Поднепровьем. По всей видимости, эти хунны принадлежали к угро-финской языковой семье. В языках некоторых уральских народов слово «гун» или «хун» означает «муж», «человек» [Кузьмин А. Г. Одоакр и Теодорих. В кн.:Страницы минувшего. М., 1991, с. 525]. Но хуннская орда была, конечно, неоднородна по своему этническому составу. Скорее всего к середине IV в. хунны подчинили себе угорские и булгарские племена Подонья и Поволжья. Это племенное объединение и получило в Европе название «гунны».
Вторжение гуннов в Северное Причерноморье и Крым было подобно падению камня, вызвавшему сход горной лавины. Военное преимущество гуннам обеспечивала их тактика. В начале сражения, избегая рукопашного боя, они кружили вокруг противника и осыпали его стрелами до тех пор, пока вражеские боевые порядки не приходили в полное смятение, - и тогда решительным ударом собранных в кулак конных масс гунны довершали разгром; в рукопашном бою они орудовали мечами, «нисколько не помышляя о себе», как замечает Аммиан Марцеллин. Их стремительное вторжение застало врасплох не только римлян, но и племена Северного Причерноморья . Современники в связи с этим единогласно пишут о «внезапном натиске», «внезапной буре» и уподобляют гуннское нашествие «снеговому урагану в горах».
В 371 г. гунны ворвались во владения готского короля Эрманариха. Ряд раннесредневековых авторов, в том числе Иордан и Прокопий Кесарийский, приводят в связи с этим забавный случай, который помог гуннам проникнуть в Крым. Однажды гуннская молодежь охотилась на оленей на берегу Мэотиды (Азовского моря) и прижала одну самку к самой воде. Неожиданно она бросилась в воду и пересекла море вброд, увлекая за собой охотников. На другом берегу, то есть уже в Крыму, она исчезла, но гунны не огорчились: ведь теперь они узнали то, о чем раньше и не подозревали, а именно, что в Крым, к остроготам, можно попасть, минуя хорошо охраняемый Перекопский перешеек. Вернувшись к сородичам, охотники сообщили о своем открытии, и гунны всей ордой вторглись в Тавриду по пути, указанному им животным. История с оленихой, если это, конечно, не легенда, могла произойти только в одном месте - в Сивашском заливе, через который с севера на юг тянется Арабатская стрелка - узкая и длинная коса, на севере очень близко подходящая к берегу моря. Это еще раз подтверждает, что остроготов атаковали хунны Птолемея, а не сюнну, пришедшие из-за Волги, которые в таком случае должны были появится в Крыму со стороны Тамани.
Королевство остроготов было превращено гуннами в груду развалин, население подверглось массовой резне, сам престарелый Эрманарих в отчаянии покончил с собой. Большинство остроготов отступило на запад, к Днестру; оставшиеся признали власть гуннов, и только небольшой части остроготов, укрепившейся на Керченском полуострове удалось сохранить свою независимость (их потомки были известны под именем готов-трапезитов* еще и в XVI в.).
* Трапезунтом в древности называлась гора Чатырдаг в южном Крыму; Иордан знает также крымский город Трапезунт, разрушенный гуннами.
Именно здесь, в степном лагере Аттилы, мы слышим первое славянское слово, долетевшее до нас из бездны времен. И обозначает оно - о, Русь, это ты! - хмельной напиток. Приск, один из участников византийского посольства 448 г. к Аттиле, рассказывает, что по пути к лагерю гуннов посольство останавливалось на отдых в «деревнях», жители которых поили послов вместо вина питьем, называемым по-туземному «медос», то есть славянским мёдом. К сожалению, Приск ничего не говорит об этнической принадлежности гостеприимных и хлебосольных жителей «деревень», но этот отрывок из его сочинения можно сопоставить с более поздним известием Прокопия Кесарийского о том, что войска ромеев переправлялись через Дунай, чтобы поджечь деревни славян и разорить их поля. Стало быть, этническая принадлежность задунайских соседей не была для византийцев тайной.
Другое славянское слово донес до нас Иордан. Он рассказывает, что после смерти Аттилы его труп был выставлен посреди степи в шатре, и всадники, объезжая его кругом, устраивали нечто вроде ристаний, оплакивая его в погребальных песнопениях, в которых превозносились подвиги покойного. «После того как он был оплакан такими рыданиями, - пишет Иордан, - они устраивают наверху его кургана великое пиршество, которое они сами называют страва, и, сочетая в себе поочередно противоположное, выражают похоронную скорбь, смешанную с радостью, и ночью труп, тайно скрытый в земле, окружают покровами - первый из золота, второй из серебра, третий из прочного железа... И, чтобы такие богатства были сохранены от человеческого любопытства, они, вознаградив гнусностью, уничтожили предназначенных для этого дела, и мгновенная смерть с погребенным последовала для погребавших».
Иордан прав лишь отчасти, приписывая убийство устроителей могилы Аттилы стремлению гуннов скрыть место погребения своего предводителя. Точнее, перед нами - древний обычай убийства слуг вождя для сопровождения его в загробный мир. Например, Менандр под 576 г. сообщает, что в день погребения правителя Западного Тюркского каганата Дизабула были убиты кони умершего и четверо пленных, которых как бы послали в загробный мир к усопшему, чтобы рассказать ему о совершенной в его честь тризне. Как часть похоронного ритуала для знати, этот обычай зафиксирован также у русов еще в начале X в.
