Какой должна быть наша речь.
Всем нам хорошо известно, что речь взрослого для дошкольника является образцом, эталоном. Правильность речи, культура речи определяются той языковой средой, в которой находится ребенок: он будет говорить точно так же, как родители, бабушки, дедушки, воспитатели и его сверстники.
Почти две тысячи лет назад Марк Фабий Квинтилиан, автор «Двенадцати книг риторических наставлений», возглавлявший первую государственную риторическую школу, давал совет: прежде всего следует позаботиться о том, чтобы кормилицы «не имели дурного выговора или испорченного наречия».
Все авторитеты педагогики, от Я.А. Коменского до наших современников, обращают внимание на большую роль речи окружающих в овладении детьми нормами родного языка. Взрослые наносят большой вред развитию речи, если подделываются под детский лепет, употребляют исковерканные ребенком слова, которые он еще не в состоянии произнести. Каждое слово педагога должно быть значимым, помогать ребенку познавать окружающий мир и осваивать язык.
Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец родного языка, культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков родного языка, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.
Овладение культурой общения, неустанное ее усовершенствование являются профессиональной обязанностью воспитателя.
Но что же такое культура речи?
Культура речи- понятие сложное. В быту, в обиходе под этим имеют в виду правильную, грамотную речь. Но культура речи – это еще и целая отрасль языкознания, называемая ортологией (правильная речь). Под культурой речи понимают владение нормами языка, т.е. правилами произношения, ударения, грамматики и словоупотребления.
Культура речи – это также речевое мастерство, умение выразительно и доходчиво излагать мысли. Вершиной речевой культуры признается литературный язык.
Учитывая интересы детей, особенности детской психики, педагог должен владеть основными методическими приемами развития речи, мастерством их применения.
Е.И.Тихеева детально рассмотрела «культурные и методические требования» к речи педагога.
1 Речь воспитывающих лиц должна быть абсолютно грамотна, литературна. Следует прежде всего разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка.
2 Особого внимания требует к себе этика речи. По форме и тону речь воспитателя должна быть всегда культурной и безупречно вежливой.
3 Структуру речи следует согласовывать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще обращенная к нему речь. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.
5 Особого внимания требуют точность, ясность и простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания.
6 Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоком слов, он просто перестает слушать. Недопустима и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает.
7 Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько требуют условия момента и содержания речи. Тихую речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Громкую речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в этом гаме тонут слова и их содержание.
8 Речь педагога должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать интерес, внимание, любовь к ребенку и заботу о нем.
Требования, сформулированные Е.И.Тихеевой еще в тридцатые годы прошлого столетия, актуальны и сегодня, совпадают во многом с современным пониманием гуманистического речевого общения, речевой культуры педагога.
Педагог должен самокритично относиться к собственной речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.
Однако установить и выявить недостатки своей речи не всегда легко, т.к. в процессе общения внимание говорящего обращено прежде всего не на форму речи (как сказать), а на ее содержание (что сказать).Например, не замечаются такие недостатки, как торопливость, невнятность, монотонность речи, повышенная громкость голоса, неточность произнесения отдельных звуков и слов и другие несовершенства.
Педагог должен придерживаться литературных норм произношения, устранять в своей речи различные акценты, влияние местных говоров, правильно ставить ударения в словах.
К нелитературному произношению относится побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так как они написаны: что(вместо што), его (ево), счастье (щастье) и т.д. Отклонением от нормы литературного произношения является речь, где ставится неправильное ударение в словах, например:
Магазин километр звонишь начался договор свекла.
К сожалению, в нашем современном обществе наблюдается снижение языковой культуры. Даже на телевидении и радио, в многочисленных газетах и журналах, нередко допускаются лексические, орфоэпические, грамматические, стилистические ошибки, употребляются жаргонизмы, лишние, ничего не значащие слова, речевые штампы. Распространяются в несметном количестве неуместные присловья типа: «как бы», «на самом деле», «это самое», «так сказать» и др. Они искажают смысл речи, делают ее смешной и уродливой. Эти слова называют «упаковочным материалом, который суют между значимыми словами».
А сейчас мы рассмотрим употребление некоторых слов в соответствии с нормами современного литературного языка:
Лечь-ляг,лягте.
