Функции классного руководителя в начальной школе. Анализ работы классного руководителя начальных классов
Родь классного руководителя в начальной школе
В условиях модернизации российского образования, реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, возрастают воспитательные функции школы. Главная задача современной школы - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире.
Ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю. Работа классного руководителя – целенаправленная система, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитания всего образовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом школы, и ситуации в классном коллективе.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель - это человек творческий. Как всякий исследователь, он создает свою творческую лабораторию, которая помогает ему сделать воспитательную работу с учащимися увлекательной и захватывающей.
Профессиональный педагог - это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс. Учитель и воспитатель в начальной школе - это знаковая фигура. Ни для кого не секрет, что младшие школьники, идеализируя своего учителя и подражая ему, при переходе на среднюю ступень обучения пытаются перенести стиль взаимоотношений, принципы взаимодействия с ним на других учителей. Хорошо, если их ожидания оправдаются.
В сегодняшнем обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания. Если его место занимают профессионально неподготовленные люди, страдают дети. Если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы.
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Главным и постоянным требованием, предъявляемым к педагогу, является любовь к детям, к своей профессиональной деятельности, широкая эрудиция и педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение методами воспитания. Без любого из перечисленных качеств успешная педагогическая деятельность невозможна.
Все перечисленные качества не являются врожденными. Они приобретаются огромным трудом, упорной работой педагога над собой. Хороших учителей и воспитателей много, а одаренных и талантливых - лишь единицы.
Не менее важны для классного руководителя и такие качества, как общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус. Трудно себе представить педагога, работающего с младшими
школьниками, и не обладающего такими качествами.
Сегодня классный руководитель выполняет три взаимосвязанные функции:
Забота о развитии каждого ребенка.
Помощь в решении возникающих проблем.
Организация разнообразной деятельности в классе.
Педагог, как руководитель классного коллектива, реализует свои функции относительно всего класса в целом и каждого ученика в отдельности. Все поставленные перед ним задачи классный руководитель решает в соответствии с учетом возраста детей и взаимоотношений внутри класса, учитывая при этом индивидуальные особенности каждого ученика. Основным критерием результативности деятельности классного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечение социальной защиты, создание необходимых условий для активизации усилий детей по решению собственных проблем.
Круг функциональных обязанностей классного руководителя в начальной школе можно разделить на 5 групп:
I группа - Организация деятельности классного коллектива.
- группа - Организация учебной деятельности всего класса и отдельных учащихся.
- группа - Организация жизни класса во внеучебное время.
- группа - Изучение личности и коррекция в воспитании.
V группа - Работа с родителями.
Главная функция в должности классного руководителя - защита ребенка и создание условий для его духовных и физических сил. Деятельность классного, руководителя в обеспечении здоровья.
Классный руководитель:
- изучает особенности развития детей;
- выясняет наследственные и хронические заболевания ребенка;
- проводит тестирование на выяснение психического состояния ребенка, особенностей характера и темперамент; а совместно со школьным врачом и родителями составляет личную программу закаливания. Физических и дыхательных упражнений.
- помогает ребенку организовать режим жизни;
- помогает врачам и участвует в проведении диспансеризации учеников:
- ведет работу по профилактике заболеваний, проводит «физкультминутку»;
- проводит беседы о личной гигиене человека, ведет антиалкогольную пропаганду, проводит профилактическую работу по предупреждению дорожного травматизма, несчастных случаев;
- организует спортивные соревнования, игры на воздухе, рассматривает на «малых педсоветах» вопросы о дозировке материала, количестве письменных работ, характере домашней работы,
корректирует программы с целью сокращения перегрузок учащихся; - пропагандирует здоровый образ жизни.
Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся.
Классный руководитель изучает семью, ее воспитательные возможности, атмосферу семенного воспитания:
- исходя из единых (школа - семья) взаимных нравственных позиций, вырабатывает единые педагогические требования к учащимся;
- осуществляет индивидуальную работу с родителями, привлекая родителей к участию во внеклассной работе;
- проводит систематическую работу по повышению педагогической культуры родителей.
Классный руководитель должен обладать информацией:
- состояние семейно - бытовых условий ученика;
- состояние его здоровья;
- положение в классе;
- о внешкольных интересах и увлечениях;
- общественных поручениях;
- любимых и нелюбимых предметах;
- отношение к школе, учителям, родителям, товарищам;
- об уровне воспитанности учащихся своего класса;
- стремление к самосовершенствованию, самовоспитанию;
Взаимосвязь классного руководителя с учителями – предметниками.
Классный руководитель:
- должен знать ведущие вопросы учебной программы, выражающие воспитательную направленность содержание обучения по каждому предмету, координировать решения воспитательных задач в процессе осуществления межпредметных связей;
- определять с учителями меры по развитию устойчивого интереса к занятиям, предупреждению неуспеваемости, по обучению рациональным навыкам учебного труда;
- посещать уроки с целью наблюдения за учебной деятельностью учащихся, с целью глубокого проникновения в содержание программного материала;
- создавать ситуации, ведущие к самостоятельному пополнению знаний;
- проводить педконсилиумы с учителями с целью определения реальных учебных возможностей, уровня воспитанности и развитости учащихся и выработки системы мер по ликвидации пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся;
- вовлекать учащихся в кружки, НОУ, клубы и т.д.;
- совместно с учителями готовить и проводить общественные смотры знаний, конкурсы, олимпиады, конференции, используя их для организации познавательной деятельности, повышения культуры учебного труда.
Работа с классным коллективом.
Классный руководитель:
- организует дежурство учащихся на переменах;
- прививает навыки трудового воспитания;
- привлекает детей к борьбе за выполнение правил для учащихся и правил внутреннего распорядка;
- развивает и принимает участие в работе органов самоуправления в классе, технично направляет работу лидеров, помогает учащимся выполнить поручения;
Проводит праздники, организует вечера, встречи с интересными людьми, с людьми разных профессий и т.д.;
Участвует со своим классом в общешкольных, районный, городских
мероприятиях.
Взаимосвязь классного руководителя с внешкольными учреждениями.
Классный руководитель:
- изучает воспитательные возможности внешкольных учреждений:
- определяет виды и формы совместной работы:
- ориентирует учащихся в выборе коллективов внешкольных учреждений с учетом их интересов и склонностей:
- выявив индивидуальные интересы ребят, помогает им в решении их проблем, в выборе кружков, секций, клубов;
- расширяет познавательный и культурный кругозор учащихся через экскурсии, встречи, посещение кино, театров;
- перед проведением внеклассной работы вне школы проводить инструктаж учащихся по технике безопасности, соблюдению правил дорожного движения и расписывается в журнале инструктажа.
Сегодня, как и раньше, взят курс на гуманизацию и демократизацию школы, который должен привести к новому качеству воспитания. Что стоит за словами - новое качество воспитания? За этими словами стоит иной подход к содержанию воспитания. В первую очередь, это идея формирования базовой культуры личности, культуры жизненного самоопределения: экономической и политической, демократической и правовой, нравственной и экологической, художественной и физической, культуры семейных отношений. Формируя базовую культуру личности младшего школьника, классному руководителю необходимо создать широкое информационное поле для усвоения базовых культурных начал. Во-вторых, совместно с учащимися необходимо заниматься поиском нравственных образов духовной культуры и выработкой на этой основе своих собственных ценностей, норм и законов жизни, формирующих активную личную позицию школьника. В-третьих, формирование культуры личности предполагает воспитание человека с твердыми убеждениями, демократическими взглядами и твердой жизненной позицией. В-четвертых, целью воспитательной работы является не проведение самого мероприятия, не формы и методы, а сам ребенок, его склонности и интересы, отношение к жизни и самому себе. В-пятых, идеи успешности процесса воспитания будут выглядеть смешно, если они не будут строиться на добровольности участия учащихся в воспитательном мероприятии. Принудительный воспитательный процесс ведет к моральной деградации учащихся. Детей нельзя обязать "воспитываться". Свободная воля проявляется, если воспитатель в воспитании опирается на интерес, романтику, чувство товарищеского и гражданского долга, творчество. В конечном итоге, главная идея воспитания состоит в том, чтобы подготовить человека к трем главным ролям реальной жизни - гражданина, работника, семьянина. Ученики проводят в учебном заведении большую часть своей школьной жизни. Насыщенная учебная программа, участие детей в олимпиадах, марафонах, занятия младших школьников в группах продленного дня во внеучебное время - все это требует разрядки. Для этого необходима интересная и необычная внеклассная работа, которая будет способствовать развитию личности.
