Цвет в дизайне интерьера. Цветовое решение изделия
Создание дизайна любого пространства начинается с цвета. Определяясь с общим стилем помещения, дизайнер уже представляет его в определенных тонах, поскольку именно они направляют фантазию в нужное русло. Сочетание цветов в дизайне интерьера – один из факторов, указывающих на стиль, тематику помещения. У стиля кантри преобладают благородные насыщенные тона, все оттенки дерева, белый, бежевый, бордо, коричневый. Для создания стиля «Прованс» используются пастельные цвета с легким вкраплением темных оттенков. На «морской» стиль указывают синий, белый, серый, голубой и цвет темного дерева. Классика характеризуется широким спектром бежевого, шоколадного, кофейного. Этнический стиль играет контрастами, с использованием бурого, бардо, черного, рыжего. Выбор цветовых решений – это важнейший этап, от которого зависит успех оформления интерьера в целом.
Шутка о том, что все мужчины различают лишь 16 цветов, как в настройках Windows по умолчанию, имеет реальные корни: в глазу женщины гораздо больше «цвето-чувствительных» клеток.
Однако, как показывают исследования, человеческий глаз способен воспринимать огромное количество цветов и их оттенков: порядка 250 чистых и более 10 миллионов смешанных.
Не потеряться при таком многообразии поможет простое понимание цветов основного спектра.
Их всего семь: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Беря за основу эти цвета, разбавляя их или смешивая между собой, колористы создают огромное количество тонов и оттенков для применения в интерьере. К ним добавляют так называемые ахроматические цвета, то есть не несущие в себе какую-либо цветовую нагрузку. Их только три: черный, белый, серый.
Все цвета можно условно разделить на две группы: теплые и холодные:
Ощущение теплоты вызывают красный, оранжевый, желтый, и их всевозможные оттенки. Теплые цвета используют, чтобы сделать помещение более уютным, добавить света в плохо освещенную комнату, скорректировать слишком большое пустое пространство.
Чувство прохлады навевают синий, фиолетовый, голубой и их различные тона. Холодные цвета подойдут для хорошо освещенных помещений, визуально расширят пространство, придадут свежести, бодрости.
Как правильно подобрать гармоничное сочетание цветов в дизайне интерьера?
Выбор цветов и их сочетаний – сложный процесс, который порой ставит в тупик даже профессиональных дизайнеров. Но при помощи универсального простого в применении цветового круга справиться с верным подбором цветов теперь может любой. Нужно лишь помнить, что внутри одного помещения следует сочетать от трех до пяти цветов, не более.
Цветовой круг
1) Несколько оттенков одного цвета
Это проверенный и надежный способ для спокойных натур, которые не слишком любят рисковать. Комната «наполняется» всевозможными оттенками одного и того же цвета: от самого глубокого, насыщенного до легкого, едва различимого. Плавные переходы и гарантированно удачное сочетание придаст интерьеру спокойствия, гармонии, умиротворения.
2) Игра на контрастах
Способ, кардинально противоположный предыдущему. За основу берутся два контрастных цвета, расположенных на цветовом круге друг напротив друга. Контрасты обыгрываются в интерьере при помощи нейтральных цветов, таких как черный, белый, серый.
3) Гармоничные сочетания
За основу берется один из цветов, в котором хотелось бы оформить комнату. К нему «пристраиваются» еще два, расположенные слева и справа от него на цветовом круге. При этом цвета будут образовывать оригинальное и красивое сочетание, без резких переходов.
4) Три эффектных цвета
Несколько более смелый ход, но без лишней броскости. Для выявления трех удачно сочетающихся между собой цветов используется треугольник. Его можно поворачивать внутри круга до тех пор, пока углы не укажут наиболее приятное глазу сочетание для каждого индивидуального случая.
Правила подбора цвета для различных помещений
Влияние цвета на настроение и эмоции человека давно не является открытием. Именно поэтому следует очень внимательно подбирать цвета для оформления интерьера, в зависимости от назначения помещения.
Спальня
Не рекомендуется оформлять спальню резкими контрастными тонами, поскольку это место призвано расслаблять и успокаивать. Здесь прекрасно подойдут пастельные цвета, неяркие оттенки. Теплая гамма предпочтительна, но можно использовать и прохладные оттенки, если комната небольшая, а окна выходят на юг. Внести уют в холодные тона помогут грамотно подобранные аксессуары, добавление белого цвета, правильная расстановка акцентов.
Гостиная
В интерьере гостиной можно быть смелее с выбором цветовых решений. Игра с контрастами или использование броских акцентов добавят бодрости и придадут интерьеру стильный эффектный вид. Если окна смотрят на север – стоит взять теплые оттенки за основу интерьера. Если гостиная маловата – ее можно немного «расширить», применяя светлую холодную палитру. Важно учитывать, что холодные тона хороши только для светлых помещений, где солнце не уходит из комнаты в течение долгого времени.
Цветовое решение Вашего дома – один из важнейших элементов интерьера. Цвет присутствует во всех отделочных материалах и элементах убранства. На выбор цвета влияет психическое и эмоциональное состояние жильцов, их образ жизни и ожидания относительно своей квартиры. Человек может воспринимать свой дом, как место расслабления, уединения и покоя, может искать в нем вдохновение или же мощный заряд энергии, которого хватало бы на целый рабочий день.
Помимо этого при выборе основного цвета, как правило, это цвет стен, следует иметь в виду взаимосвязь цвета с размером помещения, его назначением и функциональной нагрузкой, а так же учитывать остальные элементы интерьера, такие как цвет пола, мебели, текстиля и аксессуаров.
Для начала, рассмотрим основные помещения в квартире с точки зрения их функциональности и определим наиболее удачные цветовые решения интерьера.
Гостиная
Гостиная в “густонаселенной” квартире, является местом постоянного пребывания всех членов семьи с целью отдыха, поэтому цветовое решение ее должно быть ясным, спокойным, способствующим хорошему настроению – здесь могут быть использованы золотистые, желто-зеленые, серо-голубые, серо-зеленые и другие теплые и холодные цвета малой и средней насыщенности. В малонаселенных же квартирах и больших усадебных домах, гостиная используется относительно редко – главным образом для вечернего отдыха и приема гостей. Поэтому она может решаться в насыщенных тонах, способствующих приподнятому праздничному настроению (например, пурпурном, синем, фиолетовом или охре).
Кухня
Кухню традиционно решают в светлых тонах, что дает возможность поддерживать ее в надлежащем санитарном состоянии. Наиболее желательными для кухни цветами стен являются разбеленный голубой или сине-зеленый, создающие впечатление прохлады, простора и чистоты.
В небольших квартирах, где кухня служит одновременно и столовой, можно применять и более насыщенные оттенки, причем цвет некоторых элементов может быть весьма интенсивным. При этом светлое кухонное оборудование красиво выделяется на темном фоне и кухня выглядит нарядной.
