Кутья (Коливо): поминальное (праздничное) блюдо. Пятница первой седмицы великого поста
После вечерни и Литургии Преждеосвященных Даров в храмах совершается молебный канон святому великомученику Феодору Тирону и благословляется в честь его коливо – рис, сваренный с медом. Празднование это установлено по следующему случаю.
В 362 году греческий император Юлиан Отступник в насмешку над христианами приказал тайно окропить идоложертвенной кровью все съестные припасы, продававшиеся на рынках Антиохии. Отступник от христианской веры хотел таким образом осквернить верующих, которые строго постились в первую неделю Великого Поста. Но великомученик Феодор, сожженный в 306 году за исповедание веры Христовой, явился во сне епископу Евдоксию, рассказал об этом распоряжении Юлиана и дал совет вместо оскверненной пищи употреблять в течение недели коливо.
Креста Твоего Господи, сила великая: ибо образующе сего в себе, абие демонов крепость отражаем.
«Велика сила Креста Твоего, Господи: ибо, им себя ограждая, тотчас демонскую силу побеждаем».
Велия веры исправления, во источнице пламене, яко на воде упокоения, святый мученик Феодор радовашеся: огнем бо всесожжегся, яко хлеб сладкий Троице принесеся. Того молитвами, Христе Боже, спаси души наша.
«О великие успехи веры! Посреди пламени, как в прохладной воде, святой мученик Феодор радовался: ибо, сгорев в огне, стал подобным сладкому хлебу для Троицы. Его молитвами, Христе Боже, спаси души наши».
Тропарь святому Феодору Тирону
Веру Христову яко щит внутрь приим в сердце твоем, противные силы попрал еси, многострадальче: и венцем небесным венчался еси вечно, Феодоре, яко непобедимый.
«Приняв, как щит, в сердце твоем веру Христову, вражеские силы попрал, многострадальный, и небесной вечной наградой увенчан был ты, Феодор, как непобедимый».
Кондак святому Феодору Тирону
Об исповеди
Грехи оплаканные, исповеданные и разрешенные, уже не в нас, или не на нас. Они тоже, что сучья, отрубленные от дерева: когда любили грехи, они были на дереве жизни нашей живыми ветвями и питались от него; когда же мы отвратились от них, стали мерзить ими, раскаялись и исповедались, – этим действием мы отсекли их от себя. В минуту разрешения они отпали от нас. Теперь это сухие ветки, и Господь идет попалить в нас сие терпение прегрешений. Чрез разрешение грехов Он Себе приготовляет в нас достойную Себя обитель.
Не говори: сегодня согрешу, а завтра покаюсь, но лучше сегодня покаемся, ибо не знаем, доживем ли до завтра.
Хорошо делают те, которые, готовясь к исповеди в первый раз после долгого пребывания во грехах, находят случай предварительно переговорить с духовным отцом и рассказать ему всю историю жизни своей греховной. Таким нет опасности забыть или пропустить что-либо в смятении во время исповеди. Всячески стоит позаботиться о полном открытии грехов своих. Господь дал власть разрешать не безусловно, а под условием раскаяния и исповеди.
Если же не будем достодолжно об грехах исповедоваться, то во время исхода нашего страх некий неопределенный найдем в себе. А нам, любящим Господа, надлежит желать и молиться, чтобы в то время оказаться непричастными никакому страху, – ибо кто тогда будет находиться в страхе, тот не пройдет свободно мимо князей адских, потому что эту боязливость души они считают за признак соучастия ее в их зле, как это в них самих есть.
Блаженный Диадох
Когда согрешашь ты, не плачь и стенай не о том, что будешь наказан: это еще не важно; но о том, что ты оскорбил своего Владыку, который столько благ, столько тебя любит; столько заботится о твоем спасении, что и Сына Своего предал за тебя. Вот о чем ты должен плакать и стенать, и плакать непрестанно. Ибо в этом состоит исповедание.
Пост почитай оружием, молитву – стеною, слезы – банею.
Преподобный Нил Синайский
Всякий грех совершается для наслаждения, и всякое прощение грехов получается через злострадание и печаль.
Преподобный авва Фаласий
Кто здесь не плачет о себе, тот будет вечно плакать там. Итак, необходимо плакать или здесь – добровольно, или там – от мучений.
