Формы и методы конструктивно-модельной деятельности с дошкольниками. Конструктивно — модельная деятельность в старшей группе
Перспективно-тематическое планирование по ОО «Художественно-эстетическое развитие». Раздел «Конструктивно-модельная деятельность». Старшая группа (5-6 лет)
Разработала воспитатель I квалификационной категории Габдулхаева Т.А.
МесяцОбразовательная деятельность
Сентябрь
«Грузовой автомобиль» ( мелкий строитель)
Цель: способствовать умению выделять основные части и характерные детали конструкций. Продолжать развивать умение работать коллективно.
«Медведь»
(магазин игрушек)
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой.
«Грузовик» (мелкий Лего)
Цель: способствовать умению работать по схеме, развивать усидчивость. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Оленёнок» (шишки, веток, пластилин)
Цель: природного материала (шишки, веточки), прочно соединяя части.
Октябрь
«Гараж с двумя въездами» (крупный строитель)
Цель: часть будет выполнять. Поощрять самостоятельность, творчество.
«Котенок» (из цилиндров)
Цель: развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность.
«Качели» (мелкий Лего).
Цель: формировать умение работать по схеме, воспитывать фантазию, творчество. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Золотые подсолнухи» (аппликация из осенних листьев и семян арбуза)
Цель: формировать умение создавать красивый образ подсолнуха из природного материала. Воспитывать художественный вкус.
Ноябрь
«Мост» (крупный и мелкий строитель)
Цель: способствовать умению выделять основные части и характерные детали конструкций. Продолжать развивать умение работать коллективно.
«Гармошка»
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой: складывать бумагу гармошкой.
«Гараж» (мелкий Лего)
Цель: продолжать развивать умение работать коллективно, объединять свои постройки в соответствии с общим замыслом. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Собака» из спичечных коробков.
Цель: формировать умение выполнять игрушки-сувениры из бросового материала (спичечные коробки).
Декабрь
«Разнообразные мосты» (мелкий строитель)
Цель: способствовать умению договариваться, кто какую часть будет выполнять. Поощрять самостоятельность, творчество.
«Открытка с сюрпризом»
Цель: развивать творческое воображение,
воспитывать аккуратность,
вызвать желание выполнять открытку своими руками.
«Самолёт» (крупный Лего)
Цель: развивать творчество, фантазию, воспитывать усидчивость, умение работать в паре. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Птица» (шишки, ветки, жёлуди, листья, пластилин)
Цель: продолжать формировать умение выполнять поделки из природного материала , прочно соединяя части.
Январь
«Детский сад» (крупный строитель)
Цель: способствовать умению выделять основные части и коллективно.
Оригами «Собачка»
Цель: продолжать формировать умение
создавать из бумаги объемные
фигурки: делить квадратный лист на несколько равных
частей, сглаживать сгибы.
«Машина с прицепом»
(мелкий Лего)
Цель: продолжать формировать умение работать по схеме, развивать
творчество, фантазию, воспитывать усидчивость. Развивать мелкую моторику
пальцев.
«Веселая матрёшка» ( аппликация из крупы)
Цель: продолжать формировать умение работать с природным материалом (крупы), воспитывать аккуратность, развивать фантазию.
Февраль
«Улица» (мелкий строитель)
Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и теми, что они видят в окружающей жизни.
«Валентинки»
Цель: развивать творческое
воображение, воспитывать
аккуратность,
совершенствовать умение
работать с бумагой.
«Дом для зайки» (крупный Лего)
Цель: формировать умение выполнять постройку, используя полученные ранее знания, развивать творчество, фантазию. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Панно из засушенных листьев»
Цель: закреплять умение детей мастерить, используя природный материал, воспитывать самостоятельность, аккуратность.
Март
«Самолёт» (крупный строитель)
Цель: способствовать умению договариваться, кто какую часть будет выполнять. Поощрять самостоятельность, творчество.
«Чебурашка» (из цилиндров)
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой, воспитывать аккуратность.
