Практические советы резьбы по дереву для начинающих мастеров. Рельефная резьба по дереву своими руками – мастер класс для начинающих
Дерево традиционно являлось материалом, который использовался для наружной и внутренней отделки жилых помещений. И сегодня ажурная резьба по дереву, фотографии рисунки и эскизы которой можно встретить в красочных искусствоведческих изданиях и в Интернете, поражают воображение своей красотой и изяществом.
Люди, которые любят изготавливать декор собственными руками, способны освоить мастерство художественной резки. Древесина позволяет создавать жанровые картины и декоративные композиции, которыми можно украсить собственный дом и дарить знакомым. Любимое мастерство в руках ценителя красоты природного материла может стать основной профессией. Спрос на деревянные резные изделия сегодня высок как никогда.
Инструменты для работы
Для того чтобы начать работу потребуется подобрать специальные инструменты и изучить особенности технологии. В этом деле есть свои нюансы, которые позволяют сильнее раскрыть красоты древесины в орнаменте.
Также нужно запастись подходящими заготовками и эскизами, которые будут повторяться на дереве в виде узоров, кружев, композиций или жанровых сценок.
Для своей работы резчик использует большой набор инструментов:
- ножи;
- лобзики;
- надфили;
- стамески;
- электродрель;
- сверла;
- бруски;
- долота;
- ложкорезы;
- фрезеровальную машину;
- бормашину.
Совет новичку:п ри выборе инструментов для работы необходимо ориентироваться на качество и прочность таких изделий. На первых этапах можно обойтись небольшим количеством приспособлений.
Для новичка предназначен специальный набор инструментов. Его хватит для освоения азов художественной обработки деревянный заготовок.
Еще потребуется сырье из определенных пород. От этого будет зависеть качество исполнения изделия. Есть твердые и мягкие сорта деревьев. Каждый вид имеет свои плюсы и минусы, в каждом конкретном случае выбирается специфическая технология обработки.
К мягким породам относятся:
- липа;
- береза,
- осина
- сосна;
- можжевельник.
Мягкий материал легче поддается обработке, но его проще испортить одним неверным движением ножа или стамески. Другое дело – твердые породы древесины. К ним относятся:
- красное дерево;
- самшит.
Твердое сырье стоят дорого, но и изделия из него получаются красивые, долговечные и востребованные. С дорогими породами работают опытные мастера, которые знают как нужно обрабатывать твердую поверхность так, чтобы не сломать инструмент или не получить травму. Поэтому новичкам стоит начать с более дешевого и более податливого обработке материала.
Для выбора сырья необходимо учитывать не только твердость, но и цвет дерева. Для начинающих резчиков идеальным вариантом для творчества станет береза. Она может резаться в разных направлениях, хорошо поддается сверлению и прорезыванию. При выборе эскиза изделия необходимо учитывать, что со временем светлая древесина березы может потемнеть.
Для изделий с большим количеством прорезей подходят хвойные породы. Мягкий материал сосны, ели, кедра позволяет наносить крупные рисунки и создавать замысловатый орнамент. Новички могут начинать с хвойных пород, а также с липы, березы и осины.
Начинающий резчик должен осваивать азы мастерства с простых орнаментов. Для первой работы понадобиться небольшой набор инструментов. Сначала можно обойтись лобзиком, шилом и ножом.
Прежде чем приступить к резке, следует организовать свое рабочее место с хорошим освещением. Подобрав подходящую заготовку с ровной поверхностью и без сучков, необходимо перевести выбранный рисунок на поверхность заготовки. Для этого можно использовать кальку. Когда трафарет будет переведен, его покрывают сверху лаком, чтобы во время работы он не пропал и не испортился.
Новичку потребуются ножи, стамески, шило. Для сквозных прорезей лучше использовать лобзик или ручную фрезеровальную машину, это позволит сохранить время и силы.
Резчик должен освоить все техники, которые он потом будет использовать в своей работе над изделием. С помощью разнообразных способов декоративной обработки древесины можно создавать художественные шедевры.
Художественные темы и сферы использования
Резчик использует в работе различные эскизы, с которых он снимает изображение и переносит его на поверхность заготовки. Сегодня для этого не обязательно использовать изображение, выполненное от руки карандашом. Современные технические достижения позволяет применять фотографии и отсканированные цифровые изображения, которые можно взять в Интернете.
Эскиз орнамента
Образцы для художественной обработки древесины отличаются декоративным и тематическим разнообразием. В Интернете на сайтах, посвященных этому прикладному ремеслу, представлен большой выбор тем для резки. Деревянным узорочьем украшают фасадную часть деревянного дома. Такой декор отлично будет смотреться на дверях и на стенах. Художественная резка используется для производства и отделки мебели и посуды.
Большой популярностью у покупателей пользуется кухонная утварь и интерьерные деревянные изделия, украшенные замысловатым ажуром. В каждом конкретном случае мастер выбирает материал, создает эскиз будущего изделия и приступает к работе.
