Внутренняя политика. Экономика
Дни с 19 по 21 августа 1991 года запомнились всей стране как дни победы демократии в России. 19 августа высшими руководителями страны был организован Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП) во главе с Г. Янаевым. Эта попытка повернуть вспять все реформы, попытка сделать шаг в прошлое заставила выйти на улицы в знак протеста тысячи москвичей. По приказу ГКЧП в столицу были введены танки и войска. 19 августа в 12 часов дня Борис Ельцин поднялся на один из вошедших в Москву танков. Стоя на броне, он зачитал обращение руководства России, в котором охарактеризовал ГКЧП, как «правый, реакционный, антиконституционный переворот». Вокруг «Белого дома» собралось свыше 160 тысяч человек. Они построили вокруг здания кольцо баррикад и оставались на площади более двух суток. Вечером Борис Ельцин подписал еще более суровый указ, в котором о членах ГКЧП говорилось: «Изменив народу, Отчизне и Конституции, они поставили себя вне закона». В ночь на 21 августа была пролита кровь трех человек. А ранним утром 21 августа был отдан приказ вывести войска из города.
После августа 1991 Ельцин отдал предпочтение ранее никому неизвестному Егору Гайдару, обещавшему быстрые успехи. Тот собрал самое молодое правительство России, если не считать ленинского. И это новое правительство толкнуло Ельцина на путь реформ - шоковой терапии в экономике, причем решающую роль в их проведении сыграли психологические мотивы президента.
Первой сферой, в которой началась активная приватизация, была торговля. 31 июля 1994 года закончился первый ее этап. По статистическим показателям ее можно было считать успешно завершенной. Но экономическая «цена», заплаченная обществом за «скачок в капитализм» была слишком велика - произошло падение промышленного производства на 43%. Экономика дефицита неожиданно превратилась в экономику изобилия. Однако появившиеся на прилавках дорогие товары были доступны лишь 10% населения. В принципе, идея приватизации была правильной и подобный переход к рыночной экономике вполне возможен. Но Борис Ельцин при планировании приватизации допустил несколько ошибок. Было забыто о самом главном. Не было создано механизма управления и контроля за приватизацией, а также не было проведено анализа первых месяцев и первых результатов приватизации. Существовало слишком много «дыр» в законе. Но несмотря на провал приватизации, страна плавно переходила к новой экономической системе, где основой становится частная собственность. Борис Ельцин с самого начала взял курс на рыночную экономику и уже сейчас трудно представить нашу жизнь без тех экономических прав, которые мы получили в результате реформ. Благодаря экономическим реформам каждый получил возможность заниматься предпринимательством. Но главным результатом стало то, что рынок, какой бы он ни был, пришел на смену государственной монополии.
Следующим этапом реформы экономики была либерализация цен, начатая 2 января 1992 года, при этом основная экономическая нагрузка легла на население: в горниле инфляции сгорели практически все сбережения, с заработной платой творилось что-то невообразимое. Рубль постепенно становился конвертируемой валютой внутри страны, хотя и на высокой отметке в пять тысяч рублей за один доллар. Социальные сдвиги, произошедшие в обществе, не имели прецедентов. Нарастание инфляции, падение производства, рост недовольства населения привели к кризису правительства Гайдара. Во второй половине 1992 года на пост премьер-министра был назначен В.М. Черномырдин. При этом решающую роль в выборе сделал Ельцин, решивший таким образом сбросить Гайдара «как балласт, чтобы спасти корабль реформ». Выбор Черномырдина - одно из самых удачных решений Ельцина за период его правления. Черномырдин продолжил реформы, и, что еще важнее для Ельцина, он оказался поразительно надежным человеком.
Новым министром была продолжена приватизация. Государственная собственность, как правило, не выставлялась на свободные аукционы, а оценивалась по значительно заниженной цене. Интересы коллективов предприятий гарантировались путем продажи им контрольного пакета акций. Права населения обеспечивались системой банковских билетов - ваучеров, стоивших 10 тысяч рублей, которые вскоре начали продаваться по 6-8 тысяч рублей.
Одним из важнейших достижений Бориса Ельцина является принятие новой демократической Конституции. Для разработки президентского проекта в конце весны 1993 года Борисом Ельциным было созвано Конституционное Совещание. В Совещании приняло участие более 700 человек, представлявших партийную, властную региональную, местную, экономическую и бюрократическую элиты. Многие из участников не имели никаких профессиональных знаний в области законотворчества. Но несмотря на столь разнообразный состав, в итоге удалось договориться.
В этом проекте закреплялась смешанная форма президентской и парламентской республики. Во многом, президентский проект представлял собой компиляцию западных норм, лишь статьи о Федеральном устройстве были написаны полностью самостоятельно. Были созданы гарантии против нового культа и режима личной власти путем четкого баланса власти между президентом и парламентом. Но на последнем этапе редакционная комиссия внесла ряд изменений, которые определили сильный перекос в сторону президентской власти. Заключительный вариант проекта был подписан участниками во Дворце Съездов Кремле.
