Формирование элементарных математических представлений с помощью нетрадиционных форм работы с детьми дошкольного возраста.
Одна из основных задач дошкольного образования - это математическое развитие ребенка. Оно не свидетельствует о том, что на данном этапе ребенок конкретно должен овладеть какими-либо определенными знаниями. Математическое развитие дошкольнику должно дать возможность нестандартно мыслить, открывать новые зависимые связи. Особая роль в этом виде деятельности отводится технологии ТРИЗ (теория решения изобретательных задач). Внедрение инновационных технологий в образовательный процесс ДОУ - важное условие достижения нового качества дошкольного образования в процессе реализации ФГОС.
Игра - это ведущая форма НОД в дошкольных учреждениях. Игры с применением технологи ТРИЗ увлекают ребенка в мир знаний, незаметно для него развивают мышление, умение находить нестандартные решения, смекалку.
Широко используются следующие игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений:
- «Какое число потерялось?»
- «Где встречаем в жизни это число?»
- «Где встречаем эти линии?»
- «Где спрятались геометрические фигуры?»
- «Игры головоломки»
Игры с применением игрового материала:
(счетные палочки)
- «Измерить длину предмета»;
- «Выложить узор»;
- «Построение объектов по заданию»;
- (кубики)
- «Сравнение объектов по количеству кубиков…»;
- «строительство объектов».
Благодаря таким играм происходит тренировка ребенка в запоминании цвета, развитие сообразительности, установки дружеских отношений в коллективе. Постепенное усложнение заданий позволяет каждому ребенку продвигаться вперед своим индивидуальным маршрутом.
Применение игр по технологии ТРИЗ развивают пространственные представления, воображение, мышление, комбинаторные способности, сообразительность, смекалку, находчивость, целенаправленность в решении практических задач, способствуют успешной подготовки детей к школе. Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий, и подчинение правилам, возможность проявлять творчество и фантазию.
Используя в своей работе на занятиях по формированию элементарных математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ можно сделать вывод, что дошкольник, овладев умениями понимать задание, быстро ориентируется в них, умеет принимать самостоятельное решение, успешно справляется с массой творческих задач, легко адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности, хорошо развита речь, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.
Представляю свой опыт по составлению конспекта занятия, используя структуру креативного урока:
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз).
Блок 2. Содержательная часть занятия (1).
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Блок 4. Головоломка.
Блок 5. Интеллектуальная разминка.
Блок 6. Содержательная часть занятия (2).
Блок 7. Резюме.
НОД по ФЭМП в подготовительной группе с применением технологий ТРИЗ
Автор занятия: С. М. Овчинникова, воспитатель ДОУ Фомичевский детский сад
Конспект занятия разработан по программе «Детский сад 2100»
Тема: «Играем и считаем»
Тип занятия:
применение математических знаний в направленной игровой деятельности
Оборудование
: цифры и модель числа, модели грибов: мухоморов и маслят, игрушки домашних и диких животных, геометрические фигуры и тела.
Программное содержание:
- способствовать развитию творческих способностей, аналитического, ассоциативного мышления, воображения, навыков позитивного общения;
- продолжать учить детей порядковому и количественному счету в пределах 10, учить ориентироваться в ряде чисел до 10;
- классифицировать предметы по трем признакам (цвет, форма, величина), выполнять практические действия в делении целого на части и фиксировать в математических карточках;
- адекватно оценивать себя и товарищей; - воспитывать желание помогать друг другу, вместе преодолевать трудности.
Ход занятия
Блок 1. Мотивация (удивление, сюрприз)
Дети входят в группу и приветствуют воспитателя и друг друга. Воспитатель:
Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнемся, настроение у нас хорошее, приготовимся к путешествию в страну Математику. В этой стране живут умные, грамотные, эрудированные люди. Значит, нам нужно взять с собой ум, смекалку, находчивость и дружбу, чтобы помогать друзьям в трудностях, а так же цифры, геометрические фигуры, математические карточки.
Куда мы отправимся, нам подскажет загадка:
Он большой, густой, зеленый,
Представляет целый дом
В нем найдут приют и птицы
Зайки, волки и куницы. (Лес)
Да, в страну математику можно пройти через лес, преодолевая препятствия. В путь!
- Ой! Но что случилось? Ребята, у нас переполох, цифры все исчезли, геометрические фигуры и тела спрятались, математические карточки все убежали. Их укрыл в своих владениях лесной царь.
- Что нам делать?
- Надо отправиться в путешествие.
Во время путешествия по лесу мы должны вернуть все, что принадлежит математике, что похитил лесной царь. А чтобы справиться со всеми трудностями, мы с вами должны быть дружными, отзывчивыми, внимательными. Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам. О наших заслугах в путешествии будут говорить фишки (красного цвета - все получилось, синего - встретились небольшие трудности, но удалось их преодолеть, желтого - «т меня не получилось, прошу помочь»). Я очень надеюсь, что мы будем честными, справедливыми к себе и к товарищам.
Блок 2. Содержательная часть
Воспитатель:
Сначала мы пойдем в дремучий лес. Ну что здесь?
Посмотрите, здесь настоящий «ералаш». Похищенные цифры потеряли свое место, и кричат, и пищат, помогите им стать в строй по порядку.
Групповая работа: 1-я подгруппа - дети на магнитной доске выставляют в один ряд цифры, 2-я подгруппа - в другой ряд модель числа по порядку от 1 до 7 и замечают, что не хватает числа и цифры 4.
- Что вы заметили? (нет модели числа 4, цифры 4)
- Лесной царь отдаст эту цифру, если вы ему расскажите, где в жизни встречается число 4? (4 ножки у стола, стула, 4 угла, 4 ноги у животных)
- Счет прямой и обратный
- Назовите все числа больше 5.
- Назовите все числа меньше 6.
- Какое число стоит между 3 и 5.
- Какое число правее 3.
- Какое число левее 7.
- Кто соседи у 4.
- Что происходит с числами при движении вправо по числовой дорожке?
- Что с ними происходит при движении влево?
Вы успешно справились с заданием № 1 лесного царя и вернули цифры.
Коллективно оцените фишкой работу каждого участника путешествия и начните накапливать фишки.
Блок 3. Психологическая разгрузка.
Справились? Готовы отправиться дальше в путешествие? Тогда возьмём за плечи друг друга, почувствуем тепло, дружбу, силу, поддержку друг друга. Скоро сказка сказывается, да нескоро дело делается. Ну, вот настроились пора снова в путь. Поехали. Физминутка:
Мы едем, едем, едем. В далекие края, Хорошие соседи, счастливые друзья, Нам весело живется, Мы песенки поем, а в песенке поется
О том, как мы живем.
Блок 4. Головоломка
Воспитатель:
Ребята, продолжим путешествие. Наши испытания не закончились. Отправляемся дальше во владение Лесного Царя. Он спрятал в своих владениях жителей страны геометрии. Попытаемся их вернуть в математику. (На лесной поляне геометрические фигуры, тела и предметы, в которых можно рассмотреть геометрические фигуры и тела). Вы должны составить цепочку таки образом, которая состоит из предмета, геометрической фигуры, которую можно рассмотреть в предмете и тела, которое в нем встречается (например: барабан - цилиндр, круг, дом - треугольник, прямоугольник, пирамида).
- Сколько всего здесь геометрических фигур и тел?
- 5.
- Когда они вместе, как их назовем? (целое)
- Можно ли это целое поделить на части?
Дети делят целое на части: геометрические фигуры и тела.
- Что можно рассказать? (целое 5 состоит из частей - з тела и 2 геометрические фигуры)
- Можно ли эти фигуры и тела еще поделить на части?
- Да, можно, по размеру.1 - большая и 4 - маленьких.
- Теперь Лесной Царь возвращает вам геометрические фигуры и тела. Вы успешно справились с этим испытанием и вернули геометрических обитателей в страну Математику.
Индивидуально оцените фишками результат своей работы.