В кухне будут уместны все «съедобные» цвета, которые вызывают положительные ассоциации. Но помните, что сочетания желтого и оранжевого с красным отлично стимулируют аппетит и могут быть причиной переедания. Если хотите держать вес под контролем, используйте в интерьере кухни зеленый, салатный, мятный или фисташковый цвета, а модные шафрановые аксессуары добавят теплоты и уюта.
В квартирах – студиях кухня является частью жилого пространства и должна быть более строгой и формальной, в данном случае, чем зона кухни будет нейтральней, тем лучше. Контрастные решения оставьте для зоны отдыха.
Спальня
Спальня, как правило, это место отдыха и релаксации. Основная задача – создать атмосферу полного спокойствия. Ей отвечают теплые спокойные, достаточно разбеленные желтые и голубые тона. Если в спальне размещено еще и рабочее место (комната школьника или студента), то рекомендуются светлые серо-зеленые, серо-голубые и другие нейтральные цвета, способствующие сосредоточенному умственному труду.
В супружеской спальне непременно должно найтись место для романтики и страсти. Окраска всех стен в красный цвет – не самый удачный вариант, а вот украсить стену за изголовьем кровати, хороший выход из положения. Дело в том, что лежа в кровати, эту часть комнаты практически не видно, и она не будет мешать засыпанию, но зато вне кровати эта стена будет притягивать взгляд и настраивать на романтический лад. Можно за изголовьем кровати наклеить обои с интенсивным, но не раздражающем рисунком, разместить яркую картину или постер, выкрасить эту стену в более насыщенный оттенок нежели основной цвет стен (сочетание песочного цвета и шоколадных оттенков), или наоборот выбрать контрастный цвет (приглушенный бордовый или сиреневый, разбеленный розовый, золотистый оранжевый). Выбранный для изголовья цвет можно поддержать в аксессуарах и текстиле, но в более спокойных оттенках.
Спальня для людей преклонного возраста должна быть решена в спокойных тонах, без резких контрастов. В этой комнате люди находятся длительное время, поэтому ее колорит должен способствовать спокойствию и уюту.
Детская
Комната для детей должна создавать радостную атмосферу, стимулирующую их жизнедеятельность. Однако, несмотря на тягу детей к ярким насыщенным цветам, их применение в детской комнате должно быть умеренным, так как установлено, что эти цвета при длительном воздействии на ребенка сильно действуют на психику и утомляют. Рекомендуется окрашивать детскую в спокойные приглушенные тона (белые, разбеленные зеленые, охристые, голубые, серые), а в интерьер включать яркие коврики, покрывала, обивку мебели, дверки шкафов и др.
По мере роста ребенка следует уменьшать количество ярких деталей, поскольку мозг ребенка уже не так сильно нуждается во внешней стимуляции и требует все больше спокойствия для переработки информации и осмысления увиденного и пережитого за день. И не забывайте, что комната малыша должна «расти» вместе с ним и отвечать потребностям маленького жильца.
Кабинет
В кабинете сосредоточенному умственному труду способствуют спокойные коричневые, бежевые, зеленые и серые цвета.
Прихожая
Прихожая и коридоры это, как правило, помещения ограниченных размеров, где не хватает дневного света. Для зрительной корректировки этих недостатков их стены решаются в светлых тонах, создающих некоторую иллюзию более обширного помещения.
Светлые обои с горизонтальными полосами применяют для зрительного удлинения пространства. Вертикальный рисунок создает впечатление более высокого помещения.
Санузел
Очень важное помещение в любой квартире. Здесь мы начинаем новый день, здесь же мы готовимся ко сну и очень важно понять, какую смысловую нагрузку будет нести это помещение в нашей жизни. Если вам трудно просыпаться и по утрам вы чувствуете себя разбитым, не бойтесь использовать в санузле яркие и жизнерадостные цвета. Оранжевый и салатный подарят вам заряд бодрости и помогут настроиться на рабочий день.
Если же вам наоборот трудно засыпать, ванна должна стать местом релаксации и покоя. Уместны будут сочетания бежевого и кофе с молоком, оттенки песочного и шоколадного цветов, все приглушенные оттенки теплых цветов.
Санитарный узел обычно имеет незначительные размеры, поэтому для создания впечатления несколько большего простора его стены окрашивают (или облицовывают) чистыми, очень разбеленными красками, а вот определенное настроение создается уже декором и аксессуарами.
Для того, чтобы правильно подобрать цвет, необходимо представлять как те или иные цвета действуют на нервную систему человека, какие чувства и ощущения вызывают. Правильно подобранная цветовая гамма поможет наладить сон, что в итоге положительно скажется на самочувствии и работоспособности.
Сочетания цветов и оттенков
Известно, что подбором цветовых сочетаний можно исправить дефекты помещения, например, визуально приподнять потолок, "раздвинуть" стены, создать ощущение простора или наоборот, уменьшить комнату, добавить тепла или прохлады. Кроме того, некоторые сочетания способны благотворно влиять на нервную систему, успокаивать, гармонизировать, а другие оказывают возбуждающее действие. Все это необходимо учитывать при выборе цвета для спальни.
Прежде всего, необходимо определиться, цвета теплой или холодной гаммы использовать.
- К теплой относят часть спектра от красного до желтого со всеми промежуточными оттенками - их используют обычно в помещениях, выходящих окнами на север и северо-восток.
- Холодными считаются цвета противоположной части спектра, от голубого до фиолетового, они используются в помещениях, выходящих окнами на южную и юго-западную стороны.
Сложные цвета, такие как зеленый, фиолетовый могут относиться как к холодным, так и к теплым, в зависимости от дополнительных тонов, входящих в их состав. Сине-зеленый и сине-фиолетовый - холодные цвета, а вот желто-зеленый и красно-фиолетовый - теплые. Черный, белый и серый считаются нейтральными, и не несут в себе ни “теплой”, ни “холодной” составляющей.
Теплые цвета обладают способностью зрительно уменьшать помещение, холодные же, наоборот, немного его расширяют. Дизайнеры используют это при оформлении интерьеров, приближая или отдаляя определенные детали с целью создания максимального декоративного эффекта.
Например, подходящий цвет для спальни маленького размера - бело-голубой. На фоне голубых стен будет хорошо смотреться белая мебель, на которой могут быть контрастные вставки синего цвета. Постельное белье в таком случае также может быть белым - это облегчит интерьер и зрительно увеличит комнату.
Цветовая гармония
В дизайне существует такое понятие, как цветовая гармония. Цвет сам по себе и тот же цвет в соседстве с другим цветом может выглядеть по-разному. В некоторых сочетаниях он будет выразительным, а в других - блеклым. Гармоничным считается такое сочетание цветов, при котором каждый выглядит наиболее эффектно. Гармония цветов может быть построена на принципе нюанса или контраста.
