Российская цивилизация. стадиальный (формационный) и локально-цивилизационный подходы ко всемирной истории
Многие ведущие философы и историки искали объяснение самобытного развития отдельных регионов, стран, культур, а также всего человечества в целом. Данным вопросом интересовались такие ученые, как О. Шпенглер, В Щубарт, Н. Данилевкий, Ф. Нортроп и другие. К наиболее представительным и цивилизационных культур относятся работы А. Тойнби. Его теория локальных цивилизаций многими признается шедевром макросоциологии.
Свое исследование он основывает на утверждении, что реальным должны быть социумы, которые имеют намного большую протяженность в пространстве и срок жизни, чем обыкновенные национальные государства. Такое общество - локальная цивилизация.
Развившихся цивилизационных культур насчитывается более 20. К ним относятся: западная православная русская, православная византийская, античная, индийская, арабская, шумерская, китайская, египетская, андская, мексиканская, хеттская и другие цивилизации. Тойнби также делает акцент на пяти «мертворожденных», а также четырех цивилизациях, которые остановились в развитии - момадическая, эскимосская, спартанская и оттоманская. Интересно, почему одни культуры динамично развиваются, а другие останавливаются в развитии на ранних стадиях своего существования.
Происхождение цивилизаций невозможно объяснить влиянием по отдельности таких факторов, как расовый критерий, агрессивность или благоприятность условий и наличие в социуме творческого меньшинства. Теория локальных цивилизаций утверждает, что лишь группы, где имеются многие из этих факторов в совокупности, эволюционируют в цивилизационные культуры. Сообщества, где данные условия отсутствуют, пребывают на доцивилизационном уровне. Например, умеренная по благоприятности среда всегда будет бросать социуму вызов, создавая проблемы, которые необходимо осмысливать и решать с применением творческих способностей. Такое общество живет по принципу вызов-ответ и всегда находится в движении, потому что не знает покоя. Поэтому оно со временем создаст свою цивилизационную культуру.
Теория локальных цивилизаций гласит, что воспринимается как общность историй локальных цивилизационных культур, которые проходят следующий путь: зарождение - рассвет - упадок - исчезновение. Каждая из них уникальна. Признаки цивилизации - это творческое ядро, вокруг которого формируются самобытные формы духовной жизни, а также экономическая, общественная и политическая организация.
Одна локальная цивилизационная культура может порождать другие. Например, Древняя Греция обусловила появление западной, православной русской и современной православной греческой культур. Если цивилизация утрачивает свое культурное и творческое ядро, то это приводит к её гибели. Культура является жизнеспособной до тех пор, пока может адекватно отвечать на внешние вызовы, которые угрожают её существованию.
Теория локальных цивилизаций Тойнби призывает отказаться от «западноцентристских» взглядов и перестать считать культуры, которые непонятны для западного общества и не вписываются в его мировосприятие, «отсталыми» или «варварскими».
Является «цивилизация ». Оно наиболее часто употребляется в современной науке и публицистике и происходит от латинского слова «civilis», что означает «государственный, гражданский, политический».
В современной научной литературе цивилизация трактуется:
- как синоним понятия ;
- тип общества, отличающийся от дикости и варварства общественным разделением труда, письменностью и развитой системой государственно-правовых отношений;
- тип общества с характерной только для него и .
Современное обществоведение отдает предпочтение последней трактовке, хотя и не противопоставляет ее двум другим. Таким образом, понятие «цивилизация» имеет два основных значения : как отдельное общество и как стадия зародившегося в древности и продолжающегося в настоящее время развития человечества. Исследование истории общества на основе этого понятия получило название цивилизационного подхода к анализу человеческой истории.
В рамках цивилизационного подхода существует несколько теорий, среди которых выделяются две основные:
- локальных цивилизаций;
- мировой, общечеловеческой цивилизации.
Теория локальных цивилизаций
Теория локальных цивилизаций изучает исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои особенности социально-экономического и культурного развития. Локальные цивилизации могут совпадать с границами государств, но бывают и исключения, например, Западную Европу, состоящую из множества больших и маленьких вполне самостоятельных государств, принято считать одной цивилизацией, поскольку при всем своеобразии каждого государства все они представляют один культурно-исторический тип.
Теорией циклического развития локальных цивилизаций занимались в XX в. социолог П. А. Сорокин, историк А. Тойнби и др.
Так, А. Тойнби выделял более 10 замкнутых цивилизаций. Каждая из них проходила в развитии стадии возникновения, роста, надлома, разложения. Молодая цивилизация энергична, полна сил, способствует более полному удовлетворению потребностей населения, обладает высоким темпом экономического роста, прогрессивными духовными ценностями. Но затем эти возможности оказываются исчерпанными. Экономический, социально-политический механизмы, научно-технический, образовательный и культурный потенциалы устаревают. Начинается процесс надлома и распада, проявляющийся, в частности, в эскалации внутренних гражданских войн. Существование цивилизации заканчивается гибелью, сменой господствующего тина культуры. В итоге цивилизация полностью исчезает. Таким образом, общей истории у человечества нет. Ни одна существующая цивилизация не может гордиться тем, что представляет высшую точку развития в сравнении с ее предшественницами.
К основным цивилизациям относятся:
- западная;
- православная христианская в России;
- иранская и арабская (исламская);
- индуистская;
- дальневосточная.
Сюда же относятся такие древние цивилизации, как шумерская, вавилонская, египетская, эллинская и цивилизация майя. Кроме того, существуют второстепенные цивилизации. В отличие от более ранних жизнь современных цивилизаций, по мнению Тойнби, более продолжительна, они занимают обширные территории, а число людей, охватываемых цивилизациями, как правило, велико. Они имеют тенденцию к распространению путем подчинения и ассимиляции других обществ.
Теория общечеловеческой цивилизации
В теории мировой, общечеловеческой цивилизации выделяются ее отдельные стадии (этапы). Известные американские ученые Д. Белл, О. Тоффлер, 3. Бжезинский и др. называют в общемировом цивилизационном процессе три основные стадии:
- (аграрную);
- , начало которой было положено первой промышленной революцией в Европе;
- (информационное общество), возникающую с превращением информационных технологий в определяющий фактор развития общества.
Характерные черты доиндустриальной (аграрной) цивилизации:
- преобладание аграрного производства и натуральною обмена продуктов;
- подавляющая роль государства в общественных процессах;
- жесткое сословное деление общества, низкая социальная мобильность граждан;
- преобладание обычаев и традиций в духовной сфере жизни общества.
Характерные черты индустриальной цивилизации :
- преобладание промышленного производства с возрастающей ролью науки в нем;
- развитие ;
- высокая социальная мобильность;
- возрастание роли индивидуализма и инициативы отдельной личности в борьбе за ослабление роли государства, за повышение роли гражданского общества в политической и духовной сфере жизни общества.
Постиндустриальная цивилизация (информационное общество) обладает следующими характеристиками:
- автоматизация производства товаров массового потребления, развитие сферы услуг;
- развитие информационной техники и ресурсосберегающих технологий;
- развитие правовой регуляции общественных отношений, стремление к гармоничным отношениям между обществом, государством и личностью;
- начало попыток разумного взаимодействия с окружающей средой, решения глобальных разнообразных проблем человечества.
Формационный подход к историческим явлениям
Анализ с позиций теории общемировой цивилизации близок к формационному подходу , сформированному в рамках марксизма. Под формацией понимается исторически определенный тип общества, возникающий на основе определенного способа материального производства. Ведущую роль играет базис - совокупность экономических отношений, складывающихся между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Совокупность политических, правовых, религиозных и иных взглядов, отношений и учреждений составляет надстройку.
Общественное сознание
Одним из элементов надстройки выступает, т. е. совокупность взглядов данного общества на различные стороны устройства мира и социальной жизни.
Эта совокупность взглядов имеет определенную структуру. Взгляды делятся на два уровня. Первый уровень составляют эмпирические (опытные) взгляды людей на мир и собственную жизнь, накопленные на протяжении истории данного общества, второй — теоретические системы идей, разработанные профессиональными исследователями.
Кроме того, взгляды делятся на группы в зависимости от области решаемых вопросов. Эти группы идей принято называть . К таким формам относят: знания о мире в целом, о природе, об общественной жизни, правовые знания, мораль, религию, идеи о красоте и проч. Эти идеи на теоретическом уровне выступают в виде научных дисциплин: философии, политологии, юридических наук, этики, религиоведения, эстетики, физики, химии и др. Состояние и развитие общественного сознания определяются состоянием общественного бытия, т. е. уровнем развития общества и характером его экономического базиса.
