Классификация подвижных игр. Усложнение и вариативность подвижных игр в разных возрастных группах
Подвижные игры классифицируются по возрасту, по степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью), по видам движений (игры с бегом, метание и т.д.), по содержанию (подвижные игры с правилами и спортивные игры).
В теории и методике физического воспитания принята следующая классификация игр.
К подвижным играм с правилами относятся сюжетные и несюжетные игры. К спортивным играм — баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.
Сюжетные подвижные игры отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод. Ребенка увлекают игровые образы. Он творчески воплощается в них, изображая кошку, воробышка, автомобиль, волка, гуся, обезьяну и т.д.
Сюжетные подвижные игры содержат интересные детям двигательные игровые задания, ведущие к достижению цели. Эти игры делятся на игры типа перебежек, ловишек; игры с элементами соревнования («Кто скорее добежит к своему флажку?» и т. п.); игры-эстафеты («Кто скорее передаст мяч?»); игры с предметами (мячи, обручи, серсо, кегли и т.п.). В работе с самыми маленькими детьми используют игры-забавы («Ладушки», «Коза рогатая» и др.).
Методика проведения подвижных игр включает в себя неограниченные возможности комплексного использования разнообразных приемов, направленных на формирование личности ребенка, умелое дидактическое руководство игрой.
Особое значение имеют профессиональная подготовка воспитателя, педагогическая наблюдательность и предвидение. Стимулируя у ребенка интерес к игре, увлекая его игровой деятельностью, педагог замечает и выделяет существенные факторы в его развитии и поведении; определяет (подчас по отдельным штрихам) реальные изменения в знаниях, с умениях и навыках. Важно помочь ребенку закрепить положительные качества и постепенно преодолеть отрицательные. Педагогическая наблюдательность, любовь к детям позволяют педагогу вдумчиво выбирать методы руководства их деятельностью, корректировать поведение ребенка и свое собственное; создавать радостную, доброжелательную атмосферу в группе. Детская радость, сопровождающая игру, способствует формированию физических, психических, духовных, эстетических с и нравственных качеств ребенка.
Методика проведения подвижной игры направлена на воспитание о эмоционального, сознательно действующего в меру своих возможностей и владеющего разнообразными двигательными навыками ребенка. Под доброжелательным, внимательным руководством воспитателя в формируется творчески мыслящий человек, умеющий ориентироваться ц в окружающей среде, активно преодолевать встречающиеся трудности, в: проявлять доброжелательное отношение к товарищам, выдержку, самообладание. и Обязательным условием успешного проведения подвижных игр является учет индивидуальных особенностей каждого ребенка. Поведение и в игре во многом зависит от имеющихся двигательных навыков, типологических особенностей нервной системы. Активная двигательная и деятельность тренирует нервную систему ребенка, способствует уравновешиванию процессов возбуждения и торможения.
Подбор подвижных игр зависит от условий работы каждой возрастной группы: общего уровня физического, умственного развития детей, их двигательных умений; состояния здоровья каждого ребенка, его индивидуальных типологических особенностей, времени года, режима дня, места проведения игр, интересов детей.
При подборе сюжетных подвижных игр следует принимать во внимание сформированность у детей представлений об обыгрываемом сюжете. Обязательным условием подготовки педагога к проведению подвижных игр является предварительное разучивание движений как имитационных, так и физических упражнений, действий, которые дети выполняют в игре. Педагог обращает внимание на правильное, раскованное, выразительное выполнение двигательных действий. Для лучшего понимания игрового сюжета педагог проводит предварительную работу: читает художественные произведения, организует наблюдения за природой, за животными, деятельностью людей различных профессий (водителями, спортсменами и т. д.), просмотр видеофильмов, кино- и диафильмов, беседы. Значительное внимание педагог уделяет подготовке атрибутов игры — изготавливает атрибуты вместе с детьми или в их присутствии (в зависимости от возраста).
Важно правильно организовать игру в отношении содержания, очередности выполнения заданий. Игра может быть проведена одновременно со всеми детьми или с небольшой группой. Педагог варьирует способы организации игр в зависимости от их структуры и характера, места проведения движений. Продумывает способы сбора ребят на игру и внесение игровых атрибутов.
Ознакомление детей с новой игрой проводится четко, лаконично, образно, эмоционально и продолжается 1,5—2 мин. Объяснение сюжетной подвижной игры, как уже отмечалось, дается после предварительной работы по формированию представлений об игровых образах.
Тематика сюжетных подвижных игр разнообразна: это могут быть эпизоды из жизни людей, явления природы, подражание повадкам животных. В ходе объяснения новой игры перед детьми ставится игровая цель, способствующая активизации мышления, осознанию игровых правил, формированию и совершенствованию двигательных навыков. При объяснении игры используется краткий образный сюжетный рассказ. Он изменяется в целях лучшего перевоплощения ребенка в игровой образ, развития выразительности, красоты, грациозности движений, фантазии и воображения. Сюжетный рассказ аналогичен сказке, вызывающей у детей воссоздающее воображение — зрительное восприятие всех ситуаций игры и действий, стимулирующих их к эмоциональному восприятию.
Сюжет рассказа, его содержание должно быть понятно детям, поэтому использование этого приема требует планирования и продумывания педагогом предшествующей работы, чтобы у детей было сформировано представление об обыгрываемом сюжете. Воспитатель проводит наблюдение в природе, живом уголке за поведением птиц, и животных; читает художественную литературу, показывает диафильмы, видеофильмы, кинофильмы, составляя представления, необходимые для успешного проведения игры. Вместо ситуативного объяснения игры педагог использует перед проведением первой игры крошку-сказку или сюжетный рассказ, в который входят правила игры и сигнал. Их объяснение занимает те же отведенные методикой 1,5—2 мин, а иногда и меньше. Воспитательный эффект от такого объяснения высок — у детей развиваются воссоздающее воображение, фантазия. Сюжетный рассказ способствует вхождению в образ, развитию выразительности движений. В объяснение игры вплетаются правила, сигнал.
Сюжетные рассказы используются во всех возрастных группах. Нередко педагогу бывает сложно придумать объяснение игры. Для облегчения задачи можно использовать стихи. Например:
Вышла курочка-хохлатка,
С нею желтые цыплятки.
Квохчет курочка:
«Ко-ко, не ходите далеко».
Дети - «цыплятки» гуляют по лужайке, собирают водящему зернышки, пьют водичку из лужицы. Приближаясь к водящему - «кошке», «курочка» (педагог) говорит:
На скамейке, у дорожки.
Улеглась и дремлет кошка.
«Цыплятки» подходят к «кошке» близко, «курочка» говорит:
Кошка глазки открывает (Мяучит: «Мяу-мяу».)
И цыпляток догоняет.
Объясняя несюжетную игру, педагог раскрывает последовательность игровых действий, игровые правила и сигнал. Он указывает по местоположение играющих и игровые атрибуты, используя пространственную терминологию (в младших группах с ориентиром на предмет, в старших — без него). При объяснении игры воспитатель не должен отвлекаться на замечания детям. С помощью вопросов он проверяет, би как дети поняли игру. Если правила им понятны, то игра проходит весело и увлекательно.
Объясняя игры с элементами соревнования, педагог уточняет и правила, игровые приемы, условия соревнования. Выражает уверенность в том, что все дети постараются хорошо справиться с выполнением игровых заданий, предполагающих не только скоростное, но и качественное выполнение («Кто быстрее добежит до флажка», «Какая команда не уронит мяч»). Правильное выполнение движений доставляет детям удовольствие, вызывает чувство уверенности и стремление к совершенствованию.