Любой классный руководитель знает, что от уровня сплоченности коллектива, от эмоционального настроя класса зависит индивидуальный успех каждого учащегося и удовлетворенность жизнью в школе всех ребят. В дружном коллективе легко работать и самому педагогу. Именно в коллективе сверстников у детей и подростков формируется умение сосуществовать в обществе, развиваются навыки полоролевого и статусного поведения, разнообразные коммуникативные навыки. Эти навыки, вместе со специальными знаниями и умениями по предметам, - залог успеха выпускников в меняющихся социально-экономических условиях. Помимо традиционных общих дел в классе, организации интересного досуга, для классного руководителя принципиально важным становится владение такими формами работы, которые создают условия для развития информационно-познавательных, коммуникативных, мировоззренческих навыков и способов поведения. Высокий уровень развития потребности и способности личности к самопознанию, самоактуализации, самореализации, саморазвитию и самосовершенствованию - залог успеха выпускника школы. Именно классный руководитель может и должен учить детей эффективной коммуникации, успешной деятельности, навыкам целеполагания и самоорганизации.
Литература
Н.И.Дереклеева. Справочник классного руководителя. Начальная школа.1-4 классы. М.: «ВАКО», 2003.
Журнал «Классный руководитель»2008г. №4
Журнал «Классный руководитель»2010г. №1
Кучина Е. А. Проблемы современного учебно-воспитательного процесса. Роль классного руководителя в современном школьном образовании // Педагогическое мастерство: материалы II междунар. науч. конф.- М.: Буки-Веди, 2012.
М.А.Тартышная «50 идей для классного руководителя: практическая копилка педагога» - Изд.3-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2010 .
1. Формирование и развитие классной воспитательной системы
Главное в воспитательной системе класса – создание соответствующего морально-психологического климата, творчества атмосферы, доброжелательного стиля отношений – всего того, что способствует развитию личности каждого ученика, коллектива в целом; помогает в формировании жизненной позиции, общего отношения к жизни; признанию личности человека как абсолютной ценности.
Мною приветствуется путь воспитания основанный на терпении и разговоре (демократичный). Если этот путь пройти до конца, то я думаю, что результат превзойдёт ожидания. Человек вырастит личностью, определившей свою жизненную позицию и путь к её достижению. Люди такой категории вызывают интерес общества, так как они спокойны, уверенны, ответственны, их слова не расходятся с делом, они доброжелательны, отзывчивы и умеют любить.
Моя педагогическая цель – воспитать именно таких людей: жизнелюбивых, творческих, честных, добрых, ответственных и активных в своей жизни. Одним словом – воспитать личность. Но для этого нужно постепенно самосовершенствовать личность. Именно поэтому мною используется система саморазвития личности в воспитательной работе. Данная система основывается на следующих положениях:
- ученик – субъект, а не объект процесса воспитания и обучения;
- воспитание и обучение приоритетно по отношению к развитию опережает развитие;
- воспитание и обучение направлено на всестороннее развитие с приоритетной областью (самоутверждающие механизмы личности).
Вот уже третий год воспитательная система класса направлена на саморазвитие и самосовершенствование личности. В основе системы лежит курс Г.К. Селевко “Самосовершенствование личности”. С моей точки зрения данный курс очень актуален на современном этапе развития общества, поскольку переход общества к новому социально-экономическому и политическому укладу вызывает острую необходимость в людях высообразованных, инициативных и предприимчивых, обладающих чувством социальной ответственности, способных приумножить духовные и материальные богатства общества.
Кроме этого по Закону РФ “Об образовании” содержание образования должно быть ориентировано на “обеспечение самоопределения личности, создания условий для её самореализации”, должно обеспечивать, в частности “интеграцию личности в национальную и мировую культуру; формирования человека и гражданина, подготовленный к выступлению в современном ему обществе и национального не совершенствование этого общества…”.
Эти задачи обеспечиваются организацией педагогических условий, воздействий, но одновременно в психике ребёнка идут внутренние процессы самопознания, самовоспитания, самоопределения, самоутверждения, самоактуализации. Курс “Самосовершенствование личности” ставит целое педагогическое руководство этими процессами, активизацию психогенных факторов развития, побуждение школьников к самосовершенствованию.
В учебном плане средней школы отсутствуют дисциплины, которые объяснили бы учащимся основу содержания и закономерности формирования их личности. Данный курс предназначен для теоретической ориентировки, методологического осмысления учащихся своей школьной и внешкольной жизнедеятельности, для создания теоретического фундамента их саморазвития. Курс представлен в систематизированном виде (с 5-го по 11-й кл.), где излагаются знания о человеке, отношениях между людьми друг с другом и обществом, о нравственных ценностях, культуре поведения и жизнедеятельности – о многом, что необходимо развивающемуся человеку.
Система курса основана на том, что в каждом возрастном периоде создаются особо благоприятные предпосылки для формирования определенных сфер самосовершенствования личности. Кроме того потребностей, обоснования А. Маслоу.
Весь круг “Самосовершенствование личности” разбит на 7 разделов по классам и охватывает все основные этапы и компоненты процесса самосовершенствования.
Класс | Раздел общего курса самосовершенствования личности | Названия пособия |
5 | Самопознание | Познай себя |
6 | Самовоспитание | Сделай себе сам |
7 | Самообразование | Научи себя учиться |
8 | Самоутверждение | Утверждай себя |
9 | Самоопределение | Найди себя |
10 | Саморегуляция | Управляй собой |
11 | Самоактуализация, самореализация | Реализуй себя |
Процесс самопознания лежит в основе любого акта самосовершенствования. Ребята должны осознать, кто они есть, как себя оценивают, что и почему с ними происходит. Поэтому система технологии начинается с доступного пятиклассниками обзора с психологических качеств человека, приводит в некоторую систему имеющиеся у ребят представления о своей личности, помогает или понять себя, создать осознаваемый образ своего “Я”.
Особенность работы по технологии саморазвития личности – работа с внутренним миром ребёнка, с его переживаниями, интеллектуальными проявлениями, интересами, отношениями.
Опыт работы по технологии саморазвитие личности позволил мне увидеть то, что многие ребята переосмысливают своё поведение, жизнедеятельности, отношение друг к другу и миром в целом. Анализ работы по этой технологии позволил понять, какая иерархия ценностей формируется у отдельных детей, построить индивидуальный подход к ним. При разыгрывании различных ситуаций совместно с ребятами, я увидела взаимное доверие, заинтересованность. Вот именно в таких условиях происходит обогащение жизненного опыта учащихся.
2. Развитие самоуправления в классе
Классное самоуправление – это один из режимов протекания совместной и самостоятельной деятельности учащихся, в которой каждый ученик может определить своё место и реализовать свои способности и возможности. Это самостоятельность организованной социальной общности в решении собственных дел.
Уже третий год в моём классе развивается самоуправление. Первоначальной целью самоуправления было сплотить учеников в дружный и крепкий коллектив.