21 сентября 1993 года Президент России Борис Ельцин выступил по телевидению с обращением к народу Федерации. Он сообщил, что подписал указ о прекращении деятельности Верховного Совета России и назначил выборы в Государственную Думу. В указ были включены поправки к действующей Конституции. Президент осознавал, что этот акт неконституционен, но он не видел другого выхода из политического кризиса.
В ответ Верховный совет РФ принял решение отстранить Ельцина от занимаемой должности, и около 150 народных депутатов отказались подчиниться указу и заперлись в здании парламента. 4 октября после обстрела здания танками начался исход обитателей парламента.
Так почему же Ельцин пошел таким путем? Это можно объяснить тем, что он попал в парламентский капкан: шантаж импичментом становился в борьбе с президентом главным оружием Хасбулатова и всего парламента в целом. Ельцин «не импичмента боялся, а именно простого русского слова «сняли». Или еще как-нибудь похлеще». В этой цитате из книги «Записки президента» видно одно из его качеств, благодаря которому он столь успешно боролся за власть - интуитивное понимание психологии российских людей. Решение о роспуске парламента, как утверждает Ф. Бурлацкий, «было сугубо личным решением, выношенным в глубине сердца, выстраданным в полемике, борьбе, перенесенных оскорблениях со стороны депутатов».
12 декабря 1993 года всенародным голосованием была принята новая Конституция Российской Федерации. За принятие этой Конституции проголосовало 58,4 процента избирателей. Возможно, именно из-за того, что сопротивление противников новой Конституции оказалось по-настоящему кровавым, основной закон получился не без недостатков, но все же заслуга Ельцина в принятии и создании, или, по крайней мере, попытке создания Конституции, которая гарантировала бы основные демократические права и свободы граждан, а также давала бы законодательную базу для продолжения демократических реформ очевидна. Новая Конституция - это продукт борьбы за власть того времени, продукт противоречий сторонников реформ и их противников, а также результат воли президента России.
Поддавшись влиянию своего ближайшего окружения и поверив военному командованию, которое убедило президента в быстрой и малоболезненной победе («Грачев клялся президенту молниеносно провести операцию в Чечне», «сделал президента заложником чеченской авантюры»), Ельцин издает указ о вводе войск в раздираемую внутренними проблемами Чечню, который обернулся огромным количеством тяжелейших последствий. Но в то же время я считаю абсолютно правильным его решения ввести войска в Чечню после нескольких терактов, совершенных чеченскими боевиками. Даже под давлением западных стран Ельцин раз приняв решение не стал его менять. Это положило начало первой чеченской войне, завершившейся лишь в конце 1996 г. Подписанное в ноябре 1996 г. между российским и чеченским руководством соглашение о мире предусматривало вывод федеральных вооруженных сил из Чечни и проведение в республике президентских выборов.
Пожалуй, не стоит упоминать обо всех перипетиях первой войны в Чечне. Упоминания стоят такие страшные и унизительные для всей страны и правящей верхушки, в первую очередь Ельцина, моменты, как захват террористами Кизляра, позже - Буденовска.
В вопросах войны в Чечне, едва ли не впервые в своей политической карьере Б. Ельцин пошел на поводу у своих приближенных, за что и поплатился резким снижением доверия к себе народа.
В августе 1998 года произошло то, чего многие уже давно ждали: рухнула под собственной тяжестью «картонная» (на самом деле не представлявшая собой рыночную) экономика. Произошло это несмотря на заявления Б. Ельцина. Вскоре после этого был объявлен так называемый дефолт. Правительство приняло решение строить истинно рыночную экономику, процесс создания которой длится до сих пор.
Это событие показало, что невозможно жить в «виртуальной» экономике слишком долго, рынок всегда возьмет верх.
Пять лет назад, 23 апреля 2007 года, умер Борис Николаевич Ельцин, первый президент Российской Федерации.
Вот десятка дел Бориса Ельцина на посту президента России, которые больше всего запомнились россиянам:
1. Первые выборы президента России
В августе 1991 года во время попытки государственного переворота .
19 августа, стоя на танке, зачитал "Обращение к гражданам России", в котором назвал действия ГКЧП "реакционным, антиконституционным переворотом" и призвал граждан страны "дать достойный ответ путчистам и требовать вернуть страну к нормальному конституционному развитию".
После провала путча 6 ноября 1991 года подписал указ о прекращении деятельности КПСС .
3. Распад СССР
8 декабря 1991 года Борис Ельцин, Леонид Кравчук и Станислав Шушкевич в правительственной резиденции "Вискули" в Беловежской пуще (Белоруссия) подписали Соглашение, в котором и провозгласили создание Содружества Независимых Государств.
