Познавательно-исследовательский проект "веселый огород". Проект воспитателя С.В
Структурное подразделение д/с «Ромашка» муниципального казённого общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №16
города Болотного Болотнинского района Новосибирской области
подготовительной группа «Почемучки»
Познавательно – исследовательский проект
«Все начинается с семечки»
Автор проекта: Старцева И.П.
воспитатель подготовительной группы
Болотное, 2016
Вид проекта: познавательно- исследовательский
Тип проекта: групповой, исследовательский, среднесрочный
Продолжительность: месяц (15 сентября-15 октября)
Участники: воспитатель, дети, родители
Проблема: Однажды в уголке природы ребенок увидел новые семена. И они его очень заинтересовали. Он их стал рассматривать. Некоторые семена ему были известны, а некоторые – для него были загадкой. Он задумался, что же можно из них вырастить и как это сделать? Ему было не все понятно. С этими вопросами он подошел ко мне. Я предложила всем ребятам, с родителями искать информацию о растениях, семенах, о том, как из маленького семечка вырастают такие полезные, вкусные, красивые плоды.
Актуальность: «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. А. Сухомлинский.
Ребёнок с раннего детства исследует и открывает для себя окружающий мир, но видит не всё, иногда не замечает главного. Проблема экологического образования одна из самых актуальных на сегодняшний день. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент экологической культуры ребенка. С помощью наблюдений, рассматривания, бесед, проектно-исследовательской деятельности, развивающих игр, мы помогаем детям войти в реальный современный мир и познать его. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет развитие ребенка. Дети усваивают все прочно и надолго, когда слышат, видят и делают сами, поэтому проектно-исследовательская деятельность заняла свое место в системе работы нашей группы.
Мир растений удивительный и многообразный. Дети, почти не имеют представления о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы. Эти все вопросы и привёли нас к созданию проекта «Всё начинается с семечки».
Цель проекта: формирование у детей интереса к познавательно - исследовательской деятельности, системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян, воспитание любви к природе.
Исходя из выше представленной цели, мы выделили ряд задач:
Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
Поддерживать интерес к исследовательской деятельности.
Формировать представления детей о разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
Основные формы реализации проекта:
-игровая деятельность
-работа с познавательной литературой
-составление схемы жизненного цикла растений
-продуктивная деятельность
-чтение рассказов, сказок, загадок, стихотворений, фольклора
-изготовление альбома «Что нам осень подарила»
- изготовление коллекции семян
-работа с родителями
-экскурсия в библиотеку
-прослушивание песен
-просмотр презентаций, мультфильмов
-экспериментирование
-выставка поделок «Волшебные семена»Источники информации:
-научная литература
-книги
-интернет ресурсы
-библиотека
-видео и аудиозаписи
Список литературы
Плешаков А.А. От земли до неба. Москва «Просвещение»2016 .
Николаева С.Н. Юный эколог, Москва Мозаика-Синтез.2010
Сорокина А.И.Дидактические игры в детском саду. Москва «Просвещение», 1982.
Князева О.Л., Маханева М.Д.Приобщение детей к истокам русской народной культуры, Санкт-Петербург Издательство «Детство-Пресс», 2010.
Арбекова Н.Е.Развиваем связную речь у детей 5-6 лет.ООО»Издательство Гном»
Федиенко В.В.,Волкова Ю.С.Окружающий мир. Рабочая тетрадь. ЗАО «РОСМЭН» 2015
Ульева Е.А. Изучаем времена года. Осень. Москва Вако,2014
Ликум А.Все обо всем. Москва.Компания «Ключ-С»Филологическое общество «СЛОВО» АИСТ,1995.
Форма защиты проекта
-Мультимедийная презентация.
-Публичное выступление.
-Выставка поделок «Волшебные семена»
Реализация проекта
I этап: Подготовительный
Подбор литературы, содержащей информацию о растениях, семенах; детской художественной литературы, демонстрационного материала, видео и аудио материала, подбор игрового материала, сбор семян с помощью родителей для создания коллекции, подготовка почвы и контейнеров для посадки, орудия труда.
II этап: Основной
Речевое развитие:
Чтение: сказки «Репка», «Вершки и корешки», «Бобовое зёрнышко», «Колосок», Братья Гримм «Соломинка, уголек и боб», «Большая жизнь маленькой семечки», «Приключение пшеничного зернышка», «Муравей и пшеничные зерна», «Как игорошина колыбельку искала», Ушинский К. «Как рубашка в поле выросла» , Дмитриев Ю. «Необычные путешественники», Д.Кагородов «Лесная сказка»,
Разучивание с детьми стихотворений.
Чтение: стихотворения - С. Виталий «Огород», С. Сирена «Огород», О. Емельянова «Что растет на огороде», Я.Райнис «Дедушка и яблоньки», Н.Кончаловский «Веселый огород».
Пословицы, поговорки, загадки, фольклор.
Познание:
Беседы с детьми: «Первые всходы», «Что ты знаешь о семенах», «Что растет в огороде?», «Что растет в саду?»,»Для чего нужны семена?», «Как вырастить из семян овощи?»