«Робот» (крупный Лего)
Цель: развивать умение самостоятельно собирать конструкцию, пользуясь схемой. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Домашние птицы» (жёлуди, листья, пластилин)
Цель: продолжать развивать умение работать с природным материалом, формировать эстетическую оценку, уметь объединять поделки в общий сюжет «Птичий двор».
Апрель
«Аэродром» (мелкий строитель)
Цель: способствовать умению выделять основные части и характерные детали конструкций. Продолжать развивать умение работать коллективно.
«Сумочка»
Цель: совершенствовать умение работать с бумагой: складывать бумагу гармошкой, развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность.
«Вертолет» (мелкий Лего)
Цель: развивать умение самостоятельно собирать конструкцию, пользуясь схемой. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Заяц – хваста» (жёлуди, веточки)
Цель: закреплять умение работать с природным материалом, развивать творческие способности.
Май
«Фургон и грузовик» (крупный строитель)
Цель: продолжать развивать умение устанавливать связь между создаваемыми детьми постройками и теми, что они видят в окружающей жизни.
Открытка «Колобок»
Цель: развивать творческое воображение, воспитывать аккуратность, вызвать желание выполнять открытку своими руками.
«Корабль» (мелкий Лего)
Цель: развивать умение самостоятельно собирать конструкцию, пользуясь схемой. Развивать мелкую моторику пальцев.
«Гусеница» (ягоды шиповника)
Цель: закреплять умение работать с природным материалом, развивать творческие способности.
Литература:
1. Нагибина М.И. Чудеса для детей из ненужных вещей. - Ярославль: академия Холдинг. 2000. – 192с.
Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду. Программа и конспекту занятий . - М.: ТЦ Сфера, 2007. – 240с.
3. Куцакова Л.В. Творим и мастерим /ручной труд в детском саду и дома для детей 4-7 лет. Пособие. - М.: Мозаика Синтез, 2008 – 112с.
4. Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика: аранжировка и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2010 – 160с.
В реальной практике дошкольных образовательных учреждений остро ощущается необходимость в организации работы по вызыванию интереса к техническому творчеству и первоначальных технических навыков.
Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений будет является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребёнком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС дошкольного образования: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.
Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) - это методика обучения детей конструированию из счетных палочек, бумаги, лего- конструктора, картона, бросового материала, природного материала и т.д.
Термин «конструирование» (от латинского construo строю, создаю) означает создание модели, построение, приведение в определенный порядок и взаимоотношение различных предметов, частей, элементов.
Конструирование относится к продуктивным видам деятельности, поскольку направлено на получение определённого продукта, как реально существующих, так и придуманных самими детьми объектов.
Выкладывая изображения, создавая продукт своей деятельности, ребенок учится анализу и синтезу: исследует образец и придумывает собственную оригинальную конструкцию, анализирует промежуточные варианты, исправляет ошибки и погрешности. Так, тренировка в создании простых и сложных конструкций становится стимулом развития мышления ребенка. Отдельно хочется сказать о лего-конструкторе. Игра - важнейший спутник детства. А ЛЕГО позволяет учиться играя и обучаться в игре. Всё больше и больше новых познавательных интересов стало появляться у детей за последнее время. Один из них - ЛЕГО-конструирование. Что же это такое? Ещё одно веянье моды или требование времени? Полезно ли детям играть в Лего-конструкторы? И каковы другие области применения ЛЕГО в детской жизни? Это отличный обучающий материал. Игра в конструктор развивает цветовое и логическое мышление, пространственное воображение, цепкость пальцев, одним словом, развивает все познавательные процессы. Показав один раз ребенку принцип игры с конструктором, вы не сможете его оторвать от этого увлекательного занятия очень долго. Лего тем и хорош, что можно бесконечно изменять его конструкции, создавать что-то новое. Именно это разнообразие так притягивает детей, давая им пищу для творческого мышления.
Конструктивно - модельная деятельность (в том числе технической направленности) планируется и проводится 1 раз в неделю во второй половине дня во время взаимодействия взрослого с детьми в различных видах деятельности.
В МАДОУ функционирует кружок «Самоделкин» на бюджетной основе, ДПОУ «Лего - страна».
Образовательная область «Художественно эстетическое развитие».
