История ландшафтного дизайна в россии. История ландшафтного дизайна — от древности до наших дней
Древний мир
Первые упоминания об организованных ландшафтах относятся к VI-II векам до н. э. В это время на территории Древнего Египта, Ассирии и Вавилонии садоводство и ландшафтное моделирование уже сформировались как отдельные области профессиональной деятельности. Чуть позже в Древней Персии появились так называемые "райские сады" для царской забавы - охоты. В Древней Греции и Древнем Риме появились и стали популярными общественные сады при школах, гимназиях, а во внутренних двориках домов возникли небольшие перистили своего рода патио.
Средние века
Суровые времена средних веков способствовали замкнутой жизни людей, сады и садоводство ушло во внутреннюю жизнь человека, «спрятались» за монастырскими и дворцовыми стенами и стали выполнять в основном практическую функцию. В этот период получили распространение «кухонные» и аптекарские огороды при больницах и богодельнях, сады лекарственных растений.
Аптекарские сады и сады-огороды
В разное время к красоте и созданию клумб подходили по-разному. Помимо классических цветочных клумб, где росли великолепные цветники, создавались и удивительные по своей оригинальности и функциональной насыщенности клумбы из овощных культур, зелени и разнотравья. Впервые такие клумбы появились в Европе в XVI веке. Один из самых известных огородов-клумб возник около замка Вилландри, во Франции. Такие сады-огороды радовали взор европейцев на протяжении нескольких столетий. Самое удивительное, что их основу формировали морковь, капуста, свекла и плодовые деревья. Такая клумба будет более чем уместна и в наши дни.
Екатерининские времена
Во времена Екатерины II в России цветы были не в почете. Вместо клумб сад украшала система газонов и дорожек - партер, обсаженный низкими стрижеными кустами и многолетниками. Цветы выращивали отдельно на грядках исключительно в интересах флористики. Вскоре пришла мода на ковровые клумбы - растения на них высаживались в виде геометрического "коврового" узора.
Двадцатый век
В ХХ веке такие клумбы вошли в обиход практически всех городов - они могут быть ковровыми узорами, вазами, часами и даже портретами. Такие клумбы очень эффективны, но для их поддержания требуется много сил. Поэтому постепенно их стали вытеснять «пестрые» клумбы, на которых высаживалось множество растений, постоянно цветущих и сохраняющих без особого труда свою декоративность. Цветы располагались на них в виде ромбов, прямоугольников или полос.
Желание человека быть ближе к живой природе становится все более актуальным с каждым годом. Поэтому в последние годы стали стали популярны клумбы и решения, напоминающие уголки дикой природы. Сначала в таком стиле создавали только альпинарии и водоемы, но сейчас таких решений, похожих на естественные природные группы растений, становится больше.
тема 4 Ландшафтный дизайн
Ландша́фтный диза́йн - искусство, находящееся на стыке трёх направлений: с одной стороны, архитектуры, строительства и проектирования (инженерный аспект), с другой стороны, ботаники и растениеводства (биологический аспект), и, с третьей стороны, в ландшафтном дизайне используются сведения из истории (особенно из истории культуры) и философии. Кроме того, ландшафтным дизайном называют практические действия по озеленению и благоустройству территорий.
В отличие от садоводства и огородничества, основная задача которых имеет сельскохозяйственную направленность (повышение урожайности садово-огородных культур), ландшафтный дизайн - более общая и универсальная дисциплина. Главная задача ландшафтного дизайна - создание гармонии, красоты в сочетании с удобствами использования инфраструктуры зданий, сглаживание конфликтности между урбанизационными формами и природой, зачастую от них страдающей.
Задачи ландшафтного проектирования участков - это, прежде всего, создание гармоничных и красивых ландшафтов, а также оптимизация пространства и реализация возможностей функционально использовать территорию. Грамотное ландшафтное проектирование, которое выполняют опытные специалисты, учитывает назначение территории, ее размер, экологические условия. Более того, удачный ландшафтный дизайн способен во многом изменить к лучшему и исходные данные: создать более благоприятный микроклимат, видоизменить рельеф, сделав его более интересным и привлекательным, улучшить экологию, за счет посадки растений, дающих кислород и фильтрующих атмосферу, устройства искусственных водоемов, увлажняющих воздух.
