Какие бывают цели высказывания. Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные, побудительные
По цели высказывания различаются повествовательные, вопросительные и побудительные предложения.
Повествовательные предложения – это такие предложения, в которых о чём-то сообщается, повествуется.
Вопросительные предложения – это такие предложения, в которых содержится вопрос.
Побудительные предложения – это такие предложения, в которых есть побуждение чего-либо к действию.
30. Восклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся с особой выразительной интонацией, выражающей сильные чувства.
Невосклицательные предложения – это такие предложения, которые произносятся спокойным тоном, без ярко выраженных чувств.
21. Второстепенные члены предложения – это такие члены предложения, которые поясняют, дополняют главные или другие второстепенные.
Подлежащее – это главный член предложения, который отвечает на вопросы или падежи кто? что?; обозначает предмет речи и выражено существительным или местоимением в И.П.
Схема разбора подлежащего:
по определению
Сказуемое – это главный член предложения, который обозначает то, о чём говорится о предмете речи и отвечает на вопросы что делает предмет? какой предмет?что такое предмет?
Девочка любит брата.
Девочка опрятная.
Девочка – это ребёнок.
Сказуемое выражается глаголом, именем существительным, прилагательным в полной и краткой формах.
Если сказуемое выражено глаголом, то оно обозначается действие предмета, а если сказуемое выражено существительным или прилагательным, то оно обозначает качество предмета.
32. Нераспространённые предложения – это такие предложения, которые состоят только из главных членов.
Распространённые предложения – это такие предложения, в которых кроме главных членов есть второстепенные члены.
Дополнение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет или лицо. Дополнения обычно выражаются существительными или местоимениями в косвенном падеже.
Определение – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей? и обозначает признак предмета. Определение обычно выражается прилагательным.
Обстоятельство – это второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где? зачем? куда? откуда? почему? когда? и как? Обстоятельства обозначают место , время и способ действия.
Обстоятельства обычно выражаются наречиями или существительными в косвенных падежах.
Однородные члены предложения – это такие члены предложения, которые отвечают на один и тот же вопрос и относятся к одному и тому же члену предложения.
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки и соловьи осенью улетают в тёплые края.
Однородные члены не зависят друг от друга и произносятся с интонацией перечисления. Однородными членами могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.
Колхозница работала на холодном поле, на чёрной земле, на бескрайних русских просторах.
Однородные члены: - обстоятельство
Подлежащее, - сказуемое,
Определение, - дополнение.
Порядок ответа по второстепенным членам предложения
Ласточки, грачи, дрозды, жаворонки, соловьи – это однородные члены предложения, так как они относятся к одному и тому же сказуемому, отвечают на один и тот же вопрос (кто?), обозначают предмет речи и выражены именем существительным в И. п.
33. Синтаксическая роль слова – это то, каким членом предложения слово является.
Простое предложение – это такое предложение, в котором только одна грамматическая основа.
Я читаю интересную книгу. (простое)
Сложное предложение – это такое предложение, в котором две или более грамматических основ.
Я читаю книгу, а Наташа делает уроки (сложное).
– это характеристика предложения в целом.
Синтаксический разбор предложения (простого)
Порядок разбора
1. Вид предложения по наличию грамматических основ (простое или сложное).
2. Вид предложения по цели высказывания.
3. Вид предложения по интонации (восклицательное или невосклицательное).
4. Вид предложения по наличию второстепенных членов.
5. Второстепенные члены (если есть).
6. Однородные члены (если есть).
7. Обращения (если есть).
Я иду в кино. (простое, повествоват., невосклиц., распростран., ничем не осложнено)
Птицы и звери готовятся к зиме (простое, повествов., невосклиц., распростр., осложнено однородными членами).
Я, милая мама, хорошо учусь (простое, повествов., невосклиц., распростран., осложнено обращением).
34. Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложном предложении.
Сложное предложение состоит из двух или нескольких простых предложений. Сложное предложение, как и простое, представляет собой единое целое. Предложения, которые входят в его состав, связаны друг с другом по смыслу и интонацией. Основные средства связи простых предложений в составе сложного: 1. Интонация. 2. Союзы.
В русском языке сложные предложения делятся на 3 группы:
1. Сложносочинённые.
2. Сложноподчинённые.
3. Бессоюзные сложные.
Признаки сложносочинённого предложения
1. Простые предложения в составе такого сложного предложения равноправны по смыслу, самостоятельны, они не зависят друг от друга, они легко употребляются друг без друга (одно без другого).
Всю зиму провела ласточка в подземелье, а девочка ухаживала за ней (сложносочинённое предложение).
