Книжный уголок, центр. Примеры оформления
1 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение «Хромой скворец» У.Турманжанов.
ВЫСТАВКА: Художественные произведения о маме.
цель: учить эмоционально откликаться на содержание произведений.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Аленький цветочек» С.Аксаков.
цель: учить понимать характеры героев.
«Что такое хорошо и что такое плохо» В.Маяковский.
цель: формировать нравственные качества детей.
ИНД.РАБОТА: Заучивание «Мастер – золотые руки» М.Жаманбалинов.
цель: учить показывать интонационно характер произведения.
Придумывание сказки по заданной теме.
цель: развивать словесное творчество.
Обыгрывание сказки «Айога»
цель: уметь показать различными способами драматизм произведения
2 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Рассказывание «Маленький садовод» М.Турежанов.
ВЫСТАВКА: Творчество А.Барто.
цель: развивать интерес к творчеству поэтессы.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Находчивый мальчик» каз. нар. сказка.
цель: продолжить знакомство с народным творчеством.
«Лиса и журавль» К.Д.Ушинский.
цель: учить понимать смысл метафоры.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Весенние воды» Ф.Тютчев.
цель: учить менять интонацию в зависимости от содержания.
Настольная игра «Пазлы» по мотивам худ. произведений.
цель: закреплять содержание худ. произведений.
Пересказ рассказа Л.Толстой « Муравей и голубка»
цель: пересказывать, используя выражения писателя.
3неделя:
ЗАНЯТИЕ: Заучивание «Я посадил цветы» Н.Жанаев.
ВЫСТАВКА: Рисунков «Мы помощники».
цель: развивать интерес к труду.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Тараканище» К.Чуковский.
цель: учить видеть юмор в произведении.
«Гуси- лебеди» рус. нар. сказка
цель: замечать особенности композиции: повторы, троекратность.
ИНД. РАБОТА: Викторина по сказкам русских писателей.
Заучивание пословиц о труде.
цель: учить раскрывать содержание пословицы.
Знакомство с творчеством художника В.М.Конашевича.
цель: развивать интерес к творчеству художника.
4 неделя:
ВЫСТАВКА: Творчество К.Чуковского.
цель: расширить знания о творчестве писателя.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Муха-цокатуха» К.Чуковский.
цель: вызвать эмоциональное отношение к прочитанному.
«Стрекоза и муравей» И.Крылов.
цель: учить видеть мораль басни.
ИНД. РАБОТА: Отгадывание кроссвордов по худ. произведениям.
цель: закреплять знания о худ. произведениях.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека»
цель: уточнять в игре знания о работе библиотеки.
Заучивание пословиц об учении.
цель: учить выделять основную мысль.
АПРЕЛЬ
1 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение «Белый верблюжонок» У.Турманжанов.
ВЫСТАВКА: Рисунков «Домашние животные» по мотивам произведении о животных.
цель: отображать в рисунке впечатления от прочитанных произведении.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Мойдодыр» К.Чуковский.
цель: учить видеть юмор в произведении, делать выводы.
«Лев и собачка» Л.Толстой.
цель: формировать представление о дружбе.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «На что похоже солнце?» М.Алимбаева.
цель: учить использовать различную интонацию, в зависимости от характера произведения.
Отгадывание литературных загадок.
цель: закреплять знания о худ произведениях.
2 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Рассказывание «Дюймовочка» Х.Андерсен.
ВЫСТАВКА: Сказки Х.Андерсена.
цель: закреплять знания о произведениях автора.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Великан Алпамыс» каз. нар. сказка.
цель: расширять знания о народном творчестве.
«Принцесса на горошине» Х.Андерсен.
цель: учить понимать приём сказочного преувеличения.
ИНД. РАБОТА: Беседа по содержанию басни И.Крылова
« Лебедь, Щука и Рак»
цель: учить воспринимать мораль и иронию басни.
«Книжкина больница»
цель: воспитывать бережное отношение к книге.
Рисование по сказке «Дюймовочка»
цель: поддержать эмоциональный настрой от знакомства со сказкой.
3 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение « Три арбузных семечка» узб. нар. сказка.
ВЫСТАВКА: Сказки разных народов.
цель: расширить знания детей о народном творчестве.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: « Айболит» К.Чуковский.
цель: продолжить знакомить с творчеством писателя.
«Серая звёздочка» Б.Заходер.
цель: воспитывать сочувственное отношение к живой природе.
ИНД. РАБОТА: Викторина по казахским народным сказкам
цель: закрепить знания о сказках.
Заучивание «Черёмуха» С.Есенина.
цель: учить передавать лирически тон стихотворения.
Придумывание загадок.
цель: использовать приём сравнения, проявлять выдумку.
4 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Заучивание «Отличные, пшеничные» шведская народная лирика.
ВЫСТАВКА: Весна- в произведениях писателей и поэтов.
цель: показать красоту весны в произведениях.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: « Дядя Фёдор,кот и пёс» Э.Успенский
цель: познакомить с новым произведением.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Я уже совсем большой» К.Ильяшева.
Экскурсия в детскую библиотеку.
цель: вызвать интерес к литературе.
Беседа о красоте природы в произведениях писателей и поэтов
цель: воспитывать интерес к природе.
1 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Чтение «Золотой луг» М.Пришвина.
ВЫСТАВКА: Произведения М.Пришвина.
цель: закреплять знания о произведениях писателя.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Друг детства» В.Драгунский.
цель: развивать чувство сопереживания герою рассказа.
«Дядя Фёдор, кот и пёс» Э. Успенский. Цель: воспитывать чувство юмора.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Майские дни» С.Сейфулина.
цель: интонационно передавать характер произведения.
Настольная игра «Разрезные картинки» по мотивам худ. произведений.
цель: закреплять знания о худ. произведениях.
Обыгрывание сказки «Легкий хлеб»
цель: использовать в показе различные средства выразительности.
2 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Заучивание «Черёмуха» Е.Благининой.
ВЫСТАВКА: Произведений Е.Благининой.
цель: закрепить знания о поэтессе.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: Чтение каз. нар. сказки «Бей, дубинка»
цель: учить понимать приёмы сказочного преувеличения.
«Буква «я» Б.Заходер. Цель: раскрыть понятие «дружба, дружные»
ИНД. РАБОТА: Беседа по содержанию рассказа «Печенье» В.Осеевой.
цель: воспитывать нравственные качества детей.
«Книжкина больница». Цель: учить бережному отношению к книге.
Знакомство с иллюстрациями Ю.А.Васнецова.
цель: закрепить понятие: художник – иллюстратор.
3 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Придумывание сказки.
ВЫСТАВКА: Рисунков «Любимая сказка»
цель: учить отражать свои эмоции в рисунке.
Работ художников – иллюстраторов.
цель: обогащать представления детей о художниках.
ЧТЕНИЕ ХУД. ПРОИЗВ.: «Неумейка» Я.Аким.
цель: раскрыть понятие «трудолюбивый»
«Зима в Простоквашино» Э.Успенский.
цель: учить чувствовать языковой стиль юмористического рассказа.
ИНД.РАБОТА: Обыгрывание сказки К.Чуковского «Телефон»
цель: развивать артистичность.