Несмотря на то, что описание похорон Аттилы имеет этнографические параллели в погребальных обрядах не только кочевников, но и вообще многих народов древности, - термин «страва» (strava) в смысле «погребальное пиршество, поминки» известен только в славянских языках. Так, в польском и чешском он имеет значение «пища». Возможно, гунны заимствовали его у славян вместе с какими-то чертами, обогатившими их собственный погребальный обряд [Свод, I, с. 162-169].
Сознавая слабость обоих частей разделенной Римской империи, Аттила вел себя как подлинный повелитель мира. С ножом у горла он требовал от западного и восточного императоров выполнения всех своих требований и даже капризов. Однажды он велел византийскому императору Феодосию отдать ему богатую наследницу, на которую зарился один из его воинов: насмерть перепуганная девушка спаслась бегством, но Феодосий, чтобы предотвратить войну, был вынужден найти ей заместительницу. В другой раз Аттила потребовал от западноримского императора Валентиниана священные сосуды, спасенные епископом города Сирмия при разграблении гуннами этого города. Император ответил, что такой поступок будет с его стороны святотатством и, пытаясь удовлетворить алчность гуннского вождя, предложил вдвойне оплатить их стоимость. «Мои чаши - или война!» - ответил Аттила. В конце концов, он захотел получить от Феодосия баснословную дань, а от Валентиниана - его сестру Гонорию и половину империи в качестве приданого. Встретив от того и другого отказ в своих притязаниях и будучи, кроме того, взбешен попыткой одного из членов посольства Приска отравить его, он решил атаковать сразу обоих своих врагов. Два гуннских посланника в один день предстали перед Феодосием и Валентинианом, чтобы сказать им от имени своего повелителя: «Аттила, мой господин и твой, приказывает тебе приготовить дворец, ибо он придет».
Средневековые изображения Аттилы
И он действительно пришел в страшный 451 год. Потрясенные современники уверяют, что его приход возвестили кометы, лунное затмение и кровавые облака, посреди которых сражались призраки, вооруженные пылающими копьями. Люди верили, что наступает конец света. Аттила виделся им в образе апокалипсического зверя: одни летописцы наделяли его головой осла, другие свиным рылом, третьи лишали его дара слова и заставляли издавать глухое рыканье. Их можно понять: это было уже не нашествие, а потоп, Германия и Галлия исчезли в водовороте людских масс, конных и пеших. «Кто ты? - кричит Аттиле святой Лу (St. Loup) с высоты стен Труа. - Кто ты, разметавший народы, как солому, и ломающий короны копытом своей лошади?» - «Я Аттила, Бич Божий!» - звучит в ответ. - «О, - отвечает епископ, - да будет благословен твой приход, Бич Бога, которому я служу, и не я остановлю тебя».
Помимо гуннов Аттила привел с собой булгар, аланов, остроготов, гепидов, герулов, часть франкских, бургундских и тюрингских племен; современные источники умалчивают о славянах, однако не приходится сомневаться, что они присутствовали в качестве вспомогательных отрядов в этой разноплеменной орде. По словам Иордана, гунны держали во власти весь варварский мир.
Аэций
И все же на этот раз «Гесперия» устояла. Полководец Аэций, последний из великих римлян, противопоставил гуннской орде коалицию германских племен - гибнущую цивилизацию должны были отстаивать варвары. Знаменитая Битва народов произошла в июне 451 г. на обширных Каталаунских полях в Галлии, близ современного Труа (в 150 км восточнее Парижа). Ее описание современниками напоминает рагнарёк - последнее грандиозное побоище богов в германской мифологии: 165 тысяч убитых, ручьи, вздувшиеся от крови, обезумевший от бешенства Аттила, кружащийся вокруг гигантского костра из седел, в который он намеревался броситься, если бы неприятель ворвался в гуннский лагерь... Противникам так и не удалось сломить друг друга, но спустя несколько дней Аттила, не возобновив сражения, увел орду назад в Паннонию. Солнце античной цивилизации замедлило свой кровавый закат.
Битва на Каталаунских полях. Средневековая миниатюра
На следующий год Аттила опустошил Северную Италию и, обремененный добычей, снова вернулся в придунайские степи. Он готовился нанести удар по Византии, но в 453 г. внезапно скончался, на другой день после свадьбы с германской красавицей Ильдико, которую молва обвиняла в отравлении «Бича Божьего» и «осиротителя Европы». Впрочем, Ильдико вряд ли была новой Юдифью. Скорее всего, как об этом свидетельствует Иордан, Аттила умер во сне от удушья, вызванного часто случавшимся у него носовым кровотечением. После его смерти гуннская империя быстро распалась. Вскоре, потерпев поражение от готов на реке Недао, гунны ушли из Паннонии назад в южное Поднепровье и на , низовьев Днестра и среднего течения Днепра.
Появление в южнорусских степях гуннов, которых современники называли "гроза трех империй", открыло новую эпоху в истории Европы - эпоху Великого переселения народов. Так называется крупнейшее миграционное движение германских, иранских, тюркских, а позднее и славянских племен, которое с конца IV по VII вв. н.э. сотрясало всю Европу и привело к кардинальному изменению ее этнополитической карты. Ключевую роль в этих миграциях сыграли воинственные азиатские кочевники - гунны. Вторгшись в Северное Причерноморье, они всколыхнули весь варварский мир, спровоцировав перемещения огромных масс разноязычного населения в западном направлении - к границам Римской империи. Раздираемая внутренними противоречиями, разделенная в 395 г. на две части, некогда самая могущественная держава Средиземноморья оказалась не в силах противостоять бесчисленным варварам. В конечном счете, их натиск привел к падению в 476 г. Западной Римской империи и краху античной системы рабовладения, на смену которой пришли феодальные отношения эпохи средневековья.
