План-конспект интегрированного занятия «Путешествие в Арктику. Методическая разработка на тему: Внеклассное мероприятие «Загадочная Арктика
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида «Солнышко» п.г.т. Уренгой
Пуровский район
Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности с использованием технологии СИРС
«Животные белых просторов»
для детей старшей группы
Составила воспитатель:
Измайлова А.Ш.
Уренгой
2017 г.
Цель : Познакомить детей с особенностями природы, живыми существами Арктики .
Задачи :
Обучающие :
Формирование представлений о диких животных Крайнего Севера по их внешнему виду, образу жизни и повадках;
Расширение кругозора детей.
Упражнять в нахождении геометрических фигур по схеме, создавая определённый рисунок;
Упражнять в употреблении существительных уменьшительно-ласкательного значения
Развивающие :
Развивать связную речь и умение правильно строить предложение
Развитие внимания и зрительного восприятия.
Способствовать развитию логического мышления;
Воспитательные :
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.
Воспитывать любовь к животным , эстетическое отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, речевое, художественно-эстетическое.
Познакомились с глобусом, дети рассматривали иллюстраций с климатическими условиями и с животными Арктики и Антарктиды ; дети имели возможность посмотреть мультфильм «Умка» ; дети рисовали «Северное сияние».
Оборудование :
Использование технических средств: СИРС, видеофильм «Об Арктике»;
Картинки с животными Арктики;
Коробка с цветиком-семицветиком и белым медвежонком;
Танграм;
Шаблон медведя на каждого ребенка,
Ватные диски,
Баночки для клея,
Кисточки,
Салфетки.
Ход мероприятия
Предложить детям выполнить аппликацию, на заранее подготовленных рисунках:
Нанести на силуэтное изображение медведя клей;
Нарезанную пряжу уложить на клей, аккуратно выравнивания контур;
Плотно прижать пряжу ватным диском к основе;
Стряхнуть остатки ниток.
Воспитатель: Ребята, подойдите ко мне, давайте вместе поиграем.
Оргмомент.
Солнце на небе проснулось,
Нам, ребятам улыбнулось.
Глазки тихо закрываем,
Руки к небу поднимаем.
Лучик солнышка возьмём
И к сердечку поднесем.
Воспитатель : Ребята, сейчас у нас зима, на улице холодно и морозно, а в сердечках ваших поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего дня ».
Давайте хорошее настроение подарим нашим гостям (подули на ладошки) .
Ребята, сегодня утром, приходил почтальон и вручил бандероль, адресованную детям группе «Непоседы» . Вы хотите узнать, что находится в бандерольке (Да)
Воспитатель достаёт из коробки «цветик-семицветик» .
Воспитатель :
Посмотрите, какой необыкновенный цветок, у него лепестки разного цвета. Как он называется? Из какой сказки?
Как вы думаете , а зачем нам его прислали? А еще здесь есть записка : «Дорогие ребята! Мы приглашаем вас посетить наш материк и помочь добраться до дому нашему другу, узнать много интересного . А поможет вам цветик – семицветик с заданиями»
1 -е задание: (беру лепесток) «Узнать кому мы должны помочь добраться до дома»
(дети первой подгруппы собирают танграм на компьютере, дети второй подгруппы подгруппы – танграм за столом)
Ребята, что же у вас получилось? (Белый медвежонок) Ой, а кто это у нас такой, маленький, беленький. Да это же Умка. (Воспитатель достает фигурку белого медвежонка)
Воспитатель: А вот где живёт наш Умка? Мы узнаем из 2-го задания. Отгадайте загадку:
Знает каждый ученик
Самый верхний материк.
Глобус мы перевернем
И название найдем. (Арктика )
Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус? (Это уменьшенная модель Земли).
Наша планета – это огромный – преогромный шар. Такой большой, что нужно много – много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Предлагаю нам вместе с Умкой отправиться в путешествие, в Арктику. Дети, а вам не страшно отправляться в далёкое путешествие?
Наша научная экспедиция сегодня отправится за полярный круг, в зону арктических пустынь. А поплывем мы с вами на ледоколе. Правила поведения на корабле:
1. Без команды капитана нельзя выходить и подниматься на корабль
3. Нельзя кричать и бегать на корабле, толкаться запрещается
4. Если начнется кораблекрушение, то необходимо надеть спасательные жилеты, они у нас вот тут, первыми спасаем женщин и детей
Мы отправимся с вами туда,
Где царство холода и льда!
Воспитатель: Но нам нужно выполнить следующее задание, отрывайте следующий лепесток. (СИРС «Игра на внимание») Посмотрите, подул сильный ветер, один элемент из наших «снежинок» потерялся, давайте их найдем.
Ребята, вы молодцы! И с этим заданием мы справились хорошо! Но посмотрите, наш Умка грустит. Давайте с ним поиграем. (Презентация «Глазная гимнастика»)
Ну что же, поплыли!
Просмотр видеофильма.
На противоположных полюсах земного шара лежат пустынные, покрытые снегом и льдом, полярные области: Антарктида на крайнем юге, Арктика – на севере. Мы с вами сейчас находимся на Северном Ледовитом океане, а навстречу нам плывут огромные айсберги – ледяные скалы. Дети, как вы думаете, опасны ли айсберги человеку? Почему? Полгода в этих краях солнце не появляется на небе. Другие полгода оно не заходит за горизонт, однако его лучи слабы и почти не греют, отражаясь от снега.
Арктика – это зона островов, лежащих около Северного полюса. Климат этой полярной области очень разнообразен.
Холодные порывистые ветры гуляют по безмолвным снежным просторам, прижимая к земле и без того редкие низкорослые кустарнички карликовой березы и полярной ивы. Посмотрите дети на их изображение. Как вы думаете, чем они отличаются от берёзы и ивы средней полосы?
Здесь долгая холодная зима и короткое холодное лето, поэтому растительность скудная: мхи да лишайники.
Белыми пустынями называют огромное пространство севера, где только льды да снега. Все белым – бело до боли в глазах.
В Арктике несколько месяцев не заходит солнце - продолжается полярный день. Вспомните, мы с вами беседовали – что же такое полярный день?
А бывает ещё полярная ночь. Что же это такое?
В Арктике бывает очень красивое, необычное, завораживающее природное явление – Северное сияние. Давайте его посмотрим.
Но к этим суровым условиям приспособились обитатели севера. Какие?
Физкультминутка
Здесь всюду холод, лед и тень дети обнимают себя за плечи
Полгода - ночь, закрывают глаза ладонями
Полгода - день. выпрямляются, поднимают руки вверх
Из льда здесь люди строят дом, соединяют руки над головой - «крыша»
И океан покрыт весь льдом. разводят руки в стороны
Зверей ты здесь почти не встретишь. ставят ладонь козырьком над глазами
И птиц ты в небе не заметишь. делают махи руками
Лишь мишка, белый, словно иней, подражают походке медведя
Хозяин ледяной пустыни. руки на поясе, стоят смирно.