Пересказ «Васька» К.Ушинский. Цель: учить пересказывать близко к тексту.
Повторение ранее заученных стихотворений.
цель: развивать выразительность речи.
4 неделя:
ЗАНЯТИЕ: Праздник «В гостях у царевны Литературы»
ВЫСТАВКА: Творчество К.Чуковского. Цель: знакомить с творчеством поэта.
ЧТЕНИЕ: «Краденое солнце» К.Чуковского.
цель: учить детей сопереживать героям сказки.
«Что ни страница, -то слон, то львица» В.Маяковский.
цель: продолжить знакомить с творчеством поэта.
ИНД. РАБОТА: Заучивание «Признание» Ж.Абдрашева.
цель: развивать выразительность речи.
Викторина по сказкам К.Чуковского.
цель: закрепить знания детей, воспитывать интерес к литературе.
Рисование по содержанию любимой сказки.
цель: развивать творческую активность.
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, о спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Уголок книги должен быть организован во всех группах детского сада .
Основной принцип , которого должны придерживаться педагоги при его организации – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с воспитательно-образовательной работой в группе . Например, в книжном уголке можно подготовить детей к беседе о своем городе: рассмотреть иллюстрации, фотографии, изготовить альбом.
К устройству уголка предъявляется ряд требований :
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин, а для детей 5-6 лет – портреты писателя.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. Существуют разные варианты оформления уголка.
В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Однако существуют главные условия, которые должны быть соблюдены, - это удобство и целесообразность. Кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой. Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
В младших группах уголок книги организуется не сразу , так как у детей нет навыка пользования книгой, и часто они используют ее как игрушку.
В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, тематический альбом. Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями – книги-картинки: сказки «Колобок», «Репка»; «Игрушки» А. Барто, «Конь-огонь» В. Маяковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.
Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д.). Позже, в средней группе, основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги закрепляются, становятся привычкой.
В средней группе уголок книги организуется с самого начала года с участием детей. На полочке-витрине 4–5 книг, остальные хранятся в шкафу. Помимо книг и альбомов постепенно вносят реквизит теневого театра, материал для ремонта (бумага, ткань, ножницы, клей и др.). Требования к книгам остаются те же. Книги-картинки используются реже. Оставляют любимые детьми книги из младшей группы, добавляют новые сказки, поэтические произведения, книги о природе, веселые книги. В уголке книги можно выставлять детские рисунки на темы художественных произведений.
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
У детей формируют устойчивые навыки бережного обращения с книгой. С этой целью детей привлекают к отбору книг, нуждающихся в ремонте, к наведению порядка. Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Следует чаще давать поручения: проверить порядок в книжном уголке перед уходом из группы, найти книгу, которую хочет почитать воспитатель, и др. Ремонт книг в младшей и средней группах проводит сам воспитатель, но в присутствии детей и с их помощью. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
В старшей и подготовительной к школе группах содержание книжного уголка старших групп детского сада и педагогическая работа в нем определяются изменениями в литературном развитии детей, которые происходят к пяти годам: для старшего дошкольника становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения .
В уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнк а, знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью.
Также должны находиться 2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях . Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок естественно входит в мир природы, лучше познаёт его тайны и закономерности.
На витрине уголка книги должны находиться издания произведений, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях . Рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления.
Особое удовольствие получают дети от разглядывания смешных картинок в юмористических книгах . Весёлые книги С. Маршака, С. Михалкова, Н. Носова, В. Драгуновского, Э.Успенского и многих других писателей с иллюстрациями наших лучших художников обязательно должны быть в уголке книги. Общение с ними не только приносят детям радость, но и полезно им, так как развивает необходимую человеку способность- способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе.
Кроме того, в уголок можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома , а также «толстые» книжки .
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Кроме книг, в книжном уголке могут находиться разнообразные альбомы для рассматривания. Это могут быть и специально созданные художниками альбомы на определённые темы («Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова и др.), альбомы, составленные воспитателем вместе с детьми из отдельных открыток и рисунков о труде, природе в разные времена года, книгах того или иного писателя и др.
Для детей 5-6 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях и их книгах . Цель таких бесед – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:
Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;
Ø изложение должно быть образным, интересным;
Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:
Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;
Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;
Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;
Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.
В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
В старших группах в книжном уголке могут устраиваться тематические выставки книг. Их основная цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
Выставки детских книг связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником. О. И. Соловьева рекомендовала перед поступлением детей в школу устраивать выставку «Наши любимые книги и картины». В ее подготовке принимают участие дети и отдельные родители. Отбор книг должен быть строгим (художественное оформление, разные издания одной книги, внешний вид и т.д.). Выставка может продолжаться не более трех дней, так как интерес к ней детей быстро ослабевает.
Вот один из примеров .
В одном из детских садов Подмосковья была проведена неделя К. Чуковского .
Заглянув в Литературный календарь на 2010 год, воспитатели детского сада обнаружили, что в этом году произведениями – юбилярами являются:
«Бармалей» (1925 – 85 лет) Чуковского К. И.
«Доктор Айболит» (1925 – 85 лет)Чуковского К. И.
«Лимпопо» (1935 – 75 лет) Чуковского К. И.
И было решено устроить «неделю» Чуковского К.И. Была подготовлена выставка книг Чуковского. В течение недели воспитатели с ребятами читали произведения этого замечательного автора, познакомили детей с биографией Корнея Ивановича (Коли Корнейчукова), обыгрывали запоминающиеся сценки из произведений, а потом вместе с родителями съездили в дом – музей К.И. Чуковского, который находится в Переделкино.
Дети и родители получили незабываемые впечатления, которыми потом делились ещё в течение недели.
Завершением недели стал досуг, на котором дети отгадывали загадки, читали стихи, (причем постарались выбрать не очень известные), участвовали в викторине и помогали Айболиту найти Лимпопо.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.
Литературные вечера досуга и утренники в детском саду. Виды и содержание, методика проведения.
Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств – музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.
Это группа методов и средств использования литературы вне занятий, где художественные произведения преподносятся как в неадаптированном виде, так и в виде обработок, инсценировок.
Литературные вечера досуга способствуют углублению приобретенных навыков, повышают интерес и любовь к произведениям народного творчества и писателей, дают новизну впечатлению, создают радостное настроение.
Литературные праздники закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности:
· чтение и рассказывание;
· пение и танцы;
· слушание;
· просмотры и инсценировки.
На праздниках бытового характера (день рождения, вечер развлечений) дети могут выступать с пересказом прозаических произведений , в том числе и с пересказом по частям. Нужно отметить, что в практике детских садов на праздниках проза звучит явно недостаточно. Для некоторых праздников в старших группах (день сказок, праздник весны, лета, день птиц и др.) рекомендуется подбирать произведения различных жанров: стихи, загадки, рассказы, отрывки из сказок, а также пословицы, поговорки, которые в соответствующей ситуации употребит ведущий.
В подготовительных к школе группах используются своеобразные формы работы е художественной литературой: литературные утренники и самодеятельные литературные концерты не только для детей шести-семи лет, но и для более младших.
