Понятие о сознании. Функции и свойства сознания
Психика при эволюции живых существ развивалась как отражение действительности в мозгу. Наивысший уровень ее развития присущ человеческому сознанию.
Психология возникновение объясняет общественным способом жизни людей и их трудовой деятельностью, которые и побуждают развитие сознания.
Сознание в психологии представляет собой достаточно сложное понятие. При его определении возникает много трудностей, которые связаны с различными подходами к изучению этого вопроса. Проблема сознания - одна из сложнейших в психологической науке.
По определению В.Вундта, сознание в психологии заключается в том, что мы находим в себе определенные С этой позиции сознание представляет собой внутреннее свечение, которое иногда бывает ярче или темнее, а может вообще погаснуть.
У.Джеймс определяет сознание как хозяина психических функций, практически отождествляя его с субъектом.
К. Ясперс считает сознание в психологии особым психическим пространством, своего рода «сценой». Стаут пишет о том, что сознание бескачественно, поскольку само является качеством и явлений.
Представителей французской школы (Хальбвакс, Дюркгейм, др.) также признают бескачественность сознания, но понимают его как плоскость, являющуюся основой для проецирования на нее понятий, концептов, которые составляют содержание сознания общественного. Они практически объединяют понятия сознания и знания (сознание - продукт общественного знания).
Интересен взгляд на сознание в психологии Л.Выготского. По его определению сознание - это рефлексия человеком действительности, самого себя и собственной деятельности. Сознание не дается изначально, не порождается природой, оно - продукт деятельности общества, которое его производит.
Б. Ананьев пишет о сознании как о психической деятельности, динамическом соотношении логических и чувственных знаний, их системе. По его мнению, сознание выступает составной частью эффекта действия.
Сознание является высшим уровнем саморегуляции и который присущ только человеку. Оно выступает как меняющаяся совокупность образов чувственного и умственного уровней во внутреннем опыте человека, которые способны предвосхищать его практическую деятельность.
Сознание характеризуется интенциональностью (направлено на предмет), активностью,
способностью к самонаблюдению, рефлексии, различными уровнями ясности, мотивационно-ценностным характером.
Сознание любого человека уникально. Его изучение сталкивается с серьезными трудностями. Прежде всего, это связано с тем, что психологические явления представляются человеку и осознаются им в той мере, в которой он способен их осознать.
Во-вторых, сознание не локализуется во внешней среде и его нельзя расчленить во времени. Поэтому его невозможно изучать стандартными психологическими методами (измерять, сравнивать).
в психологии разделяется на три уровня отражения действительности: чувственно-эмоциональный (отражение объекта действительности органами чувств); рационально-дискурсивный (отражение объекта опосредованное, то есть выделение в нем обобщающих существенных черт и свойств); интуитивно-волевой (целостное восприятие объекта, определяет самосознание, приводит к единству чувства и разум).
Самосознание в психологии определяется как совокупность процессов психики, посредством которых человек осознает себя как субъект действительности. Самосознание отражает не зеркально. Представление человека о себе не всегда адекватно. Мотивы человека не всегда отражают его действительные побуждения. Самопознание является результатом познания, то есть оно не дано только в переживаниях. Оно не присуще человеку изначально, а является продуктом развития.
Дарина КатаеваЧеловек и не задумывается, благодаря чему у него возникают мысленные образы, получается осознавать произошедшие ситуации, обдумывать их и делать выводы. Мы не просто храним факты и базу знаний, мы способны размышлять, задействовать свои , анализировать, ценить, творить и любить. Нас тянет к прекрасному, неизведанному и совершенному. Источник этих способностей — наше сознание. Как бы это ни было банально, именно оно отличает нас от животных и других форм жизни. Но что такое сознание? В чем заключаются его особенности? Как осуществляется формирование и становление сознания?
Что такое сознание?
Изучением сознания занимается философия, психология и другие науки, предметом исследования которых является искусственный интеллект. В широком смысле сознание воспринимается как форма любого психологического отражения. В узком смысле сознание определяется как восприятие того, что поступает в . Из этого понятия следует вывод, что сознание свойственно только людям.
Хотя ученые прилагают все силы на изучение этой психологической особенности человека, до конца ее форму и источник развития понять невозможно. Поэтому компьютерам и роботам не удается достичь сознательных действий. Исследователи могут узнать схему работы новейшего компьютера, однако между ним и работой человеческого мозга существует ряд отличий.
