Подвижные игры с маленькими детьми в помещении. Пройди по линии
1. ТЕАТР КАБУКИ.
Участники игры делятся на 2 команды. Ведущий объясняет правила игры:В театре Кабуки есть 3 персонажа:
Самурай побеждает дракона, дракон побеждает принцессу, принцесса по-беждает самурая.
Команды, договорившись, по команде ведущего показывают одного из персонажей. Игра идёт либо на очки, либо выигравшая команда дого-няет противника и перетягивает на свою сторону пойманных игроков.
2. СИНЯЯ КОРОВА.
Участники разбиваются на 2 команды и каждая команда загадывает слово. Затем участники одной из команд выбирают игрока соперников и говорят ему загаданное слово. Этот игрок должен объяснить своей ко-манде без слов, цифр, букв загаданное слово. Если команда смогла отга-дать слово, то она получает очко. Затем наступает очередь другой коман-ды.3. ИМПУЛЬС.
Для игры понадобится небольшой мячик или небольшая мягкая иг-рушка. Участники делятся на 2 команды и становятся в 2 шеренги лицом друг к другу, держась за руки. В одном конце стоит стул с игрушкой или мячиком, в другом - ведущий держит за руки двух последних игроков. Незаметно он сжимает руки обоим игрокам одновременно (посылает им-пульс), задача участников - как можно быстрее передать импульс своей команде, последние игроки с другого конца должны успеть схватить иг-рушку. Побеждает та команда, у которой окажется игрушка.4. ФРУКТОВЫЙ САЛАТ.
Участники сидят в кругу на стульях. Необходимо рассчитаться на яблоки, бананы, апельсины и др. фрукты. Ведущий стоит в кругу. По ко-манде "яблоки" или апельсины, названные фрукты меняются местами, задача ведущего - занять свободный стул. По команде "Фруктовый салат" - все участники меняются местами.5. ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ.
Участники разбиваются на тройки. Двое берутся за руки и становятся лицом друг к другу. Они - дом. Третий участник встаёт между ними. Он - человек. По команде ведущего "дом" все дома не расцепляя рук, бегут себе искать другого человека, ведущий в это время старается занять место одного человека в одном из "домов". Тот, кто остался один становится ведущим. По команде "человек", все игроки - люди меняются "домами". По команде "землетрясение" все игроки меняются местами, то есть ищут новых партнёров по игре.6. ЖИЗНЬ ПИРАТА.
Все участники становятся в круг. Ведущий говорит названия фигур и объясняет, как их показывать:Участники начинают хаотично двигаться. По команде ведущего они должны объединиться и изобразить названную фигуру. Участники, ос-тавшиеся вне фигуры, попадают в плен к пиратам, то есть выходят из игры и поют песню: "Жизнь пирата, жизнь пирата - это для меня!"
7. СЛОНЫ, БУЙВОЛЫ, ЖЕЛЕ.
Участники становятся в круг. Ведущий задаёт фигуры для 3-х человек, стоящих рядом.8. РАЗ, ДВА, ТРИ.
Все участники стоят в кругу, ведущий считает до 3-х. На счёт 1 - все выставляют указательный палец левой руки, на счёт 2 - правой ладонью накрывают указательный палец соседа справа, на счет 3 - каждый старается схватить палец соседа и успеть убрать свой.9. СПАГЕТТИ, КЕТЧУП, КОК - КОЛА.
Все участники становятся в круг, поворачиваются направо, держат руку за талию. Со словами "Чили, чили, кан, чили-чили-кан, спагетти, кетчуп, кока-кола" обходят один круг. Затем необходимо обхватить талию следующего за соседом игрока и обойти ещё один круг, потом третьего и т.д. Людмила Давидян
Семейный клуб «Подвижные игры в помещении с детьми средней группы»
Семейный клуб
Тема:«Подвижные игры в помещении с детьми средней группы».
]Цель встречи семейного клуба : Установление доверительных отношений между детьми, родителями, воспитателями, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и решать их совместно, радоваться удачам и успехам каждого.
Задачи семейного клуба :
1. Повышение педагогической культуры родителей.
2. Приобщение родителей к участию в жизни детей и группы. 3. Познакомить родителей с подвижными играми детей в помещении.
