«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционной работе у детей с общим недоразвитием речи. Использование инновационных педагогических технологий в условиях введения фгос дошкольного образования
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ - ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ
СОЦИАЛЬНО - ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР»
МАСТЕР-КЛАСС:
«Дидактический синквейн, как инновационная технология, применяемая в коррекционно-педагогической работе у детей с тяжелыми нарушениями речи».
Подготовила и провела:
учитель – логопед
Костакова Е.А.
Цель мастер-класса:
дать представление об использовании инновационной технологии развития речи «синквейн», о значении этой технологии в системе коррекционно-развивающей работе у детей с тяжелыми нарушениями речи. Определение коррекционных путей и психолого-педагогических условий эффективности формирования лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактического синквейна
Актуальность.
Опыт работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи III – IV уровня показывает, что даже после пройденного курса коррекции и развития речи у детей с хорошими диагностическими показателями, имеются трудности связанные со скоростью актуализации имеющихся знаний и собственного речевого высказывания, им требуется больше времени на обдумывание и формулирование ответа
Инновационность.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребенка. Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счет применения данной технологии.
Что такое «Синквейн».
«Синквейн» от французского слова «пять». Это специфическое стихотворение без рифмы, состоящее из пяти строк, в которых обобщена информация по изученной теме. Несмотря на труднопроизносимое и загадочное название, технология синквейна очень эффективна и проста в применении уже в дошкольном возрасте у детей с общим недоразвитием речи.
Этапы работы.
Инновационные технологии в логопедической практике – это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям. Сегодня расскажу о практическом внедрении технологии синквейна в коррекционно-педагогический процесс.
Для того, чтобы работа была успешной, воздействие должно быть системным, описывающим и охватывающим весь коррекционный процесс. Необходима предварительная работа по созданию речевой базы для составления синквейна, которая не противоречит программе Татьяны Борисовны Филичевой и Галины Васильевны Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3ур и служит средством оптимизации учебного процесса.
Чтобы правильно составить синквейн дошкольнику необходимо:
иметь достаточный словарный запас в рамках темы,
понятиями: слово - предмет (живой не живой), слово-действие, слово-признак,
научиться правильно, понимать и задавать вопросы,
владеть навыком обобщения,
согласовывать слова в предложении,
правильно оформлять свою мысль в виде предложения.
Коррекционно-педагогическая работа над синквейном начинается в конце лексической недели. На первых порах при составлении синквейна работу с детьми провожу или в подгруппах, затем в парах и только потом индивидуально.
На первом этапе работы при обучении составления синквейна уточняется, расширяется и совершенствуется словарь дошкольников. Дети знакомятся с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», тем самым готовится платформа для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно задавать вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета.
1-ая строчка «Кто? Что?» - существительное, одно ключевое слово, определяющее содержание (Название произведения, имя героя);
2-ая строчка «Какой? Какая? Какое?» - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3-я строчка «Что делает?» - три глагола, обозначающих действие, относящихся к теме;
Упражнение «Подбери схему к слову»
Обучаю мнемическим приемам запоминания с помощью подбора ассоциаций (картинок). Что необходимо для формирования системы связей между лексическими единицами.
На втором этапе продолжается работа по обогащению и активизации словаря; составлению предложения из нескольких слов, показывающая отношение к теме, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту, предметной (сюжетной) картине. На данном этапе очень важно научить детей выражать своё личное отношение к теме одной фразой; а так же использовать знание пословиц, поговорок по заданной теме. Дети составляют предложения по картинкам, используя схемы.
4-ая строчка синквейна - четыре слова, ключевая фраза, которое показывает личное отношение автора к теме или ее суть
5-ая строчка – одно слово существительное (или словосочетание) – ассоциация (синоним), который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Основной этап. Составление синквейнов.
«Сочинения» пишутся 1 раз в неделю, или в две и имеют различную тематику, что находит свое отражение в перспективном планировании. Лексические темы, которые усваивают дети, служат темами синквейнов. Они могут быть посвящены человеку (его качествам), явлениям природы, животным, птицам, праздникам и др.
Вариативность в применении технологии синквейн.
Синквейн использую на занятиях для закрепления изученной лексической темы.
Береза.
2. Тонкая, белоствольная.
3. Растет, зеленеет, радует.
4. Береза - символ России.
5. Дерево.·
На занятиях по развитию связной речи: используя слова из синквейна, придумать рассказ.
1. Заяц.
2. Белый, пушистый.
3. Прячется, боится, убегает.
4. Я жалею зайца.
5. Дикое животное.
В зимнем лесу живет белый пушистый заяц. Жизнь у зайца трудная, он боится волка и лису, увидев их, прячется или убегает. Мне жалко зайца. Зимой диким животным жить трудно.
Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий.
Составить синквейн по предметной картинке (сюжетным) картинкам,
Составлением краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
По прослушанному рассказу или сказке;
Синквейн – загадка. Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих строк, ее определить):
1. ?
2. Гласные, согласные.
3. Слышим, произносим, выделяем.
4. Звуки складываются в слова.
5. Речь.·
Можно дать работу на дом для совместной деятельности ребёнка и родителей: нарисовать предмет и составить синквейн.
