Чем перекрыть погреб: типы перекрытия, монолитные и сборно-монолитные плиты, конструкции из дерева, с несущими балками, утепление потолка подвала. Как сделать плиту перекрытия в гараже Перекрытие погреба и его утепление
Подвал в гараже имеет ряд достоинств. Это дополнительное место хранения нужных вещей, домашних заготовок и т. д. Если постараться и обеспечить правильный микроклимат, то тут можно хранить даже овощи и фрукты. На сегодняшний день - это довольно популярное дополнение к гаражу. Лучше всего, конечно, продумать погреб и указать его в чертежах на этапе строительства гаража. Давайте рассмотрим этот вопрос о том, как выкопать и построить подвал, более подробно.
Преимущества размещения подвала в гараже
Финансовая сторона при возведении гаража очень важная часть. Естественно, что при его строительстве с погребом, денежные затраты значительно увеличиваются. Ведь, чтобы оборудовать последнее, необходимы дополнительные затраты на стройматериалы. Да и времени на строительство уходит гораздо больше. Но овчинка стоит выделки. В строительстве гаража с погребом есть целый ряд преимуществ, которые с лихвой перекрывают недостатки.
- Погреб в гараже - это дополнительное место, где можно хранить зимние заготовки. Многие занимаются закатыванием солений, варения, компотов. Некоторые имеют собственную дачу и огород, а некоторые приобретают ингредиенты на рынке. Подвал - оптимальное и удобное место для их сохранности, т. к. там можно создать определённые температурные условия для этого.
- Собственная мастерская - места практически каждого автолюбителя. В подвале может быть прекрасное место для её оборудования. Ведь непосредственно в самом гараже не всегда много места для полноценных ремонтных работ. Нехватка места доставляет массу неудобств. А вот в подвале достаточное количество места для того чтобы разместить все инструменты и оборудовать своё рабочее место.
- В подвале гаража можно оставлять вещи, которыми пользуетесь не всегда, а время от времени. Например, сезонные приспособления, такие как детские санки, которыми пользуетесь только зимой, или велосипед, который нужен только в летний период времени. Чтобы не заниматься захламлением балкона или кладовки, можно всё это оставлять в подвале.
- В случае если вы соберётесь продать гараж, то наличие в нём подвала существенно увеличит его стоимость. То же самое касается сдачи его в аренду.
Как построить капитальный погреб - инструкция
Подвал - это тоже своего рода постройка, которая требует предварительного планирования. В схеме необходимо чётко указать габариты каждого элемента: высоту, толщину, ширину пола, потолка, стен и т. д. Нужно чётко просчитать, какое количество теплоизоляции вам потребуется, сколько кирпичей, бетона, материалов для внутренней облицовки и т. д.
Обязательно уточните до начала строительных работ, можно ли строить подвал в выбранном вами месте. А вдруг именно тут проходят подземные коммуникации (газ или водопровод).
Если вы сооружаете погреб на этапе строительства гаража, то предпочтительнее будет выбрать ленточное основание для конструкции. Таким образом, стены основания станут частями стен погреба, а цокольное перекрытие сыграет роль потолка подземного помещения.
В случае близкого расположения грунтовых вод к поверхности, отдайте предпочтение монолитным бетонным плитам для возведения гаражного подвала. Если вам повезло, и грунт у вас сухой и не пучинистый, то можно использовать облегчённые материалы для строительства стен. Например, асбестоцементные листы шифера для кровли, которые нужно выкладывать в несколько слоёв (обычно от двух до четырёх) и крепить на деревянную обрешётку. Между собой листы проклеиваются с помощью битумной мастики или смеси казеинового клея и цемента не хуже М400.
- В первую очередь необходимо сделать разметку периметра будущего подвального помещения. Отступайте от стен гаража внутрь по 300 миллиметров, чтобы гараж не сел в подвал.
- Выкопайте нужных размеров яму (250–350 сантиметров).
- Стены и дно котлована необходимо сделать максимально ровными.
- Застелите дно листами рубероида нахлестом в 150 миллиметров друг на друга и заползая на стены ямы на 200 миллиметров. Чтобы усилить гидроизоляцию, можно постелить рубероид двумя слоями. В таком случае стыки нижнего слоя не должны перемыкаться со стыками верхнего слоя.
- Следующий этап - бетонная стяжка с армированием.
- Затем возводятся стены подвала. Для этого можно использовать кирпичи, асбестовые листы, бетон или другой, подходящи вам материал. Между грунтом и наружной частью стены отставляйте небольшой зазор, куда будет укладываться наружная гидроизоляция. Для этого используют битумную или другую специальную мастику. Она наносится с помощью валика или шпателя, надетых на длинную ручку. Если зазор достаточно большой, то к мастике можно дополнительно приклеить рулонный утеплитель.
- Естественно, для перекрытия невозможно использовать готовую бетонную плиту, т. к. высоты и ширины гаража недостаточно для её установки (конечно, если это обычный гараж на одну машину). Поэтому можно сделать перекрытие из досок. Они укладываются вплотную горизонтально и оставляется отверстие для люка. На доски уложите гидроизоляционный материал, сделайте каркас из арматуры и опалубку, залейте всё цементным раствором слоем в 300–400 миллиметров. Меньшая толщина бетона может не справиться с массой автомобиля.
Сооружаем пол
Для того чтобы пол гаражного погреба был сухой и максимально тёплый, его устройство важно хорошенько продумать на этапе планирования.
Когда будете копать котлован необходимо увеличить его глубину на 300–400 миллиметров для того, чтобы соорудить дренажную подушку. Дно котлована хорошо выравнивается и утрамбовывается. Поверх насыпается слой песка в 150 миллиметров. Песок нужно смочить водой и хорошо уплотнить. Затем насыпается слой щебёнки в 150 миллиметров. Делается это для того, чтобы грунтовые воды не смогли слишком плотно подступить к гидроизоляционному материалу и испортить его. Помимо этого, осадочная вода сможет быстро уходить через слой щебёнки и песка. Таким образом, жидкость не будет задерживаться в подподвальном пространстве.
После того как застелен слой щебня и утрамбован необходимо застелить рулонный гидроизоляционный материал несколькими слоями. В качестве альтернативы можно использовать жидкий битум.
Затем сооружается бетонная стяжка с армированием, толщина которой должна составлять 200–300 миллиметров. После её окончательного застывания советуют обработать бетон с помощью гидроизоляционной грунтовки с глубоким проникновением.
Такой вариант пола наиболее оптимальный.
Можно сделать глиняный пол, если это позволяет уровень залегания грунтовых вод. Для этого глину стелят в два слоя, а между ними кладут слой толя. Первый слой глины должен быть 250 миллиметров, а второй 400–600 миллиметров. На глину можно положить настил из досок.
Возводим подвальные стены
В зависимости от того, какими физическими характеристиками обладает грунт на месте строительства, необходимо выбирать оптимальный вариант материала для возведения стен. Если почвы сухая и не пучинистая, то возможно использование полнотелого красного кирпича. Для других грунтов больше подойдёт использование надёжного и крепкого железобетона. Стены из кирпича после возведения покрывают штукатуркой из бетонной смеси.
Если стены будут делаться из бетона, то в первую очередь идёт возведение секционно досчатой опалубки. Одна секция в высоту должна быть от 350 до 400 миллиметров. В опалубку устанавливаются арматурные прутья и туда заливается бетон слоем в 300 миллиметров. После его высыхания секция опалубки устанавливается выше и делается то же самое. Так, секция за секцией выстраиваются все стены помещения. Друг с другом нарощенные секции крепите используя рейки и гвозди.
