Презентация к уроку по окружающему миру (подготовительная группа) на тему: презентация к НОД "Полезные ископаемые". Полезные ископаемые — интересная информация
Задачи занятия: ; формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны; закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей; интерес к природе.
Ход занятия
Беседа с детьми об объектах живой и неживой природы.
На столе находятся следующие объекты: цветы, камень, кукла.
В. Сегодня мы снова поговорим о живой и неживой природе. Скажите, что из этих предметов живое, а что нет. (Ответы детей.) Почему вы считаете, что цветок – это живая природа. А камень относится к природе? Какая это природа? А почему кукла – это не природа? Ребята, возьмите по одной картинке, посмотрите, что на ней нарисовано, и если это живой объект, положите картинку возле цветка, если это неживая природа – возле камня, а если это не природа, то положите возле куклы. (Дети разглядывают карточки, воспитатель проверяет вместе с детьми правильность выполнения задания.) Воспитатель приглашает детей сесть на стулья.
Беседа с детьми по физической карте свой страны
В. Давайте вспомним, что же такое природа? Замечательный писатель и любитель природы М. Пришвин писал: «Мы хозяева нашей природы и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыба – вода, птицы – воздух, звери – лес и горы, а человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину». А как называется наша Родина? Посмотрите на карту, какая страна на ней изображена?
Наша страна не такая уже и большая, но богатств у неё много. Видите сколько на карте зелёного цвета, значит много зелёных лесов. Синий цвет показывает реки и озёра. В лесу много , в реках и озёрах много рыбы. Но есть ещё богатства и внутри земли, в её недрах. Эти богатства называются полезными ископаемыми. Ищут и находят эти полезные ископаемые люди, профессия которых – геологи.
Представьте себе, что мы с вами геологи, и мы в лаборатории, и будем изучать полезные ископаемые. Лаборатория – это там, где рассматривают, изучают, исследуют разные предметы, делают опыты. Давайте пройдём за столы, там будет наша лаборатория. (Дети садятся за столы.)
Опыты с детьми с полезными ископаемыми.
В. Ребята ископаемые привёз паровозик, хоть он и игрушечный, но полезные ископаемые самые настоящие. В первом вагоне находятся белые камушки. Возьмите их в руки, и скажите, что это? (Мел.) Для чего нужен мел? Откуда же он взялся? Оказывается давно там, где мы живём, было море, в котором было много улиток в раковинах, время шло, улитки погибали, а их раковины падали на дно моря. Их заносило песком и илом, их раковина превращалась в мел. Люди научились добывать мел и использовать его. Очищенный мел врачи приписывают людям, чтобы у них были здоровые зубы и крепкие кости. Называют этот мел — глюканат кальция. Попробуйте таблетку на вкус.
Давайте, мы попробуем, что во втором вагончике. (Соль.) Соль – это тоже полезное ископаемое, её добывают в нашем государстве. Сначала она называется каменной. Как вы думаете, почему? А потом её размалывают, очищают, и она становится пищевой. Почему её называют пищевой? Добывают соль возле таких городов, как… (показывает эти города на карте). но вспомните, что мы с вами геологи, а они ищут полезные ископаемые по горам, болотам, лесам, преодолевая любые препятствия.
Дети садятся перед доской, воспитатель показывает города и обращает внимание на обозначение на карте нефти.
В. Посмотрите, сколько здесь чёрных треугольников, они показывают, что в этих местах, глубоко под землёй течёт река, вода в которой может гореть. Геологи нашли эту реку, загнали в землю стальную трубу. (Показ картинки.) Из трубы забил фонтан чёрной воды, которую называют нефтью. (Показ нефти в пробирке.) Она густая и горит. На специальных заводах из нефти делают бензин, керосин, смолу для асфальта, пластмассу и ещё много вещей. А для чего нужен бензин, керосин, а что делают из пластмассы?
Ребятам предлагается взять чашку с подноса, и отпить немного воды. Что это? (Минеральная вода.) Минеральная вода очень полезна для человека, и она тоже находится в глубине нашей земли. У нас еще много полезных ископаемых, таких как…, но о них мы поговорим на следующем занятии.