Преподобный авва Арсений
Чин исповеди
Исповедуюся Господу Богу Вседержителю, в Святой Троице славимому и поклоняемому Отцу, и Сыну, и Святому Духу…, во всех моих грехах, зле мною, содеянных мыслью, словом, делом и всеми моими чувствы.
Согрешил я пред Господом и Спасителем моим неблагодарностью, маловерием и неверием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил вероломством и неверностью, непостоянством в добродетели, легкомыслием, суетностью, тщеславием, боязливостью, ропотом, унынием, малодушием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил я Господи: самолюбием, гордостью, унижением других, завистью, ненавистью, злобою, ехидством, грубостью, дерзостью, жестокостью. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил объядением, пьянством, курением, леностью, похотью, блудом, нечистотою. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил своенравием, самочинием, непослушанием, неповиновением, строптивостью нрава. – Каюсь, Господи. Помилуй, прости и спаси!
Согрешил корыстолюбием, скупостью, жадностью, лживостью, лукавством, клеветою, придирчивостью, божбою, лицемерием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил похищением, татьбою, присвоением чужого, утаением найденного, обвешиванием и обманом в купле и продаже, поблажкою и потворством грехам и преступлениям. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил я, Господи: суетным провождением времени, пустословием, празднословием, сквернословием, игрою в карты, страстью и чтению пустых книг, нерадением к чтению Священного Писания и других духовных и душеполезных книг. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил недоброжелательством, зложелательством, злорадством, злопамятством… Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил небрежностью к молитве как к церковной, так и домашней, суеверием, гаданием. – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Согрешил недобросовестным исполнением служебных обязанностей, роскошью, неуважением к старости, оскорблением родителей, придумыванием извинения своим грехам и самооправданием вместо самоосуждения и самообличения…, подстрекательством на зло, проклятием на ближнего, ругательством, убийством … … – Каюсь, Господи, помилуй, прости и спаси!
Каюсь во всех беззакониях своих, горько сокрушаюсь о согрешениях и впредь, при Божией помощи, буду от них блюститься.
Прости меня, отче честный, и будь мне свидетелем в день суда против обличителя моего диавола, что все сие я исповедал и, по данной тебе от Бога власти прощать кающимся грехи, разреши от них, и помолися, да управит Господь путь мой во спасение.
Житие святого великомученика Феодора Тирона
Великомученик Феодор Тирон был войном в городе Аласии Понтийской области в Малой Азии, под начальством некоего Врника. Его принуждали принести жертву идолам. Святой Феодор твердо, во всеуслышание исповедал свою веру во Христа Спасителя. Начальник дал ему несколько дней на размышление, во время которых Святой Феодор усиленно молился. Его обвинили в поджоге языческого храма, и бросили в темницу на голодную смерть. Там ему явился Господь Иисус Христос, утешил и подкрепил его. Привезенный к правителю, Святой Феодор еще раз смело и безбоязненно исповедал свою веру, за что был предан новым истязаниям и осужден на сожжение. Мученик Феодор без трепета взошел на костер и с молитвой и славословием предал свою святую душу Богу.
Это произошло около 306 года при Римском императоре Галерии. Неповрежденное огнем тело святого Феодора было погребено в городе Евхаитах, недалеко от Амасии. Впоследствии мощи его были перенесены в Царьград, в храм, освященный во имя его. Глава же его находится в Италии, в городе Гаэте.
Спустя 50 лет после мученической кончины святого Феодора, император Юлиан Отступник (361 – 363), желая надругаться над христианами, приказал градоначальнику Константинополя окроплять в первую седмицу Великого Поста все съестные припасы на рынках идоложертвенной кровью. Святой Феодор, явившись во сне архиепископу Евдоксию, повелел ему объявить всем христианам, чтобы никто не покупал ничего на рынках, а ели вареную пшеницу с медом – коливо (кутью или сочиво). В память этого события Православная Церковь ежегодно совершает празднование в субботу первой недели Великого Поста. В навечерие субботы, в пятницу, на Божественной Литургии Преждеосвященных Даров после заамвонной молитвы читается канон молебный Святому Великомученику Феодору, составленный преподобным Иоанном Дамаскиным. После этого коливо благословляется и раздается верующим. Празднование великомученику Феодору в субботу первой седмицы Великого Поста описывал патриарх Константинопольский Нектарий (381 – 397).
