Игры по русскому языку играть. задание: «Крылатые выражения»
Цели:
- Проверить знания и умения учащихся 5-6 классов по общим вопросам русского языка.
- Развивать творческое воображение учащихся, используя проблемные ситуации, развивать эмоции учащихся, развивать познавательный интерес школьников.
- Воспитывать чувство коллективизма, любви к русскому языку, умение находить выход из трудных ситуаций.
Оборудование: презентация, плакаты.
«Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры...
Поэтому-то изучение и сбережение русского языка является
не праздным занятием от
нечего делать, но насущной необходимостью.
»
А.И.Куприн
«Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща. Свет сквозной.
Небесный дождь, просыпанный по крышам.»
К. Бальмонт
Ход игры
I. Представление команд.
Команда 1.
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
Команда 2.
И пусть острей кипит борьба,
Сильней соревнование:
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
Команды отдают жюри свои эмблемы, произносят названия и девизы.
II. Разминка.
Ведущий: Ответьте, о ком или о чем говорится.
- «Личное дело» ученика для служебного пользования его родителей. (Дневник.)
- Что такое ручкохранилище? (Пенал.)
- Земля, которую может покрутить любой желающий. (Глобус.)
- Его долгожданный звук является божественной музыкой для не выучившего урок школьника. (Звонок.)
- Как называется школьный известняк? (Мел.)
- Предмет, опровергающий поговорку: «Что написано пером, не вырубишь топором». (Ластик.)
- Слово белый по отношению к слову черный. (Антоним.)
- Пишется так же, но смысл другой. (Омоним.)
- Что есть у дерева, растущего в лесу, и у слова дерево, написанного на бумаге? (Корень.)
- Он бывает между корнем и окончанием. (Суффикс.)
- В какую букву надо поместить слово-согласие, чтобы получить продукт таяния снега? (В О да.)
- Именно этим «инструментом», являющимся частью речи, А.С.Пушкин призвал «жечь сердца людей». (Глагол.)
III. Основная часть.
Конкурс 1. Постижение народной мудрости.
Ведущий: Уже давно никто не спорит с утверждением о том, что русский язык – самый богатый в мире. Одной из его ценностей является огромное количество пословиц и поговорок, которые пришли к нам из глубины веков и до сих пор создаются устным народным творчеством. В них выражена народная мудрость, и употребление их в вашей речи поможет сделать ее более яркой, самобытной, интересной. Сейчас я хочу предложить вам ответить на вопросы, вспомнив соответствующие пословицы и поговорки и сформулировав их дословно. В задании могут встретиться и фразеологические обороты, которые приближены к поговоркам.
- Он здоровый в здоровом теле. (Здоровый дух.)
- Часть одежды, которую рекомендуют держать шире. (Карман шире.)
- У него глаза велики. (У страха.)
- Только там бывает бесплатный сыр. (В мышеловке.)
- Ее ждут, сидя у моря. (Погоды.)
- Эта часть предмета бывает золотой. (Середина.)
- Какую еду иногда просит обувь у ее незадачливого владельца? (Кашу – «сапоги каши просят».)
Конкурс 2. «Что это? Кто это?»
Ведущий: В этом конкурсе вам предстоит решить кроссворд.
Подготовленные ученики читают стихотворение А.Шибаева «Слова, слова, слова»:
Всему название дано
И зверю, и предмету.
Вещей вокруг полным-полно,
А безымянных нету!И всё, что может видеть глаз
Над нами и под нами,
И всё, что в памяти у нас,
Означено словами.Они слышны и здесь и там,
На улице и дома:
Одно давно привычно нам,
Другое – незнакомо...Язык и стар, и вечно нов!
И это так прекрасно –
В огромном море – море слов –
Купаться ежечасно!
Ведущий: Ответьте на вопросы: что это? кто это?
Ведущий: Этот конкурс требует от вас определенной фантазии и большого словарного запаса. Но для начала вспомните, какие буквы называют гласными.
