Какие бывают тренинги? Что такое тренинг и зачем он нужен? Цели и виды тренингов.
Многие российские компании сейчас находятся в периоде, так называемого «кризиса развития». Менеджмент, основанный только на интуиции, уже не срабатывает. Рынок перенасыщен услугами, выбрать и найти услугу не представляется проблемой, потребители становятся всё более привередливыми. Теперь недостаточно быть просто обаятельным и уметь влиять на людей – без владения определенными новомодными технологиями в сфере управления, маркетинга и продаж уже не обойтись. Вот почему сегодня тренинги это одна из самых модных форм повышения квалификации работников. Но, заказывают подобное обучение для своих сотрудников, как правило, продвинутые руководители крупных фирм. К тому же, нужно чётко представлять для чего это нужно компании, и какой именно тренинг поможет достичь большего успеха в деятельности и даст толчок к развитию. Потому, выбор тренингов – трудное и ответственное мероприятие .
Что такое тренинги
Тренинги это форма интенсивной, интерактивной организации обучения практическим навыкам. Во время тренингов, тренер, с помощью психологических упражнений и различных методов, таких как метод мозгового штурма, групповая работа, ролевые игры, провокации, дает, так называемый импульс для самостоятельных решений рабочих ситуаций.
Какие бывают тренинги
Каких только тренингов не предлагает рынок услуг, начиная от тренингов по работе с большими аудиториями, технологиям конфликтов и заканчивая даже тренингами для родителей, которые хотят научиться эффективно общаться со своими детьми и управлять ими.
Существуют тренинги, где могут научить нестандартно общаться с персоналом, например, необычно проводить дни рождения сотрудников.
Критериев классификации тренингов много. Различают их по времени проведения, так, стандартный тренинг проводится от 1 дня до недели.
По месту действия: иногда места проведения тренингов просто поражают воображение участников. Так, некоторые тренинг-компании предлагают подводные лесные курсы, которые представляют собой комплекс специально разработанных упражнений, выполнение которых происходит под водой и обеспечивает полное командное единение участников. Или тренинги проводятся прямо на улицах города, только в условиях, приближенных к военно-полевым. Не редко тренинги проходят в лесу, в основе таких необычных вылазок лежит ориентирование в лесу, на пересеченной местности. которые представляют собой комплекс специально разработанных упражнений, выполнение которых происходит под водой и обеспечивает полное командное единение участников. Или тренинги проводятся прямо на улицах города, только в условиях, приближенных к военно-полевым. Не редко тренинги проходят в лесу, в основе таких необычных вылазок лежит в лесу, на пересеченной местности.
Тренинг в виде шоу
Тренинги устраивают даже в виде шоу. Не так давно прошел тренинг “Театрализованное шоу бизнес-идей SCORE” с участием бизнес-тренера, мастера мотивации Клауса Кобьелла. Клаус Кобьелл (Klaus Kobjoll) – одна из наиболее ярких и харизматичных личностей в бизнесе Германии. В России он хорошо знаком по своим бестселлерам “Мотивация в стиле ЭКШН”, “Виртуозный маркетинг”, “Как стать лучше?”, “Без риска нет кайфа”, “Путь к собственному бизнесу”.
Иногда даже совмещают корпоративные тренинги с отдыхом элементами командообразования.
Тренинги также различают по темам, и по уровню участников, например для продвинутых, для начинающих пользователей.
Есть различные виды
тренингов: психотерапевтические, социально-психологические,
бизнес-тренинги, тренинги личностного роста.
В психотерапевтических – тренинги разделяются по парадигмам: гуманистическая,
психоаналитическая, гештальт, когнитивная, бихевиоральная,
телесно-оринентированное и многие другие.
В бизнес-тренингах классификации смешаны. Каждая компания заявляет себя как носителя уникальной методики, которую выделяет в отдельный вид. В реальной практике суть от этого не меняется.
Выделяют тренинги и по группам воздействия, то есть тренинги для всех, для управленцев, для продавцов, для HR-ов, для секретарей и тому подобное.
Методы, которые используют на тренингах, тоже могут быть различными, как и стиль проведения. Это, во многом, зависит от того, кто его ведёт и от общей направленности тренинг-компании.
Светлана Барац – генеральный директор компании “Инсайт Консалтинг”
– К нестандартным
тренингам по командообразованию относятся сюжетно-ролевые игры. Также это
может быть постановка театральной пьессы. Выбирается произведение и сотрудникам
предлагается под руководством опытного режиссера поставить и репетировать
спектакль.
Тематика игр и театральных пьес бывает самой разнообразной. Сюжет может быть
взят из какого-то фильма или поставлен по мотивам художественного произведения,
либо придумывается специально режиссером-сценаристом.
Как правило, такого рода игры преследуют несколько целей и задач.
Например, необходимо сплотить коллектив, наладить взаимоотношения между
сотрудниками, улучшить коммуникации. Зачастую цель таких игр это прежде всего
эмоциональная встряска персонала, экстрим если хотите.
После таких мероприятий люди надолго получают мощный заряд энергии, поднимается
работоспособность, исчезает рутина, налаживается психологический климат в
коллективе, появляются общие интересы. Да и над поставленными бизнес-задачами
они уже работают более слаженно. После всех совместных препятствий, которые им
пришлось пройти совместно в ходе такой Игры, как правило, им уже не чужды
проблемы коллег. Возникает своего рода ИНСАЙТ, озарение. Люди как бы
"просыпаются", оглядываются вокруг и понимают, что с ними рядом
работают не просто коллеги, которые выполняют какие-то рабочие функции, а
интересные личности, с разносторонними интересами и взглядами, готовые всегда
помочь советом и прийти на взаимовыручку.