Воспитатель: Узнать, какие животные здесь обитают, нампомогут волшебные снежинки (дети срывают следующий лепесток)
Длинный мех бел, как снег.
Ест тюленей и рыб на обед.
Он отличный пловец -
И заботливый отец.
Трёхметровый великан,
Весит тыщу килограмм (белый медведь)
Дети кто нам расскажет про белого медведя?(сообщение ребенка)
Главный житель северных просторов - это белый медведь. Это самый крупный хищный зверь на Земле. Густая белая длинная шерсть и толстый слой жира предохраняют его от сильных морозов. Медведь - прекрасный пловец, вода для него родная стихия он может плавать даже под водой. Вылезет белый медведь из воды на льдину, отряхнется – и опять сухой. Он питается рыбой, тюленями и моржами. Когда приходит пора появлению потомства медведица забирается в снежную пещеру. Медвежата рождаются очень маленькими, слепыми, глухими, беспомощными растут и медведица не выходит из берлоги. Она согревает их своим теплом кормит малышей молоком. Белых медведей на Земле осталось совсем немного, поэтому охота на них запрещена. Они занесены в Красную книгу.
Толстый в складку богатырь -
В ластах и безухий.
Ковыряет со дна морского
Раковин покушать.
У него клыки, как сабли,
Мех короткий, но густой.
Угадайте – ка ребятки,
Что за богатырь такой. (Морж) .
Ребенок рассказывает про моржа.
Моржи коричневые, у них есть белые клыки, при помощи клыков они взбираются на льдины, втыкают клыки и поднимаются. Ласты помогают им во время плаванья. У моржа шерсти нет, у него очень толстая кожа и есть подкожный жир, который согревает моржа и никакой мороз ему не страшен. Подкожный жир лучше, чем теплая шуба.
Словно царскую корону,
Носит он свои рога.
Ест лишайник, мох зелёный.
Любит снежные луга. (Олень) .
Рассказ про оленя:
Северный олень ― очень осторожный и пугливый зверь. У него острое обоняние и тонкий слух, красивые рога. Посмотрите, какие стройные, сильные ноги у оленя. Он убегает от врагов, олень много бегает по снежным покровам. Оленю нужны широкие копыта, чтобы он не проваливался в снег. И еще он добывает себе корм, копытцами разрывает снег до земли и достает сухую траву – это самый любимый корм оленей.
Воспитатель: (беру лепесток) Игра «Угадай кто?» У всех животных , даже в таких суровых условиях рождаются детеныши, вам необходимо будет назвать их.
У белого медведя… (медвежонок) ;
У моржа (моржонок) ;
У оленя… (оленёнок) ;
У пингвина (пингвинёнок) ;
А у тюленя детёныш называется по-особенному, как? (белёнок) .
Воспитатель: Ой, посмотрите какой грустный медвежонок. Как вы думаете почему?
Дети: Он один, у него нет друзей.
Восп.: Как же нам ему помочь?
Дети: Давайте поможем Умке найти друзей. Мы с вами рисовали рисунки про Северное сияние. Давайте на этих рисунках изобразим друзей для Умки.
(Проводиться художественное творчество: аппликация, под песню "Про медведя" из мультфильма Умка.)
Воспитатель: Дети, посмотрите, Медвежонок стал веселый, у него появилось много друзей и эти друзья укажут ему путь к маме. Спасибо Вам!
Воспитатель: Ребята, у нас остался последний лепесток. Мы с вами находимся в Арктике. Какое же желание мы с вами можем загадать? (вернуться обратно в детский сад) А вы помните, что надо сказать:
Лети, лети - лепесток
Через запад на восток
Через север, через юг
Возвращайся сделав круг
Лишь коснешься ты земли
Быть по моему вели!
Вели, чтобы мы с детьми оказались в детском саду!
Итог занятия: Где находится Арктика (На Северном полюсе) . Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние.) Кого можно встретить из животных в Арктике ? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржей, тюленей, полярную сову, песца, нарвала, косатку, белух, китов) Почему эти животные живут в Арктике ? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять. У многих животных густой белый мех , делает их незаметными на снегу).
Стук в дверь. Входит почтальон с посылкой.
Почтальон: Здравствуйте! Это какая группа? («Непоседы») Замечательно! Вам пришла посылка с Северного Полюса от Умки. (дети получают угощения от Умки)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо поработали. Спасибо.
Тема: «Дикие животные Арктики и Антарктики»
Подготовила и провела для детей средней группы
Воспитатель I КК И.Н. Анциферова
Образовательные области : познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие.
Оборудование : глобус, картинки животных севера, дидактические игры.
Методы и приемы : беседа, пальчиковая гимнастика.
Цель : Знакомство с Арктикой и Антарктикой, с особенностями природных условий Арктического края, с животными Арктики, их внешнему виду, образу жизни и повадках.
Задачи :
Обучающие:
Формировать у детей представление о животных севера;
Формировать обобщенные способы умственной деятельности и средства построения собственной познавательной деятельности;
Расширение словарного запаса.
Развивающие:
Развивать умственные операции сравнения и обобщения;
Развивать познавательный интерес ко всему живому, желание получать новые знания из книг; любознательность, наблюдательность фантазию;
Приобретать детьми опыт исследовательской деятельности, формировать умения реализовывать интересы;
Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.
Воспитательные:
Воспитывать эмоциональное отношение к животным севера.
Ход занятия .
1. Оргмомент. Пальчиковая гимнастика .
На Севере белый мишутка живет,
Но только, как бурый, он мёд не сосёт.
Наш Умка пытается рыбку ловить,
Чтоб вкусно покушать, и жить – не тужить.
(Загибают пальчики, начиная с мизинца к большому, на каждый ударный слог).
2.Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года?
Назовите приметы зимы. А как вы думаете, где всегда бывает много снега, холодно, морозно? Ребята, а вы знаете, что такое север? Как вы думаете, на чем можно путешествовать по северному полюсу? Посмотрим на глобус.
Это уменьшенная модель Земли. Наша планета - это огромный-преогромный шар. Такой большой, что нужно много-много дней, даже месяцев, чтобы объехать его вокруг.
Короной снежной с двух сторон
Наш шар прекрасный окружен!
Два полюса, два братика-
Антарктика и Арктика
Вот здесь находится Северный полюс, добраться до него можно на самолете или ледоколе. Люди на Северном полюсе не живут постоянно, проводят научно-исследовательскую работу, изучают климат, жизнь животных.
3. Беседа о животных Арктики и Антарктиды.
Рассматривание с детьми картинок диких животных холодных стран.