На практике сознание представляет собой совокупность чувственных и умственных образов, которые и являются предметом глубоких размышлений. Ученые считают, что подобные психологические процессы происходят в мозге некоторых развитых животных: лошадей, дельфинов, собак, обезьян и других. Однако наличие данного психологического процесса еще не указывает на осознанность и способность к восприятию. Механизм протекания процесса и результат переработки информации – это главное свойство, присущее только человеку. Учитывая индивидуальность и сложность формирования сознания, его начинают причислять к феномену, хранящего много тайн и непонятных человеку особенностей.
Главные характеристики сознания
Активно. Эта характеристика относится ко многим животным, однако отличительной чертой человека является способность психологически отражать действительность, воспринимать окружающий мир не пассивно и равнодушно, а по степени значимости. Такая дифференциация происходит осознанно, но без вмешательства человека в психологические процессы мозга.
Интенционально. Это свойство означает «стремление», «направленность». Характеристика сознания выражается в желании человека реализовать цель, появившуюся в результате осознанного мышления или же бессознательного намерения. В буквальном смысле «интенция» подразумевает влечение человека к осуществлению поставленной задачи без непосредственного вмешательства.
Наличие главных характеристик сознания вырабатывает такие свойства:
Психологическое отражение за счет использования чувств и познавательных процессов человека (память, мышление, ощущение, воображение, восприятие). При нарушении одного из процессов происходит и нарушение сознательных поступков.
. Человек способен наблюдать за самим собой, контролировать эмоции, мысли и поступки. Благодаря этому зарождаются идеалы и ценности человека. Хорошо отражает эту характеристику высказывание Гегеля. Он сказал, что, хотя человек – это животное, он это осознает, а значит уже не является животным.
Способность давать здравую оценку. Это свойство ярко проявляется в нравственных чувствах и суждениях, моральных качествах и .
Постановка цели. Человек способен на основе осознанной деятельности принимать решения, строить планы, мотивировать себя, вносить некоторые коррективы.
Примечательно, что вся поступаемая в мозг информация перерабатывается и осознается человеком. Поначалу человек прилагает активные действия на оценивание произошедшей ситуации, а затем происходит автоматизация процессов.
Сознательные и бессознательные действия
Сознание не исключает бессознательную деятельность. Если поначалу мы проводим анализ поступков, даем им оценку, размышляем над ситуацией или новым для нас вопросом. Все это сознается без вмешательства человека в психологическую деятельность. Однако процесс выполнения и достижения поставленной цели автоматизируется.
К бессознательным действиям относится хождение, пение, речь, чтение, счет, письмо. Чтобы дойти до автоматизации, этими процессами человек активно управляет и усиленно над ними работает. При этом такое неосознанное повторение привычных действий может в одно мгновение перейти из автоматизированного в управляемое и контролируемое. В несознательном состоянии человек не способен объективно оценивать ситуацию, он не контролирует ее и не владеет данной проблемой, он нуждается в помощи, нарушается его поведение и отсутствует способность следить за временем.
Ярким проявлением бессознательной деятельности является сон. Во время этого сложного процесса в мозге происходит бесчисленное множество реакций. ВНД тормозится, и благодаря снам предотвращается психологическое истощение.
Сновидения – это одна из форм сознания, которой свойственно наличие представлений. Один из ученых подчеркнул, что сновидения – это удивительная комбинация прошлых пережитых впечатлений. То, что мы видим во сне, уже происходило в жизни. Некоторые абсурдные картинки, которые могут появляться перед нашим взором основываются на уже произошедших переживаниях, которые вступают в реакцию и различные связи в определенном участке головного мозга.
Когда мы просыпаемся, мы переходим из бессознательного состояния в сознательное. Поэтому жизнь представляет собой единство и гармоничное сочетание подсознательной жизни и сознательной.
Сознание особенно необходимо в таких ситуациях:
В решении сложных и .
При необходимости .
В момент психологической или психической угрозы.
По мере необходимости преодоления психологического или психического сопротивления.
Способностью человека к бессознательным действиям особенно часто пользуются маркетологи. Эти люди целенаправленно используют склонность человека некоторую информацию не улавливать, но сразу откладывать в подсознание. В результате человек, когда снова видит похожую информацию, она кажется ему знакомой и, соответственно, нужной. Так мы, совершенно не отдавая себе отчета, приобретаем товары, которые нам совершенно не нужны.
Ученые поняли, что можно с легкостью управлять психикой человека за счет предоставления ему информации в определенный момент. Так эти знания минуют сознание и сразу откладываются в подсознании. Эта теория называется 25-й кадр.
Способность мозга с большой скоростью воспринимать без участия сознания новую информацию и хорошо ее запоминать применяется не только в корыстных целях маркетологов. Существует ряд методик по изучению иностранного языка. Одна из самых эффективных и заключается в использовании 25-того кадра. Обучение проходит на протяжении 45 минут, которые делятся на три части. Во время первой вам предлагается просмотр картинок с написанными иностранными словами, которые меняются 25 кадров в секунду.