Для усиления гидроизоляционных свойств обработайте стены специальной гидрофобной грунтовкой с глубоким проникновением.
Гидроизоляционные работы - как избавиться от воды
От правильного строительства гаражного подвала зависят многие его факторы, такие как его долговечность, условия для хранения продуктов и другие.
Очень важно! К вопросу гидроизоляции подвального помещения гаража необходимо подойти с огромной ответственностью. Погреб - это помещение, расположенное под землёй. Именно поэтому к его защите предъявляются очень высокие требования.
- На строительном этапе, когда роется котлован под погреб гаража, как только обнаружены подземные воды, их необходимо заделать при помощи жирной глины глубиной в 500 миллиметров.
- Этой же глиной заделывают пустое пространство, которое образовывается между стенкой подвала и почвой. Толщина этого слоя должна быть как минимум в 150 миллиметров. Облицовку из кирпича необходимо выкладывать вровень с половыми балками. После этого верхнюю часть погреба нужно устелить железобетонным перекрытием с люком.
- Если грунт, на месте строительства подвала маловлажный и малоподвижный, т. е. грунтовые воды залегают достаточно глубоко, то для наружных гидроизоляционных работ достаточно обработки стен с помощью горячего битума. В противном случае, если почва влажная, то необходимо делать гидроизоляцию с использованием рубероида, в основе которого лежит битумная мастика.
- Если уровень подземных вод находится выше пола погреба, то необходимо сделать подпольную гидроизоляцию. Для этого используются многослойные ковры из рубероида. Ко всему прочему лучше всего в таком случае сделать основу пола используя жирную глину или щебёнку, пропитанную битумом.
- Чтобы в погребе гаража не появлялась сырость и плесень, необходимо обеспечить хорошую вентиляцию в помещении. Чтобы её сделать, нужно в цокольных стенках соорудить специальные отверстия. Чтобы сохранять в помещении среднюю температуру, можно уложить плёнку, глину, глиносолому или рубероид по всей площади перекрытия. Толщина слоя должна быть 200 миллиметров. На него нужно насыпать слой земли в 300 миллиметров.
Перед тем как разместить овощи, закатки и прочие продукты в погребе необходимо избавиться от влаги и просушить помещение. Чтобы сделать это, покройте стены известью и сожгите в помещении 12 таблеток сухого топлива. Такие действия помимо просушки подвала избавляют и предотвращают появление гнилостных бактерий.
Делаем вентиляцию (вытяжку) - таблица
Хорошая вентиляционная система (вытяжка), как уже говорилось ранее, - залог качественного хранения овощей, фруктов и прочих продуктов питания в гаражном погребе. Планирование вентиляции происходит в самом начале строительных работ по возведению гаража. Если этого не сделать, то количества воздуха может оказаться недостаточно.
Способ создания вентиляции | Подробное описание |
Естественная вентиляция погреба |
|
Принудительная вентиляция погреба |
|
Механизированная вентиляция погреба | Самый современный и дорогостоящий метод вентилирования подвальных помещений. За притягивание и вытягивание воздуха тут отвечает моноблок, который управляется с помощью программного обеспечения. |
Как правильно утеплить подвал изнутри
Этот процесс также очень важен при строительстве подвального помещения.
Если подвальное помещение не теплоизолировать или подойти к процессу недобросовестно, то погреб не будет функционировать должным образом и вся проделанная работа пойдёт насмарку.
- В качестве теплоизоляционного материала можно использовать пенополистирол. Он не гниёт, водонепроницаем и долговечен. Прикрепите его с наружной стороны подвала, когда будете теплоизолировать фундамент гаража.
- Толщина пенополистирола должна быть 50 миллиметров и марка ПСБ-С-25. Такой теплоизоляционный материал прекрасно сохранит стабильную температуру подвального помещения. Внутренняя теплоизоляция приводит к появлению конденсата на стыках.
- Теплоизоляция потолка погреба тоже очень важный этап строительства данного помещения. Иначе тёплый воздух будет резко охлаждаться от холодной поверхности потолка, из-за чего будет образовываться конденсат.
- Если пол гаража сделан из железобетонной плиты, обогреть которую невозможно, спасает установка фальшпотолка в подвале, который наполняется теплоизолирующим материалом.
Теплоизоляция потолка и крышки
Чтобы утеплить потолок и крышку подвального помещения необходимо придерживаться следующей схемы:
- Укрепите под потолком гаражного погреба трубы, диаметр которых равен 2,5 сантиметрам. Они должны располагаться в 150 миллиметрах от поверхности потолка и устанавливаться на расстоянии 600 миллиметров друг от друга. Фиксировать их можно как к потолку, так и к стенам изнутри подвала.
- К трубам с углом в 90 о необходимо установить стержни из арматуры. Их диаметр должен быть не более 0,1 сантиметр и между ними должно быть расстояние в 300 миллиметров. Затем нужно сформировать единую мягкую металлическую сетку.
- Покрасьте всё, используя водостойкую краску.
- В пустое пространство между потолком и трубами уложите полиэтиленовые мешки, наполненные соломой и мхом. Концы мешков запаиваются и укладываются плотно друг ко другу, чтобы не было ни единого зазора.
- На последнем этапе необходимо сделать отводы для конденсата, используя зонты, сделанные из оцинкованного железа, полиэтилена или влагостойкой фанеры. Конденсат должен стекать в заранее подготовленную ёмкость.
Ответственно подойдите к обустройству подвального помещения, чтобы его функциональность не была нарушена, и вы со спокойной душой могли бы оставлять в нём продукты питания. Даже минимальные погрешности в работе могут испортить всю проделанную работу.
Как выкопать погреб в уже готовом гараже?
- Сделайте разметку периметра будущего гаражного погреба.
- Демонтируйте напольное покрытие и выкопайте нужных размеров котлован.
- Стены и пол делаются по принципу, описанному выше.
- Затем идёт изготовление опор для перекрытия.
- Конструируется досчатый и арматурный каркас опалубки.
- Пол гаража снова заливают бетоном.
- Переделайте лаз, установите люк и лестницу.
Делаем финишную отделку и проводим освещение
Чтобы в подвале гаража было комфортно, его необходимо чем-то отделать и провести освещение. Последнее не вызовет особых трудностей с тем условием, что освещение и электропроводка есть непосредственно в самом гаражном помещении. Нужно будет просто создать разводку из электрического щита, который расположен в гараже. Формирование освещения и размещение розеток и выключателей - дело техники.
На завершающем этапе необходимо сделать облицовку голых бетонных стен подвала, которые выглядят не особо эстетично.
Самый простой способ отделки - оштукатуривание. Таким образом, конструкция будет выглядеть монолитной. Для этого прикрепите к стенам металлическую сетку, не закрывая ей вентиляционный отверстия. Если планируется дальнейшая отделка стен с помощью керамической плитки, то слой штукатурки должен лишь минимально прикрыть сеть, чтобы осталось место для плиточного клея. Материал наносится при помощи кельмы и разглаживается с использованием полутера.
Можно, конечно, прибегнуть и к более сложным и дорогостоящим вариантам облицовки, например, плиткой. Но практика показывает, что гаражные погреба чаще всего обходятся простым оштукатуриванием.
После этого следует расстановка различных полочек и стеллажей для того, чтобы удобно было хранить домашние заготовки или инструменты. Придание законченного внешнего вида подвальному помещению формируют все мелочи в совокупности. На этом этапе вы уже вольны распоряжаться сами своими потребностями. Каждый хозяин обустраивает подвал под себя индивидуально.