Считается, что гунны - это потомки кочевого народа хунну, обитавшего в Центральной Азии у границ Китая, с которым они вели беспрестанные войны. В I в. н.э. в одной из таких войн хунну потерпели поражение. Часть из них признала власть китайского императора, а остальные решили покинуть обжитые места и двинулись на запад. По пути следования хунну смешивались и увлекали за собой многие угорские, тюркские, иранские племена Сибири, Урала, Средней Азии и Поволжья. В результате контактов с этими народами первоначальная культура выходцев из глубин Азии сильно изменилась, а сами хунну превратились в гуннов. Под этим именем они и стали известны античным авторам.
Первым о гуннах упомянул греческий поэт II в. н.э. Дионисий Периегет. В своем стихотворном описании мира Дионисий сообщает о неких уннах, обитавших к западу от Каспийского моря. Эти смутные представления о гуннах спустя два с лишним столетия сменились реальным знакомством с ними. Опустошительным рейдом полчища гуннов прошли Северное Причерноморье, оказались на Балканах и в Галлии, едва не уничтожив Римскую империю. Их стремительная экспансия потрясла даже видавших виды жителей Рима, которые уже долгие годы жили среди войн, социальных потрясений и варварских набегов.
Военные успехи гуннской конницы во многом связываются с использованием луков и седел новых типов. Особенностью гуннского лука являлись его большие размеры (1,2-1,6 м) и асимметричная форма. Он был составным, т.е. изготовлялся из нескольких кусков дерева и имел костяные обкладки, придававшие ему дополнительную жесткость. Стрела, выпущенная из лука такой конструкции, летела быстрее и дальше, а использование более крупных наконечников стрел позволяло пробивать самые прочные защитные доспехи. Еще одним изобретением гуннов явилось жесткое седло. В отличие от мягкого кожаного седла "сарматского" типа, напоминавшего подушку, гуннское седло имело жесткую деревянную основу, скрепленную металлическими пластинами. В таком седле, лучше державшем всадника на лошади, было значительно удобнее сражаться в бою.
Неудивительно, что в глазах римлян, даже родившихся после гуннского нашествия, этот народ казался воплощением самых темных сил. Историк VI в. Иордан так писал о возникновении "самого страшного из всех своей дикостью" племени: "Когда король готов Филимер... вступил в скифские земли, он обнаружил среди своего племени несколько женщин-колдуний... Сочтя их подозрительными, он прогнал их... и принудил блуждать в пустыне. Когда их, бродивших по бесплодным пространствам, увидели нечистые духи, то... [они] смешались с ними и произвели то свирепейшее племя…, - малорослое, отвратительное, сухопарое, понятное как некий род людей только лишь в том смысле, что обнаруживало подобие человеческой речи. Вот эти-то гунны, созданные от такого корня, и подступили к границам готов".
Под стать происхождению был и внешний облик гуннов. Яркий образ этих кочевников, а также описание их быта и нравов, содержатся в сочинении Аммиана Марцеллина - историка IV в., "солдата и грека", как он сам себя называл: "Племя гуннов... живет за Меотийским болотом... и превосходит всякую меру дикости. … они отличаются плотными и крепкими частями тела, толстыми затылками и вообще столь страшным и чудовищным видом, что можно их принять за двуногих зверей... При столь неприятном человеческом облике они так дики, что не употребляют ни огня, ни приготовленной пищи, а питаются кореньями полевых трав и полусырым мясом всякого скота, которое кладут между своими бедрами и лошадиными спинами и скоро нагревают парением. Они никогда не прикрываются никакими строениями и питают к ним отвращение... кочуя по горам и лесам... Они одеваются в одежды холщовые или сшитые из шкурок лесных мышей; у них нет различий между домашней и выходной одеждой; раз надетая туника грязного цвета снимается или меняется не прежде, чем от долговременного гниения расползается в лохмотья. Головы они прикрывают кривыми шапками, а волосатые ноги защищают козьими шкурами; обувь, не пригнанная ни на какую колодку, мешает выступать свободным шагом... Они не подчинены строгой власти царя, а довольствуются случайным предводительством знатнейших и сокрушают все, что попадается на пути. Их потому можно назвать самыми яростными воителями, что издали они сражаются метательными копьями, на конце которых вместо острия с удивительным искусством приделаны острые кости, а в рукопашную рубятся безрассудно мечами, а сами, уклоняясь от удара кинжалов, набрасывают на врагов крепко свитые арканы... Все они, не имея ни определенного места жительства, ни домашнего очага, ни законов, ни устойчивого образа жизни, кочуют по разным местам, как будто вечные беглецы, с кибитками, в которых они проводят жизнь. Здесь жены ткут им жалкую одежду, спят с мужьями, рожают детей и кормят их до возмужалости. Никто из них не может ответить на вопрос, где его родина... Подобно неразумным животным, они не имеют никакого понятия о чести и бесчестии; они уклончивы и темны в речах, …не связаны уважением к религии; они пылают неудержимою страстью к золоту…".