Затем на протяжении следующих 15 минут просматривайте эти же слова, но при этом слушайте произношение. Этот урок идет в обычном темпе. Последние 15 минут – практика, и вам нужно прикладывать усилия, чтобы доставать из подсознания правильные слова. Благодаря такой методике человек способен всего за час запомнить 7 000 новых , причем эти слова остаются в памяти, хотя вы можете не пользоваться изучаемым языком. В сравнении с традиционным способом обучения и изучения иностранного языка, вам придется полтора года прикладывать усилия.
Сознание и самосознание
Сознание в процессе оценки себя как личности играет ключевую роль. Человек способен себя оценивать, познавать, исследовать, причем и в качестве личности, и в качестве субъекта коллективной деятельности. Самосознание подразумевает непрерывный процесс самосовершенствования и улучшения своих достижений и качеств.
Существует даже отрасль в психологии, которая занимается исследованием «Я». Есть мнение, что «Я», то есть сознание человека, это несколько образов: от обычного до идеального и даже фантастического. В зависимости от восприятия себя человек принимает решения и в дальнейшем действует.
Самосознание проявляется и в личностной самооценке. Она тесно связана с и желаемым уровнем достижений. Шкала притязаний повышается, если личности удается достичь поставленной планки и понижается, если человека преследуют неудачи.
Как владеть сознанием и подсознанием
Из-за потока информации, обрушивающегося на человека, рекомендуется быть предельно внимательным. Так как подсознание переплетается с самосознанием, необходимо начать совершенствоваться в разных сферах, но особенно в искусстве. Так у вас получится в большей мере использовать ум.
Будьте положительно настроены и визуализируйте успех. В таком случае вы точно сможете достичь поставленной задачи. Следите за тем, что вы читаете или смотрите перед сном. Если хотите запомнить полезную для себя информацию или выучить новые иностранные слова, то повторите их перед сном. На протяжении часа ночью мозг будет обрабатывать полученные знания и откладывать их в подсознание.
Чем больше человек вникает в работу головного мозга и сознание, тем сложнее ему это дается и тем дальше он уходит от истины. Только человек способен на познание самого себя и исследование с помощью мозга своего же мозга. Это достоинство нужно ценить, пользоваться, насколько это возможно умственными способностями, развиваться и контролировать поток внедряемой в нас информации.
17 марта 2014Сознание - одно из основных понятий не только психологии, но и философской науки.
В философии понятие сознания раскрывается путем его сопоставления с другим важнейшим философским понятием материи. Поэтому понимание сущности сознания оказывается в зависимости от способа решения вопроса о взаимоотношении материи и сознания, от понимания сознания а широком или узком смысле.
При понимании сознания в широком смысле оно трактуется как самостоятельная сущность, субстанция, способная творить мир. Подобное субстанциональное, широкое понимание сознания характерно для идеалистической философии.
Такой подход был впервые наиболее последовательно выражен в период античности философией Платона. Тот же подход развивался и в христианской философии средневековья, признававшей в качестве носителя высшего сознания Bora, а позднее и в немецкой классической философии, в идеалистической системе Гегеля, в которой роль первоначала мира выполняла абсолютная идея. Абсолютная идея (мировой разум), по Гегелю, есть первичная субстанция, творяшая все другие формы бытия; она пронизывает и природу, и человека, которые трактуются Гегелем лишь как формы инобытия все той же абсолютной идеи.
В материалистической философии термин «сознание» используется в другом, узком смысле. В толковании материал иегов объем понятия «сознание» значительно сужается. Оно теряет здесь характер самостоятельной сущности и приобретает облик лишь одного из свойств материи, причем свойства, возникающего только с появлением высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Здесь роль вечной и бесконечной субстанции, первоначала передается материи. В этом узком смысле слова сознание оказывается не всеобщим первоначалом, а лишь одной из форм бытия, причем формой вторичной. тесно связанной с материей, без которой оно существовать не может. В понимании материалистов, не сознание порождает материю, а наоборот, материя порождает сознание как вторичное бытие. Сознание здесь спускается с пьедестала творящей субстанции и превращается всего лишь в специфическую форму отношения человека к природе, в отношение человеческого «Я» к природному «Не-Я».
Анализ сознания будет неполным без выяснения его происхождения.
Происхождение сознания при разном его понимании — в широком и узком смысле — объясняется по-разному.
Сознание в широком, субстанциональном смысле является вечным, и поэтому вопрос о его происхождении в идеалистической философии даже не ставится. В этом смысле, как отмечалось, оно близко к понятию Бога, обстоятельства появления которого в религии и религиозной философии также не обсуждаются.