Настольная книга священнослужителя, Т. II
Варили сочиво, или кутью, из пшеницы, гороха, риса, обдирного ячменя, заправляли медом, маковым, конопляным, подсолнечным или другим постным маслом. Зерно было символом воскресающей жизни, а мед или сладкая приправа означали сладость будущей блаженной жизни.
Как приготовить сочиво (коливо, кутью): стакан зерен пшеницы, 100 граммов мака, 100 граммов ядер грецких орехов, одна-три столовые ложки меда, сахар по вкусу.
Зерна пшеницы нужно растолочь в деревянной ступе деревянным пестиком, периодически подливая немного теплой воды, чтобы оболочка пшеницы отошла. Затем ядро отделяют от шелухи, просеивая и промывая. На воде из чистых зерен варят обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охлаждают, подслащивают по вкусу.
Отдельно растирают мак до получения макового молочка, добавляют мед, все перемешивают и добавляют к пшенице. Если каша густая, ее можно разбавить охлажденной кипяченой водой. В конце добавляют толченые ядра грецких орехов.
Коливо (рассыпчатая кутья). На фото – из зёрен пшеницы с мёдом и изюмом.
Иногда сочиво готовят из риса , но рис следует приготовить особо — стакан риса залить 1,5 стаканов кипятка, плотно накрыть кастрюлю крышкой, варить рис три минуты на сильном огне, шесть — на среднем, три — на маленьком. Еще 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Соотношение всех компонентов для сочива сохраняется. Иногда добавляют изюм, но это необязательно. Для подслащивания лучше использовать только мед.
Пшеничная кутья с медом. Целые зерна лущеной пшеницы или пшеничной крупы залить холодной водой, варить до размягчения и откинуть на дуршлаг. 200 граммов меда развести четырьмя стаканами воды, залить пшеницу, поставить на слабый огонь, довести до кипения и охладить.
Сочиво (полужидкая кутья). На фото – с маковым молоком, мёдом и орехами.
Кутья из риса. 500 граммов риса перебрать, промыть, залить холодной водой, довести до кипения, откинуть на сито или дуршлаг и промыть холодной водой. Затем рис снова залить большим количеством холодной воды и варить до готовности, не мешая. Воду слить, рис охладить. Ошпаренный кипятком сладкий миндаль растереть, добавить сахарный песок, размешать, развести небольшим количеством воды и добавить в рис. Все перемешать, добавить 200 граммов вымытого и ошпаренного кипятком изюма, корицу и снова тщательно перемешать. Выложить на большую тарелку и посыпать по вкусу сахарной пудрой. Отдельно подать фруктовый кисель.
Просмотрено (2406) раз
Коливо
(греч. «вареная пшеница»)
вареная пшеница (или иной злак), подслащенная медом или сахаром. Благословляется в церкви и употребляется в пищу в пятницу первой недели Великого поста в память чуда св. мученика Феодора Тирона (ум. 306), который, явившись в этот день в 362 г. во сне антиохийскому епископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью. Коливо (называемое еще кутьей) благословляется также после панихиды по умершему. Зерна символизируют будущее Воскресение, мед или сахар – блаженство будущей жизни.
Рецепт приготовления колива: зерна пшеницы промыть и замочить на ночь в воде, сварить. Заправить остывшую пшеницу медом. Коливо можно украсить цукатами и изюмом. Вместо пшеницы можно использовать рис.
Православие. Словарь-справочник . 2014 .