Рисунки бывают разнообразные по своей тематике. Используются геометрические растительные мотивы. Часто деревянную поверхность украшают жанровыми сценками, на которых изображены животные, люди и деревья. Дерево очень пластичный материал, и в руках опытного резчика оно превращается в настоящее художественное полотно.
Для каждого вида художественной резки применяется особенная технология обработки поверхности. Используя разные техники, мастер создает объемной полотно, на котором можно заметить самые мельчайшие детали изображения.
Разнообразие приемов
Для художественной обработки древесины используются различные технологии. В каждом конкретном случае выбор метода определяет само изделие, его назначение и сорт древесины, из которого его будут изготавливать. За время существования этого прикладного вида искусства выделилось несколько резки:
- плоскорельефная;
- рельефная;
- выемочная, или геометрическая;
- прорезная;
- контурная;
- объемная.
Узор может быть сквозным, плоским, рельефным, объемным, мелким и крупным. Выбор отделки напрямую зависит от размера и функционального назначения деревянного изделия. Для крупных вещей, таких как декоративная резная отделка для фасадов домов, используется крупный рисунок. Для интерьерных вещей и для мебели мастера наносят на изделие мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются.
Плосковыемчатый узор
Такое изображение отличается небольшим рельефом. Изображение имеет форму силуэта, и все детали располагаются в одной плоскости. Для выполнения может использоваться заоваленный контур, подушечный и подобранный фон узора.
Как подвиды этой технологии выделяют:
- контурную,
- скобчатую
- геометрическую (трехгранную).
Для выполнения контурной техники используются углубленные линии, идущие по основному фону.
Скобчатая технология использует для создания отделки специальные насечки в виде скоб. При использовании геометрической резьбе мастер наносит контур при помощи трехгранных пирамид и колышков. Многократно повторенный в разных вариантах вид резки позволяет создавать разнообразные рельефные декоры, которые немного заглублены в общий фон. Для такой техники характерны многочисленные композиции из геометрических фигур в виде ромбов, треугольников, сот, витейек и т.п.
Ажурная или сквозная техника
При создании ажурных изображений применяется полное удаление древесины из центра изделия. Такой рисунок не имеет фона. Технологию резьбы этого типа называют сквозной. Она может быть простой и ажурной. При ажурном исполнении декор делают разной высоты.
Как стать резчиком.
Обучение начинается с Вашего желания познать ремесло резчика. Как только Вы начали искать себе учителя, Вы сделали первый и главный шаг. Когда Вы переступили порог мастерской, Вы сделали второй важный шаг. Дальше нужно лишь не сбиться с выбранного пути. Чтобы начать резать, Вам нужно одно - решимость это сделать.
Где идут уроки резьбы
Занятия проходят у меня дома в небольшом помещении. Поэтому максимальное количество, одновременно занимающихся учеников, всего 5 человек.
Начинаем
Наша резьба начинается с «трехгранно-выемчатой геометрической»
. Тут постигаются азы и происходит первичная постановка реза. Я показываю базовые элементы. На занятии ученик прорабатывает материал, понимает принцип движений ножом. А дома идет отработка и «набивка» руки.
О том какие бывают орнаменты и как их создавать я стараюсь рассказывать в интернете,на сайте http://struzhki.ru и в «Живом Журнале» http://rezchikdereva.livejournal.com/ . По той же схеме изучаем рельефы, посуду, скульптуру. Но программа занятий не ограничена жесткими рамками. Если ученик пришел с какими-то знаниями(не с «нуля»), я не буду второй раз знакомить его с тем, что ему и так известно. И желающие вырезать что-то отличное от программы будут поддержаны и словом и делом.
Терпение и последовательность
А вот «перепрыгивание» через запланированные этапы
я не приветствую. В обучении работает принцип колеса. Каждый новый вид, как спица в колесе. И прежде, чем добраться до самой дальней, придется коснуться всех остальных. Если все делать по порядку, знания лучше усваиваются. Приведу пример.
Пропустив «геометрию» , Вы сразу попадаете на стадию рельефов, где вместо одного ножа, приходится работать набором инструментов. И не имея уверенности движений, Вы получаете задание, где нужно сосредоточиться на глубине резьбы, чистоте реза, плавности линий. А какая может быть аккуратность, когда руки еще неуверенно дрожат, и над каждым инструментом приходиться раздумывать.
Пропустив рельефы , Вы попадаете в еще более неприятную ситуацию. Посуда: ложки, миски,подносы режутся довольно просто. Но Вы не знаете как резать этим инструментом, и видите его впервые, как следствие, резьба будет утомительно долгой. И вырезав, наконец-то, свою ложку, Вы поймете, что украсить ее резьбой не сможете, ведь не проходили рельефы или «геометрию».
И совсем неудачный вариант, начать со скульптуры. На рельефах изучается инструмент, на посуде первичное понимание объема. Без этих знаний, будет сложно подступиться к
скульптуре.
Эти утверждения пришли не из моей головы, а из практики. Я всё пробовала применять, и сейчас считаю, что программа идет по наилучшему пути.
Как мы приобретаем инструмент
.