Ход заседания :
Ведущий (Воспитатель):
Наступила осень. Это время нас встречает частой переменой погоды. Не позволяет гулять также продолжительно, как летом. Ребенок не знает чем заняться, он идет к взрослому. Взрослый сердится: «Не мешай, займись чем-нибудь». Знакомая ситуация, не правда ли? Но можно все решить без ущерба для интересов детей и родителей, нужно с ребенком поиграть. Поиграть в подвижные игры. Подвижные игры являются важным средством физического воспитания детей раннего возраста. Они привлекают малышей радугой эмоций, сюжетов, двигательной активностью. Движения стимулируют работу разнообразных групп мышц, усиливают кровообращение, дыхание, улучшают обмен веществ. Подвижные игры способствуют развитию внимания, памяти, воображения, формированию личностных качеств. Участвуя в игре, дети приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми Подвижные игры делят, на элементарные и сложные. Элементарные в свою очередь делят на сюжетные и бессюжетные, игры-забавы, аттракционы.
Сюжетные игры имеют готовый сюжет и твердо зафиксированные правила «У медведя, во бору», «Лохматый пёс», «Поезд»…. Сюжет отражает явления окружающей жизни (трудовые действия людей, движение транспорта, движения и повадки животных, птиц и т. д., игровые действия связаны с развитием сюжета и с ролью, которую выполняет ребенок. Правила указывают на начало и окончание игровых действий, определяют поведение и взаимоотношения играющих, уточняют ход игры. Соблюдение правил обязательно для всех.
Сюжетные подвижные игры используются на протяжении всего дошкольного детства преимущественно коллективные (небольшими группами и всей группой). Игры этого вида используются во всех возрастных группах, но особенно они популярны в младшем дошкольном возрасте.
Бессюжетные подвижные игры - это «Ловишки», «Перебежки» и т. д. не имеют сюжета, образов, но сходны с сюжетными играми (есть правила игры, роли). Эти игры связаны с выполнением определённого двигательного задания и требуют от детей большой самостоятельности, быстроты, ловкости, ориентировки в пространстве, смекалки.
Также, но в старшем дошкольном возрасте, детвора любит игры с элементами соревнования, например: «Чьё звено быстрее», «Кто выше»и др. К бессюжетным относятся такие игры как кегли, серсо, кольцеброс, бабки, «Школа мяча» и др. (то есть с использованием предметов). Они проводятся с небольшими группами детей (двое, трое) потому что двигательные задания в этих играх требуют определенных условий. Правила в таких играх направлены на порядок расстановки предметов, пользования ими, очередность действий играющих. В этих играх наблюдаются элементы соревнования с целью достижения лучших результатов.
Игры-забавы, аттракционы доставляют участникам игры много радости, ведь двигательные задания выполняются в необычных условиях и часто включают элемент соревнования, здесь несколько ребят участвуют в игре (бег в мешках и др., остальные дети являются зрителями.
Сложные игры - это спортивные игры. Уважаемые родители, какие спортивные игры знаете и любите. Родители: городки, бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол, футбол, хоккей. С дошколятами, в силу наших возможностей, используются элементы этих игр и дети играют по упрощенным правилам.
Подвижные игры различаются и по их двигательному содержанию: игры с бегом, прыжками, метанием и др. По степени физической нагрузки, которую получает каждый играющий, различают игры большой, средней и малой подвижности. К играм большой подвижности относятся те, в которых одновременно участвует вся группа детей и построены они в основном на таких движениях, как бег и прыжки. Играми средней подвижности называют такие, в которых тоже активно участвует вся группа, но характер движений играющих относительно спокойный (ходьба, передача предметов «Догони мяч») или движение выполняется подгруппами В играх малой подвижности движения выполняются в медленном темпе, к тому же интенсивность их незначительна «Кто ушёл?», «Прятки», «Найди, где спрятано»… Скажите. А вы в какие любите играть игры? (Рассказы родителей)
Ведущ : А от куда вы их знаете? (Рассказы родителей). Ведущ : пришло время поиграть. Воспитатели и родители играют в игры предложенные родителями.
Ведущ : Что вы можете сказать об играх, в которые мы играли (по сложности, по двигательному содержанию? (Ответы родителей).
Предлагаем вашему вниманию несколько интересных подвижных игр в помещении, то есть в непогоду дома.
«Попугайчик Кеша»
Цель
Оборудование : Стулья-домики, по количеству игроков.
Ход игры: На слова «попугайчики летают», участники игры «летают» по помещению. На слова «попугайчик лети домой» играющие бегут к «домикам».
«Нам не страшен серый волк»
Цель : Упражнение в прыжках, беге, ползании.
Оборудование: Стулья-домики, игрушка волк, песенка поросят.