Классное самоуправление развивается поэтапно.
Первый этап пришёлся на 5-й класс. В первую очередь, учащимся были сообщены знания о значении самоуправления. Затем шло постепенное формирование положительных мотивов у учащихся к самоуправленческой деятельности. Для того, чтобы всего этого достичь, в основном мною приводились примеры из личной школьной жизни и жизни предыдущего классного коллектива. На этом этапе учащиеся начали вести “Летопись классной жизни”. В первое время функция ребят была исполнительская. Моя же позиция как классного руководителя была – учитель. Проводилось анкетирование с целью выявления склонностей и интересов к чему-либо. Выявив интересы, ребята получали задания, поручения. На начальном этапе для того, чтобы привлечь их к самоуправлению я сама назначала ответственных, присматривалась, кто на что способен. Постепенно
учащиеся начали оценивать события в классе, осуществлять самоконтроль и взаи-моконтроль. У них появилась первая самооценка. Уже после первого полугодия были видны результаты самоуправления. Радовало то, что ребята перестали быть равнодушными друг к другу, начали проявлять инициативу в жизни класса и школы. Дети сами стали предлагать мероприятия, в которых хотели бы принимать участие. В классе выявилась группа лидеров, которые были справедливы в отношении одноклассников, те, кто имел явные достижения в ценимых деятельностях (в спорте, учёбе, творчестве) и те, кто мог повести других ребят за собой.
Был выбран актив класса, которым были разработаны классные нормы общения, поведения, отношений в форме классных заповедей, правил, законов, девизов на год. За год актив класса менялся три раза и почти все ребята выполняли какие-то поручения в классе. В конце года уже было видно рождение самого настоящего коллектива. Изначальная цель почти достигнута. Это подтвердили и итоги ежегодного школьного конкурса “Ученик года”. Из четырёх номинаций среди 5-7 классов два ученика нашего класса стали победителями: “Самый лучший ученик – 2005” и “Самый талантливый - 2005”.
Второй этап рассчитан на два года – 6 и 7 классы. В начале 6-го класса был сформирован постоянный актив класса на год демократическим путём – путём выборности. Для более интересной классной жизни было предложено переименовать класс в “государство”. На собрании актива было принято решение:
- форма самоуправления – Республика (РИД)
- глава Республики интересных дел (РИД) – президент (классный руководитель)
- министры государства (замы главы РИД):
“Министрами государства” были приняты и утверждены устав, герб, гимн “республики”, предложенные всеми членами “государственной думы” - учениками класса.
Ученическое самоуправление не столько вводится, сколько выращивается в самом коллективе. Смысл ученического самоуправления в нашем классе заключается не в управлении одних детей другими, а в обучении всех детей основам демократических отношений в обществе, в обучении их управлять собой, своей жизнью в коллективе.
Участие в самоуправлении помогает учащимся сформировать у себя навыки демократизма, умение самостоятельно действовать, нестандартно мыслить, принимать решения и осуществлять их.
На конец 6-го класса достигнуты следующие результаты классного самоуправления:
- хорошо налажено дежурство по классу и школе;
- хорошо поставлены трудовые дела (уборка территории, утепление класса, благоустройство и генеральная уборка в классе);
- организация досуга (проведение классных огоньков, вечеров, поездок, экскурсий, конкурсов и других мероприятий);
- выпуск всевозможных тематических газет;
- проведение спортивных мероприятий; - проведение тематических классных часов;
- сбор денежных средств на поездки.
В конкурсе “Ученик года – 2006” нами были взяты все четыре номинации: “Самый лучший ученик – 2006” I и II степени, “Самый активный – 2006”, “Самый спортивный -2006” и “Самый талантливый – 2006”. У каждого победителя конкурса имеется портфолио достижений.
Итоги 7-го класса подтвердили правильную направленность нашего классного самоуправления. Члены актива класса (министры) стали организаторами работы с ребятами по интересам. Не всё, конечно, гладко, бывают и трудности. Но с этими трудностями мы уже справляемся вместе, т.е. моя позиция изменилась – я стала консультантом.
На классных часах моя роль как классного руководителя стала в основном консультирующая и достаточно “теневая”. На мой взгляд, классные часы дают возможность развивать одновременно и талант организаторский и талант актёрский.
Перед классным коллективом всегда стоят какие-то цели, задачи. Мои воспитанники придерживаются десяти главных глаголов:
1) думать;
2) ставить цели;
3) решать;
4) делать;
5) помогать;
6) уважать;
7) дружить;
8) веселиться;
9) творить;
10) отвечать за всё и всех.
На мой взгляд, самоуправление в классе необходимый компонент современного воспитания. Самоуправление способствует личностному росту школьников, развитию их ответственности и самостоятельности. Они приобретают организационные, коммуникативные, трудовые и творческие навыки. Д.Уэбстер сказал: “Люди могут вместе совершить то, чего не в силах сделать в одиночку; единение умов и рук, сосредоточение их сил может стать почти всемогущим”. Во всём и всегда я старалась и стараюсь идти по жизни со своими воспитанниками.
Я часто думаю и представляю, какими будут мои дети – это будут САМОстоятельные и САМОдеятельные личности, понявшие свою САМОценность, которые достигли САМОопределения и САМОреализации.
В своей педагогической деятельности мне близко высказывание Ш.А. Амонашвили: “Надо видеть себя в детях, чтобы помочь им стать взрослыми; надо принимать их как повторение своего детства, чтобы совершенствоваться самому; надо, на конец жить жизнью детей, чтобы быть гуманным педагогом”.
3. Взаимодействие классного руководителя с родителями учащихся
Сегодня многие родители заинтересованы в успешном обучении и развитии ребёнка. Однако не всегда есть понимание того, что хороших результатов можно добиться только при активном взаимодействии родителей и классного руководителя.
Организация взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся требует соблюдения определённых правил и норм общения.
При взаимодействии с родителями мною используются различные психолого-педагогические методы: наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, тренинги, материалы детского творчества.
Начиная работать с детским коллективом, я попыталась максимально изучить семейную ситуацию, понять уклад жизни семьи каждого ученика, традиции, обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Это необходимо для того, чтобы спланировать воспитательную работу в классе с максимальной эффективностью. Уже на первой встрече (в сентябре) с родителями мною использовалась следующая диагностика.
Мой ребёнок.
1. Ф.И.О. ___________________________________
2. Интересы моего ребёнка ______________________________
3. О здоровье своего ребёнка могу рассказать следующее_______________________
4. В начальной школе к нему (к ней) относились так, что мы____________________
5. Его (её) отношения с учителем в начальной школе были______________________
6. Моему ребёнку нравится, когда___________________________________________
7. Моему ребёнку не нравится, когда________________________________________
8. Его (её) положительными качествами является то, что он (она) всегда__________
9. Его (её) отрицательными качествами является то, что он (она) может___________
10. Трудности в воспитании нашего ребёнка связаны с тем, что___________________
11. Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его (её) способности к _.
12. Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своём ребёнке следующие качества ________________________ и преодолеть следующие качества.
Результаты данной диагностики мне помогли ближе познакомиться с детьми и дали представление об их родителях.
Есть много различных диагностик изучения семьи, отношений между педагогами и родителями, детьми и родителями и т.д., которые используются в моей педагогической деятельности.
