Во что превратился парламент франции после выборов. Парламентские выборы во Франции: Макрон получил карт-бланш, Ле Пен провалилась Парламент франции
Нижняя палата парламента — Национальное Собрание, верхняя палата — Сенат.
Национальное Собрание состоит из 577 депутатов, избираемых путем прямого всеобщего голосования. Срок депутатских полномочий — пять лет.
Право участвовать в выборах имеют граждане Франции, достигшие 18 лет до первого тура голосования, не ограниченные в гражданских и политических правах и зарегистрированные в качестве избирателя. Иностранцы (граждане Европейского Союза и третьих стран) не имеет права голосовать на парламентских выборах .
Право быть избранным в парламент имеют граждане Франции, достигшие 18 лет , имеющие право голоса, прошедшие военную службу в вооруженных силах.
Требования к кандидатам в заместители депутатов аналогичны требованиям к кандидатам в депутаты.
Кандидат в депутаты может быть зарегистрирован только в одном избирательном округе. Запрещено регистрироваться в качестве кандидата в депутаты в одном округе и заместителя депутата — в другом.
Единой централизованной системы постоянно действующих органов не существует. На федеральном уровне в организации выборов участвуют Конституционный совет, осуществляющий общее наблюдение за выборами. Также организация выборов на национальном уровне находится в ведении МВД Франции. МВД Франции обеспечивает организационное, правовое регулирование выборов, сбор результатов выборов и их представление СМИ и общественности. Департамент по заморским территориям МВД Франции обслуживает зарубежных избирателей.
Ряд комиссий, таких как Комиссия по контролю за голосованием, Комиссия по предвыборной агитации, Национальная счетная комиссия, Высший совет по электронным средствам массовой информации, осуществляют контроль на общенациональном уровне за ходом выборов по профильным направлениям своей деятельности. На более низких уровнях в организации выборов участвуют магистраты, фиксирующие нарушения избирательного права, и представители исполнительной власти на местах — мэры и мэрии. Низовой структурой, организующей выборы, являются участковые избирательные комиссии (УИК).
Депутаты избираются по мажоритарной системе абсолютного большинства в одномандатных округах. Франция делится на 577 избирательных округов, население каждого избирательного округа составляет в среднем 125 тысяч человек. Избирательные округа делятся следующим образом: 539 — в метрополии, 19 — в заморских департаментах, 8 — в общинах за рубежом и 11, охватывающих французских граждан за рубежом.
Избирательная компания начинается за 20 дней до дня голосования.
Финансирование избирательной кампании кандидата со стороны юридических лиц, за исключением политических партий или групп, запрещено. Пожертвование физического лица не может превышать 4600 евро . Все пожертвования на сумму более 150 евро должны быть оплачены чеком, переводом, кредитной или дебетовой картой.
Выборы в парламент проводятся по воскресеньям.
Для отдельных категорий граждан возможно голосование по доверенности .
Депутаты избираются в два тура.
Для избрания в первом туре необходимо получить абсолютное большинство голосов избирателей, но не менее 25% от общего числа зарегистрированных в избирательном округе избирателей.
Если никто из кандидатов не получил абсолютного большинства голосов, то через неделю проводится второй тур. До участия во втором туре допускаются кандидаты, набравшие не менее 12,5% голосов от числа избирателей, включенных в списки. Для избрания во втором туре необходимо получить относительное большинство голосов, при этом при равенстве полученных голосов, избранным считается старший по возрасту кандидат .
Сенат — верхняя палата парламента — состоит из 348 членов, которые избираются косвенными выборами на 6 лет .
Выборы членов Сената проводятся создаваемыми в департаментах коллегиями, включающими депутатов Национального Собрания, членов Советов департаментов и регионов, делегатов от муниципальных советов и др.
Каждые три годы половина сенаторов обновляется .
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Во Франции 11 июня 2017 года прошел первый тур парламентских выборов. В отличие от президентских выборов с постоянно меняющимися сценариями и активным электоратом избирательная кампания на парламентских выборах проходила тихо, почти незаметно, без крупных митингов и с немногочисленными встречами со своими сторонниками, которые не могут мобилизовать избирателей. Кандидаты и их агитаторы лишь раздают листовки, практически не встречая ответной реакции французов.
Партии кандидатов, потерпевших поражение на президентских выборах, не были способны найти лозунги, которые вызвали бы мобилизацию электората, тогда как «Вперед, Республика!» как партия Э. Макрона могла ограничиться простым призывом: «Дадим президенту парламентское большинство!». После 2002 года во Франции установился железный закон: парламентские выборы, которые проходят через месяц после президентских, превращаются в формальность, в подтверждение выбора, сделанного ранее. Как писала газета «Монд», выборы в парламент «поглощены, абсорбированы президентскими выборами».