История ландшафтного дизайна
Как известно, начало ландшафтного дизайна связано с представлением рая на Земле, поэтому не угасает стремление человека создать возле своего жилища райский уголок. Каждый народ имеет свое представление о рае, зависящее от религиозных течений и веяний, природных условий той или иной страны. И как бы человек ни называл свой дом, начиная с античных времен и заканчивая современностью, «замки», «крепости», «дворцы» или коттеджи, - все они неразрывно связаны с Природой, со стремлением к прекрасному. О красоте древних садов мы можем судить по старинным картинам и фрескам, которые сохранились до нашего времени. К примеру, роспись в Садовой комнате в Доме Ливии в Риме, выполненная в I веке до н.э., отражает идеализированный образ райского места. Со сменой эпох менялось и представление о красоте. Сады не являются здесь исключением.
Высокий уровень садового искусства в античный период базировался исключительно на развитой культуре садоводства древнего Востока, которая представляла собой одну из основ мировой культуры садового искусства вообще. Древние римляне и греки использовали сад в качестве жилища столь же часто, как и сам дом. Готическое понимание образности не слишком располагало к дальнейшему развитию искусства сада. Характерной чертой пространственного решения готических садов было их геометрическое деление на участки правильной формы.
Большое значение для развития садового искусства имела эпоха Возрождения. Возникли новые тенденции в развитии мысли, в стремлении личности к свободе, к радостям жизни. Изменились и взгляды на понимание места сада в жизни человека. Сады становятся не только естественным компонентом великолепных поместий феодалов, но и занимают значительное место в городских застройках. Вместо труднодоступных крепостей начинается строительство замков. И ограниченные по площади, стесненные средневековые сады крепостей теперь заменяются обширными садами замков и парками.
Ренессансные сады напоминали «зеленые кабинеты», в которых можно было уединиться среди душистых растений в красивой беседке. Каждый такой участок планировался согласно единственной, только ему предназначенной теме. Соединялись такие «кабинеты» декоративными переходами с аллеями, лестницами, арками и другими садовыми строениями.
Во времена барокко (конец XVI и начало XVII веков) в садах стали модными скульптуры (в том числе и сформированные из зеленых растений), стало больше внимания уделяться цветовому решению садового ландшафта. Этот период знаменателен пышными формами, богатым убранством и роскошью. Одним из самых главных вкладов в искусство сада периода барокко является переход сада в прилегающий ландшафт. Это достигалось либо благодаря созданию специальных смотровых площадок с видом на соответствующий участок, либо фактическим слиянием сада с окружающим ландшафтом путем устройства аллей, тропинок и т.д.
Эпоха классицизма в садовых строениях и планировке отличается строгими геометрическими формами и сдержанностью. Нужно отметить, что смена стилей не происходила стихийно. Стили нагромождались друг на друга постепенно вытесняя более старые веяния. Особенно такое нагромождение стилей обозначилось в XIX веке, где стал преобладать «вещицизм» и приспособление к тому или иному стилю. Отличительной чертой архитектуры данной эпохи стал стиль модерн. И лишь когда Европой овладел дух английского стиля садов и парков, сформировалось правильное отношение человека к природе.
XX век (особенно его конец) отличается революционными преобразованиями в архитектуре зданий и ландшафтном дизайне. Появились новые, совершенно фантастические конструкции в садовой архитектуре. Домашний интерьер стал приближаться к садовому ландшафту, сместились и стали менее заметными границы их разделяющие.
Большой отпечаток на формирование стилей оказывали традиции и культура различных народов. Особенно часто архитекторы прибегали к восточной архитектуре доминирующую роль в которой играли Китай и Япония. Японский бонсай (искусство выращивания растений в сосудах) и китайский ландшафтный Фэн-Шуй использовались дизайнерами всех времен и народов. Рассматривая садовые строения из кирпича и камня, мы упоминали роль стилизованных животных в ландшафтном дизайне Фэн-Шуй. Но этим искусство Фэн-Шуй не ограничивается. Секрет этого искусства (или целой науки) заложен в глубоких знаниях законов природы, которые применяют при формировании ландшафтного участка. Многие считают, что процветание Тайваня и Гонконга связано именно с Фэн-Шуй, так как каждый уважающий себя бизнесмен в этих странах пользуется услугами специалистов данного искусства. Грамотная планировка помещений и садовых участков, тесная взаимосвязь их размещения и расположения относительно сторон света, выбор формы относительно местности - вот отличительная черта Фэн-Шуй. Эти знания законов природы помогают максимально правильно использовать их при формировании ландшафта.