Дети умеющие печатать могут создавать свой синквейн на листе бумаги, не умеющие - в виде устных сочинений
Составление синквейна используется как заключительное задание по пройденному материалу.
Составление синквейна используется для проведения рефлексии, анализа и синтеза полученной информации. Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
Это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).
Учитывая, что ведущая деятельность у дошкольников - игровая, необходимо организовывать процесс познания новых слов в процессе игры. Составление дидактического синквейна - это увлекательная и интересная игра. Ребенок должен уметь еще и прочитать свое произведение. И как бы плохо или хорошо он это не делал, у него всегда есть желание посидеть в поэтическом кресле и прочитать свое сочинение всем вслух.
Работа по составлению синквейнов – источник неиссякаемого творчества для детей и для взрослых. При творческом, не директивном использовании синквейна на занятиях он воспринимается дошкольниками как увлекательная игра, как возможность выразить свое мнение, согласиться или нет с мнением других, договориться. Эффективность использования синквейна заключается в быстром получении результата и закреплении его, облегчении процесса усвоения понятий и их содержания, расширении и актуализации словарного запаса, обучении выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработке способности к анализу.
Для родителей предлагается провести консультацию «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» , мастер-класс «Учимся составлять синквейн».
Создается копилка – образцов детских синквейнов.
Изготовление красочных индивидуальных альбомов детей с собственноручно напечатанными синквейнами.
Опыт показывает, что уже в конце первого года обучения большинство старших дошкольников постепенно овладевают навыком составления синквейна, упражняясь в подборе действий и признаков к предметам, совершенствуя способность к обобщению, расширяя и уточняя словарный запас.
Преимущества. Эффективность и значимость технологии синквейн.
Во-первых, его простота. Синквейн могут составить все.
Во-вторых, в составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои творческие, интеллектуальные возможности.
Синквейн является игровым приемом.
Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!
Данный метод может легко интегрироваться с другими областями Программы.
Технология синквейн не требует особых условий для использования и органично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
Гармонично вписывается в работу по развитию ЛГК, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.
Способствует обогащению и актуализации словаря, уточняет содержание понятий.
Является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.
Носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию ВПФ (памяти, внимания, мышления).
II. Практическая часть:
- Совместная работа с педагогами «Синквейн о синквейне»
1. Синквейн.
2. Творческий, активизирующий.
3. Развивает, обогащает, уточняет.
4. Синквейн помогает учиться.
5. Технология.
- Самостоятельная работа педагогов.
- Обсуждение полученных результатов.
- Подведение итогов.
Итог.
Новая технология – открывает новые возможности. Дидактический синквейн позволяет создавать условия для свободного выбора ребенком деятельности, принятия решений, выражения чувств и мыслей, благодаря ему возможна поддержка индивидуальности и инициативы каждого ребенка, а это, в свою очередь, создает социальную ситуацию для развития ребенка, что актуально в связи с вводом в действие ФГОС дошкольного образования.
Использование дидактического синквейна в логопедической практике позволяет гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно- ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Технология «Дидактический синквейн» может успешно применяться в логопедической практике.
Ольга Белухина
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе обучения и воспитания детей дошкольного возраста, показал, что количество детей , имеющих отклонения в речевом развитии , неуклонно растёт. Эти дети составляют основную группу риска по школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.
Особую группу детей с речевыми нарушениями составляют дети с общим недоразвитием речи .
Практика моей логопедической работы показала , что в качестве эффективного коррекционного средства при работе с детьми с ОНР можно использовать метод наглядного моделирования. Он позволяет ребёнку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, текст, научиться работать с ними .
Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств , наглядный материал усваивается лучше вербального.
Метод моделирования впервые был разработан педагогами и психологами :
Д. Б. Элькониным, Л. А. Венгером, Н. А. Ветлугиной, Н. Н. Поддьяковым.
Заключался он в том, что мышление ребёнка развивают с помощью
специальных схем, моделей, которые в наглядной и доступной для него форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.
Актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми с ОНР состоит в том, что
Во-первых, ребёнок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с нарушениями речи характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
Во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приёмы работы с памятью ;
В-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное , систематизировать полученные знания.
Коррекционную работу по преодолению общего недоразвития речи у дошкольников я провожу комплексно, по следующим направлениям :
коррекция звукопроизношения;
формирование навыков звукового анализа и синтеза слов и представлений о структурных единицах языковой системы (звук – слово – предложение – текст) ;
формирование лексико-грамматических категорий;
формирование связной речи ;
профилактика дисграфии и дислексии.
На всех этапах коррекционной работы я использую метод наглядного моделирования.
Одним из видов моделирования является синквейн .
Синквейн с французского языка переводится как «пять строк» , пятистрочная строфа стихотворения. Это один из эффективных методов развития речи ребенка .
Преимущество синквейна в том , что я могу включать его в коррекционно-развивающую работу с детьми логопедической группы не нарушая при этом основной структуры занятия.
Данный метод легко интегрируется с другими образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Поэтому в своей коррекционной работе основной акцент делаю на обучение детей составлению синквейна .
Схема составления синквейна следующая :
1 строчка (Кто? Что) - существительное - одно ключевое слово,.