Президентская коалиция является победителем парламентских выборов: партия «Вперед, Республика!» вместе с центристским движением Франсуа Байру «MoDem», своим союзником, набрала в первом туре 32,2% голосов и получит от 390 до 430 депутатских мест из 577 после второго тура. Ipsos, институт общественного мнения, дает ещё более оглушительный результат – от 415 до 455 мест. Комментаторы называют этот успех «подлинным цунами».
Рекордный абсентеизм
Другим победителем парламентских выборов стал абсентеизм, который достиг рекордного уровня – 51,2%, более чем на 8 пунктов превышающий рекорд парламентских выборов 2012 года – 42,7%. Часть избирателей была уверенна, что «все уже закончено» и президентские выборы завершили избирательный цикл, который фактически начался с праймериз правоцентристской коалиции осенью 2016 года. За семь месяцев избирателей восемь раз призывают к урнам: дважды на первичные выборы правых партий, дважды на праймериз соцпартии, на два тура президентских выборов и, наконец, два раза на парламентские выборы. Наступает естественная усталость от политики.
Да и сама политическая жизнь не вызывает особого доверия. По данным опроса Ipsos, проведенного с 7 по 10 июня, около трети французов (30%) не верит депутатам, «разочарована в их деятельности». 16% опрошенных объясняют свой абсентеизм тем, что «ни одна программа не кажется им убедительной». 18% думают, что «независимо от результата ничего не изменится». Эти избиратели не верят Макрону, но и не хотят ему мешать.
Ни одна партия не смогла предложить мобилизующих лозунгов и фактически ставили перед своим электоратом минимальные цели: создать парламентскую группу (Национальный фронт (НФ) или соцпартия), опередить ФСП (Меланшон и «Непокоренная Франция!»), сохранить единство партии (Республиканцы). Переизбыток кандидатов, ибо в некоторых округах конкурировали до 25 человек, явно запутывал избирателей. На сей раз был побит ещё один рекорд: по количеству кандидатов – их было 7877. Изобилие кандидатов скорее отпугивало, нежели способствовало мобилизации избирателей.
И, наконец, в электорате возник легитимистский рефлекс, характерный для президентских режимов: 65% французов желали, чтобы Э. Макрон добился большинства в Национальном собрании, и две трети из них хотели успеха партии президента только потому, что они считали, что правительство должно спокойно управлять, хотя лишь меньшинство разделяло его идеи (всего 14%).
Социология парламентских выборов
Электорат «президентской коалиции» имеет все черты типичной доминантной «партии для всех»: практически во всех возрастных группах или социальных слоях она опережает другие партии или соперничает с ними. Она находится впереди других партий во всех возрастных группах с 18 до 70 лет. Только среди лиц старше 70 Республиканцы незначительно опережают партию «Вперед, Республика!» – 34% против 33%. Худший результат партия президента получила в самом трудоспособном возрасте (35-49): всего 28%. И в этой возрастной категории НФ способен оказывать какое-то сопротивление: он получил 22%. Движение Меланшона добивается лучших результатов в молодежной среде: набрав всего 11% , партия «Непокоренная Франция!» получила 18% среди лиц в возрасте от 18 до 24 лет и даже 21% в возрасте от 25до 34 лет.
Как и на президентских выборах, НФ добился наибольшего успеха в рабочем классе: за него проголосовали 29% рабочих, тогда как за партию президента – всего 26%. С другой стороны, партия мадам Ле Пен полностью провалилась в средних слоях: за неё проголосовало лишь 5% «кадров», то есть образованных французов, занимающихся управленческой или интеллектуальной деятельностью. В этой категории лучше выступил Меланшон – его партия получила 11%. Пенсионеры начали голосовать за Макрона: его партия получили 34%, а Республиканцы – только 30%.
«Вперед, Республика!» добивается высоких результатов в категориях лиц с доходами выше 3000 евро в месяц (43%), но проигрывает НФ в низкодоходных группах (ниже 1250 евро в месяц) – соответственно 25% и 17% голосов. В городах Макрон полностью доминирует (41%), но в сельских эонах вынужден конкурировать с Республиканцами (президентская партия набрала 26%, а РП – 21%).