Объединяя играющих в группы, команды, педагог учитывает физическое развитие и индивидуальные особенности детей. В команды подбирает ребят, равных по силам; для активизации неуверенных, застенчивых малышей объединяет их со смелыми и активными ребятами.
Интерес детей к играм с элементами соревнования повышается, если на них надевают форму, выбирают капитанов команд, судью и его помощника. За правильное и быстрое выполнение заданий команды получают очки. Результат подсчета определяет оценку качества выполнения заданий и коллективных действий каждой команды. Проведение игр с элементами соревнований требует большого педагогического такта, объективности и справедливости оценки деятельности команд, способствующих дружелюбию и товариществу во взаимоотношениях детей.
Руководство воспитателя подвижной игрой состоит также в распределении ролей. Водящего педагог может назначить, выбрать с помощью считалки или предложить детям самим выбрать водящего и затем попросить их объяснить, почему они поручают роль именно этому ребенку; может взять ведущую роль на себя или выбрать того, кто желает быть водящим. В младших группах роль водящего выполняет поначалу воспитатель, делая это эмоционально, образно. Постепенно роль ведущего начинают поручать детям.
В ходе игры педагог обращает внимание на выполнение детьми правил, тщательно анализирует причины их нарушения. Ребенок может нарушить правила игры, если недостаточно точно понял объяснение педагога, очень хотел выиграть, был невнимателен и т.д. Педагог должен следить за движениями, взаимоотношениями, нагрузкой, эмоциональным состоянием детей в игре.
Значительное внимание следует уделять вариантам подвижных игр, позволяющим не только повысить интерес к игре, но и усложнить умственные и физические задачи; совершенствовать движения, повышать психофизические качества ребенка.
Первоначально варианты игры педагог придумывает сам или подбирает из сборников подвижных игр. При этом следует постепенно усложнять правила. Например, воспитатель интонационно варьирует интервал подачи сигнала: «Раз, два, три, лови!», «Раз—два—три—лови!» и т.д.; он может изменить расположение детей и физкультурных пособий в игре; выбрать нескольких водящих; включить в игру правила, требующие от ребенка выдержки, самообладания и т.д.
Постепенно к составлению вариантов подключаются и дети, что способствует развитию детского творчества.
Руководя игрой, педагог формирует правильную самооценку, доброжелательные взаимоотношения, дружбу и взаимовыручку, учит детей преодолевать трудности. Преодоление трудностей П. Каптерев называл нравственным закаливанием, связывая его с формированием высокого духовного потенциала. Правильное педагогическое руководство игрой помогает ребенку понять себя, своих товарищей, обеспечивает развитие и реализацию его творческих сил, оказывает психокоррекционное, психотерапевтическое воздействие.
Подводя итог игры, воспитатель отмечает ребят, хорошо выполнивших свои роли, проявивших смекалку, выдержку, взаимопомощь, творчество.
Отмечая действия детей, нарушивших условия и правила игры, педагог высказывает уверенность в том, что в следующий раз ребята постараются и будут играть лучше.
Подвижная игра является незаме-нимым средством для развития движений детей, их сенсорных, познавательных и творческих способ-ностей, но ее воспитательная ценность зависит от правильного руководства ею, умелого проведения.
Ныне все педагоги отмечают сниже-ние интереса у детей к подвижным иг-рам. Происходит это, на наш взгляд, по следующим причинам.
Во-первых, желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информа-ции о мире. Современному ребенку до-ступны различные источники инфор-мации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных иг-рах.
Во-вторых, воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и ее закреплением, опуская третий этап — совершенствова-ние движений в подвижной игре.
В-третьих, педагоги часто рассмат-ривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, то есть ограничивают принци-пом «Движение ради движения».
Количество подвижных игр практи-чески во всех программах для ДОУ невелико, за исключением, пожалуй, Про-граммы воспитания и обучения детей (М.: Издательский дом «Воспитание до-школьника», 2004). Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разу-чить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.
Какими могут быть эти варианты? Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные иг-ры, но, как правило, варианты их проведе-ния отсутствуют. В пособии В.А. Шишки-ной, М.В. Мащенко «Какая физкультура нужна дошкольнику» (М., 1998) на приме-ре малоподвижных игр («Найди и про-молчи», «Не упади» и т.д.) даны рекоменда-ции, как избежать однообразия в игре. Ав-торы предлагают каждый раз искать раз-ные предметы, взявшись за руки, шагая спиной вперед, по заданной схеме и т.д.
Игра «Поезд»
Различные варианты проведения по-движной игры предусматривают сохранение ее правил и совершенствование движений детей с учетом их индивиду-альных особенностей. Например, при организации игры «Поезд» (во второй младшей и средней группах) можно изменить ее традиционное начало («дети строятся в колонне по одному - не дер-жась друг за друга»), введя роль кондук-тора, который будет продавать билеты на поезд. Эту роль можно предложить застенчивым детям или ребенку с зани-женной самооценкой. Возможны и дру-гие варианты игры «Поезд».
1. Паровоз объезжает препятствия - дети продвигаются змейкой между стульями, кубами.
2. Паровоз едет через туннель - дети пролезают под дугами.
3. Воспитатель регулирует движение паровоза с помощью светофора: поднимает красный флажок - дети должны ос-тановиться; желтый — идти; зеленый — бе-жать.
Целесообразно ввести в игру разно-образные движения детей на «станции».
1. Дети изображают, как они собира-ют грибы, ягоды, срывают дикие яблоки, переступают через колючие кусты (ходьба широким шагом), идут по коч-кам (приставной шаг) и т.д.
2. Дети имитируют повадки обитате-лей леса: медведя (ходьба на внешней стороне стопы, руки, чуть согнутые в локтях, перед собой), лисы (ходьба на носках), оленя (ходьба с высоким под-ниманием колен, руки скрещены над головой), зайца (прыжки с продвиже-нием вперед), бабочки (бег с плавными движениями рук), гусеницы (ползание).
3. На поезде дети могут приехать в зоо-парк - изображают тигра (ходьба с движением рук перед собой), крокодила (ходьба с соединением прямых рук перед собой), жирафа (ходьба на коленях, руки в замок за спиной), слона (ходьба с опо-рой на кисти и стопы), удава (продвиже-ние вперед, сгибая и разгибая ноги в ко-ленях, опора сзади на руки) и т.д.; в страну загадок - отгадывают загадку и «изобра-жают ответ»; в страну любимых сказок — изображают героев той или иной сказки.
4. Дети двигаются под текст стихотво-рения Т. Волгиной «Паровозик».
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
Чух-чух! Чух-чух!
У-у-у-у-у!
Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Сто вагонов я тащу!
У-у-у-у-у!
(Увеличивается скорость движения.)
Паровоз, паровоз,
Что в подарок нам привез?
— Зверюшек. Зайчиков (дети оста-навливаются и выполняют имитаци-онные движения).
Загудел паровоз
И вагончики повез:
Чух-чу! Чух-чу!
Далеко укачу (дети садятся в паро-воз).
Паровоз привозит зайчат, лягушат, медвежат, цыплят, воробьев и т.д. Дети имитируют их движения и «голоса».
Далее предлагаются варианты прове-дения подвижных игр (см.: Пензулаева Л.И. Подвижные игры и игровые упраж-нения для детей 5-7 лет. - М: ВЛАДОС, 2001. Фомина А.И. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду. — М: Просвещение, 1984. Чистякова М.И. Пси-хогимнастика. - М.: Просвещение, 1995).
Варианты прове-дения подвижных игр
«Найди свое место»
Каждый играющий выбирает себе домик: стул, круг, гимнастическую скамей-ку и др. По сигналу воспитателя дети вы-бегают на площадку, легко и стараясь не шуметь, бегают в разных направлениях. На сигнал «Найди свое место» возвращаются на свои места.