Синонимы :Смотреть что такое "Коливо" в других словарях:
КОЛИВО - КОЛИВО, колево ср. поминальная кутья, каша из пшеницы, либо из полбы, рису и пр. с изюмом. | зап. росток, побег, стебелек. В огороде на гряде три колива мяты. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля
коливо - кутья, колево Словарь русских синонимов. коливо сущ., кол во синонимов: 3 колево (1) кутия … Словарь синонимов
КОЛИВО - КОЛИВО, КОЛЕВО (ново греч. colyba). Кутья поминальная. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
коливо - поминальная кутья, укр. коливо цслав. коливо κολλυβον болг. коливо, сербохорв. ко̏љиво. Из греч. κόλλυβον ? то же. см. Фасмер, ИОРЯС 12, 2, 244. Гр. сл. эт. 92; Бернекер 1, 547 … Этимологический словарь русского языка Макса Фасмера
Коливо - Кутья из зёрен пшеницы с изюмом Кутья, коливо, канун (рум. colivă, сербск. кољиво, укр. кутя) ритуальное поминальное блюдо славян, каша, сваренная из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее время из риса, или, как его… … Википедия
Коливо - (кутья) вареный рис или пшеница с медом и сахаром. Это блюдо употребляют в пищу в пятницу, на первой неделе Великого поста, в день поминовения мученика Феодора Тирона и совершенного им чуда. Святой Феодор Тирон в этот день (в 362 году) явился… … Православная энциклопедия
От «масленицы» нигде ни крошки, чтобы и духу не было. Даже заливную осетрину отдали вчера на кухню. В буфете остались самые расхожие тарелки, с бурыми пятнышками-щербинками, – великопостные. В передней стоят миски с желтыми солеными огурцами, с воткнутыми в них зонтичками укропа, и с рубленой капустой, кислой, густо посыпанной анисом, – такая прелесть. Я хватаю щепотками, – как хрустит! И даю себе слово не скоромиться во весь пост. Зачем скоромное, которое губит душу, если и без того все вкусно? Будут варить компот, делать картофельные котлеты с черносливом и шепталой, горох, маковый хлеб с красивыми завитушками из сахарного мака, розовые баранки, «кресты» на Крестопоклонной... мороженая клюква с сахаром, заливные орехи, засахаренный миндаль, горох моченый, бублики и сайки, изюм кувшинный, пастила рябиновая, постный сахар – лимонный, малиновый, с апельсинчиками внутри, халва... А жареная гречневая каша с луком, запить кваском! А постные пирожки с груздями, а гречневые блины с луком по субботам... а кутья с мармеладом в первую субботу, какое-то «коливо»! А миндальное молоко с белым киселем, а киселек клюквенный с ванилью, а... великая кулебяка на Благовещение, с вязигой, с осетринкой! А калья, необыкновенная калья, с кусочками голубой икры, с маринованными огурчиками... а моченые яблоки по воскресеньям, а талая, сладкая-сладкая «рязань»... а «грешники», с конопляным маслом, с хрустящей корочкой, с теплою пустотой внутри!.. Неужели и т а м, куда все уходят из этой жизни, будет такое постное!
И.С. Шмелёв. Лето Господне
Традиции Православной Церкви донесли до нашего времени обычай в некоторые постные дни готовить особые кушанья, имеющие связь с тем или иным праздником.
Такое блюдо как кутья (кутья – общее славянское название сладкой праздничной зерновой каши) готовится в дни особого поминовения усопших. По традиции с кутьи (она могла быть из разваренных зерен пшеницы, ржи, ячменя или риса с мёдом или изюмом), начинался поминальный обед. Поминальный обед традиционно устраивается после смерти христианина на третий день (в честь трехдневного Воскресения Христа – победы жизни над смертью), на девятый день, на сороковой день (в честь сорокадневного Вознесения Христа на небо), а также в годовщину смерти. Поминальный стол на Руси традиционно был простым и сытным, за ним не принято было подавать изысканные блюда, а некоторые поминальные кушанья иногда предварительно освящались в храме. С давних времен таким кушаньем является мед (мёд ел Воскресший Христос, когда явился своим ученикам). Из фруктов и мёда на Руси приготовляли сладкий фруктовый взвар – прообраз современного компота, который также стал обязательной поминальным блюдом. Для поминок выпекали пшеничный дрожжевой хлеб, на который ставили зажженные свечи. В конце обеда его раздавали всем присутствующим. Этот хлеб напоминал о том, что ученики Христа после Воскресения всегда оставляли один хлеб во время трапезы, надеясь, что Христос придет к ним.
Самым простым способом приготовления кутьи для поминального обеда является такой (потребуется 2 стакана риса, 1-2 стакана изюма, 1 стакан меда):
Сварить рассыпчатый рис. Изюм промыть, залить кипятком на 10-15 минут, воду слить, изюм отжать салфеткой. Рис, изюм и мед смешать. В кутью можно добавить 1 стакан измельченного миндаля.
Среди разновидностей кутьи особое место занимают сочиво и коливо. Как утверждают некоторые знатоки обрядовой кухни, традиция готовить сочиво и коливо уходит в давние христианские времена.
