Размеры и формы деревянных крестов на могилу. Крест на кладбище из металла
Если вы решили установить крест на могилу самостоятельно, то вам для начала необходимо будет разобраться в некоторых деталях. Предварительно перед монтажом и подготовкой нужно определиться с материалом, который вы будете использовать.
В большей степени от него будет зависеть весь процесс установки и подготовки. Самыми популярными считаются три вида могильного надгробья, это дерево, метал и камень.
Установка деревянного креста
Запомните, что дерево - материал недолговечный, и для его лучшего сохранения, его необходимо будет изначально подготовить к установке.
Если крест вы решили тоже сделать сами, то лучше всего брать хвойные породы или дуб. Хвойная порода деревьев более стойкая к климатическим изменениям.
Из-за высокого содержания смол в стволе дерева, его долговечность изначально возрастает. Прочность дуба не отличается особой стойкостью к погодным условиям, однако, он достойно выдержит влагу, при вкапывании.
Способов монтажа может быть несколько. Вы прекрасно знаете, что для надёжной установки необходимо закрепить крест в земле, а это значит, что у нас есть всего два выхода, или залить его бетонным раствором или же изначально приделать к основанию опорные балки.
Если с использованием бетона более-менее процесс ясен, то монтаж дополнительных ножек на крест лучше всего использовать 2 раза. Ножки должны отходить вертикально и горизонтально. Лучше всего будет, если вы прикрепите их две пары, в самом низу креста и неглубоко от поверхности.
Выкопав яму достаточной глубины (в зависимости от массивности и высоты креста она может быть различной), поместите в неё крест с ножками. Постарайтесь максимально надёжно закрепить его в земле.
Лучше всего засыпать яму глиной, из-за своей вязкости, она не сильно просядет во время дождей и не вымоется потоком воды. Досыпать яму повторно придется повременить, лучше всего дождаться пока пройдет один сезон дождей, а при сильной засухе, можете выжидать и около полугода.
Готовый крест перед засыпкой глиной стоит хорошенько обработать дополнительными материалами. Лучше всего для этой цели подойдет антигрибковый лак или специальное средство, отталкивающее влагу. В некоторых случаях поверхность можно покрыть тонким слоем клея.
Установка железного креста
Монтаж металлического креста не отличается способом монтажа. Покрывать металлический крест лучше всего алкидной краской или антиржавчиной. Постарайтесь, чтобы при вскрытии материала не оставалось неокрашенных мест.
Что касается монтажа металлического креста, то лучше всего использовать бетонный раствор. Достаточное количество вылитого в яму бетона, это лучший крепёж под землёй.
Перед тем как залить бетон в выкопанную яму не лишним будет постараться забить на лишних 10 см крест в землю. После высыхания бетонного раствора можете смело засыпать яму землёй или глиной. Из-за вытеснения большей части земли бетонным раствором, особой усадки земли не будет.
Установка каменного креста
Надгробье из камня в установке довольно простое. Самостоятельно его установить очень сложно, но возможно. Основная проблема в том, что камень сам по себе очень тяжелое изделие, и выставить его ровно, станет для вас первостепенной и главной задачей.
Предварительно подготавливать камень не нужно. Хотя если крест выполнен из каменной крошки, после установки можете покрыть его антигрибковым раствором, чтобы от сырой погоды на памятнике не завелись растения семейства моховых.
Во время изготовления креста из камня, мастера предусматривают вариант с монтажом, но, к сожалению, каждый мастер делает крепежи по-своему.
Самый распространённый, это прикручивание металлических свай в длину и ширину от основания креста, которые просто обкапываются и засыпаются землёй. Из-за высокого веса, вы можете не бояться, что крест упадёт или его поведёт уже после монтажа.
При изготовлении могильного креста необходимо обратить внимание не только на размеры, которые у него будут, но и не забывать о православных традициях. Многие заказчики не разбираются в том, как различить католический от православного. Все зависит от вероисповедания. Принято использовать могильные кресты из дерева ценных пород. Чтобы они служили длительное время, нужно соблюдать технологию изготовления изделия. Ни в коем случае не использовать плохую или сырую древесину, а также необходимо учитывать обработку готовой конструкции.
Отличия православного креста.
По форме и по размерам они схожи друг с другом, а по образу распятого Христа есть некоторые отличия. Православная традиция говорит о том, что ноги нашего Спасителя пригвождены с помощью двух гвоздей. А католическая указывает на то, что при распятии был использован только один гвоздь. Есть и некоторые другие отличия. Так например форма креста православного чаще всего восьмиконечная или шестиконечная. На кладбище у верующих христиан установлены в основном деревянные могильные кресты. Таким образом, они увековечивают память об усопшем. На деревянном изделии в православной вере допускается использовать образ Иисуса Христа. На могиле покойника его нужно установить в правильном направлении, это значит находиться у ног умершего человека, а распятие его напротив лица.