Видео: обустройство подвала
Видео: погреб под гаражом своими руками
Теперь вы самостоятельно можете построить подвал в своём гараже и оборудовать там дополнительное достаточно вместительное место для чего угодно. На самом деле, в процессе работы нет ничего сложного. Но каждый этап очень важен и относиться к ним нужно очень серьёзно и ответственно. Удачи!
Погреб под гаражом удобен тем, что не занимает много места на участке. Зимой подвал гаража не засыпан снегом, и попасть в него можно в любой момент. Этот погреб не требует устройства дополнительной теплоизоляции, так как он уже находится внутри гаража, а в случае необходимости может быть оборудован под смотровую яму для самостоятельного ремонта автомобиля.
До начала выполнения строительных работ по нужно учесть ряд важных нюансов, таких как: длина, глубина, ширина.
Помимо этого, для устройства такого подвала нужно гораздо меньше денег, чем для строительства других типов погребов.
Нюансы строительства подвала под гаражом
При строительстве такого погреба необходимо соблюдать множество важных условий, главными из которых являются эффективная вентиляция и полная водонепроницаемость. Сооружать подвал лучше всего одновременно со строительством гаража.
Погреб удобен тем, что его можно использовать и в качестве смотровой ямы. Чтобы это было возможно, делается лестница с небольшим уклоном, проходящая по всей длине погреба. Благодаря малому углу наклона, стоя на ступенях лестницы, можно обслуживать автомобиль. Этот вариант позволяет сэкономить немало средств.
Один из самых серьезных моментов - это устройство стен погреба.
Они являются составным элементом фундамента гаража, поэтому лучше не экономить на их толщине. Помимо этого, чем толще будут стены в подвале гаража, тем проще будет устроить его теплоизоляцию. Как правило, для строительства стен подвала используется камень или кирпич. Более предпочтительным является красный кирпич. Однако если уровень подземных вод высок или в вашем регионе влажный климат, лучше использовать для строительства стен монолитный железобетон.
Пол в погребе требует устройства качественной гидроизоляции, так как именно через него просачивается наибольшее количество влаги. Самым оптимальным вариантом для основания является подушка из щебенки толщиной порядка 10-15 см с битумной пропиткой. Изоляцию гаражных стен тоже можно провести с использованием битума, лучше всего в комбинации с мешковиной. Сделать такую изоляцию очень просто: мешковина пропитывается битумом, после чего приклеивается на стены погреба. Стены гаражного подвала нужно обязательно прокупоросить и покрыть известковой побелкой. Рекомендуется применять именно эту смесь для побелки, поскольку она хорошо поглощает влагу.
Может быть выполнена в качестве составной части общей вентиляционной системы либо отдельно. Качественная и правильная вентиляция предотвратит появление грибка. Обычно для этого в стенах цоколя создаются вентиляционные окна и прочие вентиляционные устройства.
Проводка в подвале гаража выполняется по аналогии с обустройством всего остального электропитания. Если вы никогда ранее не работали с проводкой, лучше поручить это профессиональному электрику. В силу повышенной влажности в подвале необходимо уделить особое внимание изоляции контактов.
Вернуться к оглавлению
Устройство подвала под гаражом: пошаговая инструкция
Как уже было сказано, лучше всего одновременно со строительством гаража. В этом случае строительство начинается с разметки под основание, одновременно размечается и место для смотровой ямы. Однако в случаях, когда гараж покупается в готовом виде и без погреба, его предстоит сделать своими руками.
Прежде всего, подготовьте инструменты, которые могут понадобиться для работы:
- молоток;
- гвозди;
- доски;
- металлический бак;
- деревянный ящик;
- металлические штанги и держатели;
- полиэтиленовая пленка;
- древесные опилки;
- минеральная вата;
- гравий;
- стол;
- цементная смесь;
- мелкая сетка;
- шанцевый инструмент;
- уровень;
- рулетка;
- песок;
- воду.
До начала выполнения строительных работ по обустройству погреба нужно учесть ряд важных нюансов, таких как:
- длина смотровой ямы (обычно ее делают на 0,5 м длиннее автомобиля);
- глубина - определяется индивидуально (зависит от роста владельца);
- ширина - 700 мм плюс толщина стен ямы.
В стенах ямы нужно предусмотреть создание вспомогательных ниш для размещения инструментов, приспособлений и прочих нужд.
Необходимо оценить возможность под вашим гаражом. В наибольшей степени это зависит от того, где он расположен. Главным препятствием, способным свести на нет все замыслы, является высокий уровень подземных вод. , построенного в таком месте, весной будет подтапливаться. Проверьте, не проходят ли под вашим гаражом коммуникационные линии. Если он расположен в черте города, такое вполне возможно. Если перечисленные препятствия отсутствуют, можете начинать строить подвал.
Выройте котлован. Его габариты должны превышать размеры будущего подвала на 50 см с каждой стороны. Дополнительное пространство необходимо для удобства проведения работ по бетонированию и гидроизоляции. Не рекомендуется расширять яму слишком сильно - это увеличит объем работ и усложнит засыпку пазух.
Дно вырытого котлована зачищается от остатков земли и хорошо утрамбовывается. На дно насыпается слой щебня, гравия или крупного песка. Толщина засыпки должна составлять примерно 10 см. Насыпанный слой утрамбовывается и пропитывается горячим битумом. После того как битум застынет, необходимо застелить дно водонепроницаемыми материалами, к примеру, полиэтиленовой пленкой.
На подготовленном основании создается пол подвала. Лучше всего для этого подходит монолитный бетон толщиной порядка 30 см. Стены делаются из кирпича или бетона, армированного стальными прутьями. Гидроизоляция погреба выполняется путем обмазки мятой глиной слоем порядка 10 см. Еще один доступный вариант - наклейка недорогого гидроизоляционного покрытия (хорошо подходит рубероид). Пространство между стенами котлована и стенами подвала засыпается грунтом, который тщательно утрамбовывается.
Внутренняя поверхность стен оштукатуривается цементным раствором и заглаживается металлической кельмой. Толщина слоя штукатурки примерно 1 см.
Перекрытие гаражного подвала делается из железобетонных плит. В одной из плит необходимо выдолбить лаз размером от 80×80 см. Вместо этого можно и просто оставить между плитами отверстие соответствующего размера, обложив его кирпичом.
Вход в подвал сделайте непосредственно из самого гаража или из пристройки к нему. Дверка лаза делается двойной - так между створками будет оставаться воздушная прослойка.
Собственники частных домов для обеспечения сохранности урожая и консервации используют подвальное помещение. Для сооружения не требуется дополнительная площадь, так как погреб располагается ниже уровня почвы в фундаментной части здания. При этом важно выполнить перекрытие погреба с соблюдением правил строительства. Это обеспечит надежность конструкции, позволит поддерживать благоприятную влажность и температуру. Рассмотрим, как сделать перекрытие погреба своими силами.
Готовимся соорудить перекрытие для погреба – подготовительные работы
Хранилище для выращенного урожая часто устраивают в гаражном помещении. Планируя соорудить подвал в гараже своими руками важно учесть все нюансы:
- убедиться в отсутствии инженерных коммуникаций ниже уровня почвы на участке выполнения работ. Особенно актуально это требование в городской черте, где могут располагаться различные магистрали. Если имеется возможность углубиться в почву до трех метров, можно приступать к решению следующей задачи;
- выполнить изыскательные мероприятия, направленные на определение глубины расположения водоносных слоев и оценку качества почвы. Профессиональные геодезисты выполнят исследования, представят официальное заключение. При повышенном влагонасыщении следует предусмотреть дренаж и надежную защиту стен и пола;
- разработать оптимальную планировку подвального помещения с учетом всех особенностей. Следует обратить внимание на форму и размеры подвала, который по габаритам должен соответствовать контуру гаражного помещения. Немаловажно правильно выбрать материал, а также технологию строительства фундамента.