Нюанс. Гармония, основанная на нюансах одного цвета, достигается использованием близких цветов или оттенков одного цвета. Обычно это мягкие, пастельные цвета. Если используется один цвет, то сочетаются поверхности с разной его насыщенностью. Например, поверхность стен - светло-бежевая, а мебель - темно-коричневая. Обычно нюансную гармонию применяют в помещениях небольшого размера.
Контраст. Подобрать цвет для спальни можно, основываясь на принципах контрастной гармонии. Сочетают контрастные цвета, числом не более трех в одном помещении, чтобы не создавать чрезмерной нагрузки на зрение и не утомлять нервную систему. Как правило, используют два контрастных цвета - как основной и дополнительный, с возможным добавлением третьего как акцентного. В качестве пары основной-дополнительный можно использовать, например, такие:
- синий - оранжевый
- синий - желтый
- белый - черный
При этом можно брать как сами эти цвета, так и их оттенки.
Совет: При выборе цветовых сочетаний вам помогут веера-пантоны с образцами цветовых оттенков, имеющиеся в каждом магазине, продающих краски, а также в мастерских дизайнеров. По ним легко определить, какие именно оттенки будут хорошо сочетаться друг с другом, а каких следует избегать. Для тех же целей можно использовать компьютерные программы, разработанные для дизайнеров и художников.
Фэн-шуй
В каждой из мировых культур есть свои традиции оформления жилого пространства, нацеленные на создание максимального комфорта и удобства. Использование таких традиций может помочь создать атмосферу, которая будет наиболее благоприятной для самочувствия. Последние десятилетия набирает популярность японское учение по устройству интерьеров - фен-шуй. В нем учитываются все нюансы - и расположение предметов по сторонам света, и их цвет.
Цветовое решение для спальни в учении фен-шуй имеет свои особенности.
- Спальня, выходящая на Восток и Юго-Восток, должна быть выдержана в сочетании зеленого и коричневого цветов.
- Спальня, окна которой ориентированы на Юго- или Северо-Запад, окрашивается в коричневый и темно-желтый тона.
- Южные окна в спальне обязывают выбирать в качестве основного красный цвет или его оттенки.
- Спальня с окнами на Север окрашивается в оттенки синего.
- Если окна смотрят на Запад или Северо-Запад - спальню окрашивают в белый цвет.
Влияние цвета
На выбор цвета для спальни оказывает существенное влияние его воздействие на нервную систему человека, поэтому данный вопрос необходимо рассмотреть подробно.
- Красный
Это очень энергичный цвет, он ассоциируется с нижней, физической чакрой, ответственной за продолжение рода. Он связан с сексуальной активностью, и способствует ее проявлениям. Поэтому использовать красный цвет в спальне нужно очень умеренно, большое его количество может вызывать раздражение и утомить.
Преобладание красного цвета в комнате может поднять давление, участить дыхательный ритм и сердцебиение. Красный в спальне подходит для активизации и сохранения страсти супругов, но его не должно быть много, лучше использовать спокойные красные оттенки.
- Оранжевый
Более подходящий цвет для спальни - оранжевый. Это теплый цвет, который способствует расслаблению, особенно если он разбавлен белым. Оранжевый - цвет второй чакры, связанный с удовольствием. Самый приятный для глаз и нервной системы - персиковый оттенок.
- Желтый
Цвет третьей чакры, отвечающий за самоуважение и осознание себя в социуме. Теплый, ясный цвет, способствующий гармонизации нервной системы. Оказывает небольшое стимулирующее действие.
- Зеленый
Цвет сердечной чакры, ассоциирующийся с нежностью, любовью, материнским теплом. Это цвет, наиболее полезный для глаз, позволяющий снижать их утомляемость. Нервная система успокаивается, кровяное давление снижается, уменьшается частота сердечных сокращений.
Зеленый считается одним из самых благоприятных цветов для отдыха и расслабления, при этом наилучшим выбором будут природные, мягки оттенки: оливковый, зелено-серый, болотный. Слишком большое количество зеленого может угнетать нервную деятельность, поэтому его обязательно нужно разбавлять другими тонами.
- Синий и голубой
Если вы сомневаетесь, сможете ли правильно подобрать цвет для спальни, остановите свой выбор на голубом или синем, цветах пятой и шестой чакр, отвечающих за духовность. Эти оттенки являются лучшим вариантом - в спальне создается ощущение покоя, безмятежности, простора, прохлады.
Цвет неба и воды является природным, положительно влияет на психическое состояние и подходит для интерьеров любого стиля. Имейте ввиду, что в синей спальне должно быть хорошее освещение, желательно также, чтобы она выходила окнами на юг. Белая мебель поможет придать интерьеру легкость и воздушность.
- Фиолетовый
Седьмая, верхняя чакра отвечает за связь с божественным началом, и имеет фиолетовый цвет. Это сложный цвет, требующий осторожности в использовании. Особенно деликатно следует обращаться с темным фиолетовым, способным угнетать работу нервной системы. В то же время светлые, разбеленные тона помогут создать в спальне возвышенную, немного мистическую атмосферу, а сочетание с белым поможет визуально увеличить ее объем.
- Белый
Традиционно это цвет чистоты, бесконечности, невинности. Он вобрал в себя всю палитру цветов, и имеет освежающее воздействие на нервную систему. Белый помогает зрительно увеличить помещение, создать ощущение легкости, воздушности.
Выбирая цветовое решение для спальни, стоит остановиться на белом, если комната имеет небольшие размеры. Но необходимо продумать, какой именно оттенок цвета использовать. Белый может быть холодным и теплым. Первый вариант подойдет для спален с южными окнами, второй - с северными.
- Коричневый и бежевый
Природные оттенки коричневого, включая бежевый и песочный, позволяют создать спокойную атмосферу, приближенную к природе. Светлые бежевые тона сочетаются с любыми другими, и могут быть хорошим фоном как для белой, так и для темно-коричневой мебели. Коричневые оттенки вызывают чувство защищенности, надежности, основательности. Слишком темные тона коричневого могут угнетать психику, поэтому их необходимо дополнять светлыми оттенками.
Бежевый - прекрасный выбор цвета для спальни, он подарит уют и покой. Дополненный желто-коричневым или серо-коричневым тоном, бежевый будет смотреться очень элегантно. Его также можно сочетать с другими цветами по вашему выбору. К этой же группе цветов можно отнести цвет древесины венге - это очень темный коричневый оттенок африканского дерева, иногда практически черный. Часто мебель в спальне изготавливают из древесины венге, которая очень выигрышно смотрится на бежевом фоне.
- Серый
Вопреки распространенному мнению, серый также является подходящим цветом для спальни. Он абсолютно нейтрален, что позволяет сочетать его с любыми другими цветами и оттенками.
