Какие молитвы читать перед причастием дома. Молитвы перед исповедью и причастием
Каждый православный человек знает, что жизнь верующего, регулярно посещающего богослужения, просто немыслима без регулярных исповеди и причастия. Однако для людей, только ступивших на стезю православия, многие правила кажутся сложными и непонятными. Как подготовиться к исповеди? Какие читать молитвы перед исповедью? А может, существуют какие-то каноны?
Исповедь
Исповедь - это одно из таинств Православной Церкви. Во время исповеди сверхъестественным и непонятным для человеческого разума образом происходит прощение грехов, в которых человек исповедовался священнику. Исповедь предшествует Причастию, еще одному из одному из главнейших. Дети до 7 лет могут причащаться не исповедуясь, а вот взрослые до Причастия без исповеди не допускаются.
Какие молитвы читать перед исповедью? На самом деле, нет строгого правила вычитывания каких-либо определенных молитв именно перед исповедью, в отличие от Причастия, где просто необходимо читать молитвы, подготавливающие и настраивающие человека на это таинство. Перед исповедью важно нечто другое. Что же именно?
Необходимые условия для исповеди
Для того чтобы исповедь действительно была тем, что от нее ждут, а не каким-то случайным эпизодом в жизни человека, к ней следует подойти сознательно и серьезно. Молитва перед исповедью необходима, как, впрочем, вообще молитва в жизни православного человека. Прежде всего, человек, приступающий к исповеди, должен осознавать свои грехи, каяться в них и иметь твердое желание более их не повторять.
Вроде бы все звучит не так уж и сложно, однако порой очень трудно исполнить эти три правила, нежели просто вычитать определенные каноны перед исповедью. Причина этих трудностей заключается в том, что мы утратили православную веру и несколько поколений прожило до нас, уже не имея веры, что губительно сказалось на духовной жизни целого народа. Духовная жизнь невероятно трудна, вот почему многие люди даже не пытаются начать жить ею.
Осознание греха
Если спросить любого человека, вам ответят: конечно, необходимы молитвы перед исповедью. Православие же говорит, что молитва нужна верующему человеку постоянно, а не только в этом случае. Любой свой шаг человек, взгляд которого устремлен к Богу, должен сопоставлять с Божьей волей, прося у Него благословения на любое начинание.
А перед исповедью нужно, прежде всего, вспомнить свои грехи и осознать, что они действительно ими являются. Многие люди сознательно или бессознательно не считают тот или иной грех грехом. Некоторые просто не знакомы с православным учением и даже не знают, что то, что они совершают, - грех. Они думают, что молитва перед исповедью - этого более чем достаточно, и, не имея ни капли сомнения в своей правоте, идут на исповедь. На самом деле это не идет во благо. Напротив, это губительно для души человека. Такие люди просто превращаются в законников, которые думают, что православная молитва перед исповедью спасет их. Однако все мы знаем, что Господь Иисус Христос обличал книжников и фарисеев, а благоразумный разбойник, висевший недалеко от распятого Спасителя, первый вошел с Ним в рай, хотя не прочел ни одной специальной молитвы. Дело лишь в том, что этот разбойник осознал свой грех, а осознав, раскаялся в нем.
Покаяние
Покаяние - это следующий этап, необходимый для того, чтобы исповедь была совершена во спасение человека, а не в его погибель. Без покаяния вообще жизнь православного человека невозможно назвать правильной. Вся жизнь верующих людей должна быть пронизана покаянием. Каждое утро нужно просыпаться с покаянием на сердце и точно так же засыпать. Без покаяния невозможно наше спасение, и благоразумный разбойник дал нам пример того, как покаяние способно спасти душу человека. А ведь жизнь этого разбойника была очень далека от совершенства! Мы не знаем, сколько злодеяний он совершил, но, скорее всего, немало, иначе бы его не подвергли такой страшной и позорной смерти.
Кроме покаяния, должно еще быть желание не повторять впередь совершенных грехов. Любой верующий человек знает, насколько лукаво его сердце, и что доверять своим чувствам и мыслям опасно. Тем не менее, в момент совершения исповеди должно быть стойкое желание не повторять содеянных грехов, даже если нет четкой уверенности в том, что они не повторятся.
Молитва перед исповедью необходима потому, что она настраивает человека на нужный лад, как это делает музыкант перед исполнением музыкального произведения. Вообще, молитва - это то, что необходимо верующему как воздух, и неважно, перед исповедью она или после нее. Молиться нужно так, как вы привыкли, используя те молитвы, которые вы используете каждый день, например, "Богородице", "Отче Наш", "Верую", молитвы к Ангелу Хранителю, Господу Иисусу Христу.
Святое Причащение
Когда исповедь уже позади, человека впереди ждет еще одно из 7 Таинств Православной Церкви, очень важное и необходимое. Во время Причащения происходит соединение человека со Христом, тело человека становится Его телом, а кровь человека - кровью Христовой. Желательно причащаться регулярно, потому что это таинство помогает верующему человеку справляться с искушениями, которые постоянно встречаются на пути духовной жизни.
Перед Причастием необходимо читать молитвы и каноны, которые предназначены специально для подготовки к этому святому таинству. Как правило, это совмещенные каноны "К Иисусу Христу" и молебный канон "К Ангелу Хранителю и Пресвятой Богородице". В любом молитвослове можно без труда найти эти молитвы и подготовиться к Причастию, внимательно и вдумчиво прочитав их, настроив таким образом душу на нужный лад. Желательно читать их не наскоком за один раз, а за несколько дней, чтобы подготовка была более осмысленной. Молитвы перед причащением и исповедью не приемлют суеты, как и сама духовная жизнь, которую суета просто убивает.
Заключение
Жизнь православного верующего человека заполнена молитвой, с которой он начинает любое дело в своей жизни. Молитва нужна всегда и везде, она служит путеводной звездой и направляет человека по правильному пути. Это общение с Богом, вот почему неважно, читается молитва перед исповедью или нет. Главное - наличие самой молитвы, которая и является своего рода индикатором, указывающим, все ли нормально в духовной жизни человека. Если молитва появляется редко и в крайних случаях, тогда есть повод задуматься, почему такое происходит. И снова есть повод покаяться!
Причастие и исповедь относятся к семи таинствам Святой Православной Христианской Церкви. Долг всякого христианина – веру свою доказывать поступками и делами богоугодными. Это, прежде всего, строгое соблюдение канонов и норм христианского бытия. Причащение – демонстрация готовности души принять Господа всем своим сердцем. Поэтому важно понимать, как подготовиться к исповеди и причастию, дабы не нарушить своим незнанием хрупкую грань между регламентом и ересью. Это вопрос, которому стоит уделить все свое старание.