2 строчка (Какой? Какая? Какое) - два прилагательных, характеризующих первую строчку;
3 строчка (Что делает) – три глагола, обозначающих действие, относящееся к теме;
4 строчка - предложение, показывающаее отношение автора к теме;
5 строчка – одно слово (существительное) или словосочетание –
ассоциация, синоним, который повторяет суть темы в 1-ой строчке.
Пример синквейна :
2. Теплая, красивая.
3. Радует, наступает, приходит.
4. Я люблю весну.
5. Капель.
Для того чтобы наиболее правильно, полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас. Поэтому работу я начинаю с уточнения, расширения и совершенствования словаря. Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета» , я тем самым готовлю платформу для последующей работы над предложением . Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета» , я накапливаю материал для распространения предложения определением. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предмета, изображать их графически.
Использование наглядно-графических схем помогают детям быстрее усвоить эти понятия.
Синквейн я использую :
На занятиях для закрепления изученной лексической темы.
Для закрепления понятий, усвоенных на занятиях по подготовке к обучению грамоте.
На занятиях по развитию связной речи : используя слова из синквейна , дети придумают рассказ.
На начальном этапе обучения детей составлению синквейна мной используются следующие упражнения :
«Подбери определения» - например, к слову «яблоко» . Какое оно : спелое, сочное, румяное, вкусное.
«Узнай предмет по определению» - белое, длинное, чистое, махровое … (полотенце)
«Кто что делает?» - повар … (варит, жарит, печет) ; лист … (падает, кружится, летит, растет) .
«Что чем делают?» - рисуют … карандашом, мелком, углем, фломастером, кисточкой)
«Назови часть целого» - дерево … (ствол, ветки, корень, листья) ; и др.
Большое значение на данном этапе имеет работа с родителями . После проведения консультаций обучающих семинаров родителям вместе с детьми предлагается написать «Сочинения» на тему недели, что находит свое отражение в комплексно-тематическом планировании. Лексические темы, которые усваивают дети логопедической группы, служат темами синквейнов . Свои работы (синквейны ) дети старшей группы оформляли в форме графических рисунков.
Графические схемы помогают детям более конкретно ощутить границы слов и их раздельное написание. В этой работе я использую различные картинки и предметы.
А к концу второго года обучения дети, умеющие читать, создают синквейн записывая печатными буквами на листе бумаги.
Сначала детям с трудом удавалось сочинять синквейны , работали вместе со взрослыми .
Потом детям данный метод понравился и они стали сами без помощи сочинять синквейны в детском саду и дома.
Также в данном направлении я использую такие варианты работы :
Составление краткого рассказа по готовому синквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав последнего) ;
Составление синквейна по прослушанному рассказу;
Коррекция и совершенствование готового синквейна ;
Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы , первой строки - на основе существующих строк необходимо ее определить.
Сравнительная диаграмма показывает, что использование синквейна сказалось на результативности речевого развития : словарный запас у детей увеличился , речь стала богаче, ярче, дети перестали бояться высказывать свои мысли вслух.
Таким образом, использование синквейна в коррекции ОНР позволяет более целенаправленно развивать импрессивную речь детей , обогащать их активный лексикон , закреплять навыки словообразования, формировать и совершенствовать умение использовать в речи различные конструкции предложений, описывать предметы, составлять рассказы.
Применение данного метода позволяет развивать у детей следующие умения и навыки.
Добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять чёткий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
Формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения; - использование синквейна оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых : внимания, памяти, мышления.
Использование синквейна на занятиях позволяет учителю-логопеду гармонично сочетать в работе элементы трех основных образовательных систем : информационной, деятельностной и личностно-ориентированной, что особенно актуально в условиях работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Синквейн был придуман в начале XX века Аделаидой Крэпси – американской поэтессой. Вдохновленная японскими хайку и танка, Крэпси придумала форму пятистрочного стихотворения, также основанного на подсчете слогов в каждой строке. Придуманный ей традиционный имел слоговую структуру 2-4-6-8-2 (два слога в первой строке, четыре – во второй и так далее). Таким образом, всего в стихотворении должно было быть 22 слога.
Дидактический синквейн впервые начали использовать в американских школах. Его отличие от всех других видов синквейна – в том, что он основан не на подсчете слогов, а смысловой заданности каждой строчки.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
, одно слово, существительное или местоимение;
вторая строка – два прилагательных или причастия , которые описывают свойства темы;
третья строка – или деепричастия , рассказывающие о действиях темы;
четвертая строка – предложение из четырех слов , выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
При этом в дидактическом синквейне можно отступать от правил, например, главная тема или резюме может формулироваться не одним словом, а словосочетанием, фраза может состоять из трех-пяти слов, а действия – описываться составными .
Составление синквейна
Придумывать синквейны – довольно увлекательное и творческое занятие, при этом оно не требует специальных знаний или литературных талантов. Главное – хорошо освоить форму и «почувствовать» ее.
Для тренировки лучше всего взять в качестве темы что-нибудь хорошо известное, близкое и понятное автору. И начать с простых вещей. Например, попробуем составить синквейн на примере темы «мыло».
Соответственно,первая строка – «мыло».