Блок 5. Интеллектуальная разминка. Воспитатель:
Вот мы прибыли в царство животного мира. На поляне (дорожке) домашние и дикие животные (среди них - рыба).
- Кого мы встретили? (обитателей природы)
- Найдите ответ на мои вопросы среди этих обитателей и объясните ответ.
- Кто здесь лишний? Почему?
- Рыба, потому что она живет в воде, а остальные на суше.
- Сколько ног у всех диких животных, присутствующих здесь?
- 8 (коза, медведь)
- Сколько всего обитателей?
- 6.
- Сколько у них хвостов?
- 6.
- Сколько у них ушей?
- 10, так как у рыбы ушей нет.
- Сколько ног?
- Чтобы вернуть их в математику, мы должны выстроить их друг за другом по размеру, начиная от большого и заканчивая маленьким (конь, коза, теленок, заяц, собака, рыба).
- Кто идет третьим?
- Каким по счету лошадь?...
- Сколько животных прибудет в математику?
- Спасибо.
Зачем в математике животные? (чтобы составлять про них математические рассказы и решать задачи)
- Можно ли этих животных поделить на части? (дикие и домашние)
Составьте математический рассказ со словами «было», «убежали», «осталось».
Заполним математическую карточку:
- Что известно? (часть, целое)
- Чем являются животные, которые убежали?(частью)
- Что нужно узнать? (часть)
- Как находим неизвестную часть? (Чтобы найти неизвестную часть нужно из целого убрать известную часть)
- Сколько животных осталось? (4)
Блок 6. Содержательная часть занятия
- Отправляемся в чащу леса, где растут, угадайте что?
Загадка:
Он стоит среди травы
В шляпе, но без головы.
У него одна нога,
Да и та без сапога. (Гриб)
- Какие грибы растут в чаще леса? (маслята и мухоморы)
- Какие из них можно есть?
- Для чего можно использовать мухомор? (в медицинских целях, для борьбы с мухами и насекомыми)
- Соберем мальчики маслята, а девочки мухоморы.
- Сравните количество маслят и количество мухоморов?
- Что нужно сделать, чтобы сравнить количества предметов? (составить пару).
- Что можно сказать о грибах? (мухоморов больше на 1, потому что 1 мухомору пары не хватило).
- Как их сделать поровну?
- Вернем математике правило, которое помогает сравнить предметы, проговорим его.
- Спасибо!
Блок 7. Резюме
- Какие хорошие поступки мы совершали на занятии?
- Чему учились во время путешествия? - Все ли у нас получилось?
- Посмотрите на заработанные фишки и проанализируйте свою работу на занятии.
- Ребята, благодаря нашей упорной работе удалось вернуть в страну Математики ее жителей? (цифры и модель числа, порядковый и количественный счет, геометрические тела и фигуры, правило на сравнение двух чисел, задачи).
- А Лесной Царь вас благодарит за хорошую работу, настойчивость, дружбу и предлагает вытянуть сюрприз из волшебной коробочки.
- Утёмов В. В., Зиновкина М. М., Горев П. М. Педагогика креативности: Прикладной курс научного творчества: учебное пособие. - Киров: АНОО «Межрегиональный ЦИТО», 2013. - 212 с.
- Ребенок в детском саду: иллюстрированный методический журнал для воспитателей дошкольных учреждений. - 2013. - № 2.
Сафронова Надежда Васильевна
Должность:
воспитатель
Учебное заведение:
МБДОУ детский сад № 19
Населённый пункт:
город Новокузнецк, Кемеровская область
Наименование материала:
Методическое пособие
Тема:
"Игровые технологии математического развития детей дошкольного возраста"
Дата публикации:
30.10.2017
Раздел:
дошкольное образование
МБДОУ датский сад №19.
Методическое пособие.
Тема: Игровые технологии математического развития детей дошкольного
возраста.
Воспитатель: Сафронова Н.В.
Новокузнецк, 2017г.
Введение…………………………………………………………………...3
Игра, как основной метод обучения…………………………………...4
Процесс формирования элементарных математических
представлений, игровые технологии…………………………………..5
Заключение………………………………………………………………11
Используемая литература……………………………………………...12
ВВЕДЕНИЕ
Усвоение математических знаний на различных этапах школьного
обучения вызывает существенные затруднения у многих учащихся. Одна из
причин, порождающих затруднения и перегрузку учащихся в процессе
усвоения знаний, состоит в недостаточной подготовке мышления
дошкольников к усвоению этих знаний.
Проблемами развития мышления на основе опыта лежат идеи
отечественных и зарубежных педагогов – психологов:
Л.С. Выготского.П.П. Блонского, П.П.Гольперина, С.Л. Рубинштейна, В.В.
Давыдова, А.И. Мещерякова, И.А.Менчинской,Д.Б. Эльконина,А.В.
Запорожца,
М. Монтессори.
Мышление – высшая ступень познания человеком действительности.
Вопрос о том, с чего и как начать подготовку детей дошкольного возраста к
изучению математики (или пред математическую подготовку) не может
решаться в настоящее время так, как решался 100 или даже 50 лет тому назад.
формированием представлений о числах и простейших геометрических
фигурах, обучением счету, сложению и вычитанию, измерениям в
простейших случаях. С точки зрения современной концепции обучения
самых маленьких детей не менее важным, чем арифметические операции, для
подготовки их к усвоению математических знаний является формирование
логического мышления. Детей необходимо учить не только вычислять и
измерять, но и рассуждать.
1.Игра, как основной метод обучения детей дошкольного возраста.
Когда речь идет об обучении дошкольников, то, конечно, имеется в виду не
прямое обучение логическим операциям и отношениям, а подготовка детей к
усвоению точного смысла слов и словосочетаний, обозначающих эти
операции и отношения посредством практических действий, приводящих к
Таким образом, пред математическая подготовка детей представляется
состоящей из двух тесно переплетающихся основных линий: логической, т. е.
подготовкой мышления детей к применяемым в математике способам
рассуждений, и собственно пред математической, состоящей в формировании
элементарных математических представлений. Отметим, что логическая
подготовка выходит за рамки подготовки к изучению математики, развивая
познавательные способности детей, в частности их мышление и речь.
Анализ состояния обучения дошкольников приводит многих
специалистов к выводу о необходимости развития в дидактических играх
(наряду с получившей широкое распространение функцией закрепления и
повторения знаний) функции формирования новых знаний, представлений и
способов познавательной деятельности. Иными словами, речь идет о
необходимости развития обучающих функций игры, предполагающей
обучение через игру.
Игра для них - труд, учеба, серьезная форма воспитания. Иногда
спрашивают, когда играть с детьми, до или после занятия, не подозревая
даже, что можно играть с детьми на самом занятии, обучать их в процессе
игры, играя с ними.
В обучении детей 4-6 лет игра рассматривается не просто как один из
методов обучения, а как основной метод обучения детей этого возраста, в
дальнейшем постепенно уступающий свои позиции другим методам
обучения. Для детей 4-6 лет игра является ведущим видом деятельности: в
ней психика ребенка наиболее ярко и интенсивно проявляется, формируется и
развивается.
Обучение через игру, интересное и увлекательное занятие для самых
маленьких, способствует постепенному переносу интереса и увлеченности с
игровой на учебную деятельность. Игра, увлекающая детей, их не
перегружает ни умственно, ни физически. Очевидно, что интерес детей к
игре постепенно переходит не только в интерес к учению, но и к тому, что
изучается, т. е в интерес к математике.
2. Процесс формирования элементарных математических
представлений, игровые технологии
Разработка и выбор технологий зависит от того, что подлежит освоению, и
в чем будет состоять развитие мыслительной деятельности ребенка- это
связей и взаимосвязей предметов и явлений окружающего мира. Это
освоение свойств объектов (форма, цвет, размер, масса, емкость и т.д.)
Игровые технологии:
Логические и математические игры;
Образовательные ситуации (развивающие, игровые);
Проблемные ситуации, вопросы;
Экспериментирование, исследовательская деятельность;
Творческие задачи, вопросы и ситуации.
