План-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: НОД в форме занятия "Полезные ископаемые". Конспект НОД «Знакомство с полезными ископаемыми
Открытое интегрированное занятие по экологическому воспитанию для детей подготовительной группы.
Цель : формирование правильного представления об окружающем мире, о рациональном использовании природных ресурсов в быту.
Образовательные задачи:
- расширять знания о полезных ископаемых, классифицировать их по группам: железные руды, строительные материалы, горючие и самоцветы;
- расширять и активизировать словарный запас детей;
- знакомить детей со свойствами и качествами соли;
- упражнять в ориентировке на листе;
- закреплять умение определять первый звук в слове, записывать соответствующую букву, читать написанное.
- развивать интерес и активность в процессе познавательно-исследовательской деятельности;
- активизировать мыслительную деятельность, память, внимание.
- воспитывать экологически грамотное поведение в быту и природе;
- воспитывать чувство гордости за свой родной край.
Предварительная работа : рассматривание полезных ископаемых (уголь, нефть, песок, глина, железная руда, самоцветы), рассматривание иллюстраций и картинок, просмотр видеофильмов, беседы на темы «Для чего нужен газ/уголь/нефть?», «Где что добывают?».
Ход занятия
Воспитатель : Ребята, к нам в детский сад сегодня принесли старинную бутылку, которую моряки нашли в море. Здесь лежит какая-то карта. Посмотрим! (Открывает карту .) Остров Сокровищ! Давайте отправимся на этот остров! Но для этого нужно уметь пользоваться картой, уметь её читать. Посмотрите на карту, давайте определим, где находится какой остров. (На экране геометрические фигуры, дети определяют их расположение. Примеры вопросов: какой остров находится в правом верхнем углу, где находится остров Треугольника? )Воспитатель : Молодцы! Теперь можно отправляться в путешествие. Занимайте места на корабле. (Дети садятся на стульчики. На экране телевизора появляется картинка с изображением корабля в море .)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, вот уже и остров Сокровищ. Давайте сойдём с корабля на сушу. (Воспитатель выносит макет .)
Воспитатель : Посмотрите, это же остров Полезных ископаемых! А кто знает, что такое «полезные ископаемые»? (Ответы детей .) Полезные ископаемые – это природные богатства, которые добывают люди на земле и под землёй и используют их в хозяйстве. Полезные ископаемые – это сокровища Земли. Давайте вспомним, какие бывают полезные ископаемые? Отгадайте загадки.
Мне, ребята, после плавки
Сталью быть охота.
Сталь нужна и для булавки,
И для самолёта.
А сама-то я невзрачна,
Тёмною бываю.
Под землёй, в пещерах мрачных
Часто залегаю. (Железная руда
.)
И липка, и жирна, и мягка,
А посуда из неё крепка! (Глина
.)
Он и жёлтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Можешь ты его копать
И в ведёрко насыпать. (Песок
.)
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил. (Мел
.)
Без неё не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть
.)
Воспитатель : Вы отгадали загадки о полезных ископаемых, а вот люди, которые их находят, называются геологами. Есть такая профессия – геолог. Мы сейчас с вами станем геологами и расскажем о полезных ископаемых. (Четверо детей рассказывают об ископаемых .)
Воспитатель : А сейчас мы поиграем. Нужно разделить полезные ископаемые на группы. (Дидактическая игра «Полезные ископаемые».)
Воспитатель : Ребята, посмотрите, попугай принёс нам письмо. Давайте его прочитаем. Но, чтобы его прочитать, нужно определить первый звук с каждой картинки и записать в клеточки соответствующие буквы. (Дети находят письмо, читают его и находят сундук. Воспитатель открывает его .)
Воспитатель : Ребята, что же это в сундуке?
В серых скалах её вырубали,
Из морей и озёр добывали,
Чтоб потом положить по щепотке
В миски, плошки, горшки, сковородки.
Рис и рыба, фасоль и салат
Сразу стали вкусней во сто крат! (Соль
.)
Воспитатель : Соль – это тоже полезное ископаемое, а значит сокровище Земли. А сейчас я вас приглашаю пройти в нашу выездную лабораторию. Давайте рассмотрим соль поближе. Какого цвета соль? Теперь понюхаем соль, имеет ли она запах? Потрогайте, какая она на ощупь? Попробуем её на вкус, какая она? Давайте определим, тонет она в воде или нет? Давайте помешаем, что произошло? (Дети проводят опыты .)