4. Ваучерная приватизация
5. Роспуск Верховного Совета
21 сентября 1993 года в 20.00 в телевизионном обращении к гражданам России озвучил указ №1400 "О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации". В указе, в частности, предписывалось прервать осуществление Съездом народных депутатов и Верховным Советом Российской Федерации законодательной, распорядительной и контрольной функций, не созывать Съезд народных депутатов, а также Российской Федерации.
Подписание документа привело к политическому кризису осени 1993 года, который завершился вооруженным столкновением и штурмом Белого дома армейскими подразделениями 4 октября.
6. Конституционная реформа
Подготовка и принятие Конституции проходили на фоне противостояния двух ветвей власти ‑ исполнительной в лице Бориса Ельцина и законодательной в лице Верховного совета.
7. Чеченские кампании
9. Деноминация и дефолт 1998 года
4 августа 1997 года подписал указ, в соответствии с которым 1 января 1998 года правительство и ЦБ провели деноминацию рубля - техническое зачеркивание трех нулей на купюрах нового образца.
17 августа 1998 года председатель правительства РФ Сергей Кириенко совместно с председателем ЦБ РФ Сергеем Дубининым и министром финансов Михаилом Задорновым России по внешним обязательствам и о девальвации рубля.
По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса . Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население - 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов.
10. Отставка
31 декабря 1999 года Борис Ельцин объявил о своей отставке с поста президента Российской Федерации и своим указом назначил исполняющим обязанности президента РФ Владимира Путина.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Борис Николаевич Ельцин (1931-2007) - российский политический и государственный деятель, председатель Верховного Совета РСФСР, первый президент Российской Федерации, лидер демократического движения в СССР в конце 1980-х, лидер сопротивления во время Августовского путча 1991 г., один из инициаторов документов о ликвидации СССР, создании СНГ и принятии Конституции РФ.
Борис Николаевич известен прежде всего благодаря своей деятельности в 1990-х гг. 20-го в., когда он встал во главе сопротивления во время знаменитого Августовского путча, когда члены ГКЧП пытались свергнуть Горбачева и захватить власть. Ельцин смог взять ситуацию под свой контроль и прекратить путч. В дальнейшем Ельцин принимал активное участие в процессе распада СССР и создания нового государства. Известен как первый президент Российской Федерации, позднее добровольно отказавшийся от своего поста.
Краткая биография Ельцина
Борис Ельцин родился 1 февраля 1931 г. в с. Бутка Свердловской области в обычной крестьянской семье. Он хорошо учился в школе и поступил в Уральский политехнический институт, который успешно окончил в 1955 г. Сразу после окончания учебы работал в различных строительных организациях, в 1963 г. получил должность главного инженера, а затем и начальника Свердловского домостроительного комбината.
Партийная и политическая деятельность Ельцина началась в 1968 г., когда он вступил в партию и занимался различной партийной работой. В 1976 г. Ельцин стал первым секретарем Свердловского обкома, а с 1981 г. - членом ЦК КПСС. Начавшаяся не только не застопорила политическую карьеру Ельцина, но, наоборот, ускорила ее.
В 1985 г. он стал начальником отдела строительства ЦК КПСС и первым секретарем МГК КПСС, а уже в 1986 г. - кандидатом в члены Политбюро. Во время своей деятельности на посту руководителя столичной партии Ельцин прославился как демократ, который довольно жестко отстаивал свои политические идеалы и часто подвергал критике существующий строй.
Так, в 1987 г. на октябрьском Пленуме КПСС Ельцин резко высказался о работе Политбюро и лично Михаила Горбачева . За свою критику Ельцин был снят с поста и уволен из Политбюро, однако от политической деятельности не отказался. До конца 80-х Ельцин находился в опале за резкую критику строя.
Однако именно благодаря своему стремлению к демократии Ельцин и оказался в итоге во главе демократического движения в конце 1980-х гг. В 1989 г. его избрали депутатом Съезда народных депутатов СССР, а позднее он стал членом Верховного Совета СССР. В марте 1990 г. Ельцин стал Председателем Верховного Совета РСФСР.
Распад СССР и политическая деятельность Ельцина
В начале 1990-х Ельцин пытался провести ряд экономических и политических реформ, которые уже давно назревали, чтобы вывести страну из кризиса, однако столкнулся с серьезными препятствиями со стороны руководства СССР. Ухудшились не только отношения между СССР и РСФСР, но и отношения Ельцина и Горбачева.
В 1990 г. Ельцин вышел из партии, а 12 июня был избран президентом Российской Федерации. Последовавший за этим Августовский путч и развал СССР только укрепили позиции Ельцина, который стал во главе нового государства - Российской Федерации.
