Формы обучения иностранному языку. Нестандартные формы и приемы работы в обучении иностранному языку
Приёмы и методы постоянно меняются. Меняется и направление образования в целом в зависимости от потребности общества. Иностранные языки всегда были небезразличны обществу.
При обучении иностранным языкам либо пытались развивать аналитические способности, либо разговор.
Сейчас работает рыночный принцип - курсы краткосрочные, успешность по завершении не устанавливается.
В наше время стало модным употреблять слово инновация, вместо новизны. Новое появляется там, где появляются новые социальные заказы. Сегодня востребована личность самостоятельная и инициативная, ответственная и активная, высоконравственная и творчески относящаяся к своему делу, к обществу, к жизни. В этих условиях возникает острая потребность в новых концепциях, методах и технологиях обучения, одним словом педагогических инноваций.
Сейчас легко просматривается тенденция, когда снимается диктат преподавателя. Преподаватель пытается работать в тесном сотрудничестве с обучаемыми. Вторая тенденция - учёт потребностей учащегося. Идёт процесс сообучения.
Мешает черта учительства - инертность, учителя нежно относятся к своим наработках, отшлифованным методам работы. По данным польского учёного Ангеловски: в педагогическом коллективе новаторы составляют лишь 6,6%, разработчики инновационных идей - 44,1%.
Сейчас развитие нашей экономики и других сфер жизни привело к появлению курсов. Например курсы Илоны Давыдовой. Она прожила какое-то в Америке, поняла, что в России английский востребован и организовала курсы с 25-м кадром. Шло частотное повторение штампов и дополнительный словарь, но 25-го кадра там нет. Илона Давыдова просочилась в «Минотеп» Ходорковского и развернулась рекламная компания. Потом она привезла второй курс. В нём были отрывки из литературы. Года через 1,5 всё закончилось, второй курс был совершенно неэффективен.
Краткосрочные и интенсивные курсы
Многие считают, что это синонимы. Сугестопедия (от suggest) - концепция Лазанова. Он не лингвист, а врач-физиолог, изучает структуру мозга. Он понял, что если не давить на мозг приёмами обучения, то он сам всё впитывает. Сугестопедия - это запись на подкорку. Лазанова попросили разработать способ обучить болгарский персонал хоть немного говорить. Концепция Лазанова, сугестология. Она включает музыку, преподаватель начинает говорить на английском языке под музыку в расслабленном состоянии. Преподаватель-сугестолог никогда не скажет «Запомните». Песни, танцы. Методика имеет свои ограничения. Сугестология работает для взрослых, а не детей. Пошла целая волна приёмом обучения взрослых. Дигечкори, Шехстер, Китай-городская, Петрусинский. Методика погружения Петрусинского - 24 часа в сутки только английский язык, но она очень затратная Метод гипнопедии - обучение во сне. Краткосрочные курсы могут быть 100 часов, а у интенсивных есть циклы. Эмоционально-смысловой метод, метод активизации личности Китайгородской.
Стратегия обучения проходит через все методы, системы, но внутри огромное множество тактик, приёмов. Отбираются наиболее успешные, им присваиваетя термин методическая система. Она имеет свои составляющие, параметры: 1) чётко обозначенные цели обучения (объём материала, сроки обучения), 2) содержание учебного предмета (отбор лексического, грамматического материала, структурирование материала), 3) содержание учебного процесса (как будет вестись преподавание, его рамки), 4) наличие учебно-методического комплекса (наличие учебника). В интенсивных курсах обычно не ограничиваются учебником, также используются звуковое пособие, ведение тетради и т.д.
Сейчас главная стратегия - обучение говорению. Иноязычная коммуникативная компетенция. Что её формирует? Речевые компетенции в говорении, аудировании, чтении и письме, с другой стороны лингво-социокультурные компетенции (знание страны, её традиций). Они в своё время подпитываются языковыми компетенциями. Это фонетическая, лексическая и грамматическая компетенции. В самом базисе учебно-стратегическая компетенция (умение самостоятельно работать, самоконтролировать действие и т.д.).
Есть поняите General (Basic) English. Это общий курс, обучал самым необходимым вещам. В Америке назывался Survival English. Затем появился ESP (English for Special Purposes). После этого появилось множество курсов:Business English, English for Law Enforcement, Guide to Sсience. Стало понятно, что надо готовить в определённом профильном направлении.
Формы и методы обучения английскому языку
Как известно, цель обучения иностранному языку в школе состоит в овладении коммуникативной компетенцией. Поэтому мои усилия как учителя английского языка направлены:
· на формирование коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности с учетом речевых возможностей и потребностей школьников,
· на ознакомление с миром зарубежных сверстников, с доступными детям образцами художественной литературы, приобщение к нравам и обычаям страны изучаемого языка,
· на развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные виды деятельности,
· на развитие интеллектуальных, речевых, познавательных способностей учащихся.
Курс английского языка дает возможность овладеть наиболее употребительной лексикой в рамках тематики, получить представление об основных грамматических категориях, овладеть техникой чтения, понимать на слух иноязычную речь, освоить элементарные сведения о стране изучаемого языка, овладеть навыками письма.
Учитывая возрастные психологические и физиологические особенности детей необходимо подбирать методы, формы, средства обучения и типы уроков.
В современной дидактике организационные формы обучения подразделяют на фронтальные, групповые и индивидуальные.
При фронтальном обучении учитель управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей. Он организует сотрудничество учащихся и определяет единый для всех темп работы. Педагогическая эффективность фронтальной работы во многом зависит от умения учителя держать в поле зрения весь класс и при этом не упускать из виду работу каждого ученика. Ее результативность повышается, если учителю удается создать атмосферу творческой коллективной работы, поддерживать внимание и активность школьников. Однако фронтальная работа не рассчитана на учет их индивидуальных различий. Она ориентирована на среднего ученика, поэтому отдельные учащиеся отстают от заданного темпа работы, а другие - изнывают от скуки.
При групповых формах обучения учитель управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса. К групповым относят также парную работу учащихся. Деятельностью учебных групп учитель руководит как непосредственно, так и опосредованно через своих помощников - звеньевых и бригадиров, которых он назначает с учетом мнения учащихся.
Индивидуальное обучение учащихся не предполагает их непосредственного контакта с другими учениками. По своей сущности оно есть не что иное, как самостоятельное выполнение одинаковых для всего класса или группы заданий. Однако если ученик выполняет самостоятельное задание, данное учителем с учетом учебных возможностей, то такую организационную форму обучения называют индивидуализированной. С этой целью могут применяться специально разработанные карточки. В том случае, если учитель уделяет внимание нескольким ученикам на уроке в то время, когда другие работают самостоятельно, то такую форму обучения называют индивидуализированно-групповой.
Рассмотренные организационные формы обучения являются общими. Они применяются как самостоятельные и как элемент урока.
Большинство отечественных ученых считают продуктивной классификацию методов, предложенную Л.Я. Лернером и М.Н. Скаткиным. В ней выделяют следующие методы.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод. На среднем и старшем этапах можно использовать графические средства (таблицы, схемы, кроссворды), видеофильмы, компьютерные обучающие программы, тестирование и ролевые игры, уроки с использованием интерактивной доски. Данный метод тренирует память и дает знания, но не обеспечивает радость исследовательской работы и не развивает творческое мышление.
Проблемный метод учитель ставит проблему, показывает путь ее решения, ученик усваивает логику решения..
Благодаря ему учащиеся приобретают навыки логического, критического мышления.
Частично-поисковый (эвристический) метод при самостоятельной работе учащихся, беседе, популярной лекции, проектировании и т.п. предоставляет школьникам возможность принять участие в отдельных этапах поиска. При этом они знакомятся с определенными моментами научно-исследовательской работы.
Исследовательский метод: учащиеся постепенно познают принципы и этапы научного исследования, изучают литературу по проблеме, проверяют гипотезы и оценивают полученные результаты.
Предлагаю рассмотреть некоторые варианты применения вышеизложенных форм и методов работы, используемые на уроках английского языка.
“Учимся вместе” (Learning Together)
Общеизвестно, что легче научиться, обучая других.