Победа партии «Вперед, Республика!» и новая элита
Победа президентской коалиции имеет и свою оборотную сторону. Во-первых, парламентское большинство Макрона может превратиться в партию верных сторонников, полностью преданных своему вождю, в «партию пехотинцев» (parti godillot), и законодательная власть перестанет выполнять свою функцию во французской системе «сдержек и противовесов». Во-вторых, избирательное «цунами» приведет в Национальное собрание огромное количество новых людей, не очень разбирающихся в парламентской деятельности. В частной беседе Макрон уже сказал, что существует опасность превращения парламента в «говорильню» или даже в «кавардак» (futoir), и предложил найти инструменты контроля над деятельностью депутатов.
Исследование, проведенное Люком Рубеном из политологического центра CEVIPOF среди 529 кандидатов в депутаты от «Вперед, Республика!», отобранных среди 19 тыс. претендентов, показало масштабы перемен, которые привнес Макрон и его партия в состав депутатского корпуса и их границы. Новый президент обещал «обновление политической жизни во Франции», и партия Макрона демонстрирует значительное омоложение своего депутатского корпуса и его обновление.
Во-первых, установлен реальный паритет между мужчинами (262 кандидата) и женщинами (267). Во-вторых, средний возраст кандидатов снизился до 47 лет (среди остальных кандидатов он равняется 49 годам). В-третьих, более половины из кандидатов никогда не избирались (284 из 529). Да и состав кандидатов по их политической принадлежности показал относительно высокий разброс: 33% из них вышли из левых партий в широком смысле слова (из ФСП или экологического движения), тогда как 15% – из правых партий (РП, Союза демократов и независимых и других) и 12,3% – из движения Байру. Почти 40% не принадлежали ранее ни к одной политической партии, а сейчас являются членами «Вперед, Республика!». Но даже в последней группе, которую можно представить как выходцев из гражданского общества, многие были связаны с политикой. Они были или политическими активистами, или работали в качестве сотрудников «личных кабинетов» министра, или избирались на местном уровне, или возглавляли какую-либо общественную организацию, или просто были местными чиновниками. Среди них мало лиц, никогда не связанных с политикой.
По своему социально-профессиональному составу партия Макрона даже показывает определенный регресс: среди новых кандидатов представителей народных слоев даже меньше, чем в депутатском корпусе 2012 года (соответственно 7% и 5,6%). Для выходцев из народа политическая карьера всегда открывала возможность пути наверх, тогда как отбор, проводимый специалистами рекрутинга в партии Макрона, поощрял более элитные категории. Кроме того, в партии Макрона гораздо больше выходцев из частного сектора: они составляют 60% всего корпуса кандидатов «Вперед, Республика!», тогда как из государственного вышло 40% (причем, среди «новичков» они составляли лишь 33%). Это важная новость, ибо представительство государства во французском парламенте всегда было весьма высоким. Рубен усматривает в этом потенциальную угрозу конфликта интересов (и прокуратура уже завела семь дел на кандидатов в депутаты от «президентской коалиции»). Но, с другой стороны, было бы явной утопией менять и переделывать «блокированное общество» (по терминологии великого французского социолога Мишеля Крозье) с помощью чиновников.
Национальный фронт: крах надежд
Национальный фронт в мае 2014 года набрал 24,9% голосов на европейских выборах и стал первой партией Франции. Он подтвердил свой успех на департаментских и региональных выборах 2015 года (25,2% и 27,7% голосов). С 2011 года Марин Ле Пен шла от успеха к успеху, но впервые произошел сильнейший откат крайне правой волны, и НФ получил всего-навсего 14% голосов (в 2012 году НФ имел практически столько же – 13,6%). Хотя Марин Ле Пен вышла во второй тур президентских выборов и в 45 округах опередила Макрона, НФ не сумел создать парламентскую группу и вынужден будет довольствоваться несколькими депутатскими креслами (от 1 до 5, считают социологи). Падение явки привело к тому, что количество округов, в которых остается три кандидата, сведено к минимуму, что для НФ является практически единственным шансом на победу (их было 34 в 2012 году, сейчас только один округ). В случае дуэли вступает в действие принцип «республиканской дисциплины», и электораты всех кандидатов объединяются против Национального фронта.
Можно назвать несколько дополнительных причин провала НФ. Во-первых, сама Марин Ле Пен явно была психологически надломлена президентской кампанией и практически десять дней хранила молчание. Только 18 мая она выдвинула свою кандидатуру на парламентских выборах, но все равно ограничила свое участие в избирательной кампании НФ и провела лишь один митинг.