1. Дети имитируют движения: зимой мы катаемся на лыжах (ходьба широ-ким шагом с отмашкой), на коньках (ходьба с выносом ноги в сторону, туло-вище наклонено, руки за спиной), ле-пим снежки и бросаем их («взяли снег» - наклон, двумя руками коснулись пола, «слепили снежок», «бросили» - мета-ние), согреваемся (бег); летом мы плава-ем (бег с движением рук - «брасс»), ны-ряем (бег с остановкой и приседанием), бегаем за стрекозами и бабочками, ката-емся на велосипеде.
2. Детей можно разделить на две ко-манды.
«Найди свой цвет»
Воспитатель раздает красные, синие, желтые, зеленые флажки. Дети собираются в разных углах комнаты, заранее обозначенных воспитателем флажком определенного цвета. По сигналу «Идите гулять» расходятся по комнате в раз-ные стороны; по сигналу «Найди свой цвет» собираются возле флажка соот-ветствующего цвета. Побеждает группа, которая быстрее всех собралась.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
1. Дети могут собраться возле обруча, цвет которого соответствует цвету их флажка.
2. Дети могут собраться возле обруча, в котором стоит кегля такого же цвета, что и их флажок.
3. Воспитатель поднимает флажок и называет его цвет. Дети с такими же флажками подбегают к воспитателю, остальные - отбегают от него.
4. Дети становятся в круг, у всех в ру-ках кружки разного цвета. Воспитатель: «Большой круг — это клумба. На ней цве-тут различные цветы» (выкладывает се-рединки цветов). На сигнал «Найди свой цвет» дети подбегают к кружку соответ-ствующего цвета и выкладывают цветок.
5. У детей ленточки красного, желто-го цвета. Дети становятся около колец желтого и красного цвета - это сол-нышко. По сигналу «Найди свой цвет» подбегают к кольцу соответствующего цвета и выкладывают ленточки - «лучики солнца».
6. Воспитатель повязывает ленточку каждому ребенку. Ленточек одного цве-та должно быть две. На сигнал «Найди свой цвет» дети должны найти себе пару с такой же по цвету лентой.
«Самолеты»
Дети распределяются на три коман-ды и размещаются в разных сторонах зала, перед каждой командой ставят по одному предмету разного цвета (ку-бик, кегля и т.д.). По команде педагога «К полету приготовиться» дети выпол-няют круговые движения согнутыми руками - заводят моторы. На сигнал «Летите» поднимают прямые руки в стороны и бегут в разных направлени-ях по всей площадке. По команде «На посадку» дети строятся в звенья и опу-скаются на одно колено, прямые руки в стороны (самолеты возвращаются и приземляются). Отмечается то звено, которое построилось быстрее и наи-более красиво.
Варианты игры (вторая младшая, средняя группы)
1. Дети заправляют самолеты бензи-ном (движение рук).
2. «Парад» — дети бегают в разных на-правлениях парами.
«Цветные автомобили»
Дети стоят вдоль стен комнаты - это ав-томобили в гараже. Каждый держит в руках флажок, или кольцо, или картонный диск синего, желтого или зеленого цвета. Вос-питатель стоит в центре комнаты лицом к играющим, в руках у него три флажка соот-ветствующих цветов. Он поднимает один из них, дети, имеющие предмет этого цве-та, разбегаются по площадке и, подражая езде автомобиля, гудят. Когда воспитатель опустит флажок, автомобили останавлива-ются и направляются в гаражи.
Варианты игры (средняя, старшая группа)
1. Воспитатель не показывает детям флажки, а использует только словесные указания.
2. Воспитатель, опуская один из флажков, говорит: «Поставьте машину в гараж» - дети бегут в заранее отведен-ное место.
3. Воспитатель, опуская один из флажков (синий), говорит: «Поставьте машину в гараж». Дети с синим цветом руля возвращаются в гараж с соответствующим указателем (синяя кегля).
4. У воспитателя два флажка - зелено-го и красного цвета. У детей рули разно-го цвета, но не зеленого и не красного. Им предлагают бежать до противоположной стороны площади и обратно и при этом следить за сигналами свето-фора: па зеленый цвет — бежать, на красный - остановиться.
5. «Автомобили» преодолевают пре-пятствия: объезжают кочки (кегли, ку-бики, мягкие модули и т.д.).
6. Воспитатель дает указания: ехать быстро, медленно, повернуть, затормо-зить, посигналить.
«У медведя во бору»
На одной стороне площадки (зала) — берлога медведя (круг), на другой (за чертой) - дом детей. Они выходят из дома и идут к берлоге, приговаривая:
У медведя во бору
Грибы, ягоды беру,
А медведь не спит
И на нас рычит!
С последним словом медведь выбега-ет из берлоги и ловит (салит) играю-щих. Дети убегают в свой дом.
1. Изменение места водящего (в цент-ре зала, сбоку).
2. Изменение исходного положения водящего (стоя, сидя на стуле, на корточках, спиной, сгруппировавшись и т.д.).
3- Дети имитируют движения: собира-ют грибы и ягоды (наклоняются, выпряхчляются), переступают через колю-чие кусты (высоко поднимают ноги), подлезают под корни деревьев (подлеза-ние боком), срывают яблоки (становятся на носочки и поднимают руку вверх).
4. Перед берлогой препятствие: руче-ек (две скакалки), через который нужно перепрыгнуть. Мишка вылезает из бер-логи (подлезание под духу).
(Этот вариант приемлем для разновоз-растной группы, когда роль мишки выполняет старший по возрасту ребенок)
«Совушка»
На площадке обозначено гнездо совушки (круг). Остальные играющие: мышки, жучки, бабочки - располагают-ся по всему залу. По сигналу воспитате-ля «День» все ходят, бегают по площад-ке, передавая характер образа, стараясь не задеть друг друга. Через некоторое время воспитатель произносит «Ночь», и все замирают, оставаясь на месте в той позе, в которой их застала команда. Совушка просыпается, вылетает из гнезда и того, кто пошевелится, уводит в свое гнездо. По сигналу «День» совушка уле-тает, а мышки, жучки, бабочки снова на-чинают резвиться.
Варианты игры (средняя, старшая группы)
1. Воспитатель загадывает загадки, а дети, отгадав их, передают в движении характер образа.
На дорожку вышли рожки.
Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять.
(Улитка)
Целый день летает,
Всем надоедает.
Ночь настанет,
Тогда перестанет.
(Муха)
Маленький рост,
Длинный хвост,
Серая шубка,
Острые зубки.
(Мышка)
Модница крылатая,
Платье полосатое,
Ростом, хоть и кроха,
Укусит — будет плохо!
(Пчела, оса)
Спал цветок
И вдруг проснулся,
Больше спать не захотел,
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.
(Бабочка)
Комочек пуха,
Длинное ухо,
Прыгает ловко,
Любит морковку.
(Заяц)
2. Воспитатель предлагает детям вы-полнить логоритмические упражнения. Насекомые
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела,
А за ней шмель-шмелек
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Лягушка
Скачут по опушке
Две веселые лягушки
Прыг-скок, прыг-скок -
Прыгать весело, дружок.
Жук
Жук летит, жужжит, жужжит
И усами шевелит.
«Ловля обезьян»
Детей делят на две группы: обезьяны и их ловцы. «Обезьян» размещают на одной стороне площадки, ловцов - на противоположной. Они договаривают-ся между собой о том, какие движения будут выполнять. Показав их, ловцы отходят в сторону. Обезьяны слезают с возвышений (деревья, пеньки) и повторяют движения ловцов. По сигналу «Ловцы» обезьяны бегут к своим местам, стараясь встать на возвышение, а ловцы пытаются поймать тех, кто не успел влезть на дерево или какой-либо другой предмет, и уводят к себе. При повторе-нии дети меняются ролями.