Закрепление в словаре обобщающего понятия "животные Северных стран". Воспитатель рассказывает детям о том, чем питаются животные Арктики и Антарктиды, где они живут, как называются их детёныши. Даётся характеристика внешнего вида животных, обращается внимание детей на части тела животных (туловище, голова, хвост, рога, копыта, ласты, клыки и т.д.).
4. Работа по развитию речевого дыхания :
«Сдуй снежинки» - сдувание с ладошки кусочков бумаги, ватки.
5. Отгадывание загадок :
Он медлительный, клыкастый,
Лапы у него как ласты,
И в бассейне зоопарка
Зверю северному жарко.
(Морж)
Приезжайте в Антарктиду!
На родном материке
Я гуляю с важным видом
В черно-белом сюртуке.
(Пингвин)
Сев на ледяную глыбу,
Я ловлю на завтрак рыбу.
Белоснежным я слыву
И на севере живу.
А таежный бурый брат
Меду и малине рад.
(Белый медведь)
На полярном берегу
Все законы строгие.
Но морозы и пургу
Терпят ластоногие.
Хоть от края и до края
Ледяной суровый мир,
Но от холода спасает
Их подкожный толстый жир.
(Тюлень)
6. Дидактические игры : «Животные холодных стран», «Животные Севера».
Игра : « У кого кто?»
У белого медведя медвежонок, а у белки….
У тюленя тюлененок, а у лисы…..
У моржа моржонок, а у лося…
У северного оленя олененок, а у волка…
У вороны вороненок, а у пингвина…
У галки галчонок, а у полярной совы…
7.Подведение итогов.
Итак, давайте подведем итог. Где находится Арктика (На Северном полюсе).
Что вы можете рассказать об Артике? (Там очень холодно, вечная мерзлота, снег, лед, полярная ночь, северное сияние).
Кого можно встретить из животных в Арктике? (полярного волка, северного оленя, белого медведя, моржа, тюленя, полярную сову, песца, нарвала, касатку, белуху, кита).
Почему эти животные живут в Арктике? (питаются рыбой, имеют толстый слой подкожного жира, умеют хорошо плавать, отлично нырять, у многих животных густой белый мех, делает их незаметными на снегу).
Яловая Марина Дмитриевна
классный руководитель 5 А/В класса
МКОУ ООШ № 4 имени Ю.А. Гагарина
городского округа город Фролово
Волгоградской области
Методическая разработка
внеклассного мероприятия экологической тематики:
Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики».
Аннотация
Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Поэтому в учебно-воспитательном процессе активно используются компьютерные технологии, которые способствуют как повышению эффективности образования, так и воспитанию социально – активной личности. Невозможно научить подростка, если ему не интересно, если он не увлечён процессом познания.
Новая форма в информационно-коммуникационной технологии – виртуальная экскурсия.
Виртуальная экскурсия - это организационная форма обучения, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов с целью создания условий для самостоятельного наблюдения, сбора необходимых фактов и т.д.
Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий и многое другое.
Учитель сам отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям. Составляющими данной экскурсии могут выступать видео, звуковые файлы, анимация, а также репродукции картин, изображения природы, портреты, фотографии.
Огромную роль в активизации деятельности учащихся во время виртуальных экскурсий играет поисковый метод. Ученики не просто знакомятся с материалами экспозиций, но и занимаются активным поиском информации. Это достигается путём постановки проблемных вопросов перед экскурсией либо получением определённых творческих заданий.
Актуальность методической разработки «Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»» обусловлена тем, что 2013 год в России объявлен годом охраны окружающей среды. России принадлежит огромный сектор Арктики. 2012 год был объявлен годом Арктики. В связи с изменением климата, анторопогенными изменениями уникальной природе Арктики угрожает опасность. Подрастающее поколение должно знать, какие экологические проблемы встают сегодня перед Арктикой, каковы их последствия.
Возраст детей: 5-6 класс (11-12 лет)
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Александрова Е. В. Виртуальная экскурсия как одна из эффективных форм организации учебного процесса на уроке литературы / Е. В. Александрова // Литература в школе. – 2010. – № 10. – с. 22–24
Скалдина О.В. Красная книга России. – М.: Эксмо, 2011г.
http://video.yandex.ru/users/erihgeesuo/view/1259
http://video.yandex.ru/users/rai9499/view/105/
Виртуальная экскурсия «Хрупкий мир Арктики»
Цель экскурсии : Воспитание бережного отношения к природе Арктики.
Задачи : Установить особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия. Выяснить влияние человека на природу Арктики.
Оборудование: мультимедиапроектор, раздаточный материал (фотографии, тексты, описания животных, тексты заданий, листы А4, фломастеры), презентация, интернет-ресурс.
Подготовка помещения: Перед началом экскурсии столы и стулья в зале расставляются так, чтобы учащиеся разделились на 2 команды.
Ведущий: Здравствуйте, уважаемые экскурсанты!
(Приложение 1,слайды 1,2)
Я предлагаю вам сегодня совершить необычное путешествие – виртуальное, в Арктику. Познакомиться с суровой природой Арктики, установить особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснить влияние человека на природу Арктики. Мы увидим уникальность природы Арктики, её хрупкость и уязвимость, потребность в защите.
При посещении любой экскурсии существуют определённые правила, давайте вместе их вспомним!
(учащиеся называют правила поведения на экскурсиях. Один учащийся кратко (одним словом или словосочетанием) фиксирует их на доске.)
Итак, правила мы вспомнили. Можно отправляться в путь.
Для начала небольшая разминка. Как команду назовешь, так она и побеждать будет! Определите названия своих команд. Все четыре картинки означают одно слово. Подсказка – ячейки с количеством букв.
(АЙСБЕРГ, ПОЛЯРНИК)
Предлагаю вам окунуться в мир Арктики. Для этого посмотрим небольшой видеофрагмент, который поможет вам при последующем выполнении задания.
Слайд
Ведущий: Каждой группе я предлагаю выполнить небольшое задание «произведите, поиск анализ, и отбор необходимой информации по теме «Приспособления животных к жизни в Арктике».
1 группа – по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.
2 группа – по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.
Через 4 минуты группы представляют результаты своей работы.
Каждой группе выдаётся текст задания, фотографии или описания животных, листки бумаги, фломастеры.
1 группа определяет животное по фотографии, выписывает фломастером на лист черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по фотографии данного животного (2 фотографии)
2 группа подчёркивает фломастером в тексте черты приспособленности животных, которые они смогли выявить по описанию данного животного, определяют животное по описанию (описания 2 животных)
Представление результатов своей работы: (Приложение1,слайды 3-5)
Представитель 1 группы показывает фотографию животного (лучше вывести её на экран через документ-камеру), называет его, рассказывает о чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они смогли выявить по фотографии.