Во-вторых, в НФ начался сильнейший внутренний кризис. Обострился конфликт между двумя течениями Национального фронта – «национальными республиканцами» во главе с Флорианом Филиппо, вице-президентом партии и «правой рукой» Марин Ле Пен, который выступает за «суверенизацию» Франции, выход из ЕС, возвращение к франку, отказ от политических союзов с другими правыми партиями, сильную социальную политику, обеспечивающую поддержку низкооплачиваемых категорий, и течением «либеральных консерваторов», которых раньше возглавляла Марион Марешаль-Ле Пен, племянница Марин Ле Пен, которая требовала большего либерализма, меньшей «левизны» в социально-политической сфере, установления союзнических отношений с правыми партиями и более консервативной политики в общественных отношениях (с ориентацией на интегральный католицизм).
Марешаль-Ле Пен решила уйти из политики, хотя, видимо, временно. По всем опросам, её идеология доминирует в Национальном фронте, а Филиппо считают виновным в поражении НФ на президентских выборах. Сам Филиппо после съезда НФ может также покинуть партию и попытаться создать свою партийную структуру. Он уже организовал ассоциацию «Патриоты» вне рамок партийных структур. Может быть разрушено то симбиотическое образование, в котором стратегия Филиппо обеспечивала голоса рабочих и служащих, испытывающих процесс падения социального статуса и недовольных всеми видами «глобализации», а деятельность Марешаль-Ле Пен привлекала голоса консервативных избирателей, недовольных иммиграцией, «браком для всех», атмосферой толерантности, и воинственно настроенных по отношению к исламу и мусульманам. Сразу же после парламентских выборов в НФ начнется дискуссия, абсолютно несвойственная авторитарным партиям, но на которую Марин Ле Пен уже дала свое согласие. Видимо, будет обсуждаться все: от переименования партии до выбора политической стратегии и идеологии. Может даже стать вопрос о лидере партии.
Третья причина – «дифференцированный абсентеизм». Избиратели Марин Ле Пен после её поражения во втором туре были уверенны, что игра уже сыграна, и только 58% из них пришли голосовать на парламентских выборах. По своему социальному составу её электорат достаточно аполитичен: французы без дипломов и рабочие предпочитают голосовать только на президентских выборах и всегда в значительной мере игнорирует парламентские выборы (в 2012 году НФ также потерял 4 процентных пункта – с 18% на президентских до 14% на парламентских). Электораты других партий воздерживались от голосования реже.
И, наконец, избирательная система, как обычно, блокирует НФ: у партии нет союзников, нет резервов в электорате, и она сталкивается с враждебностью общественного мнения и практической невозможностью выиграть дуэль во втором туре.
Вместе с тем «цунами», произведенное Макроном, фактически уравняло шансы всех противостоящих ему партий – Республиканцев, социалистов, сторонников Меланшона, «фронтистов». Реальной оппозицией новому режиму станет та партия, которая быстрее всех приспособится к новым условиям. И в принципе у НФ остаются кое-какие надежды, правда не очень серьезные: согласно опросу IFOP, 48% французов считают партию Марин Ле Пен главной оппозиционной силой (лишь 12% – Республиканцев и 36% – «Непокоренную Францию!» Меланшона). Будучи во всем в оппозиции к Макрону, она может восстановить свои позиции, если у режима Макрона начнутся проблемы, а НФ преодолеет кризис и выработает новую стратегию.
Трудный выбор Республиканской партии
Избирательную кампанию Республиканцев возглавил сенатор и мэр города Труа Франсуа Баруэн, который сам в кампании не участвует и фактически заранее признал поражение. Партия оказалась не способна найти привлекательные лозунги и лишь предлагала «не выдавать Макрону незаполненных бланков с подписью», то есть сохранить возможность контроля над действиями правительства. Только «дело Феррана» (начальника избирательного штаба Макрона и министра в новом правительстве, против которого начато прокурорское расследование по обвинению в злоупотреблениях) давала Республиканцам какую-то надежду. Кристиан Жакоб, один из «жестких оппозиционеров, заявил: «Премьер-министр нам объяснил, что все кандидаты должны пройти через сканер. Но может сканер сломался, или у господина Филиппа что-то со зрением».
Республиканская партия получила 21,5% голосов и может надеяться на 85-125 мест в Национальном собрании, то есть её результат будет даже хуже, чем в 1981 году, когда у правых и центристов осталось 150 депутатов. Её первоначальной целью было получить большинство в парламенте и навязать Макрону «сосуществование», но сейчас вопрос стоит иначе: насколько конструктивным надо быть с правительством Макрона? Электорат РП все более и более ориентируется на Макрона: 58% её избирателей удовлетворены деятельностью президента, 67% – назначением Э. Филиппа премьер-министром и 56% – составом правительства.