Рассчитаны такие тренинги на различные категории сотрудников. Участие будет
полезно как и менеджерам среднего звена, так и топ-персонам. Причем иногда
очень полезно и грамотно бывает смешивать разные уровни персонала в компании.
Возрастной критерий также не является ограничивающим фактором. Поскольку такие
тренинги не относятся к стандартным веревочным "активностям", а это
скорее "активности" интеллектуальные, интересно это будет сотрудникам
разных возрастов.
Коучинг
В последнее время стало очень модным проводить тренинги в стиле Коучинга. Коучинг как стиль тренинга означает экологичность, недирективность, и следование интересу клиента. В своей работе этот стиль используют только прогрессивные продвинутые компании. Ибо коучинг – это по сути творческое, нестандартное управление человеческими ресурсами, и метод активизации потенциала человека. Коучинг – это один из методов консультирования и в бизнес среде, и в индивидуальной работе, который возник 20 лет назад. Разработан данный метод американским психологом и бизнес консультантом Томасом Леонардом, Тимоти Гэллуэем, а также Джоном Уитмором. Этот метод включает лучшие достижения своих методов предшественников – психологического консультирования, наставничества, бизнес тренингов. Коучинг это обучению искусству управления в стиле постоянного развития и изменений .
Коуч (наставник) – это тот, кто бросает вам вызов. Он относится к вам, как к творческой, целостной личности, обладающей всеми необходимыми ресурсами и способностями. Коучинг это развитие в ускоренном темпе. Это стимулирования дремлющих потенциалов. Всем этим и занимается коуч-наставник.
При выборе коучинг-тренинга стоит иметь ввиду, что направление это новое, и лучше обратиться к профи, о котором уже есть отзывы. Человек, ведущий такой тренинг должен быть поистине талантливым втройне: знать всё об управлении, обо всех новшествах в мире, и обладать огромной харизмой и знанием психологии людей, уметь преображать человека изнутри. Только у такого Коуча можно действительно чему-то научиться…
Помимо тренингов, существует не мало других эффективных способов обучать своих сотрудников. Так, за рубежом используется такой метод, как secondment или по-простому стажировки в других компаниях аналогичной деятельности. Иначе это еще называют on-the-job-training. Цель метода – обмен опытом и приобретение навыков на "альтернативном" рабочем месте. Но в России до этого далеко, хотя бы потому, что большинство фирм просто боится, что сотрудников переманят в другую компанию, или раскроются какие-либо секреты и ноу-хау. Да и в законодательстве этому нет чёткого подкрепления. Хотя, данный метод в некоторых сферах эффективнее, нежели тренинги или обучение теории.
Как выбрать тренинг
В первой тройке лидеров: медикаменты и товары для здоровья, образование и компьютеры и интернет. Так, в рубрику “образование” вошли русскоязычные предложения тренингов и семинаров. Посему, уважающая себя компания никогда не воспользуется услугами тренингов, которые рекламируются через спам.
Выбор тренинга – задача не из простых. Как правило, возникает проблема соответствия цены и качества. Далеко на все компании могут позволить себе выбрать известные, хорошо зарекомендовавшие себя тренинги именно из-за их высокой стоимости. И потому обращаются к малоизвестным тренерам в небольшие компании. Насколько это оправдывает их ожидания, судить приходится после.
В любом случае, выбирая тренинг, нужно выбирать не компанию, а тренера. И искать тех, кто уже прошел именно этот тренинг у конкретного тренера. Результат всецело зависит от уровня и профессионализма тренера. В России известных и действительно профессиональных тренеров можно пересчитать по пальцам. Не у каждой компании имеются курсы бизнес тренеров . Но это вовсе не означает, что хороший тренинг можно получить лишь за большие деньги. Самый простой и действенный путь выбора – собрать полную информацию о тренере (отзывы, места проведения, опыт) или же довериться рекомендациям своих знакомых, которые уже прошли этот тренинг .
За рубежом распространено такое явление, как разработка тренинга под конкретную компанию, как основная услуга. То есть, компании занимаются только разработкой тренингов, и не предлагают готовые. Лично для конкретной фирмы не адаптируется, а создается свой собственный уникальный тренинг. В России таких компаний не много, чаще программы именно адаптируются под клиента или такая услуга есть в числе прочих. В большинстве случаев, оптимально разрабатывать тренинг под конкретную компанию и людей, нежели подгонять уже существующий, но это не дешево и нужны действительно талантливые специалисты в этой отрасли.
Стоит помнить о том, что тренинг это творческий и именно процесс, потому, желание сотрудников пройти тренинг – одно из самых важных условий успешного его воздействия на дальнейшую деятельность фирмы .Тренингов существует огромное количество. Виды тренингов не поддаются уже никакому подсчёту. Ежегодно на рынке появляются десятки новых книг с описанием тренингов, плюс к тому же, каждый профессиональный тренер со стажем может разработать новый тренинг под ваш индивидуальный заказ. И во всем этом растущем море различных тренингов как-то хочется ориентироваться. А для этого виды тренингов можно классифицировать, объединять и группировать по определенным признакам. Что мы и сделаем ниже.
Сначала вы просто записываете на бумагу все возможные варианты решения задачи. Существует множество альтернативных вариантов решения бизнес-задач и без тренингов. Лет семь назад разнообразные виды тренингов были малоизвестны, а бизнес развивался довольно успешно, следовательно, подобные задачи решались и раньше. Знаете ли вы, как это делалось в вашей организации или в других компаниях раньше? Можете ли вы сегодня воспользоваться прошлым опытом? Например, просто обучающие курсы, технические новшества и другие.