Ход игры : Дети-поросята сидят в домиках. Звучит «песенка трёх поросят»: -Нам не страшен серый волк,
Серый волк, серый волк!
Где ты ходишь, глупый волк,
Старый волк, страшный волк?
Никакой на свете зверь,
Хитрый зверь, страшный зверь,
Не откроет эту дверь,
Эту дверь, эту дверь!
Хоть полсвета обойдешь,
Обойдешь, обойдешь,
Лучше дома не найдешь,
Не найдешь, не найдешь!
Поросята «гуляют» на полянке. Песенка закончилась, волк пытается поймать поросят, те прячутся в «домиках».
«Ловкие хвостики»
Цель : Развивать быстроту реакции, тренировать в беге в разных направлениях.
Оборудование: Ленточки по числу играющих - «хвостики».
Ход игры : Считалкой выбирают водящего. Участники игры становятся в хоровод, водящий в центре. Каждому участнику прикрепляется ленточка – «хвостик». Играющие идут по кругу со словами:
Мы веселые котята,
Любим бегать и играть,
Ну, попробуй нас догнать.
После этих слов участники игры разбегаются, а водящий пытается выдернуть у них «хвостик». Кто остался без «хвоста», выходит из игры.
«Золотые воротца»
Цель : Развитие воображения, быстроты реакции.
Ход игры : Двое игроков встают лицом друг к другу, поднимают вверх руки, образовав «воротца». Остальные играющие берут друга друга за руки получается «цепочка».
Игроки-«воротца» проговаривают слова, а «цепочка» должна быстро пройти между ними.
Золотые ворота
Пропускают не всегда.
Первый раз прощается,
Второй - запрещается.
А на третий раз -
Не пропустим вас!
С этими словами руки опускаются, «ворота захлопываются». Те играющие, которых поймали, становятся дополнительными «воротцами». «Золотые воротца» побеждают, если они поймали всех игроков.
«Схвати змею за хвост»
Цель : Развивать быстроту, ловкость.
Оборудование : Веревка или скакалка, или лента.
Ход игры: Считалкой выбирают водящего. Водящий бежит с веревкой - это «змея». Играющие пытаются поймать ее конец - «хвост змеи».
«Пугало»
Цель : развивать ловкость, сообразительность, доставить радость.
Оборудование : Папин пиджак и мамина шляпа.
Ход игры: Считалкой выбирают водящего. Другой играющий «пугало». Под музыкальное сопровождение «пугало» выполняет команды водящего: «воробей»- размахивает руками, «ворона» - хлопает в ладоши. сопровождение.
«Земля, воздух, огонь, вода»
Цель : развивать внимание, память, ловкость.
Оборудование : Мяч.
Ход игры : играющие становятся в круг, в середине – ведущий (в начале взрослый позже ребёнок). Ведущий бросает мяч одному из игроков, называя одну из стихий. Кто поймал мяч, должен назвать обитателя названной стихии. Если названа «земля» – животное, если «вода» – рыбы, если «воздух» - птиц. Если назвали стихию «огонь» надо несколько раз повернуться вокруг себя.
«Краски»
Цель : закреплять знание цвета и оттенков; совершенствовать навыки основных движений.
Ход игры : выбирают «хозяина» и двух «продавцов». Остальные игроки – краски, которые выбирают себе цвета. «Покупатель» стучится:
Кто там?
Покупатель.
Зачем пришел?
За краской.
За какой?
За голубой.
Если данной краски нет, хозяин говорит: «Скачи на одной ножке по голубой дорожке».
Выигрывает «покупатель», который угадал больше красок.
«Лягушки»
Цель : Укрепление здоровья детей.
Оборудование: «Пруд» - обруч; «кочка», «лист кувшинки» - небольшие коврики на каждого игрока.
Ход игры : Считалкой выбирают водящего - «мама-лягушка», остальные игроки - «лягушата». «Лягушка - мама» говорит куда «лягушатам» прыгать. «Лягушата» стоят в «пруду» и выполняют задания «Лягушки».
«Малечина – калечина»
Цель : Укрепление здоровья детей, доставить удовольствие детям.
Оборудование: Палочки по количеству играющих.
Ход игры : Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т. д., нужно держать ее в равновесии, пока произносят слова:
«Малечина - калечина»
сколько часов до вечера?
Раз, два. десять.
Победит тот, кто дольше удержит палочку.
