Детские конкурсы на день космонавтики. Игры и конкурсы на день космонавтики
Конкурс эрудитов, посвященный Дню космонавтики «Шаг во вселенную»
Цели: популяризация знаний по астрономии и достижений в области космонавтики; расширение кругозора; развитие познавательной активности, коммуникативных способностей учащихся, чувства солидарности, здорового соперничества; совершенствование навыков групповой работы.
Эпиграф : Две вещи поражают нас больше всего -
звезды над головой и совесть внутри нас...
Древняя мудрость
Ход мероприятия
I. Вступительная часть.
Ведущий . Все люди живут под одним и тем же небом. Его красота пробуждает в нас высокие и светлые чувства, дарит радость творческого вдохновения. Его тайны призывают человеческий разум к размышлению, к исследованию физического мира. Понять природу наблюдаемых тел и явлений во Вселенной, дать объяснение их свойствам, узнать, как они возникают и развиваются, люди хотели всегда.
Они строили картину мира в соответствии с теми данными, которыми располагали. С течением времени картина менялась, потому что появлялись новые факты и новые мысли о сущности наблюдаемых явлений, а главное - появлялась возможность проверить правильность тех или иных идей путем наблюдения и измерения, используя достижения смежных с астрономией наук, прежде всего физики. Не всегда изменение взглядов на мир носило характер простого уточнения - иногда это была настоящая революционная ломка старых представлений, как, скажем, утверждение гелиоцентрической системы Н. Коперника или теория относительности А. Эйнштейна. Но и в эти переломные моменты астрономы сохранили глубокое уважение к трудам своих предшественников, рассматривая их вклад как серьезный и важный этап в общем движении к истине.
Благодаря растущему научно-техническому потенциалу цивилизации астрономические исследования быстро продвигались вперед. XX век для астрономии означает нечто большее, чем просто очередные сто лет. Именно в XX столетии узнали физическую природу звезд и разгадали тайну их рождения, изучили мир галактик и почти полностью восстановили историю Вселенной, посетили соседние планеты и обнаружили иные планетные системы. Умея в начале века измерять расстояния лишь до ближайших звезд, в конце столетия астрономы «дотянулись» почти до границ Вселенной. Обнаружили расширение Вселенной, космическое радиоизлучение, для которого прозрачна атмосфера Земли, узнали примерный возраст Солнца и других звезд, убедились в существовании протозвезд, черных дыр, обнаружили планеты у других звезд, узнали о странных свойствах пульсаров, активных ядер галактик и многое другое.
Это не означает, что будущим поколениям осталось только уточнить детали. Астрономии XXI века предстоит освоить новые «окна» во Вселенную. Например, узнать, существуют ли у ближайших звезд планеты земного типа и есть ли на них жизнь, какие процессы способствуют началу формирования звезд, как образуются и распространяются по Галактике биологически важные элементы, такие как углерод, кислород, являются ли черные дыры источником энергии активных галактик и квазаров, где и когда сформировались галактики, будет ли Вселенная расширяться вечно и многое другое.
12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Об этом великом событии XX века написано много книг, ему посвящены документальные и художественные фильмы. Думаю, вы без особого труда ответите на вопросы сегодняшней викторины о нашей Галактике, звездном небе, космических явлениях и исследователях космоса.
II. Конкурс.
В конкурсе участвуют команды подготовленных учеников.
Задание 1. Вопросы из конверта.
Ведущий наугад вытягивает карточку с вопросом из конверта. Если команда отвечает неправильно, то право ответа переходит соперникам.
Вопросы:
1. Назовите русского ученого, основоположника космонавтики. (К. Э. Циолковский.)
Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) —учитель из Калуги, хорошо знавший физику, математику, химию, астрономию, механику. Он является автором проектов дирижаблей, работ в области аэродинамики и ракетной техники, одним из основоположников теории межпланетных сообщений с помощью ракет, разработчиком принципа ракетного движения. Многие из современников считали его безумцем. Ученый смог наметить путь, по которому человечество вышло в космос.
2. Изобретатель первых советских космических кораблей? (С. П. Королев.)
Сергей Павлович Королев (1906-1966) - российский ученый и конструктор. Под его руководством были созданы баллистические и геофизические ракеты, первые искусственные спутники Земли, первые космические корабли, на которых впервые в истории совершены космический полет человека и выход человека в космос.
4. Первый человек, покоривший звездное небо? (Юрий Алексеевич Гагарин.)
5. Сколько длился космический полет Ю. А. Гагарина? (108мин = 1 ч 48мин.)
6. Как назывался космический корабль, на котором IO. А. Гагарин совершил полет в космос? («Восток».)
7. Первая в мире женщина-космонавт? (Валентина Владимировна Терешкова.)
8. Кто первым вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов.)
9. Кто стал первым человеком, ступившим на поверхность Луны? (Нил Армстронг.)
20 июля 1969 года американские астронавты Нил Армстронг, Эдвин Олдрин и Майкл Коллинз на трехместном космическом корабле «Аполлон-11» осуществили посадку на Лупу. А на следующий день Армстронг и Олдрин вышли из корабля на поверхность Луны, первым из них был Армстронг. Всего на Луну высаживались 12 астронавтов.
10. Как называются русский и американские космические корабли многоразового использования? («Буран», «Шаттл».)
«СПЕЙС ШАТТЛ» (англ. Space Shuttle — космический челнок) — многоразовый пилотируемый транспортный космический корабль (США). Первый полет с астронавтами - апрель 1981 года. К 1992 году построены 5 орбитальных ступеней — «Колумбия», «Чел- ленджер», «Дискавери», «Атлантис», «Эндевер».
«БУРАН» - воздушно-космический корабль многоразового использования (Россия). Выполнен по самолетной схеме типа «бес- хвостка» с низкорасположенным крылом двойной стреловидности. Старт корабля с помощью ракеты-носителя «Энергия», спуск и посадка по «самолетному» режиму. Первый беспилотный полет с посадкой в автоматическом режиме 15 ноября 1988 года.
11. Как называется американский ракетоноситель, который 28 января 1986 года потерпел катастрофу - взорвался на 74 секунде с момента старта? («Челленджер».)
12. В каком году был произведен запуск первого искусственного спутника Земли? (4 октября 1957 г.)
13. Самоходный аппарат, совершивший путешествие по поверхности Луны? (Луноход.)
Луноход — автоматическое или управляемое устройство для работы и передвижения по поверхности Луны. Первый автоматический лунный самоходный аппарат, управляемый с Земли, — советский «Луноход-1» (1970), а первый управляемый лунный самоходный аппарат - американский луноход «Ровер» (1971).
14. Как назывались автоматические межпланетные станции, которые в 1984-1985 годах исследовали Венеру и комету Галлея? («Вега».)
Задание 2. «Запиши ответ».
Ведущий задает вопросы, ответы на которые команды записывают на листках.
Вопросы:
1. Сколько больших планет в Солнечной системе? Перечислите их. (Девять: Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.)
2. Какая из планет Солнечной системы наиболее близка к Солнцу? (Меркурий.)
5. Планета, окруженная яркими кольцами? (Сатурн.)
7. На какой планете с одной стороны так жарко, что плавится свинец, а с другой - почти 200 °С холода? (Меркурий.)
8. Из мифологии какого народа взяты названия планет? (Из римской мифологии.)
9. Естественный спутник Земли? (Луна.)