Добавление белого или черного тона меняет насыщенность серого, благодаря чему даже монохромная спальня не будет казаться скучной, а, кроме этого, это дает широкие возможности для визуального исправления дефектов помещения - те части стен или потолка, которые нужно отдалить, открашивают в светло-серый цвет, а те, которые необходимо приблизить - в темный.
Добавлением цветных аксессуаров можно очень быстро и без больших затрат изменить настроение серой спальни, и даже его температуру: теплые тона внесут ощущение тепла, холодные - прохладу.
Выбирая цвета, которые вы будете использовать, нужно представлять себе интерьер в целом, и то, как данный конкретный цвет в него вписывается.
- Мебель, отделочные материалы, текстиль, декоративные элементы - цвета всех предметов в комнате должны гармонично сочетаться.
- Нейтральные тона мебели и аксессуаров упростят создание гармоничного интерьера.
- Рекомендуется подобрать цвет для спальни из натуральной палитры цветов - зеленый, бежевый, коричневый, оранжевый. Это поможет создать спокойную атмосферу, способствующую расслаблению.
- В маленьких помещениях в качестве основных используйте светлые тона, в больших - более насыщенные, темные. Чтобы "приподнять" невысокие потолки используйте рисунок из вертикально направленных полос на обоях.
- Цвет стен зависит не только от выбранного тона, но также и от фактуры поверхности, на которую он нанесен. Иногда достаточно изменить фактуру, чтобы получить нужный оттенок.
Если у вас возникли затруднения с выбором цветовой гаммы для спальни, обратитесь к специалистам-дизайнерам, которые помогут вам создать комфортный и элегантный интерьер.
Повышение жизненного уровня, требований к своему жилью создают совершенно новую ситуацию – миллионы людей более не могут быть удовлетворены отделкой интерьеров, сводящейся к оклейке первыми встреченными бумажными обоями и белой окраске потолков. Это вызывает огромный массовый интерес к проблемам и решениям дизайна интерьера, появление новых журналов и сайтов по этой теме. Одна из ключевых составляющих проекта интерьерного дизайна – разработка его цветового решения.
Цветовое решение интерьера оказывается необходимым всегда, вне зависимости – проводится ли минимальный декоративный ремонт или масштабная реконструкция, оформляется ли новое здание, или хозяйка вешает новую штору. Любой элемент интерьера имеет свой цвет и вносит вклад в производимое им впечатление.
Оптимизация цветового решения интерьера – самый общедоступный путь повышения эстетичности интерьера. Для него не нужно проводить перепланировок, заново размещать оборудование, укладывать отделочный камень и дорогую керамическую плитку. Эстетичность интерьера может достигаться всего лишь грамотным применением краски нужного тона и эквивалентных по своей стоимости отделочных материалов.
И, наконец, цвет интерьера оказывает самое ощутимое психологическое и физиологическое действие на человека, на условия жизни людей, облегчая или усложняя их. В зависимости от той или иной окружающей цветовой гаммы, человек может длительно сохранять активный позитивный настрой, либо быстро прийти к нервному расстройству. Кроме того, он может по-разному воспринимать окружающие звуки и температуру. Цветность весьма ощутимо и многогранно воздействуют на людей, их физическое и психическое состояние. Бесцветность и цветовая монотонность вызывают ощущение безразличия и вялости. В светлом, цветном и ярком окружении особенно нуждаются дети. Другой крайностью была бы цветовая перегрузка интерьера – хаотичное, беспорядочное, утомительное и неорганизованное многоцветие.
Неисчерпаемость возможностей цвета, с таким успехом используемая во всех видах искусств, порой наталкивает на мысль, что в архитектуре цвет используется еще недостаточно, несмотря на то, что применение цвета в архитектуре имеет давние традиции. История знает множество ярких примеров прямой и наглядной связи цвета с архитектурными решениями, глубокого понимания его художественной роли, удивительной гармонии цветовых сочетаний при создании архитектурных образов. Одним примеров высокопрофессионального, но в тоже время – общедоступного и привычного интерьера являются станции метро. Их создатели сумели превратить узкое, подземное сооружение в светлое, иллюзорно открытое и просторное помещение, где посетители чувствуют себя очень комфортно.
Цвет в композиции интерьера
Интерьер, замкнутое пространство – специфическая светоцветовая среда, не похожая па пленер. В интерьере мы имеем дело с искусственной, специально созданной средой со своими особыми законами гармонизации. А цветной фон природы всегда гармоничен, здесь возможна чистота тонов, немыслимая в интерьере. Интерьер отличается от экстерьера многообразной предметной средой, обилием отделочных природных и искусственных материалов. «Дисциплинировать» такое многоцветие не всегда просто, это требует усилий и специальных знаний. Цвет в интерьере рассматривается на близком расстоянии, иногда вплотную. В интерьере необходима эмоциональная насыщенность среды – там источники эстетических переживаний нужно программировать и создавать.
Интерьер не просто окрашивают или оформляют, а задумывают в цвете. Цвет через материал-цветоноситель органически связан с архитектурно-пространственной формой и непосредственно участвует в ее создании.
Цветовые средства композиции
Цвет, в том числе и в интерьере, обладает множеством характеристик, которые по общим признакам можно объединить в две группы. К первой группе относятся основные свойства цвета, вторая включает свойства, обусловливающие его психофизиологическое воздействие.
Цветовой тон – первичная характеристика цветового ощущения, порождаемого определенной длиной волны света. Именно его называют – красный, оранжевый, желтый, зеленый цвет. Создавая нужное впечатление, тона преобразуют, меняя яркость, чистоту, фактуру, насыщенность краски, добавляя иные пигменты и тона.
Яркость . В шкале яркостей лежат чистые серые тона, в интервале – от черного, до белого. Белый цвет почти обязательно присутствует в интерьере, как цвет потолка, переплетов, откосов. Осветление интерьера повышает освещенность, выявляет тонкие оттенки. Черный цвет применяется относительно редко – для расстановки акцентов. Серые цвета очень популярны как спокойный, нейтральный фон стен.
Чистота и насыщенность цвета – близость цвета к чистому спектральному, без примесей белого или черного. В красках – процентное содержание чистого хроматического пигмента.
Фактура поверхности . В интерьере нельзя говорить о цвете вообще, безотносительно его материалу. Совершенно по-разному воспринимаются черный полированный камень и черное сукно, красный бархат и красная бумага. Их резко отличает фактура – мера гладкости и отражающих свойств материала. Изменение фактуры полностью меняет вид материала – полировка камня, пропитка паркета мастикой. Различают три вида фактур.
- Матовая поверхность – мелкопористая, шероховатая, равномерно рассеивающая свет. Это фактура кирпича, штукатурки, древесно-стружечных плит, клеевой окраски, сукна и т.д.
- Глянцевая, бликующая поверхность. Это фактура эмали, лака, линолеума, пластмассы, кафеля. Ей присущ и своеобразный шелковый блеск.