Например, при изучении темы The Past perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.
Класс делится на три группы. Каждая выполняет свою функцию.
Группа получает карточки с типовыми предложениями по теме;
Первая группа выявляет основные случаи употребления времени- описывает действия;
Вторая - находит указатели, слова-помощники;
Третья - составляет схемы утвердительного, отрицательного и вопросительного предложений.
Таким образом, таблица заполняется, получается готовое правило для заучивания дома.
Ажурная пила (Jigsaw)
Как это делать при работе с грамматическим материалом
Например, при изучении темы The Present perfect Tense классу предлагается заполнить таблицу с графами: “ Случаи употребления”/ “Указатели” / “Схемы”.
Класс делится на три группы. Все группы заполняют таблицу целиком. В каждой команде есть эксперты по “случаям употребления”, “указателям”, “схемам”. Они встречаются, советуются, затем приносят информацию в свои группы. В результате взаимодействия учащиеся систематизируют знания по изучаемой теме.
Групповая форма, эвристический метод
Метод “Brain Storming”(Мозговойштурм)
Путём мозговой атаки учащиеся называют всё, что они знают и думают по озвученной теме, проблеме. Все идеи принимаются, независимо от того, правильны они или нет. Роль учителя - роль проводника, заставляя учащихся размышлять, при этом внимательно выслушивая их соображения.
ФОРМА ФРОНТАЛЬНАЯ, ПРОБЛЕМНЫЙ ИЛИ ЭВРИСТИЧЕСКИЙ МЕТОД
Схемы построения предложений,например, при изучении темы The Present Simple Tense
«+» Подлеж + V 1 /V (e)s
«-» Подлеж + do/does not + V 1
«?» Do/Does + подлеж + V 1 ?
Настоящее простое знаем,
К глаголу (e ) s добавляем,
Есливидишь It,He,She,
А не видишь – не пиши.
Спрашиваем, отрицаем
Do иль Does всегда вставляем.
Объяснительно-наглядный (репродуктивный) метод
Проект " It"s Delicious!” – “Очень вкусно!” (в 6 классе)
1. Учащиеся составляют коротенькие диалоги, которые надо составить в рамках учебной программы. Эта работа проходит в парах и тройках.
2. Затем группа делится на 2 команды. Каждый участник команды работает над собственным проектом. Необходимо придумать собственное блюдо для детского кафе, написатть все ингридиенты этого блюда, придумать оригинальное название своему шедевру. Свой проект учащиеся оформляют в виде рисунка или аппликации.
3.Каждая команда придумывает название для своего детского кафе и оформляет меню из выбранных блюд. Детям предлагается яркий наглядный пример меню, изготовленного их предшественниками в прошлом учебном году.
4. Каждая команда придумывает свой диалог на тему "Посещение кафе", используя меню собственного изготовления.
5. И на последнем этапе учащиеся готовят и представляют свои презентации
Исследовательский метод, форма: групповая, индивидуальная.
Цель обучения иностранному языку – это коммуникативная деятельность учащихся, т.е. практическое владение иностранным языком. Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал
Новые формы обучения иностранному языку в эпоху информационных технологий
Всем хорошо известна роль иностранного языка в мире современного человека. Многие специалисты, в том числе, деятельность которых связана с туристской деятельностью, зачастую сталкиваются с этой проблемой и сожалеют о своем незнании или недостаточном владении иностранным языком. Это и установление международных контактов, и проведение конференций, съездов, семинаров и просто отдых с поездкой за границу – везде необходимо знание иностранного языка.
В 18 столетии общество определяло приоритет французского языка. Далее, во времена второй Мировой войны возникла потребность в изучении немецкого языка. В наше время превалирующим стал английский язык, огромная роль, которого, очевидна. Весь научный мир общается, в основном, на этом языке. 75% мировой почты и 60% телефонных разговоров в мире осуществляется на английском языке.
Однако, как это ни парадоксально, преподаватель вуза часто сталкивается с проблемой незнания данного предмета или очень слабой подготовкой студентов, хотя в нашей стране дети учат иностранный язык едва ли ни с детского сада. В чем же причина такого низкого уровня знаний?
Это можно объяснить рядом факторов, в числе которых:
– студент считает, что ему не нужен иностранный язык в вузе (согласно его специальности);
– у студента сложился устойчивый «иммунитет» – «Я изучал английский много лет (многие 10 лет) и ничему не научился, не научусь и в вузе»;
– есть студенты, которые требуют от преподавателя совершенно иного, нежели требует от него образовательная программа, предусмотренная данным факультетом или кафедрой;
– недостаточное количество часов, отведенных на дисциплину (в старших классах общеобразовательных школ); и пр.
Таким образом, напрашивается вывод – существующая форма обучения иностранному языку не способствует мотивации, следовательно, необходимо применить принцип новизны.
Ни для кого не секрет, что преподаватель российского вуза до сих пор пользуется на своем занятии мелом, доской и тряпкой. Сколько времени ему требуется для того, чтобы начертить таблицу (!), написать ряд предложений мелом на доске и пр. А какой внешний вид у этого преподавателя, когда он простоит у доски весь рабочий день?! Наверняка, все согласны с мнением, что это не только не эстетично, но и отнимает огромное количество времени, которого так всегда не хватает.
Традиционные педагогические технологии не обеспечивают полного усвоения быстро возрастающего объема знаний, обновление учебного материала не успевает за современным потоком информации.
К сожалению, есть преподаватели иностранного языка, которые под видом педагогической деятельности понимают только чтение студентами громоздких, сложных текстов с неизвестной для них грамматикой и терминологией, после чего, как правило, следует ряд традиционных вопросов и ответов на них. Этот стереотип иногда оказывается очень устойчивым и свидетельствует о неготовности данного преподавателя к переходу на иную (совершенно новую) форму обучения.
Необходимо сломать данный стереотип и предложить новые программы, основанные на нетрадиционном изучении иностранного языка.
Для повышения эффективности учебного процесса необходимо использовать новые образовательные технологии и, тем самым, активизировать познавательную мотивацию студента.
Достоинства современных информационных сетей и возможности использования электронных форм учебно-методических материалов очевидны. Те, кто с этим столкнулся, хотя бы однажды, понимает, как это удобно и эффективно. Компьютерные технологии позволяют создать удивительный мир знаний, доступный каждому.
Такая форма подачи информации имеет большое преимущество перед традиционными методами, в том числе:
– графическая форма подачи, которая хорошо усваивается специалистами разного профиля, особенно специалистами технических и естественных наук;
– использование электронных карт, ландшафтов и пр.;
– применение мультимедиа обучающих программ, что, несомненно, влечет за собой повышение эффективности образовательной программы;
– применение возможностей сетевых технологий и извлечение информации из электронной сети;
– колоссальная экономия времени;
При разработке компьютерного курса следует учитывать, что речь идет не просто о переложении типографских текстов в электронный вид, а о создании совершенно новых дидактических средств, основанных на (или с использованием) мультимедиа.
Компьютерный курс позволяет обеспечить высокое качество образования, если пользоваться им грамотно. Такой курс является средством комплексного воздействия на обучаемого, т. к. в нем сочетаются такие составляющие как: концептуальная, иллюстративная, тренажерная и контролирующая части. Здесь же могут присутствовать игровые компоненты, облегчающие понимание и усвоение представленного материала.
Успех в значительной степени зависит от того, насколько грамотно методически организован материал, где часть занятий можно реализовать с помощью мультимедиа курсов (ММК), а текущий контроль можно осуществлять с помощью тестирующей системы.
В качестве примера можно привести удобные как в создании, так и в использовании электронные презентации. Электронные презентации – это своеобразные лекции и практические занятия, выполненные в программе Microsoft POWER POINT с использованием аудио, графики и анимации. Наряду с этими эффектами можно включать элементы оцифрованных видеофильмов и т.п.
Это лишь малые возможности одного из электронных курсов, которые помогают преподавателю по-новому взглянуть на его задачу и осуществление им учебного процесса с применением компьютерных технологий.