В 362 г. император Юлиана Отступник хотел во время начала Великого поста осквернить христиан кровью языческих жертв и приказал, чтобы всю пищу, которая будет продаваться на рынке, тайно окропили кровью идоложертвенных животных. Тогда Константинопольскому епископу во сне явился святой Феодор Тирон и раскрыл ему коварный замысел, повелев сказать всем христианам, чтобы они не покупали ничего на рынке, а питались той пищей, которую святой Феодор назвал коливом. По преданию, архиепископ Евдоксий долго недоумевал и переспрашивал явившегося ему святого, что такое коливо и как его приготовить, поскольку в Константинополе такое название не было известно. Мученик Феодор пояснил, что в Евхаитах, где он погребен, так называют вареную с медом пшеницу. Епископ Евдоксий рассказал об этом христианам, и поэтому никто не покупал оскверненную пищу, как того хотел император Юлиан.
В память об этом чудесном событии в пятницу 1-й Недели поста в храмах Русской Православной Церкви совершается Чин освящения колива. Обычная молитва над коливом в данном случае предваряется особенным молебном великомученику. Профессор Киевской Духовной Академии Михаил Скабалланович объясняет в «Толковом Типиконе», что «вкушение колива – такая же принадлежность, такое же отличие памяти бденного святого, как трапеза для каждого дня. Это – трапеза в день памяти святого. Что такое коливо, объясняется в самом заглавии настоящего чина: это кутия или вареная пшеница с медом, украшенная сладкими плодами и приносимая в церковь в честь и память «Господских (т. е. двунадесятых, великих) праздников или святых Божиих», святых великих, как видно из помещения этого чина именно здесь. Как показывает содержание молитвы над коливом, оно, с одной стороны, имеет такое же знаменование, как приносимое в память усопших, то есть предуказывает на воскресение, уподобляемое в Священном Писании прозябанию зерна из земли; с другой стороны, коливо имеет целью, как и благословляемые на вечерне хлеб и вино, освящение праздничной трапезы, являющейся образом наслаждения вечными благами».
Пшеница или плоды, приносимые в память усопших, означают, что умерший воистину опять восстанет из гроба, ибо и пшеница, посеваемая в земле, и плод, полагаемый в землю, сперва истлевают, а потом приносят обильные, зрелые и совершенные плоды. Мед сахар, употребляемые в кути, означают то, что после воскресения ожидает православных и праведных, не горькая и прискорбная, но сладкая, благоприятная и блаженная жизнь в Царстве небесном. Коливо или кутия, приготовленные из зерен, выражают веру живых в воскресение умерших для лучшей жизни, подобно тому, как зерно, брошенное в землю, хотя подвергается тлению, но дает обильный урожай.
Сочиво – это блюдо родственное коливу. Когда практика празднования коливом дней памяти святых стала повсеместной, эта традиция перешла и на двунадесятые праздники. Однако для более торжественных праздников в Греческой Церкви в кушанье стали добавлять миндальное молоко, а в других культурах – заливать «соком» («сытой» – медовой водой или «взваром» – компотом из сухофруктов). Так появилось сочиво. Согласно церковному уставу, в дни Рождественского и Богоявленского сочельников православным христианам предписывается употреблять в пищу сочиво (церковнослав. сочиво – замоченные в воде зерна пшеницы, чечевицы, гороха и ячменя).
В Покровском храме сочиво и коливо по традиции готовятся несколько раз в год. По словам старшего повара трапезной храма Елены Борисовны Беловой, эти кушанья могут готовиться по самым разным рецептам. Елена Борисовна поделилась рецептом, по которому готовилось коливо в пятницу Первой недели Великого поста 2011 года.
Коливо
Ингридиенты:
1 ст. пшеничной крупы или цельного зерна пшеницы.
По 200 г. грецких орехов, фундука, кешью, миндальных орехов.
2 ст. л. кунжута.
200 г. белого хлеба.
3/4 ст. светлого изюма.
150 г. сахарной пудры.
Корица по вкусу.
Приготовление:
Орехи слегка подсушить в духовке (чтобы не потеряли цвет), натереть на мелкой тёрке. Хлеб нарезать на сухари, подсушить в духовке (без изменения цвета) смолоть на мясорубке. Пшеничную крупу просеять, набрать 1 стакан и залить 1 стаканом кипятка, варить на медленном огне до готовности, постепенно добавить еще? ст. воды. Полученную смесь укутать на 1 час. Затем промыть холодной водой, отжать и разложить в один слой на полотенце. Если варим цельное зерно пшеницы, то нужно варить его до готовности в 3-х стаканах воды. Затем также промыть и просушить.