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей подготовительной группы, тема: «Полезные ископаемые»
Цели и задачи:
Обобщить знания о полезных ископаемых; дать представление детям о свойствах магнитов и способах их использования в промышленности; развивать стремление к поисково-познавательной деятельности, мыслительную активность, умение наблюдать, анализировать, делать выводы; воспитывать умение работать в коллективе.
Материалы и оборудование:
Посылка, образцы полезных ископаемых, емкость с водой, 5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны, магниты, лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками), заготовки для машинок (дно, крыша), металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка), кусочек пенопласта, партновская игла, цветная бумага, презентация «Полезные ископаемые» (в приложении).
Интеграция образовательных областей:
Познание, коммуникация, здоровье, художественное творчество.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель:
Дети, поздоровайтесь с гостями.
Дети здороваются. В зал вносят посылку. Воспитатель вскрывает посылку. Внутри записка и небольшая коробочка.
Записка:
«Здравствуйте, дорогие ребята группы «Капельки». Пишет вам Крот из сказки «Дюймовочка».
На днях я подсчитывал свои несметные богатства и наткнулся на коробку, которая мне досталась от прадедушки. Там внутри какие-то камушки. Я уже хотел было выбросить их, но Дюймовочка мне посоветовала этого не делать, а сначала разобраться что это. Она посоветовала обратиться к вам за помощью, так как вы уже скоро идете в школу и наверняка многое знаете. Помогите, пожалуйста.
С уважением, Крот.»
Воспитатель:
Что же находиться в коробке? (открывает её)
Дети:
Полезные ископаемые.
Воспитатель:
Почему они так называются?
Дети:
Их добывают из-под земли. Они приносят пользу людям.
Воспитатель:
Какие три вида полезных ископаемых вы знаете?
Дети:
Твердые, жидкие и газообразные.
Воспитатель:
Какими способами их добывают?
Дети:
Открытым (карьер) и закрытым (шахта).
Воспитатель:
Давайте разберемся какие полезные ископаемые в этой коробке.
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.
Дети:
Воспитатель:
Какую пользу приносит гранит?
Дети:
Он используется в строительстве.
Воспитатель:
Раз огромнейший насос
Ухватил меня за нос.
Посадил меня в трубу
По трубе теперь бегу.
Прибегу я на завод -
Там меня нагреют. Вот
Такие вот продукты:
(Не конфеты и не фрукты)
Керосин, бензин, мазут...
Из меня произведут.
Без меня не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимается ракета.
Отгадайте, что же это?
Дети:
Воспитатель:
Что изготавливают из нефти?
Дети:
Бензин, пластмассы, моющие средства, лекарства.
Воспитатель:
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Дети:
Воспитатель:
Какую пользу он приносит людям?
Дети:
Это топливо.
Воспитатель:
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.
Дети:
Воспитатель:
Для чего она используется?
Дети:
Из нее делают кирпичи, посуду, косметику (голубая глина).
Воспитатель:
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.
Дети:
Воспитатель:
Какую пользу он приносит?
Дети:
Это топливо и удобрение.
Воспитатель:
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он - удобрение.
Дети:
Известняк.
Воспитатель:
Где используется известняк?
Дети:
Используется в строительстве. Из него делают мел.
Воспитатель:
На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
Дети:
Воспитатель:
Не зря она варилась в доменной печи.
На славу получились ножницы, ключи...
Дети:
Это руда.
Воспитатель:
Что делают из железной руды?
Дети:
Ножницы, гвозди, рельсы, магнит.
Воспитатель:
Вы сказали магнит. А что вы о нем знаете?
Дети:
Он притягивает железные предметы.
Воспитатель:
Я предлагаю вам отправиться в волшебную страну магнитов, где вы узнаете о свойствах магнитов и способах их применения. Становитесь вкруг на ковер. Полетели.
Дыхательная гимнастика «Крылья»
Вместо рук - большие крылья.
Ну-ка, в небо, эскадрилья!
1 – руки через стороны поднять вверх (вдох);
2 – опустить руки вниз, произнося «вниз» (выдох).
Поднимемся на носочки
Хорошо нам наверху!
Как же вы без нас внизу?