Воспитатель : Теперь переместимся к экрану. (Видеофильм «Соль». ) В глубокой древности соль была дороже золота, солью расплачивались за товар вместо денег. И её называли «белым золотом». Соль бывает каменная, поваренная и морская. Каменную соль добывают в соляных шахтах. Выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят на конвейер и поднимают наверх. Поваренную соль добывают из каменной соли и из соляных озёр с помощью специальных комбайнов. Посмотрите, как они работают. А потом соль грузят в вагоны. Морскую соль добывают путём выпаривания из морской воды. Соль, действительно, – сокровище. Она просто необходима для жизни человека, её не только употребляют в пищу, но и лечат различные заболевания.
Воспитатель : Ребята, с каждым годом мы используем всё больше и больше полезных ископаемых, и со временем они могут иссякнуть. Полезные ископаемые нужно экономить. А как? Бережно относиться к воде. Чтобы сэкономить газ, газовые плиты заменяют на электрические. Нужно сортировать мусор, чтобы отправить потом его на перерабатывающие заводы. Значит, даже мы с вами можем экономить полезные ископаемые.
Воспитатель
: Сегодня мы с вами узнали об ещё одном полезном ископаемом – соли. Узнали, как используется соль. А ещё на соли можно рисовать, как на песке. И, заканчивая наше путешествие, я приглашаю вас пройти к столам и попробовать нарисовать картины. (Дети подходят к столам, на которых стоят тарелочки с солью. Рисуют палочками
.)
Ирина Сергеева, воспитатель ГБОУ Школа № 1794 (корп. 2)
Организация: МБДОУ ДС/КВ №134
Населенный пункт: Иркутская область, г. Братск
Цель: Формировать у детей представления о полезных ископаемых, их роли в жизни человека.
- Познакомить детей с внешним видом полезных ископаемых, с их свойствами (каменный уголь, нефть, соль)
- Расширить знания детей об использовании полезных ископаемых человеком.
- Закреплять умение исследовать предмет с помощью разных органов чувств, называть его свойства и особенности, используя модели;
- Развивать любознательность, логическое мышление, речь, интерес к природным ресурсам.
- Воспитывать бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Материал: Глобус, карта, коллекция полезных ископаемых, модели использования полезных ископаемых (нефть, уголь), материалы для проведения опытов (сухое горючее, уголь, нефть, соль, лупы, пипетки, колбы)
Предварительная работа:
- чтение сказок: "Полезные ископаемые", "Сказка об угольке", "Данило-мастер".
- игры "Путешествие по глобусу", "Геологи".
- моделирование, экспериментирование, сбор коллекции минералов.
Воспитатель приглашает детей пройти в группу и сесть на ковер (на середине ковра находится глобус),
Ребята, что это?(Глобус).
Что он изображает?(модель Земли)
Какого он цвета?(разноцветный)
Что отмечено на глобусе коричневым цветом?(горы)
Коричневый цвет везде одинаков?(нет). Почему?(где темнее, там горы высокие и т.д.)
Ребята, сегодня я хочу познакомить вас с полезными ископаемыми, которые человек добывает в горах и недрах земли. Горы образовались за многие миллионы лет, они образовались из остатков животных и растений, поэтому в горах и недрах земли встречаются полезные ископаемые. (Воспитатель убирает глобус, показывает карту). Что это?(карта). Да, верно. Карта тоже модель нашей земли. Вот тоже горы (показ). Посмотрите, на этой карте есть еще и разные черные значки. Эти значки показывают где, какие полезные ископаемые находятся.
Скажите, кто занимается поиском полезных ископаемых и расставляет эти значки? (геологи). Вот геологи подари ли нам коробочки с полезными ископаемыми. Давайте пройдем и рассмотрим их. (Дети подходят к столам и рассматривают, трогают полезные ископаемые. Воспитатель обращает внимание на каменный уголь. Берет в руки и предлагает детям рассмотреть его).
Какого цвета каменный уголь? (черный)
Какой он на ощупь?(твердый, шершавый)
Пахнет или нет?
Знаете, ребята, уголь хотя и твердый, но он легко может раскрошиться при ударе (воспитатель показывает как уголь крошится).
Уголь еще и какой?(хрупкий).