Представитель 2 группы называет животное, которое они опознали по описанию (после этого помощник ведущего выводит изображение этого животного, заранее подготовленное, на экран.) Представитель 2 группы рассказывает о чертах приспособленности к суровым условиям Арктики, которые они выявили по описанию.
Так же по 2 другим животным группы выступают поочёдно. Т.к. образом получается целостная картина приспособления животных к суровым холодным условиям.
Ведущий: Молодцы, с заданием справились!
Ведуший: Конкурс капитанов.
Определить по картинкам обитателей Арктики.
1. белуха – нарвал (семейство млекопитающих)
2. морской котик – нерпа (семейство ластоногих)
1. Как с греческого переводится слово "Арктика"?
медведь
2.Коренной народ Арктики?
А теперь сыграем в блеф-игру! Ваша задача ответить на вопрос «да» или «нет», подняв соответствующую табличку. (на столах таблички со словами «да», «нет»)
Готовы? Начинаем! (все вопросы, а потом ответы через мультимедиапроектор выводятся на экран)
Верите ли вы, что …
Ведущий: А теперь давайте решим проблему:
Почему все эти животные являются редкими и исчезающими и занесены в Красную Книгу не только России, но и мира? (Беседа с участниками экскурсии)
(Приложение 1,слайд 14) Экосистема Арктики хрупка и уязвима! Многие виды животных являются редкими и исчезающими, так как…
1. человек истребляет арктических животных ради наживы;
2. деятельность человека нарушает естественную среду обитания этих животных, что ведёт к изменению численности популяции;
3. потепление климата ведёт к истончению ледяного покрова - он не сможет выдержать столь крупных животных.
Ведущий : (Приложение 1,слайд 15) Вот наша экскурсия и подошла к концу. Мы познакомились с суровой природой Арктики, установили особенности приспособления животного мира к условиям ледяного безмолвия, выяснили влияние человека на природу Арктики. Согласны, что природа Арктики уникальна, хрупка и уязвима? Она нуждается в нашей защите!
Закончить нашу экскурсию хотелось бы словами поэта
Михаила Дудина
Как яблоко на блюде, у нас Земля одна.
Не торопитесь люди всё вычерпать до дна.
Не мудрено добраться до скрытых тайников,
Разграбить все богатства у будущих веков.
Мы общей жизни зерна, одной судьбы родня.
Нам жировать позорно в счет будущего дня.
Поймите это люди как собственный приказ.
А то Земли не будет и каждого из нас!
Животные принадлежат к числу крупных ластоногих млекопитающих. Оно распространено по мелководным морям Северного Ледовитого океана круглополярно, но очень неравномерно.
В среднем длина тела 3-4 м, а масса - около 1,5 т. Самой характерной особенностью этих зверей являются мощные бивни, выступающие над десной на 0,5 м и более. В отличие от бивней слонов (разросшихся резцов) их бивни представляют собой клыки (по 2-4 кг каждый). У самок они короче и тоньше. Значение бивней оставалось вначале неясным. Одни ученые приписывали им функции защиты от врагов, другие видели в них опорные приспособления, которыми они якобы пользуются, выбираясь из воды на льдины. Теперь известно, что, клыками звери рыхлят поверхность дна, отыскивая себе корм,- это их главная функция.
С виду неуклюжи, но они способны к проворным движениям, как в воде, так и на суше. Их толстая кожа (3-5 см) покрыта редкими жесткими волосами рыжеватого цвета. Особенно бросаются в глаза грубые, толстые, густые вибриссы на верхней губе, расположенные в несколько рядов. Они очень подвижны и служат органами осязания, которыми эти животные прощупывают корм на дне моря (на глубине 40-50 м), добывая различных моллюсков, червей, рачков и, гораздо реже, мелких рыб. Наружных ушных раковин нет. Ушные отверстия и ноздри плотно замыкаются при погружении головы в воду. Ласты у них на внутренней стороне кистей и ступней лишены волос. Причем задние ласты могут подворачиваться под туловище и при передвижении помогать отталкиваться от поверхности льда и земли. В воде ласты служат органами плавания и ныряния.
Животные не боятся холода; в ледяной воде они не замерзают, потому что их тело предохраняет от охлаждения толстый слой (5-10 см) подкожного жира. Может спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде, удерживаясь на поверхности при помощи подкожного воздухоносного мешка, соединенного с глоткой. Ведут стадный образ жизни, устраивая лежбища на льдинах или на береговых припаях.
Самый крупный наземный представитель млекопитающих отряда хищных. Его длина достигает 3 м, масса до 800 кг. Самки заметно мельче (200-300 кг). Самые мелкие водятся на Шпицбергене, самые крупные - в Беринговом море.
Несмотря на такие размеры и кажущуюся неповоротливость, даже на суше быстры и ловки, а в воде легко и далеко плавают. С поразительной ловкостью передвигаются по самым тяжелым льдам, проходя 30-40 км в день. При этом он легко преодолевает ледяные торосы почти 2-х метровой высоты. Огромная мощь столбообразных ног и размеры ступни позволяют животному в случае надобности передвигаться по глубокому снегу быстрее, нежели любому другому полярному животному.
Животного отличают длинная шея и плоская голова. Кожа у него чёрная. Цвет шубы варьирует от белого до желтоватого; летом мех может желтеть из-за постоянного воздействия солнечного света. Шерсть лишена пигментной окраски. Зверь обладает несравнимой устойчивостью к холоду. Его густой длинный мех состоит из полых в середине волосков, содержащих воздух. Многие млекопитающие имеют подобные защитные полые волосы - эффективное изоляционное средство, но те, что у медведя, имеют свои особенности. Мех так хорошо сохраняет тепло, что его невозможно обнаружить воздушной инфракрасной съемкой. Отличную теплоизоляцию обеспечивает и подкожный слой жира, достигающий с наступлением зимы 10 см в толщину. Без него животные вряд ли смогли бы проплывать по 80 км в ледяной арктической воде.
Их можно встретить на российском побережье Северного Ледовитого океана, на севере Норвегии, в Гренландии, в Канаде, на Аляске. Кстати, это единственные крупные хищники на Земле, которые до сих пор живут на своей исконной территории, в естественных условиях. В немалой степени благодаря тому, что в Арктике на дрейфующих льдах обитают тюлени, это их излюбленная и основная пища.
Задания:
1 группа.
Задание: по фотографиям определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики.
2 группа.
Задание: по описанию определить животное и выявить черты приспособленности к суровым условиям Арктики (подчеркните в тексте).
________________________________________________________________
Фотография описание
Татьяна Ярцева
Конспект занятия «Путешествие в Арктику»
Конспект занятия
Тема «Путешествие в Арктику »
Учитель-логопед
Ярцева Татьяна Васильевна
Коррекционно – образовательные цели.