Родительские собрания являются одной из основных форм работы с родителями, поскольку они обычно включают многие важные элементы работы (от индивидуальных бесед до групповых обсуждений). Но я решила изменить сам подход к организации и проведении традиционных родительских собраний. Главная цель нового подхода – привлечь большинство родителей к принятию решений в классе. Вопросы дисциплины и успеваемости отдельных учащихся не обсуждаются на общих собраниях. Такие вопросы решаются, как правило, индивидуально, в отдельных беседах с родителями. Для этого помимо встреч с любым педагогом предусматриваются и дни открытых дверей (по субботам), когда родители могут решать вопросы с любым учителем и администрацией. А на родительских собраниях активными участниками и даже организаторами иногда становятся сами родители, на которых обсуждаются актуальные вопросы жизни в классе и в школе. В 2005 – 2006 уч. году родителями, в частности членами родительского комитета, было проведено два тематических собрания (“Роль семьи в развитии моральных качеств подростка”, “Поощрение и наказание в воспитании ребёнка”). Было приятно, что родителей взволновали эти проблемы и в бурной дискуссии обсуждали, как можно воспитывать детей, не прибегая к жестокости и телесным наказаниям. Многие родители обратили внимание на неиспользуемые возможности поощрения и похвалы. Я познакомила родителей с результатами исследований учёных о влиянии семейной атмосферы на развитие моральных качеств детей. На мой взгляд, такие родительские собрания имеют большую воспитательную эффективность.
Тематика родительских собраний весьма разнообразна, поскольку широк круг проблем, с которыми сталкиваются родители.
В нашем классе уже стало традицией проведение последнего итогового родительского собрания совместно детей и родителей. Это собрание всегда бывает праздничное, как бы творческий отчёт о проделанной работе и своих достижениях. Радует то, что и родители не остаются в стороне, всегда показывают своё “ответное слово”.
Кроме родительских собраний родители принимают активное участие и во многих классных мероприятиях (в составе жюри, в проведении классных часов, совместные поездки, литературные вечера и т.д.). Только с помощью совместных дел, родители могут стать союзниками, так как перестанут относиться к школе как посторонние наблюдатели. Такая связь поколений, на мой взгляд, является наиболее эффективным способом для передачи социокультурных ценностей, так как младшее поколение на жизненном примере родителей может убедиться в незыблемости таких понятий, как доброта, порядочность, честность.
Индивидуальные беседы с родителями, анкетирование, дискуссии на родительских собраниях показали, что в основном все дети имеют хорошие отношения с родителями. Но в некоторых семьях наблюдается излишняя строгость и требовательность к ребёнку, а в некоторых наоборот, не хватает контроля со стороны родителей. Благодаря совместной деятельности, родители начали осознавать, что с ребёнком необходимо общаться как с равным, относиться к нему, как к человеку, который имеет право на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребёнку – главное средство в воспитании.
4. Активное участие учащихся в жизни школы
2005-2006 уч. год
Результаты традиционного школьного конкурса “Ученик года – 2006” доказали активность классного коллектива в жизни школы. Все четыре номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” - Колпакова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Гукова В.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.
Помимо победителей, участие в жизни школы принимают и другие члены классного коллектива. За период 2005 – 2006 учебный год 6 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника”. (8 человек).
2. Участие и победы в осенних и весенних школьных олимпийских играх (весь класс)
3. Соревнование по пионерболу среди 6 – 7 х классов (победа).
4. Участие в городском смотре театрального искусства – спектакль “Красная шапочка”. (14 человек)
5. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:
1) геологу В.А. Русанову;
2) сказочнику – режиссеру А. Роу.
6. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур) - 9 человек
7. Участие в новогоднем представлении для 5 – 8 классов (3 человека)
8. Участие в концерте: “Встреча с ветеранами” (4 человека)
9. Участие в Международном математическом конкурсе – игре “Кенгуру” (11 чел.)
10. Участие в городском смотре творчества: “Пою о том я, что люблю”. (10 чел.)
11. Участие и победа в школьной учебно – практической конференции (4 чел.)
12. Участие и победа в городской учебно – практической конференции (3 чел.)
13. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор. , обл. ) – 5 человек.
2006-2007 уч. год. На участие в традиционном школьном конкурсе “Ученик года – 2007” от класса было подано 9 заявок. Все четыре номинации конкурса среди
5-7 классов выиграли воспитанники моего класса: “Самый активный 1 степени” - Заболотний Е.; “Самый активный 2 степени” - Ларюшкина А.; “Самый творческий” -Гукова В.; “Самый спортивный” - Лупенкова Л.; “Лучший ученик 1 степени” - Ларюшкина А.; “Лучший ученик 2 степени” - Саломатина Т.
Каждый ученик класса имеет свой пакет достижений – портфолио .
2006-2007 уч. г. 7 “А” принял участие в таких мероприятиях, как:
1. Участие в празднике: “День первоклассника” (10 человек).
2. Активное участие и победу в осенних школьных олимпийских играх (I место)
3. Соревнование по волейболу среди 7-8 х классов (I место)
4. Соревнование по мини футболу среди 6-7 х классов (I место)
5. Представление школьного спектакля “Кошкин дом” на новый лад в новогоднем поздравлении для уч-ся 5-6 и 7-8 классов. (18 человек)
6. Школьный выпуск календаря знаменательных дат:
1) 100 летие со дня рождения конструктора ракет Сергея Королёва
2) 270 лет со дня рождения архитектора Василия Баженова
7. Участие в областной олимпиаде по экологии (школьный тур) - 11 человек
8. Участие в новогоднем представлении для 5-8 классов (7 человек).
9. Участие и победа в конкурсе песен: “ И помнит мир спасённый” (14 чел.)
10. Активное участие и победы в спортивных соревнования (гор. , обл. ) (7 чел.).
11. Участие в школьном смотре творчества: “ Славься, город родной”, (10 чел.)
12. Выпуск газет на “Школьный Арбат”: 1) “Что Новый год готовит?”
2) “Город- герой – Курск” 3) Военноначальники, уроженцы г. Кимовска и Ким-го р-на.
13. Участие и победа в областной (II место) научно-практической конференции. (2 чел.)
14. Участие в литературных гостиных (7 чел.)
15. Участие и победа в школьной и городской учебно – практической конференции (9 чел.)
Используемая литература: 1. Г.К. Селевко, Н.К. Тихомирова Самосовершенствование личности. М.: Народное образование, 2001.
Выступление по теме:
«Роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации ФГОС НОО»
МОУ гимназия №1,
г. Комсомольск -на - Амуре
2016г.
Обобщение опыта работы классного руководителя.
МОУ гимназия №1,г. Комсомольск -на - Амуре
Роль классного руководителя в достижении качества воспитательной деятельности в классе по реализации ФГОС НОО.
Ежедневно, заходя в школу, я прохожу «дорогой приветствий», когда все дети, встреченные мною, здороваются и улыбаются мне в ответ. В школе, возле кабинета, ждут меня и мои первоклашки. Так продолжается вот уже 28лет лет. За это время мне удалось посеять «разумное, доброе, вечное» многим ребятишкам. Какие они были? Разные, абсолютно разные. Тихие, незаметные и гиперактивные, активные и пассивные, добрые и отзывчивые, шумные и крикливые. Мои выпускники уже не раз приводили ко мне в первый класс своих детей. А как воспитывать их?
Мы часто слышим фразу: « Дети - наше будущее» Но задумываемся ли, от кого зависит будущее наших детей? Сегодня изменились требования к учителю, ученику. Человек 21 века - это творческая личность, Он должен быть активным, динамичным, работоспособным, волевым, уверенным в себе. Чтобы воспитать такого человека, нужно измениться и самому воспитателю. Ведь « …. воспитание детей - рекордно сложное занятие, самое запутанное из всех видов творчества. Это творение живых характеров, создание необыкновенно сложных микромиров, а для такого творчества нужна интуиция и глубокие знания…..»В условиях введения Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники. Однако ключевая роль в решении задач воспитания принадлежит классному руководителю, призванному создать условия для достижения главной цели воспитания - самоактуализации личности растущего человека. И если в начальной школе процесс воспитания осуществляется безразличными людьми, потери от такого воспитания невосполнимы. Не секрет, что в начальной школе работают самые творческие, креативно - мыслящие, талантливые педагоги.