2. От одного простого предложения в составе такого сложного предложения нельзя поставить вопрос к другому простому предложению.
3. Сочинительные союзы, используемые в сложносочинённом предложении, употребляются и для связи однородных членов предложения в простом предложении. Это союзы а, но, да, и.
Девочка смотрела на улетающую ласточку, и слёзы закапали у неё из глаз (сложносочинённое предложение).
Дюймовочка плакала и жалела ласточку (простое предложение).
а, но, да (=но) – перед ними всегда ставим запятую (если союзы соединяют однородные члены или простые предложения в составе сложного (сложносочинённого).
Перед союзом и в сложносочинённом предложении ставим запятую, если этот союз соединяет два простых предложения в составе сложного.
Признаки сложноподчинённого предложения.
1. В сложноподчинённом предложении есть главное и придаточное (зависимое) предложение.
2. От главного предложения к придаточному можно задать вопрос, так как одно простое предложение в таком сложном предложении подчинено по смыслу другому.
Ласточка рассказала Дюймовочке, что она поранила крыло о терновый куст (сложноподчин. предлож.).
3. Союз или союзное слово находятся в придаточном предложении.
4. Союзы и союзные слова сложноподчинённого предложения никогда не используются при однородных членах предложений.
Союзы и союзные слова, которые чаще всего используются в сложноподчинённых предложениях, - это подчинительные союзы. Перед ними всегда ставим запятую:
…., что…… …., чтобы…. …..,как будто……
…., если… …., как…. …., потому что…..
…., оттого что…. …, где…. …, когда….
…., который…..
5. Вопрос к придаточному предложению ставится от всего главного предложения или от одного слова в главном предложении.
6. Одно и то же придаточное предложение может стоять перед ними после главного предложения.
Если светит солнце, то на улице тепло (сложноподчин. предл.).
На улице тепло, если светит солнце (сложноподчинен. предлож.).
В сложноподчинённом предложении может быть несколько придаточных предложений.
Я живу в доме, который находится на улице Урицкого, где много зелёных насаждений.
Цель: дать представление о классификации предложений по цели высказывания, развивать устную и письменную речь, чувство языка, воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация на тему «Виды предложений по цели высказывания», учебник М. С. Соловейчик, Н. С. Кузьменко «К тайнам нашего языка» 2 класс, 1 часть, тетрадь – задачник 1 часть.
Ход урока
1. Организационный момент.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики.
Все ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
– Дорогие ребята! Сегодня на уроке русского языка мы с вами отправимся в путешествие, чтобы открыть ещё одну тайну нашего языка. Как вы думаете: «Зачем мы совершаем это путешествие, и чем будем заниматься во время него?» Слайд №1
(Дети строят предположения, основываясь на записанной, на доске теме)
Сегодня мы в путешествие возьмём Антона. Давайте вместе с ним вспомним, что мы знаем о предложении. В этом нам поможет компьютер.
2. Повторение пройденного.
– Как мы выражаем свои мысли и чувства? Слайд №2
– Как в устной речи мы отделяем одно предложение от другого? Слайд №3
– А в письменной речи? Слайд №4
3. Словарная работа.
– А теперь поиграем в нашу любимую игру «дешифровщики». Научим играть Антона и повторим словарные слова.
На доске:
1. Перо, канал (1, 2) - пенал.
2. Сомы, баран, каток(1, 1,1)-собака.
З. Погода, мизинец, коридор (1, 1,3) - помидор.
4. Корень, роза, слова (1, 1, 2) - корова
5. Строка, пустой, газета (2, 1, 3) - капуста.
6. Палатка, ранка, Дашка (3, 1, 1)- карандаш.
– Какие слова мы записали? Как их можно назвать одним словом? (словарные)
– На какие группы можем разделить?
Дети записывают слова с комментированием.
4. Знакомство с новым понятием «диалог» .
– Прочитаем задание к упражнению 202, стр. 89.
– Прочитаем по ролям. Сколько человек участвует в беседе? (Двое)
– Беседу, разговор называют научным словом ДИАЛОГ.
А теперь найдите предложение, которым первое произносит мама.
То, которым сын ей отвечает.
То, в котором он просит её, побуждает что-то сделать.
(1.) Что ты кричишь? 2) Там в лесу кто-то дразнится. 3) Вот послушай…)
Слайд №5
5. Физкультминутка.
(под музыкальное сопровождение)
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головами.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом.
Потом мы руки разведём
И побежим кругом.
6. Работа над новой темой.
Я познакомлю вас с новыми научными словами. А вы будете помогать мне вставлять правильные слова. Итак… Слайд №6
– Как вы понимаете смысл слова «побудительное»?