С 1992 г. Ельцин снова начал проводить политические и экономические реформы, на этот раз беспрепятственно. Однако ряд реформ не принес желаемого результата, в правительстве назрел внутренний конфликт между законодательной и исполнительной властью. Кризис в стране усугублялся, власть не могла договориться, новая Конституция все еще находилась в разработке и вызывала множество споров. В итоге это привело к проведению Совета в 1993 г. по вопросам доверия президенту и Верховному Совету, который закончился трагическими событиями.
В результате Совета Ельцин остался у власти, страна продолжила двигаться по намеченному им курсу, а вот все Советы были ликвидированы. События по разгону Совета были названы . В декабре 1993 г. была принята новая Конституция, РСФСР превратилась в республику президентского типа. Ельцин все еще пользовался доверием, но внутри страны росли сепаратистские настроения.
Чеченская война, наряду с ростом недовольства внутри государства, сильно ударила по рейтингу Ельцина, однако это не остановило его от желания баллотироваться на второй президентский срок в 1996 г. Несмотря на растущий раскол внутри высшей власти и собственной команды, Ельцин все же стал президентом. Во время второго срока правления влияние Ельцина на политическую и экономическую ситуацию в стране ослабело, он сдал свои позиции. В стране случился очередной кризис и дефолт, правление Ельцина уже не показывало той стабильности, что была раньше. Рейтинг президента падал все ниже, а вместе с ним ухудшалось и здоровье Бориса Николаевича.
В 1999 г. Ельцин назначил исполняющим обязанности премьер-министра Владимира Владимировича Путина и в конце года подал в отставку во время новогоднего обращения.
Итоги правления Ельцина
Одним из главных достижений Ельцина в его политической карьере стало отделение РСФСР (России) от Советского Союза и превращение ее в демократическое государство с президентом во главе. На посту президента Ельцин провел ряд реформ, чтобы вывести страну из кризиса, однако они не увенчались успехом. Личность Ельцина и его деятельность сегодня оценивается неоднозначно.
Борис Ельцин был первым Президентом России. Он был сильным лидером, хотя и совершил много тактических промахов на своем посту. Восемь лет этот человек руководил огромной страной и пытался вывести ее из кризиса.
Работа в Москве
В 1968 году Борис Ельцин начал свою партийную карьеру. Выпускник Уральского политеха имени Кирова стал начальником отдела строительства. Успехи на политической службе обеспечили ему быстрый рывок в карьере. В 1984 году Борис Николаевич уже был членом Президиума Верховного Совета СССР. С 1985-1987 гг. занимал должность Первого секретаря Московского городского комитета КПСС.
В 1987 году на пленуме Верховного Совета раскритиковал деятельность действующего лидера Михаила Горбачёва. Был понижен до должности заместителя главы Госстроя. В 1989 году Ельцин становится народным депутатом ВС СССР.
В 1990 году становится председателем Верховного Совета РСФСР.
Президентские выборы 1991 года
17 марта 1991 года прошел референдум в СССР. На повестке дня стояли вопрос о введении должности президента и пункт о сохранении статуса СССР. Целеустремленный и бескомпромиссный Борис Ельцин решил баллотироваться в кандидаты на пост президента. Его конкурентами в этой гонке стали проправительственный кандидат Николай Рыжков и Владимир Жириновский.
12 июня 1991 года прошли первые президентские выборы. Большинством голосов был избран Б. Н. Ельцин. Годы правления первого лидера России первоначально должны были составлять 5 лет. Поскольку страна находилась в глубоком политическом и экономическом кризисе, никто не знал, как долго в реальной жизни продержится новый президент в своем кресле. Вице-президентом был избран А.Руцкой. Его и Ельцина поддержал блок "Демократическая Россия".
10 июля 1991 года Борис Ельцин дал присягу служить верой и правдой своему народу. Президентом СССР оставался Михаил Горбачев. Двоевластие не устраивало амбициозного Ельцина, хотя многие исследователи и политики утверждают, что окончательной целью нового российского лидера был развал Союза. Возможно, это был политический заказ, который он блестяще выполнил.
Августовский путч
Годы правления Б. Ельцина ознаменовались значительными волнениями в верхушке государства. Члены КПСС не хотели смены руководства и понимали, что с приходом нового лидера не за горами распад СССР и их отстранение от власти. Ельцин выступал с жесткой критикой номенклатурных кругов, неоднократно обвинял высших руководителей в коррупции.
Горбачев и президент Ельцин, годы правления которого были нестабильными, обсудили краеугольные моменты своего сотрудничества и решили политическим путем устранить СССР. Для этого было принято решение создать конфедерацию — Союз Суверенных Советских республик. 20 августа этот документ должны были подписать лидеры всех союзных республик.
ГКЧП развернул активную деятельность 18-21 августа 1991 года. Во время пребывания Горбачева в Крыму был создан временный государственный орган ГКЧП, а в стране введено ЧП. Об этом населению сообщили по радио. Противостоять старой партийной верхушке стали Демократические силы во главе с Ельциным и Руцким.