Учителю начальной школы, который одновременно преподает и воспитывает, необходимо обладать недюжинными воспитательными способностями. В психологической литературе способности классного руководителя определяют так:
Способность правильно оценивать внутреннее состояние другого человека, сочувствовать и сопереживать ему (способность к эмпатии).
Быть примером и образцом для подражания со стороны детей в мыслях, чувствах и поступках.
Вызвать у ребенка благородные чувства, желание и стремление становиться лучше, делать людям добро, добиваться высоких нравственных целей.
Приспосабливать воздействия к индивидуальным особенностям воспитываемого ребенка.
Вселять в человека уверенность, успокаивать его, стимулировать к самосовершенствованию.
Находить нужный стиль общения с каждым ребенком, добиваться его расположения и взаимопонимания.
Вызывать к себе уважения со стороны воспитанника, пользоваться неформальным признанием с его стороны, иметь авторитет среди детей.
И самое главное - способность к общению.
Особое сфера проявления коммуникативных способностей педагога - это умение педагога применять поощрения и наказания с целью воспитательного воздействия на ученика. Если поощрения и наказания справедливы, они стимулируют стремление воспитанника к успеху, достижениям. В своей воспитательной деятельности важным считаю внедрение в практику принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика. Это залог положительного отношения к учению, школе, науке, труду. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личностных компетенций школьника.
Современные образовательные стандарты, безусловно, базируются на классике педагогики. Константин Дмитриевич Ушинский писал: "…только успех поддерживает интерес ученика к учителю, познанию нового. Он появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха в овладении знаниями. Ребенок, никогда не познавший радости труда, не переживший гордости от того, что трудности преодолены, теряет желание, интерес учиться, трудиться". Первой заповедью воспитания К.Д.Ушинский считал необходимость дать детям радость труда, успеха в учении, пробудить в их сердцах чувство гордости и собственного достоинства за свои достижения. Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности.
Внеурочная деятельность - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. Такая деятельность ориентирована на создание условий для неформального общения ребят одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность.
Воспитательная работа в классе - процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе.
Внеурочная деятельность школьников - понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и их родителей и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме кружков, социальных проектов, секций, экскурсий, поисковых и научных исследований и т.д. И это лишь некоторые формы работы с детьми. Во 2 классе будут использованы и другие формы деятельности.
На основе нашего небольшого опыта организации внеурочной деятельности можно выделить следующие этапы:
1. Подготовительный этап
В рамках реализации подготовительного этапа, мы поставили цель получить от родителей будущих первоклассников информацию об интересах и увлечениях детей, необходимую для проектирования системы внеурочной деятельности учащихся начальных классов.
На организуемом в образовательном учреждении собрании родителей будущих первоклассников классный руководитель предлагает ответить на вопросы анкеты:
Она перед вами.
Анкета.
Жизнь в школе - это не только уроки, но и интересные школьные и классные дела, увлекательные занятия в кружках, клубах, секциях, студиях. Чтобы Ваш ребенок успешно адаптировался к школьной жизни, быстро нашел занятие по душе, просим Вас ответить на следующие вопросы:
1. Что интересует Вашего ребенка больше всего?
2. Посещает ли он кружок, секцию, студию? Подчеркните один из ответов.
Если вы выбрали ответ «да», то напишите название кружка, секции, студии и наименование учреждения, где проходят занятия
3. Любит ли Ваш ребенок групповые занятия в детском саду? Подчеркните один из предлагаемых ответов:
И да, и нет (трудно сказать, так как ребенок не посещает детский сад).
4. Какое занятие доставляет ему наибольшую радость? Что его может огорчить?
6. Назовите любимую игру Вашего сына или дочери.
7. Какое направление внеурочной деятельности школьников может вызвать у вашего ребенка наибольший интерес? Подчеркните не более двух из перечисленных:
Физкультурно-спортивное;
Художественно-эстетическое;
Научно-техническое (техническое творчество);
Научно-познавательное;
Туристско-краеведческое;
Военно-патриотическое;
Эколого-биологическое.
В результате были выявлены желаемые направления внеурочной деятельности:
Занятия музыкой, танцами;
Занятия спортом, театральной деятельностью, иностранным языком.
б) Следующий этап - это анализ возможностей школы по проведению занятий по внеурочной деятельности.
Учителями школы были предложены следующие программы кружковых занятий:
- «Волшебная кисточка», «Весёлые нотки», «Юный дизайнер» «Изучаем иностранный язык» «Гимнастика и лёгкая атлетика» (учителя-предметники);
Клуб «Росток» (библиотекарь школы);
-«Театральный», «Проектная деятельность», «Я - исследователь», «Край, в котором я живу», (учителя начальных классов).
Следующим этапом стала работа педагога - психолога, которая провела «Игру-путешествие по морю любимых занятий»: Цель: определение интересов и потребностей младших школьников.
В результате родителям вместе с учащимися было предложено по желанию выбрать кружки и секции.
е) Обработав результаты выбора, было составлено расписание занятий внеурочной деятельности. При составлении расписания учитывалось, чтобы для каждого ребенка не было совпадений в занятиях, чтобы не было свободного времени между занятиями. Кроме этого была просчитана нагрузка на каждого ученика.
ж) Для каждого обучающего составлено индивидуальное расписание занятий внеурочной деятельностью и индивидуальная карта достижений
(ПОКАЗ листа достижений)
2. Основной этап
Основная функция классного руководителя на данном этапе - контроль, который включает в себя учет, анализ отклонений, корректирующие действия.
Классный руководитель ведет «Журнал учета занятости учащихся внеурочной деятельностью», в котором учитывается количество часов, занятых учащимися по основным направлениям внеурочной деятельности, планирует подготовку и участие в воспитательных мероприятиях тем самым позволяет ребенку овладевать универсальными способами деятельности и демонстрировать уровень их развития. Участие ребенка в общешкольных делах осуществляется на добровольной основе, в соответствии с интересами и склонностями. Фиксация участия осуществляется классным руководителем в листах достижений по итогам заполнения, которого оценивается включение ребенка во внеурочную деятельность.
Наряду с функцией контроля важна функция организации и взаимодействия со всеми педагогами-предметниками, которые работают в 1-х классах, Что она предполагает:
Во-первых, совместное проведение внеклассных мероприятий, на которых учащиеся имеют возможность продемонстрировать свои достижения, и во - вторых, совместная деятельность всех педагогов позволяет расширить круг общения детей всей параллели. Так, например, при проведении праздника «Здравствуй, здравствуй, осень!», стихи рассказывали учащиеся, посещающие кружки « Театральный» и «Росток» эти же ребята стали участниками всех осенних инсценировок», а участники кружка «Весёлые нотки» исполнили «Осенние песенки и частушки; Дети, посещающие кружок «Юный дизайнер», «Волшебная кисточка» стали поистине творцами -дизайнерами в оформлении своего кабинета и подготовке его к празднику. Их творчество настолько яркое и красивое. Убедитесь в этом сами. (фото) Во многом это работа учителей, которые ведут внеурочную деятельность, учителей - предметников и учителей начальных классов и корректирующая роль классного руководителя.