Процесс формирования элементарных математических представлений
осуществляется под руководством педагога, в результате систематически
проводимой работы на НОД и вне ее, направленной на ознакомление детей с
количественными, пространственными и временными отношениями с
помощью разнообразных средств. своеобразными орудиями труда педагога и
инструментами познавательной деятельности детей.
В практике работы используются следующие средства формирования
элементарных математических представлений:
Комплекты наглядного дидактического материала для занятий;
Оборудование для самостоятельных игр и занятий детей;
Методические пособия для воспитателя детского сада, в которых
раскрывается сущность работы по формированию элементарных
математических представлений у детей в каждой возрастной группе и даются
примерные конспекты занятий;
Сборной дидактических игр и упражнений для формирования
количественных, пространственных и временных представлений у
дошкольников;
Учебно-познавательные книги для подготовки детей к усвоению
математики в школе в условиях семьи.
При формировании элементарных математических представлений
средства обучения выполняют разнообразные функции:
Реализуют принцип наглядности;
Адаптируют абстрактные математические понятия в доступной для
малышей форме;
Помогают детям овладевать способами действий, необходимыми для
возникновения элементарных математических представлений;.
Способствуют накоплению у детей опыта чувственного восприятия
свойств, отношений, связей и зависимостей, его постоянному расширению и
обогащению, помогают осуществить постепенный переход от материального
к материализованному, от конкретного ж абстрактному;
Дают возможность воспитателю организовывать учебно-познавательную
деятельность дошкольников и управлять этой работой, развивать у них
желание получать новые знания, овладевать счетом, измерением,
простейшими способами вычисления и т. д.;
Увеличивают объем самостоятельной познавательной деятельности детей
на занятиях по математике и вне их;
Расширяют возможности педагога в решении образовательных,
воспитательных и развивающих задач;
Рационализируют и интенсифицируют процесс обучения.
Таким образом, средства обучения выполняют важные функции:в
деятельности педагога и детей при формировании у них элементарных
математических представлений. Они постоянно изменяются, новые
конструируются в тесной связи с совершенствованием теории и практики
пред математической подготовки детей.
Основным средством обучения является наглядно дидактический
материала для занятий. В него входит следующее: объекты окружающей
среды, взятые в натуральном виде: разнообразные предметы быта, игрушки,
посуда, пуговицы, шишки, желуди, камешки, раковины и т. д.;
Изображения предметов: плоские, контурные, цветные, на подставках и без
них, нарисованные на карточках;
Графические и схематические средства: логические блоки, фигуры,
карточки, таблицы, модели.
При формировании элементарных математических представлений на
занятиях наиболее широко использую реальные предметы и их изображения.
С возрастом детей происходят закономерные изменения в использовании
отдельных групп дидактических средств: наряду с наглядными средствами
применяется опосредованная система дидактических материалов.
Современные исследования опровергают утверждение о недоступности для
детей обобщенных математических представлений. Поэтому в работе со
старшими дошкольниками используются наглядные пособия, моделирующие
математические понятия.
Дидактические средства должны меняться не только с учетом возрастных
особенностей, но в зависимости от соотношения конкретного и абстрактного
на разных этапах усвоения детьми программного материала. Например, на
определенном этапе реальные предметы могут быть заменены числовыми
фигурами, а они в свою очередь цифрами и т. п.
Для каждой возрастной группы должен использоваться свой комплект
наглядного материала. Наглядный дидактический материал соответствует
возрастным особенностям детей, отвечает разнообразным требованиям:
научным, педагогическим, эстетическим, санитарно-гигиеническим,
экономическим и т. д.
Он используется на занятиях при объяснении нового, его закреплении, для
повторения пройденного и при проверке знаний детей, т. е. на всех этапах
обучения.
Обычно используется наглядный материал двух видов: крупный,
(демонстрационный) для показа и работы детей и мелкий (раздаточный),
которым ребенок пользуется, сидя за столом и выполняя одновременно со
всеми задание педагога.
Демонстрационные и раздаточные материалы отличаются по назначению:
первые служат для объяснения и показа способов действий воспитателем,
вторые дают возможность организовать самостоятельную деятельность
детей, в процессе которой вырабатываются необходимые навыки и умения.
Эти функции являются основными, но не единственными и строго
фиксированными.
Учитываются размеры пособий: раздаточный материал должен быть
таким, чтобы сидящие рядом дети могли удобно располагать его на столе и не
мешать друг другу во время работы.
Наглядный дидактический материал служит для реализации программы
развития элементарных математических представлений
в процессе специально организованных упражнений во время НОД. С этой
целью используются:
Пособия для обучения детей счету;
Пособия для упражнений в распознавании величины предметов;
Пособия для упражнений детей в распознавании формы предметов и
геометрических фигур;
Пособия для упражнения детей в пространственной ориентировке;
Пособия для упражнения детей в ориентировке во времени. Данные
комплекты пособий должны соответствовать основным разделам
программы и включают как демонстрационный, так и раздаточный материал.
Необходимые для проведения НОД дидактические средства изготавливаются
педагогом, привлекая к этому родителей, или берутся готовыми из
окружающей среды.
В оборудование для самостоятельных игр и занятий можно включать:
Специальные дидактические средства для индивидуальной работы с
детьми, для предварительного ознакомления с новыми игрушками и
материалами;
Разнообразные дидактические игры: настольно-печатные и с предметами;
обучающие, разработанные А. А. Столяром; развивающие, разработанные Б.
П. Никитиным; шашки, шахматы;
Занимательный математический материал: головоломки, геометрические
мозаики и конструкторы, лабиринты, задачи-шутки, задачи на
трансфигурацию и т. д. с приложением там, где это необходимо, образцов
(например, для игры «Танграм» требуются образцы расчлененные и
нерасчлененные, контурные), наглядных инструкций и т. д.;
Отдельные дидактические средства: блоки 3. Дьенеша (логические блоки),
палочки X. Кюзенера, счетный материал (отличный от того, что применяется
на занятиях), кубики с цифрами и знаками, детские вычислительные машины
и многое другое.
Книги с учебно-познавательным содержанием для чтения детям и
рассматривания иллюстраций.
Все эти средства размещаются непосредственно в зоне самостоятельной
познавательной и игровой деятельности. Эти средства используются в
основном в часы игр, но могут применяться и на НОД
Действуя с разнообразными дидактическими средствами вне занятий,
ребенок не только закрепляет знания,- полученные на занятиях, но и в
отдельных случаях, усваивая дополнительное содержание, может опережать
требования программы, исподволь готовиться к ее усвоению.
Самостоятельная деятельность под руководством педагога, проходящая
индивидуально, группой, дает возможность обеспечить оптимальный темп
развития каждому ребенку, учитывая его интересы, склонности, способности,
особенности.
Одним из средств формирования у детей дошкольного возраста
элементарных математических представлений являются занимательные игры,
упражнения, задачи, вопросы. Этот занимательный математический материал
чрезвычайно разнообразен по содержанию, форме, развивающему и
воспитательному влиянию.
Из занимательного математического материала в работе с дошкольниками
могут использоваться самые простые его виды:
Геометрические конструкторы: «Танграм», «Пифагор», «Колумбово яйцо»,
«Волшебный круг» и др., в которых из набора плоских геометрических фигур
требуется создать сюжетное изображение на основе силуэтного, контурного
образца или по замыслу;
- «Змейка» Рубика, «Волшебные шарики», «Пирамидка», «Сложи узор»,
«Уникуб» и другие игрушки-головоломки, состоящие из
Он расширяет возможность создания и решения проблемных ситуаций,
открывает эффективные пути активизации умственной деятельности,
способствует организации общения детей между собой и со - взрослыми.
Занимательный математический материал является средством
комплексного воздействия на развитие детей, с его помощью осуществляется
умственное и волевое развитие, создается проблемность в обучении, ребенок
занимает активную позицию в самом процессе учения. Пространственное
воображение, логическое мышление, целенаправленность и
целеустремленность, умение самостоятельно искать и находить способы
действия для решения практических и познавательных задач - все это,
вместе взятое, требуется для успешного усвоения математики и других
учебных предметов в школе.