Развлечение «Знатоки» Занятие «Мы сажаем семена»
Занятие «Тыква - золотая голова»
Занятие «Подсолнух»
Опытно-экспериментальная деятельность «Проращивание семян подсолнечника и тыквы», «Посадка проросших семян тыквы и подсолнечника», «Вода и семена», «Солнце и растение». «Рассматривание семян через лупу», наблюдение за жизненным циклом подсолнечника и тыквы. .Рассказы «Как путешествуют семена», «Удивительные семена».
Рассматривание альбома «Что нам осень подарила», альбом «Коллекция семян».Экскурсии в библиотеку.
Просмотр мультфильмов:«Аист», «Дюймовочка», «Чиполлино». Развивающие мультфильмы «Времена года»
Просмотр учебных фильмов: «Развитие растения из семени», «Как растут цветы».
Просмотр презентаций: «Такие разные семена», «Планета семенная», «Подсолнух», «История тыквы», «Семейство тыквенных»
Настольная игра «Времена года».
Дидактические игры: «Отгадай, чей домик», «От какого растения семечко», «Чудесный мешочек», «Доскажи словечко», «Кто больше всех назовет овощей и фруктов», «Что вырастили люди».
Художественно-эстетическое развитие:
Раскрашивание картинок «Во саду ли в огороде».
Рисование нетрадиционной техникой платиллинография «Тыква « (коллективная работа).
Нетрадиционное рисование «Подсолнечник» .Рисование схема « Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
Лепка «Овощи и фрукты».
Слушание аудиозаписей:Песенки «Семечки», «Урожайная».
Физическое развитие:
Подвижные игры: «Огуречик, огуречик!», «Не лезь, заяц, в огород»
Пальчиковые гимнастика: «Заяц и кочан капусты»»
Физминутка «Жил один садовник».
Дыхательная гимнастика «Синьор-помидор»
Работа с родителями
Консультация: «Проектная деятельность». Индивидуальные беседы с родителями на тему «Формирование у детей знаний об овощах и фруктах» Знакомство с темой проекта. Подготовка родителей к совместной работе: выполнение заданий: : подбор семян для составления коллекции в группе; подбор сказок, книг, сочинение с детьми стихотворений про семена и растения, изготовление поделок из семян на тему «Волшебные семена».
Этап итоговый.
Продукт проекта: презентация «Все начинается с семечки», изготовление альбома для просмотра «Коллекция семян», схема «Жизненный цикл подсолнечника и тыквы».
VII этап: Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Заключение. Выводы.
Работа над проектом была очень увлекательна. Много интересного и полезного узнали мы из специальной и детской литературы, русского народного фольклора; из видеофильмов, мультфильмов; из экскурсии в библиотеку. Мы занимались продуктивной и исследовательской деятельностью. Активное участие в образовательной деятельности принимали и родители: семья Котович Алексея сочинили стихотворение «Арбузное семечко», другие родители нашли и принесли сказки, изготовили совместно с детьми поделки для выставки «Волшебные семена». Укрепилась заинтересованность родителей в сотрудничестве с детским садом.
По окончании проекта мои дети показали хорошие результаты:
1.С помощью познавательно – исследовательской работы у детей сформировались знания о произрастании плодов.
2.Дети познакомились с разнообразием посевного материала.
3.У детей сформировалось бережное отношение к растительному миру.
4.Дети владеют навыками продуктивной деятельности; расширенным словарным запасом, навыками связной речи.
Экологический проект «От семечка до семечка».
Старшая группа.
Тип проекта:
По доминирующему методу: познавательно-исследовательский, творческий.
По числу участников: групповой.
По времени проведения: долгосрочный, полугодовой.
По характеру контактов: в рамках одной возрастной группы.
По характеру участия ребенка: участник от зарождения идеи до получения результата.
Цели проекта:
Расширение и уточнение представлений детей о рациональном взаимодействии человека с природой;
Развитие экологической культуры детей на основе эмоциональных переживаний, практических действий (посадка, уход за растениями, сбор урожая) ;
Развитие у детей представлений о растениях, об их отношении к теплу, свету и влаге.
Задачи проекта:
Расширение представлений детей о различных растениях, об их значении в жизни человека: оздоровительном, хозяйственном; об их взаимосвязи и взаимозависимости с окружающей средой.
Развитие у детей познавательной активности, психических процессов.
Стимулировать стремление организовать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность для получения ответа на волнующий вопрос.
Воспитание любви к природе, бережного отношения к ней.
Участники проекта:
Воспитатель: Попова Светлана Валерьевна, дети старшей группы.
Актуальность проекта:
Проблема экологического образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны и восстановления, формирование экологически целесообразного поведения в природе необходимо воспитывать с ранних лет. Именно с дошкольного возраста закладывается позитивное отношение к природе. Как помочь детям научиться сочувствовать окружающей живой природе и заботиться о природных объектах? Как развивать любовь к природе и стремление защищать ее? Чтобы ответить на эти важные вопросы мы решили разработать экологический проект: «От семечка до семечка». Через самостоятельную практически - исследовательскую деятельность дети получают возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность, обогатить свои знания о растительном мире. Эта тема включает в себя разнообразные виды детской деятельности: поисковую, трудовую, продуктивную. Этот проект позволяет раскрыть детям красоту окружающего мира, красоту взаимоотношений человека и природы, и стать непосредственными участниками всего происходящего.