Утренник может быть посвящен юбилею или творчеству любимого детьми писателя . Тема утренника может быть и такой: «Русские народные сказки», «Стихи поэтов - детям», «Зарубежные сказки» и т. д.
Структура утренника имеет много общего со структурой любого праздника : торжественное открытие, вступительное слово ведущего (в данном случае оно может быть более развернутым), осмотр праздничного оформления, выставки, концертные номера, связанные между собой объяснениями и рассказами ведущего, которые должны быть интересны и доступны детям.
Можно пригласить на вторую половину утренника (после «антракта») детей старшей группы, в заключение преподнести всем присутствующим памятные подарки, посмотреть более подробно выставку (дать детям возможность подойти к стенду, взять книжку и т. д.).
Дети шести-семилетнего возраста могут устраивать своими силами концерты для малышей . Старшим желательно поручать роль организаторов и ведущих. Они сами составляют программу, распределяют роли, проводят репетиции, готовят помещение. Такой концерт продолжается 10-15 мин. Программа его может быть самой разнообразной: чтение известных младшим детям потешек, стихов (желательно с использованием наглядного материала - игрушек, предметов, картинок), пересказ знакомой «гостям» сказки, чтение новых для малышей стихов или потешек, настольный театр сказок, игра-драматизация или кукольный театр. Дети, ведущие концерт, могут предложить зрителям-малышам выступить (по желанию) с чтением стихов, хором произнести звукоподражание и т. д.
К зрелищным видам развлечений относятся спектакли, театрализованные представления, концерты , которые осуществляются силами взрослых, школьников (или старших воспитанников детского сада).
Старших дошкольников желательно познакомить и с профессиональным исполнительским искусством: воспитателю следует порекомендовать родителям побывать с детьми на детских спектаклях в драматических и кукольных театрах.
В детском саду можно организовать просмотр инсценировок произведений, методически правильно подготовив к нему детей. Много художественных произведений инсценировано для дошкольников средствами кино (мультфильмы, кинофильмы). Например, неоднократно экранизировалась «Сказка о Военной Тайне...» А. Гайдара, созданы мультфильмы по произведениям «Мойдодыр» К. Чуковского, «Усатый-полосатый» С. Маршака и др.
В методике показа мультфильмов (он наиболее часто встречается в детских садах) важна предварительная подготовка детей к просмотру: чтение экранизированной сказки или другого произведения, близкого к ней по теме, рассматривание картин, близких по содержанию фильму, беседа с детьми. Эту работу проводят за несколько дней до показа. Перед демонстрацией мультфильма желательно вступительное слово воспитателя.
Эффективность зрелища будет выше, если воспитатель закрепит полученные впечатления в процессе рисования, лепки, в игре, беседе и т. д.
Каждый воспитатель должен владеть техникой и методикой показа детям кино и театральных спектаклей, твердо знать гигиенические нормы их проведения (длительность, посадка детей), соблюдать правила безопасности.
Показ театральных представлений и кинофильмов можно осуществлять в зале, в групповых комнатах, летом на участке, иногда объединяя одновозрастные группы. В зависимости от последнего устанавливают и время показа. В разных группах его лучше проводить в течение одного-двух дней, чтобы сэкономить время на установку ширмы, экрана, подготовку реквизита.
С инсценировками дети знакомятся, также слушая грамзаписи. Восприятие инсценировки на слух сложнее. Оно требует подготовительной работы (вступительное слово, напоминание и т. п.).
В настоящее время дошкольники широко знакомятся с литературным искусством благодаря телевидению.
Современные требования к планированию работы по развитию речи в ДОУ.
Успех работы по развитию речи детей во многом зависит от качества ее планирования .
На современном этапе в связи с созданием новых типов дошкольных учреждений, разных вариантов программ развития речи, изменившихся условий вопросы планирования решаются по - разному .
Широкое распространение в дошкольных учреждениях получил подходк планированию, представленный в системе занятий В. В. Гербовой.
В основе занятий, разработанных коллективом научных работников под руководством А. Сохина и О. С. Ушаковой, лежит принцип комплексности решения разных задач речевого развития. Структура занятия определяется принципом взаимосвязи различных разделов речевой работы, при этом главной задачей является развитие связной монологической речи.
Вместе с тем в методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях любого типа.
В соответствии с этими принципами к планированию работы по развитию речи предъявляются определенные требования .
Педагог обязан, учитывая закономерности речевого развития на разных возрастных этапах, индивидуальные особенности детей, выбирать наиболее эффективные пути влияния на речь .
Планирование работы по развитию речи есть, в сущности, проектирование становления и развития речи каждого ребенка, прогнозирование динамики педагогического воздействия на речь и егорезультативности. Приступая к планированию , воспитатель должен не только продумывать свою тактику , нои глубоко осмысливать стратегию воспитания и обучения . Грамотно спланированная и творчески выполненная работа --- гарантия не только интеллектуально-речевого, но и общего развития ребенка.
В соответствии с принципом систематичности планирования в течение каждой недели на занятиях необходима работа по основным аспектам развития речи . Чтобы выполнить это требование, многие занятия делают комбинированными , т.е. составляют из отдельных самостоятельных частей, посвященных разным задачам развития речи.
При этом придерживаются правила тематического единства содержания занятия (например, на тему природы, бытовую, общественную).
Планируя занятие , на первое место нужно ставить новую или трудную деятельность , а далее - более легкие, основанные на повторном материале (с обилием наглядности). На последующих занятиях основные задачи сохраняются, но по возможности меняют методы их осуществления . Воспитатель учитывает ранее использованный метод, степень усвоения детьми материала и, руководствуясь этими данными, отдает предпочтение очередному методу (тренировочное упражнение, объяснение нового, дидактическая игра, беседа и т. п.).
При составлении плана для средней, старшей и подготовительной к школе групп надо учитывать, что занятие по развитию речи должно идти первым , как наиболее трудное. Исключение может составить экскурсия, поскольку организационно удобнее сразу после нее провести прогулку.
Воспитатель должен уметь планировать материал не только на 1-2 недели, но и на весь учебный год.
В начале года детям предлагается наиболее легкий материал (бытовые объекты для наблюдений, описательные рассказы для развития монологической речи).
При планировании очень важно предусмотреть повторность материала . Повторность на занятиях по развитию речи может быть буквальной . Например, для выработки правильной артикуляции и хорошей дикции в старших группах многократно используется дидактическая игра «Оркестр», когда дети напевают мелодию без слов на одних и тех же звукосочетаниях (ри-ри-ри, ли-ли-ли, ти-ти-ти).
Много раз следует проводить упражнения и игры на одни и те же трудные грамматические формы, если у детей нет прочного навыка их употребления (чулок - носков, яблок - апельсинов и др.). В данном случае происходит закрепление знаний и навыков путем простого повторения материала, пройденного на предыдущих занятиях.
Наиболее ценен такой путь организации занятий на повторение, когда пройденный материал не переносится в неизменном виде с одного занятия на другое, а разумно усложняется благодаря введению новых вспомогательных задач.
Рекомендуется повторно планировать один и тот же материал для занятий разного типа : по первоначальному сообщению материала, по закреплению знаний и навыков, по самостоятельному применению знаний и умений.