Студенты, обучающиеся с применением подобных электронных курсов, получают возможность делать электронные записи материалов в рамках текущего аудиторного занятия. Это можно осуществить при помощи CD или дискеты (и пр.), с целью подробного рассмотрения и изучения полученного на занятии материала (для имеющих дома компьютер).
Следовательно, необходимо проверять наличие компьютерной грамотности учащихся. Студент должен уметь работать в определенной программе, владеть навыками работы с клавиатурой, осуществлять запуск программы и выход из нее, а так же, уметь записать файл. Должен быть готов, по возможности, к работе в сети Internet, а так же уметь пользоваться устройствами CD и DVD-ROM. Частично такие навыки могут приобретаться в процессе обучения, что, безусловно, не скажется на качестве успеваемости студента.
Целесообразно было бы предусмотреть, по возможности, специальные вводные занятия по основам пользования персональным компьютером и работе в сети Internet. Преподаватель сам может организовать такие занятия в начале курса, возможны и другие приемлемые варианты.
Следует отметить, что при данной форме обучения может возрасти утомляемость студентов, т. к. увеличивается нагрузка на зрение и пр. Поэтому требуется тщательная подготовка дидактических средств с учетом восприимчивости человеческого глаза к определенной цветовой гамме, тщательный подбор шрифтов (например, заголовки 40–44, основной текст 32–38) и количества знаков в одном слайде. Более того, компьютерный курс не должен быть основным, а лишь вспомогательным средством в осуществлении учебного процесса. Поэтому, одно из главных условий состоит именно в подаче информации (материала) .
Материал, основанный на компьютерных технологиях, и его распределение в курсе обучения перестраивает студента на новый, более активный режим деятельности, который способствует максимальному проявлению творческих возможностей и создает предпосылки для успешного усвоения повышенных объемов информации.
Как было сказано выше, электронный курс нельзя делать аналогично традиционному учебнику. По каждому курсу должно быть описание, содержащее основные сведения о предмете курса, его авторе и программе, в которой указаны основные разделы (темы) курса, (примерные) сроки, отводимые на их изучение, а по возможности и характер заданий для того или иного раздела (темы) (домашние задания, промежуточные контрольные точки, тесты по темам). Важно в начале каждого отдельного занятия представлять структуру урока (темы, раздела), для того, чтобы студент видел, где (в каком разделе) он находится в текущий момент. Для осуществления этой задачи, материал желательно построить на основе гипертекстовой структуры, что ускоряет поиск информации.
Сегодня очень важно уделить особое внимание технологическому обеспечению учебного процесса. Факультет должен иметь в своем распоряжении (хотя бы) несколько компьютерных классов (аудиторий), чтобы студенты могли проводить здесь, по меньшей мере, 1–2 часа в неделю.
На первый план нужно ставить не только внедрение необходимой техники, а уделить внимание подготовке кадров на должном уровне, поскольку одной из основных трудностей является разработка таких учебно-методических материалов. Более того, кроме профессиональных знаний преподаватель должен хорошо владеть современными информационными технологиями, разбираться в вопросах, лежащих зачастую вне его профессиональной деятельности. Это требует большой самостоятельной работы преподавателя, поэтому целесообразно осуществлять данные проекты творческим коллективом, а не одним человеком.
Для решения задачи подготовки кадров Институтом Дистанционного образования (ИДО) при ТГУ осуществляется организация семинаров и курсов повышения квалификации с привлечением специалистов из разных областей знаний.
Необходимо учитывать, что особая ответственность при проведении подобных занятий ложится на преподавателя, который выступает в роли не только консультанта по определенному предмету, но и организатором всего учебного процесса на новом этапе в целом. Внедрение компьютерных технологий дает возможность перехода на качественно иной уровень передачи информации.
Государственное образовательное учреждение
Ярославской области
Рыбинский педагогический колледж
Специальность 050303 «Английский язык»
Курсовая работа
Тема:Использованиенетрадиционных форм обучения в процессе формирования навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена
Студентки 4 курса «409А» группы
Черновой Алины Евгеньевны
Неврова Светлана Андреевна
Введение……………………………………………………………………..3
Глава I.Урок как основная форма организации учебного процесса………………..5
1.1.Урок иностранного языка в среднем звене обучения…………………....5
1.2. Роль учителя в формировании навыков иноязычного
говорения у учащихся среднего звена………...……………………………11
Глава II. Формы обучения иноязычному говорению ….............................................21
2.1. Традиционные формы обучения………………………….……...………21
2.2. Нетрадиционные формы обучения………………………………………24
Заключение…………………………………………………………………………….35
Библиографический список………………………………………………………..33
Приложение……………………………………………………………………………35
Введение
Проблема преподавания иностранного языка в школе в настоящее время особенно актуальна, т.к. изменения в характере образования ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Известно, что целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, предполагающей формирование личности, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации.
Изучение языка и культуры общенияодновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых .
Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми знаниями, навыками, умениям, но первая и естественная потребность изучающих иностранный язык – коммуникация.
Для организации благоприятного климата, ориентирующего учащихся на коммуникацию, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность учащихся в процессе формирования навыков иноязычного говорения.
Обобщенный опытпедагогов-новаторов Щукина А.Н, Пассова Е.И, Гальсковой Н. Д. позволяет сделать вывод, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают уровень коммуникативной компетенции учащихся среднего звена.
Проблема исследования : определить результативные нетрадиционные формы урока в процессе формирования навыков говорения учащихся на уроке английского языка на среднем этапе обучения.
Исходя из вышесказанного, цель курсовой работы – показать возможность использования нетрадиционных форм урока для формирования иноязычного говорения учащихся в среднем звене обучения.
В связи с поставленной целью в работе решаются следующие задачи:
1. изучить урок иностранного языка как форму организации учебного процесса.
2. сравнить сущность определения «традиционные формы урока» и «нетрадиционные формы урока»
3. описать нетрадиционные формы проведения уроков
4. рассмотреть роль учителя иностранного языка в процессе формирования навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена при использовании нетрадиционных форм урока
Объект исследования – процессформирования навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена.
Предмет исследования – нетрадиционные формы урока при обучении иноязычному говорению учащихся в среднем звене.
Методы исследования – анализ научно-методической литературы, наблюдение нетрадиционных форм урока в процессе формирования навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена.
Глава I Урок как основная форма организации учебного процесса
1.1.Урок иностранного языка в среднем звене обучения
Урок - основой участок учебно-воспитательного процесса, на котором учитель ежедневно осуществляет образование, воспитание и всестороннее развитие учащихся (В.А. Сухомлинский).
Урок является основной организационной единицей учебного процесса по практике языка. Для него характерно преобладание коллективных форм обучения в сочетании с различными индивидуальными формами, направленными на достижение поставленной цели обучения .
Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это выполнение заранее: в каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать этот шаг (К.Д.Ушинский).
Урок иностранного языка – законченный отрезок времени, в течение которого выполняются образовательная, воспитательная, развивающая цели при выполнении ряда упражнений заранее спланированных учителем. И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин углубляли эту мысль, подчеркивая, что урок является законченным, целостным, ограниченным во времени отрезком учебного процесса, в котором представлены в сложном взаимодействии основные элементы этого процесса: цели, содержание, средства, методы, организация. Урок как основная единица учебного процесса выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную.
Образовательная функция урока включает в себя формирование лингвистических понятий, усвоение учащимися фактов, развитие специальных лингвистических умений и навыков. Воспитательная и образовательная цели урока всегда тесно взаимосвязаны. Любой урок в той или иной степени способствует воспитанию учеников. Необходимо при передаче знаний ориентироваться на воспитательные моменты. Причем, они могут относиться как к дисциплине на уроке, так и к способам передачи информации. Развивающая функция современного урока английского языка заключается в развитии у всех учащихся познавательных процессов (наблюдательности, памяти, мышления, речи, воображения) и умственных способностей.
Овладение основными теоретическими понятиями, законами науки, методами их логического анализа, способствует быстрому развитию умственного развития учеников. Проблема каждого урока заключается в том, что требуется объединить эти функции.