В программе "Детство" основными показателями интеллектуального
развития ребёнка являются показатели развития таких мыслительных
процессов, как сравнение, обобщение, группирование, классификация. Дети,
испытывающие затруднения в выборе предметов по определённым
свойствам, в их группировании обычно отстают в сенсорном развитии
(особенно в младшем и среднем возрасте). Поэтому игры для сенсорного
развития занимают большое место в работе с этими детьми и. как правило,
дают хороший результат.
Кроме традиционных игр, направленных на сенсорное развитие, очень
эффективны игры с Блоками Дьенеша. Например, такие:
Сделай узор. Цель: развивать восприятие формы
Воздушные шары. Цель: обратить внимание детей на цвет предмета,
учить подбирать предметы одинакового цвета
Запомни узор. Цель: развивать наблюдательность, внимание, память
Найди свой домик. Цель: развивать умение различать цвета, формы
геометрических фигур, формировать представление о символическом
изображении предметов; учить систематизировать и классифицировать
геометрические фигуры по цвету и форме.
Пригласительный билет. Цель: развивать умение детей различать
геометрические фигуры, абстрагируя их по цвету и размеру.
Муравьи. Цель: развивать умение детей различать цвет и размер
предметов; формировать представление о символическом изображении
предметов.
Карусель. Цель: развивать у детей воображение, логическое мышление;
упражнять в умении различать, называть, систематизировать блоки по цвету,
величине, форме.
Разноцветные шары. Цель: развивать логическое мышление; учить
Дальнейший порядок игр определяется усложнением: развитием умений
сравнивать и обобщать, анализировать, описывать блоки с помощью
символов, классифицировать по 1-2 признакам. Эти и дальнейшие
усложнения переводят игры в разряд игр для одарённых детей. В этот же
разряд могут перейти и сами «отстающие» дети. Важно вовремя осуществить
необходимый переход детей на следующую ступень. Чтобы не передержать
детей на определённой ступени, задание должно быть трудным, но
выполнимым.
Таким образом, стараясь учесть интересы каждого ребёнка в группе, педагог
должен стремиться создать ситуацию успеха для каждого с учётом его
достижений на данный момент развития. Необходимо иметь:
Наличие игр разнообразного содержания – для предоставления детям
права выбора
Наличие игр, направленных на опережение в развитии (для одарённых
Соблюдение принципа новизны – среда должна быть изменчивой,
обновляемой – дети любят новое
Соблюдение принципа неожиданности и необычности.
Заключение
Организованная в русле игровых технологий работа по математическому
развитию детей отвечает интересам самих малышей, способствует развитию
их интереса к интеллектуальной деятельности, соответствует нынешним
требованиям к организации образовательного процесса для дошкольников и
стимулирует к дальнейшему творчеству в совместной деятельности с
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
Венгер Л.А., Дьяченко О.М. «Игры и упражнения по развитию
умственных способностей у детей дошкольного возраста».
«Просвещение» 1989г.
Ерофеева Т.И. «Знакомство с математикой: методическое пособие для
педагогов». – М.: Просвещение, 2006.
Зайцев В.В. «Математика для детей дошкольного возраста». Гуманит.
Изд. Центр «Владос»
Колесникова Е.В. «Развитие математического мышления у детей 5-7
лет» – М: «Гном-Пресс», «Новая школа» 1998г.
Козлова Людмила Николаевна
Обобщение педагогического опыта «Игровые технологии в формировании элементарных математических представлений у дошкольников»
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Обобщение педагогического опыта работы
Представил :
Воспитатель МАДОУ
«Детский сад № 13 г. Сосногорска»
Козлова Л. Н.
г. Сосногорск, 2018г.
1.Aктуальность
Считaю, что рaзвитие - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника . В условиях реализации ФГОС ДО к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования , существенным отличием является - исключение из образовательного процесса учебной деятельности, кaк не соответствующей закономерностям развития ребенка на этапе дошкольного детства . Поэтому перед нaми, педагогами дошкольного учреждения , становится актуальным поиск других форм и методов работы с детьми. Сущность изменения касается и модели образовательного процесса. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развивать нужно посредством доступной для их возраста деятельности – игры.
Изучив, педагогические технологии , я отметила, что уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию является использование игровых форм обучения на занятиях. При правильной организации игра создает условия для развития физических, интеллектуальных и личностных качеств ребенка, формированию предпосылок учебной деятельности и обеспечение социальной успешности дошкольника . В своей работе большое место я отвожу дидактическим играм. Они используются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей. Дидактические игры выполняют функцию средств обучения – дети осваивают признаки предметов , учатся классифицировать, обобщать , сравнивать. Использование дидактических игр, как средство обучения, повышает интерес детей к образовательной деятельности, обеспечивает лучшее усвоение программы.
2. Теоретическое обоснование опыта
Наиболее важной и актуальной задачей подготовки детей к школе, является их успешное обучение в начальной школе, которое зависит от уровня развития ребенка, умения обобщать и систематизировать свои знания, творчески решать различные проблемы. Развитое математическое мышление не только помогает ребенку ориентироваться и уверенно чувствовать в окружающем его современном мире, но и способствует его общему умственному развитию. Поэтому основное требование к форме организации обучения и воспитания – сделать занятия по формированию элементарно математическим представлениям максимально эффективными для того, чтобы на каждом возрастном этапе обеспечить усвоение ребенком максимально доступным ему объемом знаний и стимулировать его интеллектуальное развитие.
Занятия, организованные в игровой форме способствуют тому , что ребенок из пассивного, бездеятельного наблюдателя превращается в активного участника, также такие занятия способствуют формированию у ребенка творческих способностей, которые необходимы для его гармоничного развития. Разрабатывая содержание игровых занятий , и применяя их в своей работе, я пришла к выводу, что использование игровых ситуаций в обучающем процессе не должно быть случайным. Каждое использование игровой ситуации имеет свое место и время : определенный период изучения тех или иных тем, когда дети уже приобрели необходимые знания и овладели нужными способами деятельности и могут перенести их в нестандартные ситуации, использовать при решении свой практический опыт , знания, умения. На занятиях в игровой форме дети усваивали определенные знания , умения, навыки и одновременно обогащались эстетически, эмоционально, помогали друг другу, учились преодолевать трудности сообща, оценивали себя и других, делали выводы и заключения. В этих занятиях сочетались игровые ситуации , дидактические игры, наглядный материал и действия с ним . Они побуждали ребенка применить имеющиеся у него знания в практической деятельности, использовать известные ему способы и изобретать новые для решения нестандартных заданий, рассматривать заданные условия с нескольких точек зрения, выдвигать разные пути их решения, рассуждать теоретически и действовать практически.
Игровая мотивировка помогала поддерживать интерес детей на протяжении всего занятия, создавала положительный эмоциональный настрой. В ходе этих занятий у детей возникало чувство удовлетворения и от совместной деятельности, и от правильного решения игровой ситуации . Особую роль в обучении детей отводилось таким занятиям, как занятия – развлечения или занятия – праздники.
Я рассматривала развлечения и праздники не только как форму отдыха , но и как мощное средство опосредованного воспитания и образования. В них отражаются интерес, потребности, эмоции, характер и в равной степени культивируются личностные и интеллектуальные качества ребенка. Это не случайно. Радостное переживание поднимало жизненный тонус ребенка, сплачивало детей, создавало бодрое настроение. занятия я строила на интеллектуальном развлекательном содержании и использовала в вариативной образовательной работе с детьми. Следует назвать виды этих занятий : занятия – развлечения, математические праздники , игры – соревнования, игры – шоу, математические многоборья , театрализованные постановки, игры – драматизации (на математическом материале , викторины.