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – подняться на носки. Одновременно поднимая руки и посмотреть на них (вдох);
2 – медленно присесть (спина прямая), колени в стороны, руки вперед и произнести звук «ш-ш-ш» (выдох).
Покачивание
Покачаемся слегка,
А под нами облака.
Исходное положение – ноги на ширине плеч.
1 – наклон вправо – «кач» (вдох)
2 – наклон влево – «кач» (выдох)
Надо посмотреть вокруг.
Рядом ли летит мой друг?
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки на поясе.
1 – повернуться вправо (вдох)
2 – исходное положение (выдох)
3 – повернуться влево (вдох)
4 - исходное положение (выдох)
Мы хлопком встречаем Солнце,
Светит людям пусть в оконца.
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – поднять руки вверх (вдох)
2 – хлопнуть в ладоши, сказав «хлоп» (выдох)
3 – развести руки в стороны (вдох)
4 – исходное положение (выдох)
Мы представим, что мы пчёлы,
Пчёлы в небе – новосёлы.
Исходное положение – ноги слегка расставлены.
1 – развести руки в стороны (вдох)
2 – опустить руки вниз со звуком «з-з-з» (выдох)
Приземление
Приземляемся, ура!
В страну магнитов, детвора!
Исходное положение – ноги на ширине плеч, руки в «замок», опустить вниз.
1 – руки поднять вверх (вдох)
2 – наклон вперед с одновременным опусканием.
Воспитатель:
Вот мы и в волшебной стране магнитов.
Опыты:
Игра-опыт «Рыбалка»
Оборудование:
Емкость с водой,
5 рыбок из цветной клеенки с глазиком-кнопкой, загнутой с обратной стороны,
Магнит.
Ход опыта:
В емкость с водой опустить рыбок.
Прислонить магнит к внешней стороне стакана на уровне рыбки. После того как она «клюнет», медленно двигать магнит по стенке стакана вверх. Так надо выловить всех рыбок.
Результат опыта:
Рыбки следуют за движением магнита и поднимаются вверх до тех пор, пока не приблизятся к поверхности воды. Таким образом их можно легко достать, не замочив рук.
Вывод:
Поле магнита действует и сквозь стекло, и сквозь воду.
Воспитатель:
Благодаря своей способности притягивать предметы под водой магниты используются при строительстве и ремонте подводных сооружений: с их помощью очень удобно закреплять и прокладывать кабель или держать под рукой инструмент.
Игра-опыт «Бумажные гонки»
Оборудование:
Лист картона формата А3 с нарисованной трассой гонок (две дорожки), установленный на четырех кубиках (можно прикрепить кнопками),
Заготовки для машинок (дно, крыша),
Металлические пластинки для каждой машинки (можно от мебельного замка),
Ножницы и скотч (можно клей и кисти),
Магниты.
Ход опыта:
Скотчем прикрепить к днищам автомобилей металлические пластинки и приклеить крыши.
Установить автомобили на старте.
Установить магниты под картоном на уровне старта, где стоят автомобили, и двигать магниты по контурам дороги.
Результат опыта:
Автомобили двигаются по трассе, повторяя движения магнита, который дети двигают под картоном. Поле магнита, проходя через картон, притягивает металлические пластинки, прикрепленные к автомобилям, вынуждая их следовать за магнитом.
Вывод:
Поле магнита действует через картон и бумагу.
Воспитатель:
Магниты могут действовать через бумагу, поэтому их используют, например, для того, чтобы прикреплять записки к металлической дверце холодильника.
Игра-опыт «Магнитная регата»
Оборудование:
Кусочек пенопласта в виде лодочки,
Портновская игла для мачты,
Цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте);
Магнит,
Миска или таз с водой.
Ход опыта:
Пустить лодочку плавать в таз с водой. Управлять лодочкой, двигая магнит над тазом (не касаясь их).
Результат опыта. Магнит приводит лодки в движение, даже если не касается их.
Вывод:
Сила магнита действует даже на расстоянии.
Воспитатель:
Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.
Опыт «Почему иногда два магнита отталкиваются?»
Оборудование (на каждого ребенка или на пару):
Два маленьких мебельных магнита.
Ход опыта:
Поднести два магнита друг к другу.
Перевернуть один из магнитов другой стороной и снова поднести магниты друг к другу.