Дети:
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовет,
Звук получается гласный.Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребенка,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ведущий: А теперь, пожалуйста, расставьте гласные в предлагаемых вам конструкциях, например так, как показано на доске. (Слайд 9)
Букву Е
БРТ – БеРеТ |
Команды получают задание на карточках:
Букву О
КН – окно Букву У СД – суд |
Букву А БРН – баран Букву И ПРЗ – приз |
Конкурс 4. Редактор.
Ведущий: В этом конкурсе мы проверим ваше умение правильно строить предложения. Вам предлагаются отрывки из детских сочинений. Найдите ошибку в каждом предложении и объясните, почему нельзя так писать.
Ведущий раздает командам тексты:
Конкурс 5. Устная речь.
Подготовленные ученики читают стихотворение В.Шефнера «Устная речь»:
Это так, а не иначе,
Ты мне, друг мой, не перечь:
Люди стали жить богаче,
Но беднее стала речь.
Гаснет устная словесность –
Разговорная краса;
Отступают в неизвестность
Речи русской чудеса.
Сотни слов родных и метких,
Сникнув, голос потеряв,
Взаперти, как птицы в клетках,
Дремлют в толстых словарях.
Ты их выпусти оттуда,
В быт обыденный верни,
Чтобы речь – людское чудо –
Не скудела в наши дни.
Ведущий: В этом конкурсе вам надо соединить фразеологическое сочетание в левой части доски с его объяснением в правой. (Слайд 12)
Ответы: 1Е, 2Д, 3В, 4А, 5Г, 6Б, 7Ж, 8З.
Конкурс 6. Найди ошибки.
Ведущий: Сейчас мы сможем проверить, в какой команде самые внимательные и грамотные дети. Перед вами диктант, написанный учеником, нечасто посещавшим уроки русского языка. Исправьте ошибки в тексте.
За каждую исправленную ошибку команде начисляется по 1 баллу.
Конкурс 7. Веселая грамматика».
Подготовленные ученики читают стихотворение О.Высоцкой:
Существительное – школа ,
Просыпается – глагол.
С прилагательным веселый
Новый школьный день пришел.Встали мы – местоименье,
Бьет числительное семь .
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.Не и ни у нас частицы,
Их нам надо повторять
И при этом не лениться
И ни часу не терять!После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья ох и ах !А потом
У теплой печи
Повторяем
Части речи!
Ведущий: Поработаем с частями речи. От предложенных имен прилагательных образуйте имена существительные. (Слайд 15)
IV. Подведение итогов.
Пока жюри подводит итоги, учащиеся разыгрывают сценку.
Лингвистическая шутка «Несуразные вещи».
Здравствуй!
- Привет!
- Что ты несешь?
- Несу разные вещи.
- Несуразные? Почему они несуразные-то?
- Сам ты несуразный, как я погляжу. Разные вещи я несу. Разные! Понял? Вот несу
мел...
- Что не сумел?
- Отстань.
- Да ведь ты говоришь: «Не сумел!» Что не сумел-то?
- Мел несу!!! Слушать надо. Несу мел. Мишке. Ему же надо будет.
- Ну, если ему жена добудет, так зачем ты несешь?
- Какая жена? Это у Мишки-то жена?! А ты шутник! Я сказал: «Ему же надо будет».
Понадобится, значит.
- Вот оно что...
- А еще новость у меня для Мишки приятная: нашлась та марка, которую он давно
ищет.
- Тамарка?
- Ага.
- И ничего, симпатичная?
- Красивая! Зеленая такая.
- То есть как?
- Зеленого цвета.
- Постой, постой... Это что же: у нее волосы, что ли, зеленые?
- У кого волосы?
- Да у Тамарки-то.
- Что-о?!
- Ну, ты же сам сказал: «Нашлась Тамарка».
- Та! Марка! Марка, понимаешь? Та самая, которую Мишка давно ищет. Понял?