Дошкольный возраст является ключевым в формировании физического здоровья и культурных навыков, обеспечивающих его совершенствование, укрепление и сохранение в будущем, а двигательно-игровая деятельность – это основа воспитания, оздоровления, развития и обучения детей дошкольного возраста. Поэтому играйте с детьми дома в любую погоду!
Разноцветный шарик
Учитель зачитывает строки стихотворения В. Суслова.
Разноцветный шарик
По дорожке скачет,
По дорожке, по тропинке,
От березы до осинки,
От осинки поворот —
Прямо к Ире
В огород!
Играющие перекидывают воздушный шар (мяч) по кругу. Получивший шар отбивает его от пола, после чего все разбегаются, а водящий старается «осалить» шаром убегающих участников игры. Игрок, в которого попал шар (мяч), вновь приглашает всех в круг и вбрасывает мяч любому игроку. Шар вновь передается по кругу.
Дождик
Учитель предлагает играющим свободно разместиться в классе. Затем объясняет условия игры, после чего декламирует стихи И. Токмаковой.
Дождик, дождик, капелька,
Водяная сабелька,
Лужу резал, лужу резал,
Резал, резал, не разрезал.
И устал, и перестал!
Все исполняют произвольные движения. С последним словом «перестал» все движения прекращаются, участники игры застывают. Ведущий, проходя мимо них, замечает того, кто шевельнулся. Он выходит из игры.
Вновь ведущий и группа ребят, выбывших из игры, декламируют стихотворение. Звучит оно звонко, задорно, но не очень быстро. Движения могут быть самыми разнообразными, но стоя на месте. В конце игры ведущий отмечает тех, кто исполнял самые красивые или сложные движения. Возможно поощрение «самого стойкого» участника игры.
Веселый топор
В эту игру можно играть и на улице, и в помещении. Ребята становятся в круг, руки держат за спиной. Ведущий, проходя за игроками, прячет у любого игрока небольшой предмет — «маленький топорик». Затем все вместе (или ведущий) произносят текст стихотворения И. Демьянова. Тот из играющих, на кого пришлись последние слова (но желательно не тот, у кого спрятан предмет), идет искать топор.
Взял Егор в углу топор,
С топором пошел во двор,
Стал Егор чинить забор,
Потерял Егор топор.
Вот и ищет до сих пор.
Поищи и ты топор!
Треугольный колпак
Игра развивает внимательность и координацию движений. Играющие произвольно размещаются по кругу в классе. Ведущий объясняет условия игры, затем произносит слов:
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если колпачок треугольный,
То это не мой колпак.
Повторяя слова второй раз, игроки на слове «треугольный» показывают треугольник из пальцев. Далее, кроме показа треугольника, играющие должны на слове «мой» легко ударить себя в грудь. Затем, показывая треугольник и на себя, играющие должны на слове «колпак» прикоснуться к голове. В дальнейшем все играющие вместе с ведущим произносят слова и выполняют все 3 действия. Слова повторяются все быстрее и быстрее с каждым повтором. Сбившиеся выходят из игры и только повторяют слова. Выигрывает тот, кто не собьется.
Будь внимателен!
Игра стимулирует внимание, способствует обучению, быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Ребята стоят группой, свободно, но на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Звучит маршевая музыка (или любая ритмическая). Дети маршируют под музыку, возможно выполнение танцевальных движений.
При этом руководитель игры произвольно с разными интервалами дает команды. Дети должны реализовать движения в соответствии с командой.
Например:
«Зайчики!» Дети прыгают, имитируя движения зайца.
«Лошадки!» Дети ударяют ногой об пол.
«Раки!» Дети пятятся назад.
«Птицы!» Дети бегут, раскинув руки (имитация полета птиц).
«Цапля!» Стоят на одной ноге.
«Лягушка!» Приседают и скакачут вприсядку.
«Собачки!» Дети сгибают руки (имитация движения, когда «собака служит») и лают.
«Курочки!» Дети ходят, «ищут зерна» на полу и произносят «Ко-ко-ко».
«Коровки!» Дети встают на руки и ноги и произносят «Му-му!»
Игра может длиться 20—25 мин. По окончании игры учитель отмечает самых внимательных.
Зеваки
Игра способствует развитию волевого (произвольного) внимания.
Дети идут по кругу друг за другом, держась за руки. Возможно музыкальное сопровождение в темпе марша. По сигналу ведущего играющие останавливаются, делают 4 хлопка, поворачиваются на 180° и начинают движение в другую сторону. Направление меняется после каждого сигнала. Если ребенок запутался и ошибся, он выходит из игры.