Но при понимании сознания в узком смысле как свойства материи неизбежно возникает вопрос о его происхождении из материи.
Вопрос этот оказался весьма сложным из-за очевидной противоположности материи и сознания, феномены которого — ощушения-восприятия, понятия и суждения — совершенно противоположны материальным объектам, поскольку в отличие от них не обладают ни цветом, ни запахом, ни вкусом, ни какой-либо видимой формой.
Из стремления разрешить это непростой вопрос и возникла материалистическая теория отражения. В этой теории возникновение сознания связывается с всеобщим, фундаментальным свойством ма- терн и - отражением . которое якобы существует наряду с такими более известными свойствами материи, как время, пространство и движение.
Отражение понимается как свойство материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить особенности других систем, сохраняя в себе их следы, отпечатки. В рамках этой теории сознание выступает в качестве высшей формы такого отражения.
Первым уровнем отражения признаются физико-химические взаимодействия в неживой природе, а вторым — биологические взаимодействия при участии органов чувств.
Таким образом, по представлениям материалистов, сознание возникло на основе свойства отражения как фундаментального свойства материи, а также на основе трудовой деятельности и человека с себе подобными. Последнее имеет особенно большое значение для развития человеческого сознания, поскольку оно особенно быстро обогащается на основе всех форм социальной деятельности.
Современные психологи, характеризуя сферу сознания, прежде всего отмечают, что при всей кажущейся стройности как идеалистического, так и материалистического подходов к объяснению природы сознательного каждый из этих подходов все же имеет свои недостатки.
Так, по представлению материалистов, сознание как бы внезапно, «чудесным образом», без видимых причин появляется на определенном этапе развития живой материи. Кроме того, содержание наших знаний нельзя свести только к результатам отражения. Об этом свидетельствует содержание наших знаний: в них велика роль знаний, полученных независимо от процесса отражения, в результате автономной, творческой активности самого сознания. Проблема психо-физиологического субстрата этих и многих других процессов сознания остается одной из сложнейших, еше нерешенных проблем психологической науки.
Вместе с тем, конечно, имеется множество фактов, которые определенно свидетельствуют о зависимости , существующей между мозговыми и психическими процессами, материальными и идеальными явлениями. Это обстоятельство является одним из основных аргументов в пользу материализма. Но эта взаимосвязь все же не является свидетельством того, что развитие материального является причиной появления и формирования идеального.
По остроумному замечанию одного из критиков материалистической концепции французского философа Анри Бергсона (1859- 1941): плащ, висящий на вешалке, связан с вешалкой и даже может покачиваться вместе с ней. но это не означает, что плащ и вешалка одно и то же. Точно так же взаимодействуют материальное с идеальным. Хотя они и связаны между собой, на что указывает теория отражения, но никак не тождественны друг другу.
Но и идеалистический взгляд, утверждающий независимость идеального от материального, тоже сталкивается с проблемами, когда требуется объяснить факты, накопленные современной медициной, физиологией и психологией о зависимости между психическими процессами, физическими состояниями человека и работой его мозга.
Поэтому сегодня некоторые определения сознания пытаются как-то объединить в себе два этих противоположных подхода, что выражается, например, в следующем синтетическом определении:
Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности, если психику рассматривать с материалистических позиции, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику рассматривать с идеалистических позиции.
Однако, очевидно, что это определение страдает неопределенностью, двойственностью.
Сознание — высшая форма психического отражения и саморегуляции, присущих только человеку как общественно-историческому существу, формируется в процессе общения, опосредуется речью, направлено на преобразование действительности; связано с , ориентированным на внутренний мир субъекта.
И наконец, если центром, ядром всей человеческой психики признается организация оптимального поведения организма по удовлетворению потребностей индивида, то сознание с его главной функцией «отражения» оказывается лишь начальным этапом функционирования психики, а не ее высшей ступенью, как это представляется в предыдущем определении.
При таком понимании главная задача всей психики, в том числе и сознания, состоит в том, чтобы организовать целесообразное поведение по осуществлению выбранной индивидуумом актуальной для него на данный момент потребности.
Для понимания сущности сознания, которое раскрывается приведенными определениями, следует учитывать, что в них идет речь именно о сознании, как одной из структурных частей психики, а не о всей психике в целом. Сознание и психика близкие, но неодинаковые по содержанию понятия, хотя в философской, а иногда и в психологической литературе допускается их неправомерное отождествление.