Входу на территорию участка уделяется особое внимание, так он отделяет две условные зоны. Переходя эту границу, простой горожанин становится хозяином. Поэтому ворота являются символом его благополучия и удачливости. Хорошо, когда ворота выполнены в виде арки, то есть, закруглены сверху. Арка символизирует радугу - «небесные врата» и приносит удачу хозяину участка. Точно такой же смысл имеют арки, разделяющие отдельные зоны участка. Они могут быть каменными, деревянными, металлическими или в виде зеленых насаждений. Все зависит от того, в каком секторе участка расположена арка. В южном секторе арка делается деревянной, на юго-западе - кирпичной или каменной, а в западном секторе - желательно делать её из металла.
Размещение дома на участке тоже имеет очень важное значение. Фасад его должен смотреть на юг, восток или юго-восток, менее благоприятное направление фасада на юго-запад или запад и нежелательно северное и северо-западное направление. Через вход в дом проникает благотворная энергия, поэтому важны его парадность и солидность.
Важным атрибутом участка являются садовые строения и цветники. Цветы должны иметь различный оттенок, но их тоже следует размещать по зонам. Так, красные цветы в южном секторе сада приносят удачу, а для запада и северо-запада лучше подходят белые и желтые цвета. На востоке и юго-востоке уместны любые растения, кроме колючих насаждений, которые могут принести нежелательные (колючие) перемены.
Наверное, сейчас невозможно точно определить, где появились первые беседки и другие садовые строения, предназначенные для отдыха. Доподлинно известно, что в Древнем Египте строили деревянные беседки за много веко в. до н.э. Небольшие, легкие с раздвижными дверями садовые домики, напоминающие беседки и навесы, уже много веков строят в Китае и Японии. Среди южных народов всегда были популярны навесы, беседки, перголы, которые помогали укрыться от лучей палящего солнца. Особенно популярны были такие сооружения в странах Средиземноморья, которые нашли свое отражение в греческих портиках и римских колоннадах эпохи Возрождения. Беседки без стен, имеющие в плане форму квадрата или восьмиугольника, уже много веков строят в Англии и Нидерландах. Как правило, они строились на самом видном месте и являлись центром роскошного сада или парка, украшая его своими формами и архитектурой. Такие беседки - газебо были позаимствованы многими европейскими странами и стали широко известны всему миру. Из Европы архитектура беседок перекочевала, а Америку вместе с первыми поселенцами. Первоначально они ставились в садах и приусадебных парках только богатых людей как символ благополучия и связи с Европой. Не обошли стороной беседки и Россию, на которую оказывала большое влияние культура Франции и Англии. Практически ни одна богатая усадьба не обходилась без садовой беседки, в которой проводили досуг наши знатные предки. Вместе с беседками широко применялись деки, навесы, террасы, примыкающие к дому или построенные на склоне холма и имеющие дощатый настил. Над этими сооружениями трудились знаменитые архитекторы, создавая воистину произведения искусства. О внешнем виде садовых строений того времени мы можем судить по многочисленным художественным полотнам, которые сохранились до наших дней. И в настоящее время находится немало любителей архитектурных форм прошедших столетий. Но в архитектуре XX века (особенно в его второй половине) произошел революционный сдвиг. Этому способствовало появление в строительстве новых современных технологий и материалов (пластмассовые и алюминиевые профили, различные виды современной кровли и т.д.). Поэтому в садах и приусадебных парках наших современников можно встретить строения самых разнообразных форм и стилей. Но все они преследуют одну цель - создание уютной зоны отдыха на лоне природы.
Виды ландшафтных работ
Декоративное покрытие садовых дорожек
Живая изгородь
проектирование ландшафтного дизайна
строительство заборов
дорожки и площадки
выбор газона
подпорные стены
строительство прудов и бассейнов
водонапорные сооружения
системы полива
посадки крупномеров
посадка хвойных растений
Законы и приемы ландшафтного дизайна
Рассмотрим основные правила создания ландшафтной композиции, используя гармоничное сочетание свойств пространственных структур: геометрической формы, величины, фактуры, положения в пространстве, цвета, освещенности. Пренебрежение этими правилами ландшафтного дизайна может стать причиной того, что вместо прекрасного, радующего взгляд сада Вы получите лишь беспорядочно размещенные, не связанные между собой элементы.