Конструктивно модельная деятельность
№ Дата Тема Цель Используемая литература
Плановая Фактическая №1.
6.09 «Дома». Работа с иллюстрацией «Карта Формандии».
Уточнять представления детей о строительных деталях, деталях конструкторов, о способах соединения, свойствах деталей и конструкторов. Л. В. Куцакова
С.13
№2.
13.09 «Дома». Работа с иллюстрацией «Жители Формадонии».
Упражнять в плоскостном моделировании, в совместном конструировании, развивать творчество, самостоятельность, инициативу. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.13
№3.
20.09 «Дома». Работа с иллюстрацией.
Развивать конструкторские навыки, умение рассуждать, делать самостоятельные выводы, находить собственные решения. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.15
№4.
27.09 «Дома». Работа с иллюстрацией «Геометрические фигуры».
Упражнять в плоскостном конструировании, познакомить с понятиями «карта», «план», «компас», формировать навыки пространственной ориентации. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.16
№5.
4.10 «Машины». Работа с иллюстрацией.
Формировать представления детей о различных машинах, их функциональном назначении, строении.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.19
№6.
11.10 «Машины. Из волшебных полосок».
Упражнять в плоскостном моделировании, в умении самостоятельно строить элементарные схемы с несложных образцов построек и использовании их в конструировании. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.21
№7.
18.10 «Машины. Что изменилось?».
Продолжать знакомить детей с различными видами машин, формировать представления о колесах и осях, о способах их крепления Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.25
№8.
25.10 «Машины. Дострой конструкцию».
Учить детей самостоятельно составлять несложные схемы, упражнять в плоскостном моделировании, Развивать творчество, инициативу. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.25
№9.
1.11 «Самолеты».
Расширять представления детей о различных летательных аппаратах, их назначении (пассажирский, военный, спортивный, научно – исследовательский, грузовой и пр.) Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.25
№10.
8.11 «Вертолеты».
Формировать обобщенные представления о денном виде транспорта, развивать конструкторские навыки, развивать пространственные мышление. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.26
№11.
15.11 «Ракеты».
Развивать конструкторские навыки, упражнять в создании схем будущих построек, развивать умение делать умозаключения. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.28
№12.
22.11 «Космические станции».
Развивать пространственное мышление, конструкторские навыки, формировать критическое отношение к своим действиям, стремление исправлять свои ошибки Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.29
№13.
29.11 «Роботы. Работа с иллюстрацией».
Упражнять детей в создании схем и чертежей, в моделировании и конструировании из строительного материала и деталей конструкторов. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.29
№14.
6.12 «Роботы. Работа с иллюстрацией «Роботы».
Упражнять в конструировании из строительного материала, развивать воображение, внимание, сообразительность, стремление к экспериментированию. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.30
№15.
13.12 «Роботы. Работа с иллюстрацией «Строительные детали».
Упражнять детей в конструировании из строительного материала и деталей конструктора, развивать внимание, сообразительность, умение строить умозаключения на основе своего опыта и здравого смысла. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.32
№16.
20.12 «Роботы. Придумай робота».
Упражнять в умении самостоятельно составлять несложные схемы роботов, формировать представления об объемных телах, их форме, размере, количестве. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.33
№17.
27.12 «Микрорайон города». (Работа с иллюстрацией).
Упражнять детей в рисовании планов, учить воплощать задуманное в строительстве.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.34
№18.
10.01 «Микрорайон города». («Построй здание»).
Совершенствовать конструкторский опыт, развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.35
№19.
17.01 «Микрорайон города». (Что можно построить?»).
Упражнять детей в конструировании из строительного материала, развивать умение на основе зрительного анализа соотносить предметы по толщине, ширине, длине. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.36
№20.
24.01 «Микрорайон города». Развивать творческие способности, эстетический вкус, восприятие формы, глазомер. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.37
№21.
31.01 «Мосты». (Работа с иллюстрацией).
Расширять представления детей о мостах (их назначение, строение), упражнять в конструировании мостов.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.38
№22.
7.02 «Мосты». (Работа с иллюстрацией «Схемы мостов»).
Совершенствовать конструкторские навыки, способность к экспериментированию.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.38
№23.
