Описание уголка природы в детском саду. Уголок в детском саду для ознакомления с природой
Оформление любого уголка в детском саду должно быть красочных и привлекать внимание
Дети, посещающие детский сад, проводят много времени в группе, поэтому обстановка в ней должна быть максимально комфортной и оказывать на них положительное влияние. Оформляя помещение группы, создавайте доброжелательную атмосферу, а также учитывайте пожелания и интересы детсадовцев. Особую атмосферу в группе вам помогут создать красочные стены, мягкая уютная мебель, зоны для игр, занятий и отдыха, информационные стенды, образовательные уголки.
Оформление уголка природы в детском саду
Знакомиться с окружающей средой дети начинают с младенческого возраста, но осмысленно это происходит лишь в возрасте постарше. Начав посещать детский сад, малыши начинают учить различные явления природы, смену времен года, также у них формируется бережное отношение к растениям и животным. Оформление уголка природы в детском саду поможет деткам не только познакомиться с природой, но и полюбить ее. Также это поможет развивать в них любознательность и наблюдательность. В уголке природы можно разместить комнатные цветы, домашних животных, предметы для ухода за ними, а еще сюда можно поставить дидактический материал по теме.
Прежде чем заняться оформлением уголка природы, тщательно все продумайте. В процессе его оформления нужно не только учитывать санитарные нормы, возрастные особенности детей, учебно-воспитательную программу, а еще и проявлять фантазию и творческий креатив.
Советы по оформлению уголка природы:
- выбирайте самую светлую и солнечную часть комнаты для уголка;
- в уголок выбирайте неприхотливые комнатные растения, категорически запрещается ставить колючие или ядовитые цветы;
- если у вас есть разрешение санэпидемстанции на размещение животных в уголке природы, то можно порадовать ребятишек яркими и неприхотливыми в уходе рыбками, красивым и пестрым попугаем, черепахой, морской свинкой или хомяком;
- уместно будет разместить в уголке природы муляжи соответствующих сезону овощей и фруктов, поделки из природного материала, тематические рисунки, букеты;
- повесьте там календарь погоды, благодаря ему дети научатся наблюдать за переменами погоды и делать соответствующие выводы;
- отлично впишутся в уголок природы наглядные пособия, картинки, занимательные книги.
Оформление уголка для родителей в детском саду
Родительский уголок в детском саду – это одна из форм общения между воспитателями и родителями малыша. Контакт между садом и семьей имеет большое значение. Доносить к мамам и папам нужную информацию нужно как можно лучше, поэтому оформление уголка для родителей в детском саду очень важно.
В родительском уголке можно больше узнать о занятиях и успехах свои чад, о важных событиях в детском саду, получить полезные рекомендации по воспитанию детей. Ну и, конечно же, правильно оформленный уголок с полезной информацией способствует уважительному отношению родителей к педагогическим работникам и их труду.
Родительский уголок должен находиться в доступном для посетителей месте, чтобы они без препятствий могли читать и воспринимать информацию. Лучше всего прикрепить его на уровне глаз на самой освещенной стене недалеко от входа, лучше всего в правильно оформленной приемной в детском саду .
Чтобы вызвать интерес родителей к жизни группы, где воспитывается их ребенок, информация должна быть интересной, правильно оформленной и грамотно размещенной.
Шрифт при оформлении родительского уголка стоит выбирать такой, чтобы родителям не пришлось прищуриваться, а было удобно читать, четырнадцатый размер шрифта – минимально допустимый в этом случае. Информация, написанная шрифтом мельче, останется без родительского внимания. При написании статьи на уголок не пишите много педагогических фраз, статья должна быть написана на доступном для родителей языке.
Требования к родительскому уголку в детском саду:
- краткий, четкий и удобный для восприятия материал;
- эстетичное оформление;
- периодически сменяемая актуальная информация;
- доступное место размещения;
- вся информация должна носить рекомендательный характер.
Примеры разделов стенда для родителей:
- режим дня;
- ежедневное меню;
- график воспитательных мероприятий;
- расписание занятий;
- контроль здоровья детей;
- уровень умений и навыков ребенка;
- важные объявления;
- фотоотчеты с праздников и других мероприятий в детском саду;
- телефоны горячих линий – соц.служб, службы доверия, экстренных служб.