Заговорщики имели некоторую поддержку в армии и КГБ. Они подтянули некоторые отдельные группы войск для ввода их в столицу. Тем временем президент РСФСР Ельцин находился в командировке. Противники распада Союза решили задержать его по прибытии как можно дальше от Белого Дома. Другие путчисты решили ехать к Горбачеву, убеждать его ввести ЧП своим указом и обратиться к народу.
19 августа СМИ объявили об отставке М. Горбачева по состоянию здоровья, и. о. президента был назначен Геннадий Янаев.
Ельцина и его сторонников поддержало оппозиционное радио "Эхо Москвы". Отряд "Альфы" прибыл к даче президента, но указа блокировать его или взять под стражу не поступило, поэтому Борис Николаевич смог мобилизовать всех своих сторонников.
Ельцин прибывает в Белый дом, а в Москве начинаются локальные митинги. Простые демократически настроенные граждане пытаются противостоять ГКЧП. Митингующие строили баррикады на площади и разбирали брусчатку. К площади подогнали танки без боекомплекта и 10 БРМД.
21 числа начались массовые столкновения, трое граждан погибли. Заговорщики были арестованы, а Борис Ельцин, годы правления которого были напряженными с самого начала, распустил КПСС и национализировал имущество партии. План путчистов провалился.
Как следствие, в декабре 1991 года, втайне от М. Горбачева, были подписаны Беловежские соглашения, положившие конец СССР и давшие начало новым независимым республикам.
Кризис 1993 года
В сентябре 1993 года бывшие соратники рассорились. Б. Н. Ельцин, годы правления которого были весьма тяжелыми в начальный период, понимал, что оппозиция в лице вице-президента А. Руцкого и ВС РСФСР всячески тормозит новые экономические реформы. В связи с этим Б. Ельцин издал указ 1400 - о роспуске ВС. Было принято решение о новых выборах в Федеральное Собрание.
Естественно, такая монополизация власти вызвала протест у членов ВС. Как обычно, к столице согнали технику, на улицы вывели людей. Несколько раз пытались объявить импичмент президенту, но Ельцин игнорировал законодательство. Сторонников ВС разогнали, лидеров оппозиции арестовали. В результате столкновений, по разным данным, погибли около 200 человек, более тысячи получили травмы и ранения.
После победы Б. Ельцина и его сторонников в России был переходный период диктаторства президента. Были ликвидированы все органы власти, связывающие Россию с СССР.
Социально-экономические реформы Б. Ельцина
Многие экономисты и политики, оглядываясь на годы правления Ельцина в России, называют его политику хаотичной и бестолковой. Не было в ней единого четкого плана. Первые несколько лет государство вообще находилось в политическом кризисе, который в итоге вылился в путч 1993 года.
Многие задумки президента и его сторонников были перспективными, но, воплощая их по старой монополизированной системе, Ельцин натыкался на множество подводных камней. В итоге реформирование государства привело к затяжному кризису в экономической сфере, потере вкладов населения и полному недоверию власти.
Основные реформы президента Ельцина:
- либерализация цен, свободный рынок;
- земельная реформа - передача земельных угодий в частные руки;
- приватизация;
- реформирование политической власти.
Первая Чеченская война
В 1991 году на территории Чечни была образована независимая Республика Ичкерия. Такое положение дел не устраивало Россию. Президентом новой независимой республики стал Джохар Дудаев. Российский ВС признал выборы недействительными. Победа сепаратистских сил привела к распаду Чечено-Ингушской республики. Ингушетия решила остаться автономной в составе России. Основываясь на этом желании, Борис Ельцин, годы правления которого уже были омыты реками крови, решил ввести войска в период осетино-ингушского конфликта 1992 года. Чечня была фактически независимым, никем не признанным государством. На территории страны фактически шла гражданская война. В 1994 году Ельцин решил ввести войска для наведения порядка в Чеченской Народной республике. В результате вооруженный конфликт с использованием войск России продлился два года.
Второй президентский срок
Второй президентский срок был для Б. Ельцина крайне тяжелым. Во-первых, сказывались постоянные проблемы с сердцем, во-вторых, страна была на пороге кризиса, справиться с которым "больной" президент не имел сил. Ставку вновь избранный президент сделал на "политическую молодежь" в лице Чубайса и Немцова. Их активное воплощение реформаторского курса не привело к ожидаемому повышению ВВП, страна жила за счет многомиллиардных кредитов. В 1998 году Ельцин, годы правления которого не были успешными для государства, начал подыскивать преемника. Им стал никому не известный начальник ФСБ — В. Путин.