Социальная революция
Источником развития общества считаются противоречия между производительными силами и производственными отношениями , разрешающиеся в ходе социальной революции.
Согласно этой теории человечество в развитии проходит ряд стадий (формаций) , каждая из которых отличается свои базисом и соответствующей надстройкой. Каждой формации свойственны определенная основная форма собственности и ведущий класс, господствующий как в экономике, так и в политике. Стадии первобытного общества, рабовладельческого общества и феодального общества соответствуют аграрной цивилизации. Капиталистическая формация соответствует индустриальной цивилизации. Высшая формация — коммунистическая — с ее наилучшими с точки зрения марксизма принципами общественного устройства строится на наиболее развитом экономическом базисе.
Обычно называют следующие недостатки формационного подхода :
- предопределенность, жесткая неизбежность развития исторического процесса;
- преувеличение роли экономического фактора общественной жизни;
- недооценка роли духовных и других надстроечных факторов.
В настоящее время формационная теория переживает кризис, более распространенным становится цивилизационный подход к изучению исторического процесса. Цивилизационный подход имеет более конкретный исторический характер, учитывает не только материально-технические аспекты общественного развития, но и влияние факторов, возникающих в других сферах общества.
В целом формационный и цивилизационный подходы не исключают, а дополняют, обогащают друг друга.
В общественных науках давно идут дискуссии по принципиальному вопросу: движется мир к единой цивилизации с общечеловеческими ценностями или реализуется тенденция к культурно-историческому многообразию и человечество будет представлять собой совокупность локально развивающихся цивилизаций? Сторонники первой точки зрения ссылаются на бесспорные факты распространения ценностей, зародившихся в европейской цивилизации: , идейного плюрализма, гуманизации, демократизма, современных технологий и др. Сторонники второй позиции подчеркивают, что в основе развития любого жизнеспособного организма, в том числе общественного, лежит взаимодействие противоположных сторон, разнообразие. Распространение же единых, общих для всех народов ценностей, культурных укладов жизни, глобализация мирового сообщества якобы влекут конец развития человечества.
Различные теории дают возможность по-разному увидеть историю. В формационной и общецивилизационной теориях на первый план выходят общие для всего человечества законы развития, в теории локальных цивилизаций — индивидуальное разнообразие исторического процесса. Таким образом, различные подходы имеют свои преимущества и дополняют друг друга.
К ИСТОРИЧЕСКОМУ ПРОЦЕССУ
В социальной философии К.Маркса вместо рассуждений об обществе вообще речь идет об анализе конкретных типов общества, развитие которых подчиняется присущим им специфическим законам.
Общественно-экономическая формация (далее – ОЭФ) – это исторически определенный тип общества, особая ступень его развития: «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество со своеобразным отличительным характером». В основе каждой ОЭФ лежит способ производства , включающий в себя производительные силы и производственные отношения. Последние образуют сущность данной формации, ее экономический базис , которому соответствует политико-юридическая и идеологическая надстройка .
Последовательность смены ОЭФ выявляет внутреннюю логику мировой истории. В первичной ОЭФ (первобытной/архаичной) человек выделяется из природы и создает предпосылки цивилизации. Вторичные ОЭФ (антагонистические) развивают производительные силы и культуру до такой степени, когда дальнейший прогресс становится возможным лишь на основе устранения социальных антагонизмов. Третичной ОЭФ является коммунистическое общество, вбирающее в себя все позитивное, созданное в предшествующих формациях и реализующее конечную цель исторического развития – достижение свободы.
Главным критерием разграничения ОЭФ по их экономической природе являются формы собственности на средства производства . По этому признаку период антагонистического общества делится на ряд формаций в узком смысле слова. Преобладающей градацией является выделение двух форм эксплуатации – рабства и крепостничества – и соответственно – рабовладельческой и феодальной формаций. Высшая ступень антагонистического общества – капиталистическая ОЭФ, опирающаяся не на простые орудия труда, а машинное производство.
В марксизме последовательная смена ОЭФ объясняется противоречием между новыми производительными силами и устаревшими производственными отношениями, которые в определенный момент превращаются в оковы дальнейшего развития производительных сил. Переход от одной ОЭФ к другой совершается путем социальной революции (по К.Марксу, это «локомотивы истории») – смены данного способа производства исторически более прогрессивным.
Последовательная смена формаций образует магистральную линию прогресса человечества, определяет единство исторического процесса. У всех народов общим исходным пунктом развития является первобытнообщинный строй. В то же время развитие отдельных стран и народов отличается значительным многообразием: не каждый народ проходит обязательно через все классовые формации; существуют разновидности или локальные особенности, наличие различных переходных форм от одной формации к другой. Еще одним вариантом является сосуществование в одну историческую эпоху различных формаций.
Таким образом, теория ОЭФ признает поступательный, прогрессивный характер общественного развития и ведет к выводу о неизбежности смены капитализма коммунистическим обществом. В теории ОЭФ исторический процесс предстаёт как имеющий перспективную магистральную линию (первобытное общество – рабовладельческое общество – феодализм – капитализм – коммунизм), как поток сменяющих друг друга ступеней спиралевидного общественного развития. Все народы не «обречены» идти одним и тем же историческим путем и обязательно проходить все ступени, признается наличие вариантов исторического развития (античный способ производства в Европе и азиатский способ производства на Востоке как формы перехода от первобытного к классовому обществу).
Понятие «цивилизация» было выдвинуто в середине XVIII века в рамках французского Просвещения. Просветители называли «цивилизованным» общество, устроенное на началах разума и справедливости. Такое понимание было в значительной степени направлено против критиковавшегося ими «неразумного» феодального общества с господствовавшей в нем клерикальной идеологией.
В XVIII-XIX веках в западноевропейской социальной мысли утвердилось четыре основных подхода к трактовке цивилизации.
Цивилизация как конечная стадия прогресса человечества. Эту идеювыдвинули еще античные историки Геродот и Тацит . Пытаясь объяснить общие черты в культурах народов, они выделили три стадии развития хозяйства – охота и собирательство, скотоводство и земледелие – и, соответственно, три стадии развития общества – дикость, варварство и цивилизацию. Цивилизация понималась как преодоление первобытного состояния, переход к государственной организации общества, начало целенаправленной, организованной социальной жизни.
В середине XIX века в Европе возникла наука о народах мира – этнология, – первым подходом в рамках которой являлся эволюционизм. Его сторонники, и, прежде всего, Э.Тэйлор и Л.Морган , заимствовали разработанную в античности концепцию и подкрепили ее солидным этнографическим материалом о хозяйстве, культуре, социальной организации разных народов. Ф.Энгельс , опиравшийся на идеи Л.Моргана, тоже являлся сторонником этой трактовки цивилизации.
Цивилизация как определенный этап прогресса. Эта концепцияблизка первой в идее стадиальности истории, наличия универсальных законов исторического развития, верой в прогресс, трактовкой национальных историй как частных случаев проявления универсальных закономерностей. Разные народы быстрее или медленнее движутся в одном и том же направлении исторического развития, а поскольку европейские народы являются воплощением прогресса, то их путь задает направление общественного развития в целом. Возник европоцентризм , абсолютизировавший европейский путь развития как универсальный.
Возникли концепции «стадий развития нравственности» (семья – гражданское общество – государство) Г.Гегеля , «стадий эволюции мышления» (теологической – метафизической – позитивной) О.Конта , концепция ОЭФ К.Маркса . В XX веке к этому ряду отчасти примыкают теории «стадий экономического роста» У.Ростоу и постиндустриального общества (Д.Белл , А.Тоффлер и другие).
Этноисторическая концепция цивилизации. Накопленные этнологией факты свидетельствовали о большом многообразии культур в неевропейском мире. Возникло противоречие между культурно-историческим многообразием народов и идеей универсальности пути развития. Его попытался разрешить французский историк Ф.Гизо : с одной стороны, существует специфика культур народов, а, с другой, имеет место «цивилизация» как прогресс человеческого рода в целом. С более радикальным воззрением выступил Т.Жуффруа : у каждого народа – своя цивилизация. В XX веке сходные идеи сформулировал Л.Гумилев .
Локально-историческая концепция цивилизации. Зародилась во второй половине XIX века, ее истоки содержатся в концепциях культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского и локальных культур О.Шпенглера . Однако, прежде всего, с именем А.Тойнби ,обосновавшего концепцию локальных цивилизаций, связана в социальных науках XX века эта концепция (см.далее ).