Оформление спортивного уголка в детском саду
В детском саду ребята получают новые навыки и умения: они учатся общаться, обслуживать себя, у них формируется культура поведения. Для разностороннего развития ребенка в систему воспитания включена и физическая культура, поэтому кроме зоны для игр должен быть спортивный уголок в детском саду, оформление которого должно быть красочным и соответствовать возрастной группе детей.
С помощью занятий физкультурой дети укрепляют мышцы своего тела, тренируют координацию движений, развивают моторику и силу рук, ритмику движений и т.д. В основном в таком случае используют шведские стенки, маты, кегли, гантели, батуты, наборы для игр, различные мячи, коврики для гимнастики. Одним из требований к мини-урокам физкультуры является музыкальный фон занятия, поэтому важно, чтобы в спортивном уголке была аппаратура для музыкального сопровождения.
Также в спортивном уголке могут быть нестандартные материалы для игр: дорожки здоровья (тканевая беговая дорожка с нашитыми пуговицами), ленточки с бумажными фигурками на концах (для тренировки органов дыхательной системы), кольцеброс, детский дартс, флажки и ленты разных цветов и т.д.
Оформление уголка творчества в детском саду
Уголок детского творчества должен стать не только настоящим его украшением, но и гордостью учреждения за своих воспитанников. Эстетические работы детсадовцев носят стимулирующий характер к достижению успехов в дальнейшем.
Зачастую оформление уголка творчества в детском саду заканчивается выставкой детских поделок. Но можно пойти дальше и устроить познавательные уголки творчества, посвященные известным творческим людям – художникам или композиторам. Или же сделать «комнату творчества», украсив ее перед Новым годом вырезанными снежинками или балеринами из салфеток. Также можно сделать новогодние игрушки своими руками, тогда получится «елка детского творчества». Или же повесить эти игрушки на елку на улице – это будет отличным оформлением детской площадки в детском саду .
Оформление патриотического уголка в детском саду
Одним из направлений работы детских образовательных учреждений является воспитание патриотического гражданина своей страны. Для реализации этой цели важен патриотический уголок в детском саду, оформление которого поможет воспитателям познакомить воспитанников с историей, государственными символами (флаг, герб, гимн, портрет президента), достопримечательностями и традициями своей страны.
Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей младшей группы:
- семья;
- дом, в котором я живу;
- я и мои сверстники;
- мои эмоции;
- как себя вести в общественных местах.
Видео об оформлении уголка ПДД в детском саду
Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей средней группы:
- те же, что и в младшей группе;
- край мой любимый и самый родной;
- правила дорожного движения;
- государственная символика родного города.
Примеры разделов стенда, направленного на развитие патриотических чувств у детей старшей группы:
- те же что и в средней группе;
- герб моей семьи (рисунки детей);
- семейное дерево (детские проекты);
- народные традиции;
- все профессии нужны, все профессии важны;
- гордое звание «защитник Отечества»;
- столица нашей Родины – Москва.
Обязательным атрибутом патриотического уголка является государственная символика России:
- текстовый вариант гимна размещается на стенде, музыкальная версия должна находиться в доступном для детей месте;
- флаг РФ – прямоугольное трехцветное полотно (белый цвет символизирует чистоту и мир, синий – веру и стабильность, красный – символ энергии, силы и пролитой крови за родную землю). В уголке возможны несколько вариантов размещения государственного флага – маленький флаг на подставке, большое настенное полотно или полотно на древке, стоящее во флагштоке;
- герб Российской Федерации – четырехугольный щит, на котором изображен двуглавый орел с державой и скипетром. На груди орла – изображение святого Георгия Победоносца.
Также на стенде должен быть размещен портрет президента. Преимущественно его размещают по центру или слева.
У Вас есть свои предложения, как оформить тот или иной уголок в детском саду? Поделитесь своими мыслями в
2. Уголок природы в средней группе.
В средней группе у детей формируют умение видеть разнообразие свойств и качеств предметов и их частей (разнообразие формы, цвета, величины, характера поверхности и т.д.). Дети овладевают более сложными приемами сравнения, учатся устанавливать различия и сходство предметов, обобщать предметы по тем или иным признакам.
Усложняются знания о растениях и животных. Дети четче различают особенности растений, знакомятся с условиями, необходимыми для их жизни. Число растений, которые узнают и называют ребята, возрастает. Ребенок пятого года жизни, знакомясь с животными, отмечает своеобразие их внешнего вида, строения, движения, способа питания; устанавливает и первые связи – зависимость характера движения от особенностей строения конечностей.