У урока иностранного языка особенная специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной коммуникации. Именно преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, обучение иноязычной коммуникации с использованием необходимых для этого заданий и приемов является отличительной особенностью урока иностранного языка.
Иноязычная коммуникация базируется на теории речевой деятельности. Следовательно, она носит деятельностный характер, поскольку речевое общение осуществляется посредством «речевой деятельности», которая, в свою очередь, служит для решения задач продуктивной человеческой деятельности в условиях «социального взаимодействия» общающихся людей. Участники общения пытаются решить реальные и воображаемые задачи совместной деятельности при помощи иностранного языка.
Рассмотрим основные подходы в обучении иностранному языку. Первую строчку в рейтинге популярности методик удерживает коммуникативный подход, который, как следует из его названия, направлен на практику общения. Эта методика отлично «работает» в Европе и США.
Коммуникативное обучение иностранным языкам представляет собой преподавание, организованное на основе заданий коммуникативного характера, т. е. общения. Коммуникативно-ориентированное обучение имеет целью научить иноязычной коммуникации, т. е. общению на иностранном языке, используя все необходимые для этого (не обязательно только коммуникативные) задания и примеры.
Коммуникативный подход как нельзя лучше мотивирован: его цель состоит в том, чтобы заинтересовать обучаемых в изучении иностранного языка по средствам накопления и расширения их знаний и опыта. Облучаемые должны быть готовы использовать язык для реальной коммуникации вне занятий, например, во время посещения страны изучаемого языка, во время приёма иностранных гостей дома, при переписке, при обмене аудио и видеокассетами, результатами заданий и т. п. со школами и друзьями в стране изучаемого языка. При этом термин коммуникативность «не сводится только к установлению с помощью речи социальных контактов, к овладению туристическим языком. Это приобщение личности к духовным ценностям других культур – через личное общение и через чтение». (И. Л. Бим) Этот подход привлекает обучаемых путем сосредоточения на интересующих их темах и предоставления им возможности выбора текстов и заданий для достижения коммуникативной задачи. Коммуникативная способность обучаемых развивается через их вовлечение в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл и достижимых задач, успешное завершение которых доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе.
Подводя итог вышесказанному, необходимо подчеркнуть важность взаимодействия и сотрудничества учащихся, а также речевого задания для организации коммуникативного усвоения языка. Коммуникативное обучение включает формирование коммуникативной концепции, то есть внутренней готовности и способности к речевому общению, ориентирующей учащихся на «вхождение» в иное культурное пространство. Для такого обучения характерны прежде всего нетрадиционные формы проведения занятий.
Деятельностная сущность коммуникативно-ориентированного обучения иностранному языку реализуется в условиях гуманистического подхода к обучению. При таком подходе создаются положительные условия для активного и свободного развития личности в деятельности. В общем виде эти условия сводятся к следующему:
Учащиеся получают возможность свободного выражения своих мыслей и чувств в процессе общения;
Участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки и наказания.
При гуманистическом подходе к обучению исчезают характерные для учебного процесса познавательные барьеры, снижающие мотивацию учащихся, побуждающие их к раздражительности. Гуманистический подход предполагает обучение, центрированное на ученике. Это означает, что учение, а точнее, взаимодействующие между собой учащиеся являются центром познавательной активности на уроке
В современной языковой политике, в том числе в области иностранных языков, в последние годы утвердился личностно-ориентированный подход к обучению. Главными положениями данного подхода являются направленность на развитие личности учащихся как активного субъекта учебной деятельности и всесторонняя подготовка его к непрерывному процессу образования, саморазвития и самосовершенствования в течение всей жизни. Поэтому основными принципами личностно-ориентированного подхода (обучения) можно считать следующие:
Личностно-ориентированное обучение должно обеспечивать развитие и саморазвитие личности ученика, исходя из выявления его индивидуальных особенностей;
Образовательный процесс личностно-ориентированного обучения представляет каждому ученику, опираясь на его способности, склонности, интересы, возможность реализовывать себя в учебной деятельности, поведении и т.д.
Оценочная сторона личностно-ориентированного обучения учитывает не только уровень достигнутых знаний, умений, навыков, но и сформированность определённого интеллекта (его свойства, качества, характер проявления). Личностно-ориентированное обучение является средством интеллектуального и нравственного развития личности – основной цели базового школьного образования.
Таким образом, урок иностранного языка является самой целесообразной формой организации учебной деятельности школьников, именно на уроке концентрируется главная часть работы учителя с учащимися с целью усвоения ими определенной системы знаний, умений и навыков.
Урок, как основная единица учебного процесса, выполняет все его функции: образовательную, развивающую и воспитательную. Содержание же изучаемого материала должно иметь высокий образовательный потенциал, отражать научную истину и практическую ценность знаний, соответствовать современным достижениям в методике преподавания иностранного языка. Существенную роль в процессе формирования иноязычной говорения играет личность учителя, в которой на первый план выходит высокий уровень его собственной коммуникативной компетенции и ряд личностных качеств, определяющих эффективность педагогического общения: непредвзятость, уважение, терпимость к непохожести собеседника, способность понимать его психологическое состояние, сопереживать ему. Подобные личностные характеристики должны соответствовать успешному формированию их иноязычной социокультурной компетенции, в особенности необходимых для межкультурного общения
1.2. Роль учителя в формировании навыков иноязычного говорения у учащихся среднего звена
Проблема навыков и умений всегда актуальна потому, что они лежат в основе любого обучения. Знание учителем сущности и путей их формирования важно для теории и практики обучения любому предмету и, в частности, иностранному языку. Прежде всего, необходимо дать определение соответствующих понятий и терминов, применяемых в отечественной и зарубежной методической литературе.
«Навык – доведенное до автоматизма умение решать тот или иной вид задачи (чаще всего двигательной) . Всякий новый способ действия протекает первоначально как некоторое самостоятельное, развернутое и сознательное действие, затем в результате многократных повторений может осуществляться уже в качестве автоматически выполняемого компонента действия, т. е. навык в собственном смысле этого слова».
Говорение – продуктивный вид речевой деятельности. Главной задачей, которого является обучение творческому умению создавать речевые высказывания на иностранном языке, выражающие мысли, чувства и побуждения обучаемого в монологической и диалогической форме. Одним из условий успешного говорения является наличие у ученика сформированных языковых навыков как средств осуществления этой деятельности.
Речевой навык – это речевая операция, осуществляемая бессознательно, автоматически, в соответствии с нормой языка, скоростью выполнения речевой операции и устойчивостью, т. е. операция остается одной и той же при изменяющихся условиях. Сформировать речевой навык – значит обеспечить правильное построение и реализацию высказывания учителем.
«Речевые навыки и умения – это качество совершения речемыслительных операций и действий в процессе решения коммуникативно-познаватедьной задачи. Языковые автоматизмы – это качество извлечения из долговременной памяти и применения языковых средств при решении речемыслительной задачи»
Навык может быть языковым, если автоматизируются средства формирования мысли посредством языка, и речевым, если автоматизируется способ формирования и формулирования мысли (связность, сочетаемость и др.) Таким образом, под навыком понимается оптимальный уровень совершенства выполняемого действия.
Речевой навык представляет собой сложное явление, особенности которого необходимо учитывать при его формировании на иностранном языке.
Одной из предпосылок формирования речевого иноязычного навыка в процессе обучения говорению на иностранном языке и в то же время основных психологических условий эффективности выработки навыка является целенаправленность выполнения учащимся каждого речевого действия. Это условие, во-первых, предполагает четкое выделение каждого конкретного действия, обучение которому должно быть доведено до навыка. И, во-вторых, оно предполагает отбор направленных на выполнение именно этого действия упражнений.
Важно отметить, что, по мере того как формирование навыка завершается, целенаправленность утрачивает свое значение. Выполнение этого действия становится способом выполнения другого более сложного действия. Целенаправленность как условие выработки навыка характеризует прежде всего работу обучающегося, который должен четко представлять себе цель направленных на выработку навыка упражнений, она также определяет и работу учителя, осуществляющего целенаправленный отбор упражнений.