Младший школьник ещё пока не может организовать самостоятельно свою деятельность и в этом несомненно велика роль родителей и классного руководителя. Такое содружество сближает всех участников воспитательного процесса, активизирует на совместную деятельность. Обратите внимание на динамику результативности и успешности участия в конкурсах. В течение всего года наш классный коллектив участвует в общественной жизни не только школы, но и города. На протяжении всего одного года обучения его отличают высокие показатели участия многих конкурсов: всероссийского, муниципального, .школьного уровня. В том числе Дистанционный Всероссийский конкурс-игра по ОБЖ. проводимом Центр «Снейл» Всего 22 участника, из них заняли 2,3 место по региону двое первоклассников,
Городской конкурс новогодних композиций, при ЭБЦ. 8 участников. Три 1-х и 2 места в разных номинациях;
Конкурс «Очумелые ручки» проводимом на сайте «Учмет», коллективная работа класса. Благодарственное письмо;
Школьный конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города 2 учащихся, 1 и 2 место;
Всемирный конкурс рисунков «Дети рисуют свой мир» 2 уч-ся 1 место; и т.д.
УЧАСТИЕ КЛАССА В ШКОЛЬНЫХ, ОКРУЖНЫХ, ГОРОДСКИХ, КРАЕВЫХ, ВСЕРОССИЙСКИХ КОНКУРСАХ, МЕРОПРИЯТИЯХ2011-2012УЧЕБНЫЙ ГОД.
Мероприятие | Уровень | Результат |
Конкурс-игра по ОБЖ «Муравей» | Федеральный | 2,3 место по Хабаровскому краю |
Конкурс новогодних композиций» Зимняя книга природы» | Городской | Грамота 1место, грамота1 место, грамота2место,грамота2место, грамота за активное участие |
Конкурс «Любви признанье» | Федеральный | Диплом 1место |
Конкурс Умелые ручки» | Федеральный | Благодарственное письмо |
Конкурс «В Новый год с улыбкой» | Федеральный | Диплом 3место |
Конкурс «Математика в гостях у сказки» | Федеральный | Итоги в конце апреля |
IV Всемирный конкурс рисунка Дети рисуют свой русский мир: «МИР РУССКОГО СЛОВА» | Международный | 1, 1 места, дипломы |
Всероссийский дистанционный марафон «Мир вокруг нас. Птицы» | Федеральный | 2место, диплом |
Конкурс рисунков «С юбилеем, любимый город!» | Городской | Подведение итогов в конце апреля 2012года |
Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города | Городской | 1,2 место Грамоты за участие. |
Конкурс чтецов, посвящённый Дню рождения города. | Школьный | Грамота 1 место, грамота 2место |
Участие в акциях «Посылка солдату», «Подари книгу детям», «Сотвори новогоднее чудо» | Школьный городской | Грамота |
Я часто представляю, какими будут мои воспитанники,- надеюсь, это будут самостоятельные и самодеятельные личности. И думаю, что класс стал местом, где дети учатся быть успешными.
Именно к этому я стремлюсь и строю свою воспитательную работу с классом. Успех зависит как от качеств и усилий самого человека, так и от внешних факторов.
Мониторинг уровня воспитанности - один из основных критериев оценки воспитательной работы. Конечно, ещё рано делать выводы, ведь прошёл только 1 год обучения и воспитания. Но работа по анализу воспитанности обучающихся проводится в классе регулярно совместно с психологом школы и показывает неплохие результаты.(мониторинг)
При организации воспитательных мероприятий используется метод коллективных творческих дел, который дает возможность саморегулирования, самоконтроля и самооценки учащихся. Но мы не только побеждаем, в процессе совместной работы поддерживаются и рождаются новые традиции класса. Например, в классе стало доброй традицией ежегодно проводить в школе Урок Мужества в честь Дня Победы, и памяти героя Советского союза Е. Дикопольцева, чьё имя носит наша гимназия.
Ребята с большим удовольствием участвуют в городских социальных акциях «Помоги зимующей птице», «Ёлочка», «Посылка солдату», «Сотвори новогоднее чудо» по оказанию помощи детям, оставшимся без попечения родителей; «Книги детям» по пополнению библиотечного фонда библиотеки А.Гайдара, ринимают участие в поздравлении своих близких бабушек и дедушек с Днем Пожилого человека, Днем Матери, 8 Марта, Днем Победы. По- моему мнению, такая деятельность воспитывает в детях чувство сопереживания, доброты, милосердия, чего так не хватает в нашей жизни.
Результаты мониторинговых исследований детского коллектива свидетельствуют о том, что классный коллектив имеет пока недостаточно высокий уровень сформированности. И это понятно. Мы вместе всего один год. У нас ещё всё впереди. Диагностика класса показывает, что коллектив находится на стадии становления. Есть над чем работать. А что думают сами дети, какой у нас коллектив.
ДИАГНОСТИКА «Мой класс»
Безусловно, воспитательная работа, внеурочная деятельность в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Родители оказывают помощь во всех делах коллектива, проявляют интерес ко всем успехам и неудачам детей. Активно участвуют в жизни класса и школы в целом. Мы организовываем не только совместные классные мероприятия, но и привлекаем родителей к участию в различных конкурсах. В рамках курса социального направления «Край, в котором я живу» классным руководителем регулярно проводились совместные экскурсии, походы детей и родителей в Краеведческий, Художественный музей города, Музей Боевой славы школы, Ботанический сад города Амурска, Музей природы города Амурска, Этнографический центр села Верхняя Эконь. Здесь ребята и родители знакомились с историей своего родного края и города. Традиционными становятся праздники всей семьи такие как «Масленица», Праздник Золотой осени, Пожилого человека, Праздник Мужчин, Мамин День 8марта., День Семьи. Такие формы работы только сближают детей и родителей, способствуют раскрытию их способностей, творческого потенциала. Дети не боятся выступать так как у них уже есть хороший хотя и небольшой опыт выступления перед одноклассниками и детьми другого класса из параллели.
Современное поколение родителей очень молодое и нуждается в педагогической и психологической помощи. Поэтому к подготовке родительского собрания я подхожу основательно. В ходе проведения собраний я использую различные формы и виды деятельности. Это тренинг, анкетирование, консультации, диспуты, советы, работа в микрогруппах. Очень часто приглашаем психолога, учителей предметников, которые ведут внеурочную деятельность..
Одним из средств повышения эффективности воспитательного процесса является применение современных педагогических технологий. Одним из приоритетных направлений воспитательной деятельности классного руководителя является работа по здоровьесбережению детей. Каждое утро рабочего дня начинается с утренней гимнастики, витаминизации детей, в урочное и внеурочное время проводятся физкультминутка, динамическая пауза, проветривание помещения. В течение года с первоклассниками регулярно проводятся занятия - 15минутки Здоровья. Этому способствует работа кружка внеурочной деятельности «Край, в котором я живу», где ребята на конкретных примерах формируют позитивное отношение к здоровью, убежденность в возможности его сохранения и улучшения, осваивают навыки здорового образа жизни.
Классный руководитель широко использует в воспитательной деятельности и технологию проектного обучения, На занятиях Проектной деятельностью дети учатся создавать проекты различной тематики. Например, проект « Осенний урожай» Для создания такого проекта дети посетили библиотеку, нашли множество загадок, пословиц об овощах и фруктах, о людях труда, выполнили презентации с помощью пока родителей об урожае со своих дачных участков, вместе с педагогами кружков внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» «Юный дизайнер» выполнили рисунки и поделки. Итогом такой деятельности стала самопрезентация проекта. Создавая такие проекты, ребята стараются самостоятельно и охотно приобретать знания из различных источников, учатся ими пользоваться, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения и системное мышление. Мои воспитанники уже сами выступают со своими мини-проектами пока перед детьми класса. Но скоро аудитория слушателей, думаю увеличится.
3. Заключительный этап май 2011-это результативность воспитательного процесса.
Воспитательные результаты внеурочной деятель-ности школьников распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьни-ком социальных знаний (об общественных нормах, устрой-стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор-мах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к со-циальной реальности в целом.
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.
Достижение трёх уровней результатов внеурочной дея-тельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентич-ность.