В процессе ухода (вместе с воспитателем) за обитателями уголка дети овладевают несложными умениями: поддерживать растение в чистоте, правильно поливать его, мыть поилки и кормушки для животных, давать корм. Наблюдая за растениями и животными, подмечают яркие проявления в росте, развитии растений и животных. Свои наблюдения учатся отражать в связной, точной речи.
Расширение и усложнение программных задач в средней группе требует пополнения уголка природы новыми обитателями. Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой – опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещают алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6–8 видов растений.
3. Уголок природы в старшей группе.
В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений и животных, изменения их по сезонам. Дети должны знать, что растения для своего роста нуждаются в свете, влаге, тепле, почвенном питании; разные растения нуждаются в разном количестве света, влаги.
Продолжается ознакомление детей с растениями, с особенностями их внешнего строения: не только с разнообразием листьев, но и стеблей, цветков. Закрепляются умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебля (способ поддержания растения в чистоте).
В содержание познавательных задач о растениях включают знания о некоторых способах их вегетативного размножения, в частности стеблевыми черенками. Все это требует пополнения уголка природы новыми растениями: с разнообразными стеблями (вьющимися, стелющимися или видоизменениями прямостоячих стеблей), имеющими луковицы, клубнелуковицы и т.д. Это могут быть 2–3 вида традесканций, комнатный виноград, вьющийся плющ, фикус, алоэ, зигокактус, эпифиллюм, цикламен, примула, амариллис, кливия и др. Они имеют разнообразные по форме и характеру листья, стебли, цветы, у них разные потребности в свете и влаге.
При подборе животных для уголка природы старших детей необходимо учитывать основную программную задачу – обеспечить формирование первоначальных знаний об особенностях приспособления животных к условиям среды обитания.
4. Уголок природы в подготовительной к школе группе.
Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе – формирование элементарных знаний о существенных зависимостях в мире природы: зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света и т.д.), зависимости внешнего строения и образа жизни животного от условий среды обитания. Дети знакомятся с постоянно повторяющимися закономерными изменениями в жизни растений и животных в разные сезоны, с основными периодами их роста и развития.
В содержание знаний о растительном мире включаются знания о некоторых способах вегетативного размножения растений. Дети должны уметь видеть существенные признаки предметов, общие и индивидуальные, их вариативность. В соответствии с этим при подборе растений и животных обращается особое внимание не только на разнообразие их строения, но и на приспособленность к определенным условиям среды.
Чтобы дети усвоили, как поливать различные растения, в зависимости от условий их обитания в естественной среде, в уголок природы следует поместить растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); кактусы (1–2 вида), требующие очень небольшой и редкой паливки, традесканции – с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, и др. В умеренной поливке зимой нуждаются многие субтропические растения, находящиеся в это время на родине в относительном покое, – герани, фуксии и др. О зависимости условий роста и развития растений, находящихся в уголке природы, от условий их происхождения надо помнить и при уходе за другими растениями, особенно из семейства лилейных и амариллисовых, – амариллис, кливия, кринум, драцена, гемантус и др. Первый период зимы для этих растений – период покоя, и в это время их почти прекращают поливать.
Вегетативное размножение комнатных растений весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии и др.); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера и др.); аспидистра, аспарагусы и др. размножаются делением куста. Большой интерес вызывают у детей так называемые живородящие растения – камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм и др. Все они имеют отпрыски, растущие не из корневища, скрытого в земле, а появляющиеся на других частях растений (усы у камнеломки, цветочная стрелка у хлорофитума, отпрыски на краях листьев у бриофиллюма).
К окружающей действительности, глубоко связывала его с ней. 2. Опытно-экспериментальная часть по изучению влияния музыки на формирование экологического сознания у дошкольников 2.1 Различные формы и методы использования музыки на занятиях по экологическому воспитанию в ДОУ Существуют различные формы проведения экологических занятий. Мы рассмотрим два занятия абсолютно разных по форме...
Значение имеет сюжетно-ролевая игра. РАЗДЕЛ 2 ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДОЙ 2.1 Использование дидактических игр в процессе ознакомления с природой с детьми дошкольного возраста Дидактическая игра, как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность...