«И когда они ели, Иисус, взяв хлеб, благословил, преломил, дал им и сказал: примите, ядите, сие есть Тело Мое. И, взяв чашу, благодарив, подал им: и пили из неё все. И сказал им: сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Евангелие от Марка 14:22 – 24)
В христианстве причастие является видимым актом принятия Господа и единения своей души с ним. Сила причащения сравнивается с медицинским пониманием очищения крови. Как кровь человека бывает пропущена сквозь множество фильтров и влита ему обратно, дабы очистить тело от хворей, так и причащение есть акт освобождения души от греха и принятия чистой, светлой Божественной материи. Отделяя грехи от себя, отрекаясь от жизни неправедной, человек познает истину в Боге, достигая Вечности.
- «Благословен тот, кто принял в себя Тело Христово, тем самым, дав себе возможность отринуть все то, о чем следует печалиться и стыдиться. Очистив человечество своей жертвой на кресте от греха и смерти, Иисус дал возможность нашей душе прийти к Богу и получить вечную жизнь. Причащаясь, мы получаем благословенное исцеление душе, ибо велика сила Святого Духа, дающая надежду на обретение вечного счастья.» (Никодим Благой, иеромонах)
Вкушение плоти и крови Христовой стало символом принятия Святого Духа в сердце человеческое. Это то, что делает нас с Иисусом единым целым, яко же и Он един в Духе с Владыкой Небесным. История Причастия началась в тот самый момент, что назван впоследствии Тайная Вечеря. Преломив хлеб и разделив вино с Апостолами, Христос дал им вечную жизнь и единение с Богом, наставив так поступать с каждым человеком, который принял Господа в жизнь свою.
Причастие (Евхаристия) по праву называется вершиной человеческого общения с Богом, ибо все остальные священнодействия (таинства) – это шаги по подготовке к самому важному акту православного христианина – единению Святого Духа и человека, творения Божьего.
К Причастию допускается только тот человек, кто познал эти таинства:
- Крещение – это важный шаг принятия Бога Единого властелином над своею душой. Ибо не принявший Бога, как Всевышнего Создателя и Повелителя, не может впустить в себя его Святой Дух и принять всем естеством своим того, кто сотворил плоть и душу человеческую из тлена. Нужно вначале принять таинство Крещения, дабы Ангелу-Хранителю дозволено было провести вас тропой праведной к Небесному Создателю.
- Исповедь. Без покаяния не уйдут грехи, оставаясь тяжким бременем на душе и, закрывая Святому Духу путь в ваше сердце и разум, не позволят Ангелу-Хранителю наставлять человека на путь праведный. Изливая в церкви свою печаль и раскаявшись, отринув грехи, человек становится чистым сосудом для принятия Божьего благословения и его милостей.
Принимая в себя Христа, мы обожествляемся, становимся причастными к его величию и замыслу. Евхаристия (Причастие) – есть суть христианской церкви, ее основа, которая является гарантией присутствия Святого Духа. Без постоянного причащения Телу Христову человек теряет связь с Богом. Тем самым накапливая грехи и зло, тонет в пучине дьявольских ловушек, становясь в ряды отринувших Бога грешников.
Как приготовить свое тело и душу к Причастию
К священнодействию принятия Христовых Даров следует готовиться не столько физически, сколь обрести душевную способность быть сопричастным Богу. Ведь невозможно дать Ангелу-Хранителю силу вести себя по жизни земной, не будучи напоенным светом и благостью Веры Христианской. Ибо грехи будут сковывать чресла, а камни на сердце тянуть в пучины Преисподней. Не освободив себя от их тяжести, мы не сможем обрести сопричастности Святому и Чистому Создателю.
Основы подготовки к таинству – молитва, покаяние и пост:
- Строгий недельный пост, без вкушения скоромных продуктов, дабы очистить тело от всякой скверны физической.
- Обязательное Богослужение вечером в церкви.
- Строгость в отказе вкушения пищи в день Причастия и до самого свершения таинства. Дух Святой должен первым проникнуть в плоть, поэтому надо с полуночи прекратить прием всяких яств и пития.
- Важно читать покаянный канон и молитвы накануне дома, для приготовления души к принятию Святых Таинств.
- Присутствие в храме и старательная молитва на всем протяжении Божественной литургии перед священнодействием.
- Обязательное покаяние и получение прощения за грехи свои. Перед Причастием надо освободить свое сердце от тягот греховных.
- Разрешение и благословение священником к таинству Вкушения Плоти Христовой. Без этого не допускается христианин к Причастию, ибо сомнение есть в готовности его принять Святые Дары.
- Без обязательной исповеди ко Причастию могут быть допущены исключительно дети неразумные до семи лет и те, кого преследует смертельная болезнь.
Это приготовление в церковной практике имеет название – говение. Его часто путают со значением слова – пост, но это ошибка. Говение – это не столько воздержание тела от пищи, сколько подготовка своего разума к принятию блага в себя, способности быть с Богом в единстве и неделимости. Ведь чтобы принять Высший Смысл в себя, нужно быть готовым к нему – очиститься от порока и греховных мыслей, что являются препоной для Святого Духа. Говение начинают за неделю перед причащением.
Важно! К приготовлению тела для принятия Причастия относится не только отречение от пищи и истовое моление, но и полный отказ от плотских утех. Нужно на этот срок полностью прекратить супружескую жизнь, а в случае плотского жара читать утешительные молитвы, дабы бес похоти отпустил и не вводил во грехи блуда и прелюбодеяния.
Канонические молитвы – подготовка к святому таинству
Важной составляющей говения являются молитвы перед исповедью и канонический молебен в течение всей недели подготовки к Причастию. Также обязательно обращение к Всевышнему и Ангелу-Хранителю об освобождении души из плена греховного. Достижение разумом чистоты определяет готовность вашу к принятию Святого Духа и дальнейшей безгрешной поступи по земному пути к Высям Небесного Рая.
Первой следует молитва перед исповедью – она должна помочь подготовить сознание к покаянию, что будет залогом спасения души. Исповедь в обязательном порядке первенствует, ибо в покаянии обретете спасение. Далее батюшка смотрит на готовность вашу к принятию Святых Даров. Возможно, что, наложив епитимию, он воспретит вам причастие до выполнения неких шагов по очищению или осознанию грехов – молитва, поклоны, помощь страждущим или иное богоугодное дело.
Затем последовательно читают каноны перед причастием, обязательные для подготовки принятия душой Святых Даров. Их нужно читать дома, в покое и вдумчивости, не отвлекаясь на мирскую суету.
- Покаянный канон Господу Всесвятому Иисусу Христу.
- Молебный канон к Богородице, Пречистой Матери Господней.