Республиканцы раскололась на три фракции. Сторонники Алена Жюппе и Брюно Ле Мэра «готовы работать» с правительством Макрона и в правительстве Макрона. Против них Макрон даже не выдвигал своих кандидатов. И в общем у этих республиканцев неплохие шансы победить во втором туре (например, у Тьерри Солер в 9 округе От-де-Сен). Есть группа жестких оппозиционеров во главе с председателем совета региона Овернь-Рона-Альпы Лораном Вокье, стремящихся воплощать «сильную, народную и социальную правую». Но их результаты в первом туре подаются подсчету «только с помощью лупы». Наконец, есть «конструктивная оппозиция», представители которой желают успеха Макрону, но не хотят участвовать в правительстве. Её возглавляют председатель совета региона Верхняя Франция Ксавье Бертан и председатель совета региона Иль-де-Франс Валери Пекресс. Стратегия РП сформируется в зависимости от того, чьи результаты будут лучше – у конструктивных кандидатов или у непримиримой оппозиции. Либеральная газета «Фигаро» пишет: «Когда Эмманюэль Макрон назначает Эдуарда Филиппа премьер-министром, а в это же время Марион Марешаль-Ле Пен протягивает руку Лорану Вокье, то партию неизбежно ждут потрясающие дебаты». И, видимо, расколы.
Беспрецедентное поражение соцпартии
В 2012 году ФСП получила на парламентских выборах 34,4% голосов, сумела провести 258 депутатов и вместе с союзниками – Левыми радикалами (11 мест) и «зелеными» (16 мест) имела устойчивое большинство. Но в 2017 году от всесильной соцпартии практически ничего не осталось: она набрала только 9,5% голосов и может рассчитывать лишь на 20-30 депутатов, то есть меньше, чем в 1993 году, в нижней точке падения соцпартии (52 депутата).
Членская база сужается, партийная касса пуста, нет реального партийного лидера, ведущие политики проиграли парламентские выборы. Уже в первом туре потерпели поражение бывший кандидат ФСП на президентских выборах Бенуа Амон и первый секретарь партии Кристоф Камбаделис, а также экс-министры М. Фекл, О. Филиппети, П. Буастар, К. Экер и другие. Напротив, те кандидаты ФСП, которых хоть как-то поддерживает Макрон (например, бывшего премьер-министра М. Вальса или бывшую министра труда Эль-Комри), прошли во второй тур. ФСП называют «потухшей звездой». Специалисты Фонда Жана Жореса, think-tank партии, констатируют: «За пять лет ФСП перешла из состояния партии-гегемона на выборах к практически полному исчезновению». Каждый из кандидатов вел собственную кампанию: одни пытались «прилепиться» к президентскому блоку, другие, напротив, атаковали Макрона. Выживание соцпартии в нынешнем виде исключено. Из-за притяжения двух сил- «Вперед, Республика!» и «Непокоренной Франции!» – весьма трудно провести мутацию соцпартии, как это удалось Ф. Миттерану в 1971 году на съезде в Эпинэ.
Несколько лучше обстоят дела у Меланшона. Партия «Непокоренная Франция!» набрала 11%, то есть больше, чем соцпартия (сам Меланшон получил на президентских выборах 19,6%, на восемь с половиной процентных пунктов больше, чем его партия). Но Меланшон может объявить свое движение победителем в борьбе за левый электорат, а вместе с коммунистами, с которыми он, правда, разорвал союз, «радикальная левая» даже опережает Национальный фронт (ФКП получила 2,7% голосов). 69 кандидатов движения Меланшона прошли во второй тур, что открывает возможность получить больше 15 депутатов и создать парламентскую группу. Чаще всего его кандидаты выбивали в первом туре социалиста, и теперь им предстоит сразиться с представителем партии Макрона, что достаточно сложно. Даже самому Меланшону не гарантирована победа в Марселе: он набрал 34,3% в первом туре, а кандидат Макрона – 22,7%. Но голосование во втором туре абсолютно непредсказуемо. Пока ещё очень далеко до реализации плана создания во Франции что-то вроде «ПОДЕМОС» в Испании.
Заключение
Политические катаклизмы, которые вызвала победа Эмманюэля Макрона, вполне сопоставимы с приходом к власти Шарля де Голля и становлением Пятой Республики. Макрону удалось добиться «состояния благодати» первых ста дней, получить абсолютное большинство в Национальном собрании и приступить к реформам. По социологическим опросам, большинство французов удовлетворены его деятельностью в настоящее время. 76% одобряют его внешнеполитическую деятельность, 75% – меры в области безопасности (в частности, продление режима чрезвычайного положения), 74% – его программу в области образования, 73% – законопроекты по морализации политической жизни. Правда, ему не удалось их заразить своим оптимизмом: только треть (34%) верят, что ситуация улучшится, 26% – деградирует, а 40% предполагают, что ничего не изменится. Подавляющее большинство (69%) надеются на то, что ему удастся повысить конкурентоспособность французских предприятий.