Еще на заре создания своих курсов для начинающих резчиков, мне пришлось изучить инструментальный рынок Москвы.
Первым предметом поиска был, конечно же, нож-косяк
. Я не буду называть фирмы и людей, производящих плохой инструмент. Лучше озвучу все то хорошее, что удалось найти или создать. Мои требования к ножу не были завышены, интересовала только долговечность заточки. Потому что я точу весь ученический инструмент, пока люди сами не освоят заточку. Процесс идет ручной, без электрического точила. Для меня это лучший и любимый способ создания хорошей плоскости фаски и острого жала у резца. Естественно, мне не хотелось круглыми сутками точить, поломавшееся или затупившееся железо. Где-то 1,5 года шла «выбраковка» товаров из магазинов и с рынков.
Выяснилось, такого ножа просто нет. Были поиски мастера для изготовления самодельных ножей. И однажды я вспомнила, что когда-то, во времена моей учебы, мне делал инструмент брат. К моей радости, Александр согласился помочь. Полгода он делал, а я испытывала в работе разные косячки, ища наиболее удобный угол острия, лучший угол заточки, даже длина ручки менялась несколько раз. В итоге, был найден универсальный вариант ножа. Кстати, на форуме Резное Александр выложил МК по изготовлению именно этого ножа.
Проблема с ножом была решена. Но тут пришла пора покупать стамески…
На сегодняшний день дело обстоит так. Любой ученик имеет право придти со своим инструментом. Если инструмент недостаточно качественный, первое что мы пройдем на уроке будет заточка. Я предоставляю возможность купить на месте, изготовленный братом, недорогой и качественный инструмент. При покупке резцов и стамесок, я даю советы по всем маркам, которые знаю, но выбор все равно остается за учеником.
Сейчас наш инструментарий таков: Инструменты от Александра, это резцы которые либо дороги в магазине, либо, вообще проблема найти. Ножи-косяки с разными углами, богородский нож, прямые стамески обычные, и японского типа с длинной ручкой, клюкарзы прямые для выравнивания выбранного фона.
У Виктора Кузнецова мы покупаем «крутые» полукруглые стамески и полукруглые клюкарзы.
Отлогие стамески приходится набирать из фирменных Петров и сын, Киршен, Пфайл. А вот большие скульптурные берем дешевые кованные Белорусские.
Стараюсь быть в курсе всех новинок рынка и исследовать, когда получается, новые инструменты.
Обойдемся без ранений
Большое внимание уделяю техники безопасности на уроках. С первого занятия ученик узнает, как резать без травм. В достатке имеются струбцины и тиски, чтобы не приходилось одной рукой придерживать работу, а другой резать. На каждом рабочем месте есть упоры безопасности. На коленях мы НЕ режем. Только стол, зажимы, и тиски.
А если я не художник
Можно вообще не уметь рисовать, но быть резчиком. Странно, но это так. Начинающие резчики сталкиваются с копированием орнаментов чаще, чем с художественным рисованием.
При современных возможностях компьютеров, ни для кого не составит труда увеличить или уменьшить эскиз. А интернет сейчас кладезь орнаментов и рисунков для резьбы. Рисование понадобится тому, кто захочет придумывать и воплощать свои идеи в дереве. Это в большей степени касается орнаментов и плоских рельефов(панно). Для скульптуры нужен другой опыт - лепка.
Учимся лепить из пластилина . Пролепка дает возможность увидеть недостатки скульптурных форм и исправить их на стадии модели. Те кто лепил хоть раз, оценили какую помощь в резьбе оказывает…пластилин.
Острый ум и инструмент
Заточке обучаю в обязательном порядке. Вам потребуются: наждачная бумага, хозяйственный брусок, и паста гои на ремне. Никаких дорогостоящих материалов мы не используем.
Соратники, конкуренты или друзья
Мы много общаемся и на занятиях и в интернете, и стараемся чаще встречаться в неучебное время. Порой люди в группах так сдруживаются, что одной встречи в неделю, им становится мало. Именно поэтому у нас появились встречи в кафешках, на шашлыках и даже в поход однажды сходили. Здесь же заложены истоки конкурсов. Конкурс хоть и несет в себе дух конкуренции, ну дух это дружеский и положительный. Участвуют только желающие. Зато присоединится к мероприятию могут все, и просто приятно провести время с единомышленниками.
В статье использованы фотографии работ: Евгении Попковой, Егора Сидоренко, Павла Латышева, Ольги Качаловой,Страхини.
Все начинающие резчики спрашивают: «Какие инструменты необходимы мне в первую очередь?» Сначала нам понадобится небольшое число инструментов. Вместо того чтобы покупать полный набор резчицких принадлежностей, приобретайте инструменты по мере необходимости. Обычно при покупке набора вы не экономите ни копейки, зато всегда остаются вещи, которые вам почти не понадобятся. Приобретайте инструменты максимально лучшего качества, которое вы можете себе позволить; хорошие, острые инструменты из высокоуглеродистой стали прослужат вам долго и сэкономят деньги.