- Единство и соподчиненность . В построении ландшафтной композиции существует 2 принципа: разделение и объединение. Разделение, ограничение отдельных частей наблюдается при зонировании участка, выделении различных типов пространств. Например, Вы планируете создать в своем саду въездную зону, зону отдыха, огород и сад, детскую площадку, хозяйственную зону и т.д. Каждая из этих зон несет свою смысловую и практическую нагрузку, т.е. она отличается от других по задачам, способам оформления, размерам, форме и т.д. С другой стороны, для того чтобы Ваш сад выглядел гармоничным и целостным, Вам необходимо объединить различные элементы. Для этого необходимо выявить что-то одно, наиболее важное для Вас, и подчинить этому главному все остальные части (это может быть тематическое подчинение, доминирование цвета, формы и т.д.).
- Пропорции. Соблюдение правильных пропорций при построении композиции чрезвычайно важно, так как дисбаланс в пропорциях исказит всю картину сада в целом. Для того, чтобы не ошибиться с выбором пропорций, используйте Закон золотого сечения: при делении отрезка на 2 части бOльшая часть относится к меньшей, как весь отрезок относится к бOльшей части 3:5: При нарушении закона исчезает чувство равновесия и комфорта. Пример: Вы хотите построить композицию из деревьев и кустарников. Чтобы композиции воспринималась целостно, Вы можете выбрать дерево высотой 8 метров, рядом разместить кустарник или некрупное дерево приблизительно 5 метров высотой и завершить композицию высадкой среднерослого 3-метрового кустарника. Таким образом, правило Золотого сечения 8:5:3 позволит Вам добиться правильных пропорций всей группы посадок.
Симметрия и асимметрия. Посадки и другие элементы ландшафтного дизайна могут размещаться в саду симметрично т.е. равноудалено от осевой линии, либо асимметрично. Для сада в формальном стиле подойдут, безусловно, симметричные посадки: это могут быть аллеи по бокам дорожек, симметричные партерные цветники и т.д. Для сада в пейзажном стиле, стиле кантри надо отдать предпочтение асимметрии, свойственной Природе.
Ритм. Это повторение какого-либо элемента ландшафтного дизайна с определенным временным или пространственным интервалом. Интервал может быть систематическим (например, аллея), а может быть и произвольным чередованием.
Контраст. Этот прием использует сильно выраженное различие пространственных форм (светлый темный, большой маленький, высокий низкий, гладкий шершавый и т.д.). Для создания такого эффекта из уже известного нам правила Золотого сечения убираем один элемент 8:5 убираем: Контраста можно добиться на различности форм: пирамидальная плакучая, шаровидная колоновидная; по фактуре: шероховатая глянцевая поверхность листьев; по цвету растений или декоративных элементов.
Нюанс. Это тонкий переход от одного объекта к другому, характеризующийся незначительным различием в свойствах объектов (например, композиция из флоксов светлых тонов с преобладанием белых и некоторого количества розовых цветов; или композиция из хвойников с постепенной сменой цвета от желтого к желто-зеленому, затем ярко-зеленому и, наконец, темно-зеленому тону).
Масштабность. Это свойство композиции, которое объединяет элементы сада по одному какому-либо свойству. Не должно быть так, чтобы элементы становились стеной, ширмой, т.е. необходимо соблюдать прозрачность, элементы композиции должны соответствовать росту человека.
Законы линейной и воздушной перспективы
Перспективой называется зрительное изменение предметов по мере их удаления от наблюдателя.
Линейная перспектива это изменение величины и формы предмета по мере удаления от него:
все параллельные линии в перспективе сходятся на линии горизонта в одной точки
вертикальные линии в перспективе всегда остаются вертикальными;
Воздушная перспектива -изменение цвета,яркости и четкости предмета по мере удаления от наблюдателя. Различные цвета по-разному изменяются по мере удаления от зрителя: желтый цвет становится зеленым; оранжевый – грязно-красным; зеленый – голубовато-синим; фиолетовый цвет растворяется; белый выглядит более эффектно на темном фоне и кажется ближе, чем на самом деле; черный растворяется и светлеет; красный приближает предмет к зрителю, синий, наоборот, удаляет.
Деревья с мягким контуром и с листвой холодного оттенка следует размещать на дальнем плане ландшафта. Там же размещаются синие и голубые пятна цветников и темные хвойные или лиственные композиции.