10. Какое воздействие оказывает Луна на Землю? (Морские приливы и отливы.)
11. Сколько воды в лунных морях? (Нет воды.)
12. Почему Луна все время обращается по своей орбите вокруг Земли, не падая на нее и не улетая от нее? (Взаимное притяжение тел, или тяготение.)
13. Какой ученый открыл закон всемирного тяготения? (Исаак Ньютон.)
Исаак Ньютон (Newton) (1643-1727) - английский математик, механик, астроном и физик, создатель классической механики. Построил зеркальный телескоп. Сформулировал основные законы классической механики. Открыл закон всемирного тяготения, дал теорию движения небесных тел, создав основы небесной механики. Пространство и время считал абсолютными. Работы Ньютона намного опередили общий научный уровень его времени, были малопонятны современникам.
14. Кто обнаружил существование атмосферы у Венеры? (Михаил Васипьевич Ломоносов.)
15. Какой польский ученый доказал, что не Земля находится в центре Солнечной системы, а Солнце? (Николай Коперник.)
Николай Коперник (Kopernik, Copernicus) (1473-1543) - польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли.
Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. Свое учение изложил в сочинении «Об обращениях небесных сфер» (1543), запрещенном католической церковью с 1616 по 1828 гг.
16. Как называется помещение, откуда астрономы ведут наблюдение за звездным небом? (Обсерватория.)
17. Основной инструмент астронома? (Телескоп.)
18. Итальянский ученый, который построил первый телескоп высокого качества? (Галилео Галилей.)
Галилео Галилей (Galilei) (1564—1642) построил телескоп с 32-кратным увеличением и с его помощью открыл горы на Луне, четыре спутника Юпитера, фазы у Венеры, пятна на Солнце. Активно защищал гелиоцентрическую систему мира, за что был подвергнут суду инквизиции (1633), вынудившей его отречься от учения Н. Коперника. До конца жизни Галилей считался «узником инквизиции» и принужден был жить в ссылке. Лишь в 1992 г. папа Иоанн Павел II объявил решение суда инквизиции ошибочным и реабилитировал Галилея.
19. Какого великого итальянского ученого, философа и поэта инквизиция сожгла на костре? (Джордано Бруно.)
Джордано Бруно (1548-1600) не был астрономом, а был философом. Он поразил всех смелой для своего времени новой картиной мироздания. Он решительно высказывался в защиту учения Коперника, что салю по себе было дерзостью, но не остановился на этом. Бруно выдвинул головокружительную идею: Вселенная бесконечна, у нее нет, и не может быть единого центра, Коперник же, как и все астрономы до него, думал, что Космос замкнут «сферой неподвижных звезд», звезды — это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом разное расстояние. Кроме видимых небесных светил есть еще много космических объектов, неизвестных нам. Вокруг других звезд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей. Жизнь есть не только на Земле, она распространена во Вселенной, формы ее бесконечно многообразны и т. д. Тогда эти идеи казались фантастическими, ослепляющими, безумно смелыми. Они рушили всю картину мира,
известную современникам. В тюрьме инквизиции Бруно провел долгие годы. От него требовали отречения от «еретического» учения. Смертный приговор был вынесен в 1600 году. Бруно, по обычаю инквизиции, был заживо сожжен на костре в Риме, на Площади Цветов. «Сжечь — не значит опровергнуть» — были последними словами осужденного.
20. Как называется метеорит, упавший в сибирскую тайгу в 1908 г? (Тунгусский метеорит.)
21. Космодром в Казахстане? (Байконур.)
22. Космодром в США? (Мыс Канаверал.)
Канаверал - мыс на востоке полуострова Флорида (США). Там находится Восточный испытательный полигон с Космическим центром имени Джона Кеннеди, на котором проводятся отработка и испытания ракетной техники и запуски космических кораблей.
23. Кому принадлежат слова: «Открылась бездна звезд полна, звездам числа нет, бездне - дна...»? (М. В. Ломоносову.)
24. Звезд на небе невооруженным глазом видно так много, что кажется - их не сосчитать. Однако это сделать можно. Сколько на небе звезд, которые видны невооруженным глазом? (Всего около 6000.)
25. Сколько звезд можно увидеть невооруженным глазом на небе, не сходя с одного места? (Около 3000, так как, находясь на открытой местности, видно ровно половину звездного неба.)
26. Чем вызвано мерцание звезд? (Движением воздуха в атмосфере.)
27. Как называется совокупность нескольких ярких звезд, образующих своеобразный узор? (Созвездие.)
28. Сколько на небе созвездий? (88.)
29. С помощью какой звезды находят стороны света? (С помощью Полярной звезды.)
Действительно, главным звездным компасом всегда служила Полярная звезда. Если встать к ней лицом, то легко определить стороны горизонта: впереди будет север, позади - юг, справа - восток, слева — запад. Этот простой способ еще в древности позволял отправившимся в дальний путь правильно выбирать направление на суше и на море.
30. В каком созвездии находится Полярная звезда? (В созвездии Малой Медведицы.)
31. Сколько ярких звезд в созвездии Большой Медведицы? (Семь.)
Ведущий . Почти с каждым созвездием связана какая- нибудь древняя легенда или миф. Одна из древнегреческих легенд рассказывает, как всемогущий бог Зевс взял себе в жены прекраснейшую нимфу Каллисто. Чтобы избавить Каллисто от преследований ревнивой Геры, Зевс обратил Каллисто в медведицу и взял к себе на небо. Отсюда - на небе Большая Медведица.
О созвездиях Кассиопея, Цефей, Андромеда, Пегас и Персей сложилась другая легенда. Когда-то в незапамятные времена, у мифического царя эфиопов Цефея была красавица жена царица Кассиопея. Однажды Кассиопея имела неосторожность похвастать красотой своей дочери в присутствии нереид - мифических жительниц моря. Завистливые нереиды пожаловались богу моря Посейдону, и он напустил на берега Эфиопии страшное чудовище, пожиравшее людей. Цефей, по совету оракула, вынужден был отдать на съедение чудовищу свою любимую дочь Андромеду. Он приковал ее к прибрежной скале, и каждую минуту Андромеда ожидала гибели. Но Андромеду спас герой Персей, прилетевший на крылатом коне Пегасе. Главных участников этого мифа фантазия древних греков поместила на небо. Так появились созвездия: Цефей, Кассиопея, Андромеда, Пегас, Персей.
Задание 3. Домашнее задание «Легенды и мифы звездного неба».
Оценивается оригинальность, содержательность выступления, оформление и т. п.
Задание 4. «Выдающихся людей надо знать в лицо».
Перед вами портреты людей, чьи имена навсегда останутся в памяти человечества. Среди них и наши соотечественники. Вам необходимо назвать их имена.
Ответ: 1. Н. Коперник. 2. Г. Галилей. 3. И. Ньютон. 4. М. В. Ломоносов. 5. К. Э. Циолковский. 6. С. П. Королев. 7. Ю. А. Гагарин. 8. Н. Армстронг. 9. В. В. Терешкова.
Задание 5. «Кто быстрее».
Ведущий задает вопросы, отвечает та команда, представители которой первыми поднимут руку.
1. Как называется самая яркая звезда на небе? (Сириус.)
2. Думаю, вы знакомы со словосочетанием «знаки зодиака», а что же означает в переводе с греческого «зодиак»? («Пояс зверей».)
