Духовная сфера общества включает в. Духовная сфера
Общество (в широком смысле)
это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя способы
взаимодействия и формы объединения людей.
1) Общество обособляется от природы в результате материальной и духовной деятельности человека, т.к. эта деятельность создает особый мир – мир культуры, мир всего того, что не существует в природе.
2) Всесторонняя зависимость людей друг от друга образует общество как их особую форму жизнедеятельности.
Общество (в узком смысле)
круг людей, объединенных общностью цели, интересов, происхождения (например, дворянское общество, общество нумизматов)
отдельное конкретное общество (например, современное российское общество)
исторический этап в развитии человечества (например, феодальное общество)
1) Рассматривая общество в узком смысле, используют конкретно-исторический уровень.
2) Общество в узком смысле можно рассматривать как определённый тип социальной системы (например, индустриальное общество); определённую форму социальных отношений.
Природа (в широком смысле)
весь окружающий нас мир в бесконечном
разнообразии его форм и проявлений
Природа (в узком смысле)
природно-географическая среда
Общественные отношения
многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)
1) Общественные отношения являются относительно устойчивыми, безличными, затрагивающими важные стороны жизни людей.
2) Материальные общественные отношения возникают и складываются в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него.
3) Духовные общественные отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей, определяются их духовными ценностями.
Духовная сфера жизни общества
сфера отношений людей по поводу духовных ценностей (их создания, распространения и усвоения).
1) Духовная сфера жизни общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство.
2) Духовная сфера жизни общества охватывает учреждения культуры, религиозные организации и соответствующую деятельность людей.
3) удовлетворяет потребность человека в самореализации, самоутверждении, в нравственном совершенствовании
Социальная сфера жизни общества
совокупность социальных отношений и условий, которые влияют содержание и характер деятельности, поведение людей и охватывает интересы людей, социальных групп, взаимоотношения общества и личности.
1) Социальная сфера удовлетворяет потребность человека в контактах, в общении с другими людьми, в той или иной форме общности.
2) Социальная сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, политической и духовной).
Политическая сфера жизни общества
сфера общественной жизни, включающая государство, политику, право, отношения людей, связанные с этими структурами.
Политическая сфера жизни общества направлена на удовлетворение потребности человека в организованности, взаимодействии, дисциплине, мире, законе и порядке.
2) Политическая сфера жизни общества является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (экономической, социальной и духовной).
Экономическая сфера жизни общества
сфера общественной жизни, включающая производство, распределение,обмен и потребление товаров и услуг, а также отношения людей в процессе этой деятельности.
1) Экономическая сфера жизни общества служит удовлетворению материальных потребностей человека.
2) Экономическая сфера является одной из подсистем общества и тесно связана с другими подсистемами (политической, социальной и духовной).
Прогресс
от лат. progressus – движение вперед, успех) – направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от простого к более сложному, движение вперед к более совершенному
Регресс
(обратное движение) – это такой тип развития, для которого характерен переход от высшего к низшему, процессы деградации, понижение уровня организации, утраты способности к выполнению тех или иных функций
Критерии общественного прогресса
Развитие человеческого разума
совершенствование нравственности людей
прогресс науки и техники
развитие производительных сил, включая самого человека
возрастание степени свободы, которую общество может предоставлять человеку
Реформа
это какая-либо степень усовершенствования в какой-либо сфере жизни, проводимого одновременно, через ряд постепенных преобразований, не затрагивающих фундаментальные основы (системы, явления, структуры)
Революция
коренное, качественное изменение в основах каких-либо явлений природы, общества и познания
Общественно-экономическая формация
это общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, взятое в единстве всех его сторон, с присущим ему способом производства, экономическим строем и возвышающейся над ним надстройкой
Глобальные проблемы
от лат. globusterrae – земной шар) – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине ХХ века и от решения которых зависит существование цивилизации
Глобализация
процесс всемирной экономической, политической и культурной интеграции, основными характеристиками которого являются распространение капитализма по всему миру, мировое разделение труда, миграция в масштабах всей планеты денежных, человеческих и производственных ресурсов, стандартизация законодательства, экономических и технологических процессов, а также сближение культур разных стран.
1) Глобализация сближает государства, заставляет их в большей степени учитывать взаимные интересы, предостерегает их от крайних мер в политике и экономике.
2) Глобализация способствует ослаблению национальных культур.
3) Обществоведы выделяют экономическую, политическую и культурную глобализацию.
Антропогенез
процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи, а также общества
Социогенез
процесс исторического и эволюционного формирования общества
Антропосоциогенез
процесс становления и развития человека, как социального существа субъекта сознания и деятельности.
Сознание
высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании поведения человека.
Самосознание
осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе.
Рефлексия
свойство психики отражать свои собственные состояния, отношения, переживания, управлять личностными ценностями.
1. Рефлексия "поворачивает" сознание человека на свой внутренний мир.
2. Рефлексия есть обращенность сознания на процесс собственного мышления.
Мышление
высшая форма активного отражения объективной действительности, состоящая в целенаправленном, обобщенном, абстрактном познании окружающего мира.
Бессознательное
совокупность психических процессов, функций, состояний, не представленных в структуре сознания.
Индивид
единичный представитель человеческого рода, отдельно взятый человек безотносительно к его реальным антропологическим и социальным особенностям
Индивидуальность
неповторимое своеобразие проявлений человека, подчеркивающая неповторимость, многосторонность и гармоничность, естественность и непринужденность его деятельности
Личность
индивид, являющийся субъектом сознательной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые он реализует в общественной жизни
Потребности
нужда в чем-либо, объективно
необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, человеческой личности.
1. Обществоведы выделяют биологические, социальные и духовные потребности человека.
2. В современной социологии выделяются разумные потребности (способствующие духовному и физическому совершенствованию и не наносящие ущерба другим людям) и мнимые потребности (способствующие физической и духовной деградации человека и наносящие ущерб другим людям).
Способности
индивидуальные особенности личности, позволяющие ей успешно заниматься определенного рода деятельностью.
1. Формирование способностей происходит на основе определенных задатков.
2. Выделяют разные виды способностей: интеллектуальные, художественные, организаторские, коммуникативные и т.п.
Задатки
врожденные, анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей.
1. Задатки, в отличие от способностей, являются даром природы, а не продуктом человеческой деятельности.
2. Для развития специальных (узких) способностей нужны особые задатки – музыкальные, математические, технические.
Одаренность
сочетание высокоразвитых способностей.
1. Одаренным является человек, способный ко многим видам деятельности.
2. Уровень, качество и характер одаренности является результатом сложного взаимодействия задатков и социальной среды.
Талант
выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью.
1. Талантливые люди создают новые основы для развития общества.
2. Талант нуждается в упражнении, чтобы достичь определенной степени совершенства.
Гениальность
высший уровень развития талантов и способностей, связанный с созданием качественно новых, уникальных творений.
1. Гениальность способствует осуществлению принципиальных сдвигов в той или иной сфере творчества.