Наверняка каждый родитель обращал внимание на занимательные детские уголки, расположенные в группах детских садов. На первый взгляд, это обычная игровая зона для девочек или мальчиков. Но воспитатели знают, что к созданию развивающе-игровой зоны предъявляются определенные требования. Во всех дошкольных и образовательных учреждениях действует Федеральный Государственный Образовательный Стандарт или ФГОС. Именно данный документ и определяет требования к детским уголкам и развивающим конструкциям.
Родители, воспитатели и руководители дошкольных учреждений должны знать, что оформление уголков в детском саду по ФГОС, соответствуют таким требованиям:
- Соответствие оснащения возрасту и потребностям детей данной возрастной группы.
- Возможность видоизменять игровую среду в зависимости от изменений в обучающей ситуации.
- Многофункциональность, заключающаяся в возможности применения разных составляющих для моделирования обстановке для всестороннего развития детской активности.
- Возможность вариативности – создание условий для игр, моделирования, конструирования, игр в одиночку.
- Безопасность, надежность и высокое качество используемых материалов.
Учитывая требования ФГОС, родители могут заняться оформлением уголков в детском саду своими руками. Конечно же, в процессе создания игрового пространства важно учесть возраст детей.
Известно, что в детском дошкольном заведении группы делятся на:
- младшую,
- среднюю,
- подготовительную к школе.
Это значит, что для младших деток лучше организовать уголок для простых игр. К примеру, это может быть уголок для девочек, где можно поиграть в тематические игры дочки-матери, врача. И для мальчиков – для игр с конструктором, для изучения профессии строителя, водителя.
Подготовительная группа рассчитана на детей дошкольного периода. Значит игровой уголок может быть патриотическим, рассказывающим о стране, обычаях. Здесь могут располагаться тематические картинки, прославляющие нацию. Дополнительно должно быть организовано место для развивающих игр. Лото, мозаика, пазлы на патриотическую или природную тему – все это увлекает детей 5-6 летнего возраста.
Оформление уголка детского творчества
Львиную часть времени дети в дошкольном образовательном учреждении занимаются полезными, развивающими занятиями. Одним из любимых дел каждого малыша, является создание поделки своими руками.
Чтобы развиваться в детях стремление творить, в группах детского сада часто обустраивают зоны детского творчества. Недостаточно просто поставить стол или разместить пару полочек. Уголок детского творчества должен быть привлекательным и нравится детям.
Чтобы обустроить творческую зону, можно использовать одну из следующих идей:
- Кот Леопольд, который держит в своих лапах полку с детскими работами.
- Композиция из радуги и солнышка.
- Лесная поляна со зверятами.
- Раскидистое дерево, на ветках которого разместились детские работы.
Оформление уголка довольное простое, не требующее особенных навыков и знаний. К примеру, чтобы сделать украшение с Леопольдом, показанное на фото, необходимо нарисовать изображение героя на фанере, вырезать и раскрасить. В области ладошек монтируются полочки, на которых и будут размещаться детские поделки. Очень красиво смотрится творческая зона, оформленная радугой и солнышком. Яркая радуга, вырезанная из глянцевой бумаги в сочетании с желтым солнышком и наклеенная на стену, притягивает внимание обитателей и гостей группы. В данном случае поделки размещают на полках, которые закреплены под радугой.
Уголок ИЗО
Выполняя правила ФГОС по оформлению детских тематических зон в детском дошкольном образовательном учреждении, рекомендуется создать уголок ИЗО. Учитывая, что дети очень любят рисовать, такая зона будет просто необходимой для деток разного возраста. Здесь малышам должно быть не только удобно, но и интересно. Обязательно уголок нужно наполнить необходимыми для ИЗО материалами- бумагой для рисования, карандашами, красками, фломастерами. Все это размещаем на невысоких стеллажах, чтобы деткам разного роста, было удобно достать нужный предмет.
ПАСПОРТ уголка природы
средней группы «Солнышко»
МБДОУ №76 города Чебоксары
Выполнила воспитатель Федорова Ирина Николаевна.
Содержание.
1. Введение.
2. Календарь природы.
3. Муляжи овощей и фруктов
4. Макеты: «Ферма», «Лес и его обитатели».
5. Демонстрационный материал.
6. Энциклопедии.
7. Художественная литература.
8. Изобразительное творчество.
9. Дидактические игры.
10. Материалы для труда.
11. Оборудование и материалы для экспериментов и опытов.
12. Картотека опытов и экспериментов.
13. Художественная литература.
14. Комнатные растения с паспортами.
15. Материал для работы с родителями.