По описанию внешности гуннов, а также по данным антропологических исследований, гунны, в отличие от других народов, которые оказывались в Крыму в предшествующие эпохи, относились не к европеоидной, а к монголоидной расе. Язык гуннов, по мнению специалистов, принадлежал к тюркской группе алтайской языковой семьи.
В ходе своего движения на запад, в конце IV в. центрально-азиатские варвары обрушились на обитавших в степях Предкавказья, Подонья и Приазовья алан, которые стали первым европейским народом, пострадавшим от гуннской агрессии. Произведя страшные опустошения, частично истребив, а частично покорив алан, гунны ворвались во владения остроготской "державы Германариха" и разгромили ее. Престарелый конунг Германарих, по одной версии, покончил с собой, а по другой - умер от раны. Уцелевшие остроготы признали власть победителей, которые стали безраздельно господствовать на огромной территории от Дона до Карпат.
Разорив стойбища алан, гунны устремились на запад двумя путями. Основной их массив обогнул Азовское море с севера, а отдельные отряды через Боспор Киммерийский проникли в Крым. Если верить рассказу историка V в. Созомена, кочевники случайно обнаружили переправу через Керченский пролив: "…[Готы и гунны] не знали, что живут по соседству друг с другом, так как между ними лежало огромное озеро [Меотида]... Однажды... преследуемый оводом бык перешел через озеро и за ним последовал пастух; увидав противоположную землю, он сообщил о ней соплеменникам. Другие говорят, что перебежавшая лань показала охотившимся гуннам эту дорогу, слегка покрытую сверху водою". Несколько отличающаяся версия проникновения гуннов в Крым изложена современником Созомена - историком Зосимом: "...Киммерийский Боспор, занесенный илом из Танаиса [Дона], дал им [гуннам] возможность перейти сухим путем из Азии в Европу". На первый взгляд этот рассказ кажется лишь красивой легендой, но современники отмечали, что из-за наносов ила Керченский пролив время от времени действительно превращался в мелководье, давая возможность перейти его "сухим путем". Существует и еще одно объяснение: гунны переправились через Боспор Киммерийский по льду. В морозные зимы пролив замерзает настолько, что становится вполне проходимым.
Сметавшая все на своем пути, неукротимая гуннская конница, тем не менее, не нанесла сокрушительного удара Таврике. Судя по археологическим данным, Боспорское царство от вторжения гуннов сильно не пострадало и, похоже, они подчинили его, не вступая в сражение. Видимо, правители Боспора предпочли признать верховенство пришельцев, выплатив им дань. Удалось избежать столкновения с гуннами и Херсонесу, правда, не без помощи Рима, выделившего средства на ремонт городских оборонительных стен. Еще одной мерой безопасности стало расселение на подступах к городу готов и алан, которые за предоставленную землю и денежные выплаты должны были охранять последний форпост Империи в Северном Причерноморье. Варвары, выполнявшие подобные функции по договору, назывались "федератами". Единственными, кто испытал существенную дестабилизацию в связи с приходом гуннов, оказались жившие в предгорьях сарматы, аланы и германцы, которым пришлось переселиться в труднодоступные районы Главной гряды Крымских гор. В результате, бoльшая часть полуострова превратилась в кочевья гуннского племени, названного Иорданом альциагирами.
Связываемые с гуннами погребения, которых всего известно около десятка, равномерно распределены в степной части Крыма. Как и все кочевники, гунны не оставляли больших родовых кладбищ. Их одиночные захоронения совершены либо в насыпях курганов, либо в склепах предшествующих эпох. Возможно, впрочем, что это могилы не собственно гуннов, а входивших в состав их войска других народов. По этой причине археологи обобщенно говорят о них как о "погребениях гуннского времени". Несмотря на дикость и жестокость нравов покорителей Европы, гуннская эпоха демонстрирует яркую и самобытную материальную культуру с оригинальными, изящно выполненными предметами в красно-желтой цветовой гамме. За таким ювелирным направлением, когда поверхность золотых изделий разделялась на ячейки, в которые помещались вставки из альмандинов, сердоликов или стекла, закрепилось название "гуннский полихромный стиль". В этом стиле оформляли серьги, диадемы, пряжки, фибулы, рукояти и ножны мечей, детали конской упряжи. Помимо высокохудожественных образцов "полихромного стиля", характерными признаками гуннской культуры являются также бронзовые котлы, которые, вероятно, являлись ритуальными сосудами, предназначенными для варки мяса жертвенных животных.
В начале V в. гунны, пребывавшие до этого в относительном мире с Римской империей, достигли Дуная и перешли ее границу. В это время ими предводительствовал мудрый политик и талантливый полководец Аттила, получивший прозвище "бич божий". На пути к достижению единоличной власти Аттила не останавливался перед физическим устранением своих противников, даже родственников, поэтому одно только имя его наводило на всех ужас. По словам Иордана, "... этот человек родился в мир для потрясения народов и для внушения страха всем странам". Правление Аттилы стало триумфом гуннов в Европе, временем их наивысшего могущества. Расширяя свои территории, Аттила грабил богатые города, уничтожая их жителей, а в 434 г. даже осадил Константинополь. После кровопролитного сражения римлянам пришлось выполнить унизительный ультиматум Аттилы и выплатить 1800 кг золота. Жажда золота довела азиатов до Галлии (Франция), где и решилась судьба Европы.