Представляя цель выполнения упражнений, обучающийся осознает роль и место этого действия в общей деятельности т.е. он осознает смысл этого действия. Поэтому другой предпосылкой формирования навыка, тесно связанной с целенаправленностью, является понимание как сущности данного явления, так и программы выполнения входящих в него элементов. Это понимание может идти по двум направлениям:
а) понимание языкового правила, по которому выполняется данное речевое действие
б) понимание тех промежуточных операций, из которых этот навык складывается, т. е. понимание программы действия.
При этом первый план понимания должен предшествовать процессу формирования навыка, выполнению специально направленных на это упражнений. Необходимость этого предшествования подчеркивают как методисты, так и психологи. Для того, чтобы учащиеся от своих мыслей переходили к непосредственному их оформлению, надо побуждать их говорить о том, что они могут сказать, имея ввиду уже усвоенные учащимися или только предварительно объясненные, но еще неусвоенные иноязычные слова и грамматические конструкции.
Навыки свободного говорения на иностранном языке должны образовываться только в условиях и под влиянием подлинной речевой деятельности. При создании естественной речевой ситуации обучаемый должен в возможно меньшей степени чувствовать, что он занимается учебной деятельностью. Благоприятствующим условием создания естественной речевой ситуации является ситуация, когда преподаватель с первого же момента своего появления в данной аудитории начнет максимально широко использовать иностранный язык как действительное средство общения с обучающимися. Преподаватель должен стремиться к тому, чтобы в момент создания естественной речевой ситуации ничто не напоминало учебную деятельность. Не подлежит сомнению, что можно воспитать речевую активность учащихся, стимулировать и направлять их познавательные интересы. Общение на уроке иностранного языка представляет собой цепь обуславливающих друг друга высказываний. Оно результативно, если цепь не разорвана.
Важной предпосылкой для формирования навыка говорения на иностранном языке, является правильное распределение упражнений во времени. Необходимо подчеркнуть, что иноязычные речевые навыки могут успешно формироваться только в результате многократных, мотивированных необходимостью удовлетворения потребности общения «речевых» упражнений. Предшествующие речевым так называемые «языковые» или «предречевые» упражнения направлены на отработку самих языковых средств, а не на построение, цельного высказывания.
Основными предпосылки процесса формирования прочного речевого иноязычного навыка могут быть названы следующие:
Целенаправленность обучения;
Наличие субъекта деятельности внутренней мотивации;
Правильное распределение упражнений в процессе обучения;
Включение тренируемого явления в коммуникативно-значимую для субъекта деятельности речевую ситуацию;
Необходимость постоянного для обучающегося знания результатов выполнения действия;
Понимание обучающимися общего принципа, схемы действия, в которое включена тренируемая операция;
Учет учителем влияния переноса и интерференции ранее выработанных навыков и особенно навыков родного языка.
Таковы основные предпосылки формирования навыков иноязычного говорения, которые могут выступать и в качестве факторов, обусловливающих мотивацию их формирования.
Учитель иностранного языка использует в своей практике современные методы и формы работы на уроке иностранного языка. Один из современных методов- коммуникативный метод обучения иностранным языкам. Он используется в подавляющем большинстве школ России. Происходит это по той причине, что сегодняшний день диктует необходимость обучать людей говорить, а не выполнять отдельные функции по языковым навыкам. Не нужно учить человека только слушать и слышать, выполнять тесты по английскому языку. Задача номер один, которую учитель ставит перед собой и перед учащимися - это научиться разговаривать. Обучение проходит в процессе коммуникации. Это означает, что урок должен быть построен таким образом, чтобы обучаемый получил необходимые знания, умения и навыки через определенный набор коммуникативных упражнений.
Дискуссионный метод в обучении иноязычному говорению позволяет формировать сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение. Здесь реализуется принцип формирования критического мышления у обучаемых. Язык, таким образом, является одновременно и целью и средством обучения. Дискуссионный метод помогает обучающимся не только овладевать всеми четырьмя видами речевой деятельности, но посредствам языковой ситуации на фоне проблемы в социокультурной сфере обнаружить причины возникших ситуаций и попробовать решить их. Интерес к самостоятельному решению проблемы является стимулом, движущей силой процесса познания.
Таким образом, применение метода дискуссии позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся, их самостоятельность, формирует культуру творческого оперативного мышления, создает условия для использования личного жизненного опыта и полученных ранее знаний для усвоения новых.
Игровой метод обучения достаточно интересный и эффективный в организации учебной деятельности учащихся. Данный метод можно использовать на любой ступени обучения с определённой адаптацией для каждого возраста. Игровые моменты применяются на любом уроке иностранного языка и на любом его этапе: для предъявления и повторения новой лексики, проверки правописания слов, для развития навыков монологической и диалогической речи, на обобщающих уроках по различным темам в форме КВН, викторины, соревнования, заочного путешествия, инсценировки, конкурса, праздника игры и т.п.
Возрастные особенности позволяют использовать различные варианты игр. Для учащихся средних классов наиболее перспективными являются ролевые игры и драматизации. Обучающие возможности ролевой игры заключаются в том, что она самая точная модель общения, так как в ней предполагается подражание естественной ситуации . Также в процессе ролевой игры развивается логическое мышление, способность к поиску ответов на поставленные вопросы, речь, речевой этикет, умение общаться друг с другом. Ролевые игры строятся на принципах коллективной работы, практической полезности, соревновательности, максимальной занятости каждого учащегося и неограниченной перспективы творческой деятельности в рамках ролевой игры , поэтому её использование на уроке иностранного языка повышает эффективность учебного процесса, помогает сохранить интерес учащихся к изучаемому языку на всех этапах обучения.
Драматизация в обучении иностранному языку рассматривается как уникальный методический приём, который способствует не только формированию языковых и речевых навыков, но и более глубокому пониманию других предметных областей. Посредством драматизации обогащается и активизируется грамматический и лексический запас, осваивается новый грамматический и лексический материал посредством коммуникации, корректируется и автоматизируется произношение и интонация, формируется фонематический слух, повышается языковая компетенция.
Таким образом, использование игрового метода на уроках иностранного языка имеет большое значение для приобретения новых представлений и знаний и формирования коммуникативных умений и навыков, а также для развития мотивации учащегося к овладению иностранным языком.
В поисках путей более эффективного использования структуры уроков разных типов особую значимость приобретает форма организации учебной деятельности учащихся на уроке. В педагогической литературе и школьной практике приняты в основном три формы: фронтальная, индивидуальная и групповая. Первая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя, вторая - самостоятельную работу каждого ученика в отдельности; групповая - учащиеся работают в группах из 3-6 человек или в парах. Задания для групп могут быть одинаковыми или разными.
Фронтальной формой организации учебной деятельности учащихся называется такой вид деятельности учителя и учащихся на уроке, когда все ученики одновременно выполняют одинаковую, общую для всех работу, всем классом обсуждают, сравнивают и обобщают результаты ее. Учитель ведет работу со всем классом одновременно, общается с учащимися непосредственно в ходе своего рассказа, объяснения, показа, вовлечения школьников в обсуждение рассматриваемых вопросов и т.д. Это способствует установлению особенно доверительных отношений и общения между учителем и учащимися, а также учащихся между собой, воспитывает в детях чувство коллективизма, позволяет учить школьников рассуждать и находить ошибки в рассуждениях своих товарищей по классу, формировать устойчивые познавательные интересы, активизировать их деятельность.
Индивидуальная форма организации работы учащихся на уроке . Эта форма организации предполагает, что каждый ученик получает для самостоятельного выполнения задание, специально для него подобранное в соответствии с его подготовкой и учебными возможностями. В качестве таких заданий может быть работа с учебником, другой учебной и научной литературой, разнообразными источниками (справочники, словари, энциклопедии, хрестоматии и т.д.); решение задач, примеров, написание изложений, сочинений, рефератов, докладов; проведение всевозможных наблюдений и т.д. При групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику как со стороны учителя, так и учащихся-консультантов.