На основе этого будут разработаны индивидуальные карты личностного роста для каждого учащегося, которые будут реализовываться в новом учебном году.
Таким образом, следует подчеркнуть, что эффективно выстроенная работа классного руководителя на всех этапах является условием успешной реализации учебного плана 1 классов в части «Внеурочная деятельность». В результате для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности.
Современный классный руководитель не просто воспитатель или предметник-урокодатель, а педагог-исследователь, педагог-психолог, педагог-технолог. Эти качества педагога могут развиваться только в условиях творчески, проблемно и технологично организованного образовательного процесса в школе, причем при условии, что учитель активно занимается научно-методической, поисковой, инновационной работой, учится искать свое “профессиональное лицо”, свой педагогический инструмент. На протяжении многих лет я стремлюсь к этому. Сейчас у каждого из нас много возможностей. На многих образовательных сайтах, печатных изданиях я участвую в форумах, акциях, конкурсах, публикую свои методические материалы, делюсь опытом с другими коллегами. Своё выступление хочу закончить такими словами:
Мой класс - девчонки и мальчишки,
Такие разные они:
Одни рисуют, любят книжки,
Других компьютер так манит!
Спешу я к ним не только, чтобы
Их как учитель поучать,
Мне с ними весело, еще бы,
Мой класс не может заскучать!
Потехе час и время делу:
Мой класс к успеху устремлен,
Талантом, я признаюсь смело,
Ребенок каждый наделен.
Они, конечно, непоседы,
Но знаю - незачем кричать.
Ведь можно в ласковой беседе
Про поведение сказать.
Вхожу я в класс свой, улыбаясь,
И вижу блеск ответный глаз.
Я их люблю, для них стараюсь,
Ведь класс мой - самый лучший класс.
1 . Спортивно-оздоровительная.
Цель:
1. Сохранение нравственного, психического и физического здоровья детей.
2.Привлечение внимания общественности к проблеме сохранения и укрепления здоровья детей.
3. Создание здоровьесберегающих технологий и их использование в образовательном процессе, создание взаимосвязи со всеми заинтересованными службами.
Задачи:
*Формировать у учащихся осознанный выбор здорового образа жизни.
*Учить соблюдать режим дня и правила личной гигиены.
*Развивать спортивные умения и навыки, интерес к спорту.
*Формировать основы безопасности жизнедеятельности.
Формы работы:
*Беседы
*Классные часы
*Спортивные игры, соревнования.
*Уроки здоровья, праздники.
Художественно - эстетическая деятельность:
Цель:
1.Способствовать полноценному развитию личности через самовыражение и творчество.
2. Воспитание у учащихся нравственно - эстетических качеств.
3. Формирование потребности в творческой деятельности.
Задачи:
*Развивать художественный вкус у учащихся.
* Научить детей видеть красоту во всех сферах жизни.
*Формирование эстетического отношения к труду. (Красота создаваемых вещей)
Формы работы:
* Беседы
*Творческие мастерские
* Выставки детских работ и др.
Экологическая деятельность:
Цель:
1. Формирование ответственности за состояние природного окружения.
2. Воспитания бережного отношения к природе и любовь к природе.
3. Способствовать развитию экологической культуры.
Задачи:
* Развивать мышление и наблюдательность учащихся.
* Учить детей наблюдать, видеть и понимать прекрасное в природе, уметь передать это увиденное в рисунках, поделках, творческих работах.
Формы работы:
*Поэтические минутки на экологическую тему.
*Конкурсы рисунков.
*Праздники и др.
Духовно -нравственная деятельность:
Цель:
1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России и родном крае.
2.Развивать чувство патриотизма.
3. Познакомить с моральными качествами личности.
4.Воспитание у учащихся нравственно - этических качеств.
Задачи :
*Знакомство с традициями русского и мордовского народов.
*Способствовать пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны.
*Расширять знания детей об окружающем мире, экологических проблемах.
*Научить ребенка уважительно относиться к своему дому,своей семье, к окружающем его людям.
Формы работы:
*Классные часы
*Заочные путешествия
*Беседы
Коммуникативная (социальная) деятельность:
Цель:
1. Способствовать формированию ценности человеческого общения.
2. Способствовать формированию умений совершенствоваться в
Ученическом коллективе.
3. Формирование коммуникативных навыков.
Задачи:
*Познакомить с основными правилами делового и бытового этикета
*Формировать у детей отрицательное отношение к проявлению негативных качеств,
Учить детей находить пути их преодоления.
Формы работы:
*Уроки-сказки
*Диспуты
*Творческие игры
Интеллектуальная (познавательная) деятельность:
Цель:
1. Способствовать повышению интереса школьников к знаниям.
2.Развивать интеллектуальные способности учащихся, развивать мышление, кругозор учащихся,
поддерживать интерес к новому.
Задачи:
*Создавать условия для приобщения к ценности познания.
*Прививать интерес к литературе, правильно выбирать книги и пользоваться ими.
*Научить детей анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию.
Формы работы:
*Викторины
* Библиотечные уроки
*Предметные олимпиады.
1.Один раз в год:
Оформление личных дел учащихся.
Анализ и составление плана воспитательной работы с коллективом класса.
Анализ и составление календарно- тематического планирования по предметам.
2.Один раз в четверть:
Оформление классного журнала.
МО учителей начальных классов
Анализ и выполнение КТП и его корректировка.
Анализ выполнения плана классного руководителя и его корректировка.
3.Ежемесячно: Консультации у школьного психолога.
Работа с родительским комитетом.
Консультации с педагогами, ведущими уроки по другим предметам.
Консультации с педагогами, ведущими занятия по внеурочной деятельности.
4.Еженедельно: Проверка дневников учащихся.
Работа с активом класса.
Работа с родителями. проведения консультаций.
Проведение мероприятий по плану.
Работа с воспитателем ГПД по вопросам воспитания и образования.
5.Ежедневно: Индивидуальная работа с учащимися .
Встреча класса.
Организация дежурства в классе.
1. Индивидуальные беседы.
2.Классные родительские собрания.
3. Общешкольные родительские собрания.
4. Внеклассные мероприятия с привлечением родителей.
1.Первый раз в первый класс.
2.Режим дня в жизни школьника.
3.Как поддерживать в школьниках желание учиться.
4. Мир эмоций и чувств ребенка.
1.Развитие самостоятельности школьников при приготовлении домашних заданий.
2.Товарищество и дружба.
3.Принципы семейного воспитания.
4.Роль игры в школьном возрасте.
1.Вредные привычки в детском возрасте.
2. Воспитание толерантного взаимодействия с окружающим миром.
3.Развитие творческих способностей у учащихся.
4.Способности и одаренность.
1.Компьютерные игры: возможные опасности.
2.Значение проектной деятельности в развитии учащихся.
3.Природа детской агрессии.
4. Как помочь ребенку подготовиться к переходу в среднюю школу.
1. Консультации - индивидуальные и коллективные тематические.
2. Дни открытых дверей - разрешение родителям побывать на уроках, внеурочных мероприятиях.
3. Практические занятия для небольших групп родителей (по организации домашних праздников, по культуре поведения и т.д.)
4.Телефон доверия - обсуждение с педагогом в определенные часы важные вопросы по воспитанию.
5.Привлечение родителей к организации экскурсий, походов, праздников.
«Самый опасный результат образования
– это прекрасно информированные люди,
не отягощенные совестью»
(Эрнст Боуэр, амер. педагог-психолог).