Локальная цивилизация понимается как специфическая, историческая социокультурная система с пространственно-временными границами. Между элементами такой системы существует сеть отношений, которые могут быть экономическими, политическими, культурными, но так или иначе они создают определенную структуру общения, преодолевающую разобщенность индивидов и местную замкнутость. Локальная цивилизация – это и устроение общества на основе определенных принципов, и транснациональное, трансграничное образование, скрепляемое универсальной для нее системой ценностей . Это – главный фактор, определяющий специфику конкретной локальной цивилизации. На этом же основании происходит выделение Запада и Востока как цивилизационных типов.
Сравнение |
ЗАПАД |
ВОСТОК |
Главная ценность |
Новация, вера в возможности разума, науки и техники |
Традиция, опора на проверенные временем методы деятельности |
Динамизм |
Высокая скорость социальных изменений, социальная ценность времени, ориентация на ускорение развития |
Инерционность развития и отставание, замедленные темпы социальных изменений |
Отношение к миру |
Открытое общество |
Относительно закрытое общество |
Модель времени |
Линейно-стадиальная модель социального времени с ориентацией в будущее, вера в общественный прогресс |
Циклическая модель социального времени с ориентацией в прошлое, на авторитет традиции |
Отношение к природе |
Преобразование в интересах развития общества |
Слияние человека с природой в интересах сохранения гармонии |
Смысл жизни человека |
Реализация творческих способностей, преобразование общества и природы |
Духовно-нравственное преображение личности |
Человек в обществе |
Индивидуализм, доктрина прав и свобод человека |
Коллективизм, правами обладает не индивид, а коллектив |
Ценности человека |
Рационализм, утилитаризм, приоритет материальных ценностей |
Религиозное миросозерцание, приоритет духовных ценностей |
Социальная структура |
Гибкая с возможностью вертикальной социальной мобильности |
Жесткая с четкой иерархией социальных ролей |
Стиль мышления |
Либеральный, демократический, толерантный |
консервативный |
Западную цивилизацию называют еще техногенной , а восточную – традиционной . Первая ведет отсчет своего существования примерно с XVI века, что было связано с зарождением капитализма, развитием науки и техники. Средневековое общество в Западной Европе было традиционалистским и к нему было применимо большинство черт, которыми обладали восточные общества.
Подводя итоги, можно выделить принципиальные различия между локально-исторической и стадиальной концепциями цивилизации.
Сравнение |
СТАДИАЛЬНАЯ |
ЛОКАЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ |
Единство исторического процесса |
Подчеркивает единство всемирно-исторического процесса, образуемого наличием его магистральной линии |
Подчеркивает многообразие всемирно-исторического процесса, отсутствие его магистральной линии |
Человечество |
Признает единство человечества |
Ставит под сомнение это единство |
Время |
Линейно-стадиальная модель |
Исторический круговорот |
Многообразие развития |
Подчеркивается идея европоцентризма, универсального пути развития |
Содержит идею полицентризма, культурной разнородности человечества |
Прогресс |
Признает прогрессивное развитие всего человечества |
Отрицается универсальность прогресса для всего человечества |
Локально-историческая концепция цивилизации
НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ. В работе «Россия и Европа » он отверг единую линию развития человечества. История – это не прогресс общей цивилизации, а развитие специфических культурно-исторических типов .
Н.Данилевский выступил против европоцентризма и общепринятой схемы деления всемирной истории на древнюю, среднюю и новую. Он признавал ее возможность внутри культурно-исторических типов, которые проходят три фазы – этнографическую, государственную и цивилизационную. Всего Н.Данилевский выделял десять самобытных культурно-исторических типов, которые развиваются по схеме зарождение – возмужание – расцвет – дряхление – гибель.
Сферами деятельности людей являются религиозная, культурная (научная, художественная, техническая), политическая и экономическая. В китайской, египетской, индийской, вавилонской и иранской культурах они еще не выделились и были смешаны. Впоследствии начинается выделение одной или нескольких сфер. Возникли «одноосновные» культурно-исторические типы – еврейский (религия), греческий (культура), римский (политика). Европа эпохи Нового времени – это «двуосновная» культура: политическая и культурная (с наукой и техникой). Славянский мир имеет притязания и силу жить самостоятельной жизнью, стать «полным четырехосновным» типом с гармонией всех сфер деятельности.
Историю Н.Данилевский понимал по аналогии с биологическими процессами. Он выделял следующие формы культурного влияния народов друг на друга:
«пересадка» как распространение единственной формы цивилизации на почву не способных к сопротивлению народов;
«прививка» – воздействие без учета специфики и особенностей народов;
«удобрение» – позитивное воздействие развитой цивилизации на возникающую, что связано с переработкой результатов предыдущих цивилизаций.
ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР. Как и Н.Данилевский, он отрицал европоцентризм, универсальные законы прогресса человечества, общечеловеческую культуру, периодизацию всемирной истории «Древний мир – Средние века – Новое время», проводил аналогию между историческими и биологическими процессами.
В работе «Закат Европы » он выдвинул идею, что историческая жизнь человечества – это бесконечный процесс самозарождения и естественного умирания «культур». Каждая культура как организм обособлена от других подобных организмов, они совершенно индивидуальны, уникальны и несопоставимы. Нет единой линии развития человечества, преемственности культур. В силу того, что они замкнуты в себе, диалог между ними невозможен, данная культура не сможет понять другую культуру; потому не существует и общечеловеческой культуры.
О.Шпенглер выделял восемь основных культур, из которых семь умерло, а одна – «фаустовская» (западноевропейская) – существует и ныне. Ни одна из них не занимает преимущественного положения: все имеют одинаковое значение в общей картине истории. Существование восьми культур в разное время и на разных территориях свидетельствует не о едином процессе мировой истории, не линейной ее направленности, а многообразии проявлений «жизни».
Целостность культурного организма О.Шпенглер объяснял наличием у него «души». Культура умирает, когда ее душа осуществила всю полноту своих возможностей. Каждой культуре отмерено судьбой прожить 1000-1500 лет, пройти исторический путь детство – юность – зрелость – старость – смерть.
Когда культура перерождается в цивилизацию – «обездушенную жизнь», «мертвую протяженность», «бездушный интеллект» – она умирает. Это переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «героических деяний» к «механической работе». Цивилизация как «ставшее» – это финал культуры как «становления», но это неизбежная судьба любой культуры. Западная культура уже вступила в стадию, когда начинается ее неумолимая гибель.
АРНОЛЬД ТОЙНБИ. Главный труд – «Постижение истории ». Его концепция – это тоже альтернатива европоцентризму и линейному эволюционизму.
Главным в концепции А.Тойнби является понятие «локальная цивилизация» . Она понимается как относительно замкнутая, специфическая социокультурная система с пространственно-временными границами. Изначально А.Тойнби выделил 21 цивилизацию, впоследствии сократил перечень до 13-ти.
Помимо специфических особенностей их динамики в жизни каждой цивилизации имеют место стадии рождения и роста, надлома и распада. Универсальной является и модель «вызов – ответ». «Вызов» – это определенная социально-историческая проблема, встающая перед цивилизацией. Вызовы предъявляются людям либо природой (стимулы «бесплодной земли» и «новой земли»), либо человеческим окружением (стимулы «удара» и «давления»). Своеобразие вызовов и ответов определяет специфику цивилизации, иерархию ее ценностей.
Новая цивилизация может возникнуть двумя путями. Во-первых, из примитивных обществ, которые по сравнению с цивилизацией обладают сравнительно короткой жизнью, ограничены территориально и малочисленны. Однако усложнение структуры примитивных обществ может привести к их трансформации в цивилизацию. Задачу формирования ответа на вызов берет на себя «творческое меньшинство» как носитель «жизненного порыва» , которое ведет за собой большинство, приобщая его к значимым ценностям этой цивилизации.
Во-вторых, цивилизация может возникнуть на основе предшествующей. Если независимые цивилизации появились благодаря мутации примитивных обществ, то родственно связанные – через отделение от предыдущих. В группе родственных культур можно найти объединения наподобие «культурного вида» (цивилизации трех поколений, исторически дополняющих друг друга). Хранителем и передатчиком информации часто выступают конфессиональные институты, а главной чертой, определяющей облик цивилизации, является религия .