Задачи развития речи решаются путем использования различных средств и методов в их единстве. Календарный план предусматривает не только занятия, но и основные формы развития речи вне их . Эти формы также требуют предварительной подготовки .
Во всех группах работа по развитию речи вне занятий может охватывать различное количество детей. Есть фронтальные формы , охватывающие одновременно всю группу: наблюдение на прогулке, подвижная игра или хоровод, просмотр зрелища или детская самодеятельность. Некоторые виды работ целесообразнее проводить с подгруппами . Необходимо предусмотреть и индивидуальную работу : повторить стихотворение с ребенком, медленно запоминающим, вовлечь в разговор молчаливого и др.
Следует помнить об особом характере и ограниченном объеме подобной работы. «Недопустимо намечать дополнительные занятия по обучению «отстающих», т. е. тех, кто не усвоил материал со всей группой; индивидуальная работа должна быть предусмотрена на занятиях».
Кроме речевой работы в общем календарном плане должно быть отведено место для работы по остальным разделам программы.
Воспитателю в течение всего года необходимо иметь обобщенное представление об усвоении программы каждым ребенком группы. В связи с этим важное значение для педагога имеет анализ проведенной работы и ее результатов, т. е. степени усвоения детьми программного материала. Необходимо в календарном плане ежедневно отмечать, как выполнено то, что намечено.
Тщательный учет ежедневной работы и ее результатов является необходимым условием составления плана на последующее время . Благодаря учету воспитатель видит, что и как дети воспринимают, как развивается речь каждого ребенка, как он усваивает необходимое умение выражать свои мысли и знания об окружающей жизни, что требует повторения или углубления
По некоторым разделам работы (звуковая культура речи, морфология, монологическая речь) методист совместно с педагогом подводит цифровые итоги работы (за предыдущий год, в начале текущего, за полугодие и весь учебный год), выявляет, кто из детей нуждается в особом внимании для совершенствования их речи. И в соответствии с этим должны вноситься изменения в планы работы по развитию речи.
Характеристика принципов планирования работы по развитию речи.
В методике сложились принципы планирования работы по развитию речи, отражающие объективно существующие закономерности и логику речевого развития детей и в силу этого лежащие в основе организации педагогического процесса в дошкольных учреждениях.
Среди них первостепенное значение имеют следующие принципы.
1. Решение задач всестороннего развития ребенка, взаимосвязь речевой работы со всеми другими разделами воспитательно-образовательного процесса.
2 . Реализация всех задач развития речи в их взаимосвязи .
В плане должнынайти отражение все разделы программы речевого развития :
Воспитание звуковой культуры речи,
Формирование словаряи грамматического строя речи,
Развитие связной речи,
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи,
Ознакомление с художественной литературой.
Работа должна планироваться таким образом, чтобы результаты усвоения языка каксистемы использовались детьми в конечном итоге в форме связных высказываний.
3. Деятельностный подход к планированию работы . Работа должна планироваться с учетом особенностей становления и развития коммуникативной деятельности и осуществляться в процессе общения воспитателя с детьми во всех видах деятельности. Организованное обучение родной речи должно основываться на самостоятельности и активности детей и связываться с их бытом, игрой, трудом.
5. Последовательное нарастание требований к речи детей , усложнение содержания, методов и приемов речевой работы по мере продвиженияв усвоении материала.
6.Индивидуальный подход к детям . Необходимость его определяется тем, что каждый ребенок уникален. Процесс усвоения родного языка у одних детей идет быстрее, у других - медленнее. По - разному складывается и речевое общение ребенка с окружающими людьми. Воспитатель долженуделять внимание не только детям, отстающим в развитии речи, нои одаренным, проявляющим особый интерес к явлениямязыка и речи. Поэтому при планировании работы следует учитывать не только возрастные показатели, но и индивидуальное речевое развитие, данные диагностики речевого развития детей.
7.Учет конкретных условий . K конкретным условиям можно отнести особенности речевого окружения детей (характер общенияв семье, обилие контактов со сверстниками и детьмидругого возраста, местный диалект ит. д.), условия детского дошкольного учреждения, национальные традиции региона.
8 Систематичность педагогического воздействия на речь , выражающаяся в еженедельном охвате всех основных задач развития речи, в упорядоченном распределении содержания и форм работы с детьми в течение недели, месяца; в отсутствии длительных интервалов в формировании речевых навыков.
Названные принципы в совокупности с общедидактическими определяют характер планирования.
Характеристика планов работы по развитию речи в ДОУ
План - это условие целеустремленности и организованности труда педагога, защита от односторонности в работе и пропуска каких-то существенных сторон развития речи детей.
План помогает равномерно, ритмично выполнять программу , разумно с максимальным эффектом использовать служебное время. К тому же это отчетный документ, который помогает контролирующему лицу ознакомиться с состоянием педагогического процесса. Он отражает основную схему деятельности педагога , но не исчерпывает всего ее практического многообразия и богатства.
В современных дошкольных учреждениях утвердились три основных вида планирования : перспективное, календарно-перспективное, календарное.
1. Перспективный план определяет основные направления вработе воспитателя на месяц и более. Он учитывает взаимосвязь между различными разделами, единство в работе воспитателей группы. Устоявшихся норм и правил оформления перспективных планов нет . Важно, чтобы они не были громоздкими и излишне детализированными.
В зависимости от того, на чем воспитатель акцентирует внимание - на отборе содержания или определении форм организации работы - выбирается форма планирования .
Это могут быть перечни мероприятий, таблицы, схемы, картотеки, текстовые программы индивидуального развития или.некоторые программы работы в группе на определенный отрезок времени (месяц, квартал, полугодие, год).
Работа по развитию речи включается в перспективные планы по разным направлениям педагогического процесса дошкольного учреждения.
Воспитателям старших групп целесообразно намечать перспективный планпо обучению детей монологической речи , поскольку эта часть программы требует особогообучения. В плане можно предусмотреть тематику связных высказываний; чередование типов связных высказываний; последовательность приемов обучения.
Целесообразно планировать на перспективу занятия как организованную форму обучения речи , а также работу по развитию речи вне занятий . Опираясь на рекомендации программы, можно определить количество занятий в неделю, месяц, квартал, их последовательность. В настоящее время разработаны занятия по развитию речи для разных возрастных групп. Опубликованные сборники конспектов занятий - своеобразный типовой перспективный план работы.
Удобно составлять перспективные планыпо индивидуальной работе с детьми . Такие планы представляют собой индивидуальные программы развития.
- Работа с детьми по интересам также планируется на длительный срок:
- На полугодие или на год целесообразно планировать работу с семьей по созданию благоприятной для речевого развития ребенка среды (просветительская работа с родителями, методическая помощь семье, привлечение родительского актива к организации коллективных форм работы с детьми по развитию речи и т. д.).
Составление перспективных планов ограждает воспитателя от стихийности, случайности в работе, от механического заимствования имеющихся в педагогической литературе отдельных методических разработок Перспективное планирование требует глубокого осмысления закономерностей развития речи, сущности решаемых задач и знания разнообразных форм и методов их реализации.