- Ангелу-Хранителю – канон покровителю Небесному.
- В заключение – Последование ко Причастию.
Памятка верующему: как проходит таинство Причастия
Как уж упоминалось, сам процесс принятия Причастия начинается с вечернего Богослужения в храме. Не забудьте поставить свечу перед ликами Святой Троицы, Матери Небесной и Ангелу-Хранителю, вашему земному покровителю и заступнику перед Всевышним. Эта свеча – символ вашей веры и жертва перед Православной Христианской Церковью.
- После вечерней службы уже не едят и не пьют.
- Утром, перед литургией, нужно читать молитву Ангелу-Хранителю и Псалмы из Последования к Святому Причастию.
- Лучше накануне получить разрешение на Причастие, и пройти покаяние (исповедь) в церкви – во время воскресной службы может быть много страждущих на исповедь.
- В храм приходят рано утром до наступления времени начала Божественной литургии. Всю службу стоят до конца.
- В конце наступает время причащения к Плоти и Крови Христовой.
Правила учинения обрядов и таинств Святой Церкви строго определяют последовательность принятия Христовых Даров:
- Пусть первыми принимают их Божьи слуги – епископы и пресвитеры, затем диаконы с иподиаконами, чтецы и остальной чинный люд.
- Потом наступает черед женщин – диаконисы, девицы, вдовицы.
- Далее, не толпясь, пропускают вперед детей.
- По порядку со смирением и стыдливостью, благоговея перед важностью момента, каждый принимает в себя Святые Дары Господни, ибо нет ничего выше понимания вашего единения с Богом.
- Когда подошла ваша очередь, перекреститесь и поцелуйте край Чаши, приняв освященное вино и антидор.
- Когда священник дает вкусить вам Святые Дары, сложите смиренно руки на груди.
- После целуют напрестольный крест в руках батюшки. Помните, что из церкви не уходят без целования креста.
- В заключение ставят свечи за здравие своей души и близких перед иконами Святой Троицы, Богородице, Ангелу-Хранителю, а затем за упокой тех, кто вам был дорог, но покинул грешную юдоль.
Важно! К Святым Христовым Дарам нужно подойти в состоянии полного душевного умиротворения и покоя. Отбросьте все грехи и тревоги, ибо получили вы отпущение им. Простите обидчикам, ибо, не простив других, не достойны сами прощения будете.
Особенные случаи
При описании традиционного причащения следует указать на возможные исключительные случаи, когда обычный уклад таинства может претерпеть изменения. Правила допускают проводить упрощенную процедуру принятия Святых Даров в случае, когда нет возможности по здоровью чинить говение.
Дети – безгрешные агнцы
Православная Церковь не подходит сурово к детям, возрастом до семи лет, ибо они есть создания безгрешные и светлые душой. Любая мать может привести чадо в храм, чтобы оно получило возможность вкусить Даров Христовых. Грехи не обуяли его невинную душу, поэтому нет нужды претерпевать долгую процедуру исповеди.
- По возможности и разумению чада старайтесь приучать его к молитве. Главная молитва, с которой начинают православное духовное образование дитя – Ангелу-Хранителю. Хорошо, если ребенок будет ее произносить на сон грядущий, это убережет его от зла и даст успокоение к ночи.
- Текст молитвы можно выучить наизусть, пока малыш не умеет читать – это забота родителей, как старших наставников.
- Приучая ребенка к соблюдению церковных правил, проявляйте мягкую настойчивость. Не нужно, чтобы дорога к Богу вызывала у дитя неприятие и протест. Бог – это любовь, и дорога к нему должна быть полной добра.
- Соблюдение поста малым чадом не считается обязательным. Господь милостив в этом случае и не желает такой жертвы от растущего организма.
Больные и не способные выдержать испытание по здоровью
В этом случае не стоит хитрить и выдавать мнимую хворь за неразрешенную проблему здоровья – Господь все узрит. В список исключений входят только те, кто действительно не имеет возможности без вреда для жизни преодолеть череду испытаний.
- В это число входят немощные старики или больные люди. Невозможность самостоятельно пройти таинство исповеди допускает в таком случае приход священника домой. Необходимость покаяния несомненна, ведь жизнь человека может оборваться в любую минуту. А пост и полный перечень молитв считается не обязательным. Хорошо если сохраняется возможность читать канон, чтобы, покинув наш мир, душа обрела покой, ибо сняла с себя все грехи земные, и чистою вознеслась на Небеса.
- Особой милостью пользуются беременные женщины. Новая жизнь – наивысший смысл продолжения мироздания, пост и говение не обязательно для них, так как может быть пагубным для здоровья матери и дитя. Важными считаются молитвы, дабы чаду передалась Божия благодать. Особенно способствует благополучному вынашиванию плода канон Ангелу-Хранителю, чтобы берег и защищал частицу Божьего мироздания, которая взрастает во чреве материнском.
В заключение следует наставить православного человека на то, чтобы не забывал принимать Тело и Кровь Христову не реже раза в год. Обычно христиане восточного обряда причащаются в Великий Пост, дабы пред Светлым Праздником Воскресения Господня предстать с чистым сердцем и светлою душой. Но этот срок лишь условность – причащение должно происходить по велению и необходимости. Если ваши помыслы стремятся к искуплению греха и принятию в себя Святого Духа, обязательно следуйте им и принимайте таинства чаще.
Центральное место в жизни православного христианина занимает участие в общей молитве и причастии. Оно совершается на каждой Литургии. Но приобщаться к таинству принято несколько раз в год - после серьезной подготовки. Молитвы, читаемые перед Причастием - важная часть процесса.
Что такое Причастие
Это Таинство, которое признают все традиционные церкви, а не просто благочестивый обряд. Совершается во время Евхаристии. Причастие - возможность для человека соединиться с Самим Христом. К этому стремится каждая христианская душа.
Чем же продиктована необходимость причастия для верующих?
- Это пожелание Иисуса Христа, данное Им перед своим распятием, во время Тайной вечери.
- Во время таинства происходит слияние человека и Бога - непостижимым образом, которое может быть познано только верой.
- Прощаются и очищаются любые грехи, в которых принесено покаяние.
- Детям также необходимо Причастие, но подготовка для них более щадящая.
Молитвы перед Причастием читаются во все время подготовки, которая занимает от трех дней до недели. Срок устанавливается священником, в зависимости от того, насколько он находит верующего готовым (или слабо подготовленным). Обычно, если прихожанин редко появляется на службе, не считает нужным придерживаться постов, его благословляют поститься в течение недели.
По-церковному этот период называется «говение». Это понятие включает не только телесное воздержание от некоторых видов пищи, но и духовую борьбу с грехами.