Ножи
Вам понадобится хороший нож — тот, которым будет удобно работать. Существует три вида ножей — со складным лезвием (карманный нож), с фиксированным лезвием и ножи со сменным лезвием. Я предпочитаю использовать ножи с фиксированным лезвием, потому что они наиболее безопасны. Ножи также различаются по форме лезвия и типу стали.
Рекомендую лезвие из высокоуглеродистой стали с твердостью от 55 до 60 RC — оно сохранит остроту дольше, чем лезвие из нержавеющей или низкоуглеродистой стати. Для отделки и создания формы я использую лезвие толщиной 4 мм и длиной от 3,8 до 5,1 см. Нож с более узким и коротким лезвием лучше подойдет для проработки деталей. Некоторые резчики предпочитают ножи со сменным лезвием, поскольку в этом случае вместо заточки ножа достаточно просто поменять лезвие. Еще одно достоинство состоит в том. что ручка такого ножа может использоваться с небольшими стамесками.
Стамески
Стамески бывают разной ширины и кривизны. Кривизна обозначается цифрой. Чем круче кривизна, тем цифра больше. Так, стамеска с номером 3 почти плоская, а номер 11 имеет U-образную форму. Разумеется, стамеска с цифрой 10 или 11 режет глубже и удаляет больше древесины, чем номер 3. С другой стороны, стамеска с цифрой 3 удобна при отделке. Стамеска-уголок с номером 12, имеющая V-образную форму, характеризуется широким диапазоном — от 24 до 90 градусов, но наиболее распространены стамески с углом от 60 до 70 градусов.
При выборе стамески обращайте внимание на ручку, чтобы инструмент не скатывался на пол, когда вы положите его на стол. Иначе вам постоянно придётся чинить лезвие.
Выбирая стамеску, имейте также в виду размер и тип резьбы, которую вы хотите выполнить. Для ручной работы больше подходят стамески размером с ладонь, а для мелких деталей понадобятся инструменты и того меньше. Скульптурная и рельефная резьба предполагает использование стандартных стамесок с тяжелыми ручками.
Пилы
Резчики используют пилы самого разного типа в зависимости от задачи, но чаще всего применяется лучковая пила («змейка»).
Она включает в себя сменное лезвие из высокоуглеродистой стали, закрепленное на стальной раме с ручкой. Лучковая пила может быть использована для изображения узких изогнутых линий, хотя требуется изрядное терпение, чтобы предотвратить лезвие от поломки или деформации. Пила также применяется для удаления лишней древесины.
Специальные инструменты
Скобель применяется для снятия коры и для быстрого грубого удаления лишней древесины, как, например, в работе над мебелью. Ложечный нож имеет обоюдоострое круглое лезвие, идеальное при изготовлении ложек, чашек или масок.
Абразивы
Напильники и рашпили быстро и гладко удаляют лишнее дерево. Они отличаются характером поверхности, которая может быть грубой, средней или относительно гладкой. Инструменты плоской, полукруглой или круглой формы всегда используйте с ручкой. Напильники и рашпили типа riffler имеют зубья с двух концов и разнообразную форму. Их используют для проникновения в труднодоступные места и удаления мелких щепок. Инструменты с шершавой поверхностью применяют для зачистки небольших участков.
Гибкая шлифовальная лента удобна при работе с изогнутой поверхностью. Шлифовальные цилиндры в составе ручной дрели или пресса незаменимы при окончательной отделке. Инструменты для полировки различаются фактурой поверхности и характером материала, отвечая самым разным запросам. Наждачную бумагу применяйте только по завершении работы, иначе частички абразива застрянут в дереве и ваши инструменты быстро затупятся.
Электрические инструменты
Когда вы начнете мастерить заготовки самостоятельно, вам будет необходима ленточная пила. Огромный выбор лезвий позволит с легкостью выполнить самые трудные надрезы, далеко превосходя всё, что можно сделать при помощи лучковой пилы. Ажурная пила поможет обработать внутреннюю поверхность, но ей по зубам не всякое дерево. Ленточные и дисковые шлифовальные инструменты хороши как при отделке, так и при удалении коры. Многие резчики используют вращательные инструменты с широким диапазоном головок для обработки деталей, например, перьев. Существуют ручные шлифовальные аппараты и маленькие высокоскоростные резчицкие станки. Также есть но крайней мере четыре типа электрических стамесок с возвратно-поступательным движением, позволяющим получать удовольствие от резьбы страдающим артритом и людям с «теннисным локтем».
Укрепляющие приспособления
Если вы держите заготовку в тисках, подберите такой инструмент, чтобы он не оставлял следы на изделии (или вставьте какой-либо материал в промежуток между изделием и тисками). Для прикрепления заготовки к верстаку я часто использую шестимиллиметровый глухарь и крыльчатую гайку. Если вы новичок, можно надеть перчатку из стальной проволоки, чтобы защитить руку.
У меня есть один старый друг, тоже резчик, который надевает тяжелый кожаный фартук, когда работает в направлении к груди. При отделке или окрашивании изделия можно использовать шило или красящую палочку.