Следует также учитывать, что приведенные определения сознания пытаются выделить лишь его сущность, главное свойство, но не исчерпывают всего богатства его содержания. Содержание всегда богаче сущности. Поэтому справедливо мнение о том, что всякое определение сущности всегда «хромает». Чтобы преодолеть эту «хромоту», недостаточность любых определений, их обычно дополняют характеристикой других, не главных, но существенных свойств предмета. а также описанием структуры , т.е. тех частей, из которых они слагаются.
Структура и уровни сознания
При описании структуры сознания обычно выделяются следующие ее особенности:
Сознание — двумерное явление:
- во-первых, оно включает в себя информацию о внешнем мире, объекте;
- во-вторых, оно направлено и на самого носителя, субъекта сознания, т.е. сознание выступает в качестве самосознания.
В ту картину мира, которую формирует сознание, включен и сам человек, его действия и состояния. Наличие у человека способности к самопознанию является основанием для существования и развития психологии, ибо без нес психические явления были бы закрыты для познания. Без рефлексии человек не мог бы иметь представление о том, что у него есть психика.
Самосознание — это осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, потребностей.
Способность осуществлять самопознание, т.е. направлять психическую деятельность на самого себя, — уникальное свойство человека, отличающее его от животных.
В процессе самосознания человек осознает смысл собственной жизни, развивает свои умственные, нравственные, а также профессиональные качества, самосовершенствуется.
Сознание, самосознание в психике человека тесно связаны с бессознательным. Бессознательное иногда, например во фрейдизме, резко противопоставляется сознанию. Причем решающая роль в жизни человека этой концепцией отводится не сознанию, а подсознанию, особенно сексуальным чувствам. Подсознание, по Фрейду, проявляется прежде всего в сновидениях, в состоянии гипноза.
Существует, однако, и другая трактовка соотношения сознательного и бессознательного, суть которой состоит в признании приоритета сознания, особенно рационального сознания, мышления. В философии эта трактовка представлена рационализмом (Декарт), а в психологии гештальпсихологией (Кёлер) и когнитивной психологией (Нейссер).
Современная психология считает, что сознательное и бессознательное в психике человека не отгорожены и постоянно влияют друг на друга. Кроме того, человек в состоянии контролировать всю свою психику на уровне сознания.
Сознание включает несколько основных структурных блоков, главными из которых являются:
- , к которым относятся ощущения, восприятия, представления, мышление, память, язык и речь;
- эмоциональные состояния - позитивные и негативные, активные и пассивные и т.д.;
- волевые процессы - принятие и исполнение решений, волевые усилия.
Все эти структуры сознания обеспечивают формирование знаний и предметно-практическую деятельность человека по удовлетворению его многообразных потребностей.
В завершение характеристики феномена сознания следует обратить внимание на некоторые его существенные черты, которые наиболее часто указываются в психологической литературе.
Сознание динамично, подвижно, изменчиво. В фокусе сознания непрерывно, с утра до вечера и даже во сне, у человека появляются, сменяя друг друга, то одни, то другие образы, мысли, представления. Сознание напоминает течение реки. Поэтому его иногда характеризуют термином «поток сознания». Эту черту сознания впервые подметил античный философ Демокрит, высказавший мысль о том, что в мире все течет, все изменяется, нельзя дважды войти в одну и ту же реку, и души человеческие текут как ручьи.
Сознание никогда не существует в «чистом виде» , само по себе, изолированно от его конкретного носителя. Эта особенность сознания выражается термином «субъектность сознания», а также отражается формулой: «Сознание — есть субъективный образ объективною мира». Все произведения человеческой культуры — материальные и духовные — первоначально возникли в сознании их творцов.
Но всякое индивидуальное сознание возникает не па пустом месте, не в вакууме. Важнейшей особенностью сознания, которую особенно настойчиво выделяла отечественная психология, является тесная связь индивидуального сознания с общественным. Эта связь осуществляется через язык и речь, которые в своем содержании воплощают весь опыт человеческой культуры. Каждый человек в ходе индивидуального развития через язык и речь так или иначе приобщается к общественному сознанию.
Сознание активно. Эта черта сознания проявляется не только в процессе создания и изменения «картины мира», но и в предметно- практической деятельности по удовлетворению потребностей человека, которому необходим адекватный образ мира для того, чтобы его деятельность была эффективной. Эта особенность сознания выражается формулой: «сознание не только отражает мир, но и творит его». Это означает, что если психика животных обеспечивает прежде всего приспособление животного к окружающему миру, то сознание человека может позволить ему изменить мир, приспособив его к своим потребностям.