2. Календарно-перспективное планирование сочетает в себе элементы перспективного и календарного планов и ведется с учетом времени года.
По мнению многих педагогов, при таком планировании удобно использовать картотеку занятий, наблюдений, игр, дидактических речевых упразднений, развлечений, фольклорных текстов и т.д.
Планируя работу на месяц , воспитатель отбирает из разных картотек нужные разработки (конспекты, планы, сценарии), а также тексты художественных произведений, упражнения, игры и выстраивает их в определенной последовательности, отмечая при этом на отобранных карточках даты и время проведения мероприятий, использования дидактического и художественного материала.
Целесообразно применять условные обозначения, например: первая половина дня; - вторая половина дня; - занятие; - прогулка; - утро; - вечер.
При планировании индивидуальной работы имена детей проставляются после занятия, игры, наблюдения в соответствии с указанным: видом и формами индивидуальной работы.
При календарно-перспективном планировании в конце месяца воспитатели смотрят, все ли задачи реализованы. Если задачи реализованы не полностью, карточки переставляются в следующий месяц, а картотеку дополняют новыми играми, упражнениями, дидактическими материалами.
3. Заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления работы с детьми в течение дня с указанием необходимых условий, средств, форм и метопов составляет сущность календарного планирования.
Обязательная для воспитателя документация - календарный план учебно-воспитательной работы и дневник (учет). Именно в них указываются содержание и организация речевой деятельности детей в течение дня.
На утренние часы планируют:
Коллективные и индивидуальные разговоры педагога с детьми, преследующие цель формирования умений разговорной речи, навыков культуры речевого общения, расширение кругозора детей;
Работу по ознакомлениюс художественной литературой (чтение и рассказывание, повторение стихотворений, рассматривание иллюстраций, занятия в уголке книги (по:желанию детей);
Разнообразные дидактические игры и лексические упразднения; индивидуальную работу.
В практике сложились определенные требования к оформлению плана занятия .
а) название занятия;
Памятка для воспитателей « УГОЛОК КНИГИ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
Основной принцип организации книжного уголка– Необходима и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели. Однако необходимо соблюдать основное правило: книга остается в уголке до тех пор, пока у детей сохраняется интерес к ней . Но, если смена книг произошла, детям надо указать на это или попросить заметить ее, дать возможность рассмотреть новые книги, спросить у детей, что остановило их внимание, какую книгу им захотелось прочесть тут же.
Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр, иллюстрирующие потешки, песенки, сказки.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников-иллюстраторов. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта книг. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа. В оформлении уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество. Но главное условие - это удобство и целесообразность, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке книги, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Что должно быть в книжном уголке младшей группы?
В книжном уголке должны быть 3 – 4 книги, подходящие для детей, но обязательно несколько экземпляров одного названия. В уголок книги помещают, как правило, издания, уже знакомые детям, кроме книг здесь могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу.
Книги должны быть с небольшим количеством текста, с крупными красочными иллюстрациями .
Книги на плотной основе по знакомым программным сказкам, потешкам (не более 5листов)
Книги с динамичными элементами (двигающиеся глазки, открывающиеся и закрывающиеся окошки и т.п.)
Книжки разного формата: книжки-половинки (в половину альбомного листа), книжки – четвертушки, книжки – малышки
Книжки-панорамы (с раскладывающимися декорациями, двигающимися фигурками)
Книжки-раскладушки, в том числе и изготовленные своими руками
Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения (предметы мебели, одежды, посуды, животных), сюжетные картинки с самыми простыми сюжетами (можно в виде картотеки)
Тематические альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Сказки», «Домашние животные» и др.)
Речевые игры «Назови одним словом», «Кто как кричит?», «Назови детеныша животного» и др.
Много материала не дается, это ведет к дезорганизации поведения детей. Воспитатель приучает детей к самостоятельному общению с книгой, рассматривает с ними иллюстрации, читает текст, говорит о правилах пользования (не рисовать в книге, не рвать ее, брать чистыми руками, не мять, не использовать для игр; после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и т.д .).
Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ ДОУ»
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с темой воспитательно-образовательной работы в группе. Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума;
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение;
Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным, с несколько отличающейся мебелью. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене можно повесить репродукции картин-миниатюр.
В уголке должны быть полочки или витрины, на которых выставляются книги, репродукции с картин известных художников. Хорошо рядом иметь шкаф для хранения книг, альбомов, материала для ремонта. В нем можно хранить персонажи и декорации для теневого театра, фланелеграфа.
Условия оформления уголка - удобство и целесообразность, кроме того, уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребёнка к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой, подбор литературы должен соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Что должно быть в книжном уголке средней группы?
В книжном уголке необходимо помещать знакомые сказки, рассказы о природе, животных и т.п. (4-6 книг, остальные - в шкафу).
Сказки, стихи, рассказы, произведения фольклора (см. программный материал)
Книги с одним и тем же произведением, но иллюстрированные разными художниками (сказка «Репка» иллюстрированная художниками Ю. Васнецовым и В. Дехтеревым) ;
Тематические альбомы: «Российская армия», «Труд взрослых», «Цветы», «Времена года» и др.;
Открытки, иллюстрации для рассматривания по содержанию худ. произведения;
Предметные картинки с изображением предметов ближайшего окружения, сюжетные картинки (можно оформить в виде картотеки)
Портреты писателей: С.Маршак, В.Маяковский, А.Пушкин;
Тематические выставки книг: «Сказки», «Времена года», «Сказки о дружбе зверей», «Стихи А.Барто» и др. (1 раз в квартал);
Речевые игры: «Угадай сказку», «Угадай героя сказки», «Что сначала, что потом» и пр.
Материал для ремонта книг
Воспитатель продолжает учить детей рассматривать книги, иллюстрации, обращая их внимание на сюжет, последовательность событий. Проводятся беседы о книгах, выясняется, знают ли дети их содержание, понимают ли смысл иллюстраций; ведутся разговоры о литературных произведениях, которые детям читают дома.
Продолжают знакомить детей с элементарными правилами (рассматривать книги только за столом, не загибать листы, не перегибать обложку и т.д.). Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для настольного театра.
Памятка для воспитателей «УГОЛОК КНИГИ В СТАРШЕЙ и ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДОУ»
Существенную роль в формировании у дошкольников интереса к художественной литературе и воспитания бережного отношения к книге играет уголок книги. Это особое, спокойное, удобное, эстетически оформленное, специально выделенное место, где ребёнок может самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть, «перечитать» её. Здесь происходит интимное, личностное общение ребёнка с произведением искусства - книгой и иллюстрациями, здесь он может рассматривать журналы и альбомы.
Основной принцип организации книжного уголка – удовлетворение разнообразных литературных интересов детей. Необходима периодическая сменяемость материала (литература, картины, портреты) и связь с изучаемой детьми темой недели.