(Ответы детей)
Вы правильно подумали: «побудительное предложение»- будить-помогать проснуться (отсюда слово будильник), а значит, надо действовать. Побуждение подталкивание к действию, потому и назвали предложения побудительными.
– Найдите среди выбранных нами предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное.
1) Что ты кричишь? (вопрос.)
2) Там в лесу кто-то дразнится. (повеств.)
3) Вот послушай… (побуд.)
– Молодцы!
7. Закрепление.
Следующий пункт нашего путешествия – упражнение 204, с.91 – 92.
– Из какой сказки мы видим героев? (А. Толстой «Приключения Буратино»)
– Кто изображён? Что вы можете сказать об этих героях? (Дети дают ответы).
– Найдите предложения, в которых пропущены знаки препинания.
(– Сядьте, положите руки перед собой
– Кто вас воспитывает)
– Какие это предложения по цели высказывания? (Побудительное и вопросительное.)
– Правильно это побудительное и вопросительное. После записи предложений
В скобках укажем сокращённо какие это предложения. Предложение, которое мы назвали побудительным прочитайте повнимательнее и скажите: это просьба или требование? (Требование)
А как должна прозвучать просьба? (Ответы детей)
8. Подведение итогов.
Слайд №7
– Какую тайну нашего языка мы сегодня открыли?
– Что вам понравилось?
– Кому было трудно?
9. Задание на дом .
– Посмотрите, пожалуйста, на упр.205, с.53. в тетради-задачнике.
– Прочитайте задания. Какого предложения по цели высказывания здесь нет?
– Придумайте его и напишите.
– Какое слово Дениска написал с опиской?
– Почему внутри одного предложения стоят запятые?
– Что вы не поняли? Что хотите уточнить?
(Учитель отвечает на вопросы учеников)
– Это ваше домашнее задание. Слайд №8
Предложением называется единица речи, которая представляет собой сочетание связанных между собой слов, имеющая определенное значение и интонацию. В конце предложения может стоять точка, восклицательный или вопросительный знак, многоточие. Давайте рассмотрим, какие бывают предложения, исходя из разных классификаций.
По цели высказывания
Вот какие бывают предложения по цели высказывания:
- Повествовательные. Сообщают о происходящих процессах и явлениях. Их предназначение – передать собеседнику определенную информацию. Пример: «Это потребует немалой суммы, но, думаю, расходы окупятся».
- Вопросительные. Формулируют вопрос для того, чтобы получить от собеседника определенную информацию. Пример: «Чего же тут непонятного?».
- Побудительные. Служат для побуждения к определенным действиям. Ими выражают приказы, требования. Пример: «Посмотри, что он мне подарил несколько лет назад!».
По интонации
Перейдем к следующей характеристике предложений. Теперь определимся, какие бывают предложения по интонации.
- Восклицательные. Их сопровождает особая усиленная эмоциональность, слово, выражающее определенную эмоцию, выделяется повышением тона. Пример: «Просто от всего этого у меня голова кругом идет!».
- Невосклицательные. Не несут особой эмоциональной окраски. Пример: «Люди, на беду свою, плохо понимают друг друга».
Сложные и простые предложения
- Простым предложением называется синтаксическая единица, у которой между подлежащим и сказуемым существует только одна синтаксическая связь. Пример: «Он пришел». в просто предложении - одна грамматическая основа.
- Сложные предложения представляют собой несколько простых предложений, которые объединены общим смыслом или при помощи союзов. Пример: «Медяки есть, а поискать, так и серебряная денежка сыщется». В сложном предложении - две и более грамматические основы.
Двусоставные и односоставные предложения
В свою очередь, простые предложения подразделяются на:
- Двусоставные. Простые предложения, имеющие два главных члена: подлежащее и сказуемое. Пример: «Солнце светит».
- Односоставные. Простые предложения, имеющие только один главный член: подлежащее или сказуемое. Например: "Стемнело".
Виды односоставных предложений
Рассмотрим, какие бывают односоставные предложения в русском языке:
- Неопределенно-личные. Примеры: «Меня пригласили в гости»; «Все сделали правильно».
- Обобщенно-личные. Примеры: «В этом краю удачи не найдешь»; «Пойдешь направо – коня потеряешь».
- Безличные. Примеры: «Вечереет»; «Ему нездоровится».
- Определенно-личные. Примеры: «Лежу и читаю»; «Вот глядит на это и думает».
- Инфинитивные. Пример: «Вперед! Нам нельзя отступать!».
