Основные философские категории тв ва достоевского мир. Философия Достоевского
Федор Достоевский прежде всего писатель, а затем и критик. Он чрезмерный поклонник и страстный представитель реализма. Достоевский очень точно сказал такие слова: «Берите от жизни все то, что она вам предлагает. Жизнь намного приятнее, чем мы можем себе представить! Никакая реклама не придумает вам того, что предлагает обычная жизнь, следовательно, цените и уважайте ее! ».
Творчество Достоевского основаны на вопросах философии духа: антропологии, философии религии, этики.
После печати первого произведения «Бедные люди», его прежний романтизм ушел в сторону социализма. Этот фактор стал отчасти решающим и очень важным в духовных исканиях Достоевского. Этот социализм являлся философским учением, утверждающее, что Бог полностью присутствует в мире, а не вне него. Это вера в естественное добро человеческой натуры, естественного всецелого счастья, устраиваемы естественными путями и есть прямым отвержением учения о «радикальном зле» человеческой натуры. Другими словами, — это отвержение учения первородного греха, искупления и спасения во Христе, что называется «христианским натурализмом».
Идеалистический социализм и повлиял на то, что Достоевский связался с «петрашевцами», из-за чего он был осужден на смерть, но был помилован и отослан на каторгу. Это потрясение стало переломом его внутреннего мира и идеологии, что определило все дальнейшие духовные искания. После каторги, его философская идеология движется в сторону антиномизма, но при этом, антиномизм Достоевского можно оценить, только в религиозном сознании самого Достоевского.
Само религиозное сознание Достоевского, связанно с одной темой – «взаимоотношение Бога с миром». У него никогда не было сомнений в существования Бога, но, всегда были вопросы, которые он решал по-разному в своей жизни: «Что следует после бытия Бога для мира и человека?» «Что есть человек без Бога?»
Когда Достоевский увлекся социализмом и связался с Белинским, он принял учение его, но при этом, он не отрицал и не отделял свою веру в осуществление правды в мире, через веру во Христа. Он поэтому вскоре и ушел от Белинского. Увлечение социализмом у Достоевского появилось из-за религиозного искания.
Достоевский уделял большое внимание к проблемам культуры и именно здесь, снова высвечивается «христианский натурализм» Достоевского, — вера в хорошее и добро в самом человеке и его натуры. В одном позднем отрывке дневника Достоевского было написано про его веру в естество человека, скрытую святыню и нехватки умения управлять этой святыней и дарами в ней.
Для Достоевского не было ничего ценнее и значительнее человека, и быть может, нет ничего и страшнее его. Человек с одной стороны загадочен, сплетен противоречиями, но с другой, является ценностью, не смотря на его ничтожность.
Достоевского не столько мучил Бог, как мучил человек. Он не только раскрывал смысл бытия Бога в мире, но и сущность человека, — его темную сторону, разрушительную силу и эгоизм, а также, светлую сторону – доброту и движение к правде, так сказать «ангельское начало».
Достоевский до конца жизни движется по направлению антиномизма, - в частности с одной стороны христианский натурализм, а с другой стороны неверие в «естество», продолжает все время жить внутри него, так и не завершившимся целостным соединением этих двух идеологий.
Персонализм Достоевского относится к учению онтологии, а не к психологии человека, — то есть, к самой природе и сущности человека, а не к реальности проверенная опытом. Достоевский пишет, что человек хоть и подчиняется законам природы, но он может и должен быть независимым от нее, это великое достоинство человека, которое делает его свободным. Человек именно в этической жизни, есть новое, несравнимое, высшее бытие.
Персонализм Достоевского называется этическим, потому что, оно не связанно с человеческими достижениями и усовершенствования, а они присущи даже маленькому ребенку, который не может еще за себя постоять, является беспомощным и бессильным.
Вся значимость философии Достоевского и его влияние в русской идеологии в том, что он глубоко раскрывал проблему подхода христианской религии к культуре.
Итого, можно выделить два идеологических периода в жизни Достоевского, до каторги и после каторги, каждый из которых содействовал развитию познания человеческого и божественного бытия. Он раскрывал проблемы общества, культуры, взаимоотношения, религии.
Для Федора Достоевского русский человек — это человек, для которого близкая европейская культура, ее мировоззрение и традиции. Общество — это народ высоких моральных норм, интеллекта, которое имеет глубинные духовные запасы. По мнению Достоевского, общество должно знать историю Европы и своего государства.
В истории период реализма, считают периодом «ума толпы». Большинство людей ничего не видят дальше своего носа, но хитрые, что характеризует современный народ.
Для Достоевского характерная диалектная сила — он раскрывает такие понятия (которые на первый взгляд решить невозможно) когда другие ученые просто «махают рукой» на непонятных для них предположениях. Только осознав антиномии, которые установлены в реальном мире, когда обострив их, человеку свойственно интеллектуально подняться над ними.
Нет похожих страныц.
Определение 1
Достоевский Фёдор Михайлович ($1821 – 1881$) великий русский мыслитель, писатель, философ, общественный деятель, классик русской литературы, новатор в рамках направления русского реализма.
Период, в котором творил Достоевский, относится к одному из самых интенсивных в плане развития и оформления отечественной философской мысли и идейных течений.
Замечание 1
С точки зрения формального представления о философии, Достоевский не создал собственной философской системы. Но не смотря на это, его произведения состоят из фундаментальных философских концепций и размышлений, квинтэссенции национального самосознания, которые являются основой русской классической философии второй половины $19$ века, с большим радиусом влияния.
«Мировоззрение Достоевского – это философствование экзистенциального типа, философия человеческого существования» - М. А. Маслин.
Значительные произведения Ф.М. Достоевского
- «Преступление и наказание»
- «Идиот»
- «Бесы»
- «Братья Карамазовы»
Пятницы Петрашевского
На общественных литературно-философских кружках Ф. М. Достоевский заводит много знакомств, в том числе знакомится с театральным и литературным критиком А. Н. Плещеевым , который в $1846$ году знакомит Достоевского с поклонником Ш. Фурье – М. В. Петрашевским . Общественный деятель и мыслитель Петрашевский организатор тайного общества петрашевцев, которое начинает посещать Достоевский с конца $1847$ года. Основными темами кружка были: подготовка народа к революционной борьбе, освобождение крестьян, чтение запрещённой литературы. Более радикальные представители кружка создали тайное общество, в которое входил Достоевский, для осуществления переворота в России. В $1849$ году члены кружка, в том числе и Достоевский, были арестованы. Приговор о смертной казни был заменён четырёхлетней каторгой и дальнейшей рядовой службой. Это одно из важнейших событий в жизни Достоевского, которое сформировало его дальнейшее мировоззрение. Из искателя правды в человеке он превращается в глубоко религиозного человека.
Начиная с $1861$ года, Фёдор Михайлович Достоевский работает вместе с братом над журналом «Время» , в котором публикует ряд своих работ: «Униженные и оскорбленные», «Записки из мертвого дома». После закрытия данного журнала, продолжается работа в журнале «Эпоха» . Два этих журнала являются фундаментом для общественно-литературного течения данного периода – почвенничество . На страницах «Эпохи» и «Времени» формируются концепции и программы почвенничества, позиции которого отстаивает Достоевский.
Философские идеи
Замечание 2
Характерная черта для всей русской философии – это её связь с литературой. Это особенно ярко отразилось в произведениях Достоевского.
Ключевыми идеями творчества и философии Достоевского выступали проблемы человека и свободы, выбора и поступка. Эти линии просматриваются во многих его произведениях. «Человек есть тайна, её надо разгадать».
Проблема человеческой свободы нашла своё полное отражение в романе «Братья Карамазовы» . Очень значима в этом плане глава «Великий инквизитор» и выраженная в ней идея о свободе:
«ничего и никогда не было для человеческого искусства и человеческого общества невыносимее свободы».
Это состояние обычного человека, так как он свободу не любит. Свобода не только благо, но и тяжелое иго. Это разрушение человеческой личности. Другую немаловажную идею высказывают братья Карамазовы – Иван и Алексей:
Любовь к ближнему и к дальнему. Проблема первородного греха. Проблема теодицеи. Бог – творец мира. Но в мире много зла, в нём страдают люди и дети. Проблема оправдания Бога. Неразрешимая ситуация. Ответ необходим, но дать его сложно. Бог совершенен, зло не имеет этого качества, но оно есть в мире. Бог не творит зло, но он допускает свободу человека и он свободен творить зло. Человек источник зла. Но если человек создан по образу и подобию божьему, то Бог творит зло. Почему творение Бога творит зло? Оправдать Бога можно, если то, что мы называем злом им не является. Зло не онтологично. Это недостаток добра. Разум человека ограничен. Он не может судить о том, какой на самом деле поступок. Человеку не известна цель поступка. Достоевский отрицает идею борьбы со злом при помощи зла. Общество, устроенное на насилии есть аморальное общество. Не проникшись любовью к человеку бесноватый разум – самая большая опасность, которая противостоит жизни. Вера в Бога – основа всякой нравственности. Нравственный идеал – идея «соборного всеединства во Христе» , которую он принял и развил от философии славянофильства, понимая её как новейшую форму социальности.
Отдельное место занимает идея любви к родине, народу, в основе которой лежат идеи почвенничества, миссии русского народа перед всем человечеством, которая основана на религиозно-нравственном начале.
Замечание 3
Достоевский оказал огромное влияние не только на русскую философию, культуру и искусство, сформировав особую систему идей, которая делает свой акцент на «раздвижении и углублении метафизического опыта» , но во многом определил вектор развития основополагающих западных философских течений $20$ века, таких как экзистенциализм, фрейдизм, персонализм.
Философия: Учебник для вузов Миронов Владимир Васильевич
5. Философские идеи Ф. М. Достоевского
Характерная черта русской философии – ее связь с литературой – ярко проявилась в произведениях великих художников слова – А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. В. Гоголя, Ф. И. Тютчева, Л. Н. Толстого и др.
Особенно глубокий философский смысл имеет творчество Федора Михайловича Достоевского (1821 – 1881), относящееся к высшим достижениям русского национального самосознания. Его хронологические рамки – 40-70-е гг. XIX в. – время интенсивного развития отечественной философской мысли, формирования главных идейных течений. Достоевский принял участие в осмыслении многих философских и социальных идей и учений своего времени – от возникновения первых социалистических идей на русской почве до философии всеединства В. С. Соловьева.
В 40-е гг. молодой Достоевский примкнул к просветительскому направлению русской мысли: он становится сторонником того течения, что впоследствии сам называл теоретическим социализмом. Эта ориентация привела писателя в социалистический кружок М. В. Буташевича-Петрашевского. В апреле 1849 г. Достоевский был арестован, в вину ему вменялось распространение «преступного о религии и правительстве письма литератора Белинского». Приговор гласил: лишить чинов, всех прав состояния и подвергнуть смертной казни расстрелянием. Казнь была заменена четырехлетней каторгой, которую Достоевский отбывал в Омской крепости. Затем последовала служба рядовым в Семипалатинске. Лишь в 1859 г. он получил разрешение поселиться в Твери, а затем в Петербурге.
Идейное содержание его творчества после каторги претерпело значительное изменение. Писатель приходит к выводу о бессмысленности революционного преобразования общества, поскольку зло, как полагал он, коренится в самой человеческой натуре. Достоевский становится противником распространения в России «общечеловеческого» прогресса и признает важность «почвеннических» идей, разработку которых начинает в журналах «Время» (1861 – 1863) и «Эпоха» (1864-1865). Главное содержание этих идей выражено в формуле: «Возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного». Одновременно Достоевский выступал противником буржуазного строя, как безнравственного общества, подменившего свободу «миллионом». Он порицал современную ему западную культуру за отсутствие в ней «братского начала» и чрезмерно разросшийся индивидуализм.
Главной философской проблемой для Достоевского была проблема человека, над разрешением которой он бился всю свою жизнь: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать…» note 87 Сложность, двойственность, антиномизм человека, отмечал писатель, сильно затрудняют выяснение действительных мотивов его поведения. Причины действий человека обычно гораздо сложнее и разнообразнее, чем мы их потом объясняем. Зачастую человек проявляет своеволие из-за своего бессилия изменить что-либо, из-за одного несогласия с «неумолимыми законами», подобно герою «Записок из подполья» (1864) Достоевского.
Познание нравственной сути человека, с его точки зрения, задача чрезвычайно сложная и многообразная. Сложность ее заключается в том, что человек обладает свободой и волен сам делать выбор между добром и злом. Причем свобода, свободный ум, «бесчинство свободного ума» могут стать орудиями человеческого несчастья, взаимного истребления, способны «завести в такие дебри», из которых нет выхода.
Вершиной философского творчества Достоевского явился роман «Братья Карамазовы» (1879-1880) – последнее и наиболее крупное его произведение, в которое включена философская поэма (легенда, как ее назвал В. В. Розанов) о Великом инквизиторе. Здесь сталкиваются два истолкования человеческой свободы, представленные Великим инквизитором и Христом. Первое – понимание свободы как благополучия, обустройства материальной стороны жизни. Второе – свобода как духовная ценность. Парадокс заключается в том, что, если человек откажется от свободы духовной в пользу того, что Великий инквизитор назвал «тихим, смиренным счастьем», тогда он перестанет быть свободным. Свобода, следовательно, трагична, и нравственное сознание человека, будучи порождением его свободной воли, отличается двойственностью. Но таково оно в действительности, а не в воображении сторонника абстрактного гуманизма, представляющего человека и его духовный мир в идеализированном виде.
Нравственным идеалом мыслителя была идея «соборного всеединства во Христе» (Вяч. Иванов). Он развил идущее от славянофилов понятие соборности, истолковав его не только как идеал соединения в церкви, но и как новую идеальную форму социальности, основанную на религиозно-нравственном альтруизме. Достоевский одинаково не приемлет как буржуазный индивидуализм, так и социалистический коллективизм. Он выдвигает идею братской соборности как «совершенно сознательное и никем не принужденное самопожертвование всего себя в пользу всех».
Особое место в творчестве Достоевского заняла тема любви к родине, России и русскому народу, связанная не только с его «почвенническими» идеями и с отвержением «чуждых идей» нигилистов, но и с представлениями об общественном идеале. Писатель проводит разграничение между народным и интеллигентским пониманием идеала. Если последний предполагает, по его словам, поклонение чему-то носящемуся в воздухе и «которому даже имя придумать трудно», то народность как идеал основана на христианстве. Достоевский делал все возможное, особенно в философско-публицистическом «Дневнике писателя», для пробуждения в обществе национального чувства; он сетовал на то, что, хотя у русских есть «особый дар» восприятия идей чужих национальностей, характер своей национальности они знают порой весьма поверхностно. Достоевский верил во «всемирную отзывчивость» русского человека и считал ее символом гений Пушкина. Он настаивал именно на идее «всечеловечности» и пояснял, что в ней не заключено никакой враждебности Западу. «…Стремление наше в Европу, даже со всеми увлечениями и крайностями его, было не только законно и разумно, в основании своем, но и народно, совпадало вполне с стремлениями духа народного» note 88.
Достоевский как писатель и мыслитель оказал огромное воздействие на духовную атмосферу XX в., на литературу, эстетику, философию (прежде всего на экзистенциализм, персонализм и фрейдизм), и особенно на русскую философию, передав ей не какую-то систему идей, а то, что философ и богослов Г. В. Флоровский назвал «раздвижением и углублением самого метафизического опыта».
Из книги Цель человеческой жизни автора Розанов Василий Васильевич Из книги ИСТИНА в тезисах автора Мороз Юрий Из книги Шесть систем индийской философии автора Мюллер МаксОБЩИЕ ФИЛОСОФСКИЕ ИДЕИ В особенности энергично следует настаивать на том, что в Индии имелся большой общий фонд философского мышления, который, подобно языку, не принадлежал никому в особенности, но был похож на воздух, которым дышал всякий живой и мыслящий человек.
Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич2. Философские идеи М. В. Ломоносова Основателем светского философского образования в России явился Михаил Васильевич Ломоносов (1711 – 1765) – ученый-энциклопедист, реформатор русского языка и литературы.Учился Ломоносов в московской Славяно-греко-латинской академии и в
Из книги Философия: конспект лекций автора Мельникова Надежда Анатольевна Из книги Миросозерцание Достоевского автора Бердяев НиколайГлава I. Духовный образ Достоевского Я не собираюсь писать историко-литературного исследования о Достоевском, не предполагаю дать его биографию и характеристику его личности. Менее всего также моя книга будет этюдом в области «литературной критики» – род творчества не
Из книги История русской философии автора Лосский Николай Онуфриевич Из книги Введение в философию автора Фролов Иван6. Философские идеи в русской литературе: Ф. М. Достоевский и Л. Н. Толстой В истории мировой культуры всегда существовали глубокие связи между философским и художественным творчеством. Особенно же глубоко и органично философские идеи представлены в самых разнообразных
Из книги Том 2. «Проблемы творчества Достоевского», 1929. Статьи о Л.Толстом, 1929. Записи курса лекций по истории русской литературы, 1922–1927 автора Бахтин Михаил МихайловичПроблемы творчества Достоевского Предисловие{1} Предлагаемая книга ограничивается лишь теоретическими проблемами творчества Достоевского. Все исторические проблемы мы должны были исключить. Это не значит, однако, что такой способ рассмотрения мы считаем
Из книги Этика любви и метафизика своеволия: Проблемы нравственной философии. автора Давыдов Юрий НиколаевичГлава четвертая Диалог у Достоевского Самосознание героя у Достоевского сплошь диалогизовано: в каждом своем моменте оно повернуто вовне, напряженно обращается к себе, к другому, к третьему. Вне этой живой обращенности к себе самому и к другим его нет и для себя самого. В
Из книги автора1. Философские идеи основоположников марксизма в контексте развития современного им естествознания Во второй половине XIX века наступает новый этап в развитии марксизма как мировоззрения. Существенно расширяя в этот период область своих научных интересов, Маркс и
Реферат по философии
Философские взгляды Ф.М.Достоевского
Федор Михайлович Достоевский – великий русский писатель, христианский мыслитель и публицист. Н.Бердяев пишет в работе “Миросозерцание Достоевского”, что Достоевский открыл новый духовный мир, вернул человеку его духовную глубину.
Родился Федор Достоевский в 1821 году в семье штаб-лекаря Михаила Андреевича Достоевского и Мария Федоровны, урожденной Нечаевой, дочери московского купца третьей гильдии. С 1831 года Достоевские – владельцы села Дарового и деревни Черемошны в Тульской губернии. Будущий писатель получил неплохое домашнее образование: с ранних лет знает Евангелие, осваивает французский и латинский языки, знакомится с классической европейской и русской литературой – произведениями Жуковского, Карамзина, Вальтера Скотта, Шиллера, знает наизусть почти всего Пушкина, прочитывает Гомера, Шекспира, Сервантеса, Гете, Гюго, Гоголя. В 1834 году он поступает в пансион Чермака, в котором преподавали лучшие педагоги Москвы, изучались древние языки и античная литература.
В 1838 году Федор Достоевский переезжает в Петербург для поступления в Инженерное училище. В 1839 году умирает его отец (есть подозрение, что он был убит его крепостными крестьянами). Потрясение, связанное с известием о смерти отца, явилось причиной первого эпилептического припадка Достоевского.
В годы учения в училище начинаются опыты литературного творчества, в 1841 году пишутся оставшиеся неизвестными драмы “Мария Стюарт” и “Борис Годунов” – знак изучения Шиллера и Пушкина. Достоевский занимается переводами романов Бальзака и Жорж Санд. Во время учебы живет очень бедно. Получая из дома значительные суммы, довольно беспорядочно их тратит, снова залезая в долги. Вообще денежные проблемы всю жизнь преследовали писателя. Лишь брак с Анной Григорьевной Сниткиной в 1867 году (вторая жена Достоевского), взявшей на себя устройство его издательских дел и отношений с кредиторами, ослабил напор этих проблем.
В 1843 году заканчивается учеба в училище и начинается служба в инженерном корпусе при Санкт-Петербургской инженерной команде. В феврале 1844 года Достоевский отказывается от наследственных прав на владение землей и крестьянами в обмен на небольшую, единовременно выплаченную сумму денег, в октябре того же года выходит в отставку.
В ноябре 1844 года написана повесть “Бедные люди”. Через Д.В.Григоровича повесть попадает к Н.А.Некрасову, который, за ночь прочитав ее, едет вместе с Григоровичем около четырех утра знакомиться с автором. Повесть читает В.Г.Белинский и тоже приходит от нее в восторг. В 1845 году повесть публикуется в “Петербургском сборнике”, она приносит Достоевскому славу “второго Гоголя”. Однако следующие его повести и рассказы: “Двойник”, “Господин Прохарчин”, “Хозяйка” – вызывают недоумение и досаду тех, кто им недавно так восхищался. Творчество Достоевского все менее укладывается в рамки реалистической натуральной школы с ее критикой социальной действительности и любовью к “маленькому человеку”.
В 1847 году Достоевский начинает посещать кружок М.В.Буташевича-Петрашевского, на котором обсуждались планы преобразований в России на основе идей французского утопического социалиста Шарля Фурье. В апреле 1849 года членов кружка, в том числе и Достоевского, арестовывают и помещают в Петропавловскую крепость. В декабре 1849 года осужденных привозят на Семеновский плац, имитируют приготовления к смертной казни и в последний момент сообщают царскую милость о замене казни каторгой и последующей ссылкой. Свои переживания перед казнью Достоевский через много лет отразит в романе “Идиот”. Достоевский отбывает 4 года в Омской каторжной тюрьме, после чего до 1859 года служит сначала солдатом, а затем унтер-офицером и прапорщиком в Семипалатинске. В 1859 году получает дозволение вернуться в Россию с проживанием в Твери, вскоре и это ограничение было снято, и Достоевский в возрасте 38 лет, наконец, возвращается в Петербург.
С этого времени начинается второй период творчества Достоевского, принесший ему мировую известность и славу. В начале 60-х годов выходят “Записки из Мертвого дома”, отразившие опыт жизни на каторге, а также роман “Униженные и оскорбленные”. В 62-63 годах Достоевский выезжает заграницу, после чего публикует “Зимние заметки о летних впечатлениях”, посвященные его встрече с европейской цивилизацией в ее буржуазной реальности.
В 1864 году выходят “Записки из подполья”, исповедальная по форме работа; в ней намечается та диалектика свободы и своеволия, которая будет развернута в последующих романах: “Преступление и наказание” (1865-66), “Идиот” (1867-68), “Бесы” (1870-73), “Подросток” (1874-75), “Братья Карамазовы” (1878-80).
Достоевский не только писатель, но с1861 по 1874 годы редактор литературно-публицистических журналов “Время”, “Эпоха”, “Гражданин”. Он создатель “Дневников писателя”, выходивших в 70-е и 80-й годы, – особого литературного жанра, соединившего публицистику на злобу дня с художественными произведениями. Именно в “Дневниках писателя” были помещены рассказы “Кроткая” и “Сон смешного человека”.
Умер Ф.М.Достоевский в январе 1881 года и был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры по соседству с могилами Карамзина и Жуковского.
В изложении философской проблематики творчества Достоевского мы будем опираться на работы М.М.Бахтина, Н.А.Бердяева, Б.П.Вышеславцева.
Общей темой произведений Достоевского является человеческая свобода. Здесь он совершает шаг вперед по сравнению с классической европейской философией. В последней свобода (например, в философии И.Канта) рассматривалась, с одной стороны, как поведение, неподвластное природной причинной необходимости, но, с другой стороны, отождествлялась с сознательным подчинением нравственному долгу. В качестве природного и социального существа человек, конечно, следует своим эгоистическим, в том числе классово-групповым интересам, стремится к личному счастью и к выгоде. В то же время человек способен в своем поведении исходить из всеобщих нравственных законов, и в этой своей способности следовать нравственным законам вопреки своей природной и социальной обусловленности человек выступает как свободное существо.
Таким образом, свобода сводилась к другому виду необходимости – не природной, но нравственной. Не случайно классическая философия явилась источником социалистических теорий, согласно которым конечная цель исторического прогресса состоит в построении на началах разума общественных отношений, при которых все люди необходимо были бы добрыми и нравственными.
Согласно Достоевскому, человеческая свобода, чтобы остаться именно свободой, а не еще одним видом необходимости, неизбежно должна включать свободу произвола, чистого каприза, иррационального “глупого хотенья” (“Записки из подполья”) не только по отношению к причинным закономерностям, но и по отношению к нравственным ценностям. Эта возможность произвола есть условие того, чтобы нравственный выбор был не принудительным, но действительно свободным. Только в этом случае личность несет ответственность за свое поведение, что, собственно, и означает быть личностью. Таким образом, исходной формой свободы выступает чистое самовластие человеческого Я. И лишь над этой первичной свободой возвышается другая – высшая свобода, совпадающая с сознательным подчинением нравственному долгу.
Здесь возникает напряженная антиномия, которую не знает классическая философия: человеческая свобода должна быть подчинена нравственным ценностям (тезис), и человеческая свобода должна включать возможность произвола по отношению к нравственным ценностям (антитезис). Противоречивый характер человеческой свободы открывает возможность восстания личности, которая не хочет быть средством даже по отношению к так называемым высшим ценностям, она хочет быть целью самой для себя, совершенно отбрасывающей всякое принудительное, извне идущее долженствование. Опыт такого восстания, опыт своеволия и показывает Достоевский в своих романах. Он берет человека, отпущенного на свободу, и исследует судьбу его в свободе.
Путь человека на свободе начинается с крайнего индивидуализма и бунта против внешнего миропорядка. Выясняется, что природа человека полярна и иррациональна. Человек отнюдь не стремится именно к выгоде, в своем своеволии он сплошь и рядом предпочитает страдание. Свобода выше благополучия. Эта безмерная свобода мучит человека, влечет его к гибели. И человек дорожит этой мукой и этой гибелью.
Подпольный человек отвергает всякую рациональную, заранее продуманную организацию всеобщей гармонии и благополучия. Он уверен, что даже в случае построения в будущем такого общества обязательно появится какой-нибудь джентльмен с неблагородной и насмешливой физиономией и предложит столкнуть ногой все это благоразумие единственно с целью, “чтоб нам опять по своей глупой воле пожить”. И он непременно найдет последователей. Человек так устроен, что “всегда и везде, кто бы он ни был, любил действовать так, как хотел, а вовсе не так, как повелевали ему разум и выгода; хотеть же можно и против собственной выгоды, а иногда и положительно должно”. “Ведь это глупейшее, ведь этот свой каприз, и в самом деле, господа, … может быть выгоднее всех выгод, даже и в таком случае, если приносит нам явный вред и противоречит самым здравым заключениям нашего рассудка о выгодах, - потому что во всяком случае сохраняет нам самое главное и самое дорогое, то есть нашу личность и нашу индивидуальность”. Человек “свои фантастические мечты, свою пошлейшую глупость пожелает удержать за собой, единственно для того, чтобы самому себе подтвердить (точно это так уж необходимо), что люди все еще люди, а не фортепьянные клавиши…”.
Человеческая природа никогда не может быть рационализирована, всегда остается некий иррациональный остаток, и в нем – источник жизни. И в обществе всегда присутствует иррациональное начало, и человеческая свобода, которая стремится, чтобы “по своей глупой воле пожить”, не допустит превращения общества в муравейник. Здесь обнаруживается у Достоевского обостренное чувство личности и глубокое недоверие к любому окончательному устроению человеческой судьбы.
Достоевский прошел тернистый путь, его судьба была нелегкой, и это не могло не отобразиться на его взглядах и философии. Становление Достоевского как философа было основано на многих факторах — воспитание, окружение писателя, литература, прочитанная им, кружок Петрашевского и, несомненно, каторга.
Основные идеи философии Достоевского
Этические и философские взгляды Достоевского всегда имели одну направленность — человек. Именно в человеке он видел наибольшую ценность и наибольшие возможности. Ни социум, ни сословные общества никогда не выделялись автором так, как идея личности. Его познание мира происходило больше через человека, а не через события.
В 1839 году Федор писал брату Михаилу — “Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком”
Основным направлением философии Достоевского называют Гуманизм
— систему идей и взглядов в которой человек является наибольшей ценностью, и которая призвана создать лучшие условия для жизни и духовного развития.
Исследователи Достоевского как философа (В частности Бердяев Н. А.) выделяют несколько важных идей в его творчестве:
- Человек и его судьба. В его романах наблюдается некая исступленность в познании людей, и раскрытия их судьбы. Так, князь Мышкин пытается узнать двух женщин, но старается помочь всем окружающим, что в итоге, и влияет на его судьбу.
- Свобода. Многие цитируют отрывки из дневника писателя, чтобы показать будто он был противником свободы в общественно-политическом смысле. Но сквозь всё его творчество проходит свобода внутренняя, свобода выбора. Так, Родион Раскольников сам выбирает сдачу с повинной.
- Зло и преступление. Не отказывая человеку в свободе, Достоевский не отказывает ему и в праве на ошибку или злой умысел. Достоевский хочет познать зло через своих героев, но в тоже время он считает что свободная личность, должна нести ответственность за свои поступки, и наказание за свои преступления.
- Любовь, страсть. Перо писателя рассказало нам множество историй о любви — это и любовь Мышкина к Настасье и Аглае, и страсть Ставрогина ко многим женщинам. Страсть и трагизм любви занимает особое место в творчестве Достоевского.
Ранний Достоевский
Достоевский времен написания романа “Бедные люди” и участия в кружке Петрашевцев это социалист, как он сам себя называл — сторонник теоретического социализма. Хотя исследователи отмечают, что социализм Достоевского был слишком идеалистическим, отвергающим материализм
Достоевский раннего периода считает, что необходимо уменьшать напряжение в обществе, и делать это с помощью пропагандирования социалистических идей. Он опирается на утопические идеи западной европы — Сен-Симона, Р. Оуэна, также большое значение для Достоевского имели идеи Консидерана, Кабе, Фурье.
Достоевский после каторги
Идейное содержание творчества Достоевского после каторги кардинально изменилось. Здесь мы встречаем уже более консервативного человека — он отрицает атеизм, доказывает несостоятельность социализма и революционных изменений в обществе. Призывает вернуться к народному корню, к признанию духа народного. Он считает буржуазный капитализм бездушным, безнравственным, лишенным братского начала.