Отставка
В 1998 году рухнула "песочная" экономика Б. Ельцина. Дефолт, повышение цен, сокращение рабочих мест, тотальная нестабильность, остановка крупных предприятий. Виртуальная рыночная экономика не выдержала суровых реалий. Выбрав достойного кандидата на свой пост и заручившись обязательством В. Путина о безбедной своей старости, первый Президент России, выступив перед телезрителями, сложил с себя полномочия.
Августовские события 1991 г., ликвидация СССР выдвинули задачу формирование основ новой государственности. Прежде всего стали создаваться президентские структуры. При президенте России были созданы - Совет Безопасности и Президентский Совет, введена должность Государственного секретаря. На местах вводился институт представителей Президента, которые осуществляли властные полномочия в обход местных Советов. Непосредственно президентом формировалось и Правительство России, все назначения проводились по прямому указанию Б.Н. Ельцина, управление осуществлялось на основании указов.
Проведенные изменения пришли в противоречие с положениями Конституции РСФСР 1977 года. Она не предусматривала должности президента и президентских структур власти. В ней отвергалась сама идея разделения властей, говорилось, что вся власть центре и на местах принадлежит Советам народных депутатов. Высшим органом власти был Съезд народных депутатов, а в промежутках между съездами - Верховный Совет РСФСР. Правительство было подотчетно Верховному Совету.
С началом реформ и их высокой ценой, в стране формируется политическая оппозиция политике президента. Центром оппозиции становится Верховный Совет Российской Федерации. Противоречие Советов и президента зашло в тупик. Изменить же Конституцию мог только Съезд народных депутатов или всенародный референдум.
В марте 1993 года Б. Ельцин в обращении к гражданам России объявил о введении в стране президентского правления вплоть до принятия новой Конституции. Однако это заявление вызвало сплочение всех оппозиционных сил. В апреле 1993 года был проведен Всероссийский референдум, на который были вынесены вопросы о доверии Президенту и поддержании его курса. Большинство участников референдума высказались за доверие Президенту. На основании решений референдума Президент приступил к разработке новой Конституции.
21 сентября 1993 года Б.Н. Ельцин объявил о начале «поэтапной конституционной реформы». Указ президента за №1400 объявлял о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета, о ликвидации всей системы Советов снизу доверху, провозглашалось проведение выборов в новый законодательный орган власти - Федеральное собрание.
Верховный Совет данный указ президента признал не соответствующим Конституции и, в свою очередь, принял решение о смещении президента, как нарушившего Конституцию. Президентом был избран А.В. Руцкой. Антиконституционными признал действия Б.Н. Ельцина и Конституционный Суд. Политический кризис привел к вооруженному столкновению (3-4 октября 1993 г.) сторонников Верховного Совета и Президента. Он завершился расстрелом Парламента и его роспуском.
Одержав военную победу президент издал Указ о проведении выборов в новый законодательный орган - Федеральное Собрание, состоящий их двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Согласно указу половина депутатов избиралась по территориальным округам, половина - по спискам политических партий и объединений. Одновременно проводился референдум по новой Конституции.
12 декабря 1993 года состоялись выборы в Федеральное Собрание и референдум по принятию новой Конституции. За новую конституцию проголосовало 58,4% участвовавших в голосовании (около 30% списочного состава).
Вслед за выборами в Федеральное собрание были проведены выборы в местные законодательные собрания и Думы, созданных вместо распущенных советов.
Согласно Конституции Россия являлась Федеративной демократической Республикой с президентской формой правления. Президент являлся гарантом Конституции, главой государства, Верховным главнокомандующим. Он назначал правительство страны, которое имело ответственность только перед Президентом, Президент обладал правом отлагательного вето, издавать Указы, имеющие силу Закона. Президент имел право роспуска Думы, в случае троекратного отклонения ею кандидатуры премьер-министра, предложенной Президентом.
Права Государственной Думы были значительно меньше по сравнению с полномочиями распущенного Верховного Совета и ограничены функцией принятия законов. Депутаты потеряли право контроля над деятельностью административных органов (право депутатского запроса). После принятия Думой закона он должен быть утвержден Советом Федерации - второй палатой Федерального Собрания, состоящей из руководителей местных законодательных органов и глав администрации субъектов Федерации. После этого закон должен быть утвержден Президентом и только после этого считался принятым. Дума наделась рядом исключительных прав: утверждать бюджет государства, объявлять амнистию и импичмент президенту, утверждать кандидата на пост премьера, однако в случае трехкратного отклонения она должна распускаться.
В январе 1994 года новое Федеральное Собрание начало свою работу. Понимая, что в условиях конфронтации невозможна нормальная деятельность, депутаты и президентские структуры вынуждены были пойти на компромисс. В феврале 1994 года Дума объявила амнистию участникам августовских (1991) и октябрьских (1993) событий. Амнистировались все, кто совершил противоправные действия, как с одной, так и с другой стороны. В апреле-июне 1994 года принят меморандум о гражданском мире и общественном согласии, подписанный всеми думскими фракциями, большинством политических партий и движений России. Подписание этих документов способствовало прекращению гражданского противостояния в обществе.
