Прасад: пища, предложенная Богу. Прасад или как правильно освящать пищу в христианстве и ведической культуре
Освященная снедь – что это? Для чего мы периодически устраиваем освящение яств и праздничные трапезы, в которых они играют кулинарнообразущую роль? Не возникают ли порой ассоциации с идоложертвенным?..
Протоиерей Игорь Прекуп
Предвижу позывы кого-то из читателей возмутиться таким «кощунственным» сравнением (уж не пахнет ли здесь иконоборчеством: те, вот, тоже с подозрений в идолопоклонстве начинали, а? ).
Ну, во-первых, не лишне будет сказать, что и в самом деле могло бы и не случиться в истории Церкви, если бы не в богослужебную жизнь, когда и краску с икон скребли в евхаристическую Чашу, и брали иконы в восприемники и т.п.
Вообще, ересь или раскол – это, как правило, неадекватная реакция на неадекватную же интерпретацию Священного Писания и Предания в повседневной церковной жизни: будь-то поклонение иконе вместо почитания посредством нее того, кто на ней изображен, будь-то еще какие-нибудь «местночтимые» извращения типа современных «чугунков», «земелек» и прочих атрибутов псевдоправославного фетишизма, будь-то распространение в церковной среде культа силы и богатства или ослабление в ней нравственных устоев и т.д. – это и многое другое вполне может спровоцировать впадение в противоположную крайность по принципу: мне в такой «Церкви» не место, потому что там Христа нет… А нет Его там потому, что Его не может быть там, где есть (тут можно начать вставлять хоть имена личные, хоть нарицательные, хоть наименования категорий лиц и сообществ – чье «облико морале» не соответствует нашему представлению о Церкви).
Так вот, хочу сразу сказать, что ни к чему подобному не призываю, и нисколько в эту сторону даже не «дрейфую».
А во-вторых, вовремя обнаружить языческую примесь и научиться ее отфильтровывать – самое что ни на есть православное дело. Язычество ведь не в конкретных культах состоит. Думаете идола Перуна пустил в свободное плавание по Днепру, так он и уплыл? «Выдибай, господарю наш боже, выдибай* !» – кричали ему язычники; это же крик души, а не помраченного сознания… Т.е., конечно же, крик души, помраченной языческим заблуждением , не спорю, но именно души, которой язычество мило . И сколько княжеские дружинники не отталкивали идолище поганое от берега своими копьями, оно все же зацепилось за корягу, в честь чего и назвали это место Выдубицами.
Однако то же самое происходит и в наших душах. Вроде бы мы приняли Христа. Идола в своей душе сбросили, объявив ее престол посвященным Христу… да только никак мы Его туда не интронизируем, потому что не всей душой этого желаем. Есть в нас и княжеские воины, стремящиеся сплавить идола по течению, но есть и те, кто тоскует не столько по идолу, сколько по тому духу, по жизненному укладу, который идол собой символизировал и поддерживал.
И вот, в ком-то идол таки выплыл, и человек, отвергая чуждую ему христианскую веру, сознательно остается язычником (атеистом, агностиком, оккультистом, позитивистом, коммунистом, фашистом, демократом и пр. – какая разница, из чего делать культ, какого идола себе для поклонения вместо Бога выбрать и как его назвать?); для кого-то идол уплыл и тоски по нему нет, потому что человек всей душой принял Христа; а иной… внешне-то он идола по волнам отпустил и вдоль берега за ним не побежал (зачем нарываться на неприятности), и «по слову князя вошел в воды Днепра», то есть вступил в новое общество, признав его постулаты и культ, но не для того, чтобы «облечься во Христа», а чтобы безопасно внутренне оставаться прежним.
Что ему остается? Внешне признавая, исповедуя принятую веру, продолжать жить в прежнем духе, используя для отвода глаз новую атрибутику и новые поводы. А чтобы подмена не бросалась в глаза, надо постараться такой подход распространить как можно шире. Не секрет ведь, что распространенное воспринимается как норма. Некоторые люди, спекулируя на поверхностном (а то и вовсе не-) знании канонического права, заявляют, что обычай, просуществовавший свыше 30 лет, становится нормой , хотя на самом деле зачастую это не более, чем укоренившаяся порочная практика.