Для обеспечения комфортного микроклимата важно обратить внимание на следующие моменты:
- обеспечение надежной влагоизоляции. В условиях нормальной влажности не будет развиваться сырость;
- выполнение эффективной тепловой изоляции. Одной из главных задач при этом является правильное утепление потолка в погребе;
- сооружение вентиляционной системы. Благодаря циркуляции воздуха будут поддерживаться комфортные условия.
Комплексно решив перечисленные задачи, можно обустроить перекрытие погреба в гараже.
Как защитить от влаги погреб своими руками
Гидроизоляционная защита подвала предохраняет его от насыщения влагой. Она производится по следующему алгоритму:
- Оштукатурьте поверхности стен влагостойким цементным раствором.
- Приклейте листовой рубероид к поверхности штукатурки.
- Возведите кладку из кирпича, прижав гидроизоляционный материал.
Для гидроизоляции пола насыпьте на поверхность щебеночно-песчаную смесь, уплотните ее до толщины 15–20 см.
Подобная конструкция имеет массу преимуществ: стабильная температура в течение всего года
Сооружение потолка подвала осуществляют после возведения стен, бетонирования основания и выполнения гидроизоляционных работ. Следует продумать ряд моментов:
- выбрать материал для изготовления потолка;
- изучить технологию выполнения работ;
- рассчитать количество необходимых стройматериалов;
- определить общий уровень затрат;
- подготовить инструменты и стройматериалы.
Для поддержания комфортной влажности необходимо продумать конструкцию вытяжки. Воздухообмен осуществляется различными способами:
- естественным. Вентиляция обеспечивается с помощью приточной магистрали и вытяжной трубы за счет температурного перепада;
- принудительным. Для повышения эффективности циркуляции используется малогабаритная вентиляторная установка.
Самостоятельно выполнив все мероприятия, можно значительно сэкономить денежные средства.
Перед тем как делать любой погреб, учитывается уровень грунтовых вод
Какие конструкции перекрытий на погреб используются
Для сооружения потолка подвального помещения используются различные решения:
- цельные бетонные плиты, усиленные арматурой;
- сборные железобетонные потолки, выполненные из стандартных элементов;
- балочные конструкции, изготовленные из древесины;
- прочные балки, произведенные из металлического проката.
Остановимся детально на особенностях каждого варианта и технологии сооружения.
Как сделать перекрытие погреба в виде монолитной плиты
Задумываясь, как сделать погреб своими руками, важно обеспечить надежность потолочной конструкции. Многие отдают предпочтение цельному потолку, изготовленному из армированного бетона.
Последовательность действий по формированию монолитной бетонной поверхности:
- Определитесь с габаритами цельного блока, прирежьте материал для изготовления опалубки.
- Соберите щитовую опалубку, надежно укрепите ее с помощью прочных вертикальных опор.
- Проверьте герметичность деревянной конструкции и, при необходимости, уплотните щели.
- Свяжите пространственную арматурную решетку, используя стальные стержни диаметром 1–1,2 см.
- Обеспечьте неподвижность каркаса, а также фиксированное расстояние до края опалубки 40–50 мм.
- Заполняйте собранную опалубку бетонным раствором без остановки до полного заполнения объема.
- Удалите воздушные пузыри из жидкого раствора с помощью специальных вибраторов или арматурных прутков.
- Обеспечьте неподвижность твердеющего бетона на протяжении месяца, затем разберите опалубку.
Как только работы по созданию опалубки и арматурной сетки будут завершены, можно начинать процесс заливки бетонного раствора
Для обеспечения прочности возводимых конструкций необходимо соблюдать следующие требования:
- обеспечить расстояние между горизонтальными балками опалубки 0,5–0,6 м;
- соблюдать постоянный интервал между вертикальными стойками 1–1,5 м;
- выдерживать между арматурными прутками шаг, равный 15–20 см;
- формировать цельную железобетонную плиту толщиной 18–20 см.
Для сооружения щитового каркаса можно применять влагостойкую фанеру, а опорную конструкцию выполнять из стальных телескопических стоек. Формируемая железобетонная плита должна опираться на стены цокольной части не менее, чем на 15 см.
Формируем перекрытие погреба в гараже из сборных панелей
Для формирования потока можно использовать сборно-монолитную технологию. Она предусматривает использование стандартных железобетонных панелей, произведенных в промышленных условиях.
Учитывая значительную массу и размеры плит, при выполнении работ возникают определенные сложности:
- для транспортировки требуется грузоподъемное оборудование и привлечение профессионалов, которые установят потолок для подвала;
- габариты помещения должны соответствовать размерам плит. Стандартные железобетонные панели имеют длину 9–12 метров;
- плиты необходимо заказать предварительно, а также своевременно доставить на рабочую площадку;
- ширина подвала должна быть кратна ширине панели с учетом зазоров, которые необходимо тщательно забетонировать.
Перекрытие из сборно-монолитных плит подходит для различных типов погребов
Последовательность действий по установке сборно-монолитной конструкции:
- Уложите плиты с минимальным зазором на верхнюю плоскость стен.
- Уплотните теплоизоляционным материалом стыковые участки.
- Залейте бетонной смесью зазоры между панелями.
- Приклейте рубероид на поверхность плит с помощью мастики.
Достоинства этого метода – незначительный уровень затрат и возможность сократить сроки выполнения работ.
Изготавливаем перекрытие в подвальном помещении из древесины
Использование конструкции из деревянных балок – проверенный метод для обустройства перекрытия подвала.
Очередность работ:
- Пропитайте антисептиком древесину.
- Гидроизолируйте рубероидом опорные плоскости брусьев.
- Установите балки на торцевую поверхность стен, зафиксируйте их.
- Прикрепите к брусьям доски, уложите теплоизоляционный материал.
- Накройте теплоизоляцию листовым рубероидом.
- Засыпьте полученную конструкцию грунтом или залейте тонким слоем стяжки.
Для обеспечения жесткости конструкции важно устанавливать брусья в предварительно подготовленные пазы.
Перекрытие, которое получается после использования данного способа, нуждается в качественной теплоизоляции
Сооружаем в погребе потолок из стального проката
С помощью двутавра можно легко сформировать надежную конструкцию, выполняя работы в следующей очередности:
- Установите профили, закрепите их стальными стержнями.
- Соберите щитовую опалубку и закрепите ее вертикальными стойками.
- Уложите гидроизоляцию, залейте опалубку бетонной смесью.
- Равномерно распределите и утрамбуйте бетон.
Такая конструкция способна воспринимать значительные нагрузки.
Теплоизолируем перекрытие для погреба
Для тепловой изоляции помещений используются различные материалы:
- минеральная вата;
- пенопласт;
- пенополистирол.
Допускается использование деревянных опилок, которые смешивают с цементом и наносят равномерным слоем на поверхность.
Чем перекрыть потолок – подводим итоги
Принятие решения о выборе оптимального варианта перекрытия осуществляется индивидуально. Важно разобраться, как сделать перекрытие погреба, и тщательно изучить технологию. Правильно изготовленная конструкция сможет эксплуатироваться на протяжении десятилетий.
Для многих городских жителей подвал в гараже - единственное место, где можно хранить консервы и другие припасы на зиму. При соблюдении строительных нормативов, техники безопасности и основных пунктов инструкции, погреб возводится своими руками в короткий срок.