ОПОРА
Чтобы заготовка лучше держалась, когда вы режете дерево пилой-«змейкой», советую использовать опору — обычную доску, поддерживающую древесину во время выпиливания. Просто прикрепите ее к верстаку или столу и держите пилу вертикально в V-образной части, когда обрабатываете заготовку.
ВЕРСТАЧНЫЕ ТИСКИ
Если вы планируете заняться рельефной резьбой, советую вам также изготовить простые верстачные тиски. Одна клемма удерживает тиски снизу в неподвижном положении, тогда как угол, образованный двумя другими сверху, не позволяет вашему изделию или заготовке выскользнуть из рук во время работы. Укрепите верстачные тиски на рабочей поверхности.
Дополнительные приспособления
Электрические инструменты для выжигания могут быть использованы при окрашивании изделия, придании фактуры, а также для подписи работы. При этом вам понадобятся маска от пыли и пылесос. Также необходимы инструменты художника и различные щеточки, если вы хотите покрыть изделие краской или лаком. Для перенесения узора на заготовку советую использовать кальку или копировку. При выполнении тонкой обработки деталей необходим хороший источник света и увеличительное устройство.
Уход за инструментами
Следует периодически осматривать ваши инструменты, вытирать их промасленной тряпочкой, чтобы они не заржавели. Храните инструменты в индивидуальных отсеках или завернутыми в ткань, чтобы защитить их и сократить время, потраченное на заточку.
ЗАТОЧКА ИНСТРУМЕНТОВ
Следите за тем, чтобы ваши инструменты всегда были острыми, и время от времени приостанавливайте работу для заточки. Все мои знакомые резчики выработали собственную систему правки; каждый нашел свою процедуру, удобную лично для него. Одни используют оселки с маслом, другие с водой, третьи — электрические приспособления.
Первым делом следует заточить лезвие при помощи мелкозернистого абразива, например алмазной крошки или наждачной бумаги. Сначала обрабатывается одна сторона до появления на металле заусенцев, затем другая. На следующем этапе правки устраняются неровности поверхности, возникшие вначале. В заключение следует специальным составом отшлифовать лезвие до зеркального блеска, сокращая трение между лезвием и деревом.
Как определить, является ли лезвие достаточно острым? Возьмите кусок ненужного дерева и проведите ножом поперек волокон. Если останется ровный след, то лезвие острое. Если волокна торчат в разные стороны и след грубый, то нужно поточить лезвие еще.
НЕОБХОДИМЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
Режущие инструменты
Нож (желательно с фиксированным лезвием)
Четыре прямые стамески (достаточно размером с ладонь)
№ 3 отлогая стамеска шириной 1/2 (1,3 см)
№ 7 полукруглая стамеска шириной 1/2 (1,3 см) № 11 крутая стамеска шириной 1/4 (6 мм)
№ 12 стамеска-уголок шириной 1/4 (6 мм)
Чертежные принадлежности и инструменты для нанесения узора
Копировальный аппарат (МФУ)
Лучковая пила («змейка»)
Опора (см. выше)
Чертежные принадлежности
Карандаш
Копировальная бумага
Резьба по дереву – это изумительный по красоте и очень популярный в наше время вид ручной обработки древесины. Резные детали интерьера покоряют своим великолепным внешним видом и отражают богатые национальные традиции.
Людям творческим, у которых просто «чешутся» руки заняться чем-то очень интересным и полезным, стоит обратить внимание на резьбу по дереву. Девушки и женщины могут подумать, что это только мужское занятие. И будут неправы, ведь женщин-мастеров резьбы по дереву не меньше, чем мужчин.
О резьбе по дереву для начинающих
Для украшения внутреннего и внешнего пространства могут использоваться различные виды резьбы и приемы воплощения задуманного. Если вас заинтересовал этот вид рукоделия, то вы должны понимать, что вам необходимо овладеть методами и приемами обработки древесины, приобрести необходимые инструменты и совершенствовать навыки резьбы.
В современном мире смартфонов и планшетов деревянная подставка, украшенная резьбой по дереву, выглядит очень оригинально.
Искусно выполненная резьба в форме простых и витиеватых узоров и орнаментов словно оживляет мир и наделяет его изысканностью, шармом, подчеркивает вкус владельца роскошных вещей и талант мастера.
Работы самых лучших мастеров-резчиков украшают храмы. Обратите внимание на фото иконостаса верхнего храма Спаса Нерукотворного Образа, который находится в Москве, в церкви Покрова Пресвятой Богородицы в Филях.
Современные мастера, обладающие тонким вкусом, творят настоящие шедевры.
А благодаря технологиям отделки и защиты готового изделия от разрушительного воздействия плесени, насекомых, эти резные поделки из дерева служат людям сотни лет.
Обратите внимание на великолепные резные предметы мебели:
Стильные двери:
Восхитительные статуэтки ручной работы:
Очень часто ценители коллекционируют резные изделия хендмейд. Чудесные шахматы, которые достойны любой коллекции.
Возможно, со временем и ваши шедевры резьбы по дереву будут тщательно храниться коллекционерами или украшать храмы.