Подготовительный этап:
Подготовить природный материал для детской деятельности (овощи: огурец, помидор, болгарский перец; землю и стаканчики для рассады, подготовить грядку для высадки рассады) ;
Подобрать детскую и педагогическую литературу, иллюстрации, дидактические игры и др.
Провести с детьми цикл наблюдений за растущими растениями и цветами в группе, обсуждать наблюдаемые явления, трудиться и фотографировать последовательность работы по данному проекту;
На основе наблюдаемого провести различные виды НОД, расширяющие представления детей о растениях (овощи) и личное участие в трудовой деятельности.
Ожидаемый результат:
Результат работы по данному проекту - выпуск для детей и родителей газеты экологического содержания «От семечка до салата», а также проведение с детьми дидактических игр и трудовой деятельности. У детей сформируется умение различать особенности роста различных растений и ухода за ними. Расширятся представления детей об экологически целесообразном поведении в природе (нельзя ломать ветки деревьев, рвать листья, царапать кору деревьев и т. д.) и через самостоятельную поисковую и познавательно-исследовательскую деятельность дети получат возможность напрямую удовлетворить присущую им любознательность. Овладение детьми основами эстетической и экологической грамотности при взаимодействии с природой.
Реализация проекта:
Деятельность познавательного цикла:
Наблюдение за растениями, растущими в группе - бальзамин, герань, фиалка и др.; выращивание рассады.
Рассматривание иллюстраций «На огороде», репродукций картин «Первая зелень» - И. Левитана, «Цветы и плоды» - И.Хруцкого;
Беседа «Растения - нам добрые братья»; "Где прячутся витамины?"
Исследовательская деятельность - «Живые семена», «Семена проснулись», «Первые проростки».
Трудовая деятельность - "Рассаду на грядку", "Уход за растениями", "Прополка грядки с овощами ", "Сбор урожая", "Готовим салат".
Чтение, заучивание:
- «Зачем луку луковица»;
Загадывание загадок о растительном мире, об овощах;
Чтение детям «Удивительная грядка» Ю. Коваль,инсценирование русской народной сказки "Репка".
Деятельность детей:
Рисование "Нарисуй отгадку", аппликация "Твой любимый витамин".
Продуктивная деятельность: «Овощи, фрукты» - лепка.
Пальчиковая гимнастика «Урожай»;
Развивающие игры «Что где растет? », «Во саду ли, в огороде»,"Из чего, что сделано?" и др.
Формирование эмоционально-положительного настроя.
Вызвать у детей интерес к семенам и росткам растений; вызвать желание оберегать, защищать, заботиться о них. Развивать у детей познавательный интерес, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки. Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к семенам и росткам как к живым существам, воспитывать привычку заботиться о них в ходе активной деятельности. Помочь детям осознать такие категории как сочувствие, доброта, любовь к ближнему. Сформировать представления: о жизни семян как живых существ (растут, развиваются, могут быть здоровыми, больными); о строении (корень, стебель, цветы, плоды); о развитии ростков; о влиянии света, тепла, воды; об изменении жизнедеятельности в разные времена года; о роли человека в жизни растений; о экологически грамотном поведении, общении человека с растением. Воспитывать у детей умения сопереживать всему живому, что в дальнейшем трансформируется в сочувствие, затем - в содействие.
Методические и практически приемы:
Нахождение семян в плодах.
2.Посадка семян в землю.
Фотографирование во время посадки семян, во время ухода за ними и т. п. Учить видеть «настроение» ростков, от чего это зависит. Труд с целью - помочь. Театрализованная деятельность сказки "Репка". Высадка на грядку. Сбор урожая.
9.Приготовление салата.
Конспект трудовой деятельности детей старшей группы
«Приготовление осеннего салата»
Цели и задачи:
Закреплять у детей навыки пользования столовым ножом, кухонной доской;
Соблюдать технику безопасности во время работы;
Мыть руки перед работой и овощи, надевать фартуки и косынки, колпаки.
Воспитывать желание помогать взрослым, поощрять выполнение трудовых поручений;
Получать радость от совместного труда и выполненной работы.
Предварительная работа:
Беседа «Из чего приготавливают салаты? Какие овощи можно положить в салат? » Д. игра "Из чего что сделано?"
Объяснение правил техники безопасности пользования ножом.
Показ нарезания продуктов.
Материалы:
Фартуки и косынки.
Кухонные доски и столовые ножи, миска для нарезанных овощей; салатник.
Овощи : болгарский перец, лук, огурцы и помидоры, выращенные на грядке.
Размещение оборудования:
В центре группы размещены столы так, что бы было удобно наблюдать за работающими (сначала - за работой воспитателя, а после за работой детей).
Ход работы:
Воспитатель собирает детей в кружок
Ребята, вы помогаете дома своим родным? - ответы детей.
А как вы помогаете? - ответы детей.
А вы хотели бы научиться готовить, чтобы помогать маме? - ответы детей.
Воспитатель сообщает тему занятия:
Сегодня мы научимся готовить осенний салат. Я буду поваром, а вы станете моими помощниками - поварятами. Нам придётся пользоваться ножами, напомните мне, как нужно правильно пользоваться ножом.