Нужен ли погреб в гараже
Многие владельцы собственного гаража задаются вопросом, стоит ли оборудовать под ним подвальное помещение. Они считают, что это сопряжено со значительными трудностями, требует капитального ремонта здания или строительства нового сооружения.
В условиях современного мегаполиса гараж - это то место, которое можно оборудовать для хранения консервов и других продовольственных запасов. Несмотря на наличие в большинстве квартир холодильника, именно в погребе обеспечивается сохранность картофеля и солений.
Главное достоинство погреба, оборудованного под гаражом - поддержка оптимальной температуры даже в сильный мороз. Если яма углублена на 2–3 метра, то погреб не будет промерзать вне зависимости от погоды.
Среди других плюсов:
- Возможность хранения запасов на зиму. Не у всех есть возможность оборудовать подвал в доме или хозяйственном помещении. Однако сделать погреб для хранения продуктов в гараже может каждый.
- Лёгкость строительства. От вас не потребуется специфических строительных знаний и навыков, профессиональных инструментов и оборудования. Достаточно соблюдать основные требования технологии.
- При наличии отдельно стоящего гаража, вы можете оборудовать подвальное помещение любых нужных размеров. Достаточно руководствоваться простым принципом: чем больше семья, тем крупнее погреб. Для четырёх человек будет достаточно 8 квадратных метров.
Основных недостатков у погреба, расположенного в гараже, два: выхлопные газы от автомашины проникают внутрь, а подвальная сырость выходит наружу. Обе эти проблемы решаемы.
Подготовка
При обустройстве подвала в гараже, вы можете выбирать из нескольких основных вариантов. Различие между ними - величина заглубления.
- Полузаглубленный погреб. Постройку можно конструктивно совместить с обычной смотровой ямой. Другой вариант наземной конструкции - использование специальной ёмкости, изготовленной из пластика. Она вкапывается в землю и может применяться для временного хранения продуктов.
- Полузаглубленный приямок. Имеет собственные стены, выложенные из шлакоблока либо кирпича. Глубина - до метра. При строительстве нужно учитывать некоторые нюансы. Так, при высоком залегании грунтовых вод, влагоносные жилы сначала тампонируются несколькими слоями глины, затем проводится гидроизоляция стен и пола подвала.
- Заглублённый погреб. Это наиболее распространённый способ обустройства подвального помещения в гараже. Глубина - до трёх метров.
При выборе глубины подвала нужно учитывать пролегание грунтовых вод. Основание подвала закладывается на удалении не менее полуметра от источника повышенной влажности.
Размеры указываются примерно. При необходимости, вытяжка оборудуется краном для удаления конденсата
Предварительные работы
Заглублённый погреб строится в капитальных гаражах. Перед реализацией такого проекта нужно провести некоторые предварительные работы. Их суть состоит в следующем:
- Перед строительством подвала необходимо убедиться в технической возможности осуществления такого проекта. Почва любого крупного города в буквальном смысле напичкана многочисленными коммуникациями, и врыться на нужную глубину с первого раза удаётся редко. Чтобы минимизировать затраты и определить возможность строительства погреба, можно пригласить специалиста или использовать проектную документацию, разработанную при возведении гаражной постройки.
- Фундамент необходимо защитить от подмывания грунтовыми водами. По возможности это нужно предусмотреть в процессе строительства гаража, оборудовав круговую дренажную систему. В противном случае - тщательно гидроизолировать подвальное помещение.
Выбор материалов
В процессе строительства погреба вам понадобится комплект инструментов и строительные материалы.
При возведении стен можно использовать:
- Бетонные плиты.
- Шлакоблок и кирпич.
- Природный камень.
Бетонные плиты можно использовать лишь в том случае, если вы строите гараж «с нуля» и обустраиваете погреб до возведения стен и перекрытий. Кроме этого, потребуется бригада профессиональных монтажников, у которых в наличии есть мощное подъёмное средство, к примеру, автокран.
Для заливки основания своими руками можно использовать готовый бетон М-100 или раствор, изготовленный самостоятельно. Для этого потребуется стандартный набор компонентов:
- Гравий.
- Щебень.
- Песок.
- Цемент М-400.
Полученный раствор используется и для подготовки стяжки, и для отделки стен при оштукатуривании.
Для опалубки понадобится обрезная доска. Количество определяется индивидуально и зависит от размеров подвала. Для гидроизоляции помещения можно использовать обычный рубероид.
Инструменты
Само по себе строительство погреба не является сложной задачей. Однако требуются определённые знания и навыки.
При самостоятельном возведении небольшого подвала в гараже не понадобится сложного профессионального оборудования. Достаточно обзавестись стандартным комплектом инструментов. Некоторые из них являются взаимозаменяемыми.
- Отбойный молоток.
- Кувалда.
- Шпатель, мастерок.
- Ножовка.
- Электрическая дрель с комплектом свёрл.
- Шуруповёрт или набор отвёрток.
- Плоскогубцы.
- Лопата.
- Измерительные инструменты: строительный уровень, отвес, рулетка, металлическая линейка.
Инструкция по изготовлению подвала своими руками
В идеале, погреб должен планироваться на этапе строительства гаража. Это облегчит ряд работ. Если же возведение подвального помещения проводится в уже изготовленном гараже, в первую очередь необходимо демонтировать бетонный пол. Стяжка убирается по всей площади будущего погреба. Работа проводится либо с помощью отбойного пневматического молотка, либо по старинке, с помощью долота и кувалды.
Подготовка котлована
Начальный этап строительства гаражного подвала состоит в подготовке котлована. Для полностью заглублённого погреба его глубина составляет около трёх метров, прочие размеры подбираются индивидуально, в соответствии с запланированными габаритами. Подготовка основы происходит следующим образом:
- Роется котлован.
- Стены и пол ямы тщательно выравниваются и утрамбовываются. Это необходимо для того, чтобы в дальнейшем погреб имел ровные поверхности.
- На дно засыпаются чередующиеся слои щебёнки и гравия. После каждой засыпки поверхность выравнивается и утрамбовывается.
- Подготовленное покрытие заливается тонким слоем бетона.
Толщина получившегося основания должна составлять 8–9 сантиметров или более.
Если подвал строится в готовом помещении, его придется рыть собственными руками
После застывания бетона выполняются первичные гидроизоляционные работы. Укладываются два слоя рубероида, склеиваются расплавленной смолой. Края листов гидроизоляции должны выходить за границы погреба примерно на 10–15 сантиметров. После этого монтируется опалубка и заливается раствор.
Как построить лестницу
Лестница - важнейший конструкционный элемент, соединяющий подвал с основным зданием.
Конструкция бывает двух типов:
- Стандартная (приставная), изготовленная из металла или древесины.
- Маршевая. Устанавливается в готовом виде, чаще в процессе строительства погреба. В некоторых случаях возможен монтаж в существующем помещении.
Лестница может изготавливаться из следующих материалов:
- Древесина. Погреб - холодное и нередко сырое помещение, вследствие чего дерево нуждается в дополнительной обработке антисептиками, антипиренами либо комплексными составами. Это защитит материал от бактерий, насекомых, лишайников.
- Металл. Если используется подержанный, в первую очередь следует провести обработку абразивным материалом. Это избавит будущую лестницу от коррозии. После этого металл протирается моющим средством и ополаскивается. После монтажа металлические ступени необходимо покрыть несколькими слоями масляной краски либо эмали.
- Бетон. Этот материал обладает повышенными прочностными характеристиками, однако, также требует дополнительной защиты. Ступени покрываются несколькими слоями краски либо облицовываются напольной плиткой.