Затем — определяете критерии, по которым вы будете сравнивать записанные варианты. В качестве критериев сравнения можно выбрать качество , стоимость или время решения задачи, при этом следует помнить о том, что достичь одновременно всех трех показателей невозможно. Поэтому, выбирая один или два показателя из указанных трех, необходимо учесть возможные побочные эффекты в том или ином варианте.
Также необходимо предварительно поговорить с теми, для кого вы планируете заказать тренинг, и узнать, а хотят ли они участвовать в таком тренинге? Как относятся сотрудники к варианту решения поставленной задачи через тренинг? И как соотносятся суммарные затраты компании на проведение тренинга с суммарной зарплатой участников тренинга? Например, вы решили провести . И если участники тренинга узнают о том, что стоимость тренинга плюс конференц-услуги, плюс фуршет в 10 раз больше суммарной месячной зарплаты участников, маловероятно, что им понравится такое решение руководства. Как результат, в таком случае эффективность любого вида тренингов, скорее всего, будет равняться нулю.
Если бы им отдали денежный эквивалент стоимости тренинга, смогли бы они решить поставленные задачи самостоятельно?
Если вы определились, что именно тренинг является лучшим вариантом решения вашей задачи, и ваши сотрудники, которым предстоит принимать участие в тренинге, принимают ваше решение, вы можете приступать к поиску и выбору тренинговой компании и тренеров, которые бы взялись за решение вашей задачи.
Поиск тренинговой компании
Поиск можно осуществить в интернете по ключевым словам или в специализированных журналах, — источников сейчас много. При выборе тренинговых компаний можно руководствоваться теми же общими критериями выбора любого поставщика товаров и услуг (например, чтобы можно было их найти через год-два,
для того, чтобы предъявить претензии — или поблагодарить за удачно проведенный тренинг):
— продолжительность работы компании в данном секторе рынка и ее специализация на тех задачах, которые вы планируете решить;
— наличие у компании своего стационарного офиса и тренингового зала;
— наличие своих штатных тренеров;
— наличие своего сайта в интернете, адреса и телефона;
— форма регистрации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП, СПД).
При этом обязательно обратите внимание на соответствие вашей корпоративной философии и философии тренинговой компании. Иначе либо вы с тренерами просто не поймете друг друга, либо после проведенного тренинга вам придется « перевоспитывать» своих сотрудников в обратную сторону.
В результате данного этапа у вас есть список из 3-5 тренинговых компаний, с представителями которых вы хотели бы встретиться. При необходимости можете запросить у интересующих вас компаний дополнительные сведения о самой компании и ее тренерах.
Окончательный выбор тренера, с которым вы хотите работать
При выборе тренера существуют два этапа:
— Официальный. Заключается в знакомстве с портфолио тренера (образование, стаж работы, наличие сертификатов, проведенные тренинги, отзывы участников). На данном этапе желательно собрать максимум информации и проанализировать ее. Хорошо бы найти несколько различных участников тренингов, проводимых выбираемыми тренерами, и пообщаться с ними. Во время разговора с участниками тренингов стоит выяснить сильные и слабые стороны потенциальных тренеров.
Единой и общепризнанной классификации тренингов не существует, деление можно проводить по различным основаниям, но можно выделить основные типы тренингов по критерию направленности воздействия и изменений – тренинг, направленный на формирование навыков (одна из разновидностей данного вида тренинга – бизнес-тренинг, организационный тренинг), психотерапевтический и социально-психологический.
Навыковый тренинг направлен на формирование и выработку определенного навыка (навыков). Бизнес-тренинг направлен на развитие навыков персонала для успешного выполнения бизнес-задач, повышения эффективности производственной деятельности, управленческих взаимодействий.
Организации чаще всего обращаются к тренерам с запросами на проведение тренингов по следующим темам:
- – управленческие тренинги (тренинг "Эффективный руководитель", "Бизнес-коммуникации", "Ситуационное лидерство", "Бизнес-планирование", "Управление проектами", "Навыки лидества" и др.);
- – тренинги командообразования (тренинг "Формирование клиенториентированной команды", "Управление командой" и др.);
- – тренинги продаж ("Техники эффективных продаж", "Телефонные продажи", "Успешная презентация", "Работа с возражениями", "Эксперт продаж", "Прямые продажи", "Переговоры в продажах" и др.);
- – формирование эффективных поведенческих умений (тренинг ведения переговоров, "Тайм менеджмент", "Управление конфликтом", тренинг "Управоение мотивацией персонала", "Эффективная презентация", "Навыки публичного выступления", "Технология проведения делового совещания" и др.).
Психотерапевтический тренинг (более корректное название – психотерапевтическая группа) направлен на изменения в самовосприятии, формирование позитивных отношений с социальным окружением, решение личностных проблем. Концептуальной основой проведения групп являются современные направления психотерапии – экзистенциально-ориентированные, психодраматические, гештальтгруппы, группы телесноориентированной терапии и др.
Социально-психологический тренинг (СПТ) занимает промежуточное положение, он направлен на изменения в личности, и на формирование поведенческих умений и навыков. СПТ также может способствовать смене социальных установок и развитию умений и опыта в области межличностного общения.