Варианты игры (средняя, старшая группы)
1. Охотник (воспитатель или ребе-нок) показывает движения, передаю-щие характер обезьяны.
. «Шалунья обезьянка». И.п. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Наклоны в стороны, вперед, прыжки (на месте и с продвижением вперед).
. «Обезьянка дразнится». Ип. - стоя, руки, согнутые в локтях, перед собой. Имитация «носа».
. «Обезьянка спряталась». Ип. - о.с. Присесть, закрыть лицо руками.
. «Обезьянка умывается». Ип. - сед, руками захватить стопу. Имитация «умывания».
. «Обезьянка бегает». Бег по кругу.
2. Охотник (воспитатель или ребе-нок) под музыку показывает ритмич-ные движения, передающие характер обезьяны.
. «Обезьянка крутит хвостиком». И.п. - левая нога отставлена в сторону, пра-вая рука на поясе, левая с зажатым ку-лачком отведена в сторону. Круговые движения кистью левой руки — имита-ция кручения хвоста, ритмичные движения стопой, не отрывая пятку от пола.
. «Обезьянка шалит». Им. - ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Поднять и отвести ногу в сторону попытаться соединить колено с локтем.
. «Обезьянка танцует». Им. — ноги на ширине плеч, руки, согнутые в локтях, разведены в стороны, пальцы растопы-рены. Выставить ногу вперед в сторону на пятку, ритмичные движения в полу-приседе вокруг себя.
«Мяч водящему»
Играющие строятся в две-три колон-ны. На расстоянии 1 м от них стоят водящие с большим мячом в руках. Между ними черта, за которую нельзя заходить. Водящий бросает мяч игроку, стоящему первым в колонне; тот броском возвращает его обратно и бежит в ко-нец колонны, затем водящий бросает мяч второму и т.д. Когда первый игрок в колонне вновь окажется на своем месте, он поднимает руки вверх.
1. Использовать мячи разных разме-ров (малые - диаметр 100-120 мм, большие - диаметр 200-250 мм).
2. Водящий, бросая мяч игроку, назы-вает какое-нибудь обобщающее слово, например луг (река, лес, транспорт, иг-рушки, одежда, посуда и т.д.). Остальные дети, принимая мяч, должны произнес-ти слова, которые этим обобщающим словом объединяются, например расте-ние - это цветок, трава, ромашка и т.д.
«Построй шеренгу, круг, колонну»
Дети, разделившись на две группы, строятся у противоположных сторон площадки или комнаты в две шеренги, лицом друг к другу. По сигналу воспитателя ходят или бегают (в зависимости от темпа и ритма, которые задаются удара-ми в бубен) по всей площадке. Прекратив ударять в бубен, воспитатель командует: «Построй шеренгу (круг, колонну)!» - и дети строятся на своих местах в шеренгу (круг, колонну). Выигрывает группа, быс-трее и правильнее построившаяся.
Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)
1. Воспитатель до начала игры сооб-щает: под бубен надо ходить, под колокольчик - бегать медленно, под звуки погремушки - быстро бегать.
2. После сигнала нужно встать точно на свое место.
3. Каждая группа строится у кегли оп-ределенного цвета.
4. Воспитатель подает сигнал, пока-зывая карточку с изображением колон-ны (шеренги, круга).
5. Воспитатель подает сигнал, показы-вая карточку с изображением шеренги, колонны (по росту, в обратном порядке).
«Тропинка»
Дети делятся на две команды с равным количеством участвующих. Участники каждой команды берутся за руки, образуя два круга, и по сигналу ведущего начинают движение по кругу в правую сторону до тех пор, пока не прекратится музыка. Затем ве-дущий дает задание обеим командам. По команде «Тропинка» участники каждой ко-манды становятся друг за другом, кладут ру-ки на плечи впереди стоящего, приседают, чуть наклоняя голову. По команде «Копна» все участники игры направляются к центру своего круга и соединяют руки. По команде «Кочки» приседают, положив руки на голо-ву. Эти задания чередуются. Кто быстрее их выполнит, тот получает очко.
Варианты игры (старшая, подгото-вительная к школе группы)
1. Дети образуют один или три круга.
2. Дети могут идти в колонне по одно-му, парами.
3. «Яблоневый сад» - участники игры встают в круг.
И.п. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, разведены в сто-роны, пальцы соединены. «Дубрава» - участники встают врассыпную.
И.п. - ноги на ширине плеч, прямые руки подняты вверх и разведены в стороны. «Ель-ник» - участники встают в колонну.
И.п. - пятки вместе, носки врозь, руки опу-щены, но не прижаты к туловищу, ладо-ни отведены в стороны, пальцы вместе.
4. Дети идут в колонне парами. «Сосна»
Встать спиной друг к другу. И.п. — пятки вместе, носки врозь, руки опущены, но не прижаты к туловищу. Ладони отведе-ны в стороны, пальцы вместе. «Ива» - встать боком друг к другу. И.п. — ноги вме-сте, одна рука (у одного ребенка левая, у другого правая) отведена в сторону и со-гнута в локте, пальцы опущены. «Береза»
Встать лицом друг к другу. Им. - ноги вместе, руки полусогнуты в локтях, раз-ведены в стороны, пальцы соединены. «Дом» - встать в круг и взяться за руки. «Забор!» - встать в шеренгу. «Ворота!» -встать парами напротив друг друга.
«Три стихии: земля, воздух, вода»
Площадка разделена на три зоны - зем-ля, воздух, вода. Ведущий называет предмет: самолет - играющие бегут в зону, обо-значающую «воздух»; «пароход» — в зону «вода»; «дерево» — в зону «земля». Игрок, на-рушивший правила, выбывает из игры.
Варианты игры
1. Стихии могут быть разные: «Река,
болото, море», «Рыбы, птицы, звери» и т.д.
2. Ведущий не дает команду, а показы-вает карточку с изображением представителя той или иной стихии.
3. Ведущий загадывает загадки о пред-ставителях каждой стихии.
Колюч, да не еж. Кто это?
(Ерш.)
Весной за пахарем ходит, А под зиму с криком уходит.
(Грач.)
4. Заняв место в той или иной стихии, детям следует изобразить то, что было названо.
Игры-эстафеты
Разнообразить можно и игры-эста-феты. Главное в них не только совершенствование двигательных умений де-тей, но и развитие познавательных, сен-сорных, творческих способностей. По-этому в содержание игр-соревнований желательно включать проблемные зада-ния, которые активизируют психичес-кие процессы (внимание, мышление, память, воображение).
Варианты игр-эстафет
1. Выложить фигуру из физкультурно-го инвентаря (флажков, кубиков, кеглей, обручей, гимнастических палок и др.).
2. Выложить физкультурный инвен-тарь в соответствии с образцом.
3. Выбрать один кубик (с буквой) в со-ответствии со словом на карточке.
4. Выбрать из множества геометриче-ских фигур (квадрат, треугольник, круг) одну фигуру - не квадратную и не тре-угольную.
5. Выбрать из множества кубиков (желтого, красного, синего цвета) кубик не желтого и не синего цвета.
6. Выбрать из нескольких карточек с изображением диких и домашних животных карточку с изображением жи-вотного Африки.
Перед тем как предложить игру, детей нужно настроить на нее, снять психоэмоциональное напряжение. Если воспита-тель использует разнообразные варианты подвижных игр, то это способствует раз-витию у детей инициативы и творчества.