Сознание может не только отражать реальный мир, но и создавать идеальные конструкции, представления, которым нет аналогов, прообразов в реальном мире. Человек способен, отвлекаясь от реального восприятия окружающей действительности, рисовать в своем воображении то, что в данный момент не существует, или даже то, что никогда не существовало и не будет существовать. Таково содержание религий, социальных утопий, а также некоторых гипотез, претендующих на статус научности.
Сознание - высший уровень психического отражения и регуляции, присущий только человеку как общественно-историческому существу. С практической точки зрения сознание можно рассматривать как непрерывно меняющуюся совокупность чувственных и умственных образов, непосредственно предстающих перед субъектом в его внутреннем мире и предвосхищающих его практическую деятельность. Сознание изучают многие науки - философия , антропология , нейрофизиология , социология , психология , физиология и др. Все религии уделяют сознанию пристальное внимание.
С психологической точки зрения можно говорить о нескольких установленных свойствах сознания:
1) сознание индивида характеризуется активностью, которая обусловлена прежде всего спецификой внутреннего состояния субъекта в момент действия, а также наличием цели и устойчивой деятельностью для ее достижения;
2) сознанию присуща интенциональность, т. е. направленность на какой-либо предмет. Сознание - это всегда сознание чего-либо;
3) способность человеческого сознания к рефлексии, самонаблюдению, т. е. возможность осознания самого сознания;
4) сознание имеет мотивационно-ценностный характер. Оно всегда мотивированно, преследует какие-либо цели, что обусловлено потребностями организма и личности.
Одна из функций сознания заключается в формировании целей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Сознание развивалось у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становилось возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Кроме того, и в филогенезе, и в онтогенезе субъективным носителем человеческого сознания становится речь, которая вначале выступает как средство общения, а затем становится средством мышления.
В психологии различают несколько видов сознания человека:
- житейское - формируется первым среди других видов сознания, возникает при взаимодействии с вещами, закрепляется в языке в виде первых понятий;
- проектное - охватывает круг задач, связанных с проектированием и реализацией конкретных целей деятельности;
- научное - опирается на научные понятия, концепции, модели, исследует не отдельные свойства объектов, а их взаимосвязи;
- эстетическое - связано с процессом эмоционального восприятия окружающего мира;
- этическое - определяет нравственные установки человека (от крайней принципиальности до аморальности). В отличие от остальных видов сознания, степень развития этического (нравственного) сознания человека с трудом оценивается им самим.
Вместе с развитием цивилизации продолжает развиваться и сознание человека, причем в настоящий исторический момент это развитие ускоряется, что вызвано ускоренными темпами научно-технического и культурного прогрессов.
1. Сознание человека
1. Природа человеческого сознания.
2. Сознательное и бессознательное.
1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.
Характеристики сознания:
1) содержит комплекс знаний об окружающем мире – в структуру сознания включены познавательные процессы, благодаря которым происходит постоянное обогащение человека новыми знаниями.
Если же происходит нарушение в деятельности какого-либо познавательного процесса или тем более его полный распад, это неизбежно влечет расстройство сознания (например, потеря памяти);
2) способность человека к познанию других и себя самого – человек, обладающий сознанием, способен давать оценку своих и чужих поступков, он осознает себя как отличное от остального окружающего мира существо, при нарушениях сознания (например, гипноз, сон) эта способность утрачивается;
3) способность к целеполагающей деятельности – перед началом любой деятельности человек ставит перед собой какие-либо цели, руководствуясь определенными мотивами, взвешивая свои возможности, анализирует ход выполнения и т. д., неспособность к подобным действиям по тем или иным причинам трактуется как нарушение сознания;
4) возможность давать эмоциональную оценку межличностным отношениям – это свойство лучше понять, анализируя патологию, так как при некоторых психических заболеваниях у человека меняется отношение к окружающим людям: например, он начинает ненавидеть своих близких, которых до этого очень любил и трепетно к ним относился;
5) способность к общению с помощью речевых или иных сигналов.
Приведенные выше характеристики используются в целом ряде наук при определении понятия «сознание» (психология, психиатрия и др.).
Обобщая эти характеристики, можно понимать сознание как способность человека ориентироваться во времени и пространстве, окружающей обстановке, адекватно оценивать собственную личность, уметь управлять своими желаниями и поступками, сохранять систему отношений с окружающими людьми, анализировать новую информацию, опираясь на имеющиеся знания.
Итак, сознание следует понимать как высшую форму отражения мозгом действительности при помощи абстрактно-логического мышления и речи.
2. Человек функционирует не только на уровне сознания.
Далеко не все он способен осознать и проанализировать. Существует еще и бессознательный уровень.
Бессознательное – это такое сочетание психических свойств, процессов и состояний, влияние которых человек не анализирует (не осознает).