14.02 «Мосты». (Работа с иллюстрацией «Строительные детали»).
Развивать умение строить схемы, понимать, конкретизировать; развивать внимание, сообразительность.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.38
№24.
21.02 «Мосты». (Конструкторские задачи).
Продолжать расширять представления детей о мостах, развивать умение быстро находить ход решения задачи на основе анализа ее условий, аргументировать решение, доказывать правильность или ошибочность. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.39
№25.
28.02 «Метро». (Работа с иллюстрацией).
Упражнять детей в построении схем, развивать пространственное мышление, фантазию, воображение.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.43
№26.
7.03 «Метро». (Работа с иллюстрацией «Керамические плитки»).
Формировать конструкторские навыки, элементарную учебную деятельность (понимание задачи, самостоятельность выполнения, самоконтроль, определение способов действий, установление логических связей). Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.44
№27
14.03 «Метро». (Работа с иллюстрацией «Найди несоответствие»).
Упражнять детей в создании схем, развивать внимание, сообразительность, пространственное мышление, творческие способности.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.45
№28. 21.03 «Метро». («Лабиринт»).
Упражнять детей в рисовании расчлененных схем с образцов построек, иллюстраций, развивать конструкторские навыки, стремление к изобретательству, формировать совместное конструкторское и игровое творчество. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.46
№29.
28.03 «Суда». (Работа с иллюстрацией).
Расширять обобщенные представления детей о разных видах судов, зависимости их строения от назначения, развивать внимание, память.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.46
№30.
4.04 «Суда». (Работа с иллюстрацией «Суда»).
Упражнять детей в построении схематических изображений судов и конструировании по ним, развивать творческие навыки.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.47
№31
11.04 «Суда». («Найди ошибку в чертеже»).
Развивать внимание при работе со схемами, упражнять в умении рассуждать и устанавливать причинно – следственные связи и логические решения.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.49
№32.
18.04 «Суда». («Собери такой же»). Упражнять детей в предварительной зарисовке будущих конструкций, развивать конструкторские способности детей, логическое и пространственное мышление. Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.50
№33.
25.04 Архитектура и дизайн». (Работа с иллюстрацией).
Развивать творческие и конструкторские способности детей, фантазию, изобретательность.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.50
№34.
2.05 «Архитектура и дизайн». (Работа с иллюстрациями).
Упражнять детей в моделировании и конструировании, в построении схем, развивать образное пространственное мышление.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.50
№35. 16.05 «Архитектура и дизайн». («Меняемся схемами»). Учить детей самостоятельно находить способы выполнения заданий и выполнять их, развивать внимание, память.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
С.51
№36
23.05 «Архитектура и дизайн». («Нарисуй план»).
Упражнять детей в рисовании схем, развивать стремление к творческой деятельности, желание придумывать и воплощать свои замыслы в постройках, конструкциях.
Л. В. Куцакова
Занятия по конструированию из строительного материала.
Ананина Татьяна Александровна,
воспитатель, МАДОУ «Буратино»
эл.п.
О конструктивно-модельной деятельности старших дошкольников
Аннотация
Статья содержит описание опыта работы в части реализации требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования через конструктивно-модельную деятельность. В данной работе, адресованной педагогам дошкольного образования, описано влияние конструктивно-модельной деятельности на разностороннее развитие детей старшего дошкольного возраста.
Развитие современного общества невозможно без инициативных, мобильных и творческих личностей. Поддержка и развитие детской инициативы в различных видах деятельности, в том числе, в игре, которая является ведущим видом деятельности в период дошкольного возраста, является важнейшей задачей дошкольного образования. В современный век компьютеризации у детей растёт информированность, но понижается интерес к практической деятельности. Они с удовольствием строят в виртуальном мире различные постройки, но это не может заменить ребёнку тактильных ощущений, когда ребёнок создает свои постройки из разнообразных материалов .
В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования основными задачами педагога являются: создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром; формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности; обеспечения вариативности и разнообразия организационных форм дошкольного образования. Поэтому деятельность педагога дошкольного образования направлена на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. Одним из видов деятельности, позволяющим обеспечить реализацию ФГОС дошкольного образования, является конструктивно – модельная деятельность.
