Строительство деревянных часовен. Русские сельские часовни - фотографии
Деревянные часовни - отличительная черта православного народа. В наших просторных лесных землях умели и любили создавать красоту из дерева, многие мастера хорошо владели строительным ремеслом.
В разных местах и по разным поводам строились деревянные часовни. Они могли сооружаться в деревне, за околицей, на целебных источниках. Строили часовни по какому-либо обету, в память об удаче и спасении, в честь великих событий, как дань уважения предкам. Появлялись часовни на перекрестках, развилках дорог, где-нибудь на долгих переходах, обычно в привлекательных и красивых местах. Каждый человек при желании мог приложить свои руки к строительству часовни.
Мы рады продолжать это святое дело, и принимаем заказы на строительство деревянных часовен, храмов и церквей , как от организаций, так и от частных меценатов.
Проекты деревянных часовен
Мы предлагаем Вам строительство деревянной часовни по проектам, выполненными нашими архитекторами и художниками. Так же мы готовы воплотить ваш индивидуальный проект, близкий Вашей душе.
Часовня св. Георгия Победоносца
Общая площадь часовни 29,5 м.кв., площадь внутри часовни 25,5 м.кв.
Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений.
Представляет собой квадратный сруб с прирубом в первом уровне здания и восьмигранный сруб во втором уровне, с крышей шатрового типа.
-
1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 30-32 см в чашу.
5. Выносные треугольные фонари - четыре окна по периметру нижней части шатра.
7. Входное крыльцо с двускатной крышей и иконой.
8. Окна с полукруглым завершением.
9. Двери стеклянные (освещение прируба).
Основные конструкционные материалы:
-
1. Фундамент ленточный (облицовка камнем).
2. Стены рубленые в чашу (бревно кедр)
3. Перекрытия пола по деревянным балкам.
4. Конструкция шатра - утепленный каркас, обшитый кедровой доской.
5. Окна двойной стеклопакет.
Часовня св. Николая Чудотворца
Общая площадь часовни 12 м.кв., площадь внутри часовни 9 м.кв.
Часовня выполнена на основе традиций русского деревянного зодчества с использованием современных архитектурных и конструктивных решений. Дает возможность создания индивидуального духовного пространства. Представляет собой шатровый тип с шестигранником в плане.
Архитектурно - планировочное решение:
-
1. Рубленые стены из цельного бревна природной формы (кедр) диаметр 26-30 см в чашу.
2. Остатки стен формируют в верхней части сруба консоли.
3. Открытое внутреннее пространство шатра с верхним светом (отделка кедр).
4. Покрытие шатра - гибкая кровля. Цвет по каталогу фирм производителей.
5. Выносные треугольные фонари-окна по периметру нижней части шатра.
6. Завершение шатра главка из осинового лемеха, покрашена под серебро, покрыта лаком.
7. Входное крыльцо с двускатной крышей.
8. Окна и двустворчатые двери с полукруглым завершением.
Основные конструкционные материалы.
Инструкция
Выберите место для будущей часовни. Помните, что часовня – это место, куда любой желающий может прийти помолиться, поэтому устанавливать её на вашей частной территории можно, но лишь в том случае, если вы сможете гарантировать в неё всеобщий доступ. Издревле для часовен выбирали открытые места, такие, как горные плато, дорожные развилки, леса.
Если вы собираетесь установить часовню
не на собственной территории, а на общественной, то для постройки потребуется разрешение не только от представителей , но и от владельцев земли.
Кроме того, лучше не ставить часовню
в шумном и оживлённом месте – это никак не будет способствовать созданию настроения, необходимого для молитвы.
Набросайте эскиз будущей часовни. Ознакомьтесь с часовен, изучите иллюстрации, пользуясь специализированной литературой или интернетом. Решите, какого размера будет ваша часовня. Заранее продумайте её конструкцию и . Решите, из какого она будет материала – кирпич, дерево или что-то ещё. Конечно, дерево было и остаётся наиболее традиционным материалом для строительства часовни.
Теперь необходимо получить разрешение и благословение церковных властей на строительство часовни. Для их получения вы должны будете обосновать строительство часовни в выбранном месте. Это будет сделать довольно трудно, если вы, например, решили установить часовню , рядом с могилой . Для вас причина постройки вполне понятна – вам бы хотелось иметь место, где можно спокойно помолиться, уединиться. Но в таком случае часовней должны пользоваться и другие люди, иначе цель ваша будет слишком эгоистичной. Поэтому подумайте об этом заранее. Если же вы решили поставить часовню на открытом месте, то её расположение рядом с церковью или другой часовней, или там, где почти не проживают прихожане, тоже могут счесть необоснованным. Чтобы получить разрешение на строительство часовни, обратитесь сначала к ближайшей церкви. Он расскажет вам, что нужно делать дальше.Подумайте и о том, будет ли кто-то постоянно находиться в часовне. Если она достаточно большая и подходит для проведения служб, то нужно будет найти , который мог бы их проводить.