К двум основным стойкам привариваются поперечные перекладины
При самостоятельном строительстве лестницы в подвал гаража необходимо руководствоваться следующими показателями:
- Допустимая ширина конструкции находится в диапазоне 70–90 сантиметров.
- Просвет лестницы в возведённом подвале рассчитывают от нижней ступеньки до балки перекрытия. При строении нового погреба этот параметр должен быть не менее 1,9 метра. В таком случае риск удариться о балку перекрытия сводится к минимуму.
- Уклон - от 22 до 75 градусов. Показатель 45–75 градусов характерен для приставных лестниц.
- Ширина ступеньки - от 25 до 32 сантиметров. Если проступь будет шире, это создаст неудобство при подъёме. Если уже - сделает опаснее спуск.
- Высота ступеньки - от 12 до 22 сантиметров.
Для изготовления деревянной двухметровой лестницы шириной 80 сантиметров, высота ступеней которой составляет 22 см, понадобится две доски 20х15х200 см, шесть дощечек 6х20х80, 12 небольших брусков 5х5х15 и 60 гвоздей или шурупов по дереву. Эта лестница устанавливается с уклоном 30 градусов, что учитывается на этапе сборки.
Изготовление конструкции происходит в несколько этапов:
Возведение стен
Стены в погребе гаража возводятся исключительно из твёрдых материалов. Использование лёгких деталей (ДСП, фанеры и т. д.) не допускается.
Проще всего выложить стены из кирпича. В процессе работы достаточно следить, чтобы кладка была ровной и вертикальной.
Ещё один удобный способ - возвести монолитные стены из бетона. Для этого потребуется выполнить ряд действий:
В любом случае очень важно контролировать вертикальность стен. Все швы затираются строительным раствором, а по окончании кладки окрашиваются известью.
Как сделать пол?
Для большинства подвальных помещений идеальным вариантом является железобетонный пол. Делается он поэтапно:
- Разравнивается поверхность. В процессе работы используется строительный уровень.
- Засыпается 10–15 сантиметров щебня, равномерно распределяется.
- После этого насыпается небольшой (около 5 см) слой песка, тщательно разравнивается и утрамбовывается.
- Оборудуется пол. Для этого можно использовать железобетонную плиту или уложить прочную металлическую сетку и выполнить стяжку.
- Если выбран второй способ (стяжка): по периметру погреба устанавливаются арматурные стержни. Шаг - один метр. На пол укладывается металлическая сетка, после чего заливается 3–5 сантиметров цемента.
Поверхность выравнивается и выставляется по уровню
Одновременно с обустройством чистового пола можно выполнить ряд работ по теплоизоляции. Об этом рассказано ниже.
Оборудование вентиляции погреба
Качественная вытяжная система поможет устранить из подвального помещения сырость и посторонние запахи (например, выхлопы). В конечном счёте, это увеличит срок хранения припасов.
Существует два вида вентиляционных систем, разработанных для погреба:
- Естественная. Идеальный способ при наличии возможности обеспечения притока свежего воздуха.
- Принудительная. Основное отличие от предыдущего варианта - наличие вентилятора.
Вытяжная труба поднимается на 0,3–0,5 метров над крышей здания
Обустройство естественной вентиляционной системы
Естественное вентилирование подвала не требует существенных затрат и легко оборудуется своими руками:
- Под потолком устанавливается вытяжная труба. Её выходной конец выводится на полметра выше гаражной кровли. По этой трубе проходит наружу разогретый воздух.
- Чуть выше пола, на высоте 7–10 сантиметров, монтируется приточная труба и выводится за пределы гаража. По ней свежий воздух будет поступать внутрь погреба.
- Концы обеих трубок закрываются специальными сетками, защищающими от вредителей и насекомых. Сверху устанавливаются небольшие крышки.
В зимнее время естественная вентиляция может не работать вследствие закупорки обеих отверстий инеем. Чтобы этого не произошло, они утепляются и время от времени очищаются от снега. Можно сделать выходные части воздуховодов съёмными, это облегчит работу.
Оборудование принудительной вытяжки
Основное отличие принудительной вентиляционной системы от естественной - в усовершенствованной вытяжке. В её полость встраивается электрический вентилятор, генерирующий вихрь и выгоняющий отработанный воздух из гаража.
По мере того как принудительная вытяжка выводит старый воздух, через верхнюю вентиляционную трубку в подвал поступает свежий приток.
В отличие от естественной, здесь присутствует вентилятор
Как вариант - можно оборудовать полностью механизированную вентиляционную систему для подвальных помещений. Для этого потребуется установить моноблок, управляемый специализированным программным обеспечением. Цена оборудования - около 50 тысяч рублей.
Утепление погреба
При отсутствии качественного утепления подвального помещения в гараж будет проходить холодный воздух. Кроме этого, теплоизоляция повышает степень защиты погреба от сырости. Один из простейших и недорогих способов утепления заключается в обшивке стен изнутри пенопластом.
Работа состоит в теплоизоляции стен, пола и потолка.
Как утеплить потолок подвала?
Утеплять можно пенопластом или другим подходящим материалом
Теплоизоляцию потолка проводят следующим образом:
- Устраняются все возможные щели, небольшие трещины и т. д.
- Укладывается слой пароизоляционного материала. В этом качестве может выступать пенофол, выполняющий также теплоизоляционные функции.
- Монтируются подвесы для монтажа обрешётки. Расстояние между элементами равняется ширине теплоизоляционных плит.
- На подвесах крепятся профили обрешётки. Для крепления используются саморезы.
- Между профилями укладывается теплоизоляционный материал, например, пенопласт. Стыки изолируются монтажной пеной.
- На расстоянии 4–5 сантиметров от теплоизоляции рекомендуется уложить дополнительный пароизоляционный слой. Это обеспечит микровентиляцию слоёв.
Теоретически в подвале можно установить и систему тёплого пола. На практике мало кто будет монтировать её в хозяйственном помещении. Потому можно выполнить следующую процедуру:
- Поверхность чернового пола выравнивается по строительному уровню.
- Укладывается слой гидроизоляционного материала.
- Монтируется утеплитель, например, пенопласт. Толщина - 5–6 сантиметров.
- Поверх укладывается пенофол.
Утеплитель укладывается на слой гидроизоляции
На теплоизоляцию можно уложить армированную стяжку и чистовой пол.
Теплоизоляция стен
Холод проникает в подвал именно через стены. Качественная теплоизоляция защитит помещение от воздействий окружающего грунта.
Работа ведётся следующим образом:
- Укладывается слой гидроизоляции. Он исключает попадание влаги в подвал и на утеплитель. При необходимости перед укладкой теплоизолятора поверхность выравнивается.
- Поверх гидроизоляции укладывается пенопласт. Для крепления на поверхности используется любой клеевой состав.
- После отделки стены пенопластом, её следует покрыть нетолстой цементной стяжкой. В целях дополнительного укрепления можно использовать армирование.
- Так как подвал - помещение с изначально повышенной влажностью, поверх утеплителя укладывается дополнительный слой гидроизоляции.
Все стыки тщательно заделываются
Отделка стен
После проведения работ по гидро- и теплоизоляции, стены облицовываются плиткой или подобным отделочным материалом. Можно также окрасить поверхности, побелить извёсткой или покрыть штукатуркой.
Рассмотрим отделку стен на примере оштукатуривания. Основная задача процедуры - привести подвальные стены в оптимальное санитарно-гигиеническое состояние. Процесс происходит в несколько этапов:
- На стену крепится металлическая сетка. Нужно помнить, что в помещениях с высокой влажностью штукатурка не будет держаться исключительно на поверхности блоков. Для крепления армирующей сетки к стене используются дюбели типа «парашют». Вентиляционные отверстия не закрываются.