Расширение представлений об особенностях природного мира Арктики .
Развитие у детей способности наблюдать, описывать, строить предложения и предлагать способы проверки.
Формирование представлений о взаимосвязях, взаимодействиях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания.
Коррекционно – развивающие цели.
Развитие связной речи, памяти, мышления.
Коррекционно – воспитательные цели.
Развитие ловкости, быстроты, смелости, умения бегать в разных направлениях. Воспитание бережного отношения к природе.
Оборудование : предметные картинки; глобус; иллюстрации к сказке «Цветик – семицветик» ; ребристая доска; полотно «Кто кем питается?» и т. д.
Ход занятия.
Учитель-логопед : Дети есть на нашей планете необычная земля.
А отгадать название этой земли вам помогут первые звуки в названии картинок.
(На доске выставлены картинки : аист, рак, кот, торт, иголка, кровать, арбуз).
Дети определяют название земли по первым звукам : АРКТИКА
Учитель-логопед : Изображая Арктику на глобусе , использовали белый цвет.
Попробуйте найти эту землю на карте.
Дети подходят к глобусу и находят Арктику .
Учитель-логопед : Дети, Арктика от греческого слова арктикос – северный .
Арктика – страна Малой медведицы.
Арктика – это территория вокруг Северного полюса, площадью 21 млн. км.
В центре Арктики находится покрытый толщей льда Северный ледовитый океан, а посередине - Северный полюс.
Учитель-логопед : Дети, почему эта земля окрашена в белый цвет?
Дети : Потому что Арктика – это ледяная пустыня.
В этих местах холодно в течение всего года : и зимой и летом.
День с ночью не чередуются, как это происходит у нас.
Там на полгода солнце скрывается за горизонтом, а затем также долго не сходит с неба.
Климат очень суровый, даже летом температура воздуха редко поднимается выше 0%.
Зимой здесь круглые сутки ночь. Не бывает ни утра, ни дня, ни вечера.
Там никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, метет метель, дуют сильные ветры.
Учитель-логопед : Арктика холодна ты даже с виду
Ты на глобусе цветном
Ледяным лежишь пятном.
В холодильнике и то
Было б жарче без пальто.
(Показ иллюстрации к сказке Катаева «Цветик – семицветик» ).
Учитель-логопед : Дети, из какой сказки эта иллюстрация?
Дети : «Цветик – семицветик» .
Учитель-логопед : Каким было желание Жени?
Дети : «Попасть на Северный полюс» .
Учитель-логопед : Правильно, оторвав синий лепесток и проговорив заветные слова : «Лети, лети, лепесток, через запад на восток….»
Она мгновенно оказалась на северном полюсе и так же мгновенно попросилась обратно. Почему?
Дети : Там было холодно, а еще Женя испугалась белых медведей.
Учитель-логопед : А вы хотите отправиться в ледяное царство?
Дети : Да.
Учитель-логопед : Что для этого надо сделать?
Дети : Одеться тепло.
Учитель-логопед : А как же мы доберемся до Арктики ?
Дети : На корабле.
Физминутка (Дети идут по кругу, взявшись за руки, и проговаривают слова)
День и ночь стучат машины.
От винта бежит вода.
Вот уже поплыли льдины
И настали холода.
Айсбергов громады проплывают рядом,
И видна уж с корабля
Сквозь трубу подзорную
Ледовая земля.
Малый ход! Корабль наш стоп.
Здравствуй, Арктика !
Учитель-логопед : По пути нам встретились плавающие «ледяные глыбы» . Это айсберги. Откуда же появились эти ледяные громады?
Дети : Иногда у берегов Арктики отламываются от ледника огромные глыбы и отправляются в путешествие по океану .
Учитель-логопед : А как это происходит - мы с вами увидим в процессе проведения опыта.
Поместим в воду (налитую в прозрачный кувшин) большой кусок льда.
Утонул он?
Дети : Нет.
Учитель-логопед : Почему?
Дети : «Лед легче воды» .
Учитель-логопед : Где большая часть айсберга, под водой или над водой?
Дети : Под водой.
Учитель-логопед : У айсберга тоже над водой в океане видна лишь меньшая часть льдины. Подводная часть очень велика.
Айсберги очень опасны для кораблей. Но наш корабль очень осторожно прошел среди айсбергов, не мешали нам и льды. Знаете почему? Мы на ледоколе. Этот корабль с крепким носом. Он раскалывает даже самые крепкие льды, прокладывая себе дорогу.
Мы спускаемся по трапу корабля (дети идут по ребристой доске) и отправляемся исследовать Арктику .
Мы идем себе вперед,
Очень удивляемся :
Слева - лед и справа – лед,
Перед носом тоже лед,
Где же он кончается?
Учитель-логопед : Арктика – это ледник , который никогда не тает.
Дети, живут ли в Арктике животные ?
Дети : Живут
Учитель-логопед : Чтобы узнать какие, давайте сложим картинки.
Д/игра «Сложи картинку»
(Дети складывают разрезные картинки)
Учитель-логопед : Так кто же живет в Арктике ?
Дети : Белый медведь, морж, белуха, нерпа, нарвал.
Учитель-логопед : Холодно на Севере. Давайте согреемся.
Дети выполняют самомассаж «Бодрость за одну минуту»
1. Быстро потрите ладони друг о друга.
2. Потрите разогретыми пальцами щеки вверх-вниз.
3. Часто постучите барабанной дробью по макушке головы.
4. Сожмите руку в расслабленный кулак. Энергично поглаживайте внутреннюю и внешнюю стороны предплечья.
5. Большим пальцем нащупайте впадину в основании черепа у места соединения головы с позвоночником. Нажмите, сосчитав до 3. Отпустите.
6. Массаж рефлекторных зон ног.
а) сожмите кончик большого пальца. Разотрите его.
б) быстро потрите верх ступни рукой /или пяткой другой ноги/.
7. Раскрытой ладонью похлопайте ногу спереди, сбоку и сзади от ступни вверх.
Учитель-логопед : Дети, а кто это с интересом рассматривает нас?
(задаю вопрос, показывая картинку с изображением белого медведя) .
Что интересного вы знаете о белом медведе?
Рассказ ребенка : «У белого медведя высокая шея, красивая головка, маленькие ушки. Всю жизнь они проводят во льдах, воде. Пальцы на его лапах соединены мембраной, поэтому он хорошо плавает, а ступни покрыты шерстью, поэтому он не скользит по льду. Белые медведи питаются тюленями, рыбой, птицами.
Увидев жертву, медведь медленно приближается к ней, скользя на четвереньках, неожиданно нападает и убивает жертву одним ударом.
Белые медведи роют нору среди снегов и льдов. В норе, в декабре рождаются маленькие медвежатки. Белый медведь – замечательный пловец. Заплывает на 160 от берега.