Череда вызовов и ответов образует историческое поле прошлого, настоящего и будущего, жизненный ритм цивилизаций. Одна цивилизация встречает вызов ответом, укрепляющим ее, другая – нет. Успехи цивилизаций прямо пропорциональны их готовности к ответу. Адекватный ответ стимулирует рост культуры, процесс индивидуализации. Распадающаяся цивилизация, наоборот, стандартизируется. Авангард культуры – «творческое меньшинство» – теряет ориентиры, что приводит к утрате инициативы и растерянности перед вызовом. В этих условиях оно может попытаться сохранить свое влияние силой, а не авторитетом. Остальное население при этом превращается во «внутренний пролетариат», который вместе с «внешним пролетариатом» (завоеватели) может разрушить данную цивилизацию. Умирающая цивилизация ставит людей перед необходимостью сложного выбора – архаизм (предпочтение прошлого), футуризм (предпочтение будущего), преображение (переосмысление настоящего) и отрешение.
Одной из отличительных черт растущей культуры является то, что в ней экономический, политический и культурный элементы объединены внутренней гармонией. Акцент на экономических и политических аспектах в ущерб более фундаментальным культурным аспектам, доминирование географической экспансии над социальным ростом говорит о том, что цивилизация надломлена и начинает распадаться. Экстенсивно расширяющаяся культура больна, поэтому тотальное распространение западных ценностей весьма символично.
КАРЛ ЯСПЕРС. В труде «Истоки истории и ее цель » попытался синтезировать линейно-стадиальную и локально-историческую концепции цивилизации.
С одной стороны, он признавал культурное многообразие народов, но в отличие от Н.Данилевского и О.Шпенглера, признавал и наличие человечества как целостности, общечеловеческой истории и культуры. С другой стороны, историю культуры К.Ясперс понимал как линейное развитие с наличием цели и смысла. При этом он оспаривал идею марксизма об определяющей роли материальных факторов в истории. К.Ясперс выделял в историческом развитии четыре эпохи.
«Доистория» характеризуется становлением человека как носителя культуры, что обнаруживается в создании первых орудий труда, появлении языка как речи, образовании сообществ людей, мифа как формы понимания мира.
«Великие культуры древности » – с IV тысячелетия до н.э. шумеро-вавилонская и египетская культуры, эгейский мир, с III тысячелетия до н.э. – доарийская культура долины Инда, со II тысячелетия до н.э. – архаический, культурный мир Китая. Их появление знаменовало начало человеческой истории.
«Осевое время» охватывает 800-200 годы до н.э., когда в великих культурах древности или орбитах их влияния начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества. Независимо друг от друга в разных центрах – Индии, Китае, Персии, Палестине, Древней Греции – возникают духовные движения, сформировавшие и ныне существующий тип человека. К.Ясперс выделял «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки). Они совершили духовный скачок, заложив основу единой и подлинной истории человечества.
«Осевая эпоха» – это время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, заменившей мифологическое сознание. Этот прорыв выразился в появлении духовной рефлексии, начале поиска высших идеалов и смыслов. Пробуждение духа явилось началом общей истории человечества, которое до того распадалось на локальные, не связанные между собой культуры. Теперь же всемирное историческое пространство-время стало связным.
«Эпоха техники» возникла в XVII веке и получила развитие в XX веке. Это эпоха наступления единства человечества, мировой истории, но не как идеи в «осевую эпоху», а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая благодаря географическим открытиям и достижениям науки и техники в XX веке обрела власть над миром, усвоившим достижения западной цивилизации. Однако различия культур сохранились: в мировой истории огромная роль принадлежит и неевропейским народам, которые со временем заявят о себе, и Европа перестанет быть тем лидером, каким она являлась ранее.
Система как объект системного анализа
Курсовая работа >> Государство и право... ; относительности; исторической определенности. Диалектический подход к исследованию определяет практика... науке господствовал принцип детерминизма , предполагающий, что каждое... работе У. Кинга к числу категорий системного анализа отнесены: стратегия, состояние...
Философия. Философские понятия, категории и глобальные проблемы
Шпаргалка >> Философия4.2.2. Принцип рассмотрения во взаимосвязи. Системное познание. 18 4.2.3. Принцип детерминизма . 20 4.2.4. Принцип изучения... философия для раскрытия сути диалектических проблем. К основным категориям диалектики относятся: сущность и явление...
Что такое философия? (2)
Книга >> ФилософияЛапласовского детерминизма . Детерминизм нельзя связывать только с тремя категориями : ... о целостности, системности отдельного материального образования... многозначную, символическую или математическую и диалектическую , категориальную, органическую и т. ...
Билет №1
1.Смысл и содержание понятия история. Основные научные категории истории.
Смыслы:
А) История – процесс, ход развития, движение, действительность в ее развитии.Б) История - наука, изучающая развитие человеческого общества.В) История - наука о развитии какой либо отрасли природы, общества или культуры.Г) История – учебная дисциплина, изучающая прошлое.Д) История – прошлое, сохраняющееся в памяти человечества.Е) История – Процесс развития природы и общества и вообще чего либо.
История - История наука или комплекс наук, изучающих прошлое человечества во всем его многообразии и конкретности для установления объективных закономерностей человеческого общества, а так же выявления общих и особенных черт в его развитии.
Функции истории:
А) Функция усвоения исторического опыта, выяснения уроков из прошлого.Б) Функция прогностическая.В) Функция воспитательная, формирования исторического сознания.
А) Историческое время – предполагает, что все события, исторические факты имеют конкретное место на временной шкале. Историческое время – линейное, время циклическое.
Б) 8Историческое пространство – совокупность природно-географических, экономических, политических, обще культурных процессов, протекающих во времени на определенной территории.
В) Исторический факт – это реальное событие, явление или процесс прошлого, когда либо имевшее место в действительности.
Г) Простой факт – конкретное событие.(Куликовская Битва) Сложный факт – состоит из множества простых. (ВОВ)
Д) Исторический источник – (а)продукт целенаправленной деятельности человека, продукт культуры. (б) все, что может служить познанию истории человечества, все предметы, отражающие исторический процесс.
Классификация исторических источников: вещественные источники(предметы), этнографические источники(обычаи, обряды), лингвистические источники (данные языка), устные источники (фольклор, устные рассказы живых участников истор. событий),
Кинофотографические документы, письменные исторические источники
Билет №2
Теории изучения истории: религиозная, всемирная, локальная.
1. Религиозно-историческая теория – рассматривает процесс через призму религиозных представлений. Предметом изучения является движение человека к Богу, связь человека с Высшим разумом, Творцом - Богом. Суть всех религий состоит в понимании кратковременности существования материального - тела человека и Вечности души.
В рамках религиозно-исторической теории существует несколько направлений (христианство, ислам, буддизм и др.).
2. Всемирно-историческая – предполагается, что есть универсальные для всех народов законы исторического развития. Человечество развивается прогрессивно. Предметом изучения является общемировой прогресс человечества, позволяющий получать по возрастающей материальные блага. Во главу ставится социальная сущность человека, прогресс его сознания, позволяющий создать идеального человека и общество. Общество обособилось от природы, и человек преобразует природу в соответствии со своими возрастающими потребностями. Развитие истории отождествляется с прогрессом. Все народы проходят через одни и те же стадии прогресса. Одни проходят прогрессивный путь развития раньше, другие - позднее. Идея прогрессивного общественного развития рассматривается как закон, как необходимость, неизбежность.
А) Теория историко-материалистическая. Главный фактор движения истории – социально-экономический.
Б) Теория историко-либеральная. Прогресс видит в том, что личность с течением времени видит увеличение прав и свобод.
В) Теория историко-технологическая. Прогресс человечества – следствие научно-технологического процесса.
3.Локально-историческая - предметом изучения являются локальные цивилизации. Локальная цивилизация - регион мира, в котором развитие человечества проходит в особом, отличном от других регионов направлении, на основе собственных культурных норм и ценностей, особого мировоззрения, обычно связанного с господствующей религией. Каждая из локальных цивилизаций самобытна, слитна с природой и проходит в своем развитии стадии рождения, становления, расцвета, упадка и гибели. На смену погибшей цивилизации приходит другая цивилизация.
Билет №3
Структура современного исторического знания.
Выделяется несколько видов истории: история социально-экономическая, история политическая, военная история, история религии, история повседневности.
Существуют спец. исторические науки и вспомогательные дисциплины:
А) Археология – наука, изучающая историю общества по материальным остаткам жизнедеятельности людей. Значение как наука возрастает, если сохранилось мало письменных источников.
Б) Этнология – наука, изучающая бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы их происхождения, проблемы расселения и культурно-исторических контактов.
В) Источниковедение – наука, разрабатывающая методику и теории изучения исторических источников.
Г) Историография – написание истории, накопление исторических знаний.