Вот так позы!
Игра может быть использована для развития наблюдательности и памяти, она будет способствовать развитию раскованности ребят, их коммуникативных способностей.
По желанию детей из группы выбирают пять игроков. Один из них — водящий, остальные — зрители. Дети показывают водящему «свои позы». Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет позы в той последовательности, в которой он их увидел.
«Зрители» кричат, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, один из «зрителей» (по желанию) выходит «на сцену» и повторяет позу.
Игра повторяется 2—3 раза, пока все не удостоверятся, что позы показаны верно.
Загадочные пословицы
А эта игра способствует развитию речи младших школьников, логического мышления, приобщает к истокам устного народного творчества.
Учитель предлагает простые пословицы. Ребята должны объяснить, что она означает, какой смысл в нее заложен, почему она возникла в обиходе людей.
Дело мастера боится.
Всякий мастер на свой лад.
На все руки мастер.
Портной испортит — утюг загладит.
Картошка поспела — берись за дело.
Без труда и в саду нет плода.
Каков уход, таков и плод.
Больше дела — меньше слов.
Всякий человек в деле познается.
Горе есть — горюй, дело есть — работай.
Без дисциплины жить — добру не быть.
Заработанный хлеб сладок.
У кого сноровка, тот и действует ловко.
Скучно так сидеть
Вдоль противоположных стен зала стоят стулья. Дети садятся на стулья около одной стены, читают стишок:
Скучно, скучно так сидеть,
Друг на друга все глядеть.
Не пора ли пробежаться
И местами поменяться?
Как только стишок прочитан, все дети бегут к противоположной стене и стараются занять свободные стулья, которых на один меньше, чем участников игры. Тот, кто остается без стула, выбывает. Потом убирают два стула. Все повторяется до тех пор, пока победитель не займет последний оставшийся стул.
Мишки и шишки
По полу рассыпают шишки. Двум игрокам предлагают их собрать лапами больших игрушечных мишек. Выигрывает тот, кто соберет больше.
Стул, ко мне!
Параллельно стене, в 5 шагах от нее, проводят на полу черту. Отступив еще на несколько шагов дальше от стены, кладут два обруча, на расстоянии нескольких шагов один от другого.
Напротив обручей вплотную к стене ставят два одинаковых стула. К каждому стулу привязывают бечевку такой длины, что если ее натянуть, то другой конец придется на центр обруча. К свободному концу бечевки прикрепляется кусок ткани, свернутый в жгут.
Участники игры попарно вступают в состязание. Каждый из них встает в обруч, туго подпоясывается жгутом, как кушаком, и отводит руки в стороны. После сигнала играющий начинает поворачиваться на месте, не выходя из обруча. Бечевка обвивает талию, стул постепенно приближается к черте. В тот момент, когда все четыре ножки стула окажутся за чертой, играющий выбегает из круга и садится на стул. Кто из детей первым займет свой стул, тот и выигрывает.
Собери колоски
Чтобы новый хлеб испечь,
пышен и высок,
Надо в поле уберечь
каждый колосок!
Участники игры с завязанными глазами должны за определенное время (одну минуту) собрать как можно больше «колосков». В качестве «колосков» используются кегли, которые собираются в небольшого размера пластмассовое ведро.
Медведь
Один из ребят изображает медведя и ложится на землю. Остальные играющие ходят вокруг него, делают вид, что рвут ягоды и грибы, и поют:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит,
Все на нас глядит!
Лукошко опрокинулось,
Медведь за нами кинулся!
По окончании песни «медведь» вскакивает и бежит за разбегающимися ребятами. Кого он первым поймает, тот становится новым «медведем», игра повторяется.
Рыбаки и рыбы
Выбираются два «рыбака», остальные — «рыбы». Они ведут хоровод и поют:
В воде рыбки живут,
Нет клюва, а клюют.
Есть крылья — не летают,
Ног нет, а гуляют.
Гнезда не заводят,
А детей выводят.
«Рыбы» разбегаются, «рыбаки» берутся за руки и ловят «рыб». Пойманные «рыбы» присоединяются к «рыбакам», отчего «сеть» становится длиннее, и ловят оставшихся «рыб».
Дети выбирают «деда», затем отходят в сторонку и договариваются о том, что они будут показывать, после чего подходят к «деду».
— Здравствуй, дед!
— Здравствуйте, дети! Где вы были, что вы делали?
— Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем...