Учитель-логопед : Ребята, давайте посмотрим, как медведь становится добычей белого медведя?
Проведение опыта. (В таз с водой кладем кусок пенопласта «льдину» с тюленем, которого изготовили из папьемаше, что произойдет, если мы наклоним часть льдины? Тюлень упадет в лапы медведю. Моржи так же становятся добычей медведя.
Учитель-логопед : Дети, почему медведь, вылезая из воды, не покрывается льдом в такой сильный мороз? Чтобы это понять проделаем опыт.
Учитель-логопед : В емкость с водой опустите руку и тут же вытащите ее. Посмотрите, она покрыта слоем воды. Если бы ударил мороз, она превратилась бы в корочку льда.
Теперь вытрем руки и слегка смажем их жиром. Снова опустите руку в воду. Что вы заметили?
Дети : «Вода уже не покрывает всю руку, она собралась капельками. Встряхните рукой, капли слетели. Воды на руке нет, значит, в мороз нечему превращаться в лед.
Учитель-логопед : Теперь объясните случай с белым медведем.
А кто из животных использует эту хитрость?
Дети : «Гуси, утки»
Учитель-логопед : А где человек использует явление смачивания?
Дети : «Смазывают металлические детали машин, чтобы от соприкосновения с водой они не заржавели.
Физминутка : «Белые медведи»
(очерчиваю круг – льдина, на ней два «медведя» , остальные «моржи» , которые бегают по площадке. «Медведи выходят на охоту, стараются поймать «моржей» сомкнув вокруг «моржей» руки. Пойманные дети становятся на льдину).
Учитель-логопед : Дети, что интересного о моржах вы можете нам рассказать?
Рассказ : морж – настоящий гигант Арктики . Тело покрыто кожей без волосяного покрова. На морде есть усы, с помощью которых они отыскивают питание на морском дне.
С помощью бивней моржи выкорабкивают раковины, червей.
Бивнями рубят лед. С помощью бивней взбираются на скользкие льдины. Они служат подпоркой для грузной головы. Морж с самыми мощными бивнями является самым главным. В мае у моржей рождается по одному детенышу.
Когда море спокойно, морж спит «дрейфуя» на воде, с помощью двух полных воздуха карманов, расположенных под горлом и раздувающихся, как воздушные шары.
Учитель-логопед : А кто это за нами наблюдает? - спрашиваю у детей, показывая картинку с изображением нерпы. Чем интересен этот зверек?
Рассказ : «Это нерпа. Свое название она получила благодаря окраске шкуры : темные пятна на ней окружены белыми кольцами. Для выращивания потомства нерпы сооружают самые настоящие пещеры, в которых рождаются малыши. Матери кормят их молоком. Детеныш нерпы кольчатой одет в белую шкуру и поэтому его называют бельком. Вес кольчатой нерпы 100 кг.
Конечности превращены в ласты. Передние ласты короткие, задние вытянуты вдоль тела. Шея короткая, ушные раковины отсутствуют. Волосяной покров грубый. Толстый слой жира под кожей помогает сохранять тепло.
Учитель-логопед : Дети, пока мы исследовали Арктику . Здесь появились непрошенные гости.
Д/ игра : «Кто здесь лишний?» (предлагаю панно, на котором изображены : бурый медведь, снегирь, белый медведь, утка, гагара, нерпа).
Д/ игра «Кто кем питается?»
(Раздаю каждому ребенку картинки с изображением : моржа, рыбы, гагары, нерпы, белого медведя).
Дети проводят стрелку, показывая, кто кем питается.
Дети : «Морж питается птицами, рыбой, нерпой.
Белый медведь питается моржами, нерпами, гагара – рыбой, нерпа – рыбой».
Учитель-логопед : «Как же животные Севера защищаются от холода?» .
Дети : «Животные, обитающие среди вечных льдов, отличаются телосложением от своих родичей из теплых широт. У них небольшие уши и укороченные ноги. Поэтому уменьшается поверхность, излучающая тело».
Животные полярных областей крупнее своих теплолюбивых родственников. Чем крупнее тело, тем оно медленнее остывает, поэтому им не холодно.
У животных Арктики толстая шкура , под кожей есть дополнительный толстый слой жира (до 10см., который защищает их от холода.
У этих животных густой мех.
Белые медведи, что бы обсохнуть, катаются в снегу, выжимая воду из шерсти.
Моржи плотно сбиваются в кучу, чтобы согреть своим теплом друг друга.
Учитель-логопед : «Дети, а живут ли в Арктике люди ? Кто?»
Дети : «Чукчи, эскимосы, ненцы, коми»
Учитель : «Чем они занимаются?» .
Дети : «Охотой, рыболовством, оленеводством» .
Учитель-логопед : Чтобы выжить в суровой Арктике , эскимосы досконально изучили окружающий их мир и превосходно приспособились к нему. Они живут в согласии с природой.
При охоте на китов и тюлений они строят временное пристанище – иглу. Специальными ножами вырезают глыбы льда, кладут их друг на друга по спирали. Сверху накрывают снегом, а вход приваливают снежной плитой.
Учитель-логопед : В Артике немало полезных ископаемых : уголь, газ, нефть.
Через Арктику проходят морские , воздушные, наземные транспортные пути.
За полярным кругом построены города : Норильск, Мурманск, Магадан. Сегодня эскимосы покупают продукты в супермаркетах, живут в отапливаемых домах. Но старые традиции во время охоты чтят и помнят».
Выходит ребенок национальной одежде “Чукчи”
“Здравствуйте ребята, спасибо вам за то, что вы с любовью,
бережно отнеслись к природе и животным Арктике . Приглашаем вас на праздник “чистого чума”.
Дети играют в игры : “Прыжки через чаат (кнут) ”,
“Молодой оленевод” и др.
Цель: Познакомить обучающихся с историей покорения русскими исследователями Арктики, формирование и закрепление системы знаний, умений по теме “Арктика” путем интеграции школьных предметов: английского языка, биологии и географии.
Задачи:
а) образовательная – выявить общие сведения и особенности географического положения Арктики и покорения Северного полюса, закрепить использование определенного артикля “the” с географическими названиями.
б) развивающая – использование английского языка для обобщения знаний в области географии и биологии, развитие ораторских и актёрских способностей учащихся, формирование познавательной активности учащихся, умения участвовать в общении с несколькими собеседниками с целью обмена информацией, публично выступать с подготовленными устными сообщениями по выбранной теме по географии, расширение лингвистического и общего кругозора.
в) воспитательная – формирование коммуникативных умений, интереса к своей стране, способность работать коллективно, повышение мотивации изучения английского языка, создание положительной психологической обстановки на уроке.
- карта Арктики;
- карта народов Арктики. Россия;
- презентация;
- музыкальный фрагмент.
