Украшение уголка природы в детском саду. Оформление уголка природы в старшей группе детского сада
Гульназ Хамидуллова
Здравствуйте уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию оформление уголка природы в средней группе "Березка".
Мир природы никогда нельзя познать только по картинке.
Чтобы ребенок научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы и стал всесторонне развитой гармоничной личностью необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу. В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания уголков природы в групповых помещениях .
У нас в садике проходил конкурс смотров уголков природы . Этому смотру мы готовились 1.5 месяца. Я полностью переделала наш уголок . Старалась оформить в соответствии с возрастными особенностями детей,их интересов и возможностей реализации их познавательной деятельности. В уголке природы есть календарь природы ,где дети отмечают время года,какая сегодня погода. Так же дети наблюдают и ухаживают за комнатными растениями. На современном этапе всё больше уделяется внимания практической поисково-исследовательской деятельности. В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование. Поэтому в уголке природы имеются материалы для детских исследований.
Публикации по теме:
Уважаемые коллеги! Для оформления уголка природы,хочу представить вам "Чудо дерево", со сменным пособием по сезонам. "Чудо дерево" получилось.
«Скворечник» для оформления уголка природы в группе. Мастер – класс. Ждет гостей высокий клен - Дом на ветке укреплен. Краской выкрашена.
Какое значение имеет уголок природы? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление.
Доброе время суток, уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию оформление и атрибуты уголка "ПДД" в нашей группе. В уголке есть всё.
Весеннее оформление уголка природы"Скворцы прилетели!" "У природы нет плохой погоды, Каждая погода - благодать. Дождь ли, снег, любое время.
Хочется украсить группу, сделать её уютной, оригинальной, тёплой, непохожей на другие. Я решила начать с уголка природы, чтобы дети могли.
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна.
Интересно оформленный в групповой комнате дошкольного учреждения является важной частью общего развития ребёнка. Месторасположение зависит от и его составляющих: наличия растений, их видов, различных панно. Важно, чтобы эта часть комнаты была хорошо освещена, а значит, наиболее подходящее место – у окна. Часто встречается, когда уголок природы располагается в общем , при этом он даже может иметь фонтанчик.
Чем можно оборудовать живой уголок?
Следует учесть, что санитарными правилами запрещается оборудовать уголок природы в групповой комнате клетками с животными. Растения не должны представлять опасности для детей (например, иметь колючки). Для разных возрастных групп формируется свой уголок природы в детском саду, варианты можно увидеть на фото ниже.
Знакомство с природойМладшая группа детей неприхотлива к видам размещённых растений, ведь их познания в области растениеводства очень невелики. А значит, достаточно расположить несколько видов долго цветущих растений с крупными и ярко выраженными листьями для простоты восприятия детьми. Подойдёт фикус, примула или герань. Одним из преимуществ уголка является предоставленная малышам возможность ухода за цветами. Разумеется, происходит это под наблюдением воспитателя.
А так же
В средней группе растения уже более разнообразны по внешнему виду, форме листьев. Количество их может достигать шести штук. Детям доверяется поливать растения, но не более. В случае если необходима пересадка, то им можно лишь наблюдать за процессом. Так, очень подходят для этой возрастной категории цветы аспарагус или хлорофитум.
Оформление может включать в себя фигурные поддоны для растений. Старшей группе необходимо большее разнообразие для полноценного развития. А потому, количество растений для этой возрастной категории детей можно увеличить и до семи видов, при этом они будут привлекать большее внимание, если на разных уровнях от пола горшки с цветами будут располагаться на изящных металлических подставках. Самостоятельно выполнить их вряд ли удастся, но можно заменить железную конструкцию подвесными кашпо, расположенными на разной высоте.
Природный уголок можно дополнить самописным украшением горшков для цветов. Для этого понадобится гуашь, кисть и декоративный лак. Узор, который наносится гуашью с наружной стороны горшков, может быть самым разнообразным. Здесь допускаются как конкретные образы, так и просто линии, затейливо перемежающиеся между собой. Для детей старшей и подготовительной групп будет интересно самостоятельно выполнить эту работу. После того, как краска высохнет, горшки покрываются лаком. И уже затем происходит посадка непосредственно растений.