Каждый из названных видов строились на совместной неформальной деятельности детей и взрослых, имели свои особенности в организации и методические требования к стимулированию интеллектуальной активности детей, дифференцированному и гуманному использованию поощрений, созданию условий для самостоятельной созидательной и дискуссионной деятельности детей, «деликатному» использованию соревновательных моментов, предварительную подготовку детей к усвоению познавательного содержания.
Исходя из сказанного, я сделала вывод, что проведение занятий в игровой форме , с использованием дидактических игр и занятий – развлечений помогает детям легче усваивать материал , закреплять полученные ранее знания и умения. Значение этих занятий состоит в том, что они выполняют различные функции : выявление, закрепление знаний и умений, способов действий, сообщение новых знаний и помогают детям более легко усвоить сложный математический материал .
Большое значение также имеет приобщение детей дошкольного возраста в условиях семьи к занимательному математическому материалу . Для этого использовала разнообразные формы работы с родителями . Проводила индивидуальные беседы, консультации, открытые занятия, показывала фрагменты занятий на интерактивной доске, делала выступления на родительских собраниях, знакомила родителей с приемами руководства играми, методикой их проведения, напоминала, чтобы играли с детьми, учили их последовательным действиям, успешно планировали в уме, приучали детей к умственному труду. Во время бесед с родителями, рекомендовала им собирать занимательный материал , организовывать совместные игры с детьми, постепенно создавать домашнюю игротеку , рассказывала, какие игры вместе с детьми можно сделать своими руками : «Составь узор» , «Какая фигура лишняя?» , «Какой день недели спрятался?» и многие другие. Родителям детей старших и подготовительных групп рекомендовала заниматься с детьми с использованием специальной литературы. Чтобы родителям было легче определить в какие игры и как играть с детьми, оформляла стенд «Занимательная математика » и папки-передвижки, в которых была отражена тематика игр по разделам Программы воспитания и обучения детей и возрастам с содержанием игр.
Организовывала с детьми математические праздники , вечера досуга, приглашала на них родителей, чтобы они сами могли увидеть и оценить знания и умения детей.
Организация такой работы с родителями способствовала формированию у них творчества , изобретательности, повышению их педагогической культуры . Считаю, что только совместная работа воспитателей и родителей по обучению детей математике через игру , будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке к обучению в школе.
3. Результативность педагогического опыта работы
С целью обобщения передового педагогического опыта по теме : «Игровые технологии в формировании элементарно- математических представлений у дошкольников » мною с марта 2016 по май 2018 года в МАДОУ «Детский сад № 13 г. Сосногорска» с воспитанниками группы № 3 осуществлялся ряд занятий и развлечений по ФЭМП в игровой форме . В ходе работы были поставлены цели, и задачи обучения, воспитания и развития детей. Анализируя состояние обучения дошкольников , я пришла к выводу, что дидактическая игра, наряду с получившей широкое распространение функций закрепления и повторения знаний, может выступать и как функция формирования новых знаний , представлений и способов познавательной деятельности. Следует отметить, что не все занятия можно провести полностью в игровой форме , так как в Программе воспитания и обучения в детском саду есть такой материал , который требует более серьезного отношения при знакомстве с ним, и который можно только закрепить в игровой форме . Например, знакомство с составом числа из двух меньших чисел, знакомство со структурой задачи, обучение образованию чисел второго десятка и некоторых других задач. Вот поэтому, для поддержания интереса детей к таким обучающим занятиям, я включала в них дидактические игры, но игра идет как часть занятия, ее место в структуре занятия определяются целью , назначением и содержанием занятия. В этих играх были, как закрепляющие навыки и умения, так и носили обучающий характер, они помогали детям лучше усвоить тот или иной материал и привлекали их интерес к занятию. Необходимо отметить, что регулярное использование на занятиях по математике системы специальных игровых заданий и упражнений, направленных на развитие познавательных возможностей и способностей, расширяет математический кругозор дошкольников , способствует математическому развитию , повышает качество математической подготовленности к школе, позволяет детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Несмотря на многообразие игр, их главной задачей должно быть развитие логического мышления, а именно умение устанавливать простейшие закономерности : порядок чередования фигур по цвету, форме , размеру. Этому способствуют и игровые упражнения на нахождение пропущенной в ряду фигуры.
Также необходимым условием, обеспечивающем успех в работе, является творческое отношение воспитателя к математическим играм : варьирование игровых действий и вопросов , индивидуализация требований к детям, повторение игр в том же виде или усложнением. Необходимость современных требований вызвана высоким уровнем современной школы к математической подготовке детей в детском саду, в связи с переходом на обучение в школе с шести лет.
Эффективная организация детской деятельности с целью прочного и глубокого усвоения дошкольниками программного материала по формированию элементарно- математическому познанию будет осуществлена при выполнении определенных требований :
1. В процессе детей математики следует сочетать традиционные и нестандартные формы обучения .
2. Большое значение при обучении детей математике через игру имеют дидактические игры математического содержания , проводимые вне учебной деятельности, с целью закрепления, совершенствования знаний, умений и навыков, полученных на занятии.
3. Необходимо организовать уголки занимательной математики в группах , начиная со среднего дошкольного возраста , так как они оказывают целенаправленное формирование интереса к элементарной математической деятельности , воспитывают у детей потребность заниматься в свободное время интеллектуальными играми.
4. Единство в работе детского сада и семьи будет способствовать всестороннему развитию детей, подготовке их к обучению в школе, если будет активно вестись работа с родителями по организации в домашних условиях занимательных математических игр .
3. Библиографический список :
1. Арапова-Пискарева Н. А. Развитие элементарных математических представлений . - М.: Мозайка-Синтез,2005.
2. Агафонов В. «Твой друг компьютер» , Москва, «Детская литература» 1996 г. (информатика от 4 до 9 ) .
3. Бедерханова В. П. Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых // Развитие личности. 2000.
4. ВолинаВ. В. Праздник числа (Занимательная математика для детей ) -М.: Знание,1993.
5. Венгер Л. А., Венгер А. Л. Домашняя школа мышления. – М.: Знание, 1984.
6. Евдокимова Е. С. Технология проектирования в ДОУ. - М.:ТЦ Сфера, 2008.
7. Юзбекова. Е. А. Ступеньки творчества. - М. ,ЛИНКА-ПРЕСС., 2006.
8. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения . - М., 2003.
9. Метлина Л. С. Математика в детском саду . - М., 1984.
10. Михайлова. З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников : М Просвящение,1990.
11. Попова Г. П., В. И. Усачева Занимательная математика . – Волгоград : Учитель, 2006.
12. Петрова. М. Н. Дидактические игры и упражнения по математике для работы с детьми дошкольного возраста . –М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.
«Формирование элементарных математических представлений посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ. Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному образованию...»
Формирование элементарных математических представлений
посредством методов технологии ОТСМ - ТРИЗ.
Многие учёные и практики считают, что современные требования к дошкольному
образованию могут быть выполнены при условии, если в работе с детьми будут
активно использоваться методы технологии ТРИЗ-ОТСМ. В образовательной
деятельности с детьми старшего дошкольного возраста использую следующие методы:
морфологический анализ, системный оператор, дихотомия, синектика (прямая
аналогия), наоборот.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Морфологический анализ – это метод, благодаря которому ребенок с малых лет учится мыслить системно, представлять в своем воображении мир, как бесконечное сочетание различных элементов - признаков, форм и т.п.Основная цель: Формировать у детей умение давать большое количество разных категорий ответов в рамках заданной темы.
Возможности метода:
Развивает внимание, воображение, речь детей, математическое мышление.
Формирует подвижность и системность мышления.
Формирует первичные представления об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени. (ФГОС ДО) Помогает ребенку усвоить принцип вариативности.
Развивает способности детей в области восприятия, познавательный интерес.
Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической дорожке (МД)
1.Представление МД («Волшебной дорожки») с установленными заранее показателями по горизонтали (значками признаков), в зависимости от цели ООД.
2.Представление Героя, который будет «путешествовать» по «Волшебной дорожке».
(Роль Героя будут выполнять сами дети.)