С. ПРИЩЕПА,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры дошкольного образования ИПК и ПРНО МО.
Прищепа С. Прыг-скок, прыг-скок! Прыгать весело, дружок. (Как разнообразить подвижные игры) // Дошкольное воспитание, 2005 . № 6. С. 23-28.
Мухамеджанова Зифа
Виды и значение подвижных игр
Подвижная игра имеет огромное значение для всестороннего развития ребенка : физического, умственного, эмоционального, социального.
В играх у детей развивается интеллект, фантазия, воображение, память, речь. Сознательное выполнение правил игры формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется такие личностные качества, как, активность, честность, дисциплинированность, справедливость. В процессе игры происходит всестороннее гармоничное развитие ребенка.
Подвижная игра – это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами.
При проведении подвижных игр нужно учитывать :
возрастные и психолого-педагогические особенности детей;
направленность на развитие основных движений и психофизиологических качеств дошкольников;
сферу интересов и потребностей ребенка;
постепенное поэтапное усложнение игровых целей, задач, правил и условий игры.
Являясь важным средством физического воспитания, подвижная игра одновременно оказывает оздоровительное воздействие на организм ребенка. Оздоровительный эффект подвижных игр усиливается при проведении их на свежем воздухе; в игре дети упражняются в самых разнообразных движениях : беге, прыжках, лазании, метании, бросании, ловле. Большое количество движений активизирует дыхание, кровообращение и обменные процессы, оказывает благотворное влияние на психическую деятельность.
В педагогической практике используются два основных вида подвижных игр :
1. Игры свободные, творческие или вольные, в которых участники сами намечают план игры, и сами осуществляют намеченную цель (ролевые) .
2. Организованные подвижные игры с установленными правилами, требующими руководства ими взрослыми руководителями или самими ребятами-вожаками.
а) простые некомандные подвижные игры , в которых каждый участник, соблюдая правила, борется за одного себя. В этих играх главное значение приобретает личная инициатива и умение целесообразно использовать свои личные качества, двигательные возможности;
б) более сложные, переходные к командным подвижные игры , в которых играющие отстаивают свой интерес в первую очередь, но иногда, по личному желанию помогают товарищам, выручая их, помогают им спастись от нападающего в игре ("Салки - давай руку", "Перебежки с пленом") . Иногда играющий может вступить во временное сотрудничество с другими игроками для достижения цели. В некоторых играх такое сотрудничество даже предусматривается правилами ("Белые медведи", "Караси и щуки") ;
в) командные подвижные игры , в которых играющие составляют отдельные коллективы-команды. От действия каждого игрока зависит удача всей команды. В командных играх необходимо согласовывать свои действия с действиями своих товарищей. Часто в командных играх для координации действий и общего руководства выбирают капитанов команд.
Подвижная игра "Мыши водят хоровод"
Цель : развивать двигательную активность
Описание : перед началом игры необходимо выбрать водящего - «кота» . Кот выбирает себе «печку» (ею может послужить скамейка или стул, садится на нее и закрывает глаза. Все остальные участники берутся за руки и начинают водить хоровод вокруг кота со словами :
не шумите,
не будите,
проснется
Разобьет наш хоровод!»
Во время произнесения последних слов кот потягивается, открывает глаза и начинает гоняться за мышами. Пойманный участник становится котом, и игра начинается сначала.
Игра "Солнышко и дождик"
Задачи : научить детей находить свое место в игре, ориентироваться в пространстве, развивать умение выполнять действия по сигналу воспитателя.
Описание : Дети сидят в зале на стульчиках. Стульчики - это их «дом» . После слов воспитателя : «Какая хорошая погода, идите гулять!» , ребята встают и начинают двигаться в произвольном направлении. Как только педагог скажет : «Дождь пошел, бегите домой!» , дети должны прибежать к стульям и занять свое место. Воспитатель приговаривает «Кап – кап – кап!» . Постепенно дождь утихает и воспитатель говорит : «Идите гулять. Дождь кончился!» .
Игра "Воробушки и кот"
Задачи : учить детей мягко спрыгивать, сгибая ноги в коленях, бегать, увертываться от водящего, убегать, находить свое место.
Описание : На земле нарисованы круги - «гнездышки» . Дети - «воробушки» сидят в своих «гнездышках» на одной стороне площадки. На другой стороне площадки расположился «кот» . Как только «кот» задремлет, «воробушки» вылетают на дорогу, перелетают с места на место, ищут крошки, зернышки. «Кот» просыпается, мяукает, бежит за воробушками, которые должны улететь в свои гнезда.
Сначала роль «кота» выполняет воспитатель, потом - кто-нибудь из детей.
Подвижная игра "Воробушки и автомобиль"
Еще одна игра для детей 3-5 лет про воробушков.
Задачи : приучить детей бегать в разных направлениях, начинать движение или менять его по сигналу ведущего, находить свое место.
Описание : Дети - «воробушки» , сидят в своих «гнездышках» (на скамейке) . Воспитатель изображает «автомобиль» . Как только воспитатель произнесет : «Полетели воробушки на дорожку» , дети поднимаются со скамейки и начинают бегать по площадке. По сигналу воспитателя : «Автомобиль едет, летите воробушки в свои гнездышки!» - «автомобиль» выезжает из «гаража» , а дети должны вернуться в «гнезда» (сесть на скамейку) . «Автомобиль» возвращается в «гараж» .
Игра "Кот и мыши"
Существует множество игр для детей с участниками котами и мышами. Вот одна из них.
Задачи : Эта подвижная игра помогает развивать у детей умение выполнять движение по сигналу. Упражнять в беге по разным направлениям.
Описание : Дети - «мыши» сидят в норках (на стульях вдоль стены) . В одном из углов площадки сидит «кошка» - воспитатель. Кошка засыпает, и мыши разбегаются по залу. Кошка просыпается, мяукает, начинает ловить мышей, которые бегут в норки и занимают свои места. Когда все мыши вернуться в норки, кошка еще раз проходит по залу, затем возвращается на свое место и засыпает.
Подвижная игра для дошкольников "У медведя во бору"
Задачи : развивать скорость реакции на словесный сигнал, упражнять детей в беге, развивать внимание.
Описание : Среди участников выбирают одного водящего, который будет «медведем» . На игровой площадке начертить два круга. Первый круг - берлога медведя, второй круг - дом для остальных участников игры. Начинается игра с того, что дети выходят из дома со словами :
И на нас рычит.
Как только дети произнесли эти слова, «медведь» выбегает из берлоги и ловит детей. Тот, кто не успел добежать до дома и был пойман «медведем» , становится водящим («медведем» ).
Через ручеек (подвижная игра с прыжками )
Задачи : Научить правильно прыгать, ходить по узенькой дорожке, держать равновесие.
Описание : На площадке чертятся две линии на расстоянии 1,5 - 2метра одна от другой. На этом расстоянии рисуются камешки на определенном расстоянии друг от друга.
Играющие стоят у черты - на берегу ручейка, они должны перейти (перепрыгнуть) его по камешкам, не намочив ног. Те, кто оступился - намочил ноги, идут сушить их на солнышко - садятся на скамейку. Затем снова включаются в игру.
Игра "Птички и кошка"
Задачи : Учить соблюдать правила игры. Реагировать на сигнал.
Описание : для игры понадобятся маска кошки и птичек, начерченный большой круг.
Дети встают по кругу с внешней стороны. Один ребенок становится в центре круга (кошка, засыпает (закрывает глаза, а птички впрыгивают в круг и летают там, клюют зерна. Кошка просыпается и начинает ловить птиц, а они убегают за круг.
Игра "Снежинки и ветер"
Задачи : Упражнять в беге в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, действовать по сигналу.