Построение пейзажной картины.
Пейзажная картина – часть пространства сада, которую визуально (зрительно) можно выделить из общего пространства, мысленно заключив в рамку. Пейзажная картина должна быть целостной, иметь центральный элемент, который не обязательно располагается по центру угла зрения. При этом все элементы пейзажной картины должны просматриваться, не закрывая и не заслоняя друг друга.
Как вы думаете, сколько лет существует ландшафтный дизайн? Не знаете? На самом деле даже историки не могут дать точный ответ. Если говорить о самом названии, то ему всего-то около 200 лет.
А такое понятие, как «обустраивать пространство вокруг своего дома, высаживать деревья и растения», скорее всего, существует с момента возникновения земледелия. По разным данным оно возникло около 9-13 тысяч лет назад.
Фактически история развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.
В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.
Однако в нашем современном понимании – это, всё-таки, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.
Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.
В каждой стране свой стиль
В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.
Давайте посмотрим, как развивался ландшафтный дизайн с самых истоков.
Древние сады
Например, в Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.
В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.
Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.
В Фивах – древнем городе Греции – широкое распространение в то время получила пергола. Это было такое «воздушное» сооружение, украшенное гроздьями винограда или другими растениями, которое тянулось вдоль всей территории двора. А беседки обвивали разные виды роз.
В Персии ландшафтное искусство начало развиваться благодаря созданию специальных парков наподобие сегодняшних заповедников, которые были густо населены различными видами животных: кабанами, львами, парнокопытными. Но создавались эти парки отнюдь не для защиты животных, а для охоты на них.
И персы, чтобы обеспечить себе больший комфорт в процессе охоты, стали разбивать в парках клумбы, цветочные газоны, устанавливать павильоны для отдыха и фонтаны. Именно в Персии появились первые, аккуратно подстриженные живые изгороди , делившие парк на зоны с разным ландшафтом.
В таких странах, как Китай и Япония, пейзажное искусство зародилось в глубокой древности. Садовые стили в этих странах сформировались под влиянием древних философий и исконных религий, которые призывали к единению природы и человека. Садам Китая и Японии свойственна умиротворённость, спокойствие и тишина. В них обязательно присутствовали водные объекты, беседки и камни.
Сады Средневековья и Нового времени
Эпоха Возрождения XIV-XVI веков стала неким рубежом в формировании ландшафтного искусства. В парках той эпохи появилось обилие скульптур, создавались целые скульптурные аллеи, высаживались раскидистые деревья, высокорослые кустарники, создавались искусственные водоёмы.
В XVII веке в моде были классические регулярные парки с прямыми лентами многочисленных дорожек. Примерно в это же время в Европе разделились понятия сад и парк. Сады стали использовать больше для уединения, отдыха. А парки стали местом проведения различных торжеств с большим количеством людей. В парках устраивались театральные представления, концерты, иллюминационные вечерние праздники.
К XVIII веку модное тогда в Европе регулярное направление сменилось пейзажным, пришедшим с Востока. Общественные парки стали ближе к естественной природе. Маршруты дорожек в них продумывались таким образом, чтобы объединить места с самыми красивыми пейзажами.
История ландшафтного дизайна в России
В России ландшафтное искусство развивалось практически в одном темпе с европейским. Однако наиболее свежие течения в России появились, когда Пётр I «прорубил» окно в Европу.
В XVII веке в России появились увеселительные парки и ботанические оранжереи. Особенно популярны были парки-лабиринты, дорожки которых разделялись высокой живой изгородью. А в скором времени клумбам с душистыми цветами пришли на смену цветники с луковичными растениями : нарциссами, тюльпанами, гиацинтами – этакий привет из дружественной Голландии.
Ландшафтный дизайн Новейшего времени
Надо сказать, что смена направлений, стилей, в какой бы то ни было стране, никогда не совершалась стихийно. Стили как бы наслаивались друг на друга, новые веяния постепенно вытесняли более старые течения. В особенности такое наслаивание заметно в период XIX века.
Двадцатый век внёс серьёзные преобразования не только в историю развития ландшафтного дизайна, но и в садовую архитектуру. Появились новые феерические постройки, благодаря которым граница между домашним интерьером и садовым ландшафтом стала практически незаметной.
Сегодня в мире встречаются сады любого направления и стиля. Какого-то безусловного преобладания того или другого стиля не существует. Более того, приветствуется смешение нескольких стилей и использование каких-то креативно обработанных элементов.