Результат опыта:
В одном случае магниты притягиваются, в другом отталкиваются.
Воспитатель:
Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости.
Воспитатель:
Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения. Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).
Мы много сегодня с вами узнали о полезных ископаемых и о магнитах. Что вы узнали? Что вам больше всего понравилось? А теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Релаксация «Полет высоко в небе»
(Звучит спокойная расслабляющая музыка).
Воспитатель:
«Закройте глаза и слушайте мой голос. Дышите медленно и легко. Представьте, что вы находитесь на ароматном летнем лугу. Над вами теплое летнее солнце и высокое голубое небо. Вы чувствуете себя абсолютно спокойными и счастливыми. Высоко в небе вы видите птицу, парящую в воздухе. Это большой орел с гладкими и блестящими перьями.
Птица свободно парит в небе, крылья ее распростерты в стороны. Время от времени она медленно взмахивает крыльями. Вы слышите звук крыльев, энергично рассекающих воздух.
Теперь пусть каждый из вас вообразит, что он – птица. Представьте, что вы медленно парите, плывете в воздухе и ваши крылья рассекают воздух. Наслаждайтесь свободой и прекрасными ощущениями парения в воздухе.
А теперь, медленно взмахивая крыльями приближаетесь к земле.
Вот вы уже на земле. Откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение и прекрасное ощущение полета, которое сохранится на весь день».
Воспитатель:
Я предлагаю вам на память о сегодняшних новых знаниях о полезных ископаемых, разукрасить фигурки из глины, которые потом вы заберете домой.
Обо всём на свете:
В 1930 году в американский прокат вышел фильм "Песня мошенника" (The Rogue Song) про похищение девушки в горах Кавказа. Актеры Стэн Лорел, Лоуренс Тиббетт и Оливер Харди сыграли в этом фильме местных жуликов. Удивительно, но эти актеры очень похожи на героев...
Материалы раздела
Занятия для младшей группы.
Окружающий мир наполнен вещами и предметами, без которых невозможно существования человечества. Но в повседневной суете люди редко задумываются о том, что всем благам современной жизни мы обязаны природным ресурсам.
Захватывает дух от наших достижений правда? Человек- вершина эволюции, самое совершенное создание на Земле! А теперь на минуточку задумаемся, почему мы достигли всех этих благ, какие силы должны мы благодарить, чему и кому люди обязаны за все свои блага?
Внимательно присмотревшись, ко всем окружающим нас предметам, многие из нас впервые осознают простую истину, что человек это не царь природы, а лишь одна из ее составляющих частей.
Так как большинству современных благ люди обязаны природным ископаемым добываемых из недр Земли
Современная жизнь на нашей планете не возможна без использования природных ресурсов. Одни из них более ценные, другие менее, а без некоторых человечество на данном этапе своего развития существовать не может.
Мы используем их для того что бы обогреть и осветить свои дома, быстро добраться из одного континента на другой. От других зависит поддержание нашего здоровья (например, это могут быть минеральные воды).Перечень ценных для человека полезных ископаемых огромен, но можно попытаться выделить десять наиболее важных природных элементов, без которых трудно представить дальнейшее развитие нашей цивилизации.
1.Нефть — «черное золото» Земли
Не зря ее называют «черным золотом» ведь с развитием транспортной индустрии жизнь человеческого общества стала напрямую зависеть от ее добычи и распределения. Ученые считают, что нефть это продукт разложения органических остатков. Состоит она из углеводородов. Не многие люди догадываются о том, что нефть входит в состав самых обыкновенных и необходимых нам вещей.
Кроме того, что она является, основой топлива для большинства видов транспорта она широко используется в медицине, парфюмерии и химической промышленности. Например, нефть используют для производства полиэтилена и разных видов пластика. В медицине нефть применяется для производства вазелина и незаменимого во многих случаях аспирина. Самым неожиданным применением нефти для многих из нас будет то, что она участвует в производстве жевательной резинки. Незаменимые в космической промышленности солнечные батареи также производятся с добавлением нефти. Современную текстильную отрасль сложно представить без производства нейлона, который также изготавливают из нефти. Самые большие залежи нефти находятся в России, Мексике, Ливии, Алжире, США, Венесуэле.