Вспомогательные дисциплины. Геральдика – изучает гербы. Генеалогия – изучает происхождение и развитие родственных отношений. Нумизматика – изучает историю монетой чеканки и денежного обращения. Историческая хронология – изучает летоисчисления и календари различных народов. Палеография – изучает внешние признаки рукописных источников (подчерк,знаки,чернила,пиш.материал). Метрология – изучает меры длины, площади, объема, веса в их историческом развитии. Сфрагистика – Изучает печати. Фалеристика – изучает историю орденов, медалей, знаков отличия, коллекционирование. Эпиграфика – изучает древние и средневековые надписи на камне, металле, стекле,керамике.
Билет №4
Билет №5
Билет №6
Образование Древнерусского государства. Норманнская и антинорманнская теория
Как раннее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. В 30 – 90 годы XVIII в. немецкие ученые Байер и Миллер, работавшие в Петербургской академии наук, в своих научных трудах попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами. Они положили начало норманнской теории происхождения Российского государства. Крайним утверждение концепции является утверждение, что а затем без иноземного руководства были не в состоянии управлять им. Норманнисты считают, что норманны добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения; во-вторых, они считают, что слово «русь» норманнского происхождения. Антинорманнисты считают, что термин «русь» доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. Уже в течении двух с лишним веков идут споры между представителями норманнской и антинорманнской школ в истории. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существует еще и другие мнения. Мошин доказывает греческое происхождение названия «Русь» Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое «русь»: если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез. Возникновение Киевской Руси хронологически вписывается в процесс государствообразования, протекавший в IX – X вв. на территориях Северной, Центральной и Восточной Европы.
В исторической науки незакончены дискуссии по вопросу, было ли Киевское государство первым государством восточных славян или у него были исторические предшественники. Спорным остается вопрос о государстве Киевском при Дире и Аскольде. Существует мнение, что Дир и Аскольд – варяги, захватившие в 860 или 862 гг. Киев, в котором не было князя. В 866 году они организовали смелый набег на Константинополь и захватили его. При всех спорах и неясностях достоверным остается одно: в IX в. государственность у восточных славян уже существовала. Объединение земель вокруг Киева, безусловно, было государством. Летопись сообщает, что в 862 г. новгородцы изгнали варягов за море, которые делали набеги на новгородские земли, но в самом Новгороде мира не было и пришлось пригласить князя. И пошли к варягам и пригласили трех братьев Рюрика, Синеуса и Трувора. После смерти братьев Рюрик стал княжить один. После смерти Рюрика, воевода Олег с малолетним сыном Рюрика Игорем походом пошел к югу. В походе участвовали меря, варяги, словене, кривичи, весь и в 882 году захватили Киев. Это положило началу образованию Древнерусского государства с центром в Киеве.
Признаки государства:
1) наличие публичной власти, имеющей законное право на насилие;
2) территория; 3) суверенитет.
Татищев полагал развитие государственной власти из семейной. И в дальнейшем этой концепции придерживались норманнисты и славянофилы. Но, как считает Паранин, такой ход государственного строительства на такой большой территории представляется весьма сомнительным.
Билет №7
Билет №8
Билет №9
Билет №10
Билет №11
Завоевательные походы монголов и образование государства Золотая Орда
На территории Евразии более двух веков существовало одно из сильнейших государств мира - Золотая Орда. Потомки многочисленных народов Орды сегодня являются гражданами Российского государства и наследуют духовные традиции прошлого
В начале XIII века в Центральной Азии возникло Монгольское государство.
В 1206 году ее главой был провозглашен Чингисхан. Монголы начали великие завоевательные походы в Азии и Европе. Первая встреча объединенных сил южно-русских князей и половцев с передовым монгольским войском произошла 31 мая 1223 г. на р. Калке. Русско-половецкая рать потерпела жестокое поражение. Монголы после победы отошли в Азию.
В 1235 г. на курултае (съезде) монгольских князей было принято решение о походе на Запад. Поход возглавил внук Чингисхана Батый. Разгромив в 1236 г. камских болгар, монголы зимой 1237 г. вторглись на территорию Северо-Восточной Руси. За короткий срок были взяты и разорены Рязань, Коломна, Москва, Владимир, Суздаль, Ярославль, Тверь, Кострома и другие города. Северо-Восточная Русь оказалась под властью монголов. Не дойдя до Новгорода всего 100 км, монголы отошли в половецкие степи для восполнения потерь и подготовки нового похода. В 1239 г. Батый двинул свои войска на завоевание Южной Руси. Овладев в 1240 г. Киевом, монголы прошли через Галицко-Волынское княжество и вторглись в Европу. Здесь они потерпели поражение от объединенных сил Чехии и Венгрии при Оломоуце (1242) и вернулись в половецкие степи.
В результате завоевательных походов под предводительством Чингисхана и его потомков была создана громадная империя монголов, занимавшая огромную территорию Азии и Европы. Империя делилась на улусы (владения), среди которых одним из самых больших был улус потомков Джучи (старшего сына Чингисхана). Улус Джучи включал в себя Западную Сибирь, Северный Хорезм в Средней Азии, Приуралье, Русскую равнину, Среднее и Нижнее Поволжье, Северный Кавказ, Крым, донские и придунайские степи. Улус разделился на два юрта (на две части). Территория западнее Иртыша стала юртом внука Чингисхана - Батыя. В русских летописях она получила название Золотой Орды.
Билет №12
Билет №13
Билет №14
Билет №15
Невский
5 апреля 1242 года произошла битва на Чудском озере. Сражение это известно как Ледовое побоище.
Целым рядом побед в 1245 году Александр отразил набеги Литвы, возглавляемой князем Миндовгом.
Шестилетняя победоносная защита Александром северной Руси привела к тому, что немцы, по мирному договору, отказались от всех недавних завоеваний и уступили новгородцам часть Латгалии
Донской
Летом 1380 года Мамай двинулся на Русь. Дружины многих русских земель сошлись в Коломне, где находилась ставка Дмитрия Ивановича. С обеих сторон насчитывалось, вероятно, 100-120 тысяч воинов. 8 сентября 1380 года на Куликовом поле, в месте, где река Непрядва впадает в Дон, русское и ордынское войска сошлись для решительной битвы.За победу на Куликовом поле Дмитрия Ивановича прозвали «Донским».Остатки войска Мамая были разгромлены чингизидом Тохтамышем пришедшим к власти при помощи Тимура, и овладевшим престолом Золотой Орды. Мамай бежал в Крым, где и был убит своими союзниками из Генуи.
Ещё в 1381 году Тохтамыш отправил в Москву посла звать Дмитрия в Орду, посол выехал с небольшим отрядом, а Дмитрий отказался платить дань и ехать в Орду. Тогда Тохтамыш, собрав войско, в 1382 году двинулся на Русь. Олег Иванович, надеясь спасти своё княжество от разгрома, указал Тохтамышу броды на Оке (но его княжество было разорено ордынцами на обратном пути). С Тохтамышем пришли сыновья Дмитрия Константиновича Суздальского Василий и Семён. Дмитрий Донской уехал в Кострому, Владимир Храбрый - в Волок Ламский. Митрополит Киприан с великой княгиней Евдокией уехал в Тверь. В Москве начался мятеж, но литовскому князю Остею удалось организовать оборону. Москва была полностью сожжена 26 августа, жители перебиты или уведены в плен, были разгромлены и другие города, но под Волоком ордынцы были разбиты войском, которое успел собрать Владимир Андреевич.
Билет №16
Билет №17
Билет №18
Основные этапы закрепощения
Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным и прошел несколько этапов. Первый этап - конец ХV - конец ХVI в. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили,и переходить к другому землевладельцу. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив право крестьян после выплаты " пожилого " на возможность "выхода" в Юрьев день осенний (неделя до 26 ноября и неделя после). В другое время крестьяне и не переходили на другие земли - мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой - об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны.
Новый этап в развитии закрепощения начался с конца ХVI века и завершился изданием Соборного Уложения 1649г. В 1592 (или в 1593 г.) , т.е. в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. В 1592 г. началось составление писцовых книг (т.е. проводилась перепись населения, позволявшая прикрепить крестьян к месту их жительства и возвращать их в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам), "обелялась" (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка.
На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. "урочные годы" (срок сыска беглых крестьян, определенный в пять лет). По истечении пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала ХVII в.
На втором этапе закрепощения шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило "урочные годы", ввело бессрочный сыск и окончательно не закрепостило крестьян.
На третьем этапе (с середины ХVII в. до конца ХVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно будет продавать без земли. В ХVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним стали относиться как к "говорящей скотине".