3. Сколько существует зодиакальных созвездий? Перечислите их. (Двенадцать: Козерог, Водолей, Рыбы, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец.)
В странах Востока, и особенно Азии, с давних времен широкое распространение получил календарь 12-летнего цикла. Этот календарь зародился у кочевых народов Центральной Азии. В основу календаря животного цикла положен период обращения Юпитера вокруг Солнца. Этот период равен примерно 12 годам.
4. Перечислите животных, входящих в календарь животного цикла народов Азии. (Мышь (Крыса), Корова (Бык, Вол), Тигр, Заяц (Кролик), Дракон (Крокодил), Змея, Лошадь, Овца (Баран), Обезьяна, Курица (Петух), Собака, Свинья (Кабан).)
9. Какие два космических явления вызывали у людей в древности огромный страх? (Затмение солнца и появление кометы.)
10. Чем вызваны солнечные затмения? Почему они происходят? (Во время солнечного затмения между Землей и Солнцем проходит Луна и скрывает его от нас.)
11. Из каких веществ состоит комета? (Лед, газ, пыль.)
12. Какой вид имеет траектория движения кометы? (Орбиты комет - вытянутые эллипсы, близкие к параболам.)
Кометы (от греч. kometes, букв. — длинноволосый) — тела Солнечной системы, движутся по сильно вытянутым орбитам, па значительных расстояниях от Солнца выглядят как слабо светящиеся пятнышки овальной формы, а с приближением к Солнцу у них появляются «голова» и «хвост». Центральная часть головы называется ядром, которое представляет собой ледянистое тело - конгломерат замерзших газов и частиц пыли. Хвост кометы состоит из улетучивающихся из ядра под действием солнечных лучей молекул (ионов) газов и частиц пыли, длина хвоста может достигать десятков млн км. Наиболее известные периодические кометы — Галлея (период около 76 лет), Энке (период около 3,3 года).
13. Над каким проектом (программой) работали исследователи космического пространства в конце XX века, но за недостатком средств его временно «заморозили»? (Полет на Марс в начале XXI века.)
Задание 6. «Найди соответствие».
В 1919 году, приняв за основу Международную систему часовых поясов (поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса) и существовавшие тогда административные границы, на карту РСФСР были нанесены часовые пояса от II по XII включительно. Затем в 1980 году Совет Министров СССР принял постановление «О порядке исчисления времени на территории СССР». Сохранив Международную систему деления на часовые пояса и по возможности существующие границы межчасовых поясов, постановление внесло ряд существенных изменений и утвердило заново составленный перечень республик, краев, областей, автономных округов и районов СССР, отнесенных к соответствующим часовым поясам. Такое деление, несмотря на распад СССР, сохранилось до сих пор.
А. Найдите соответствие между территориями и часовыми поясами.
Территория |
Часовой пояс |
||||
Норвегия, Швеция, Польша, Италия, Австрия, Дания и др. |
|||||
Амурская, Читинская области, Филиппины и др. |
|||||
Чукотский автономный округ (Анадырский, Беринговый, Шмидтовский районы и др.) |
|||||
Великобритания, Ирландия, Франция, Бельгия, Испания, Португалия и др. |
|||||
Омская, Тюменская области, Киргизстан, Таджикистан и др. |
|||||
Якутия (Верхоянский, Усть-Майский и др. районы), Приморский, Хабаровский края, Япония, полуостров Корея и др. |
|||||
Калининградская, Московская, Курская, Мурманская области, Карелия, Белоруссия, Латвия, Украина и др. |
|||||
Бурятия, Эвенкийский автономный округ, Иркутская область, Вьетнам, Таиланд и др. |
|||||
Тува, Алтайский край, Кемеровская, Новосибирская, Томская области, Бирма, Бангладеш и др. |
|||||
Камчатская область, Чукотский автономный округ (Билибинский, Чаунский районы) |
|||||
Краснодарский, Ставропольский края, Астраханская, Пензенская, Воронежская области, Дагестан, Татария, Чувашия, Азербайджан, Грузия, Ирак, Израиль и др. |
|||||
Сахалинская область. Курильские острова, Якутия (Верхнеколымский, Оймяконский и др. районы)и др. |
|||||
Курганская, Пермская, Оренбургская области, Туркменистан, Афганистан, Оман и др. |
|||||
Ответ: 1-1.2- VIII. 3 - XII. 4 - 0. 5 - V. 6 - IX. 7 - II. 8 - VII. 9-VI. 10-XI. 11 -III. 12-Х. 13-IV.
Солнце ежегодно перемещается по эклиптике (эклиптика - путь видимого годичного перемещения Солнца на фоне звезд), пересекая 13 созвездий. Но, исходя из практических нужд, астрономы сочли целесообразным разделить путь Солнца не на 13, а на 12 частей, объединив созвездия Скорпион и Змееносец в единое целое под общим названием Скорпион. Таким образом, таблица зодиакальных созвездий содержит 12 знаков.
Б. Найдите соответствие между созвездиями и символами, которыми они обозначаются.
Ответ: 1-10. 2-6. 3-11.4-1.5 - 12. 6- 5. 7-9. 8 - 2. 9-7. 10-8. 11 -3. 12-4.
Задание 7. Аукцион космических терминов.
Назовите термин и поясните, что он обозначает.
Задание 8. Астрономический кроссворд.
Задание 9. Аукцион эпитетов к слову «небо».
Эпитет - это яркое определение, создающее живое представление о предмете.
III. Подведение итогов.
Жюри оценивает выполнение каждого задания.
После итоговых результатов конкурса эрудитов определяется команда-победитель.
Вручаются призы (по возможности).
Вед:
Добрый день, уважаемые гости, мы рады приветствовать вас на нашем празднике, который носит название «Космическое путешествие на неизведанную планету «ВЛИПСА»
Сегодня мы с вами совершим путешествие в космические миры. И так встречайте «Экипаж нашего звёздного космолёта».
Под торжественный марш в зал входят дети. Они исполняют небольшую танцевальную композицию и встают полукругом.
Вед:
Много лет тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин.
С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.
1 ребенок:
Сегодняшний праздник считают своим
И физики, и математики.
А также все люди встретить спешат
Великий день Космонавтики.
2 ребенок:
Давным — давно считали люди,
Что плоская у нас Земля,
Ну, а над ней висят все время
Все звезды, Солнце и Луна.
3 ребенок:
И даже люди полагали,
Что Землю на своих плечах
Несут Атланты — великаны
Или Земля — на трех китах.
4 ребенок:
А ученый Галлилей,
Первым доказал тогда,
Что наша вертится Земля.
5 ребенок:
Время быстро пролетало,
И наука шла вперед.
И поднялся вскоре в небо
Самый первый самолет.
6 ребенок:
Покорить простор вселенной
Очень человек хотел
И тогда в далекий космос
Первый спутник полетел.
7 ребенок:
А потом поднялся в космос
И прославился навек
Вслед за спутником в ракете,
Самый первый человек!
8 ребенок:
Всем в мире хорошо знаком
Отважный русский парень
Он первым в космос полетел
Его зовут Гагарин!
9 ребенок:
Наука движется вперед
Освоив скорость света,
И мы сегодня полетим
К чужим другим планетам.
10 ребенок:
Весь мир нарисован зеленым и синим
И Солнце протянет нам золота нить,
Планеты в Вселенной — как тысячи линий,
Которые сможем мы соединить.