Описание : По сигналу «Ветер!» дети - «снежинки» - бегают по площадке в разных направлениях, кружатся («ветер кружит в воздухе снежинки» ). По сигналу «Нет ветра!» - приседают («снежинки упали на землю» ).
Подвижная игра "Найди себе пару"
Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу, быстро строиться в пары.
Описание : Участники стоят вдоль стены. Каждый из них получает по флажку. Как только воспитатель подаст знак, дети разбегаются по площадке. После команды «Найди себе пару» , участники, имеющие флажки одинакового цвета, объединяются в пары. В игре должно участвовать нечетное количество детей и в конце игры один остается без пары.
Все эти подвижные игры можно с успехом использовать для игры в детском саду в группе или на прогулке. Дети разного возраста : от малышей 3-х лет до детей средней группы 4-5 лет с удовольствием играют в них.
Подвижные игры для детей 5-7 лет
У детей 5-6, 6-7 в лет характер игровой деятельности несколько меняется. Теперь их уже начинает интересовать результат подвижной игры , они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуманное. Однако подражательность и имитация не исчезают и продолжают играть немаловажную роль в жизни старшего дошкольника. В эти игры можно также играть в детском саду.
Игра "Медведь и пчелы"
Задачи : упражняться в беге, соблюдать правила игры.
Описание : участники делятся на две команды - «медведей» и «пчел» . Перед началом игры «пчелы» занимают места в своих «ульях» (ульями могут послужить скамейки, лесенки) . По команде ведущего «пчелы» улетают на луг за медом, а в это время «медведи» забираются в «ульи» и лакомятся медом. Услышав сигнал «Медведи!» , все «пчелы» возвращаются в «ульи» и «жалят» (салят) не успевших убежать «медведей» . В следующий раз ужаленный «медведь» уже не выходит за медом, а остается в берлоге.
Игра "Горелки"
Задачи : упражнять в беге, реагировать на сигнал, соблюдать правила игры.
Описание : В игре принимают участие нечетное количество детей, которые становятся парами и держатся за руки. Впереди колонны находится водящий, который смотрит вперед. Дети хором повторяют слова :
Колокольчики
Раз! Два! Три! Беги!
Как только участники произнесут слово «Беги!» , стоящие в последней паре в колонне отпускает руки и бегут вдоль колонны вперед, один с правой стороны, другой - с левой. Их задача - выбежать вперед, встать перед водящим и снова взяться за руки. Водящий, в свою очередь, должен поймать кого-то из этой пары до того момента, как они возьмутся за руки. Если получится поймать, то водящий с пойманным образует новую пару, а участник, оставшийся без пары, теперь будет водить.
Подвижная игра "Два мороза"
Известная многим игра для дошкольников с простыми правилами. Задачи : развивать торможение у детей, умение действовать по сигналу, упражняться в беге.
Описание : На противоположных сторонах площадки располагаются два дома, обозначенные линиями . Игроки размещаются с одной стороны площадки. Воспитатель выбирает двух человек, которые станут водящими. Они располагаются посередине площадки между домами, повернувшись лицом к детям. Это два Мороза - Мороз Красный нос и Мороз Синий нос. По сигналу воспитателя «Начали!» оба Мороза произносят слова : «Мы два брата молодые, два мороза удалые. Я - Мороз Красный Нос. Я - Мороз Синий Нос. Кто из вас решится в путь-дороженьку пуститься?» Все играющие отвечают : «Не боимся мы угроз и не страшен нам мороз» и перебегают в дом на противоположной стороне площадки, а Морозы стараются их заморозить, т. е. коснуться рукой. Те из ребят, которых коснулся Мороз, застывают на месте и остаются так стоять до конца перебежки. Замороженных пересчитывают, после чего они присоединяются к играющим.
Игра "Хитрая лиса"
Цель : развивать ловкость, быстроту, координацию.
Описание : С одной стороны площадки чертится линия, тем самым обозначается «Дом лисы» . Воспитатель просит закрыть глаза детей, которые расположились по кругу. Педагог обходит за спинами детей образованный круг, дотрагивается до одного из участников, который с этого момента становится «хитрой лисой» .
После этого педагог предлагает детям открыть глаза и, посмотрев вокруг, попытаться определить, кто же является хитрой лисой. Далее дети спрашивают 3 раза : «Хитрая лиса, где ты?» . При этом, спрашивающие смотрят друг на друга. После того, как дети спросили третий раз, хитрая лиса прыгает на середину круга, поднимает руки вверх и кричит : «Я здесь!» . Все участники разбегаются по площадке кто куда, а хитрая лиса пытается кого-нибудь поймать. После того, как 2-3 человека пойманы, педагог говорит : «В круг!» и игра начинается снова.
Игра "Ловля оленей"
Задачи : упражняться в беге в разных направлениях, ловкости.
Описание : Среди участников выбираются два пастуха. Остальные игроки - олени, располагающиеся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего, пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те стараются увернуться от мяча. Олень, в которого мяч попал, считается пойманным и выходит из круга. После нескольких повторений подсчитывает количество пойманных оленей.
Игра "Удочка"
Задачи : развивать ловкость, внимание, быстроту реакции.
Описание : участники располагаются по кругу. В центре находится водящий - воспитатель. Он в руках держит веревочку, на конце которой привязан небольшой мешочек с песком. Водящий вращает веревочку по кругу над самой землей. Дети подпрыгивают таким образом, чтобы веревочка не задела их ног. Те участники, которым веревочка задела по ногам, выбывают из игры.
Игра "Охотники и соколы"
Задачи : упражняться в беге.
Описание : Все участники - соколы, находятся на одной стороне зала. Посередине зала находятся два охотника. Как только воспитатель подаст сигнал : «Соколы, летите!» участники должны перебежать на противоположную сторону зала. Задача охотников поймать (запятнать) как можно больше соколов, прежде чем те успеют пересечь условную линию. Повторить игру 2-3 раза, после чего сменить водящих.
Игра "Паук и мухи"
Задачи
Описание : в одном из углов зала кружком обозначается паутина , в которой находится паук - водящий. Все остальные ребята - мухи. Все мухи «летают» по залу, жужжат. По сигналу ведущего «Паук!» мухи замирают. Паук выходит из укрытия и внимательно осматривает всех мух. Тех, которые пошевелятся, он отводит в свою паутину. После двух-трех повторений, подсчитывается количество пойманных мух.
Подвижная игра "Мышеловка"
Задачи : развивать у детей умение выполнять действия по сигналу.
Описание : Два участника становятся лицом друг к другу, соединяют руки и поднимают их выше. После этого оба хором говорят :
«Как нам мыши надоели, все погрызли, все поели!
Мышеловку мы поставим и мышей тогда поймаем!»
Пока участники говорят эти слова, остальные ребята должны пробежать под их сцепленными руками. На последних словах ведущие резко опускают руки и ловят кого-то из участников. Пойманный присоединяется к ловцам и теперь их становится трое. Так постепенно мышеловка растет. Участник, оставшийся самым последним, является победителем.
Ирина Русакова
Консультация для воспитателей «Виды подвижных игр»
Виды подвижных игр
Подвижные игры по своему содержанию и организации чрезвычайно многообразны. В практике детского сада широко используются игры сюжетные, бессюжетные, народные детские игры, игры-забавы, игры в разных природных условиях.
Среди всего многообразия подвижных игр для детей следует особо выделить сюжетные подвижные игры , в процессе которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия. Сюжетные игры широко используются в разных условиях и с разными целями. Основной из их особенностей является возможность воздействия на детей через образы и правила, которые они выполняют. Перевоплощаясь в персонажей игры и увлекаясь ролями в сюжетных играх, дети ведут себя очень непосредственно.