Вторая строка – два прилагательных, свойства предмета. Мыло какое? Можно перечислить в уме любые прилагательные, которые приходят на ум и выбрать из них два подходящих. Причем можно описывать в синквейне как понятие мыла вообще (пенящееся, скользкое, душистое), так и конкретное мыло, которым пользуется автор (детское, жидкое, апельсиновое, фиолетовое и т.д.). Предположим, в итоге мыло получилось «прозрачное, клубничное».
Третья строка – три действия предмета. Тут у школьников часто возникают проблемы, особенно когда речь идет о синквейнах, посвященных абстрактным понятиям. Но надо иметь в виду, что действия – это не только действия, которые производит предмет сам по себе, но и то, что с ним происходит, и то, какое воздействие он оказывает на окружающих. Например, мыло может не просто лежать в мыльнице и пахнуть, оно может выскользнуть из рук и упасть, а при попадании в глаза – заставить плакать, а самое главное – им моются. А что еще может сделать мыло? Вспомним, и выберем в итоге три глагола. Например, так: «Пахнет, моет, пузырится».
Четвертая строчка – личное отношение автора к теме синквейна. Тут тоже порой возникают проблемы – какое личное отношение может быть к мылу, если ты не фанат чистоты, который очень любит мыться или не , который мыло ненавидит. Но в данном случае под личным отношением подразумеваются не только эмоции, которые испытывает автор. Это могут быть и ассоциации, и что-то, что по мнению автора, является главным в данном предмете, и какие-то факты из биографии, связанные с темой синквейна. Например, автор когда-то поскользнулся на мыле и разбил коленку. Или пробовал делать мыло самостоятельно. Или мыло ассоциируется у него с необходимостью в обязательном порядке мыть руки перед едой. Все это может стать основной для четвертой строки, главное – уложить свою мысль в три-пять слов. Например: «Перед едой моют руки». Или, если автор когда-нибудь в детстве пытался лизать мыло со вкусным запахом – и был разочарован, четвертая строка может быть такой: «Запах , вкус противный».
И, наконец, последняя строка – резюме в одно-два слова. Тут можно перечитать получившееся стихотворение, задуматься над возникшим образом предмета и попробовать выразить свои ощущения одним словом. Или задать себе вопрос – а зачем вообще нужен этот предмет? Какова цель его существование? Какое его главное свойство? И смысл последней строки сильно зависит от того, что уже было сказано ранее. Если четвертая строка синквейна посвящена мытью рук перед едой, логичным выводом будет « » или «гигиена». А если воспоминаниям о неудачном опыте поедания мыла – «разочарование» или «обман».
Что получилось в итоге? Пример классического дидактического синквейна строгой формы.
Мыло.
Прозрачное, клубничное.
Моет, пахнет, пузырится.
Запах сладкий, вкус противный.
Разочарование.
Маленькое, но занятное стихотворение, в котором все дети, когда-либо пробовавшие мыло на вкус, узнают себя. А в процессе написания мы еще вспомнили про свойства и функции мыла.
Потренировавшись на простых предметах, можно переходить к более сложным, но хорошо знакомым темам. Для тренировки можно попробовать составить синквейн на тему «семья» или синквейн на тему « », стихотворения, посвященные временам года и так далее. А синквейн на тему «мама», сочиненный школьниками младших классов, может стать хорошей основой для открытки в честь праздника 8 Марта. А тексты синквейнов, написанные учащимися на одну и ту же тему, могут составить основу для каких-либо общеклассных проектов. Например, ко Дню Победы или Новому году школьники могут сделать плакат или газету с подборкой собственноручно написанных тематических стихотворений.
Зачем составлять синквейн в школе
Составление синквейна – довольно увлекательное и творческое занятие, которое при всей своей простоте помогает детям самого разного возраста развивать системное мышление и аналитические способности, вычленять главное, формулировать свои мысли, расширять активный словарный запас.
Для того, чтобы написать синквейн, надо обладать знаниями и пониманием предмета – и это, плюс ко всему, делает сочинение стихотворений эффективной формой проверки знаний практически по любому предмету школьной программы. Причем написание синквейна по биологии или химии займет меньше времени, чем полноценная контрольная работа. А синквейн по литературе, посвященный какому-либо из литературных героев или литературному жанру, потребует такой же интенсивной работы мысли, как написание развернутого сочинения – но при этом результат будет более творческим и оригинальным, быстрым (для написания синквейна детям, хорошо освоившим форму, достаточно 5-10 минут) и показательным.
Синквейн – примеры по разным предметам
Синквейн по русскому языку может быть посвящен разным темам, в частности, можно попробовать описать таким образом части речи.
Пример синквейна на тему «глагол»:
Глагол.
Возвратный, совершенный.
Описывает действие, спрягается, повелевает.
В предложении обычно бывает сказуемым.
Часть речи.
Для того, чтобы написать такой синквейн, пришлось вспомнить о том, какие формы бывают , как он изменяется, какую роль играет в предложении. Описание получилось неполным, но тем не менее по нему видно, что автор кое-что помнит и понимает, что .
По биологии учащиеся могут писать синквейны, посвященные отдельным видам животных или растений. Причем в ряде случаев для написания синквейна по биологии будет достаточно усвоить содержание одного параграфа, что позволяет использовать синквейн для проверки знаний, полученных во время урока.
Пример синквейна на тему «лягушка»:
Лягушка.