Конструктивно-модельная деятельность развивает в ребёнке творческие способности, воспитывает трудолюбие, усидчивость, терпение, которое пригодится для успешного обучения в школе. В результате на этапе завершения дошкольного образования ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявлять инициативу и самостоятельность. Под самостоятельностью мы понимаем свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Одним из видов деятельности, обеспечивающей активность ребенка, когда педагог организует совместную деятельность для передачи знаний, а не выдает их в готовом виде, является конструктивно-модельная деятельность, в которой проявляется инициативность и творческая активность ребенка. Конструктивно-модельной деятельностью считается создание разных конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов, изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного и бросового материала.
Наблюдая за деятельностью детей нашей группы в среднем возрасте, мы заметили, что у них повышенный интерес к выполнению моделей из конструктора «Лего». Еще и потому, что в нашей группе большое количество мальчиков, мы решили организовать дополнительную бесплатную услугу по лего-конструированию и робототехнике под названием «Лаборатория Фиксики».
Целью «Лаборатории Фиксики» является: создание условий для игровой, познавательной, исследовательской и творческой активности воспитанников, для экспериментирования с доступными детям материалами; формирование основ инженерно-конструкторского мышления детей старшего дошкольного возраста, развитие интереса к моделированию и конструированию. Наша инициатива была поддержана старшими воспитателями и администрацией ДОУ. Была создана материальная база для занятий конструктивно-модельной деятельностью. Нами, воспитателями, разработана рабочая программа и перспективный план работы кружка. В результате дети с удовольствием создают новые модели, целые композиции.
Конструктивно-модельная деятельность является продуктивной деятельностью, которая направленна на получение продукта деятельности, конкретного результата. Но в связи с тем, что непосредственный процесс создания является игрой и, в какой-то мере, изобразительной деятельностью, он доставляет ребенку большее удовольствие и оказывается для него важнее, чем полученный результат.
В своей группе использую конструирование из строительного материала, из деталей конструкторов, из крупногабаритных модулей. С этой целью создана соответствующая развивающая среда. В группе имеются в достаточном количестве крупный и мелкий (настольный) строительный материал, различные виды конструкторов: пластмассовый, деревянный, металлический, мягкий, тематический. В строительном уголке расположены разнообразные мелкие игрушки: мягкие, резиновые, металлические, пластмассовые, изображающие людей, транспорт, животных, птиц для дальнейшего обыгрывания построек. Также в группе имеются альбомы с фотографиями и рисунками разнообразных построек нашего города, альбом с фотографиями наиболее знакомых детям сооружений Когалыма, а также альбомы с фотографиями мостов, различных видов транспорта. Замечательно,
когда дети придумывают модели сами, они ощущают себя профессиональными инженерами, механиками, строителями или великими конструкторами.
Конструктивно-модельная деятельность способствует развитию мышления, мелкой моторики, интеллекта, воображения и творческих задатков, способствует формированию умений концентрироваться, сотрудничать с партнёром, воспитывает уверенность в своих способностях. Конструктор Lego – это занимательный материал, при использовании которого решаются задачи всестороннего развития, воспитания и образования детей дошкольного возраста: развития речи; математических представлений; конструкторских навыков; коммуникативных навыков детей (распределение обязанностей при работе в паре или в подгруппе). И это далеко не полный перечень задач.
С целью развития у детей инициативы и самостоятельности в конструктивно-модельной деятельности использую разнообразные формы организации деятельности и приёмы поддержки инициативы и самостоятельности, опираясь на труды Л.В. Куцаковой, Фрёбеля, Леона Лоренса и Холмовской.
Конструирование по образцу разработано Ф. Фрёблем. В ходе данного вида деятельности предлагаю детям на примере образца и способа изготовления воспроизвести аналогичную постройку. В качестве образца использую рисунки, фотографии, отображающие общий вид постройки, заранее приготовленные постройки.