Ехать-поезжай,поезжайте.
Лазить,лазать-не лазь,не лазай.
Глаголы: есть- кушать.
В дореволюционном русском просторечии глаголы кушать,откушать, и т.п. применялись не только по отношению к еде,но и к питью,а также употреблялись с оттенком подобострастной вежливости при обращении слуг к господам (пожалуйте кушать чай).
В современной литературной норме слово кушать не употребляется в форме первого лица (нельзя говорить: я кушаю, мы кушаем, надо: я ем, мы едим).
В третьем лице этот глагол обычно употребляется только по отношению к ребенку для выражения ласки. Возможно также использование его при вежливом приглашении к еде (кушай, кушайте пожалуйста).
Глагол подсказать используется в прямом значении: шепнуть или незаметно сказать кому-нибудь забытое им или неизвестное ему: подсказать стихотворение, подсказать ход решения, а также в переносном значении, навести на мысль: опыт подсказывает иное решение. Поэтому нельзя говорить: подскажите пожалуйста, как пройти…Надо: скажите, пожалуйста, как пройти.
А сейчас мы выполним упражнения, которые помогают сделать речь более четкой и правильной (используется дополнительный материал-карточки).
Задание №1.
Всякому овощу свое время.
Мягко стелет, да жестко спать.
Нет лучше дружка, чем родная матушка.
Солнце сияет, а месяц только светит.
Что написано пером, не вырубишь топором.
Задание №2.
Прочтите пословицы и поговорки, делая в нужных местах паузы.
За правое дело стой смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Не верь началу, верь концу.
Куда иголка, туда и нитка.
Кудри завивай, да про дела не забывай.
Старый друг лучше новых двух.
Больше землю удобряй- выше будет урожай.
Задание №3.
Прочтите скороговорки, меняя темп речи при их произнесении (Произносить медленно, в умеренном темпе, в ускоренном темпе).
Трое трубачей трубят в трубы.
Шестнадцать шли мышей и шесть нашли грошей.
Расскажите про покупки.- Про какие про покупки?- Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
Задание №4.
Прочтите скороговорки, пословицы, поговорки, меняя темп голоса (шепотом, тихо, умеренным голосом, громко).
Кто любит трудиться, тому без дела не сидиться.
По бревну бобры бредут.
Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
Пошел спозаранку Назар на базар.
Купил там козу и корзину Назар.
Задание №5.
Подберите слова, близкие по значению, т.е. синонимы для следующих слов:
Предсказывать (пророчить, предвещать, прогнозировать).
Приказ (распоряжение, команда, предписание, повеление, указание).
Ошибка (просчет, промах, оплошность).
Неуклюжий (нескладный, мешковатый, неловкий)
Задание №6.
Объясните значение слов.
Жизнь (Физиологическое существование человека, животного).
Грызун (Млекопитающее с длинными передними зубами).
Вагранка (Шахтная печь для переплавки чугуна, и обжига руд цветных металлов).
Буффонада (Сценическое представление, построенное на комических, шутовских положениях).
Большую помощь в работе над словом, над правильным использованием грамматических средств оказывают различные словари.
Словари помогут уточнить значение малопонятных слов, выяснить значение незнакомых и неточности их употребления.
Таким образом, речь воспитателя легко воспринимается и понятна детям в том случае, если в ней точно подобраны слова, грамматически четко построены фразы, и она интонационно правильно оформлена.
Мастер – класс по сценической речи (художественному слову).
Сценическая речь – это постановка дыхания и голоса, выработка хорошей дикции и правильного произношения, интонации. Практическое овладение техникой речи, дает ребенку возможность выражать свои мысли правильным и ясным языком, гибким и звучным голосом способным привлечь внимание слушателей.
В работе над художественными отрывками большое внимание уделяется выбору материала, так как важно пробудить интерес ребенка к хорошей литературе, приобщить его к культуре чтения.
При подборе текста обращается внимание не только на его высокую художественную ценность, но и пробуждает ли он фантазию исполнителя, затрагивает ли его эмоциональную структуру.
В работе над текстом, уделяется внимание на осмысление, определение событийного ряда, определяется отношение к этим событиям и персонажа и автора, выстраивается линия действия и попытка добиться от ребенка органичной жизни в заданных условиях.