16. Аудиозаписи со звуками природы.
Введение.
Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее Какое значение имеет уголок природы?
познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Подбор и размещение объектов в уголок природы проводилось в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами (СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11, п.7.5.)
Демонстрационный материал.
Тематический словарь в картинках «Мир животных».
Тематический словарь в картинках «Мир растений».
Альбом «Дикие звери и птицы жарких и холодных стран».
Альбом «Домашние и дикие животные средней полосы».
Альбом «Времена года»
Набор с карточками «Мир растений и грибов»
Альбом с карточками «Рыбы рек, озёр, прудов».
Набор картинок «Окружающий мир»
Энциклопедии.
Энциклопедия для малышей «Чудо повсюду» (Т. Д. Нуждина)
«Моя первая энциклопедия.» (Е. С. Чейка)
«Энциклопедия лекарственных растений.» (Мазниев Н. И.)
«Самая полная энциклопедия научных опытов.» (Балушевский С. В.)
Художественная литература.
«Рассказы и сказки» (Виталий Бианки)
Русская народная сказка «Репка»
«Алёнушкины сказки» (Д. Мамин-Сибиряк)
«Зоопарк» (В. Степанов)
Русская народная сказка «Ежова шубейка»
«Сто одёжек. Загадки в картинках.»
«Мы –Природы нашей стражи» (И. Токмакова)
Русская народная сказка «Пых»
Русская народная сказка «Лиса и журавль»
Русская народная сказка «Зимовье зверей»
«Тараканище» (К. И. Чуковский)
«Муха-цокотуха» (К. И. Чуковский)
Дидактические игры.
Лото «Растения и животные»
Лото «Весёлые зверята»
Домино «Зверюшки»
Пазлы «Там, где всегда мороз»
Мини-игра «Круглый год»
Лото «Времена года»
Домино «Зверюшки»
Набор кубиков «Тропические животные»
Набор кубиков «Птицы»
Развивающая игра «Дары природы»
Картинки с загадками «Что нарисовано»
«Животные и птицы: Как говорят и что едят»
«Чудесный мешочек»
Материалы для труда.
Фартуки.
Нарукавники.
Перчатки.
Ведёрка с крышкой.
Кисточка для смахивания пыли.
Губки и тряпочки для протирания пыли.
Тряпка для мытья поддонов.
Тазик для мытья поддонов.
Лейки.
Опрыскиватель.
Лопатка.
Палки для рыхления.
Пустой горшок для растений.
Земля для комнатных растений.
Галька.
Оборудования и материалы для экспериментов и опытов.
Увеличительная лупа
Затемнённые очки. Зеркало.
Песочные часы.
Природный материал в прозрачных закрытых емкостях (ракушки, камушки, песок, фасоль, горох, тыквенные семечки, пшено, орехи лесные, мох, ячмень, земля, глина, жёлуди, шишки лиственницы, ели, сосны, ольхи, палочки, семена клёна, семена льна)
Космический песок 4 цвета,
Мерные ложки и стаканчики.
Бумага разнофактурная и разноцветная
Гуашь, кисточки, палитра
Восковая свечка и восковые карандаши
Лоскуты тканей
Губка
Кисточки
Поднос
Пуговицы, нитки и проволока
Материалы для работы с родителями.
Папка передвижка «Играем в науку вместе с детьми»
Консультации:
«Прогулки с детьми в природу»
«Ребёнок на даче»
«Грибы»
«Домашние питомцы»
Аудиозаписи со звуками природы
«Море»
«Дуновение ветра»
«Ручеёк»
«Музыка дождя»
«Уединение в горах»
«Лес, птицы»
«Летнее деревенское утро»
Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.
При оформлении уголков природы воспитателю важно учитывать: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан ПиН п не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
Оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относиться к комнатным растениям. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитанников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно - образовательной работы.
Требования при организации в ДОУ уголков природы уголок природы должен быть ярким и красочным; стеллажи, полки обязательно закреплены; календарь природы в каждой возрастной группе; недопустимы ядовитые растения, они должны быть безопасны для детей; цветы располагаются на уровне глаз ребенка; оборудование для ухода за растениями (палочки для рыхления, губки, тряпочки) располагается в контейнерах с закрывающими крышками; природный материал должен размещается в контейнерах в достаточном количестве; оборудование для опытов, исследований должно быть безопасным.
Требования к отбору обитателей уголка природы: 1. Растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными условиями, характерными для большой группы растений. 2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливых к уходу за ними.
3. Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника. 4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов. 5. Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей. 6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Значение уголка природы в ДОУ Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе). Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Растения уголка природы в младшей группе В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие: -четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие: обыкновенная (или зональная) герань; фуксия; вечноцветущая бегония; бальзамин («огонек»); азалия; китайский розан. -растения с пёстроокрашенными листьями –колеус Из предложенных воспитатель подбирает 3-4 вида растений Малыши должны научиться узнавать и называть 23 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Уголок природы в средней группе Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев, так как ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: обливают из мелкосетчатой лейки или опрыскивают из пульверизаторов растения с мелкими листьями, обтирают влажной кисточкой или щеткой листья, имеющие зазубрины, сухой кисточкой опушенные листья. При этом дети учатся устанавливать способ ухода в зависимости от характера листьев: величины, количества, характера поверхности, их хрупкости. алоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями Число комнатных растений увеличивается до 5-6 видов
Уголок природы в старшей группе В старшей группе продолжается формирование умений наблюдать, сравнивать предметы, обобщать и классифицировать их по различным признакам. Основным содержанием наблюдений становятся рост и развитие растений, изменения их по сезонам. Уголок природы пополняется новыми растениями: разнообразными стеблями (вьющиеся, стелющиеся), имеющие луковицы и клубнелуковицы. (8-9 видов растений) 2 вида традесканций, сеткреазия, висит (комнатный виноград) вьющийся плющ, фикус, зигокактус, папоротник, цикламен, разные виды бегонии амариллис
Уголок природы в подготовительной группе Основная задача ознакомления с природой в подготовительной группе формирование элементарных знаний: -зависимости растений от комплекса условий (влаги, тепла, света), -зависимости внешнего строения -способах вегетативного размножения растений. Растения, резко отличающиеся по своим потребностям во влаге: циперус, который в течение 10 месяцев в году растет в очень влажной почве (вазон помещают в воду); сакулентовые (12 вида), требующие очень небольшой и редкой поливки, традесканции с большой потребностью во влаге; узамбарские фиалки, поливать которые следует весьма умеренно, Вегетативное размножение весьма разнообразно: побегами (герани, фуксия, розы, бегонии); листовыми черенками (узамбарская фиалка, бегония-реке, сансевьера); размножаются делением куста (аспидистра, аспарагус) размножение клубнями (глоксиния) живородящие растения камнеломка, хлорофитум, бриофиллюм В подготовительной группе в уголке природы размещают видов растений
Временные обитатели уголка природы- это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени Ящики с посадками (лук, овес, бобы и т.д) Ветки деревьев и кустов в вазах; Экибаны, поделки детей зима Ветки деревьев и кустарников в вазах; Ящики с рассадой; Букеты разноцветущих растений (верба, цветы) весна Букеты цветов (садовых, полевых) в вазах лето Букеты осенних цветов в вазах; Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и.т.д.) Поделки детей из природного материала (старшая и подготовительная группа) осень
В каждой возрастной группе обязательно должен быть календарь природы, где дети после наблюдений на прогулке заполняют календарь наблюдений. Заполнение календаря природы - дело повседневной жизни. Воспитатель с детьми регулярно фиксирует погоду и состояние живой природы.
В старших группах воспитатель учит ребят в календаре находить и закрашивать дни недели, значками обозначать погодные явления, изображать дерево и покров земли в полном соответствии с их сезонным состоянием на данный момент. Дополняя календарь зарисовками детей, «Какая сегодня была прекрасная весенняя или зимняя погода»
Еще один вид календаря - это рисунки, отображающие последовательно рост какого-либо растения. это могут быть: -цветы, пересаженные с клумбы; -луковица в банке, посаженная в воду для проращивания зелени; -ветки дерева, поставленные в конце зимы в вазу для наблюдения за распусканием почек, развертыванием молодых листочков; -проращивание семян, рост и развитие какой- либо огородной или цветочной культуры. Во всех случаях рисунки, сделанные через одинаковый интервал времени, отражают последовательность роста и развития растения, его зависимость от внешних условий жизни.
В уголке природы в каждой группе необходимо иметь: -натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи; -наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее; -альбомы «Времена года»; -книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; -рисунки детей о природе и поделки из природного материала. -материал для труда. -оборудование для экспериментов. -для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. -для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами. -дидактические игры природного содержания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.