Виды панно и процесс изготовления
Уголки природы в детском саду требуют в первую очередь творческого вливания в процесс их организации. Так, можно сделать панно, его размеры при этом ничем не ограничиваются. Понадобится рамка от картины, желательно крупного размера, распечатанная фотография живописной местности родного края, ленты нескольких цветов и бусинки разных размеров. Фотография помещается в рамку, по периметру которой прокладывается одна из лент. Крепление к дереву можно обеспечить кнопками с тыльной стороны рамы. Предварительно перед закреплением в произвольном порядке к ней пришиваются бусины. Из оставшихся лент выполняются цветы разного размера. Для этого нарезаются кусочки одной длины для каждого цветка. Затем методом наложения одной части на другую с соблюдением единого центра сшиваются в одной общей точке. Сверху крепится пуговица, подходящая по цвету и конструкция клеится к раме.
Можно выполнить схожее с предыдущим панно, применив предварительно изготовленный гербарий. Уголок природы в картинках тоже довольно интересный вариант. Для этого нужно на крупноформатных белых листах выполнить композиции при помощи высушенных листьев и цветов. Лучше использовать формат бумаги А3 и больше, чтобы картинки хорошо просматривались издали. Гербарий в этом случае крепится на клей ПВА.
Высадка живых растений
Творческое течение мысли необходимо для того, чтобы украсить детский сад, оформление уголков для которого является лишь малой частью возможных вариантов. Так, можно дополнять живой уголок в зависимости от сезона небольшими ящичками с рассадой, которая со временем будет высаживаться на близлежащем участке. Оформление детского уголка может сопровождаться не только высадкой живых растений, но и осенними букетами из собранных листьев или сушёных цветов.
Так как аквариум разрешается выставлять лишь в живом уголке общего коридора, то в групповой комнате можно сделать искусственный, при этом оформление уголков в детском саду в картинках несколько померкнет для детей в своей красочности. Но, тем не менее, понадобится пустой аквариум, морские камни, которые в любом порядке выкладываются на дне. Но предварительно на заднюю стенку аквариума наклеивается распечатанная фотография морского дна. При желании можно наполнить ёмкость водой.
Оформление детского уголка в библиотеке может включать в себя все перечисленные идеи, с одним лишь отличием – красиво расставленные книги между кашпо с цветами.
(Слайд 3) Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы.
Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
(Слайд 4) Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями.
Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
(Слайд 5) Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе?
Познавательное развитие : расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность.
Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение.
Воспитательное значение : формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
(Слайд 6) Практическое значение : приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность.
Оздоровительное значение : растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
(Слайд 7) Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.
(Слайд 8) Дети средней группы должны знать и уметь:
Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые).
Основные растительные группы: дерево, трава, куст.
Должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии.
Уметь поливать растения водой комнатной температуры.
Знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь).
(Слайд 9) Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы:
СанПиН 2.4.1.3049-13
п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения.
(Слайд 10) А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя.
Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.
(Слайд 11) С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.
(Слайд 12) Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому.
Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:
(Слайд 13) Макет «Домашние животные»
(Слайд 14) Макет «Дикие животные»
(Слайд 15) Макет «Домашние птицы»
(Слайд 16) Макет «Сухой аквариум».
(Слайд 17) Кроме этого, в уголке природы в нашей группе
имеются:
* Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи
* Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.
* Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные.
* Поделки из природного материала.
* Материал для труда.
* Дидактические и развивающие игры природного содержания.
* Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
(Слайд 19) Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.
(Слайд 20) Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы.
Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении
(Слайд 22) Критерии оценки уголков природы.
*соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13
*разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;
*наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;
*эстетичное оформление уголка природы;
*место размещения уголка природы и его доступность;
*создание условий для игр с песком и водой;
*отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;
*наличие сезонного материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
Берегите эти земли, эти воды, даже малую былиночку любя. Берегите всех зверей внутри природы, убивайте всех зверей внутри себя. Е. Евтушенко.
Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для результативного обучения, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Важное условие, необходимое для всестороннего развития и воспитания детей в детском саду, это оборудованный в группе уголок природы. Уголок природы – это одна из игровых и учебных зон групповой комнаты.
Уголок природы, нашей группы, который органично вписывается в интерьер, является украшением групповой комнаты и позволяет детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность. В данном уголке, нашим детям прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как они учатся ухаживать за растениями Уголок природы в ДОУ – это одно из условий наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой.