Скажите, а кто добывает каменный уголь?(шахтеры).
Где добывают его?(в шахтах)
А зачем нужен каменный уголь человеку?(ответы детей)
Давайте проверим, хорошо ли горит и выделяет тепло каменный уголь? (опыт: поджигаем уголь, дети наблюдают за его горением, затем воспитатель предлагает подержать руки над огнем).
Что ощутили? (тепло)
Мы знаем, как человек использует уголь. Давайте выложим модель, как и где человек использует каменный уголь. (дети подбирают картинки где используется каменный уголь и выкладывают модель)
Посмотрите, вот еще одно полезное ископаемое (показ нефти). Дети подходят к столу.
Как вы думаете, что это? (нефть). Да, верно это нефть. Ученые считают, что нефть образовалась глубоко в земле из остатков животных и растений, которые жили многие миллионы лет назад.
Нефть-это камень?(жидкость)
Какого цвета?(черная)
Давайте понюхаем ее. Есть ли запах? (есть). Нефть-это масляная жидкость черного цвета с резким запахом.
Скажите, где добывают нефть? (в недрах земли).
Как называют тех людей, что добывают нефть?(нефтяники).
Нефтяники строят буровые вышки(показ иллюстраций) и добывают нефть.
Как вы думаете, для чего человеку нужна нефть?(ответы детей).
Да, верно, нефть как и уголь хорошо горит, в воде она не растворяется. Давайте попробуем.(воспитатель наливает в воду нефть, дети наблюдают, что происходит с нефтью).
Если нефть попадает в море, океан, то она загрязняет воду и все живое при этом погибает. (Воспитатель наливает немного нефти в блюдце и поджигает. Дети наблюдают, что происходит. Ставят ладони над огнем.
Нефть хорошо горит и выделяет энергию. Ребята скажите зачем человеку нужна нефть? (делать из нее бензин, керосин, солярку, смазочные вещества и т.д.).
А как человек должен обращаться с нефтью?(аккуратно, чтобы не загрязнять атмосферу). Вот сейчас я посмотрю, что вы знаете о том, как человек использует нефть. Вот у меня схема - модель, попробуйте дополнить ее теми картинками, где изображено как человек использует нефть (дети выкладывают и дают пояснения, почему выбрали именно эту картинку).
У нас есть еще один минерал. (в колбе соль).
Как вы думаете, что это? (соль). Почему она оказалась среди полезных ископаемых (ее добывают из недр земли). Каким цветом соль? (белая). Как вы думаете, она твердая как уголь? (ответы детей). Давайте проверим. (воспитатель берет комок соли, слегка нажимает на него и он рассыпается).
Что произошло? (соль рассыпалась)
Какая соль? (сыпучая)
Возьмите свою чашечку с солью. Понюхайте соль. Запах есть? (да, но не сильный). Возьмите лупу и рассмотрите соль через нее. (дети рассматривают).
Из чего состоит соль? (из крупинок, кристалликов).
Как вы думаете, соль растворяется в воде? (да).
Воспитатель берет стакан с водой и добавляет в нее соль. Дети наблюдают, что происходит.
Что произошло с солью? (растворилась). Как вы думаете, вода какой стала? (соленой). Давайте попробуем. (воспитатель пипеткой капает по капельки на язык).
Вывод: соль белого цвета, с несильным запахом, сыпучая, состоит из кристалликов, хорошо растворяется в воде.
А человеку зачем соль? (ответы детей). Ребята я вас приглашаю пройти на ковер. (дети усаживаются). Сегодня мы с вами познакомились с полезными ископаемыми, назовите их? (ответы детей). Скажите, важны ли для человека полезные ископаемые? Я хочу прочитать вам сказку о том, как вели спор полезные ископаемые, а вы послушайте и определите, кто из них самый важный.(Воспитатель читает сказку из книги "Мир вокруг нас". Вопросы после чтения).
О чем спорили полезные ископаемые? (кто из них самый важный)
А как вы думаете, кто из них главный? (они каждый по своему главный).
Верно, все полезные ископаемые по своему важны для человека. Ведь без них невозможна деятельность человека. К сожалению, полезные ископаемые - это такие богатства, которые нельзя восстановить. Ведь они образовались за многие миллионы лет, и поэтому люди должны бережно использовать подземные богатства.