С целью поддержки детской самостоятельности и инициативы при организации конструирования по образцу предлагаю детям построить дополнительные постройки по желанию. Дети самостоятельно придумывают постройки, выбирают для них необходимые детали конструктора, без участия взрослого воплощают замысел. Затем эти постройки дети используют в игре.
Также предлагаю детям строить по предложенному образцу, но из других деталей или из другого конструктора. Этот приём активизирует мыслительные процессы дошкольников, творчество, инициативу. Использую образцы, частично соответствующие замыслу. Такие образцы побуждают детей вносить изменения в постройку, самостоятельно решать конструктивные задачи. Таким образом, решаются задачи, которые обеспечивают переход к самостоятельной поисковой деятельности, носящей творческий характер.
Знакомство с чертежами и схемами начинается с простейших чертежей. Дети рассматривают нарисованные детали чертежа, сравнивают и соотносят их с оригинальными деталями, возводят постройку в соответствии с чертежом. Конструирование в парах побуждает детей совместно обдумывать план постройки, договариваться, кто какие части будет строить, проявлять инициативу при распределении обязанностей.
В отличии от конструирования по образцу конструирование по замыслу является более творческим процессом, в ходе которого дети имеют возможность проявить самостоятельность и инициативу. Очень трудно дошкольнику самостоятельно воплотить замысел конструкции, поэтому задача педагога дошкольного образования создать условия для формирования у детей обобщённых представлений о конструируемых объектах, умений конструирования, способностей находить новые способы конструирования. Мы учим детей самостоятельно и творчески использовать навыки, которыми они овладели ранее. Умение воплощать замысел, искать решения, не боясь ошибок, являются показателем уровня знаний и умений и определяют степень самостоятельности и творчества дошкольника.
Дети моей группы очень любят конструировать разнообразные постройки из различных видов конструктора, умеют договариваться друг с другом об этапах возведения построек, намечают последовательность возведения построек. В дальнейшем многие постройки используются ими в игре.
Продуктом детской конструктивно-модельной деятельности являются не только поделки, но и целые композиции, рассказы составленные детьми по теме, а также мультфильмы, в создании которых дети принимают непосредственное участие. Совместная деятельность в этом направлении открывает новые возможности как в плане развития речи детей: озвучивание закадрового текста, отработка правильного произношения. В своей деятельности мы применяем технологию Н.П.Гришаевой «Социализация дошкольников» - «Дети – волонтёры». Продукты совместной деятельности постройки, мультфильмы обсуждаем и обыгрываем с детьми младшего дошкольного возраста.
В результате, можно сделать вывод, что организация образовательной деятельности через конструктивно-модельную деятельность в рамках реализации ФГОС дошкольного образования дает возможность педагогу дошкольного образования осуществлять познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное и физическое развитие воспитанников. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности, формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, части и целом, движении и покое и др.). Художественно-эстетическое развитие предполагает реализацию самостоятельной творческой деятельности детей. Социально-коммуникативное развитие направлено на становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества. Физическое развитие включает приобретение опыта в видах деятельности детей, способствующих развитию координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.
Таким образом, грамотно созданная конструктивно-модельная деятельность дошкольника, полученный опыт конструирования и моделирования оказывают влияние на все аспекты развития личности ребёнка.
Список литературы:
Головин С.В., словарь практического психолога, 1998г.
Гришаевой Н.П. «Социализация дошкольников» - «Дети – волонтёры», 2013г.
Куцакова Л.В., Конструирование и художественный труд в детском саду, 2006 г.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, 2013г.
Инна Масленникова
Конспект НОД по конструктивно-модельной деятельности в старшей группе «Юные архитекторы»
Цель : учить создавать постройку и схему к этой постройке.
Задачи :
Образовательной области «Художественно - эстетическое развитие»
(конструктивно - модельная деятельность ) :
Упражнять в создании элементарных построек из деталей по проекции спереди;
Закрепить способы изображения схемы с помощью обведения геометрических фигур на листочках в клетку;
Различать проекции сбоку и сверху;
Развивать логическое мышление, пространственную ориентировку.
Образовательной области «Социально - коммуникативное развитие» (социализация, развитие общение, нравственное воспитание) :
Воспитывать умение работать не мешая другу - другу, уметь договариваться.