Земноводная, хордовая.
Прыгает, мечет икру, ловит мух.
Видит только то, что движется.
Скользкая.
Синквейны по истории и обществознанию позволяют учащимся не только систематизировать свои знания по теме, но и глубже почувствовать тему, «пропустить» ее через себя, сформулировать через творчество свое личное отношение.
Например, синквейн на тему «война» может быть таким:
Война.
Страшная, бесчеловечная.
Убивает, разоряет, жжет.
Мой прадед погиб на войне.
Память.
Таким образом, синквейн может использоваться в рамках изучения любого предмета школьной программы. Для школьников сочинение тематических стихотворений может стать своего рода «творческой паузой», вносящей в урок приятное разнообразие. А педагог, проанализировав творчество учащихся, может не только оценить их знание и понимание предмета урока, но и почувствовать отношение школьников к теме, понять, что их больше всего заинтересовало. И, возможно, внести коррективы в планы дальнейших занятий.
Человеческое общество развивается, изменяются механизмы взаимодействия людей между собой, точно так же меняются и социальные институты, такие как семья. Традиционная семья была свойственна аграрному обществу, для индустриального характерен нуклеарный ее тип, а вот в современном мире рождается новый феномен – постиндустриальная семья.
Традиционная семья
Семья – ячейка общества. Эту фразу каждый слышал с детства. Именно такой взгляд на семью и характерен для традиционного ее понимания. Традиционная семья сформировалась, когда люди жили натуральном или полунатуральном хозяйством. То есть, все приходилось делать самостоятельно: выращивать еду, держать скот и даже прясть ткань для одежды. Если семья хорошо справлялась со своими задачами, то все ее члены были сыты и не умирали от голода. Чувства людей, вступающих в брак, как правило, не слишком учитывались. Первоочередной в семье считалась экономическая составляющая.
Личная жизнь каждого контролировалась обществами и другими членами семьи. Имелся единый глава семьи, а остальные подчинялись ему. Традиционным считается именно патриархальный тип семьи, когда в одном доме одновременно жили три поколения и более. Молодожены не могли « » и занять отдельный дом.
Отношение к детям и к женщинам в традиционной семье порой было довольно . Дети рассматривались, как рабочая сила. Трудиться они начинали с малых лет. Если люди считали, что ребенок будет «лишним ртом», то его просто переставали кормить, особенно часто так поступали с младенцами, которые еще не могли работать и помогать выживанию семьи. Например, об этом пишет Л.Н. Толстой, а также исследователи крестьянского быта.
Женщина в патриархальной семье – всегда в подчинении. Каким бы характером она ни обладала, как бы ни была умна или сильна, все равно она зависела от решений мужа, который, в свою очередь, зависел от решений отца.
Для традиционной семьи характерно отсутствие обязанностей у старших перед младшими по рангу, но преувеличение обязанностей младших перед старшими. Домашнее насилие – избиение жены и детей – всегда было характерно для традиционных семей во всех странах мира.
Нуклеарная семья
Как только люди приобрели возможность работать и быть независимыми, их доход и благосостояние перестали зависеть от слаженных действий внутри семьи. Поэтому инструментов контроля над каждый человеком со стороны семьи стало значительно меньше.
Любовь и решение, с кем создавать семью, стали личным делом каждого. Необходимость жить большой группой отпала, и нуклеарная семья, то есть состоящая из пары и небольшого количества их детей, получила широкое распространение. Несмотря на то, что некоторые считают этот переход катастрофой, у него, как отмечают исследователи, есть масса положительных моментов, например, домашнее насилие в семьях постепенно сходит на нет.
В индустриальном обществе перед супругами встала необходимость давать детям образование и обеспечивать их, в то же время, детский труд перестает использоваться. Поэтому естественным образом падает и рождаемость.
Тем не менее, воспитание детей и монополия на секс по прежнему принадлежат семье. Роль мужчины и женщины не изменилась: муж зарабатывает деньги, а жена растит детей и занимается домом.
Постиндустриальная семья
Благодаря все растущей экономической независимости женщин, брак для них потерял свою привлекательность с точки зрения устройства своего будущего. Состоялась «сексуальная революция», поэтому семья также утратила монополию на секс. Таким образом, в постиндустриальном мире семья, по сравнению с традиционной, в полной мере сохранила только функцию воспитания детей.
Мир, его объекты, явления и процессы представляют собой сложную систему. Чтобы верно отражать все особенности действительности, мышление человека также должно иметь системный характер. Системное мышление характеризуется целостным восприятием явлений, учитывающим присущие им взаимные связи.
Под системой обычно понимают некоторую особым образом организованную совокупность элементов, связанных между собой в единое целое. При этом характеристики системы не могут быть сведены к свойствам входящих в нее элементов. Будучи организованным единством составляющих ее частей, система обладает своими особыми качествами.
Любые явления действительности, включая материальные объекты и социальные процессы, научные теории, художественные образы и так далее, представляют собой систему. Ее элементы соединяются между собой устойчивыми или временными связями и функционируют так, чтобы вся система могла выполнять свое назначение. Но обыденное мышление не всегда способно полностью отразить всю сложность взаимосвязей в системах.