2.Природный газ- источник тепла на планете
Значимость данного полезного ископаемого сложно переоценить. Большинство месторождений природного газа тесно связаны, с залежами нефти. Газ применяют в качестве недорогого топлива для обогрева жилых домов и предприятий. Ценность природного газа заключается в том, что он является экологически чистым топливом. Химическая промышленность использует природный газ для производства пластмасс, спирта, каучука, кислоты. Залежи природного газа могут достигать объема в сотни миллиардов кубометров.
3.Каменный уголь- энергия света и тепла
Это горючая порода с высокой отдачей тепла при горении и содержанием углерода до 98%. Уголь используется в качестве топлива для электростанций и котельных, металлургии. Этот ископаемый минерал также применяют в химической индустрии как сырье для изготовления:
- пластмасс;
- лекарственных средств;
- духов;
- различных красителей.
4.Асфальт — универсальная ископаемая смола
Роль этой ископаемой смолы в развитии современной транспортной индустрии бесценна. Кроме того асфальт используют в производстве электротехники, изготовлении резины и разных лаков используемых для гидроизоляции. Широко применяется в строительной и химической промышленности. Добывается во Франции, Иордании, Израиле, России.
5.Алюминиевая руда (бокситы, нефелины, алуниты)
Бокситы - основной источник окиси алюминия. Добываются в России, Австралии.
Алуниты – используются не только для производства алюминия, а и при производстве серной кислоты и удобрений.
Нефелины – содержат большое количество алюминия. С помощью этого минерала создают надежные сплавы, используемые в машиностроении.
6.Железные руды — металлическое сердце Земли
Различаются по содержанию железа и химическому составу. Залежи железных руд находятся во многих странах мира. Железо играет значительную роль в развитии цивилизации. Железная руда основной компонент для производства чугуна. В производных из железной руды остро нуждаются такие отрасли промышленности как:
- металлообработка и машиностроение;
- космическая и военная промышленности;
- автомобильная и кораблестроительная промышленность;
- отрасли легкой и пищевой промышленности;
Лидерами по добычи железной руды являются Россия, Китай, США.
В природе встречается в основном в виде самородков (самый крупный был обнаружен в Австралии и весил около 70 кг.). Встречается так же и в виде россыпей. Главным потребителям золота (после ювелирной отрасли) является электронная отрасль (золото широко применяется в микросхемах и разных электронных компонентах для вычислительной техники). Золото широко применяется в стоматологии для изготовления зубных протезов и коронок. Поскольку золото практически не окисляется и не подвергается коррозии его применяют и в химической промышленности.Добывается в Южной Африке, Австралии, России, Канаде.
8.Алмаз – один из самых твердых материалов
Широко используется в ювелирном деле (ограненный алмаз называют бриллиантом), кроме того за счет его твердости алмаз используют для обработки металлов, стекла и камней. Алмазы широко используются в приборостроительной, электротехнической и электронной отраслях народного хозяйства. Алмазная крошка отличное абразивное сырье для производства шлифовальных паст и порошков. Добываются алмазы в Африке (98%), России.
9.Платина – ценнейший драгоценный металл
Широко применяется в сфере электротехники. Кроме того используется в ювелирной индустрии и космической промышленности. Платина используется для производства:
- специальных зеркал для лазерной техники;
- в автомобильной промышленности для очистки выхлопных газов;
- для защиты от коррозии корпусов подводных лодок;
- из платины и ее сплавов изготавливают хирургические инструменты;
- высокоточных стеклянных приборов.
10.Урано-радиевые руды — опасная энергия
Имеют громадное значение в современном мире, так как используются в качестве топлива на атомных электростанциях. Добывают эти руды в ЮАР, России, Конго и в ряде других стран.
Страшно представить, что может случиться, если на данном этапе своего развития человечество лишится доступа к перечисленным природным ископаемым. К тому же не все страны имеют равный доступ к природным богатствам Земли. Залежи природных ископаемых расположены не равномерно. Часто именно из-за этого обстоятельства возникают конфликты между государствами. По сути, вся история современной цивилизации это постоянная борьба за обладание ценными ресурсами планеты.