В последние десятилетия условия жизни нашего государства и личности значительно изменились. Быстрое развитие информационных технологий, небывалые темпы научного прогресса привели к остро ощущаемому «гуманитарному голоданию». Анализ событий, под влиянием которых живет общество в последнее время, приводит к мысли, что ему задаются идеалы, которые противоречат не только духовной жизни, но и природной сущности человека. В педагогической деятельности нравственные ориентиры перестали быть доминирующими. В сознании взрослеющего школьника они не находят себе места, а «свято место пусто не бывает». Становление человека не может сводиться только к рациональному познанию. Острота нравственных проблем на современном этапе развития общества требует существенных изменений в подходе к учебно-воспитательному процессу школы. Одна из основных задач педагогики – открывать новому поколению людей мир общечеловеческих культурных и нравственных ценностей. Отсутствие необходимого морального фундамента, заложенного в младшем школьном возрасте, обрекает ученика, не имеющего нужных нравственных ориентиров, следовать внешним формам поведения, далеким от идеала.
Проблема нравственного образования как система знаний о моральных ценностях общества впервые официально поставлена в ФГОС. Как построить в школе воспитательный процесс, чтобы учащиеся были социально востребованными? Человек как личность проявляется только через систему отношений с другими людьми. Научить этой системе отношений сможет тщательно продуманная система внеклассной работы под началом классного руководителя.
Если мы рассмотрим ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ОБРАЗОВАНИЕ", то среди семи направлений, реализуемых в рамках этого проекта, на первом месте мы увидим направление «классное руководство».
- Классное руководство
Лучшие учителя
Талантливая молодёжь
Федеральные университеты
Бизнес-школы мирового уровня
Школьное питание
Образование военнослужащих-контрактников
На классного руководителя в современной школе ложится большая ответственность. Вместе с родителями и службой сопровождения (психолог и социальный педагог) классный руководитель решает проблемы адаптации и социализации ребенка. Их совместная деятельность оказывает подрастающему человеку реальную помощь в процессе освоения им социокультурного опыта.
Любой опыт начинается с постижения азов. В образовательном учреждении – это начальная школа. Учитель начальных классов и классный руководитель – неразделимые понятия. Весь учебный процесс младших школьников является воспитательным, как в урочное, так и во внеурочное время. Это объясняется психологическими особенностями младшего школьника, для которого ведущим видом деятельности является учебная деятельность. Поэтому основой работы классного руководителя в начальных классах считается духовно-нравственное воспитание, формирование «морального фундамента» ученика. Формирование классного коллектива способствует улучшению образовательного процесса в классе, повышает мотивацию учащихся. С чего начинается формирование детского коллектива? Поскольку эта работа возможна только в тесном взаимодействии с родителями младших школьников, то работа классного руководителя в начальных классах начинается с формирования родительского коллектива.
Работа с родителями учащихся – приоритетная в начальной школе. Только при единстве учителя и родителей достигается положительный результат. Классный руководитель продумывает свою деятельность так, чтобы максимально вовлечь все семьи в школьную деятельность. Это требует большого такта от педагога и индивидуального подхода к каждой семье. Родители добровольно выбирают то направление, по которому они хотели бы сотрудничать со школой (культмассовое, учебно-социальное, хозяйственно-трудовое, спортивно-оздоровительное). Когда с первого класса удается наладить работу этих направлений, то в дальнейшем облегчается вся воспитательная работа в детском коллективе.
Основные формы работы с родителями в начальной школе следующие:
Родительские собрания;
Общешкольные конференции;
Анкетирование и тестирование;
Открытые мероприятия для родителей;
Совместные экскурсии;
Привлечение всех родителей к классным праздникам;
Знакомство с родословной семьи.
Говоря о наших творческих делах в начальных классах, хочется отметить энтузиазм и большое желание, с которыми ученики и их родители берутся за работу. При правильной расстановке приоритетов каждая семья вносит посильный вклад в общее дело. Формы работы очень разнообразны:
Тематическая мастерская поделок и игрушек;
Спортивные эстафеты;
Фольклорные праздники;
Участие в различных акциях и конкурсах;
Календарные и школьные праздники.
Анализируя мой опыт классного руководителя, хочется отметить, что сначала (1-2 класс) дети нуждаются в помощи родителей, но постепенно становятся более самостоятельными, проявляют инициативу, расширяют свой кругозор, учатся планировать свою работу. В 3-4-м классах дети уже способны создавать коллективные творческие работы, которые используются на уроках, викторинах, конкурсах, классных праздниках и т.д. К окончанию начальной школы учащиеся выходят на участие в проекте, в котором не только реализуют свой накопленный опыт, но активно познают окружающий их мир (проекты «Чудесный город», «Школа взаимопонимания», «Планета Знаний» и многие другие). Так работа моя и моих учеников над проектом «Школа взаимопонимания» нашла отражение в районном конкурсе классных руководителей Красносельского района г. Санкт-Петербурга «Самый классный «классный ». Положение конкурса предписывает участие в нем два года. В первый год формируется папка педагогических достижений классного руководителя, в которую входят сценарии, методические разработки классных часов, планы ВР и другие материалы. Во второй год создается презентация «Мое педагогическое кредо», которое оценивается членами жюри, представляется коллегам-участникам. Итогом конкурса является открытое внеклассное мероприятие. В моем случае – это фольклорный праздник по теме «День Калевалы», на котором присутствовали не только члены жюри конкурса, но и все родители учащихся. Это внеклассное мероприятие дало простор фантазии учащихся. Они легко включились в игровые действия, стали непосредственными участниками народного праздника. Ребята осознали, что культурное событие «День Калевалы» носит межнациональный характер. Итогом участия в конкурсе стало 2 место в районе.
Четыре года работы классного руководства в начальной школе имеют значимые ожидаемые результаты. Подводя итоги педагогического воздействия, важно помнить, что речь идет о воздействии на нравственную сторону личности, особого мира, куда не всегда впускают другого человека. Ситуация облегчается тем, что младший школьник сам стремится к выяснению оценок взрослого, ориентируется на его мнение. Взрослый, таким образом, осуществляет социальный контроль. Ряд диагностических методик помогут ориентироваться в некоторых результатах работы. Диагностика не является основанием для оценки личности ребенка. Это информация для педагога и для его индивидуальной работы с детьми. Результаты нельзя считать окончательными, потому что ребенок постоянно изменяется и совершенствуется. Но выпускнику начальной школы по силам:
Осознать моральные нормы и правила, принятые в обществе;
Стремиться быть нравственным;
Подойти к пониманию взаимосвязи нравственных и материальных ценностей, приоритета первых над вторыми
«Настоящая подлинная нравственность - есть стремление к нравственности» (Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961).
Современное общество не только предъявляет новые требования к системе образования, но и открывает новые возможности для работы педагогов. Особая роль при этом отводится использованию интернет-ресурсов и информационных технологий в педагогической практик классного руководителя. Эффективное применение информационных ресурсов расширяет образовательное пространство педагога, делает учебный и воспитательный более насыщенным и продуктивным.
Htpp://www.innovativeteachers.ru – сеть творческих учителей.
Заканчивая эту статью, хочется процитировать слова «Классное руководство – это не обязанность, а бесконечное творчество».
С уважением - учитель лицея № 395 г. Санкт-Петербурга Наталия Викторовна Зязенкова.
Список использованной литературы:
Азбука нравственного воспитания/ Под ред. И.Каирова.- М.: Просвещение, 1975;
Азбука нравственного взросления/ Петрова В.И., Трофимова Н.М., Хомякова И.С., Стульник Т.Д. – СПб.: Питер, 2007;
Блонский П.П. Избранные педагогические сочинения.- М., 1961.
Воспитание культуры поведения учащихся 1-3 классов/ Богданова О., Петрова В.- М.: Просвещение, 1978;
- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №7 – З.А.Булатова. Духовно-нравственное воспитание школьников на традициях народной педагогики;
- «Начальная школа» (научно-методический журнал), 2008, №12 – М.В.Лимина. Думай хорошо – и мысли созреют в добрые поступки;