Что делать перед причастием
Надо вникнуть в свое внутреннее состояние. Взять под контроль эмоции, чтобы уста не произносили гневных и осуждающих слов. Читать Писание, разбирать его. Желательно отказаться от просмотра телевизора, пребывания на развлекательных сайтах, вообще любого праздного проведения времени.
У тех, кто постоянно живет церковной жизнью, проблемы другого порядка. Все делается по привычке - читаются молитвы перед исповедью и причастием, духовная подготовка может стать чем-то механическим, без участия души. Таким людям мудрые пастыри советуют чаще открывать Священное Писание. В первые века Церкви христиане гораздо больше времени посвящали его изучению, чем принято сейчас. Великим постом в храмах читают книгу пророка Исайи, это будет очень полезное чтение и во время говения.
На протяжении поста не надо выискивать грехи у тех, кто живет с вами под одной крышей, требовать от них исполнения церковных правил. Пост не должен становится поводом для гордости. Если человек хвалится своим воздержанием - это не то что угодно Господу. Что же сделать, чтобы получить благословение?
- Накормить голодного.
- Дать приют путнику.
- Одеть того, кто в этом нуждается.
Конечно, здесь также подразумевается любая другая посильная помощь, которую христианин может оказать окружающим. Например, сегодня при разных храмах и монастырях действуют волонтерские программы, к которым можно присоединиться. Молитвы читаемые перед причастием таким человеком Господь обязательно примет, потому что он сотворит волю Божию.
Многие совершают ошибку, придавая основное значение тому, какие продукты нельзя есть. Доводят себя до состояния бессилия, срываются на домашних, коллег - это уже крайности, которых следует избегать. Такой пост не пойдет во благо, он лишь умножает грехи.
Какие молитвы читать
Какие молитвы читать перед причастием? Этот вопрос задают многие новоначальные. Чтобы не путаться, лучше купить специальную книжечку с нужными текстами. Она найдется в любой церковной лавке. Поскольку говение включает обязательное участие в церковных службах, можно носить ее с собой - читать, когда выдается время. Обычно в очереди на исповедь многие читают каноны.
Самым важным этапом является покаяние. Если священник может принять во внимание телесную немощь и «засчитать» пост, который совершался не по всем правилам, то без исповеди ни в одном храме к Чаше не допустят. Исключение составляют младенцы и люди, накануне принявшие крещение (но такое случается лишь раз).
Причастие - видимый знак невидимой духовной жизни, богообщения, в которое вступает член Церкви. Без стремления к улучшению, осознания своих грехов, такое общение является невозможным. Господь ждет от нас деятельного участия в собственном спасении. Он уже сделал все, что мог. Православные должны лишь прочитать молитвы перед Причастием, несколько дней попоститься и сходить на исповедь.
Молитвы читаемые перед причастием
Псалом 22
Госпо́дь пасе́т мя, и ничто́же мя лиши́т. На ме́сте зла́чне, та́мо всели́ мя, на воде́ поко́йне воспита́ мя. Ду́шу мою́ обрати́, наста́ви мя на стези́ пра́вды, и́мене ра́ди Своего́. А́ще бо и пойду́ посреде́ се́ни сме́ртныя, не убою́ся зла, я́ко Ты со мно́ю еси́, жезл Твой и па́лица Твоя́, та мя уте́шиста. Угото́вал еси́ пре́до мно́ю трапе́зу сопроти́в стужа́ющим мне, ума́стил еси́ еле́ом главу́ мою́, и ча́ша Твоя́ упоява́ющи мя, я́ко держа́вна. И ми́лость Твоя́ пожене́т мя вся дни живота́ моего́, и е́же всели́ти ми ся в дом Госпо́день, в долготу́ дний.
Псалом 23
Госпо́дня земля́, и исполне́ние ея́, вселе́нная, и вси́ живу́щии на ней. Той на моря́х основа́л ю есть, и на река́х угото́вал ю есть. Кто взы́дет на го́ру Госпо́дню? Или́ кто ста́нет на ме́сте святе́м Его́? Непови́нен рука́ма и чист се́рдцем, и́же не прия́т всу́е ду́шу свою́, и не кля́тся ле́стию и́скреннему своему́. Сей прии́мет благослове́ние от Го́спода, и ми́лостыню от Бо́га, Спа́са своего́. Сей род и́щущих Го́спода, и́щущих лице́ Бо́га Иа́ковля. Возми́те врата́, кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная; и вни́дет Царь Сла́вы. Кто есть сей Царь Сла́вы? Госпо́дь кре́пок и си́лен, Госпо́дь си́лен в бра́ни. Возми́те врата́, кня́зи ва́ша, и возми́теся врата́ ве́чная; и вни́дет Царь Сла́вы. Кто есть сей Царь Сла́вы? Госпо́дь сил, Той есть Царь Сла́вы.
Псалом 115
Ве́ровах, те́мже возглаго́лах, аз же смири́хся зело́. Аз же рех во изступле́нии мое́м: всяк челове́к ложь. Что возда́м Го́сподеви о всех, яже воздаде́ ми? Ча́шу спасе́ния прииму́, и и́мя Госпо́дне призову́, моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его́. Честна́ пред Го́сподем смерть преподо́бных Его́. О, Го́споди, аз раб Твой, аз раб Твой и сын рабы́ни Твоея́; растерза́л еси́ у́зы моя́. Тебе́ пожру́ же́ртву хвалы́, и во и́мя Госпо́дне призову́. Моли́твы моя́ Го́сподеви возда́м пред все́ми людьми́ Его́, во дво́рех до́му Госпо́дня, посреде́ тебе́, Иерусали́ме.
Сла́ва Отцу́ и Сы́ну и Свято́му Ду́ху, и ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь.
Аллилу́ия. (Трижды с тремя поклонами)
Настоящее покаяние
Перед обрядом покаяния в грехах существуют особые молитвы. Но специально читать их не нужно. Это сделает священник перед тем, как начать индивидуальную исповедь. Следует внимательно ее выслушать, когда батюшка скажет - вслух назвать свое имя. Затем каждый подходит к аналою (подставка, где лежат крест и Евангелие). Священное Писание и Распятие должны напоминать грешнику, что он находится перед лицом Самого Христа.
Многих охватывает понятное смущение, нежелание признаваться в грехах перед незнакомым человеком. Его следует преодолеть, называть свои промахи кратко, указывая не подробности, а самую суть. Священник же нужен по нескольким причинам:
- Он является свидетелем вашего покаяния, исповедь же принимает Христос.
Люди часто склонны преуменьшать свою вину, а других очернять. Опытный священник не даст этому случиться, обличая человека, приводя к осознанию собственных, а не чужих промахов. В противном случае таинство превращается еще в один грех.