Групповая форма работы учащихся на уроке наиболее применима и целесообразна при проведении практических работ, при отработке навыков разговорной речи, а так же при изучении текстов на уроках иностранного языка (работа в парах). В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов, взаимные консультации и т.п. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Успех групповой работы учащихся зависит прежде всего от мастерства учителя, от умения его распределять свое внимание таким образом, чтобы каждая группа и каждый ее участник в отдельности ощущали заботу учителя, его заинтересованность в их успехе, в нормальных плодотворных межличностных отношениях. Всем своим поведением учитель обязан выражать заинтересованность в успехе как сильных, так и слабых учащихся, вселять уверенность им в своих успехах, проявлять уважительное отношение к слабым ученикам.
Атмосфера сотрудничества и взаимодействия – мечта каждого преподавателя, это сложное образование, которое зависит от ряда факторов, связанных непосредственно с личностью учителя иностранного языка:
· Личностных качеств;
· Уровня знаний в области преподаваемого предмета;
· ТВОРЧЕСКИХ способностей;
· Уровня владения профессиональными компетенциями;
· Системы ценностных ориентаций и установок;
· Использования традиционных и нетрадиционных форм обучения.
Нетрадиционные формы уроков помогают учителю раскрыть свой творческий потенциал независимо от того, какой предмет он преподает, вместе с тем они помогают творчески раскрываться самим учащимся, пробуждая в них познавательную активность.
Формировать на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Решить эту задачу помогают не только отработанные в педагогической практике традиционные уроки, но и популярные нетрадиционные формы организации учебных занятий по обучению иноязычному говорению..
Глава II . Формы обучения иноязычного говорения учащихся среднего звена
2.1. Традиционные формы обучения
«Традиция - 1. То, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений (напр. идеи, взгляды, вкусы, образ действий, обычаи и т.п.). 2. Обычай, установившийся порядок в поведении, быту».
«Традиция (от латинского tradition – передача), элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определённых обществах, классах, социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определённые общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. Те или иные традиции действуют в любом обществе и во всех областях общественной жизни…»
«Традиция – передача духовных ценностей от поколения к поколению; на традициях основана культурная жизнь…»
Приложение
Приложение 1.
Урок-экскурсия
Задачи урока:
1) познавательная: развитие социокультурной компетенции через знакомство учащихся с культурой страны изучаемого языка;
2) развивающая: развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью;
3) воспитательная: воспитание толерантности к стране изучаемого языка.
Оснащение: карта Великобритании; карта Лондона; картинки с достопримечательностями Лондона; класс оформлен в виде экскурсионного автобуса; классная доска, куда проецируются поочередно изображения, играет роль лобового стекла автобуса.
“Экскурсию” проводят наиболее подготовленные ученики класса. Для “экскурсии” выбираются наиболее известные места и достопримечательности Лондона.
При рассказе о каждой достопримечательности но доску проецируются картинки, фотографии с ее изображением.
Ходурока:
Teacher: Good afternoon, my dear friends! Today we`ll make a tour around London. We`ll visit the most famous sights of London. I hope that you`ll get a great pleasure from this travelling.
Экскурсовод (Э): London is one of the world`s greatest cities and is an important centre of art, entertainment and high finance. Its attractions include royal pageantry, architectural masterpieces, first-class museums and art galleries. Well, let`s start our travelling.
The «City» is the oldest area of London. Today it is one of the world`s leading financial and commercial are represented. The first citizen of the City is the Lord Mayor. He has keys of the City.
The next item of our excursion is the Tower of London. The Tower was built by William the Conqueror. It has served as fortress, palace and state prison. Today The Tower is guarded by the Yeomen Warders, or Beefeaters, who give tours telling the history of the Tower. The large black ravens live in the Tower. It is believed that if they disappear England will fall, so their wings are clipped.
St. Paul`s Cathedral is one of the most famous buildings in the world. It was built by sir Christopher Wren. One of its unplanned features is the famous «Whispering Gallery», where a message whispered into the wall on one side can heard clearly on the other side.
Westminster Abbey has been the coronation place of all 39 English monarchs. Many of the monarchs are buried here. It was called the West Monastery. The Abbey contains about 1000 monuments. They commemorate many great names from British history: ministers, writers and poets.
Here you can see Buckingham Palace, the London residence of the Queen. The first Queen to live there was the young Queen Victoria. Above the State Entrance is the central balcony where the Royal Family appear on occasions of national importance. The Royal standard flying over Buckingham Palace is the sign that the Queen is in the residence.
This Gothic building is the Houses of Parliament, seat of government. The design was made by Charles Barry and Augustus Pugin. The building contains over 1000 rooms, 100 staircases and two miles of corridors. Every year the Queen drives in a horse-drawn carriage amid much pomp and ceremony to open the new session of Parliament.
The clocktower of the Houses of Parliament is known as Big Ben. It was named after sir Benjamin Hall, the First Commissioner of Works. The clock is wound by hand, and tells the precise time.
Look, this is Trafalgar Square. The square was created to commemorate Nelson`s naval Victory at the Battle of Trafalgar in 1805. The great admiral stands on top of Nelson`s Column, with four lions on guard at the base. Every December, the city of Oslo sends a giant fir tree which is erected in the square to act as a focus for Christmas celebrations.
London has a rich cultural heritage. The British Museum houses one of the greatest collections of antiquities representing all the World`s great civilizations. Among its many treasures are the Rosette stone, the Elgin Marbles, the Portland Vase and the collection of Egyptian mummies outside Egypt. British library is situated in the British Museum.
The National Gallery has a collection of Italian, Dutch, German and French pictures. The National Gallery is rich in painting by Italian masters, such as Raphael and Veronese. It also has the pictures of Rembrandt, Rubens and El Greco.
The Tate Gallery opened in 1897 and is named after Sir Henry Tate, who donated his collection of 65 paintings to the nation. Now it is the National Gallery of Modern Painting.
London has many parks and gardens. Hyde Park is one of the best known parks. Originally it was a hunting forest where Henry VIII hunted wild animals. Now it`s popular with horse-riding. In the middle of the park there is the serpentine lake.
Regent`s Park is the home of the London Zoo. There are more than 6000 animals and birds in the Zoo.
В процессе экскурсии учащиеся задают вопросы учащимся. Но если у них возникают затруднения, учитель им помогает.
Teacher: I`d like to thank our guides for an interesting tour. But now we`ll go back to our class-room. Imagine that I am your ill classmate and I couldn`t take part in the tour. I`d like you to tell me what you have seen and show me the photos you have taken. (В качестве фотографий ученики могут использовать картинки с достопримечательностями Лондона).
«Больной» ученик может задать следующие вопросы:
1. What are your general impressions of London?
2. What places did you visit?
3. What sights did you like best? Why?
Приложение 2
Урок-спектакль ( по сказке О. Уайльда «Счастливый принц»)
Задачи урока:
1) развивающая: развитие творческих способностей учащихся; развитие психических функций, связанных с речемыслительной деятельностью: внимания, памяти;
2) воспитательная: воспитание у учащихся нравственных качеств, таких как добро, сострадание, сопереживание;
3) познавательная: привитие интереса к художественной литературе страны изучаемого языка.
Перед распределением ролей необходимо ознакомить ребят с биографией Оскара Уайльда и содержанием сказки.
Работа над спектаклем ведется поэтапно, по мере подготовки текстов ролей, которые учащиеся разучивают самостоятельно. Для того, чтобы соединить все части в единое целое, достаточно двух-трех репетиций.
Знакомство учащихся со сказкой является одним из факторов его эстетического воспитания. Инсценировка сказки, где в одно целое соединяется английский язык, изготовление костюмов, общение детей, эмоциональное переживание за героев сказки и друзей на сцене – все это способствует повышению интереса ребят к английскому языку, раскрытию и развитию его природных творческих способностей, учит общению и совместной деятельности.
Ходурока:
Characters: Mayor, Statue of the Happy Prince (Prince), street children, Fairy, Swallow, Child, Poet, Little girl, poor people.
В центре сцены – статуя Счастливого Принца. Мэр города выходит на сцену, подходит к статуе, осматривает ее со всех сторон.
Mayor: What a beautiful statue this Happy Prince is! As Mayor of this town I must say that it`s a masterpiece of art and of our town, of course. It gladdens our eyes and makes people happy. Sapphire eyes and gold leaves all around his body. He is so beautiful. Pity, he is not useful.