В течение первых 18 месяцев своего правления французский президент собирается провести через парламент шесть реформ в социальной сфере. Он начал с самой сложной и конфликтной из них – реформы трудового кодекса. В этой области получить поддержку французов намного сложнее: половина за реформу, а половина против. Но пока реакция на нее относительно спокойная, особенно если сравнить с волной забастовок и демонстраций, которые шли в период прохождения через Национальное собрание «законопроекта Эль-Комри» по изменению трудового законодательства в 2016 году. Можно сказать, что Макрон стал «тефлоновым» президентом, судя по спокойной реакции избирателей на «дело Феррана», который лидирует в своем округе, и позициям профсоюзов, которые просто «парализованы» правительственным проектом, в большей степени ломающий привычный переговорный процесс с патронатом. Вопрос заключается в том, сможет ли французское общество, отказавшись от традиционного водораздела на левых и правых, принять на относительно долгий период новую политическую конструкцию и согласиться на реформы, которые покушаются на давно завоеванные социальные позиции. Пока позиция французского общества скорее выжидательная, особенно с учетом высокого уровня абсентеизма.
Игорь Бунин – президент Центра политических технологий
Эммануэль Макрон находится в шаге от того, чтобы сделать свою победу на президентских выборах окончательной. 7 мая за него проголосовало более 60% французов — это исключительно высокий результат, который дает новому президенту серьезный кредит доверия. Однако это лишь часть пути, который он должен пройти для того, чтобы получить реальную власть в стране.
Политическая система Пятой республики устроена так, что президент не может эффективно управлять, не имея прочного парламентского большинства. Предыдущий опыт показал: доминирование оппозиции в нижней палате превращает его в номинальную фигуру.
Фактическая власть в этом случае переходит в руки премьер-министра, а президент, по конституции обладающий значительными полномочиями, становится республиканским аналогом английской королевы. Это явно не тот сценарий, на который рассчитывал Макрон, собираясь занять Елисейский дворец.
Новый президент — старая оппозиция
Макрон не скрывает, что у него большие планы: обновление всей политической жизни страны, полная ротация элит, перестройка французской экономики. Чтобы воплотить их в жизнь, нужна прочная опора в парламенте. Оставшись «хромой уткой», Макрон быстро стал бы мишенью острой критики едва ли не со всех сторон. Подчеркнутая внепартийность нового президента — это не только преимущество, которое оценили избиратели, но и его слабая сторона: по итогам выборов 7 мая против него оказались настроены едва ли не все основные политические силы страны, перешедшие в разряд оппозиции.
Макрону, таким образом, жизненно важен контроль над парламентом. Для его оппонентов столь же принципиально этого не допустить. Нынешняя кампания по выборам во французский парламент отличается удивительным единодушием почти всех участвующих в ней партий — не допустить победы президентской партии «Вперед, республика!».
Главным оружием оппозиции стала незамысловатая формула — никакой концентрации власти в одних руках. Она объединила столь разные силы, как левацкая «Непокоренная Франция» и респектабельная правоцентристская партия «Республиканцы».
Дело в том, что рутина предвыборных программ, предусматривающих повышение или понижение налогов, ужесточение или либерализацию иммиграционной политики, отступила на второй план перед главными лозунгами — «Победитель берет все!» и «Они не пройдут!». «Вперед, республика!» фактически не сформулировала никакой ясной платформы. Ее основной посыл избирателям — дать большинство президенту для того, чтобы он мог трудиться на благо Франции. У ее оппонентов зеркальная позиция: любой ценой подрезать Макрону крылья.
Системный «изгой»
Все это до предела задрало ставки первого тура парламентских выборов. Цифры показывают, что президентской партии удалось одержать важную победу. Треть голосов избирателей за политическую силу, которой всего полтора года от роду, — это, безусловно, успех. Старые партии потерпели серьезное поражение.
Социалисты продолжили свое пике, начатое провальной президентской кампанией. Их ключевые лидеры провалились уже в первом туре, и им придется оставить депутатские кресла. Правоцентристы со своими 20% голосов могут вдвое сократить свое присутствие в нижней палате.
Арифметика тут приблизительная. Во Франции существует мажоритарная избирательная система. Партийных списков нет, на выборы идет конкретный кандидат в конкретном избирательном округе. По сути, в стране проходят не одни выборы, а 577 отдельных голосований. Во второй тур проходят лишь те, кто смог набрать больше 12,5% голосов, после чего начинается важнейшая часть действа — формирование блоков и обмен электоральной поддержкой.