Исполняется песня по выбору музыкального руководителя
Вед:
Внимание! Внимание! Говорит центр управления полетом! Работают все микрофоны космодрома. Сегодня в межпланетное путешествие отправляется наш космический экипаж.
Дети хором:
Если в космос мы хотим,
Значит скоро полетим!
Самым дружным будет наш,
Развеселый экипаж.
Вед:
Знаете ли вы ребята, для того, чтобы стать настоящим космонавтом, нужно быть здоровым, выносливым, смелым, ловким, сообразительным и уметь принимать решения, ведь в космосе могут возникнуть разные ситуации и нужно рассчитывать только на себя.
Дети:
— Конечно, знаем!
Вед:
Нам предстоит много испытаний. За победу в испытаниях вы получите жетоны космонавтов. Свои жетоны вы можете обменять в космическом магазине на космический сувенир, но только после того, как закончите проходить все испытания. Все ребята, прошедшие испытания, получат медали и звание заслуженных космонавтов.
Реб.
Чтобы космонавтом стать,
Надо потрудиться:
День с зарядки начинать,
Нисколько не лениться.
Реб.
На корабль могут взять
Только сильных, ловких.
И поэтому нельзя
Здесь без тренировки.
Реб.
Очень много предстоит
Испытаний разных.
Тот, кто в космос полетит,
Их пройти обязан.
Вед.
Вы готовы пройти испытания? Вперёд!
Ведущая под муз. сопровождение проводит разминку:
Не зевай по сторонам!
Ты сегодня космонавт!
Начинаем тренировку,
Чтобы сильным стать и ловким.
Встанем прямо, плечи шире
Руки вверх, держись прямей.
Будем мы тренироваться
Будем крепче и сильней.
Мы идём на космодром,
Дружно в ногу мы идём.
Мы походим на носках,
Мы идём на пятках.
Вот проверили осанку
И свели лопатки (ходьба на носках, на пятках).
Побежим ребята дружно —
Разминаться всем нам нужно.
После разминки выполняется дыхательная гимнастика
Реб.
В космосе так здорово!
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
Реб.
В космосе так здорово!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
Вед.
А сейчас проверка на ловкость и быстроту. Вам нужно по команде занять места в ракетах, будьте внимательны.
Игра Космонавты
(На ковре в зале лежат обручи – ракеты, с написанными цифрами -двух, трех, четырех местные. Дети по команде должны встать в обручи по два, три и т.д.)
Дети идут по кругу и говорят слова:
Ждут нас быстрые ракеты для полета по планетам.
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет, опоздавшим места нет!
По окончании слов занимают свои места в обручах.
Вед.
Ну что ж, молодцы у нас ребята: сильные, умелые, дружные, весёлые, быстрые и смелые.
Отборочный тур все прошли успешно. Поздравляю вас с зачислением в отряд космонавтов!
Пора нам отправляться на неизведанную планету «Влипса». Объявляю предстартовую готовность. Все готовы к полету?
Дети.
Готовы!
Вед.
До отлета осталось 10 секунд. Отсчет времени мы будем производить все вместе.
Проводится пальчиковая гимнастика.
Наш корабль-космоход
Отправляется в полёт.
На старт, внимание,
Проверим зажигание:
Считаем:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1,
Пуск! Полетели! (Звучит космическая музыка)
Вед.
У космических путешественников есть примета, как начнешь путешествие, так оно и пройдет. Очень дружно мы живем, скучных в космос не берем! А чтобы путешествие прошло интересно, предлагаю спеть песню.
Исполняется песня по выбору музыкального руководителя
Вед.
Вот мы и в космосе. Надо произвести стыковку в невесомости.
Игра Стыковка в невесомости
(Звучит музыка, дети с закрытыми глазами должны покружиться и открыв глаза, пойти на соединение друг с другом, т. е. взяться за руки по 2 человека).
Вед.
Мы продолжаем свой космический полет. Я слышу позывные с планеты «Влипса». Влипсяне приглашают нас в гости. (Звучит музыка). Посмотрите, справа от нашего корабля планета «Влипса» и нас уже встречают. Приземляемся! (Входят два Влипсянина, необычно одетые, с антеннами) .
1 Влипсянин
(говорят по слогам)
Здравствуйте космические путешественники.
2 Влипсянин
Здравствуйте земляне. (говорят по слогам)
1 Влипсянин
Мы рады вас приветствовать, на нашей планете и желаем познакомиться с вами поближе. Но сначала мы должны убедиться в том, что вы достойны называться космонавтами и оставаться на нашей планете.
Перед тем, как ответить на наши вопросы, вам нужно надеть «шапку размышлений».
Дети имитируют движения, как будто надевают шапку на голову, и начинают массировать ушки, заворачивать и разворачивать мочки.
Влипсянин загадывает космические загадки
Чистый небосвод прекрасен,
Про него есть много басен.
Вам соврать мне не дадут,
Будто звери там живут.
Есть в России хищный зверь,
Глянь – на небе он теперь!
Ясной ночью светится –
Большая … (Медведица).
А медведица – с ребенком,
Добрым, славным медвежонком.
Рядом с мамой светится
Малая … (Медведица).
Планета с багровым отливом.
В раскрасе военном, хвастливом.
Словно розовый атлас,
Светится планета … (Марс).
Чтобы глаз вооружить
И со звездами дружить,
Млечный путь увидеть чтоб,
Нужен мощный… (телескоп).
До луны не может птица
Долететь и прилуниться,
Но зато умеет это
Делать быстрая… (ракета).
У ракеты есть водитель,
Невесомости любитель.
По-английски астронавт,
А по-русски… (космонавт).
1 Влипсянин
Вы знаете много, это удивительно и мы разрешаем остаться вам на нашей планете.
2 Влипсянин
На нашей планете нет силы притяжения, как на Земле, поэтому мы носим специальную обувь– космические легкоступы. (мягкий модуль с резинками наверху) Сейчас мы вам покажем как на них надо передвигаться.
Проводится Эстафета: «Кто быстрее добежит? »
(надеть легкоступы и добежать до ориентира и обратно)
1 Влипсянин
А теперь мы хотим вам показать, что, значит, находиться в невесомости. Как надо трудиться в невесомости.
Проводится Эстафета: «Переноска предметов в невесомости»
(2 ребенка держат две палки, на которых лежит мяч. Надо донести до финиша и обратно, передать палки с мячами двум другим участникам.)
В аудиозаписи звучат сигналы SOS – азбукой МОРЗЕ.
Слышится галактический голос:
Внимание, внимание! С планеты Вдупс поступило сообщение о помощи. Около планеты Влипса у Вдупсиков поломались летательные аппараты. Нужно срочно помочь им починить ракеты, иначе запас кислорода на их кораблях закончится. Все на помощь! Все на помощь!
2 Влипсянин
Ребята, нужно помочь нашим космическим друзьям.
Но чтобы выйти в открытый космос вам нужно надеть настоящий космический костюм-скафандр
Он защищает тело человека, позволяет дышать.
-Сейчас вы наденете скафандры -комбинезоны. Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (повороты и наклоны корпуса).
— На голове у космонавтов шлем (наклоны и повороты головы).
— Руки защищены перчатками (вращение кистями рук, сжатие и разжатие кистей).
— Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте, прыжки).
— На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
А теперь, все на помощь!