- Назывные. Примеры: "Любовь."; "Война."; "Надежда."; "Миг.".
- Неполные предложения. В них отсутствует один или несколько главных, либо второстепенных членов, но контекст ясно на них указывает. Пример: «Вы знали? Кого? Ее».
Сложные предложения
Рассмотрим, какие бывают предложения из разряда сложных.
- Сложносочиненные предложения составлены из простых самостоятельных предложений при помощи союзов, которые называются сочинительными: но, а, да, или, либо, и, зато, однако. Существуют также сложные сочинительные союзы: то...то, то ли... то ли, не то...не то. Пример: "Ветер унес тучи, и показалась луна"; "То дочка выглянет в окно, то сын посмотрит на часы".
- Сложноподчиненные предложения состоят из простых предложений, причем одна из частей такого предложения в грамматическом отношении зависима от другой. Части связывают союзные слова и подчинительные предлоги: где, чтобы, что, куда, почему, который, чей. К подчинительным союзам относятся: вместо того, чтобы, несмотря на то что. Союзное слово или подчиненный союз всегда присутствуют только в придаточном предложении. Пример: "Я знаю, что они коллеги"; "Она не хочет, чтобы мы опоздали".
- Бессоюзные предложения. Их части – бессоюзные предложения, обычно самостоятельны, но не всегда имеют равные смысловые права, союзные слова и союзы в таких предложениях отсутствуют. Примеры: "Шел дождь, по крыше стучали капли"; "Услышал стук, открыл дверь".
Распространенные и нераспространенные
В зависимости от присутствия в предложениях второстепенных членов, выделяют:
- Нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения отсутствуют. Пример: «Лето прошло».
- Распространенные предложения. В предложении присутствуют второстепенные члены. Пример: «Это лето прошло незаметно».
Теперь вы знаете, какие бывают виды предложений в русском языке, и больше никогда не будете их путать.
Некоторые люди не знают, как правильно расставить знаки препинания в тексте или даже одном простом предложении. И очень часто над такими людьми смеются, указывают на их ошибки (на письме, в официальных документах, в комментариях в социальных сетях и др.).
Виды предложений по интонации
Предложения, выделяемые интонационно, бывают невосклицательного и восклицательного типа. В основном встречаются предложения первого типа. Это повествовательные предложения, побуждающие. К примеру: Возьми с собой, пожалуйста, картошку. От приятного запаха осени моя душа запела. Мама говорила купить хлеб и газету.
Второй тип подразумевает особое произнесение текста, с тоном и чувством, яркой окраской восклицания. Примером послужат такие предложения: Как же здорово на море! Вот это да! Красотища! Отдай немедленно ей краски!
Предложения по цели высказывания
Здесь различают три подтипа:
- повествовательные;
- вопросительные;
- побудительные.
К первым относят такие предложения, которые либо отрицают что-то, либо повествуют о чем-то. Обычно они заканчиваются многоточием, точкой или восклицательным знаком. Давайте рассмотрим примеры:
- Я люблю море. Однако я не хочу ехать туда по жаре.
- Темнеет.
- Кажется, стало темно…
- Ой, утро наступило!
При повествовательной интонации рассказчик повышает тон вначале предложения и понижает его в конце.
К вопросительным относят и риторические, и обычные предложения. В конце каждого ставится знак вопроса. Примеры: Когда ты уберешь комнату? Что происходит? Как обстоят дела с банком? Ты можешь отдать диск сегодня?
Интонационно такие предложения выражаются рассказчиком в повышении голоса в конце предложения или на самом вопросе.
Третий вид предложений – побудительные. Обычно они заканчиваются точкой или восклицательным знаком и содержат совет, просьбу или призыв, мотивацию, требование, приказ и подобное. На примере: Принеси мне апельсин, будь добр. Позанимайся аэробикой. Не спи! Валя, положи вещи на место!
В случае использования таких предложений рассказчик повышает тон.
Так как русский язык богат и многогранен, встречаются такие ситуации, когда сложно понять, что имелось в виду и где именно необходимо расставить знаки препинания. Но если Вы хотите быть разносторонне грамотным человеком, необходимо знать правила русского языка и уметь оперировать ими.
Для того чтобы правильно прочесть предложение, верно понять его смысл и грамотно расставить знаки препинания, нужно понимать, какими бывают предложения по цели высказывания. Также очень важно уметь определить их видовую принадлежность. Какие же бывают предложения по цели высказывания? В русском языке существует несколько классификаций данных синтаксических единиц, в том числе и относительно цели высказывания, а также специфики произношения.