В результате часто выигрывает отнюдь не тот, кто имеет наибольший личный рейтинг, а тот, кого удалось «протащить» основным политическим силам. Такая система не всегда выглядит демократичной, но она эффективно отсекает изгоев.
В частности, именно благодаря ей «Национальный фронт», лидер которого Марин Ле Пен является одним из наиболее популярных политиков в стране, в прошлом составе нижней палаты парламента имел фракцию всего из двух депутатов.
Макрон считается плотью от плоти европейского истеблишмента. Он был министром экономики при предыдущем президенте Франсуа Олланде и хорошо знает властные элиты Франции. Назвать «несистемным» политиком его нельзя. Однако его популистская предвыборная кампания без опоры на старые партии, бесспорно, сделала Макрона далеко не самым типичным президентом в истории современной Франции.
У макронистов есть все шансы завоевать по итогам второго тура более 400 мест в Национальной ассамблее. Это будет большим успехом молодого президента и даст ему все карты в руки.
Однако Франция — это страна непредсказуемых политических виражей. 11 июня на избирательные участки не явилось более половины французов, имеющих право голоса. Это рекордный показатель в истории Пятой республики.
Если эта тенденция повторится и во втором туре, то по легитимности пропрезидентского большинства будет нанесен мощный удар. Здесь впору вспомнить и о том, что еще в мае 61% французов не хотели, чтобы Макрон имел большинство в парламенте. Президенту еще предстоит понять, что делать с этой реальностью.
Assemblée nationale AFP
Большинство, полученное в парламенте Франции движением нового президента Эмманюэля Макрона, стало одним из самых внушительных в истории Пятой республики - 350 депутатов из 577. Традиционные партии - правые и социалисты - потерпели поражение разной степени тяжести. Национальное собрание «помолодело», в него вошло рекордное число женщин, а также новичков в политике. Все итоги французских парламентских выборов 11 и 18 июня - в обзоре RFI.
ПРЕЗИДЕНТСКОЕ БОЛЬШИНСТВО
Движение «Вперед, Республика!»
Число депутатов: 306
Партия MoDem
(Le Mouvement démocrate - Демократическое движение)
Число депутатов: 42
По итогам выборов 11 и 18 июня движение нового президента Франции получило в Нацсобрании 350 депутатских мест. Заручившись «абсолютным большинством» (минимум 289 мест), новая власть не оправдала, однако, прогнозы социологов, которые прочили Макрону 400-470 депутатов.
Само движение президента «Вперед, Республика!» (La République en Marche) провело в парламент 308 человек. Союзники Макрона из центристской партии MoDem (Демократическое движение во главе с министром юстиции Франсуа Байру) получили 42 депутатских кресла.
Новое правящее большинство - одно из самых внушительных в истории Пятой республики с 1958 года. Макрону, правда, далеко до рекорда французских правых, которые в 1993 году получили в Нацсобрании 484 места (а в 2002-м пришли к власти с 365 депутатами).
Рекорд неявки за полвека
Нынешние выборы в парламент отмечены рекордно низким уровнем явки в истории Пятой республики: больше половины избирателей предпочли в голосовании не участвовать.
Неявка составила 51,3% - в первом туре, 57,3% - во втором. Т.о., из 47,5 миллионов французских избирателей на участки не пошли 11 июня 24,4 миллиона, а 18 июня - более 27 млн.
Явка в минувшее воскресенье, таким образом, едва превысила 42%. И в итоге новый парламент был избран голосами всего двадцати миллионов французов.
Последние двадцать лет явка на парламентских выборах во Франции всегда колебалась в диапазоне 60-70% (лишь в 2012 году она снизилась до 55-57%). До этого голосовать за своих депутатов ходили более 70, а то и 80 процентов французов.
В истории Пятой республики выборы с явкой менее 45% - чрезвычайная редкость. Более слабую явку показывали лишь местные выборы 2011 года, референдумы, да выборы в Европарламент 2004 и 2009 год (абсолютный рекорд низкой явки - чуть больше 40%).
Конец двухпартийной системы?
ПРАВЫЕ
Партия «Республиканцы»
(с правоцентристами из Союза демократов и независимых UDI)
225
Голосов в 1 туре: 21,5%
Кандидатов во 2 туре: 264
Прогноз числа депутатов: 60-130
Голосов в 2 туре: 25%
Число депутатов: 130
(«Республиканцы» – 113, UDI – 17)
Избрав в мае самого молодого президента в своей истории, «ни левого, ни правого» Эмманюэля Макрона, французы положили конец двухпартийной системе на выборах парламента. Правые и социалисты, которые сменяли друг друга у власти в течение десятилетий, потерпели поражение разной степени тяжести.