- Блестящая поверхность – отражающая окружающие предметы. Это фактура стекла, зеркала, полированного камня и металла.
Присутствие в интерьере больших блестящих поверхностей придает ему живость, нарядность, разнообразие, иллюзорно расширяет пространство, но в то же время зрительно деформирует его. Необходимый минимум цветовых впечатлений в спокойном интерьере офиса может реализоваться введением цветовых элементов, живописных полотен.
Свойства цветов
Цвет иллюзорен при его зрительном восприятии, безгранично изменчив в зависимости от окружающей обстановки, от освещения, соседства других цветов, местоположения, фактуры, величины окрашенной площади, расстояния до наблюдателя, времени воздействия на него. Изменяясь сам, цвет меняет и восприятие среды – зрительно сокращает или удлиняет помещение, подчеркивает или скрадывает объемность форм, выделяет или скрадывает, вызывает ощущение теплоты, сухости, холода или влаги.
Многочисленные исследования психологов показали, что одни и те же цвета и их сочетания вызывают у людей близкие, объективно действующие эмоциональные реакции. Восприятие цвета определяется его непосредственным физиологическим воздействием, возбуждающим или угнетающим характером, вызываемыми ассоциациями и общепринятой символикой.
Главная характеристика цветов – их активность. Активные цвета действуют возбуждающе, ускоряют процессы жизнедеятельности, часто улучшают самочувствие. Это в первую очередь – красные и оранжевые цвета. Пассивные цвета, синие и фиолетовые, оказывают противоположное воздействие. Описание психологического действия цветов, их символики приведено в отдельной статье. При этом нужно учитывать, что воздействие цвета отчасти субъективно и зависит от окружения (черный цвет стен ассоциируется с трауром, черный цвет автомашины – с благородством). Кратко основные психологические свойства цветов сведены в таблицу 1.
Таблица 1
|
Среди ахроматических выступают как более броские белый и черный. Отступают серые. Иллюзорное расположение цветных поверхностей, связанное с их пространственными свойствами, может быть изменено заменой фактур. Всегда, когда в композиции используются пространственные свойства цветов, необходимо учитывать взаимозависимость всех характеристик – броскости, фактурности, весомости, взаимного местоположения в пространстве.
Цветовые закономерности композиции
Придать стройность и порядок хаосу цветов и предметов, соответственно задаче управлять ими можно, лишь опираясь на цветовые закономерности композиции. При этом отбор используемых средств сугубо индивидуален.
В интерьере цвета воспринимаются не сами по себе, а как свойства реальных предметов. Однако существуют и природные закономерности абстрактных цветосочетаний. Реализуя проект, их нужно рассматривать, в первую очередь, переходя от цвета и цветосочетании, цвета и света, цвета и объёмных форм, к цвету и материалу, цвету и функции. В целом цветовая композиция занимает свое место, как часть архитектурной композиции с ее закономерностями – отношениями и пропорциями, ритмом, контрастом, нюансом, масштабностью, соразмерностью и соподчиненностью.
Структурные закономерности сочетаний цвета
Главное условие гармонии – упорядоченный, целостный характер сочетания цветов, определяемый их структурными закономерностями.
Как правило, в интерьере главное соотношение цветов – цвета ограждающих поверхностей, иные – дополнительные и соподчиненные. Возможны простые и сложные соотношения, где мера сложности зависит от количества сочетаемых цветов, их характеристик, управляющих ими закономерностей. Важна также форма сопоставления цветных поверхностей:
- Непосредственное касание локальных цветов на четко различимой границе
- Сопряжение с размытой границей как радуга, многоцветность неба и моря, градации цвета, обусловленные рассеянным освещением.
- Соприкасание с разделяющим контуром, как в цветных витражах.
- Сопоставление фигуры и фона с четкой или размытой границей (самый распространенный случай). В интерьере такие сопоставления наиболее важны практически.
- Загораживание друг друга цветными плоскостями, не имеющими общей границы (анфилада помещений, видимая сквозь дверные проемы).
- Сопоставление цветов, не имеющих общей границы, но воспринимаемых одновременно.
- Сопоставление цветов, воспринимаемых последовательно, не попадающих одновременно в поле зрения.
- Особые случаи – смешение цветовых точек, полос, переплетение сеток.
Поиск системы гармоничных соотношений цвета опирается на свойства композиции и закономерности цветосочетаний – контраст цветов; гармонию рядов; условия объединения и расчленения цветов; цветовую гамму и тональность; особенности восприятия цветосочетаний.
В достижении целостного и гармоничного соотношения цветов по их основным свойствам большую роль играют общие закономерности архитектурной композиции : тождество, подобие, метр, ритм, симметрия, асимметрическое равновесие, контраст, нюанс. Они управляют соотношениями цветовых тонов, светлоты, чистоты, насыщенности, фактурности, пространственными, весовыми и температурными свойствами, а также взаимным местоположением цветных элементов.
Участок сетчатки быстро привыкает к интенсивному цвету, так что цвет этот как бы сереет. Поэтому интерьеры оформляют в средне и малонасыщенных цветах; при использовании для основных поверхностей насыщенных цветов их сочетают с дополнительными цветами, восстанавливающими чувствительность сетчатки. Самым утомительным является фиолетовый цвет, за ним – синий и красный, самый благоприятный – зеленый. Явление привыкания зрения к интенсивному цвету создает эффект последовательного контраста (в отличие от одновременного при непосредственном взаимодействии цветов). Контрасты – очень эффективный инструмент, позволяющий обогащать композицию, используя цвет в разном соседстве. Последовательным контрастом можно повысить активность малонасыщенных цветов в помещениях, воспринимаемых последовательно. Для этого достаточно соседствующие интерьеры решить в дополнительных или близких к ним цветовых тонах. Решая два или несколько соседствующих помещений в одинаковых или близких цветовых тонях, можно понизить активность насыщенных цветов.
Равноступенный ряд по цветовому тону, яркости, чистоте и насыщенности – это простейшая закономерность, основанная изменении одной из характеристик цвета. Ряд из цветовых тонов, плавно переходящих друг в друга, расположенных строго последовательно в порядке спектра и замкнутый в виде круга – называют цветовым кругом. Он признается всеми исследователями как первооснова и даже символ цветовой гармонии, служит для построения многих цветовых сочетаний, помогает изучению цветовых явлений, определению величины контрастов, нюансных и контрастных гармоний, делению цветов по «температурному» и «весовому» признаку.
При смешении двух дополнительных тонов (т.е. расположенных противоположно в круге и при смешении создающих серый цвет) образовываются дна ряда: однотональный по чистоте и насыщенности с переходом от цветового тона к серому; двухтональный переходом от одного дополнительного цветового тона до другого, через серый промежуточный. Ряд между двумя не дополнительными тонами будет, соответственно, трехтональным. Ряд, образованный цветовыми тонами разной яркости, лежит перпендикулярно цветовому кругу.