Ранним утром 21 июня 451 г. в 150 километрах восточнее Парижа на Каталаунских полях в беспощадном поединке сошлись воинство Аттилы и римская армия под командованием полководца Аэция. И хотя решающей победы в сражении, которое вошло в историю как "битва народов", не одержала ни одна из сторон, военная мощь гуннов была подорвана. Через год Аттила вновь собрал войско, вторгся в Галлию, но так и не смог ее завоевать. После его смерти, эфемерная держава, существовавшая лишь благодаря силе оружия и авторитету вождя, распалась. Разрозненные гуннские орды направились в северопричерноморские степи, а одно из племен - утигуры, оказалось в Крыму.
Здесь гунны-утигуры столкнулись с готами-трапезитами - охранявшими западные рубежи Боспора германцами. Выполняя свои обязательства, они пытались организовать оборону против надвигавшихся кочевников. Однако, не чувствуя силы сопротивляться врагам, часть готов вступила с гуннами в соглашение и, переправившись вместе на азиатский берег Киммерийского пролива, они обосновались в районе нынешнего Новороссийска. Другая часть готов осталась в Крыму, продолжая жить в горных местностях Юго-Западного Крыма. Степные пространства полуострова занимали вернувшиеся гунны.
В правление византийского императора Юстиниана I (527-565 гг.) эпоха Великих миграций, в целом, завершилась. "Старый Рим" пал, настал звездный час "нового Рима" - венценосного Константинополя. Сюда стекались товары со всего мира, и двор византийских императоров манил своей роскошью многих иностранцев. Византия всегда стремилась укреплять свои позиции в варварском мире, для чего в ход шли не только интриги и подкуп, но и пропаганда византийского образа жизни. В итоге византийцам удалось превратить вчерашних врагов в друзей империи, победив их не столько оружием, сколько своей высокоразвитой культурой. Немалая заслуга в этом принадлежала и проповедникам христианской веры.
Мы не знаем, кто познакомил с основами христианства гуннского вождя Грода (или Горда), кочевья которого располагались на Керченском полуострове. Известно только, что этот правитель явился ко двору Юстиниана I с просьбой окрестить его. Воспреемником Грода стал сам император. Отправленный с богатыми дарами домой, Грод обязался соблюдать интересы византийцев. С ним на Боспор для охраны города был послан византийский военный отряд. Соплеменники встретили, однако, крещеного гунна весьма прохладно. Настороженность переросла в ненависть, после того как Грод потребовал уничтожить старые родовые святилища и языческих идолов. Против "вождя-отступника" был организован заговор, в котором участвовал его родной брат Мугел, и все решилось по-варварски просто: Гроду отрубили голову.
В отместку за связь Грода с боспорцами и византийцами, Мугел решил нанести удар по Боспору. Он захватил и разорил Таманский и Керченский полуострова, уничтожив византийский гарнизон вместе с командиром. Получив тревожные вести, Юстиниан I спешно направил в Таврику войска, а гунны, узнав об этом, обратились в бегство. В Боспоре наступил мир, и "ромеи владели им безбоязненно", - сообщается об этих событиях в "Хронографии" Феофана.
Дальнейшая судьба уцелевших в междоусобицах и столкновениях с Византией гуннов связана с тюркютами. Это новое объединение тюркских кочевых народов, появившееся в Северном Причерноморье в 70-е гг. VI в., в массе которых гунны бесследно растворились.
В. П. Власов
Легендами и преданиями окутан образ самого знаменитого тюркского вождя гуннов Аттилы. С давних пор его имя неизменно входит в перечни великих людей. Сумев во главе огромной армии завоевать большую часть известного тогда мира, он заставил покорить своей воле гордую Византию и неприступную Западную Римскую империю. Объединил под своей властью многие народы, лидеры которых стали его верными союзниками и соратниками. При нем государство гуннов расширило свои границы от Каспийского моря на востоке, включая Северное Причерноморье, до Альп и Балтийского моря на западе.
И, конечно же, благодаря Аттиле гуннская кровь влилась в «плавильный котел» на протяжении тысячелетий формировавший крымскотатарский этнос.
Первые цари
На страницах мировой истории гунны появились за 7 веков до рождения знаменитого полководца. Уже тогда об этом тюркском народе говорили как о непобедимом. Сложился он в IV-м веке до н. э. на территории современной Монголии. Гунны, или хунны, как их именовали китайские источники, обрели свою мощь и популярность при далеком предке Аттилы царевиче Модэ. Последний, сместив своего отца, гуннского вождя, в 209 году до нашей эры стал полноправным правителем. За короткое время он сумел поставить под свой контроль ближайших соседей восточных кочевников — дун-ху. Одно его имя наводило страх одинаково как на китайцев, так и на согдийцев. При нем и его приемниках держава гуннов росла и крепла, разбивала лучшие силы могучего Китая.
Но в 93 году нашей эры один из потомков Модэ проиграл решающую битву китайцам, и для гуннов наступил переломный момент. Тюркоязычная держава буквально развалилась на части. Одни рассеялись в южносибирских степях, другие ушли в Китай, ну а третьи отошли в Среднюю Азию в район Семиречья (современная Алма-Ата). Часть осела здесь, тогда как другая — двинулись дальше, на запад. В 50-х годах II века, пройдя через северный Казахстан и Башкирию, они вышли к берегам Волги. Гунны достаточно быстро освоились в новых землях, удобных для скотоводства. Они объединились и породнились с народом вогулы (манси), а благодаря интенсивным этническим процессам приобрели новые черты.