Оформите проект будущей часовни. После этого вам придётся согласовать его в нескольких инстанциях – в СЭС, в пожарной охране, у районного архитектора. Лишь после получения всех разрешений вы можете приступать к строительству. Вы можете строить часовню своими силами, а можете обратиться к строителям. Но обычно часовни строят , на собственные деньги закупая стройматериалы.
После того, как сооружение часовни будет окончено, необходимо оформить её внутреннее убранство. Понадобятся иконы, лампадки и другие предметы церковной утвари. Вы можете приобрести всё это, а можете обратиться с просьбой к жителям, чтобы они пожертвовали иконы и другие предметы для часовни.
Православная часовня
Первые простейшие часовни появились у славян с распространением христианства, и ставились они в священных рощах язычников или на местах, где раньше находились идолы. Кроме того, часовни устраивались над раннехристианской катакомбной (подземной) церковью для обозначения места алтаря, над могилой мученика или для обозначения входа в подземное кладбище. Отшельники строили в дебрях («пустынях») часовенки, из которых впоследствии вырастали церкви и даже монастыри. Так, убогая часовенка, срубленная преподобным Сергием в чаще Радонежских лесов, положила начало знаменитой в отечественной истории Троице-Сергиевой лавре.
В древности часовни чаще всего располагались в природном окружении: в лесах, полях, на пересечении дорог. Придорожные часовни представляли собой квадратную в плане беседку, четыре столба которой несут на себе крышу - двухскатную или шатровую. Эти простейшие формы плана часовен, выполненных в дереве, в дальнейшем сохранились и в каменных часовнях.
Квадратная в плане часовня - это сооружение, обеспечивающее наименьшие затраты при строительстве (для небольшого помещения четырехгранный сруб проще и естественней многогранного). Исследователь деревянного зодчества В. П. Орфинский обращает внимание на эволюцию часовен. Поначалу, при необходимости увеличить помещение, его план составлялся из двух или трех квадратов, но в целом это была простая прямоугольная форма. Следующим этапом эволюции можно назвать некоторое усложнение квадратной формы: срезанные углы превращают квадратный план в восьмигранный. В дальнейшем обстройка квадрата с двух сторон крытой галереей развивает квадратный план по оси от его центра, а иногда крытый обход пристраивается с трех сторон квадрата с широким крыльцом и лестницей напротив входа в часовню (рис. 1). Позднее, когда строительство часовен приобретает почти массовый характер, их планы остаются без изменения, т. е. квадратными или усложненными.
Проектировать часовню гораздо сложнее, чем проектировать храм. Обусловлено это тем, что часовня существенно отличается от храма определенными категориями как богословского характера, так и архитектурно-функционального. Прежде чем приступить к проектированию православной часовни, необходимо уяснить, в чём же заключаются основные отличия часовни от храма. Начнем с категорий богословских.
Определение в священнослужебных книгах гласит: «Часовни -это молитвенные здания без алтаря». В часовне не служится литургия. Первое существенное отличие часовни от храма - отсутствие алтаря, отделенного от остального внутреннего пространства ико ностасом.
Из этого следует, что в интерьере часовни отсутствует иконостас. Но апсида как архитектурная составляющая сооружения может присутствовать в объемно-пространственной композиции.
Также часовня иногда имеет и притвор. Таким образом, часовня может иметь, как и храм, трехчастную структуру объемно-пространственной композиции: апсиду, собственно храмовое пространство, притвор. Но, поскольку в апсиде часовни отсутствует алтарное назначение, апсида довольно часто имеет очень скромные размеры либо ее нет совсем. То же самое относится и к притвору: поскольку в часовне не совершается литургия, часто нет необходимости в притворе, либо он (притвор) имеет малые размеры. Отсюда следует, что в преобладающем большинстве часовен наблюдается центричная схема построения объемно-пространственной композиции, довольно часто встречающаяся и в храмах.
Что касается категорий архитектурных, то в объемно- пространственной композиции и стилистическом оформлении фаса дов часовню отличает от храма крайняя лаконичность, если даже не аскетичностъ построения архитектурных форм, построения ар хитектурного образа .
Например, очень распространён образ часовни в виде кубического объема, перекрытого четырёхскатной крышей с луковичным завершением.
Второе отличие часовни от храма заключается в том, что ча совня имеет относительно меньшие размеры по сравнению с храмом.
Если говорить о функциональных категориях часовен, то изначально часовни возникли как поминальные церковные сооружения, и поэтому до настоящего времени преобладающая функция часовен -совершение панихид. В часовнях совершаются также молебны, акафисты, но никогда не совершаются литургии, таинства крещения и венчания, поскольку отсутствует алтарь.
Объемно-пространственная композиция часовен
Особенности планировочной структуры. Планы православных часовен демонстрируют множество вариаций на тему «квадрата». Выявлены 6 вариантов квадратных планов:
простой квадрат;
квадрат с террасой или верандой;
квадрат, развитый до прямоугольника;
квадрат с развитыми углами;
квадрат как ядро композиции;
многоугольник;
квадрат, дополненный с одной стороны полукругом
Рассмотрим подробно каждый вариант плана.