Организационный тренинг способствует достижению следующих целей:
- – формированию новых знаний и навыков (прежде всего, профессиональных);
- – отработке стандартов профессиональной деятельности;
- – адаптации персонала;
- – мотивации и повышению лояльности;
- – оценке совместимости работников и командообразование;
- – обеспечению смены вида деятельности;
- – обмену опытом;
- – оценке результативности – обратная связь от сотрудников относительно эффективности деятельности;
- – выявлению и обучению лидеров;
- – оптимизации расстановки кадров;
- – преодолению кризисного этапа в развитии организации;
- – раскрытию потенциала сотрудников;
- – разрешению конфликтных ситуаций;
- – улучшению психологического климата в коллективе;
- – формированию кадрового резерва.
Кроме перечисленных конкретных задач, тренинг способствует решению и более общих, таких как организационная диагностика (выявление имеющихся ресурсов и ограничений – как человеческих, так и технических), организационное развитие, повышение эффективности деятельности организации и приобретение конкурентных преимуществ, развитие корпоративной культуры, улучшение имиджа организации и т.д.
Разрабатываться и проводиться тренинг может как корпоративным (внутренним) тренером, так и внешними специалистами.
При организации и проведении тренинга нужно обратить внимание на следующие позиции: кто является постановщиком задач для тренинга (руководитель организации, руководитель подразделения, в котором работают будущие участники тренинга)? Каковы ведущие потребности участников тренинга? Как правильно сформулировать цели тренинга? Необходимо ли проводить диагностику эффективности работы будущих участников до тренинга? Какие методы использовать для оценки эффективности их деятельности? Как разработать содержание и структуру тренинга? Какие методы будут использоваться в тренинге? Какой методический материал получат участники? Какие условия необходимо создать для проведения тренинга? Как будут оцениваться результаты тренинга (самими участниками, заказчиком, тренером)? Будет ли использоваться методика посттренингового сопровождения?
Для того чтобы тренинг был успешным, важно точно определить цели тренинга. Цель – это ожидаемый результат, на который ориентирован заказчик. Он должен быть конкретным, достижимым и измеряемым (по качественным или количественным показателям). Желательно до тренинга провести знакомство с организацией, понаблюдать за работой людей, которые станут участниками тренинга. В случае необходимости, можно использовать специальные процедуры для оценки эффективности профессиональной деятельности и общения будущих участников. Среди них: наблюдение, интервью, оценка персонала, анкетирование, фокус-группа или групповое обсуждение. Существуют специальные методики. Например, при подготовке тренинга продаж рекомендуется провести методику "Секретный покупатель", которая позволяет, с помощью специально подготовленных экспертов, оценить качество работы специалистов по продажам.
Принципы проведения тренинга:
- – принцип активности предполагает не только усвоение знаний и приемов, а самостоятельную выработку эффективных навыков профессионального общения;
- – принцип обратной связи, на котором строится приобретение нового перцептивного, эмоционального и когнитивного опыта;
- – нацеленность на актуализацию ресурсов участников группы;
- – принцип "здесь и теперь" – в тренинге акцент делается на взаимоотношениях между участниками группы, которые развиваются и анализируются в ситуации, происходящей непосредственно на занятиях. В то же время, тренер находит связь между ситуацией "здесь и теперь" и профессиональным опытом участников;
- – принцип доброжелательности и опора на позитив обеспечивает формирование атмосферы психологической безопасности и принятия, открытости в общении между участниками;
- – принцип опоры на индивидуальный и организационный опыт участников.
Организационные условия проведения тренинга:
- – наличие постоянного состава группы (обычно от 7 до 15 человек), периодически собирающейся на обучение или работающей непрерывно в течение двух-пяти дней (режим марафона);
- – определенная пространственная организация (чаще всего – работа в удобном изолированном помещении, участники большую часть времени сидят в кругу);
- – применение активных методов групповой работы;
- – обеспеченность техническими средствами обучения (видео- и мультимедийная аппаратура) и методическими материалами;
- – количество часов – не менее 24.
Предмет работы ведущего в группе. Каждое действие ведущего тренинг должно быть осмыслено и соотнесено с общим контекстом его работы. Тем и отличается ведущий от участника группы, что он в любой момент времени осознает что, как и зачем он делает. Опишем два основных направления деятельности тренера в группе: работу с личностью и работу с группой.
А. Работа с личностью.
Работа с "Я" (как совокупностью представлений человека о самом себе) участника начинается с первой встречи группы. Все более глубокое осознание себя, осмысление своих особенностей, проявляющихся в общении, является одновременно и сутью, и эффектом тренинга. Понимание своего "Я" может происходить на нескольких уровнях:
- – осознание участником того, как он воспринимается другими, каким он представляется в межличностных ситуациях (каким меня видят другие?);
- – осознание собственных стратегий и тактик, применяемых в общении длительное время (каким я воспринимаю себя?);
- – осознание мотивов, лежащих в основе того или иного стиля поведения (почему я общаюсь именно так?);
- – понимание человеком того, как на протяжении его жизни складывались присущие ему способы поведения (каковы глубинные причины, лежащие в основе моего поведения?).
Эта этапность в понимании своего "Я" лежит в основе построения программы тренинга.
Работа с "Я" участников ведется в течение всего тренинга. Практически все процедуры тем или иным образом направлены на осмысление ими своих особенностей. Сначала участникам предоставляется возможность излагать фактическую информацию о себе, своих сильных и слабых сторонах. Далее участники могут затрагивать такие темы, как профессиональные позиции, отношения, возможности и ограничения в профессиональном общении. Проговаривая вслух эти внутренние содержания, участник смотрит на них как бы глазами других, получает обратную связь. Самопознание тесно связано с процессом самораскрытия. С. Джурард подчеркивал, что "раскрытие своего “Я”" другому человеку есть признак сильной и здоровой личности. В другом случае личность тратит энергию для построения ложного, внешнего "Я". Самораскрытие возможно лишь в том случае, если оно является функцией имеющихся взаимоотношений: когда взаимоотношения между людьми строятся па основе взаимного принятия, когда оно происходит постепенно, и человек способен почувствовать, какое влияние производит самораскрытие на других. Два автора, Дафт Джозеф и Гарри Инграм, создали схему, известную в литературе под названием "Окошко Иогари" (табл. 10.3).