На следующее утро смешиваем пшеничную крупу или пшеницу с молотыми сухарями, тщательно перемешиваем, постепенно добавляем орехи всех видов. Затем добавляем сахарную пудру, корицу по вкусу, изюм, жареный кунжут.
Выкладываем полученную смесь в блюдо, сверху посыпаем сахарной пудрой, украшаем цукатами, зернами граната. Можно выложить крест.
Коливо должно быть рассыпчатым, светлым, в меру сладким с приятным ореховым вкусом. Ангела за трапезой!
Материал подготовила Татьяна Петрович
Продукты для кутьи — обдирное зерно: пшеница, ячмень, рис, и сладкие добавки: раньше сыть — мед с водой, а сегодня цукаты, орехи, изюм и мед.
Блюдо имеет языческие корни. Поминальную кутью ставили на стол как угощение для усопших, чтобы почтить предков. Считалось, что так можно привлечь в дом успех и счастье на весь год. Но несмотря не языческие корни, кутья прижилась в православной кулинарной традиции и благословляется в церкви, символизируя единство живых и умерших в общем бессмертии.
Обычаи и традиции, связанные с кутьей
Название блюда имеет греческое происхождение: этим словом в Византии называли поминальное угощение из вареной пшеницы. Вместе с другими христианскими традициями обычай готовить кутью пришел к славянам, где и прижился на многие века.
Сладкая каша с медом и орехами символизирует достаток, изобилие, плодородие, здоровье и благополучие, поэтому ее ставили на стол по большим праздникам. Считалось, что чем богаче получалось блюдо (сытнее и с большим количеством добавок), тем удачнее будет год. Именно с кутьи принято начинать рождественскую трапезу и завершать тоже ею. Согласно сложившейся традиции, блюдо должны отведать все члены семьи и, помимо них, домашние животные и скот – это убережет их от болезней и подарит крепкое здоровье.
На Сочельник готовят постную кутью, ведь в это время еще продолжается пост. Для нее нельзя использовать никаких продуктов животного происхождения – ни масла, ни молока, ни сливок. В Рождество принято угощать своей кутьей родственников, живущих отдельно, друзей, соседей. Чем больше людей попробуют ее, тем больше благ это сулит в будущем. В отдельной мисочке кутью оставляют для умерших предков, которые, согласно верованиям, оберегают дом.
Кутью носят в храм, чтобы освятить ее, но если такой возможности нет, можно и самостоятельно окропить блюдо святой водой.
Виды кутьи: сладкая и несладкая, коливо и сочиво, постная и «богатая»
Несмотря на общее название, кутья — не одно, а несколько блюд с общей основой. В Сочельник на стол ставят кутью с обилием сладких добавок, меда, орехов, изюма. Перед Рождеством, завершая пост, она больше напоминает лакомство, чем поминальное блюдо. На Крещение количество ингредиентов традиционно меньше, поэтому она не такая сладкая.По значительным праздникам, которые не приходятся на пост, готовят щедрую кутью, в которую кладут большое количество жирных сливок, масла, молока и других добавок.
Помимо состава, разная кутья и по консистенции разная. Крутая кутья – коливо, внешне напоминает рассыпчатую сладкую кашу. Полужидкое блюдо называется сочиво, его принято есть ложками. Свое название этот вид кутьи получил благодаря тому, что одним из его компонентов является «сок» или постное молоко, получаемое из орехов, мака или конопли.
Состав кутьи: ингредиенты обязательные и дополнительные
Основа
Основа блюда – вареные цельные зерна пшеницы, ячменя, перловки, овса, риса, гречи и других. Чтобы отделить все лишнее, крупу сначала толкут в ступке, добавляя туда же немного воды. После зерна замачивают, а затем варят. Основа кутьи должна быть мягкой, поэтому лучше передержать ее на плите, чем снять раньше времени.
Пшеница — традиционная основа кутьи, но в последнее время все большей популярностью пользуется рис. Да, это заметное отступление от традиции, но он хорошо сочетается с медом, изюмом и орехами. Рисовое блюдо, как правило, подают на поминках, но его вполне можно приготовить и на Рождество. Если отваривать рис в молоке, кутья уже не будет постной, и в Сочельник ее подавать нельзя, а вот во время других праздников она станет украшением стола.