К устройству уголка предъявляется ряд требований:
Удобное расположение – спокойное место, удаленное от дверей во избежание хождения и шума
Хорошая освещенность в дневное и вечернее время, близость к источнику света (недалеко от окна, наличие светильника вечером), чтобы дети не портили зрение
Эстетичность оформления – уголок книги должен быть уютным, привлекательным. Украшением могут быть предметы народно-прикладного искусства. На стене или подставке можно повесить (поставить) репродукции картин, портреты писателей, художников - иллюстраторов
Удобство и целесообразность
Соответствие возрастным особенностям и потребностям детей
Содержание книжного уголка в старших и подготовительных группах детского сада и педагогическая работа в них определяется изменениями в литературном развитии детей: для старшего дошкольника чтение становится важной частью духовной жизни, у него появляются литературные пристрастия, выраженные индивидуальные интересы.
Что должно быть в книжном уголке?
Содержание книжного уголка становится более разносторонним за счет жанрового и тематического многообразия. Количество книг на книжной витрине можно увеличить до 8-10 и 10-12 разных книг:
учитывая особый, постоянный, преобладающий интерес всех дошкольников к сказкам, обязательно помещаются в уголок книги 2-3 сказочных произведения;
в уголке книги постоянно должны быть стихи, рассказы, направленные на формирование гражданских черт личности ребёнк а , знакомящие его с историей нашей родины, с её сегодняшней жизнью;
книги, отражающие тематику недели;
2-3 книги о жизни природы, о животных, растениях. Рассматривая иллюстрации природоведческих книг, ребёнок
художественные произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях (рассматривание книги даёт ребёнку возможность вновь пережить прочитанное, углубить свои первоначальные представления);
юмористические журналы и книги (С. Маршак, С. Михалков, Н. Носов, В. Драгунский, Э.Успенский). Общение с этими произведениями развивает необходимую человеку способность - чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе;
энциклопедии, подборки научно-популярных журналов
интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книжки
книги – самоделки, состоящие из рассказов и рисунков детей, записанных взрослыми
тематические альбомы («Времена года», «Профессии взрослых» и др.
тематические выставки ( «Разные звери» Н. Чарушина, «Наша детвора» А.Пахомова, «Сказки А.С.Пушкина», «Дети в стихах А.Барто», «Книжки малышки», «Времена года в поэзии», связывают с юбилеем писателя, с «книжкиной неделей», с литературным утренником и пр.) ; цель – углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественно важную тему.
речевые игры
наборы предметных и сюжетных картинок
Срок пребывания книги в уголке определяется интересом детей к этой книге. В среднем же срок её пребывания в нём составляет 2-2,5 недели. Если к книге интерес утрачен, можно убрать её с полочки, не дожидаясь намеченного срока.
Для детей 5-7 лет можно организовать дежурство в уголках книги, они выдают книги, отвечают за них, получают книги. Пятилетних детей можно привлекать к несложному подклеиванию переплета, к изготовлению альбома с картинками, поделок персонажей для теневого театра.
Кроме чтения и рассказывания воспитателя, применительно к детям старшего возраста используются такие формы работы, как беседы о книгах, организация книжных выставок, беседы о писателях и художниках, литературные утренники.
Содержанием беседы о книге может быть разговор о ее внешнем виде (обложка с названием, именем автора и художника; листы и страницы, их нумерация; начало и конец); книги пишут писатели и поэты; их печатают в типографии; в них печатаются сказки, загадки, рассказы, стихи.
Уместен проблемный вопрос: «Почему говорят, что книга – друг человека?» Нужно сказать детям, что книги оформляются разными художниками, рассмотреть несколько книг. В конце беседы можно спросить, какие правила пользования книгой знают дети. Заканчивается беседа эмоционально: чтением веселого рассказа или стихов. Продолжением этой беседы может быть рассказ о том, как делают книги.
Интересной может быть беседа о писателях и их книгах. Цель – вызвать у детей интерес к личности того или иного писателя, желание ближе познакомиться с его творчеством, повысить читательскую культуру ребёнка.
Рассказ воспитателя должен отвечать следующим требованиям:
Ø факты из жизни писателя должны быть точными и научными;
Ø изложение должно быть образным, интересным;
Ø рассказ должен быть доступным дошкольнику, не следует приводить даты (хронология детям не понятна); можно использовать перифразы, например:
Ø рассказ должен быть близок детским интересам, то есть, рассказать о детстве писателя. Но останавливаться только на детских и юношеских годах писателя – значит не создавать в представлении ребёнка законченной картины;
Ø рассказ должен быть оснащён богатым наглядным материалом;
Ø в рассказ нужно обязательно включать вопросы к детям, выявляющие знания детей о произведениях писателя, опыт посещения памятных мест, музеев, просмотра диафильмов;
Ø особенно важно, чтобы в рассказе звучало личное отношение педагога к творчеству писателя.
В процессе беседы выясняется, как называют людей, которые пишут рассказы, стихи; каких писателей и поэтов дети знают и какие книги ими написаны, о чем в них рассказывается. Можно рассмотреть с детьми их любимые книги. В конце беседы можно договориться об организации выставки книг какого-то одного писателя или нескольких любимых писателей.
Со старшими дошкольниками проводится работа по знакомству с художниками – иллюстраторами детской книги. В результате у детей формируется художественный вкус, расширяется кругозор, углубляется восприятие литературного произведения, развиваются творческие способности. Воспитатель, рассказывая сказку или читая рассказ, связывает текст с иллюстрацией, называет художника. Во время бесед знакомит детей с какими-то интересными и доступными фактами его биографии, с творчеством, с манерой исполнения. Сравниваются иллюстрации разных художников к одному произведению. Проводятся викторины, выставки.
Консультация для воспитателей
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание – великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате,
Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.
Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество – главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга – это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников – И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Как рационально организовать уголок книги.
1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
– Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
– Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Младшие группы.
– Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
– Его устройством и назначением,
– Приучает рассматривать книги (картинки) только там,
– Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
- брать книги только чистыми руками,
- перелистывать осторожно,
- не рвать, не мять, не использовать для игр.
- после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
– В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
– В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.
– Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).
– Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
– Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
Средние группы.
– Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
– Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
– Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности
– иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).
Старшие группы.
– Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.
Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим образом учесть разные вкусы и интересы детей?
– 2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
– Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
– Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:
В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.
– На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.
– Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.
Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).
– Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
Каким образом происходит замена книг?
Как долго стоит каждая книга на витрине?
Нужны ли тематические выставки книг?
– Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.
Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.
К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.
Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.
– В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.
– В старших группах устраивают тематические выставки книг.
Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.
Правила, которые важно соблюдать при организации тематической выставки.
- Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
- Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
- Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться
Руководство.
– Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями
– Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.
Приобретению знаний по литературе, начитанности способствуют литературные игры.
- Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».
Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.
- Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».
В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
- Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.
Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
В каких сказках действие происходят в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?
- Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».
Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
- Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.
Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием – выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.
(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).
- Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.
«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.
Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой – Буратино его друзья – Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги – Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители – папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.
На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка – на французском, Дюймовочка – на датском, Карлсон – на шведском, Старик Хотабыч – на русском, три поросенка – на английском.
- В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
- 1. Читается отрывок.
- 2. Вопросы
Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня – лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.
- Игра «Докончи фразу».
Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.
Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.
Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
- Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
- Игры, построенные по принципу игры в «Города».
Также называем литературных героев.
Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.
- Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков – скороговорки, чистоговорки.
- Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.
«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».
- Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.
Например, стихи о деревьях.
Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?
Назови как можно больше строк из этого стихотворения.
- Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
- Составлять разные слова из одного слова.
- Игры «сходство-различия».
Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.
Использованные материалы:
Материал с сайта: http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/proekt-ugolok-knigi-v-detskom-sadu
Гурович Л.М., Береговая Л.Б., Логинова В.И. Ребёнок и книга. – М.: Просвещение, 1992.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №14 «Ласточка» р.п.Приютово
Муниципального района Белебеевский район Республики Башкортостан
Консультация для воспитателей
«Основные требования к оформлению книжных уголков.
Подготовила: Туйдина А.И.
Старший воспитатель
Детские книги пишутся для воспитания,
а воспитание - великое дело,
им решается участь человека.
Белинский В. Г.
Что такое уголок книги? Это особое, специально выделенное и оформленное место в групповой комнате.
Уголок книги должен быть во всех группах детского сада.
Оформление уголка книги каждый воспитатель может проявить индивидуальный вкус и творчество - главные условия, которые должны быть соблюдены, это удобство и целесообразность.
Уголок книги должен быть уютным, привлекательным, располагающим ребенка к неторопливому сосредоточенному общению с книгой.
Уголок книги играет существенную роль в формировании у дошкольников интереса и любви к художественной литературе.
В этом уголке ребенок должен иметь возможность самостоятельно, по своему вкусу выбрать книгу и спокойно рассмотреть ее. Ребенок должен иметь возможность внимательно и сосредоточенно рассмотреть иллюстрации, вспомнить содержание, многократно вернуться к взволновавшим его эпизодам.
Кроме того, внимательно рассматривая иллюстрации, ребенок приобщается к изобразительному искусству, учится видеть и понимать графические способы передачи литературного содержания. Иллюстрированная книга - это первый художественный музей, где он впервые знакомится с творчеством замечательных художников - И. Билибина, Ю. Васнецова, В. Лебедева, В. Конашевича, Е. Чарушина и многих других.
Кроме того, в Уголке книги воспитатель имеет возможность привить навыки культуры общения и обращения с книгой.
Как рационально организовать уголок книги.
1. Уголок книги располагают вдали от мест игр детей, чтобы шумные игры не отвлекали ребенка от сосредоточенного общения с книгой.
2. Нужно продумать правильное освещение:
Естественное (вблизи окна) и электрическое (наличие настольной лампы, настенного бра) для вечернего чтения.
3. Существуют различные варианты оформления книжного уголка:
Полочки, открытые витрины, где хранятся книги, альбомы;
Специально выделенные столы и к ним стулья или кресла.
Главное, чтобы ребенку было уютно, чтобы все располагало его к неторопливому, сосредоточенному общению с книгой.
4. Подбор литературы и педагогическая работа должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.
Младшие группы.
Воспитатель знакомит детей с Уголком книги,
Его устройством и назначением,
Приучает рассматривать книги (картинки) только там,
Сообщает правила, которые нужно соблюдать:
1. брать книги только чистыми руками,
2. перелистывать осторожно,
3. не рвать, не мять, не использовать для игр.
4. после того как посмотрел, всегда класть книгу на место и др.
В книжной витрине выставляется немного книг (4-5), но у воспитателя должны быть поблизости в запасе дополнительные экземпляры этих, же книг, т.к. маленькие дети склонны к подражанию и если кто-то из них начинает рассматривать книгу, то и у других возникает желание получить точно такую же.
В книжном уголке помещают издания хорошо знакомые детям, с яркими иллюстрациями книги.
Кроме книг, в уголке книги могут находиться отдельные картинки, наклеенные на плотную бумагу, и небольшие альбомы для рассматривания на близкие для детей темы («Игрушки», «Игры и занятия детей», «Домашние животные» и др.).
Предпочтение отдается книжкам-картинкам таким как «Колобок», «Теремок» с иллюстрациями Ю. Васнецова; «Детки в клетке» С. Маршака с рисунками Е. Чарушина; рассказы из Азбуки Л. Толстого с рис. А. Пахомова; «Путаница», «Федорино горе» и др. К. Чуковского с рис. В. Конашевича; «Цирк», «Усатый-полосатый», «Сказка о глупом мышонке» С.Маршака с рис. В Лебедева; «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Конь-огонь» В. Маяковского с рис. А. Пахомова и др.
Воспитатель учит внимательно рассматривать картинки в книге, узнавать героев, их действия, побуждает вспоминать и пересказывать отдельные эпизоды.
Средние группы.
Закрепляются основные умения самостоятельно и аккуратно рассматривать книги, эти умения должны стать привычкой.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что книги легко мнутся и рвутся, показывает способы ухода за ними, привлекает к наблюдениям за починкой книги и участию в ней.
Во время рассматривания картинок в книге воспитатель обращает внимание детей не только на героев и их действия, но и на выразительные подробности
Иллюстраций (костюм героя, своеобразные предметы обстановки, некоторые детали пейзажа и пр.).
Старшие группы.
Удовлетворение многообразных интересов детей. Каждый должен найти книгу по своему желанию и вкусу.
Поэтому на книжной витрине можно помещать одновременно 10-12 разных книг.
Как отобрать книги, с тем, чтобы наилучшим
образом учесть разные вкусы и интересы детей?
2-3 сказочных произведения, чтобы удовлетворить постоянный интерес к сказкам.
Для формирования гражданских черт личности ребенка в уголке книги должны быть стихи, рассказы, знакомящие детей с историей нашей Родины, с её сегодняшней жизнью.
Книги о жизни природы, о животных и растениях. Рассматривания иллюстрации природоведческих книг ребенок лучше познает тайны и закономерности мира природы:
В. Бианки «Лесные Домишки», «Первая охота» с рис. Е. Чарушина и т.д.
На витрине должны находиться произведения, с которыми в данное время детей знакомят на занятиях. Л. Толстой «Филиппок» с иллюстрациями А.Пахомова.
Юмористические книги с картинками для удовлетворения потребности повеселиться, посмеяться, создает в группе радостную атмосферу, эмоциональный комфорт.
Веселые книги С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, М. Зощенко, Н. Носова, В. Драгунского, Э. Успенского и др. (воспитывают способность чувствовать и понимать юмор, умение видеть смешное в жизни и литературе).
Кроме того, в уголок книги можно иногда помещать интересные, хорошо иллюстрированные книги, которые дети приносят из дома, а также «толстые» книги, которые воспитатель читает в группе в течение длительного периода времени.
- Каким образом происходит замена книг?
- Как долго стоит каждая книга на витрине?
- Нужны ли тематические выставки книг?
Нельзя определить точный срок пребывания на выставке каждой отдельной книги.
Есть книги, перелистывать и рассматривать которые дети готовы долгое время, постоянно открывая в них новые интересные для себя вещи.
К таким книгам относятся книги художника и писателя В. Сутеева, К. Чуковского «Доктор Айболит» (прозаический вариант) с рис. В. Дувидова, зоологические альбомы, созданные Е. Чарушиным и Н. Чарушиным, и многие другие издания.