- Географическое положение Арктики.
- Разнообразие живой природы Арктики.
- Русские исследователи Арктики.
- Чудеса Арктики.
- Народы Арктики. Россия.
- Экологические проблемы и причины их возникновения.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент.
Ведущий 1:
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас очередное заседание школьного клуба «Естествознаек». (Стук в дверь.)
2.Появление Доктора Ватсона.
Doctor
Watson
:
Excuse me. Is this a meeting of the School Science Club? My name is Doctor Watson. Can you help me?
Ученик
:
Ведущий 1
Doctor Watson: Do you know my friend Sherlock Holmes? He is interested in my method of investigation. We have made a bet that I can find out the reason why he has gone to Russia, the Arctic. He has left England in a balloon. But I need some additional information. Here is a letter from Sherlock Holmes.
3.
Доктор
Ватсон
читает
письмо
.
Ведущий
2:
На
доске
:
have made a bet –
заключили
пари
;
method of investigation –
метод
расследования
;
Doctor Watson:
Baker Street, London, UK
December, 22.
My Dear Friend, Dr Watson,
So I enjoy beautiful nature. And I’ve sent you a quiz. I hope you"ll do it.
Ведущий 1: Нам нужно разгадать 2 кроссворда, а выделенные слова помогут подсказать, зачем Шерлок Холмс прилетел в Арктику.
Презентация «Живая Арктика»
- Полярная сова, Polar Owl )
- Белуха или Белый кит, White / Silver Whale )
- Белый медведь, Polar bear )
- Морж, Walrus )
- Полярный волк, Polar wolf )
- Седов Георгий Яковлевич - российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу
- Нарвал, Narwahl )
- Песец или полярная лиса, Artic fox/Polar fox )
- Относится к роду птиц из семейства чистиковых. Она является исконным жителем полярного региона. Вся её деловая активность проходит у кромки дрейфующих льдов. (Кайра, Guilemot )
- Тюлень, Seal )
- Парнокопытное млекопитающее животное. (Северный олень, Reindeer )
- Овцебык, Musk - ox )
- - русский арктический исследователь впервые пересек пешком остров Северный и на моторно-парусных судах обошёл вокруг Новой Земли.
- Чудеса Арктики Wonders of the Arctic
Dr. Watson: Thank you. Also he‘s sent a video from the mysterious part of the country and a task for me. Let’s watch the video.
Презентация « Чудеса Арктики » (Wonders of the Arctic)
Ведущий 2: Арктика – самый необычный регион на нашей планете и не удивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало различных чудес.
The Arctic is the most unusual part of the planet and it is called mysterious and enigmatic, because this region is fraught with many different miracles. Here is one of them. (Video)
Ведущий 1: Давайте отгадаем следующие загадки Шерлока Холмса.
- Северное сияние )
- Полюс недоступности )
- Полярное сияние )
- Полярный день )
- Полярная ночь
)
- Народности Арктики. Dr . Watson продолжает читать письмо Шерлока Холмса:
Dr. Watson : There are a lot of nationalities in the Arctic. What will you say, Dr Watson, if you ask me how I have met these people? It’s elementary, Watson. You know, I like to listen to folk songs and national dancing. And I’d like you to enjoy it too.
Ведущий 1: Назовите народности, проживающие на севере нашей страны. (Якуты, нанайцы, чукчи, нганасаны, долганы, эскимосы, долганы, русские)
Чукотский танец.
Физкультминутка.
Dr. Watson: There is one more quiz here. Choose the geographical names to complete the sentences.
- The mountains are … . (the Byrranga Mountains)
- In the north Russia is washed by … (the Arctic Ocean)
- Russia is rich in … in the Arctic. (oil, natural gas)
- The seas are … (the Chukchi Sea, the East Siberian Sea, the Laptev Sea, the Kara Sea, the Barents Sea)
- The part or parts of land are … (Franz Josef Land, Severnaya Zemlya, New Siberian Islands, Wrangel Island)
Ведущий 1: В условиях арктического климата все химические реакции проходят замедленно, поэтому даже незначительное загрязнение может стать катастрофой и природа самостоятельно с ней не справится. В первую очередь это касается углеводородов (нефть и природный газ). Любая авария с разливом нефти нанесёт Арктике непоправимый вред.
- Заключительный этап урока .
Dr. Watson: Oh, my friends thank you. You helped me to find out the reason why Sherlock Holmes has gone to Russia, the Arctic. He went there because he wanted to know more about this large country, famous researchers Sedov and Rusanov, who were the first men on the North Pole, the beautiful and mysterious Arctic.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Загадочная Арктика»
Цель: Познакомить обучающихся с историей покорения русскими исследователями Арктики, формирование и закрепление системы знаний, умений по теме “Арктика” путем интеграции школьных предметов: английского языка, биологии и географии.
Задачи:
а) образовательная – выявить общие сведения и особенности географического положения Арктики и покорения Северного полюса, закрепить использование определенного артикля “the” с географическими названиями.
б) развивающая – использование английского языка для обобщения знаний в области географии и биологии, развитие ораторских и актёрских способностей учащихся, формирование познавательной активности учащихся, умения участвовать в общении с несколькими собеседниками с целью обмена информацией, публично выступать с подготовленными устными сообщениями по выбранной теме по географии, расширение лингвистического и общего кругозора.
в) воспитательная – формирование коммуникативных умений, интереса к своей стране, способность работать коллективно, повышение мотивации изучения английского языка, создание положительной психологической обстановки на уроке.
Учебно-методическое обеспечение:
- карта Арктики;
- карта народов Арктики. Россия;
- презентация;
- музыкальный фрагмент.
- Географическое положение Арктики.
- Разнообразие живой природы Арктики.
- Русские исследователи Арктики.
- Чудеса Арктики.
- Народы Арктики. Россия.
- Экологические проблемы и причины их возникновения.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент.
Ведущий 1:
Здравствуйте ребята и уважаемые гости. Сегодня у нас очередное заседание школьного клуба «Естествознаек». (Стук в дверь.)
2.Появление Доктора Ватсона.
Doctor Watson:
Excuse me. Is this a meeting of the School Science Club? My name is Doctor Watson. Can you help me?
Ученик:
Of course, we shall try to help you, Doctor Watson. What has happened?
Ведущий 1
: Как вы поняли, перед нами помощник знаменитого сыщика Шерлока Холмса и ему нужна наша помощь. Он говорит только по-английски. Я думаю, что мы сможем ему помочь.
Doctor Watson: Do you know my friend Sherlock Holmes? He is interested in my method of investigation. We have made a bet that I can find out the reason why he has gone to Russia, the Arctic. He has left England in a balloon. But I need some additional information. Here is a letter from Sherlock Holmes.