Зеленая такая... Там арка нарисована.
- Ага, все-таки нарисована Тамарка? На марке, значит, Тамарка нарисована, да?
Так бы и говорил!
- Да отвяжись ты со своей Тамаркой, бестолковая голова! Там арка нарисована!
Арка!!! Неужели ты даже этого не можешь понять? Пока, некогда мне.
- Пока! Смотри не растеряй свои несуразные вещи.
- А ну тебя...
- Да! Стой, стой!
- Ну, что еще?
- Привет передавай.
- Кому?
- Известно кому: Тамарке, Мишке и Мишкиной жене.
Гузанова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа в п. Усть-Омчуг»
Слайд 2
Разгадайте шарады.
- 1. Возьмите предлог К, стоящий перед местоимением МНЕ.
- 2. Прибавьте существительное СОН в дательном падеже единственного числа.
- 3. Допишите слово так, чтобы оно отвечало на вопрос ЧТО СДЕЛАТЬ?
коснуться
- 1.Приставка у этого слова обозначает приближение.
- 2.К ней прибавили основу от прилагательного КОСНЫЙ.
- 3.Затем суффикс, который пишется у прилагательных после шипящих и ц под ударением (камышовый, песцовый).
- 4. И суффикс с окончанием, как у существительного ВЫПАДЕНИЕ.
прикосновение
Слайд 3
Неграмотная бабушка из деревни прислала родственникам телеграмму:
Здорова. Прибываю в полном благополучии.
Все отправились на вокзал встречать бабушку, но она не приехала. Что случилось?
Прибывать – приходить, приезжать куда-либо;
Пребывать – находиться где-нибудь или в каком-нибудь состоянии.
Слайд 4
Найдите разносклоняемые существительные во всех предложениях:
1.Кузнец ушёл, пожар свирепствовал ещё несколько времени.
2.Наконец унялся, и груды углей без пламени ярко горели в темноте ночи, и около них бродили погорелые жители Кистенёвки.
3.Губернские чиновники трепетали при его имени.
времени, пламени, имени
Слайд 5
Есть пословица «Семеро одного не ждут». А если было бы не семь человек, а девять? Как бы вы сказали?
Девятеро
Слайд 6
Какое числительное во всех падежах имеет окончание –а?
полтора, полтораста
Сколько окончаний у слова семьсот?
Два окончания, оба - нулевые
Слайд 7
Мы говорим: увеличить в полтора раза. ПОЛ – это половина, а что такое ТОРА?
Слово «полтора» образовалось из «полвтора» (половина второй единицы)
Слайд 8
Число 100 изображается тремя цифрами. Название этого числа – сто – тоже состоит из трёх букв.
Найдите другое число, у которого количество цифр равно количеству букв, составляющих название этого числа.
1 000 000 - миллион (в слове семь букв и семь цифр0
Слайд 9
Какие разряды местоимений различаются только значением? Привести примеры.
Вопросительные и относительные.
Который час?
Часы, на которые я посмотрел, показывали полночь.
Слайд 10
Отгадайте несклоняемое имя существительное.
Линейной меры единица
В соединенье с буквой гласной
Вам скажет сразу, что в столице
Любой увидеть может сразу?
Слайд 11
Образовать существительные общего рода от слов:
- выскочить
- задираться
- ломаться
- не посидеть
- размазать
- трудиться
- выскочка
- задира
- ломака
- непоседа
- размазня
- трудяга
Слайд 12
Почему частица НЕ с прилагательным ПРОСТЫЕ написана отдельно?
Белка песенки поёт
И орешки всё грызёт.
А орешки не простые,
Все скорлупки золотые.
Имеется скрытое противопоставление.
Слайд 13
Установить, в значении каких наклонений выступают глаголы в данных примерах.
1) И будь не я – корпел бы ты в Твери.
2)Эй, пошёл, ямщик!