Президенту так и не удалось получить поддержки радикального экономического курса, что и обусловило некоторую его корректировку. Из правительства были удалены сторонники радикальных преобразований Е. Гайдар и Б. Федоров.
Ухудшение экономической ситуации в стране вело к изменению соотношения сил в обществе. Это показали итоги выборов во вторую Государственную Думу, проходившие 17 декабря 1995 года.
Вторая Дума оказалась более оппозиционной правительству и президенту, чем первая.
Сразу же после подведения итогов думских выборов началась борьба за президентский пост. Кандидатами в президенты стали: В. Жириновский (ЛДПР), Г. Зюганов (КПРФ), генерал А. Лебедь, Г. Явлинский, врач-офтальмолог С. Федоров, миллиардер В. Брынцалов, экс-президент СССР М. Горбачев, Б.Н. Ельцин.
В июне 1996 года прошел первый тур президентских выборов. Голоса избирателей разделились следующим образом. Б.Н. Ельцин - 35,28%, Г. Зюганов - 32,04%. Остальные претенденты получили меньше голосов.
Во втором туре выборов 3 июля 1996 года за Б.Н. Ельцина проголосовало 53,8% принявших участие в выборах, за Г. Зюганова 40,3%. Основными лозунгами избирательной компании Б.Н. Ельцина стало «Зюганов - это гражданская война». Имелось в виду, что переход власти к коммунистам будет означать новый передел собственности. А сделать это теперь, когда госсобственность перешла в частные руки, можно лишь силой оружия. Переизбрание Б.Н. Ельцина на новый срок ни привели к стабилизации в стране.
Постоянное противостояние законодательной и президентской властей привело к тому, что важнейшие экономические вопросы не решались. Реальная политическая власть все в большей степени сосредотачивается в руках крупнейших финансовых групп, возникших в ходе приватизации и раздела государственной собственности. Эти группы прибрали к рукам все электронные средства массовой информации. Престиж власти упал до нуля. Во всех ветвях власти расцвели коррупция, финансовые махинации. Обыденным явлением стали террористические акты, заказные убийства банкиров, предпринимателей, политических деятелей, журналистов.
Основная масса населения России была полностью отчуждена от власти. Власть, как исполнительная, так и законодательная была оторвана от народа, воспринималась как нечто чужеродное интересам людей. Важнейшим вопросом 90-х годов стало решение проблемы национально-государственного строительства и национального отношений.
После крушения СССР, внешняя политика России ориентировалась в основном на Запад, сближение с США. Россия проводила политику уступок, шла навстречу стратегическим интересам западных стран. Руководители России не хотели мириться с потерей статуса великой державы и питали иллюзии о возможности равноправных отношений с США. Президент Б.Н. Ельцин официально заявил, что ядерные ракеты России не нацелены больше на объекты на территории США. В подписанный во время визита в США Б.Н. Ельцина в июне 1992 года декларации было заявлено, что «Россия и Соединенные Штаты Америки не рассматривают друг друга в качестве потенциальных противников». В январе 1993 года между Россией и США был заключен новый договор об ограничении стратегических наступательных вооружении (ОСНВ-2), согласно которому к 2003 году должно быть достигнуто сокращение ядерного потенциала обеих стран на 2/3 по сравнению с уровнем, определенным договором ОСНВ-1. Россия согласились в одностороннем порядке снять с боевого дежурства ракеты СС-18, составлявшие основу советского стратегического потенциала. Этот шаг означал по существу отказ от военно-стратегического паритета.
Российская дипломатия в своих решениях послушно следовала в фарватере внешней политики США. Россия поддержала экономические санкции против Ирака, присоединилась к международным экономическим санкциям против Югославии. Во многом такая уступчивость российской дипломатии объяснялась и надеждами на широкомасштабную помощь Запада.
Однако надеждам России не удалось сбыться. США не стремились рассматривать нашу страну как равноправного партнера. США остались единственной сверхдержавой и стремились максимально использовать свое положение. В 1994 году ряд бывших социалистических стран, а так же страны Балтии (Литва, Латвия, Эстония), заявили о своем намерении вступить в НАТО. Россия уже не имела реальных рычагов влияния на развитие событий. Ей было заявлено, что Североатлантический пакт не направлен против каких-либо стран, а является гарантией общей безопасности в Европе. В качестве компромисса была предложена программа «Партнерство во имя мира», которая устанавливала формы военного сотрудничества стран бывшего Варшавского Договора и НАТО. Россия присоединилась к этой программе. Однако расширение НАТО на восток эта программа ни коим образом не отменяла. В июне 1997 года на сессии Совета НАТО в Мадриде было принято решение о приеме в НАТО Польши, Венгрии, Чехословакии.