Заправка
Второй компонент классической кутьи — заправка. Для постного блюда используют молоко из орехов, мака, миндаля, а для скоромного – сливки, сливочное масло, молоко.
Ореховое или маковое молоко готовят, перетирая основу в ступке, измельчая в мясорубке или блендере до тех пор, пока не появится жидкость белого цвета. Это и будет сочиво, оно заменит в кутье молоко. Помимо сочива, практически в каждом рецепте содержится мед или сыть. В некоторых рецептах кутьи в качестве заправки используется компот из сухофруктов, морс или сахарный сироп.
Другие ингредиенты
В кутью кладут орехи, изюм, сухофрукты, цукаты, распаренный мак, мармелад, специи, варенье. Сухофрукты заранее вымачивают. Свежие фрукты используют редко, так как при длительном хранении они могут забродить в каше, испортив ее. Если уж включать фрукты, то лучше перед самым приемом пищи, чтобы они сохранили свой вкус и консистенцию.
Рецепты кутьи
Поминальная кутья
Это блюдо – неотъемлемый атрибут поминок или праздников, где принято чтить умерших предков.
Ингредиенты:
- стакан риса;
- 2 стакана воды;
- соль;
- сахар;
- 50 граммов изюма;
- 2 столовые ложки меда;
- 50 граммов цукатов или мармеладных конфет.
Рис промойте, после чего сварите из него рассыпчатую, а не клейкую кашу. Добавьте сахарный песок, соль и мед. Изюм запарьте в горячей воде на 10 минут, чтобы он стал мягким, после чего обсушите. Теперь изюм и рис можно соединить. Перед тем как подать готовую кутью на стол, ее выкладывают на тарелку горкой, украшая мармеладом или цукатами.
Рождественская кутья
Готовят в Святки, носят в церковь для освящения и угощают родственников и близких людей перед Рождеством. Рождественская кутья символизирует плодородие, богатство и благополучие в течение всего года.
Ингредиенты:
- конфеты по вкусу (лучше мармеладные);
- 100 граммов изюма;
- стакан предварительно очищенной пшеницы;
- ягодный компот (можно сварить его из сухофруктов);
- 2 столовые ложки меда;
- 50 граммов цукатов;
- орехи для украшения.
Если пшеницы нет, то для кутьи подойдет и рис. Крупу залейте прохладной водой, отварите до готовности. В кашу влейте компот и хорошенько перемешайте массу: она должна получиться полужидкой, как традиционное блюдо, которое ставили на стол. От количества компота зависит консистенция блюда: если кто-то хочет крутую кутью, то достаточно совсем немного – для вкуса, если требуется жидкая, вливают один-два стакана. В последнюю очередь в кутью выложите конфеты, мед, изюм, цукаты и украсьте орехами.
Богатая кутья
Ингредиенты:
- 4 стакана пшеничной крупы;
- ½ стакана сахара;
- ½ стакана нарезанной кураги;
- ½ стакана мака;
- ½ стакана нарезанного чернослива;
- изюм, орехи;
- коньяк по вкусу;
- мед по вкусу.
Сначала отварите зерна, а мак замочите в горячей воде на несколько минут. После процедите и разотрите мак с сахарным песком. В другой посуде чернослив, изюм и курагу замочите на 20 минут (также в горячей воде). Нарезанные сухофрукты смешайте с орехами, маком и пшеницей. В самом конце добавьте немного меда и любого коньяка для вкуса.
Тонкости приготовления, хранения и сервировки кутьи
Зерна, крупу лучше отваривать в посуде с толстым дном. В тонкостенной крупа может пригореть и испортить вкус блюда.
После соединения всех составляющих кутью прогревают еще 10 минут. В идеале – в горшке из глины в духовке, но можно и в кастрюле на плите, и в мультиварке.
Густую кутью разбавляют небольшим количеством компота, воды из-под зерна или теплой воды, тогда она приобретет нужную консистенцию и не потеряет вкуса.
Если надо приготовить блюдо впрок на несколько дней вперед, изюм добавляют перед подачей к столу, так как при хранении в кутье он быстро потеряет вкус. Мед и свежие фрукты могут забродить, их тоже не рекомендуется выкладывать в кашу загодя.