Таблица 10.3
"Окошко Иогари"
Открытая область содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим. Важно то, что в группе участник получает обратную связь от других относительно эффективности своего поведения и его адекватности профессиональным целям. Слепая область состоит из того, что в человеке видят особенности, которые им самим не замечаются, а окружающие коллеги считают неуместным говорить о них. Отталкивающая манера общения, повышенная агрессивность, навязчивость и другие особенности поведения становятся предметом обсуждения в тренинге и корректируются.
Неизвестная область – это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих. В тренинге вся содержательная работа направлена на расширение открытой области за счет уменьшения других областей. Выражая личностно значимые мысли и чувства, получая обратную связь, члены группы имеют возможность исследовать себя как бы со стороны. Среди способов, при помощи которых группа и ведущий поощряют в участниках рост осознания себя, главными являются: обучение рефлексии, понимание, эмпатия и др. Но для того, чтобы члены группы смогли начать глубоко анализировать себя, они должны быть уверены в том, что группа их принимает, понимает и окажет поддержку. Поэтому тренер сознательно строит свою работу по развитию группы.
Б. Работа с группой.
Конструктивная работа над собой участников тренинга может осуществляться в сплоченной, развитой в психологическом отношении группе. На сплочение группы влияет совместная деятельность по решению задач, личностно значимых для участников. Работа над совершенствованием своих способов общения, над улучшением самовосприятия, отработкой профессионально важных умений объединяет участников. На сплочение может влиять также престиж группы и ее ведущего, соперничество с другими группами, присутствие в группе девианта, поведение которого значительно отличается от поведения других. В сплоченной группе участники открыто разбирают конфликты. Группа также нуждается в конфронтации, взаимной критике, которая приводит к изменениям в поведении и позициях участников группы. При конфронтации действия одного человека или группы направлены на то, чтобы заставить другого осознать, проанализировать или изменить свое межличностное поведение. Конфронтация даст результаты, если атмосфера в группе носит доверительный характер и участники открыты для обратной связи.
Можно выделить, по крайней мере, три фазы развития группы.
1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации. Настрой на первых занятиях у большинства участников – заинтересованный, у некоторых – скептический. На этой фазе группа находится в сильной зависимости от ведущего. От него ждут совета, инструкции. Возможно проявление сопротивления участию в группе. Чувство зависимости в меньшей степени проявляется в структурированных группах, так как ведущий стремится снять их с помощью устанавливаемых правил, совместного определения целей работы.
Одновременно – это фаза ориентации участников в группе: кто с кем близок в плане трудностей общения, кто как на кого реагирует. На этой фазе группа обсуждает зачастую несущественные вопросы, участники дают друг другу советы, которые уже много раз давались "за кругом" и не помогали.
- 2. Фаза конфликта. Проявляется тенденция к соперничеству, идет кристаллизация ролей. Преобладающие эмоции – напряженность, неконструктивность в поведении. Часто встречается открытая конфронтация с тренером. Иногда группа выбирает себе в качестве объекта агрессии одного из участников и вымещает на нем напряжение, обвиняет, осуждает за поведение, отклоняющееся от нормы, общепринятой в группе. Здесь еще нет конструктивной помощи, преобладают оценки, советы друг другу.
- 3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Формируется чувство принадлежности к группе, осознание всеобщего "мы". Появляется искренность в высказывании своих мыслей. Участники открыто рассказывают о себе и своей работе, своих достижениях и ограничениях. Развитая группа способна обеспечить развитие личности. Среди механизмов, лежащих в основе этого процесса авторы выделяют:
- 1) членство в группе;
- 2) эмоциональную поддержку;
- 3) помощь другим;
- 4) самоизучение и самопроявление;
- 5) осмысление;
- 6) отреагирование;
- 7) обратную связь и конфронтацию;
- 8) корректировочный эмоциональный опыт;
- 9) опробование и освоение нового опыта поведения;
- 10) получение новой информации о приобретение навыков общения.
Предлагаем краткое описание этих механизмов.
Один из них – просто принадлежность к группе. Уже сама позиция участника может эффективно воздействовать и вызывать требуемые изменения. Прием в группу, общение в ней заставляют человека почувствовать, что он не один со своими трудностями, что его трудности не уникальны. Это снимает напряжение и способствует преодолению многих трудностей.
Другой действенный механизм групповой работы – эмоциональная поддержка. Благодаря нему, возникающая атмосфера взаимной заинтересованности, доверия и понимания, создает необходимые предпосылки для ослабления защитных механизмов. Эмоциональная поддержка оказывает стабилизирующее положительное воздействие на самооценку, повышает степень самоуважения и таким образом оказывает корректирующее эмоциональное воздействие на такой важный элемент системы отношений, каким является отношение к себе.
Помощь остальным участникам повышает ощущение своей необходимости, полезности. Этот фактор помогает преодолеть сосредоточенность на своих трудностях, повышает чувство принадлежности к организации, уверенности.
Расширение сферы осознания состоит из осознания мотивов своего поведения, своей роли в происхождении различных конфликтных ситуаций, более глубоких причин возникновения тех или иных отношений, способов поведения и эмоционального реагирования.