Список используемой литературы
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001.
- «Юный эколог», С.Н. Николаева – М.: Мозаика - Синтез, 199
- Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду, А.И. Иванова. Человек.-М, 2007
- Мир вокруг нас, Географический атлас для детей, 1991.
Нефть самое лучшее и самое дешёвое топливо для промышленности и транспорта. Ещё в древнейшие времена она была известна людям, но добывать её в большом количестве начали только с середины прошлого века. За цвет и неоценимые качества прозвали нефть «чёрным золотом».
Сначала люди использовали нефть как топливо. Им даже не снилось, какие удивительные сокровища таит в себе эта чёрная, липкая, неприятная на вид жидкость. Нефть образовалась на дне бывших морей и озёр в очень давние времена, когда нога человека ещё не ступала по земле. Из чего? Из остатков растений и живых существ, населявших водные пространства. В течение миллионов лет эти разлагавшиеся остатки накапливались и соединялись с другими веществами.
Постепенно образовались подземные моря чёрной жидкости - нефти. «Чёрного золота» в недрах земли много. Очень много её в России. Как перерабатывают нефть? Сначала её очищают от песка, воды, минеральных солей и газов, а потом направляют на трубопровод в специальные аппараты.
При переработке нефти получают: керосин, бензин, гудрон, мазут, ракетное, моторное топливо. Ни автомобиль, ни космический корабль, ни поезд не смогли бы отправиться в путь, если бы не было нефти. (Рассматриваем образцы имеющихся производных от перегонки нефти). Парафин также своим происхождением обязан нефти.
Оказывается цветные карандаши, мыло, бумага и краски делают из парафина, соединяя его с другими химическими веществами. Учёные научились создавать такие вещества, которых в природе не существует. Например, каучук или резина, как его ещё называют. Из него производят автомобильные шины, мячи, резиновые сапоги.
Ваши мамы и папы пользуются ароматными духами, одеколоном, а ведь приятный запах придали духам пахучие вещества, полученные из нефти. каких только сокровищ не таит оно в себе! Поэтому люди должны ценить и помнить, что расходовать нефть, как другие полезные ископаемые, надо бережно, не допуская перерасход.
Существует множество полезных ископаемых, которые добываются из недр Земли. Все они крайне важны, поскольку позволяют получить необходимые для комфортной жизни вещи. Они дают возможность обогревать жилища, питаться, перемещаться в пространстве с большой скоростью, делать чудесные украшения и много другого. Во время исследований ученые открывают очень интересные факты о полезных ископаемых, которые позволяют побольше узнать о тайнах, скрывающихся в подземных глубинах.
- Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива . Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.
- Малахит – полудрагоценный камень, из которого делаются потрясающие украшения . Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.
- Обсидиан – вулканическое стекло . Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.
- Сегодня каждый человек знает что такое нефть, и как она происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что нефть является ничем иным, как мочой китов . Черное золото начали добывать путем сбора его с поверхности водоемов. В нынешнее время нефть выкачивают из недр Земли при помощи насосных станций.
- Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, золото было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.
- Железная руда издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из железной руды датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.
- Хлористый натрий или соль добывается в наибольшем количестве . Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6% его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17% соли. Львиная доля этого минерала используется промышленностью и составляет 77% от всей добычи.
- Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина . В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.
- Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.
- Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.
- Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли . При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.
- Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов . В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.
- Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.
- О почве можно постоянно узнавать много нового. Так, ученые исследовали распространенное полезное ископаемое – торф. Они выявили в нем своеобразные нити, которые отличаются необычайной прочностью. Это открытие нашло свое применение в легкой промышленности. В Голландии были представлены первые изделия из торфяных нитей. Торф является прекрасным консервантом . Он сохраняет останки, попавшие в него тысячи лет назад. Это позволяет ученым узнавать интересные факты о скелете человека, жившего задолго до наших дней, и исследовать останки уже исчезнувших видов животных.
- Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству .
Программное содержание:
1. Дать детям представление об Урале – как богатейшем крае страны, полезными ископаемыми.
2. Закреплять знания детей о полезных ископаемых, их свойствах и применении.
3. Развивать сенсорно-эстетическое восприятие (всматриваться, любоваться), активизируя наглядно-действенные способы познания детьми предметов; Развивать наблюдательность и познавательную активность.