Виды резьбы по дереву
Из всех видов резьбы по дереву очень интересна ажурная или сквозная резьба по дереву, которой присуща некоторая прозрачность, при которой остается только изображение, без фона. Примером может служить накладная резьба – это орнамент, который прикрепляется на готовый фон после изготовления мастером.
Геометрическая резьба по дереву – это такой вид резьбы, при которой узор формируется при помощи множества простых геометрических форм (часто используют ромб).
Восточная резьба по дереву отличается причудливостью форм. Египет является колыбелью восточного вида деревянной резьбы.
Рельефная резьба по дереву. В этой технике изображение расположено над фоном или на одном с ним уровне. Это резные панно различной формы с объемным изображением.
– это плоскорельефная резьба, но отличающая обилием резных и лепных украшений, разнообразных цветов, завитков, листьев, фигурок людей в неестественных позах, сказочных фантастичных животных.
Возникла в деревне Кудрино. Известными изделиями в этом виде резьбы считаются шкатулки, вазы, блюда, ковши, предметы домашнего декора. Основной элемент – это растительный орнамент: розетки, завитки и веточки.
Объемная (скульптурная) резьба отлично подходит для изготовления скульптуры, фигурки животных и людей, игрушки. – подвид объемной резьбы. Это основной промысел села Богородское в Подмосковье. Знаменитые богородские игрушки – это фигурки животных и людей из липы и ольхи.
Чаще всего применялась для украшения деревянных скандинавских церквей. Изображениями Богов и различных животных резчики по дереву украшали внутри и снаружи церковные сооружения.
– самый простой и достаточно своеобразный вид резьбы. На плоском фоне мастер вырезает канавки – желобки, формируя рисунок. Резные пейзажи — изображения ландшафтов на дереве.
Все эти виды резьбы достаточно условны. Каждый мастер выбирает самый приемлемый из них, учитывая опыт работы, качество древесины и творческое вдохновение.
Что можно украсить резьбой?
Самая простая лестница преображается, украшенная резными балясинами. Балясины – это фигурные столбики в виде колонн, стильная и благородная отделка лестницы. Деревянные балясины органично смотрятся с винтовой деревянной лестницей.
Барельеф. Другое название «низкий рельеф». Это скульптурное изображение на плоскости. Чаще всего это фигуры людей и животных.
Выбираем инструменты для резьбы по дереву
Как и в каждом деле, в резьбе по дереву есть свои секреты, нюансы, что позволяют раскрыть красоту древесины в чудесном орнаменте. Необходимо подобрать специальные инструменты для резьбы по дереву и запастись необходимыми заготовками и эскизами для резьбы по дереву, что будут воплощаться в виде рисунков, каймы, кружев или жанровых сценок.
Базовый инструментарий
Очень высокие требования предъявляются к качеству инструментов для резьбы. Конечно, мастерство играет важную роль, но хорошо подобранные и наточенные инструменты помогут воплотить в жизнь вашу задумку. Опытные резчики по первому взгляду на инструмент скажут о его качестве, а начинающие теряются в магазине от огромного выбора.
В базовый набор для резьбы по дереву входит:
- несколько ножей и стамесок;
- надфили;
- ножовки по металлу;
- тиски;
- наждачная бумага;
- дрель с несколькими видами сверл;
- бруски.
Ножи должны быть изготовлены только из качественной стали. Лучше их приобрести в специализированных магазинах для творчества. Хотя на начальном этапе подойдут и просто остро заточенные ножи. Отличным началом послужат ножи фирм «Татьянка», Narex, Kogatana и др.
Не обязательно выбирать дорогой инструмент иностранного производства, ведь отечественные инструменты могут быть такого же хорошего качества, но намного дешевле
При росте мастерства вам может потребоваться набор инструментов, фрезеровальная машина, бормашина и др.
Стамески для резьбы
Иногда вместо стамески для резьбы по дереву используют заточенную отвертку или напильник.
Стамеска плоская – это длинный стержень, на торце которого есть плоская режущая кромка. Очень часто она применяется для первичной обработки древесины.
Стамеска полукруглая — это один из самых важных инструментов для работы. Они несколько отличаются по степени закругленности, то есть бывают средними, круглыми и отлогими.
Еще бывает V –образный вариант стамесок . Он может пригодиться при геометрической резьбе по дереву, с которой мы познакомим вас ниже.
Начинающим мастерам достаточно небольшого набора для резьбы по дереву, но хорошего качества, чтобы сразу привыкать к правильным движениям и нажиму.
В этом видео прекрасный мастер А. Юрьев поделился с нами, какие инструменты выбрать для резьбы.
Как уберечься от травмы при резьбе по дереву
Любой инструмент мастера-резчика может сравниться с опасной бритвой, поэтому, работая с ним, нужно четко соблюдать меры безопасности. Материал нужно расположить так, чтобы ножом или стамеской можно было работать свободно, исключив возможность попадания острым краем по рукам.