Составить правильное представление о действительности помогает системная организация мышления. Она строится на положениях системного подхода, давно применяемого в науке. Мир при такой организации восприятия и анализа реальности предстает перед человеком во всем многообразии своих связей. Системное мышление отличается целостностью и всесторонностью.
В основе системного мышления лежит понятие противоречия. Но речь здесь идет не о путаной и сбивчивой мысли, а о диалектическом противоречии, отражающем двойственность в состоянии любого явления. Наличие противоположных тенденций является движущей силой развития каждой системы. Сознательный поиск противоречий с целью их снятия является отличительным качеством сильного мышления, имеющего системный характер.
Для системного мышления характерно последовательное использование операций анализа и синтеза. На первом этапе мысль выявляет внутреннее строение явления, раскладывает его на составляющие части. После такого анализа происходит установление связей между элементами системы и разными уровнями ее иерархической структуры. Целостный образ явления помогает создать операция синтеза, соединения частей в единое и взаимосвязанное целое.
Системное мышление позволяет увидеть действительность в развитии. Каждая система имеет свое прошлое, настоящее и будущее. Одним из инструментов, помогающих представить развитие объекта во времени, является так называемый системный оператор. Условно его можно представить в виде нескольких мысленных экранов, на которых возникают образы, описывающие состояние самого объекта, его подсистем и более общей системы, в которую данный объект входит в качестве составной части. Такие экраны проецируются в прошлое, настоящее и будущее.
«Многоэкранное» мышление – всего лишь один из способов отразить систему и этапы ее развития в целостности и временной динамике. К сожалению, в ходе эволюции природа не предусмотрела встроенных механизмов системного мышления. Привести мыслительные операции в систему помогает правильная, планомерная и целенаправленная организация умственной деятельности, основанная на признании того факта, что мир имеет системный характер.
Составление синквейнов – коротеньких нерифмованных стихотворений – стало в последнее время очень популярным видом творческого задания. С ним сталкиваются и ученики школ, и слушатели курсов повышения квалификации, и участники различных тренингов. Как правило, преподаватели просят придумать синквейн на заданную тему – к конкретному слову или словосочетанию. Как это сделать?
Правила написания синквейна
Синквейн состоит из пяти строк и, несмотря на то, что он считается разновидностью стихотворения, обычные составляющие стихотворного текста (наличие рифм и определенного ритма) для него не являются обязательными. Зато число слов в каждой строчке строго регламентировано. Кроме того, при составлении синквейна надо использовать определенные части речи.
Схема построения синквейна такова:
- первая строка – тема синквейна , чаще всего одно слово, имя существительное (иногда в качестве темы могут выступать словосочетания из двух слов, аббревиатуры, имена и фамилии);
- вторая строка – два прилагательных , характеризующих тему;
- третья строка – три глагола (действия предмета, человека или понятия, обозначенного в качестве темы);
- четвертая строка – четыре слова , законченное предложение, описывающая личное отношение автора к теме;
- пятая строка – одно слово , подводящее итог синквейну в целом (вывод, резюме).
От этой жесткой схемы возможны отступления: например, число слов в четвертой строке может варьироваться от четырех до пяти, включая или не включая предлоги; вместо «одиноких» прилагательных или глаголов использоваться словосочетания с зависимыми существительными и так далее. Обычно преподаватель, дающий задание составить синквейн, сам решает, насколько жестко его подопечные должны придерживаться формы.
Как работать с темой синквейна: первая и вторая строка
Рассмотрим процесс придумывания и написания синквейна на примере темы «книга». Именно это слово является первой строкой будущего стихотворения. Но книга может быть совершенно разной, как же ее охарактеризовать? Поэтому надо конкретизировать тему, и в этом нам поможет вторая строка.
Вторая строка – два прилагательных. Что в первую очередь приходит на ум, когда вы думаете о книге? Например, она может быть:
- бумажной или электронной;
- роскошно переплетенной и богато иллюстрированной;
- интересной, захватывающей;
- скучной, сложной для восприятия, с кучей формул и схем;
- старой, с пожелтевшими страницами и чернильными пометками на полях, сделанными бабушкой и так далее.
Список может быть бесконечным. И тут надо иметь в виду, что «правильного ответа» здесь быть не может – ассоциации у каждого свои. Из всех вариантов выберите тот, который интереснее всего лично для вас. Это может быть образ конкретной книги (например, ваши любимые детские книжки с яркими картинками) или же нечто более абстрактное (например, «книги русских классиков»).
Теперь запишите два признака именно к «вашей» книге. Например:
- захватывающая, фантастическая;
- занудная, нравоучительная;
- яркая, интересная;
- старинная, пожелтевшая.
Таким образом, у вас уже есть две строки – и вы уже совершенно точно представляете «характер» книги, о которой рассказываете.
Как придумать третью строку синквейна
Третья строка – три глагола. Тут тоже могут возникнуть сложности: казалось бы, что может «делать» книга сама по себе? Издаваться, продаваться, читаться, стоять на полке… Но здесь можно описывать и то воздействие, которое книга оказывает на читателя, и то, в какие цели ставил перед собой автор. «Занудный и нравоучительный» роман, к примеру, может просвещать, морализовать, утомлять, вгонять в сон и так далее. «Яркая и интересная» книжка для дошкольников – развлекает, заинтересовывает, учит читать . Захватывающая фантастическая история – завораживает, волнует, будит воображение .