Проводится Эстафета: «Ремонт в невесомости»
Первый участник бежит до ориентира, кладет мягкий модуль, возвращается обратно. Каждый следующий бегущий докладывает модуль, в результате получается ракета. (принцип собирания пирамиды)
1 Влипсянин
Жители планеты Вдупса попросили вас взять пробы грунта с одной из неизведанных частей их планеты. Только в той части планеты Вдупса жители не могут нормально передвигаться, так как все предметы переворачивает вверх тормашками.
Вам придётся воспользоваться специальными приспособлениями для передвижения в данной местности – это космические прыгунки.
Проводится Эстафета: «Доскачи на мячах»
(участники конкурса передвигаются прыжками, сидя на мячах, до чёрных картонных кругов, внутри которых лежат кубики и мячики, обёрнутые фольгой. Взяв один предмет, прыжками возвращаются к команде и кладут кубик в корзинку)
Вед:
Все собранные нами пробы грунта с планеты Вдупса, мы отправим в специальном контейнере на Землю. Там его изучат наши учёные, а полученные результаты будут доставлены жителям Вдупсы с помощью спутника-курьера.
В аудиозаписи звучат сигналы– азбука МОРЗЕ.
Слышится галактический голос:
Спасибо, вам, Земляне, что починили наши летательные аппараты. Будем ждать результаты проб с нашей планеты. Рады встрече с вами. До свидания.
1 Влипсянин
После такой трудной работы обязательно нужно подкрепиться.
Игра Обед в невесомости
(На столиках стоят маленькие коробочки с соком или молоком. Надо, не трогая руками коробочку, выпить ее содержимое через трубочку)
2 Влипсянин
У нас на планете основным является Влипсиковский язык. Мы научим вас говорить на нашем языке:
Математика – это плюсминусник.
Чтение –АБВГДейка.
Рисование – малювание.
Труд – влипсидело
Музыка – доляля.
Физкультура – прыг –скок
Давайте повторим.
А теперь мы проверим вашу игровую–прыговую–скаковую энергию и космическую внимательность! Если я крикну: «Прыг», - то вы, подпрыгнув, громко и дружно отзываетесь: «Скок!». А если я крикну: «Скок!», - то вы все подскакиваете и отвечаете: «Прыг». Запомнили? Начинаем!
Проводится Игра «Путаница: прыг и скок»
1 Влипсянин
А теперь мы вам покажем, как у нас танцуют на планете. Повторяйте вместе с нами.
Музыкальная пауза — танцы под космическую музыку
Вед.
Спасибо вам, Влипсики, за ваше гостиприимство. Мы тоже хотим показать, в какие игры мы играем на земле. Если они вам понравятся, вы сможете в них играть на своей планете. Попробуйте поиграть вместе с нами.
Проводится эстафета: «Тяни – толкай»
(дети стоят спиной друг к другу, соединив руки, и в таком положении бегут до финиша и обратно.)
Проводится игра: «Попади в цель»
Вдоль натянутой веревки подвесить надувные шары с интервалом 50 см. Участники команд бросают мешочки в шары. Кто больше сделает попаданий?
1 Влипсянин
Очень интересные игры, мы обязательно в них поиграем.
Вед.
Очень здорово, что мы с вами познакомились. А теперь нам пора возвращаться на свою планету. Мы приглашаем вас к себе на нашу планету «Земля». Прилетайте. Мы покажем вам много интересного. До свидания!
Влипсики
До свидания друзья! (уходят)
Звучит музыка подъема ракеты. Дети на ракете «летят» обратно.
Вед.
Вот мы и дома на своей родной планете «Земля» Она у нас самая лучшая! Берегите Ее!
Вед.
Ребята! Вы прекрасно прошли испытания и доказали, что многое знаете, умеете, а главное – помогали друг другу.
Молодцы! И вы получаете звания заслуженных космонавтов и получаете космические жетоны.
Проходит награждение детей
А теперь вы можете посетить космический магазин и приобрести космический сувенир.
Выносится стол и дети обменивают свои жетоны на сувениры.
В конце мероприятия детям организуют чаепитие.
Воспитатель
Ребята, давайте сделаем нашим друзьям инопланетянам подарки на память и отправим их на спутнике-курьере вместе с результатами проб.
(На следующий день или в этот же, во второй половине дня дети делают поделку-ракету).
Конструирование в группе:
Для начала нужно сделать
гармошку из квадрата. Отгибаем верхние уголки к линии, чуть выше середины квадрата.
«Нахлестываем» правую часть ракеты. Осуществляем сборку ракеты,
как показано на фотографии.
Осуществляем сборку ракеты,
как показано на фотографии. Подрезаем кончики крыльев у ракеты.
Наклеиваем иллюминаторы на ракету.
Получились закладки в форме ракеты.
Post Views: 6 155
Игра по станциям к дню космонавтики.
Цель: Систематизация и углубление знаний учащихся по теме, развитие умения логически мыслить, чётко формулировать ответ. Продолжение формирования навыков работы в коллективе, воспитание чувства ответственности к окружающей среде. Продолжение развития творческой активности учащихся.
Задачи:
Актуализировать знания детей в области космонавтики и астрономии.
Расширить кругозор.
Продолжить формирование естественнонаучных взглядов.
Воспитывать в детях понимание уникальности вселенной и ответственности за будущее.
Развивать внимание, память, устную речь.
Продолжить работу по обогащению словарного запаса.
Воспитание патриотизма.
Ведущий 1. 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. 55 годовщина со дня первого полёта человека в космос.Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать “что тут особенного?”
Ведущий 2. Но ведь совсем недавно о космических полётах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса. 12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полёт первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.
Ведущий 1. Сегодня мы отправимся в путешествие по бескрайней вселенной. Совершим перелет и посадки на 6 станций. О правилах игры вы сейчас узнаете подробнее. (Инструктаж с использованием презентации.)
Ведущий 2. Внимание, экипажи! Ключ на старт!
Участники: Есть ключ на старт!
Ведущий 1. Удачного полёта и мягкого приземления!
ПУТЕВОЙ ЛИСТ
Класс______
Капитан_____________________
Название экипажа__________________________________________________
Станция №1 «Звёздная страна».
Максимальное количество баллов - 16
Ваш космический аппарат осуществил посадку на станцию «Звёздная страна».
Сдайте ваш путевой лист.
1. Кто знает, что такое звёзды? (раскалённые пылающие шары)
2. На небе невооруженным глазом мы можем увидеть 6000 звёзд: 3000 в Южном полушарии и 3000 в каком полушарии? (Северном).
Звёзды образуют созвездия.
3. Как вы думаете, сколько их на небе? (88)
4. Сколько существует созвездий зодиакального круга? (12)
Однако раньше их было 13. Тринадцатое созвездие называлось Змееносец. Но древние люди считали число 13 несчастливым и исключили его из зодиакального круга.
Задание 1.
Сейчас вы получите лист с стихотворением. Ваша задача – отметить в этом стихотворении все знаки зодиака.
Взглянув на пояс Зодиака,
Мы в январе увидим
Рака,
А в феврале заметим
Льва.
Хранителем его была
В холодном марте злая
Дева
,
Весьма похожая на Еву.
Весы
купив себе в апреле,
Они спокойно жить хотели,
Но в мае страшный
Скорпион
У них отнял покой и сон.
Его убил
Стрелец
прекрасный,
Отца июня сын несчастный,
В июле ж братец
Козерог
Сон Льва и девы уберёг,
А в августе на много дней
Приехал дядя
Водолей.