Дети делают движения, изображающие какую-либо работу, а «дед» должен угадать, какая это работа. Если отгадает — все разбегаются и он должен кого-нибудь поймать. Если не отгадает — дети снова договариваются и изображают другую работу.
Бубенцы
Дети встают в круг. На середину выходят двое — один с бубенцом или колокольчиком, другой — с завязанными глазами. Все поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Раззвонились удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон!
После этих слов «жмурка» ловит увертывающегося игрока.
Казаки-разбойники
Дети разбиваются на две команды: команду «казаков» и команду «разбойников». «Разбойникам» надо за определенное время спрятаться самим на оговоренной территории и спрятать «клад»: какую-то игрушку, предмет, конфету. После этого «казаки» разбегаются по двору в поисках всех «разбойников» и «клада».
Чтобы сбить с толку и запутать «казаков», «разбойникам» разрешается рисовать на заборах, асфальте и стенах стрелки.
После удачных поисков команды меняются местами.
Бабушкин чемодан
Можно играть вдвоем: например, мама и дочка.
Мама говорит: «К нам едет бабушка и в своем чемодане она привезет... (называет предмет, например «тапочки»).
Дочка повторяет, что сказала мама, и добавляет еще одну вещь в чемодан. Например: «К нам едет бабушка, и в своем чемодане она привезет тапочки и платье».
Мама повторяет то же самое и добавляет еще одну вещь в чемодан. И так далее.
Эта игра развивает память ребенка.
Поиск сокровищ
Можно играть группой или вдвоем. Один человек прячет какую-то вещь, любимую ребенком, например мягкую игрушку или конфету. По квартире надо расклеить карточки с подсказками, такими как «Ищи меня в спальне», «Ты найдешь меня возле дивана» и так далее.
Передай посылку
В эту игру можно играть на любом празднике.
Перед тем как играть, надо приготовить «посылку» — взять конфету или маленькую игрушку и завернуть ее во множество кусочков бумаги или газеты (можно использовать липкую ленту, но не слишком много, а то детям будет трудно разворачивать).
Дети садятся в круг, и ведущий говорит: «Мы получили посылку, но я не знаю, для кого она. Давайте узнаем!»
Дети начинают передавать посылку друг другу по кругу, разворачивая по одному кусочку бумаги. Кто развернет последний, тому и посылка. Эта игра учит детей делиться.
Симон говорит
Играют группой.
Ведущий . Симон говорит... (называет любое движение, например, «прыгать», «поднять руки вверх», «сесть на пол»).
Дети должны выполнить движение.
Если ведущий просто скажет: «Прыгать!», то дети должны заметить, что нет слов «Симон говорит», и не выполнять движение, а сказать ведущему: «Нам Симон не говорил!»
Пример.
Ведущий . Симон говорит: «Покрутитесь на одном месте!»
Дети все крутятся.
Ведущий . Бегайте по кругу!
Дети . Симон нам не говорил!
Тот, кто побежал, выходит из игры или должен замереть на месте и пропустить ход. Играть надо быстро.
Эта игра развивает внимание.
Колечко
Игроки становятся в нескольких шагах перед какой-нибудь стеной, напротив них — ведущий. Игроки держат ладошки «лодочкой» перед собой, а ведущий в своих тоже сложенных «лодочкой» ладошках прячет колечко. Подходя к каждому игроку, он делает вид, что именно ему в руки вкладывает колечко — медленно проводит своей «лодочкой» между руками игрока.
Ведущий обходит всех игроков, отходит в сторону и говорит:
«Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!»
Тот, у кого колечко, должен выбежать, чтобы его не схватили, и коснуться рукой стенки. Если сможет, то он становится ведущим, а ведущий — игроком.
Игра – это один из самых важных для детей способов освоения мира. Именно так, в игре, проходит обучение подрастающих поколений во всей живой природе. Она позволяет животным в безопасной форме освоить жизненно важные навыки, перенять детенышам от старших наработанный опыт и найти свои способы взаимодействия с окружающим миром.
Человечество также за тысячелетия не придумало лучшего способа обучения, чем игры. Сложность требований к современному человеку привело и к многообразию игр, которые помогают оттачивать самые разнообразные умения и навыки. Всё больше среди них тех, которые ведут к длительной малоподвижности детей. Поэтому так важны подвижные игры для детей в помещении от 7 до 10 лет.
У детей младшего школьного возраста резко вырастают интеллектуальные нагрузки, образ жизни основательно отличается от дошкольного детства. На смену регулярным прогулкам и занятиям на свежем воздухе приходит необходимость проводить по много часов в малоподвижном состоянии в помещении школы и за выполнением уроков дома. Подвижные игры призваны смягчить этот переход для детей, дав необходимую для здоровья физическую нагрузку.