- Раствор штукатурки наносится на поверхность кельмой, после чего разглаживается полутером. Если планируется монтаж керамических плит, раствор наносится тонким слоем, минимально скрывая сетку и оставляя место для клея.
Люк и перекрытие
Материал, который будет использоваться для изготовления перекрытия, зависит от размеров погреба. Если габариты не превышают стандартную смотровую яму, верх изготавливается из доски-сороковки. Для большого погреба необходимо мощное и надёжное перекрытие, способное выдержать вес автомашины. Оптимальный вариант в этом случае - бетонная плита и армирующий каркас.
Укладка стандартной бетонной плиты возможна, если погреб делается до строительства гаража. Если же постройка ведётся в готовом здании, необходимо сделать следующее:
- Укладываются несущие балки. В этом качестве часто используются старые железнодорожные рельсы, которые можно приобрести в любом пункте сдачи металлолома.
- Между балками укладывается арматура и несущая опалубка.
- Заливается бетон.
Всё разравнивается и выставляется по строительному уровню
Полученная конструкция будет напоминать самодельную железобетонную плиту. При укладке арматур и балок необходимо оставить место для крышки.
Люк можно изготовить самостоятельно из листовой стали или приобрести готовое изделие. Чтобы провести всю работу своими руками, понадобится набор материалов и инструментов:
- Пятимиллиметровая листовая сталь. Более тонкий материал со временем деформируется.
- Болгарка
- Сварочный аппарат
- Металлические уголки
- Утеплитель, например, пеноплекс или пенопласт
- Шуруповёрт
- Жесть
- Петли
- Рулетка.
- Уплотнительная резина.
Процесс изготовления люка своими руками проходит поэтапно.
- По размерам отверстия вырезается стальная пластина.
- По периметру пластины приваривается металлический уголок. Для оптимального скольжения в дальнейшем между краем листа и полкой уголка остаётся небольшой зазор.
- С внутренней стороны крышки укладывается утеплитель. Листы пенопласта должны очень плотно прилегать к приваренным металлическим уголкам. Возможные зазоры запениваются.
- Поверх утеплителя крепится лист жести, уголки загибаются. Он будет исполнять декоративную роль, потому этот этап не является обязательным.
- Привариваются петли, при необходимости крепится ручка люка.
- Готовая конструкция навешивается на петли.
В дальнейшем крышку подвала можно декорировать под напольное покрытие, гармонирующее с общим интерьером. Люк в гараже можно окрасить любым подходящим составом.
Избавляемся от плесени и воды в подвале
Одна из главных проблем погреба - плесень. Она появляется из-за некачественных гидроизоляции и вентиляции, ведущих к высокой влажности. Кроме этого, среди причин появления плесени отмечают длительное хранение подгнивших припасов и использование заражённой древесины для изготовления полок.
Плесень и грибок вредно сказываются на здоровье и снижают срок хранения продуктов
Перед проведением основных работ помещение необходимо продезинфицировать. Это делается следующим образом:
При работе с химикатами необходима защитная форма: маска, костюм, перчатки
Профилактика появления плесени
Чтобы плесень не появлялась, прежде всего необходимо обеспечить качественную гидроизоляцию. Как вариант - уложить дополнительный изоляционный слой.
Помимо этого, необходимо ежегодно проводить ряд профилактических мер:
- Тщательная уборка и осмотр погреба.
- Просушивание помещения. В зависимости от его состояния, процесс сушки может продолжаться от двух дней до нескольких недель.
- Мытьё и сушка стеллажей. После этого их нужно обработать противогрибковым составом.
- Обработка противогрибковыми и антибактериальными препаратами сухого погреба. После этого он повторно просушивается в течение 2–3 дней.
- При наличии земляного пола, он покрывается раствором медного купороса. После этого нужно дать смеси впитаться, а в место хранения овощей подсыпать извести и песка.
- По окончании всех необходимых процедур заносятся стеллажи. Погребом можно пользоваться по прямому назначению.
Видео: Как сделать сухой подвал в гараже своими руками
Самостоятельное строительство погреба гаража предполагает наличие соответствующих знаний и навыков. Если у вас имеется строительный опыт, вы легко сделаете подвал своими руками, и он будет служить вам долгие годы.
Большинство владельцев автомобилей предпочитают иметь в гараж с подвальным помещением из бетонных блоков. В таком гараже можно хранить продукты, запасные части и оборудование. Для того чтобы чувствовать себя в безопасности, находясь в гараже, следует при сооружении погреба соблюдать некоторые основополагающие условия. Основное внимание при устройстве подвального помещения нужно обратить на конструкцию перекрытия погреба. Она может быть разнообразной и зависеть от размеров гаража, размеров подвального помещения и от количества автомобилей, оставляемых в гараже. Лучше всего предусмотреть в плане подвальное помещение перед началом строительства гаража. Тогда в ходе организации последовательности работ можно оптимальным образом выполнить все требования к конструкции. При обустройстве погреба, после того как гараж построен, возникают неудобства, требующие затраты времени и сил.
Схема погреба в гараже.
Основное внимание должно быть уделено прочности бетонных перекрытий над подвалом. На его прочность оказывает большое влияние опора этого перекрытия. При комплексном устройстве гаража с подвалом в качестве перекрытия чаще всего применяют стандартные бетонные плиты. В таком варианте стены погреба оказываются несущим фундаментом для всего гаража и одновременно опорой, на которую кладется перекрытие. На стены подвала в процессе эксплуатации начинают действовать горизонтальные силы со стороны окружающего грунта. Эти силы стремятся деформировать стены подвала. Поэтому толщина стен должна возрастать пропорционально глубине подвала. Дно вырытого котлована покрывается слоем щебня 10 см и песка 5 см. Затем делается ленточный фундамент. На этот фундамент будет действовать гараж всем своим весом, стены погреба и перекрытие. Стены подвала лучше соорудить из бетонных блоков. Но если это дороговато, то вместо бетонных блоков можно сделать стены бетонными, применяя скользящую опалубку.
Схема расположения погреба в гараже.
Если все делать как следует, то нужно заказать изыскательские работы на месте постройки. Это позволит узнать, нет ли внизу подземных коммуникаций, например, электрического или телефонного кабеля, или близко расположенных грунтовых вод. Если гараж стоит на почве, насыщенной влагой, то нужно делать круговую дренажную систему для отвода влаги из прилегающей к гаражу территории. В любом случае нужна гидроизоляция фундамента и блоков подвала снаружи. Если стройка на сухом грунте, то достаточно промазывания блоков снаружи горячим битумом в два слоя. Если грунт влажный, то требуется оклейка блоков рубероидом на битумной мастике. Хорошим утеплительным и в то же время водонепроницаемым материалом является пенополистирол. У этого материала высокая стойкость к плесени и гниению. Монтаж такого утеплителя делается простым оклеиванием блоков снаружи. Размер плит должен быть тщательно подогнан друг к другу. Стыки тоже проклеиваются.
Схема подвала.
Если подвал сооружается в построенном гараже, то в качестве перекрытия стандартные бетонные плиты использовать невозможно, потому что их монтаж производится грузоподъемным краном. Перекрытие делается с помощью укладки несущих балок. Лучше всего применять балки двутаврового сечения. Автомобилисты используют для этой цели куски железнодорожных рельсов, приобретенных в пунктах приема металлолома. Шахтные рельсы для несущей балки будут слабоваты. Их можно применять как поперечные элементы, уложенные перпендикулярно несущим балкам. Для концов несущих балок предусматривают постели на стенах подвала. В целом стены подвала выполняют функцию фундамента для всего гаража. В пространство между несущими балками укладывается арматура. Устанавливается нижняя опалубка, на которую укладывается бетон. Получается самодельная железобетонная плита.
Если размер погреба в плане невелик, по сравнению с площадью гаража, то может быть другой вариант перекрытия над подвалом. Если автомобиль ставится в место, под которым подвал отсутствует, то на месте его установки устраивается только смотровая канава. Подвал будет находиться в месте, где нет нагрузки от веса автомобиля и перекрытие его можно сделать облегченным. Во всех случаях перекрытие над подвалом требует утепления. Утепление обеспечивает отсутствие влажного конденсата и поэтому напрямую влияет на предохранение металлических конструкций от коррозии. Большое значение для отсутствия влажности отводится вентиляции погреба и гаража. Утепление и вентиляцию нужно рассмотреть подробнее.
Утепление потолка, стен и блоков
Схема утепления пола погреба.
Перекрытие погреба можно утеплить несколькими способами. Один из них состоит в том, что в 15 см от потолка устанавливаются горизонтально трубы диаметром 25 мм с шагом крепления около 60 см. Эти трубы можно прикрепить к стенам или к потолку. Перпендикулярно к трубам крепятся арматурные стержни из проволоки диаметром 8-10 мм. Их крепят мягкой проволокой. Всю конструкцию лучше окрасить окисью хрома, суриком или другой водостойкой краской. В пространство между потолком и полученной конструкцией закладываются мешочки из полиэтилена. Предварительно в мешочки закладывают лесной мох или измельченную солому и заклеивают утюгом. Мешочки укладывают без зазора друг на друга и плотно между собой. Сверху укладывают листы из оцинкованного железа, водостойкую фанеру или полиэтиленовую пленку. Они используются в качестве зонта, с которого по заранее устроенным желобкам конденсат должен стекать в ведро или какую-нибудь другую емкость.
Можно для утепления потолка использовать строительный раствор с добавлением цемента и опилок. Слой такого раствора может достигать 20 см. После полного высыхания через несколько дней наносят штукатурный раствор. Таким же методом можно утеплить и стены подвала. Пол утепляют с помощью стекловаты или другого утеплителя, уложенных между лагами под отделочным покрытием. Если уровень грунтовых вод высок, то следует устроить вокруг гаража дренажную систему. Дно погреба углубляется на 30 см от предполагаемого уровня пола. На выровненную почву насыпается слой щебня около 10 см. На щебень насыпается песок слоем 5 см. Все слои утрамбовываются. Крышка входа в подвал делается с решеткой или сеткой, чтобы и вентиляция была лучше, и мелкие животные не могли проникнуть. На зиму крышка закрывается утеплителем.
Схема утепления погреба.
Лучшим утеплителем для пола, стен и потолка будет пенополиуретан. Его наносят методом напыления непосредственно на поверхность утепления. Пеной задувают всю внутреннюю поверхность подвала. Утеплитель заполняет все щели, проникая в недоступные места. При быстром затвердевании образуется ровная поверхность без швов и пустот. Пенополиуретан обладает очень низкой теплопроводностью. Он практически невесом, поэтому не будет дополнительно нагружать несущие конструкции. Таким методом подвал утепляется очень быстро, и единственный недостаток – это высокая цена материала.
Вентиляция пространства
Схема вентиляции пространства погреба и гаража.
Правильное устройство вентиляции – гарантия того, что в подвале не будет задерживаться влага. При хорошей вентиляции сырость не повредит запас продуктов. Зная, насколько опасными могут быть выхлопные газы в гараже, вентиляция должна быть на высоте и в основном помещении гаража. В большинстве случаев применяется естественная вентиляция, в которой движение воздуха осуществляется за счет разницы температур поступающего воздуха и имеющегося внутри. Если смена воздуха делается в недостаточном объеме, то есть смысл поставить вентилятор. В такое время года, когда температура воздуха снаружи и в помещении погреба выравнивается, вентиляция прекращается. Вентиляции не будет и когда температура наружного воздуха выше, чем в подвале. Искусственная и естественная вентиляция может осуществляться по одному каналу. Искусственная вентиляция может быть с одним отверстием.
Вентиляция в гараже защищает не только продукты и поверхности стен, но и сам автомобиль. Когда зимой ставят машину в гараж, то на колесах и кузове остается снег. После оттаивания воздух становится сильно влажным, что повышает вероятность коррозии металлических частей.
Условия для работы
Схема вентиляции погреба и гаража.
Отверстие приточной трубы устраивают на расстоянии 10-15 см от пола погреба. Над землей всасывающее отверстие должно быть на высоте 30-40 см. Оно снабжается сеткой от проникновения маленьких животных. Отверстие должно быть защищено так называемым дефлектором. Это устройство состоит из листа, изогнутого дугой и прикрепленного в виде грибка к всасывающему отверстию. Дефлектор предназначен для защиты от осадков.
Для действия естественной вентиляции должна быть разница по высоте между всасывающим и выходным отверстиями в вентиляционных трубах. Минимальная величина такой разницы, обеспечивающая перепад давления, – 3 метра.
Приточную трубу следует располагать так, чтобы на нее постоянно воздействовал ветер. Недостаток естественной вентиляции проявляется в сильные морозы, когда труба может перекрыться инеем. Для предотвращения этого недостатка нужно утеплить трубопроводы. Периодически трубы следует очищать от снега и инея.
Схема вентиляции погреба.
Получается, что естественная вентиляция может иметь сбои, не справляясь с работой круглогодично. Поэтому в вытяжную трубу можно вставить вентилятор. Он выталкивает в трубу отработанный воздух и создает условия для притока свежего. Недостаток в том, что в холодное время года подвал и гараж могут переохлаждаться. Есть системы с вентиляторами на входе и на выходе, причем на выходе ставят двухскоростной вентилятор. Система управления вентиляцией оснащается датчиками температуры и уровня загазованности. Когда гараж наполняется выхлопными газами, включается вторая скорость вытяжного вентилятора. Современные системы в европейских гаражах оснащаются вентиляторами с расчетом потребности оптимального климата в гараже. Управление всеми переключениями и скоростями вентиляторов осуществляется компьютерной программой. Мы рассматриваем простейшие устройства и обычный гараж нашего отечественного автомобилиста для того, чтобы хозяин гаража хорошо представлял влияние вентиляции и вовремя принимал меры для устранения сбоев.
Результаты внедрения
Схема гаража с погребом.
Гараж с погребом из бетонных блоков – достаточно надежное сооружение. Никто не отрицает полезность и функциональность такого сооружения. Однако при устройстве перекрытия погреба в гараже следует предусмотреть все нюансы, связанные с распределением нагрузок на стены из бетонных блоков, влиянием утепления и вентиляции на состояние конструкции и атмосферы гаража. При планировании нужно так организовать последовательность работ, чтобы для их выполнения предоставить максимальные удобства. Лучше всего гараж спроектировать полностью с подвалом из бетонных блоков, чтобы была обеспечена функциональность всех устройств. Пренебрежение утеплением может вывести из строя перекрытие из-за повышенной конденсации влаги с последующей коррозией несущих конструкций.
Значение вентиляции также велико для недопущения ненужного конденсата. Недостаточная гидроизоляция стен и фундамента, а также отсутствие круговой дренажной системы могут привести к затоплению подвала. Такой гараж превратится в рассадник комаров с болотным запахом.