2. По мнению психологов, гениального человека отличают упорный труд и непреодолимое стремление к высшей степени совершенства.
Характер
индивидуальное сочетание устойчивых особенностей личности, проявляющихся в типичных способах поведения.
1. В структуре личности характер занимает центральное место, т.к. определяет индивидуальность и своеобразие личности, влияет на все другие ее свойства.
2. Характер проявляется в отношении человека к труду, к другим людям и к себе, к окружающей действительности.
Социализация
проходящий на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями.
1. От степени успешности социализации зависит степень самореализации личности в процессе общественной жизни.
2. Для самого общества успешная социализация является гарантией его самосохранения и самовоспроизводства, сохранения его культуры
Мировоззрение
обобщенные представления о мироздании, природе, обществе, человеке, которые отражают целостное восприятие мира и отношение к нему, реализуются в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества.
1..В структуру мировоззрения входят знания, убеждения, принципы, духовные ценности, идеи и идеалы.
2. Носителями мировоззрения выступают отдельная личность, социальная группа, определенное общество в целом, все человечество в ту или иную эпоху.
3. Выделяют следующие типы мировоззрения: житейское, мифологическое, религиозной, научное.
Межличностные отношения
результат психологического взаимодействия людей в процессе общения – взаимопонимания и взаимопереживаний.
1. В межличностных отношениях проявляются как индивидуальные качества личности, так и усвоенные этой личностью социальные нормы и ценности.
2. Вступая в межличностные отношения, индивид проявляет себя как личность и предоставляет возможность оценить себя в системе отношений с другими.
Свобода
объективный, исторически конкретный вид взаимоотношений между личностью, коллективом, обществом с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований
Ответственность
это способность человека к активной творческой деятельности в соответствии со своими устремлениями, желаниями, намерениями, идеалами и ценностями
1. Свобода каждого члена общества ограничена уровнем развития и характером общества, в котором он живет.
2. Границей свободы человека могут быть лишь права и свободы других людей.
3. Свобода неотделима от ответственности, от обязанностей перед обществом и другими его членами.
4. Ответственность человека проявляется в его сознательной готовности следовать установленным нормам, оценивать свои поступки с точки зрения последствий для окружающих.
Деятельность
вид активности человека, направленный на такое изменение внешней среды и самого человека, в результате которого получается нечто новое.
1. Деятельность является особенностью человеческого бытия, что отличает его от животного мира.
2. Любой вид деятельности предполагает наличие
Человека (субъекта) с его целями, ценностями, знаниями и навыками,
Операций целесообразной деятельности,
Объектов, на которые направлена деятельность.
3. В структуре деятельности обязательно присутствуют следующие элементы: мотивы, цель, средства и результат.
4. К видам деятельности относят игровую, учебную, трудовую деятельность и общение.
Духовная деятельность
создание идей, образов, научных, художественных, нравственных ценностей с целью изменения сознания человека.
1. Духовную деятельность принято разделять на духовно-практическую (отражение действительности в художественной форме, мифах, религиозных учениях) и духовно-теоретическую (отражение действительности в науках, законах природы и общества).
2. Духовная деятельность включает в себя ценностное осмысление окружающего мира, которое выражается в идеологии и мировоззрении.
Игровая деятельность
вид непродуктивной деятельности, мотив которой заключается не в ее результатах, а в самом процессе
1. Игровая деятельность носит условный характер, в ней используются замещающие предметы.
2. Игровая деятельность готовит человека к творческой деятельности и жизни в обществе.
Учебная деятельность
деятельность, основной целью которой является приобретение знаний, умений и навыков.
1. Учебная деятельность является общественной по своему содержанию, т.к. в ней происходит усвоение всех богатств культуры и науки, накопленных человечеством.
2. Учебная деятельность является общественно значимой и общественно оцениваемой.
3. В результате учебной деятельности происходят изменения в самом субъекте данной деятельности.
Трудовая деятельность
одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ
1. В структуре трудовой деятельности выделяют:
1) сознательно поставленные цели;
2) предметы труда;
3) средства труда;
4) используемые технологии
Общение
процесс обмена информацией, идеями, эмоциями, конкретными действиями между равноправными субъектами деятельности.
1. Общение выполняет социальные функции: обмен информацией, передача опыта, объединение и управление людьми.
2. Общение определенным образом воздействует на психическое состояние человека.
3. Субъектами общения могут быть как отдельные люди, так и социальные группы, слои, сообщества и даже все человечество в целом.
Коммуникация
процесс взаимодействия между двумя или более субъектами с целью передачи некоторой информации.
1. В процессе коммуникации, в отличие от общения, передача информации происходит только в направлении одного из его субъектов (того, кто ее получает).
2. Обратная связь между субъектами коммуникации, в отличие от процесса общения, отсутствует.
Познание
активное отражение или воспроизведение действительности в сознании человека, то есть обусловленный, прежде всего, практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование
1. Процесс познания имеет два уровня – чувственный и рациональный.
2. К видам познания относят житейское, научное, практическое, художественное, социальное.
3. Познание всегда носит творческий характер.
4. Познание является основным способом существования сознания.
5. Процесс познания всегда предполагает наличие субъекта и объекта познания.
Чувственное познание
способ познания, осуществляемый с помощью зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса.
1. Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие, представление.
2. Чувственный способ познания нередко искажает действительность, неточно и однобоко ее воспроизводит.
способ познания, осуществляемый с помощью мышления. разума.
1. Основными формами рационального познания являются понятие, суждение, умозаключение.
2. Рациональное познание связано со стремлением субъекта познания понять закономерности явлений.
Интуиция
способность непосредственного постижения истины, в результате озарения, наития, прозрения
1. Интуиция выступает своеобразной формой сопряжения чувственного и рационального познания.
2. В интуиции ясно осознается лишь результат, а процесс его получения лежит в области бессознательного.
Истина
процесс адекватного (правильного, верного) осознания действительности в сознании человека.
1. Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.
2. Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности.
3. Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.
Абсолютная истина
Полное, исчерпывающее, точное знание, не опровергаемое последующим развитием науки
1. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, носящим постоянный характер.
2. В абсолютной истине воплощается бесконечность процесса познания, предел, к которому стремится человеческое знание.
Относительная истина
ограниченное, верное знание о чем-либо
1. Относительная истина зависит от реальных исторических условий (точность или совершенство средств наблюдения или измерения, эксперимент).
2. Из относительных истин складывается абсолютная истина.
3. Со временем относительная истина может стать частным случаем общего правила или оказаться заблуждением.
Критерии истины
чувственный опыт
практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека (материальное производство, накопленный опыт, научный эксперимент)теория
1. Практика, как критерий истины, всегда носит конкретно-исторический характер.
2. Формальным критерием истины служат логические законы: истинно всё, что не заключает в себе противоречия, логически правильно.
Заблуждение
Знание, не соответствующее реальности, но ошибочно принимаемое за истинное.
1. С точки зрения нравственности заблуждение является добросовестной неправдой.
2. Заблуждением может стать относительная истина.