Эмоциональное реагирование включает свободное выражение собственных эмоций: понимание и раскрытие себя с соответствующими им переживаниями, получение эмоциональной поддержки, эмоциональную коррекцию своих отношений, модификацию способа переживаний и эмоционального реагирования.
Обратная связь выступает важнейшей образующей собственного "Я", является важным звеном в познании других людей, окружающего мира. Она может быть вербальной или невербальной, т.е. выражаться в слове или жесте, взгляде, мимике; оценочной и не содержащей оценки; соотносящейся с конкретным источником и не определяющей источник вовсе; общей или специфической применительно к поведению человека; эмоционально окрашенной и не несущей этой окраски со стороны коммуникатора и т.д. Важным условием продуктивности обратной связи, выполняемой в случае тренинга, является ее своевременность. Обратная связь "по горячему следу" наиболее полезна.
Адекватное и эмоционально благоприятное отношение к себе обеспечивает также адекватное, без искажений реальности, восприятие окружающего, способствует формированию динамичных отношений к окружающему миру, к другим людям, к сферам своей деятельности, корригирует уровень притязаний и формирует достаточно высокий уровень ожиданий, активизирующий деятельность человека в самых различных сферах, способствует развитию и совершенствованию профессионального общения. Следовательно, ведущим внутриличностным механизмом является определенная динамика отношения к себе и самооценка.
К механизмам направленного психологического воздействия относится и отработка новых приемов и способов поведения. Это преодоление неадекватных форм поведения, проявляющихся в группе, закрепление новых форм поведения, в частности тех, которые будут способствовать адекватному функционированию в профессии, коррекция своих неадекватных реакций и форм поведения на основе изменений в познавательной сфере.
Новая информация в тренинге поступает участнику от членов группы, от тренера в форме разъяснения и анализа происходящего в группе. В некоторых случаях – из предложенной ведущим литературы.
Групповой процесс суммируется из действий ведущего и участников тренинга. Тем не менее, профессиональная обязанность ведущего – нести ответственность за успех тренинга и позитивный настрой участников.
Функции тренера. Ведущий тренинга, его личностные особенности, знания, умения являются, в определенном смысле, средством развития как отдельной личности участника, так и группы в целом. Позиция тренера, его стиль и методы работы с группой не могут быть в течение всего тренинга однообразными. Они зависят от потребностей участников, групповой ситуации, уровня развития группы.
Основные функции ведущего в тренинге.
- 1. Руководящая функция. В тренинге, который является достаточно структурированной моделью работы, ведущий задает программу обучения, правила, цели работы. Он также осуществляет методическое обеспечение занятий. Но недопустимо, чтобы эта руководящая позиция вела к снижению активности участников группы, перекладыванию всей ответственности за происходящее на консультанта.
- 2. Экспертная функция заключается в том, что ведущий помогает участникам объективно оценить свое поведение, наглядно увидеть, как оно действует на других. Экспертиза может осуществляться через предоставление информации по теме тренинга и через анализ происходящего.
- 3. Аналитическая функция заключается в том, что ведущий обобщает и комментирует происходящее в группе. Комментарии могут носить характер:
- а) наблюдений, которые ведущий преподносит не от себя лично, а в виде описания деятельности группы без выражения собственных чувств и оценочных суждений;
- б) перечисления и классификации происходящего в группе с использованием соответствующего понятийного аппарата;
- в) гипотез, в которых как бы предполагается, что в группе может произойти и почему.
- 4. Посредническая функция заключается в организации групповых процессов. В тех случаях, когда группа испытывает затруднения в развитии, ведущий может вмешиваться, используя методы психологического воздействия. Ведущий также использует свое умение действовать в межличностном общении в доверительной манере, создавать в группе эффективные коммуникации, быстро реагировать на возникающие ситуации.
- 5. Ведущий как образец поведения для участников. Подражание ведущему, особенно на начальных этапах, неизбежно. Именно поэтому тренер должен предоставлять участникам такую возможность. Он активен, участвует в процедурах вместе с группой.
С нашей точки зрения, ведущему желательно иметь психологическое образование, самому пройти тренинг и постоянно участвовать в работе таких групп в качестве участника, так как высока вероятность профессиональной и личностной деформации в результате длительного общения с группами. Возраст ведущего – не менее 25 лет. Ведение организационного тренинга предполагает высокую степень информированности о специфике профессиональной деятельности участников.
На тренинге используются следующие методы:
- – кейсы;
- – игровые (деловые, ролевые игры);
- – групповая дискуссия;
- – мозговой штурм;
- – видеоанализ;
- – модерация и др.
Кейс – проблемная ситуация, требующая ответа и нахождения решения. Решение кейса может происходить как индивидуально, так и в составе группы. Основная задача кейса научиться анализировать информацию, выявлять основные проблемы и пути решения, формировать программу действий.
Деловая игра – имитация различных аспектов профессиональной деятельности, социального взаимодействия.
Ролевая игра – это исполнение участниками определенных ролей с целью решения или проработки определенной ситуации.
Игры-разминки – инструмент, используемый для управления групповой динамикой. Игры-разминки представляют собой расслабляющие и позволяющие снять напряжение, групповые задания.
Групповая дискуссия – совместное обсуждение и анализ проблемной ситуации, вопроса или задачи. Групповая дискуссия может быть структурированной (т.е. управляемой тренером с помощью поставленных вопросов или тем для обсуждения) или неструктурированной (ее течение зависит от участников группового обсуждения).