Образовательной области «Речевое развитие» :
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Поощрять попытки высказывать свою точку зрения, согласие или несогласие с ответом товарища.
Предварительная работа : во время прогулок рассматривание многоэтажных домов в ближайшем окружении; рассматривание фотографий домов в альбоме «Село Александровское» .
Словарная работа : архитектор , схема, чертеж, строительная компания.
Материал : Детали деревянного конструктора , схемы в 3 - х проекциях (вид сбоку, вид сверху, вид спереди, образец постройки «Многоэтажный дом» , трафареты с вырезанными геометрическими формами деталей конструктора .
Ход НОД:
Воспитатель : Ребята, к нам в группу пришло письмо от строительной компании «Рубим дом» . Читает письмо :
«Здравствуйте, ребята, мы, работники строительной компании «Рубим дом» очень хотели бы построить многоэтажный дом рядом с вашим детским садом, мы знаем, что вы очень любите конструировать и могли бы нам помочь в строительстве дома, по этому чертёжу.
Воспитатель : Ребята, поможем строительной компании? А кто задумывает и разрабатывает проект дома? (архитектор ) С чего начинается строительство дома? (Строительство дома начинается с чертежа, который создает архитектор .) Давайте и мы с вами спроектируем многоэтажный дом. Первым делом мы должны ознакомиться с чертежом постройки, который нам прислала с письмом строительная компания «Рубим дом» .
Воспитатель : Какие бывают дома? (кирпичные, деревянные, блочные) . Из каких частей состоит дом? (Фундамент, пол, стены, окна, потолок, крыша) . Прежде чем построить дом, что для этого нужно? (схемы) .
Игровое упражнение «Узнай схему» . Посмотрите на схему, в какой проекции она начерчена? (вид спереди) Передняя часть дома называется фасад. Назовите, из каких деталей она состоит? Дети называют детали и показывают на схеме у доски (цилиндры, бруски, кубики, треугольные призмы, пластины) .
Воспитатель : Сейчас, самостоятельно постройте многоэтажный дом по проекции спереди из деталей, которые вы назвали, затем выполните чертёж проекции на листах, с помощью трафаретов с вырезанными геометрическими формами деталей конструктора .
Воспитатель : Молодцы, ребята, вы справились с этим заданием, и помогли строительной компании «Рубим дом» . Ребята, а вы хотите как архитекторы , создавать свои чертежи построек? Посмотрите на эти чертежи, как вы думаете, в каких проекциях они начерчены? (вид сбоку и сверху) . Давайте поиграем в игру «Придумай свою схему» , вам нужно будет самостоятельно начертить схему любой постройки вида сбоку, а затем создать постройку по этой схеме.
Итог : Ребята, что вы сегодня проектировали? А в каких проекциях? Кто разрабатывает проекты? Что такое фасад? Назовите детали, из которых вы строили и выполняли чертёж многоэтажного дома? Понравилось ли вам быть архитекторами - придумывать свои схемы и создавать по ним постройки?
Публикации по теме:
Конспект непосредственно-образовательной конструктивно-модельной деятельности в средней группе компенсирующей направленности для детей с.
Конспект НОД по ФЭМП во второй младшей группе «Пчёлка Жужжа» Цели: Учить: определять совокупность словами один, много, ни одного,отвечать на вопрос «сколько?» Развивать: зрительное внимание, логическое.
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Воздух-невидимка» Конспект НОД в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность Тема: «Воздух-невидимка» Задачи: 1. Формировать у детей представление.
Конспект НОД в старшей группе «Юные исследователи» Конспект Образовательной игровой ситуации с элементами познавательного развития «Юные исследователи» (старшая группа) Цель: расширять и.
Конспект занятия по конструктивно-модельной деятельности в средней группе «Мосты» Тема:"Мосты" Цель:дать детям представления о мостах, их назначении. строении; упражнять в строительстве мостов;закреплять умение анализировать.
Конспект открытого занятия в старшей группе «Юные поварята» КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ «Юные поварята» Цель: Продолжить знакомить детей с професвзрослых. Организовать практическую.