На четвертом этапе (конец ХVIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничивающие крепостнический произвол, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства. В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра 11 в феврале 1861 г.
Последствия закрепощения
Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так, в итоге, и помещичье хозяйство.
Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в ХVII и ХVIII вв.
Помещики верно служили царю и потому, что стали "заложниками" крепостнической системы, т.к. их безопасность и владение "крещеной собственностью" могла гарантировать только сильная центральная власть.
Обрекая народ на патриархальность и невежество, крепостничество препятствовало проникновению культурных ценностей в народную среду. Оно отразилось и на моральном облике народа, породило в нем некоторые рабские привычки, а также резкие переходы от крайнего смирения до всеразрушающего бунта.
Билет №19
19.Централизаторские реформы Ивана IV (1549-1560 гг). «Избранная рада.»
В конце 40-х годов сложилось правительство, перенявшее руководство у боярской думы, этот орган называли «Избранная рада». «Избранная рада» была органом, который осуществлял непосредственную исполнительную власть, формировал новый приказный аппарат и руководил им. Наиболее авторитетными политиками нового правительства стали Адашев и Сильвестр. Выражая общие настроения, царь и митрополит собирали соборы примирения.
27 февраля 1549 г. было созвано совещание на котором присутствовала Боярская дума почти в полном составе, фактически – это был первый Земский собор. На данном этапе царь правил совместно с «избранной радой».
Цели реформ царя: Обуздать народные волнения вызванные произволом и взяточниством бояр. Укрепление центральной власти и его опоры – служивого дворянства.
1) Реформа центрального и местного управления: расширение боярской думы, созыв земского собора. Земский собор – это разновидность парламента, сословно-представительный орган. Также избы заменялись приказами (поместный приказ, разрядный приказ, посольский и др.).
2) Военная реформа: создание стрелецкого войска, принято «уложение о службе», от каждых 150 га должно был быть 1 воин, конный и вооруженный. Каждый дворянин с 15 лет должен был служить царю.
3) Финансовая реформа: а) замена подворного налогообложения – поземельным (не с каждого двора, а в зависимости от земли) б) Тягловая подать – денежные и натуральные повинности в пользу государства (отменялись кормления)
4) Судебная реформа: а) был принят судебник Ивана IV в 1550 г., его называют второй в «Русской правдой». Основные положения: суд в руках избранных от народа: старост и присяжных. б) установлена ответственность феодалов за своих крестьян. в) подтверждался выход крестьян в Юрьев день, но увеличивалась плата. г) Введение наказания за взятничество.
5) Церковная реформа. 1551 – Стоглавый собор. а) ограничение монастырского землевладения; б) запрещение монастырям давать деньги в рост; в) Осуждение продажи церковных должностей, вымогательства; г) Развитие просвещения через духовные училища и школы; д) усиление нравственного влияния церкви на общество; ж) создан единый, общерусский список святых, введено двуперстие.Реформы привели Россию к крупным военным и политическим успехам.
Билет №20
Билет №21
Билет №22
Смутное время российского государства в начале XVII века: причины, ход, последствия.
Смута - это тотальный кризис, охватывающий все сферы социального бытия (государственность, сословия, идеология, экономика) и все стороны человеческой жизни. В истории России Смута конца XVI - начала XVII в. характеризуется следующими признаками: слабостью государственной власти, неподчинением периферии центру, самозванством, гражданской войной и иностранной интервенцией, «великой разрухой Московского государства».
Предпосылки Смуты Все явления русской истории конца XVI - начала XVII в. связаны с итогами правления Ивана Грозного. К ним относятся:а) хозяйственный кризис 1570-1580-х гг. Возник как следствие Ливонской войны и опричнины;б) усиление крепостничества (отмена в 1581 г. права перехода крестьян от одного помещика к другому в Юрьев день). Было вызвано бегством крестьян от опричных погромов и от непосильных налогов;в) голод 1601-1603 гг. Был вызван не только неблагоприятными климатическими условиями, но и хозяйственным разорением страны;г) эпидемия чумы;д) династический кризис. Стал причиной непрочности царской власти: старая династия пресеклась, новая не имела достаточного авторитета;е) борьба за власть боярской оппозиции, выжидавшей удобного момента для свержения Бориса Годунова.Развитию смуты способствовали следующие условия:1. Падение нравственности в обществе.2. Активность казачества.3. Вмеш ательство католической церкви во внутренние дела России.
Основные события Смуты 1598 г. - Пресечение династии Ивана I Калиты со смертью Федора Иоанновича, сына Ивана Грозного. Власть перешла к Борису Годунову, который был венчан на царство после символического избрания на Земском Соборе. 1601-1603 гг. - Неурожаи и массовый голод в России. Нарастание социальной напряженности.1602 г. - В Литве объяв^ся человек, выдававший себя за Дмитрий (сына Ивана Грозного, погибшего в Угличе в 1591 г.).1605 г. - Смерть Бориса Годунова. Воцарение Лжедмитрия I.1606-1610 гг. - Лжедмитрий Губит, а царем «выкрикнут» князь Василий Шуйский.1606-1607 гг. - Крестьянская война под предводительством И. Болотникова.1607 г. - Начало военных действий Лжедмитрия II.1609 г. - Втягивание Швеции и Польши в гражданскую войну. Начало польской интервенции.1610-1612 гг. - Создание первого и второго ополчений, освобождавших Москву от польских интервентов.1613 г. - Избрание русским царем Михаила Романова.После смерти Ивана Грозного (1584 г.) на престол всходит его второй сын Федор, слабый и болезненный человек. Страной фактически правил Борис Годунов. Последняя жена Ивана Мария была отправлена со своим малолетним сыном Дмитрием в Углич, но в 1591 году его убивают, а в 1598 г. умирает царь Федор, на нем закончилась династия Ивана Калиты.После смерти Федора началась схватка за царский престол, что привело к разрушению государственного порядка.Признаки смуты:1. Слабая государственная власть 2. Слабость исполнительных структур 3. Сепаратизм на местах 4. Коррупция, преступность 5. Падение нравственности.Главная причина смуты – наблюдался династический кризис.Страну захлестнула уголовщина. Грабежами занимались польские, казачьи отряды, различные банды бродившие из города в город. Усиливается сепаратизм на местах, утрачивается доверие к московским властям, утрачиваются связи между отдельными регионами. при Годунове происходит учреждения крепостного права, что усиливало социальное недовольство. В 1601 – 1603 гг. было много выступлений народа против Годунова, в 1603 г. был сезон дождей, весь урожай погиб, в стране начался страшный голод, погибло более 100 тыс. человек. Пренебрежение к государственным делам и корысть бояр породили такое явление как самозванство. С ослабление власти в стране начинается интервенция Швеции и Польши. В 1611 г. взят Смоленск и тогда же начинается формироваться первое дворянское ополчение под руководством Заруцкого. В этом же году был захвачен шведами Новгород, стало создаваться второе ополчение под руководством Минина и Пожарского и 20 октября 1612 г. силами второго ополчения поляки были изгнаны из Кремля. Последствия Смуты 1. Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского Собора. 2. Ухудшение международного положения России и потеря ряда территорий (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - к Швеции). 3. Расстройство местнической системы ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства.4. Установление династии Романовых.5. Экономическая разруха и обнищание народа.
Билет №23
Последствия Смуты
1 . Временное усиление роли сословно-представительных органов власти: Боярской думы и Земского Собора. 2. Ухудшение международного положения России и потеря ряда территорий (Смоленские и Северные земли отошли к Польше, побережье Балтийского моря - к Швеции). 3. Расстройство местнической системы ослабило старую аристократию (боярство) и усилило позиции служилого дворянства. 4. Установление династии Романовых. 5. Экономическая разруха и обнищание народа.
После восстановления государственной власти в 1613 году страна оказалась перед необходимостью стабилизировать общественные связи, преодолеть хозяйственное разорение и запустение многих районов, усовершенствовать формы управления. Атмосфера, установившаяся в обществе, способствовала решению этих задач. В годы Смуты упали влияние дискредитировавшего себя боярства и его возможности вмешиваться в ход общественных процессов. Население после всех бед и потрясений тянулось к упорядоченной, спокойной жизни. Взяв курс на стабилизацию положения в стране, правительство опиралось именно на настроения большинства. В государстве, подорванном Смутой, юный и малоопытный царь Михаил мог удержаться на престоле только благодаря общественной поддержке.
Внутреннее и внешнее положение государства в начале царствования Михаила было тяжелым. Разоренная страна с трудом восстанавливала нормальную жизнь. Внутренний порядок и спокойствие нарушались бандами польских авантюристов и местных уголовников, продолжавших в первое время после Смуты терроризировать население грабежами и убийствами. Царским воеводам больших усилий стоила ликвидация воровских отрядов.