1.Часовня, квадратная в плане, является наиболее распространенным вариантом. Ее размеры по наружным стенам не превышают 6,4 х 6,4 м (три сажени), а наименьшие размеры - 3 * 3 м. Такие часовни имеют один или два входа с выступающими наружу ступенями и крыльцом. Оконные проемы размещаются, как правило, по всем стенам, включая и ту, в которой расположен вход. Если же окна занимают две стены, то глухой остается стена
напротив входа. Такой прием чаще используют в деревянных часовнях. Пластика стен в этом случае решается только дверными или оконными проемами, а также крыльцом (рис. 2, 3).
Второй вариант можно считать разновидностью первого – к квадрату часовни пристраивается открытая терраса или крытая веранда. Она окружает объем здания с трех сторон (боковых и главного фасада) и расширяет пространство для молящихся. Приподнятая на несколько ступеней терраса придает часовне стройность и завершенность. В результате такого приема портал входа оказывается центром композиции главного фасада (рис. 4).
Вариант с прямоугольным планом развивается из квадрата пристройкой к нему дополнительных помещений с одной или, симметрично, с двух сторон квадрата. Развитая входная часть создает вестибюль; симметричные пристройки подчеркивают главный, квадратный в плане объем; боковые пристройки дают возможность создания сложного завершения со множеством барабанов и малыми главами (рис. 5).
Квадратный план с профилированными четырьмя углами отличается от предыдущих вариантов тем, что именно этот прием придает часовне образ памятника. Выполненные таким образом часовни посвящаются памятным событиям. В остальном план повторяет прием, при котором в квадрате имеются один дверной проем и два оконных или три дверных проема с лестницами. Необходимо отметить, что во всех случаях стена напротив главного входа остается глухой (рис. 6).
Главным помещением всего сооружения остается часовня. Она квадратная в плане и выделяется на фасаде. Группа встроенных помещений развивается по-разному: в одну из боковых сторон, по обеим боковым сторонам или по диагонали. Часовня, как правило, имеет два входа, но встречаются и три (рис. 7, 8).
Квадратный план со срезанными углами представляет многоугольник, иногда переходящий в круг. Скошенные углы преобразуютквадрат в восьмиугольник. Восьмиугольный план определяет наружныйшатер и внутренний купол такого типа сооружений (рис. 9).
Квадрат с апсидой, напоминающей алтарь, создает образ церкви. В этой структуре главный фасад дополняется квадратом высокого крыльца, расположенного на одной оси с апсидой (рис. 10).
Рассмотренные варианты планов говорят не столько об их эволюции, сколько об устойчивости формы плана. Все вносимые элементы новизны больше относятся к декору фасадов часовен. Можно с уверенностью сказать, что квадрат - это та форма, которая, независимо от размера, обеспечивает монументальность сооружения.
Открытые или закрытые часовни . В закрытой часовне присутствуют ограждающие стены и входная зона, одна или несколько.
Открытая часовня имеет как минимум три или четыре опоры, несущих завершение. Открытая часовня может быть решена и в виде сооружения, в котором присутствует лишь одна ограждающая стена -восточная. Естественно, что открытые часовни могут быть только неотапливаемыми (рис. 11).
Стилистика. Количество стилей, применяющихся в православном строительстве часовен, ограничено. В основном это византийский, барокко, классицизм, русский и неорусский стили (рис. 12-15).
3. Часовни в городской среде
Можно выделить несколько типов размещения часовни в современном городе:
на территории монастыря или храма;
в мемориальном комплексе;
на площади;
на магистрали (улице);
при учреждениях и больницах;
в жилом микрорайоне;
на озелененной территории.
Каждая из этих градостроительных ситуаций накладывает определенный отпечаток на внешний облик, архитектурное решение часовни, а иногда и на ее назначение. Так, часовни, расположенные на территории монастыря или храма, как правило, имеют вспомогательное значение. Среди храмовых построек монастыря часовня чаще всего имеет подчиненное композиционное значение. Часовни, расположенные в мемориальном комплексе, очень часто выполняют роль памятника. На кладбище часовни обычно не имеют своей отдельной территории, а располагаются среди могил, на входе или примыкают к храму. Часовни, расположенные на площадях, в основном находятся в центральной части города, где появляется все больше современных зданий. Поскольку часовня в данном случае указывает на историческую значимость опрееленного места, то в архитектурном отношении часовня всегда делается доминирующей. Часовни на площадях должны обладать большой архитектурной выразительностью, независимо от размера площади.
Вдоль улиц и магистралей возводят часовни в честь известных религиозных и светских лиц. Приемы размещения часовни по отношению к улицам и магистралям могут быть разнообразны. В основном часовни строят либо на оживленных улицах, либо на самых видных площадках. Часовни строят и на территории производственных и административных учреждений - как государственных, так и коммерческих (по частному заказу). Часовни, расположенные в жилой застройке, построены в основном недавно - в 90-х годах прошлого столетия. Они возводились в уже сложившихся районах, размещаясь подчас в сложных условиях сильно стесненной территории.