Большое значение в работе над текстом имеет способность донести мысль до слушателя. В этом помогает логика речи. Умение делать логические паузы, логические ударения и правильное прочтение знаков препинания помогут исполнителю точно выявить мысль автора.
Техника речи.
Каждое предложение звучащей речи делится по смыслу на части, состоящие из нескольких слов или даже из одного слова. Такие смысловые группы внутри предложения называются речевыми тактами, или синтагмами (речевыми звеньями). В устной речи каждый речевой такт отделяется от другого остановками различной длительности и наполненности, так называемыми логическими паузами . Внутри речевого такта не может быть паузы, и все входящие в него слова произносятся слитно. Паузы могут совпадать со знаками препинания - грамматическими паузами , но могут быть и там, где на письме таковых нет.
Логические паузы бывают соединительными и разделительными. Самой короткой соединительной паузой является люфтпауза , или пауза для добора воздуха. В тексте люфтпауза обозначается знаком ". Надо сказать и о так называемой психологической паузе, которую можно обозначить многоточием или совсем не обозначать.
Соединительная пауза между речевыми тактами обозначается одной вертикальной чертой - | , более длительная пауза между речевыми тактами или предложениями обозначается двумя чертами - ||. И, наконец, разделительная логическая пауза , которая обозначает границы предложений, смысловых и сюжетных композиционных кусков, обозначается тремя вертикальными чертами -
Логическое (или смысловое) ударение - это опора мысли, как говорил К. С. Станиславский, - это «указательный палец», который выделяет главное слово в фразе или группу слов в предложении. Логические акценты расставляются в зависимости от цели высказывания, от главной идеи всей темы и группы слов. Например: «Поезд ПРИШЕЛ», «ПРИШЕЛ поезд». Слово, на которое ставится логическое ударение, выделено прописными. Логическое ударение чаще всего достигается повышением или понижением тона - тональное ударение. Иногда слово или группа слов в предложении выделяются с помощью логических пауз перед выделяемым словом, после него или двумя паузами: до и после выделяемого слова. Изменение высоты тона дает возможность наиболее полно передать всевозможные оттенки значимости того или иного слова в его связи с другими. Когда же пользуются только силой голоса, даже в комбинации с замедлениями и паузами, получается монотон, который утомителен для говорящего, а тем более для слушающих. Знаки препинания всегда указывают на необходимость повышения или понижения голоса на ударных словах, предшествующих знаку. Вот эти-то изменения высоты голоса при переходе от одного речевого такта к другому и придают интонационное разнообразие нашей речи. Знаки препинания чаще всего совпадают с логическими паузами, и каждому из них соответствует своя обязательная интонация. Каждый знак препинания, как говорил К.С. Станиславский, имеет свою характерную «голосовую фигуру». Всего в нашем языке десять знаков препинания: точка, точка с запятой, запятая, двоеточие, скобки, кавычки, вопросительный знак, восклицательный знак, тире,многоточие. Точка указывает на завершение мысли и законченность предложения. Интонация на точке связана с сильным понижением голоса на ударном слове, предшествующем знаку, - «голос положить на дно». На «завершающей» точке пауза сравнительно длительная, как правило, это разделительная логическая пауза. Но чаще всего точка предполагает развитие мысли в следующих предложениях и обозначает соединительную логическую паузу, тогда голос на такой точке не очень понижается. «Не спеши, | не будь тороплив в речи. | Не все понимают быструю речь. | Иной оратор, | как горох, сыплет слова, | не уследишь за его речью. || Конечно, и длинные паузы между отдельными фразами или словами утомляют слушателя, | делают его речь скучной. | утомительной». || В этом примере нет так называемых «завершающих» точек, и голос на них понижается гораздо меньше, а паузы между предложениями соединительные. Точка с запятой обозначает соединительную паузу, но более короткую, чем при соответствующей паузе на точке, соединяя в единое целое части одного описания. Например: «Его речь была краткой, | связной, | неумолимо логичной; | он никогда не говорил лишних слов; | каждая фраза... | - необходимое звено в цепи доводов». || Точка с запятой в данном примере говорит, с одной стороны, о едином смысловом значении фразы, с другой - обращает наше внимание на каждую часть в отдельности. Запятая говорит о том, что мысль не закончена, а на ударном слове, предшествующем знаку, наблюдается повышение голоса. В речи запятая означает соединительную логическую паузу. К.