Обнаруживать такие «кривые дорожки», уводящие от «простоты во Христе», следует и в своей душе, и в окружающей нас жизни: мы же единая семья во Христе – нам и заботиться о том, чтобы порядок в доме поддерживался тот, который угоден Домовладыке. Это касается в первую очередь пастырей, но и мирян тоже. Мы ведь во Христе все друг другу – братья и сестры. Просто некоторые из нас поставлены «во образ» Отца. Но с остальных тоже никто ответственность не снимал за происходящее в доме, за нравы в нем, за соблюдение традиций, заложенных нашим Родоначальником, по Завету Которого мы, вроде как, пытаемся жить.
Поэтому такая культурная область как не может быть обойдена вниманием, если нам дорого сохранение в Церкви Божией единства во Христе, а не абы какого, лишь бы инфраструктура цвела.
“Освящение куличей”. Андрей Лысенко
Объявив трапезу областью культуры, вспомним для начала, что «культ» и «культура» – слова однокоренные. Культура вырастает из культа, но она, в свою очередь, если можно так сказать, в форме обратной связи формирует культ. Это значит, что христианские обряды как культурная форма, произошедшая из христианского почитания Бога, как бы возвращается к своему источнику, внося в понимание этого почитания новые нюансы. Что это за нюансы, за счет чего они образовались? Являются они следствием развития христианской мысли в определенных культурных и исторических условиях, или они – дань «миру сему» и не что иное, как заимствование чего-то чуждого по духу?
Итак, что же нам делать с трапезой-то? «Взять и отменить»?!.. Отнюдь.
Во-первых, необходимо позаботиться, чтобы ритуальные яства не превратились в некий суррогат Трапезы божественной. Вдумаемся: что происходит в день-деньской? Народ несет в храмы и выносит еду. Вносит и выносит, вносит… выносит. А взмыленный батюшка все это освящает, освящает, а народ вносит-выносит, и народу-то, народу!!!.. И все радуются. И правильно радуются: ! Наконец-то человек в храм пришел, чай не басурманин какой! Даст Бог через год снова придет, а сейчас отпразднует Пасху, чокнувшись яичком, отведав кулича да вкусив пасхи…
Нет, конечно, кошмар и ужас не в том, что люди сядут и радостно встретят праздник, увлеченно познавая «как прекрасен этот мир». Это-то на здоровье (в самом деле, дай Бог, чтобы наши кулинарные достижения не слишком вступали в противоречие с объективными законами физиологии, потому как все равно последнее слово за ней, родимой).
Кошмар, ужас и мрак состоит в том, что большинство людей пасхальным застольем заменяют, или, лучше сказать, подменяют Трапезу Господню: …
Ну, допустим, кто-то из них еще придет на крестный ход: прийти к началу, посмотреть или даже пройтись вместе со всеми – для многих это святое дело, после чего можно и по домам – праздновать! А остальные?..
Понятно, что все познается в сравнении, что у пришедшего в этот день освятить яства, может остаться что-то такое на сердце, что побудит его прийти снова уже в другое время. На службу ли, просто в промежутке – это уж как сложится. Хорошо, если так.
Но речь не о тех, кто рад бы прийти и «отстоять» пасхальную заутреню хотя бы. Когда человек хочет, но то ли по немощи, то ли из-за обстоятельств не может – это грустно, но все же не страшно. А вот, когда ему, чтобы считать, что праздник удался, не просто хватает ритуальных яств, но ему этого ПРИНЦИПИАЛЬНО хватает , и «нечего меня парить !..» – вот это по-настоящему страшно. Потому что под пасхальной вывеской происходит ритуальная трапеза, ничего общего с ней не имеющая, сколько бы ни раздавалось пасхальных приветствий при обильных возлияниях (которые, кстати, многими начинаются еще в Великую Субботу днем).
Тайная вечеря. Эскиз росписи храма Христа Спасителя в Москве. Г. И. Семирадский. 1876 г.
Где ритуал – там и культ. Праздник Христов, праздник Его Воскресения, открывающего дорогу нашему воскресению из мертвых, начинается на паперти, когда возглашается перед входом в храм возглас утрени и поется пасхальный тропарь, но только начинается, а продолжается-то он чудесной Пасхальной заутренней и достигает своего пика на Литургии во всеобщем причащении (опустим, как бы помягче выразиться, порочную практику непричащения мирян в пасхальную ночь под надуманным предлогом, что «благодать и так изобилует»). Это Трапеза Христова: Он Себя дает нам в снедь; Он – «Хлеб, сшедший с небес» (Ин. 6; 58), дает Себя нам в пищу, чтобы мы тем самым Его смерть возвещали, Его воскресение исповедовали ** . После этого уместно и разговеться. Тогда застолье будет как бы продолжением трапезы любви, начатой за богослужением. Но без всего этого…
Разумеется, я не берусь утверждать, что это трапеза бесовская (хотя иной раз…), но, что при этом происходит какое-то уклонение в сторону от Христа – несомненно. «Их бог – чрево» (Флп. 3; 19)
Для многих людей любой праздник – просто повод получить удовольствие. Кто и к Празднику праздников так относится, тот служит идолу наслаждения под видом поклонения Христу, да, впрочем, и вида зачастую не делает, просто пользуется христианскими ритуальными атрибутами за неимением других.