Озелененные территории города являются лучшим окружением для часовни, но это не всегда достижимо в реальной ситуации.
При всем многообразии рассмотренных архитектурных приемов и градостроительных ситуаций при возведении часовен следует считать, что часовня должна являться одним из наиболее выразительных компонентов городской среды. Выполняя учебный проект часовни, необходимо соразмерять постройку с местными природными условиями и масштабами окружающих ее зданий и сооружений.
4. Функциональные типы часовен
В современных архитектурно-строительных правилах принято, что по функциональным особенностям современные православные часовни разделяются на богослужебные, водосвятные, мемориальные, погребальные.
/. Богослужебные часовни чаще всего устраиваются при отсутствии храма или для размещения чтимых икон. Вместимость богослужебных часовен составляет от 5 до 50 человек (т. е. площадь от 2,5 до 25 м 2). Площадь помещения при проектировании любого храмового сооружения при нимается из расчета 1 м 2 на 2 человека.
Богослужебные часовни подразделяются на приходские, монастырские, крестильные и часовни при учреждениях (посольствах, больницах, хосписах, учебных заведениях, приютах и домах престарелых, тюрьмах и исправительных учреждениях, воинских частях, промышленных предприятиях и др.).
Водосвятные (надкладезные) часовни устраиваются над колодцами, водоемами, скважинами и другими источниками воды в виде навесов, т. е. в виде открытых часовен или в виде закрытых сооружений площадью от 4 до 30 м 2 .
Мемориальные часовни отмечают значимые для церкви места, также могут быть открытыми или закрытыми. Мемориальные, или памятные, часовни строятся на памятных исторических местах, в честь каких-либо личностей или событий. Ввиду своего мемориального значения часовни-памятники, как правило, имеют сильно развитую цокольную часть (памятники всегда имеют развитый подиум), в котором могут даже размещаться вспомогательные помещения.
Мемориальные часовни подразделяются на часовни-хранительницы икон, часовни памяти о святых, часовни в память о знаменательной дате, часовни в память об утраченной церкви.
4. Погребальные часовни устраиваются на кладбищах, над погребальными камерами и могилами также в виде открытых или закрытых сооружений площадью от 2 до 10 м 2 . Кладбищенские часовни могут иметь характерный развитый притвор, служащий местом отпевания покойников и совершения поминальных панихид, в том числе наиболее массовых, совершаемых несколько раз в году, в дни особого поминовения усопших. На паперти
должно быть достаточно места для размещения нескольких крышек гробов, а габариты притвора должны обеспечивать одновременную установку нескольких гробов. Минимальные габариты одного места с гробом - 5,4 на 2,4 м.
Конструктивное решение и материал несущих элементов
При выборе конструктивного решения и материала несущих
элементов часовни можно рекомендовать следующее: основные несу щие конструкции часовни должны быть долговечными и выполняться из соответствующих материалов. Стены часовни (закрытой) должны быть выполнены из сплошного кирпича, их толщина для средней полосы России может быть ограничена 640 мм. Требования энергоэффективности не распространяются на здания часовен вви ду нестационарного режима их использования.
Для внутренних несущих конструкций часовни - столбов, арок и куполов - может использоваться монолитный бетон. Использование в опалубке фанеры позволяет получить идеальные поверхности, не требующие оштукатуривания. Такую поверхность достаточно только ошпаклевать, а современные силикатные краски позволяют производить роспись и по бетонной поверхности. Может быть использована и смешанная технология сооружения арок, когда по кружалам выкладывается кирпичный короб, служащий опалубкой, а его сердцевина заполняется армированным бетоном, воспринимающим распор кирпичных арок и сводов. Избежать сложностей кирпичной кладки парусов можно, применяя способ бетонирования по металлическому сварному каркасу, выгнутому по проектным радиусам.
6. Устройство систем инженерного обеспечения
■ При выборе вариантов устройства систем инженерного обеспечения часовни следует иметь в виду, что:
для вентиляции закрытой часовни предусматривается использование системы естественной вентиляции через открываемые светопроемы;
для отопления часовен возможно применение системы водяного, воздушного, электрического, печного отопления в зависимости от местных условий. Сегодня достаточно часто используют систему отопления с применением напольных низкотемпературных панелей -так называемый теплый пол. Его преимуществом является равномерное распределение тепла в пространстве нижней зоны часовни, где размещаются молящиеся, быстрое высыхание поверхности в непогоду. Для уменьшения расходов на отопление можно рекомендовать устройство местного отопления для постоянного пребывания служащего, продающего свечи.
Существуют также правила цветового решения часовен и храмов. Никогда не применяется чёрный цвет, может быть замещён коричневым. Серебряный цвет-белый, золотой – жёлтый.
Программа-задание на курсовой проект
«Православная часовня»
Цель проекта - создать выразительный образ православной часовни, являющейся акцентом в городской среде, с соблюдением канонической традиции при поиске современного образа православной часовни.