Объединение цветов – первый шаг к поиску гармонии. Цвета могут объединяться, обладая общими признаками: размещением, близостью характеристик, подобием тонов, чистоты, насыщенности, фактуры, ассоциаций и воздействия. При сочетании одни будут восприниматься как фигура, другие – как фон. Иногда цвета объединяются по одному свойству и одновременно расчленяются по другому.
Эстетика цвета требует, прежде всего, выразительности цветовых контрастов, их значимости в композиции. Контраст может создаваться:
- по яркости тона – между светлым и темным;
- по цветовому тону – между цветом и его дополнительным;
- по насыщенности – насыщенный хроматический и ахроматический цвет;
- по чистоте – от чистого цветового тона к темно-серому;
- по фактурности – между матовым и блестящим; по ассоциациям:
- пространственным – выступающие / отступающие цвета;
- температурным – теплые / холодные цвета;
- весовым – легкие / тяжелые цвета; по активности воздействия – активные / пассивные, возбуждающие / угнетающие.
Контрасты по цветовому тону не исключают контрастов по другим характеристикам, причем общая степень контрастности соотношения цветов определяется суммарным значением всех видов контрастов. В зависимости от различия характеристик возможны большой, средний и малый контрасты. Величина цветового контраста исчисляется расстоянием между тонами по цветовому кругу, так большой контраст соответствует углам 110 до 180 градусов круга.
Цветовая гамма и тональность
Цветовая гамма – это совокупность цветов, выбранных для решения определенной композиционной задачи. В любом интерьере, прежде всего, важна цветовая гамма основных поверхностей. В целом цветовая тональность композиции – это суммарный цветовой облик, общий цветовой характер, некое суммарное ощущение от цветовой множественности. Тональное объединение цветов создает целостность сочетания, исключает хаотичность и пестроту. На фоне общей тональности, не нарушая ее, могут существовать вспышки очень ярких цветов.
Общая тональность гаммы достигается:
– составлением гаммы оттенков одного цветового тона разной яркости и насыщенности;
– близостью по цветовому тону всех цветов гаммы;
– решающим преобладанием в цветовой гамме одного цветового тона, доминирующего по площади, количеству цвета, насыщенности и чистоте;
– количественным преобладанием в цветовой гамме группы близких цветовых тонов – красных, оранжевых и желтых, голубых и зеленых, голубых и синих и т.д.;
– оптическим смешением различных цветовых тонов, в том числе и полярных;
– созданием гармоничной системы цветовых рядов на основе одного, двух и более основных цветов.
Психологическое воздействия сочетаний цвета
Ранее упоминалось психологическое восприятие отдельных цветов. Однако фактически человек всегда воспринимает сложную цветовую среду, не отдельные цвета, а их сочетания. Воздействие контрастов на человека может быть столь значительно, что иногда его приходится нормировать. Большие контрасты вызывают ощущение большой цветовой энергии, четкости и определенности. Они взаимно усиливают характеристики сочетаемых цветов. При их избытке возникает ощущение пестроты, крикливости или резкости сочетаний.
Малые контрасты образуют спокойные, малоактивные, целостные сочетания, вызывающие чувство единства. Близость характеристик сочетаемых цветов действует объединяюще. Малый контраст по светлоте делает менее заметными членения поверхности и границы плоскостей, усложняет восприятие объемности формы.
Сочетание двух не дополнительных цветов при среднем и малом контрасте по цветовому тону имеет свои особенности. Например, сочетание светло-зеленого и синего вызывает чувство пассивности и холода; желтого и красного – радости; красного с золотым – торжественности, значимости; красного и синего – динамичности; красного и фиолетового – беспокойства; красного и желто-зеленого – активности; желтого и желтовато-зеленого – свежести; желтого и сине-зеленого – успокоенности.
Очень активно воспринимаются сочетания цветных тонов с ахроматическим (черно-серо-белым) тоном. Сочетание красного и черного воспринимается как угнетающее, мрачное, угрожающее; красного и серого – строго; красного и белого – дисгармонично; желтого и черного – броско; желтого и белого – вяло, мягко, неброско; синего и черного – мертвенно; синего и белого – прохладно, чисто; синего и серого – строго.
Чистый или насыщенный цвет выигрывает от соседства с тусклым, малонасыщенным или ахроматическим. Теплый цвет рядом с холодным кажется еще теплей. Холодный цвет в сопоставлении с более холодным теплеет, а с менее холодным становится еще холодней. Тяжелый рядом с легким тяжелеет, требует уравновешивания, а, располагаясь над легким, вызывает впечатление тяжести и неустойчивости, под легким кажется устойчивым.
Цвет и свет
Свет и цвет нераздельны, сам интерьер – пространство, ограниченное освещенными цветными поверхностями и их свойства – цветовой тон, светлота, насыщенность, чистота, фактурность, психологическое воздействие цвета и интерьера в целом полностью зависят от освещения. Свет определяет восприятие цвета и цветосочетаний, но и цвет влияет на освещенность. Эстетические упущения в организации освещения могут зрительно деформировать или полностью разрушить архитектурную форму, исказить цветовое решение.
Основной естественный источник белого света – прямые солнечные лучи и атмосфера (диффузное освещение). Главная особенность белого света – непостоянство спектра и яркости.
Проходящие через окна прямые солнечные лучи создают в интерьере определенный психологический тонус, приподнятое, радостное настроение, разнообразят цветовую среду помещения, вызывают живописную игру оттенков, света и тени, яркие блики и цветные рефлексы. Вносят веселый беспорядок в цветовую гармонию и искажают в силу сильных световых контрастов восприятие соотношения цветов, образовывают резкие светотени, чрезмерно подчеркивающие объемность предметов. Этот постоянно меняющийся, трудно управляемый мир зависит от движения солнца в течение светового дня по часам и минутам, времени года, географической широты, климатических особенностей погоды и множества причин. Рассеянный дневной свет имеет мягкий, спокойный характер, не утомляет зрение, не создает густых теней, выявляя подлинную форму пространства.
Главное преимущество искусственного белого света (от ламп накаливания и газоразрядных ламп) – стабильность его спектра и яркости, делающая устойчивым восприятие цветового решения интерьера. Недостаток ламп накаливания – преобладание в их спектре желтых лучей.
Обычно при свете ламп накаливания теплые цвета (красные, оранжевые, желтые) – светлеют; тепло-зеленые не изменяются; холодные (зеленые, голубые, синие и фиолетовые) – темнеют; темно-синие становятся трудноотличимы от черных, светло-желтые – от белых. Неразличимы также сочетания светло-желтого с белым, холодного зеленого с голубым. Сочетание желтого с голубым может выглядеть как сочетание желтого с зеленым.