"В наследство" от Смуты правительству достались и внешнеполитические проблемы: приходилось отбивать атаки шведов, поляков, крымских татар
Для скорейшей ликвидации негативных последствий Смуты усиливалась его централизация. Нужно было преодолеть развал налоговой системы, упадок хозяйства, разгул преступности, снижение обороноспособности. В руках царя сосредоточивалась вся полнота верховной, законодательной, исполнительной и судебной власти. Все государственные органы действовали по царским указам. Центральное управление представляло собой систему приказов. При первых Романовых она разрасталась по мере усложнения административных задач.
Особое место в административном устройстве занимала Боярская дума, составлявшая круг ближайших советников и сотрудников царя. В думу входили, в основном, представители аристократических фамилий.
Дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. Законодательная функция думы была утверждена в Судебнике 1550 года. Часто в заседаниях думы участвовал царь, а для решения особо важных дел приглашались представители высшего духовенства. Члены думы для проведения конкретных мероприятий создавали специальные комиссии, а также назначались послами, начальниками приказов, полковыми и городовыми воеводами.
Особое значение в тот период имела централизованная военная организация. Московское государство, находясь в состоянии непрерывной борьбы на три фронта, остро нуждалось в регулярной армии. Но для ее создания не хватало ни финансовых, ни технических средств. Военные силы до некоторого времени носили характер ополчения.
Усиливая централизм в управлении, правительства Михаила Федоровича и Алексея Михайловича при этом ясно понимали опасность перекосов в сторону тотального администрирования. Не забывалось, что необузданный произвол режима Ивана IV заронил в общественное сознание искры будущей Смуты. Первые Романовы признавали наличие церковно-моральных традиций и правовых норм, ограничивавших самодержавие. Далеко не последнюю роль играл духовно-этический контроль со стороны православной церкви. Нельзя было не считаться и с возросшим гражданским сознанием подданных.
Земские соборы помогли восстановлению Российского государства после Смуты, в чем была их крупная историческая заслуга. И в дальнейшем ключевые для государственного и общественного бытия вопросы выносились на «совет всей земли» - такие, к примеру, как внешняя политика в связи со взятием Азова казаками (1642 г.), принятие нового свода законов (1649 г.), воссоединение русских земель (1653 г.) и др. Кроме того, для обсуждения более частных вопросов правительство неоднократно созывало совещания представителей отдельных сословий.
В Смутное время в России важнейшую роль сыграли самоуправляющиеся земские собрания. Однако после Смуты необходимость централизации управления для решения сложных внутренних и внешнеполитических задач вела к ослаблению местного самоуправления.
В некоторых центральных и большинстве северных волостей население образовывало «всеуездные миры», во главе которых ставились выборные земские старосты. При этом функции местного самоуправления были регламентированы сверху: вопросы, касавшиеся военной и стратегической сферы, оставались в ведении центра.
Развивалось крестьянское самоуправление. Для феодально зависимых крестьян оно смягчило последствия введения крепостного права, для государственных- облегчало условия отношений с администрацией
Билет №24
Билет №25
Внешняя политика России в 17 веке.
1. Задачи и направления внешней политики России
1. Возвращение территорий, потерянных в период Смуты, в перспективе присоединение украинских и других земель, входящих в состав Древней Руси.
2. Достижение выхода к Балтийскому и Черному морям, что создавало условия для установления экономических отношений с Европой и обеспечивало безопасность южных границ.
3. Дальнейшее продвижение на восток в целях в целях эксплуатации природных богатств Сибири и установления границы на Тихом океане.
2. Препятствия решению внешнеполитических задач.
1. Экономическая и военная отсталость России.
2. Зависимость от импорта оружия (в Голландии и Швеции).
3. Дипломатическая и культурная изоляция России.
3. Западное направление. Борьба за Украину.
1. Смоленская война (1632-1634). Война закончилась подписанием Поляновского мира. По нему Польше возвращались города, захваченные русскими на начальном этапе войны.
2. Освободительное движение на Украине. В 1648 на Украине вспыхнуло восстание под предводительством Богдана Хмельницкого, вызванное социальным гнетом, политическим, религиозным и национальным неравноправием. В 1651 г. его войска потерпели поражение, и был подписан Белоцерковский договор. После поражения нависла угроза полного разгрома сил восставших. Этого не могла допустить Россия. В решении Земского собора 1633 г. о принятии Украины «под высокую руку» русского царя сказалось и воздействие идеи «Москва-третий Рим», усилившееся в связи с церковной реформой.
3. Присоединение Украины к России. Украинская Рада в Переяславле в 1654 г. приняла решение о присоединении Украины к России. Сохранялось выборное казачье управление во главе с гетманом. Но вскоре началось постепенное ограничение автономных прав Украины и унификация органов управления в целях полной интеграции с Россией.
4. Война с Польшей. Решение Земского собора 1653 г. вызвало войну с Польшей (1654-1667). Подписание Андрусовского перемирия, по которому России возвращался Смоленск и переходили земли левобережной Украины. В 1686 г. заключение «Вечного мира» в Москве (переход к мирным союзническим отношениям между Россией и Польшей).
5. Русско-шведская война (1656-1661). Заключение Кардисского мирного договора (Россия отказалась от земель, завоеванных в Прибалтике).
4. Отношения России с Крымом и Османской империей.
1. Русско-турецкая война (1677-1681). Военные действия за контроль над Южной Украиной. Заключение Бахчисарайского мирного договора. Турция и Крым признавали вхождение Левобережной Украины с Киевом в состав России. Правобережная Украина оставалась за Османской империей.
2. Против Османской империи была создана Священная лига – коалиция в составе Австрии, Польши и Венеции, рассчитывая и на поддержку России.
Билет №26
Восточное направление внешней политики. Освоение Сибири в 17 веке
1. Присоединение Западной Сибири (покорение Сибирского ханства в конце 16 в.)
2. Проникновение в Сибирь землепроходцев и промышленников, а также представителей царской власти.
3. Освоение поседений и крепостей – остроги: Енисейский, Красноярский, Илимский,Якутский, Иркутский, Селенгинский.
4. Создание Сибирского приказа. Разделение Сибири на 19 уездов, которыми управляли воеводы, назначаемые из Москвы.
Русские первопроходцы Сибири.
1. Семен Дежнев (1605-1673) – совершил крупное географическое открытие: в 1648 г. осуществил плавание вдоль Чукотского полуострова и открыл пролив, отделяющий Азию от Северной Америки.
2. Василий Поярков – в 1643-1646 гг. во главе отряда казаков прошел из Якутска, по рекам Лена, Алдан, вышел по Амуру в Охотское море, а затем вернулся в Якутск.
3. Ерофей Хабаров (1610-1667) – в 1649-1650 гг. осуществил поход в Даурию, освоил земли по реке Амур и составил их карты.
4. Владимир Атласов – в 1696-1697 гг. предпринял экспедицию на Камчатку, в результате чего она была присоединена к России.
Билет №27(2 варианта)
Реформы патриарха Никона и церковный раскол
Православная церковь играла огромную роль в жизни русского общества. В руках церкви сосредоточились обширные земельные владения, в которых проживали сотни тысяч крестьян
Драматические события произошли в Русской православной церкви в 17 веке. Давно было ясно, что используемые в богослужебной практике книги искажены неудачными переводами, ошибками. Ещё Стоглавый собор 1551 года проверить и сличить церковные книги с оригиналами.
Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Усилить влияние церкви на прихожан. Расширение связей с Украиной и православными народами бывшей Византийской империи требовало введения одинаковой церковной обрядности во всем православном мире.
40 годы 17 века. В Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. В него вошли многие видные церковные деятели, среди них были нижегородцы Никон и Аввакум. Они выступали против нововведений.
НИКОЛАЙ ДАНИЛЕВСКИЙ. В работе «Россия и Европа » он отверг единую линию развития человечества. История – это не прогресс общей цивилизации, а развитие специфических культурно-исторических типов .
Н.Данилевский выступил против европоцентризма и общепринятой схемы деления всемирной истории на древнюю, среднюю и новую. Он признавал ее возможность внутри культурно-исторических типов, которые проходят три фазы – этнографическую, государственную и цивилизационную. Всего Н.Данилевский выделял десять самобытных культурно-исторических типов, которые развиваются по схеме зарождение – возмужание – расцвет – дряхление – гибель.