Вместимость часовни (единовременное пребывание посетителей) с одним эвакуационным выходом - до 50 человек. Часовни могут быть одноэтажными или с цокольным этажом, отапливаемыми и неотапливаемыми, открытыми и закрытыми, могут выполняться из камня, кирпича, дерева, металла или бетона.
Высота часовен от пола до потолка должна быть не менее 3 м. Форма кровельного покрытия может быть различной: скатная, купольная, шатровая, в виде горки кокошников или иная, но не плоская.
В современных строительных правилах принято, что часовни площадью до 10 м 2 и вместимостью до 5 человек могут состоять из одного помещения, а большей площади и вместимости могут иметь вспомогательные помещения - одно или несколько.
Отдельного внимания требует разработка архитектурной композиции колокольни, если она предусматривается при проектировании. Колокольня или звонница, которая бывает встроенная или пристроенная, должна по своему облику и параметрам соответствовать облику и габаритам часовни.
Состав графической части проекта «Православная часовня»
генеральный план М 1: 250;
план М 1: 50;
фасады, не менее двух М 1: 25, М 1: 50;
разрез М 1: 50;
макет М 1: 50.
Проект выполняется на планшете размером 50 х 100 см. Макет - отдельно на подоснове.
Требования к архитектурной композиции православной часовни.
Лаконичная объёмная композиция часовни. Венчание здания православным крестом.
Приподнятость уровня часовни над землёй. Ориентация апсиды (если она присутствует) и креста на восток.
Территория часовни должна быть ограждена и благоустроена с посадкой деревьев.
Форма плана возможна: крестообразная, квадратная, прямоугольная, круглая, восьмиугольная.
Перекрытие купольное, сводчатое и шатровое.
Часовня одноглавая.
Глава луковичной или шлемовидной формы.
Вход в часовню через перспективный портал.
График проектирования
3семестр 2 курс тема «Православная часовня»
Тема занятия |
Самостоятельная работа |
||
Вводная лекция |
Выбор места проектирования |
||
Клаузура |
Выбор типа часовни |
||
Определение объёмно-пространственной характеристики часовни |
Схема генерального плана |
||
Определение пространственной схемы несущих конструкций |
Определение пропорций часовни, вариантное проектирование фасадов, плана, разреза |
||
Форэскиз в черновом макете |
Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов |
||
Вариантное проектирование |
Уточнение пропорций часовни и решение фасадов, плана, разрезов. Цветовое решение часовни |
||
Вариантное проектирование |
Уточнение решения фасадов, плана, разрезов |
||
Вариантное проектирование | |||
Эскиз. |
Уточнение решения фасадов, плана, разрезов, генплана |
||
Детализация фасадов |
Проработка фасадов |
||
Выполнение макета часовни. Компоновка работы на планшете. |
Выполнение макета часовни |
||
Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта. |
|||
Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта. |
Выполнение макета часовни. Вычерчивание проекта. |
||
Подача проекта. | |||
Подача проекта. |
Подача проекта. Макетирование. |
||
Завершение работы. Сдача проекта. Кафедральный просмотр. |
Библиографический список
Благовидова Н. Г. Часовни в архитектурно-планировочной средегорода: учеб. пособие / Н. Г. Благовидова. М. : Архитектура-С, 2006. 136с.
Кеслер М. Ю. Благолепие и экономика в современном храмоиздательстве / М. Ю. Кеслер // Приход. Православный экономический вестник. 2007. №5. С. 14-22.
Крадин Н. П. Православный храм: учеб. пособие / Н. П. Крадин. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1992. 84 с.
Кудрявцев М. П. Русский православный храм. Символический язык архитектурных форм / М. П. Кудрявцев, Т. Н. Кудрявцева // Къ Свету. Символика русского храмоиздательства. 1994. Вып. 17. С. 65 - 87.
Лучкова В. И. Введение в архитектурную семиотику: учеб. пособие / В. И. Лучкова. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 98 с.
Православный храм: вечность глазами молодых / под ред. В. И. Лучковой. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 2000. 112 с.
Часовня: методические указания к выполнению курсового проекта по специальностям «Архитектура» и «Дизайн архитектурной среды» /сост. Н. М. Ерошенко, Н. П. Крадин. Хабаровск: Изд-во ХГТУ, 1997. 35 с.
Часовня и храм - чем они отличаются друг от друга; что такое часовня на самом деле; почему их строят и какие часовни бывают; какие правила надо в часовнях соблюдать; какие службы в них служатся. Подробно рассказываем!
Что такое часовня и чем она отличается от храма
Часовня от храма отличается тем, что в ней нет престола и, соответственно, алтаря. Это место, где можно молиться и проводить некоторые виды служб, кроме главной и основополагающей - Литургии, для которой престол необходим.
Другими словами, часовню от храма отличают не размеры, не количество икон, и не место, где она стоит, а только наличие алтаря. Есть алтарь - это храм, нет его - часовня.