Преимущества деревянного изделия.
Самым доступным и оптимальным вариантом считается могильный православный крест из дерева. На его изготовление используют только ценные породы деревьев. В основном древесину получают из таких как осина, мореный дуб, сосна, кипарис, ироко. В современном мире конструкция для могил существует разнообразная и выбор можно сделать на доступной и понравившейся.
Приметы, суеверия и предписания Церкви о крестах на могилу.
Символ Христова распятия - крест - еще издревле был окутан таинственной поволокой загадок, тайн и суеверий. Многие из этих примет обрели религиозную форму с тех пор, как по всему миру распространилось христианство, избрав своим символом крест.
Согласно религиозным догмам, смерть является важным, переломным событием в жизни каждого человека. Более того, монахи и старцы называют жизнь подготовкой к смерти, так как именно с окончанием “земных дел” душа встречается с Господом. А потому неудивительно, что с именно с обрядом захоронения связано так много различных религиозных предписаний и наставлений. Очень важное из них - установка креста на могиле умершего христианина.
Крест - это святыня, почитаемая и вызывающая благоговение у всех христиан. А в связи с этим при его установке на могиле могут возникнуть некоторые практические вопросы, вызванные страхом оскорбить сакральный символ, тем самым навлечь на себя божественный гнев.
Как установить крест на могиле?
Опираясь на традиции православного христианства, могилу располагают таким образом, чтобы голова покойного была направлена на запад, а ноги - на восток. Если верить библейским приданиям, именно таким образом был похоронен Иисус.
Надгробный крест ставят в ногах покойного, чтобы в момент, когда душа покидает свое последнее пристанище, она могла видеть перед собой святой символ всепрощения и вознести перед ним молитвы. Католические традиции предписывают ставить крест над головой. Считается, что, покидая землю, душа целует распятие, выражая свою покорность и преданность христианскому учению.
Что делать со старым крестом?
В день похорон на могиле устанавливают обычный деревянный крест. Делается это не только из-за религиозных соображений, но и из практических: конструкция из дерева имеет достаточно легкий вес (по сравнению, например, с надгробиями из камня), а потому ее монтаж не будет препятствовать естественному проседанию и утрамбовыванию почвы на месте захоронения.
Но когда приходит время установить новое, постоянное надгробие, крест демонтируют и появляется вопрос, что с ним делать. Выбрасывать на помойку святыню действительно нельзя, так как это проявление неуважения. Деревянный крест за ненадобностью советуют сжигать. Если встала такая необходимость, следует поинтересоваться у администрации кладбища, где это можно сделать. Как правило, на каждом погосте предусмотрены места для подобных нужд.
Если крест хорошо сохранился, его можно отдать в мастерскую или даже продать. Как утверждают церковнослужители, в установке старого распятия нет ничего запретного и зазорного. К тому же старое надгробие может стать олицетворением нестяжания покойного, его кротости и отсутствия стремления к материальным, земным благам.
Что делать, есть крест покосился или упал?
Из-за непогоды надгробие, особенно временное, изготовленное из легкого материала и установленное без прочного фундамента, может покоситься или вовсе упасть. Если распятие покосилось, его следует поправить, сделать плотную земляную насыпь и хорошо ее утрамбовать. Крест должен стоять на могиле ровно.
По поводу поваленных крестов мнения двоякие, однако они сходятся в том, что это неблагоприятный знак. Некоторые утверждают, что поваленное надгробие можно просто переустановить, но сделать в этот раз более качественный монтаж. По мнению других, упавший крест следует сжечь, а на его месте установить новый. Как бы там ни было, Церковь рекомендует заказать молебен за упокой или поставить свечку, если подобное произошло на могиле Вашего близкого человека.
Приметы и суеверия
С могильными крестами многие связывают различные суеверия. На них гадают, снимают и наводят порчи, делают привороты и заговоры. Православная Церковь относится к таким обрядам неодобрительно, их называют языческими. Святые отцы утверждают, что если Вы заметили недобрые знаки, связанные с надгробными крестами, как будто кто-то хочет накликать на Вас беду, не стоит бояться и принимать это слишком близко к сердцу. Необходимо укрепиться в своей вере, сходить в церковь, помолиться, принять святое причастие, тогда никакие несчастья не смогут коснуться ни Вас, ни Вашей семьи.