Ну, а во-вторых?
А во-вторых, избегая вышеописанного мрака и верно расставляя приоритеты, следует проявить осторожность в том, чтобы не превращать освященные пасхальные яства в подобие кошерной пищи. Безусловно, хорошо, что к освященным снедям отношение несколько иное. Несомненно, большое воспитательное значение имеет традиция не выбрасывать кожуру пасхальных яиц, а сжигать, но… когда из этого делают культ, когда тем же пасхальным яйцам приписывают особые благодатные свойства: типа, пожар потухнет, если бросить в огонь пасхальное яйцо (пример из этнографической копилки автора) – это опять же начинает попахивать язычеством.
Достойно внимания, что в Цветной Триоди, непосредственно после молитв на освящение пасхальных яств, дается пояснение, что это всё не какая-нибудь святыня, «несть пасха, ниже агнец, якоже нецыи глаголют и приемлют, и ему со всяким говением, якоже некоей святыни причащаются, но простое приношение » (курсив мой – И.П.), а освящение – это благословение, по прошествии поста, вкушать их . То есть освящение яств – это не выделение конкретных куличей и пасок, яиц да колбас*** и прочих «брашен» в какую-то сакральную снедь, а благословение на всю вообще скоромную пищу, которая через эти «начатки» освящается, т.е. на разговение . Христианин призывается к ее вкушению, дабы вместе с обильно подаваемыми Богом дарами наполняться Его благостью (см. молитву на освящение сыра и яиц): вместе с принятием тленной пищи мы, проникаясь благодарностью к ее Подателю, приобщаемся Его благости нетленной.
Сноски:
* «Выплыви, выйди на берег».
** Из молитвы на Литургии свт. Василия Великого.
*** Кстати, если сыр и яйца положено освящать в притворе храма, то мясное даже в притвор не положено вносить, но освящается оно во дворе священника.
Освященная пища начинается с покупки продуктов. Для освящения никогда не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь.
Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать , которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.
Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для , прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о нем. Все ваши мысли передаются еде.
Итак, берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте. Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку. Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.
Затем вы подносите еду к алтарю, где должно быть хотя бы одно изображение Бога или идола. Ставите перед идолом или изображением, и говорите специальную мантру (колославу). Эта мантра читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.
Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут. И если вы готовите с любовью то тогда в течение этих 10-15 минут после того, как Бог попробует эту еду, она становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю. И после этого раздавать. Ложку, которую вы предлагаете – желательно чтобы была чистая.
Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше.
Если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным.
После освящения – это совместная трапеза. Это очень важный момент. Оказывается, для того, чтобы семья была сплоченной – дети, родители хотя бы раз в день должны кушать друг с дружкой. Это очень сближает. Это дает чувство общности. Так же, хотя бы раз в неделю нужно кого-то привести в дом и угостить, накормить.
Если вы с тарелки мужа что-то взяли, когда он уже покушал, вы получаете его позитивную карму. Но если муж с вашей тарелки взял – наоборот, он негативную карму получает. Дело в том, что должен доедать тот, у кого считается более низким сознанием за тем, у кого более высоким.
Также важно, чтобы во время еды, место, где мы находимся, оно было достаточно чистым – и с энергетической точки зрения, и с физической, т.е. чтобы оно было красивым. Очень важно, чтобы были цвета определенные, т.е. желательно, чтобы были такие теплые, нежные цвета.
Колославы перед употреблением пищи
Вариант 1
Силой родных Богов и трудом человеческим пища прибывает, тела и души Дажбожьих Внуков благословляет, стремлением святости освящая. На добро и счастье Детям Сварожьим, пищу имея, требу даем, Роду Великому славу творим! Слава Родным Богам!