Мозговой штурм – один из наиболее эффективных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил – сначала участникам предлагается высказывать как можно больше вариантов и идей, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике.
Видеоанализ – инструмент, представляющий собой демонстрацию видеороликов с последующим анализом, подготовленных тренером, или видеозаписей, на которых участники тренинга демонстрируют разные типы поведения. Видеоанализ позволяет наглядно рассмотреть достоинства и недостатки разных типов поведения.
Посттренинговое сопровождение. Посттренинговое сопровождение – это система работы с персоналом, направленная на поддержание позитивных тренинговых эффектов и обеспечивающая применение знаний, умений, навыков, качеств, полученных участниками на тренинге, в ходе повседневной профессиональной деятельности.
Посттренинг может проводиться в формате семинара, мастерской, повторения фрагментов тренинга, коучинга и наставничества, электронной переписки с тренером, внедрением дистанционного курса.
Тренингов существует огромное количество. Виды тренингов не поддаются уже никакому подсчёту. Ежегодно на рынке появляются десятки новых книг с описанием тренингов, плюс к тому же, каждый профессиональный тренер со стажем может разработать новый тренинг под ваш индивидуальный заказ. И во всем этом растущем море различных тренингов как-то хочется ориентироваться. А для этого виды тренингов можно классифицировать, объединять и группировать по определенным признакам. Что мы и сделаем ниже.
Сначала вы просто записываете на бумагу все возможные варианты решения задачи. Существует множество альтернативных вариантов решения бизнес-задач и без тренингов. Лет семь назад разнообразные виды тренингов были малоизвестны, а бизнес развивался довольно успешно, следовательно, подобные задачи решались и раньше. Знаете ли вы, как это делалось в вашей организации или в других компаниях раньше? Можете ли вы сегодня воспользоваться прошлым опытом? Например, просто обучающие курсы, технические новшества и другие.
Затем — определяете критерии, по которым вы будете сравнивать записанные варианты. В качестве критериев сравнения можно выбрать качество , стоимость или время решения задачи, при этом следует помнить о том, что достичь одновременно всех трех показателей невозможно. Поэтому, выбирая один или два показателя из указанных трех, необходимо учесть возможные побочные эффекты в том или ином варианте.
Также необходимо предварительно поговорить с теми, для кого вы планируете заказать тренинг, и узнать, а хотят ли они участвовать в таком тренинге? Как относятся сотрудники к варианту решения поставленной задачи через тренинг? И как соотносятся суммарные затраты компании на проведение тренинга с суммарной зарплатой участников тренинга? Например, вы решили провести командообразующий тренинг . И если участники тренинга узнают о том, что стоимость тренинга плюс конференц-услуги, плюс фуршет в 10 раз больше суммарной месячной зарплаты участников, маловероятно, что им понравится такое решение руководства. Как результат, в таком случае эффективность любого вида тренингов, скорее всего, будет равняться нулю.
Если бы им отдали денежный эквивалент стоимости тренинга, смогли бы они решить поставленные задачи самостоятельно?
Если вы определились, что именно тренинг является лучшим вариантом решения вашей задачи, и ваши сотрудники, которым предстоит принимать участие в тренинге, принимают ваше решение, вы можете приступать к поиску и выбору тренинговой компании и тренеров, которые бы взялись за решение вашей задачи.
Поиск тренинговой компании
Поиск можно осуществить в интернете по ключевым словам или в специализированных журналах, — источников сейчас много. При выборе тренинговых компаний можно руководствоваться теми же общими критериями выбора любого поставщика товаров и услуг (например, чтобы можно было их найти через год-два,
для того, чтобы предъявить претензии — или поблагодарить за удачно проведенный тренинг):
- продолжительность работы компании в данном секторе рынка и ее специализация на тех задачах, которые вы планируете решить;
- наличие у компании своего стационарного офиса и тренингового зала;
- наличие своих штатных тренеров;
- наличие своего сайта в интернете, адреса и телефона;
- форма регистрации (ОАО, ЗАО, ООО, ЧП, СПД).
При этом обязательно обратите внимание на соответствие вашей корпоративной философии и философии тренинговой компании. Иначе либо вы с тренерами просто не поймете друг друга, либо после проведенного тренинга вам придется « перевоспитывать» своих сотрудников в обратную сторону.
В результате данного этапа у вас есть список из 3-5 тренинговых компаний, с представителями которых вы хотели бы встретиться. При необходимости можете запросить у интересующих вас компаний дополнительные сведения о самой компании и ее тренерах.
Окончательный выбор тренера, с которым вы хотите работать
При выборе тренера существуют два этапа:
— Официальный. Заключается в знакомстве с портфолио тренера (образование, стаж работы, наличие сертификатов, проведенные тренинги, отзывы участников). На данном этапе желательно собрать максимум информации и проанализировать ее. Хорошо бы найти несколько различных участников тренингов, проводимых выбираемыми тренерами, и пообщаться с ними. Во время разговора с участниками тренингов стоит выяснить сильные и слабые стороны потенциальных тренеров.
Форма обучения, основной целью которой является быстрое формирование новых навыков, усвоение новой информации, изменение личностных установок.
Понятие тренинг
возникло в 60-е годы 20-го века на стыке психологии и спорта. Для получения быстрых результатов спортсмены должны тренировать и закреплять определенные навыки, преодолевать страхи и неуверенность. Однако в то время традиционная педагогика не могла предложить методов эффективного изменения установок. На помощь «пришли» психологи, которые к тому времени уже стали отказываться от затянутой по времени психотерапии и искали методы для более быстрой помощи клиентам. При слиянии технологий тренировки и приемов изменения установок и страхов (психотерапия) и родилось понятие тренинг,
которое так же быстро нашло применение в бизнес среде.