Happy Prince: Why should I stay here? Why should I stay here, above the people and see their sufferings and sorrows all the year round?
На сцену выбегает ребенок. Прячется за статуей и зовет своих друзей
Street child: Come here! I`m here!
Выбегают дети, начинают петь и танцевать. Потомскрикамиубегают.
Happy Prince: Why should I stay here? Why ...?
Выходитфея.
Fairy: Don`t cry, dear Prince. When you were alive and had a human heart you, didn`t know the tears, the sorrow. You lived in the Palace of Sans-Souci, where sorrow and misery are not allowed to enter. But now it`s time to know the other side of life. You can see all the ugliness and all the misery of your city.
Фея уходит. На сцену «выбегает» ласточка и садится у подножия статуи.
Swallow: I`m so tired! I need some rest.What a beautiful statue! Oh! I have a golden room. What`s this? Where are these drops from? Oh! It`s you. Why are you crying?
Prince: I`m crying because I observe people`s life with its troubles, sorrows, sufferings. And I can`t do anything: my feet are fastened to this pedestal, I cannot move. Look, far away there is poor house...
В правом углу сцены сидит за шитьем бедная женщина. На кроватке больной ребенок – ее сынишка.
Mother: What should I do? My child is ill, he` s got a fever… I have to make a dress for a court lady to earn a little money, but I can`t. My hands are all pricked by the needle, I`m so exhausted.
Child: Mummy, mummy...! I want oranges… oranges...
Mother: Go to sleep, my baby.
Prince: Swallow, little Swallow. Will you not stay with me for one night and be my messenger? Far away in a little street there is a poor house. I see a woman seated at a table. In a bed in the corner her little boy is lying ill. The boy is so thirsty and the mother so sad. Will you not take the ruby out of my sword – hill? I cannot move.
Swallow: Tonight I`ll go to Egypt. And I don`t think I like boys. They throw stones at birds. But you look so sad. I will be your messenger for this night. See you.
Ласточка выклевала большой рубин из шпаги Принца и полетела к убогому дому, влетела в каморку и положила рубин на стол.
Mother: Thank God! Thank God!
Когда взошла луна, Ласточка вернулась к Принцу.
Swallow: I come to bid you good-bye. It`s winter, I must go to Egypt. Have you any commissions for Egypt? I am just starting.
Prince: Swallow, little Swallow, won`t you stay with me for one more night and be my messenger? There is a talented but poor poet in a small house.
На сцену выходит поэт.
Poet: Oh! What should I do? I will not finish my play by tomorrow and I will not get the money. It`s too cold to write any more. Hunger makes me faint, the light of the candle is fading away. Why must everything depend on money? Love, happiness, talent and even life… What should I do?
Prince: Swallow, won`t you stay me for one more night more.
Swallow: Don`t weep, dear Prince. I will stay with you for one night more.
Prince: Oh! Thank you! My eyes are all that I have left. They are made of sapphire. Pluck out my sapphire eye and take it to him.
Swallow: See you.
Ласточка полетела к жилищу поэта и положила сапфир ему на стол.
Poet: Thank God! Thank God!
Ласточка вновь вернулась к Принцу.
Swallow: I came to bid you good-bye.
Prince: Swallow, little Swallow, won`t you stay with me for one night more?
Swallow: It is winter, and the snow will soon be here. I am waited for in Egypt. Dear Prince, I must leave you, but I will never forget you.
Prince: In the square below there stands a little match- girl. She has let her match fall in the gutter, and they are all spoiled. Her father will beat her if she does not bring home some money and she is crying. Pluck out my other eye and give it to her.
Swallow: I will stay with you one night longer, but I cannot pluck out your eye. You would be quite blind then.
Prince: Swallow, little Swallow, do as I command you.
Ласточка полетела к девочке и положила сапфир в ее руку.
Little girl: What a lovely bit of glass! ThankGod!
Девочка, смеясь, побежала домой. Ласточка возвратилась к Принцу.
Swallow: Youareblindnow. So I will stay with you always.
Prince: No, little Swallow, you must go away to Egypt.
Swallow: I will stay with you always.
Prince: Dear little Swallow, fly over my city and tell me what you see there.
Ласточка пролетела над городом и вернулась к Принцу.
Swallow: I saw the rich making merry in their beautiful houses. The beggars were sitting at the gates. I saw the white faces of starving children. Hear! Hear! A lot of poor people pray to survive and earn their living. Hear! Hear!
Бедные люди вместе с детьми выходят на сцены и начинают молиться.
I lay me down to sleep,
I ask Good God my soul to keep,
And if I die before I wake,
I ask Good God my soul to take.
Prince: Swallow, little Swallow, I`m covered with gold. Take it and give it to the poor.
Ласточка снимала со статуи золото и раздавала его бедным людям с детьми.
People: We have bread now! ThankGod!
Выпал снег, за снегом пришел мороз. Ласточка мерзла, но не хотела покинуть Принца, так как очень любила его. Только и хватило сил у ласточки взобраться на плечо Принцу.
Swallow: Good-bye, Prince! Will you let kiss your hand?
Prince: I am glad that you are going to Egypt at last, little Swallow! You have stayed too long here; but you must kiss me on the lips, for I love you.
Swallow: It is not to Egypt that I am going. I am going to the House of Death.
Она поцеловала принца и мертвая упала к его ногам.
Мэр города выходит на сцену и подходит к статуе, осматривает ее со всех сторон.
Mayor: Dear me! Is this the statue of the Happy Prince? How shabby he looks! His eyes are gone, he is not golden any more. He is little better than a beggar! He is not beautiful. He is ugly. Take him away. Oh! What`s this? Dead bird? Birds aren`t allowed to die here. Take it away.
Fairy: Don`t worry, little Swallow, don`t worry, Happy Prince.
People don`t know what beauty is. You are the two precious things in the city. I shall take you to the sky, for in my garden you`ll be happy. Youreallydeserveyourhappiness!
Все «актеры» выходят на сцену, кланяются.
Приложение 3
Приложение 4
Урок-интервью
Приложение 5
Урок-эссе
Приложение 6
Урок-мюзикл
«Only love is spoken here».
Задачи урока:
1) познавательная: знакомство с культурой страны изучаемого языка;
2) развивающая: развитие у учащихся эстетического вкуса; привитие интересе к музыке;
3) воспитательная: воспитание у учащихся нравственных качеств.
Ход урока:
Greeter: Hi! My name is Vladimir.Welcome to «Only love is spoken here» – a musical program presented by our class. You won`t see any scenery – only love; no costumes - only love. There isn`t any Storyline - only love. So, if you are bitter, pessimistic, angry, selfish – outside! Only love is spoken here.
Only love is spoken here.
Only hope and joy and cheer,
Only love is spoken here.
There`s no doubt not hate nor fear,
Only love is spoken, love is spoken here!
Treating others like they are your brothers
Is the only way to live.
Always caring, yes, and always sharing, yes,
The secret is to give.
Only love is spoken here.
Only hope and joy and cheer,
Only love is spoken, love is spoken here!
Pupil 1: Love – L –O- V – E only four letters, but it`s a big word. A lot of people have their idea about what it means.
Pupil 2: Albert Schweitzer said that as long as there are people in the world, who are hungry, sick, lonely or living in fear, they are my responsibility. That is love.
Pupil 3: Robert Frost said, «We love the things we love for what they are».
Pupil 4: Someone once said, «Love is not getting, but giving – it is goodness, honour and peace».
Pupil 5: And speaking of peace and goodness, have you looked at the newspaper lately? There`s lot of poverty, hunger and crime out there.
Pupil 6: I wish more people would care about one another, be givers – not takers. Let`s sing about how it should be – that`s what our play is all about.
Let`s sing about you,
Let`s sing about me,
Let`s sing about things
We fell and we see.
Let`s sing about you,
Let`s sing about me,
Let`s sing about things,
The way they should be.