Существует множество полезных ископаемых, которые добываются из недр Земли. Все они крайне важны, поскольку позволяют получить необходимые для комфортной жизни вещи. Они дают возможность обогревать жилища, питаться, перемещаться в пространстве с большой скоростью, делать чудесные украшения и много другого. Во время исследований ученые открывают очень интересные факты о полезных ископаемых, которые позволяют побольше узнать о тайнах, скрывающихся в подземных глубинах.
- Уголь – наиболее распространенное ископаемое, которое используется в виде топлива . Мало кто знает, что из 20-метрового слоя торфа под давлением образуется всего лишь 2-х метровый пласт угля. Если аналогичный слой мертвой растительности залегает на глубине 6 км, то пласт угля будет иметь всего 1,5 м.
- Малахит – полудрагоценный камень, из которого делаются потрясающие украшения . Самый большой камень, который удалось добыть, весил 1,5 тонны. Обнаружив такое сокровище, горняки подарили его императрице Екатерине ll. Позднее камень стал экспонатом петербургского музея Горного института.
- Обсидиан – вулканическое стекло . Этот материал обладает высокой плотностью. Он образуется под воздействием очень высоких температур при извержении магмы. Археологам удалось найти подтверждения того, что первые хирургические инструменты изготавливались из этого материала.
- Сегодня каждый человек знает что такое нефть, и как она происходит. Первая теория происхождения этого полезного ископаемого предполагала, что нефть является ничем иным, как мочой китов . Черное золото начали добывать путем сбора его с поверхности водоемов. В нынешнее время нефть выкачивают из недр Земли при помощи насосных станций.
- Ученые продолжают преподносить новые интересные факты о металлах. Так, золото было признано одним из самых гибких металлов . Оно используется даже для изготовления швейных нитей. Из одной унции золота можно получить нить длиной около 80 км.
- Железная руда издавна используется человеком. Археологам удалось доказать, что изготовление первых предметов из железной руды датируется ll-lll вв. до нашей эры . Первыми использовали это полезное ископаемое жители Месопотамии.
- Хлористый натрий или соль добывается в наибольшем количестве . Несмотря на необходимость этого полезного ископаемого для жизни человека, всего 6% его используется в пищу. Для посыпания дорог при гололеде используется 17% соли. Львиная доля этого минерала используется промышленностью и составляет 77% от всей добычи.
- Необычайно интересную историю имеет королева металлов – платина . В XVl веке она была обнаружена испанскими путешественниками, прибывшими к берегам Африки. После исследования этого материала была обнаружена его тугоплавкость. По этой причине платина была признана непригодной и была оценена ниже стоимости серебра.
- Серебро издавна славится своими бактерицидными свойствами . Еще воины древнего Рима использовали его для лечения. Если в бою человеку наносились серьезные раны, то целители обкладывали места увечий серебряными пластинами. После таких процедур раны быстро и без всяких осложнений заживали.
- Мрамор еще в древности использовался для отделки помещений и создания различных декоративных элементов . Обусловлено это удивительной твердостью материала и его износостойкостью. Мрамор на протяжении 150 лет сохраняет первоначальный вид даже при воздействии температуры, влаги или солнечных лучей.
- Алмазы признаны самыми твердыми минералами, добываемыми из недр земли . При этом удар, нанесенный молотком с большой силой, может расколоть камень на мелкие кусочки.
- Уран – это металл, который считается одним из самых тяжелых химических элементов . В урановой руде содержится ничтожное количество чистого металла. Уран имеет 14 стадий превращений. Все элементы, которые образуются в ходе превращения, являются радиоактивными. Безопасным считается только свинец, который является заключительной стадией превращения. Для полного преобразования урана в свинец понадобится около миллиарда лет.
- Медь является единственным металлом, который не выдает искры при трении , поэтому инструменты из меди могут использоваться в местах, где есть повышенная опасность возгорания.
- О почве можно постоянно узнавать много нового. Так, ученые исследовали распространенное полезное ископаемое – торф. Они выявили в нем своеобразные нити, которые отличаются необычайной прочностью. Это открытие нашло свое применение в легкой промышленности. В Голландии были представлены первые изделия из торфяных нитей. Торф является прекрасным консервантом . Он сохраняет останки, попавшие в него тысячи лет назад. Это позволяет ученым узнавать интересные факты о скелете человека, жившего задолго до наших дней, и исследовать останки уже исчезнувших видов животных.