Наименьшие потери понесли правые «Республиканцы»: в союзе с правоцентристами они сохранили 131 место в парламенте (против более чем 200 депутатов в прошлом составе). Этот результат гораздо лучше самого пессимистичного прогноза (всего 60 депутатов), но весьма далек от главной цели правых на этих выборах: навязать президенту Макрону собственное парламентское большинство.
Социалистическая партия
Депутатов в прошлом парламенте: 284
Голосов в 1 туре: 9,5%
Кандидатов во 2 туре: 65
Прогноз числа депутатов: порядка 20
Голосов в 2 туре: 7,5%
Число депутатов: 30
Социалистическая партия Франции, стоявшая у власти последние пять лет, потерпела на июньских выборах сокрушительное поражение. Ее фракция в парламенте сократилась с 284 депутатов до 30-ти. Вдвое меньше, чем предыдущий печальный рекорд социалистов 1993 года: тогда на выборах партия получила всего 57 мест в парламенте. Единственное утешение Соцпартии на этих выборах - возможность создать собственную фракцию (минимум 15 депутатов). Некоторые прогнозы прочили бывшей правящей партии совсем плачевный результат и отсутствие фракции в Нацсобрании. Вместе с союзниками-левоцентристами и «зелеными» Соцпартия может рассчитывать на голоса примерно 50 депутатов.
Фракция крайне левых
Крайне левые
Движение «Непокорная Франция»
Коммунистическая партия Франции
Депутатов в прошлом парламенте: НФ – 10
, КП – 35
Голосов в 1 туре: 13,7%
Кандидатов во 2 туре: 67
Прогноз числа депутатов: 15-20
Голосов во 2 туре: 6%
Число депутатов: НФ – 17 , КП – 10
Крайне левое движение «Непокорная Франция» провело в парламент 17 депутатов и получит наконец возможность создать собственную фракцию. Депутатом от Марселя стал лидер движения Жан-Люк Меланшон, занявший на выборах президента 4 место (19,6% и 7 млн голосов). Коммунистическая партия Франции, союзница и соперница Меланшона, провела в Нацсобрание 10 депутатов (против 35-ти в прошлом составе).
«Национальный фронт»
«Национальный фронт»
(партия Марин Ле Пен)
Депутатов в уходящем парламенте: 2
Голосов в 1 туре: 13,3%
Кандидатов во 2 туре: 120
Прогноз числа депутатов: 1-5
Голосов во 2 туре: 8,7%
Число депутатов: 8
Крайне правая партия вынуждена признать «плачевным» результат, полученный на выборах парламента после 34% голосов (10 млн избирателей) Марин Ле Пен во втором туре президентских выборов. Нацфронт получил в Нацсобрании 8 депутатов (в том числе, саму Ле Пен и ее супруга Луи Аллио). Это, конечно, в четыре раза больше, чем в предыдущем составе ассамблеи, но неизмеримо далеко от заявленных амбиций - стать «первой оппозиционной партией» страны.
«Обновление»
Эти выборы привели к «историческому обновлению» французского парламента. Подавляющее число новых народных избранников - 425 человек - никогда ранее не были депутатами.
Переизбраться в Национальное собрание в июне попытались 345 парламентариев. Получилось намеченное лишь у 140. В итоге законодательный орган обновился на 75%.
Своим обновлением парламент обязан во многом президентской партии «Вперед, Республика!» 90% ее депутатов - новички в политике. Еще лучше показатели у крайне левых: все депутаты «Непокорной Франции» избраны в парламент впервые. В лагере правых «новых лиц» 40%. Во фракции социалистов лишь 6% новичков.
«Омоложение»
Новый состав парламента Франции заметно помолодел - средний возраст депутатов снизился с 54-х до 48,8 лет. Вдвое сократилось число депутатов пенсионного возраста: в предыдущем составе Нацсобрания было 106 «стариков», в новом - всего 41.
Самым молодым депутатом стал 23-летний выпускник юридического факультета Людовик Пажо, представитель крайне правых.
«Женственное» собрание
В новом французском парламенте резко - и до рекордного - выросло число женщин-депутатов. Прекрасный пол занял почти 40% мест в Нацсобрании. В новом составе 224 женщины - значительно больше, чем в предыдущие пять лет (тогда их было 115 - предыдущий исторический рекорд для Франции).
Новые выборы заметно улучшат позиции страны в мировом рейтинге паритета мужчин и женщин в парламентах. До сих пор Франция занимала в нем лишь 64 место, заметно отставая от Бельгии (19 место), Германии (22) и Швейцарии (36).