Из
Рыб
уху он в сентябре
Варил и кушал на дворе,
Зажарил
Овна
в октябре,
Тельца
зарезал в ноябре,
А в декабре, в конце концов,
Родилась пара
Близнецов.
Станция №2 «Планеты солнечной системы»
Максимальное количество баллов - 13
За каждый правильный ответ 1 балл
Здравствуйте, скажите мне на какую вы попали станцию?
Станция – Планеты солнечной системы
Молодцы, а кто знает, что такое Солнечная система? Это галактика ( 1 балл)
, в которой находится наша планета Земля и ещё 8 планет
Молодцы, а теперь давайте быстро совершим путешествие по Солнечной системе и познакомимся с этими планетами поближе.
Презентация
1. Сколько всего планет в солнечной системе? (9) ( 1 балл)
2. Назовите планеты Солнечной системы. (показ презентации планет без названий дети должны назвать (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.) ( 9 баллов)
3.Какая планета самая ближайшая к Солнцу? (Это Меркурий) ( 1 балл)
Показ планет солнечной системы с названиями
МЕРКУРИЙ- самая ближайшая к солнцу планета
Названа она в честь римского бога торговли
Еще это самая быстрая планета, обращается она вокруг солнца за 88 дней. А кто помнит, за какое время такой оборот совершает наша планета Земля? (365 дней, или 1 год) ( 1 балл)
Днем там жара, а ночью – ледяной холод
Поверхность Меркурия – каменистая пустыня
ВЕНЕРА- носит имя римской богини любви и красоты
Выглядит, как яркая звезда, ее так и называют «Утренняя звезда»
Окружена толстым слоем облаков, под облачным покровом невыносимая жара.
ЗЕМЛЯ- наша планета, ее еще называют голубой. Почему?
МАРС- названа в честь римского бога войны за свой красный цвет
Поверхность содержит большое количество железа
Марс меньше Земли, но у него есть 2 своих спутника Фобос (страх) и Деймос (ужас). Температура ночью там -85.
ЮПИТЕР- Самая большая планета в Солнечной системе
Названа в честь самого главного бога Римлян
Состоит из различных газов
Имеет цветастую атмосферу, 16 спутников
Там бушуют мощные ветра
САТУРН- втора я по величине планета
Названа в честь римского бога земледелия
Окружена множеством ярких колец, состоит из обломков льда и камней
УРАН- состоит из маленького ядра и замерзших газов
НЕПТУН- носит имя римского бога морей, температура поверхности -200
ПЛУТОН- Названа в честь римского бога – повелителя царства мертвы
Станция №3 Занимательная викторина
«Этот загадочный космос»
Максимальное количество баллов - 14
За каждый правильный ответ 1 балл
Какой позывной был у Юрия Алексеевича Гагарина во время первого полета в космическом пространстве?
Кедр
Чайка
Сокол
Какой тип скафандра использовался Алексеем Архиповичем Леоновым во время первого выхода в открытый космос?
Беркут
Аполлон
Звезда-3
Кто из женщин впервые совершил выход в открытый космос?
Светлана Евгеньевна Савицкая
Кто является основоположником космонавтики?
Циолковский Константин Эдуардович
Как зовут первого космонавта, вступившего на Луну?
Нил Армстронг
Как называется учреждение, используемое для наблюдения астрономических явлений?
Обсерватория
Когда был запущен первый искусственный спутник Земли?
Как называется траектория движения планет?
Орбита
В какое созвездие входит Полярная звезда?
Малая Медведица
Как называют крупнейший из найденных на Земле метеоритов?
Метеорит Гоба
На какой планете Солнечной системы находится высокая гора Олимп?
Марс
Как называется галактика, в которой находятся наша планета Земля, Солнечная система и все отдельные звёзды, которые мы можем видеть?
Млечный путь
Как называется единица измерения расстояния, приблизительно равная среднему расстоянию от Земли до Солнца?
астрономическая единица
Во сколько раз масса Луны меньше, чем масса Земли?
В 81 раз
Станция №4 «Космическая» Игра «Умники и умницы»
Максимальное количество баллов - 12
За каждый правильный ответ 1 балл
1 Верно ли, что…
« Солнце образовалось из газа, оставшегося после взрыва еще более крупной звезды» да
2 Верно ли, что…
«Солнце-звезда маленького размера» нет
Диаметр Солнца 1392000 км
3 Верно ли, что…
Температура поверхности Солнца
6000 градусов да
4 Верно ли, что…
Возраст Земли 5 мил лет нет
*4,5 млрд лет
5 Верно ли, что…
«Луна светится сама по себе» нет
*Лунный свет –это солнечные лучи,отраженные от лунной поверхности
Верно ли, что…
«Атмосфера есть на Венере» да
*Она смертельна для людей, т.к состоит из углекислого газа и облаков серной кислоты
7 Верно ли, что…
«Самая теплая и холодная планета Меркурий» да
*Эта планета ближе к Солнцу. Поверхность ее разогрета до +410,однако другой бок имеет -273.Планета подставляет Солнцу только одну сторону.
8 Верно ли, что…
12 апреля 1960 года Ю Гагарин совершил первый полёт в космос на корабле «Восход» нет
* 12. 04. 1961.
9 Верно ли, что…
Нил Армстронг первый из землян ступил на поверхность
10 Верно ли, что…
Константин Эдуардович Циолковский великий русский
Ученый указавший землянам путь в космос да
11 Верно ли, что…
Космический корабль «Восток» стартовал со знаменитого
Космодрома «Байконур» в 1961 году да
12 Верно ли, что…
Для полета космонавту нужен скафандр да
*Скафандр- это домик космонавта
Станция №5 «Шифровальная» 12 баллов
Ответ (Обсерватория.)
Сейчас вам предстоит расшифровать надпись. Это послание с другой галактики сообщает нам о том, что её жители наблюдают за нами и собираются нас навестить. Подробности мы узнаем, решив задание.
Р 20-10= 10 Е 16+4=20
А 15-15= 0 Б 7+0=7
И 8+3= 11 О 20-4=16
С 13+0= 13 В 17-11=6
Т 18-10= 8 Я 20-19=1
16 1Кроссворд для школьников «Космос»
1. Раскинут ковёр, рассыпан горох.
Ни ковра не поднять, ни гороха не собрать.
2. Ты за ней, а она от тебя.
Ты от неё, а она за тобой.
3. Над бабушкиной избушкой
Висит хлеба горбушка.
Собаки лают, а достать не могут.
4. Круглолица, белолица,
Во все зеркала глядится.
5. Меня бьют, ворочают, режут,
А я молчу, всем добром плачу.
6. Виден край, да не дойдёшь.
7. Появилась среди звёзд,
Распустила яркий хвост.
8. Синенька шубенка
Весь мир покрыла.
9. Один костёр
Весь мир согревает.
10. Вся дорожка усыпана горошком.
11. Чёрная корова
Весь мир поборола.
12. Не стукнет, не брякнет,
А в окно войдёт.
Ответы:
Кроссворд Космос
1. Звезды. 2. Тень. 3. Месяц. 4. Луна. 5. Земля. 6. Горизонт. 7. Комета. 8. Небо. 9. Солнце. 10. Млечный Путь. 11. Ночь. 12. Рассвет.
По вертикали . Земля и космос
Всего 79 баллов.