Какое же значение имеет уголок природы в нашей группе? Познавательное развитие: расширяются знания детей о природе, возникает интерес к ее познанию, стремление узнать новое, развивается любознательность, логическое мышление, внимание, наблюдательность. Эколого – эстетическое значение: формируется видение красоты природы, развивается творческое воображение. Воспитательное значение: формируются нравственные качества и эмоционально-позитивное отношение к природе (бережное отношение, забота о живых существах, уважение к труду, чувства патриотизма, любовь к природе).
Практическое значение: приобретение трудовых навыков по уходу за обитателями уголка природы и таких качеств, как трудолюбие, ответственность за порученное дело, инициативность. Оздоровительное значение: растения оздоравливают микроклимат помещения, увлажняют воздух, очищают и обогащают его кислородом, лечебные растения используются в лечебных целях.
Подбор и размещение объектов в уголок природы проводят в соответствии с возрастом, руководствуясь Программой воспитания в детском саду и Санитарными Правилами и Нормами. В связи с тем, что Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. Подбор растений проводят в соответствии с возрастом детей.
Названия 5-6 растений, называть их части (стебель или ствол, ветки, листья, цветы), уметь более точно описывать растение, отмечать форму листьев (овальные, круглые). - основные растительные группы: дерево, трава, куст. - должны различать растения и находить сходство по форме, величине, окраске листьев и цветов, уметь различать изменения в их развитии. - уметь поливать растения водой комнатной температуры. - знать какое растение нуждается в поливе, а какое нет (у одного земля светлая, сухая на ощупь, у другого земля темная, сырая на ощупь). ДЕТИ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ ДОЛЖНЫ ЗНАТЬ И УМЕТЬ:
Чтобы уголок природы выполнял возложенные на него функции, нужно продумать все до мелочей. Конечно, учитываются санитарные нормы: СанПиН 2.4.1.3049-13 п.6.11. не допускают размещение аквариумов, животных, птиц в групповых помещениях, здесь помещают только растения. п. 7.5. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях.
А так же взять во внимание возраст деток, воспитательную программу, но в целом, то, как оформить уголок природы, - зависит от фантазии и умений воспитателя. Прежде чем заняться оформлением уголка природы в группе необходимо правильно выбрать его месторасположение. Как правило, это самая светлая и солнечная часть комнаты.
С целью развить у малышей наблюдательность и закрепить материал о временах года и сезонных особенностях погоды, в уголке природы необходимо поместить календарь погоды. С его помощью детки каждый день смогут отмечать погоду по возвращению с прогулки, а спустя время делать соответствующие выводы.
Оформление уголка природы своими руками – это кропотливый труд, требующий определенных знаний, усердия, а главное большого стремления воспитать в ребятах добрые чувства, отзывчивость, внимательность и чуткое отношение ко всему живому. Поэтому в нашем уголке находятся следующие макеты:
МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»
МАКЕТ «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»
МАКЕТ «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ»
МАКЕТ «СУХОЙ АКВАРИУМ».
Кроме этого, в уголке природы в нашей группе имеются: Сезонным материал, к примеру, овощи и фрукты или их муляжи Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее. Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные. Поделки из природного материала. Материал для труда. Дидактические и развивающие игры природного содержания. Оборудование для экспериментов. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал.
Так же в уголке природы, дети самостоятельно могут построить из деревянного конструктора свою ферму для животных.
Наполнение уголка природы необходимым материалом будет зависеть от возраста детей и от требований Программы воспитания. Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы детей привлекают к выполнению отдельных трудовых поручений. А со старшей группы вводятся дежурства по уголку природы. Таким образом, уголок природы в детском саду нужен не только как оформление детского сада, но и является необходимой составляющей педагогического процесса в дошкольном учреждении
«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ещё и ещё раз возвратиться к тому, что он узнал» Сухомлинский В. А.
Критерии оценки уголков природы. *соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 *разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера; *наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы; *эстетичное оформление уголка природы; *место размещения уголка природы и его доступность; *создание условий для игр с песком и водой; *отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей; *наличие сезонного материала.
Составила: старший воспитатель МБДОУ №2 Гапоненко Марина Сергеевна, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №2 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно — речевому направлению развития воспитанников» г. Кемерово. 2016г.