В январе 1996 года вместо Б. Козырева министром иностранных дел России стал Е. Примаков. Под давлением России Совет Безопасности ООН отменил экономические санкции против Югославии. Россия осудила американскую бомбардировку Ирака в сентябре 1996 года. Российская дипломатия пыталась восстановить свои позиции в урегулировании арабо-израильского конфликта на Ближнем Востоке. В феврале 1996 года Россия была принята в Совет Европы.
Более успешно развивались экономические связи России с западными странами. На первых этапах существования независимой России они осуществлялось в виде предоставления России кредитов, гуманитарной помощи продуктами, медикаментами и т.д. Из всех международных экономических организаций Россию включил в свой состав лишь международный валютный фонд (МВФ). По мере укрепления позиций нового руководства страны акценты все более перемещались на налаживание долговременного экономического сотрудничества, широкомасштабное привлечение иностранных инвестиций. При правительстве России был создан Консультативный Совет по иностранным инвестициям для содействия притоку капиталов.
В июне 1994 года на о. Карфу (Греция) было подписано соглашение России с Европейским сообществом, согласно которому Россия признавалась страной с переходной экономикой. Соглашение открывало возможности для равноправного экономического сотрудничества с западной Европой. В этом же году было принято решение о расширении «семерки» ведущих европейских стран за счет России. При этом оговаривалось, что Россия будет принимать участие лишь в выработке политических решений, а не экономических. Таким образом постепенно налаживаются взаимовыгодные партнерские отношения с «дальним зарубежьем». Однако в силу объективно сложившихся причин за Россией все более и более закреплялась роль поставщика топливно-сырьевых ресурсов. Утрачивались даже те, сравнительно небольшие позиции на мировых рынках высокотехнологической продукции, которые имел Советский Союз. Основная внешнеэкономическая задача правительства - добиться подъема российской промышленности за счет привлечения высокоэффективных западных технологий и финансирования ее за счет западных инвестиций была далека от разрешения.
Наряду с укреплением отношений с Западом, российская дипломатия вела диалог и со странами Востока. Основные надежды возлагались на улучшение отношений с Японией. Нормализацию отношений с Россией, подписание мирного договора японское правительство тесно увязало с вопросом о возвращении Японии Южно-Курильских островов, которые отошли к СССР в результате второй мировой войны. Еще М.С. Горбачев признал существование территориального вопроса между СССР и Японией. Впоследствии Б.Н. Ельцин и министр иностранных дел А. Козырев, стремясь оживить динамику политических и экономических связей, сделали ряд двусмысленных заявлений о необходимости решения территориального спора. Однако это заявление вызвало крайне негативную реакцию в российском обществе. Президент вынужден был подтвердить незыблемость российских границ. Только с 1996 года наметился некоторый прогресс во взаимоотношениях. Е. Примаков внес ряд предложений о совместной экономической деятельности на Южных Курилах. Эти предложения нашли понимание в Японии.
К 2000 г. завершилась демаркация границ с Китаем. Все пограничные споры были сняты, Китай превратился в одного из крупнейших торговых партнеров России. Важнейшим направлением внешней политики России стал Средне-Азиатский регион
Вывод советских войск из Афганистана не привел к прекращению там боевых действий. Конфликт перерос в межнациональные столкновения. Столкновения различных национальных группировок перекинулись на территорию бывшего СССР, охватили Таджикистан и создал непосредственную угрозу южным республикам России.
В то же время ослабли контакты с традиционными партнерами СССР - КНДР, Монголией, Вьетнамом. Разорваны были все отношения с Ираком. «Восточное» направление российской внешней политики оставалось второстепенным. Лишь, начиная с 1997 года, в связи с расширением НАТО на войне, Россия несколько активизировала отношения с Индией и Китаем.
В целом к концу 90-х годов внешняя политика России приобрела более четкие очертания, учитывающие национальные интересы и приоритеты страны.
18 декабря 1999 г. прошли выборы в третью Государственную Думу. Ее председателем, как и во Второй Думе, стал Г. Селезнев. В отличии от своей предшественницы в ней не было четко выраженного левого или правого большинства.
Вслед за выборами в Думу 31 декабря 1999 г. Б.Н. Ельцин выступил с заявлением о передаче полномочий Президента действующему Премьеру В. Путину. Согласно Конституции 26 марта 2000 г. были проведены досрочные президентские выборы. На высший пост страны выдвинули свои кандидатуры 11 человек. В их числе В. Путин, Г. Зюганов, Г. Явлинский, А. Тулеев, Э. Панфилова и др. Общая тональность выступлений претендентов сводилась к повышению роли государства в решении экономических, политических и социальных проблем при верховенстве закона. Президентом России был выбран В. Путин, премьер-министром стал М. Касьянов.