- Духовник свидетельствует и о том, что Господь принял покаяние.
После окончания исповеди, священник накрывает склоненную голову христианина епитрахилью (часть облачения), читает разрешительную молитву. Также он имеет право не допустить до таинства, если имеются очень тяжкие грехи - это разврат, убийство (в том числе аборт), хула на Бога и родителей. Делается это для того, чтобы человек не причащался себе во вред, а не ради наказания. Епитимья дается как духовное лекарство - горькое, но необходимое для выздоровления.
Спасение души - вот цель, которой должен желать каждый верующий. Достигнуть ее непросто, но возможно. Средства спасения доступны всем - молитва, участие в богослужении, покаяние и Причастие. Спаси вас Христос!
Молитва перед исповедью (Преподобного Симеона Нового Богослова)
Боже и Господи всех! Всякаго дыхания и души имый власть, Един исцелити мя могий, услыши моление мя, окаяннаго, и гнездящагося во мне змия наитием Всесвятаго и Животворящаго Духа умертвив потреби: и мене нища и нага всякия добродетели суща, к ногам святаго моего отца (духовнаго) со слезами припасти сподоби, и святую его душу к милосердию, еже миловати мя, привлецы. И даждь, Господи, в сердце моем смирение и помыслы благи, подобающия грешнику, согласившемуся Тебе каятися, и да не вконец оставиши душу едину, сочетавшуюся Тебе и исповедавшую Тя, и вместо всего мира избравшую и предпочетшую Тя: веси бо, Господи, яко хощу спастися, аще и лукавый мой обычай препятствием бывает: но возможна Тебе, Владыко, суть вся, елика невозможно суть от человека. Аминь.
Исповедь (покаяние) - одно из семи христианских Таинств, в котором кающийся, исповедующий свои грехи перед священником, при видимом прощении грехов (чтении разрешительной молитвы), невидимо разрешается от них. Самим Господом Иисусом Христом. Таинство это установлено Спасителем, сказавшим Своим ученикам: «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите (развяжете) на земле, то будет разрешено на небе» (Евангелие от Матфея, гл. 18, стих 18).Ив другом месте: «Примите Духа Святого: кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Евангелие от Иоанна, гл. 20, стихи 22-23). Апостолы же передали власть «вязать и разрешать» своим преемникам - епископам, которые в свою очередь при совершении Таинства рукоположения (священства) передают эту власть священникам.
Святые отцы называют покаяние вторым крещением: если при крещении человек очищается от власти первородного греха, переданного ему при рождении от наших прародителей Адама и Евы, то покаяние омывает его от скверны собственных грехов, совершенных им уже после Таинства Крещения.
Для того, чтобы Таинство Покаяния совершилось, со стороны кающегося необходимы: осознание своей греховности, искреннее сердечное раскаяние в своих грехах, желание оставить грех и не повторять его, вера в Иисуса Христа и надежда на Его милосердие, вера в то, что Таинство Исповеди имеет силу очистить и смыть по молитве священника чистосердечно исповеданные грехи.
Апостол Иоанн говорит: «Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас» (1-е Послание Иоанна, гл. 1, стих 7). В то же время от многих приходится слышать: «Я не убиваю, не ворую, не
прелюбодействую, так в чем же мне каяться?» Но если мы внимательно познакомимся с Божиими заповедями, то обнаружим, что грешим мы против многих из них. Условно все прегрешения, совершенные человеком, можно разделить на три группы: грехи против Бога, грехи против ближних и грехи против самого себя.
Неблагодарность Богу.
Неверие. Сомнение в вере. Оправдание своего неверия атеистическим воспитанием.
Вероотступничество, малодушное молчание, когда хулят веру Христову, неношение нательного креста, посещение различных сект.
Упоминание имени Божия всуе (когда имя Бога упоминают не в молитве и не в благочестивом разговоре о Нем).
Клятва именем Господа.
Ворожба, лечение у бабушек-шепотуний, обращение к экстрасенсам, чтение книг по черной, белой и прочим магиям, чтение и распространение оккультной литературы и различных лжеучений.
Мысли о самоубийстве.
Игра в карты и прочие азартные игры.
Невыполнение утреннего и вечернего молитвенного правила.
Непосещение храма Божьего в воскресные и праздничные Дни.
Несоблюдение постов в среду и пятницу, нарушение других постов, установленных Церковью.
Неусердное (некаждодневное) чтение Священного Писания, душеполезной литературы.
Нарушение обетов, данных Богу.
Отчаяние в трудных ситуациях и неверие в Промысел Божий, опасение старости, нищеты, болезни.
Рассеянность на молитве, мысли о житейском во время богослужения.
Осуждение Церкви и ее служителей.
Пристрастие к различным земным вещам и удовольствиям.
Продолжение греховной жизни в одной надежде на милосердие Божие, т. е. чрезмерное упование на Бога.
Пустая трата времени на просмотр телепередач, на чтение развлекательных книг в ущерб времени для молитвы, чтения Евангелия и духовной литературы.
Утаивание грехов на исповеди и недостойное причащение Святых Тайн.
Самонадеяние, человеконадеяние, т. е. излишняя надежда на собственные силы и на чью-то помощь, без упования на то, что все в руках Божиих.
Воспитание детей вне христианской веры.
Вспыльчивость, гнев, раздражительность.
Высокомерие.
Лжесвидетельство.
Насмешливость.
Скупость.
Невозвращение долгов.
Неуплата за труд заработанных денег.
Неоказание помощи нуждающимся.
Непочитание родителей, раздражение их старостью.
Непочтение к старшим.
Неусердие в своей работе.
Осуждение.
Присвоение чужого - воровство.
Ссоры с соседями и ближними.
Убийство своего ребенка во чреве (аборт), склонение других к совершению убийства (аборта).
Убийство словом - доведение человека клеветой или осуждением до болезненного состояния и даже до смерти.
Употребление спиртного на поминках усопших вместо усиленной молитвы за них.
Многословие, пересуды, празднословие. ,
Беспричинный смех.
Сквернословие.
Самолюбие.
Делание добрых дел напоказ.
Тщеславие.
Желание обогатиться.
Сребролюбие.
Зависть.
Пьянство, употребление наркотиков.
Чревоугодие.
Любодеяние - разжигание блудных помыслов, нечистые желания, блудные прикосновения, просмотр эротических фильмов и чтение подобных книг.
Блуд - физическая близость лиц, не связанных узами брака.
Прелюбодеяние - нарушение супружеской верности.
Блуд противоестественный - физическая близость лиц одного пола, рукоблудие.
Кровосмешение - физическая близость с близкими по родству или кумовству.