С. Станиславский заметил, что при запятой хочется «загнуть звук кверху» и оставить «на некоторое время верхнюю ноту висеть в воздухе. При этом загибе звук переносится снизу вверх, точно предмет с нижней полки на более высокую... Самое замечательное в природе запятой то, что она обладает чудодейственным свойством. Ее загиб, точно поднятая для предупреждения рука, заставляет слушателей терпеливо ждать продолжения недоконченной фразы». Иногда запятая «не читается», то есть логическая пауза отсутствует. Двоеточие в устной речи означает соединительную логическую паузу и обычно указывает на намерение перечислить, разъяснить, уточнить то, о чем говорилось перед ним. Голос на двоеточии остается на одной ноте. Скобки. В звучащей речи слова, стоящие в скобках, произносятся быстрее основного текста и окружены с обеих сторон логическими соединительными паузами. Эти слова служат для уточнения авторской мысли, для дополнительного пояснения, для второстепенного замечания. Перед скобками голос повышается на предшествующем ударном слове, потом на протяжении скобок понижается, и слова произносятся на одной высоте, «бескрасочная» интонация, монотон и, наконец, после закрытия скобок голос возвращается на ту же высоту, которая была до начала скобок. «В природе | (поскольку мы оставляем в стороне обратное действие на нее человека) | действуют одна на другую лишь слепые, | бессознательные силы, | во взаимодействии которых и проявляются общие законы». || Слова в скобках читаются на одной ноте. Кавычки. Слова, стоящие в кавычках, произносятся отдельно от всей фразы, интонационно подчеркиваются с помощью логических пауз, изменения высоты голоса, ударения на слове и т.д. Вопросительный знак передается с помощью повышения голоса на ударном слове вопросительного предложения. Если ударное слово стоит в конце предложения, то голос идет вверх и остается наверху. Если ударное слово находится в начале или в середине предложения, то после повышения голоса на этом ударном слове все остальные слова звучат ниже его. Когда в предложении содержится несколько ударных вопросительных слов, то обычно голос повышается наиболее сильно на последнем ударном слове, стоящем в конце предложения. Восклицательный знак передает сильное чувство (требование, похвалу, обвинение, угрозу, восхищение, приказ) и сопровождается сильным повышением голоса на ударном слове; голос идет вверх и затем резко падает вниз. Многоточие. К.С. Станиславский говорил, что при многоточии «наш голос не подымается вверх и не опускается вниз. Он тает и исчезает, не заканчивая фразы, не кладя ее на дно, а оставляя ее висеть в воздухе». В устной речи голос на предшествующем многоточию ударном слове понижается; многоточие обозначает что-либо недоговоренное, недосказанное, подразумеваемое или прерванную мысль. Тире в звучащей речи требует некоторого повышения голоса на предшествующем знаку ударном слове и означает соединительную паузу. Этот знак ставится с целью разъяснить то, что находится перед ним, противопоставить одно явление другому или подвести итог.
Какой должна быть хорошая публичная речь.
Хорошая публичная речь должна быть прежде всего содержательной, целенаправленной.
Хорошая публичная речь должна быть абсолютно грамотной как в области произношения, так и в области грамматического выражения мысли.
Хорошая публичная речь меньше всего похожа на декламацию, высшее ее качество - непринужденный разговор (беседа) со слушателями на интересную животрепещущую тему.
Хорошая публичная речь не может быть хаотичной. Она должна быть последовательной и разумной во всех отношениях.
Овладевая искусством речи, надо помнить, что научиться можно не только правильному произношению, но и правильному, упорядоченному мышлению.
Упорство, настойчивость и терпение - вот что прежде всего необходимо начинающему оратору.
Заботьтесь о внешней стороне речи. Не увлекайтесь жестикуляцией. Говорите не торопясь.
Будьте внимательны и осторожны в произношении сочетаний АЕ, ЕЕ, ОЕ, УЕ в личных формах глагола.
Не пропускайте гласных звуков.
Не удваивайте и не утраивайте согласных.
Следите за тем, чтобы согласные звуки В и М, находящиеся между гласными, были хорошо слышны; не проглатывайте их.
Отчетливо произносите начальный согласный звук, особенно в тех случаях, когда за ним следует другой согласный.
Договаривайте концы слов (не глотайте их), особенно в прилагательных, оканчивающихся на -ГИЙ, -КИЙ, -ХИЙ, и в собственных именах на -КИЙ.
Не спрессовывайте слова. Не создавайте бессмысленных и нелепых сочетаний.
Внимательно вслушивайтесь в речь мастеров художественного слова, артистов драматических театров и кино, а также в речь дикторов центрального радио и телевидения.
Следите за своим произношением.
При случае запишите свою речь на диктофон. Несколько раз прослушайте записанное, отмечая изъяны и погрешности в произношении.
Упражнения, снимающие мышечные зажимы .
Любая зажатость тела, конечностей, лица неблагоприятно сказываются на звучании голоса. Комплекс упражнений на расслабление поможет ученику научиться сознательно, расслаблять и напрягать различные группы мышц. И только после этого следует переходить к тренировке дыхания, а затем и голоса.
Упражнение 1.
Сильно напрячь пальцы рук, кисти, плечи. Удерживать состояние напряжение 5-8 секунд. Потом все расслабить и сохранить ощущение свободы мышц как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 2.
Пальцы рук переплести. Сложенные руки подложить под подбородок, локти отвести в стороны. Голову стараться опустить вниз, в то время как руки стремятся поднять ее вверх. Возникает сильное сопротивление (голова - вниз, руки - вверх). Через 5-10 секунд голову и руки расслабить. Ощущуние свободы мышц (шеи, плеч, рук) сохранять как можно дольше. Указанное повторить несколько раз.
Упражнение 3.
Пальцы рук переплести и подложить под нижнюю челюсть. Локти отвести в стороны. Стремиться опустить нижнюю челюсть при сопротивлении рук. Сильно напрячь мышцы челюсти, шеи, плеч, рук. Через 5-10 секунд челюсть и руки освободить. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 4.
Лечь на пол (на спину). Расслабиться: шея, плечи, ноги, корпус должны быть надежно прижаты к полу. Напрячь ноги, руки, голову, корпус. Через 5-10 секунд освободиться. Ощущение свободы сохранить. Упражнение повторить.
Упражнение 5.
Сесть на стул. Корпус и голову опустить вниз. Расслабленный язык удержать в переднем положении (как бы «выпадающим изо рта»). Сохранить это ощущение некоторое время. Затем вернуть язык в обычное положение. Сохраняя иллюзию только что испытанного состояния, сделать дикционные упражнения или произнести текст. Упражнение повторить.
Упражнение 6.
Челюсти сомкнуть не полностью, нижнюю - чуть-чуть выдвинуть вперед. Поток выдыхаемого воздуха легко, но активно направить к губам, пока они не начнут эластично вибрировать (движение, похожее на фырканье лошади). Сначала упражнение выполнять беззвучно, потом со звуком. Оно хорошо снимает зажимы в корне языка, и его следует повторить.
Упражнение 7.
Наклонить верхнюю часть корпуса вниз; руки, спину, плечи освободить. Медленно напрячь мышцы пальцев, затем кистей, локтей, плеч, спины. Корпус медленно поднимать параллельно полу. Руки вытянуть вверх и вперед. Мышцы спины, живота, ног напрячь. Через 5-10 секунд мышцы пальцев, кистей, локтей, шеи, плеч, верхней части груди постепенно расслабить. Ощущение свободы сохранить как можно дольше. Упражнение повторить.
Упражнения для активизации мягкого нёба и тренировки стенок глотки .
Одним из условий формирования социально активной личности является овладение человеческой речью - способностью произносить отдельные звуки, слова, фразы. Ее практическое применение принято называть языком. Какая бывает речь? Должен ли человек совершенствовать свое умение говорить? Как можно устранить Далеко не полный перечень вопросов, которые становятся интересны родителям сразу, как только их ребенок произносит первые слова.
Для чего нужна речь
Ученые выделяют несколько основных о которых должен знать каждый.
- Речь является своеобразным инструментом, при помощи которого люди обмениваются друг с другом чувствами, мыслями. Язык выступает в качестве средства общения.
- Благодаря речи происходят усвоение и передача коллективного опыта, накопленного человечеством. Посредством языка люди познают мир, в котором живут.
- Для достижения результатов деятельности человек обязан ее организовать и спланировать. Этот процесс возможен только тогда, когда он владеет языковыми навыками.
- При помощи речи человек способен воздействовать на чувства и мысли других людей.
Перечисленные функции в полной мере раскрывают значение языка в жизни человечества.
Какая бывает речь
Если рассматривать язык в плане существования его форм, то можно выделить устную и письменную. Во время письма или чтения работает Какая устная форма используется человеком? Слушание и говорение - это разновидности
Если брать во внимание количество участников разговора, то речь может быть диалогической или монологической. Перевод с греческого позволяет понять, что диалог - это разговор двух или нескольких лиц, а монолог - это высказывание одного человека.
С точки зрения дефектологов, речь бывает правильная или неправильная. Подобную же оценку языку дают лингвисты. По их мнению, правильная - это грамотная речь, но она может иметь как положительную, так и отрицательную окраску. Неправильная же (безграмотная) содержит большое количество языковых ошибок.
Важно ли умение говорить грамотно
Спор о том, какая должна быть речь человека, в научной педагогической среде возникает довольно часто. Эта проблема волнует и молодое поколение, и старшее. Большинство людей все-таки склоняются к тому, что язык должен быть грамотным, то есть красивым.
Умение говорить правильно не рождается вместе с человеком. Этому навыку нужно обучаться. Процесс освоения языка начинается в дошкольном детстве и продолжается в течение всей жизни. Для достижения результата недостаточно одного лишь желания. Потребуется приложить определенные усилия и затратить немало времени.
Человек, освоивший искусство говорить, всегда производит хорошее впечатление, он выгодно выделяется на фоне окружающих. Употребляемые обороты речи указывают на уровень его культуры. Считается, что человек, умеющий контролировать поток слов, фраз, звуков, способен управлять и разумом.
Итак, владение правильным красивым языком с положительной его окраской - это огромное достоинство человека.
Какие бывают дефекты речи
Неполадки в работе артикуляционного аппарата являются показателями неправильной речи. Косноязычие доставляет массу неприятностей, которые могут касаться как личной жизни, так и продвижения по службе, отношения окружающих к человеку.
Ребенок, испытывающий сложности в работе речевых органов, обязательно будет иметь проблемы с обучением в школе. Они могут иметь отношение к общей успеваемости, формированию почерка, орфографической грамотности, овладению техникой чтения.
Какая может быть речь человека при неправильной работе соответствующих органов?
- Нечеткое проговаривание или искаженное произношение отдельных звуков - ребенок картавит, шепелявит.
- Непроговаривание окончаний в словах.
- Нарушение очередности звуков в слове - их взаимозамена.
- Бедный словарный запас.
- Неумение строить связные высказывания.
- Нарушение темпа произношения слов (замедленный или быстрый), заикание.
Причины нарушений
Разобравшись с тем, какая бывает речь при неправильной работе артикуляционного аппарата, стоит обратить внимание на причины, которые могли повлиять на возникшие проблемы. А истоки нарушений бывают самые разнообразные.
Одна из причин, вызывающих сбой в работе речевых органов, - это разного рода травмы, которые могли быть получены ребенком во время родов или в первые годы жизни. Эту причину можно отнести к категории наиболее тяжелых. Не менее серьезна и та, которая относится к наследственной предрасположенности.
Кроме того, речевые нарушения могут возникнуть при недостаточном развитии что приводит к неспособности ребенка воспринимать в полном объеме произносимые фразы. Пребывание малыша в определенной речевой среде тоже существенно влияет на уровень развития языка.
Большое значение на формирование способности малыша говорить, слушать, читать или писать могут оказывать его родители и близкое окружение. Например, замена живого общения просмотром телепередач непременно приведет к задержке. Если взрослые не обращают внимания на видимые дефекты, считая, что проблема устранится сама собой, это может вызвать существенное отставание в речевом развитии.