Находясь в бессознательном состоянии, человек не ориентируется в месте действия, во времени, не способен дать адекватную оценку происходящему, нарушается регулирование поведения при помощи речи.
Наличие неосознанных побуждений рассматривалось в экспериментах по изучению поведения человека в постгипнотическом состоянии.
Загипнотизированному испытуемому внушалось, что после окончания сеанса гипноза ему необходимо выполнить определенные действия: например, подойти к рядом находившемуся человеку и развязать его галстук.
Испытывая неловкость, человек тем не менее выполнял это действия, хотя и не понимал, зачем он это делает.
Бессознательные явления:
1) бессознательные психические процессы – не всегда психические процессы (ощущения, восприятие, процессы памяти и мышления, воображение и установки) протекают под контролем сознания: например, забывание имен часто связано с неприятными воспоминаниями по отношению к человеку, носителю этого имени, или событию, связанному с ним, непреднамеренно возникает стремление не вспоминать этого человека или событие;
2) бессознательные явления, ранее осознаваемые человеком, но в течение определенного времени переместились на бессознательный уровень: например, большинство двигательных умений и навыков, которыми постоянно пользуется человек в своей жизнедеятельности (ходьба, письмо, речь, профессиональное владение различными инструментами и т. п.);
3) бессознательные явления, относящиеся к личностной сфере, – желания, мысли, потребности, намерения, которые под давлением «цензуры» были вытеснены на бессознательный уровень.
Очень часто вытесненные желания, потребности и т. п. проявляются в наших сновидениях в символическом виде, где и реализуются.
В случае если действие «цензуры» настолько сильно, что даже во сне блокируется общественными нормами и ценностями, то сновидение становится очень запутанным и непонятным и практически не поддается расшифровке.
В психологии существуют различные направления, интерпретирующие сновидения с позиции тех или иных научных школ. Особая заслуга принадлежит психоанализу и его основателю З. Фрейду.
Заслуга З. Фрейда заключается и в создании теории механизмов психологической защиты, которые также относятся к разряду неосознаваемых психических явлений.
Механизмы психологической защиты – это совокупность таких бессознательных приемов, благодаря которым человек обеспечивает свой внутренний комфорт, оберегая себя от негативных переживаний и психических травм.
В настоящее время эта теория продолжает активно развиваться и обогащаться.
Рассмотрим один из современных вариантов (Р. М. Грановская ) .
1. Отрицание – бессознательный отказ человека воспринимать неприятную для него информацию.
Человек может внимательно слушать, однако не воспринимать информацию, если она несет угрозу для его статуса, престижа.
Вряд ли можно достигнуть желаемого результата, высказывая человеку «правду в глаза», так как скорее всего он просто проигнорирует эту информацию.
2. Вытеснение – человек с легкостью забывает неприятные для него факты биографии и при этом в противовес дает ложное, но приемлемое толкование этих фактов.
Этот механизм описан в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» на примере Николая Ростова, который совершенно искренне «забыл» о своем не героическом поведении в первом бою, однако с эмоциональным подъемом описывал свои подвиги.
3. Рационализация – обесценивание того, что недостижимо.
Например, невозможность приобретения какой-либо вещи из-за ее высокой стоимости оправдывается плохим цветом, кривой строчкой и т. п.
Хорошо описан этот механизм в басне И. А. Крылова «Лиса и виноград», где лиса, не сумев дотянуться до винограда, начала убеждать себя в том, что он кислый («На взгляд-то он хорош, да зелен – ягодки нет зрелой: тотчас оскомину набьешь»).
4. Проекция – бессознательное приписывание собственных, чаще всего социально осуждаемых качеств другому человеку.
Например, оговорив человека, мы оправдываем это тем, что и он распускает о нас сплетни, хотя это не соответствует действительности.
5. Идентификация – «сращивание» себя с другим человеком.
У ребенка этот механизм часто проявляется в их неосознанном подражании кому-то из взрослых, чаще всего родителю того же пола, у взрослых – в поклонении кумиру.
Иногда с помощью идентификации человек преодолевает свой комплекс неполноценности, видя вместо себя своего идола, кумира.
6. Замещение – возникшее внутреннее напряжение снимается в результате переадресовки с недоступного объекта на доступный.
Невозможность напрямую выразить свое недовольство высокому начальству человек вымещает на собственных подчиненных, близких людях, детях и т. п.
Поэтому психологи советуют найти способ или объект вымещения, безопасный для окружающих: например, занятие спортом, домашняя уборка, контрастный душ или просто мытье кистей рук холодной водой и т. д.
7. Включение – сопереживание как способ облегчения собственного внутреннего напряжения. Например, сопереживая героям очередной «мыльной оперы», люди отвлекаются от собственных, порой более существенных и значимых проблем.