Однако и само естественное освещение в разных условиях различно по спектральному составу и, следовательно, обладает различным оттенком белого цвета – у прямого солнечного света теплый оттенок, а у света, отраженного от северной полусферы неба, – холодный. Свет заходящего солнца – желто-оранжевый, а при определенном состоянии атмосферы огненно-красный. Это необходимо учитывать, подбирая цветовую гамму интерьера.
Мера освещенности – важнейший фактор восприятия интерьера. Впечатление парадности, праздничности, торжественной приподнятости создает освещенность в 150–200 лк. Освещенность в 20–30 лк при любом цветовом решении – угнетающая (как бы ни были прекрасны залы пещер, в темноте там неуютно).
На восприятие цвета очень сильно влияет положение локального светильника, создающего тени и массу градаций освещенности.
Первичный отражатель прямых солнечных лучей или рассеянного света – пол. Поэтому его цветовой тон, светлота, насыщенность и фактура активно воспринимаются, хорошо различимы, играют большую роль в общей освещенности помещения. Темный пол гасит избыток света, светлый – делает свет раздражающим или повышает освещенность при недостаточном ее уровне.
Цветной свет открывает возможности создания интересных цветовых эффектов, совершенно недоступных цвету материалов, пигментов и красящих составов. Назовем некоторые такие эффекты: яркая светоцветовая картина интерьера, воспринимаемая в вечернее время через прозрачный витраж извне, световые подцветки архитектурных форм, струй фонтанов, светоцветовое сопровождение при исполнении музыки, цветные блики и т.д.
Очень важная особенность света-цветоносителя – возможность вариантности при сохранении стабильности, динамической смены, в частности, по специально разработанному режиссерскому плану.
Связь цвета и формы
Выбор цвета для каждой формы, как уже говорилось, многосторонне обусловлен, но кроме этого, цвет может активно содействовать выявлению характерных особенностей формы, либо по необходимости цветом маскировать, изменять, иллюзорно исправлять форму. В частности, цветовое и световое решение интерьера может:
- особенности и своеобразие пространственной структуры интерьера и его величину;
- плоскостной или выпукло-вогнутый характер очертания стен, пола и покрытия;
- степень объемности колонн, простенков, проемов, ниш, мебели и оборудования;
- линейную форму карнизов, тяг, поручней, обрамлений проемов;
- членение пространства, ограждающих поверхностей и объемных форм;
- пластику и выразительность линий сопряжения стен с полом и потолком;
- соучастие цвета каждой из плоских, линейных и объемных форм в выявлении особенностей пространства.
Цвет и линия
Интерьер полон длинномерных линейных элементов: это плинтусы, поручни, наличники, стыки облицовок, бордюры, переплеты и т.п., некоторые, как филенки и рамки создаются одним только цветом. Многие из них обладают большой эстетической ценностью как самостоятельный элемент и как специфическое средство выражения различных свойств других форм. Таковы – элементы светильников (люстр, бра, торшеров), рисунок барьерных и лестничных поручней, усиленный чистым, насыщенным, сильно контрастным к окружению цветом, с неожиданными сочетаниями прямых и изогнутых, горизонтальных и наклонных линий, образующих энергичные изгибы и пересечения, – воплощение пространственной пластики, выраженной языком линий и обогащенной языком цвета. В этом смысле чрезвычайно характерны винтовые лестницы с их объемно-пространственным ритмическим характером, зубчатой или уступчатой линией торцов марша, веерообразным разворотом ступеней и спиралью поручней. Этот рисунок динамичен, и постоянно изменяется по мере движения человека.
В силу малой площади линейных элементов их цвет может быть очень активным, акцентным, большой насыщенности, контрастным по световому и цветовому тону. В композиционном отношении линейная форма, усиленная цветом во взаимодействии с тусклым фоном, может активно выявлять структуру пространства, фиксировать внимание на структурных элементах, формирующих интерьер, для направления зрительного движения членить поверхности подчеркивать ритм и масштаб. Выбор ее цвета определяется самим характером линейной формы, тем, что она выражает, ее значением в композиции.
Узкие, но ярко окрашенные выступы дверных коробок, обрамляющие полотна многочисленных дверей в коридорах, создают эффект цветовой новизны и подчеркивают ритм их размещения.
Весьма впечатляющи тонкие оконные переплеты из анодированного черного и золотистого металла в сочетании с большими нерасчлененными плоскостями полированного стекла.
Тонкая цветовая или черная линия может использоваться для членения цвета. Черный контур хорошо подчеркивает очертание цветовых пятен, повышает их яркость и чистоту, отделяет один цвет от другого при их соприкасании и одновременно облегчает их гармонизацию; препятствует взаимному контрастному окрашиванию; в роли контурной сетки придает композиции плоскостной характер; допускает любые сочетания цветов подобно витражу.
Выбирая цвет в соответствии с особенностями геометрического вида формы, в каждом конкретном случае нужно учитывать свойства материала, функцию и общее композиционное решение, отдавая предпочтение главному в данном случае фактору.
Так, поручень лестницы должен выглядеть теплым и гладким. Если он выполнен из дерева, его нельзя окрашивать в слишком насыщенные или несвойственные дереву цвета, скажем, в зеленый или синий.
Цвет в интерьере часто играет и серьезную функциональную роль. Например, ступени и особенно их кромки необходимо окрашивать в хорошо различимые цвета, чтобы пользующиеся лестницей люди не спотыкались. Цвет плинтусов и цоколей должен быть обязательно увязан с цветом пола и т п.
По материалам книги ЦВЕТ В ИНТЕРЬЕРЕ Степанов Н.Н.
Проблема применения цвета для окраски изделий и предметной среды рассматривается обычно в единстве ее следующих сторон: физической и психофизиологической (составляющих предмет цветоведения), психологической, социальной, эстетической.
Основная цель применения цвета заключается в повышении производительности труда и повышении эстетической удовлетворенности человека качеством продуктов труда.
При проектировании изделий приходится затрагивать все указанные стороны цвета. О цветоведении написано много в различных руководствах и пособиях, и поэтому мы не будем останавливаться на нем подробно.
Цвет не только окружает, но и постоянно воздействует на человека. Влияние его сильно сказывается на состоянии нервной системы, на поведении человека, на его трудоспособности. Психофизиологическое воздействие цвета есть первый и наиболее важный фактор, учитываемый при выборе цветового решения изделия.
Установлено, что красные, оранжевые, желтые цвета («теплые тона») действуют на человека возбуждающе: расширяют зрачки, учащают пульс и в конечном итоге вызывают общее утомление. Наоборот, синие, голубые, зеленые цвета («холодные тона») успокаивают и уменьшают зрительную утомляемость.
Один и тот же предмет, будучи окрашен в светлый цвет, зрительно выглядит более легким, а окрашенный в темный цвет будет казаться тяжелее.
Такие особенности цвета позволяют художнику-конструктору создавать впечатление легкости и тяжести, холода и тепла, простора и тесноты, выступания и отступания элементов и узлов изделия (рис.13.5).
Рис. 13.5. Психофизиологические особенности цвета широко используются в художественном конструировании для выражения тех или иных свойств изделий, интерьеров.
Окраской изделий надо пользоваться не только для того, чтобы улучшить зрительное восприятие изделий. Цвет необходимо применять и для выявления нужных деталей, элементов или частей изделий и, прежде всего - опасных в отношении травматизма.
Рациональный учет этих факторов позволяет создать определенный цветовой климат, т. е. колористическую (цветовую) гамму, обеспечивающую совокупность цветовых восприятий, влияющих на психофизиологическое состояние человека и его работу. Цветовой климат должен быть различным при длительном (пульты управления, цеха) или кратковременным (проходы, эпизодический контроль) воздействии. В первом случае выбор цветового решения изделия определяется условиями зрительной работы и оказывает в основном физиологическое воздействие. Во втором - цвет способствует ориентации, стимуляции внимания, корректировке внешних воздействий: тепла, холода, шума, инсоляции. Здесь в основном учитывается психологический фактор.
С эстетической точки зрения художник-конструктор должен дать такое композиционное колористическое решение изделия, которое удовлетворяло бы современным эстетическим требованиям.
Цвет является могучим средством воздействия на человека.
К. Маркс в статье «К критике политической экономии» назвал чувство цвета наиболее популярной формой эстетического чувства. Цвет является средством эстетического воздействия, влияя на настроение, поднимая или понижая эмоциональный тонус, вызывая ощущение творческого подъема. Хорошая отделка и приятная окраска изделий повышают настроение рабочего, вызывают у него положительно-эмоциональное отношение к доверенному ему оборудованию.
Цвет промышленного изделия способствует образному выражению сущности изделия, его тектоники, обеспечивает связь с окружающей средой.
В соответствии с особенностями воздействия цвета на человека установлены основные функциональные и декоративные факторы окраски изделий. Важнейшими из них являются соответствие окраски характеру среды потребления или эксплуатации и соблюдение законов цветовых гармоний. Создание рационального цветового климата может быть достигнуто при правильном соблюдении комплекса этих условий.
При цветовом решении формы изделия большое значение имеют такие принципы, как деление на главную и второстепенную части, выделение рабочей зоны, зрительное уравновешивание объемов и т. п.
Выбирая схему окраски для проектируемого изделия, художник-конструктор должен обязательно учитывать функциональные особенности изделий и среды, в которой оно будет работать.
Художник-конструктор должен творчески разработать схему окраски в каждом конкретном случае. Однако могут быть использованы некоторые общие рекомендации.
Крупные изделия с однородными по структуре плоскостями можно членить цветом, если ставится задача зрительно уменьшить объемы.
Подвижные машины (электротранспорт, тельферы и т. п.) и опасные части машин рекомендуется красить в предупреждающие цвета, максимально контрастирующие с окружающей средой. В статичных изделиях можно создать цветом иллюзию тяжести, монументальности, выделить основание, подчеркнуть неподвижность, связь с полом. Динамичность формы изделия можно подчеркнуть ритмичными цветовыми членениями. Правильное использование этих особенностей цветов позволяет скорректировать даже дефекты формы или композиции изделий.
В ЭТИ большое значение имеет использование цвета в качестве кода. В комплектных устройствах, в пультах, в аппаратуре управления для удобства монтажа и ремонта можно использовать различные цвета для указания назначения проводника: окраска шин по системе ЖЗК, черный - земля (корпус) и т. д.
К сожалению, стандарт такого рода до сих пор отсутствует, поэтому цветовые провода используются час-то для отличия их друг от друга, а не для указания их функционального назначения.
При выборе цветового решения ЭС рационально использовать два-три основных цвета, в связи с тем, что технологичность изготовления, монтажа и демонтажа малоцветных изделий выше, нежели многоцветных.
Среди факторов, Влияющих па выбор цветового решения ЭС, важнейшими являются вид работы и ее тяжесть (социально-психологический фактор).
Функциональное назначение изделия, находясь в теснейшей связи с формой его и во многом определяя эту форму, является одним из факторов, влияющих как на цвет изделия, так и на систему его окраски. Одновременно функциональное назначение изделия находится в очень тесной связи и зависимости от факторов среды, местонахождения изделия во время работы, температурных условий, степени запыленности и загазованности воздуха, наличия шума, освещенности и т. д.
Конструкционные и эксплуатационные факторы находятся в прямой зависимости от функции изделия и как бы дополняют условия среды, К ним относятся: габариты изделия, наличие агрессивных веществ, воздействующих на его поверхность, температура самого изделия во время работы и пр.
Технологические факторы (эмали, отвечающие требованиям данного изделия, конструкционные материалы, не требующие специальной отделки, технология нанесения эмалей и т. п.) неизбежно влияют на систему окраски, определяют марки применяемых материалов и в конечном итоге выбор цвета изделия.
Конструкция изделия и технологические факторы влияют на экономику его изготовления. Экономический эффект во многом предопределяет художественно-конструкторское решение, которое в свою очередь определяет вид применяемого материала, технологию нанесения окраски и через них влияет как на цвет, так и на систему окраски изделия.
Эти взаимоотношения группы факторов оказывают непосредственное влияние на выбор цвета и выбор системы окраски. Связи внешних условий выражаются в цветовом решении изделия с учетом законов психофизиологического восприятия цвета и подчиняются законам композиции.
При рассмотрении всего многообразия и взаимозависимости условий и факторов, влияющих на цветовое решение ЭС, можно сделать следующие выводы.
1. Как форма, так и цвет должны четко выделять особенности изделия, непосредственно связанные с процессом эксплуатации, облегчить зрительное восприятие изделия и взаимодействия между ним и человеком. В этом основа связи цвета и формы.
2. Цветовое решение изделия – неразрывная часть процесса художественного конструирования, которая подчиняется всем законам этого метода.
3. Создание оптимального цветового решения изделия возможно только при глубоком анализе всех факторов процесса производства и эксплуатации с учетом всего их многообразия и взаимозависимости.
Контрольные вопросы.
1. Дайте определение понятию “дизайн”.
2. Какой смысл вкладывается в понятие “инженерная психология”?
3. Что включает в себя технологический фактор в художественном конструировании?
4. Как вы понимаете “композицию”?
5. Какие виды композиции вы знаете?
6. Какие стандарты по дизайну вы знаете?
7. Относится ли дизайн к качеству ЭС?
8. Какие художественные приёмы используются для ликвидации впечатления раздробленности изделия?
9. Каким композиционным средством пользуется дизайнер для выражения социальной и технической значимости части в целом, целого в комплексе, комплекса изделий в окружающей среде?
10. Что дает ритм как средство композиции?
11. Средство композиции нюанс?
12. Какие понятия относятся к макро- и микрогеометрии?