В 371 году гунны благополучно разгромили алан — союз кочевых скифо-сарматских племен живших между нижней Волгой и Доном, источив их силы бесконечной войной. А после, под предводительством Баламира, наследника в 15-м колене основателя империи хунну Модэ, расширили свое государство, окончательно заняв просторы между реками Уралом и Доном. Баламир считается основателем Еврогуннской империи (374 г.). В конце IV века, под его предводительством началась война с готами — одним из германских племен осевших в Крыму в ходе миграций поздней античности, в III веке н. э., которые пытались удержать свои позиции на рубеже Дона. Но после того как гунны через Керченский пролив и Перекоп вышли готам в тыл, тем пришлось принимать судьбоносное решение: либо покоряться, либо уходить дальше на запад. Покорилась гуннам восточная ветвь готского племенного объединения — остготы, тогда как западные вестготы предпочли уйти за Дунай в Восточную Римскую империю — Византию. И наконец, около 420 года гунны заняли Паннонию, современную Венгрию. Баламир не дожил до этого события, он умер в 400 году. Ему наследовал сын Юлдуз-хан, а еще через 20 лет власть по наследству перешла к Харатону — родному деду Аттилы.
К слову, участником покорения Паннонии под предводительством своего деда был и Аттила. Известно, что он родился около 390 года и к 420 году это был уже зрелый воин. Что касается отца великого полководца царевича Мундзука, то, видимо, он ничем не отличился и прошел незаметным мимо историков тех далеких лет, так как о нем, кроме того, что он был отцом будущих вождей Бледы и Аттилы и какое-то время управлял славянами Валиани (Волыни), ничего неизвестно. Возможно, он рано умер, и сыновей воспитали его родные братья Октар и Ругила, прославленные гуннские вожди, те самые которые разбили алан и покорили остготов.
Об Октаре источники повествуют, что он в 420-е годы сражался с бургундами на Рейне и умер. А вот Ругила приняв после отца власть, в 433 году вел войну с Византией. Византийскому императору удалось заключить временный мир, по условиям которого он обязывался ежегодно выплачивать дань в 350 литр золотом (приблизительно 100 кг золота). Но гунн продолжал угрожать расторжением мирного соглашения, если тот по-прежнему будет оказывать содействие вестготам, ушедшим за Дунай. Неизвестно чем бы это закончилось для Византии, если бы в ходе переговоров и локальных набегов Ругила не скончался. После его смерти в 434 году гуннскими вождями-соправителями стали его племянники Бледа и Аттила. По тюркской системе наследования — приемником правителя становился следующий за ним по старшинству брат, а младшему дяде — старший племянник.
Соправители
Вполне вероятно, что старшим из братьев был Бледа. Но обладавший неординарными организаторскими способностями Аттила сумел сосредоточить всю власть в своих руках еще при жизни брата. Он продолжил политику дяди, возобновил переговоры с Византией, и очень скоро вынудил византийского императора Феодосия пересмотреть условия мирного договора, по которым выплата ежегодной дани удваивалась. Гунны в 437 году разгромили одно из первых германских государств — Бургундского королевства на Рейне.
Что касается взаимоотношений двух братьев и их общего правления, то сказать наверняка о них трудно. Источники доносят весьма противоречивую и достаточно скудную информацию. К примеру, неизвестно доподлинно как братья делили власть. Английский историк прошлого столетия Джон Бьюри все же сделал свое предположение — Бледа правил на востоке гуннских владений, в то время как Аттила завоевывал запад. Возможно, изначально так и было, но в 442 году объединив силы, они совершили военный рейд в Иллирику, современную Сербию.
Согласно историку Приску Панийскому причиной боевых действий стало осквернение гуннской царской гробницы епископом города Марг. В итоге Марг был захвачен, пали и близлежащие крупные города на Дунае Сингидунум (Белград) и Виминаций (Костолац). Гунны продвинулись дальше на восток вдоль Дуная и на юг вдоль долины Моравы к Наиссу (Ниш). Ими была занята обширная территория в районе современной Сербии на пять дней пути к югу от Дуная. В 442 или 443 году гунны неожиданно прекращают военные действия против Восточной Римской империи и уходят в причерноморские степи.
Спустя несколько лет по не ясным обстоятельствам погибает Бледа. Сосредоточив в своих руках всю военную силу гуннов, Аттила возобновил военные действия с Византией. Он беспрепятственно прошел далее на восток по равнине между Дунаем и Балканским хребтом. Многие города пали под натиском гуннов. Опасность почувствовали даже в Константинополе. На Галлиполийском полуострове (п-в в европейской части Турции, близ города Гелиболу) произошло последнее сражение с гуннами, после которого в 448 году византийский император запросил мир, условия которого продиктовал Аттила.
С этой целью в Константинополь прибыло гуннское посольство. В его состав вошли прославленный полководец Эдекон и римлянин Орест, личный секретарь Аттилы, отец будущего последнего императора Западной Римской империи Ромула Августа.
В ходе переговоров в составе византийского посольства ставку Аттилы (расположенную на территории современной Венгрии) посетил сам историк Приск Панийский. Его труд «Готская история» стал основным источником о деяниях гуннов и жизни Аттилы. Приск подробно описал заговор против Аттилы. В Константинополе решили действовать проверенными методами — устранить Аттилу. Для этих целей был послан в ставку переводчик византийского посольства Вигила, но Эдекон раскрыл заговор.