С крестами, так или иначе, связано еще множество различных примет и религиозных требований. Похоронить близкого, досконально соблюдая предписания Церкви, это похвальное, доброе желание, однако если в сердце живет вера и из глубины души исходят искренние молитвы за усопшего, тогда не стоит опасаться допустить небольшие ошибки, связанные с установкой надгробного креста.
Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.
Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.
Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.
Греческий (корсунский крест)
Рисунок 1.
Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .
Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.
Русский восьмиконечный крест
Рисунок 2.
Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.
Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).
В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).
Барочный крест
Рисунок 3.
Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.
Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.
В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.
Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.
Информация отсюда.
Результаты обмеров оказались очень радостными. Крест 1637 года практически совпал с , в котором в качестве большой перекладины используется царская сажень, а ось составляет сумму церковной и народной саженей!
Действительно:
1) Большая перекладина креста Никона равна 193,5 см. Это только на 4 см. меньше величины царской сажени, приведенной в и использованной при составлении проектов.
При рассмотрении надо учесть, что проекты предусматривают изготовление крестов из бревен с вытесыванием верхней части оси и перекладин на брус. А крест Никона сделан из толстых досок.
2) Высота креста Никона от Голгофы составляет 309,5 см. Точная высота первоначальной Голгофы не известна. Если положить ее равной 20 см., то высота креста Никона с Голгофой точно совпадает с высотой креста проекта
(тоже с Голгофой).
3) Ширина перекладины креста Никона равна 21,5±0,3 см., что наиболее В проектах автора сайта этот размер предлагается брать как пяди от базовых саженей: царской, церковной и народной. Следовательно, в кресте 1637 года использовалась, по-видимому, четвертая базовая сажень - мерная маховая.
При анализе полученных результатов надо учитывать следующие обстоятельства:
1) Размеры древнерусских саженей определялись в на основании обмеров многочисленных сооружений. Причем в основном больших сооружений - церковных зданий. А при обмерах больших сооружений погрешности неизбежно большие, чем при обмерах относительно небольших сооружений, таких как крест. имеют неизбежно оценочный характер, при этом оценка погрешности полученных результатов не дается. Из этого можно предположить, что или номинал значения царской сажени, приведенный в требует коррекции, или проведение , снимающий различие между 197,4 и 193,5.
2) Любой крест при установке уходит в землю чуть больше или чуть меньше, чем планировалось. Голгофа из валунов складывается тоже без использования миллиметровки.
3) Существуют и производственные погрешности. Наметил, например, сделать перекладину шириной 23,3 см., а после разметки бревна, затески топором, зачистки скобелем можешь получить и 22 см. При этом на разных сторонах перекладины размеры всегда хоть немного, но различаются. Кстати, производственная погрешность по ширине перекладин на кресте патриарха Никона составляет около 0,6 см.
Следовательно, некоторое расхождение размеров крестов (которые даже не переносились с места на место) совсем не говорит, что они изготовлялись по разным проектам. Перенос креста на другое место (как случилось с крестом патриарха Никона) неизбежно изменяет его размеры.
Интересно, относительные параметры проектов и креста 1637 года практически совпадают:
Таблица №8.
H/A | B/A | D/A | |
Крест 1637 г. | 339,4/193,5=1,75 | 274,9/193,5=1,42 | 21,5/193,5=0,11 |
Проекты (старинная схема) | |||
Dнародная=19,9 см. | 1,72 | 1,41 | 19,9/197,4=0,1 |
Dцерковная=23,3 см. | 1,72 | 1,36 | 23,3/197,4=0,12 |
Dцарская=24,68 см. | 1,72 | 1,34 | 24,68/197,4=0,13 |
С учетом вышесказанного можно сделать вывод, что проекты крестов точно совпадают с древнейшим из сохранившихся крестов 1637 года. Поскольку проекты разрабатывались на основании древнерусской системы мер длины без использования обмеров креста Никона, можно с большим основанием надеяться, что проекты крестов приближаются к Божественному Закону. Одновременно можно с большой долей уверенности считать, что раскрыт метод, которым пользовались древние мастера при проектировании креста Никона и, по-видимому, и других подобных крестов.
Учитывая, что наши предки значительно более ревностно следовали традициям, можно предположить, что на кресте именно таких размеров был распят Спаситель.
Правило определения размеров крестов
Можно сформулировать следующее правило проектирования крестов:
При определении габаритных размеров крестов надо использовать 2-4 сажени из . Между большой перекладиной (A) и расстоянием от большой перекладины до земли (B) должно выполняться соотношение B = sqrt(2)* A. Наилучшим набором саженей является церковная, царская, народная. Именно этот набор саженей использовался при проектировании храмов.
Важно отметить, что в таком кресте оказывается зашифрованной формула, спасительная для России: "Православие, Самодержавие, Народность".