3) Вы бы чего-нибудь покушали, Пульхерия Ивановна!
1) Повелительное в значении условного.
2) Изъявительное в значении повелительного.
3) Условное в значении повелительного.
Слайд 14
В роли каких частей речи выступает в приведённых ниже предложениях числительное ОДИН?
1) Один рыбак рассказал, что поймал рыбу весом в три пуда.
2) Все ушли, один я остался.
3) Все как один.
4) Один за всех, все за одного.
5) В одно ухо вошло, в другое вышло.
1) Одинрыбак – неопределённое местоимение.
2)Один я остался – частица (только).
3)Все как один – наречие (дружно)
4)Одинза всех, все за одного – существительное.
5) В одно ухо вошло, в другое вышло- прилагательное.
Слайд 15
В каких из приведённых ниже предложений выделенные слова являются числительными?
1)Прошло около четверти часа.
2)Прошла вторая учебная четверть.
3)Ровно в четверть восьмого меня разбудили.
4)Сейчас половина четвёртого.
5)Отрежь от арбуза половину и дай мне.
6)Хозяин с семьёй занимал вторую половину избы.
четверть восьмого, половина четвёртого
Слайд 16
Литература
1.О.Репина. Тесты к школьному учебнику: Русский язык. 6 класс: Справочное пособие.- М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-480 с.
Посмотреть все слайды
Назад
Вперёд
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
- привить любовь к великому русскому языку,
- повысить общую языковую культуру.
- углубить знания учащихся по жанрам фольклора;
- обогатить словарный запас учащихся;
- развивать устную и письменную речь учащихся;
- развить интерес к русскому языку как учебному предмету.
Оборудование: компьютер, принтер, экран
В качестве музыкального оформления используется композиция Игоря Крутого
Ход игры
(Слайд 1).
Вступительное слово учителя. С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребёнок ещё не научился как следует говорить, а его слух уже ловит мамины песенки и прибаутки, бабушкины сказки. Мы вырастаем, идём учиться в школу. Целое море слов целый океан речи подхватывает нас.
(Слайд 2). По определению Владимира Ивановича Даля, удивительного человека, посвятившего всю свою жизнь составлению своего знаменитого словаря: “Слово – исключительная способность человека выражать гласно мысли и чувства свои: дар говорить, сообщаться разумно сочетаемыми звуками, словесная речь”.
И сегодня мы будем разумно общаться и познавать богатый русский язык.
Приветствие команд.
Оценивается название команды, эмблема, девиз.
Разминка.
Для начала предлагаю шутливую, но хитрую разминку.
(Вопросы задаются командам по очереди.)
- Что у цапли впереди, а у зайца позади? (Буква “Ц”)
- Как перечислить по порядку пять дней недели, не называя при этом ни числа, ни названия дня? (Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра.)
- В каком слове отрицание “нет” слышится сто раз? (Стонет)
- Что общего у дня и ночи? (“Ь” знак на конце)
- Что находится между горой и оврагом? (Буква “И”)
- Используйте слово “язык” в разных смысловых сочетаниях. (“Длинный” язык, язык Пушкина, вареный язык.)
(Слайд 3).
В словах нужно правильно расставить ударение.
- Аге′нт, гу′сеница, то′рты, балу′юсь, комба′йнер, те′фтели.
- Ме′льком, мусоропрово′д, вахте′р, щаве′ль, си′лос, кварта′л.
Конкурс знатоков пословиц и поговорок.
Ребята справились с ударением. Сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете пословицы.
(Слайд 4). “Ведь пословица недаром молвится”. Мы вправе гордиться пословицами, которые создал наш народ, и продолжаем употреблять их в своей речи.
К предложенным пословицам разных народов будем подбирать соответствующие по смыслу русские пословицы.
- Дагестанская: “Торопливым людям не хватает мудрости”.
(Поспешишь – людей насмешишь.) - Украинская: “И живи до старости, и учись до старости”.