Цель: раскрыть воспитательно-образовательное значение уголков природы в дошкольных учреждениях, подбор и размещение объектов уголка природы.
«Природа так обо всём позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться»
Леонардо да Винчи.
Уголки природы в дошкольном образовательном учреждении - это неотъемлемая часть образовательной среды каждой группы. Считаем важным, в рамках ознакомления детей с окружающим миром, с помощью уголков природы привлечь детей к постоянному непосредственному общению с ней.
Цель работы — средствами уголка природы в ДОУ осуществлять экологическое воспитание, обучение, развитие и социализацию воспитанников.
В работе с детьми ставим перед собой следующие задачи:
- средствами природы воспитывать эстетические и патриотические чувства,
- развивать умение видеть связи между явлениями,
- формировать умения и навыки по уходу за растениями и животными,
- воспитывать заботливое отношение ко всему живому.
Хорошо оборудованный и удачно расположенный уголок природы в ДОУ украшает групповую комнату, доставляет удовольствие детям, дает возможность проводить интересные наблюдения, ухаживать за растениями в течение года.
В уголке природы дети сосредотачивают свое внимание на большом количестве объектов, что обеспечивает их глубокое познание. На основе знаний и навыков, которые приобретают дошкольники, формируется интерес к природе, бережное отношение ко всему живому, чувство ответственности. Уголок природы должен быть эстетичен, не перенасыщен атрибутами, находится в чистоте, а так же соответствовать возрасту детей.
Труд и наблюдения детей за растениями и животными, в уголке природы организуют в течение всего года (зимой, поздней осенью и ранней весной). Поскольку в условиях средней полосы труд и наблюдения детей на участке в эти периоды значительно сокращаются, уголок природы обеспечивает возможность для непрерывной систематической работы по ознакомлению детей с природой.
Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, по возможности, можно организовать экологическую комнату для всего детского учреждения. Ее можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Уголок природы в ДОУ может быть оформлен природными материалами: ракушками, камешками, шишками, веточками, поделками детей.
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые образовательной программой ДОУ. Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений.
Оборудование уголка природы в группах содержит:
- календарь природы,
- комнатные растения (в соответствии с требованиями возрастной группы и безопасности, таблички и паспорт на каждое растение),
- инвентарь для ухода за ними (ящики для рассады, лейки, совочки, палочки для рыхления, тазики, тряпочки, фартуки, грабельки.),
- оборудование для экспериментирования (мини-лаборатория для продуктивной и исследовательской деятельности, рисунки детей по результатам наблюдений и экспериментов),
- природные зоны (макеты),
- дидактические игры по экологии, презентации о природе,
- уголок дежурств (начиная со средней группы),
- наглядный материал (альбомы и их сериация по темам: изображения природы в разные времена года, животных, насекомых, растений и т. д.)
- природный материал для поделок,
- образцы семян растений, гербарии,
- аудиозаписи звуков природы,
- природоведческая литература (методическая и детская),
- материал для работы с родителями по вопросам экологического воспитания (памятки, консультации, конспекты мероприятий и т. д.).
Иллюстративно-наглядный материал, используемый в уголках природы, помогает закреплять и уточнять представления детей, полученные в ходе непосредственного восприятия природных явлений. С его помощью можно формировать знания об объектах и явлениях природы, которые в данный момент или в данной местности наблюдать невозможно (например, показать диких зверей или домашних животных других климатических зон можно только на картине).
Перечисленное содержание уголка природы, может быть использовано как критерии оценки уголков природы в ДОУ.
В каждой группе находятся комнатные растения для наблюдения и ухода за ними. Существуют примерные требования к содержанию растений в ДОУ.
При отборе растений в уголок природы в ДОУ мы педагоги должны учитывать ряд требований, что помогает избежать ошибок и обеспечивает эффективность воспитательно-образовательного воздействия наблюдений детей:
- растения должны быть типичными для той или иной систематической или экологической группы, что дает возможность познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений,
- растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание детей дошкольного возраста,
- необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений, это дает детям возможность увидеть в объектах не только общие, но и индивидуальные признаки, подводит ребят к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов,
- растения должны быть абсолютно безопасными для здоровья дошкольников.