Виды предложений по цели высказывания и интонации
Уточним, что интонация подразумевает эмоциональное оформление предложения. По цели высказывания предложения бывают:
- Повествовательные.
- Вопросительные.
- Побудительные.
В свою очередь, любое из них может быть как восклицательным, так и невосклицательным - в зависимости от того, с какой интонацией его произносит оратор (со спокойной или эмоциональной).
Повествовательные предложения
Самые распространенные предложения по цели высказывания - это, конечно же, повествовательные. Их задачей является сообщение информации, которая может либо утверждаться, либо отрицаться.
Повествовательное предложение выражает законченую мысль, передающуюся при помощи специальной интонации: главное с логической точки зрения слово выделяется голосом, а в конце фразы тон понижается, становится более спокойным.
За примерами повествовательных предложений ходить далеко не нужно - они на каждом шагу: «Мама купила хлеба», «Весна пришла и принесла с собой тепло», «У Мити - лучшая оценка в классе!».
Вопросительные предложения
Предложения по цели высказывания также бывают вопросительными. Их смысловая задача - передать какой-либо вопрос. Вопросы могут быть разными, от чего зависят подвиды данного типа предложений. В зависимости от цели вопроса и характера предполагаемого ответа выделяют:
Вопросительные предложения бывают разных видов еще и по своему характеру. Это:
Средствами достижения цели вопросительных предложений служат специальная интонация в устной речи, вопросительный знак на письме, а также вопросительные слова (что, как, зачем и т. д.), частицы (разве, неужели) и определенный порядок слов: («Взрослые ходят на работу?», «Кто ходит на работу?», «Куда ходят взрослые?»).
Побудительные предложения
Виды предложений по цели высказыванияимеют еще один, третий, тип - побудительные. Это предложения, которые содержат определенное волеизъявление автора фразы. Их основная задача - побудить адресата к какому-либо действию, и побуждение может быть выражено в разных формах.
- Мольбы: «Умоляю, позволь взглянуть на сына хоть разок!!!».
- Просьбы: «Подай мне, пожалуйста, карандаш».
- Приказа: «Замолчи немедленно!».
- Пожелания: «Выздоравливай поскорее, будь добр».
Побуждение к действию в предложениях данного типа выражается при помощи специальной (побудительной) интонации, формы повелительного наклонения сказуемых и некоторых частиц типа «пускай», «давай», «ну-ка» и т. д.
Предложения невосклицательного типа
Таким образом, какие бывают предложения по цели высказывания, теперь ясно. Что же касается интонационной окраски, то подавляющее их большинство являются невосклицательными. Они произносятся спокойно, без эмоционального надрыва и особого чувства. Чаще всего представляют собой повествовательное сообщение или вопрос, реже - побуждение.
Примеры: «От горячего чая тепло разлилось по всему телу», «Откуда к нам приехал этот мальчик?», «Возьми, пожалуйста, маму за руку».
Восклицательные предложения
Предложения, произнесенные особым тоном и с особым чувством, называются восклицательными. Чаще всего в такой интонации нуждаются фразы, содержащие побуждение, но иметь восклицательный окрас может и любой другой вид.
Предложения по цели высказывания и по интонации бывают:
- Повествовательные восклицательные: «Лето пришло - как же здорово!».
- Вопросительные восклицательные: «Неужели ты никогда не примешь правду?!».
- Побудительные восклицательные: «Отдай мне мою игрушку немедленно!».
Выделение на письме
От того, какие бывают предложения по цели высказывания и интонации, зависят знаки препинания в них.
- Конец невосклицательного повествовательного предложения обозначается точкой: «Вот так и закончилась эта странная история».
- Невосклицательное вопросительное предложение завершается знаком вопроса: «Уехал уже отец?».
- Невосклицательное побудительное предложение тоже в конце имеет точку: «Бросай ты это грязное дело».
- В конце повествовательного, побудительного или вопросительного предложения с восклицательной интонацией ставится соответствующий (восклицательный) знак (в последнем случае - после вопросительного). Если эмоции накалены особенно, то таких знаков может быть три. «И отправился он восвояси!», «Глупый, уйди от края!», «А ты меня отпустишь?!», «Берегись!!!».
- При наличии оттенка незавершенности в конце любого типа предложений может быть троеточие. Например: «Печаль…», «Ну ты вернулся, а дальше?..», «Беги, беги скорее!..».
По цели высказывания предложения бывают, как мы выяснили, трех видов. Русский язык богат и многообразен. В данной статье изложена информация о том, какие предложения по цели высказывания и интонации встречаются в русском языке. Изучить и усвоить ее обязательно каждому, кто хочет говорить и писать грамотно.