Ольга Зикеева
Картотека подвижных игр ко Дню космонавтики
«Полёт в космос » - подвижная игра для детей 4 – 7 лет.
Описание : играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все дети становятся врассыпную. Руки поднимают вверх, соединяя в центре пальчики, как бы изображая ракету. Воспитатель : - Ракеты, приготовились. Дети присели. Воспитатель предлагает обратный отчёт произнести вместе. Все : - Пять, четыре, три, два, один, поехали! Дети летают, не наталкиваясь друг на друга. Воспитатель : - Приехали. Дети присели.
«Марсиане» - игра малой подвижности для детей 4 – 7 лет .
Описание : играть в эту игру могут все дети, как в помещении, так и на улице. Все дети становятся в круг. С помощью считалочки выбирается ведущий. Он раздаёт всем детям карточки , рисунком вниз. На них изображены либо люди, либо «зелёные человечки» (марсиане) . Ведущий закрывает глаза и произносит слова :
Прилетел (ла) я на планету,
Может это чудо света?
Ну, а может рядом где – то?
Всё мне важно в мире знать,
И секрет ваш разгадать.
Дети в это время должны посмотреть на изображения своих карточек . Их задача показать ведущему кто они – люди или марсиане, не произнося слова. Ведущий подходит, нажимает на игрока и отгадывает. Затем ведущим становится тот, кто наиболее интересно изображал свою роль.
«Космонавты » - подвижная игра для детей 4 – 7 лет.
Описание : играть в эту игру могут дети, делясь на подгруппы, как в помещении, так и на улице. По всему игровому пространству раскладываем обручи – это «скафандры» . Их должно быть на один меньше, чем участников. Играет космическая музыка , дети бегают везде, не наступая на обручи. Ведущий произносит слова :
Друг, скорее, не зевай, а скафандр надевай!
Игроки как можно быстрее должны встать в обруч, и поднять его вверх (как бы, надевая свой скафандр) . Тот, кто не успел надеть скафандр, садится на скамеечку (остаётся на земле) . Игра продолжается, опять на один обруч меньше. Итак, пока не останется один победитель. Вот кто первым полетит в космос . Остальные не расстраиваются, в следующий раз обязательно тоже выиграют.
Вот такие игры обязательно разнообразят детский досуг, и пополнят копилку детских знаний о космонавтике .
Спасибо за внимание!
Публикации по теме:
Картотека игр по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников Картотека игр по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников. Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при.
Картотека подвижных игр Игры на развитие сенсорных систем. «На ощупь» Цель: развитие мелкой моторики рук, осязания, тактильной чувствительности. Инвентарь: мешок.
Картотека подвижных игр Подвижная игра «Хитрая лиса»Цель: Развивать у детей выдержку, наблюдательность. Упражнять в быстром беге с увертыванием, в построении в.
Картотека подвижных игр для детей раннего возраста Подвижные игры для детей раннего возраста Игра "Солнышко и дождик" Задачи: научить детей находить свое место в игре, ориентироваться.
Картотека подвижных игр для средней группы. Подвижная игра «Повар и котята» Цель: упражнять детей в различных видах ходьбы или бега, развитие быстроты реакции, сноровки, умения ориентироваться.
Картотека игр на март. Подвижные игры. Подвижная игра - активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением.
ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ
сценарий праздника-конкурса
Цель: развитие знаний детей о космосе, известных космонавтах и первооткрывателях космоса.
Задачи:
Познакомить с историей создания ракетной техники,
Развивать у детей любознательность, мышление, речь, память, внимание,
Воспитывать дисциплинированность, любознательность, гордость за свою страну,
Обучать активности, коллективизму.
Оборудование:
- карта путешествия,
- портреты Гагарина, Циолковского, Королева,
- аудиозапись с музыкой в исполнении ансамбля «Спейс» («Париж. Франция. Транзит»),
- чертеж космического корабля,
- газеты,
- дополнительная литература (предметные и сюжетные картинки),
- карточки-медали для поощрений,
- плакаты с законами космонавтов (законы красиво оформляют и вывешивают):
ХОД.
I. Организация.
II. Постановка темы и цели занятия.
Педагог: Ребята, вы знаете, что 12 апреля вся наша страна отмечает День космонавтики. Сегодня мы поговорим о том, как люди стали осваивать космическое пространство, и почему именно 12 апреля мы отмечаем День космонавтики.
С давних времен загадочный мир планет и звезд притягивал к себе внимание людей, манил их своей таинственностью и красотой. Раньше, давным-давно, когда люди только начинали узнавать Землю, они представляли ее перевернутой чашей, которая покоится на трех гигантских слонах, важно стоящих на панцире огромной черепахи. Эта чудо-черепаха плавает в море-океане, а весь мир накрыт хрустальным куполом неба с множеством сверкающих звезд. Таинственный блеск звезд и бездонная глубина неба всегда манили к себе людей. Они давно пытались покорить небо. Знаете ли вы легенду о Дедале и его сыне Икаре? Икар со своим отцом жил на острове, который принадлежал очень жестокому царю, от него нельзя было убежать ни по суше, ни по морю, единственный путь спасения - небо. Но как?
Дедал придумал очень интересное и удобное приспособление - крылья. Он собрал перья птиц и скрепил их воском. Отец и сын прикрепили крылья к спине и взлетели в небо. Перед полетом Дедал предупредил сына о том, что нельзя высоко взлетать в небо, так как солнце растопит воск, которым скреплены крылья. Перья разлетятся, и он погибнет. Но Икар был настолько заворожен зрелищем, что забыл о наставлениях отца и взлетел слишком высоко. Солнце растопило воск, перья разлетелись, и Икар с огромной высоты упал в море. Такая вот грустная история. С тех пор прошло несколько тысяч лет, на нашей Земле выросло много поколений добрых и умных людей. Они построили корабли и, совершив кругосветное путешествие, узнали, что Земля - шар. А астрономы доказали, что Земля летит в космосе, вращаясь вокруг солнца, делая один оборот вокруг своей оси за год.
Следующим шагом было изготовление шара с корзиной для пассажиров. В корзину ставили жаровню с горячими углями. Шар постоянно наполнялся горячим дымом. Но такой шар летел недолго и низко. Шар стали наполнять газом, он мог лететь долго, но был большим и неуклюжим. Летел в ту сторону, в которую дул ветер. Потом был создан дирижабль, а затем самолет. И стали летать в воздушной оболочке Земли. Но люди не остановились на достигнутом, их манил космос.
И вот 51 (подставить нужное число) год назад обычному весеннему дню 12 апреля 1961 года суждено было навсегда войти в историю человечества. В этот день с космодрома Байконур стартовал космический корабль - спутник «Восток» с первым космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным. Космонавт - такого слова не было среди многих, многих тысяч слов. Привез его на Землю с неба летчик Юрий Алексеевич Гагарин. Эхо космического старта прокатилось по всей планете, вызывая восхищение и гордость. Свершилось! Сбылась вековая мечта человечества. Впервые житель планеты «Земля» устремился к звездам. Впервые человек в космосе. Юрий Алексеевич Гагарин сделал виток вокруг земли, и этот полет открыл новую эру - эру полетов человечества в космическое пространство.
Чтец: Живем мы на нашей планете
В такой замечательный век!
И первый из первых в ракете
Наш русский летит человек!
Не с целью разведки военной
На сверхскоростном корабле
Летел он один во Вселенной,
Чтоб снова вернуться к земле!