Let`s sing about the world
That`s always happy,
Sing about the world,
That`s always fair,
Sing about the world,
That`s always giving,
Sing about the world,
Where people care,
So, let`s sing about you,
Let`s sing about me,
Let`s sing about things
Wie fell and we see.
Let`s sing about you,
Let`s sing about me,
Let`s sing about things,
The way they should be.
Pupil 7: I guess before we try to change the whole world, we`ve got to like ourselves first – starting with the way that we look.
Pupil 2: It`s amazing, how many kids don`t like the way they look.
Pupil 3: But not we! Right?
I like the way that I look,
The things from my parents I took.
I like the way that I
I like the way that I
I like the way that I look.
I like my nose and my face,
I take them with my every place.
I like the way that I
I like the way that I
I like the way that I look.
Don`t get me wrong I`m not perfect,
Faults I`ve got me a few,
But I`ll never let them stop me.
From doing what I what to do!
I like the way that I am,
And all other feelings can scram.
I like the way that I
I like the way that I
I like the way that I look.
You can`t judge a book by its cover,
We`re all a one of a kind.
There`s beauty in all of us.
You just got to look and you`ll find!
I like myself, I like me.
T here`s no one that I`d rather be,
I like the way that I
I like the way that I
I like the way that I look.
Pupil 8: How you look on the outside isn`t all that important – it`s what`s on the inside that counts. So, stop knocking yourself – in fact, do the opposite – be good to yourself.
Be good to yourself – 2 times
Remember each day - 2 times
That working is fine - 2 times
But don’t forget play - 2 times
Be good to yourself - 2 times
Remember to say - 2 times
A few words of praise - 2 times
To yourself every day - 2 times
Remember to laugh,
To sing and have fun.
Do a little of each.
Before each day is done!
Be good to yourself - 2 times
What ever you do - 2 times
You don`t want to hurt - 2 times
The person called you - 2 times.
Pupil 9: Hey, that sure was good singing.
Pupil 4: Thank you!
Pupil 5: What did you say?
Pupil 4: I said " Thank you".
Pupil 10: That`s very nice! Sometimes we show our love in very simple ways – like saying " Thank you".
Pupil 6: Thank you for helping me carry my packages.
Pupil 7: Thank you for holding the door.
Pupil 8: Thank you for being my friend.
Pupil 11: And do you know what my answer to any " thank you" is? It`s saying «Thank you» for saying “Thank you”.
That`s very nice thing to do
Thank you for saying " thank you".
And you`re welcome to.
In a world that`s, oh, so busy,
Impersonal and tough,
There`re two words like " thank you".
That`s never said quiet enough.
It`s a very nice thing to say,
Thank you for saying " thank you",
Yes, in every way.
It`s a thing we should remember
And not forget to say,
So, thank you for saying " thank you".
Pupil l2: We have a special day that`s set aside for friendship and love.
Pupil 13: Everybody knows what that day is!
Pupil 14: Of course! It`s Valentine`s Day.
I like, I like you,
I really like you.
I like you, I like you,
I like, I like you,
I really like you.
I like you, I like you,
If you like me too,
Please let me know,
If you don`t, then please
I like, I like you,
I really like you.
I like you, I like you,
Pupil 15: Someone once said, «Love doesn`t make the world go round, but it makes the ride worthwile».
Pupil 12: We disagree! We think that love does make the world go round!
Round and around and around,
It makes you feel
It makes you real,
Love makes the world go round,
Round and around and around,
It can`t be taught
Bargained or bought
Love makes the world go round.
Love can really make you fell
That you`re a better person.
And when you`re in love,
You really know you are.
Love makes the world go round,
Round and around and around,
It makes you feel
It makes you real,
Love makes the world go round.
Pupil 13: Robert Frost said, «Earth is the right place for love. I don`t know where it`s likely to go better».
Pupil 14: And I say, «Go out and love others and have a good day!»
Pupil 15: Have a good day. How many times have you heard that expression? Here`s what we mean by «Have a good day!"
Have a good day,
Make it worthwhile,
Go out and laugh,
Go out and sing,
Have a good day,
Go out and live,
Go out and work,
Go out and love,
Go out and give.
Then you can say,
You`ve had a fine,
You`ve had a great,
You`ve had a good day.
Pupil 16: Well, that`s our play – our songs and our message.
Pupil 13: We hope you liked it.
Pupil 14: Oh, we enjoyed doing it for you.
Pupil 15: Oh, and one more thing.
Pupil 17: When you are feeling pessimistic, or angry, or bitter – say to yourself – „Only love is spoken here !“
Тема: Формы и средства обучения ИЯ
1. Формы обучения иностранному языку.
2. Средства обучения иностранному языку.
Существует три основных формы обучения английскому языку : индивидуальное, групповое и корпоративное.
Во время индивидуального обучения , время, отведенное на обучение, преподаватель посвящает только одному человеку, поскольку нет необходимости распределять время на других слушателей. Индивидуальная форма является самой эффективной при изучении иностранных языков, особенно если у Вас мало времени на изучение, или Вам нужно решить специфические задачи в процессе обучения. Для решения задач, выходящих за рамки стандартных, разрабатываются специальные курсы.
Групповое обучение помогает развить языковые навыки, улучшить английский разговорный язык, приобрести новых друзей. В программу группового изучения английского языка включают различные источники, такие как диалоги, ролевые игры, интервью известных людей, музыка (караоке), классические и современные фильмы, занимающие особое место. Использование перечисленных источников английского языка позволяет сделать процесс обучения увлекательным и незабываемым. Аудио и видео материалы содействуют активному закреплению курса и постановке правильного произношения.
Корпоративное обучение очень похоже на групповое обучение, однако эта форма обучения объединяет сотрудников одного предприятия для изучения английского языка. Предназначена эта форма для обучения компаний, сотрудники которых общаются с англоязычными коллегами и зарубежными партнерами по бизнесу, в современных условиях развития международного бизнеса это очень важно.
В программу для корпоративного обучения входят специально разработанные методики, которые рассчитаны для решения определенных нужд сотрудников компаний. Базовые знания английского языка систематизируются в кратчайшие сроки. После такого обучения слушатели курсов учатся грамотно вести деловые переговоры, проводить презентации, составлять резюме, вести деловую переписку, а также решать другие задачи с учетом специфики бизнеса.
Средства обучения ИЯ. (СО) 1) основные и вспомогательные 2) технические Средства обуч-я – все то, что помогает изучать ИЯ в классе и дома. СО могут быть обязательными (основными) и вспомогательными; ориентированными на ученика и на Учителя; не\техническими. Основные СО : УМК (учебно-методический комплекс) компоненты УМК: 1) инвариантное (обязательное) ядро любого современного УМК: книга для уч-ся, аудиокассеты к книге, книга для Учителя. 2) возможные дополнительные компоненты : рабочая тетрадь, книга для чтения, спец набор кассет только для Учителя, культуроведческое пособие, аудиокассеты по культуроведению, контрольно-тестовые задания, видеокассета, книга для Учителя по использованию видеоматериалов, лексикограмматических упражнений и задания (с ключами или без), пособие по обучению письменной речи. Требования, по кторым выбирается УМК : 1) является ли этот курс полным УМК, необходимо ли подбирать недостающие компоненты? 2) Соответствует ли требованиям федеральной программ по ИЯ? 3) Соответствует ли возрасту уч-ся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям, возможностям?4) Развивает ли он в достаточной мере необходимые языковые, речевые, социокультурные умения в различны видах речевой деятельности? 5) Обеспечивают ли материалы хорошие модели для использования языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление? 6) Доступен ли он ученику и учителю?
Вспомогательные СО – учебные пособия, профессионально изданные и составленные самим Учителем. В качестве вспомогательных могут выступать: другие УМК, которые используются частично, специальные учебные пособия для развития видов речевой деятельности, книги для чтения, видео и аудио материалы, сборники языковых и речевых игр разных этапов обучения, компьютерные программы, таблицы и схемы, карточки, картинки (по темам), музыка и песни, рифмовки и стихи.
Технические СО : чтобы успешно решать задачи обучения школьников и реально готовить их к практической деятельности надо не просто самим использовать технические СО на уроках, но и научить их работать с ними самостоятельно!