Причины по имени Гонория и Теодорих
В 448 году, поставив своего старшего сына Эллака вождем над племенами скифов в Причерноморье, Аттила обратил свой взор на Западную Римскую империю. Однако и здесь историки расходятся в мнения, гадая о причинах внезапного вторжения. Существуют две версии. Первая повествует о призвании Аттилы в Рим принцессой Гонорией, сестрой римского императора Валентиниана III. Согласно легенде, Гонория обратилась к самому известному полководцу того времени с просьбой о помощи — освободить ее от власти брата и принудительного замужества. А взамен пообещала выйти замуж за Аттилу и разделить с ней власть в Риме. Якобы используя это послание как предлог, вождь гуннов атаковал Западную Римскую империю.
Обращалась ли в действительности Гонория к Аттиле до сих пор это остается исторической загадкой. Дело в том, что современник этих событий — епископ Идаций, не упоминают в своих хрониках о какой-либо связи Гонории с Аттилой. Немецкий востоковед Отто Менхен-Хельфен считает историю вымыслом. Но другие исследователи допускают, что легенда могла быть основана на реальных событиях.
Согласно второй, и более приближенной к реальным событиям версии Рим — богатейшая античная держава — рассматривалась Аттилой как еще один потенциальный источник стабильного дохода.
После того, как вопрос с Византией был решен (Константинополь стал денницей гуннов) и заключен выгодный мир. Теперь осталось вынудить «к миру» и Западную Римскую империю.
Аттила начал планомерные действия. Главной причиной были по-прежнему вестготы. К этому времени они уже осели в Южной Галлии (Франция), где основали Тулузское королевство. Более того, теперь они были конфедератами Рима, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость.
Непосредственно перед вторжением в приделы Римской империи к Валентиниану III, в 451 году было направлено гуннское посольство, с целью убедить римлян в том, что поход будет совершен исключительно против Теодориха — короля вестготов — и Аттила не планирует нарушать мир с самой империей. Одновременно, самому Теодориху было направлено письмо, в котором Аттила предлагает объединить силы гуннов и вестготов для общей борьбы с Римом. Но, эта уловка не удалась. Теодорих принял решение выступить совместно с римлянами против Аттилы. И вовсе не потому, что хотел оказать помощь Валентиниану, он опасался за свой трон, на которой претендовали его сородичи короли остготов, друзья и союзники Аттилы, желавшие подчинить «отпавших» вестготов.
В середине марта 451 года гунны и другие подвластные Аттиле племена начали выступление из Паннонии. Уже к началу июня были взяты крупные города известные сейчас как Амьен, Камбре, Кёльн, Майнц, Реймс, Страсбург и другие. Аттила подошел к Орлеану (в центре Галлии) и осадил его. Если бы он взял город, то смог бы пересечь Луару по мостам, и проникнуть во владения Тулузского королевства вестготов. Но не успел. 14 июня в критический момент, когда стены города были уже пробиты таранами, на помощь Орлеану подошли соединенные армии римского полководца Аэция и короля вестготов Теодориха.
Битва народов
Аттила вынужден был отойти более чем на 200 км к востоку от Орлеана и встать лагерем на обширной равнине в современной провинции Шампань на так называемых Каталаунских полях (местность западнее современного города Труа). Предположительно здесь с конца июня до начала июля 451 года состоялось знаменитое историческое сражение, вошедшее в историю как «Битва народов».
По описанию Иордана (единственный источник, описавший сражение) «великая» битва происходила сумбурно и без особой подготовки. Сначала столкнулись франки с отрядом гунн, в результате в бою погибло 15 тысяч человек с обеих сторон. На следующий день выяснилось, что римляне успели занять более выгодные позиции на холме, расположив с левого фланга войска Аэция, справа — вестготов Теодориха, ну а в центре римский военачальник расположил наиболее слабые войска. Это позволило Аэцию удержать нить сражения в руках.
Аттила медлил, он не торопился вступать в бой. Иордан объясняет это так: во-первых, гуннские жрецы сразу же сообщили своему вождю, что исход сражения ничего хорошего не принесет гуннам, и грозит бедой. Они так же сообщили, что вождь противника будет убит, а сами гунны смогут беспрепятственно покинуть поле боя. Во-вторых, он умышленно тянул время, битва началась поздно, в 9-м часу дня по римскому времени (примерно в 3-м часу дня), чтобы, «если дело его обернется плохо, наступающая ночь выручила его». Все так и случилось. Аттила отдал распоряжение начать бой. Гунны безуспешно атаковали верхушку холма, откуда их сбросили отряды Аэция и старшего сына Теодориха. Аттила вновь повел войска в наступление. Гунны увязли в центре. Благодаря этому вестготы сумели атаковать их правый фланг. Произошла грандиозная беспорядочная резня. Да такая, что в ночной свалке вестготы сами не заметили, как затоптали упавшего с коня своего престарелого короля Теодориха. Чуть не погиб и его сын, который возвращаясь в свой лагерь, в темноте наткнулся на повозки гуннов, был ранен, но спасен своей дружиной. Гунны вынуждены были отойти в свой лагерь. Аттила вывел с поля битвы наиболее боеспособную часть своего войска.