Вариант 2
Слава Родным Богам, за пищу нашу насущную, коя нам на радость и детям нашим на жизнь достойную. Просим Богов Родных пищу освятить, и угостить Предков наших, чтобы воцарился мир и согласие между Родом Небесным и родом земным. Слава Родным Богам!
Вариант 3
Славим Богов Родных, за пищу ежедневную, Что даруют нам создавать труды вдохновенные,
Просим пищу сию освятить Светом Изначальным наполнить на добро и счастье нам
И Предков светлых угостить! Слава Родным Богам!
Вариант 4
О Прародитель, проявляющийся в образе Свентовита, Сварога, Перуна и Даждьбога, Макоши, Лады, Слава Тебе!
Благослови сию пищу, чтоб пошла она нам на пользу. Аум (Ом).
Вариант 5
Славься Пращур-Род, Род Небесный, благодарим Тя за трапезу нашу, за хлеб-соль, что даруешь Ты нам для питания телес наших, для питания Души нашей, для питания Духа нашего, да будет крепка Совесть наша и да будут все деяния наши, да во Славу всех Предков наших и во Славу Рода Небесного. Так бысть, тако еси, тако буди!
Как должна освящаться еда?
Берется еда, которую вы готовили в кастрюле, на медленном огне. Желательно всегда готовить на медленном огне, медленный огонь всегда самый вкусный. И когда еда готова, во время приготовления еды ее не пробуйте.
Многие спрашивают: «Как это?», но оказывается, что если готовить в правильном умонастроении и отмерить все, как полагается – то ее пробовать не надо. Так вот еда не пробуется, и после того, как вы приготовили еду, вы кладете ее в специальную тарелочку.
Эта тарелочка должна не использоваться ни для каких других целей кроме как для освящения. Потому что, как и у посуды, и у еды – у всех есть тонкое тело. Вот эта тарелочка должна быть абсолютной новой и чистой, красивой. Самой красивой тарелочкой в вашем доме. Ее можно купить отдельно.
Есть даже специальные тарелочки такие продаются, специально для освящения еды. Так вот, берется тарелочка. Если, допустим, вы готовите много блюд, можно много маленьких тарелочек, они не должны быть большие, меньше даже может быть, чем блюдце. И вы можете поставить на подносик много тарелочек.
Если вы, допустим, приготовили 10 блюд, от каждого блюда вы ставите тарелочку. Если это одна тарелочка – значит, одну тарелочку.
Затем вы подносите это к алтарю домашнему, если у вас есть алтарь, но хотя бы одна икона или изображение Бога обязательно в доме должны быть. Если в доме нет ни одного изображения Бога, вообще ни одного – это очень для дома опасно. У кого нет – должны просто подумать, к какой религии вы относитесь – это ваше дело.
Принцип ведический он подходит ко всем религиям, если вы – христианин, пусть это будет христианская икона. Если вы ведами занимаетесь – там может быть изображение ведического Бога. Но факт есть факт. То есть изображение Бога обязательно в доме должно быть.
И вы подносите к алтарю или где у вас находится икона, ставите перед этой иконой или изображением, и говорите специальную…В Ведах есть специальная мантра, ведическая. Эта мантра, она читается быстро, несколько раз и во время чтения колокольчиком звонят, потому что колокольчик привлекает благоприятное влияние.
Есть, вы знаете, ангелы, есть привидения, есть хорошие силы, есть негативные. Так вот когда вы звоните колокольчиком, то привлекаются хорошие энергии, ваша еда заряжается хорошей энергией. Колокольчики лучше металлические. А если, допустим, вы не ведическую мантру хотите использовать, можете использовать, есть специальная христианская молитва тоже для еды, в любой религии это есть. Это очень возвышенная практика.
Как можно освящать пищу дома?
Сначала предложить еду Богу, который нам ее дал. И в этот момент, когда вы предлагаете еду Богу, читаете эту мантру или молитву, оставляете ее на 10-15 минут, в крайнем случае, если вы уж очень спешите, ну хотя бы на 5 минут, дайте покушать ему, тому, кто, в-принципе, нам всю эту еду дал. И оставляете. И если она сделана была с любовью, то есть вы готовите с любовью для того, кто в общем-то нас обеспечил всем.
То тогда в течение этих 10-15 минут после того, как он попробует эту еду, эта еда становится нектаром. Этой едой можно лечить других людей, это в прямом смысле этого слова. Энергия этой еды становится очень возвышенной, чистой, и через 10-15 минут вы можете просто забрать эту тарелочку и остаток, вернее то, что в ней находится, положить обратно в кастрюлю.