Обучающие и развивающие игры для младших школьников помогают им освоить навыки интеллектуальной деятельности, развивать мышление, легко и с удовольствием узнавать новое. Командные игры, которые активно осваиваются детьми 7 – 10 лет, дают им важнейшие для жизни навыки социального взаимодействия.Они учат детей добиваться поставленных целей, не бояться трудностей.
У детей дошкольного возраста и прогулки на улице, и во многом игровая деятельность организовывалась взрослыми. Хотя самостоятельность младших школьников увеличивается, но они всё ещё нуждаются в помощи взрослых, чтобы освоить новые игры и более продуктивно проводить свое свободное время. В отличие от подростков, они готовы и хотят принять участие взрослых в организации игр.
Подвижные игры
Дети 7-10 лет физически крепче и выносливей дошкольников. У школьников этого возраста происходит развитие костно-мышечной и сердечно-сосудистой системы, укрепление связок, увеличение объема легких, улучшение координации движений. Поэтому дети этого возраста могут играть с достаточно большой физической нагрузкой более длительное время. Сами игры усложняются и становятся более разнообразными.
Оптимально для здоровья проводить подвижные игры на свежем воздухе, но наш климат и необходимость для школьников проводить значительное время в помещении не всегда позволяют это. Поэтому приведем несколько подвижных игр для детей 7 – 10 лет, которые можно проводить как на улице, так и в просторном помещении.
Мальчикам этого возраста особенно полезны силовые упражнения. Такие, например, как перетягивание каната или «Бой петухов».
- «Бой петухов» . Мелом чертится достаточно просторный круг, внутрь которого становятся двое играющих. Они должны заложить руки за спину и согнуть одну ногу. Прыгая на одной ноге и не помогая руками, они должны постараться вытолкнуть соперника из круга. Проигрышем считается не только покидание круга, но и если игрок становится на две ноги или использует руки.
- «Вытяни соперника ». По кругу друг против друга выстраиваются две команды. Задача игроков у одних затащить противника в круг, у других – вытянуть из круга. Это нужно сделать за одну – две минуты индивидуальных схваток, дергая соперника за пояс или руки. Тот, кто был побежден в этом коротком поединке, выбывает из игры. Проводятся несколько раундов и побеждает та команда, где осталось больше игроков.
- Девочки же предпочитают упражнения на развитие гибкости, чувства равновесия или ритмики. Хотя и мальчики охотно принимают в них участие.
- «Пройди под лентой ». На уровне груди детей натягивается веревка. Нужно пройти под ней, не задев. В более усложненном варианте игрок должен при этом откланяться назад. Затем веревка последовательно опускается всё ниже и ниже до тех пор, пока не останется один игрок.
- Но большинство подвижных игр, отличающихся от спортивных меньшей жесткостью правил и более свободным составом участников, ориентированы на детей разного возраста, независимо от пола.
- «Рыбак ». Здесь один ведущий – «рыбак» с «сетью»скакалкой. Он стоит в центре. Остальные участники стоят по кругу. Рыбак крутит скакалку по полу, стараясь задеть игроков. Их задача, подпрыгивая, избежать этого.
- «Атомы, молекулы ». Школьники произвольно двигаются до тех пор, пока не прозвучит команда ведущего. Он произносит число, например, три или пять. Игроки «атомы» должны тут же объединиться в «молекулы» из названного количества участников. Тот, кто не успел попасть в «молекулы», выбывает из игры.
Подвижные игры для детей. Мамина школа.
Физкультминутки для начальной школы
Дети 7-10 лет находятся в фазе активного роста. Природа заложила в них потребность в активном движении, которое обеспечивает гармоничное физическое развитие формирующихся мышц. А общество требует в первую очередь интеллектуального развития, которое возможно лишь при школьном обучении. Физические упражнения на физкультуре не могут дать ученикам младшего школьного возраста необходимого уровня нагрузок.
Поэтому в начальной школе обязательно проводят физкультминутки на уроках и переменах. Они обязательно включают в себя упражнения на различные группы мышц. Одна из обязательных рекомендаций по проведению физкультминуток – проведение их на фоне положительного настроя школьников. Обеспечить это помогают подвижные игры.
Физкультминутки зачастую включают упражнения с использованием различных предметов .