Однако история развития ландшафтного искусства на этом не остановилась, она совершенствуется и по сей день. Поскольку людям постоянно приходят на ум какие-то новые идеи. Каждый создаёт сад на свой вкус, и в итоге появляются новые стили. Так и происходит дальнейшее развитие этого прекрасного искусства.
УДК 712.3
Р е ц е н з е н т:
Заремук Р.Ш. - заведующая научным центром сортоизучения и селекции садовых культур и винограда ФГБНУ «Северо-Кавказский зональный научно-исследовательский институт садоводства и виноградарства, доктор с.-х. наук, доцент
Матузок Н.В. – профессор кафедры виноградарства КубГАУ, доктор с.-х. наук, профессор
Максименко А.П.
Ландшафтный дизайн / А.П. Максименко, Д.В. Максимцов. – Краснодар: КубГАУ, 2016. – 139 с.
В учебно-методическом пособии рассматриваются вопросы современного ландшафтного дизайна в соответствии с требованиями к обустройству и озеленению сада.
Учебно-методическое пособие для студентов (бакалавр, магистр), обучающихся по направлению «Садоводство» специализации «Ландшафтный дизайн и декоративное садоводство».
По тематическому плану внутривузовских изданий учебной литературы на 2016 г.
УДК 712.3
©А. П. Максименко, Д.В. Максимцов, 2016
©ФГБОУ ВПО «Кубанский
государственный аграрный
ISBN университет», 2016
ВЕДЕНИЕ............................................................................................................................... 5
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА............................ 6
1.1. Античный период..................................................................................................... 7
1.1.1. Египет....................................................................................................................... 7
1.1.2. Ассиро-Вавилонское садово-парковое строительство............................. 8
1.1.3. Садово-парковое искусство Древней Греции.............................................. 8
1.1.3. Сады Древнего Рима............................................................................................ 9
1.1.5. Эпоха Средневековья (готический стиль)................................................... 10
1.1.5. Сады арабов Испании...................................................................................... 11
1.1.7. Сады эпохи Возрождения................................................................................ 12
1.1.8. Садово-парковый французский стиль (барокко – конец XVI-середина XVIII вв.) 20
1.1.9. Ландшафтное искусство Дальнего Востока.............................................. 22
1.2. XX век........................................................................................................................ 23
1.2.1. Советский период............................................................................................... 23
1.2.2. Ландшафтный дизайн в России...................................................................... 28
1.3 Стили ландшафтного дизайна............................................................................ 35
Контрольные вопросы для самопроверки:................................................................. 40
ГЛАВА 2. ПОРЯДОК И ОРГАНИЗАЦИЯ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА........ 42
2.1. Принципы и методы проектирования.............................................................. 42
2.2. Основные требования ландшафтного дизайна............................................. 45
2.2.1. Методика предпроектной оценки территорий. Ландшафтный анализ 45
2.3. Общие положения.................................................................................................. 45
2.4 Задание на проектирование объекта................................................................ 47
2.5. Комплекс предпроектных работ....................................................................... 49
2.5.1. Инвентаризация на садово-парковых объектах................................... 50
2.6 Стадийность и этапы проектирования............................................................. 55
2.7. Требования к проектированию, составлению и оформлению проектной документации 60
Контрольные вопросы для самопроверки:................................................................. 67
ГЛАВА 3. ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН 69
3.1. Особенности проектирования малых архитектурно-ландшафтных форм..... 69
3.2. Функциональное зонирование........................................................................... 70
3.3. Варианты планировки......................................................................................... 73
3.4. Варианты ландшафтного дизайна........................................................................ 74
3.4.1. Ландшафтный дизайн для небольших участков....................................... 74
3.4.2. Ландшафтный дизайн с акцентом на воде.................................................. 76
3.4.3. Формирование растительных композиций. Виды и их особенности.. 83
3.4.4. Каменный сад................................................................................................... 104
3.4.4. Висячие сады................................................................................................... 107
3.5. Элементы ландшафтного дизайна................................................................. 108
3.6. Современные тенденции преобразования рельефа................................... 110
3.7. Ландшафтный дизайн доступной среды. Современные тенденции формирования открытых пространств для маломобильных групп населения.......................................................................... 111
3.8. Организация пешеходных путей движения и транспортного обслуживания 117
Контрольные вопросы для самопроверки:............................................................... 121
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ ПО ЛАНДШАФТНОМУ ДИЗАЙНУ............................. 122
Библиографический список литературы.................................................................. 137
ВЕДЕНИЕ
Учебное пособие по ландшафтному дизайну разработано в соответствии с учебным планом, программой и предназначено для подготовки бакалавров и магистров по направлению «Садоводство».