Уголок природы в ДОУ — место посильного труда и наблюдений детей.
Уход за его обитателями по качеству и затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при помощи воспитателя). Поэтому подбираются неприхотливые растения, не требующие для своего содержания сложного оборудования.
Необходимо, так же учитывать возможности нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения дошкольного учреждения с его повышенной температурой, сухостью, наличием шума.
По вопросу подбора растений нами была создана презентация-консультация для воспитателей В ней подробно рассказывается о разных видах комнатных растений, и полезных и в том числе о ядовитых растениях, которые нужно убрать из группы или поставить в недосягаемое для детей место.
Задача взрослых помочь увидеть своеобразие и тайны жизни растений, их красоту, ради которой они содержаться дома и в детском саду.
В группах должно быть наличие достаточного количества растений в соответствии с возрастом детей. Внешний вид растений обязательно должен быть ухоженный. По необходимости на каждое растение прикрепляют таблички с названием и способами ухода за ними. Табличка может быть следующего содержания: название растения, его происхождение, схематичное изображение способов ухода (светолюбивость, полив и т. д.).
В рамках педсовета по экологическому воспитанию дошкольников воспитателями нашего ДОУ были представлены авторские игры по экологическому воспитанию, которые используются в группах. Родители воспитанников оказывали помощь в изготовлении календарей природы и других дидактических материалов.
В течение года уголки природы пополняются пособиями, наглядным и демонстрационным материалом, приобретенным, а так же изготовленным руками воспитателей и родителей воспитанников.
1. Значение живого уголка в ознакомлении дошкольников с природой
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. Ознакомление детей с природой в детском саду требует постоянного непосредственного общения с ней.
В дошкольном учреждении ребят знакомят с природой, происходящими в ней в разное время года изменениями. На основе приобретенных знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относиться ко всему живому. Любовь к природе, навыки бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера, таких, как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых, охраняющих и умножающих природные богатства.
Познакомить детей с природой, воспитать любовь к ней поможет уголок природы детского сада, где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Каждая возрастная группа имеет свой уголок природы, однако хорошо иметь и общий уголок природы для всего детского учреждения. Его можно использовать для пополнения обитателей уголков природы возрастных групп.
Уголок природы предоставляет возможность сосредоточить внимание детей на небольшом количестве обитателей, на наиболее типичных их признаках и тем самым обеспечить более глубокие и прочные знания. Разнообразие растений и животных, с которыми дети встречаются непосредственно в природе, затрудняет выделение общего, существенного и закономерного в жизни растений и животных.
Ознакомление с ограниченным количеством специально подобранных объектов в уголке природы позволяет решить эту сложную и важную задачу. Имеет значение и пространственная близость обитателей уголка природы. Дети получают возможность хорошо рассмотреть растения и животных, наблюдать за ними длительное время.
Обитателей уголка природы дети видят ежедневно, что облегчает работу воспитателя; под его руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные, какие условия для них нужно создавать.
В уголке природы дошкольники могут в течение всего дня подходить к животным и растениям, рассматривать их, вести за ними длительное наблюдение. У детей расширяются конкретные знания о природе. При ознакомлении с живыми объектами у дошкольников развивается наблюдательность, интерес к природе.
Во время работы в уголке природы у детей дошкольного возраста развиваются следующие познавательные процессы: восприятие, мышление, воображение, а также внимание и память. Дети мыслят (устанавливают причинно – следственные связи), запоминают названия обитателей уголка природы, придумывают игры с использованием объектов уголка природы. Во время ухода за обитателями природы у детей формируются трудовые навыки и такие ценные качества, как трудолюбие, бережное отношение к живому, ответственность за порученное дело.
Проведение педагогической работы в уголке природы позволит увидеть: неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; многофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; специфику живого организма (растительного, животного), его отличие от предметов; многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой, и многое другое.
2. Животные и растения - постоянные обитатели уголка природы
При отборе растений и животных для уголка природы следует учитывать требования, предъявляемые «Программой воспитания в детском саду». Только при этом условии можно обеспечить воспитательное и образовательное воздействие на детей труда и наблюдений. Многие педагоги сходятся во мнении, что пополнять уголок природы нужно постепенно, чтобы дети могли рассмотреть внесенные объекты и понаблюдать за некоторыми из них. При пополнении уголка природы, нужно привлечь внимание всех детей к новым растениям и животным, назвать их, рассмотреть вместе с детьми, рассказать, где произрастает растение постоянно, определить ему место в уголке природы и рассказать детям, как за ним нужно ухаживать.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
1. Растение или животное должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений и животных.