И после этого раздавать. Значит, ложку, которую вы предлагаете – желательно тоже, чтобы была такая чистая. Вы с этой тарелочки никогда не едите.
Как можно освящать пищу дома?
Ваш самый главный гость в доме, это – Бог. И если вы ему даете с любовью, то, соответственно, вы и получаете в тысячу раз больше. И точно также как гостю вы самое лучшее предлагаете, тоже самое для Бога — еда должна быть приготовлена из самых хороших продуктов, из чистых, не из какой-то там, допустим, картошка сгнила, вы, допустим, вырезали одну четвертую, а три четвертых выкинули.
Вот из таких продуктов не нужно готовить. И если еда освящена, то желательно ее после этого не выкидывать. Если даже вы не доели, лучше отдать птичкам, животным. Допустим, если в кастрюле осталось, можно угостить кого-то, но еду желательно никогда не выкидывать, вот просто так в мусорное ведро.
Ну, понятно, если она там скисла или что-то случилось – это другое дело. Но так еда это очень неблагоприятно. Кроме этого, очень хорошая практика – обязательно кого-то угостить. Это залог того, что вы никогда не будете голодать. Потому что для очень многих людей чувство безопасности – это когда у них всегда есть что-то покушать. Это нормально, это для человеческой психики нормально.
В индийской ведической традиции есть практика освящения пищи. Освященной становится пища, предложенная Богу. Она благотворно влияет на здоровье человека и помогает очистить сознание.
Согласно Ведам, приготовление еды — одна из важнейших обязанностей женщины, и она должна знать, как с помощью пищи можно влиять на здоровье тела и разума. Считается, что еда питает не только физическое, но и психическое тело человека. Она должна быть наполнена любовью. А поскольку источник любви — это Бог, принято предлагать пищу Богу. Делается это в знак благодарности Ему за то, что Он заботится о нас и служит нам. Такая предложенная пища называется «прасад».
Приготовление и предложения прасада — это один из видов жертвоприношений, и очень важно понять его смысл. Мы предлагаем пищу не потому, что Бог нуждается в ней, а потому, что Он сам в «Бхагавад-Гите» объяснил, что для нас это способ обретения отношений с Ним. Веды говорят, что смысл жизни человека в материальном мире — восстановить потерянные отношения с Богом, вспомнить о Нем, полюбить Его и научиться бескорыстно служить Ему. Сложно любить того, кого не знаешь. И вот как раз для того, чтобы сблизиться с Богом, почувствовать связь с Ним, мы начинаем готовить для Него еду.
Ритуал предложения пищи Богу может соблюдаться последователями любой религии. В любой вере есть практика освящения пищи с помощью молитв, принесение пищи в храм для освящения. Ведическая традиция просто более детально описывает этот ритуал и предлагает совершать его дома каждому, при каждом приготовлении пищи.
Пища предлагается следующим образом.
Приготовьте блюдо. Оно может быть любым, главное, чтобы в составе не было мяса, рыбы, яиц. Во время приготовления пищу не пробуют, считается, что первым ее должен попробовать Бог. Готовьте в хорошем настроении, сосредоточьтесь на Боге, читайте про себя молитву или мантру. Наденьте чистую одежду, волосы заплетите или спрячьте под косынку Еще лучше — полностью омыться перед приготовлением еды, как минимум — вымыть ноги, руки, лицо, промыть глаза и прополоскать рот. Во время приготовления держите кухонные поверхности чистыми. Если вам пришлось дотронуться до мусорного ведра или до животных — вымойте руки.
Когда блюдо будет готово, положите немного на маленькую тарелочку, приготовленную специально для этой цели, и поставьте ее на алтарь рядом с изображением Бога. Это может быть не только изображение Кришны, но и образ Святой Троицы или Иисуса Христа, можно предлагать пищу святым. Прочитайте мантру «Харе Кришна» или любую другую молитву, прося Бога принять эту пищу, поблагодарите Его. Через 5−10 минут выложите пищу обратно в кастрюлю, где она готовилась, и разложите в тарелки уже для тех, кто будет кушать. Предложенная пища насыщается энергией Бога, приобретает необыкновенный вкус и силу менять сознание тех, кто ее ест. После предложения, вымойте сначала ту посуду, в которой был предложен прасад, и лишь затем приступайте к еде.