Главная задача и суть часовни - помочь человеку в определенный момент или в определенном месте вырваться из привычной суеты и соединить мысль с Богом. Поэтому часовни часто встречаются в аэропортах (помолиться об удачном полете), на кладбищах (помолиться об усопших), в больницах, на местах захоронений святых, на духовно- или исторически значимых местах.
Когда-то богатые люди организовывали их у себя в доме или на территории - чтобы молиться утром и вечером. Иногда так делают и сейчас.
Пример часовни, которую с храмом никак не перепутаешь. Город Обоян, Курская область фото (с) http://www.outdoors.ru/, Илга Болдарева
Кто может построить часовню и почему не построить тогда храм?
Построить часовню может, по сути, любой - человек или организация. Это как купить икону, только только в тысячи раз масштабнее.
А причин, почему не построили храм, может быть несколько:
- понимают, что не смогут по всем правилам освятить алтарь
- понимают, что не смогут гарантировать регулярные богослужения или они будут неуместны.
- для данного места храм будет слишком большим сооружением.
Что значит, «не смогут по всем правилам освятить алтарь»? Что это за правила, которые так сложно соблюсти?
Дело в то, что проводить литургию в храме можно только, когда на престоле будет присутствовать частица мощей какого-либо святого - причем, освященная епископом. То есть, одной постройки храма и освящения стен недостаточно. Это - тысячелетняя и неукоснительная традиция Церкви, которая, по видимому, еще ни разу ни была нарушена (исключительные случаи, вероятно, были, но касались таких ситуаций, как - литургия в концлагере, когда ее проводил при помощи сподручных средств священник-арестант).
Организовать освящение престола и пригласить епископа всегда можно, но епископ и владелец храма должны быть уверены, что этот храм действительно будет «жить», а не замрет, как икона, спрятанная в шкафу. И это не вопрос правил или регламента, это вопрос ответственности перед Вечностью, ну и - просто богобоязненность и уважение к традициям.
Наличие храма подразумевает, что в нем должны по крайней мере еженедельно совершаться , и на них должны ходить люди, и это вообще должно быть уместно. Например, вы можете себе представить Литургию с глубокой исповедью и причастием на вокзале или в аэропорту?
Вход в часовню в аэропорте Домодедово. Как видите, часовней может быть и просто комната. Как, собственно, и храмом.
Или допустим, вы руководитель парка, строите часовню, но понимаете, что приглашать священника, держать на парке всю расходную часть связанную с активной приходской жизнью - это будет слишком дорого. Или вы понимаете, что в шаге от вас уже ест храм, в котором богослужебная и приходская жизнь и так прекрасно налажена.
Вот в таких случаях строятся часовни.
Часовня святых Александра Невского и Иоанна Воина в Екатерининском парке, Москва
Какие есть правила в часовне и для ее создателей?
Для тех, кто строит часовню, правил по сути два (да и то это не правила в мирском понимании, а само собой разумеющиеся действия).
- освятить ее в честь какого-либо святого. Например, в Екатерининском парке в Москве стоит часовня в честь святых Александра Невского и Иоанна Воина. Молебны в ней служатся еженедельно и в дни памяти этих святых.
- на часовне должен быть воздвигнут крест. Про наличие икон внутри мы не говорим - это очевидно. Хотя, сколько их должно быть - на это никаких правил нет - всё решают возможности.
В остальном - часовня может быть и с точки зрения архитектуры, и с точки зрения убранства любой. Другое дело, что до последнего времени архитектор, проектирующий часовню, старался держаться в духе национальных традиций. Церковные здания - это не места для самовыражения. Любое самовыражение или «новаторство» в часовне может в итоге отвлечь прихожан и создателя здания от главной цели. Поэтому стараются, чтобы часовня действительно так или иначе напоминала внешне крошечный храм, да и внутренне тоже.
Проект часовни на Привокзальной площади в Барнауле
Некоторые часовни в дореволюционное время (да и сейчас) строили по типовым проектам. Страница из атласа «Атласа планов и фасадов церквей и часовен при постройках в селениях» 1911 года
Говорить о правилах для прихожан тяжело, потому что все они продиктованы либо традициями, либо отношением самого человека к духовной жизни. В часовню заходят с одной целью - помолиться, побыть наедине с духовной частью самого себе. Все остальное - вытекает прямым образом из этого.
Строгих правил относительно, допустим, платка у женщин или шорт у мужчин в часовне нет. Хотя, участвовать в молебне или в панихиде в «свободной одежде» будет неуместно - по целому ряду причин.
Какие службы можно служить в часовне?
Чаще всего, в часовнях проводятся только молебны (небольшие богослужения по какому-либо поводу - например в честь Церковного праздника или значимого в народе события: война, трагедия, смерть или - большая радость).
Реже - другие виды богослужений, для которых нет необходимости в алтаре: например панихида (память об умерших) или Часы (монастырский вид небольших служб, во время которых чтец читает в определенной последовательности псалмы) - отсюда как раз название часовни.
В остальное время часовня, по идее, должна быть все время открыта, чтобы любой мог зайти. Чаще всего, так именно и бывает, и их закрывают только на ночь.