Ведущий 2:
Now boys and girls, listen to the letter attentively. We can help Dr Watson to find out the reason of visiting the Arctic according to the facts from the letter.
На доске:
have made a bet – заключили пари;
method of investigation – метод расследования;
Doctor Watson:
Baker Street, London, UK
December, 22.
My Dear Friend, Dr Watson,
Of course, I remember, that we have made a bet. It"s time to use your method of investigation.
Now I am in a large country, Russia, in a mysterious place, the Arctic.
The climate of the region is arctic. It is very cold and frosty in winter. But I"m lucky that the weather was fine during last days.
So I enjoy beautiful nature. And I’ve sent you a quiz. I hope you"ll do it.
Ведущий 1:
Нам нужно разгадать 2 кроссворда, а выделенные слова помогут подсказать, зачем Шерлок Холмс прилетел в Арктику.
Презентация «Живая Арктика»
(Слова отгадывают на русском и на английском языках)
- Это большая птица, зона обитания которой распространяется на полярную тундру Евразии и Северной Америки, а также острова Северного Ледовитого океана (Полярная сова, Polar Owl )
- Является одним из наименьших по размеру представителей китовых (Белуха или Белый кит, White / Silver Whale )
- Ареал обитания грозного хищника ограничен зоной Арктики. (Белый медведь, Polar bear )
- Уникальное животное Арктики. Ареал обитания животного обширен и охватывает практически большую часть прибрежных вод Северного Ледовитого океана (Морж, Walrus )
- Хозяин заснеженных равнин, белоснежный страж заполярья, грациозный и красивый (Полярный волк, Polar wolf )
- Седов Георгий Яковлевич - российский гидрограф, полярный исследователь, старший лейтенант. Организатор неудачной экспедиции к Северному полюсу
- Является наиболее примечательным среди китообразных. Обязан он такой популярностью своему длинному рогу или бивню, который торчит прямо изо рта и достигает в длину 3 метра. Бивень этот состоит из костной ткани, но наравне с твёрдостью чрезвычайно гибок. (Нарвал, Narwahl )
- Является хищником. Ареал его обитания очень обширен. Длина его тела колеблется в пределах от 50 до 75 см. Пушистый хвост составляет в длину 25-30 см. (Песец или полярная лиса, Artic fox/Polar fox )
- Относится к роду птиц из семейства чистиковых. Она является исконным жителем полярного региона. Вся её деловая активность проходит у кромки дрейфующих льдов. (Кайра, Guilemot )
- Обитает в восточной и западной частях Северного Ледовитого океана. (Тюлень, Seal )
- Парнокопытное млекопитающее животное. (Северный олень, Reindeer )
- Единственный современный представитель рода Ovibos из семейства полорогих (Овцебык, Musk-ox )
- Русанов Владимир Александрович - русский арктический исследователь впервые пересек пешком остров Северный и на моторно-парусных судах обошёл вокруг Новой Земли.
- Чудеса Арктики Wonders of the Arctic
Dr. Watson: Thank you. Also he‘s sent a video from the mysterious part of the country and a task for me. Let’s watch the video.
Презентация «Чудеса Арктики» (Wonders of the Arctic)
Ведущий 2: Арктика – самый необычный регион на нашей планете и не удивительно, что его называют таинственным и загадочным, потому что этот край таит в себе немало различных чудес.
The Arctic is the most unusual part of the planet and it is called mysterious and enigmatic, because this region is fraught with many different miracles. Here is one of them. (Video)
Ведущий 1: Давайте отгадаем следующие загадки Шерлока Холмса.
- Настоящее чудо Арктики, которое может продолжаться несколько суток, расцвечивая небо в различные переливающиеся тона. (Северное сияние )
- Это место ледяного массива, максимально удаленное от всех берегов Северного Ледовитого океана и расположенное на наибольшем расстоянии от любой суши. Он находится примерно в 600 км от Северного географического полюса. Из-за удаленности этой точки от удобных транспортных путей считается трудно достигаемым. (Полюс недоступности )
- Одно из самых ярких и удивительных явлений природы, возникающее на небе в виде арок, дуг, колышущихся занавесов различных цветов, может продолжаться от часа до нескольких суток. Это люминесцентное свечение происходит от столкновения летящих от Солнца заряженных частиц с молекулами и атомами газов в самой разряженной части воздушной оболочки Земли. (Полярное сияние)
- Период, когда Солнце не заходит за горизонт дольше одних суток, Солнце может не опускаться за горизонт на протяжении многих дней, а описывать круг вдоль линии горизонта. Он длится от весеннего до осеннего равноденствия – от 64 до 186 дней. (Полярный день )
- Устанавливается в Арктике в зимний период, когда Солнце не появляется из-за горизонта более одних суток. На северном полюсе она длится от осеннего до весеннего равноденствия - 176 суток. (Полярная ночь )
- Народности Арктики. Dr. Watson продолжает читать письмо Шерлока Холмса:
Dr. Watson : There are a lot of nationalities in the Arctic. What will you say, Dr Watson, if you ask me how I have met these people? It’s elementary, Watson. You know, I like to listen to folk songs and national dancing. And I’d like you to enjoy it too.
Ведущий 1: Назовите народности, проживающие на севере нашей страны. (Якуты, нанайцы, чукчи, нганасаны, долганы, эскимосы, долганы, русские)
Карта народностей Арктики. Россия
Чукотский танец.
Физкультминутка.
- На доске карточки с названиями гор, морей, океанов, полезных ископаемых.
Dr. Watson: There is one more quiz here. Choose the geographical names to complete the sentences.
- The mountains are … . (the Byrranga Mountains)
- In the north Russia is washed by … (the Arctic Ocean)
- Russia is rich in … in the Arctic. (oil, natural gas)
- The seas are … (the Chukchi Sea, the East Siberian Sea, the Laptev Sea, the Kara Sea, the Barents Sea)
- The part or parts of land are … (Franz Josef Land, Severnaya Zemlya, New Siberian Islands, Wrangel Island)
- Экологические проблемы и причины их возникновения.
Dr. Watson: (продолжает читать письмо) The Arctic haze is smog which covers the region. The main reason of air pollution is burning coal and oil and also industrial melting metal.
Ведущий 1: В условиях арктического климата все химические реакции проходят замедленно, поэтому даже незначительное загрязнение может стать катастрофой и природа самостоятельно с ней не справится. В первую очередь это касается углеводородов (нефть и природный газ). Любая авария с разливом нефти нанесёт Арктике непоправимый вред.
Презентация «Экологическое состояние Арктики»
- Заключительный этап урока.
Dr. Watson: Oh, my friends thank you. You helped me to find out the reason why Sherlock Holmes has gone to Russia, the Arctic. He went there because he wanted to know more about this large country, famous researchers Sedov and Rusanov, who were the first men on the North Pole, the beautiful and mysterious Arctic.