Дети отвечают, воспитатель уточняет и обобщает ответы детей:
Нож передают лезвием к себе, режут им только на кухонной доске, нож берут только после того как скажут «Приступить к работе». Нарезают овощи на доске и кладут в миску.
Воспитатель предлагает подготовить пальчики для работы, проводится пальчиковая игра «Салатик»:
Мы капусту рубим, рубим! (2 раза)
(ребенок изображает рубящие движения топор, двигая прямыми ладошками вверх и вниз)
Мы капусту режем, режем! (2 раза)
(ребром ладошки водим вперед и назад)
Мы капусту солим, солим! (2 раза)
(собираем пальчики в щепотку и делаем вид, что солим капусту)
Мы капусту жмем, жмем! (2 раза)
(энергично сжимаем и разжимаем кулачки)
Мы морковку трем, трем! (2 раза)
(правую ручку сжимаем в кулачок и двигаем её вверх-вниз вдоль прямой ладошки левой руки, изображая терку) .
Теперь наши пальчики готовы к работе, а как вы, ребята, думаете, что ещё нужно повару сделать перед работой? - ответы детей.
Правильно, нужно обязательно вымыть руки с мылом.
Детей приглашают вымыть руки и надеть фартуки и косынки.
Дети проходят за рабочие столы. Воспитатель объясняет, как правильно нарезать овощ и положить в пустую миску. Уточняет, всё ли понятно детям, нет ли вопросов.
После этого предлагает приступить к работе.
В ходе работы воспитатель оказывает помощь, подбадривает, хвалит детей.
Когда овощи нарезаны, ребёнок заправляет салат маслом и солью в салатнике. Салат уносят и ставят на стол. Дети в это время моют руки, снимают фартуки. Воспитатель приглашает детей за стол и желает приятного аппетита.
После еды чтение стихотворения:
Нашинкуем мы капустки
И морковочки потрем.
Майонезиком запрвим
Или маслица нальем.
Поперчим мы все, посолим,
Чуть-чуть уксуса нальем.
Если с луком вы не в ссоре
Значит, и его кладем.
Можно свеколки добавить
Иль огурчик потереть,
А затем на стол поставить
И в одно мгновенье съесть.
Где было пустое место, где не было ничего,
Пусть каждый посадит дерево и не забудет его.
В. Берестов.
Аннотация проекта
Проект направлен на формирование экологической культуры детей и взрослых, предназначен для реализации с детьми старшего дошкольного возраста в условиях детского сада. Вид проекта: исследовательский, детско- родительский.
Введение
На протяжении многих веков человечество живет рядом с удивительными живыми существами - деревьями. Состояние этих растений, внешний облик отражают экологическую обстановку, в которой они обитают. Мы так привыкли к их соседству, что редко задумываемся о том, насколько они важны для жизни людей и всего живого на Земле. Каждый знает, что деревья - это легкие Земли, источник кислорода воздуха, а значит, источник здоровья людей. Важно не только знать и уметь использовать эти чудесные свойства деревьев, но и необходимо научиться сохранять то, что нам дает природа.
Актуальность и социально- экономическая значимость
Деревья окружают нас постоянно, однако большинство современных детей и взрослых не обращают на них внимания. Гораздо больший интерес дошкольники проявляют к животным и ярким, красивоцветущим растениям. Деревья порой не представляют такого интереса, ведь они считают их неживыми существами, а значит малоинтересными. А ведь экологическое воспитание начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которым ребенок сталкивается каждый день. Деревья- прекрасный объект для фенологических наблюдений. Это так интересно – наблюдать, как из маленького семечка сначала проклюнется маленький росточек, а потом будет расти и постепенно вырастет большое красивое дерево, которое будет жить сотни лет!
Анализ ситуации
Не раз мы были свидетелями варварского отношения к деревьям, когда взрослые или подростки и даже маленькие дети просто так ломают ветки, вырезают на стволе свои имена, повреждают кору во время сбора березового сока. Зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний. Ребенок же в дошкольном возрасте способен осознанно понять и принять элементарные сведения о пользе деревьев для насекомых, птиц, животных, человека и правилах поведения в природе. Природу нельзя изучать по картинкам и фотографиям даже самого лучшего качества.
Постановка проблемы .
Дети мало проявляют интерес к деревьям, не знают, как они вырастают, не предполагают, где прячутся их семена. Мы исследовали, какие деревья растут вокруг детского сада, у своего дома, в городе и выяснили, что очень мало растет каштанов и дубов. Тогда возникла проблемная ситуация: «Сможем мы с вами вырастить каштаны и дубочки?» С помощью родителей мы нашли орехи каштана и желуди дуба. У детей появилась возможность посадить свое собственное дерево из семечка и ухаживать за ним.
Цели и задачи проекта
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой.
Уточнить и расширить представления детей о развитии, строении, функциях и назначении частей деревьев (корень, ствол, ветки, листья).
Развивать у детей познавательный интерес, любознательность к миру живой природы, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания, умения, навыки через поисково-исследовательскую деятельность.
Развивать способность к прогнозированию будущих изменений семян деревьев.
Способствовать развитию трудового навыка по посадке, выращиванию и уходу за проросшими всходами каштана и дуба.