Житейское познание
вид познания, которое основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, носит эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями.
1. Житейское познание основано на здравом смысле.
2. Житейское знание является результатом обобщения жизненного опыта.
Художественное познание
особый тип познания, связанный с художественным освоением мира.
1. Особенностью художественного познания является использование художественного образа.
2. Особенностью художественного познания является оригинальность, присущая творчеству и проявляющаяся через разные виды искусства.
Социальное познание
вид познания, в ходе которого общество познает себя.
1. Особенностями социального познания являются
совпадение субъекта и объекта познания.
сложность изучаемого объекта
ограниченность таких методов познания, как наблюдение и эксперимент.
2. Источниками получений знаний об обществе являются социальная действительность, исторический опыт, общественная практика.
3. Социальное познание начинается с установления социальных фактов:
1) действия или поступки отдельных индивидов или больших социальных групп;
2) продукты материальной или духовной деятельности людей;
3) словесные социальные факты: мнения, суждения, оценки людей
Научное познание
процесс получения объективного, истинного знания
1. Задачей научного познания является описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности.
2. Специфика научного познания состоит в том, что оно обращено к объективным процессам и явлениям, существующим независимо от человека.
3. Научное познание использует эмпирический (наблюдение, сравнение, эксперимент) и теоретический (анализ, синтез, дедукция, индукция, обобщение) методы познания.
4. Научное познание имеет эмпирический и теоретический уровни.
5. Формами научного познания являются вопрос, проблема, гипотеза, теория, концепция.
Духовная жизнь
сфера деятельности человека и общества, охватывающая человеческие чувства и достижения разума, объединяющая усвоение и создание новых духовных ценностей.
1. Духовная жизнь общества охватывает науку, нравственность, религию, философию, искусство, соответствующие им учреждения и соответствующую деятельность людей.
2. К духовной жизни личности относят знания, веру, потребности, способности и стремления людей.
Культура (в широком смысле)
Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты
Культура (в узком смысле)
Процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности
1. Культура является исторической совокупностью производственных, общественных и духовных достижений человечества.
2. В развитии культуры сочетаются две тенденции – сохранение традиций и новаторство.
3. К функциям культуры относят:
познавательная (целостное представление о народе, стране, эпохе)
оценочная (отбор ценностей, обогащение традиций)
регулятивная (система норм и требований общества ко всем его членам во всех областях жизни и деятельности (нормы морали, права, поведения)
информативная (передача и обмен знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений)
коммуникативная (способность сохранять, передавать и тиражировать культурные ценности; развитие и совершенствование личности через общение)
социализации (усвоение индивидом системы знаний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативному поведению, стремление к самосовершенствованию)
Диалог культур
это совокупность отношений и связей, складывающихся между различными культурами, результаты и взаимные изменения, возникающие в результате этих отношений.
1. Диалог культур влияет на развитие личности, расширяя ее представления о культурных традициях и нормах.
2. Диалог культур может способствовать как взаимообогащению культур, так и их унификации.
3. Принято выделять следующие уровни диалога культур: личностный, этнический, межнациональный, Цивилизационный.
культура, которая создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки.
1. Народную культуру называют коллективной по происхождению.
2. Народная культура включает мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы (фольклор).
Массовая культура
разновидность культуры, понятной и доступной для восприятия любому члену общества, не требующей специальной подготовки.
1. «Массовая культура» сформировалась в рамках индустриального общества во второй половине 20 века.
2. Для массовой культуры характерна коммерциализация всех видов искусства.
3. Для массовой культуры характерно интенсивное художественное, идеологическое и психологическое воздействие на широкие слои населения при помощи средств массовой коммуникации и информации.
4. Массовая культура может перенимать художественные приемы, идеи элитарного искусства, что повышает ее уровень.
Элитарная культура
разновидность культуры, которая сложна для восприятия и требует специальной подготовки.
1. Произведения элитарной культуры рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в искусстве людей и служат предметов споров искусствоведов и критиков.
2. Произведения элитарной культуры могут получать общественное признание, а их авторы добиваться материального благополучия, но при этом не происходит превращения элитарной культуры в массовую.
Субкультура
часть общей культуры, система ценностей, присущих большой социальной группе
1. Обществоведы выделяют молодежную, женскую, профессиональную, криминальную и др. субкультуры.
2. Субкультуры, отличающиеся своей спецификой, не претендуют на то, чтобы вытеснить собой господствующую культуру.
Контркультура
направление развития современной культуры, противостоящей духовной атмосфере современного общества
1. Контркультура возникает тогда, когда ценности, возникающие в рамках какой-либо субкультуры, начинают выходить за ее рамки и претендовать на универсальность.
2. Контркультура выступает выражением механизма культурного обновления.
Культурные универсалии
общие черты или формы, присущие всем культурам.
1) К культурным универсалиям относят институт брака и семьи, религиозные ритуалы, язык с определенной грамматической структурой, искусство, танец, игру, обычай дарить подарки и многое другое.
2) Культурные универсалии по-своему преломляются в культуре разных общетств.
Наука
теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований.
1. К функциям науки относят:
познавательно-объяснительную (объяснение окружающего мира и законов его развития)
культурно-мировоззренческую (формирование мировоззрения)
прогностическую (прогнозирование дальнейших изменений в окружающем мире и обществе, а также их последствий)
социальная (включение науки в процессы социального развития и социального управления)
2. Современная наука стала непосредственной производительной силой общества, т.к. ее развитие предопределяет появление новых отраслей материального производства.
Образование
социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров.
1. К функциям образования относят
экономическую (формирование социально-профессиональной структуры общества)
социальную (социализация личности)
культурную (использование ранее накопленной культуры в целях воспитания индивида)
2. Основной целью образования является приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации, ретрансляция и сохранение ее культурного достояния.
Мораль
специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни – труде, быте, политике, науке, семейных, личных, государственных и межгосударственных отношениях
особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определенным нормам общения и взаимодействия.
1. Мораль включает в себя
моральные нормы ("не лги"; "не укради"; "не убий"; "почитай старших"
и т.д.)
моральные качества (доброжелательность; справедливость; мудрость и т.д.)
нравственные принципы (коллективизм – индивидуализм; эгоизм – альтруизм и т.д.)
морально-психологические механизмы (долг, совесть)
высшие моральные ценности (смысл жизни; свобода; счастье)
2. В морали проявляется коллективная воля людей и попытка согласования интересов отдельных индивидов друг с другом и с интересами общества в целом через систему норм и оценок.
Религия
мировоззрение и мироощущение, а также соответствующее поведение, основанное на вере в существование бога или богов, сверхъестественного.