Место для работы должно быть удобным и чистым. Все лишние в данный момент инструменты должны быть аккуратно сложены, ведь они очень острые и могут быть причиной травмы.
Материалы для работы
У каждого вида древесины для резьбы есть свои плюсы и минусы. С мягкой древесиной работать легко, но и брака может быть тоже немало. Это осина, липа, береза. Для начинающих эта древесина подойдет лучше всего.
Дуб, самшит, красное дерево – это более дорогая и сложная древесина. Она отличается твердостью и стойкостью, поэтому вырезать из такой древесины сложно. Очень часто бывают неприятности при работе с такими породами дерева. Может пострадать либо инструмент, либо мастер.
Опытный резчик может легко работать с различной древесиной, в том числе и с можжевельником. Ну а новичкам лучше использовать недорогие материалы – ель, сосну, грушу или березу.
Какие бы инструменты не были выбраны для резьбы по дереву, необходимо строго соблюдать технику безопасности!
Технология геометрической резьбы
Геометрическая резьба по дереву считается самой простой и прекрасно подходит для новичков. Для создания задуманного рисунка нужно иметь небольшой набор инструментов для резьбы по дереву и четко выдерживать рисунок. Для геометрической резьбы по дереву огромное значение имеет симметрия и повторение. Этим добивается прекрасная игра света и тени.
Чудесно смотрятся на кухне разделочные доски в этой технике, деревянные панно.
Геометрическая резьба состоит из последовательного выпиливания простых геометрических форм: прямоугольников, треугольников, квадратов, ромбов. Но в результате выходит чудесный орнамент, который при разном освещении смотрится по-другому.
Последовательность выполнения любой резьбы по дереву такая:
- Сначала делается заготовка из дерева (доска, колода, болванка).
- Далее черновое выравнивание поверхности заготовки, при которой убираются все дефекты и шероховатости.
- Затем специальными резцами формируется декоративный рельеф.
- После завершения основной резьбы финишная обработка – шлифовка, пропитка, покраска, лакировка.
Нельзя работать с заготовкой на коленях! У мастера должен быть стол для работы.
Мастер-класс «Геометрическая резьба по дереву на разделочной доске»
Инструменты . Вам понадобятся 2 ножа для резьбы по дереву: треугольный нож-косяк и нож-перо, линейка, циркуль, карандаш.
Нож-косяк треугольник необходим для резки треугольных форм разной конфигурации, а также для прорезывания длинных прямых линий. Для вырезания длинных линий типа лепестка или канавки используется нож–перо. Ножи для резьбы должны быть острыми и удобными.
Первый этап. Делаем эскиз узора на доске. Его можно нанести с помощью циркуля и линейки. А можно распечатать взятые в интернете узоры для резьбы и с помощью копирки перенести на подготовленную разделочную доску.
Второй этап . Вырезаем лепестки. Используем нож-перо.
Во время работы большой палец крепко прижимается к доске, а указательный палец легко касается древесины. Это поможет регулировать глубину захода ножа в поверхность и угол наклона. А большой палец поможет плавно перемещать лезвие. Сначала прорезаем в одну сторону под углом, затем переворачиваем доску и режем с другой стороны.
Если стружка вьется «веревочкой» – нож хороший, острый. Его необходимо периодически подтачивать кусочком кожи с пастой ГОИ.
Третий этап . Вырезаем треугольники ножом-косяком. «Пяточкой», под углом 45 градусов врезаем нож в дерево, не доводя до краев рисунка с трех сторон. Прорези должны стыковаться со всех сторон в форме пирамидки. Щепка, выпадая, формирует красивый треугольник.
Четвертый этап. Что не удалось срезать, аккуратно зачищаем, чтобы грани были частыми и ровными. По тому же принципу вырезаем канавки и треугольники по периметру доски.
Пятый этап . Все шлифуем наждачной бумагой, обрабатываем натуральной пропиткой. Все! Работа закончена. Украшаем кухню полезной и красивой разделочной доской с резьбой по дереву.
Рисунки для резьбы по дереву
Для выполнения резьбы по дереву фотографии, рисунки и эскизы просто необходимы. Крупный рисунок для резьбы по дереву используется для габаритных изделий: для фасадов домов, внутренней отделки резьбой церквей, окон.
Для предметов интерьера и мебели резчики используют мелкие узоры, которые тщательно прорабатываются мастером.
ВАМ ПРИГОДИТСЯ
Мы предлагаем вам архив из . Выбирайте, распечатывайте, творите.
Видео мастер–классы резьбы по дереву для начинающих
Конечно, на видео резьба по дереву смотрится особенно впечатляюще. Канал «РУЧНАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ» показывает особенности геометрической резьбы для начинающих.
Женский взгляд на резьбу по дереву. Канал tatiankacarving демонстрирует нам, как делать лепестки цветов и листики.
Константин Беляев на своем канале подробно рассказывает о резцах для резьбы по дереву.
А на этом видео Ивана-строителя показано, как делать рельефно-плоскостную резьбу:
Будем очень рады, если эта статья вдохновила вас взяться за резьбу по дереву!