Прасад нельзя выбрасывать, остатки нужно либо доесть самим, либо отдать животным.
В «Бхагавад-Гите» Господь сказал, что с радостью примет любое подношение, сделанное Ему с любовью. Поэтому в процессе приготовления прасада самое главное — помнить о Боге, с любовью готовить для Него. Даже если вам трудно выполнять все описанные выше требования, все равно предлагайте пищу. Нет возможности вымыться полностью — просто помойте руки, нет возможности поставить пищу на алтарь — предложите ее Богу в уме. Ваша искренность важнее ритуалов.
Подробнее о ведической практике предложения пищи вы можете прочитать в книгах «
Освященная пища (прасад) – приносит счастье, любовь и способна изменить судьбу как нашу, так и тех, кого вы угощаете. Освященная пища, меняет свои свойства, тем самым приобретая неповторимый вкус и становится целебным нектаром для нашего организма и сознания. Регулярное употребляете освященной пищи, может лечить очень многие тяжелые проблемы, даже алкоголизм и наркоманию, т.к. очищает тонкое тело и дает более высокий и сладкий вкус. В статье вы найдете информацию о том, как правильно освящать пищу в Христианской и Вайшнавской традиции.
Подробные описания, как правильно освящать пищу в Ведической культуре:
Продукты для освященной пищи:
Прасад начинается с покупки продуктов. Для прасада не используется: мясо, рыба, яйца, лук, чеснок, грибы и алкоголь. Т.к. это продукты в гуне невежестве, они не могут давать любовь, которая, как известно, в гуне благости. Испорченные, старые или гнилые продукты также не годятся.
Процесс приготовления освященной пищи:
- Готовить лучше всего, стоя на восток. Поскольку, еда готовится для Бога, прежде всего, когда вы готовите, думайте, слушайте или пойте о Всевышнем. В этом случае, ваши мысли и энергиялюбви будут передаваться пище. Я, например, во время приготовления слушаю лекции своего духовного учителя, который с любовью говорит о Боге.
- Еду в процессе приготовления не пробуют.
- Во время приготовления пищи не допускайте, чтобы на кухне находились домашние животные (кошки, собаки).
- От каждого блюда, что вы приготовили, возьмите порцию и положите на красивые тарелочки (или на одну тарелку). Эти тарелочки должны быть новыми и предназначены только для освящения, и никто другой никогда не должен ими пользоваться. И затем поставьте эти тарелочки на алтарь перед Божеством.
- Во время прочтения мантры хорошо звонить колокольчиком (держите в левой руке), т.к. это дает дополнительные очень очищающие и благотворные вибрации.
Чтение Мантр для освещения пищи:
Освящение пищи простым способом:
Когда поставите пищу на алтарь, произнесите:
«Дорогой Господь Кришна, пожалуйста, прими эту еду»
А затем в течение нескольких минут повторяйте маха-мантру:
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе.
Также есть такая мантра, которой можно очищать пищу, воду и любые предметы:
Харидхата харибхокта
Харианнам праджапатих
Харивипра шарирасту
Бхункте бходжайатхе харих
Так же в Бхагавад-гите (24:4) есть мантра, которую можно использовать для очищения и освящения пищи.
Эта мантра очищает пищу с помощью благословения Бога, причем очищает любую, даже не очень чисто приготовленную пищу, удаляя все ее недостатки и несовершенства, включая ингредиенты пищи и даже посуду для ее приготовления.
Мантра гармонизирует состояние пяти пран человека и освящает вообще любые предметы, над которыми она читается. Поэтому, если вы хотите всегда быть здоровым, возьмите за правило каждый прием пищи представлять актом, предлагающим эту пищу Богу, а не актом простого поглощения еды. Для этого разучите эту мантру и всегда ее повторяйте (вслух, шепотом или «про себя») перед едой. Через некоторое время вы сами ощутите чудесные изменения в состоянии вашего здоровья.
Брахма Арпанам Брахма Хавир
Брахмаагнау Брахманаа Хутам
Брахмайава Тена Гантавйам
Брахма Карма Самаадхинаха
Ахам Вайшваанаро Бхутва
Пранинаам Дехамаашритаха
Праанаапаана Самаа Юктаха
Пачаамйанам Чатур Видам
Ом Шанти Шанти Шантихи
Значение данной мантры:
Брахман – это акт приношения.
Брахман, есть сама суть приношения.
Брахманом и предлагается это приношение.
Воистину тот достигает Бога,
Кто видит Бога во всех Его деяниях.