Основная цель учебного пособия – приобретение теоретических знаний и развитие творческих подходов, а также практических навыков студентам к проектированию объектов ландшафтной архитектуры различных по характеру использования, создать правильное представление о возможностях разработки проектов внешнего благоустройства и озеленения территорий в соответствие с существующими нормами и правилами. В учебном пособие уделяется внимание анализу объектов ландшафтной архитектуры. Ряд теоретических положений рассматривается в историческом ракурсе, даются ссылки на зарубежный и отечественный опыт создания парков XIX-XX веков в городах Европы и Америки.
Изложение теоретического материала рассматривается с позиций современных градостроительных представлений о формировании систем озеленения как частей планировки городов и отдельных объектов ландшафтной архитектуры.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ И СТИЛИ ЛАНДШАФТНОГО ДИЗАЙНА
Античный период
Зачатки садово-паркового искусства относятся к X-XIII вв. до н.э. Сначала сады носили чисто утилитарный характер: состояли из огорода, плодового сада и виноградника. Разбивку садов осуществляли в основном в регулярном стиле. Внутри сады были огорожены по периметру живыми изгородями. В садах выращивали такие культуры как яблоня, груша, гранат, персик, маслина, апельсин, виноград, овощи и цветочные растения.
Следует отметить, что греческое садовое искусство в своем развитии получило огромный импульс благодаря завоевательным походам Александра Македонского с высокоразвитым садовым искусством Азии была включена в греческую архитектуру.
Египет
Ландшафтный дизайн в Древнем Египте формировался в регулярном стиле. Широкие улицы имели прямоугольный рисунок, соединяющий дворцы и храмы. Таким образом, композиции развертывались в плоскости. Сады Древнего Египта создавались при храмах и дворцах. Вдоль улиц высаживались аллеи из пальм, ближе к храмам устанавливались фигуры сфинксов. В растительном ассортименте кроме местных видов широко использовались редкие ввезенные растения – инжир, гранат, розы, жасмин. Высоко ценились деревья, дающие благовонные масла. Из травянистых были распространены гвоздики, васильки, маки.
Сады Древнего Египта были выполнены в регулярном стиле: квадратный участок обнесен стеной, по периметру высажены деревья, всю центральную часть сада занимает виноградник, устроены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц. В начале сада располагали жилой дом, в глубине – беседки. Устраивались также сады при храмах.
В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими, композиционно-планировочными канонами:
Регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;
Формирование замкнутых композиций;
Наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;
Использование ритма как композиционного приема;
Применением аллейных и рядовых посадок;
Использование экзотов в ассортименте древесных растений.
Сегодня и сами историки не смогут однозначно сказать, сколько сотен или тысяч лет уже распространен ландшафтный дизайн . Обустраивать территорию, прилегающую к своему жилому дому, начали с того момента, когда люди начали осваивать земледелие. По различным сведениям история ландшафтного дизайна насчитывает 10-13 тыс. лет. Можно сказать, что ландшафтный дизайн осваивался практически параллельно с развитием человечества. Это связано с тем, что уже в древности люди были сильно привязаны к природе, ведь именно взаимодействие с природой давало жизнь. Из природы люди получали не только питание, но и одежду и жилье.
Безусловно, взаимодействие с природой изначально направлено на получение хорошего урожая. И лишь позже люди стали уделять внимание эстетическому виду. Как правило, территории, приближенные к дому, обустраивались огородами и грядками. Парковые зоны, которые предназначались для прогулок, отдыха и эстетического созерцания начали обустраиваться в то время, когда появились 1-е знатные и зажиточные люди. Именно тогда и начался рабовладельческий строй, ведь для обустройства больших территорий нужна была рабочая сила. Чем красивее были сады, окружающие жилище, тем богаче считался его хозяин. Именно так можно было сразу определить социальный статус человека.