2. Уход за обитателями уголка по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения и животных, неприхотливых к пище и уходу за ними.
3. Растения и животные в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать еще не очень устойчивое внимание дошкольника.
4. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений и животных; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведет их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
5. Растения и животные должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
6. Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития животных и растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая обитателей в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности. Так, одни комнатные растения (герань, кактусы и др.) нуждаются в большом количестве солнечного света, их следует поставить на самое светлое место, другие (например, узамбарская фиалка) плохо переносят прямые солнечные лучи.
Биология ящерицы и лягушки такова, что террариум, где живет ящерица, следует ставить на хорошо прогреваемое солнцем место, террариум с лягушкой должен быть непременно в тени.
Вместе с тем уголок природы должен радовать глаз, украшать интерьер. И наконец, следует размещать объекты таким образом, чтобы дети могли свободно подходить к ним, наблюдать и трудиться в уголке природы.
Всех обитателей уголка природы в детском саду можно подразделить на постоянных и временных. Первые живут в уголке круглый год (комнатные растения, рыбки и т. д.), вторые вносятся на короткое время.
Временные обитатели - это растения и животные местного края, жизнедеятельность которых особенно интересно и ярко проявляется в те или другие сезоны (первоцветы весной, яркие растения цветника, цветущие осенью, насекомые и др.).
Постоянные обитатели уголков природы в детском саду - комнатные растения. Они издавна украшали жилище человека. Одни из них обильно и долго цветут, другие имеют красивую листву, стебли их разнообразны (прямостоячие, лежачие, восходящие, вьющиеся и т. д.). Большинство комнатных растений - выходцы из тропических и субтропических стран: жарких пустынь н саванн, тропических влажных лесов и болот, горных склонов и долин.
В зависимости от места произрастания в природе комнатные растения требуют различного ухода (разной почвы, поливки, степени освещенности и т. д.). Интересны комнатные растения и тем, что каждый вид имеет свои сроки и периоды активной вегетации. Комнатные растения - ценный дидактический материал, они являются обязательными обитателями уголка природы.
Традиционно для уголка содержание рыб в аквариуме. В аквариуме могут жить как рыбы местных водоемов (малый прудовой карась, красноперка, вьюн, верхоплавкн и др.), так и неприхотливые виды экзотических теплолюбивых рыбок (гуппи, меченосцы, скалярии и др.).
Наблюдения за рыбами разнообразны, а труд по уходу за ними вполне доступен дошкольникам (кормление, уборка аквариума, частичная смена воды).
Желательными обитателями уголка природы являются птицы. При правильном уходе они хорошо себя чувствуют, поют, даже размножаются. Дети с большим интересом и любовью ухаживают за ними, кормят их, следят за чистотой в клетках. Труд по уходу за птицами предоставляет воспитателю возможность формировать у ребят бережное и заботливое отношение к ним.
Целесообразно для наблюдения содержать в детском саду зерноядных и всеядных зимующих птиц (чижа, щегла, снегиря, чечетку, клеста и др.). Но этих птиц можно держать в неволе только в самое трудное для них время - зимой; весной их необходимо выпустить на волю. Постоянные жители уголка природы - канарейки и волнистые попугайчики. Эти птицы давно уже стали домашними.
Из пресмыкающихся можно содержать только черепах - болотную или сухопутную.
Из многочисленного и разнообразного по составу класса млекопитающих требованиям отбора отвечают прежде всего грызуны: кролик, белка, морская свинка, хомячок. Неприхотливая пища, малые размеры помещений для их содержания, мирный нрав животных и почти полная безопасность, разнообразие повадок делают их желанными обитателями уголков природы.
Животные могут содержаться и на участке. Хорошо иметь семейство кур, утку с утятами, козленка или других мелких домашних животных. Кроликов также содержат на участке.
Оборудование уголка природы в разных возрастных группах
3. Уголок природы в младших группах
При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают прежде всего особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи. Малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).