Основой для развертывания сюжета и установления правил игры служат имеющиеся у детей представления и знания об окружающей жизни : о профессиях, средствах транспорта, явлениях природы, об образе жизни и повадках животных и птиц.
Сюжет игры и правила обуславливают характер движений и взаимоотношения играющих. в одном случае дети подражая лошадкам, бегают, высоко поднимая колени, в другом - прыгают, как зайчики, в третьем - им надо суметь влезть на лестницу, как пожарным. В некоторых сюжетных играх ("У медведя во бору", "Гуси лебеди", " Зайцы и волк" и др.) действия определяются с текстом. В сюжетных играх, таким образом, выполняемые движения носят в основном имитационный характер.
Сюжетные подвижные игры преимущественно коллективные, количество играющих может быть разными (от 5 до 25) . Действия детей в них тесно взаимо связаны. Обычно основная группа изображает, например птичек, зайчиков, а один ребенок становиться исполнителем ответственной роли - волка, лисы, кота. Активность ребенка, исполняющего роль волка, побуждает всех участников игры двигаться быстрее, энергичнее.
При проведении сюжетных подвижных игр с детьми можно использовать шапочки, элементы костюмов, сами костюмы, подчеркивающие особенности персонажей : кота, медведя, волка, петуха и др. Для остальных детей, принимающих участие в игре в качестве мышек, птичек, цыплят, шапочки не обязательны. Но если игра проводиться на праздничном утреннике или вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное праздничное настроение.
Бессюжетные игры
Бессюжетные игры типа «ловишек» , перебежек очень близки к сюжетным - в них лишь нет образов, которым дети подражают; все остальные компоненты теже : наличие правил, ответственны ролей, взаимосвязанных игровых действий всех участников. Эти игры, так же как и сюжетные, основаны на простых движениях, чаще всего на беге в сочетании с ловлей и прятаньем.
Следует учесть, что бессюжетные игры требуют от детей большей, чем сюжетные, самостоятельности, быстроты и ловкости движений, лучшей ориентировки в пространстве.
В бессюжетных играх " Кегли", " Кольцеброс ", "Школа мяча" дети выполняют сложные движения : метание, бросание-ловлю. Дети дошкольного возраста такими движениями хорошо владеют. Такие движения используют в игровых упражнениях " Попади в ворота", "Подбрось повыше" и др. Упражняясь в этих действиях, дети постепенно овладевают навыками и умениями действовать с различными предметами (мячи, шары, кольца) и др. У них развивается глазомер, координация движений,ловкость.
Не смотря на то, что бессюжетные игры используются в работе с детьми не так широко, как сюжетные, дети участвуют в них с большим удовольствие. Это объясняется тем, что в таких играх воспитатель является активным участником. Он показывает детям, как надо выполнять те или иные задания, сам играет ответственную роль, направляет весь ход игры, эмоционально настраивает детей, помогая им в выполнении разных движений.
Игровые упражнения и подвижные игры взаимосвязаны , однако по целевому назначению, педагогическим задачам, содержанию и методике проведения они не тождественны. Подвижная игра имеет в основе определенный замысел (образный или условный) . Упражнения же представляют собой методически организованные двигательные действия, специально подобранные с целью физического воспитания ; их суть заключается в выполнении конкретных действий («Попади в корзину» , «Быстрей по местам» и др.).
Игровые упражнения можно использовать на занятиях по физической культуре и прежде всего в индивидуальной работе по развитию движений. Чаще всего они проводятся с небольшими группами или определенными детьми.
В работе с детьми дошкольного возраста используются и так называемые игры-забавы, аттракционы. Они часто проводятся во время досугов, на физкультурных праздниках.
Двигательные задания в этих играх выполняются в необычных условиях и часто включают сюрпризный элемент : пробежать, держа в руке ложку с положенным в нее шариком, и ничего не уронить; бежать в мешке; выполнять движение с завязанными глазами. Такие задания выполняют двое-трое ребят старшего дошкольного возраста или взрослые (родители, воспитатели , основная масса детей является зрителями. Игры-забавы-веселое зрелище, развлечение для детей, доставляющая им радость, но в то же время они требуют от участников двигательных умений, ловкости, сноровки.
Народные детские игры уходят своими корнями в многовековую историю общества, национальные традиции этноса, древние обычаи и обряды народов. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активность мышления, способствуют расширению представлений об окружающем мире, развивают память и воображения. Правила народных игр требуют от играющих ловкости, силы, сноровки, умения сдерживать себя, быть находчивыми, смелыми, честными.
В народных играх детям особенно интересны зачины, смешные считалки, жеребьевки, речевые «дразнилки» (диалоги) . В них много шуток, юмора, соревновательного задора. Поэтому они дают заряд бодрости, повышают настроение, приносят радость. Во время игр используются забавы, которые часто превращаются в театрализованное действие, привлекающее к себе всех детей.
В играх с использованием спортивного инвентаря двигательные задания основаны на имеющихся у детей навыках. По мере овладения навыками, например, катание на санках уже с младшего дошкольного возраста можно организовать такие игры, как «Оленьи упряжки» , «Гонки санок» . Детям постарше интересны игры на лыжах («Кто самый быстрый» , «Чем дальше, тем лучше» ).
Игры со спортивным инвентарем, как правило, организуются в естественных природных условиях в разные сезоны года.
Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на
каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения,
ведет к развитию у детей хорошей ориентации в игровой ситуации, формированию
быстрой и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений
содействует также развитию мыслительных способностей ребенка, воспитанию
организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.
Маленькие дети (третьего года жизни) довольно медленно усваивают необходимые
навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им
наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая
самостоятельность доставляют малышам радость, поддерживают интерес к игре. С детьми
третьего года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего
переключаться на какую-либо другую из числа уже известных им, а затем следует снова
вернуться к повторению разучиваемой игры.
Воспитательная и образовательная сторона подвижных игр усилится, если при
повторении их несколько видоизменять и усложнять. Это можно достичь разными
путями. Игру можно усложнить, немного изменив правила, повысив требования к их
выполнению, включив в нее новые движения (пройти или пробежать, перешагнуть или
пролезть), изменив их темп, потребовав более точного выполнения двигательного
задания. Количество детей, одновременно действующих в игре, форма их
взаимоотношений между собой и воспитателем также придают игре разный характер.
Например, в небольшом коллективе маленькому ребенку легче ориентироваться, он легче
находит свое место; игра проходит интереснее, если роль водящего выполняет
воспитатель.
Особенно важно немного изменять игры при их повторении в группах детей
четвертого года жизни. Опыт детей этого возраста, их возможности значительно шире,
поэтому они быстрее усваивают содержание и правила предлагаемых им игр, овладевают
движениями, смелее действуют в коллективе сверстников. В этом возрасте малышам уже
знакомы многие игры. К играм, повторяемым часто и без изменений, они быстро теряют
интерес.
Создание вариантов подвижных игр для детей четвертого года жизни возможно за
счет некоторых изменений условий проведения их, внесения дополнений в двигательные
задания. Например, при повторении подвижных игр "Птички в гнездышках", "Воробушки
и кот" можно внести такие изменения: вначале можно разместить детей на стульях (в
гнездышках), поставленных в один ряд; через некоторое время при повторении игры
гнезда для птичек устраиваются из тех же стульев, но расставленных по 4-5 в разных
местах зала. Это дает возможность увеличить расстояние для бега, усложняет
ориентировку детей в пространстве. Если в первом варианте малыши, выполняющие роль
птичек, воробушков, после сигнала о грозящей им опасности убегают все в одном
направлении, то во втором им надо будет запомнить расположение своих домиков и после
сигнала бежать в разных направлениях, стараясь не перепутать домики и не быть
пойманными. В следующих вариантах этих игр для обозначения домиков, гнездышек
могут быть применены другие пособия: обручи, невысокие скамеечки, кубы, шнуры и т. п.