3.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям. (Например, помочь объекту пройти по «Волшебной дорожке», отвечая на вопросы признаков).
4.Морфологический анализ проводится в форме обсуждения (возможна фиксация результатов обсуждения с помощью картинок, схем, знаков). Кто-то из детей задаёт вопрос от имени признака. Остальные дети, находясь в ситуации «помощники», отвечают на заданный вопрос.
Цепочка примерных вопросов:
1.Объект, ты кто?
2.Объект, какого ты цвета?
3.Объект, какое у тебя главное дело?
4. Объект, что ты ещё умеешь делать?
5.Объект, какие у тебя есть части?
6.Объект, где ты находишься («прячешься»)? Объект, а как называются твои «родственники», среди которых можно встретить тебя?
Обозначать форму Нахожусь, В природном мире (лист, ёлка, ттреугольник предметов вершины
–  –  –
Примечание. Усложнения: введение новых показателей или увеличение их количества.
Технологическая цепочка проведения образовательной деятельности (ОД) по морфологической таблице (МТ)
1.Представление морфологической таблицы (МТ) с установленными заранее показателями по горизонтали и вертикали, в зависимости от цели ООД.
2.Сообщение задания, которое предстоит выполнить детям.
3.Морфологический анализ в форме обсуждения. (Поиск объекта по двум заданным свойствам).
Примечание. Показатели по горизонтали и вертикали обозначаются картинками (схемами, цветом, буквами, словом). Морфологическая дорожка (таблица) остаётся на некоторое время в группе и используется педагогом в индивидуальной работе с детьми и детьми в самостоятельной деятельности. Вначале, начиная со средней группы, проводится работа по МД, а затем по МТ (во второй половине учебного года).
В старшей и подготовительной к школе группах детского сада образовательная деятельность проводится по МД и по МТ.
Что может представлять собой морфологическая таблица (дорожка) в группе?
В своей работе я использую:
а) таблицу (дорожку) в виде наборного полотна;
б) морфологическую дорожку, которая выкладывается на полу веревочками, на которой расставляются значки признаков.
СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР
Системный оператор – это модель системного мышления. С помощью «системного оператора» мы получаем девятиэкранную систему представления о строении, взаимосвязях, этапах жизни системы.Основная цель: Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту.
Возможности метода:
Развивает воображение, речь детей.
Формирует у детей основы системного мышления.
Формирует элементарные математические представления.
Развивает у детей умение выделять у объекта его главное назначение.
Формирует представление о том, что каждый объект состоит из частей, имеет своё местоположение.
Помогает ребенку выстраивать линию развития какого-либо объекта.
Минимальная модель системного оператора – это девять экранов На экранах цифрами показана последовательность работы с системным оператором.
В своей работе с детьми я системный оператор обыгрываю, провожу по нему игры ("Озвучь диафильм", "Волшебный телевизор", "Ларец").
Например: Работа на СО. (Рассматривается число 5. Открываются экраны 2-3-4-7).
В: Дети, я хотела показать нашим гостям информацию о числе 5. Но кто-то спрятал её за дверцами ларца. Нам необходимо открыть ларец.
–  –  –
Алгоритм работы по СО:
В: Для чего люди придумали число 5?
Д: Обозначать количество предметов.
В: Из каких частей состоит число 5? (Из каких двух чисел можно составить число 5? А как число 5 составить из единиц?).
Д: 1и4, 4 и1, 2иЗ, Зи2, 1,1,1,1и1.
В: Где находится число 5? Где вы видели число 5?, Д: На доме, на лифте, на часах, на телефоне, на пульте, на транспорте, в книге, В: Назовите числа - родственники, среди которых можно встретить число 5.
Д: Натуральные числа, которыми мы пользуемся при счёте.
В: А каким числом было число 5, пока к нему не присоединилась 1?
Д: Числом 4.
В: А каким числом будет число 5, если к нему присоединится 1?
Д: Числом 6.
Примечание.
Не следует детям говорить термины (система, надсистема, подсистема).
Разумеется, не обязательно рассмотрение всех экранов во время организованной образовательной деятельности. Рассматриваются только те экраны, которые необходимы для достижения цели.
В средней группе рекомендуется, отступив от порядка заполнения, начинать рассматривать подсистемные признаки, сразу после названия системы и ее главной функции, а потом уже определять, в какую надсистему она входит (1-3Что может представлять собой системный оператор в группе? В своей работе я использую системный оператор в виде наборного полотна: экраны заполняются картинками, рисунками, схемами.
СИНЕКТИКА
В переводе с греческого слово «синектика» означает «объединение разнородных элементов».В основе такой работы лежит четыре типа операций: эмпатия, прямая аналогия, символистическая аналогия, фантастическая аналогия. В процессе ФЭМП можно использовать прямую аналогию. Прямая аналогия – это поиск сходных объектов в других областях знаний по каким-либо признакам.
Основная цель: Формировать у детей умение устанавливать соответствие между объектами (явлениями) по заданным признакам.
Возможности метода:
Развивает внимание, воображение, речь детей, ассоциативное мышление.
Формирует элементарные математические представления.
Развивает у детей умение строить различные ассоциативные ряды.
Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
Овладение ребенком прямой аналогией проходит через игры: "Город Кругов (Квадратов, Треугольников, Прямоугольников и т.д.)", "Волшебные очки", "Найди предмет такой же формы", "Мешок с подарками", "Город цветных Цифр" и др. В ходе игр дети знакомятся с различными видами ассоциаций, учатся целенаправленно строить различные ассоциативные ряды, приобретают навыки выхода за рамки привычных цепочек рассуждений. Формируется ассоциативное мышление, что очень необходимо для будущего школьника и для взрослого человека. Овладение ребенком прямой аналогией тесно связано с развитием творческого воображения.
В связи с этим важным также является обучение ребенка двум умениям, которые помогают созданию оригинальных образов:
а) умению "включать" объект в новые связи и отношения (через игру «Дорисуй фигуру»);
б) умению выбирать из нескольких образов самый оригинальный (через игру «На что это похоже?»).
Игра «Что на что похоже?» (с 3 лет).
Цель. Развивать ассоциативное мышление, воображение. Формировать умение сравнивать математические объекты с объектами природного и рукотворного мира.
Ход игры: Ведущий называет математический объект (цифру, фигуру), а дети называют объекты, похожие на него из природного и рукотворного мира.
Например, В: На что похожа цифра 3?
Д: На букву з, на змейку, на ласточку, ….
В: А если перевернуть цифру 3 в горизонтальное положение?
Д: На рога барана.
В: На что похож ромб? Д: На воздушного змея, на печенье.
ДИХОТОМИЯ.
Дихотомия - метод деления пополам, используемый для коллективного выполнения творческих заданий, требующих поисковой работы, представлен в педагогической деятельности различными типами игры "Да - Нет".
Способность ребенка к постановке сильных вопросов (вопросов поискового характера) является одним из показателей развития его творческих способностей. Для расширения возможностей ребенка и ломки стереотипов в формулировке вопросов необходимо показывать малышу образцы других форм вопросов, демонстрировать различия и исследовательские возможности этих форм. Важно также помочь ребенку усвоить определённую последовательность (алгоритм) постановки вопросов. Обучить ребенка этому умению можно, используя в своей работе с детьми игру "Да-нет".
Основная цель:- Формировать умение сужать поле поиска
Обучать мыслительному действию - дихотомия.
Возможности метода:
Развивает внимание, мышление, память, воображение, речь детей.
Формирует элементарные математические представления.
Ломает стереотипы в формулировке вопросов.
Помогает ребенку усвоить определенную последовательность вопросов (алгоритм).
Активизирует словарь детей.
Развивает способности детей к постановке вопросов поискового характера.
Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка Суть игры проста - дети должны распутать загадку, задавая воспитателю вопросы по усвоенному алгоритму. Отвечать же на них воспитатель может только словами: "да", "нет" или "и да, и нет". Ответ воспитателя "и да, и нет" показывает наличие противоречивых признаков объекта. Если ребенок задает вопрос, на который невозможно дать ответ, то необходимо заранее установленным знаком показать - вопрос задан неправильно.