Каждая страна обладает собственным стилем
По сути, история ландшафтного дизайна в различных странах развивалась одинаково. При обустройстве на территории какой-либо страны дизайнеры опирались на ее историю, обычаи и философию. Как известно, имеются французские, итальянские, японские, а также другие стили. Вовсе не случайно каждый конкретный стиль приписывается конкретно какой-либо стране. Кроме истории самой страны, здесь немаловажную роль играют ее рельеф и климатические особенности. К примеру, регулярные парки, обустроенные на равнинной местности, называются французскими. А парки, созданные на холмистом рельефе, считаются итальянским стилем. Если сады украшены достаточно большим количеством цветов, это свидетельствует об использовании голландского стиля.
Древние сады
Древнеегипетские фрески позволяют узнать историю создания «садов для отдыха» на территории Древнем Египте. Там изображены первые богатые жрецы, которые вкушают сочные фрукты, отдыхая в тени деревьев. Также здесь выращивалось множество ароматных цветов, а водоемы покрывались очаровательными лотосами. При царствовании Клеопатры наиболее популярными в садах считались розы.
Широкую популярность получило сооружение в Вавилоне. Висячие сады Семирамиды имели 4 террасы, каждая из которых возвышалась над предыдущей. На нижних уровнях высаживали высокие деревья , верхние были украшены декоративными кустарниками.
В древних городах Греции часто использовались так называемые воздушные сооружения. Как правило, они украшались виноградными лозами и различными сортами роз.
Персия отличалась множеством уникальных парков, которые чем-то похожи на современные заповедники. Здесь разводили множество видов животных, например, львов, кабанов и различных парнокопытных. Однако стоит отметить, что такие парки создавались преимущественно не для отдыха или защиты диких зверей, а для охоты. Но чтобы охотиться было максимально комфортно, персы сооружали в этих зонах павильоны, фонтаны, цветочные газоны и клумбы. Считается, что именно здесь впервые появились аккуратно подстриженные растения, которые делили парк на различные зоны.
В Японии,а также Китае с глубокой древности начало развиваться пейзажное искусство. Стили оформления территорий в данных странах опирались на их религию и философию. Как правило, стили этих стран были направлены на единение человека с натуральной природой. Именно поэтому такие стили призывают к тишине, спокойствию и умиротворенности. Здесь обязательно присутствовали камни, беседки и различные водные объекты.
В 15 веке в стилях многих стран начали использовать скульптуры. Со временем создавались парки, на которых среди декоративных кустарников , деревьев и водоемов красовались целые аллеи, заполненные скульптурами. Огромную популярность стали получать регулярные парки, которые украшены большим количеством дорожек прямой формы. В 17 веке на территории Европы начали объединять парки и сады, обустраивая территорию для комфортного отдыха, места для уединений и неспешных прогулок. Еще через сто лет в Европе популярность стали получать пейзажные парки. Такое оформление было взято у восточных стран. Благодаря этому в парках выделялась красота именно естественной природы, можно даже сказать нетронутой.
История ландшафтного дизайна в России
Изначально ландшафтный дизайн в России осваивался не так активно, как в других странах. Новые течения в этом направлении стали появляться после того, когда Петром I было «прорублено» окно в Европу. Именно тогда в России стали создаваться ботанические сооружения и парки отдыха. Широкой популярностью стали пользоваться высокие живые изгороди и парки, напоминающие лабиринты. Позже ландшафтные дизайнеры стали уделять внимание и цветам, которые, как правило, привозились из Голландии.
Современный ландшафтный дизайн
В истории ландшафтного дизайна моментальных перемен не происходило ни разу. Можно сказать, что разные стили плавно наслаивались друг на дружку. Со временем более современные веяние начинали заменять старые решения. Подобные перемены можно было наблюдать в 19 веке. Более серьезные изменения в развитии ландшафтного дизайна наблюдаются в 20 веке. Здесь впервые появилось такое понятие как «Садовая архитектура». Благодаря современному взгляду на жизнь и природу дизайнеры начали возводить поистине феерические сооружения. Это позволило практически избавиться от границы между садовым ландшафтом и дизайном интерьера дома.
В современном ландшафтном дизайне приветствует применение одновременно нескольких стилей. Благодаря этому история ландшафтного дизайна продолжается и сейчас, ведь новейшие идеи всегда будут посещать ум человека. Оформление территории в соответствии с определенными требованиями, приводит к тому, что начинают появляться совершенно новые стили. Именно поэтому можно смело сказать, что это прекрасное искусство развивается постоянно.