На следующий день битва должна была возобновиться, но было обнаружено тело короля вестготов и ситуация резко переменилась. Сразу же был провозглашен королем сын Теодориха. Он покинул поле боя и поспешил в Тулузу, чтобы утвердить там свою власть, которую могли перехватить его братья. Римляне и гунны после этого так и не вступили в бой. Оставшиеся вестготы ушли в Южную Галлию, вскоре ушли и гунны.
В результате грандиозной битвы обе стороны понесли тяжелые потери. По сведениям Иордана, в битве пало 165 тысяч воинов с обеих сторон, не считая погибших в предыдущую ночь. Аттила не был разгромлен, но вынужден был покинуть Галлию. Обогнув Альпы, он атаковал в следующем 452 году Северную Италию со стороны Паннонии. Взял штурмом города на Адриатическом побережье, и только эпидемия чумы среди гуннов заставила его покинуть Италию и отказаться от взятия Рима.
Но существует и другая версия, изложенная секретарем римского папы Проспером в своей хронике. Якобы папа Лев I в сопровождении знатных римлян встретился с вождем гуннов и уговорил его уйти за Дунай. По версии Прииска, Аттилу, кроме папы Льва, отговорили идти на Рим и его советники. Жрицы предсказывали скорую кончину вождя, если он захватит Рим. Но историки сходятся в одном, что чума среди гуннов явилась гораздо более решающим фактором их ухода из Италии, чем все уговоры.
В 453 году после возвращения из похода на Италию Аттила вновь стал угрожать Византии. Византия была только прикрытием действительных планов вождя гуннов. На самом деле он совершил стремительный рейд на аланов, поселившихся на реке Луаре в центре Галлии. Однако новый король вестготов Торисмунд успел прийти к ним на помощь, и Аттила вынужден был отступить в Паннонию. Но есть свидетельства, что гунны совершили этот поход без своего вождя. Так как он в это самое время готовился к свадьбе.
Свадьба и похороны
Избранницей вождя, а ему уже было около 60-ти лет, стала юная принцесса Ильдико. Точное происхождение Ильдико неизвестно, но предположительно она была дочерью короля бургундов. Девушка, славившаяся исключительной красотой. Свадьба правителя такого масштаба сопровождалась грандиозными приготовлениями, включавшими в себя и дипломатические церемонии.
Но случилось, то чего никто не ожидал. Отважному воину судилось погибнуть не на поле битвы, а на брачном ложе. Аттилу нашли на следующий день в своих покоях в луже крови, а рядом с ним плачущую невесту. Это и породило массу легенд по поводу того, что Ильдико из мести за покоренную гуннами родину убила Аттилу. На самом деле, легендарный полководец умер от кровоизлияния мозга. Вот как описывает это печальное событие Иордан: «…На следующий день, когда миновала уже большая его часть, королевские прислужники, подозревая что-то печальное, после самого громкого зова взламывают двери и обнаруживают Аттилу, умершего без какого бы то ни было ранения, но от излияния крови, а также плачущую девушку с опущенным лицом под покрывалом.
Среди степей в шелковом шатре поместили труп его, и это представляло поразительное и торжественное зрелище. Отборнейшие всадники всего гуннского племени объезжали кругом, наподобие цирковых ристаний, то место, где был он положен; при этом они в погребальных песнопениях так поминали его подвиги. После того как был он оплакан такими стенаниями, они справляют на его кургане «страву» (так называют это они сами), сопровождая ее громадным пиршеством. Сочетая противоположные [чувства], выражают они похоронную скорбь, смешанную с ликованием. Ночью, тайно труп предают земле, накрепко заключив его в [три] гроба — первый из золота, второй из серебра, третий из крепкого железа. Следующим рассуждением разъясняли они, почему все это подобает могущественнейшему королю: железо — потому что он покорил племена, золото и серебро — потому что он принял орнат [знаки власти] обеих империй. Сюда же присоединяют оружие, добытое в битвах с врагами, драгоценные фалеры [боевые награды], сияющие многоцветным блеском камней, и всякого рода украшения, каковыми отмечается убранство дворца. Для того же, чтобы предотвратить человеческое любопытство перед столь великими богатствами, они убили всех, кому поручено было это дело, отвратительно, таким образом, вознаградив их; мгновенная смерть постигла погребавших так же, как постигла она и погребенного…».
После смерти великого гунна осталось много наследников и молодая вдова, даже не потерявшая невинность. Возник вопрос о наследнике: все сыновья претендовали на престол отца, а покоренные племена поддерживали разных царевичей. Большинство гуннов встало на сторону причерноморского вождя Эллака. Но против него выступили остготы. В результате битвы в 454 году Эллак погиб. Рассеянные после поражения гуннские племена заняли разные места. Младший сын Аттилы Эрнак поселился с частью племени в Добрудже, других гуннов более сильные племена оттеснили на восток за Дунай на территорию Византии, где они потом воевали с готами. Часть гуннов, в свое время поддерживающие Эллака с восточных окраин империи перекочевала в Крым, чем обусловила перевес своих крымских собратий над готами.
Последние известия о гуннах Аттилы датируются 469 годом, когда по хронике Марцеллина «голова Денгизириха, сына Аттилы, короля гуннов, была доставлена в Константинополь». Остатки гуннских племен смешались с другими кочевыми племенами, а этноним «гунны» прочно вошел в лексикон авторов VI века для обозначения «варварских» кочевых орд, с побережья Черного моря. Сегодня казанский историк Рафаэль Безертинов называет гуннов не иначе как предками татар.
Гульнара Абдулаева