Хотя вышеперечисленные грехи условно разделены на три части, в конечном счете - это все грехи и против Бога (т. к. преступают Его заповеди и тем самым оскорбляют Его), и против ближних (т. к. не дают раскрыться истинным христианским отношениям и любви), и против себя (т. к. препятствуют спасительному устроению души).
Желающий принести перед Богом покаяние в содеянных грехах должен подготовиться к Таинству Исповеди. К исповеди нужно приготовиться заранее: желательно прочесть литературу, посвященную Таинствам Исповеди и Причащения, вспомнить все свои грехи, можно выписать их на
отдельный листок, чтобы перед исповедью просмотреть его. Иногда листок с перечисленными грехами отдают на прочтение духовнику, но о грехах, которые особенно тяготят душу, нужно рассказать вслух. Не нужно рассказывать духовнику длинных историй, достаточно изложить сам грех. К примеру, если вы находитесь во вражде с родственниками или соседями, не нужно рассказывать, что стало причиной этой вражды - необходимо покаяться в самом грехе осуждения родных или соседей. Богу и духовнику важен не список грехов, а покаянное чувство исповедуемого, не детальные рассказы, а сокрушенное сердце. Нужно помнить, что исповедь - это не только осознание собственных недостатков, но прежде всего - жажда очиститься от них. Ни в коем случае недопустимо оправдание себя - это уже не покаяние! Старец Силуан Афонский так объясняет, что такое настоящее покаяние: «Вот знак прощения грехов: если ты возненавидел грех, то простил тебе Господь грехи твои».
Хорошо выработать привычку каждый вечер анализировать прошедший день и приносить ежедневное покаяние перед Богом, записывая серьезные прегрешения для будущей исповеди у духовника. Необходимо примириться с ближними и попросить прощения у всех, кого обидели. Подготавливаясь к исповеди, желательно усилить свое вечернее молитвенное правило чтением Покаянного канона, который находится в православном молитвослове.
Чтобы исповедоваться, необходимо узнать, когда в храме происходит Таинство Исповеди. В тех храмах, где служба совершается каждый день, каждый день совершается и Таинство Исповеди. В тех же храмах, где нет ежедневной службы, нужно предварительно ознакомиться с расписанием служб.
Дети до семи лет (в Церкви их называют младенцами) приступают к Таинству Причащения без предварительной исповеди, но необходимо с самого раннего детства вырабатывать у детей чувство благоговения перед этим великим
Таинством. Частое причащение без должной подготовки может выработать у детей нежелательное чувство обыденности происходящего. Младенцев желательно за 2-3 дня подготавливать к предстоящему Причастию: читать с ними Евангелие, жития святых, другие душеполезные книги, сократить, а лучше совсем исключить просмотр телевизора (но делать это нужно очень тактично, не вырабатывая у ребенка отрицательных ассоциаций с подготовкой к Причастию), проследить за их молитвой утром и перед сном, побеседовать с ребенком о прошедших днях и подвести его к ощущению стыда за собственные проступки. Главное же нужно помнить, что нет ничего более действенного для ребенка, как личный пример родителей.
Начиная с семи лет, дети (отроки) уже приступают к Таинству Причащения, как и взрослые, только после предварительного совершения Таинства Исповеди. Во многом грехи, перечисленные в предыдущих разделах, присущи и детям, но все-таки детская исповедь имеет свои особенности. Чтобы настроить детей на искреннее покаяние, молено дать им прочесть следующий список возможных прегрешений:
Не залеживался ли в постели утром и не пропускал ли всвязи с этим утреннее молитвенное правило?
Не садился ли за стол, не помолившись и не ложился ли спать без молитвы?
Знаешь ли наизусть самые главные православные молитвы: «Отче наш», «Иисусову молитву», «Богородице Дево, радуйся», молитву ко своему Небесному покровителю, имя которого носишь?
Каждое ли воскресенье ходил в церковь?
Не увлекался ли различными забавами в церковные праздники вместо посещения храма Божия?
Вел ли должным образом себя на церковной службе, не бегал ли по храму, не вел ли пустых разговоров со сверстниками, вводя их тем самым в соблазн?
Не произносил ли без надобности имя Божие?
Правильно ли совершаешь крестное знамение, не спешишь ли при этом, не искажаешь ли крестное знамение?
Не отвлекался ли при молитве на посторонние мысли?
Читаешь ли Евангелие, другие духовные книги?
Носишь ли нательный крестик и не стесняешься ли его?
Не используешь ли крестик в качестве украшения, что грешно?
Не одеваешь ли различные амулеты, например, знаки зодиака?
Не гадал ли, не ворожил?
Не скрывал ли перед батюшкой на исповеди свои грехи из-за ложного стыда, а затем недостойно причащался?
Не гордился ли перед самим собой и перед другими своими успехами, способностями?
Спорил ли с кем-либо - только ради того, чтобы взять верх в споре?
Не обманывал ли своих родителей из-за страха быть наказанным?
Не ел ли в пост без разрешения родителей скоромного, например, мороженого?
Слушался ли своих родителей, не спорил ли с ними, не требовал ли от них дорогостоящей покупки?
Не наносил ли побоев кому-нибудь? Не подстрекал ли к этому других?
Не обижал ли младших?
Не мучил ли животных?
Не сплетничал ли о ком, не ябедничал ли на кого?
Не смеялся ли над людьми, имеющими какие-либо физические недостатки?
Не пробовал ли курить, выпивать, нюхать клей или употреблять наркотики?
Не сквернословил ли?
Не играл ли в карты?
Не занимался ли рукоблудием?
Не присваивал ли себе чужого?
Не имел ли привычки брать без спроса то, что тебе не принадлежит?
Не ленился ли помогать родителям по дому?
Не притворялся ли больным, чтобы увильнуть от своих обязанностей?
Не завидовал ли другим?
Приведенный перечень - лишь общая схема возможных прегрешений. У каждого ребенка могут быть свои, индивидуальные переживания, связанные с конкретными случаями. Задача родителей - настроить ребенка на покаянные чувства перед Таинством Исповеди. Можно посоветовать ему вспомнить свои проступки, совершенные после последней исповеди, написать свои прегрешения на листке бумаги, но не следует этого делать за него. Главное: ребенок должен понять, что Таинство Исповеди - это Таинство, очищающее от грехов душу при условии искреннего, чистосердечного покаяния и желания не повторять их более.
Исповедь совершается в храмах либо вечером после вечернего богослужения, либо утром перед началом литургии. Ни в коем случае нельзя опаздывать к началу исповеди, так как Таинство начинается с чтения чинопоследова-ния, в котором должен молитвенно участвовать каждый желающий исповедаться. При чтении чинопоследования священник обращается к кающимся, чтобы они назвали свои имена - все отвечают вполголоса. Те, кто опоздал к началу исповеди, к Таинству не допускаются; священник, если есть такая возможность, в конце исповеди заново читает для них чинопоследование и принимает исповедь, либо назначает ее на другой день. Нельзя приступать к Таинству Покаяния женщинам в период месячного очищения.