1. К основным функциям религии относятся:
мировоззренческая
регулятивная
терапевтическая (религия восполняет ограниченность, зависимость, бессилие людей в плане как перестройки сознания, так и изменения объективных условий существования)
культуротранслирующая (религия способствует развитию определенных основ культуры – письменности, искусства, обеспечивает сохранение и развитие ценностей религиозной культуры, осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению)
интегрирующая (религия направляет объединения людей, их поведение, деятельность, мысли, чувства, стремления, усилия социальных групп и институтов в целях сохранения стабильности общества, устойчивости личности, общего вероисповедания)
2. Все существующие религии делятся на следующие группы:
Родоплеменные примитивные верования (тотемизм, фетишизм, анимизм)
Национально-государственные религии (индуизм, иудаизм, синтоизм (у японцев), конфуцианство)
Мировые религии (буддизм, христианство, ислам)
Мировые религии
религии, имеющие огромное число последователей во всем мире, выходящие за рамки национальных государств, обращенные к представителям любых социальных групп и имеющие высокую пропагандистскую активность.
1. К мировым религиям относят буддизм, христианство и ислам.
2. Все мировые религии проповедуют равенство всех людей перед Богом.
Искусство
специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах
1. К специфике искусства как форме художественного познания относят образность и наглядность, специфические средства создания художественных образов (слово, звук, цвет и т.п.), воображение и фантазия познающего субъекта.
2. Искусство выполняет в обществе множество функций:
Общественно-преобразующую (под влиянием произведений искусства люди совершают определенные поступки, включаются в творческую деятельность)
Утешительно-компенсаторную (Искусство влияет на внутренний мир человека, оно способно восстановить в человеке психическое равновесие)
Воспитательную (способность художественных произведений влиять на становление личности, формировать мысли и чувства людей)
Эстетическую (искусство формирует эстетические вкусы и потребности человека)
Познавательную (способность произведений искусства отражать различные стороны жизни)
функцию предвосхищения (фантастические, социально-утопические, и социально-прогнозирующие произведения)
Социальные нормы
установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь
1. Социальные нормы определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.
2. К видам социальных норм относятся:
нормы морали
традиции и обычаи
религиозные нормы
политические нормы
правовые нормы
2)Социальные группы
устойчивые совокупности людей, которые имеют отличные, только им присущие признаки (социальное положение, интересы, ценностные ориентации)
1) Возникновение и существование социальных групп обусловлено общественным разделением труда и специализацией деятельности.
2) По одной из классификаций социальные группы разделяют на большие и малые (по числу участников).
3) По другой классификации социальные группы делятся на первичные (группа друзей, соседей) и вторичные
Социальные общности
относительно устойчивые совокупности людей, обладающие более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, общностью ценностей, интересов и норм.
1) Социальные общности могут варьироваться по количественному составу (от нескольких лиц до многочисленных масс), по продолжительности существования (от часов до тысячелетий), по степени связи между индивидами (от устойчивых до случайных образований).
2) Примерами социальных общностей являются этносы, театральная аудитория, пассажиры поезда, спортивные болельщики и др.
3) Все множество реальных социальных общностей делят на массовые и групповые (социальные группы).
Страта
реальная общность, социальный слой, группа людей, объединенная каким-либо общим социальным признаком (имущественным, профессиональным, уровнем образования, властью, престижем)
1) Страты в современном обществе различаются по уровню доходов, основным чертам образа жизни, отношениям собственности, включенности во властные структуры, социальному престижу, самооценке своей позиции в обществе.
2) В современном обществе можно выделить три стратификационных уровня: высший, средний и низший.
Социальная стратификация
наличие в том или ином обществе множества социальных образований, представители которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства, прав и обязанностей, привилегий и престижа
1) К основным критериям социальной стратификации относят доход, власть, образование, престиж.
2) Социологи выделяют 4 исторических типа социальной стратификации: рабство, кастовую, сословную и классовую системы.
3) Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Каста
социальная группа, членством в которой человек обязан исключительно своим рождением
1) Место каст в общественной иерархии определялось особыми функциями каждой касты в системе разделения труда.
2) В Индии, где кастовая система получила наибольшее распространение, существовала детальная регламентация деятельности для каждой касты.
Духовность защищает свободу личности, свободу и независимость нации. Изучение социальной эволюции и логики социальных процессов создает возможность определить изменения в системе исторических, духовных, культурных и моральных ценностей — динамику развития общества в ситуациях рисков, вызовов и угроз. В исследовании проблемы духовной реальности особое значение имеет духовная составляющая общественной жизни.
Духовный аспект жизни общества
Духовную реальность, являющуюся основой духовной сферы жизни общества, можно представить как отражение в уме и фиксацию в психике индивида потенциального и реального бытия. При этом бытие представлено в двух своих формах — как индивидуальное, так и социальное. Индивидуальное бытие связано с психикой и сознанием конкретного человека. Его составляющими являются ощущения, восприятия, представления, а также концепции, суждения, выводы об окружающей действительности. Социальное бытие духовно фиксируется в общественном сознании и социальной психологии при участии отдельных людей и коллектива в общественной жизни.
Характеристики духовности
Понятие духовной сферы общества непосредственно связано с духовностью. Среди ее основных аспектов следует выделить:
- Всесторонний характер. Человеческая духовная жизнь имеет много сторон. В качестве ее составляющих рассматривают рациональную и эмоционально-эффективную стороны, гносеологически-познавательные и ценностно-мотивационные моменты, элементы внешнего и внутреннего мира человека, а также многие другие грани, уровни, условия духовной жизни человека. Это понятие включает в себя все эти аспекты человеческой жизни.
- Духовность как идеальность. Содержание любого явления окружающего мира интериоризовано (присвоено) человеком в чистом виде, освобождено от объективных, материальных, субъективных или пространственно-временных характеристик существования. Огромная роль в формировании и развитии идеальности принадлежит языку, категориально-концептуальной системе сознания человека. Человеческая духовность является совершенным миром, в котором живет человек, оперирующий идеальными формами.
- Духовность является субъективным миром человека. Ее можно определить как внутреннюю, личную жизнь человека. Она представлена во внутреннем созерцании человека, ее раскрытие происходит в границах собственного идеального пространства и времени человека. Она полностью субъективна, представляет «Я» человека, ее действия обусловлены тем, что она является бытием и особенностью «Я» индивида. Она субъективна и индивидуальна. Таким образом, ее можно определить как духовную жизнь человека, его субъективно-идеальный мир.
Основы духовности
Качественные черты духовного мира личности, социальных слоев и групп определяют состояние социальных отношений в аспекте их стабильности и нестабильности, динамики развития и воспроизводства. Социально-философский анализ духовной сферы общества фокусируется на рассмотрении универсальных значений, основных черт и характеристик, глубины — актуализированных явлений общественной жизни.
Духовные основы базируются на четырех столпах:
- приверженности универсальным ценностям;
- укреплении и развитии духовного наследия;
- возможности свободной реализации человеческого потенциала;
- патриотизме.
Система духовных ценностей
Общечеловеческие ценности — это социальная ориентация и основа духовной сферы жизни общества. Без поддержки духовных принципов и без развития человеческих качеств устойчивое развитие общества немыслимо.
Ценности — это основные принципы жизни людей. Они необходимы как ориентир поведения и действий человека в повседневной жизни, формируются на основе интересов, выбора, потребностей, желаний и предпочтений.
Основные человеческие ценности относятся к тем, которые лежат в основе человеческого бытия. Ценности, которые считаются основными неотъемлемыми значениями в человеке, включают правду, честность, лояльность, любовь, мир и так далее, потому что они раскрывают фундаментальную доброту людей и общества в целом. Кроме того, поскольку эти ценности объединяются по своей природе и затрагивают социальные, культурные, религиозные и прочие интересы отдельных людей, они считаются универсальными, вневременными и вечными, применяемыми ко всем людям.
Сущность и значение
Духовная сфера общества является некоей областью бытия, в границах которой объективную реальность можно рассматривать не как предметную действительность, а как реальность, которая присутствует в самом человеке и является частью его личности. Основой является практическая деятельность человека, при этом ее можно рассматривать как особую форму отражения окружающего мира и средство взаимодействия с ним.
К духовной сфере общества относятся многие аспекты человеческой жизни. она представлена знаниями, верой, чувствами, переживаниями, потребностями, способностями, стремлениями и целями людей. Все вместе они являются духовным миром личности.
Она предоставляет условия для объединения различных форм и уровней общественного сознания: нравственного, научного, эстетического, религиозного, политического, правового. Соответственно к элементам духовной жизни общества следует отнести мораль, науку, искусство, религию и право.
Мораль
Мораль можно рассматривать как определенные кодексы поведения, выдвигаемые обществом или группой (например, религиозной) или принимаемые индивидуумом как основы собственного поведения.
Мораль — это убеждение, что какое-то поведение является правильным и приемлемым, а другое поведение таковым считать нельзя. Она является кодексом ценностей, используемых для руководства выборами и действиями человека, которые определяют цель и ход его жизни.
Наука
Наука — это систематический и логичный подход к обнаружению того, как работают вещи во Вселенной, совокупность знаний, накопленных через открытия обо всех вещах во Вселенной.
Наука, являясь частью духовной сферы общества, может быть определена как знание, основанное на очевидных и воспроизводимых данных. Она стремится к измеримым результатам через тестирование и анализ. Наука основывается на фактах, а не на мнениях или предпочтениях. Процесс науки призван оспаривать идеи при помощи исследований.
Искусство
Основное значение этого понятия - выражение или применение человеческого творческого мастерства и воображения, как правило, в визуальной форме, например, живопись, скульптура, воспроизведение работ, которые должны цениться за красоту или эмоциональную силу. Также это создание объектов, изображений, музыки и т. д., которые считаются прекрасными или выражают чувства.
Искусство - это выражение мыслей, эмоций, интуиции и желаний. Оно раскрывает то, как человек ощущает мир, который для многих является продолжением личности. Искусство — это способ охватить мир. Не только физический мир, как это пытается сделать наука; но и весь мир, и в частности, человеческий мир, мир общества и духовный опыт. Как элемент духовной сферы общества искусство отражает окружающую действительность в художественных образах.
Религия
Религия — это набор убеждений, чувств, догм и практик, которые определяют отношения между человеком и святым или божественным. Религия определяется конкретными элементами сообщества верующих: догмами, священными книгами, обрядами, поклонением, таинством, моральным предписанием, запретами, организацией.
Религия может быть определена тремя ее основными характеристиками:
- Религиозные практики.
- Религиозные чувства, то есть вера.
- Единство в сообществе тех, кто разделяет одну и ту же веру, церковь.
Это то, что отличает религию от магии.
Право
Право является особой категорией, при помощи которой устанавливается и поддерживается общественный порядок. Ээто система правил, которые определенная страна или сообщество признает как регулирующие действия своих членов и которые она может применять путем наложения штрафов. Право регулирует общественные отношения: при помощи правил поведения определяются границы свободы, равенство людей в реализации и защите их интересов, регулируется борьба и согласование свободных воль в их отношениях друг с другом, закрепленных в законе или ином официальном акте, исполнение которого обеспечивается принудительной силой государства. Право - это государственный регулятор общественных отношений.
Духовное производство
Сравнительно недавно в современной литературе относительно духовной сферы общества начала раскрываться концепция духовного производства, под которым понимают производство сознания. Его осуществляют особые группы людей, профессии и квалификация которых так или иначе связаны с умственным трудом. Их деятельность приводит к появлению:
- идей, теорий, образов, духовных ценностей;
- духовных социальных связей людей;
- духовности человека.
Духовная структура производства включает научное, эстетическое и религиозное понимание. Следует обратить внимание на то, что хотя политика, закон, мораль являются формами духовной сферы общества, их нельзя отнести к духовному производству.
Мораль не является результатом творческой деятельности идеологов. Идеологи, конечно, участвуют в изучении этических и моральных сфер жизни социума и человека. Но они не создали никаких моральных правил или принципов: их творение является результатом веков развития человеческого общества.
Политика и закон также не являются духовным производством, потому что здесь созданы социальные отношения, которые не являются прежде всего духовными. Например, если юрист развивает систему отношений с собственностью, которая является материальным объектом, следовательно, юридические отношения собственности являются не духовными, а материальными.
Политические отношения касаются власти и отношений господства и подчинения, в конечном счете являются материальными отношениями.
Наука, искусство, религия занимаются производством идей, изображений, представлений в чистой форме. В каждой из этих форм реальность общественного сознания представлена в согласованном и конкретном виде.
Отличия духовного и материального производства вполне очевидны. В духовном производстве труд индивидуален, в материальном производство индивидуально и коллективно.
Духовную жизнь, вытекающую из общественной практики, невозможно отделить от других сфер жизни общества, так как она является одной из подсистем социума. Примерами духовной сферы общества могут послужить книгопечатание, церковь, научный институт, карнавал, научное открытие, конституция государства.
Духовная сфера общества: понятие, элементы, примеры на сайт.
Наша жизнь состоит из будничных мелочей, которые так или иначе влияют на наше самочувствие, настроение и продуктивность. Не выспался - болит голова; выпил кофе, чтобы поправить ситуацию и взбодриться - стал раздражительным. Предусмотреть всё очень хочется, но никак не получается. Да ещё и вокруг все, как заведённые, дают советы: глютен в хлебе - не подходи, убьёт; шоколадка в кармане - прямой путь к выпадению зубов. Мы собираем самые популярные вопросов о здоровье, питании, заболеваниях и даем на них ответы, которые позволят чуть лучше понимать, что полезно для здоровья.
В качестве частей выделяют не только социальные субъекты, но и другие образования — сферы жизни общества.Общество является сложной системой специально организованной человеческой жизнедеятельности. Как и любая другая сложная система, общество состоит из подсистем, важнейшие из которых называют сферами общественной жизни.
Сфера жизни общества — определенная совокупность устойчивых отношений между социальными субъектами.
Сферы общественной жизни представляют собой крупные, устойчивые, относительно самостоятельные подсистемы человеческой деятельности.
Каждая сфера включает в себя:
- определенные виды деятельности человека (например, образовательные, политические, религиозные);
- социальные институты (такие, как семья, школа, партии, церковь);
- сложившиеся отношения между людьми (т.е. связи, возникшие в процессе деятельности людей, например отношения обмена и распределения в экономической сфере).
Традиционно выделяют четыре основные сферы общественной жизни:
- социальную (народы, нации, классы, половозрастные группы и т.д.)
- экономическую (производительные силы, производственные отношения)
- политическую (государство, партии, общественно-политические движения)
- духовную (религия, мораль, наука, искусство, образование).
Конечно, человек способен прожить без удовлетворения этих потребностей, но его жизнь тогда будет мало отличаться от жизни животных. Духовные потребности удовлетворяются в процессе духовной деятельности - познавательной, ценностной, прогностической и т.д. Такая деятельность направлена прежде всего на изменение индивидуального и общественного сознания. Она проявляется в , научном творчестве, самообразовании, и т.п. При этом духовная деятельность может быть как производящей, так и потребляющей.
Духовным производством называется процесс формирования и развития сознания, мировоззрения, духовных качеств. Продуктом этого производства являются идеи, теории, художественные образы, ценности, духовный мир индивида и духовные отношения между индивидами. Основные механизмы духовного производства — наука, искусство и религия.
Духовным потреблением называется удовлетворение духовных потребностей, потребление продуктов науки, религии, искусства, например посещение театра или музея, получение новых знаний. Духовная сфера жизни общества обеспечивает производство, хранение и распространение нравственных, эстетических, научных, правовых и иных ценностей. Она охватывает различные сознания — нравственное, научное, эстетическое, .
Социальный институты в сферах общества
В каждой из сфер общества формируются соответствующие социальные институты.
В социальной сфере важнейшим социальным институтом, в рамках которого осуществляется воспроизводство новых поколений людей, является . Общественное производство человека как социального существа, помимо семьи, осуществляется такими институтами, как дошкольные и медицинские учреждения, школа и другие учебные заведения, спортивные и иные организации.
Для многих людей производство и наличие духовных условий существования не менее важны, а для некоторых людей и более важны, чем условия материальные. Духовное производство отличает людей от других существ в этом мире. Состояние и характер развития определяю цивилизованность человечества. Основными в духовной сфере выступают институты , . Сюда же относятся культурно-просветительские учреждения, творческие союзы (писателей, художников и т. п.), средства массовой информации и иные организации.
В основе политической сферы лежат отношения между людьми, которые позволяют им участвовать в управлении общественными процессами, занимать относительно безопасную позицию в структуре социальных связей. Политические отношения — это формы коллективной жизни, которые предписываются законами и другими правовыми актами страны, уставами и инструкциями относительно самостоятельных сообществ, как вне страны, так и внутри ее, писаными и неписаными правилами различных . Осуществляются эти отношения посредством ресурсов соответствующего политического института.
В масштабе всей страны основным политическим институтом выступает . Оно состоит из множества следующих институтов: президент и его администрация, правительство, парламент, суд, прокуратура и другие организации, обеспечивающие общий порядок в стране. Помимо государства, существуют многие организации , в которых люди реализуют свои политические права, т. е. права на управление общественными процессами. Политическими институтами, которые стремятся участвовать в управлении всей страной, выступают и общественные движения. Кроме них, могут существовать организации регионального и местного уровня.
Взаимосвязь сфер общественной жизни
Сферы общественной жизни тесно взаимосвязаны. В истории наук об были попытки выделить какую-либо сферу жизни как определяющую по отношению к другим. Так, в Средние века господствовало представление об особой значимости религиозности как части духовной сферы жизни общества. В Новое время и эпоху Просвещения акцентировалась роль нравственности и научного знания. Ряд концепций ведущую роль отводят государству и праву. Марксизм утверждает определяющую роль экономических отношений.
В рамках реальных общественных явлений сочетаются элементы всех сфер. Например, характер экономических отношений может влиять на строение социальной структуры. Место в социальной иерархии формирует определенные политические взгляды, открывает соответствующий доступ к образованию и другим духовным ценностям. Сами экономические отношения определяются правовой системой страны, которая очень часто формируется на основе народа, его традиций в области религии и морали. Таким образом, на различных этапах исторического развития влияние какой-либо сферы может усиливаться.
Сложный характер социальных систем сочетается с их динамичностью, т. е. подвижным, характером.
Духовная сфера общества - это система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества, представленную такими подсистемами, как культура, наука, религия, мораль, идеология, искусство. Значимость духовной сферы определяется ее важнейшей, приоритетной функцией определения ценностно-нормативной системы общества, которая, в свою очередь, отражает уровень развития общественного сознания и интеллектуально-нравственный потенциал общества в целом. Изучение духовно-нравственной жизни общества с необходимостью предполагает выделение ее структурных элементов. Такие элементы называют формами общественного сознания. К ним относят моральное, религиозное, политическое, научное, эстетическое сознание. Эти формы определяют соответствующие подсистемы духовной сферы общества, отличаясь друг от друга, не только содержанием и способом познания своего объекта, но также временем возникновения в процессе развития общества. Исторически первой формой общественного сознания является моральное сознание, без которого не могло существовать человечество даже на самых ранних этапах своего развития, так как моральные нормы, отражающие базисные ценности общества являются важнейшими регуляторами и стабилизаторами любых социальных взаимосвязей. В условиях первобытного общества возникают еще две формы общественного сознания - эстетическое и религиозное. Считается, что религиозное сознание складывается позднее эстетического и, соответственно, морального, с чем, впрочем, спорят представители института религии, утверждая о первичности религии по отношению к морали и искусству. Далее, по мере развития общества, формируется политическое, затем - научное сознание. Безусловно, перечисленные формы не являются конечными и единственными. Развитие социальной системы продолжается, что приводит к возникновению в ней новых подсистем, требующих собственного осмысления и, следовательно, порождающих новые формы духовной сферы общества.
Духовная сфера, являясь подсистемой общества в целом, с необходимостью реагирует на все изменения, происходящие в других его подсистемах: экономической, политической, социальной. Например, резкие экономические изменения в России не могли не отразиться на состоянии духовной жизни страны. Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях россиян, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Поскольку духовная сфера порождается все–таки жизнью материальной, то и ее структура во многом схожа последней: духовные потребности, духовная деятельность (духовное производство) и созданные этой деятельностью духовные блага (ценности). Первым звеном в этой цепочке выступают духовные потребности, представляющие собой объективную нужду людей и общества в целом создавать и осваивать духовные ценности. Нередко в философской литературе духовные потребности определяют еще и как определенное психическое состояние людей, побуждающее их к созданию и освоению духовных ценностей. В отличие от материальных, духовные потребности не заданы биологически, не даны человеку от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности. Особенность духовных потребностей состоит в том, что они имеют принципиально неограниченный характер: пределов роста для них не существует, а единственными ограничителями такого роста являются лишь объемы уже накопленных человечеством духовных ценностей и желание самого человека участвовать в их приумножении. Ради удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. Под духовным производством обычно понимают производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Целью духовного производства является воспроизводство общественного сознания в его целостности. К результатам духовного производства относятся:
1) идеи, теории, образы и духовные ценности;
2) духовные общественные связи индивидов;
3) сам человек как существо духовное.
Отличительная особенность духовного производства заключается в том, что его продуктами являются идеальные образования, которые не могут быть отчуждены от их непосредственного производителя. Духовное производство направлено на совершенствование всех остальных сфер общественной жизни - экономической, политической, социальной. Создаваемые в его рамках новые идеи и технологии позволяют обществу саморазвиваться. Ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Важнейшим видом духовного производства является наука. На начальных этапах своего существования наука не оказывала сколько–нибудь заметного влияния на развитие общества. Однако с течением времени положение изменилось. Примерно с XIX века наука начинает играть заметную роль, опережая развитие материального производства, которое в свою очередь начинает изменяться в соответствии с логикой развития науки. Наука становится особым видом духовного производства, продукция которого предопределяет появление новых отраслей материального производства (химии, радиотехники, ракетостроения, электроники, атомной промышленности и т. д.). Огромную роль приобретают так называемые научные модели общественного развития, с помощью которого общество получает возможность, не прибегая к таким методам познания, как эксперимент, определять цели и направление своего развития. Другим важнейшим видом духовного производства является искусство. Создавая художественные образы, которые, с известной долей условности могут быть приравнены к научным моделям, экспериментируя с ними при помощи собственного воображения, люди могут лучше познать себя и мир, в котором они живут. При помощи искусства художники, писатели, скульпторы воспроизводят часто скрытые, незаметные, однако весьма существенные стороны окружающей действительности. Что же касается религии, как вида духовного производства, то создаваемые с ее помощью теории и идеи играли большую роль в развитии общества, прежде всего на ранних, донаучных этапах его развития, формируя у людей абстрактное мышление, способности вычленять общее и особенное в окружающем мире. Однако возникающие в рамках религиозных воззрений духовные ценности и складывающиеся на их основе общественные связи до сих пор играют важную роль в жизни многих обществ и отдельных индивидов. Основным свойством духовного производства, отличающим его от производства материального, является всеобщий характер его потребления. В отличие от материальных ценностей, размер которых ограничен, ценности духовные не уменьшаются пропорционально количеству людей, ими овладевающими, и потому они доступны всем индивидуумам без исключения, являясь достоянием всего человечества
46. Структура общ. Сознания. Уровни общественного сознания, общественная психология, идеология, особенности взаимодействия, роль в жизнедеятельности общества, формы общественного сознания, критерии разграничения.
Общественное сознание представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений. Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений. Но и общество может быть названо обществом лишь тогда, когда сложились его основные элементы, в том числе и общественное сознание.Общество есть материально-идеальная реальность. Совокупность обобщенных представлений, идей, теорий, чувств, нравов, традиций, т.е. всего того, что составляет содержание общественного сознания, образует духовную реальность, выступает составной частью общественного бытия. Но хотя материализм и утверждает определенную роль общественного бытия по отношению к общественному сознанию, однако нельзя упрощенно говорить о первичности первого и вторичности другого. Общественное сознание возникло не спустя какое-то время после возникновения общественного бытия, а одновременно и в единстве с ним. Без общественного сознания общество просто не могло бы возникнуть и развиваться, потому что оно существует как бы в двух проявлениях: отражательной и активно-творческой. Сущность сознания как раз в том и состоит, что оно может отражать общественное бытие только при условии одновременного активно-творческого преобразования его.Но, подчеркивая единство общественного бытия и общественного сознания, нельзя забывать и об их различии, специфической разъединенности, относительной самостоятельности.Особенностью общественного сознания является то, что оно в своем влиянии на бытие может, как бы оценивать его, вскрывать его потаенный смысл, прогнозировать, через практическую деятельность людей преобразовывать его. А поэтому общественное сознание эпохи может не только отражать бытие, но и активно способствовать его преобразованию. В этом заключается та исторически сложившаяся функция общественного сознания, которая делает его необходимым и реально существующим элементом любого общественного устройства. Никакие реформы, если они не подкрепляются общественным осознанием их смысла и необходимости, не дадут ожидаемых результатов, а только повиснут в воздухе.Связь между общественным бытием и общественным сознанием многогранна и разнообразна.Так, вещи, созданные человеком, представляют собой опредмечивание соответствующих идей, органически содержат, таким образом, в себе элементы общественного сознания. Отражая общественное бытие, общественное сознание способно активно влиять на него через преобразовательную деятельность людей.Относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в том, что оно обладает преемственностью. Новые идеи возникают не на пустом месте, а как закономерный результат духовного производства, на основе духовной культуры прошлых поколений.Будучи относительно самостоятельным, общественное сознание может опережать общественное бытие или отставать от него. Например, идеи использования фотоэффекта возникли за 125 лет до того, как было изобретено Дагерром фотографирование. Идеи практического использования радиоволн осуществлялись почти через 35 лет после их открытия и т.д.Общественное сознание представляет собой особый социальный феномен, отличающийся собственными, свойственными лишь ему характеристиками, специфическими закономерностями функционирования и развития.Общественное сознание, отражая всю сложность и противоречивость общественного бытия, является тоже противоречивым, имеет сложную структуру. С появлением классовых обществ оно приобрело классовую структуру. Различия в социально-экономических условиях жизни людей, естественно, находят свое выражение в общественном сознании.По уровню, глубине и степени отражения общественного бытия в общественном сознании различают сознание обыденное и теоретическое. С точки зрения материальных его носителей следует говорить об общественном, групповом и индивидуальном сознании, а в историко-генетическом плане рассматривают общественное сознание в целом или его особенности в различных общественно-экономических формациях.
Существование различных форм общественного сознания определяется богатством и многообразием самого объективного мира - природы и общества. Различные формы сознания отражают отношения между классами, нациями, социальными общностями и группами, государствами и служат основой политических программ. В науке познаются конкретные законы природы. Искусство отражает мир в художественных образах и т.д. Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ.Но богатство и сложность объективного мира создают только возможность появления различных форм общественного сознания. Реализуется же эта возможность на основе конкретной общественной потребности. Так, наука возникает тогда, когда простое эмпирическое накопление знания становится недостаточным для развития общественного производства. Политические и правовые взгляды и идеи возникли вместе с классовым расслоением общества.Выделяют следующие формы общественного сознания: Политическое сознание, правовое сознание, нравственное сознание, эстетическое сознание, религиозное и атеистическое сознание, естественно-научное сознание, экономическое сознание, экологическое сознание.
В социальной системе существуют направления, которые были названы сферами общества. Такие сферы являются значимыми и устойчивыми подсистемами, которые отражают определенные стороны жизни каждого человека. Ниже мы рассмотрим, как выглядят ключевые сферы общественной жизни и с чем они связаны. А также мы подробно разберем, что представляет собой духовная сфера.
Эта информация поможет студентам или школьникам подготовить тематический доклад на данную тематику и выбрать подходящие картинки, которые могли бы наглядно представить примеры элементов духовной сферы.
Сферы общественной жизни
Социальная система включает в себя определенные составляющие. К ним относятся как социальные субъекты, так и прочие образования, которые называются сферами общественной
жизни. Наше общество - невероятно сложная организованная система жизнедеятельности . И как прочие сложные системы оно включает в себя подсистемы, то есть сферы.
Под общественными сферами понимается та или иная совокупность устойчивых отношений между субъектами социальной системы. Каждая из них - это определенная устойчивая и крупная, а также относительно автономная подсистема деятельности.
Независимо от направленности, она включает в себя следующее:
- ту или иную человеческую деятельность (она может быть связана с религией, политикой, образованием и т. д.);
- социальные институты (работу, школу, церковь, политическую партию и т. д.);
- сложившиеся отношения одного человека с другими, которые складываются в процессе его деятельности, в частности, при распределении и обмене в экономической сфере.
Выделяются четыре ключевые сферы общественной жизни людей:
- социальная (согласно ей люди отличаются по национальностям, классам, народам, возрастным категориям и т. д.);
- экономическая (рассматривает производственные отношения между людьми и производительные силы);
- политическая (общественно-политические образования, партии, государство и т. д.);
- духовная сфера (образование, наука, мораль, религиозные отношения и т. д.).
Также следует понимать, что человек одновременно может быть включенным в разные сферы и поддерживать или не поддерживать отношения с другими людьми в зависимости от своих взглядов, убеждений и социальных факторов. Сферы нельзя называть пространством, где люди живут обособлено, они плотно пересекаются друг с другом. Человек занимает центральную позицию по отношению ко всем сферам и вписан в них одновременно.
Духовная подсистема социума
Подробное изучение духовной составляющей нашего общества невозможно без выделения ее структурных элементов (форм общественного сознания), о которых мы расскажем чуть ниже. Они отличаются друг от друга как по содержанию , так и по методу познания объектов, а также по времени появления в процессе развития, но при этом они по-своему определяют духовное направление общественной жизни каждого человека.
Духовное начало является одним из направлений жизни, отражающим специфику следующих отношений между людьми:
- интеллектуальных;
- нравственных;
- идеологических.
Каждый вид таких отношений возникает в процессе освоения, восприятия, производства или передачи духовных ценностей.
Данную сферу следует рассматривать в качестве нематериальной и целенаправленно организованной. В отличие от материальной, она не связана с удовлетворением осязаемых потребностей человека .
Отличия нематериальных потребностей от материальных
Материальная сфера человеческой жизни непосредственно связана с тем, что мы удовлетворяем свои осязаемые потребности, включая базовые и не только, например:
- потребность в пище;
- в одежде;
- в транспорте и прочее.
А вот духовная направлена на постижение других ценностей. Благодаря ей можно развивать свое мировоззрение и сознание, а также нравственные качества.
Духовные потребности противоположны материальным. Они не заложены биологически, как, например, потребность в питании. Формирование и развитие духовных нужд возникает в процессе становления личности человека и его социализации.
Естественно, можно прожить и без удовлетворения данных нужд , но тогда человек будет жить, как животное, удовлетворяя лишь базовые потребности.
А вот духовные потребности человека можно удовлетворить, если осуществлять соответствующую деятельность - познавать, творить и не только. Эта деятельность направляется на изменение общественного и индивидуального сознания и проявляется в следующем:
- в воспитании;
- в образовании;
- в самообразовании;
- в религии;
- в творчестве;
- в искусстве.
Сама духовная деятельность бывает двух видов:
- производящей;
- потребляющей.
Производство в данном контексте - это развитие и формирование мировоззрения человека, его сознания и духовных качеств. Продукты такого производства следующие:
- теории;
- ценности;
- духовные отношения между людьми и их духовный мир;
- идеи;
- художественные образы.
Ключевыми механизмами производства являются искусство, религия или наука.
А под духовным потреблением понимается потребление продуктов религии, искусства или науки. Здесь может идти речь о приобретении новых знаний, посещении музеев, концертов или театров, и многом другом.
Духовное начало в социуме производит, хранит и распространяет такие виды ценностей, как:
- эстетическую;
- научную;
- нравственную;
- правовую и т. д.
Сфера умеет охватывать разные уровни и формы общественного сознания: право и религию, науку и эстетику, и многое другое.
Элементы духовной сферы
Итак, что входит в духовную сферу? В ней присутствует несколько важных элементов. Ее ключевые составляющие такие:
- Мораль - она объединяет существующие поведенческие нормы, которые основаны на представлениях о хорошем или плохом, правильном или неправильном. Мораль - это категория, которая существовала еще в самом начале развития общества, потому что правила, регулирующие ключевые ценности общества, способны регулировать любые социальные связи.
- Религия - говоря научным языком, это форма восприятия окружающей среды, которая основана на вере в высшие силы. Религиозные люди чувствуют связь с такими силами. Каждая религия имеет свои установленные нормы и поведенческие модели.
- Наука - под данным понятием, с одной стороны, подразумевается совокупность знаний о мире, а с другой - деятельность, направленная на их аргументацию, выработку и систематизацию. Научное познание объективно и способно отражать разные явления и закономерности так, как они существуют вне человеческой воли.
- Образование - этот процесс подразумевает передачу и усвоение знаний, в процессе которого человек получает те или иные навыки и умения. Благодаря образованию развивается ум и чувства, формируется собственное мнение личности, а также определенные ценности и мировоззрение. При отсутствии базовых знаний человек не сможет полноценно ощущать себя членом социума и общаться с другими.
- Искусство - в широком понимании это понятие означает мастерство, создающее продукты, способные доставить эстетическое удовольствие. С его помощью выражаются те или иные идеи, или эмоции. Посредством авторского мастерства в определенной форме передаются чувства, представления или мысли.
- Культура - она формируется благодаря духовным ценностям и достижениям общества. Именно на их основе создаются культурные обычаи того или иного народа. Поскольку у разных наций историческое прошлое разное, то и формируются они по-разному.
Взаимосвязь подсистем социальной структуры
Мы уже говорили ранее, что все общественные сферы тесно переплетены друг с другом. Если взглянуть на историю наук, посвященную обществу, то можно отметить, что в разные эпохи та или иная направленность считалась господствующей. Например, в Средневековье духовная сфера, а именно религиозность, была наиболее значимой частью общественной жизни. В период Просвещения главенствующими понятиями были наука и нравственность .
Однако на самом деле элементы всех этих подсистем тесно связаны друг с другом. В частности, определенные экономические отношения непосредственно влияют на строение социальной структуры. То, какое место занимает человек в социальной иерархии, непосредственно влияет на его политические и культурные взгляды и многое другое. А экономические отношения зависят от правовой системы, которая нередко формируется на основании духовности народа, его религиозных и моральных традициях.
Социальные системы имеют сложный характер, они динамичны и переменчивы.
Если говорить непосредственно о духовности в жизни общества, то ее ключевая цель - это положительные перемены в индивидуальном и общественном сознании. Постоянное обогащение социума в целом возможно только тогда, когда каждый в отдельности будет повышать свой уровень духовности.