(Сергей Михалков)
Педагог: Ребята, вы хорошо слушали, а теперь мы немного поиграем. Для этого нужно разделиться на две команды.
Конкурс 1.
Придумать название команды («Ракета», «Корабль»), и эмблему
(раздается бумага фломастеры)
.
Педагог: Ребята, а вы бы хотели побывать в космическом пространстве? Почему? (ответы ребят) Сегодня наш отряд юных космонавтов отправляется в путешествие. Мы совершим полет по нашей солнечной системе. Давайте посмотрим на карту путешествия. Нам предстоит стартовать с Земли. Побывать возле Солнца, посетить Меркурий, Венеру. Пролететь над Землей и увидеть Луну. Затем мы совершим посадку на Марсе, увидим его спутники Деймос и Фобос. Дальше идет кольцо астероидов или его еще называют Пояс астероидов. Это будет последний пункт нашего путешествия. Потом мы вернемся на Землю. Наш отряд юных космонавтов состоит из... экипажей, в каждом из них свой командир. Космонавты! Во время полета будьте очень внимательны! Слушайте команды своих командиров!
(Звучит музыка в исполнении ансамбля «Спейс» («Париж. Франция. Транзит»). Все космонавты выполняют физические упражнения под команды одного из учащихся.)
Чтец: Дан старт космической ракете,
Взмыл гром в просторы высоты!
Кто знал такие же, как эти,
Великие мгновения свершения мечты!
(Владимир Котов)
Педагог: Действительно, чтобы лететь, нам нужен космический корабль.
Конкурс 2.
Открывается рисунок ракеты на плакате. Второй экземпляр рисунка разрезан на детали. Команды экипажей приглашаются для сборки корабля (по образцу). Показывается рисунок с изображением ракеты. У команд конверты, в которых такие же ракеты, только разрезанные.
Задача: как можно быстрее собрать рисунки. Для этого каждый член экипажа берет одну деталь чертежа, бежит к столу и относит ее туда. Последним бежит командир и собирает чертеж.
Педагог: Молодцы! Вы справились с этим заданием! Корабль подготовлен к полету, а экипаж нет. Ребята, а во что одеты космонавты?
Дети: В скафандры.
Педагог: Правильно. А где ваши скафандры? А следующее задание у нас такое.
Конкурс 3.
Из геометрических фигур нарисовать скафандр.
(Дети рисуют на доске. Жюри оценивает.)
Пример рисунка скафандра:
Педагог: Вот теперь можно лететь!
Космонавты! Одеть скафандры и шлемы!
Занять кресла, пристегнуть ремни!
Три! Два! Один! Летим!
Педагог: Ребята а вы знаете сколько планет в Солнечной системе?
Конкурс 4.
Назвать планеты, вращающиеся вокруг Солнца вместе с Землей.
(Команды называют по очереди. За каждую планету команды получают балл.)
Педагог: Молодцы! Еще в Древней Греции упоминали о семи светящихся телах, которые движутся по небу на фоне неподвижных звезд. Этими космическими телами были: Солнце, Меркурий, Венера, Луна, Марс, Юпитер и Сатурн. Земля в этот перечень не входила, так как древние греки считали именно Землю центром всего сущего. И только в XVI веке Николай Коперник в своей научной работе под названием «Об обращении небесных сфер» пришел к выводу, что не Земля, а именно Солнце должно быть в центре системы планет. Поэтому из списка убрали Солнце и Луну и внесли в него Землю. А после появления телескопов добавили Уран и Нептун, в 1781 и 1846 годах соответственно. Последней открытой планетой Солнечной системы с 1930 года до недавних пор считался Плутон.
Педагог: А сейчас мы с вами перенесемся в центр солнечной системы. Солнечная система - это семья, в которой живет и наша планета Земля. В центре ее раскаленный газовый шар - это Солнце. Температура на поверхности + 6000°С. Еще в древности люди поняли, что без солнца не было бы жизни на Земле. Земля получает лишь малую часть излучаемого солнечного тепла. Но и этого хватает для всего живого на Земле. Свет от Солнца до Земли идет со скоростью 300 км/ч и достигает ее за 8 минут 19 секунд. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, тысячи астероидов и комет.
А мы уже пролетаем над планетой Меркурий. Космонавты, внимательно смотрите в иллюминаторы! Ой, сколько здесь невиданных животных!
Конкурс 5.
Прибыв на Меркурий, космонавты попадают в космический зоопарк. Каждый экипаж получает задание: нарисовать одно животное и рассказать, как оно питается, как называется и где обитает.
(Дети получают листы и карандаши или фломастеры. Рисуют животных и рассказывают о них.
Например: Наше животное называется Того-Тут. Оно живет на острове Диких Гиппопотамов, питается лиловыми помидорами. Вот его портрет (показывается рисунок).
Педагог: Молодцы! Интересные рисунки у вас получились. Летим дальше, подлетаем к Венере.
Конкурс 6.
Разгадать кроссворд.
1. Летательный аппарат, на котором передвигалась Баба Яга.
2. Её видно только ночью.
3. Самая большая планета.
4. Самая ближайшая звезда, видимая днем.
5. Кличка собаки, которая первой отправилась в космическое пространство.
6. На каком космическом корабле Ю.Гагарин побывал впервые в космосе.
7. Спутник Земли.
8. Летательный аппарат инопланетян.
Педагог: А мы уже пролетаем над Землей. Нам хорошо видно, что происходит на нашей планете. Мы пролетаем над Россией. Наша страна очень большая она раскинулась от Балтийского моря на западе до Чукотки и Берингова пролива на востоке. А вот и Луна. Луна - спутник Земли. Это тоже планета, но очень маленькая. Она не может самостоятельно двигаться и как бы «привязана» к Земле. В 1969 году на Луне побывали американские астронавты Н.Армстронг, Э.Олдрин и М.Колинз.
Педагог: Теперь наш путь лежит к Марсу. Вокруг Марса вращаются два спутника: Фобос и Деймос. Фобос чуть больше Деймоса и имеет такую же неправильную овальную форму. Оба спутника открыты в 1877 г. американским астрономом Асафом Холлом. Марс - планета Солнечной системы, четвертая по счету от Солнца. Обращается вокруг него примерно за два года. Вокруг своей оси она обращается за одни сутки, как и Земля. Что же, давайте совершим посадку на Марс и проверим вашу ловкость!
Конкурс 7.
Задание «Кто быстрее».
Приглашаются по одному участнику из каждой команды. Нужно взяться за угол газеты одной рукой. По сигналу постараться собрать весь лист в кулак. Поправлять лист другой рукой нельзя. Победит тот, кто первым завершит.
Конкурс 8.
«Кольцо астероидов».
Давайте потренируемся в правильной стыковке корабля. Первым бежит командир экипажа оббегает нашу планету, возвращается за следующим игроком, берет его за руку и вдвоем бегут вокруг планеты, возвращаются за третьим и т.д.
Педагог: Пора возвращаться на Землю! А по дороге - еще один конкурс.
Конкурс 9.
Составьте как можно больше слов из букв слова КОСМОНАВТИКА.
Педагог: Молодцы, ребята, хорошо слушали, играли!
Педагог: Я хочу процитировать слова великого космонавта Гагарина: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и преумножать эту красоту, а не разрушать ее». Давайте будем выполнять завет первого летчика-космонавта! До свидания!