Исповедание обычно происходит в храме при стечении народа, поэтому нужно уважать тайну исповеди, не тесниться рядом со священником, принимающим исповедь, и не смущать исповедующегося, открывающего свои грехи священнику. Исповедь должна быть полной. Нельзя исповедовать сначала одни грехи, другие же оставлять на следующий раз. Те грехи, которые кающийся исповедовал в пре-
дыдущие исповеди и которые уже были ему отпущены, вновь не называются. При возможности нужно исповедоваться у одного и того же духовника. Не следует, имея постоянного духовника, искать другого для исповедания своих прегрешений, открыть которые знакомому духовнику мешает чувство ложного стыда. Поступающие так своими действиями пытаются обмануть Самого Бога: на исповеди мы исповедуем свои грехи не духовнику, а вместе с ним - Самому Спасителю.
В больших храмах из-за большого количества кающихся и невозможности священника принять исповедание от всех желающих, обычно практикуется «общая исповедь», когда священник перечисляет вслух наиболее распространенные грехи и стоящие перед ним исповедующиеся каются в них, после чего все по очереди подходят под разрешительную молитву. Тем, кто ни разу не был на исповеди или не исповедовался несколько лет, следует избегать общей исповеди. Таковым нужно обязательно пройти исповедь частную - для чего нужно выбрать либо будний день, когда в храме не так много исповедующихся, либо найти приход, где совершается только частная исповедь. Если же такой возможности нет, нужно на общей исповеди подойти к священнику за разрешительной молитвой в числе последних, дабы никого не задерживать, и, объяснив ситуацию, открыться ему в содеянных грехах. Так же должны поступить и те, кто имеет тяжкий грех.
Многие подвижники благочестия предупреждают, что тяжкий грех, о котором исповедующийся промолчал на общей исповеди, так и остается не раскаянным, а значит и не прощенным.
После исповедания грехов и прочтения священником разрешительной молитвы, кающийся целует лежащие на аналое Крест и Евангелие и, если готовился к причастию, берет у духовника благословение на причащение Святых Христовых Тайн.
В некоторых случаях священник может наложить на кающегося епитимию - духовные упражнения, назначенные для углубления покаяния и искоренения грехбвных навыков. К епитимий нужно относиться, как к воле Божией, изреченной через священника, требующей обязательного исполнения для врачевания души кающегося. В случае невозможности по разным причинам исполнить епитимию следует обратиться для разрешения возникших трудностей к тому священнику, который ее наложил.
Желающие не только исповедаться, но и причаститься, должны достойно и в соответствии с требованиями Церкви приготовиться к Таинству Причащения. Называется такое приготовление говением.
Дни говения длятся обычно неделю, в крайнем случае - три дня. В эти дни предписывается пост. Из рациона исключается скоромная пища - мясные, молочные продукты, яйца, а в дни строгих постов - и рыба. Супруги воздерживаются от физической близости. Семья отказывается от развлечений и просмотра телепередач. Если позволяют обстоятельства, в эти дни следует посещать богослужения в;храме. Более прилежно выполняются утреннее и вечернее молитвенные правила, с добавлением к ним чтения Покаянного канона.
Независимо от того, когда в храме совершается Таинство Исповеди - вечером или утром, необходимо накануне причащения посетить вечернюю службу. Вечером, перед чтением молитв на сон грядущим читается три канона: Покаянный ко Господу нашему Иисусу Христу, Богородице, Ангелу хранителю. Можно читать каждый канон отдельно, либо пользоваться молитвословами, где эти три канона объединены. Затем читается канон ко Святому Причащению до молитв ко Святому Причащению, которые читаются утром. Тем, кому трудно совершать такое молитвенное правило в
один день, берут благословение у священника прочитать три канона заранее в течение дней говения.
Детям довольно трудно соблюсти все молитвенные правила подготовки ко причастию. Родителям необходимо вместе с духовником выбрать оптимальное количество молитв, которое будет по силам ребенку, затем постепенно увеличивать число нужных молитв, необходимых для подготовки к причастию, вплоть до полного молитвенного правила ко Святому Причащению.
Для некоторых составляет большую трудность прочтение необходимых канонов и молитв. По этой причине иные годами не исповедуются и не причащаются. Многие путают подготовку к исповеди (при которой не требуется столь большой объем прочитанных молитв) и подготовку к причастию. Таким можно рекомендовать приступать к Таинствам Исповеди и Причастия поэтапно. Сначала нужно должным образом подготовиться к исповеди и при исповедании грехов попросить у духовника совета. Нужно молиться Господу, чтобы Он помог преодолеть трудности и дал силы достойно приготовиться к Таинству Причащения.
Поскольку принято приступать к Таинству Причащения натощак, с двенадцати часов ночи уже не едят и не пьют (курящие - не курят). Исключение составляют младенцы (дети до семи лет). Но и детей с определенного возраста (начиная с 5-6 лет, а если возможно и ранее) необходимо приучать к существующему правилу.
Утром также ничего не едят и не пьют и, естественно, не курят, можно только почистить зубы. После прочтения утренних молитв читаются молитвы ко Святому Причащению. Если утром чтение молитв ко Святому Причащению затруднительно, то нужно взять благословение у священника прочитать их вечером накануне. Если в храме исповедь совершается утром, необходимо придти вовремя, до начала исповеди. Если исповедь была совершена накануне вечером, то исповедующийся приходит к началу службы и молится со всеми.
Причащение Святых Христовых Тайн есть Таинство, установленное Самим Спасителем во время Тайной вечери: «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» (Евангелие от Матфея, гл. 26, стихи 26-28).
Во время Божественной литургии совершается Таинство Святой Евхаристии - хлеб и вино таинственным образом превращаются в Тело и Кровь Христову и причастники, принимая Их во время причастия, таинственно, непостижимо для человеческого разума, соединяются с Самим Христом, так как весь Он содержится в каждой Частице Причастия.
Причащение Святых Христовых Тайн необходимо, чтобы войти в жизнь вечную. Об этом говорит Сам Спаситель: «истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день...» (Евангелие от Иоанна, гл. 6, стихи 53 - 54).
Таинство Причащения - непостижимо великое, поэтому и требует предварительного очищения Таинством Покаяния; исключение составляют лишь младенцы до семи лет, которые причащаются без приготовления, положенного для мирян. Женщинам необходимо стереть с губ помаду. Нельзя причащаться женщинам в период месячного очищения. Женщины после родов допускаются к причастию лишь после прочтения над ними очистительной молитвы сорокового дня.