Все фото из статьи
Резьба по дереву является достаточно сложным видом декоративного искусства. Причем конечный результат зависит не только от навыков мастера, но и многих других факторов, в частности, немаловажную роль играет качество древесины. Ниже мы рассмотрим, какое дерево используют для резьбы по дереву профессиональные резчики.
Выбор древесины
Далеко не каждая древесина подходит для резки.
Поэтому ее выбор является ответственным этапом, от которого зависят такие моменты, как:
- Простота обработки заготовки;
- Возможность выполнения сложных узоров;
- Долговечность готового изделия;
- Внешний вид изделия.
Следует отметить, что какая-либо четкая инструкция по выбору материала отсутствует, так как для разных целей опытные резчики используют разное дерево. Однако, существуют некоторые общие правила, которые необходимо соблюдать. Далее мы с ними подробно ознакомимся.
Порода
Итак, чтобы правильно выбрать материал для резьбы по дереву, конечно, в первую очередь нужно обращать внимание на породу древесины.
Еще с давних времен для резьбы чаще всего использовали лиственные породы, такие как:
- Липа – пользуется наибольшей популярностью у резчиков, так как отлично поддается обработке резцом. Причем благодаря тонковолокнистой структуре, которая свойственна только этой породе, она позволяет выполнять сложные и тонкие рисунки. Кроме того, резчиков привлекает и внешний вид липы, а именно – ее ровный белый цвет.
- Осина – обладает однородной структурой, однако, ее довольно редко используют для художественной резьбы. Связано это с тем, что осина имеет зеленоватый оттенок, устойчивый к внешним воздействиям. Поэтому данная древесина чаще используется при изготовлении своими руками всевозможного кухонного мелкого инвентаря, такого как ложки, миски, разделочные доски и пр.
На фото — пример резьбы по ольхе
- Ольха
– широко применяется резчиками. Опытные мастера используют в своих целях ее свойство менять цвет.
Дело в том, что свежесрубленная ольха имеет белый цвет, но если ее оставить на свежем воздухе, то она очень быстро покраснеет, после чего начнет розоветь, пока не приобретет светло розовый оттенок. Если ольху вовремя изолировать, то можно получить желаемый цвет.
- Береза
– обладает бледно-желтым оттенком и вязкой однородной структурой.
Клен – по цвету напоминает березу, однако, отличается красивой текстурой и высокой твердостью. Это дерево более сложное в обработке, но зато изделия из него получаются очень прочными. Поэтому издревле ложки и прочая утварь из клена ценилась гораздо больше, чем из липы или березы. - Дуб – является идеальным материалом для , ложек и прочих изделий. Единственным недостатком этой породы является высокая цена и сложность обработки.
Совет!
Если вы являетесь новичком, то лучше всего начинать с сахарной сосны или американской липы, так как эти породы наиболее простые в плане обработки.
Что касается хвойных пород, то они для этих целей слишком мягкие, однако, в некоторых случаях их все же используют.
К примеру, если нужно получить особый цвет или текстуру, которую не могут дать лиственные породы, применяют:
- Кедр;
- Пихту;
- Сосну;
Обратите внимание!
Резчики зачастую используют для резьбы не только саму древесину, но и капы или сувели – это наросты, которые встречаются на стволе дерева.
Главной их особенностью является разнообразная причудливая текстура.
Качества древесины
Помимо породы древесины существует еще ряд других факторов, которые влияют на пригодность или непригодность использования материала для резьбы. К таким факторам относятся:
Параметры | Требования |
Влажность | Во многом зависит от области применения резного изделия. К примеру, для наружной резьбы влажность должна составлять 15 процентов. Если же изделие будет находиться внутри помещения, то заготовку необходимо досушить до 8 процентов.
В некоторых случаях, к примеру, для орнаментальной резьбы используют абсолютно сухое дерево, т.е. 0 процентов. Следует отметить, что свежесрубленная древесина совершенно не подходит для резьбы, так как со временем она деформируется и растрескивается. |
Состояние | Некоторые наросты, сучки и прочие включения могут существенно испортить работу или привести к определенным проблемам. К примеру, перекрученные волокна могут привести к тому, что инструмент сложно будет направлять в нужном направлении, особенно при движении поперек волокон. Поэтому выбирая материалы для резьбы по дереву, необходимо тщательно их осмотреть. |
Вес | Как правило, чем тяжелее древесина, тем сложнее с ней работать. Кроме того, следует учитывать, что вес говорит о влажности материала – чем заготовка легче, тем она более сухая. |
Совет!
Если вам не удалось найти материал нужных размеров, можно склеить несколько досок.
Вот, собственно, и вся основная информация по выбору материала. Конечно, это далеко не все что нужно для резьбы по дереву, однако, как уже было сказано выше, от во многом зависит конечный результат.
Вывод
При выборе дерева для резьбы следует обращать внимание на несколько моментов. Основными из них являются – порода древесины, ее влажность и качество. Новичкам можно порекомендовать использовать липу влажностью 8-10 процентов.
Из видео в этой статье можно получить дополнительную полезную информацию по данной теме.