Воспитывать бережное и осознанное отношение к деревьям ближайшего природного окружения, прививать любовь к деревьям.
Вовлечь родителей в мини-исследования в роли помощников и консультантов.
Участники проекта
Дети старшей группы, родители, педагог.
Сроки реализации проекта: 1-1,5 месяца.
Этапы реализации проекта
1 этап - организационный (1 неделя)
Изучение методической литературы.
Подбор справочной, детской художественной литературы.
Подбор дидактических, словесных, подвижных, народных игр.
Изготовление картинок к «Волшебному телевизору» (системный оператор)- дерево.
Целевая прогулка «Какие деревья растут на территории детского сада?»
Подготовка материала: подборка изображений деревьев, растущих на территории детского сада, сбор информации и иллюстраций о каштане, дубе и других деревьях.
Беседа с детьми «Что мы знаем о деревьях?» (Модель трех вопросов: Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать? Во время беседы фиксировать ответы и желания детей.)
Проблемная ситуация: «Сможем мы с вами провести исследование: прорастить орехи каштана и желуди?»
Изготовление модели трудовой деятельности: алгоритм посадки и лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
Беседа с родителями, связанная с реализацией проекта.
Создание игрового материала для организации предметной развивающей среды, сбор плодов дуба, каштана совместно с родителями.
Оформление листа домашних заданий родителей с детьми.
2 этап - основной (1 месяц)
Вид деятельности | Формы организации детской деятельности |
Игровая
деятельность |
Д/и «От какой ветки детки?», «Собери дерево», «Узнай дерево», «Подбери листья, семена или плоды к дереву», «Найди желудь» (ящик ощущений), «Определи на ощупь», «Волшебный телевизор».
Н/и «Как зовут тебя деревце», «Почемучка-1» (от семечка до дерева). Игровые задания: «Заштрихуй дерево, не выходя за контур», «Обведи рисунки точно по линиям». |
Коммуникативная
деятельность |
Разучивание стихотворения «Ветром деревце качало». Беседа по картине «Посадим дерево».
Беседа «Правила поведения в парке, лесу» (природоохранное поведение). Составление рассказов о березе, рябине, дубе, каштане с помощью иллюстраций, схем (совместно с родителями). Составление рассказа по картине «Разве дереву не больно?!» Д/и «Скажи со словом много», «Подбери слово», «Назови ласково». |
Познавательно-
исследовательская деятельность |
Рассматривание коллекции семян.
Беседа «Для чего нужны семена?», «Целебные свойства деревьев» (липовый цвет, берёзовые почки и т.д.). Рассматривание альбома «Деревья». НОД «Дерево- дом и столовая для животных». Цикл наблюдений за прорастанием ростков и ростом дубочков и каштанов. Наблюдение за ветками ивы и каштана, поставленных в воду (ведение дневника наблюдений за распусканием листьев). Проблемная ситуация «Что будет, если исчезнут все деревья?», «Как продлить жизнь дереву?» Исследовательская деятельность «Для чего корешки?», «Какие деревья растут у моего дома?», «Какие деревья растут в нашем городе?» (совместно с родителями); «Свойства древесины». «Какие деревья растут вокруг детского сада?», «Кому лучше?» (условия для роста), «Где спрятались семена?». Просмотр развивающего видео для детей «Как из желудя вырос дуб», «Профессор Карапуз» («Что такое дерево», «Прогулка в парке, лесу», «Лечим дерево»), (совместно с родителями). |
Восприятие
художественной литературы и фольклора |
Стихи: Н. Григорьева «Ожидание», «Мы сажали на полях», «Садовник», Н. Миркграф «Дерево», М Садовский «Посади сосну», В. Берестов «Где было пустое место…», С. Есенин «Черемуха», Е. Серова «Мечты дуба», И.Токмакова «Дуб», «Песенка дубовых сеянцев», П. П. Дзюба «Считалка», «Дуб».
Сказки: «Голубой дуб», «Мечта дерева» (карточки из коллекции «Тайны леса»). Рассказы: Л. Толстой «Старик сажал яблони», «Как ходят деревья», К. Ушинский «Спор деревьев», М. Пришвин «Осинкам холодно», «Рябина краснеет», Г. Г. Кученева «Береза», «Черемуха», «Ива», «Дуб», «Ель», «Сосна», «Рябина» (из книги «От первых цветов до белых снежинок»). Просмотр мультфильмов «Дерево и кошка» (режиссер Евгений Сивоконь, 1983), «Цветы и деревья» (режиссер Уолт Дисней, 1932), «Лоракс» (2012), «Дерево желаний» (из сериала «Мудрые сказки тетушки Совы»). |
Самообслуживание
и элементарный бытовой труд |
Посадка орехов каштана и желудей дуба дома и в детском саду.
Поручение «Полив росточков». Пересадка укоренившейся веточки каштана в кашпо. |
Конструирование | «Деревья в нашем городе» (оригами).
«Экологические знаки» (совместно с родителями). |
Изобразительная
деятельность |
Рассматривание репродукций картин И. Шишкина, И. Левитана «Дуб», «Березовая роща».