Брахман – это священный огонь,
И всепроникающая космическая энергия
Пребывающая во всех живых существах.
Освящение по всем правилам, принятым в обществе вайшнавов:
Для этого вам необходимо устроить алтарь с изображениями Господа Кришны, Господа Чайтаньи и Шрилы Прабхупады, ачарьи-основателя Общества сознания Кришны. Тарелку с едой ставят перед изображением Шрилы Прабхупады. На тарелочку Кришны положите листочек туласи, если у вас есть такая возможность. Также хорошо на поднос, где уже находятся тарелочки Кришны положить немного соли и пару долек лимона, поставить стаканчик с водой. Разница между упрощенным вариантом поднесения пищи и полным ритуалом заключается еще и в произносимых при этом мантрах. Во время предложения по всем правилам склонитесь перед алтарем и три раза читайте вслух, напевайте или прошепчите приведенную ниже мантру:
Намо Ом Вишну падайя
Кришна прештайя бхутале
Шримате бхакти веданта
Свамин ити наминэ
Намастэ сарасвати дэвэ
Гаура Вани прачаринэ
Нирвишеша-шуньвади
Пашчатья деша таринэ
Нама маха ваданьяйя
Кришна према прадайа те
Кришнайя Кришна Чайтанья
Намнэ гаура-твише намах
Намо брахманья-девайя
Го-брахманья-хитая ча
Джагад-дхитайя кришнайя
Говиндайя намо намах
Харе Кришна, Харе Кришна,
Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама,
Рама Рама, Харе Харе.
Завершающий этап освещения пищи:
В любом из вариантов, после прочтения мантры принесите свои поклоны и оставьте еду на 5-15 минут, чтобы Господь вкушал ее.
После этого нужно переложить прасад что буквально означает «милость Господа» в кастрюли, сковородки, в которых у вас находится приготовленная еда или на отдельную тарелку, а посуду Кришны тщательны вымыть.
Вся приготовленная еда считается теперь освященной, но та, что непосредственно находилась на тарелке Кришны, почитается особо и называется Маха-прасадом. «Маха» на санскритском языке означает большой, огромный маха-прасад - великая милость. Каждый должен кроме всего остального получить хотя бы чуть-чуть маха-прасада.
В "Бхагавад-гите", одном из ведических писаний, Господь Кришна говорит, что если кто-то с любовью и преданностью предложит Ему вегетарианскую пищу, будь то всего-навсего листок, плод или вода, Он примет ее. По Своей непостижимой милости Господь пробует пищу, предложенную Ему, и тем самым одухотворяет ее. Так обычная еда становится прасадом Кришны, милостью Господа Кришны, а обыкновенный прием пищи превращается в трансцендентный акт поклонения Господу и общения с Ним.
Вкушая Кришна-прасад, мы очищаемся и избавляемся от последствий своей кармы.
Как мыть посуду предназначенную для освещения:
Желательно не делать это тем губками и тряпками для мыться посуды, которыми Вы пользуетесь обычно, а иметь для этих целей специальные, или же просто мыть руками. Также не стоит ставить посуду Кришны в раковину, где вы моете свою посуду, т.е. просто держите тарелочки в руках когда моете, не ставьте их в раковину, а тем более если там лежит ваша невымытая посуда. Вымыв посуду Кришны уберите ее в специально отведенное для этого место.
Бхагавад-Гита гласит:
«Пища, приготовленная более чем за три часа до еды, безвкусная, несвежая, протухшая, нечистая и состоящая из чужих объедков, нравится тем, кто находится в гуне тьмы…"
Подробные описания, как правильно освящать пищу в Христианстве:
Отличие процедуры предложения или освящения пищи в Христианстве и Вайшнавизме, не носит принципиальных различий. Но в Вайшнавизме гораздо более жесткие требования, при несоблюдении ритуала можно нанести оскорбление Божеству неправильным Служением.
Для освещения пищи в христианстве самый простой вариант, это когда семья садится за стол, глава семьи или духовный наставник читает молитву (при этом все берут друг друга за руки). Тем самым пища на столе освящается. Даже такой, казалось бы простой ритуал способен освятить пищу, причем качества этой, освященной, пищи будут принципиально отличаться от ЕДЫ. Это уже прасад (как говорят в традиции Вайшнавизма), пища предложенная Господу. А еще желательно для него и приготовленная. Освещение очищает и трансформирует энергетику пищи, насыщая ее энергиями и качествами Бога. Таким образом, происходит ежедневная работа и трансформация сознания людей Личностью Бога.