8. Изоляция – нарушаются, а иногда и совсем разрываются эмоциональные связи с окружающими людьми, таким образом защищая человека от травмирующих психику ситуаций.
Яркими примерами такого механизма часто могут служить алкоголизм, суициды, бродяжничество.
Человеку крайне важно понимать действие защитных механизмов.
Это поможет лучше понять мотивы поведения окружающих людей и разобраться в самом себе, так как очень часто искусственно создаваемый комфорт не дает возможности осознать, а значит, и преодолеть собственные недостатки и ошибки.
Итак, бессознательное, так же как и сознание, участвует в управлении поведением человека, однако их роли различны.
В сложных ситуациях, когда требуется постоянный контроль над происходящим, повышенное внимание, необходимо участие сознания.
К числу таких ситуаций относятся следующие:
1) необходимость принятия решения в интеллектуально сложных ситуациях;
2) в случаях преодоления физического или психологического сопротивления;
3) при разрешении конфликтных ситуаций;
4) при нахождении решения в неожиданно возникших ситуациях, содержащих физическую или психологическую угрозу.
Таким образом, рассматривая сознание как высший уровень психической регуляции поведения, следует помнить, что многие поведенческие акты функционируют и на бессознательном уровне.
Из книги Тайны разума. История Разума. Разум Сталина, Ельцина, Путина, Березовского, бен Ладена автора Ткаченко Константин Владимирович1. СУЩЕСТВУЕТ ЛИ В ОРГАНИЗМЕ ЧЕЛОВЕКА СВОЙ ВНУТРЕННИЙ МИР, ДУША? ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАЗУМОМ И ДУШОЙ ЧЕЛОВЕКА. Нас интересует: общается ли разум человека с душой человека, и есть ли вообще душа? Или, может быть, разум и есть душа? В таком случае, когда человек умирает, разум -
Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна1. Сознание человека 1. Природа человеческого сознания.2. Сознательное и бессознательное.1. Коренное отличие человека от животных состоит в том, что он обладает сознанием, с помощью которого происходит отражение окружающего мира.Характеристики сознания:1) содержит
Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю45. Сознание Принципиальным отличием человека как вида от остальных животных является его способность абстрактно мыслить, планировать свою деятельность, размышлять о своем прошлом и оценивать его, строить планы на будущее, разрабатывая и реализуя программу выполнения
Из книги Лекции по общей психологии автора Лурия Александр РомановичЯзык и сознание человека Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка.Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их
Из книги Психология экстремальных ситуаций автора Автор неизвестенСознание Страх беспощаден. Он показывает, что представляет собой тот или иной человек: не то, чего он хочет, а каков он на самом деле. Фридрих Ницше Задачи психологической подготовкиПсихологическая подготовка в боевых искусствах важнее всякой другой, ибо главная ее цель
Из книги Базовый курс аналитической психологии, или Юнгианский бревиарий автораСознание По Юнгу, человеческая психика носит целостный характер и представляет собой единство взаимодополняющих сознательных и бессознательных процессов. В соответствии с этим в психическом выделяются сознательный и бессознательный аспекты. Эти аспекты, или
Из книги Иметь или быть? автора Фромм Эрих Зелигманн Из книги Психографический тест: конструктивный рисунок человека из геометрических форм автора Либин Виктор Владимирович Из книги Толковый словарь по аналитической психологии автора Зеленский Валерий Всеволодович Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар ШамильевичСознание В одной из своих лекций Юнг говорил: «Причина, по которой сознание существует и остается настоятельная необходимость в его расширении и углублении, довольно проста: без сознания дела идут не столь блестяще».Юнг определял сознание как собственно функцию, или
Из книги Правила жизни от Альберта Эйнштейна автора Перси Аллан4. Сознание человека Сознание, как и психика в целом, является процессом отражения, однако этот процесс на уровне сознания совершается значительно сложнее и одновременно протекает в трех взаимосвязанных направлениях.Прежде всего отражение окружающего мира различно на
Из книги 50 великих мифов популярной психологии автора Лилиенфельд Скотт О.2 Проблема человека не в атомной бомбе, проблема человека – в его сердце Любовь – это личный опыт, для которого не существует рецептов. Это искусство, требующее дисциплины, терпения и сопереживания. Чтобы любить, надо осознавать это – и работать ежедневно.В нашем
Из книги авторасознание человека может наблюдать за покинутым телом С библейских времен, если не ранее, люди спекулировали на утверждении о том, что так называемый выход из тела (ВИТ) явно доказывает возможность отделения сознания человека от его тела. Посмотрите на следующий пример