- Гранит известен как прочный стройматериал. Но далеко не всем известно, что он проводит звук гораздо быстрее, чем воздух. Скорость прохождения звуковых волн по граниту в 10 раз больше, чем прохождения по воздушному пространству .
Елена Бацева
Примерный конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Полезные ископаемые»
Задачи :
Познакомить детей с несколькими полезными ископаемыми (гранит, соль, мел, уголь, песок, глина, нефть, газ, торф) .
Показать их применение в жизни человека .
Формировать у детей познавательную активность через знакомство с богатством родной земли;
Формировать первоначальные понятия о полезных ископаемых своей страны ; Закреплять знания о живой и неживой природе, различать объекты природы и мира вещей;
Воспитывать интерес к природе и гордость за свою страну.
Интеграция образовательных областей : «Социально-коммуникативное развитие » , «Художественно-эстетическое развитие » , «Речевое развитие » , «Познавательное развитие » .
Воспитатель :
Придумано кем-то, просто и мудро
При встрече здороваться : «Доброе утро!»
Доброе утро! Солнцу и птицам,
Доброе утро! улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым
Пусть доброе утро, длится до вечера!
Воспитатель : Дети, я очень рада видеть, что у вас хорошее настроение. И хочу вам сегодня рассказать необыкновенную сказку. Она называется СКАЗКА, ДОБЫТАЯ ИЗ-ПОД ЗЕМЛИ.
Воспитатель :
Хотите послушать?
Воспитатель :
Чего только нет у нас на земле!
А когда-то, давным-давно, на земле очень многого не было.
Не было чайников, карандашей, велосипедов, телевизоров, а также и многих других предметов, которые мы теперь называем предметами первой необходимости.
Ну, раз на земле ничего этого не было, пришлось добывать из-под земли. Со временем люди этому научились.
Сначала добывали чайники, сковородки, ключи, а потом паровозы и пароходы…
Самолёты и звездолёты…
Космические корабли летают в космос, но добыли-то их из-под земли!
Правда, не в готовом виде.
В готовом виде под землёй даже простого гвоздя не найдёшь - разве что его сначала туда зароешь.
Под землёй всё в неготовом виде. Велосипеды, сковородки, телевизоры, киноаппараты под землёй в неготовом виде.
Воспитатель :
Как вы думаете в виде чего?
Ответы детей .
Воспитатель : В виде полезных ископаемых .
Воспитатель : Почему полезных ?
Ответы детей .
Воспитатель : Почему ископаемых ?
Ответы детей .
Воспитатель : Потому что приходится много земли ископать , чтобы добыть то, что для нас на земле полезно .
Воспитатель А хотите узнать по подробнее о них?
Воспитатель :
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг :
Дома, ступени, постаменты
Красивы будут и заметны.
Воспитатель :
Гранит - полезное ископаемое . Он не только прочный, но и красивый. Его называют декоративным. Встречается разных цветов чёрный, розовый, зелёный, жёлтый.
Наиболее распространена черная разновидность.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют гранит?
Ответы детей .
Воспитатель : Такие породы широко используются в архитектуре и строительстве.
Полезное ископаемое этого типа идеальный материал для отделки набережных, включая прибрежную морскую полосу. Этот камень поразительно устойчив к влиянию времени : даже спустя пять сотен лет разрушение только начинает проявляться. Атмосферные воздействия также мало влияют на гранит.
ИЗВЕСТНЯК
Воспитатель :
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела :
Пробегает по доске,
Оставляет белый след.
Воспитатель : Конечно же это мел. Его называют – Известняк.
Известняки чаще всего бывают следующих цветов : белый, серый, желтый, розовый, «персиковый» , серо-сиреневый, бурый, коричневый, голубой, а также их все возможные сочетания и оттенки.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют известняк?
Ответы детей .
Воспитатель : Известняк - важнейший строительный материал, из него изготовляются облицовочные плиты, стеновые блоки, скульптурные и архитектурно-строительные изделия, щебень
Применяется в изготовлении красок, замазок, резины, пластмасс, мыла, лекарств, минеральной ваты, для очистки тканей и обработки кожи, известкования почв.