Рисование листьев по трафарету, их раскрашивание. Раскрашивание деревьев. Рисование с натуры «Ветка каштана». Аппликация с элементами рисования «Красивое дерево» (мозаика), (совместно с родителями). Лепка коллективная «Могучий дуб» (барельеф). |
Музыкальная
деятельность |
Слушание:
Русские народные песни «Во поле береза стояла», «На горе-то калина». «В лесу родилась елочка», слова Р. Кудяшевой, музыка Л. Бекмана. |
Двигательная
деятельность |
Физкультминутки: «Дерево», «Две больших сосны», «Выросли деревья в поле».
Пальчиковая гимнастика: «Елка». П/игры: «Если бы я был деревом…», «Я - дерево-мама», «Раз, два, три- к дереву беги», «Как семечко выросло». |
Взаимодействие с родителями и социальными партнерами
Помочь детям посадить дома орех каштана, желудь дуба.
Найти вместе с детьми справочный материал про деревья, названия которых ребенок не знает.
Изготовление паспорта дерева совместно с детьми.
Участие в фотовыставке «Самое красивое дерево около нашего дома».
Посещение ярмарки саженцев в цветочном магазине, на рынке.
Сочинение стихов, сказок, рассказов о деревьях совместно с детьми.
3 этап - заключительный (1 неделя)
Изготовление паспорта дерева.
Оформление выставки творческих работ: «Ветка каштана», «Красивое дерево», «Могучий дуб».
Оформление фото выставки «Самое красивое дерево около нашего дома».
Создание природоохранного знака «Осторожно! Молодые саженцы!».
Заполненный лист наблюдений за ростом дубочков и каштана.
Рассказы детей о результатах своей деятельности: «Что я узнал и что научился делать».
Управление и обеспечение проекта
Ресурсное обеспечение
Методическая литература:
Н. А. Рыжова «Экологический проект «Мое дерево»», «Карапуз», 2006.
Н. Н. Кондратьева «Мы» - программа экологического образования детей. Санкт-Петербург, «Детство- пресс», 2000.
Парамонова Л. А. «Развивающие занятия с детьми 5-6 лет», Москва, «Олма», 2007.
О. В. Дыбина «Неизведанное рядом», Москва, «ТЦ Сфера», 2010.
И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа.» Москва, «Карапуз», 2010.
Методический материал, имеющийся в детском саду
Набор карточек «Деревья».
Дидактический материал «Почемучка-1».
Демонстрационный материал «Уроки экологии».
Схема строения дерева «Как дерево дышит, питается и растет».
Схема для описательного рассказа о деревьях.
Настольные, дидактические игры, видеоматериал «Как из желудя вырос дуб».
Оценка результатов проекта
Предполагаемые продукты проекта
Выращенные дубки и каштаны для посадки весной на территории детского сада или около дома.
Фотовыставка «Самое красивое дерево около нашего дома».
Книга «Про зеленых друзей» (стихи, загадки, рассказы, сочиненные детьми и родителями).
Выставка творческих работ.
Экологический знак «Осторожно! Молодые саженцы!».
Итоговое мероприятие
Посадка саженцев деревьев на территории детского сада.
Критерии и показатели эффективности проекта
Результаты проекта оцениваются по следующим параметрам
Знания о разнообразии деревьев ближайшего окружения.
Исследовательский интерес к познанию мира живой природы.
Умение детей рассказывать о результатах экспериментальной деятельности.
Понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому.
Участие родителей в совместной деятельности с детьми и педагогом.
Описание достигнутых (предполагаемых) образовательных результатов
Предполагаемые результаты
Дети узнают названия незнакомых им деревьев, у детей повысится интерес к особенностям жизнедеятельности деревьев ближайшего окружения: строении, развитии, росте, приспособлению к среде, об их красоте и пользе.
Дети приобретут навыки исследовательской деятельности, научатся искать пути разрешения проблемной ситуации, умение прогнозировать результаты эксперимента.
Приобретенные навыки трудовой деятельности помогут в формировании экологического самосознания: выращивая дубки, дошкольники и взрослые участвуют в преумножении природного богатства, у них появиться желание вырастить и посадить новые деревья.
У детей и взрослых повысится уровень экологической воспитанности, понимание значимости бережного и заботливого отношения к живому, сдерживание в поведении негативных поступков по отношению к деревьям.
Становясь непосредственными участниками образовательного процесса, родители обогатят свой педагогический опыт, испытают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и достижений ребенка.
Заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.
Проект практически применим и может быть использован в работе другими педагогами.
При высокой заинтересованности детей проект может быть продолжен: может быть предложено дальнейшее знакомство детей с жизнедеятельностью деревьев в разные сезоны, наблюдение и исследование за жизнью одного дерева, выращивание рассады других растений.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор. Угадали? (Помидор)
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек! Что это? (Горошек)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)
В огороде хоть росла,
Знает ноты «соль» и «фа». (Фасоль)
В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)
Это вовсе не игрушка -
Ароматная… (Петрушка)
Хоть чернил он не видал,
Фиолетовым вдруг стал,
Любят овощ Ваня, Жан…
Так ведь это… (Баклажан)
Что это за рысачок
Завалился на бочок?
Сам упитанный, салатный.
Верно, детки… (Кабачок)
Это что за чудеса?
На траве лежит звезда!
Может, это дивный сон?