Сферами деятельности людей являются религиозная, культурная (научная, художественная, техническая), политическая и экономическая. В китайской, египетской, индийской, вавилонской и иранской культурах они еще не выделились и были смешаны. Впоследствии начинается выделение одной или нескольких сфер. Возникли «одноосновные» культурно-исторические типы – еврейский (религия), греческий (культура), римский (политика). Европа эпохи Нового времени – это «двуосновная» культура: политическая и культурная (с наукой и техникой). Славянский мир имеет притязания и силу жить самостоятельной жизнью, стать «полным четырехосновным» типом с гармонией всех сфер деятельности.
Историю Н.Данилевский понимал по аналогии с биологическими процессами. Он выделял следующие формы культурного влияния народов друг на друга:
· «пересадка» как распространение единственной формы цивилизации на почву не способных к сопротивлению народов;
· «прививка» – воздействие без учета специфики и особенностей народов;
· «удобрение» – позитивное воздействие развитой цивилизации на возникающую, что связано с переработкой результатов предыдущих цивилизаций.
ОСВАЛЬД ШПЕНГЛЕР. Как и Н.Данилевский, он отрицал европоцентризм, универсальные законы прогресса человечества, общечеловеческую культуру, периодизацию всемирной истории «Древний мир – Средние века – Новое время», проводил аналогию между историческими и биологическими процессами.
В работе «Закат Европы » он выдвинул идею, что историческая жизнь человечества – это бесконечный процесс самозарождения и естественного умирания «культур». Каждая культура как организм обособлена от других подобных организмов, они совершенно индивидуальны, уникальны и несопоставимы. Нет единой линии развития человечества, преемственности культур. В силу того, что они замкнуты в себе, диалог между ними невозможен, данная культура не сможет понять другую культуру; потому не существует и общечеловеческой культуры.
О.Шпенглер выделял восемь основных культур, из которых семь умерло, а одна – «фаустовская» (западноевропейская) – существует и ныне. Ни одна из них не занимает преимущественного положения: все имеют одинаковое значение в общей картине истории. Существование восьми культур в разное время и на разных территориях свидетельствует не о едином процессе мировой истории, не линейной ее направленности, а многообразии проявлений «жизни».
Целостность культурного организма О.Шпенглер объяснял наличием у него «души». Культура умирает, когда ее душа осуществила всю полноту своих возможностей. Каждой культуре отмерено судьбой прожить 1000-1500 лет, пройти исторический путь детство – юность – зрелость – старость – смерть.
Когда культура перерождается в цивилизацию – «обездушенную жизнь», «мертвую протяженность», «бездушный интеллект» – она умирает. Это переход от творчества к бесплодию, от становления к окостенению, от «героических деяний» к «механической работе». Цивилизация как «ставшее» – это финал культуры как «становления», но это неизбежная судьба любой культуры. Западная культура уже вступила в стадию, когда начинается ее неумолимая гибель.
АРНОЛЬД ТОЙНБИ. Главный труд – «Постижение истории ». Его концепция – это тоже альтернатива европоцентризму и линейному эволюционизму.
Главным в концепции А.Тойнби является понятие«локальная цивилизация» . Она понимается как относительно замкнутая, специфическая социокультурная система с пространственно-временными границами. Изначально А.Тойнби выделил 21 цивилизацию, впоследствии сократил перечень до 13-ти.
Помимо специфических особенностей их динамики в жизни каждой цивилизации имеют место стадии рождения и роста, надлома и распада. Универсальной является и модель «вызов – ответ». «Вызов» – это определенная социально-историческая проблема, встающая перед цивилизацией. Вызовы предъявляются людям либо природой (стимулы «бесплодной земли» и «новой земли»), либо человеческим окружением (стимулы «удара» и «давления»). Своеобразие вызовов и ответов определяет специфику цивилизации, иерархию ее ценностей.
Новая цивилизация может возникнуть двумя путями. Во-первых, из примитивных обществ, которые по сравнению с цивилизацией обладают сравнительно короткой жизнью, ограничены территориально и малочисленны. Однако усложнение структуры примитивных обществ может привести к их трансформации в цивилизацию. Задачу формирования ответа на вызов берет на себя «творческое меньшинство» как носитель «жизненного порыва» , которое ведет за собой большинство, приобщая его к значимым ценностям этой цивилизации.
Во-вторых, цивилизация может возникнуть на основе предшествующей. Если независимые цивилизации появились благодаря мутации примитивных обществ, то родственно связанные – через отделение от предыдущих. В группе родственных культур можно найти объединения наподобие «культурного вида» (цивилизации трех поколений, исторически дополняющих друг друга). Хранителем и передатчиком информации часто выступают конфессиональные институты, а главной чертой, определяющей облик цивилизации, является религия .
Череда вызовов и ответов образует историческое поле прошлого, настоящего и будущего, жизненный ритм цивилизаций. Одна цивилизация встречает вызов ответом, укрепляющим ее, другая – нет. Успехи цивилизаций прямо пропорциональны их готовности к ответу. Адекватный ответ стимулирует рост культуры, процесс индивидуализации. Распадающаяся цивилизация, наоборот, стандартизируется. Авангард культуры – «творческое меньшинство» – теряет ориентиры, что приводит к утрате инициативы и растерянности перед вызовом. В этих условиях оно может попытаться сохранить свое влияние силой, а не авторитетом. Остальное население при этом превращается во «внутренний пролетариат», который вместе с «внешним пролетариатом» (завоеватели) может разрушить данную цивилизацию. Умирающая цивилизация ставит людей перед необходимостью сложного выбора – архаизм (предпочтение прошлого), футуризм (предпочтение будущего), преображение (переосмысление настоящего) и отрешение.
Одной из отличительных черт растущей культуры является то, что в ней экономический, политический и культурный элементы объединены внутренней гармонией. Акцент на экономических и политических аспектах в ущерб более фундаментальным культурным аспектам, доминирование географической экспансии над социальным ростом говорит о том, что цивилизация надломлена и начинает распадаться. Экстенсивно расширяющаяся культура больна, поэтому тотальное распространение западных ценностей весьма символично.
КАРЛ ЯСПЕРС. В труде «Истоки истории и ее цель » попытался синтезировать линейно-стадиальную и локально-историческую концепции цивилизации.
С одной стороны, он признавал культурное многообразие народов, но в отличие от Н.Данилевского и О.Шпенглера, признавал и наличие человечества как целостности, общечеловеческой истории и культуры. С другой стороны, историю культуры К.Ясперс понимал как линейное развитие с наличием цели и смысла. При этом он оспаривал идею марксизма об определяющей роли материальных факторов в истории. К.Ясперс выделял в историческом развитии четыре эпохи.
·«Доистория» характеризуется становлением человека как носителя культуры, что обнаруживается в создании первых орудий труда, появлении языка как речи, образовании сообществ людей, мифа как формы понимания мира.
·«Великие культуры древности » – с IV тысячелетия до н.э. шумеро-вавилонская и египетская культуры, эгейский мир, с III тысячелетия до н.э. – доарийская культура долины Инда, со II тысячелетия до н.э. – архаический, культурный мир Китая. Их появление знаменовало начало человеческой истории.
·«Осевое время» охватывает 800-200 годы до н.э., когда в великих культурах древности или орбитах их влияния начинает формироваться универсальная духовная основа всего человечества. Независимо друг от друга в разных центрах – Индии, Китае, Персии, Палестине, Древней Греции – возникают духовные движения, сформировавшие и ныне существующий тип человека. К.Ясперс выделял «осевые народы» (китайцы, индийцы, иранцы, иудеи, греки). Они совершили духовный скачок, заложив основу единой и подлинной истории человечества.
«Осевая эпоха» – это время рождения мировых религий, пришедших на смену язычеству, и философии, заменившей мифологическое сознание. Этот прорыв выразился в появлении духовной рефлексии, начале поиска высших идеалов и смыслов. Пробуждение духа явилось началом общей истории человечества, которое до того распадалось на локальные, не связанные между собой культуры. Теперь же всемирное историческое пространство-время стало связным.
·«Эпоха техники» возникла в XVII веке и получила развитие в XX веке. Это эпоха наступления единства человечества, мировой истории, но не как идеи в «осевую эпоху», а как реальности. Ситуация единства мировой истории была создана Европой, которая благодаря географическим открытиям и достижениям науки и техники в XX веке обрела власть над миром, усвоившим достижения западной цивилизации. Однако различия культур сохранились: в мировой истории огромная роль принадлежит и неевропейским народам, которые со временем заявят о себе, и Европа перестанет быть тем лидером, каким она являлась ранее.
| | | | | | | 8 |