Причины возникновения тренингов
Индивидуальные тренировки видимо были еще у древних охотников. Археологические находки указывают на то, что они специально тренировались кидать копья в цель, посвящая этому достаточно много времени. Со становлением цивилизации потребность в интенсивном обучении появилась у ремесленников, которые обучали своих подмастерьев. Параллельно создавалась и традиционная школа обучения, где много времени уделялось формированию знаний.Как это ни парадоксально, но один из самых современных методов обучения case study
был придуман в древнем Китае. Конфуций, Хан Фейшин и другие философы последователи Лао-Цзы обучали с помощью следующей техники: один ученик должен был в виде притчи рассказать какой-либо парадокс, который он знает или слышал. Остальные члены группы искали пути решения данной проблемы. Подобный метод позже был использован в 1880-х годах Кристофером Лангделлом, деканом Гарвардской Юридической школы для обучения студентов.
Сейчас тренинг является формой интенсивного обучения в бизнесе и психологии.
Некоторые специалисты выделяют бизнес тренинги в отдельную категорию в связи с тем, что это один из самых эффективных способов на данный момент быстро сформировать навык и передать знания группе людей. Все остальные формы обучения требуют большего количества ресурсов: денег, времени, отрыва от производства и так далее. Именно это и стало основой для такой популярности тренингов в бизнесе.
Виды тренингов
Все тренинги можно разделить на три основных вида по своей направленности или цели изменений, в то же время надо понимать, что в большинстве случаев определенный вид тренинга частично смешивается с другим.Тренинги психологические (социально-психологические)
Психологические тренинги направлены на изменение негативных, мешающих человеку установок, поведенческих привычек и формирование новых. По типу своего воздействия психологический тренинг находится между психотерапевтическим и навыковым. Чаще всего психологические тренинги используются для повышения коммуникативной компетентности. Например, тренинг «Ассертивность» формирует навык уверенного общения, способов противостояния манипуляции. А большинство тренингов «Личностного роста» рассчитаны на изменение личностных установок, например, формирования личной ответственности каждого участника за свою жизнь.По форме проведения тренинг социально психологический проходит в групповой форме. Индивидуальное обучение используется обычно в рамках психотерапевтической консультации. В рамках таких тренингов применятся огромное количество видов упражнений - симуляции, обсуждения, совершение реальных действий под наблюдением, социометрические упражнения, телесно двигательные упражнения, танцевальная терапия, методы актерского мастерства и другие. При направленности занятий на повышение коммуникативной компетентности очень важно наличие обратной связи от тренера и группы.
Тренинг психотерапевтический
Тренинг направлен на глубокие изменения душевного состояния, нравственных и личностных барьеров, понимания глубинных установок сформированных до рождения и в процессии жизни, семейных проблем. Чаще всего проводится в рамках одного из направлений психотерапии.Основные виды психотерапевтического тренинга:
. Психодрама
- решение проблем через образное проигрывание сложной ситуации клиента.
Гештальт группа
– терапия в группе путем осознания своих проблем через обсуждение, метафорическое разыгрывание и других методов.
Семейная групповая терапия
использует самые разные методы работы, как с одной семьей, так и одновременно с несколькими.
Психосоматическая групповая терапия
– комплекс методов по работе с телом, основанный на надавливаниях, массировании, расслаблении, повторении определенных движений с целью снятия «напряженности» с органа или тела, для избавления от невроза, физической или психической болезни /проблемы.
Позитивная групповая психотерапия
использует различные методы преодоления психологических сложностей клиентов за счет врожденных или развитых в течение жизни способностях.
Когнитивная психотерапия
– направлена на решение самых различных проблем и заболеваний за счет изменения отношения клиентов к эмоциям и переживаниям.
Экзистенциальная групповая психотерапия
– тренинг, основанный на повышении понимания клиентов уникальности своей жизни, изменения отношения к прошлому, будущему и настоящему.
Провокативная групповая психотерапия
– в основе лежит провокация клиента на определенные действия, поступки, слова, которые помогают ему осознать и преодолеть «личностный невроз».
Современные технологии породили появление еще одной формы тренинга – дистанционные тренинги (онлайн тренинги).
Дистанционные тренинги (онлайн тренинги) - это способ передачи знаний, формирования навыков у аудитории без непосредственного контакта педагога с учеником. Дистанционный тренинг в целом делится на две больших формы – автоматизированное обучение и дистанционное педагогическое обучение.Автоматизированное обучение предполагает, что взаимодействие идет по принципу «человек – машина», без непосредственного участия педагога. Сюда относятся дистанционные тренинги на нашем сайте (онлайн тренинги), обучающее видео, например на www.youtube.com, обучающие презентации, автоматизированные тренажеры печати десятипальцевым слепым методом на клавиатуре.
Дистанционное педагогическое обучение предполагает непрямое взаимодействие педагога и ученика. К такому виду обучения относятся вебинары, трансляции лекций через интернет или телевизионные каналы, корреспондентское обучение, когда учащийся самостоятельно изучает предмет, после пишет работу или отвечает на вопросы по теме, педагог анализирует работу и отсылает результаты и свои комментарии обратно. Раньше такая форма обучения в основном осуществлялась посредством обычной почты как у школа «Ешко» (Европейская школа корреспондентского обучения). Сейчас в основном задействована электронная почта или месенджеры типа ICQ, Skype, Gtalk и другие.
Последние отзывы (0)