Нет, ведь это… (Патиссон)
Старый дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает, тот слезы проливает. (Лук)
Сидит Ермошка,
На одной ножке,
На нем сто одёжек,
И все без застёжек. (капуста)
Над землёй зелёная трава,
Под землёй алая голова. (свекла)
Познавательно-исследовательский проект в старшей группе "Веселый огород"
АктуальностьВлияние окружающего мира на развитие ребёнка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребёнок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребёнок познаёт таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребёнку самостоятельно найти ответы на эти вопросы. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей.
Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне. А изменения в природе побуждают детей бережно относиться к растениям.
Мир растений удивительный и многообразный. Каждый внимательный наблюдатель и вдумчивый исследователь может открыть в нем для себя что-то новое.
Таким образом, деятельность, связанная с экспериментированием и наблюдением, играет большую роль в развитии психической сферы ребенка – в развитии мышления (операции анализа и синтеза, сравнения, умение обобщать и делать выводы), памяти, воображения, внимания. Кроме того, ребенок приучается к аккуратности, обращает внимание на детали, не упускает из виду общую картину. Дети испытывают огромный интерес к подобной деятельности, склоняются к самостоятельному наблюдению за объектами живой природы.
Ценность экспериментирования и наблюдения для развития познавательной сферы ребенка давно доказана!
Все вышеизложенное стало основой для разработки проекта по построению образовательной деятельности в процессе создания «Огорода на окне».
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, воспитатели группы, родители воспитанников.
Срок реализации проекта : февраль, март, апрель (краткосрочный).
Цель проекта: Создание условий для развития познавательного интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности через вовлечение дошкольников в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Задачи:
формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности;
расширять знания детей об особенностях строения и условиях роста растений;
привлекать детей к активной самостоятельной деятельности по выращиванию растений;
развивать творческие способности детей, любознательность, поисковую деятельность;
воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;
активизировать речь и обогащать словарь детей;
развивать эмоциональную отзывчивость;
формировать партнерские взаимоотношения между педагогами, детьми и родителями.
Предполагаемые результаты:
У детей появится желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появится интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Повысится экологическая компетентность детей: дети смогут различать некоторые виды растений, узнают особенности строения растения, научаться правильно, ухаживать за ними. Дети узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия необходимые для их роста.
Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы.
Повысится педагогическая компетентность родителей, их заинтересованность в познавательном досуге своего ребенка, появятся новые общие интересы детей и родителей.
Повысится уровень сформированности коммуникативных навыков общения в совместном труде.
Получение первого положительного опыта получения результатов собственных трудовых действий. Взаимодействие с родителями. Цель: Создать условия заинтересованного включения родителей в познавательную деятельность.
1) Выбор темы
Во время работы в природном уголке дети замечают стаканчик с семенами, и тут же у них возникает вопрос: «Что это за семечки?». Мой ответ, что это семена, с помощью которых можно вырастить целый огород, например на нашем окне, очень удивил детей. Возникло обсуждение между детьми по вопросу: «Как посадить эти семечки?» «Как можно вырастить урожай на нашем окне?» Отсюда и возникла тема огорода на окне «Огород на окне».
Были заданы вопросы:
Что знаем? | Что хотим узнать? | Как можем найти ответы? |
Урожай растет на земле; Урожай бывает разными: овощи, фрукты У растений есть листья. Растения растут на улице только летом. На даче выращиваем овощи. Из овощей варят суп. Овощи полезные. | Где растут растения? Откуда берутся растения? Как посадить семечко? Как правильно ухаживать за растениями? Как появляются корешки? Из чего состоят растения? | Спросить у родителей, бабушек, дедушек. Рассмотреть иллюстрации с изображением растений. |
На основе детских высказываний спланировали содержательные направления темы и возможные проекты.
Возможные проекты
Создание коллекции семян.
Посев семян.
Фотовыставка «Здравствуйте, дети я лучок!».
Опыты, эксперименты «Лаборатория огородных наук».
Создание книжек – малышек.
Выращивание растений.
Изучив интересы детей, был проведен ряд мероприятий.
2) Мероприятия
Разработан перспективно-тематический план познавательно-исследовательской деятельности.
Изготовление театра на фланелеграфе «Пых».
Изготовить алгоритмы ухода за растениями, дневник наблюдения за луком.
Изготовить героев инсценировки «Хороводная - Огородная».
Оформление уголка с дидактическими играми, коллекцией семян, книжками-самоделками, картотекой потешек. Сделать подборку стихов и загадок об овощах.
Обеспечить материалы для разнообразной художественно-изобразительной деятельности (конструирование, лепка, аппликация, рисование)
Разбивка огорода на подоконнике.
Изготовление табличек - указателей с названиями растений.
Работа с родителями
Родительское собрание «Участвуем в проекте «Весёлый огород».
Консультация для родителей «Зеленый мир на окне»
С помощью родителей собрать коллекцию семян.
Изготовление персонажей – Чучелка, Огородница.
С детьми дома посадить лук и красиво оформить свой посадочный горшочек.
Изготовить страничку для книжки-малышки « Наш весёлый огород»
Приобретение необходимого оборудования: контейнеры, семена для посадки, землю, лейки, лопатки, грабельки; подобрать бросовый материал для оформления огорода на окне.