Такие книги могут и должны долго находиться в группе, доставляя детям радость ежедневного общения.
В среднем срок пребывания книги в уголке книги составляет 2-2,5 недели.
В старших группах устраивают тематические выставки книг.
Цель таких выставок углубить литературные интересы детей, сделать для дошкольников особо значимой, актуальной ту или иную литературную или общественную важную тему. Это может быть выставка сказок А. Пушкина (с иллюстрациями разных художников), книг Л. Толстого, С. Маршака и др.
Правила, которые важно соблюдать
при организации тематической выставки.
- Тема выставки обязательно должна быть важной, актуальной для детей (связанной с предстоящим праздником, юбилеем писателя или художника-иллюстратора, с содержанием планируемого утренника и т.п.)
- Необходим особый, тщательный отбор книг с точки зрения художественного оформления, внешнего состояния
- Выставка должна быть непродолжительной по времени. Как ни важна ее тема, как ни привлекательно ее оформление, она не должна длиться более 3-4-х дней, т.к. далее внимание и интерес дошкольников будет неизбежно снижаться
Руководство.
Воспитатель помогает создать в группе спокойную, удобную обстановку для самостоятельного сосредоточенного общения детей с литературными произведениями
Необходимо привлекать детей к совместному рассматриванию и обсуждению книг. Побуждая вместе рассмотреть книгу, поговорить о ней, воспитатель тем самым формирует умение воспринимать ее в единстве словесного и изобразительного искусства. Обращает их внимание на то, как изображены главные герои и т.п.
Приобретению знаний по литературе,
начитанности способствуют литературные игры.
- Наклеив цветные иллюстрации на картон и разрезав, на несколько частей (от 2-х до 8-ми), можно сделать игру «Собери картинку».
Эта игра развивает воссоздающее воображение, заставляет проговаривать эпизод, изображенный на картинке, развивает связанную речь.
- Наклеенные на картон иллюстрации помогут ребенку восстановить последовательность сюжета. Перепутав картинки и убрав одну из них, предлагаем рассказать, какой эпизод «исчез».
В этой игре развивается сообразительность, быстрота реакции, память.
- Вырезав по контуру изображения героев сказки и наклеив их на ткань, можно устроить «театр картинок».
- Можно предложить детям небольшую викторину, которая поможет определить самого начитанного среди собравшихся.
Показывая изображения героев сказки, можно задавать следующие вопросы:
В каких сказках встречаются заяц, волк, медведь, лиса?
Какие сказки начинаются со слов: «Жили-были дед и баба»?
В каких сказках действие происходят в лесу?
В каких сказках едят пирожки, блины, колобки, плюшки и другие хлебобулочные изделия («Маша и медведь», «Красная шапочка», «Крылатый, мохнатый да масляный» и др.)?
- Из 2-х экземпляров «Колобка» (или любой другой сказки) можно сделать игры по типу «Домино», «Лото».
Эти игры развивают внимание, умение вести себя в коллективе, выполнять правила игры, уметь проигрывать.
- Одинаковые старенькие книжки можно использовать в играх-соревнованиях, которые будут интересны детям старшего возраста и которые украсят детский праздник или вечеринку.
Для игры дети делятся на две команды (участников должно быть столько же, сколько картинок к сказке). Все участники получают по эпизоду-картинке. Затем по сигналу каждая команда должна выстроиться по порядку действия (сюжету) сказки. Выигрывает та команда, которая сделает это быстрее и правильно.
Игру можно усложнить, если добавить к набору картинок из одной сказки некоторые «лишние» эпизоды из других произведений, перемешать их и положить на противоположные стороны стола. Каждая команда выстраивается друг за другом у своего «набора». По сигналу первый участник команды должен отыскать картинку с первым эпизодом заданной сказки и, положив его на картонную полосу под № 1, встать последним в строй своей команды; второй отыскивает 2-ой эпизод, и т.д. Выигрывает команда, которая справится с заданием - выстроит сюжет из картинок первой без ошибок.
(Это могут быть как иллюстрации из старых потрепанных книжек, так и рисунки, сделанные детьми или взрослыми).
- Для детей, которые умеют читать, картинки можно заменить словами, написанными крупным красивым шрифтом на небольших полосках картона.
«Зимовье зверей» - ПЕТУХ, СВИНЬЯ, БАРАН, ГУСЬ, БЫК.
Старшим дошкольникам можно предложить более сложные игры, используя изображения литературных героев из старых книжек или нарисованные самими детьми.
Вопросы: Назовите друзей этого героя (варианты: недругов, родителей, современников). Например, герой - Буратино его друзья - Пьеро, Мальвина, Артемон, др. куклы враги - Карабас, Дуремар, лиса Алиса, кот Базилио, родители - папа Карло, а может быть Алексей Толстой, придумавший эту сказку.
На каком языке заговорил бы герой, если бы ожил? Золушка - на французском, Дюймовочка - на датском, Карлсон - на шведском, Старик Хотабыч - на русском, три поросенка - на английском.
- В играх можно использовать образки текста и вопросы можно варьировать.
1. 1.Читается отрывок.
2. 2.Вопросы
Как называется это произведение? Кто его автор? Какие произведения писателя вы знаете? Назовите сказки, рассказы, стихи, где главная героиня - лягушка (медведь, лиса и т.п.). Кто из литературных героев путешествовал по воздуху? В каких произведениях есть утки, гуси, лебеди, домашние птицы? Назовите произведения, где разговаривают животные и т.п.
- Игра «Закончи фразу».
Взрослый из конверта или коробки достает открытку с наклеенным на неё отрывком и читает его не до конца, а дети по памяти продолжают.
Читающим детям раздают отрывки текста, наклеенные на небольшие полоски картона. Дети должны разыскать свою «половинку» среди 8-10 отрывков, выложенных на общий поднос.
Выигрывает тот, кто первый отыщет свою «половинку».
- Литературные игровые вопросы можно объединять в тематические и создавать игры-викторины по образцу популярных телепередач «Поле чудес», «Что? Где? Когда?».
- Игры, построенные по принципу игры в «Города».
Также называем литературных героев.
Вариант : называть не с последней буквы, а с последнего слова.
- Игры на совершенствование дикции, произношение различных звуков - скороговорки, чистоговорки.
- Игры, развивающие память, чувство ритма и рифмы.
«Продолжи строчку» или «Угадай рифму».
- Игры на воспоминание (кто больше стихов) на определенную тему.
Например, стихи о деревьях.
Вариант: Кто прочтет это стихотворение от начала до конца?
Назови как можно больше строк из этого стихотворения.
- Загадывается какой-то персонаж, требуется по вопросам, на которые можно отвечать только «да» и «нет», отгадать, кто задуман.
- Составлять разные слова из одного слова.
- Игры «сходство-различия».
Записываются 2 несходных между собой предмета. Предлагается объяснить, в чем сходны и чем различаются названные предметы.
«Основные требования к оформлению книжных уголков»
1.Рациональное размещение в группе.
2.Соответствие возрасту, индивидуальным
особенностям детей группы
3. Соответствие интересам детей.
4. Постоянная сменяемость.
5. Эстетическое оформление.
6. Востребованность .