Во время выхода священника со Святыми Дарами причастники делают один земной (если день будний) или поясной - (если день воскресный или праздничный) поклон и внимательно слушают слова читаемых священником молитв, повторяя их про себя. После прочтения молитв при-
частники, сложив руки на груди крестообразно (правая поверх левой), чинно, не теснясь, в глубоком смирении подходят к Святой Чаше. Сложился благочестивый обычай первыми к Чаше пропускать детей, затем подходят мужчины, после них - женщины. У Чаши креститься не следует, чтобы случайно ее не задеть. Вслух назвав свое имя, причастник, раскрыв уста, принимает Святые Дары - Тело и Кровь Христовы. По причащении диакон или пономарь обтирают причастнику уста специальным платом, после чего он целует край святой Чаши и отходит к специальному столику, где принимает запивку (теплоту) и съедает частицу просфоры. Это делается для того, чтобы ни одна частица Тела Христова не осталась во рту. Не приняв теплоты, нельзя прикладываться ни к иконам, ни к Кресту, ни к Евангелию.
После принятия теплоты причастники из храма не уходят и молятся со всеми до конца богослужения. После от-пуста (заключительных слов богослужения) причастники подходят ко Кресту и внимательно выслушивают благодарственные молитвы после Святого Причащения. После прослушивания молитв причастники чинно расходятся, стараясь как можно дольше сохранить чистоту своей очищенной от грехов души, не размениваясь на пустые разговоры и неполезные для души дела. В день после причащения Святых Тайн не совершаются земные поклоны, при благословении у священника к руке не прикладываются. Прикладываться можно лишь к иконам, Кресту и Евангелию. Остаток дня необходимо провести благочестиво: избегать многословия (лучше вообще больше молчать), просмотра телевизора, исключить супружескую близость, курящим желательно воздержаться от курения. Желательно дома прочесть благодарственные молитвы после Святого Причащения. То, что в день причастия нельзя здороваться за руку - предрассудок. Ни в коем случае нельзя причащаться несколько раз в один день.
В случаях болезни и немощи причащаться можно на дому. Для этого на дом приглашается священник. В зави-
симости от своего состояния болящий в должной мере подготавливается к исповеди и причастию. В любом случае причащаться он может только натощак (за исключением умирающих). Дети до семи лет на дому не причащаются, так как они, в отличие от взрослых, могут причащаться только Кровью Христовой, а запасные Дары, которыми причащает священник на дому, содержат только частицы Тела Христова, напитанные Его Кровью. По этой же причине младенцы не причащаются на литургии Преждеосвящен-ных Даров, совершаемой в будние дни во время Великого Поста.
Каждый христианин либо сам определяет время, когда ему необходимо исповедаться и причаститься, либо делает это по благословению своего духовного отца. Существует благочестивый обычай причащаться не реже пяти раз в году - в каждый из четырех многодневных постов и в день своего Ангела (день памяти святого, имя которого носишь).
Как часто необходимо причащаться, дает благочестивый совет преподобный Никодим Святогорец: «Истинные причастники всегда бывают вслед за Причастием в осязательно благодатном состоянии. Сердце вкушает тогда Господа духовно.
Но как мы и телом стеснены, и внешними делами и отношениями окружены, в которых подолгу должны принимать участие, то духовное вкушение Господа, по раздвоению нашего внимания и чувства, день ото дня ослабляется, заслоняется и скрывается...
Поэтому ревнители, ощутив оскудение его, спешат восстановить его в силе, и когда восстановят, чувствуют, что как бы снова вкушают Господа».
Издано православным приходом во имя Преподобного Серафима Саровского, г. Новосибирск.
Исповедь и причастие - важные религиозные обряды в христианстве. Верующие очищают душу от грехов, проходя через благословенное покаяние, и приобщаются к священнодействию, возводящему свое происхождение к Тайной Вечере. Однако необходимо правильно готовиться к этим обрядам. Известно, что если кающийся не будет полностью искренен - исповедь не возымеет действия, даже если священник прочтет все необходимые тексты. Общение с Господом через святые таинства меняет жизнь и приносит умиротворение. Молитвы перед исповедью и причастием настраивают душу на соответствующий лад.
Даже святые и праведные люди регулярно проходят через обряд покаяния. Известно расхожее мнение, что в подобных ритуалах человек нуждается, только если совершил сильные грехи. По меткому сравнению игумена Исаакия, если оставить стол в пустой закрытой комнате на неделю, то спустя время на столешнице обнаружится слой пыли. Так и .
Подготовка к ритуалам: каноны перед исповедью и причастием
Святые обряды сочетают с трехдневным постом, во время которого нельзя есть мясные и молочные продукты. Не лишним будет почитать Библию: в Ветхом Завете перечитав Десять Заповедей (Исход, 20: 2-17), а в Новом - Нагорную Проповедь (Матфея, 5-7), которая почитается многими христианами.
Какие молитвы читать перед исповедью: освобождение души от греховного груза
Покаяние требует искренней веры и сосредоточенности. Однако подготовительным молитвам необходимо уделить не меньше времени. Лучше всего читать их в течении трех дней перед исповедью. Особо полезно для духовного тела произношение святых слов в ночь накануне назначенного священником дня.
- Молитва «Перед исповедью» вдохновлена Господом преподобному Симеону Новому Богослову, жившему в X веке. Святой придерживался мнения, что ведущую роль в жизни христианина играет общение с Богом через молитву.
- Молитва «О прощении забытых грехов» краткая, но ёмкая. Создатель изложил эти простые слова рукой преподобного Варсонофия Великого, святого монаха и подвижника VI века родом из грешной египетской земли.
- «Последование ко Святому Причащению» включает в себя множество текстов молитв, канонов, кондаков, тропарей, псалмов. Для правильного чтения святых слов необходимо проконсультироваться со священником.
Как правильно читать молитвы и каноны
Перед обращением к Господу через святые тексты необходимо очистить помыслы от соблазнов и гордыни. Усмирите свое «эго», почувствуйте себя смиренными рабами Божьими. Уединитесь или соберите семью, если они также желают причаститься или исповедоваться. Совместные молитвы укрепляют узы брака и уберегают детские души от греховных мыслей. Выключите телефоны и другие электроприборы, чтобы они не отвлекали от праведного времяпровождения.
Прегрешения сваливаются на человека незаметно: душа покрывается «пылью» и тяжкий груз давит на духовную оболочку, вызывая депрессии и проблемы со здоровьем. Какие , каждому христианину знать не менее важно, чем перечень канонов, используемых для подготовки к покаянию и причастию.