Причем, не важно, если уровень духовного развития людей не позволяет фиксировать, ощутить или почувствовать это. Трансформация все равно идет и работает над нами через пищу.
Процесс освящения пищи в православии:
Поставьте приготовленную с любовью к Богу пищу на алтарь перед иконой и произнесите молитву. Так как требования к освещению пищи в христианстве менее строгие, я просто даю несколько молитв.
Молитва перед едой
Отче наш (3 раза),
Очи всех на Тя, Господи, уповают,
и Ты даеши им пищу во благовремении,
отверзаеши Ты щедрую руку Твою
и исполнявши всякое животное благоволения
Молитва на благословение пищи и пития мирянам
Господи Иисусе Христе, Боже наш,
благослови нам пищу и питие
молитвами Пречистыя Твоея Матери
и всех Святых Твоих,
яко благословен еси во веки. Аминь.
И перекрестите пищу и питие 3 раза
Молитва после еды
Благодарим Тя, Христе Боже наш,
яко насытил еси нас земных Твоих благ;
не лиши нас и Небеснаго Твоего Царствия,
но яко посреде учеников Твоих пришел еси,
Спасе, мир даяй им, прииди к нам и спаси нас.
Молитва Иисусу на освящение пищи (не каноническая).
Иисус, Пастырь наш!
Приди к нам, в сердца наши!
Будь же меж нами за этим столом!
Раздели с нами хлеб наш насущный!
Даруй нам Свет Осознания и дай нам от Силы Твоей!
Защити нас от Злого и очисти от Скверны и всякого Лукавства.
Аминь.
Другие МОЛИТВЫ ДЛЯ ОЧИЩЕНИЯ И ОСВЯЩЕНИЯ ПИЩИ
Молитва на освящение пищи до еды
Господи, благодарим Тебя за все, что Ты нам посылаешь!
Да выполнит эта пища свое божественное предназначение,
преобразуя свет солнца в свет наших клеток.
Наполни ее светом и радостью святой!
Благословенно Небо, благословенная Земля,
благословенна пища сия,
а также приготовляющий и вкушающий ее.
Молитва до еды
Благодарим, Тебя, Отче,
за благодатную пищу сию.
Прикоснись же дыханьем Твоим
и освяти всю эту пищу.
Дабы мы могли после ее вкушения
Воспринимать энергии не только земные,
но и божественные.
Дабы мы могли достойно и с новою силою
творить Божественную волю Твою.
Молитва перед едой
ОТЕЦ ЕДИНЫЙ И ВСЕВЫШНИЙ,
ИСТОЧНИК ЖИЗНИ, БЫТИЯ,
БЛАГОСЛОВИ НАМ ЭТУ ПИЩУ,
ПУСТЬ НАПИТАЕТ СУТЬ ТВОЯ
ЕЁ МЕЛЬЧАЙШИЕ ЧАСТИЦЫ
ЛЮБОВЬЮ, СВЕТОМ, КРАСОТОЙ!
СВОЕЙ БОЖЕСТВЕННОЙ ДЕСНИЦЕЙ ОЧИСТИ,
ЗАРЯДИ СВЯТОЙ ЭНЕРГИЕЙ И БЛАГОДАТЬЮ,
И ЧЕРЕЗ ПИЩУ ДАЙ НАМ СВЕТ,
БЛАГОСЛОВИ НАС, БОЖЬЯ МАТЕРЬ,
И УКРЕПИ ЛЮБВИ ЗАВЕТ! ОМ Ра!
Молитва после еды
Благодарим, Тебя, Отче,
за благодатную пищу сию.
Дыхание, любовь и энергии
Твои снизошли на нас
и укрепляют тело, силы и дух.
И дух наш возликовал.
Надеемся и верим, Отче,
что так же как насытил нас,
насытим и мы
голодающих и жаждущих.
Надеемся и верим, Отче,
что так же как Ты спас нас,
спасем и мы
отчаявшихся и заблудших.
Стоит отдельно уточнить, что между прочтением молитвы и вкушением пищи, должно пройти не менее 3 минут.
Вообще, мы часто забываем молиться. Поэтому все нижеприведенные молитвы надо распечатать и приклеить на стене прямо перед обеденным столом. Тогда меньше шансов забыть. И даже само их присутствие тоже будет дополнительно очищать и пищу и помещение.