Новые пособия сами по себе привлекают внимание детей и вызывают у них желание
играть; кроме того, использование их в играх позволяет усложнять движения, изменить их
характер. Если в первых вариантах игры "Воробушки и кот" дети поднимаются со стульев
и выбегают на середину комнаты, зала, имитируя полет птиц, то при использовании в
качестве гнездышек больших или малых обручей они выпрыгивают из них, а затем
летают. Применение невысоких скамеечек дает возможность упражнять малышей в
спрыгивании, приучать их при этом мягко приземляться ("Спрыгивать надо тихо, как
птички"). Таким образом, замена оборудования повышает эффективность знакомых детям
игр.
Внесение в игры некоторых изменений, дополнений не меняет их содержания и
правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к
большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности, а часто и творчества,
выдумки. Так, в игру "Поезд" могут быть внесены следующие дополнения: сначала дети
просто двигаются друг за другом в колонне по одному - едут на поезде, поезд делает
остановки по звуковому сигналу или при взмахе воспитателя красным флажком; затем по
указанию воспитателя поезд может двигаться то быстрее, то медленнее; при следующих
повторениях игры педагог предлагает детям во время остановки поезда выйти погулять на
лужайку, собирать цветы, ягоды и т. п. Имитируя эти действия, малыши проделывают ряд
движений: бегают, наклоняются, приседают, подпрыгивают и т. д. Часто дети сами
дополняют и расширяют сюжет игры. Собирая воображаемые цветы, ягоды, они приносят
их воспитателю и говорят: "Как будто у вас корзина. Мы сейчас полную наберем и поедем
домой". Так выдумка, сообразительность играющих могут иногда подсказать взрослому
интересное направление в руководстве игрой. В следующий раз при повторении игры
воспитатель предлагает детям на остановке попрыгать через канавку (положенные на пол
веревочки), поиграть в мяч и т. п. Таким образом, благодаря некоторым дополнениям
хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего
учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это
позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.
При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно
следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.
В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их
правила предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с
отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильны. Пользуясь сюжетом и
правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить
длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность
движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или
упражнения за одно проведение.
При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее
эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной
физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще не окрепший детский организм.
Сильное покраснение лица у детей (а у некоторых, наоборот, излишняя бледность),
выделение пота, резко учащенное дыхание, излишняя возбудимость, рассеянное внимание
свидетельствуют о том, что игру надо прекратить или приостановить, чтобы дети могли
отдохнуть. Во время пауз можно побеседовать с малышами, уточнить правила, повторить
текст и т. п. Как показывает опыт, подвижные игры с детьми четвертого года жизни могут
быть проведены от 4 до 6 раз подряд.
Повторение одной и той же игры в течение года должно проходить в разных
условиях: в групповой комнате, в зале, на групповой площадке, на полянке. Необходимо
шире использовать природные условия. Это также способствует повышению
эффективности воздействия подвижных игр на всестороннее развитие ребенка.
Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем
игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты.
Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае
дети снова проявляют к ним интерес.
Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши
полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них
самостоятельно. Создание условий для проведения игр и
упражнений
Для проведения подвижных игр и упражнений в каждом дошкольном учреждении
необходимо иметь разнообразное физкультурное оборудование, которое может быть
установлено как на участке (на групповых площадках), так и в групповых комнатах. Оно
широко применяется при проведении организованных физкультурных занятий и
подвижных игр, а также стимулирует самостоятельную двигательную деятельность детей.
Для упражнений в ходьбе и беге, в ходьбе с сохранением равновесия надо иметь
такие пособия: площадку с лесенками с двух сторон, площадку с лесенкой и скатом,
гимнастические скамейки, бревна (круглые либо со стесанным верхом), доски простые и с
зацепами для прикрепления их к гимнастическим стенкам, трибункам, ящики, деревянные
бруски высотой не более 20 см, качели и качалки разных конструкций, стойки (высотой
130-140 см), планки или веревочки с грузами на концах для подвешивания их на стойки.
На площадке и в помещении должны быть пособия для упражнений в лазании.
Поскольку эти упражнения довольно однообразны, важно, чтобы пособия были разными;
выполнение упражнений на разных пособиях сделает их более интересными и полезными
для малышей. Пособия для лазания: гимнастическая стенка, лесенки-стремянки,
приставная лесенка с зацепами, скат приставной с зацепами.
Для ползания и переползания используют дуги, обручи, гимнастические скамейки,
бревна, деревянные ящики, горизонтальные и наклонные доски и т. п.
Для бросания, перекатывания, ловли, попадания в цель дети пользуются мячами
разных размеров, деревянными и целлулоидными шариками, мешочками с песком (вес
150-200 г), а также шишками, камешками и другими предметами. В качестве мишеней
можно использовать обручи, корзины, различные сетки.
При проведении прыжков нужны шнуры, плоские обручи, невысокие скамеечки
или ящики.
В зимнее время для подвижных игр расчищается от снега площадка, сооружаются
невысокие снежные валы, небольшие горки, ледяные дорожки для скольжения, снежные
фигуры для попадания в цель, снежные лабиринты (для ходьбы, бега, пролезания).
Весной и летом во время прогулок в играх и упражнениях детей необходимо
использовать природные условия окружающей местности. Канавки, пригорки,
поваленные деревья, пеньки, ручейки, деревья, кустики являются прекрасными
"пособиями" для приобретения детьми нужных и полезных навыков естественных
движений. Они могут служить препятствиями, которые нужно преодолеть в ходе игр или
упражнений. Малыши приучаются правильно двигаться в различной обстановке: ловко
пробегать между деревьями, сохраняя равновесие; проходить по узким тропинкам в лесу и
в поле; наклонившись пробираться между кустами; взбираться на пеньки; перешагивать
через кочки; переползать через бревна и т. д. Двигательный опыт детей обогащается,
совершенствуются функциональные возможности детского организма.
На свежем воздухе важно проводить игры с такими движениями, как бег,
перебрасывание мячей, бросание камешков, шишек и т. п., т. е. таких, для которых нужен
простор.
В помещении, так же как и на участке, желательно иметь пособия для упражнения
в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно
использовать и различную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через
положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под
нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т. д.
Помимо перечисленных выше пособий и предметов, для проведения игр и игровых
упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и
игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы
флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров
длинных и коротких, вожжей, обручей, небольших колечек, фанерных или картонных
кружков, кубиков, палок, кеглей.
Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия
выполнения двигательных заданий в играх.
Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие
каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши
сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это
важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям,
соблюдения определенного порядка.
При проведении сюжетных подвижных игр с малышами для ребенка,
выполняющего ответственную роль (кота, медведя, волка, петуха и др.) водящего, можно
использовать шапочки, некоторые элементы костюмов, подчеркивающие особенности
персонажей. Остальным детям, принимающим участие в качестве мышек, птичек, цыплят,
шапочки не обязательны. Но если игра проводится на праздничном утреннике или на
вечере досуга, то шапочки можно надеть всем детям, чтобы создать у них определенное
праздничное настроение.
Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования,
пособий являются необходимыми условиями для правильной организации проведения
подвижных игр.
Описание подвижных игр и игровых
упражнений
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста: пособие для воспитателя / Е.А. Тимофеева. – М.: Просвещение, 1986. – 67 с.