При выборе глаголов главное – не отступать от того образа, который вы наметили во второй строке и стараться избегать однокоренных слов. Например, если вы охарактеризовали книгу как увлекательную, а в третьей строке написали, что она «увлекает» – возникнет ощущение, что вы «топчетесь на месте». В таком случае одно из слов лучше заменить на сходное по значению.
Формулируем четвертую строчку: отношение к теме
Четвертая строка синквейна описывает «личное отношение» к теме. Это вызывает особые сложности у школьников, привыкших, что отношение надо формулировать прямо и недвусмысленно (например «я хорошо отношусь к книгам» или «я считаю книги полезными для повышения культурного уровня»). На самом деле четвертая строка не подразумевает оценочности и формулируется гораздо более вольно.
По сути здесь надо кратко изложить то, что для вас является самым главным в теме. Это может иметь отношение лично к вам и вашей жизни (например «Начал читать в четыре года » или «У меня огромная библиотека », или «Терпеть не могу читать »), но это необязательно. К примеру, если вы считаете главным недостатком книг то, что на их изготовление идет куча бумаги, для производства которой вырубаются леса – вам необязательно писать «я» и «осуждаю». Просто напишите, что «бумажные книги – могилы деревьев » или «производство книг губит леса », и ваше отношение к теме будет достаточно ясным.
Если вам сложно сразу сформулировать короткое предложение – сначала изложите вашу мысль письменно, не задумываясь о числе слов, а затем подумайте, как можно сократить получившееся предложение. В итоге вместо «я так люблю фантастические романы, что часто не могу оторваться и читаю их до утра » может получиться, к примеру, так:
- могу читать до утра;
- часто читаю ночи напролет;
- увидел книгу – прощаюсь со сном.
Как подвести итог: пятая строчка синквейна
Задача пятой строки – кратко, одним словом подвести итог всей творческой работе по написанию синквейна. Перед тем, как это сделать, перепишите предыдущие четыре строчки – практически готовое стихотворение – и перечитайте то, что у вас получилось.
Например, вы задумались о разнообразии книг, и у вас вышло следующее:
Книга.
Художественная, научно-популярная.
Просвещает, развлекает, помогает.
Такая разная, у каждого своя.
Итогом этого высказывания о бесконечном разнообразии книг может быть слово «библиотека » (место, где собрано множество самых различных изданий) или же «разнообразие ».
Для того, чтобы вычленить это «объединяющее слово», можно попробовать сформулировать основную мысль получившегося стихотворения – и, скорее всего, в нем окажется «главное слово». Или же, если вы привыкли писать «выводы» из сочинений – сначала сформулируйте вывод в привычной вам форме, а потом выделите главное слово. Например, вместо «таким образом, мы видим, что книги являются важной частью культуры », напишите просто – «культура ».
Еще один распространенный вариант финала синквейна – обращение к собственным ощущениям и эмоциям. Например:
Книга.
Толстая, занудная.
Изучаем, анализируем, зубрим.
Классика – кошмар для каждого школьника.
Тоска.
Книга.
Фантастическая, увлекательная.
Восхищает, затягивает, лишает сна.
Хочу жить в мире магии.
Мечта.
Как научиться быстро писать синквейны на любую тему
Составление синквейнов – очень увлекательное занятие, но только при условии, что форма хорошо освоена. А первые опыты в этом жанре обычно даются с трудом – чтобы сформулировать пять коротеньких строк, приходится довольно серьезно напрягаться.
Однако после того, как вы придумали три-четыре синквейна и освоили алгоритм их написания, дело как правило идет очень легко – и новые стихотворения на любую тему придумываются за две-три минуты.
Поэтому для того, чтобы быстро сочинять синквейны, лучше отработать форму на относительно простом и хорошо знакомом материале. В качестве тренировки можно попробовать взять, к примеру, свою семью, дом, кого-либо из родственников и друзей, домашнее животное.
Справившись с первым синквейном, можно отработать тему посложнее: например, написать стихотворение, посвященное какому-либо из эмоциональных состояний (любовь, скука, радость), времени суток или времени года (утро, лето, октябрь), вашему хобби, родному городу и так далее.
После того, как вы напишете несколько таких «пробных» работ и научитесь «упаковывать» свои знания, представления и эмоции в заданную форму, вы сможете легко и быстро придумывать синквейны на любую тему.
Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с
Речевыми нарушениями
Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Сегодня существует множество технологий, направленных на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.
К ним относятся хорошо известные технологии:
Логопедического обследования;
Коррекции звукопроизношения;
Формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи;
Развития интонационной стороны речи;
Коррекции темпо-ритмической стороны речи;
Развития лексико-грамматической стороны речи;
Логопедического массажа.
Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины логопедия использует в своей практике, адаптируя к своим потребностям наиболее эффективные, нетрадиционные для неё методы и приёмы смежных наук помогающие оптимизировать, работу учителя логопеда (кинезитерапия, гидрогимнастика, Су-Джок терапия, фитотерапия, сказкотерапия.) На мой взгляд, эти методы нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий, и привносят в них дух современности, новые способы взаимодействия педагога и ребёнка, новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Работая с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР, я находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые совершенствовали бы мыслительные способности дошкольников с нарушением речи и позволили бы мыслить более продуктивно. Мышление, как и другие качества ума, можно развивать. Поэтому я в своей работе стала использовать метод дидактического синквейна. Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать Я учу составлять детей дидактические синквейны в форме игры. Эта технология не требует особых условий для использования и органично вписывающаяся в работу по развитию лексико–грамматических категорий у детей с ОНР.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.
Напомню, что слово синквейн происходит от французского слова «пять», что означает почти дословно «стихотворение из пяти строк». История возникновения синквейна достаточно молода, по основной версии в начале двадцатого века этот жанр поэзии придумала американская поэтесса Аделаида Крэпси. В отечественной педагогике стал внедряться с конца 1990-х годов, благодаря группе энтузиастов Фонда правовых реформ. Основная задача синквейна научиться мыслить максимально емко, при этом необходимо также уметь кратко и понятно выражать свои мысли. Для этой цели существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. А второе правило, оно же и более современное и более распространенное дидактическое, которое и стали так широко применять в учебных заведениях многих стран, в образовательных целях. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки. Составление дидактического синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни. Составление дидактического синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способностей к анализу. Синквейны являются так же превосходным способом контроля и самоконтроля.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с другими образовательными областями коррекционной программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат. При составлении дидактического синквейна количество слогов в каждой строке уже не имеет значения. В дидактическом синквейне самое главное это смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество, подчиненное определенным правилам. К основным правилам составления синквейна относятся следующие:
В первой строке – должна находиться сама тема дидактического синквейна, обычно это явление или предмет, о котором идет речь. Чаще всего в первой строке пишется всего одно слово, но иногда и небольшое словосочетание. По части речи это местоимение или существительное, и отвечает на вопросы: Кто? Что?
Во второй строке – находятся уже два слова, иногда и словосочетания, которые описывают свойства и признаки этого предмета или явления. По части речи это обычно причастия и прилагательные, отвечающие на вопросы: Какой? Какая?
В третьей строке – содержатся уже три слова (иногда и словосочетания) которые описывают действия обычные для этого явления или объекта. По части речи это глаголы и деепричастия, отвечающие на вопрос: Что делает?
В четвертой строке - ребенок выражает уже непосредственно свое мнение о затронутой теме. Иногда это может быть просто известный афоризм, фраза или что-то подобное, иногда даже небольшой стих. Самый традиционный вариант, когда эта фраза состоит из четырех слов.
Пятая строка – содержит в себе опять всего одно слово или словосочетание. Это как бы резюме всего стихотворения, отражающее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне, и мнение автора об этом. Обычно как часть речи также существительное или местоимение и отвечает на вопрос: Кто? Что?
Конечно же, умение сочинить дидактический синквейн требует от ребенка определённой подготовки, а от учителя-логопеда тщательно продуманной, планомерной работы. Предварительная работа по созданию речевой базы для составления дидактического синквейна не противоречит «Программе логопедической работе по преодолению общего недоразвития речи у детей »Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и той её части, которая касается развития лексико-грамматических категорий у детей с ОНР 3уровень и служит средством оптимизации учебного процесса.
Я использую дидактический синквейн в работе с дошкольниками с ОНР, начиная со второго полугодия первого года обучения, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет», «слово-действие», «слово-признак», «предложение». Дидактический синквейн составляем в конце каждой лексической темы, когда у детей уже имеется достаточный словарный запас по данной теме. Задания для детей могут быть различными. Это и составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову-предмету по лексической теме, и составление дидактических синквейнов к разным словам-предметам, связанных между собой лексической темой. Возможно составление короткого рассказа по готовому дидактическому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав этого синквейна. Детям необходимо из всего своего словарного запаса найти нужные слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которые ассоциативно связано с этим понятием. Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Я не ограничиваю детей в количестве придуманных слов согласно правилам построения дидактического синквейна. Возможно, что в четвёртой строке предложение может состоять от 3 до 5 слов, а в пятой строке, вместо одного слова, может быть и два слова. Другие части речи применять тоже разрешается. Традиционно к международному дню 8-е Марта, мы выпускаем газету с детскими синквейнами о мамах.
Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже ученику старшего возраста. Но это сложная и плодотворная работа, как для учителя-логопеда, так и для его воспитанников. Думаю, что коллеги, применяющие данный приём в коррекционной работе, согласятся с тем, что созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.
Примеры детских дидактических синквейнов.
Лексическая тема: «Новый год»
1. Новый год.
2. Радостный, долгожданный.
3. Приходит, веселит, радует.
4. Я люблю этот праздник.
5. Подарки.
Лексическая тема: «Наш город»
1. Липецк.
2. Большой, чистый.
3. Растет, хорошеет, развивается.
4. Я живу в этом городе.
5. Липецк-город металлургов.
1. Мама.
2. Умная, красивая, добрая.
3. Читает, вяжет, готовит, убирает.
4. Любит меня и папу.
5. Семья.
Лексическая тема: «Время года»
1. Зима.
2. Снежная, холодная.
3. Морозит, заметает, восхищает.
4. Серебристым снегом укрывает землю.
5. Волшебница.