Материалы:
Карта России, фотографии с видом Урала, картины с пейзажами Уральских гор, Книга М.М. Мамина - Сибиряка «Зеленые горы», коллекция материалов и камней, фиточай, изделия из камней, металла, сувениры, магнит, 2 столика, магнитная доска, условные знаки полезных ископаемых, карточки со словами, обозначающих предмет.
Предварительная работа:
Изучение некоторых полезных ископаемых, их свойства, применение; чтение сказок П. Бажова «Живинка в деле», «Каменный цветок»; сбор коллекции камней вместе с детьми; работа с глобусом, картой; изучение некоторых природных зон России; изучение поверхности земной коры;
Ход занятий:
Воспитатель вместе с детьми входит в зал, подходит к карте России.
В.: Ребята, посмотрите какая красивая картина. И зеленые лужайки, и голубые полоски, и желтый песочек.
Д.: Это карта.
В.: А что такое карта? /ответы детей/.
Карта – это условное изображение земли на плоскости, на бумаге. /Изображение рек, гор, лесов и т.д./.
Перед нами карта России – наша страна огромная, удивительно разнообразная природой. Суровая красота арктических побережий сменяется живописными лесами, по равнинам текут величавые реки, вершины высоких гор покрыты снегами. Более ста лет назад русский поэт Иван Никитин в стихотворении «Русь», сказал:
Это ты, моя
Русь державная,
Моя Родина
Православная!
Широко ты, Русь,
По Лицу Земли
В красе царственной
Развернулася!...
Наша родина не только очень красивая, но и очень богата различными полезными ископаемыми. А вы знаете что это такое? /Ответы детей/. Полезные ископаемые - это образование земной коры, они бывают очень разные, люди их используют в хозяйственной деятельности.
А какие вы знаете полезные ископаемые? /Ответы детей/.
А как вы думаете, на какие большие группы их можно разделить? /Ответы детей/.
Твердые (руды, уголь, мрамор, гранит, соль).
Жидкие (нефть, минеральная вода).
Газовые (Горючие газы, метан, пропан, гелий).
Вывод: Теперь вы точно знаете, что такое полезные ископаемые. А хотите ли вы узнать какой край в России самый богатый полезными ископаемыми? А отправиться на поиски полезных ископаемых, хотите?
Тогда возьмитесь за руки и в путь!
Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу.
Подходят к стенду с пейзажами Уральских гор. Открывают глаза, перед ними первый воспитатель в русском костюме.
(знакомит детей с красивым, богатым краем)
Хозяйка Медной Горы:
Здравствуйте, ребята! Вот вы и попали ко мне в гости. Вы на Урале – в самом красивом, самом богатом крае в России. Я – Хозяйка медной горы. Полюбуйтесь красотой моих гор. Уральские горы протянулись с севера на юг более чем на две тысячи километров, они издавна считаются границей между Европой и Азией. Горы Урала не высокие, но недра необыкновенно богатые.
А хотите заглянуть в недра моих гор? Я вас познакомлю с некоторыми своими богатствами.
Дети подходят к столу, где есть коллекция полезных ископаемых, рассматривают, знакомятся.
Каменный уголь – это горная порода, залегает пластами, мощность (толщина) до нескольких метров. Уголь – один из важнейших видов топлива, он используется в металлургической, химической промышленности, используется людьми для отопления помещений. По цвету он черный, имеет блеск, от сильных ударов крошится. /Дети рассматривают/.
Ребята, а вы помните, кто однажды в старину увлекся добычей угля и решил не пробовать другие ремесла?
Ответы детей:- Тихома, из сказки Павла Бажова «Живинка в деле».
Железные руды – природное минеральное скопление, содержащее железо. Встречается в горных породах в виде твердых скоплений, пластин. Этот минерал от красно-бурого до черного цвета. Руду перерабатывают и получают железо, В огромных доменных печах выплавляют метал из руды. При высокой температуре, железо расплавляется, и люди заливая его в формы, получают нужные детали, предметы, орудия труда и т.д. /показ на картинке доменной печи/. Железо обладает одним, очень интересным свойством – оно притягивается магнитом (другим минералом).
Опыт: Притягивание деталей магнитом: шуруп, ножницы, медная пластина, пружина, алюминиевая болванка и др.
Цель: Проверить, какие из деталей изготовлены из железной руды, а какие из других руд.
Вывод: Не все предметы притягиваются магнитом, значит они изготовлены из других руд, не обладающие этим свойством.
Х.: Ребята, вы уже много узнали о железной руде, ее свойства, а теперь давайте немного поиграем и проверим, что вы запомнили.
Игра «Я – магнит».
Цель: Учить выбирать предметы изготовлены из железа.
Игровое правило: Необходимо найти карточку со словом, которое обозначает предмет, изготовленный из железа. /Гвоздь, газета, машина, ножик, трактор, ножницы, телефон, вилка, кукла, платок/.
После игры дети подходят к столу и Хозяйка Медной горы.
Продолжает их знакомить с полезными ископаемыми.
Мрамор – кристаллическая горная порода, очень прочный камень, бывает различного цвета: красный, серый, белый. Применяется как отделочный материал при строительстве различный зданий, станций метро. Из мрамора скульпторы высекают различные фигуры, памятники которые украшают наши города. /Показ на картинке зданий, скульптур/.
Х.: Но, не только строительными материалами и металлами богата я – Хозяйка Медной горы, я владелица огромных залежей драгоценных камней.
Самоцветы – минеральные тела, обладающие красотой окраски, блеском, твердостью. Самые знаменитые из них малахит, лазурит, яшма, аметист, горный хрусталь. Эти камни имеют большую ценность, за свою красоту. Их не используют в строительстве, их них делают различные украшения.
Х.: А вы помните, кто писал об уральских мастерах горного дела? Кто трудился над малахитовой шкатулкой? А вы хотите ее увидеть? /Показ изделий/.
Посмотрите, какая красивая картина, сделана она из камней. Ее рамка зеленый мрамор, листья на березе из горного хрусталя и родонита, вода в реке из флюорита, а ветви сосны из очень красивого малахита.
Мастера умеют красиво и правильно обрабатывать камень, так чтобы он засверкал всеми своими гранями, показал свою красоту.
Посмотрите, как картина блестит, переливается. /Дать картину детям подержать в руках, рассмотреть/.
Х.: Ребята, а вы знаете что Урал богат не только своими горными кладовыми, но и своей культурой. В старину проводились различные обряды, один из них: «Как девица, выбирала добра молодца». Может кто то из вас знает этот хоровод?
Все: Милый мой, хоровод /2 раза/
Стой, не расходись /2 раза/
Девица: Уж я пела, да плясала /2 раза/
Хоровод водила, венок обронила.
Все: Родный батюшка идет /2 раза/
Венок не несет /2 раза/
Родна матушка идет /2 раза/
Венок не несет /2 раза/
Добрый молодец идет /2 раза/
Он несет венок.
Ребенок: Спасибо, Хозяйка Медной горы, но нам в путь нужно отправляться.
Х.: Какие вы молодцы ребята! Спасибо вам, что внимательно слушали меня. Но прежде чем вы уйдете, я вам угощу чаем, но чаем не простым, а с лечебными травами, вкусными, полезными, ароматными. Их у меня на Урале очень много. Есть у меня в одном селенье бабушка одна, она у нас «за место лекаря, по большой славе. Силу в травах знают…» П.Бажов.
А кто ни будь из вас слышал о ней? Как ее зовут? /Вихориха/.
Чаепитие.
Хозяйка медной горы прощается с детьми, дарит им картину.
Х.: Пусть эта картина будет у вас на память о нашей встрече, любуйтесь красотой уральских самоцветов, работой каменных дел мастеров и вспоминайте Урал. У меня есть еще много полезных ископаемых, о которых я хотела бы вам рассказать. Поэтому надеюсь, что мы еще увидимся с вами.
А теперь возьмитесь за руки, закройте глаза и в путь.
Звучит музыка, дети со вторым воспитателем идут по залу,
Подходят к карте.
В.: Вот и закончилось ваше путешествие. Понравилось ли вам оно? У кого гостили? Что видели? Что нового узнали? /Ответы детей/.
По ответам детей воспитатель условными знаками обозначает полезные ископаемые на карте: уголь, железная руда, гранит, мрамор.
В.: Посмотрите, сколько на карте знаков, а что это значит? /Ответы детей/.
Урал – один из самых богатых краев России. Побывав там невозможно не влюбиться в красоту этого края. Надеюсь, что вам тоже посчастливится побывать там, и увидеть все своими глазами.