Самые маленькие часовни и часовенные столбы
Иногда часовни бывают настолько крошечными, что в них, даже, нельзя зайти, а только помолиться рядом. Вот например, какая часовенка стоит в деревне Алексеевское Костромской области. Она построена в память о святителе Иннокентии просветителе Сибири и Аляски:
Встретить такие маленькие часовни в России можно не очень часто, а вот в Греции, например, они наоборот очень популярны: там их называют часовенными столбами. Они, как правило, ставятся вдоль дорог, и они совсем маленькие. Фактически, любой может воздвигнуть свою часовенку 🙂 Очень мило и очень правильно!
Бывают совсем простые: только икона в застекленном пространстве!
Сколько часовен в Москве?
В Московской епархии сейчас в районе 80–90 часовен. Не пишем конкретно число, потому что их число постоянно меняется.
Часовни есть почти на всех вокзалах и аэропортах, в некоторых больницах, на кладбищах и на некоторых площадях.
Самые известные московские часовни - это, наверное, часовня-памятник героям Плевны возле метро «Китай Город» (многие, даже, не догадываются, что это часовня), и - часовня в честь Иверской Божией Матери - у ворот, ведущих на Красную площадь.
Часовня в честь Иверской иконы Божией Матери на Красной площади
А вот, что было на этом месте в Советское время.
Этот и другие посты читайте в нашей группе во
С чего начать?
Строительство храма важно начать с благословения правящего архиерея епархии. Поскольку храм строится не сам по себе, а для церковной общины, то, если в городе или селе такой общины нет, ее нужно создать и зарегистрировать. Для регистрации общины необходимо, чтобы в нее входило как минимум десять человек -- так называемая «десятка». Община -- это юридическое лицо, и регистрируется она в федеральной регистрационной службе.
Свято место не должно быть пусто
Когда община зарегистрирована и получено благословение архиерея на строительство храма, надо обратиться в местные органы власти с просьбой предоставить для этого земельный участок. Если это, к примеру, районный город -- то в городскую или районную администрацию, лучше всего сразу к главе администрации. А еще лучше составить официальное письмо от архиерея и обратиться в органы власти с этим письмом. Община заранее должна понять, какой храм она хотела бы построить, на сколько человек, в каком стиле, в честь кого будет освящен главный престол.
В разных местах выделение земли властями может происходить по-разному. Где-то администрация вдохновляется идеей построить в своем районе храм, учитывает мнение настоятеля общины, выделяет прекрасный участок в центре города; где-то дают то что дают, часто это местность, где строительство осложнено -- например, рядом находится овраг, и тогда, прежде чем начать строить, необходимо будет укреплять почву.
Как пояснила нам Светлана Покровская, исполнительный директор юридической компании «Деловые консультации», занимающейся недвижимостью, если рядом с предлагаемым земельным участком находится лесопарковая зона или река или под землей есть важные коммуникации, а в будущем планируется рядом строить дорогу, -- все это может очень осложнить процесс согласования.
Для разрешения на строительство необходимо собрать пакет документов, в числе которых очень важен кадастровый паспорт. В паспорте обязательно должен быть указан вид разрешенного использования земельного участка -- именно под строительство храма.
По совету иерея Даниила Сысоева, настоятеля общины пророка Даниила на Кантемировской, которая уже пять лет строит храм на окраине Москвы, землю лучше просить с небольшим запасом, потому что, если просить впритык, участок могут дать чуть меньше, и земли не хватит.
Проект
Проект храма делает архитектурно-проектная мастерская. Проблема может быть в том, что мастерских, которые специализируются именно на строительстве храмов, не так много. Как понять, в какую лучше обратиться? Как советует иерей Даниил, первым делом нужно узнать, имеет ли мастерская государственную лицензию, причем нового образца, так как недавно изменилась форма лицензирования.
Проект утверждается и согласовывается в разных органах власти: в генплане, в местном комитете по архитектуре и т. д., -- поэтому очень облегчает жизнь, если архитектурная мастерская имеет выходы на организации, которые будут проводить различные экспертизы для согласования.
Отец Даниил советует остерегаться архитекторов, которые, вместо того чтобы при проектировании учесть пожелания прихода, начинают заниматься самовыражением и воплощением своих творческих идей, -- в результате может получиться нечто, не очень похожее на храм. Лучше всего, конечно, чтобы церковь проектировал архитектор, имеющий опыт возведения храмов.
Строительство
Вопрос, где взять хороших рабочих, в регионах часто бывает одним из самых сложных. Иеромонах Варфоломей (Коломацкий), строящий храм в честь святителя Спиридона Тримифунтского в городе Нея Костромской области, рабочих привез с Украины: пусть издалека и их пришлось оформлять как иностранцев, но зато он знал их как опытных и добросовестных строителей.
Крупные проектные мастерские часто имеют и строительную лицензию, поэтому и проект, и строительные работы можно заказать одной и той же организации, «под ключ».
Где взять деньги?