Воспитатель :
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.
Воспитатель : Песок – это осадочная горная порода, которая возникла в результате дробления и измельчения твердых частичек пород.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют песок?
Ответы детей .
Воспитатель : Применение природного песка – широчайшее!
Воспитатель :
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу.
Воспитатель : Глина является очень распространённой горной породой.
Глина широко распространенна в природе, залегает на небольшой глубине.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют глину?
Ответы детей .
Воспитатель : Обычно на самом месторождении глины строятся кирпичные и черепичные заводы.
Незаменима глина и в искусстве, пластичная цветная глина является отличным материалом для создания скульптур. Широкую популярность заслужила в сельском хозяйстве : для кладки печей, глинирования токов, побелки стен и пр.
КАМЕННЫЙ УГОЛЬ
Воспитатель :
Он черный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Воспитатель :
Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют уголь?
Ответы детей .
Воспитатель : Уголь – превосходное топливо. Считается, что это самый древний вид топлива, который использовали наши далекие предки. Каменный уголь – осадочная порода, которая образуется в земном пласте. Уголь – превосходное топливо.
Воспитатель :
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
Воспитатель : Соль В измельченном виде представляет собой белые кристаллы разной величины.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют соль?
Ответы детей .
Воспитатель : Основное значение соль имеет в пищевой промышленности в виде приправы.
ЖЕЛЕЗНАЯ РУДА
Воспитатель :
Она варилась долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи.
Воспитатель : Железо. Железная руда представляет собой минеральное образование природного характера.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют железную руду?
Ответы детей .
Воспитатель : Железная руда является основным сырьем для получения чугуна. Он поступает на мартеновское или конвертерное производство, а также на восстановление железа. Из железа, как известно, производят самую различную продукцию, как впрочем, и из чугуна.
Воспитатель :
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички.
Воспитатель : Природный газ – полезное ископаемое группы осадочных горных пород, которое являет собой смесь газов.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют газ?
Ответы детей .
Воспитатель : Природный газ используют как высокоэкономичное топливо для электростанций, для цементной и стеклянной промышленности, черной и цветной металлургии, производства стройматериалов, получения различных органических соединений. Этот важный ресурс используется для и для коммунально-бытовых нужд.
Воспитатель :
Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте : что же это?
Воспитатель : Нефть - это важное полезное ископаемое . Она имеет осадочное происхождение и добывается по всему миру.
Воспитатель : Как вы думаете, где используют нефть?
Ответы детей .
Воспитатель : Только что добытая (сырая) нефть обычно не используется. Из нефти получают мазут, из неё же делают пластик и другие материалы. Благодаря этому, не прекращается движение транспорта по всей планете. Большая часть привычных предметов тоже делается из материалов на основе нефти. Это буквально все атрибуты современной жизни, начиная от пакетов и пластиковых окон и заканчивая корпусами для новейших компьютеров.
Воспитатель : Ребята, сегодня мы поговорим с вами о полезных ископаемых , которые человек добывает в горах и недрах земли. А у меня к вам вопрос : а точно ли они полезны ?
Ответы детей
Воспитатель :
Горящие торфяники занимают огромные площади, огонь распространяется очень быстро и погасить его очень сложно.
Разлив нефти
Риск возникновения пожара и или взрыва от газа.
Воспитатель : Ребята, скажите получается, что людям без полезных ископаемых никак не прожить . А если это так, то как же человек должен поступать по отношению к полезным ископаемым ?
Ответы детей .
Воспитатель :
Полезные ископаемые – это природные богатства. Глубоко в земле ждут своего часа песок, уголь, нефть, газ, гранит, глина, торф, железная руда. Все полезные ископаемые создает сама природа. Не год, и не два нужны природе, чтобы превратить обычные камни в полезные ископаемые . На это уходят тысячи лет.
Итог занятия :
Ребята, наше занятие подошло к концу . Вот вы придете , сегодня домой, и кто-нибудь из ваших родных, мама, бабушка, папа или дедушка, спросят, что нового вы узнали сегодня, что вы им расскажете?
Рассказы детей .
Анализ занятия воспитателем