- «Пройди вслепую ». Несколько кеглей расставляются по прямой на равном и достаточно большом расстоянии (около 80 см) друг от друга. Играющий должен пройти от начала до конца дорожки, не сбив их.
- «Передай товарищу ». Детей выстраивают в ряд вдоль парт, и в каждом ряду от края к краю передается под музыку кегля. Музыку время от времени останавливают, и тот, у кого в этот момент остается кегля, выбывает из игры.
- «Успей схватить ». Школьников ставят друг против друга на возможно большем расстоянии. Посредине между ними ставят стул с кеглей. По сигналу одновременно пара детей бежит к стулу. Побеждает тот, кто схватит кеглю.
Обучающие игры
Подвижные упражнения могут соединяться с дидактическими, обучающими целями. Они предполагают более четкие правила по сравнению с обычными подвижными играми и продуманную педагогами обучающую цель.
- «Верю – не верю »: Для детей 7 – 10 лет на развитие логического мышления. Дети становятся в круг, а водящий кидает мяч, говоря при этом фразу. Тот, кому ведущий бросает, должен сказать «Верю», и поймать его. Если он считает утверждение ложным, то мяч не ловится и произносится «Не верю!». Если реакция была верной, то игроки меняются ролями.
- «Слова» . Обучающая игра с мячом на закрепление знаний для детей 7- 10 лет. Один участник кидает мяч и задает тему, например, животные. Тот, кто ловит мяч, называет какое-нибудь животное. Затем принявший мяч бросает его следующему из школьников, и задает уже свою тему.
- «Пряталки »: На развитие внимания и наблюдательности у младших школьников. Детям дается время внимательно посмотреть на помещение. После этого они отворачиваются и закрывают глаза. Один или несколько ведущих прячут в комнате несколько предметов средней величины. Затем под музыку остальные ищут спрятанное. Победители те, кто первыми нашли спрятанное.Если играют команды, побеждает та, которая нашла больше предметов.
Игры с мячом для школьников
Упражнения с мячом одни из самых популярных у детей самого разного возраста. Играть с мячом дети начинают ещё с дошкольных лет, и к подготовительной группе делают это уже достаточно хорошо. У детей младшего школьного возраста координация движений и выносливость выходят на новый уровень, поэтому упражнения с ним ведутся уже по более сложным правилам. Конечно, упражнения с мячом можно проводить лишь в достаточно просторном помещении без бьющихся предметов.
- «Попробуй, отбери! ». Дети делятся на две группы. Ведущий вбрасывает мяч. Одной группе нужно перекидываться мячом, не давая ему упасть на землю. Вторая часть детей им всячески мешает. Игрок из второй группы, схвативший мяч, меняется ролями с тем, кто его уронил.
- «Захвати вкусняшку ». На столик выкладываются настоящие или игрушечные фрукты, орехи или конфеты.Дети по очереди подбрасывают мяч, и пока он не коснется пола нужно успеть схватить что-то из вкусненького. Школьников, которым это не удалось, выводят из игры.
- «Зелёные и красные ». Здесь потребуется два средних мяча разного цвета, например, зеленого и красного. Детей делят на две команды, в которых выбирается по капитану. Ведущий подает сигнал и капитаны кидают мячи как могут далеко. По второму сигналу игроки бегут каждый за своим мячом. Игрок, принесший капитану мяч первым, приносит очко команде. Затем всё повторяется для следующей пары школьников. Мяч бросает только капитан. Все действия происходят только по сигналу ведущего.
Командные игры
Как видим, большая часть подвижных игр предполагают командные действия. Дети 7 – 10 лет вполне готовы к этому. Но ребята этого возраста ещё очень эмоциональны, не всегда могут контролировать свое поведение. Поэтому организаторам игр стоит учесть несколько правил.
Организация командных игр должна быть особенно хорошо продумана, так как в отличие от просто подвижных игр, включает мощный элемент состязательности. Это делает игру более эмоциональной и может спровоцировать конфликты школьников при взаимодействии.
Необходимо убедиться, что участники хорошо поняли правила и цель игры, чтобы не породить конфликт из-за их разночтений у противоборствующих команд.
Организаторы должны постараться разбить участников на примерно равные по силам и умениям группы.
Необходимо обеспечить объективное судейство, так как дети весьма чувствительны к несправедливости.
Активные упражнения должны чередоваться с более спокойными заданиями, объединяясь в игры-эстафеты. Потому что дети этого возраста при непрерывном интенсивном движении более 15 минут могут переутомиться.