(Век живи – век учись.) - Киргизская: “Потихоньку далеко пойдешь, а пляской устанешь”.
(Тише едешь – дальше будешь.) - Малайская: “Кончил шить – оборвал нить”.
(Сделал дело – гуляй смело.) - Киргизская: “Чем наполнена посуда, то и выльется оттуда”.
(Что посеешь, то и пожнешь.) - Таджикская: “Еще не знал никто и никогда роз без шипов, удачи без труда”.
(Без труда не вытянешь рыбку из труда.)
(Слайд 5).
Следующее задание – подобрать окончания к поговоркам.
- Сам пропадай – …(а товарища выручай).
- По одежке встречают – …(по уму провожают).
- Семь раз отмерь – …(один раз отрежь).
- Глаза боятся – …(а руки делают).
- С кем поведешься – …(от того наберешься).
- Любишь кататься – …(люби и саночки возить).
Конкурс знатоков фразеологии.
Давайте вспомним удивительные легенды Древней Греции. Ведь именно мифы Древней Греции и подарили нашему языку много ярких и удивительных словосочетаний. Что же означают некоторые из них? (Слайд 6)
- Нить Ариадны (способ выйти из затруднительного положения).
- Сизифов труд (бесполезный, напрасный труд).
- Авгиевы конюшни (очень загрязненное место).
- Ахиллесова пята (слабое, уязвимое место).
Конкурс знатоков грамматики.
(Слайд 7).
Грамматика, грамматика – наука очень строгая.
Учебник по грамматике всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без неё плохое было бы житьё!
Не составить телеграмму и открытку не отправить,
Даже собственную маму с Днем рожденья не поздравить!
Вас ждут грамматические загадки.
- Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины.
К целому полны любовью сердца.
(Р-один-а). - Корень извлечь из начинки несложно,
Приставка в сосуде хранится надежно.
Суффикс в гудении явно услышишь,
Вместе – на темы различные пишешь.
(Со-чин-ени-е).
Игра “Четвертое лишнее”.
(Слайд 8).
А. подлежащее
Б. глагол
В. дополнение
Г. определение
А. существительное
Б. наречие
В. сказуемое
Г. глагол
Викторина.
(Слайд 9) . Кто был создателем первого славянского алфавита?
А. Кирилл и Мефодий
Б. Борис и Глеб
В. Афанасий Никитин
Г.Минин и Пожарский
(Слайд 10). Кто составил “Толковый словарь живого великорусского языка”?
А. Ожегов
Б. Эфрон
В. Даль
Г.Чуковский
(Слайд 11).
– Какое крылатое выражение означает несуществующий в природе продукт, нечто неслыханное, невозможное, предел желаний?
А. птичье молоко
Б. разбитое корыто
В. рог изобилия
Г.журавль в небе
– Как называется искусство красивого письма?
А. пиктография
Б. каллиграфия
В. скоропись
Г. клинопись
Конкурс “Раз! Два! Три!”.
(Слайд 12).
Вставьте пропущенные буквы и угадайте слова
Ответы: фраза, задвижка, стриж, разиня, одуванчик, топорик, рассказ, дворняжка, турист, приказ.
Конкурс “Домашнее задание”.
Заслушаем небольшие рассказы, в которых слова начинаются с одной буквы “П”.
Подведение итогов.
(Слайд 13).
Жюри подводит итоги игры. (Приложение 1)
Награждение.
Заключительное слово учителя.
(Слайд 14).
Мы сегодня вспомнили образные слова и выражения. Но это только капля в море слов. Возможно, эта капля приведет вас к огромному океану слов русского языка, и вы сможете по достоинству оценить его красоту и многообразие.
Список литературы.
- http://www.mista.ru/pogovorki.htm
- Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. – М., 1988.
- light.lifeisphoto.ru
- Водолазькая С.В. Конкурсы, викторины, олимпиады. – М., 2006.
- www.sprinter.ru
- Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. – М., 1999.