Храм пророка Даниила на Кантемировской оценен в полмиллиарда рублей. «Это потому, что у нас очень сложное место для строительства: рядом протекает речка, склон, овраг, -- говорит отец Даниил. -- И вообще в Москве многое дороже, чем в регионах, -- например, только подключение храма к электричеству стоит полтора миллиона рублей». По словам Светланы Покровской, в регионах все может обстоять по-другому -- и за три миллиона рублей где-то можно полностью построить храм.
Где брать деньги? Храм в честь Собора Московских святых в московском Бибиреве строится с 2002 года, сейчас стены уже построены, к концу года планируется закончить крышу. Крупных спонсоров у храма сейчас нет, строительство ведется на пожертвования частных лиц, плюс община имеет издательство и подсобное хозяйство в Подмосковье -- таким образом зарабатываются деньги на строительство, и дело движется, хотя и медленно. «Все делается с помощью Божией, и деньги находятся, и люди, -- говорит иеромонах Сергий (Рыбко), настоятель храма. -- Проект нам сделал бесплатно один архитектор, сейчас у нас работает бригада строителей. Фирма, которая нам ее выделила, практически ничего с этого не имеет, только сами рабочие получают зарплату -- это решение руководителя фирмы (кстати, у него тут же появилось много хороших заказов)».
Район в Костромской области, где строит храм отец Варфоломей, очень бедный, и собранные местные средства, по словам батюшки, это лепта вдовицы. Но строительству помогает один обеспеченный человек, почитающий святителя Спиридона -- благодаря ему стройка продвигается. «То, что связано со стройкой храма, всегда чудо. Чудо в том, как находятся деньги, как решаются всякие согласования. Мне кажется, это не мы строим храм, а сам святитель Спиридон», -- говорит отец Варфоломей.
В строящемся храме на Кантемировской вопрос денег решается так: «Мы звоним и рассылаем письма в различные организации, просим нам помочь – рассказывает помощница старосты храма Татьяна Предовская. -- Если просто отправить рассылку и ждать ответа -- откликается всего один процент организаций. Если же звонить, общаться в индивидуальном порядке -- откликаются гораздо чаще». Помогают как могут и жители окрестных домов: очень многим хочется быть участниками строительства храма в своем районе.
Есть интересный способ для сбора средств на храм -- именные кирпичики. Человек платит определенную сумму, и его имя пишется на именном кирпиче, который потом встраивается в храм.
«Глаза страшатся, руки делают»
За какой срок можно построить храм? В сельской местности этот вопрос, как показывает опыт, решается быстрее: в городе Нея Костромской области первый ковш котлована под фундамент был вынут в июне 2006 года, а на сегодня осталось построить колокольню и провести внутренние работы. В Москве все не так быстро: община храма пророка Даниила на Кантемировской была создана в 2003 году, и сразу начался сбор документов и средств. К настоящему моменту практически закончен большой этап -- предпроектные работы. Само строительство еще не начато, служба совершается в маленьком временном храме рядом, но хотя и медленно, а дело все же движется.
Как устроен храм Чем отличается храм от просто здания с четырьмя стенами и крышей?
Возвышение -- продолжается от иконостаса внутрь храма, к молящимся, -- называется солеей
(греч. «возвышение»). Напротив Царских врат в середине солеи -- полукруглый выступ -- амвон
(греч. «восхождение»). Он знаменует собою те места, с которых проповедовал Христос (гору, корабль), а также возвещает о Воскресении Христовом, означая камень, отваленный ангелом от дверей Гроба Господня. С амвона во время Литургии читается Евангелие, произносятся диаконом ектении, священником -- проповеди. На амвоне совершается Таинство Причащения. Само название «притвор» связано с тем, что к двухчастным древним храмам стали «притворять», т. е. дополнительно пристраивать третью часть. Эту пристроенную часть часто называют трапезная , поскольку в ней в древности устраивались угощения для прихожан по случаю праздника или поминовения усопших. В Византии эта часть называлась еще нартекс -- место для наказанных. У притвора было богослужебное назначение -- в нем, согласно Уставу, должны совершаться литии -- молитвы, совершаемые вне храма (от греч. Λιτή -- усердное моление) на великих вечернях, а также панихиды по усопшим. Сейчас притвором называют небольшое помещение сразу за входом в храм. Вход в притвор с улицы обычно устраивается в виде паперти -- площадки перед входными дверями, на которую ведут несколько ступеней. Паперть имеет догматический смысл как образ духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего ее мира. Собор может быть маленьким, а часовня большой Церковь без алтаря (и соответственно, без престола) называется часовня
. В часовне не служат Божественную литургию. В древности часовни ставились над подземными храмами, устроенными на гробницах мучеников -- чтобы обозначить места расположения престолов, или на местах, ознаменованных какой-либо милостью Божией. Обычно часовни бывают небольшого размера, но необязательно -- например, часовня великомученика и целителя Пантелеимона в Москве радом с Лубянской площадью (разрушена в 30-е годы) была очень большой (она считалась самой большой часовней в России). |
Товарищество Реставраторов. Мастерские Андрея Анисимова. Проектирование и строительство часовен.