Д./и. «Да - нет». (Линейная, с плоскими и объёмными фигурами).
Воспитатель заранее устанавливает в ряд геометрические фигуры (куб, круг, призма, овал, пирамида, пятиугольник, цилиндр, трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник).
Воспитатель загадывает, а дети отгадывают, задавая вопросы по знакомому алгоритму:
Это трапеция? - Нет.
Это справа от трапеции? - Нет. (Убираются фигуры: трапеция, ромб, треугольник, шар, квадрат, конус, прямоугольник, шестиугольник),
Это овал? - Нет.
Это слева от овала? - Да.
Это круг? - Нет.
Это справа от круга? - Да.
Это призма? - Да, молодцы.
Метод «НАОБОРОТ».
Суть метода «наоборот» в выявлении определенной функции или свойства объекта и замены их на противоположные. Этот приём в работе с дошкольниками можно использовать, начиная со средней группы детского сада.
Основная цель: Развитие чувствительности к противоречиям.
Возможности метода:
Развивает внимание, воображение, речь детей, основы диалектического мышления.
Формирует элементарные математические представления.
Развивает у детей умение подбирать и называть антонимиеские пары.
Формирует познавательные интересы и познавательные действия ребенка.
Метод «наоборот» является основой игры «Наоборот».
Варианты игры:
1.Цель: Формировать умение детей находить слова антонимы.
Основное действие: ведущий называет слово - играющие подбирают и называют антонимическую пару. Детям эти задания объявляются как игры с мячом.
2.Цель: Формировать умение рисовать предметы «наоборот».
Например, воспитатель показывает страничку из тетради «Игровая математика»
и говорит: «Веселый Карандаш нарисовал короткую стрелку, а вы нарисуйте «наоборот».
Подготовила педагог Журавлева В.А.
Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и
любознательности.
(В А. Сухомлинский)
Цель: повышение уровня знаний педагогов по формированию элементарных математических представлений
Задачи:
1. Познакомить педагогов с нетрадиционными технологиями применения игр в работе по ФЭМП.
2. Вооружить педагогов практическими навыками проведения математических игр.
3. Представить комплекс дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста.
Актуальность проблемы: в математике заложены огромные возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего возраста.
Уважаемые коллеги!
Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольник с развитым интеллектом быстрее запоминает материал, более уверен в своих силах, лучше подготовлен к школе. Главная форма организации – игра. Игра способствует умственному развитию дошкольника.
Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника. В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию.
Говоря об умственном развитии дошкольника, хотелось показать роль игры как средство формирования познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста.
Игры с математическим содержанием развивают логическое мышление, познавательные интересы, творческие способности, речь, воспитывают самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно, с ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша. Играя, ребенок может приобретать, новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом. К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре дети действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Можно выделить следующие особенности игры для дошкольников:
1.Игра является наиболее доступным и ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста.
2. Игра также является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств.
3.Все психологические новообразования берут начало в игре.
4.Игра способствует формированию всех сторон личности ребенка, приводит к значительным изменениям в его психике.
5. Игра – важное средство умственного воспитания ребенка, где умственная активность связана с работой всех психических процессов.
На всех ступенях дошкольного детства игровому методу во время образовательной деятельности отводиться большая роль.
Дидактические игры включаются непосредственно в содержание образовательной деятельности как одного из средств реализации программных задач. Место дидактической игры в структуре ОД по формированию элементарных математических представлений определяется возрастом детей, целью, назначением, содержанием ОД. Она может быть использована в качестве учебного задания, упражнения, направленного на выполнение конкретной задачи формирования представлений.
В формировании у детей математических представлений широко используются занимательные по форме и содержанию разнообразные дидактические игровые упражнения.
Дидактические игры делятся на:
Игры с предметами
Настольно-печатные игры
Словесные игры
Дидактические игры по формированию математических представлений условно делятся на следующие группы:
1. Игры с цифрами и числами
2. Игры путешествие во времени
3. Игры на ориентирование в пространстве
4. Игры с геометрическими фигурами
5. Игры на логическое мышление
Представляем Вашему вниманию игры, сделанные своими руками, по формированию элементарных математических представлений.
Тренажер “Бусинки”
Цель: помощник в решении простейших примеров и задач на сложение и вычитание
Задачи:
- развивать умение решать простейшие примеры и задачи на сложение и вычитание;
- воспитывать внимательность, усидчивость;
- развивать мелкую моторику рук.
Материал: веревочка, бусинки (не более 10), цветовая гамма на ваш вкус.
- Дети могут сначала посчитать все бусинки на тренажёре.
- Затем решают простейшие задачи:
1) "На дереве висело пять яблок". (Отсчитывают пять яблок). Два яблока упало. (Отнимают два яблока). Сколько яблок осталось на дереве? (пересчитывают бусинки)
2) На дереве сидело три птички, к ним прилетело еще три птички. (Сколько птичек осталось сидеть на дереве)
- Дети решают простейшие задачи как на сложение так и на вычитание.
Тренажер “Цветные ладошки”
Цель: формирование элементарных математических представлений
Задачи:
- развивать цветовосприятие, ориентировку в пространстве;
- обучать счету;
- развивать умение пользоваться схемами.
Задания:
1. Сколько ладошек (красного, желтого, зеленого, розового, оранжевого) цвета?
2. Сколько квадратов (желтого, зеленого, голубого, красного, оранжевого, фиолетового) цвета?
3. Сколько ладошек в первом ряду смотрит вверх?
4. Сколько ладошек в третьем ряду смотрит вниз?
5. Сколько ладошек в третьем ряду слева смотрит вправо?
6. Сколько ладошек во втором ряду слева смотрит влево?
7. На нас смотрит ладошка зеленого цвета в красном квадрате, если сделать три шага вправо и два вниз, где мы окажемся?
8. Задай маршрут движения товарищу
Пособие изготовлено из разноцветного цветного картона с помощью детских ручек
Динамические паузы
Упражнения для снижения мышечного тонуса
Мы ногами - топ-топ,
Мы руками - хлоп-хлоп.
Мы глазами - миг-миг.
Мы плечами - чик-чик.
Раз - сюда, два - туда,
Повернись вокруг себя.
Раз - присели, два -привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали,
Ванькой-встанькой словно стали.
Руки к телу все прижали
И подскоки делать стали,
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
Рад-два, раз-два,
Заниматься нам пора!
Движения выполнять по содержанию текста.
Руки на поясе. Моргаем глазами.
Руки на поясе, плечи вверх-вниз.
Руки на поясе, глубокие повороты вправо-влево.
Движения выполнять по содержанию текста.
Стоя на месте, поднять руки через стороны вверх и опустить вниз.
Упражнения на развитие вестибулярного аппарата и чувства равновесия
По ровненькой дорожке
По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке
Шагают наши ножки,
Раз-два, раз-два.По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам,
Раз-два, раз-два.По ровненькой дорожке,
По ровненькой дорожке.
Устали наши ножки,
Устали наши ножки.
Вот наш дом,
В нем живем. Ходьба с высоко поднятыми коленями по ровной поверхности (возможно, по линии)
Ходьба по неровной поверхности (ребристая дорожка, грецкие орехи, горох) .
Ходьба по ровной поверхности.
Присесть на корточки.
Сложить ладони, поднять руки над головой.
Упражнения на развитие восприятие ритмов окружающей жизни и ощущений собственного тела
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ. Т
оп, топ, топ.
Маленькие ноги
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Мама и ребенок двигаются в медленном темпе, с силой притоптывая в такт со словами.
Темп движения возрастает. Мама и ребенок притоптывают в 2 раза быстрее.
Динамическое упражнение
Текст произносится до начала выполнения упражнений.