Где устраняют дефекты речи
Прежде чем заниматься исправлением недостатков, специалист, к которому обратился пациент, обязан установить причины возникших затруднений. Именно от них зависят методы и приемы, которые будут использованы в работе.
Если на развитие речи влияют отклонения неврологического характера или они связаны с неправильным строением артикуляционных органов, то, кроме логопеда, потребуется хирург или невролог. Комплексный подход к работе с людьми, имеющими отклонения в развитии речи, дает наибольший эффект.
Логопедические занятия с ребенком могут проводиться специалистами в школах, детских садах. Подобные кабинеты открываются при детских поликлиниках или в центрах развития ребенка. Логопед ведет занятия, используя многочисленные методики, приемы и техники. Упражнения направлены на разработку артикуляционного аппарата, моторики, умения ребенка наблюдать, сравнивать, анализировать, выражать свои эмоции.
Огромную помощь в преодолении речевых трудностей малыша оказывают родители, занимаясь с ним дома. Врачи и педагоги, объяснив взрослым, какая может быть речь ребенка при регулярных занятиях, дают конкретные задания. Все рекомендации в обязательном порядке должны выполняться. Только при таком подходе можно получить устойчивый положительный результат.
Где обучают правильной красивой речи
Если у человека появляется желание совершенствовать стиль языка, его выразительность, пополнять словарный запас, то для этого отлично подойдут специальные речевые курсы.
Многие люди считают, что подобные занятия нужны лишь для овладения иностранными языками, но это не так. Изучается на них также и речь родная. Какая она может стать после обучения? Это с удовольствием демонстрируют люди, прошедшие курс.
Для развития красивой у школьников ведутся специальные факультативные занятия, предусмотренные учебной программой.
На что направлены речевые упражнения
Задания, направленные на развитие языка, можно выполнять совместно с преподавателем, самостоятельно или группой. Упражнения, предложенные ниже, также дают понимание о правильной речи.
Итак, она должна быть какая? Хорошая речь отличается лаконичностью, богатым словарным запасом. Использование средств выразительности только украшает язык.
25.08.13 16:24
Какой должна быть правильная речь?
Воспитанного и образованного человека от прочих отличает красивая и правильная речь. Еще со времен средневековья обращалось внимание на поэтов, писателей и аристократов, которые умели выразительно разговаривать. Актуальность умения грамотно говорить имеет место и в наше время. При этом существуют определенные профессии, которые требуют обязательного использования правильной речи. В их число входят журналисты, телеведущие, актеры, политики, писатели и учителя. К сожалению, современное общество способно искажать идеалы, поэтому красивая речь является большой редкостью.
Следует учитывать, что для умения правильно и красиво разговаривать требуется точность, логичность, выразительность, чистота, богатство и уместность высказываний. Разработано немало техник и средств, а также написано сотни книг и статей относительно совершенствования своих речевых навыков. Но существуют неизменно действенные способы в виде чтения и общения. Безусловно, качественные и интересные книги делают речь правильной и красивой. На сегодняшний день нет более совершенного учителя, нежели классическая литература. Поэтому для обретения выразительного слога достаточно читать хороших авторов.
Кроме того, нередко приходится сталкиваться с людьми, которые демонстрируют четкую и звонкую речь, но при этом они неправильно строят свою интонацию. В итоге предложение утрачивает свой смысл и уменьшается количество слушателей. Для решения подобных проблем необходимо научиться правильно создавать интонационную выразительность речи. Представительство в суде требует от защитника умения доступно для присутствующих на заседании донести свою мысль. С этой целью используются предложения. Но правильного произношения звуков и слов будет недостаточно. Для грамотного построения своей речи следует применять интонационные средства, которые предусматривают изменение темпа в предложениях, повышение или понижение голоса, а также его тембра. Таким образом, можно акцентировать внимание слушателя на главных по смыслу словах и фразах.
Благодаря интонационной выразительности речи монологи становятся интересными, эмоционально насыщенными и живыми. Ярким примером этого являются рассказы некоторых людей в компаниях, которых слушают буквально с «открытым ртом» и внимают каждому их слову. Такие рассказчики умеют заинтересовать собеседника и правильно преподносят любые мысли.