II этап – Исследовательский
Проведение мероприятий перспективного плана проекта(элементарные научные сведения) НОД по изучению культурных растений в процессе совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей (чтение художественной литературы, беседы, игровые обучающие ситуации, ситуативные разговоры, рассказы, образовательные ситуации, рассматривание репродукций, составление рассказов, пересказы ).
Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных растений. Дети наблюдали за ростом растений, проводили эксперименты и опыты с последующим фиксированием результатов.
Отражение результатов исследования через художественно – творческую деятельность детей. Приложение – фото.
В процессе реализации проекта были использованы разные виды игр с детьми: дидактические, настольные, строительные, театрализованные, сюжетно – ролевые, пальчиковые, игры драматизации. Приложение – фото.
1) Реализация проекта
Мини-проект «Все начинается с семечка»
Роли: исследователи, изобретатели, дизайнеры.
Конечный продукт: Создание коллекции семян.
Действия вне детского сада: предложить родителям сходить с детьми в цветочный магазин и рассмотреть разнообразие видов семян.
Мини-проект «Путешествие внутрь грядки»
Роли: огородники, садоводы, исследователи.
Конечный продукт : Посев семян.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям, другим родственникам рассказать детям как правильно, посадить семечко. Рассмотреть иллюстрации с изображением грядок.
Мини-проект «Знакомьтесь, дети – я лучок!» совместно с родителями (дома посадить лук и украсить тару)
Роли: огородники, изобретатели, рассказчики, слушатели, дезайнеры, исследователи.
Конечный продукт: Выращенный лук, рассказы детей о проделанной дома работе. Фотовыставка.
Действия вне детского сада: предложить родителям поговорить с детьми о пользе лука для нашего организма. Как его употребляют люди.
Мини-проект «Лаборатория огородных наук» (в течение всего проекта )
Роли: лаборанты, исследователи
Конечный результат: в ходе опытов и эксперимента дети видели, как прорастает горох, боб, а так же сделали выводы о том, что необходимо растению, чтобы оно росло.
Мини-проект «Создание книжек малышек» совместно с родителями (создать дома одну страничку с любимым овощем или фруктом)
Роли: создатели, исследователи, оформители, рассказчики, слушатели.
Конечный продукт: создание книжек-малышек «Что растет у нас на грядке», «Стихи про фрукты и овощи», «Загадки на грядках», Сказка репка.
Действия вне детского сада: предложить родителям дома рассмотреть дома книги, рассказав об их разнообразии (бывают книги со сказками, стихами, загадками).
Мини-проект «Вот веселый огород, что здесь только не растет!»
Роли: садоводы, огородники, исследователи.
Конечный результат: Выращенные растения.
Действия вне детского сада: посоветовать родителям и другим родственника рассказать детям о том, как они выращивают овощи и фрукты на даче в огороде, какие инструменты им в этом помогают.
2) Презентация проекта
Просмотр созданного видеоролика «Наш весёлый огород»
Вручение дипломов за участие в проекте.
Фотовыставка « Наш весёлый огород»
Развлечение «В огород мы пойдем»
III этап – Заключительный
Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
Результаты мониторинга по проекту «Наш весёлый огород»
Высокий уровень: Ребенок проявляет интерес к исследовательской деятельности в познании растительного мира. Узнает и называет 2-3 растения, их основные части. Может сравнить растения, найти сходство и различия во внешних признаках. Знает условия роста растения и устанавливает связь между растением и потребностями в свете, тепле, влаге. Активно проявляет желание участвовать в уходе за растениями.
Средний уровень: Ребенок неустойчив в проявлении интереса к растениям. Испытывает затруднения в определении названий растений, а так же затрудняется определить части растений. Связи между растениями и его потребностями самостоятельно не устанавливает. Участвует в уходе за растениями, но особого желания не проявляет.
Низкий уровень: Ребенок не знает названия растений. Интереса нет или он ситуативен. Представления об особенностях строения растений, условиях его роста неустойчивы. Желания ухаживать за растениями нет.
Первичная диагностика:
Высокий уровень – 7 детей (31%)
Средний уровень – 13 детей (56%)
Низкий уровень – 3 детей (13%)
Повторная диагностика:
Высокий уровень – 14 детей (61%)
Средний уровень – 8 детей (35%)
Низкий уровень – 1 ребенок (4 %)
Выводы: Таким образом, данный проект способствовал тому что, уровень интереса детей младшего дошкольного возраста к исследовательской деятельности в познании растительного мира значительно вырос. Повысилась экологическая компетентность детей: дети могут различать некоторые виды растений, знают особенности строения растения и условия их роста. У детей появилось желание по собственной инициативе ухаживать за растениями, появился интерес и стремление к взаимодействию с ними.
Данный проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность. И тогда ребенок проявит интерес к познавательно-исследовательской деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований.
Использованная литература :
Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
Сигимова М.Н. Познание мира растений.
Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
«Дошкольное образование» №16, 2001.
Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
«Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
Азбука общения развитие личности ребенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
Детское экспериментирование. /И.Э. Куликовская, – М.: 2003.
Дидактические игры в детском саду. / А.К. Бондаренко, – М.: Просвещение, 1985.