– До пяти считаем, гири выжимаем, (и. п. - стоя, ноги слегка расставлены, руки поднять медленно вверх - в стороны, пальцы сжаты в кулак (4-5 раз))
– Сколько точек будет в круге, Столько раз поднимем руки (на доске - круг с точками. Взрослый указывает на них, а дети считают, сколько раз надо поднять руки)
– Сколько раз ударю в бубен, Столько раз дрова разрубим, (и. п. - стоя, ноги на ширине плеч, руки в замок вверх резкие наклоны вперед - вниз)
– Сколько елочек зеленых, Столько выполним наклонов, (и. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Выполняются наклоны)
– Сколько клеток до черты, Столько раз подпрыгни ты (3 по 5 раз), (на доске изображено 5 клеток. Взрослый указывает на них, дети прыгают)
– Приседаем столько раз, Сколько бабочек у нас (и. п. - стоя, ноги слегка расставить. Во время приседаний руки вперед)
– На носочки встанем, Потолок достанем (и. п. - основная стойка, руки на поясе. Поднимаясь на носки, руки вверх - в стороны, потянуться)
– Сколько черточек до точки, Столько встанем на носочки (4-5 раз), (и. п. - основная стойка. При подъеме на носках руки в стороны - вверх, ладони ниже уровня плеч)
– Наклонились столько раз, Сколько уточек у нас. (и. п. - стоя, ноги врозь, При наклонах ноги не сгибать)
– Сколько покажу кружков, Столько выполнишь прыжков (5 по 3 раза), (и. п. - стоя, руки на поясе, прыжки на носках).
Динамическое упражнение “Зарядка”
Наклонилась сперва
К низу наша голова (наклон вперед)
Вправо - влево мы с тобой
Покачаем головой, (наклоны в стороны)
Руки за голову, вместе
Начинаем бег на месте, (имитация бега)
Уберем и я, и вы
Руки из-за головы.
Динамическое упражнение “Маша-растеряша”
Произносится текст стихотворения, и одновременно выполняются сопровождающие движения.
Ищет вещи Маша, (поворот в одну сторону)
Маша-растеряша. (поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет, (руки вперед, в стороны)
И под стулом нет, (присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
(наклоны головы влево - вправо, “погрозить” указательным пальцем)
Маша-растеряша.
Динамическое упражнение
Солнце глянуло в кроватку... Раз, два, три, четыре, пять. Все мы делаем зарядку, Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. И на месте поскакать. На носок, потом на пятку, Все мы делаем зарядку.
“Геометрические фигуры”
Цель : формирование элементарных математических навыков.
Образовательные задачи:
- Закрепить умение различать геометрические фигуры по цвету, форме, размеру, учить детей систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по признакам.
Развивающие задачи:
- Развивать логическое мышление, внимание.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любознательность.
На начальном этапе мы знакомим детей с названием объемных геометрических фигур: шар, куб, пирамида, параллелепипед. Можно заменить названия на более привычные для детей: шарик, кубик, кирпичик. Затем мы знакомим с цветом, потом постепенно знакомим с геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник и так далее, согласно образовательной программе. Задания можно давать различные в зависимости от возраста, способностей детей.
Задание для детей в возрасте 2-3 года (соотнесение по цвету)
- “Найди цветочки и фигуры такого же цвета, как шарик”.
Задание для детей в возрасте 3-4 года (соотнесение по форме)
- “Найди фигуры, похожие на кубик”.
Задание для детей в возрасте 4-5 лет (соотнесение по форме и цвету)
- “Найди фигуры, похожие на пирамиду такого же цвета”.
Задание для детей в возрасте 4-7 лет (соотнесение по форме)
- “Найди предметы, похожие на параллелепипед (кирпичик)”.
Дидактическая игра “Неделя”
Цель: ознакомление детей с неделей, как единицей измерения времени и названиями дней недели
Задачи:
- формировать представление о неделе, как единице измерения времени;
- уметь сравнивать количество предметов в группе на основе счета;
- развивать зрительное восприятие и память;
- создать благоприятную эмоциональную атмосферу и условия для активной игровой деятельности.
На столе стоят 7 гномиков.
Сколько гномиков?
Назовите цвета, в которые одеты гномики.
Первым приходит Понедельник. Этот гномик любит все красное. И яблоко у него красного цвета.
Вторым приходит Вторник. У этого гномика все оранжевое. Колпачок и курточка у него оранжевого цвета.
Третьим приходит Среда. Любимый цвет этого гномика - желтый. А любимая игрушка желтый цыпленок.
Четвертым появляется Четверг. У этого гномик одет во всё зелёное. Он угощает всех зелеными яблоками.
Пятым приходит Пятница. Этот гномик любит все голубого цвета. Он любит смотреть на голубое небо.
Шестым появляется Суббота. У этого гномика все синее. Он любит синие цветочки, и забор он красит в синий цвет.
Седьмым приходит Воскресенье. Это гномик во всем фиолетовом. Он любит свою фиолетовую курточку и свой фиолетовый колпачок.
Чтобы гномики не перепутали когда им сменять друг друга, Белоснежка им подарила специальные цветные часы в форме цветка с разноцветными лепестками. Вот они. Сегодня у нас четверг, куда нужно повернуть стрелку? -- Правильно на зеленый лепесток часов.
Ребята, а теперь пора и отдохнуть на острове “Разминки”.
Физкультурная минутка.
В понедельник мы играли,
А во вторник мы писали.
В среду полки протирали.
Весь четверг посуду мыли,
В пятницу конфет купили
А в субботу морс сварили
Ну а в воскресенье
будет шумный день рождения.
Скажите, есть ли середина недели? Посмотрим. Ребята, а теперь нужно разложить карточки так, чтобы все дни недели шли в нужном порядке.
Дети раскладывают семь карточек с цифрами по порядку.
Умницы, все карточки разложили правильно.
(Счет от 1 до 7 и названия каждого дня недели).
Ну, вот теперь все в порядке. Зажмурьте глазки (убрать одну из цифр). Ребята, что случилось, один день недели пропал. Назовите его.
Проверяем, называем все цифры по порядку и дни недели, и находится затерявшейся день. Меняю цифры местами и предлагаю детям навести порядок.
Сегодня вторник, а в гости мы пойдем через неделю. В какой день мы пойдем в гости? (вторник).
День рождение у мамы в среду, а сегодня пятница. Сколько пройдет дней до маминого праздника?(1 день)
Мы поедем к бабушке в субботу, а сегодня вторник. Через сколько дней, мы поедем к бабушке? (3 дня).
Настя протирала пыль 2 дня назад. Сегодня воскресенье. Когда же Настя протирала пыль? (пятница).
Что раньше среда или понедельник?
Наше путешествие продолжается, нужно перескакивать с кочки на кочку, только цифры выложены, наоборот, от 10 до 1.
(Предложить круги разного цвета соответствующие дням недели). Выходит тот ребенок, цвет круга у которого, соответствует загаданному дню недели.
Первый день нашей недели, трудный день, он... (понедельник).
Встает ребенок у кого красный круг.
Вот жираф заходит стройный говорит: “Сегодня... (вторник)”.
Встает ребенок с оранжевым кругом.
Вот к нам цапля подошла и сказала: Сейчас...? ... (среда).
Встает ребенок, у которого круг желтого цвета.
Весь почистили мы снег на четвертый день в... (четверг).
Встает ребенок, у которого круг зеленого цвета.
А на пятый день мне подарили платьице, потому что была... (пятница).
Встает ребенок с голубым кругом
На шестой день папа не работал, потому что была... (суббота).
Встает ребенок с синим кругом.
Я у брата попросил прощения на седьмой день в... (воскресенье).
Встает ребенок, у которого круг фиолетового цвета.
Умницы, со всеми заданиями справились.
Развитие элементарных математических представлений у дошкольников - особая область познания, в которой при условии последовательного обучения можно целенаправленно формировать абстрактное логическое мышление, повышать интеллектуальный уровень.
Математика обладает уникальным развивающим эффектом. “Математика- царица всех наук! Она приводит в порядок ум!”. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности.